Логопедическая квест-игра ‘Заколдованный город’

Логопедический квест «Сокровища волшебного ларца»

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: квест , взаимодействие с родителями , логопедический квест

Цель: закрепление умения пользоваться правильной, чистой речью.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять правильное произношение поставленных звуков;
  • совершенствовать фонематические процессы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • способствовать вовлечению родителей дошкольников в коррекционно-образовательный процесс;
  • воспитывать познавательный интерес у воспитанников, умение взаимодействовать со сверстниками и родителями.

Целевая аудитория: старшие дошкольники с речевыми нарушениями, их родители.

Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, презентация «В поисках сокровищ», волшебный ларец (декоративный сундучок или шкатулка), медали «Грамотей», книги (по количеству участвующих детей, взрослых), «снежки» (мягкие мячи), «кирпичики» (мягкий строительный конструктор).

Ведущий (далее — В.): Сегодня я нашла в книжном уголке в нашей группе волшебный ларец. Но что же в нем? Открыть я его не смогла. Где же ключ от него? Может быть он в конверте?

Ведущий открывает конверт, вынимает из конверта сложенный листок и читает:

«Ларец откроется тогда, когда ты выполнишь задания,
Приложив старание, проявляя знания!
На вопросы отвечая, не спеши,
Правильно и четко звуки говори!»

Какие же задания надо нам выполнить, что бы ларец открылся?

Демонстрируется слайд с картой квест-игры.

В.: Вот сколько заданий нам предстоит выполнить! А помогут нам в этом герои сказок, мультфильмов. За каждое правильно выполненное задание, вы получите деталь ключа, которым можно открыть волшебный ларец.

Оправляемся в путь?!

Задания выполняются в ходе квест-игры по очереди родителями и детьми.

Слайд 1. Бременские музыканты.

В.: Бременские музыканты ищут свои инструменты, их забрала Атаманша. Поможем вернуть их?

ди «Где звучит?»

Участникам игры предлагается определить музыкальный инструмент, назвать направление и силу его звучания (справа, слева, далеко, близко).

В.: А кто хочет попробовать сам стать музыкантом?

ди «Умелый музыкант»

Ведущий прохлопывает, либо отстукивает на музыкальном инструменте (бубен, барбан, синтезатор или др.) ритмический рисунок, а игрок должен его повторить.

Слайд 2. Маша и три медведя.

В.: Машенька отправилась на прогулку в лес. Как же там хорошо! Ой, а что за звуки? Назовите, что прозвучало.

ди «Угадай, что прозвучало»

Игрокам необходимо назвать источник звука (шелест листьев листьев, вой ветра, птичий щебет и др.).

В.: Рещила однажды Маша побывать в домике у трех медведей, зашла, села за стол, полежала на кроватке и вдруг услышала, что они вернулись. Кто из медведей обращался к девочке? Назовите.

ди «Узнай по голосу» (с использованием аудиозаписи).

Игрокам предлагается помочь Маше и узнать по голосу, кто из трех медведей произнес фразу.

Слайд 3. Смешарики.

В.: Однажды смешарики нашли книгу, а в ней необычные стихотворения. Им показалось, что в стихах ошибки. А вы, как думаете?

ди «Шутки – минутки»

Русская красавица
Своей козою славится.

Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку,
В конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был,
В почку он воды налил

У меня в тарелке зуб,
Заболел у Кроша суп.
На лугу пасутся косы.
Заплела Нюша козы.

Спать пора, настала нос,
Сажей вымазал я ночь.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану

В огороде вырос люк,
На асфальте виден люк.

Копатыч пилит жук,
На цветок уселся сук.

В море шторм, на судне кашка.
У Лосяша в миске качка.

Нюша испекла мне зайку.
Подарили Пину сайку.

В.: К нам прилетел необычный гость. Он умеет разговаривать только на своем языке.

Слайд 4. Лунтик

Поздороваемся с ним?

Лунтик: та-ка-па.

В.: та-ка-па. А теперь поздороваемся все вместе: та-ка-па.

Лунтик: ка-на-па?

В.: Что же он спрашивает? А, я кажется поняла, это Лунтик хочет узнать как у нас дела?

В.: А у нас все хорошо! А теперь мы спросим у Лунтика: ка-на-па? (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых).

Лунтик: га-ба-да!

В.: И у нас все отлично! Га-ба-да! (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых)

В.: Откуда же ты к нам прилетел, Лунтик?

Лунтик: фа-ха-ка (картинка с изображением Луны).

