Логопедическая работа при сенсорной афазии грубой степени выраженности

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» – сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.
Читайте также:
Развитие моторной сферы у детей с дизартрией

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.
Читайте также:
Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение

Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.

Особенности афазии

Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис.

Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.

Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.

Причины афазии

Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.

Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:

  1. Речевая зона Брока. Это моторный центр, который отвечает за формирование устной речи и моторную функцию.
  2. Речевой центр Вернике. Этот центр участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:

  • Черепно-мозговая травма. Травма может быть закрытой или открытой. В этом случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие центры, в зависимости от силы удара и куда он был нанесен.
  • Инфаркт мозга и геморрагический инсульт. В результате инфаркта мозга происходит ишемическое повреждение мозга. При остром нарушении мозгового кровообращения (геморрагическом инсульте) возникает нетравматическое внутримозговое кровоизлияние. К возможным факторам, которые могут привести к сосудистым и ишемическим поражениям, относится гипертония, атеросклероз и т.д. При этом у пациентов, которые перенесли геморрагический инсульт, чаще всего диагностируется тональный или смешанный афазический синдром; у больных с ишемическими нарушениями – моторная, тональная и сенсорная афазия.
  • Онкология. В данном случае патология развивается при повреждении речевого центра опухолью.
  • Операции, проведенные на головном мозге.
  • Хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (болезни Пика, очаговые варианты болезни Альцгеймера).
  • Энцефалит, менингит и другие инфекционно-воспалительные заболевания. Эти причины чаще всего приводят к появлению афазии у детей.

Основная симптоматика

В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.

К основным симптомам афазии относятся:

  • Пропуск отдельных слов, фраз, замена букв.
  • У человека замедляется речь, появляются достаточно длинные паузы между предложениями. В других случаях речь может быть, напротив, очень быстрой и сбивчивой.
  • Грамматические и синтаксические ошибки в речи.
  • Человек может не помнить название объекта или предмета, при этом он будет знать его внешний вид и функцию. В большинстве случаев он может вспомнить название в случае подсказки (если назвать первый слог, то человек вспомнит его окончание).
  • Невозможность распознавания языковой речи.
  • Составление неполных предложений, неправильное произношение, интонация и ударение в словах.

Классификация афазии

В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.

Динамическая афазия

Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.

Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.

Акустико-гностическая афазия

Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.

При сенсорной афазии нарушено слуховое восприятие при нормальном физическом слухе. Сама же речь таких пациентов в первые 2 месяца после начала мозговой катастрофы напоминает «речевую окрошку», представляя собой случайный набор звуков и слов. Затем у человека развивается логорея с выраженными вербальным, литеральными парафазиями и аграмматизмами.

Акустико-мнестическая афазия

Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.

Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.

Амнестико-семантическая афазия

Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:

  • Забывание названий предметов.
  • Проблемы с пониманием сложных речевых оборотов, которые отражают временные, пространственные и причинно-следственные взаимоотношения.
  • Проблемы с пониманием причастных и деепричастных оборотов.
  • Непонимание крылатых фраз, метафор, пословиц и т.д.
  • Характерной чертой этого нарушения является невозможность работать с тремя предметами. Пациент может взять чашку и справа от нее положить ложку, но если дать ему еще и вилку, то это вызовет у него затруднение.
Читайте также:
Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Эфферентная моторная афазия

Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.

Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.

Афферентная моторная афазия

Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).

При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.

Основные методы диагностики

Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.

Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.

Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).

Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:

  • Спонтанная речь: Речь оценивается по беглости, количеству произносимых слов, способности инициировать речь, наличию спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений и просодии.
  • Называние: Пациентов просят назвать объекты. Те из них, кто испытывает затруднения при назывании, часто прибегают к многословным описаниям объекта (например, «то, что вы используете для того, чтобы сказать время» вместо «часы»).
  • Повторение: Пациентов просят повторить грамматически сложные фразы (например, «никаких если, и, или но»).
  • Понимание: Пациентов просят указать на объекты, которые называет врач, выполнить команду в одно или несколько действий, ответить на простые и сложные вопросы «да» или «нет».
  • Чтение и письмо: Пациентов просят написать какую-либо произвольную фразу и громко ее зачитать. Оценивают понимание, произношение, письмо под диктовку.

Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).

Нейропсихолог также проводит диагностику:

  • слухоречевой памяти;
  • праксиса;
  • зрительного гнозиса;
  • интеллектуальных процессов;
  • конструктивно-пространственной деятельности.

В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.

Сенсомоторная афазия у детей признаки и лечение

Откуда берется болезнь?

Причина сенсомоторной афазии — повреждение структур головного мозга, ответственных за синтез и восприятие речи. Чаще всего страдают заднелобные отделы и височные доли. К этому могут привести:

  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • отравления веществами, преимущественно действующими на нервную систему (в том числе токсинами, образующимися внутри организма при инфекциях);
  • нейроинфекции — энцефалиты, арахноидиты и менингиты, вызванные различными бактериями, вирусами, грибками;
  • эпилепсия;
  • заболевания, при которых собственный иммунитет пациента разрушает нервные волокна;
  • опухоли и абсцессы внутричерепных структур;
  • инсульты.

Гибель нейронов в областях, ответственных за восприятие речи, приводит к сенсорной афазии. Если пострадал центр, отвечающий за артикуляционные движения, наступает моторная. Сенсорно-моторная афазия возникает при поражении обеих зон. Это сочетанная патология, и коррекции она поддается сложнее, чем другие виды афазий.

Считается, что нервные клетки не восстанавливаются. Это действительно так, но если пострадали нервные волокна, они восстановиться могут. Это длительный процесс, поэтому поврежденный мозг обычно идет по другому пути — строит новые связи между клетками. Фактически ребенок снова обучается утраченным навыкам, но его мозг уже более зрелый, чем у младенца, и, в отличие от взрослого, все еще пластичен. Сохраняется и заложенная база, обучение ведется не совсем с нуля. Поэтому процесс реабилитации идет достаточно быстро.

Вверх по ступенькам

Сенсомоторная афазия может протекать с разной степенью тяжести поражения. Во время коррекции стадии сменяют друг друга от более тяжелых к более легким, поэтому процесс выздоровления можно сравнить с подъемом вверх по лестнице — от полной немоты к нормальной речевой функции. К сожалению, если не лечить пациента, то ситуация становится хуже. Особенно это каcается детей: не имея возможности коммуницировать при помощи речи, они начинают отставать и в умственном развитии.

При сенсомоторной афазии выделяют такие степени поражения речевого аппарата:

  1. легкая — понимание и воспроизведение речи нарушены незначительно, больной путает звуки, допускает аграмматизмы, но в целом его можно понять;
  2. выраженная — сохранена автоматическая речь, понимание обращенной речи вызывает значительные затруднения;
  3. глубокая (грубая) сенсомоторная афазия — недоступны автоматизмы, возможны односложные ответы на простые вопросы;
  4. тотальная — пациент издает нечленораздельные звуки, на обращенную речь не реагирует.
Читайте также:
Профилактика оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ

Тотальная сенсомоторная афазия — сложный случай как для пациента, так и для специалистов-реабилитологов, но даже в такой ситуации надежда на полное выздоровление не просто есть, она имеет под собой серьезные основания.

Дееспособность при грубой и тотальной сенсомоторной афазии, как правило, частично ограничена, поскольку человек не понимает обращенную к нему речь и нет уверенности в том, что он полностью понимает текст. Но для временного лишения человека некоторых прав в каждом конкретном случае необходимо решение суда, который запросит экспертное мнение врачей. Нельзя забывать, что у детей сенсорномоторная афазия чаще всего преходящее явление. Высок потенциал восстановления речи и у взрослых. Сам по себе остаточный дефект речи при сохраненном понимании разговора и текста — не повод лишать человека права совершать сделки.

Забыть, как страшный сон

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» при сенсорномоторной афазии у детей практикуется комплексный метод. Пациент получает лечение у невролога, а коррекцией речи занимается у логопеда.

Специалисты нашего центра хорошо знакомы и с нарушениями, которые сопутствуют афазии. Мы лечим двигательные расстройства, проблемы поведения. Всем этим можно заниматься параллельно, и такая тактика считается оптимальной. Чем быстрее после повреждения нервной системы начато восстановление, чем спокойнее ребенок, тем быстрее и лучше результат.

Задача логопеда — помочь ребенку восстановить нейронные связи или, если поражение головного мозга необратимо, наработать новые связи взамен утраченных. Для этого используются упражнения, части из которых специалисты обучают и родителей: обеспечить необходимую интенсивность занятий в центре невозможно, ведь ребенку нужно упражняться несколько раз в день.

Часто специалисты сталкиваются с высоким уровнем тревожности у страдающих сенсомоторной афазией детей. Это связано как с утратой ребенком привычного способа контакта с миром, так и с последствиями повреждающего фактора, который привел к афазии. Тревожность и гиперактивность ребенка значительно осложняют занятия с логопедом. Но эта проблема решается в рамках комплексного подхода к терапии: невролог может назначить успокоительные лекарства, которые допустимы при нынешнем состоянии ребенка, или физиотерапию. Возможно, врач порекомендует дополнительные занятия с психологом, которые помогут малышу адаптироваться к своему временному состоянию, поверить, что все можно исправить. Когда ребенок станет спокойнее, прогресс в его занятиях с логопедом станет еще более заметным.

У детей восстановление при сенсомоторной афазии идет быстро: легкие нарушения компенсируются за 4-5 недель, средние — обычно за полгода. При тяжелых поражениях точное время, необходимое для реабилитации, заранее предсказать невозможно. Сроки можно будет уточнить по мере улучшения состояния пациента.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Инсульт (синоним — острое нарушение мозгового кровообращения) — это гибель участка головного мозга, связанная с прекращением его кровоснабжения. Нарушение кровоснабжения отдельных участков мозга приводит к появлению афазии. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли. В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных проявляются в форме тотальной афазии: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. При тотальной афазии пациенту непонятны письменная и устная речь. Обычно поражение локализовано в области левого полушария, и оно довольно обширное.

Если тотальная афазия обусловлена сосудистым генезом, то нередко у пациентов наблюдается тенденция к медленному восстановлению речи. В этом случае, вид речевых нарушений может быть схожим с афазией Брока, или некоторыми другими типами этого заболевания. Обычно, возникновение тотальной афазии происходит в результате инсульта, когда одновременно поражен сенсорный и моторный отдел речи. Данный процесс захватывает всю область мозговой средней артерии. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться грубой моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

Логопедические занятия при тотальной афазии начинают с восстановления понимания речи на слух. Методика стимулирования понимания речи на слух для больных с тотальной афазией основана на соотнесении ими интонаций с жестом, вызывании определенных двигательных и мимических реакций у больного, использовании фонологических особенностей интонаций. Для стимулирования понимания речи на слух больному с тотальной афазией предлагается выполнять по устной инструкции различные действия.

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы.

Первый, связан с применением прямых растормаживающих методов работы. В основном они используются в инициальной стадии заболевания и рассчитаны на использование резервных внутрифункциональных возможностей. Приемы и способы растормаживания в процессе обучения сводятся в основном к разнообразному активированию речевой деятельности и снятию тормозного фона. Больных настойчиво стимулируют посредством различных заданий к активному речевому общению. Используются следующие приемы и упражнения:

  1. Порядковый счет от 1 до 10 — ти.

— Счет с любой произвольной цифры (от 5, 6 и т.д.).

— Выделяем цветом любую цифру (или две). Считаем от 1 до 10, но при

этом выделенные цифры произносим громко, остальные — шепотом (вполголоса).

— Те же самые приемы, только счет происходит в обратном порядке.

  1. Называние дней недели.
  2. Перечисление месяцев года.

Обходные методы предполагают произвольное освоение способом восприятия речи и собственного говорения. Это обусловлено тем, что обходные методы требуют от больного реализации пострадавшей функции новым способом, который отличается от привычного упроченного в преморбидной речевой практике. Восстановление ряда речевых функций требует подключения неречевых опор. Поэтому последовательность работы над речевыми и неречевыми функциями решается в каждом конкретном случае в зависимости от того, каково сочетание вербальных и невербальных компонентов синдрома. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций. Восстановлению речи способствует:

  1. вовлечение больного в простые неречевые виды деятельности, например:
Читайте также:
Нарушения высших психических функций при поражении правого полушария мозга

— конструирование кубиков, складывание пазлов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д..

— игра в лото, домино, игральные карты.

— раскладывание серийных картинок, сюжетов.

  1. использование заданий, предполагающих понимание речи:

— показ частей тела,

— показ предметов, действий на картинках,

— выполнение простых инструкций.

  1. стимулирование простых диалогов, требующих ответа одним – двумя словами или жестом.
  2. стимулирование чтения и письма, предлагая такие задания, как :

— раскладывание подписей под картинками,

— работа с предметным лото,

— называние (или выбор из предложенных) цифр, букв,

— запись под диктовку (или выбор из предложенных) цифр, букв,

— письмо и чтение привычных и простых слов, фраз.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи. Проведя логопедическое обследование больного с тотальной афазией, мы разработали индивидуальный план логопедической работы.

Пациент Е. 72 года. Острое нарушение мозгового кровообращения левой среднемозговой артерии от 31 марта 2014 года.

Нейропсихологическое логопедическое обследование.

Жалоб не предъявляет из-за сложности речевого нарушения.

  1. Импрессивная речь: Ситуативно-бытовую речь понимает, понимание сложных лексико-грамматических конструкций затруднено. Латентный период выполнения заданий увеличен.

Экспрессивная речь: представлена «эмболом» (дввву).

Фонематический слух нарушен.

Орально-артикуляционный праксис нарушен.

Чтение и письмо в стадии распада.

Показ номинаций по картинкам осуществляет выборочно.

Автоматизированная, дезавтоматизированная речь нарушена.

  1. Форма и положение языка по средней линии. Девиаций не обнаружено.

Глотание не нарушено.

Тонкие дифференцированные движения языка и звукопроизношение исследовать не удалось.

Тонус мышц языка повышен.

Заключение: эфферентно-афферентная моторная афазия. Сенсорная афазия. Нарушение речи I степени выраженности.

  1. Восстановление понимания обращенной речи: подпись под картинки; списывание; разложение картинок.
  2. Преодоление орально-артикуляционной апраксии, работа с автоматизированными рядами (растормаживание)
  3. Занятия неречевой деятельностью (решение примеров, домино, лото, классификации, исключение четвертого лишнего).

Таким образом, восстановление речи при тяжелых формах афазии включает в себя как стимулирование понимания речи на слух, так и растормаживание экспрессивной стороны речи.

Логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества врача, логопеда, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. Поэтому важен отбор больных для проведения интенсивного восстановительного лечения и обучения. Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень, мотивация, наличие признаков левшества, соматические заболевания и их динамика).

Список использованной литературы:

  1. Шорох – Троцкая, М.К. Стратегии и тактика восстановления речи. / М.К. Шорох – Троцкая. – М.: ЭКСМО Пресс, В.Секачев, 2001. – 432 с.
  2. Шкловский, В.М., Визель, Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии, М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000. — 96 с.
  3. Визель, Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование — М.: В. Секачев, 2005.-24 с.[schema type=»book» name=»ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА» author=»Адиян Альвина Арменовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Сенсорная афазия

Заболевание, при котором у человека наблюдается снижение словесно-логического мышления и проявляются другие расстройства восприятия речи, получило название сенсорная афазия. В отличие от других форм, сенсорная считается легкой, пациент способен воспринимать отдельные слова и короткие фразы на не во всех случаях. Человек с расстройством такого плана слышит, но не так как надо, слова звучат, будто на другом языке. На этом фоне усиливается тревога, не исключена дезориентация в пространстве.

Информация о заболевании

Сенсорная афазия – речевое расстройство, имеющее общие симптомы и схожее течение с алалией. Различие в том, что последняя, проявляется только у детей, а афазию диагностируют у взрослых пациентов, перенесших инсульт и другие поражения головного мозга. При этом расстройстве человек не воспринимает обращенную к нему речь.

Сенсорная афазия проявляется, если у человека происходит поражение головного мозга в области височных долей. При этом само заболевание насчитывает 3 подвида:

  • корковая. Тяжелое расстройство, сопровождающееся поражением центра Вернике, отвечающего за восприятие и обработку звуков. Расстройство полное, человек не понимает и не произносит звуки;
  • транскортикальная сенсорная афазия или акустико гностическая сенсорная афазия. В процессе этого заболевания нарушается проведение нервного импульса между центрами Вернике и Брока, находящимися в лобной доле мозга. При этом сохраняется способность к восприятию простых речевых конструкций;
  • субкортикальная. Поражение сопровождается искажением трансляции импульсов от центров, воспринимающих звуковую информацию, выступающих процессорами преобразования.

Симптомы сенсорной афазии:

  • отсутствие способности воспринимать речь при сохранном слухе;
  • нарушения речи различного уровня, ее полное отсутствие;
  • тревожность, сопровождаемая агрессией, связанная с непониманием происходящего;
  • повышенная двигательная активность, пациенты не находят себе место;
  • судороги;
  • нарушения сознания;
  • ухудшение зрения.

Сенсорная афазия возникает при таких заболеваниях, способных ее спровоцировать:

  • менингит;
  • инсульт;
  • энцефалит;
  • печеночная энцефалопатия;
  • цереброваскулярная недостаточность;
  • транзиторные ишемические атаки;
  • травмы головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • опухолевые процессы.
Читайте также:
Российская ассоциация дислексии

Специфические методы профилактики – отсутствуют. Достаточно периодически посещать врача невролога, чтобы минимизировать риск развития инсульта и суметь предупредить сосудистые изменения головного мозга.

В 60% при инсульте головного мозга состояние пациента можно улучшить. В ряде случаев, при незначительных нарушениях, слаженной работе пациента, его родственников, логопеда и дефектолога, удается добиться полного и устойчивого восстановления.

Общие сведения о лечении

Вылечить рекуррентную сенсорную афазию и восстановить способность человека воспринимать речь других и участвовать в диалоге возможно. Для этого при появлении первых признаков расстройства стоит обратиться к профильным специалистам: неврологу, логопеду, дефектологу. Проблему устраняют консервативно и оперативным способом, в ходе нейрохирургической операции.

На начальном этапе диагностики сенсорной афазии, специалисты оценивают тяжесть состояния пациента в ходе беседы, обращают внимание на определенные аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию при беседе;
  • как ориентируется в ситуации;
  • может ли выразить свое мнение, рассказать о размышления;
  • есть ли речевые автоматизмы.

В качестве основного метода диагностики используется МРТ. Это исследование позволяет четко визуализировать состояние нервных тканей. После первичного обследования проводится визуализация отдельных участков мозга, височных долей. Для оценки кровотока проводят сканирование сосудов шеи и головного мозга, это позволяет оценить тяжесть патологии.

Терапия стационарная. На ранних этапах воздействие заключается в первичной помощи и адаптации, устранение симптомов и борьбу с причиной. После восстановления возможности воспринимать звуки проводятся реабилитационные мероприятия.

Для терапии применяют средства ноотропного действия, антигипоксические препараты. Использования медикаментов достаточно, если случаи незапущенные. При аневризмах и опухолях, восстановить способность воспринимать речь не получится без оперативного вмешательства.

Распространенные вопросы

Какой шанс на полное восстановление функций после инсульта?

Вероятность полного восстановления речи после инсульта присутствует, но точный прогноз можно сделать после осмотра пациента и оценки его состояния. Лучших результатов можно достичь, если пациент молодой. В зрелом и пожилом возрасте. Восстановление проходит сложнее и не всегда дает результаты.

Нужен ли пациенту логопед?

Восстановлением речи у взрослых пациентов занимается логопед, но обращаться к нему можно только после консультации с неврологом. Важно убедиться, что организм способен воспринимать нагрузку и готов к обучению.

Сколько длится лечение?

Установить точные сроки восстановления при нарушениях неврогенного происхождения невозможно. Крайне важно то, насколько быстро организм отреагирует на назначенные медикаменты. Многое зависит от тяжести состояния самого пациента, его возраста и того, сколько времени прошло после травматического воздействия или приступа.

Какие последствия афазии для человека?

По мнению психиатров, таким людям очень тяжело находиться в обществе. Из-за подобного непонимания сильно страдает нервная система, потому главная задача медиков – ликвидировать проблему и вернуть пациента к нормальной жизни. Если восстановление невозможно, показана консультация психиатра для коррекции агрессии и других расстройств.

Что должны делать родственники?

Логопедические занятия помогают восстановить речь, но лучших результатов можно добиться, если заниматься с человеком ежедневно, проходя несколько уроков. Делать это может сам пациент (при легком поражении), в тяжелых случаях занятия должны контролировать родственники.

Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Отталкиваясь от коррекционных задач, Р.Е. Левина разделила многообразие недоразвития речевых сторон на 3 уровня. В дальнейшем каждый уровень был охарактеризован соотношением основного дефекта и второстепенных проявлений, затормаживающих формирование речевых компонентов.

Чем выше уровень речевого недоразвития, тем выше уровень речевых возможностей. [Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с. ]

В процессе изучения детей с общим недоразвитием речи, в результате длительного комплексного психолого-педагогического обследования Т.Б. Филичевой был выявлен и описан еще один уровень общего недоразвития речи. [Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. –М., 2000. – 314 с.]

Признаки ОНР

Общепринятыми признаками общего недоразвития речи считается:

  • позднее появление первых слов;
  • бедность всех сторон речевой деятельности;
  • запаздывание в формировании, а не в понимании высказывания;

Причины ОНР

Причинами возникновения общего недоразвития речи могут послужить различные факторы. Т.Б. Филичева к причинам, которые вызывают ОНР, относит: интоксикации и инъекции плода во время его вынашивания, также различные травмы при родах, удушье, конфликт крови плода и матери, а также травмы повлекшие за собой повреждение мозговой структуры в период от рождения до трех лет [Филичева Т.Б.Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. –М., 2000. – 314 с.].

Шаховская, ссылалась на А. Ивнинг, которая указывает на то, что у детей с таким нарушением отсутствует образец слова.

Также одной из причин можно назвать неблагоприятные условия жизни ребенка, так считает С.Н. Шаховская [Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков/ Под редакцией С.С. Ляпядевского — М.: Медицина, 1969.].

У детей с ОНР наблюдаются различные нарушения связной речи это указанно в работах многих авторов, в том числе А.В. Ястребовой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, В.К. Воробьевой, Р.И Спировой и др.

Большинство трудностей в усвоении навыков связной речи у детей с речевым недоразвитием связанно с фонетико-фонематической системы, грамматической системы; несформированностью звуковой и смысловой стороны речи. Добавочные затруднения в освоение связным высказыванием создают вторичные психические нарушения (воображение, память, восприятие и т.д.).

3 периода при первичном нарушении речи

При первичном речевом нарушение развитие речи подвергается трем основным периодам, которые были выделены А.Н. Гвоздевым в его работе «Вопросы изучения детской речи» [Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 470 с.].

Читайте также:
Комплексный метод устранения стертой дизартрии
Первый период «Однословное предложение»

Предложение из двух слов-корней» можно сравнить и соотнести с первым уровнем речевого недоразвития «Отсутствие частоупотребляемых и многоупотребляемых слов».

При втором уровне «Задатки начальной фразы»

дети развиты так, как дети с нормальным развитием развиваются на втором периоде по А.Н. Гвоздеву «Овладение грамматической структурой предложения» [Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка./ Под ред. С.И. Абакумова. — М.: АПН РСФСР, 1949. — 192 с.].

Период освоения ребенком морфологической структуры языка соответствует

«Бытовой фразовой речи с проблемами в лексике, грамматике и фонетике».

Четыре уровня ОНР

Для лучшего понимания того, как формируется связная речь детей с общим недоразвитием, следует описать все 4 уровня [Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.]. 4 уровня ОНР — описание

Первый уровень ОНР

Первый уровень речевого недоразвития характеризуется отсутствием фразовой речи. Дети с первым речевым уровнем используют в своей речи лепетные слова, которые дополняют жестами и мимикой. Лепет у них появляется в процессе подражания, который является достаточно долгим процессом. Лексическая сторона речи таких детей резко ограничена. В их активный словарный запас входит звукоподражание и нечетко проговариваемые односложные слова. Дифференциация предметов и действий едва присутствует. То есть обозначение действий меняется на название предметов и наоборот, например, слово-действие «раскрыть» заменяется словом-предметом «дверь» («древ»), слово-предмет «постель» изменяется на слово-действие «спать» («пат»). Слова, то есть звукоподражания, которые присутствуют в речи детей с первым уровнем речевого развития, имеют многозначность.

Ребенок может выполнять элементарные просьбы взрослого, поэтому у окружающих может сложиться впечатление того, что ребенок все понимает, однако импрессивная сторона речи претерпивает значительное нарушение.

Из-за неразвитой, вялой артикуляции звукопроизношение имеет неустойчивый характер. В самостоятельной речи, как отмечала Г.В. Чиркина, замечается неустойчивость в произнесении звуков и их разнотипность [Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.- 240 с. ].

Слоговая структура состоит из одного – двух слогов.

У детей с общим недоразвитием речи первого уровня сильно нарушены фонематические процессы. Без ориентирующих знаков формы единственного и множественного числа существительных в прошедшем времени детьми не различаются, они не понимают значения предлогов.

Второй уровень ОНР

При переходе ко второму уровню речевого недоразвития, к лепету и жестам прибавляется предложение, которое состоит из двух – трех слов. Эти односложные предложения по своему содержанию бедны и одинаковы. Чаще всего они выражают слово-предмет или слово-действие. Дети могут отвечать на вопросы и говорить о знакомых вещах и событиях, которые окружают его в жизни. Но на данном уровне фразовая речь не является сформированной [Волкова Л.С., Шаховская С.Н. (ред.). Логопедия – 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 364 c.]. Словарный запас остается беден, количество слов превышает качество. При взаимодействии слов в предложение наблюдается несовершенство. Дети употребляют не правильные падежные формы, ими испытывается затруднение в использовании единственного и множественного числа, в согласовании частей речи. При использовании предложных конструкций детьми допускается множество ошибок это и опущение предлогов и их замена при том, что существительные не изменяются.

В речи детей со вторым уровнем общего недоразвития можно заметить появление союзов и частиц.

В звукопроизношении таких детей наблюдаются замены, искажения и смешения. Б.М. Гриншпун писал, что фонематических слух недостаточно развит, он отличается тем, что дети со вторым уровнем общего недоразвития не готовы к анализу и синтезу [Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.].

Третий уровень ОНР

Использование в речи простых предложений, характерно для детей с третьим уровнем общего недоразвития речи. Данный уровень общего недоразвития речи наиболее часто встречается у детей младшего школьного возраста.

Импрессивная речь приближенна к норме, единственное затруднение в понимании вызывает овладение сложными грамматическими формами и логическими связями. Дети в какой-то степени овладевают фразовой речью. Однако при относительно развернутой речи имеется неправильное использование лексического значения слов. Но размер словарного запаса растет.

В речи детей можно слышать такие части речи как существительные, глаголы, прилагательные и наречия. Чаще в их речи употребляются глаголы и существительные. Малое количество слов обозначающих предметы и качества, признаки и действия. Т.В. Волосовец подчеркивает, что у детей нет многих названия слов, означавших мир растений и животных, явлений природы, профессий и т.д. [Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.]. Для них характерно неверное употребление слов-предметов.

Также детьми могут допускаться ошибки в употреблении окончаний, ударений, применении предлогов, согласовании частей речи.

Как подчеркивала Т. В. Волосовец, многие дети неверно используют словообразовательные модели, так как их речевой опыт недостаточен. В слоговой структуре слова нарушения не так ярко выражены, как и в звукопроизношении.

Фонематическое восприятие детей с ОНР третьего уровня нарушено уже в меньшей степени.

У речи детей с третьим уровнем отмечается большое число аграмматизмов.

Лексические, грамматические недостатки и недоразвитие звукопроизношения проявляется в монологической связной речи, в таких видах как пересказ, описание, повествование. При пересказе детьми пропускаются части текста, «теряются» действующие лица, нарушается логичность. При описывающем рассказе дети приходят к обычному перечислению предметов и их частей.

Читайте также:
Российская ассоциация дислексии
Четвертый уровень ОНР

При общем недоразвитии речи четвертого уровня остается легкое недоразвитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. В звукопроизношении имеются специфические ошибки в виде повторов, замен, искажений.

В слоговой структуре слова могут быть допущены ошибки в словоизменении и словообразование.

Лексическая сторона речи детей с четвертым уровнем имеет весьма разнообразный характер, но значение редко встречающихся слов зачастую не понимают. Формулировка пословиц и поговорок для них малопонятна.

При самостоятельном выстраивании предложений у детей с данным нарушением речи возникают трудности при логическом изложении мысли, в их речи можно услышать частые повторы и обострение внимания на моментах имеющих второстепенное значение.

У детей с ОНР 4 уровня при хорошем словарном запасе структура предложения формируется позже, чем у детей с нормой речевого развития, к такому выводу пришли Г.В. Чиркина и Е.Ф. Соботович [Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф.Соботович– М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальныхтклассов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.- 240 с. ].

Особенности развития связной речи при ОНР

Связная речь детей с общим недоразвитием речи формируется в замедленном темпе с большим количеством особенностей и отличий от формирования связных высказываний обычных детей.

В работах Т. В. Волосовец и ее соавторах указывается то, что связная речь детей с данным нарушением не логична, не последовательна, в ней отсутствует четкость, не соблюдаются причинно-следственные отношения [Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.].

Недостаточно сформированная связная речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется также маленьким запасом слов в словаре ребенка, который в дальнейшем превращает речь в бедную и стереотипную из-за множественного использования одних и тех же слов и словосочетаний. Даже если ребенок с ОНР сможет обнаружить связь между словами в предложение, то при пересказе это выйдет как перечисление действий с пропусками действующих лиц и отдельных частей текста. При описании предмета, по определенному плану, дети испытывают значительные трудности, так как у них не сформированы обобщающие понятия и связи их с остальными предметами, дети используют прием простого перечисления.

В развитии связной монологической речи детей с ОНР возникают трудности в построении полного сюжета, с правильно оформленным языковым высказыванием. Также при монологе возникают трудности в последовательности, пропусках частей сюжета, причинно-следственной связи и временных отношений. Данными особенностям сопутствует пониженная речевая активность, неумение определить главные и второстепенные элементы, члены текста. В.К. Воробьева отмечает, что в свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, сложные конструкции не употребляются [Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи; АСТ, Астрель, Хранитель – Москва, 2006. – 160 c.].

При построении предложений они часто заменяют сложные предлоги простыми, неправильно оформляют связи слов внутри фразы, нарушают межфразовые связи между предложениями. Исследования А.В. Ястребовой и Л.Ф. Спировой говорят, что в период начального школьного обучения лексико-грамматическая структура языка детей с ОНР значительно отстает от средств языка детей без речевых патологий. Затруднения в отборе материала, последовательности изложения, программировании высказывания создает длительные трудности в период обучения [Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи / Изд. 2-е. – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.].

Вывод

Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при формировании связной речи детей страдающих общим недоразвитием выделяются следующие особенности:

  1. употребление легких, простых и неточных фраз;
  2. лексическая сторона речи наделена бытовыми, обиходными и часто употребляемыми словами;
  3. использование предлогов, союзов и местоимений в их наиболее упрощенном варианте;
  4. несформированность навыка словообразования;
  5. наблюдение частых аграмматизмов в речи.

Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

К числу основных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, относятся формирование связной речи. Это необходимо для преодоления системного речевого недоразвития, а так же для подготовки детей к школьному обучению.

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_sayt_osobennosti_svyaznoy_rechi.docx 20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности связной речи речи у детей

с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи (далее ОНР), как самостоятельный вид речевого нарушения, был впервые выделен и объяснен с научной позиции в середине ХХ века Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников: Г.И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. в рамках разработки педагогической классификации аномалий речевого развития.

В настоящее время ОНР изучено достаточно хорошо и с различных научных позиций, что обусловило возникновение множества его определений.

По мнению Г.Р. Шашкиной, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи .

Л.Н. Ефименкова дает следующее определение: общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования .

ОНР включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой и смысловой стороны.

В настоящее время выделяют множество причин, вызывающих появление данного речевого нарушения:

1. Наличие сложных, системных нарушений речи – алалии или афазии;

2. Наличие фонационных расстройств (ринолалии или дизартрии);

3. Инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности;

4. Несовместимости крови матери и плода по резус-фактору;

5. Патология натального периода (родовые травмы и патология в родах);

6. Заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Нарушение речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом имеют различные формы.

Эти формы нарушения речевой деятельности имеют разное происхождение и структуру дефекта. Речевой опыт детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются, являются несовершенными. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией.

ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития.

Еще в 70-80-е годы ХХ века выделялось три вида ОНР, однако, последние исследования Т.Б. Филичевой позволили ей выделить четвертый уровень ОНР .

На каждом уровне отмечаются основные трудности в развитии связной речи, задерживающие формирование всех речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей.

ОНР (I уровень речевого развития) характеризуется полным отсутствием словесных средств общения или ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов,отдельных звукоподражаний или лепетных обрывков слов. Крайне искаженные по структуре и звуковому оформлению слова ребенок иногда старается соединить, игнорируя грамматическую структуру предложения. Отсюда речь становится понятной только в конкретной ситуации. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения – жестами, мимикой.

ОНР (II уровень речевого развития) – более высокая речевая активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.

ОНР (III уровень речевого развития) – появляется развернутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов «к», «в», «из-под», «из-за», «между», «через», «над» и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Согласно исследованиям М.Ф. Фомичевой, Л.Н. Ефименковой, у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета.

В.П. Глухов указывает на характерные особенности, присущие высказываниям детей с данным уровнем речевого развития: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи .

ОНР (IV уровень речевого развития) – этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

Как следует из описанных уровней речевого развития, характерен свой специфический комплекс проявлений, однако, существует совокупность признаков нарушения речи, свойственная всем уровням ОНР: дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах является одной из главных задач коррекционного воздействия.

Занятия по развитию связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с системными нарушениями речи – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия.

План работы с детьми с ОНР по формированию связной речи включает в себя следующие этапы:

– формирование полноценных фонематических процессов;

– формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;

– коррекция дефектов произношения;

– накопление словарного запаса;

– обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению;

– обучение разным видам пересказа;

– обучение самостоятельному рассказыванию.

Педагогам важно конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача логопеда – научить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его интересно, живо и с логической последовательностью.

Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывают у детей затруднения; ребенок не четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не может сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому нарушает логику расположения смысловых звеньев.

В процессе коррекционной работы следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, то есть, чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как отмечает Н.С. Жукова, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

В своих исследованиях Р.Е. Левина отмечает, что на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В дошкольном образовательном учреждении происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ, рассказ.

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ является легкой речевой деятельностью. Ребенок с ОНР излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-логопеда.

Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества, – это не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок с ОНР осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Логопеды чаще практикуют в основном близкий к тексту пересказ, пересказ фрагментов или пересказ по аналогии.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта или события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок с ОНР должен сам определить в соответствии с заданной темой содержание и выбрать форму повествования.

Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Они испытывают большие затруднения в определении замысла рассказа, последовательности событий, выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Как отмечает Т.Б. Филичева, в устном речевом общении дети с общим недоразвитием речи стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но, если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Ткаченко Т.А. так же отмечает, что развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Таким образом, у дошкольников с ОНР можно выделить следующие особенности развития их связной речи:

  1. В беседе наблюдаются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
  2. Использование простых малоинформативных предложений;
  3. Трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект.

Мастер-класс “Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники”

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к.

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: “Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи”Презентация “Составление описательных рассказов по теме.

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож.

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару.

Изучение состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня старшего дошкольного возраста

Исследование связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.

«Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: