Логопедическая неделя в начальной школе

Логопедическая неделя. Сценарии внеклассных мероприятий и занятий для школьников

Разделы: Логопедия

Классы: д/с , 1 , 2

Методическая разработка для учителя-логопеда школы.

Наряду с традиционными формами проведения занятий, логопедическая работа проходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм работы является проведение “Логопедической недели”, которая проводится во втором полугодии учебного года. При её проведении решаются следующие задачи:

  • закрепление знаний;
  • развитие познавательных и психических процессов;
  • создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
  • осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

Для проведения “Недели” составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей, родителей и педагогов на информационном стенде. В течение недели проводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, конкурсы, викторины, выставки, развлекательные и познавательные логопедические праздники.

В понедельник первое мероприятие «Планета красивой и правильной речи», а также проходит открытие “Логопедической недели”, которое носит увлекательно-информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Представляется жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети. Далее всё проходит согласно намеченному плану.

Вторник: «В стране Вообразилии»

  1. Конкурс рисунков «Я мечтаю о. »
  2. Конкурс мини-сочинений «Если б я был волшебником. »
  3. Урок ИЗО «На что похожа клякса?»
  4. Олимпиада «Мышление и речь»

В среду проходит игра «В городе Внимания»

В четверг проходит «В мире волшебных слов»

  1. Логопедический досуг
  2. Показ мультфильмов на переменах
  3. Акция «Кто самый вежливый в классе?»

В пятницу «Подведение итогов»

  1. Рефлексия «Cобери буквы в слова»

Победители награждаются подарками и призами. Все сценарии разрабатывает логопед, используя новинки методической литературы, специализированные периодические издания, мультимедиа-ресурсы и иные источники информации.

Каждый год план “Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.

По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопеда с педагогами, воспитателями и детьми. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении “Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.

Проведение “Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.

В различных мероприятиях участвуют все желающие. Некоторые конкурсы являются обязательными. Пропустить их нельзя. Все результаты активного участия детей являются высоким показателем работы в течение учебного года.

План мероприятий логопедической недели

День недели

Название дня

Мероприятия

«Планета красивой и правильной речи»

Конкурс «Самая интересная скороговорка»

Игра «Занимательная психология и логопедия»

Контроль за правильным произношением звуков в речи

«В стране Вообразилии»

Конкурс рисунков «Я мечтаю о. »

Конкурс мини-сочинений «Если б я был волшебником»

Урок ИЗО «На что похожа клякса?»

Олимпиада «Мышление и речь»

«В городе Внимания»

«В мире волшебных слов»

Показ мультфильмов на переменах

Акция «Кто самый вежливый в классе?»

Рефлексия «Cобери буквы в слова»

Таблица 2. Описание компонентов системы работы

Мероприятия

Цель

Участники

Результат

Конкурс «Самая
интересная
скороговорка»

Формирование самоконтроля над собственной речью.
Развитие
поисковой
деятельности.

Награждение участников грамотами (приложение 8). Обогащение словарного запаса.

Конкурс рисунков «Я мечтаю о. »

Развитие творческих способностей и фантазии детей

Конкурс мини­сочинений «Если б я был
волшебником. »

Развитие воображения и письменной речи

Развитие
познавательных
способностей
(память,
внимание,
мышление, речь)

Получение опыта работы в команде в процессе
достижения общей цели.
Развитие
познавательных
способностей

Индивидуальная работа с заданиями

Диагностика актуального уровня развития познавательных способностей и речи

Выявление детей с высоким уровнем развития познавательных процессов

Стенд с информацией и заданиями на развитие познавательных процессов, «Cобери буквы в слова» (приложение 6)

Урок ИЗО «На что похожа клякса?»

Развитие фантазии и воображения обучающихся

Оформление стенда лучших творческих работ

Библиография

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 272 с.
  2. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 270 с.
  3. Голосова Т.С. Неделя психологии «Как прекрасен этот мир!» / Т.С. Голосова // Психолог в школе. – 2015. – №9. – С.5-21.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда/Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
  5. Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. – М.: АРКТИ, – 2010. – 56 с.
  6. Земцова О.Н. Непослушные звуки Л-ЛЬ. Логопедическая тетрадь / О.Н. Земцова. – М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2012. – 32 с.
  7. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998. – 144 с.
  8. Пометова Е.Ю. Игровые занятия для снятия стресса у младших школьников / Е.Ю. Пометова // Психолог в школе. – 2015. – №7. – С.26-34.
  9. Развитие произвольной памяти у младших школьников: программа, разработки занятий / авт.-сост. Е.А. Лапп, С.Ж. Хайрушева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 138 с.
  10. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 99 с.
  11. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
  12. Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет / И.В. Скворцова. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 208 с.
  13. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 144 с.
  14. Школа физкультминуток. 1-4 классы / авт.-сост. В.И. Ковалько. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 224.
Читайте также:
Постановка звука (ш) - конспект

Проект «Неделя логопедии»

Елена Буянова
Проект «Неделя логопедии»

Добрый день уважаемые друзья и коллеги! Предлагаю вашему вниманию проектНеделя логопедии

«Логопедическая неделя»

Период проведения : С 9 по 13 ноября 2020 год

Разработчик проекта: учитель – логопед Буянова Е. А.

МБДОУ детского сада

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

По результатам исследований педагогов – практиков установлено, что почти 60 процентов детей, поступающих в первый класс имеются определенные нарушения или отставание в речевом развитии, в том числе нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной снижения успеваемости.

Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка,становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Учитывая высокий процент детей с нарушениями речи, требуется коррекционная работа с такими детьми, которая носит многоаспектный характер и требует комплексного подхода в работе со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Вокруг каждого такого ребенка необходимо создать единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживать которое призваны не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в МБДОУ был реализован краткосрочный проект «Логопедическая неделя» (далее – проект, участие в котором приняли учитель – логопед, воспитатели, родители, воспитанники групп.

Цель проекта

Основными целями проекта стало развитие речевой активности детей, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности, а также сотрудничество с семьей по вопросам речевого развития дошкольников.

На основе целей были сформулированы следующие задачи.

• развитие интереса дошкольников к логопедическим играм, потребность в них;

• развитие коммуникативных способностей дошкольников;

• осуществление взаимосвязи по проблеме речевого развития в работе педагогов;

• повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей;

• укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Реализация проекта проходила в течение месяца (март) и включала три основных этапа.

На подготовительном этапе была определена тема проекта, сформулированы цели и задачи, изучена литература, составлен план проектной деятельности.

Читайте также:
Новые подходы в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи

В ходе основного этапа работа осуществлялась по трем направлениям:

• образовательная деятельность с детьми;

• взаимодействие с родителями.

На третьем заключительном этапе была проведена логопедическая викторина «Вопрос на засыпку» ,подведены итоги реализации проекта, дана оценка эффективности работы.

Участники проекта:

• дети старшей и подготовительной логопедических групп;

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.

2. Совершенствование знаний родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

4. Своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи специалистов и проведение профилактической работы с такими детьми.

5. Широкое вовлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ на правах педагогически компетентных партнеров.

Для детей положительная динамика речевого развития, успешная социальная адаптация в ДОУ и семье, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Для родителей положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать ДОУ, использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.

Для педагогов положительный психологический климат между логопедом и воспитателями, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, удовлетворенность собственной деятельностью, учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.

Для ДОУ благоприятные условия для профессионального роста педагогов, повышенный статус ДОУ, высокая степень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг.

Формы работы в рамках проекта

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Разработка плана работы с детьми, родителями, педагогами.

3. Подборка игр и упражнений с описанием проведения.

4. Организация предметно – развивающей среды.

1. Определение актуальности, проблемы, цели.

2. Создание условий для проведения логопедических игр.

3. Подбор необходимого наглядного материала для проведения логопедических игр.

Для решения этих задач работа началась с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На 2 этапе основном

Реализация плана работы.

1. Организация предметно – развивающей среды (необходимые предметные и сюжетные картинки, атрибуты для проведения игр и оформления).

2.Работа с детьми:

Дидактические игры, игры на координацию речи с движением, на развитие мелкой моторики кистей рук, индивидуальная работа с детьми, разучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседы, проговаривание чистоговорок с различными группами согласных, проведение логопедических развлечений.

3.Работа с родителями:

Родительское собрание, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, оформление альбомов «Сочиню я сказку сам», ответы на вопросы по электронной почте, телефону.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

На 3 этапе заключительном

1. Оформление выставки.

2. Оценка эффективности работы с родителями.

3. Проведение развлечения «Логопедическая вечеринка», игра-практикум для родителей.

4. Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, ролика, публикации и т. п.)

План реализации проекта

Неделя логопедии

С 9 по 13 ноября

Понедельник 9 ноября

1. Сообщение для педагогов

«Артикуляционная гимнастика»

2. «Наши губки и язык….»

(игры для развития артикуляционной моторики и дыхания).

Вторник 10 ноября

1. Развитие мелкой моторики «Веселые пальчики».

(игры для развития мелкой моторики)

Консультация для родителей на тему развитие мелкой моторики.

Среда 11 ноября

1. Просмотр презентации, занятие по логоритмике «Овощи».

Четверг 12 ноября

1. «Наши ушки на макушке»

(игры для развития фонематического и речевого восприятия, внимания)

Пятница 13 ноября

1. Логопедическая викторина «Вопрос на засыпку»

2. Подведение итогов.

Краткосрочный общедетсадовский проект «Радужная неделя» Краткосрочный общедетсадовский проект «Радужная неделя» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1» С 24.

Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет. В нашем детском саду проходила неделя логопедии, так, как, в настоящее время наблюдается задержка речевого развития у детей дошкольного.

Проект «Цветочная неделя» Тип проекта: познавательно-творческий Участники проекта: воспитанники и воспитатели группы Срок реализации: краткосрочный (1 неделя).

Проект «Книжкина неделя по творчеству Агнии Барто» Тема: Игрушки Вид проекта: творческий, краткосрочный (1 неделя). Участники проекта: дети младшей группы, педагоги, родители. Актуальность.

Проект «Неделя дружбы» для младшей группы Проект. Неделя дружбы. Младшая группа. Вид проекта: творческо-информационный, групповой. Участники: дети 1,5 – 3 лет; воспитатели; родители.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в 1 классе ‘Деление слов на слоги’

Проект «Неделя народного костюма» Проект “Неделя народного костюма”«Неделя народного костюма» – это еще один «проект в проекте» который был назван нами «Музей друзей» (в.

Проект «Неделя радуги» в младшей группе Проект «Неделя радуги» в младшей группе Продолжительность проекта: 1 неделя Тип проекта:творческий, познавательный Участники проекта: воспитатель,.

Презентация «Проект «Неделя спорта» Доброго времени суток, коллеги! Хочу предложить вашему вниманию свой проект “Неделя спорта”. В нашем детском саду проходил семинар по физкультурно.

Проект «Радужная неделя» Актуальность проекта: Детство – мир любознательных почемучек. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков.

Проект «Разноцветная неделя» Участники: Воспитатель, дети старшей группы, родители. Вид проекта:Исследовательско-творческий, информационно – практико — ориентированный.

Районная логопедическая неделя

Казанская основная общеобразовательная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

структурного подразделения МАОУ Казанская СОШ

627420, Тюменская область, Казанский район, с. Казанское, ул. Ленина 64/2, тел./факс 4-22-61.

Логопедическая неделя в ОУ , ДОУ

Казанского района

С 13 по 20 ноября 2017г. в Казанском районе стартовала очередная логопедическая неделя. Дата 14 ноября объявлена международным днем логопеда. В преддверии наступающей даты, в рамках районной недели логопедии были проведены учителем – логопедом Каренгиной С.Г. мероприятия на районном уровне.

Основными задачами недели являлись:

1. Закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях.

2. Развитие познавательных и психических процессов.

3. Создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей.

4. Осуществление взаимосвязи в работе с педагогами, воспитателями, родителями.

5. Воспитание интереса к изучению родного языка.

Логопедическая работа в школе строится с учётом особенностей развития детей. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности. Одной из форм такой работы является неделя логопедии в школе. Она прошла среди учащихся начальных и старших классов.

В понедельник (13 ноября ) в Казанской ООШ для обучающихся с ОВЗ состоялось открытие «Логопедической недели».

Дата 14 ноября объявлена международным днем логопеда. В преддверии наступающей даты, учащимся дана информация о истории возникновения праздника. Рассказано о том, что Международный день логопеда отмечается ежегодно 14 ноября, начиная с 2004 года. Первые специалисты лечили только некоторые отклонения в речи. И только в конце XIX века, благодаря разработке новых способов понимания, анализа и передачи речи, логопедия вышла на новый уровень. Эти методы стали использовать в своей деятельности А. Мелвилл Белл и А. Грэхем Белл (отец и сын).

Период с 1945 по 1965 гг. был ознаменован разработкой новейших подходов в терапии, которые позволяли лечить психологические факторы, лежащие в основе расстройства речи.

С каждым годом научные представления о речевой деятельности совершенствовались, и в результате общество получило современную логопедию, которая основывается на педагогическом содержании. Благодаря психологии, физиологии, языкознанию, а также основам дефектологии, речь стала рассматриваться как системное образование, которое и влияет на психическое развитие.

Учитывая весомую роль логопедов в жизни пациентов, и был создан этот международный профессиональный праздник. Его цель – информирование человечества о существовании науки о нарушениях речи и способах их устранения посредством специального обучения.

На торжественной линейке был объявлен план работы тематической недели. Учащимся представлен «Логовоз-путеводитель» и «Вагончики-дни недели» с представленным маршрутом мероприятий. Были объявлены все намеченные конкурсы, чтобы ребята в течение недели могли подготовиться к ним и принять активное участие. Так был объявлен конкурс на лучший рисунок – поделку «Золотая осень – 2017» и рисунок – аппликацию «Ноябрь уж наступил…». В течение учебного дня с помощью учащихся начала оформляться выставка работ, которая, в течение недели будет пополняться новыми аппликациями и рисунками.

Так же оформлен стенд для родителей и выпущен информационный буклет «Любознательные родители». Речь в нем идет о нарушении произношения сонорного звука «Р», причинах нарушения и как оказать помощь в домашних условиях.

В игровой форме учили стихотворение:

Раз, два, тр-ри, четыр-ре, пять
Вот как я могу считать!

И на празднике вчера
Громче всех кричал “Ур-ра”!
С “р” мы долго были в ссоре,
Я дружить с ней не хотел,
И все время в разговоре
Заменял её на “л”.
Но смешно звучит ” я вылос”
И не скажешь – “повзлослел”!
С “р” решил я помириться
Попытался, но не смог,
С буквой накрепко сдружиться
Добрый доктор мне помог!
Я открою вам секрет:
Этот доктор – логопед!
Этот доктор учит деток
Без ошибок говорить,
Мы его должны за это
Дружно поблагодарить!
Ведь с коварной буквой “р”
Очень дружим мы теперь!
автор: Казарина Марина

Во вторник (14 ноября) в Казанской ООШ для обучающихся с ОВЗ прошло творческое игровое мероприятие: логопедический проект «Дом. Квартира. Мебель» для 2 – 4 классов. Ученики показали отличные результаты!

Читайте также:
Домашние животные - конспект занятия

Целью данного мероприятия являлось содействие развитию умения выполнять макет из полуфабрикатов- заготовок.

Задачами данного проекта являлась необходимость способствовать развитию умений работать в группе , создать условия для расширения знаний детей об интерьере . Способствовать развитию воображения, творческого и технического мышления, способствовать созданию условий для развития самостоятельности и активности детей в ходе работы над проектом . Создать условия для развития умения выступать с речью перед аудиторией , способствовать воспитанию внимательного доброжелательного отношения выступлениям других детей.

Результат проектного продукта макет дома и интерьера комнат (гостиная, детская, кухня, ванная комната).

Учащиеся 2-4 класса были разделены на 4 группы по желанию. Каждая группа выбрала помещение для реализации проекта: I группа – кухня, II группа – гостиная, III группа – спальня и I V группа – ванная комната.

Затем члены группы раскрашивали эскизы мебели интерьера выбранного помещения, распределяли мебель по комнате и приклеивали мебель клеем.

Чтобы изготовить интерьер помещения, были распределены обязанности в группе: руководитель, конструкторы, дизайнеры, представитель группы для защиты проекта. Также были отобраны необходимые материалы и инструменты: картон, клей, ножницы, карандаши, заранее заготовленные макеты мебели.

Изготовление макетов протекало на протяжении 40 минут. Когда комнаты были готовы, учащиеся приступили к обсуждению защиты своего проекта.

Ключевым моментом мероприятия являлась защита проектов учащимися 2-4 классов. Представитель каждой группы презентовал свой макет комнаты, рассказал об этапах работы над проектом, проанализировал деятельность группы .

Учащиеся логопедической группы (3 класс), окончили изготовление поделки «Дружба народов – Единство России» на школьную олимпиаду для детей с ОВЗ, по теме «Год единства России ».

В среду (15 ноября) В нашей школе проходила тематическая неделя логопедии. Мы праздновали Международный день логопеда. Этот праздник отмечен в календаре 14 ноября. Это очень молодой праздник. Но очень важный. Ведь логопед- это доктор красивой и правильной речи. А красивая и правильная речь – это залог успеха и здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух!», для того, чтобы каждый из нас не только научился следить за своим здоровьем, но и научил друга, что нужно делать, чтоб быть здоровым. Быть здоровым – это не только вылечиться от болезни с помощью пилюль и уколов, а уметь предотвращать различные недуги, используя как вспомогательные средства и профилактические меры, так и все потенциальные психические и физические резервы организма. Вот и состоялась общешкольная спортивно – логопедическая эстафета «Азбука здоровья» для учащихся 5-9 классов, во время которой ребята узнали о волшебном обереге и секреты крепкого здоровья. На эстафете с ребятами соревновался и отрицательный персонаж «Бандито-Простудито», который в конце эстафеты стал добрым и подарил ребятам обереги здоровья. В игровой форме прошла эстафета, но задачи ставились совершенно серьезные и важные: закрепить умение различать гласные и согласные звуки и буквы;

различать правильно написанные буквы от неправильно написанных букв;

осуществлять звуковой анализ слов; способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, выносливости; развивать фонематический слух;

развивать зрительное восприятие, внимание, память; воспитывать у учащихся познавательный интерес, чувство коллективизма, доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности.

Наши победители:

1 место 2 место 3 место

Учащиеся Казанской ООШ для обучающихся с ОВЗ с интересом пополняли выставку аппликаций на тему: «Ноябрь уж наступил …» , так же в течение учебного дня, работал на логопункте «игродром на переменке » .

В четверг (16 ноября) Проведение мероприятий на базе Яровского детского сада «Солнышко». Открытое творческое игровое мероприятие: логопедический проект «Дом. Квартира. Мебель» Вручение дипломов за активное участие в районной неделе логопедии.

Для родителей и воспитателей оформлен стенд с информационными буклетами «Любознательные родители», «Развитие фонематического слуха у детей».

В Яровской ООШ прошла в спортивном зале общешкольная спортивно – логопедическая эстафета «Азбука здоровья» для учащихся 1-4 классов, во время которой ребята узнали о волшебном обереге и секреты крепкого здоровья.

Победителям вручены грамоты за 1, 2, 3 места:

Для родителей и учителей начальных классов оформлен стенд с информационными буклетами «Любознательные родители»:

В пятницу (17 ноября) Проведение мероприятий на базе Чирковского детского сада «Тополек». Открытое творческое игровое мероприятие: логопедический проект «Дом. Квартира. Мебель» Вручение дипломов за активное участие в районной неделе логопедии.

В Чирковской ООШ прошла общешкольная спортивно – логопедическая эстафета «Азбука здоровья» для учащихся 5-9 классов, во время которой ребята узнали о волшебном обереге и секреты крепкого здоровья.

Победителям вручены грамоты за 1, 2 места:

Проведение мероприятий на базе Смирновского детского сада «Кораблик». Открытое творческое игровое мероприятие: логопедический проект «Дом. Квартира. Мебель». .

Читайте также:
Родительское собрание о пользе сказок

Вручение дипломов за активное участие в районной неделе логопедии:

В Смирновской СОШ прошла общешкольная спортивно – логопедическая эстафета «Азбука здоровья» для учащихся 5-10 классов, во время которой ребята узнали о волшебном обереге и секреты крепкого здоровья.

Победителям вручены грамоты за 1, 2 места:

В понедельник (20 ноября) закрытие логопедической недели. Подведутся итоги конкурса рисунков – поделок «Золотая осень – 2017» и рисунков – аппликаций «Ноябрь уж наступил…». Учащиеся приняли активное участие, было представлено большое количество рисунков. Обладатели лучших работ будут награждены грамотами. Особое внимание привлекли рисунки – аппликации учащихся обучающихся на дому. Они впервые приняли участие в конкурсе рисунков в районной тематической неделе логопедии и получат дипломы участников.

Все проведённые мероприятия недели отличались высокой активностью и заинтересованностью учащихся школ и воспитанников детских садов.

Отдельную благодарность за помощь в организации тематической недели хочется выразить администрации школ и учителям начальных классов, учителям – предметникам (физической культуры (с.Яровское), трудового обучения (с.Казанское)) и воспитателям детских садов (с.Яровское, д.Чирки, с.Смирное).

МКС(К)ОУ «БАЧАТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА» НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ ( 23.01.2012 г. – 30.01.2012 г.) Расписание движения логовоза на логопедическую неделю Девиз. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЭдуард Похвиснев

Похожие презентации

Презентация на тему: ” МКС(К)ОУ «БАЧАТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА» НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ ( 23.01.2012 г. – 30.01.2012 г.) Расписание движения логовоза на логопедическую неделю Девиз.” — Транскрипт:

1 МКС(К)ОУ «БАЧАТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА» НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ ( г г.) Расписание движения логовоза на логопедическую неделю Девиз недели

2 ОТВЕТСТВЕННЫЕ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Н.С.МАКСИМОВА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Е.Г.СИНКИНА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Е.В.САЗОНОВА

3 Логопедическая работа в условиях школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья строится с учетом особенностей их развития. Наряду с традиционными формами занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение «Логопедической недели». Цель: создание условий для эмоционально – личностного благополучия детей. Коррекционно-образовательные задачи: расширять знания о зиме (о зимних месяцах, о приметах зимы); активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи; совершенствовать навыки слогового анализа слов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением. Коррекционно-воспитательные задачи: прививать интерес к логопедии через использование красочных наглядных материалов, сказочных персонажей, игровых и занимательных моментов, конкурсов; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности.

4 Для проведения «недели» составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучем и вывешивается для детей и педагогов. В течение недели проводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов. Мероприятия Понедельник Оформление стенда для декады. Линейка «Открытие логопедической недели» Музыкальная переменка. «Хватит читать, хватит писать, Давай веселиться и танцевать». Домашнее задание «А,Б,В,Г,Дей-ка». Вторник Смена заданий на ширме. Логопедическое занятие «Дифференциация Г-К». Динамическая пауза «Зимние забавы». Домашнее задание «А,Б,В,Г,Дей-ка». Среда Смена заданий на ширме. Конкурс скороговорок. Домашнее задание «А,Б,В,Г,Дей-ка». Четверг Смена заданий на ширме. Динамическая пауза «Снежная карусель. Урок развития речи «Зимующие птицы». Домашнее задание «А,Б,В,Г,Дей-ка». Пятница Смена заданий на ширме. Конкурс частушек. Урок письма «Перенос слов по слогам». Домашнее задание «А,Б,В,Г,Дей-ка». Обратная связь «Солнышко». Линейка «Закрытие логопедической недели»

5 В понедельник проходит линейка Открытие логопедической недели, которая носит информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до пятницы. Представляются жюри, куда входят учителя-логопеды. Далее всё проходит согласно намеченному плану. В День открытых дверей логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы. На этих занятиях логопеды показывают новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяют в своей логопедической работе. В холле на ширму каждый день вывешиваются разного рода задания: задания для развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения; птицы с месяцами для актуализации знаний о месяцах года; сосульки с днями недели, найти и назвать по порядку дни недели; снежинки, для развития навыков счета; сугробики, для составления зимних слов из букв. В первый же день каждому классу раздаются папки с заданиями «А,Б,В,Г,Дей- ка», в которые вложены разнообразные задания для каждого учащегося. Ежедневно папки проверялись членами жюри и оценивались работы детей. В течение всей недели, на переменах проводились: конкурсы частушек и скороговорок ; динамические паузы на улице, в виде «Снежной карусели»; танцевальная переменка для всей школы, где инициаторами были Мальвина, Петрушка и клоун. В последний день недели осуществлялась обратная связь в виде «Солнышка», где все учащиеся школы и педагоги оставляли свои отзывы. На закрытии Недели, подводятся итоги всех конкурсов, и победители награждаются грамотами и призами. Все сценарии мы разрабатываем сами, используя новинки методической литературы и периодических изданий.

Читайте также:
Интегрированный урок логоритмики и ручного труда для детей младшего школьного возраста с ТНР

6 Открытое логопедическое занятие в 3 классе по теме «Дифференциация звуков [Г], [К] и букв Г, К в словах и предложениях» Открытое логопедическое занятие в 3 классе по теме «Дифференциация звуков [Г], [К] и букв Г, К в словах и предложениях» Ответственная: учитель-логопед Е.В.Сазонова В гостях «Звуковичок»Упражнение для развития слогового синтеза

7 Бой скороговорок Разрешите нам начать!

8 Открытое интегрированное занятие по развитию речи тема «Зимующие птицы» Открытое интегрированное занятие по развитию речи тема «Зимующие птицы» Ответственные: учитель-логопед Н.С.Максимова учитель начальных классов К.Н.Пивоварова Динамическая пауза Подвижная игра «ВОРОБЕЙ И ГОЛУБИ» Прощание с Бабой ягой и Королевой зимующих птиц

9 Ставьте ушки на макушке, Слушайте внимательно. Логопедические частушки Споём вам обязательно! Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками, А своими языками! Мы играем в пулемёт, Мы рычим, как рация. Не ругайте нас, идёт Автоматизация!

10 Открытое интегрированное занятие во 2 классе по письму тема «Деление слов на слоги» Ответственные: учитель-логопед Е.Г.Синкина учитель начальных классов Н.Н.Догадова На занятии наши уши хорошо слушают, и наши глаза внимательно смотрят и наши головы думают Упражнение «Наполни корзины словами»

11 Логопедическая ширма с заданиями

12 Каждый год план Логопедической недели меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов. В подготовке, оформлении и проведении Недели огромную поддержку и помощь оказывают педагоги школы, обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности. Проведение Логопедической недели активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.

13 Обратная связь «СОЛНЫШКО» Учащиеся и педагоги школы оценивали неделю, приклеивая треугольники на солнышко: – жёлтый треугольник – оценка 5; – оранжевый треугольник – оценка 4; – красный треугольник – оценка 3 Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что на нём оценки ОТЛИЧНЫЕ

Логопедическая неделя в начальной школе

Разработала: учитель – логопед Оликова Алла Юрьевна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка» г. Луховицы

Вид проекта: коррекционно – развивающий, творческий, информационно – познавательный, игровой.

Участники проекта: дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели, родители, специалисты.

Цель: коррекция и активизация речи у дошкольников в процессе творческой деятельности, пропаганда логопедических знаний.

Задачи:

  • Способствовать познавательно-речевой активности детей.
  • Создать специально-организованную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству.
  • Побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать практические умения и навыки у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
  • Развивать высшие психические функции (ВПФ) у детей дошкольного возраста (память, внимание, мышление, восприятие).
  • Развивать у детей навыки звукового анализа.
  • Упражнять детей в правильном произношении звуков, используя скороговорки, насыщенные закрепляемым звуком.
  • Развивать связную речь и совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность) посредством театрализованной деятельности.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
  • Познакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду.
  • Вовлекать педагогов и родителей в коррекционно-развивающий процесс.
  • Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Актуальность.

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада.

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда

Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением.

Формы работы с дошкольниками:

Стенгазета «День вежливых слов»

Беседа с детьми о вежливых словах

Организованная образовательная деятельность

Чтение и заучивание загадок

Флешмоб с поделками «Первая буква моего имени»

Выставка детских работ на темы: «Первая буква моего имени», «Веселые скороговорки в картинках», «Моя любимая сказка».

Взаимодействие с родителями:

  • Консультации для родителей
  • Привлечение родителей к изготовлению поделок вместе с детьми
  • Привлечение родителей к участию в мастер– классе «Сказка о веселом язычке»

Деятельность педагогов

  • Участие в педагогическом смотре – конкурсе «Театральный уголок своими руками».
  • Подбор литературы о вежливых словах
  • Подбор иллюстраций к беседе
  • Организованная образовательная деятельность

Продукты проектной деятельности:

презентация, выставки рисунков, фотоотчеты, стенгазета, поделки, буклеты, конспекты.

Сроки и этапы реализации проекта:

  1. Организационно – подготовительный (с 5 ноября по 8 ноября 2019 года)
  2. Основной (с 11 ноября по 15 ноября 2019 года)
  3. Итоговый (15 ноября 2019)

Проект осуществляется в три этапа:

  • Организационно – подготовительный: обозначение темы проекта, определение цели и основных задач, разработка плана мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности.
  • Основной: проведение мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности, в соответствии с планом.
  • Итоговый: подведение итогов мероприятий, фотоотчеты, презентация проекта «Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»

Методы и приемы, используемые при реализации проекта:

  • К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.
  • К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия.
  • К словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Ожидаемые результаты.

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

Тематическое планирование по реализации проекта

Срок реализации проекта

11 ноября 2019 г.

Открытие логопедической недели – «Говорим красиво, правильно»

Воспитатели средних, старших, подготовительных групп, родители, специалисты.

Стенгазета «День вежливых слов», фотоотчет

«День вежливых слов»

Воспитатели средних, старших, подготовительных групп, специалисты.

Беседа с детьми, фотоотчет

«Первая буква моего имени» – подготовительные группы.

«Веселие скороговорки в картинках» – старшие группы

«Моя любимая сказка» – средние группы

Поделки, картинки, фотоотчет

12 ноября 2019 г.

День артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик «Сказка о том, как веселий язычок с пальчиками дружил»

Занятия, конспект, фотоотчет

Занятия, конспект, фотоотчет

13 ноября 2019 г.

Сказка в рамках театрализованной деятельности в ДОУ

Специалисты и дети

Театрализованное мероприятие, сценарий сказки, фотоотчет

Педагогический смотр – конкурс Театральный уголок своими руками

Смотр конкурс, фотоотчет

14 ноября 2019 г.

Мастер – класс для родителей «Сказка о веселом язычке»

Родители, дети, специалисты

Мастер – класс, конспект, фотоотчет, буклеты

Составление рассказа по серии сюжетных картинок для детей старшего возраста

Воспитатели и дети

Занятия, конспект, фотоотчет

15 ноября 2019 г.

Мероприятие «Турнир по отгадыванию загадок»

Воспитатели, дети, специалисты

Фотоотчет, конспект мероприятия

Закрытие логопедической недели «Говорим красиво, правильно»подведение итогов педагогического смотра – конкурса Театральный уголок своими руками, конкурса «Веселие скороговорки в картинках».

Флешмоб с подделками «Первая буква моего имени»

Ловкие пальцы — красивая речь

Аннотация: В данной статье рассматривается значение техники квиллинг в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, а также описывается работа детско-родительского клуба «Ловкие пальцы — красивая речь», в основу которого легла техника квиллинг.

«Ловкие пальцы — красивая речь»

Техника квиллинг как средство развития ребенка с ОВЗ и формирование позитивных детско- родительских отношений.

Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста.

Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый.

В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, тема развития творческих способностей является актуальной. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Чтобы более хорошо подготовить ребенка к школе, нужно дать ребенку знания и развить мелкую моторику кистей рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика ещё не достаточно развита.

Читайте также:
Логопедическое занятие в 3 классе - Правописание безударной гласной в корне слов

Для начала простая схема. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой. Поэтому малыш со скованными, неумелыми пальчиками отстаёт в психомоторном развитии, и, прежде всего у него возникают проблемы с речью.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев.

Вот почему я выбрала такую форму для работы своего детско-родительского клуба «Ловкие пальцы- красивая речь».

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Работа клуба предполагает познакомить родителей с видами творческого труда, обогатить домашний досуг.

В нашем центре создан детско-родительский клуб «Ловкие пальцы — красивая речь» в основу которого легла техника квиллинг. Его посещают родители и дети, имеющие различные нарушения в развитии. В рамках данного клуба проводятся детско-родительские занятия с использованием техники квиллинг, результатом этих занятий являются коллективные работы.

  • Совместные занятия детей и родителей в рамках данного клуба способствуют гармонизация практической деятельности детей и родителей;
  • развитию мелкой моторики и речи детей;
  • согласованию и объединению усилий Центра и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;
  • всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
  • организация общения детско-родительского коллектива в ходе игр и продуктивной, творческой деятельности.

Родители повысят свой уровень психолого-педагогической компетентности в создании условий для разностороннего развития личности ребенка и обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника

Родители и дети приобретут практические навыки конструктивной, практической деятельности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Занимайтесь квиллингом вместе со своим ребёнком, поверьте, это принесёт вам радость и приятные ощущения от совместно проведённого времени, позволит лучше понять и узнать своего малыша.

Творческие проекты и работы учащихся

Долгосрочный проект в ДОУ “Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет “Ловкие пальчики”” рассчитан на создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук (а мы знаем, чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше развита речь) для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

Подробнее о проекте:

Педагогический творческий проект в ДОУ “Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет “Ловкие пальчики”” определяет роль двигательного анализатора в формировании речевой деятельности, а также содержит описание исследования состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. На основании проведенного исследования педагог установила уровни сформированности мелкой моторики рук у исследуемых групп детей и разработала направления и содержание работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Оглавление

Введение
1. Роль двигательного анализатора в формировании речевой деятельности.
2. Исследование состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Сравнительные данные полученные в процессе выполнения всех заданий.
4. Уровни сформированности мелкой моторики рук у исследуемых групп детей.
5. Направления и содержание работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
6. Динамика мелкой моторики детей с нарушениями речи после проведённого формирующего эксперимента.
7. Уровни развития мелкой моторики рук у исследуемых групп детей.
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло».

Во всём этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: « Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой моторикой.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Актуальность данной работы обусловлена потребностью в дошкольном возрасте развития механизмов, необходимых для овладения письмом, создания условий для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыка ручной умелости.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Читайте также:
Конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика)

Цель проекта: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук ( а мы знаем чем лучше развита мелкая моторика тем лучше развита речь) для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

  • воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
  • воспитывать внимательность к выполнению заданий;
  • воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
  • развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  • развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  • развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  • научить детей владеть графическими навыками письма.
  • Дети
  • Педагоги
  • Родители

Срок реализации: 2 года (с 1 сентября по 30 мая)

  • Совершенствование ловкости и точности движений, улучшения внимания, терпеливости.
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Овладение приёмами работы с разными инструментами.
  • Речь детей станет чёткой, правильной.

Формы проведения итогов реализации проекта

Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • самостоятельная речь;
  • выставки работ;
  • участие в конкурса

Роль двигательного анализатора в формировании речевой деятельности

Изучением роли двигательного анализатора в развитии речевой деятельности занимались такие учёные как : Н.А.Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский , М.М. Кольцова, И.П. Павлов, Л.Ф. Фомина.

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикулярный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.

У здорового ребёнка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М.М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Взаимность между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими исследователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Н.А.Бернштейн разработал теорию организации движений и отнёс речь к высшему уровню организации движений. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов.

На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включённым в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем чтобы поставленная двигательная задача и модель( эталон) будущего движения совпали.

На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид сам намечает цель и содержание движений и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвёртом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, плавность) ведёт к нарушению движения.

Л.В. Фомина обследовала детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй. Кольцовой М.М с сотрудниками Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено:

  • что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;
  • что работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребёнка.

Высказывание И.П. Павлова о том, что «речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтверждается многими исследователями детской речи. Поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребёнка, возникла мысль об использовании мышечных ощущений от речевого аппарата.

Посмотрев «карту» головного мозга, можно увидеть, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, а площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели многих учёных на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Читайте также:
Оригами в развитии ребенка с ОВЗ

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции рук. Так, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной проекции пальцев не затронута.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп [6, с. 43-46 ].

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Её необходимость осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познавать мир, в котором он живёт. Навыки тонкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребёнка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Бернштейн считает, что сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном созревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека.

Нельзя исключить ещё один фактор трудностей формирования тонко координированных действий. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждают ребёнка избегать выполнения действий, которые сложны, поэтому платье с мелкими пуговицами « не нравится», новый конструктор « совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками»,вязать, лепить, конструировать « неинтересно, не хочется».

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 5 -7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, очерчивающих , оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи .

М.М. Кольцова подчёркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребёнка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Автор пишет: « говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук». Она говорит, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук она рассматривает, как мощный физиологический стимул развития речи детей.

Таким образом, можно отметить что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчётливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребёнка ( это доказано как специальными научными исследованиями , так и многолетней практикой работы дефектологов). Своевременное развитие движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: