Последовательность работы по формированию предложений у дошкольников с ОНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предлагается последовательность работы по формированию простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Большое внимание отводится развитию понимания ребёнком вопросов: кто? что? чем?, умению грамматически правильно строить предложения со словами чтобы, потому что, сначала и потом и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_predlozheniem.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Последовательность работы по формированию предложений у дошкольников с ОНР
Пронина М.И.
учитель-логопед ГБОУ д.с. №583
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Рациональное и максимально эффективное построение коррекционно-обучающего воздействия невозможно без знания естественного хода становления речи в норме, так как специально направленное формирование нарушенной функции может строиться только с учётом закономерностей её нормального развития.
Система логопедического воздействия опирается на закономерности и поступательный характер усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. В основу формирования устной речи положена такая единица речи, как предложение, с учётом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
А.Н.Гвоздев писал, что «…предложение является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории в их внешнем морфологическом выражении. Развитие предложения у ребёнка и состоит во всё большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой».
Целью моего сообщения является привлечение внимания логопедов к работе по обучению детей пониманию вопросов к каждому члену предложения и более полному и осмысленному пониманию самого предложения в зависимости от его типа, что поможет им в дальнейшем строить логические умозаключения. Это решение пропедевтических задач школьного обучения будет способствовать пониманию и реализации в собственной речи союзных конструкций. Образно говоря, мы даём детям как бы «набор фигур конструктора», из которого можно построить любое здание речевого высказывания, прививаем детям чувство языка.
Не буду подробно останавливаться на работе по формированию лексико-грамматических представлений, т.к. эта работа ведётся параллельно с работой над предложением.
Основной контингент логопедических групп это дети 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи; они уже овладели элементарной разговорно-бытовой речью, т.е. их речь уже приобрела коммуникативную функцию. Теперь наша задача – привлечь внимание детей к речи как средству полноценного общения, показать богатство языковых выражений.
1. Начинается работа с усвоения 3-словного предложения. Работу над простым предложением начинаем с понимания ребёнком вопросных форм одушевленности и неодушевленности ( Вопрос: Кто? Что?) и обучению самостоятельно задавать эти вопросы. Многие авторы ссылаются на значимость этой работы. Я уточняю с детьми понятия «живое – неживое», объясняю им, как надо спрашивать о «живом» и «неживом». Даю образец вопросной формы, провожу игру на понимание этих вопросных конструкций, прошу ребёнка спрашивать КТО это? ЧТО это? при демонстрации картинок. Дети раскладывают картинки на 2 части, «живое» – к оранжевому прямоугольнику, «неживое» – к синему. СЛАЙД 2. Учу составлять схему предложения из цветных прямоугольников. Цветовое обозначение облегчает детям усвоение этих значений. Я использую два цвета: для «живого» – карточки оранжевого (тёплого, солнечного, живого) цвета, а «неживого» – синего (холодного, спокойного). СЛАЙД 3. Для обозначения слова-действия используется карточка с изображением раскрытой руки.
(Случай из практики: – Ребята, представьте себе, что вам звонят в дверь. Вы подходите к двери и спрашиваете… Какой вопрос вы задаёте? Правильно. А почему «Кто там?», а не «Что там?». Вопрос вызывает затруднение у детей, они не могут аргументировано на него ответить. Путём вопросов выясняем, что «неживое» звонить не может. Я прошу детей узнать у меня о содержимом книжного шкафа, они уверенно и осознанно спрашивают «Что там?» Дидактические игры к этому виду работы: Игра с картинками «Кто в зоопарке, лесу, комнате, группе, квартире? Что в зоопарке, лесу, комнате и т.д.?» – устно отвечаем на вопросы – Кто в лесу? – Что в лесу? – Кто в комнате? – Что в комнате? Кто в зоопарке? – Что в зоопарке?; а на улице – игра с мячом «Живое-неживое». СЛАЙД 4, 5, 6, 7.
2 . Непременным условием при обучении детей составлению предложений является ясность и конкретность значения каждого члена предложения. Мы направляем вопросами порядок слов в предложении. Неоднократное повторение однотипных вопросов облегчает ребёнку усвоение каждого конкретного падежа.
Чем больше ребёнок составит предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам и развернуто ответит на вопросы по ним, тем быстрее он усвоит грамматическую структуру простых предложений и скорее продвинется в своём речевом развитии.
3.Один из видов работы с простым предложением – работа с инверсионными конструкциями. От умения ребёнка задать вопрос КТО? от слова-действия и выделить главное слово в предложении зависит понимание всего предложения. СЛАЙД 8, 9, 10, 11.
– Покажи картинку, о которой я сказала.- Повтори предложение. – Так бывает? Можно предложить ребёнку ответить предложением с отрицательной частицей «не»: Мышка не ловит кошку. Лошадь не причёсывает мальчика и др.
4.Работу над предложением из 4-х слов лучше начинать по следующей модели предложения: им.п. существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных (вин.п. ед. ч. + дат.п. ед.ч.). Вопрос КОМУ?
Рассматриваю с детьми картинки, составляю предложения: Лена дарит букет Кате. Катя дарит букет Лене. СЛАЙД 12. Оля читает рассказ брату. СЛАЙД 13. Толя кидает палку собаке. СЛАЙД 14. Составляем схему такого предложения. В схеме возможны замены прямоугольника на различные картинки, каждое предложение получает новое дополнение: Лена дарит букет подруге. Оля читает рассказ другу. Прошу заменить «слово» в схеме предложения или кладу картинку вместо прямоугольника и спрашиваю: – Кому еще Лена может подарить букет? – Лена дарит букет учителю. – Кому еще Оля может читать рассказ? – Оля читает рассказ маме.
Можно рассмотреть подробнее предложения о Лене и Кате. Спросить у детей: одинаковые ли по содержанию эти предложения? что изменяется в них? Назови главное лицо в каждом предложении, покажи того, кто дарит цветы? Кто получает цветы?
К каждому предложению задаём вопрос для выяснения лица, в интересах которого совершается действие:
– Кому Лена дарит букет? – Кому Оля читает рассказ ? – Кому Толя кидает палку ?
Ребенок обязательно должен проговорить всё предложение. Предлагаем ребёнку самому составить схему предложения (по демонстрации действия и по картинке), проконтролировать количество слов по схеме, правильно расставить цветные прямоугольники в схеме предложения.
5.Следующая модель предложения из 4-х слов: им.п. существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола падежа (вин.п. ед. ч. + твор.п. ед.ч.с окончаниями –ом , -ой в значении орудийности действия). Вопрос ЧЕМ?
Предлагаю детям ответить на вопросы, поставленные к косвенному дополнению. Вначале используем слова с продуктивным окончанием – ом :
– Чем папа подметает пол? – Веником. СЛАЙД 15.
– Чем Тома гладит бельё? – Утюгом. СЛАЙД 16.
Затем с окончанием – ой , ( пилой, метлой, расчёской) СЛАЙД 17, 18, 19.
6.Распространение предложения – важная часть работы. Учим детей подбирать слова-определения к существительным (при этом следим за лексико-грамматическим оформлением).
Дидактические игры: «Подбери больше красивых слов», «Добавь нужное слово» и др. Большая часть этой работы делается при формировании лексико-грамматических представлений. Отработанные словосочетания включаются в предложения. Обращаем внимание детей на то, что слово, к которому подбираются слова-признаки, стоит в конце предложения. ( Мальчик ест сладкую, спелую, сочную грушу).
При выполнении данных упражнений хорошо использовать следующий приём: – Послушай, все ли правильно я сказала? Девочка нарисовала зелёного зубастого цыплёнка. Папа подарил сыну бумажный сверкающий мяч. Грамматически правильно построенное предложение включает в себя необычные, нереальные слова-признаки, которые ребёнок должен заметить и заменить на реальные в своём предложении. Этот приём привлекает внимание ребёнка именно к словам-признакам. – Какого цыплёнка нарисовала девочка? Бывают ли такие цыплята? – Какого цыплёнка нарисует девочка? – Какой мяч подарил сыну папа? – Какой мяч получит в подарок сын?
Предлагаем для развития речевого внимания и установления связи слов в предложении предложения следующего типа:
– Красный мак сорвал Олю. – Небо нарисовало синюю Машу. – Ясное небо блестит на звёздочках. – Тёплая земля согрела солнышко.
7.Также в словосочетаниях, а потом и в предложениях отрабатываются конструкции глагол + наречие. Вопрос КАК?
Мы учим детей давать качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: – Кто это? – Что он(она) делает? – Как он (она) это делает?
Образец: Лодка плывёт как? – Медленно. – Как еще может плыть лодка? – Быстро. Нина поёт как? – Громко. – Как еще может петь Нина? – Тихо.
Сравнительные степени прилагательных лучше усваиваются в предложении со словом «чем», например: Лодка плывёт медленнее, чем корабль. Самолёт летит быстрее, чем птица.
8.Продолжаем работу над расширением предложения и включаем в него однородные члены (и подлежащие, и дополнения, и сказуемые). Эту работу можно связать с формированием обобщающих понятий. Например: при изучении темы «Овощи» мы неоднократно называем ряд слов в одном и том же падеже (Мы вырастили много овощей: морковь и свёклу, лук, картофель и капусту. Мы варим борщ из моркови, свёклы, лука, картофеля и капусты. Капуста и морковь растут на грядке), все эти слова в схеме предложения обозначаются синим прямоугольником. Акцентируем внимание детей на союзе И , который соединяет слова в единое понятие – «овощи с грядки, для борща». Составляем предложения со словами-действиями, соединенными союзом И , разъясняем детям, что здесь слово И соединяет действия главного лица (например: Дети сажали, поливали и пропалывали растения). предварительно даем образец построения такого предложения: Маша и Оля копали лопатками снег. СЛАЙД 20. Гитарист играл и пел свою песню. СЛАЙД 21. Дети строят из кубиков башню и арку . СЛАЙД 22. В помощь даются картинки, по которым можно составить такие предложения. СЛАЙД 23, 24, 25, 26.
Могу отметить, что придумывание детьми предложений без предлога, где подлежащее неодушевленное (кроме видов транспорта) вызывает у них трудности, так как они не видят производимого действия. Например: Книга лежит. Ваза стоит. Мы помогаем детям понять, что на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? книга, ваза, стол и т.д. отвечаем словами «лежит, стоит». Это тоже действие, но его не видно.
9.После обучения детей составлению простых предложений с однородными членами переходим к составления различного вида сложных предложений.
Сначала учимся составлять сложносочиненные предложения с
противительным союзом А . (Желательно обращать внимание детей на особое значение маленьких слов А, У, НО, т.к. они указывают на разность действий, признаков и смысла совершаемого действия).
Работу можно проводить и по демонстрации действия и по набору картинок. Составляем простые предложения и сравниваем их. СЛАЙД 27.
– Одинаковые ли действия совершают дети? – Можем ли мы сказать об этом в одном предложении?
Даю образец составления такого предложения: Оля моет руки, а Коля вытирает лицо полотенцем. Выделяю союз А голосом и объясняю, что это маленькое слово соединяет предложения и показываем нам, что дети совершают разные действия. Учим составлять такие предложения по картинкам. СЛАЙД 28.
Один из вариантов выполнения этого задания используется для активизации мыслительной деятельности детей. СЛАЙД 29, 30, 31, 32,33. Дети самостоятельно придумывают предложения по предложенным мной картинкам и находят одного ребёнка, чей внешний вид или действие не соответствуют тому, что у остальных детей. После этого составляется предложение со словом А.
В предложениях этого типа удобно активизировать антонимы: Ночью темно, а днём светло; Мышка пищит тихо, а паровоз гудит громко.
По такому же плану отрабатывается сложное предложение с союзом И. Обращаю внимание детей на одинаковость действий, одинаковость дополнений:
Таня копает лопаткой снег, и Катя копает лопаткой снег. Слайд 20
Оля играет в кубики, и Вася играет в кубики. Слайд 22
Если ребёнок справится с пересказом рассказа «Соседи», то можно считать что он овладел построением предложений со словами А и И. СЛАЙД 34, 35
Сорока и сова – соседи. Сова живёт на сосне, и сорока живёт на этой же сосне. Сова сидит в дупле, а сорока устроилась на верхушке. Вечером сорока спать ложиться, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт сороке спать. Утром сова укладывается спать, а сорока принимается трещать. Да так громко, что бедной сове хоть уши затыкай. Так они и живут, а другие жители леса над ними смеются. Ну и соседи!
10.Следующий этап в работе: обучение детей составлению предложений со словами СНАЧАЛА и ПОТОМ.
Временные и пространственные представления детей с ОНР обеднены, неточны и неполны. Работая со сложными предложениями мы восполняем этот пробел в знаниях детей. Начинаем с того, что даём образец построения такого предложения, где действия логически последовательны (мыть руки – вытирать руки, стирать бельё – развешивать бельё). Слайд 36. Потом логопед произносит первую часть предложения, интонационно подчеркивая, что требуется продолжение, а ребёнок добавляет вторую часть со словами А ПОТОМ… ( Вначале опираемся на картинный материал, потом предлагаем детям знакомую ситуации: – Сначала мы одеваемся, а потом … (идём гулять); – Сначала надо внимательно слушать рассказ, а потом … (его пересказывать); предлагаем догадаться, что произойдёт дальше: – Сначала надо вырастить зерно, а потом … (можно печь пирожки; – Сначала хорошенько подумай, а потом …(говори, делай).
Хорошо формирует практический навык использования такой формы предложения игра «Узнай, где ошибка» (логопед умышленно меняет местами порядок действий, предлагает детям найти ошибку и исправить её, сказав правильно всё предложение: – Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю её;
– Сначала я пообедаю, а потом сварю суп и пожарю котлеты.
11. Один из видов работы над предложением – перевод прямой речи в косвенную. Игру «Телефон» используют в практике многие логопеды, она достаточно известна. На вопрос: – Что тебе сказал(а) папа (мама) по телефону? ребенок отвечает предложением с союзом «что», «чтобы». Дети составляют предложения по предложенным мной картинкам. СЛАЙД 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. Предлагаю детям придумать свою версию продолжения предложения:
– Колобок ответил лисе, что…
– Мы купили велосипед, чтобы…
– Мы читаем книги, чтобы…
12.Мы часто используем в работе картинки и стихотворения небылицы, где грамматически правильно построенное высказывание не отражает реальности. СЛАЙД 45, 46, 47, 48, 49, 50. Дети находят несоответствия, и мы предлагаем им отвечать так:
-Такого не бывает, потому что… – Так не бывает, чтобы … .
Стихи-небылицы:
Я видел подснежник в осеннем лесу,
Где заяц тащил по опушке лису
И волк за охотником крался…
Я слышал, охотник зубами стучал,
Я слышал, как он «Помогите!» кричал,
И громко от страха смеялся! Слайд 51
Вчера я поехал пешком по дрова,
Под снегом вокруг зеленела трава.
Из лесу дров не привёз целый воз
И тёр на жаре обмороженный нос
(Т.Белозёров) Слайд 52
Вариант работы: Предлагаем ребёнку ряд суждений.
– Послушай, так ли это, и если неправильно – то используй в ответе маленькое слово «не», чтобы исправить такое суждение.
Пример: Куры летают – Куры не летают.
Все кошки серы – Не все кошки серы.
Яблоки растут на берёзе.
Сейчас идёт дождь.
Петух снёс яйцо.
Число 5 больше числа 4.
Коровы летают очень низко.
Все люди знают английский язык.
У овцы есть крылья.
Все насекомые умеют летать.
Некоторые насекомые умеют летать.
Зайцы живут в лесу.
Таракан – зверь.
Воробей – насекомое.
Друзья всегда помогают друг другу.
У любого осла есть два уха.
Все люди любят сыр.
Некоторые животные умеют плавать.
У любого слона есть хобот.
Все дети знают сказку «Три поросёнка».
Все коровы едят сено.
Поросёнок умеет хорошо петь.
Дом построен из кирпича.
У белки шесть лап.
Зимой медведь спит в берлоге.
Люди пилят дрова топором. И т.д. Слайд 53
13. Предлагаю вашему вниманию стихотворение «Вопросительный знак» А.Тетивкина. Если ребёнок в состоянии дать правильный ответ на такие вопросы, то ему можно отправляться в школу. Вы со своей работой справились!
Разные вопросы – Какая?
Задаю я всем: -Отчего?
– Как? -О ком?
– Откуда? – Что?
– Сколько? – Кому?
– Почему? – Который?
– Зачем? – Чья?
– Где? – Каким?
– Куда? – О чём?
Список литературы, использованной при подготовке материала:
1.Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева
2. Логические упражнения для развития речи. Тетрадь дошкольника. Т.А.Ткаченко
3.Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Т.А.Ткаченко
4.Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. Т.А.Ткаченко
5.Грамматика русской речи. О.А.Безрукова
6.Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. Л.М.Козырева
7.Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для коррекционных школ. А.Г.Зикеев
8.Русский язык в картинках. И.В.Баранников, Л.А.Варковицкая
Работа над формированием предложения у детей с ОНР Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пенюшкина О.В.
В статье содержится учебно-методический и практический материал, предназначенный для формирования умений и навыков построения предложений т.к. развитие речи, становится все более актуальной проблемой в нашем обществе в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования дети должны овладеть устной речью, научиться выражать свои мысли , испытывать желания в ситуации общения, у детей складываются предпосылки грамотности.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пенюшкина О.В.
Текст научной работы на тему «Работа над формированием предложения у детей с ОНР»
учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада№18 г. Иркутска
«Работа над формированием предложения у детей с ОНР»
В статье содержится учебно-методический и практический материал, предназначенный для формирования умений и навыков построения предложений т.к. развитие речи, становится все более актуальной проблемой в нашем обществе в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования дети должны овладеть устной речью, научиться выражать свои мысли, испытывать желания в ситуации общения, у детей складываются предпосылки грамотности.
Ключевые слова: предложение, словарь, связь слов в
предложении, мысль, суждение.
Keywords: the offer, the dictionary, communication of words in the offer, thought, judgment.
Развитие устной речи, связного высказывания является на первейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы, на сложные вопросы школьной программы. Последовательно, полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Связность высказывания зависит от уровня владения умением построения отдельного предложения, от программирования высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое. Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение. Связная речь состоит из группы связанных между собой предложений. В потоке монологической речи предложения тесно связаны между собой и, обычно, предыдущее предложение обуславливают структуру последующего. У детей с ОНР появляется речевая несостоятельность, как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия речи ( Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева) отмечают трудности в построении предложения у детей с ОНР: нарушение структуры предложения, порядка слов,
незаконченностью предложений, недостатки в грамматическом оформлении предложений [5, 150]. Предложения
характеризуются бедностью и однообразием языковых средств, лексическими затруднениями, смешением значений слов. В спонтанной речи дети преимущественно используют простые,
малоинформативные предложения, не умеют распространять предложения. Одной из важнейших задач является учить конструированию предложений, распространять их, сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения, о смысловых и грамматических связях между словами. Учить правильно использовать лексику, разные способы сочетания слов в предложении, интонационно оформлять предложение.
Данная работа содержит учебно-методический и практический материал, предназначенный для формирования умений и навыков построения предложений.
Предполагаемые методические рекомендации являются результатом отбора известных и практикуемых в дошкольных учреждениях методических приемов и игр, апробируемых в логопедической работе с детьми. Использован опыт работы Филичевой Т.Б., Селиверстова В.И., Ушаковой О.С,
Ефименковой Л.Н., Нищевой Н.Е., Козыревой И.В., А.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Воробьёва В.К. В содержание многих методических приемов, игр внесены изменения с целью использования в логопедической работе [3,55; 4,137;7,100;11,64].
Начинаем работу с закрепления понятия «слово». Необходимо научить ребенка находить точные слова, расширять объем словаря. В связи с работой по ознакомлению с окружающим расширять ориентировки в окружающем мире. Упражняем быстро и точно находить слова для обозначения предметов, действий, признаков. Используем игры «Кто больше назовет окружающих предметов» (птиц, игрушек) и т.д. Учим отвечать на
вопросы по действию и сюжетной картине (Кто это? Что это? Что он, она делает?).
«Кто быстрее принесет картинку». Картинки с изображением действий (девочка читает и т.п.) Участвуют двое детей, логопед говорит кому какую картинку принести. Научить детей подбирать название предметов к названиям действий: Идет кто? Идет мама, папа, бабушка. Идет что? Снег, дождь Стоит что? Стол и т. п.
На картинке нарисована читающая женщина. Логопед просит отобрать на картинке предметы, которые умеют читать. Кошка, собака, бабушка, мальчик. «Исправь ошибку» собака рисует. Найти в комнате что висит, что стоит, а что лежит; Посмотрите на улицу и скажите кто идет? Кто едет? А кто бежит?
Необходимо вводить в речи слова-антонимы, синонимы, многозначные слова. Формирование двухсоставного простого предложения. Дать понятие детям о предложении, используем игрушки, картинки. Логопед задает вопросы: Кто это? Что делает? Девочка рисует. Мы составили предложение. Сколько слов в предложении. Логопед сообщает что про каждый предмет мы составляем предложение. Составляют несколько простых предложений про игрушки, про детей. Называют 1-ое и 2-е слово. Делаем вывод: предложения построены из слов, которые
располагаются по порядку.Заменить первое слово «девочка» картинкой, а «рисует» заменим полоски считают сколько в нем слов и выкладывают нужное ой. Что мы узнали о девочке? «Девочка рисует». Слова дружат они помогают нам что-то узнать, о чем-то сообщается. В предложении может быть 2,3,4 и больше слов. Логопед называет предложение, дети считают сколько в нем слов и выкладывают нужное количество полосок.
Переходим к составлению простых предложений из 3-5 слов методом распространения начальной структуры с опорой на сюжетную картинку.
Используем постановку вопросов к картине и образец ответа. Начинаем конструирование предложений с прямым дополнением, стоящим в дательном падеже, в родительном и творительном падеже.
Работаем над анализом предложения. Используем прием моделирования (полоски, вагончики). У детей короткие и длинные полоски.
Логопед называет предложение «Девочка лепит вазу». Дети выкладывают длинные полоски.
Логопед: Почему положили длинную полоску? Дети: это предложение. Логопед: А теперь под длинную полоску положим столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Дети выкладывают три короткие полоски.
Логопед: Сколько коротких полосок вы положили? Почему? Дети: три полоски. В предложении три слова.
Логопед: Какое первое, второе, третье слово?
Далее дети составляют предложение из 3-х слов, выкладывают схему из полосок, соотносят количество слов в предложении с количеством полосок. Прием моделирования наглядно
показывает детям способы построения предложений, в них добавляется такое количество слов, которое дети способны удержать в памяти.
Используем прием распространения предложения по данной схеме. Логопед называет исходное предложение, дети определяют в нем количество слов. Выстраивается схема
предложения из полосок, с помощью наводящих вопросов, дети подбирают новые слова, подходящие по смыслу и месту и вставляют в схему новые полоски. Или логопед сам вставляет в схему новые полоски, дети подбирают слова.
Закрепляем работу над осознанием детьми структуры предложения, слова располагаются по порядку, в определенной последовательности, по смыслу.
Игра «Живое предложение». Логопед предлагает предложение, детям даются слова, из которых они выстраивают предложения в ряд. Какое первое слово? А какое потом? А какое слово после слова и т.д. Сколько слов в предложении? Дети называют одновременно каждый свое слово.
Логопед: «Вы поняли, о чем говорится в предложении? Нужно каждое слово называть последовательно по порядку одно за другим».
При последовательном назывании всех слов каждый ребенок берет за руку того, кто исполняет роль следующего слова. В предложение добавляются новые слова, дети-слова находят и занимают свое место в предложении среди других слов. Закрепляем навыки составления и распространения предложений, используем следующие приемы:
1) Игра «Какое слово заблудилось?». Восстановить смысл, правильный порядок слов. «Кошка двери около лежит». Слова заблудились, встали не по порядку.
2) Дано предложение: «Деревья покрыты снегом». Дети
выстраивают предложение. Логопед переставляет слова в предложении: «Снегом покрыты деревья». Дети-слова
перестраиваются в нужном порядке (2-3 раза переставить слова).
3) Игра «Путаница». Заменить в нелепых фразах слова, построить высказывания правильно и понятно.
4) Упражнять детей в последовательной замене всех слов в предложении. «Птицы поют весело». Заменяем первое слово «птицы» на «дети», затем слово «поют» на «играют» и т.д.
5) Перестановка слов из одного предложения в другое. «Дедушка ловит рыбу. Мальчик рисует цветок»
6) Угадать название одного слова, два других им были известны. Составление предложений:
1. по синтаксическим вопросам
– по сюжетной картине (с опорой). Логопед, воспитатель, не предлагая никакого сюжета, последовательно по-одному задает детям вопросы. Дети отвечают на них, ориентируясь на смысл получившегося предложения. Логопед активно помогает детям подбирать слова, активизируя и уточняя при этом их словарный запас.
2. по вопросам и опорным словам.
3. Дается набор слов, стоящих в начальной форме. «Ласточка, птенцы, червячок». Сначала можно провести небольшую беседу о связях между этими животными. Какое отношение имеет ласточка к птенцам и червячкам, и птенцы к ласточке и червячкам и т.д. Затем логопед ставит вопросы: Кто? Что сделал? Кому? Кого? Просит составить предложение и его схему. Логопед задает дополнительные вопросы.
4. По предметным картинкам (из набора слов). Логопед ставит на доску несколько картинок с изображениями предметов, которые можно объединить в одном предложении. Например, лес,
медведь, лапа, ветка.
5. На основе заданного количества слов. Логопед предлагает сюжетную картинку или задает тему, например, «лесная поляна» и называет количество слов, которое должно быть в предложении.
6. Придумать и сказать 2-3 слова про какой-нибудь предмет. Придумать предложение из 3 слов, про предмет, который не называется, а лишь указываются некоторые его свойства (круглый предмет).
7. Из данных словосочетаний. Дается набор словосочетаний: медведь, ловил, медведь белый, ловил рыбу, ловил рыбу подо льдом рыбу.
8. Работа с деформированным предложением. В начале предлагается 4-5 слов без предлогов. Постепенно количество слов увеличивается, появляются предлоги.
10. Исправление неверно составленного предложения.
Детям предлагается неправильно построенное предложение. «Румяный веселую зайцу поет Колобок песню».
Составляем предложения со словами близкими или
противоположными по смыслу, многозначными словами, образными выражениями: придумать предложение со
словосочетаниями: холодный, морозный день; маленький, крошечный щенок.
11. Составление сложных предложений с союзом если бы,
потому что. Игра «А если бы. », «Почемучка», «Какое
предложение правильное?». Кате подарили куклу, потому что у нее день рождения. У Кати день рождения, потому что ей подарили куклу.
12. Составление сложносочиненных предложений с союзом: а, и
«Закончи предложение», «Магазин», «Кто что делает?».
Составление предложений, сравнивая предметы по форме, вкусу, действию, величине и т.д. («Какой заяц зимой, какой летом; когда идет снег, когда идет дождь»)
Упражняя детей в составлении предложении, необходимо развивать ориентировку в логических элементах упражнения, вычленять в нем предмет сообщения и того, что сообщается т.к. в предложении заключено суждение. Обычно в процессе обучения используем вопросы синтаксического плана: кто? Что делает? Необходимо ставить вопросы о ком, о чем сообщается, говорится в предложении и что говорится? Это нацеливает детей не на слова, а на структурные компоненты мысли, можно использовать предметно -графическую схему предложения. Логопед
записать рат в схе
у кение не словами, а картинками. *_ро. Далее-стрелка, это тоже слово-торой квадрат-еще одно слово. Вместе составляем жение.
Логопед спрашивает: О ком говорится в предложении? И показывает на первый квадрат («О детях»)
– «Посмотрите, что говорится о детях?» (дети пошли в лес) Логопед предлагает составить второе предложение по схеме, чтобы в нем продолжить то, о чем говорится в предложении. Дети находят картинки и подставляют в схему (картинки: лес и ежик).
Таким образом устанавливаем определенную цепочку смысловых связей двух предложении, через единство предметных обозначений. В результате проведенной работы у детей с ОНР формируются навыки построения предложений разных типов, навыки правильного употребления порядка слов, согласование слов в предложении, подбор и использование необходимой лексики. В соответствии с общеобразовательной программой дети успешнее овладевают устной связной речью, учатся выражать свои мысли в ситуации общения.
1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] М. :ACT: Астрель: Транзит книга, 2006. – 158 [2] с. – (Высшая школа).
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с. – (Библиотека практикующего логопеда).
3. Гуськова, А. А. Формирование словаря и связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи [Текст]// Логопед. -2008.-№4.-с.32
4. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн.для логопеда. [Текст]- 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1989. -112с.
5. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]/ Под ред. О.С. Ущаковой.- М.:Просвещение,1993.-271 с.
6. Инновации-в логопедическую практику/Методическое пособие для дошкольных образовательных учрежденийСост. О.Е.Громова. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2008. -232с.
7. Осипова, В.М. Методы и приемы работы над предложением [Текст]//Логопед.-2006.-.№3 .-с.51
8. Тимонен, Е.И.Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа) [Текст]: Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы).-СПб.:»Детство-пресс»,2004.-64с.
9. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. [Текст]-М: Гном и Д.-2001.
Логопедическое занятие “Вопросительное предложение”
Дистанционное обучение «Логопедические занятия» 4 класс
Тема: Вопросительное предложение.
Цель: закрепить знания о вопросительном предложении.
Коррекционно-образовательные:
Учить находить и правильно произносить предложения по цели высказывания;
Учить ставить знаки препинания в соответствии с целью высказывания предложения.
Коррекционно-развивающие:
Развитие речи через полные ответы на вопросы;
Развитие орфографической зоркости при выполнении заданий;
Развитие логического мышления при выполнении заданий.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к занятиям;
Воспитывать уверенность в своих силах;
Воспитание трудолюбия в процессе выполнения заданий.
Тип занятия: закрепление материала.
Формы работы учащихся: чтение, письмо, индивидуальная работа.
Структура и ход занятия
Этап занятия
Название используемых ресурсов
Деятельность
учителя (родителя)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Спрашивает о готовности к уроку.
Проверяет наличие необходимого оборудования.
Предлагает отгадать загадки и записать отгадки через запятую.
Записывает число.
записывает отгадки в тетради:
Составить простое предложение с одной из отгадок.
Затем это предложение замени на вопросительное. Записать всё в тетради.
Дети записывают (пример)
Папа купил новую машину.
Какую машину купил папа?
Списать вопросительные предложения. Ответить и записать ответы на них.
Записывает в тетрадь вопрос и ответ.
Чья это игрушка?
Это игрушка Маши .
Рассмотри иллюстрацию и составь 3 – 4 вопросительных предложения.
Данная работа выполняется устно.
Ребёнок рассказывает, что видит на картинке.
Составляет вопросительные предложения.
Какое время года наступило?
Что делают ребята?
Какие цветы появились первыми?
Предлагается списать предложения и поставить в конце предложения нужный знак.
Списывает предложения в тетрадь и ставит нужный знак в конце предложения.
– Что ставится в конце вопросительного предложения?
Даёт ответ на вопрос, делает вывод по ходу всего занятия.
Сканирует (фотографирует) присылает по электронной почте, вайберу выполненную работу на проверку .
Ход занятия
1. Орг.момент.
2. Работа по теме занятия с помощью взрослого.
1. Отгадай загадки, запиши отгадки через запятую:
– Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (п……)
– Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (м……)
2. Составь предложение с одной из отгадок, запиши его. Затем измени это предложение так, чтобы получился вопрос, запиши в тетрадь.
3. Списать вопросительные предложения. Ответить и записать ответы на них.
Чья это игрушка?
Каким цветом солнце?
4. Рассмотри иллюстрацию и составь 3 – 4 вопросительных предложения:
5. Спиши предложения, поставь нужный знак в конце предложения.
Мы идём на экскурсию
Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 мая
Это День Победы
Ты любишь раннее весеннее утро
Как прекрасно всё вокруг
3. Итог занятия
– Что ставится в конце вопросительного предложения?
6. Нарисуй смайлик своего настроения.
Домашнее задание: повторить правило.
Молодец!
Конспект логопедического занятия “Составление предложений – полных ответов на вопросы”
Цели урока:
-
формировать умение составлять полные ответы на вопросы, соблюдая правильный порядок слов;
- совершенствовать навыки языкового анализа;
- расширять знания детей о птицах;
- развивать понимание и использование в речи предлогов.
Оборудование: мультимедийная установка, приложение 1, карточки с текстом “Ворона”.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. момент. (Слайд 2.)
– Посмотрите, какие фотографии я недавно получила. Что на них изображено? (грудка, лапы, хвост, крыло, голова.)
– Как все эти слова можно объединить? (Это части тела)
– Чьи это части тела? (Это части тела птиц)
– Можете ли вы по данным фрагментам угадать названия птиц? Назовите, кого узнали.
2. Запись числа и темы урока.
3. Основная часть.
– Игра “Полный ответ”. (Слайд 3.) На экране появляются изображения птиц.
(Сорока, синица, дятел, грач, ласточка, скворец, кукушка.).
Далее проводится работа с данными картинками.
– Назовите картинки. Как одним слово сказать, кто изображен на картинках?
– Дайте правильный, полный ответ на мой вопрос. Посчитайте количество слов в предложении.
– Какие птицы зимуют в наших краях?
– Какие птицы улетают зимовать в тёплые края?
– На какое дерево садится ворона после дождя?
– Какая птица подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц?
– Какую птицу называют лесным доктором.
– Каким был ваш ответ? Объясните почему?
4. Физминутка.
Лебеди летели
И на воду сели,
Сели-посидели
И снова полетели.
– Словарная работа. (Слайд 4.)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Зовут ее …(ворона)
– Подберите родственные слова к слову ворона (ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, проворонить…), запишите слова, выделите корень
– Работа со скороговоркой.
– Прочитайте. Почему трудно понять. Что нужно сделать, чтобы стало понятнее. Запишите предложение правильно. Повторите скороговорку в быстром темпе. (спросить 2-х, 3-х учеников).
– Работа с текстом “Ворона”. (Слайд 5.)
Ворона
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и черные.
Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
– Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.
(Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.)
– Сколько слов в этом предложении?
– Каким был ваш ответ: полным или кратким?
Запись предложения в тетрадь, комментированное письмо.
– Где живут вороны? Работа с предложением аналогичная. (Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях.)
5. Работа с предлогами. (Слайд 6, 7.)
Отгадайте загадку: На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его …(скворец)
Скворец сидит на скворечнике.
Скворец вылетел в скворечник.
– Рассмотрите внимательно картинки. Прочтите предложения к ним и исправьте допущенные ошибки. Запишите предложения в тетрадь.
6. Итог урока.
– Что вы делали сегодня на уроке?
– Какими были ваши ответы?
– Какой ответ можно считать полным?
ЛИТЕРАТУРА:
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.
- Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3, 2/ Н.Э.Теремкова – М.: издательство “ГНОМ и Д”, 2008.
Формирование вопросительных предложений у дошкольников
Формирование вопросительных предложений у дошкольников.
Подготовила учитель-логопед
В методической литературе описаны некоторые методы и приемы формирования вопросительных предложений, но научно обоснованной системы работы над ними не представлено. Создавая программу экспериментального обучения, мы взяли за основу имеющиеся разработки, но пошли по пути систематизации и конкретизации существующих приемов. Были внесены некоторые поправки, учитывающие функции, которые выполняют вопросы в процессах коммуникации и мышления. Соответственно был структурирован коррекционно-развивающий процесс, определены и апробированы этапы занятий, подобран и систематизирован языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.
В основе обучения постановке вопросов лежит создание достаточной мотивационно-потребностной базы. Именно она обеспечивает стимуляцию речевой инициативы, а следовательно, помогает увеличению количества инициаций-вопросов.
По нашему мнению, необходимо не только дать детям модели вопросительных предложений, но и ввести их в различные коммуникативные ситуации (разные условия общения, виды деятельности, собеседники). При разработке последовательности введения в речь детей различных типов вопросов важно учитывать не только их тип и структуру, но и социально-коммуникативную значимость, степень шаблонности.
Цель такой работы заключается в формировании вопросительных высказываний и развитии коммуникативно-познавательной деятельности.
Задачи работы:
– повысить уровень речевой инициативы;
– формировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений;
– развивать навык построения разных моделей вопросительных предложений;
– обучать вопросительным высказываниям (социально-коммуникативным и познавательным) в различных ситуациях общения;
– формировать интонационные средства оформления вопросительных высказываний;
– учить адекватному употреблению невербальных средств оформления вопросительных высказываний;
– активизировать познавательную деятельность.
При построении методики мы опирались на общедидактические и специальные принципы организации коррекционно-педагогиче-
ского процесса.
Целостное воздействие на все компоненты речевой и мыслительной деятельности невозможно без систематизации языкового материала, знаний и умений детей, видов деятельности.
Стратегию всей работы по развитию речи определяет главный принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Его использование предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения, в различных коммуникативных ситуациях. Подбирая языковой материал для занятий, определяя основные направления работы, важно учитывать их коммуникативную значимость.
Принцип комплексности отражается в совместной работе логопеда, психолога, воспитателей и родителей. Применяются ее общегрупповые, подгрупповые и индивидуальные формы. Общегрупповая форма используется на занятиях по развитию связной речи и формированию ее лексико-грамматического строя.
Коррекционная работа включала развитие языковых средств, языковой способности, речевой инициативы и активизацию мыслительной деятельности – все эти компоненты лежат в основе формирования инициаций-вопросов.
Характерной особенностью детских вопросов (при нормальном речевом развитии) можно назвать их огромное количество в свободном общении и почти полное отсутствие в проблемной ситуации ().
При обследовании дошкольников 5-6-летнего возраста с ОНР были выявлены следующие трудности:
– непонимание инструкции «спроси, задай вопрос»;
– несформированность социально-коммуникативных вопросов-формул речевого этикета;
– лексические замены вопросительных слов;
– отсутствие вопросительной интонации и зрительного контакта;
– грамматические ошибки.
Начинать формирование вопросительных высказываний у дошкольников с ОНР необходимо с отработки вопросов, выполняющих социально-коммуникативную функцию. Затем можно переходить к познавательным вопросительным высказываниям. Этот раздел должен быть более продолжительным по времени. Главное – не просто научить детей задавать различные типы вопросов, а сформировать у них схему исследования проблемной ситуации.
Специфичной стала работа по усвоению вопросительных слов как опорно-смысловых семантических единиц. Сначала уточнялось понимание элементов вопроса, а затем начиналось их формирование путем постепенного перехода от репродукции к собственной продукции детей. Этот процесс проходил в конкретных коммуникативных ситуациях.
Обучение постановке вопросов, тренировка в их использовании положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, которая достигается за счет развития функции анализа, упражнения в выделении главной мысли. В сформулированном вопросе отражается результат мыслительных процессов. Существует и обратная связь: активизация познавательной деятельности повышает уровень овладения детьми изучаемым материалом.
Планирование работы логопеда
в подготовительной к школе группе (ОНР, второй год обучения)
Мы предлагаем разделить процесс формирования вопросительных высказываний на три этапа: подготовительный, основной и завершающий.
1 этап – подготовительный
Задачи работы:
– повышать речевую инициативу путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания;
– формировать зрительный контакт;
– развивать познавательную деятельность;
– ввести в пассивный и активный словарь слово «вопрос», инструкции типа «задай вопрос», «спроси», «узнай»;
– учить различать «вопрос» и «не вопрос»;
– научить использовать в речи вопросительную интонацию;
– тренировать в постановке общих вопросов.
Необходимо выработать у ребенка активную партнерскую позицию при ведении диалога. Речевая инициатива повышается путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания. Этому способствует коммуникативная направленность обучения, создание инициальных целей общения.
Делая наблюдения и выполняя практические упражнения, дети знакомятся со словом «вопрос», с заданиями «задай вопрос», «спроси», «узнай». Им предлагают отличить вопрос от повествования, побуждения. Используется жестовое обозначение вопроса, взятое из методики фонетической ритмики.
Развивается интонационная выразительность речи. Работа по формированию вопросительной интонации ведется по схеме: ее узнавание на слух, репродукция, продукция. На этом этапе дети учатся трансформировать повествовательные предложения в вопросительные путем изменения интонационной окраски. Иначе говоря, дети тренируются в постановке общих вопросов, не содержащих вопросительных слов.
В ходе бесед с детьми выявляется, понимают ли они различные вопросительные слова. Наше исследование показало, что подавляющее большинство детей не испытывали здесь затруднений. Достаточное понимание вопросов отмечалось даже у той группы детей, которые смогли задать вопрос только вместе с экспериментатором. Если отдельные трудности в понимании вопросительных местоимений выявляются, то они устраняются в индивидуальном порядке.
Формируется зрительный контакт. Здесь важно развивать речевое внимание. На этом этапе большое значение приобретает совместная работа логопеда, воспитателя и психолога. Воспитатель закрепляет полученные навыки в процессе повседневного общения. Во время прогулок он проводит подвижные игры, направленные на развитие слухового и зрительного внимания. Психолог занимается с детьми психогимнастикой, направленной на развитие, помимо прочего, чувства эмпатии, отношений партнерства. Занятия ведутся как общегрупповым, так и подгрупповым методом.
Развернутый характер подготовительного этапа, создание мотивационной базы, развитие внимания, активизация познавательной деятельности, использование невербальных компонентов высказывания, основанных на межанализаторном взаимодействии, позволяют ребенку стать более инициативным, сформировать у него деятельную партнерскую позицию.
2 этап – основной
Задачи работы:
– ввести в речь социально-коммуникативные вопросы, имеющие социально фиксированную, шаблонную форму;
– научить использовать социально-коммуникативные вопросы в ситуации знакомства, вступления в речевой контакт;
– формировать умение задавать познавательные вопросы, используя различные вопросительные слова, порядок прохождения которых определяется их появлением в онтогенезе и полученными в ходе обследования данными.
На этом этапе изучаются и осваиваются отдельные типы вопросительных предложений. Работа начинается с формирования социально-коммуникативных вопросов. Дети наблюдают за тем, как логопед разыгрывает разнообразные ситуации знакомства, используя контактоустанавливающие вопросы. Затем предлагаются различные задания на репродукцию высказываний логопеда (отраженно, сопряженно). Потом переходят к продуцированию контактоустанавливающих вопросов на основе заданной темы. Раздел заканчивается разыгрыванием различных ситуаций знакомства по ролям: сначала используется модель взрослый-ребенок, потом – ребенок-ребенок.
Затем формируются познавательные вопросы.
По одному отрабатываются различные вопросительные слова. Последовательность их прохождения определяется появлением в ходе развития речи (учет онтогенетического принципа), а также результатами нашего обследования. Можно использовать следующий порядок введения вопросительных слов в речь детей: «кто», «что», «что делает», «где», «куда», «откуда», «почему», «зачем», «когда», «какой», «сколько».
На этом этапе важно не просто научить ребенка задавать вопросы познавательного характера, а сформировать навык исследования ситуации с их помощью.
Сначала проверяем, понимают ли дети данное вопросительное слово. Подбирается специальный речевой материал, позволяющий ребенку наблюдать за тем или иным словом (стихотворения, сказки, рассказы). Затем переходим к репродукции. Здесь применяются различные игры на отраженное, сопряженное проговаривание вопросов. Используется инструкция «спроси также». Далее детям предлагается тема вопросительного вы-
сказывания: «Спроси о…».
Занятия проводятся общегрупповым методом, на подгрупповых занятиях преодолеваются имеющиеся у некоторых детей отдельные лексико-грамматические и синтаксические нарушения.
Схема работы над вопросительными предложениями:
– понимание вопроса (наблюдение за вопросительными словами в специально подобранных стихах, сказках, рассказах);
– репродукция вопроса взрослого (используются структурные схемы);
– продукция в ситуациях общения взрослый-ребенок и ребенок-ребенок.
3 этап – завершающий
Задачи работы:
– упражнять в постановке социально-коммуникативных и познавательных вопросов в различных коммуникативных ситуациях;
– развивать умение детей исследовать проблемную ситуацию с помощью познавательных вопросов.
На данном этапе дети учатся использовать полученные навыки для общения. Проводятся инсце – нировки, игры-драматизации по мотивам сказок. Усложнение достигается за счет введения незнакомых взрослых и сверстников в качестве собеседников, использования незнакомых условий общения, участия в полилогах.
Дети обучаются анализировать проблему при помощи вопросов (игры «Ключи»1, «Угадайка», «Данетки»2).
Таким образом, раздел «Формирование вопросительных высказываний» необходимо включать в план работы по развитию связной речи детей с ОНР. Выделенные этапы и задачи обучения определяют структуру данного раздела. Следование предложенному алгоритму позволит полноценно сформировать в речи детей вопросительные высказывания разных видов и использовать их в общении со взрослыми и сверстниками как в детском саду, так и в школе.
Развитие связной речи учащихся начальных классов, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи
Глава I. Коррекционная работа над предложением
Глава II. Коррекционная работа над текстом, совершенствование связной речи
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи- хорошо развитая речь каждого человека общества.
Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.
Поскольку средством обучения и источником необходимой информации прежде всего является речь, то основной перечень общеучебных (то есть таких, которые, будучи выработанными в одном виде, могут использоваться при выполнении других видов) умений непосредственно соотноситься с формированием у учащихся навыков речи.
Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку – речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся ), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории.
Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на веем дальнейшем развитии ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что проблема нарушения связной речи у школьников – одна из самых значимых для школьного обучения. От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.
Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи затрудняются в построении связных монологических высказываний. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Поэтому с этими детьми должна проводиться целенаправленная коррекционная работа.
Для коррекционной работы существуют методики Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Ефименковой Л.Н., и другие.
Однако существующие методики не всегда учитывают возможности детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. В связи, с этим недостаточно разработанной оказывается система помощи школьникам в процессе создания связного речевого сообщения. Также в настоящее время все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для учителей-логопедов.
В основе моей коррекционной работы лежит методика А.В. Ястребовой, которая мною модифицирована с учетом структуры речевого дефекта детей.
В соответствии с этим в работе определяются следующие задачи:
1. Оценить состояние речи учащихся первых классов.
2. Дать характеристику особенностей связной речи у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
3. Наметить основные пути коррекционной работы и реализовать их на практике.
4. Оценить эффективность обучения.
Глава I. Коррекционная работа над предложением.
1.1. Особенности речи детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи представлены в научной литературе как особая группа, имеющая ряд специфических особенностей, касающихся фонетико-фонематического и лексико-грамматического уровня, но выраженные в наименьшей степени. Большинство авторов указывают, что наибольшие трудности касаются связной речи детей и затрагивают все этапы порождения речи: мотива, замысла, развертывания во внешней речи (Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Левина Р.Е., Ефименкова Л.Н., Миссаренко Г.Г. и другие).
Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезнее затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения; «застревание» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.
1.2. Приемы коррекционной работы над предложением.
Центральное место в процессе развития связной речи учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи занимает работа над предложением как основной речевой единицы.
Рассмотрим основные приемы работы над предложением.
- Самая простая, и в тоже время самая необходимая форма работы над предложениями – это чтение образцов, отработка интонаций, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание предложение. При этом грамматический анализ предложений не обязателен, просто дети должны услышать, почувствовать предложение. Хорошее, выразительное прочтение предложения дает очень много для развития речи.
Интонационная работа над предложением помогает, во-первых, лучше понять его значение, его содержание; во-вторых, помогает усвоить и запомнить образцы, которым дети должны подражать; в-третьих, помогает школьнику лучше понять структуру предложения, выделить его составные части, что положительно скажется на грамотном письме, на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у школьника языковое чувство. Для эффективной работы над предложением дети должны также научиться делать логические ударения, смысловые и психологические паузы, уметь эмоционально окрасить свою речь, произносить предложение в замедленном или ускоренном темпе: громче или тише. Важно развивать также дыхание. - Первоначальный прием, применяемый для построения предложений – вопрос учителя-логопеда. В простейшем варианте вопрос логопеда служит основой построения предложения. В нем даны почти все слова и намечена структура предложения, которое должно быть составлено учащимся, например, (Вопрос: «Что дети собирают в лесу?»; Ответ: «Дети собирают малину»). Самостоятельность учащихся проявилась в том, что ни изменили порядок слов, вопросительно местоимение «что» заменили существительным «малину» и придали предложению повествовательную интонацию. Можно вопрос сформулировать так, чтобы учащиеся вынуждены были ввести два-три «своих» слова: («Что делали дети в лесу?»; «Дети собирали в лесу малину»). в дальнейшем вопросы наталкивают учащихся на составление сложных предложений и различных других синтаксических конструкций. Так, вопросы: почему? -, зачем? -, при каком условии? стимулируют составление сложноподчиненных предложений. Вопрос не подсказывает всей структуры предложения ответа, а как бы намечает некоторые его элементы.
- К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные виды работ, состоящих в составлении предложений, аналогично заданному, но на другую тему.
- Конструктивные упражнения очень разнообразны. Широко распространено построение предложений из разных слов или восстановление деформированного текста.
- Предлагается детям найти границы предложения в тексте, напечатанного без точек и заглавных букв.
- Постепенное ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. Например: Птицы вернулись. Какие птицы?, Откуда вернулись? Куда вернулись? Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями.
- Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное, или простое с однородными членами.
- Редактирование предложений, содержащих ошибки или недочеты.
Основным принципом коррекционной работы является системность. Обучение требует, чтобы каждая новая учебная работа представляла собой шаг вперед от уже усвоенного опираясь на предыдущее. От простого – к сложному. От известного – к неизвестному. Системность невозможна без перспективности. Логопеду нужно знать, какие трудности встретятся учащимся в дальнейшем (в следующей четверти, полугодии, году). Тогда он сможет предусмотреть подготовку к преодолению этих трудностей уже в сегодняшней работе.
Устранив пробелы в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй), а также создание методом устного опережения предпосылок, способствующих совершенствованию связной речи, позволяет сосредоточить внимание учителя-логопеда на работе с текстом. В процессе ее осуществления у детей должны быть сформированы умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для реализации его языковые средства. Как мы видим, построение высказывания требует от ребенка умения распределять внимание: надо помнить и о содержательной его стороне, и о его форме.
Особенность коррекционного обучения состоит в том, что в это время появляются возможности в полной мере осуществлять работу над всеми компонентами речевой системы, восполнять все пробелы, имевшиеся в формировании связной речи, а также оказывать коррекционное воздействие на формирование внимания, памяти, самоконтроля, на воспитание коммуникативных умений и навыков речетворчества и фантазии детей.
На данном этапе продолжается работа по составлению связных высказываний по типу рассуждений. Внимание учеников постоянно привлекается к собственной речи в процессе формулирования правил, выводов, доказательств, обобщений. Как известно, в рассуждениях выделяются две смысловые части: формулирование задания и само объяснение или доказательство. Основное внимание на логопедических занятиях уделяется развитию у учеников умений объяснять причины какого-либо факта, обосновывать высказанное ими мнение.
При этом возникает необходимость употреблять сложноподчиненные предложения, которыми обычно дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи не пользуются.
Одновременно идет и дальнейшее развитие инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно строить развернутые высказывания по ходу работы. Таким образом, овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.
Работа над предложением приобретает в связи с основной задачей свою специфику. Опыт показывает, что занятия целесообразно начинать такими заданиями, как составление предложений по «двигающимся картинкам» (Приложение №1), восстановление различного рода деформированных предложений (слова даны вразбивку (Приложение №3); есть только начало или конец предложения; не хватает одного слова), строящимися на использовании «живых иллюстраций» (Приложение №2), составление предложений по вопросам (Приложение №4), редактирование текста (Приложение №5), озвучивание сюжетной картинки (Приложение №6), инсценировка рассказа по серии картин (Приложение №7), бесед о предметах и их свойствах, а также вопросов. При этом большое внимание уделяется развитию у детей умений составлять и использовать некоторые виды сложных предложений, в частности сложноподчиненных, выражающих причинно-следственные и причинно-временные отношения. В процессе выполнения этих заданий у детей активизируются сформированные ранее представления о семантике слов и словосочетаний, о порядке и связи слов в предложениях, совершенствуется навык адекватного отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.
1.3. Формирование практических представлений о тексте.
Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Прежде всего дети знакомятся с самим понятием текст, выявляют такие его признаки, как тематическое единство, наличие заголовка, учатся находить в нем основную мысль. В ходе специальных упражнений учащимся приходится производить анализ прочитанного или прослушанного текста, располагать предложения текста в логической последовательности. Они учатся находить в тексте опорные слова (отражающие содержание текста), определяют их роль, выполняют обратную задачу: составляют текст по опорным словам. Ученики получают задания распространить или сократить текст, подробно или кратко его пересказать, воссоздать текст по развернутому или краткому плану.
Составление плана является не только средством, используемым для развития речи, но и способом организации учебной деятельности детей. Работая над планом, дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, последовательно строить собственное сообщение.
Ученики овладевают умениями объединять предложения в логической последовательности — строить текст, зная, что в нем должны быть начало, средняя часть и концовка; они стремятся соблюдать правильную интонацию, нужный порядок слов. Особенно важно учить детей пользоваться теми средствами, которые характерны для связного текста: личными и указательными местоимениями, наречиями типа тут, там, тогда, синонимами.
По мере, формирования у детей умений конструировать текст учитель-логопед подводит их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих и активизирующих воображение и творческую самостоятельность. Большую роль играют творческие упражнения с предложениями, которые проводятся устно. Обычно они входят в систему подготовки связных текстов, устных рассказов, импровизаций, драматизаций, словесное рисование, сочинение, отзывы, письма. Такие предложения составляются с целью активизации слов и образцов речи, с целью накопления своего рода речевых «заготовок». Большую помощь логопеду в достижении его цели может оказать творческое соревнование с подведением итогов и записью некоторых лучших предложений.
Все эти задания направлены на формирование и совершенствование умений учащихся составлять предложение и связное высказывание.
На данном этапе коррекции работа над предложением, не являясь главной, неизменно ведется на каждом занятии. В основном вся фонетическая и лексическая работа проводится на материале предложения. Приобретенные учащимися в процессе составления словосочетаний и предложений умения способствуют осознанному употреблению предложений в речи. Далее работа над предложением усугубляется, вводятся новые виды работы. Начинается следующий аспект коррекции речевого недоразвития учащихся. Имеется в виду развитие монологической речи, которое предполагает обучение умению планировать свои высказывания, определять последовательность предложений. Таким образом, обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании связной речи детей первых классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Работа над предложением
Основные направления работы над предложением:
Последовательность работы над предложением:
Нераспространенные предложения: субъект – предикат (Девочка рисует).
Распространенные предложения из 3-4 слов:
а) субъект – предикат – объект (Девочка рисует дом);
б) субъект – предикат – объект – объект (Девочка рисует дом карандашом);
в) субъект – предикат – объект – локатив (Дети играют в саду);
г) субъект – предикат – объект – локатив (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект – предикат – объект – атрибутив (Бабушка подарила внучке красивую куклу)
Предложения с однородными членами.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Зная, какие трудности испытывает ребенок с речевыми нарушениями при составлении разных типов предложений, для повышения результативности работы над предложением я систематизировала материал по данному разделу и составила план-схему по работе над предложением.
При составлении плана необходимо :
Подобрать игры и упражнения по работе над предложением.
Из заданий выбрать именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка.
Расположить игры и упражнения в порядке возрастания сложности.
Подобрать игры и упражнения для развития мыслительных процессов.
Речевой материал использовать как средство предупреждения дисграфии.
Усвоить лексико-синтаксические отношения между членами предложения.
По анализу и синтезу словесного состава предложения использовать карточки- символы:
Наличие индивидуального наглядного материала (карточек – символов), условных обозначений слов позволили обеспечить:
Полный контроль за усвоением знаний и навыков построения разных типов предложений детьми.
Высокую речевую активность и умственную нагрузку.
Повышение эмоционального тонуса, познавательного порога, рост эффективности обучения.
Экономное использование учебного времени.
Реализацию познавательных возможностей детей-логопатов.
В предложенном плане представление поэтапнго обучения детей составлению разных типов предложений, и каждый этап представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании логопеда дополнен.
ПЛАН – СХЕМА работы над предложением в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Игра “Кто больше назовет окружающих предметов”.
“Разделить слова на 2 группы по вопросам Кто? Что?
Игра “Задай вопрос (картинки) Кто это? Что это?”
Игра “Оживи слово”
Дети озвучивают картинки.
Вывод: Все что нас окружает – это предметы неживые.
Все, кто нас окружает – это живые существа.
Любой предмет можно обозначить символом.
в)запомнить их, назвать только те, которые отвечают на вопрос Кто? Что?
Игра “Запомни, повтори” (7 слов)
Слуховой диктант (10 слов)
ЗАПОМНИ: Слово-предмет мы будем обозначать(карточка 1)
Учить графически изображать слово-предмет и слово -действие.
Развивать логическое мышление, слуховое внимание и память. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия.
Слова, которые вы назвали, обозначают действия и отвечают на вопрос “Что делает?”
ЗАПОМНИ: Слово-действие мы будем обозначать(карточка2)
Игра “Назови что я делаю? (действия логопеда с разными предметами.
Работа с двумя карточками “Слово-предмет” (карточка 1) и “Слово-действие” (карточка 2).
Игра “Будь внимательным” (логопед называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку).
Слуховой диктант (7-8 слов -действий)
Прочитать предложение с помощью рисунков- схем (карточка 2 – карточка 1).
Игра “Поработай слово-действие” В игре два участника: один из них представляет слово- предмет, второй выступает в роли слова-действия. Слово-предмет совершает всевозможные действия, а слово-действие называет эти действия.
Игра “Кто как передвигается? (по теме “Живая природа”)
“Кто как ест?” “Кто как голос подает?” “Кто это может делать?”
Вопрос – ответ (по лексической теме “профессии”). “Что делает врач, учитель, повар?”
Познакомить со схемой (карточка 3).
Задание: Поставить вопрос к словам: зеленый, свежий, желтая, красивое. Графическое изображение слова-признака.
ЗАПОМНИ: Слово-признак мы будем обозначать (карточка3)
Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.
Из услышанного ряда слов назвать только те, которые обозначают признак предмета.
Нарисовать слова: кудрявые облака, голубой ручей, лучистое солнце.
Подобрать слова-синонимы: аккуратный (чистый, опрятный)
Грустный (печальный, скучный, невеселый),
Смелый (храбрый, отважный, бесстрашный.
Подобрать слова-антонимы к словам признакам: умный -глупый; смелый – трусливый; злой – добрый.
Придумать слово к слову: осень какая? День какой? Настроение какое?.
Игра-соревнование, кто больше назовет слов-признаков к предмету”
Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы:
Прыгучая, пушистая, рыженькая . (белка)
Маленький, круглый, колючий. (еж). Чистое, свежее, душистое. (полотенце)
Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам: вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. Что обозначают эти слова? (Слова-признаки).
Познакомить с графическим изображением предлога (карточка 4).
В – когда предмет находится внутри,
На – когда предмет находится сверху,
Под – когда предмет находится внизу и т.д.
Выставить парами предметные картинки. Придумать предложение с предлогами: гриб – елка, гриб – сковородка, шишка – елка; еж – елка, заяц – куст, лиса – нора; птица – ветка, белка – дупло, бабочка – цветок.
“Прочти предложение без предлога”.
Что такое предлог? (Маленькое слово перед словом)
Закрепить понятие об интонационной законченности предложения.
Сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове, как единице предложения.
Учить составлять простое нераспространенное предложение с использованием графического изображения слов.
Учить определять главное слово в предложении.
Определять количество слов, последовательность слов.
Предложение состоит из слов. Предложение мы читаем, будто что-то сообщаем. Все на свете из чего-то состоит: облака из множества водяных капель, лес из деревьев, а наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова живут в предложении в согласии. Разбираются предложения (2 – 3) из 2 слов.
Графическое изображение предложения. Корова мычит.(карточка 1 и карточка 2).
Начертить схему предложения в тетрадях.
Назови 1-ое, 2-е слово. Сколько слов в предложении?
Графический диктант (работа со схемой слов)
Слово -действие (дети произносят звук Ч,Ч,Ч. -движение поезда)
Слово – признак (дети машут рукой).
Предлог (топают ногой – тормоз).
Игра “Живое предложение”. Продолжить предложение, которое начинаются одинаково “На столе лежат красные яблоки”. На столе (карточка 2, карточка 3, карточка 1).
Игра “Сплетем венок из предложений”:
– Дом построили строители.
– Строители строят многоэтажные дома.
Игра “Поймай слово в предложении” (1-е, 2-е,3-е, 4-е).
Игра “Оживи слово”, “Оживи предложение” (по предметной картинке)
Упражнение “Собрать предложение из слов” (девочка, петь, песня, красивая)
Напечатать последнее (первое) слово в предложении “На окне сидит муха”.
Учить распространять основу предложения до 5 – 6 слов, используя карточки- символы, грамотно его оформлять.
Ребенок: “Маша взяла мяч и стала подбрасывать его вверх.
Задание: найти предложение по соответствующей схеме.
Составить предложение соответствующее схеме.
Составить предложение с парой слов “Кисточка – краски”.
Предложения: “Мальчик скачет”. (карточки- символы)
“Мальчик скачет на коне”.
“Мальчик скачет на быстром коне”.
“Мальчик скачет на быстром вороном коне”.
Логопед придумывает предложение, дети осмысляют его. Затем логопед просит детей сократить предложение:
“Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу.
Оля читает бабушке.
Оля читает. ВЫВОД: остались главные слова в предложении.
Упражнение “Измени одно слово.”
Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете и по картинке. (сюжетной), грамматически правильно оформлять предложения (в рассказе).
Учить считать количество предложений в рассказе и контролировать количество слов в предложениях с помощью картинок-символов.
“Наступила золотая осень. В лесу листопад. Кружатся, летят, падают на землю осенние листья. Птицы улетели в теплые края.”