В.: Планета Лунтика на его языке называется: фа-ха-ка. Кто запомнил? Сможете повторить? (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых)

В.: А мы жители планеты Земля!

Лунтик: ка-ва-ха? (картинка с изображением Земли).

В.: ка-ва-ха, затем по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых.

Лунтик: па-да-та (машет рукой).

В.: Лунтик попрощался с нами, но ему очень понравилось здесь. До свидания, Лунтик. Па-да-та.

Участники игры: па-да-та (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых).

Ведущий: как здорово, что мы с ним познакомились!

Слайд 5. Снеговичок Олаф.

В.: Да это же снеговичок Олаф, ему очень нравятся снежные забавы. А вам?

Читайте также:
Коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектра

Поиграем в снежки?

ди «Поймай звук»

Игрокам предлагается выделить заданный звук из ряда на слух. За каждый правильный ответ участнику выдается «снежок» (мячик), который он бросает в мишень.

А еще Олаф очень любит кататься с горки. А вы? Поможем ему ее построить? Я произношу звуки, а вы берете столько «снежных» кирпичиков (используется строительный конструктор), сколько раз был назван звук.

ди «Сколько раз я назову звук?»

В.: Какую замечательную горку вы построили! Как вы уже догадались, Олаф любит все зимнее. Даже «зимние» слова! Но только те, в которых есть звук.

ди «Четвёртый лишний»

Играющим предлагается прослушать 4 слова, назвать то, в котором нет заданного звука.

Слайд 6. Фиксики

В.: Симка и Нолик с удовольствием решают задачки, а вот эти им пока трудно решить. А вы сможете помочь фиксикам? Предлагаю разделиться.

Ребята, вам необходимо составить «цепочку» из слов.

ди «Цепочка».

Игрокам необходимо составить цепочку слов, используя картинки: слово начинается на звук, которым заканчивается предыдущее.

В.: А вам (обращается к взрослым) необходимо найти все предметы со звуком.

ди «Найди предметы с нужным звуком»

Игроки находят картинки с заданным звуком.

В.: А следующее задание я предлагаю выполнить всем вместе!

ди «Расшифруй слово»

Играющим предлагается звуковая схема, необходимо подобрать слова, подходящие к ней.

В.: Вы справились со всеми заданиями, отлично! А вот и ключ! (участники соединяют детали, получаемые после каждого задания, таким образом, что бы получился ключ).

Волшебный ларец открывается. Ведущий читает надпись на внутренней стороне крышки:

«Грамоте учится — всегда пригодиться!».

В.: Вот какое послание отправили вам герои сказок и мультфильмов. Какие задания вам было трудно выполнять? А какие легко?

Вы приложили знания, старание, усилия, было трудно, но вы выполнили задания. Герои сказок и мультфильмов дарят вам книги и медали.

Ведущий награждает участников медалями «Грамотей», книгами, благодарит всех за участие в игре.

Сценарий квест-игры для детей логопедической группы «Путешествие на поезде»

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе.

Тема « Путешествие на поезде».

1.Обеспечить применение на практике речевых навыков общения детей.

2.Обеспечить развитие умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

3.Помочь получить эмоциональное наслаждение, вызвать желание помогать друг другу, сотрудничать.

Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде. На пути мы будем останавливаться на станциях, и выполнять разные задания. Вы хотите отправиться в путешествие?

Дети встают друг за другом, звучит гудок и поезд отправляется в путь.

1.Станция «Умка». Развитие слухового внимания и памяти.

Сейчас я проверю, кто из вас самый умный и внимательный.

Хлопните в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое. Слова: муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.

2.Станция «Сочинялка». Игра с мячом «Подскажи словечко».

ТА-ТА-ТА – В доме (красота, темнота, 2 кота)

ТУ – ТУ – ТУ – Мы идём (к мосту, к кусту, к коту)

ТЫ- ТЫ- ТЫ – Вижу я (банты, листы, зонты)

КА – КА-КА ….(над полем облака, у речки 3 быка, подождём пока, я вижу 2 пенька, правая рука, упали 2 листка)

КУ-КУ- КУ….(подойду к быку, принесу муку, дам вам по мешку, побегу к пеньку, помогу ростку, иду я по песку)

3.Станция «Сказка».

В сказку на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становись,

В сказку мы гулять пойдём.

Может быть, мы в сказке

Что-то новое найдём?

-Для того чтобы пройти в ворота сказки, каждому из вас необходимо назвать согласный звук. (Каждый ребёнок называет согласный звук и проходит в ворота с надписью «Сказка».)

4.Станция «Звуковая дорожка».

Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно отгадать звуковые символы гласных звуков и пропеть песенку гласных звуков. (АОУИ, ИАУО, ОУАИ, ОУИА) Дети поют гласные звуки сопряжено с движением рук.

«А»- При пропевании звука ребёнок раздвигает руки в сторону.

«О»- При пропевании звука ребёнок поднимает руки вверх.

«У»- При пропевании звука ребёнок вытягивает руки вперёд.

«И»- При пропевании звука ребёнок поднимает руки вверх, как бы рисуя круг.

5.Станция «Отгадай и нарисуй».

Только небо прояснилось,

В небе чудо появилось,

Мост там выгнулся дугой

Полосатый и цветной.

Угадайте, что за мост

В небе из цветных полос? (Радуга)

Дети выкладывают слово «радуга» из букв, определяют количество слогов и звуков в слове. Кто правильно выполнит задание, получает карточку с нарисованными кругами. Задание: Раскрась круги карандашами, чередуя цвета радуги по порядку. (Нарисовано 14 кругов).

Читайте также:
План-конспект НОД, лексическая тема Одежда

6.Станция «Лесная полянка». Массаж пальцев и ладоней.

На полу лежат квадраты пластикового коврика «травка». Дети садятся на пол, кладут коврик на колени. Дети произносят текст и выполняют обеими руками движения по коврику.

На полянке, на лужайке (прыгать всеми пальцами по коврику.)

Целый день скакали зайки.

И катались по траве, (Прокатывать по коврику ладонями от основания к кончикам пальцев.)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, («Попрыгать пальцами по коврику. Затем положить ладони на коврик.)

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали. (Ладонями по очереди «ползти « по коврику)

« С добрым утром!» – им сказали.

Стала гладить и ласкать (Ладонями поочерёдно гладить коврик.)

Всех зайчат зайчиха-мать.

7.Станция «Весёлый язычок». Артикуляционная гимнастика.

Если в сказку всем сердцем поверить, (приоткрыть рот)

В мир волшебный раскроются двери!

Вы туда без труда попадёте (удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе: «Лопаточка».)

На волшебном ковре – самолёте,

На летучем большом корабле (поднять боковые края и кончик языка : «чашечка».)

Или с Бабой-Ягой на метле, (кончик узкого языка ритмично движется вправо-влево: »часики».)

На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок: «Лопаточка».)

И верхом на Коньке-Горбунке, (поцокать языком: «лошадка».)

Можно в сказку влететь на Жар-птице, (широкий язык движется вверх-вниз: «качели».)

Можно на Колобке закатиться, (круговые движения кончиком языка вокруг губ,)

Можно въехать, как слон на еже. (Покусать кончик языка.)

Ой! Мы, кажется, в сказке уже…..

8.Станция «Сказочная скороговорка». Произнесение скороговорки с разной интонацией: радостно, грустно.

В царском дворце хранится ларец.

Ларец для колец заказал царь – отец.

Семнадцать царевен растут во дворце,

Семнадцать колец в дворцовом ларце.

А кольца эти не простые, в них спрятаны слова.

9. Станция» Волшебные кольца». Дидактическая игра «Найди половинку». В разных местах на полу разложены разноцветные половинки кругов, с написанными на них слогами. Дети составляют слова и читают их. Затем определяют первый звук в слове.

10. Станция «Волшебная речка».

Мы с вами оказались у волшебной реки. Чтобы перейти эту реку, нужно найти и прочитать слова, которые спрятались в речке: Морекашарыбазамок, весловодачасынок, времясовагонкино.

-Продолжаем наш путь. Мы с вами попадаем в волшебный лес.

11.Станция «Волшебный лес ».

Детям раздают листочки, разноцветные карандаши и предлагают отгадать загадки и нарисовать отгадки:

Этот красно-жёлтый мячик

Он везде за нами скачет.

Он горячий, этот шар,

Раскалённый, пожар! (Нарисуйте солнышко в правом верхнем углу.)

Белые барашки по полю гуляют.

Соберутся в стаи – солнце закрывают. (Нарисуйте два облака слева от солнца.)

Высока и зелена

На земле растёт она. (Внизу нарисуйте траву.)

Вот синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Нарисуйте цветок колокольчик в левом нижнем углу.)

На крыльях летая.

Так вы догадались, кто я такая? (Нарисуйте бабочку над цветком. Какое время года спряталось в волшебной картине? (Лето.)

– Назовите предметы, о которых можно сказать «Оно моё» (Солнце), «Она моя» (трава, пчела), «Он мой» (колокольчик), «Они мои» (облака).

Нам пора возвращаться в детский сад. Дети встают друг за другом, звучит гудок и поезд отправляется в путь.

-Давайте вспомним, где мы побывали и что мы делали. Вы сегодня прекрасно справлялись с заданиями, и я вручаю вам медали путешественников.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

· Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

· Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»,

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”

· Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов;

· Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

· Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания,

выразительности речи, внимания, памяти;

· Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

· Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”

· Совершенствование навыков и умений работать со схемой;

· Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;

· Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”

· Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза,

гимнастика для глаз)

· Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;

Читайте также:
Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей младшего возраста

· Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”

· Воспитание культуры межличностных отношений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ :

· Наглядный (пособия, картинки);

· Словесный (совместная речевая деятельность);

· Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);

· Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ

Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, Галкина И.А. «Электронные физминутки для глаз», Железнова Е. «Пальчиковые игры».

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : – музыкальный зал

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ: – 10 человек

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:

Дети под музыку заходят в музыкальный зал, встают полукругом.

Логопед: – Ребята посмотрите, сколько у нас гостей.

Дети: – Здравствуйте!

Создание эмоционального положительного фона.

Логопед: – В круг скорее становись,
Крепко за руки держись:
Подари улыбку-смайлик,
Пусть улыбка, как журавлик,
Полетит в сердца друзей…
Или стаей журавлей!
Будь же добрым, не скупись,
Щедро людям улыбнись.
От улыбки, всем известно,
Станет хмурый день прелестным!

Дети присаживаются на стульчики.

(Звучит шум ветра)

Введение в тему занятия:

Логопед: – Ребята, что это за звук?

Дети: – Ветер.

Логопед: – Он все усиливается!

Что это он принес?

Письмо! Давайте прочитаем!

– “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».

Королева Правильной речи.

Логопед: – Здесь приложена карта!

Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи?

Логопед: – Тогда в путь! Но сначала, нужно подготовить наши язычки.

Дети берут зеркала.

(Артикуляционная гимнастика)

Логопед: – Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

Логопед: – Вот наши язычки подготовлены к путешествию.

Но, чтобы узнать на чём мы с вами отправимся в путь

На суше он родился

А на волнах морских сгодился.

Дети: – Корабль.

Логопед: – Я буду вашим капитаном. Приглашаю вас на корабль.

(Логопкд надевает капитанскую фуражку, дети садятся на корабль)

Логопед: – Мы отправляемся в плавание. И вот уже наш корабль плывет по волнам.

Но на море полный штиль и корабль плывет не очень быстро.

Ребята, а как можно помочь нашему кораблю плыть быстрее?

Дети: – Сделать ветерок.

Логопед Помоги нам, ветерок,

и дети: Паруса надуй, дружок!

Дыхательная гимнастика

Логопед: – Ребята, давайте встанем в круг.

И сделаем дыхательную гимнастику.

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик подгоняй.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза. – воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; – выдох должен быть длительным, плавным; – ребенок не должен надувать щеки;

Логопед: – Молодцы ребята! Вы очень старались, и у вас получился сильный

Дети садятся на стульчики.

Логопед: – Мы приплыли с вами на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил

свои Пиратские загадки. Нужно правильно отгадать все загадки и мы

получим первую букву.

Логопед: – И вот первая загадка:

По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Зонтик жжётся, как крапива.

Дети: – Медуза.

Логопед: – Что мы можем рассказать о медузе?

1 ребенок: Это морское хищное животное – медуза.

Медуза состоит из тела и щупалец.

Медуза имеет желто-оранжевую окраску.

Тело медузы имеет форму зонтика.

2 ребенок: Тело медузы светится в темноте.

Яд в ее щупальцах может вызвать у человека смертельный ожог.

Логопед: – Молодцы! Но, вот ещё одна загадка:

Восемь рук иль восемь ног.

Дети: – Осьминог.

Логопед: – Давайте, расскажем, что мы знаем о осьминоге?

3 ребенок: Это морское хищное животное – осьминог.

Осьминог состоит из тела и восьми конечностей.

Осьминог меняет окраску в зависимости от грунта.

4 ребенок: Тело осьминога не имеет костей и может принимать любую форму.

Читайте также:
Применение игровых технологий на логопедических занятиях

Осьминоги могут не только плавать, но и ходить по морскому дну.

5 ребенок: Единственная твердая часть тела осьминога – это роговые челюсти,

похожие на клюв. Своим клювом осьминоги могут разбить даже

крепкие панцири крабов и раков.

Логопед: – Замечательно! А вот и последняя загадка:

Передние ласты, а задние лапы!

Есть панцирь овальный. Подобие шляпы.

Другого жилья, кроме моря не зная.

Потомству даст жизнь, на песок выползая.

Дети: – Морская черепаха.

Логопед: – Расскажите, нам о морской черепахе?

6 ребенок: Это морское животное – морская черепаха.

Черепаха состоит из головы, тела-панциря и ласт.

7 ребенок: Черепаха имеет коричневую окраску.

Тело черепахи имеет круглую форму.

8 ребенок: Различают травоядных и хищных черепах.

Рождаются черепахи на суше из яиц.

Логопед: – Мы правильно отгадали загадки, да ещё и рассказали, что мы знаем о

этих морских животных. И вот наша первая буква.

(на экране появляется первая буква – З).

Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)

Логопед: – Поплывём дальше. Но, что я вижу! Это же крабы.

Физкультминутка «Ветер»

(Дети выходят в центр зала и становятся в круг)

Ветер дует, задувает, Дети дуют.
Пальму в стороны качает, Раскачиваем руками в разные стороны, (крона пальмы).

Ветер дует, задувает, Дети дуют.
Пальму в стороны качает. Раскачиваем руками в разные стороны, (крона пальмы).
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы. сжаты, разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.
И за рыбками ныряет. Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы. сжаты, разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Под водой на глубине Поднимают руки вверх.

Крокодил лежит на дне И разводят их в стороны и обратно.

Под водой на глубине Поднимают руки вверх.
Крокодил лежит на дне. И разводят их в стороны и обратно.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки

И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки

И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Логопед : – Молодцы! Ну, снова в путь!

Дети садятся на стульчики.

Логопед: – Следующий остров – ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК.

Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и

чётко проговаривая звуки.

РА – РЯ – РА — начинается игра.

РИ – РЫ – РИ – чисто говори

ЛИ – ЛЫ – ЛИ – в море корабли

ЛА – ЛЯ – ЛА – здесь скала

УРЬ – УР – УРЬ – не боимся бурь.

ШО – СО – ШО – у меня все хорошо.

ЖУ – ЗУ – ЖУ – я со звуками дружу.

ЩУ – СЮ – ЩУ – я звуки отыщу.

БРО – БРА – БРО — делайте всегда добро.

РЫ – ЛЫ – РЫ — наступил конец игры.

Логопед: – Молодцы! Мы выполнили это задание и получили вторую букву!

(на экране появляется буква – У).

Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)

Логопед: – А теперь ребята отдохнём: посидим на берегу, на песочке, поиграем с

камушками. Чтобы чётко говорить, нужно с пальцами дружить.

Пальчикова гимнастика с мячиком су-джок.

(Дети выходят в центр зала и становятся в круг)

Дети: Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.

движения соответствуют тексту

Дети садятся на стульчики.

Логопед: – Поплыли дальше. Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения.

Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать

количество слов в предложении:

КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.

ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.

СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.

Логопед: – Назовите предложение. Сколько слов в предложении?

Назовите первое слово, второе, третье…

Дети выполняют задание.

Читайте также:
Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

Логопед: – Молодцы! Мы выполнили задание и за это получаем третью букву.

(на экране появляется буква – В).

Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).

Логопед: – Но, нам нужно найти сундук, а для

этого мы потренируем наши глазки.

«Электронная физминутка для глаз» И. А. Галкина

Логопед: – Наше путешествие продолжается. Впереди ОСТРОВ

ИЗМЕНЯЕМЫХ СЛОВ.

– Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!

· На берегу росла сосна – а рядом с нею … (сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею … (звезды)
Стал красным-красным помидор – а рядом … (помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – а вместе это … (гномы).

Логопед: – Молодцы! Вы справились! И мы получаем четвёртую букву.

(на экране появляется буква – К).

Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)

Логопед: – Мы выполнили все задания. Нужно найти сундук (карта). Он находится

на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега.

– Наш корабль причалил к берегу.

Дети: – Сундук.

Логопед: – Но как его открыть? Ребята, нам нужно распределить картинки,

которые начинаются с гласного звука в красную коробочку,

а с согласного звука в синею.

Логопед: – Скажите, какие звуки мы называем гласными?

9 ребенок: Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

Логопед: – Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед: – От гласных звуков зависит громкость, внятность и красота

– Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

10 ребенок: А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

Дидактическая игра «Собери картинки в свои коробочки»

(Дети распределяют картинки,

сундук открывается звуки рассыпаются из сундука)

Ребят встречает Королева острова Правильной речи.

Логопед: – Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи.

Королева: – Ребята! А у меня тоже есть зеркало, но оно волшебное и я видела,

как вы преодолевали трудности, которые встречались у вас на пути.

Вас не напугали трудные задания Злого Пирата, вы нашли и открыли

сундук. Освободили звуки, и теперь жители нашего острова могут

говорить. И в награду примите от меня и жителей нашего острова это

сладкое угощение. Ну, а мне пора на мой остров. До свидания!

Королева острова Правильной речи уходит.

Логопед: – Заканчивается и наше путешествие. Нам пора в детский сад.

Вы оказались смелыми и отважными моряками.

– А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

– Какое задание показалось для вас самым трудным?

– Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду.

– Я благодарю вас за это путешествие. Спасибо!

Логопедическая квест – игра

Содержимое публикации

Логопедическая квест – игра для родителей и детей

подготовительной к школе группе «В поисках клада»

Цель:Вовлечение родителей в единое образовательное пространство и создание условий для установления доверительных и партнёрских отношений с родителями.

пропаганда знаний по развитию речи детей среди родителей;

обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года, эмоциональное сближение родителей и детей.

Оборудование:Ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация, набор для изготовления пособия для дыхания (трубочки, ёлочный дождик, скотч, ножницы), карточки с артикуляционными упражнениями, вопросами, заданиями, медали, памятки и рекомендации для родителей по речевому развитию детей, листы бумаги, авторучки, фломастеры, карта-маршрут по квесту.

Логопед:Добрый вечер, дорогие родители, дети и гости! Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу.

Сегодня наше родительское собрание будет проводиться в виде квест-игры. Игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.Слайд.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». (Н. К. Крупская)

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Игры построены на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В каждом квесте обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч.

Логопед:Увлекательные и занимательные приключения ждут нас сегодня. Только игра в дружной и сплоченной команде поможет выполнить все трудные, порой даже опасные задания.

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия ‘Звук и буква Д’

Сегодня наши команды – это родитель и ребенок, я желаю вам удачного прохождения заданий.Слайд.Карта квест-игры «В поисках клада».

Логопед: Перед вами на экране карта квест – игры. На ней изображены пять станций – пять заданий, которые вы должны выполнить, чтобы найти «клад». За каждое выполненное задание вы будете получать одну букву и так, и мы составим важное для нас слово.

Задание 1. Каждый из родителей обводит на листке бумаги ладонь своего ребенка, в центре пишет его имя, на каждом пальчике необходимо написать самые прекрасные качества своего ребенка и озвучить их, подарив своему малышу теплоту, ласку и внимание. (Пока родители выполняют задание, звучит музыка).

Молодцы с этим заданием вы тоже отлично справились! Открываем первую букву (С)! Слайд

Задание 2. «Артикуляционная гимнастика»

Следующее задание связанно с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для детей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• улучшить подвижность артикуляционных органов;

• укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• увеличить амплитуду движений;

• уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

• развитию гибкости органов речевого аппарата;

Перед вами на столе зеркала, сейчас я вам раздам карточки с названиями артикуляционной гимнастики, нужно выполнить без подсказок каждой команде по одному упражнению. Родители – дети ваши помощники.

Новогодний логоквест

Новогодний квест “Сундучок Деда Мороза”

Описание работы : квест – это игра, а играя, дети учатся и развиваются.

Цель: развивать у детей умение работать в команде, помогать друг другу, находить совместные решения.
Задачи : 1) развивать у детей логическое мышление; воображение; память;

2) развивать у детей умение слушать команды, выполнять задания по инструкции;

3) закрепить умение составлять из букв слово; 4) закрепить двигательные навыки;

5) создать эмоционально-положительный настрой во время игры;

6) воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.

Ход квеста.
(Дети заходят в зал, свободно располагаются на ковре.)
Ведущая: Белозаснеженной зимою,
Когда вокруг всё чуда ждёт,
Вечнозелёной бахромою
Вдали нам машет Новый Год.

Ребята, на улице зима, выпал белый снег и все в ожидании чудесного праздника – нового года! В детский сад пришло письмо от Дедушки Мороза. Давайте его прочитаем.

Письмо Деда Мороза.
Дорогие ребята! Пишет вам Дедушка Мороз! У меня есть волшебный сундучок, где лежат подарки для ребят. А проказница Баба-Яга спрятала ключ. Помогите мне его найти.

Ведущая: Ребята, поможем Дедушке Морозу? Найдём ключик от сундучка? (Да.) Тогда слушайте внимательно инструкцию.

Инструкция (лежит в конверте вместе с письмом).
Необходимо выполнить 8 заданий.
Каждое задание написано на листке, конверты спрятаны в зале.
Если задание выполнено правильно, то вы получаете букву (всего 8 букв).
Из букв необходимо составить слово, это то место где спрятала ключ Баба-Яга.
Первый конверт спрятан на самом главном инструменте Бабы-Яги.
(Дети находят конверт, ведущая читает задание.)

Первый конверт (спрятан на метле). МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Задание: Назвать предметы, без которых не может обойтись ни одна Баба-Яга.
Эстафета «Полёт на метле». Дети делятся на две команды. У каждой команды метла. Первые игроки пробегают дистанцию, находят картинку со звуком Л и передают метлу следующему. Как только все игроки выполнят задание, эстафета будет завершена.
Дети получают букву «К».
Какой предмет разбила Снежная Королева? Там и находится следующий конверт.
(Дети отгадывают и идут искать следующий конверт.)

Второй конверт (спрятан на зеркале) У ОЛОВА можно взять матрасы
(Дети находят конверт, ведущая читает задание.)
Задание: артикуляционная гимнастика со снеговиком.
Дети получают букву «И».
Без чего не мог жить Олов? (без снега)

Третий конверт

Игра «Льдинки, ветер и мороз»
Цель игры: развивать у детей ловкость, умение договариваться друг с другом; упражнять в разных видах бега.
Ход игры: Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь.
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры . Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
Дети получают букву «В».

Читайте также:
Создание клуба для родителей детей младших и средних групп (Учим деток говорить)

Следующий конверт спрятан там, где Дед Мороз рисует свои узоры.

Четвертый конверт (спрятан на окне).
(Дети находят конверт, ведущая читает задание)
Задание: дуем с ладошки на ватку на дерево. Укрываем дерево снегом (приклеиваем ватку).
Дети получают букву «Г».

– Что помогает людям ориентироваться в лесу? Где север, юг, запад и восток? (КОМПАС) Это место, где находится следующий конверт.

Пятый конверт (спрятан под компасом) Ритмический ряд МУЗЫКАЛЬНЫЙ
(Дети находят конверт, ведущая читает задание)
Задание: нужно выложить дорогу к Снежжной королеве. Дети по очоереди выкладывают следы, чередуя правуюлевую ноги.
Затем пройти по этим следам.
Дети получают букву «О». Следующий конверт, там где Вы прыгаете, бегаете и играете с мячами.

Шестой конверт. СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ
(Дети находят конверт, ведущая читает задание)
Задание: попасть снежком в цель (в корзины). Попасть большим и маленьким снежком (большой снежок, если услышат слово, маленький снежок, если слог)
Дети получают букву «Е».
Следующий конверт спрятан у главной красавицы нового года.

Седьмой конверт (спрятан на декоративной маленькой ёлочке) РАЗВИВАШКИ
(Дети находят конверт, ведущая читает задание)
Задание: помогите развесить новогодние игрушки на елочки, в зависимости от того, где спрятался звук Ш в словах.

Дети получают букву «Н».
Символ королевской власти – там и находится последний конверт.

Восьмой конверт (спрятан на короне). МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ
(Дети находят конверт, ведущая читает задание)
Задание: приглашение на королевский бал.
Всех! Всех! Всех! Король приглашает во дворец танцевать!
Дети под весёлую музыку танцуют.
Получают букву «С».

У детей 8 букв, из которых они должны составить слово: К, И. В, О, Г, Е, Н, С
Слово: СНЕГОВИК

В зале находится игрушка снеговик, там лежит ключ от сундучка. Дети открывают замок и получают призы – подарки от Деда Мороза.
Ведущая: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, которые приготовили для вас сказочные герои. И ваша команда награждается грамотой за отличное прохождение квеста.

Приемы самомассажа в логопедической практике

Сереброва Татьяна Владимировна
Приемы самомассажа в логопедической практике

Самомассаж— это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.

Цель логопедического самомассажа– стимуляция кинестетических ощущений мышц.

Самомассаж нормализует: мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, стимулирует кинестетические ощущения, тем самым сокращает время коррекционной работы.

Показания к проведению логопедического самомассажа:

задержка речевого развития, дислалия, дизартрия.

Основные приемы самомассажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Самомассаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.

В логопедической работе использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку способствует формированию чувства ритма. Проводится в игровой форме.

Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:

• общий (самомассаж головы, лица);

• артикуляционный (губ, языка) ;

Самомассаж общий и артикуляционный проводится по схеме: массаж головы и шеи, мимических мышц лица, губ и языка, ушных раковин. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Р)

Основные приемы и техники проведения самомассажа

Руки ребенка должны быть чистыми и теплыми (ладошки растираем и разогреваем)

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке. Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам. 2.«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

4. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

6. «Наденем очки» Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с.

8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх-ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа». Поглаживание губ зубами

14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

17. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постуки-вать по ней кончиками пальцев, затем воздух под нижнюю губу.

18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам. 20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещать мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

22. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

23. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглажива-ющие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж губ и мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Пошлепывать язычок, который находится между губами, при этом слышатся звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ».

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Покусать язычок зубками, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

В стихах.

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло —

Это лето к нам пришло.

(Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам).

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно.

Птицам улетать пора —

Это осень к нам пришла.

(Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку).

Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома, –

Это к нам пришла зима.

(Круговые движения в области лба, щек, подбородка).

Читайте также:
Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет,

Это к нам пришла весна.

(Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи).

Самомассаж рук (пальчиковый) – оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, активизирует биологически активные точки. Один из приемов самомассажа рук и пальцев Су-Джок терапия. «Кисть-Стопа» – так звучит перевод. Автором метода является профессор из Южной Кореи попытавшийся собрать воедино древние восточные техники. Методика считается эффективным средством развития умственных способностей, мелкой моторики и речи детей. Поэтому, во время логопедических занятий, Суджок методику применяем как увлекательную гимнастику.

Цель: коррекция речевых нарушений с помощью использования Су- Джок терапии.

– Воздействовать на биологически активные точки по системе Су- Джок.

– Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

– Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика, сжимание шарика между ладонями, передача из руки в руку и т. д. Каждое упражнение может сопровождается небольшим стишком.

массаж большого пальца – повышает активность мозга,

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Наш волшебный мудрый ёжик (Прокатываем по левой руке вверх-вниз)

Не нашёл в лесу дорожек.

Ежик колет нам ладошки, (Прокатываем по правой руке вверх-вниз)

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть (Катаем по кругу ладони)

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики, (Катаем по кругу ладони)

Умными — девочки и мальчики.

Мы капустку рубим, рубим, (дети ребром ладони стучат по шарику).

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогают шарик).

Мы капустку трем, трем, (потирают ладошки о шарик).

Мы капустку жмем, жмем, (сжимают шарик в кулачке).

3. Самомассаж пальцев эластичным кольцом:

Дети поочередно надевают кольцо на каждый палец правой руки, затем левой, проговаривая стих (для малышей, названия пальцев для школьников.

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Конспект НОД по физической культуре «Песочные круги и квадратики» с элементами самомассажа Цель: Формирование у детей представлений о предметах и явлениях, о простейших связях между ними. Задачи: 1. Учить детей основным движениям;.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Логопедический массаж языка и щек — что это и зачем нужен

Работая над исправлением нарушения речи, логопед-дефектолог использует разные способы и подходы. Одним из них является логопедический массаж как способ механического воздействия на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

Может ли массаж быть логопедическим?

Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.

Читайте также:
Логопедическая зарядка, физкультминутка, физкультурная пауза по лексической теме Овощи

Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.

Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.

В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.

С помощью логопедического массажа удается добиться:

  1. Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
  2. Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
  3. Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
  4. Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
  5. Уменьшения слюнотечения.
  6. Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.

Логопедический массаж может быть:

  • Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.
  • Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.
  • Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.
  • Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.

По своему назначению логопедический массаж разделяется на:

  • активизирующий работы артикуляционных мышц
  • расслабляющий.

Когда ребенку нужен логопедический массаж?

Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.

Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.

Кроме того, массаж может быть назначен при:

  1. ринолалии;
  2. заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
  3. задержке речевого развития и психического;
  4. моторной алалии;
  5. медленной автоматизации звуков при дизартрии.

В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.

Противопоказания

Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата. Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога.

Логопедический массаж не показан в следующих случаях:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания.
  2. Гнойничковые болезни кожи.
  3. Повышенная температура тела у ребенка.
  4. Строгое противопоказание — эписиндром, эпилепсия в анамнезе!
  5. Перенесенная недавно ангина. Перед началом курса массажа необходимо подождать после выздоровления не менее 7-10 дней.

Как проводится логопедический массаж

Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:

  1. Назначение должно происходить только после проведенного обследования
  2. Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.
  3. Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.
  4. В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.
  5. Манипуляции не должны быть болезненным.
  6. Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.
  7. Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.

Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.

Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: