Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией

Стертая дизартрия у детей – симптомы, причины и методы ее коррекции

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).

Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.

Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.

На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:

  • в подборе правильной артикуляционной позы;
  • знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
  • в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например, при ответе у доски).

Причины появления стертой дизартрии

Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.

Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:

  1. Во время пребывания в утробе матери на плод могли воздействовать различные инфекционные заболевания матери – вирусные гепатиты, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.
  2. Иммунологическая несовместимость с плодом, артериальная гипертензия и токсикоз во время беременности, на фоне которых развилась фетоплацентарная недостаточность. Это достаточно опасное состояние, которое приводит к недостатку питательных веществ и кислорода у плода, что приводит к гипоксии.
  3. Повреждение плода во время стремительной или затяжной родовой деятельности. Возникновение патологии провоцирует продолжительный безводный период, а также использование акушерских щипцов.
  4. Послеродовой период и первые годы жизни малыша – это тоже потенциально опасное время для малыша. Повреждение ЦНС может произойти после травм, осложнений после вакцинации, а также на фоне энцефалита и менингита.

Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.

В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении, и в звукоразлечении.

Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.

Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.

Есть определенные речевые и неречевые симптомы, указывающие на стертую дизартрию:

  • Общая моторика. Ребенок достаточно быстро устает после нагрузок. Есть определенная неловкость во время движения, малышу трудно выполнять определенные упражнения на уроках физкультуры: пройтись по мостику, простоять на одной ноге и т.д.
  • Мелкая моторика. Для этого расстройства характерно повышенное напряжение мышц, поэтому большинству детей, страдающих от этой стертой дизартрии, ставят гипертонус рук. Такому ребенку сложнее завязывать шнурки, шарф, лепить что-то из пластилина, держать карандаш.
  • Речевое развитие. У детей есть проблемы с просодикой и звукопроизношением. Просодика – это оформление речи, т.е. тембр, интонация и т.д. Темп либо замедлен, либо стремителен, есть паузы. В речи таких детей встречаются повторения и замены букв, нарушение лексики и грамматики. Наблюдается небольшой словарный запас. Кроме того, малышу трудно произносить слова, состоящие из чередующихся согласных.

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.

В логопедии есть определенный список признаков, по которым родители могут заподозрить у своего ребенка это речевое расстройство:

  • Ребенок говорит либо слишком медленно, либо слишком быстро.
  • Он пропускает окончания, буквы или заменяет их другими в письменной речи.
  • Сложности в постановке смыслового ударения.
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста

Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.

Диагностическое обследование включает в себя:

  1. Обследование у логопеда. Специалист проводит определенные тесты на мимику, мелкую моторику рук. Он проверяет правильность речевого дыхания. Изучается качество грамматики, звукопроизношения. Если есть подозрения на речевое расстройство, то ребенка направляют к неврологу.
  2. Неврологическое обследование. Для уточнения диагноза невролог назначает ряд диагностических мероприятий: электроэнцефалограмму, компьютерную томографию или МРТ.

Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.

Читайте также:
Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией

Лечение и коррекция

Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Работа с логопедом

Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.

Специалист использует следующие методики:

  • Пальчиковая гимнастика. Эти занятия используются для коррекции патологии в дошкольном возрасте. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, чтобы малыш не потерял интерес. К примеру, дети могут собирать конструктор, что-то лепить и т.д.
  • Артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление мышц. После занятия детям намного легче воспроизводить звуки, правильно используя органы речи.
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.

Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией

Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. От постановки правильного заключения зависит выбор направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка со стертой дизартрией и эффективность этого воздействия.

Опираясь на теоретические основы формирования мелкой моторики рук, можно выделить следующие критерии нормального развития функции рук:

  • отсутствие сильно выраженных дефектов;
  • нормальное функционирование мышц верхних конечностей;
  • подвижность кистей рук;

Для определения уровня сформированности мелкой моторики была использована методика Марии Монтессори. [5], а также взяты задания из диагностических методик Галины Анатольевны Волковой [3] и Натальи Валентиновны Нищевой [6].

Первая часть исследования проводилась при помощи специально разработанной доски – бизиборд. М. Монтессори писала, что развитие тонких движений рук напрямую связано с речью ребенка «… если с речью у ребенка не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика» [5].

Вторая часть исследования мелкой моторики включала в себя задания из диагностических методик Галины Анатольевны Волковой и Натальи Валентиновны Нищевой.

При исследовании учитывались состояния: произвольной моторики пальцев рук, навыка работы с карандашом, навыка манипуляции с предметами.

По результатам исследования высокий уровень развития мелкой моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития мелкой моторики, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики и у четырех детей уровень развития мелкой моторики ниже среднего.

Мелкая, общая и артикуляционная моторика тесно связана друг с другом. Если у ребенка не развита мелкая моторика, имеются задержки общей моторики, то это может привести к запозданию овладения речью и недостаточно развитым артикуляционным аппаратом.

Для исследования состояния артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией была использована методика Е.Ф. Архиповой [1], в которую входили задания, рекомендованные Л.В.Лопатиной и Г.В.Денюхиной.

В комплекс заданий, направленных на исследование артикуляционной моторики входит:

  • исследование кинетического орального праксиса;
  • исследование мышечного тонуса;
  • исследование кинестетического орального праксиса;
  • исследование мимической мускулатуры;

В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.

При анализе данных проведенного исследования использовалась система оценок:

  • артикуляционная моторика: от 0 до 3 баллов;
  • мелкая моторика: от 0 до 3 баллов.

При обследовании обращалось внимание на: объем выполнения движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, замедленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); длительность удержания позы.

По результатам исследования высокий уровень развития артикуляционной моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития артикуляционной моторики, у четверых детей уровень развития артикуляционной моторики ниже среднего, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики

В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.

Таким образом, нами было проведено исследование состояния моторных функции у дошкольников со стертой дизартрией, которое показало, что в большинстве случаев дети со стертой дизартрией имеют уровень ниже среднего и средний уровень развития мелкой и артикуляционной моторики. Также стоит отметить, что уровень мелкой моторики и уровню артикуляционной моторики соответствует друг другу.

Анализ проведенного исследования состояния артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников 5-6 со стертой дизартрией показал, что состояние и уровень развития недостаточный. Проведенное исследование моторики дошкольников со стертой дизартрией выявило недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений. У детей со стертой дизартрией имеются общие и специфические особенности формирования и развития психомоторики, проявляющиеся в низком уровне сформированности моторных функций, в изменениях переключаемости, темпа, ритма движений. Результаты исследования мелкой моторики дошкольников со стертой дизартрией показали, что у испытуемых отмечаются случаи чрезмерного напряжения руки, изменения темпа движений и нарушение их очередности, замены движений. Проявления недостаточности артикуляторной моторики у детей со стертой дизартрией выражаются в двигательной неловкости, неполном объеме артикуляторных движений, скованности, замедленности, толчкообразности движений, наличии синкинезий.

Моторные функции тесно связаны с речевыми функциями. Развитие мелкой моторики необходимо для стимуляции развития речи. Важно сформировать у детей дошкольного возраста всю моторную сферу, а именно: мелкую моторику, артикуляционную моторику, общую моторику и мимическую.

По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на уровнях среднем и ниже среднего, т. е. словообразовательные и моторные умения у детей со стертой дизартрией сформированы недостаточно. В связи с чем, детям требуется специальная логопедическая помощь.

На основе выводов этого обследования и анализа работ авторов, которые занимались этой проблемой, нами был разработан комплекс логопедических заданий, направленный на развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией.

Читайте также:
Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР

При разработке комплекса упражнений по преодолению нарушений мелкой и артикуляционной моторики были использованы нетрадиционные дидактические средства и приемы развития мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией, а также модифицированы методики Е.Ф. Архиповой, М.Монтессори, М. М. Кольцовой.

Занятия по развитию мелкой и артикуляционной моторики могут проводиться в индивидуальной форме. А также включаться в логопедические занятия в качестве дополнительных.

Нами было составлено 5 комплексов. Каждый комплекс включает в себя 6 заданий:

  • 4 задания направлены на развития мелкой моторики;
  • 2 задания направлены на развития артикуляционной моторики;

Одно из нетрадиционных средств развития мелкой моторики это «бизиборд». Бизиборд – это специальная развивающая доска, которая включает в себя различные задания и упражнения, направленные на развития мелкой моторики. Первая доска была разработана в 1907 году итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. С каждым годом доска приобретала новые задания, а старые – усовершенствовались. Бизиборд подходит для детей разного уровня.

Для младших дошкольников в заданиях используются такие предметы, к которым в повседневной жизни родители не подпускают их: выключатели, розетки, телефоны, дверные цепочки, дверные защелки и так далее. Именно это и вызывает у детей особый интерес.

Для детей старшего возраста используются уже более сложные задания. В них входят упражнения, направленные на развитие памяти; логики; мышления; изучения цветов, цифр, букв; значений много – мало, больше – меньше и т.д.

Таким образом, бизиборд способствует развитию мелкой моторики детей, а также расширяет кругозор, развивает у детей логическое мышление, творческие способности, улучшает усидчивость и внимательность. Ребенок развивает пальчиковую активность, выполняя задания с мелкими предметами.

При работе с детьми с нарушением речи важно уделять особое внимание пальчиковой гимнастике. Используя в логопедической работе нетрадиционные формы проведения пальчиковой гимнастики с элементами массажа, можно достичь отличного результата. Такие упражнения способствуют формированию и развитию моторных умений и навыков, что позволяет в дальнейшем корректировать речь и устранить дефект.

К современной нетрадиционной форме проведения пальчиковой гимнастики можно отнести гидрогимнастику. Это выполнение различных заданий в воде. Для проведения требуется специальное оборудование: различные емкости для воды, термометр, полотенце, салфетки.

Занятие проводится в первой половине дня, продолжительность 10-15 минут, 3 раза в неделю.

Выполняется массаж от простых движений к более сложным. Что образовывает тесную связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной. При выполнение самомассажа, используются различные предметы: карандаши, колпачки от фломастеров, мячики, массажеры.

Все упражнения сопровождаются речью логопеда, а именно, стихами, скороговорками, чистоговорками. Важно движения выполнять синхронно с текстом и выдерживать паузы.

При работе с водой обязательно использование контрастных ванн. В прохладной воде при температуре 17 градусов упражнения выполняются 3-4 секунды, в теплой воде при температуре 36 градусов – 7-8 секунд.

Вследствие развития мелкой моторики эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь, что в свою очередь способствует предупреждению дисграфии и дислексии, при подготовке детей к обучению в школе.

В работе по развитию мелкой моторики логопед использует разнообразные игры, задания, упражнения. Все они способствуют развитию мелких мышц рук. С целью разнообразить задания, педагог использует в своей работе камешки Марблс.

Марблс – это стеклянные камушки небольшого размера различных цветов. Но усовершенствованные камушки уже сделаны из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи.

Использование на занятиях таких камушков направленно на решение сенсорных задач с учетом умений и навыков детей, а также на приобретение новых знаний и умений.

Все задания подбираются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, а также с учетом умственных и моторных способностей.

При работе с детьми решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительно – двигательной координации;
  • развитие внимания, памяти и мышление;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие фантазии творческих способностей;
  • формирование правильного образа предметов;
  • развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • формирование волевых умений;

Камушки могут использоваться как дополнительный дидактический материал для выполнения различных заданий.

  • использование при изучении лексической темы;
  • использование как фишек, для выкладывания схемы предложения, звукового анализа слова по схеме, звуко – буквенного анализа;
  • использование при постановке, автоматизации и дифференциации звуков и т.д;

Игры с Марблс оказывают положительное влияние на психику ребенка. При обычном перекладывании, ребенок успокаивается, концентрируется, настраивается на дальнейшую работу. Задания с использованием данного дидактического материала позволяет развивать творческие способности ребенка, снять усталость и напряжение. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

М. М. Кольцова в своих исследованиях выделяет такой метод коррекционной работы с детьми над развитием артикуляционной моторики как биоэнергопластика. Основная цель данного метода – это обеспечение сопряженной работы пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата [4].

При выполнении артикуляционной гимнастики с использованием движений рук активизируется внимание, мышление, развивается чувство ритма, ориентировка в пространстве. Важно тщательно отслеживать точность, синхронность, ритмичность речевых органов и кистей рук. С этой целью возможно использование на занятиях музыкального сопровождения, счета, либо стихотворных строк [2].

Статические упражнения направлены на развитие мышечной силы, а также помогают ребенку найти и принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Динамические упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса, развитие переключаемости движений, плавности и точности выполнения.

Бионэргопластика улучшает моторные возможности детей, способствует коррекции звукопроизношения. За счет параллельного развития артикуляционной и мелкой моторики сокращается вдвое время занятий, усиливается их результативность. Данная методика позволяет перейти от зрительной опоры к выполнению движений по ощущениям.

Для повышения результативности и большего интереса старших дошкольников возможно использование бионэргопластики в сопровождении со сказками. В 1932 году профессор Э. Кунце представил метод «Каталога», который является основой в создании артикуляционных сказок. Смысл данной методики заключается в создании рассказа, в которой ребенок в праве сам выбирать героев. Данный метод направлен на снятие психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев. Дети углубляются в игру и с интересом придумывают сюжет сказки.

Читайте также:
Профилактика оптической дислексии у детей дошкольного возраста

Данная методика направлена на:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты;
  • развитие концентрации внимание;
  • развитие творческих способностей;
  • обогащение словарного запаса;
  • закрепление и развитие навыков речевого общения;
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Итак, нами были предложены комплексы логопедических заданий для развития мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией на логопедических занятиях. В процессе логопедического обследования использовалась игровая и продуктивная деятельность.

Логопедическая работа с детьми с дизартрией

Дизартрия являет собой нарушение произносительной функции, которое вызвано мизерной иннервацией речевых центров при повреждении подкорковых и заднелобных отделов головного мозга. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроCпектр» с такими задачами справляются благодаря взаимодействию нескольких квалифицированных специалистов — неврологов, психиатров, логопедов, психологов, реабилитологов.

Формы логопедической работы при дизартрии

К формам логопедической работы с детьми при дизартрии относятся:

  • медикаментозное лечение нарушения, которое стали источником данного заболевания;
  • физиотерапевтические приемы воздействия;
  • артикуляционная гимнастика;
  • психотерапевтическое подспорье;
  • работа логопеда.

Логопедическая работа с детьми с дизартрией осуществляется постепенно. Ключевая задача начального этапа — приготовление артикуляционного аппарата, выправление голоса, исправление дыхания. Первоочередным заданием является формирование чувственных функций, в особенности анализа звука, а вдобавок восприятие и воспроизводство темпа. Работа логопеда выполняется вкупе с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, лекарственной терапией и применением массажа.

Вторым этапом является достижение первоначальных навыков коммуникации. Его ключевая цель — формирование анализа звука и возможности общения. Логопедическая работа производится по исправлению произношения. В случаях спазмированности трудятся над мышцами речевого аппарата, расслабляют их. Формируются навыки правильной респирации (дыхания), тренируются голосовые связки.

Не менее важно логопедическое обследование ребенка с дизартрией. Ключевым элементом является работа логопеда при детском церебральном параличе. Дети с таким диагнозом имеют проблемы с двигательными функциями. Они вызваны неестественным состоянием мышечной активности и дефектом управления движениями. Моторные поражения зачастую совмещаются с патологией речи, поражением восприимчивости, пробелами с познавательной, волевой и эмоциональной сферами.

Какие формы заболевания наблюдаются

Учитывая уровень распространения поражения речевой функции, выделяют бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую формы. Формирование просодического компонента речи при дизартрии происходит посредством пения, в процессе которого необходимо изменять крепость голоса, интонацию. Немаловажное значение при исправлении голосовых патологий имеют зарядка, упражнения для дыхания и выговора.

Комплекс воздействия логопедических занятий при дизартрии позволяет:

  1. развить артикуляционный аппарат,
  2. развить голос (тембр, сила, высота, диапазон),
  3. развить дыхание (глубина и длительность вдоха и выдоха).

Вовремя начатая логопедическая работа при дизартрии у дошкольников на постоянной основе приведет к скорому исправлению функции речи.

Лечебная гимнастика входит в логоритмическую работу с больными, которые страдают дизартрией. Составляется она совмещенно с логопедическим коррекционным курсом.

Коррекционно-логопедическая работа при дизартрии нацелена на развитие статики движений; формирование мелкой моторики пальцев рук; воспитание движения конечностей и туловища с поэтапным внедрением работы с вещами; улучшение состояния мышц мимики; тренировку всех видов памяти, внимания; поэтапное развитие навыка здорового дыхания; победу над просодическими нарушениями при заболевании.

Логопедическая работа по преодолению дизартрии включает общую двигательную разминку; голосовую, дыхательную, артикуляционную гимнастики; смешанный массаж.

Проблемы отступят непременно

Работа логопеда при дизартрии направляется на возобновление мягкости речи. Происходит разминка аппарата артикуляции посредничеством специальных упражнений. В лечение обязательно включен массаж. По мере восстановления у пациента способности говорить врач начинает работу над четкостью речи.

В индивидуальные логопедические занятия при дизартрии входят массаж, психологические консультации, лечебная физкультура, включающая упражнения для восстановления движений. Специалисты нашего Центра умеют разбудить интерес к занятиям даже у тех малышей, которые изначально не воспринимают логопедические занятия как что-то привлекательное, поэтому и результаты не заставляют себя ждать. В то же время производится лечение медикаментами.

Только при взаимодействии самого ребенка, его родителей и нескольких врачей-специалистов можно рассчитывать на быстрый и эффективный результат.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 06.07.2017 2017-07-06

Статья просмотрена: 3156 раз

Библиографическое описание:

Сапрыкина, О. В. Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии / О. В. Сапрыкина, Л. Н. Витязь, С. Я. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/161/45060/ (дата обращения: 18.01.2022).

Стёртая дизартрия встречается в логопедической практике довольно часто и диагностируется после пяти лет.

По мнению Мастюковой М. Е., дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Л. В. Лопатина отметила, что стёртая дизартрия — это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

В классификации дизартрии — стёртая форма дизартрии — одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Основные симптомы: комбинаторность разнообразных нарушений моторной реализации речи, вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык мало подвижны, при выполнении артикуляционных упражнений, проявляется слабость выраженности; невнятная невыразительная речь, плохая дикция; нарушение воспроизведению требуемых интонаций.

Коррекционная работа по преодолению особенностей артикуляционной и мимической моторики у детей со стертой формой дизартрии

При стертой форме дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Эту работу осуществляют по двум направлениям:

  1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
  2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Предопределяющим моментом при постановке звука является формирование статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов.

Читайте также:
Коррекция дисграфии у младших школьников

Необходим учет разнообразных осязательных ощущений: ощущение рукой вибрации в области гортани при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков, краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных, ощущение узкой струи воздуха, широкой, температурные — холодная или тёплая струя.

При постановке звуков значимо, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений существенное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Для этого используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, а также для положительной динамики специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Необходимо осуществлять дифференцированный подход в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусом.

Для развития подвижности языка при дизартрии следующие приёмы:

‒ положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зубами — для стимуляции движений языка в сторону;

‒ дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;

‒ намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

Комплекс артикуляционной гимнастики, выполняемых функциональной нагрузкой

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык и от его положения, от того, какую форму он принимает зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики с детьми со стертой формой дизартрии как с логопедом, воспитателями группы компенсирующей направленности, так и с родителями способствует развитию мышц лицевой и артикуляционной моторики, продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии — усвоению слов сложной слоговой конструкции.

  1. «ЗАБОРЧИК». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 10–15 сек.
  2. «ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет или сопровождается словами: тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 сек.
  3. «ФУТБОЛ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.15–20сек.
  4. «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
  5. «ЛОПАТКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать 10–15 сек.
  6. «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  7. «ЧАШЕЧКА». Рот открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Удерживать 10–15 сек.
  8. «КАЧЕЛИ». Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык к верхней губе и удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять 4–6 раз.
  9. «БАРАБАНЧИК». Улыбнуться, широко открыть рот. Кончиком языка с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом произносить звук «д-д-д-д-д-д», сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
  10. «ТРУБОЧКА». Губы вытянуты трубочкой. Язык, свернутый трубочкой, сквозь губы. Плавно подуть на кончик языка, не надувая щеки. Выполнять 3–4 раза по 5–7 сек.
  11. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5–6 раз.
  12. «ЛОШАДКА». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот на ширину пальца и пощелкать кончиком языка. Выполнять 10–15 раз.
  13. «ГРИБОК». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык присосать к небу. Выполнять 5–6 раз.
  14. «МАЛЯР». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
  15. «ПАРУС». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2–3 раза.
  16. «ЗАВЕДИ МОТОРЧИК». Артикуляция как в упражнении «барабанчик». На выдохе резко подуть на язычок — образуется вибрация на кончике языка.
  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. — М., 2008.
  2. Логопедия/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб: РГПУ, 2001.
  4. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами; учебное пособие / под ред. Е. А. Логоновой. — СПб. «Союз», 2005. — 192 с.
  5. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. — М., 2007.
  6. Федосова О. Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии
  7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.

Альманах педагога

Автор: Заикина Галина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Образовательный центр “Созвездие”
Населённый пункт: г. Красногорск Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с дизартрией.
Раздел: дошкольное образование

Читайте также:
Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

Логопедическая

дошкольного

дизартрией.
Логопедическая работа при дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача- психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Для коррекции дизартрии, прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проявления. Логопедическая работа при дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста состоит из следующих этапов коррекционного направления: • Этап «Подготовительный». • Этап «Формирование первичных произносительных умений и навыков». • Этап «Формирование первичных произносительных умений и навыков».
1.

Этап «Подготовительный».
Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста – воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка
стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражание, которым придают характер коммуникативной значимости. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа. Основные направления логопедической работы на данном этапе являются: • Воспитание потребности к правильной речи. • Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает) проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и просит ребёнка повторить. • Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти) проводится в виде развития слухового, зрительного внимания и восприятия, и т.д. • Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. • Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова: условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия и воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых. • Создание условий для формирования обще-двигательных и артикуляционных умений и навыков, условий для формирования и коррекции дыхательной и голосовой функций: эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики. Основное в содержание этапа – это работа по развитию а р т и кул я ц и о н н о го а п п а р ат а , е й п р е д ш е с т ву е т : п р о в е д е н и е дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса. Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер
выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса. Проводится работа по развитию мимических мышц лица. Постепенно развивается их дифференцированность и произвольность. С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. Проведение работы по борьбе с солевацией, где ребёнку объясняют необходимость проглатывания слюны. Проведение массажа жевательных мышц, мешающих проглатыванию слюны. Проводится работа по развитию подвижности губ, по развитию подвижности языка. Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения. Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной, когда она будет сочетаться с развитием общей и ручной моторики. Эта работа проводится логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, подготавливается рука к письму. Так же можно использовать сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т.д.
2.

«Формирование

произносительных

навыков».
Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа. На этом этапе проводится работа по следующим направлениям: 1. Коррекции движений артикуляционного аппарата.
2. Развитию артикуляционного праксиса. 3. Развитию дыхательной и голосовой функций. 4. Коррекции произношением (постановка, дифференциация звуков). 5. Формированию просодических компонентов речи. 6. Обогащению словаря и преодолению аграматизмов. Выработка контроля за положением рта. Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных движений. Артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно – проприоцептивная стимуляция, развитие статико- динамических ощущений, четких артикуляционных кине сте зий. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата. Развитие голоса. Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Коррекция звукопроизношения. Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Продолжается работа, начатая на 1-ом этапе в виде артикуляционной гимнастики, но она усложняется и дифференцируется. На 2-ом этапе происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется их сила, точность, отрабатывается координация. В артикуляционной гимнастике на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое).
Работа над дыханием. Работа над дыханием начинается с обще- дыхательных упражнений. Цель этих упражнений – увеличение объёма дыхания и нормализация его ритма. Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения: Ребёнок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленях и с согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производятся в нормальном дыхательном ритме под счёт, что способствует нормализации движений диафрагмы. Ребёнок сидит, перед его ноздрями создаётся веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счёт включения в работу мышц диафрагмы. После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Его формирование осуществляется по подражанию, в различных положениях лёжа, сидя, стоя. Ребёнок одну руку кладет на свою диафрагму, другую – на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребёнок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем, вызванные по подражанию движения диафрагмы, закрепляются в различных дыхательных играх. После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется: без речевого сопровождения с речевым сопровождением Работа без речевого сопровождения. Проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных дидактических пособий, которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот. Необходимо придерживаться правил:
дыхательная гимнастика проводится до еды, в проветриваемом помещении; при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка; при выполнении дыхательных упражнений нужно следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны); при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки; при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы; дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку; дидактический материал для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; должен располагаться обязательно на уровне рта. Работа с речевым сопровождением. Проводится работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе. Одни методисты рекомендуют с произнесения гласных звуков, другие – с щелевых, глухих согласных. Эта работа проводится в следующих упражнениях: пение гласных на выдохе – “ниточка”; произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха); произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе – звук); произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (А-со- су-сы; А-фа-ха-ша); произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;
постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох – затем “птицы” – “птицы летят” – “птицы летят в небе” – “птицы летят в небе на ю г ” и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом. Работа над голосом. Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем. В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т.к именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу. Для выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука – подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса), или оооо и оооо и т.д. (используются такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции). Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно – ролевых играх, в русских народных сказках.
Работа над произношением. Работа над произношением является основным этапом. Особенностями работы при дизартрии является следующее: Работа по коррекции дефектов звукопроизношения при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации. Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза. При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (орального автоматизма). При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать так же характер и распределение спастических и паретических проявлений в речевой мускулатуре. При выраженной дизартрии на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания. Работа над произношением проводится параллельно с развитием фонематических функций (фонематического восприятия, дифференциации, фонематического анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных расстройств. Работа над просодической стороной речи. Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи, путём обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы. Коррекция нарушений темпа речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях.
Развитию мелодико-интонационной речи способствуют голосовые упражнения, направленные на развитие основного тона высказывания. Сформированные в специальных упражнениях навыки темпо-ритмического, интонационного оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном речевом материале (чтение сказок, инсценировок и т.д.). При подборе такого материала обязательно учитывается возраст детей и программные требования обучения. Так в дошкольном возрасте это Барто, Маршак и т.д., а в школьном – Крылов, стихи Пушкина, Некрасова. Старше – Маяковский и т.д.
3. Этап «Формирование коммуникативных умений и навыков».
Основная цель этого этапа сформировать коммуникативные умения и навыки у детей с дизартрией. Для достижения этой цель коррекционная работа ведётся по следующим направлениям: -Автоматизация и дифференциация звуков на более сложном речевом материале. -Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций. -Коррекция лексико-грамматических нарушений. Таким образом, система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико- грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что логопедическая работа при дизартрии структурирована и имеет целенаправленный характер, т.е. каждому этап работы соответствует определенное направление. Подготовительный этап направлен на подготовку артикуляционного аппарата
к формированию артикуляционных укладов. На этапе формирования первичных коммуникативных произносительных навыков происходит развитие речевого общения и звукового анализа. Этап формирования коммуникативных умений и навыков отличается автоматизацией и дифференциацией звуков на более сложном речевом материале; формированием произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций; коррекцией лексико-грамматических нарушений.
Вывод.
Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное во сприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Для осуществления поставленной задачи прежде всего необходимо осуществлять дифференцированный подход на основе учёта: – симптоматики нарушений моторных функций артикуляционного аппарата, выражающихся у одних в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций, у других – в избирательных нарушениях фонематического анализа и синтеза, выражающихся в затруднениях при переключении от одной артикуляции к другой, в персеверации фонем. В данных случаях необходимо проводить систематическое усиление речевых кинестезии путём проговаривания с одновременным выполнением пальцевых игротренингов;
– симптоматики нарушений ручного праксиса, выражающихся в расстройствах точности, быстроты и координации движений, связанных у одних детей с гипотонусом, у других – с гипертонусом мышц мелкой мускулатуры. С целью устранения недоразвития моторных функций необходимо предлагать детям игротренинг дифференцированно как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Большое внимание следует уделять массажу с учетом индивидуальных особенностей ребёнка; – симптоматики нарушений общей моторики, выражающихся в переключаемости движений, произвольном торможении, нарушениях статической координации движений, динамической пространственной организации, чувства темпа и ритма. В связи с этим на занятиях нужно использовать соревновательные элементы с целью компенсирования тех или иных нарушений, предлагать продуктивные творческие задания, обеспечивающие успех, внимание, эмоциональное подкрепление. Таким образом, основой коррекционного обучения служит комплексный подход, учитывающий особенности нарушений моторных функций и звукопроизношения у детей с дизартрии.

Читайте также:
Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Заикание у детей

Причины, симптомы
и методы коррекции

Содержание статьи:

Что такое заикание?

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).
Читайте также:
Функциональные тренировки в коррекции заикания

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Читайте также:
Как уменьшить риск возникновения заикания у ребенка

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Читайте также:
Нарушения письма - как помочь ребенку

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Особенности коррекционной работы по устранению заикания у дошкольников и младших школьников

Введение

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали тщательно заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие [1].

Заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.

Заикание у детей чаще проявляется на сложном в лексическом и грамматическом плане речевом материале, в эмоционально значимых ситуациях общения, а недоразвитие языковых средств не только затрудняет формирование коммуникативных умений и навыков, но и усугубляет речевую симптоматику в целом. Г.А. Волкова, Е.А. Дьякова, В.И. Селиверстов, А.В. Ястребова и другие исследователи отмечают у детей с заиканием недоразвитие языковых средств, наличие отклонений в формировании фразовой речи, проявлений общего недоразвития речи, что еще больше осложняет это речевое расстройство [2-5,].

Причем как показало исследование Р.Е. Левиной, затруднения такого рода сильнее проявляются тот момент, когда ребенок лишен возможности опереться на непосредственное зрительное восприятие или на яркие, четкие зрительные представления. И наоборот, заикание у детей заметно ослабевает или вовсе снимается в тот момент, когда их речь связана с конкретной, наглядной ситуацией или непосредственной практической деятельностью.

Все вышеизложенное убеждает в том, что развивать самостоятельною речь детей нужно начиная с наиболее элементарной, доступной заикающимся формы, то есть ситуативной, постепенно подводя их к умению пользоваться контекстной формой речи. Развитие самостоятельной речи детей нужно начинать с первых же уроков, не прибегая к традиционным упражнениям в подражательной (сопряженной, отраженной) и репродуцирующей речи. С самого начала занятий необходимо предусмотреть такие условия, при которых становятся возможными самостоятельные ответы детей, свободные от заикания. Одним из таких благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручной труд.

В настоящем исследовании в процессе экспериментальной деятельности мы опирались на методику, разработанную Н.А. Чевелевой [6]. Автор исходит из психологической концепции, что развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной к контекстной. Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот переход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени. Отсюда «основная линия нарастания сложности самостоятельной речи» включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую. С другой стороны, система последовательного усложнения речи идет здесь по линии «постепенного усложнения объектов деятельности» через усложнение числа «отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении данной поделки».

Предлагаемая ученым система включает в себя четыре периода: период сопровождающей речи; период завершающей речи; период предваряющей речи; период закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по ручной деятельности строились по традиционной методике и содержали основные этапы деятельности: ориентировка в задании, планирование работы, собственная деятельность, анализ качества выполненной работы.

Известно, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать процесс логопедического воздействия, значительно повысить эффективность любой деятельности. В рамках исследования мы осуществили попытку разработки комплекса мультимедийных презентаций для логопедических занятий по устранению заикания.

В общем виде представленную в нашем исследовании технологию логопедической работы с заикающимися младшими школьниками в процессе ручного труда с использованием элементов ИКТ можно представить в виде схемы (рисунок).

Рис. 1. Технология логопедической работы с заикающимися младшими школьниками в процессе ручного труда с использованием элементов ИКТ

Предлагаемая ученым система включает в себя четыре периода: период сопровождающей речи; период завершающей речи; период предваряющей речи; период закрепления навыков самостоятельной речи.

Коротко остановимся на характеристике каждого из них.

Период сопровождающей речи. На всех занятиях этого периода дети говорят (отвечая на вопросы логопеда) только о том, что они делают в данный момент, говорят по поводу совершаемого ими какого-то отдельного элемента работы («Я приклеиваю. », «Я вырезаю. », «Я раскрашиваю. » и т. д.). Такая речь носит название сопровождающей.

В процессе занятий учащийся непосредственно наблюдает свои действия, слышит, как их называет логопед. Таким образом, речь детей на таких занятиях опирается на восприятие: ребенок одновременно видит и осязает тот предмет, о котором говорит. Кроме того, речь учащихся опирается на представления, полученные в результате их собственной деятельности. Все это в значительной мере облегчает речь заикающегося ребенка, так как речь, опирающаяся на восприятие и представления, является для детей наиболее доступной. И хотя с самого первого момента речь ребенка носит самостоятельный характер, пользование ею совершенно свободно от заикания. На протяжении всего первого периода сопровождающая речь постепенно усложняется.

Читайте также:
Коррекция моторной сферы как основа успешности преодоления нарушений звукопроизношения

Период завершающей речи. Во второй период занятий с заикающимися детьми, согласно методике Н.А.Чевелевой, мы перешли к более сложному виду речи. Этот вид носит название завершающей действие речи. Учащиеся описывают уже выполненную работу или. какую-то часть ее, например: «Я разрезала квадрат по линии сгиба», «Я только что склеил два треугольника», «А я уже вырезала окошко» – и т. д. Использование новой, более сложной, формы речи – завершающей – не исключает возможности пользования и прежним, уже усвоенным видом речи – сопровождающей.

На протяжении всего второго периода менялся характер завершающей формы речи в сторону постепенного ее усложнения. Она должна отражать отдельные элементы деятельности, то есть процесс изготовления поделки. При этом дети сначала говорят в условиях непосредственного созерцания сделанного, затем – по представлению.

Постепенное усложнение речи детей достигается и другим путем – определенной системой подбора поделок. Так, вначале детям давались для изготовления такие поделки, выполнение которых требует наиболее элементарных трудовых операций, о которых можно было бы говорить короткими фразами («Я приклеиваю волну», или «Я вырезаю квадрат», или «Я обвожу кружок» – аппликация «Кораблик» из бумаги).

Затем следует подбирать такие поделки, изготовление которых требовало бы повторения одинаковых трудовых операций, следовательно, и некоторой повторяемости в ответах («Я складываю первый листок пополам», «Я складываю второй листочек пополам», «Я вырезаю первый кружок из материи», «А я уже третий кружок вырезал» – изготовление книжки, гирлянды из флажков и колец для елки, изготовление счетного материала).

Позже подбирались такие поделки, изготовление которых требует более сложных действий, следовательно, и более сложных объяснений («Я сейчас делаю ножницами надрез от угла до середины квадрата», «Я приклеиваю фитилек внутри фонарика внизу», «Я один уголок прикладываю к середине, а другой уголок пропускаю» – изготовление фонарика из цветной бумаги на елку, вертушки).

Во второй период, как и в предыдущий, осуществляется такой подбор поделок, который побуждает детей к более сложным высказываниям. Так, например, учащимся делали такие поделки, изготовление которых требует совершать все большее количество операций. Благодаря этому ответы детей становились более разнообразными и сложными. Кроме того, в процессе выполнения такой работы и в ходе высказывания детей по этому поводу развивается логическое мышление и память детей.

Период предваряющей речи. В этот период дети начинают пользоваться еще более сложной формой речи. Переход к ней становится возможным после того, как учащиеся начинают свободно пользоваться сопровождающей и завершающей речью. На этой основе в третьем периоде вводится новая, наиболее сложная форма речи – предваряющая. В этом случае ребенок рассказывает о том, что он намеревается делать («Сначала я возьму кусок пластилина и разомну его», «Я буду делать карнавальную шапочку из желтой и красной бумаги», «Я согну листок пополам, а потом – еще пополам» и т. д.).

Пользуясь предваряющей формой речи, учащиеся говорят уже без опоры на восприятие, лишь по следам представлений, возникших во время объяснения логопеда, по уже не собственной деятельности.

Итак, к концу третьего периода дети овладевают развернутой повествовательной контекстной речью. В этом выражается рост, перестройка речевой деятельности заикающихся детей. Если раньше, в самом начале занятий, ученики могли самостоятельно, без заикания отвечать только на один вопрос, да и то короткой фразой, то теперь они в состоянии давать исчерпывающие объяснения, выражать свои замыслы, делиться своими неудачами, критиковать работы, выполненные недостаточно аккуратно, красиво и точно. Как можно убедиться, самостоятельная речь детей в этот период оказывается настолько развитой, что они могут свободно, без заикания отвечать на любые вопросы логопеда и товарищей, строить самостоятельные развернутые рассказы.

Период закрепления навыков самостоятельной речи. На протяжении четвертого периода мы проводили свободную «речевую практику». Учащиеся на занятиях отвечали на всевозможные вопросы, сами задавали нам вопросы и другим учащимся, разговаривали по любому поводу, поясняли, советовались.

В этот период речь учащихся приближается к свободным формам, какими ребенок пользуется в повседневном общении. Теперь дети говорят не только по поводу изготовляемых ими поделок.

На занятиях последнего периода мы использовали любую возможность для того, чтобы побудить детей к самостоятельным высказываниям. Теперь учащиеся уже могут совершенно самостоятельно строить ответы на любые вопросы, делиться своими впечатлениями о прошедших уроках в классе, обсуждать ответы детей у доски то тем или иным предметам. Продолжая мастерить на занятиях различные нужные и интересные вещи, можно достигать все большей и большей самостоятельности и разнообразия разговоров, суждений, опоров.

Таким образом, процесс ручного труда на логопедических занятиях направлен на развитие самостоятельной речи заикающихся младших школьников, начиная с наиболее элементарной, доступной для них, ситуативной речи, постепенно подводя к использованию контекстной речи. На занятиях ручным трудом не возникает необходимости прибегать к таким традиционным формам речи, как подражательная (сопряженная, отраженная) и репродуцирующая. С самого начала занятий предусмотрены такие условия, при которых становятся возможными самостоятельные ответы детей, свободные от заикания.

Известно, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать процесс логопедического воздействия, значительно повысить эффективность любой деятельности. В рамках нашего исследования мы осуществили попытку разработки комплекса мультимедийных презентаций для логопедических занятий по устранению заикания в процессе ручного труда на основе вышеизложенной системы Н.А. Чевелевой с использованием элементов ИКТ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: