Логопедическая игротека

Формирование психологической базы речи с помощью логопедической игротеки на этапах автоматизации и дифференциации звуков

«Всяк молодец на свой образец»
Русская поговорка

Безусловно, в арсенале «играющего» логопеда должно быть достаточное количество игр, пособий, приемов для того, чтобы он имел возможность организовать комплексное занятие.

Повышаются и требования к игровым пособиям: ребенок должен научиться слышать, видеть, сравнивать, обобщать, классифицировать, ориентироваться в пространстве и времени, запоминать, правильно двигаться, рисовать на доступном ему материале.

Необходимость решать практические задачи по формированию психологической базы речи привела нас к созданию логопедической игротеки.

Наша игротека — авторское пособие, основу которого составляют настольные игры, используемые на этапе автоматизации и дифференциации звуков.

Эти этапы выделены нами неслучайно. Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами), так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала.

Использование дидактических игр и игровой формы занятия вцелом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Особенность каждой игры — это ее компактность и многофункциональность. Одна игра обычно включает в себя тематическую сюжетную картинку формата А4 и несколько плоскостных изображений предметов, соответствующих сюжету и теме игры.

Например, сюжетная картина «Осень» и небольшие картинки — красочные листья, словно слетевшие с деревьев под дуновением ветра; изображение большой корзины с различными фруктами, собранными во время уборки урожая, и отдельные картинки – груши (яблоки, сливы и т.п.); портрет рыбака с двумя ведрами для улова и картинки – пойманные рыбки, и т.д. и т.п.

Автоматизация звука проводится на материале предметных картинок, которые наклеены на оборотной стороне изображения. Слово, обозначающее предмет, обязательно включает звук, который автоматизируется.

Для игротеки нами изготовлено более двухсот игр на различные звуки. На один звук в игротеке имеются несколько различных по теме и сюжету игр, которые возможно использовать в различных вариантах, используя различные «зачины» игры.

Плоскостные изображения в игротеке дополняются мелкими игрушками, действия с которыми вплетаются в сюжет игры. В ход идут и куклы «би-ба-бо», и зубастый «бегемот-логопед» Тимоша, для которого четко и внятно произносятся особо трудные слова, и Белый Кролик, и мышки-подружки в настоящих мексиканских шляпах.

Бесконечное число вариантов игр дает использование специально изготовленной демонстрационной доски — она позволяет мгновенно трансформировать среду и по-новому выстраивать условия игры.

В мгновение ока доска превращается в магазин с полками для различных товаров; в огород, где на грядках сидят крепкие кочаны капусты; в дачный поселок, куда на выходные съезжаются горожане; в здание вокзала, от которого отправляется поезд с вагончиками; в праздничный зал, где устанавливают и украшают новогоднюю елку.

Дополняют игротеку изображения символов (например, артикуляции гласных звуков, твердости мягкости звуков, органов чувств, и т.д.). При этом наша доска становится незаменимой для работы над дифференциацией звуков и группировкой по интегральному признаку изображений предметов.

Из всего сказанного становится понятным, что сама по себе игротека – это лишь пособие, которое пособляет-помогает логопеду добиться желаемого результата, решить поставленную задачу. Специалист – логопед определяет ее в соответствии с индивидуальной коррекционной программой, составленной для ребенка по результатам диагностики в зависимости от поставленных целей коррекции.

От цели занятия будут зависеть условия игры: назвать предметы, добавить подходящее слово, составить предложение с заданным словом, рассказать о предмете, сгруппировать предметы по заданному критерию и т.д. Другими словами, главной фигурой остается логопед, который знает, КАК надо играть с ребенком.

Игровые приемы отбираются для ребенка индивидуально. Но все же есть набор основных заданий, которые отрабатываются практически с каждым из детей, посещающих логопедические занятия. Например, использование различных видов мнемотехники для запоминания ряда слов.

«Учим, учим, а ребенок совсем не запоминает стихи! Все время слова переставляет: каждый раз скажет по-другому и ни разу правильно!» Кому из логопедов не знакомы эти жалобы родителей и воспитателей!

Логопед должен научить. Не выдолбить с ребенком стихотворение, а научить его запоминать необходимую информацию. На своих занятиях мы стараемся выстроить свои отношения с ребенком таким образом, чтобы он чувствовал себя комфортно: не испытывая стеснения от неумения что-то запомнить, правильно выразить свою мысль, ребенок должен верить, что способен этому научиться. И мы стараемся дать ему эту уверенность.

Читайте также:
Буквы раскраски, раскрашивать картинки - определи место звука в слове

В большой мере нам помогает в этом занятие на развитие зрительной и вербальной памяти, которое поначалу мы проводим индивидуально с ребенком, при этом прямо заявляя ему: «Я тебя научу запоминать прямо сейчас».

Освоение ребенком приемов мнемотехники, его первый успех в этом занятии позволяют ребенку впоследствии при выполнении более трудных заданий быть настойчивым в достижении нужного результата.

Подгрупповое проведение аналогичных занятий, а также обучение родителей «правильной игре» объединяет трио «Ребенок-Родитель-Логопед» в одну команду ля достижения поставленной цели – сформировать правильную речь ребенка.

Увеличение объема зрительной и вербальной памяти, улучшение ориентировки в пространстве, освоение операций сериации и запоминание вербального ряда, выделение интегральных и дифференциальных признаков – всему этому ребенок учится, выполняя специальные задания логопеда.

Главное – это определить конкретную задачу для данного ребенка и данного урока. Например, автоматизируя произношение звука, можно предложить ребенку:

– отобрать игрушки, в названии которых есть этот звук (как вариант – убрать игрушки, в названии которых не этого звука);

– накрыть игрушки и предложить вспомнить, какие игрушки отобрали для игры;

– убрав игрушку, предложить ребенку определить, чего не стало;

– расставить их по инструкции логопеда на площади бумажного листа;

– назвать игрушку, место которой на листе называет логопед;

– выстроить игрушки в ряд, предложить запомнить ряд игрушек и назвать их последовательно;

– изменить порядок игрушек и предложить «сделать, как было»;

– объединить игрушки по какому-либо признаку;

В дальнейшем, при освоении ребенком приемов, понимании им смысла подобных заданий, вся работа по формированию памяти, зрительного и вербального ряда проводится на материале игротеки.

Для выполнения заданий используются серии изображений к тематическим сюжетным картинам.

Так, например, листья с деревьев «осыпаются» в определенной последовательности (предметы на оборотной стороне листиков надо запомнить и все назвать, затем назвать в том же порядке, как они падали с деревьев), Листья можно собирать в букеты по нескольку штук (запоминание групп), листья можно собирать вдвоем (вспомнить, кому что досталось) и т.д. и т.п. — насколько хватит фантазии у логопеда.

При этом у детей вырабатывается привычка запоминать определенное количество слов попутно с проговариванием вне зависимости от того, была ли дана логопедом установка на запоминание.

С каждым занятием задания несколько усложняются, увеличивается объем материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Ребенок не устает играть на занятии, он расширяет свои по знания об окружающем мире и приобретает собственный опыт действия в заданной ситуации. Оперируя не предметами, а словами, символами, он делает слово объектом своего внимания, рассмотрения и материалом для творчества.

Такое внимание определяет его готовность к восприятию новых знаний и, в конечном итоге, готовность к школе.

Приложение: презентация «Логопедическая игротека» включает фотографии фрагментов логопедических занятий с использованием авторских пособий.

Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед I квалификационной категории,
ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО г. Москвы

Логопедическая игротека

Логопедическая игротека «Веселые ежики».

Современные исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому в дошкольной педагогике и в логопедии в частности, так много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук.

Именно этой теме была посвящена логопедическая игротека с детьми и их родителями в старшей группе с компенсирующей направленностью с ОНР. Логопед Кирюхина Инна Петровна рассказала родителям с помощью каких детских пособий и упражнений можно работать над развитием мелкой моторики.

Это различные шнуровки, игры с прищепками, пазлы, мозаики, игры с бусами, камешками, крупами, вырезывание из бумаги, лепка из пластилина и многое другое. В логопедическом кабинете есть различные игры и пособия, играя в которые дети учатся выполнять мелкие движения пальцев рук.

Особое внимание на игротеке было уделено играм и упражнениям с Су-Джок шариками. Су-Джок терапия – нетрадиционная здоровьесберегающая технология , используемая логопедами детского сада. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Читайте также:
Программа Развитие речи и познавательных способностей

Новизна данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак Чжэ Ву в 1986 г. (Ч.В. Пак, 1991).

Дети с ОНР помимо нарушения общей и мелкой моторики, очень часто имеют сочетанный диагноз : стертая дизартрия, который характеризуется мышечным напряжением детей. И здесь Су-Джок терапия приходит на помощь логопеду, т.к. игры с Су-Джок массажерами способствуют понижению и нормализации мышечного тонуса у детей-логопатов.

Сначала логопед, дети и их родители провели массаж щек, лба и пальчиковую гимнастику с «веселыми ежиками», так дети называют Су-Джок массажеры. Родители и дети поделились своими ощущениями: «Очень приятно и весело!».

Массаж щек и лба . Пальчиковая гимнастика

с Су-Джок шариками.

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Массаж щек: Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.

Я катаю колобок, будет круглый каждый бок.
Массаж лба: Я – колючий серый еж, и на шарик я похож.

Массаж рук: Я мячом круги катаю, взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

Далее, все узнали, что можно выполнять массаж не только шариками, но и массажными колечками, которые находятся внутри шаров.

Пальчиковая гимнастика с использованием массажных колец.

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, – (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я!

Вот и вся моя семья!

Выполняя гимнастику, можно не только развивать мелкую моторику, но и автоматизировать поставленные звуки в речи. Чем и занялись все далее. Дети и родители вместе с логопедом Кирюхиной И.П. выполнили пальчиковую гимнастику и поупражнялись в автоматизации шипящих звуков.

Автоматизация шипящих звуков в чистоговорках с использованием Су-Джок массажеров.

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука [Ш] .

Этот малыш-Илюша, – (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, – (указательный)

Этот малыш-Алеша, – (средний)

Этот малыш-Антоша, – (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. – (мизинец)

Эта малышка-Танюша, – (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, – (указательный)

Эта малышка-Маша, – (средний)

Эта малышка-Даша, – (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. – (мизинец).

С большим удовольствием ребята поиграли с Инной Петровной в разные игры на отработку лексико-грамматических категорий. А родители взяли себе на заметку эти игры, чтобы дома продолжить вместе с детьми!

Игры с Су-Джок шарами на развитие лексико-грамматических категорий.

«Прокати шарик»

Прокати шарик и назови слово в единственном числе (котята – котенок), во множественном — (машина – машины).

«Назови ласково»

Прокати шарик и назови ласково (стол – столик).

«Чей? Чья? Чьи?»

Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи?

– «Хвост лисы, хвост чей? Лисий хвост.»

«Скажи наоборот»

Прокати шарик и скажи наоборот (слова – антонимы).

– «Веселый, а наоборот? Грустный.»

В конце мероприятия, родители и дети поделились впечатлениями. Во-первых, у них были очень приятные ощущения в руках после проделанного массажа! Исчезли чувство напряжения и зажатости. Во-вторых, они были просто удивлены и восхищены новыми знаниями и информацией. Родители и дети поблагодарили логопеда за увлекательную и очень полезную игротеку!

Конспект занятия “Логопедическая игротека”

Цель: использования игровых технологий: привитие интереса к логопедическим занятиям в школе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия “Логопедическая игротека”»

Конспект логопедического занятия, 3 класс

Конспект логопедического занятия для 3 класса «Логопедическая игротека»

Читайте также:
Логопедия - компьютерные игры

Методическая тема занятия: логопедическая игротека.

Тема занятия: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».

Цель :использования игровых технологий: привитие интереса к логопедическим занятиям в школе.

Используемые технологии: игровые; ИКТ

Оборудование: компьютер: экран, проектор, сигнальные карточки, шары для оформления класса, сладкие призы всем участникам.

Предполагаемые коррекционно-развивающие результаты:

развитие фонематического слуха;

расширение активного словаря;

развитие мышления, памяти, внимания;

развитие учебной мотивации.

Использованная литература: Толковый словарь Ожегова. Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный»

Русские народные пословицы, поговорки, загадки. Ребусы и шарады о школе.

Тренажёры для глаз.

Конспект занятия «Логопедическая игротека» для учащихся 3 класса

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше занятие мы назвали логопедическая игротека. В течение всего занятия нас будет сопровождать весёлый, неутомимый, озорной… (появляется слайд с изображением Незнайки, дети называют его) Незнайка. Он очень рад нашей встрече и хочет, чтобы мы поздоровались сразу двумя руками (дети здороваются правой рукой с левой рукой товарища, а левой – с правой; крест-накрест). Молодцы!

Все мы очень любим играть.

Значит нас сегодня ждут разнообразные, увлекательные, интересные задания, где каждый сможет проявить себя. За каждый правильный ответ вы будете награждаться цветным жетоном, и в конце занятия мы определим нашего победителя. Итак, мы начинаем!

Однажды буквы поиграли. Не по порядку в слове встали. Но как им место отыскать? Слова совсем нельзя понять. И плачут буквы громко, дружно: Кто нас расставит так, как нужно

На слайде появляются слова: СЕНЬО ( осень) ЛАШКО(школа) БЯТАРЕ(ребята) ЖБАДРУ (дружба)

Логопед: Видите, ребята, какие Замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.

3) Логопед: Ребята, нам пришло срочное письмо. Кто же его автор? Мы узнаем это быстро, если отгадаем первые буквы названий картинок. (На слайде появляются картинки поочерёдно: Нос, енот, звезда, нота, арбуз, йогурт, конь, аист). Я думаю, что вы догадались. Конечно, это…. (Незнайка) Правильно, это наш озорник и выдумщик Незнайка. Что же он пишет? Ничего понять нельзя! Опять всё перепутал Незнайка:

Что за сутки? Еду я вторые шутки! Хочется к тигрятам мне быстрей попасть, в школе им отгадки трудные задать!

Кто мне поможет прочитать, что хотел нам написать Незнайка? (Что за шутки? Еду я вторые сутки! Хочется к ребятам мне быстрей попасть, в школе им загадки трудные задать.)

Молодцы! Видите, нужно употреблять слова в правильном значении. Сразу всё становится ясно.

4) Конкурс загадок от Незнайки:

Шёл урок, а он молчал-

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко прозвенел…. (звонок)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам ……(тетрадь)

Он трудился весь урок,

От старания скрипел.

Отдохнуть на доску лёг.

Ну, конечно, это….(мел)

Все рисунки вмиг сотрёт,

Если в ход пойдёт она. (Резинка)

Она в учебнике живёт,

Страницы нужные находит,

И знает, видно, наперёд,

Какую тему мы проходим. (Закладка).

Логопед: Ребята, на какую тему выбрал наш Незнайка загадки? (О школе

Незнайка хочет, как и вы, учиться в школе и стать примерным учеником. Правда?

Логопед: Вместе с Незнайкой нам сегодня помогает наш друг-компьютер. И сейчас он поможем отдохнуть нашим глазкам. (слайд с тренажёром для глаз под музыку

6) Логопед: А чтобы вам получить заряд бодрости, мы с Незнайкой приготовили для вас весёлые стихи. Вы должны быть очень внимательными и отвечать «да» или «нет». Готовы? (Да!) (Игра на внимательность)

В рифму дайте мне ответ

Словом«да» иль словом «нет».

Только вы не торопитесь,

На крючок не попадитесь!

В школе есть урок труда? (Да

Борщ- полезная еда? (Да)

После завтрака обед? (Да)

Есть колёса у ракет? (Нет)

С улыбкой к зубному идём мы в кабинет? (Нет)

Нужен вечером нам свет? (Да)

Ест бензин велосипед? (Нет)

Вы весёлые всегда? (Да! )

Логопед: А теперь пришла пора

Отгадать нам, детвора,

Чтобы все мы были рады! (Слайд с ребусами о школе)

Разгадывание шарад и ребусов – это интересная игра! Они тренируют на ум, память и внимание! Сейчас мы станем двумя командами, и каждая команда получит своё задание. (Логопед загадывает по 3 шарады, ребуса каждой команде)

Мой первый слог найдёшь тогда,

школьный столик твой(Парта)

Начало деревом зовётся,

Конец- читатели мои

Здесь в книге целое найдётся,

Читайте также:
Мотивация и положительная установка на восстановление речи

И в каждой строчке есть они. (Буквы)

Второе- летний дом,

решается с трудом. (Задача)

С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П от вас не утаю –

Тоже в школе я стою. (Карта-парта)

Мне не пройти в ветвистый лес –

Мои рога в ветвях застряли,

Но обменяй мне Л на С –

И листья леса все завянут (Олень-осень)

В тетради я бываю

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

8) Логопед. Наш Незнайка, видя, как здорово вы отгадали все его загадки, справились с трудными ребусами и шарадами, хочет стать таким же умным и знающим. Давайте сейчас дадим ему полезные советы. А помогут нам, конечно, русские пословиц

Следующая игра-конкурс на знание русских пословиц .Закончи пословицу (слайд с началом пословиц об учении)

Ученье – свет, а неученье- тьма.

Учиться- всегда пригодится.

Что твёрдо выучил, долго помнится.

Догадка хороша, а знание лучше.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Учить- ум точить.

Логопед: Школа.. Какую роль она играет в нашей жизни? (В школе мы учимся читать и писать, мы приобретаем новые знания). Я думаю, что пословицы о роли знаний в жизни человека пригодятся не только Незнайке, но и вам.

8) Подведение итогов занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами много говорили о школе. Даже Незнайка захотел попасть к нам и вместе с нами учиться. Логопедическая игротека заставила нас задуматься о многом. Давайте подумаем, о каких важных вещах шёл сегодня разговор?

(Все буквы должны находиться на своих местах в слове, их нельзя путать; нужно употреблять слова в нужном значении, тогда тебя все поймут;

Необходимо много трудиться, чтобы стать грамотным)

А теперь давайте выразим свои мысли и чувства о логопедической игротеке ( слайд Логопедическая игротека-это… Дети придумывают слова, которыми хотели бы выразить свои эмоции от занятия: интересно, здорово, увлекательно и т.д.)

Логопед: Кто же стал у нас сегодня победителем нашей логопедической игротеки? (Подсчитываются жетоны, и победителю выдаётся медаль)

Сегодня победителей гораздо больше, это и Незнайка, который захотел учиться в школе, и все ребята, которые принимали активное участие в нашем мероприятии. Молодцы! ( Раздаются сладкие призы)

5 типов логопедических игр для запуска речи у младших дошкольников.

Содержание

Доцент кафедры логопедии МПГУ, кандидат педагогических наук Марина Любимова рассказала, что в стране с каждым годом растет количество детей, нуждающихся в помощи логопеда, при этом тяжесть нарушений речи постоянно усугубляется.

Если раньше дети могли плохо выговаривать букву «Р» или пришепетывать, сейчас все больше малышей к четырем годам практически не разговаривают. Запуск речи становится серьезной проблемой, а ее решение требует комплексного подхода.

Учитель-дефектолог, специалист службы ранней помощи, автор пособия «Говори, малыш» Людмила Вайс рассказала, какие пять типов заданий помогут «запустить» речь неговорящим детям и будут способствовать развитию речи детей дошкольного возраста.

Пособие Людмилы Вайс построено как десять занятий, в каждом из которых — пять игр на необходимые для овладения речью компетенции. Игры сопровождаются красочным наглядным материалом в виде карточек с заданиями, стишками и присказками. Для некоторых игр потребуются дополнительное оборудование из числа предметов, которые найдутся в любом детском саду: мягкие игрушки, мыльные пузыри, мячики, пластилин и т.д.

1. Игры на общую моторику

Речь ребенка является показателем его общего развития. Про взаимозависимость речевой деятельности и моторики уже сказано и написано очень много. Работа над развитием моторики позволяет корректировать нарушения речи и стимулировать речевое развитие детей, посредством улучшения мышления ребенка.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
(Руками ребенок изображает уши зайчика).

Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так.
Надо лапочки погреть.
(Ребенок трет ладошками друг об друга).

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
(Ребенок прыгает, изображая зайчика).

Для игры можно использовать мягкую игрушку-зайчика.

2. Игры на речевое дыхание

Правильное дыхание очень важно для речи. Речевое дыхание от произвольного отличается тем, что это осознанный процесс. Вдох и выдох не равны между собой, выдох гораздо длиннее. Сколько воздуха нужно вдохнуть — зависит от длины фразы, которую предстоит сказать.

Читайте также:
Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Для речи у дошкольников, особенно долгой, обычно дыхания не хватает: ребенок часто дышит, при этом выдох укорочен, а добор воздуха при речи заметен для окружающих. Чтобы научить ребенка верно и размеренно говорить, его приходится учить правильно дышать.

Игра «Бабочки»

Берется карточка в виде цветочной поляны и много-много бабочек, вырезанных из цветной бумаги. Воспитатель помещает бабочек на полянку и говорит: «Посмотри, как много бабочек прилетели. Подуй на них, и они улетят!»

Ребенок дует на бабочек и одновременно педагог приговаривает «Дуй! Летиии». Дети тоже могут повторять это «Лети!», растягивая последнюю гласную.

3. Игры на мелкую моторику

Мелкая моторика — универсальный путь развития речи у детей. Если специально тренировать движения кисти, развитие речи у детей дошкольного возраста ускоряется, потому что речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются, получая импульс из пальцев.

Игра «Коза»

Козе нужно пробраться к стогу сена на другом берегу реки. Задача — помочь ей перебраться на другой берег, построив мостик. Хочется заметить, что дети очень эмоционально отзываются на просьбу о помощи даже со стороны нарисованной козы.
Для строительства мостика можно использовать зерна кофе, пуговицы, палочки корицы, фасоль, крупы.

«Иди, коза, иди! Вот. Там сено», — приговаривает педагог с ребенком.

4. Игры на развитие артикуляции и звукоподражание

Их принцип: от звука — к слову, от слова — к фразе. Для нормального произношения звуков, нужен хороший артикуляционный аппарат. Дефекты в произношении, которые возникают в детстве, очень тяжело исправить впоследствии. Поэтому артикуляционному аппарату также требуется гимнастика.

Игра «Птенчики»

Воспитатель говорит ребенку: «Посмотри, какие птенчики! Как они пищат?». Ребенок отвечает, подражая птенчикам. «Что они просят? Пи-пи-пиииить». Нужно «напоить» птенчиков.

5. Игры на сенсорное развитие

Сенсорное развитие в дошкольном детстве — это задатки представлений о свойствах предметов, их форме и величине, положении в пространстве. Чтобы называть предметы окружающего мира, ребенок должен научиться их верно воспринимать.

Игра «Чья это тень?»

Ребенку предлагается сопоставить тень предмета с его изображением: «Покажи, где спряталась луна? А сани?». Ребенок накладывает изображения друг на друга, в процессе идет диалог, основанный на самых простых для произнесения словах первого типа слоговой структуры: «Там? — Нет. — Тут. — Сюда».

Эксперт подчеркивает, во что бы взрослые ни играли с ребенком, нужно быть искренне включенным и эмоциональным. После (и во время) выполнения задания, стоит хвалить малыша. Работа с логопедическим пособием — это правильный путь. Но важно подходить к занятиям творчески, применять нестандартные материалы, пробовать новые и новые игры, не стесняться веселиться и смеяться вместе с ребенком.

Логопедическое занятие-тренинг для родителей “Игровая гостиная, или Давайте поиграем дома с детьми”

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели, специалисты и родители будут действовать согласованно.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей
Учитывая все выше изложенное, мы, учитель-логопед и воспитатели группы поставили целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), проведение мастер класса по обучению артикуляционной и дыхательной гимнастики, круглый стол «Фонематический слух – основа правильной речи», семинар-практикум «Звуковой анализ слова», деловая игра «Умники и умницы», в течении года были дни открытых дверей.
Сейчас мы хотим представить одну из форм взаимодействия с родителями тренинг «Игровая гостиная»

Читайте также:
НОД по теме Автоматизация звука (Л)

Логопедическое занятие – тренинг для родителей «Игровая гостиная, или давайте поиграем дома с детьми».

Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  • Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях речи старших дошкольников.
  • Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
  • Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для коррекции и профилактики нарушений устной речи детей

Оборудование и материалы: столы, компьютер, презентация к занятию, бейджики для каждого участника группы с именем и отчеством, плакаты, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки и фломастеры, мяч, газетные листы, клубок пряжи, небольшие разноцветные шляпки из бумаги, секундомер.

1. Вводная часть. Приветствие и представление. (Упражнение «Имя»)

Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени и отчества.

Сообщение темы занятия

Все дети очень любят играть, игра является частью детства, непременным его атрибутом. Игра доставляет ребёнку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, мышление, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушаровой взаимосвязи, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогают детям совершенствовать речь, и будут способствовать закреплению полученных на логопедических занятиях знаниях и умениях.

Разминка (игра «Паутинка»)

Поиграем с вами в игру «Паутинка». Подумайте и одним предложением расскажите, в какие игры больше всего любит играть ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо один раз обмотать ладонь ниткой.
А теперь нужно распустить паутинку. Подумайте и расскажите одним предложением, какой по характеру ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо освободить свою руку от нитки, смотать её и передать клубок другому.

Принятие групповых правил.

В каждой игре существуют правила. На нашем занятии мы тоже должны принять с вами некоторые правила и подчиняться им. Послушайте их и выскажите своё мнение.

  • Старайся участвовать во всех играх и упражнениях.
  • На занятии может говорить только один человек.
  • Если выполнил упражнение, то подними флажок.
  • Не выкрикивай, не перебивай других, умей выслушать другого человека.
  • Если что-то непонятно, обязательно задай вопрос.

2. Основная часть

Игра «Найди слова с заданной буквой»

Педагог. Первая игра, с которой мы предлагаем ознакомиться, называется «Найди слова с заданной буквой». Игра способствует развитию звуко-буквенного анализа, внимания, мышления, памяти, совершенствует навык чтения у дошкольников в будущем.

(Раздаются родителям бланки с напечатанным текстом, листы бумаги, фломастеры.

Педагог. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 3 минуты необходимо выписать из текста все слова с буквой Л. По истечению этого времени педагог говорит «Стоп!» – и предлагает всем подсчитать количество выписанных слов и назвать число. Победителю вручается приз.

Игра «Балда».

Педагог. Предлагаем вам следующую игру «Балда».Эта игра развивает звуко-буквенный анализ и синтез, мыщление, внимание, память.
(педагог раздаёт родителям листы чистой бумаги, фломастеры и объясняет правила, на доске точками записывается слово «балда»)
Педагог. Правила достаточно просты: я загадаю слово, запишу первую и последнюю буквы, пропущенные буквы обозначу чёрточками. Вы по очереди называете буквы. Если буква угадана правильно– я впишу её в слово. Если буква не угадана запишу первую букву слова «балда». Как только слово будет угадано – игра прекращается. Победитель получает фишку и становится ведущим. Давайте определим тему загаданного слова.
А сейчас я предлагаю вам потренироваться в выполнении звуко-буквенного анализа слова, так как мы с самого начала нашего занятия часто о нём вспоминаем.

Читайте также:
Лесные ягоды Карелии - конспект НОД

Звуко-буквенный анализ слова «пила»

Игра «Словесный мяч»

Педагог. Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например : кусок-коса-арбуз.

Игра «Лестница»

Я раздаю вам чистые листочки, ручки. Все участники должны будут на листах бумаги записать букву П. с этой буквы будут начинаться все слова, которые вы подберёте. Задача играющих заключается в том, чтобы в каждой строчке дописать слова, которые начинаются с указанной буквы.
Слова располагаются лесенкой следующим образом: первой стоит названная буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых– названная. Ниже записывается слово из трёх букв, ещё ниже из четырёх и т.д. но писать нужно только существительные в именительном падеже единственного числа. На задание даётся 5 минут.

Игра «Корректурная правка»

Перед вами текст. Он скучный, неинтересный.Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

3. Заключительная часть

Рефлексия занятия

Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать и «примерить» разноцветные шляпы и высказать своё отношение к занятию.

Красная шляпа – что было положительного в проведённом занятии.
Чёрная шляпа – какие отрицательные моменты и недостатки вы увидели на занятии.
Зелёная шляпа – ваши предложения и идеи по отношению к проведённому занятию.
Белая шляпа – какие вопросы возникли в ходе занятия.
Синяя шляпа – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы получить на следующих тренингах.

Логопедическая ритмика
консультация по логопедии на тему

Что такое логопедическая ритмика? В статье описано влияние логоритмики на здоровье ребенка, раскрыты особенности проведения логоритмических занятий.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskaya_ritmika.docx 18 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Логопедия – раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Последние подразумевают не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнюю историю. Уже в литературных и религиозных текстах Древнего Востока и Индии упоминается о лечении при помощи священных песнопений. Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающих от недугов.

В конце 19 века начался этап экспериментально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давление. Во время слушания музыки у пациента меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

В то же время движение издавна использовалась и в качестве лечебного и профилактического средства. В начале 19 века сформировалось направление медицины – лечебная физкультура. Позже в науке появился специальный термин – кинезитерапия (лечение движением). Кинезитерапия предполагает использование всех форм и видов движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека для лечения различных заболеваний. Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, – это движение, музыка и речь.

Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).

Часто у детей-логопатов наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций: страдает внимание, память имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.

Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, он долго не может запомнить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, определить, где у него левая, а где правая рука).

Дефекты произвольного слухового внимания проявляется в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.

Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, следовательно, перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. С этим может связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности или плаксивости.

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможении; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели – расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонетического восприятия, с той лишь разницей, что речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. Таким образом логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми , страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование мелкой и общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонетического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Принципы построения логоритмических занятий.

Занятия логопедической ритмикой для детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, проводятся не менее двух раз в неделю.

Длительность занятия: дошкольники 4-х летнего возраста, с учетом постоянной смены видов деятельности, занимаются примерно 20 минут.

Количество детей на логоритмических занятиях составляет, как правило, 10-12 человек, соответствуя числу детей в речевой группе детского сада.

Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:

  1. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего логоритмического занятия.

Задача ритмической разминки – подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления движения, с перестроениями, а также со сменой видов движений.

  1. Основная часть составляет 70-80 % времени логоритмического занятия. В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
  2. Заключительная часть по времени непродолжительна (10-15%). Заканчивается занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и лёгкого бега.

Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия.

Дети, отвечая на вопросы педагога, ещё раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.

В заключении педагог даёт оценку работы детей на занятии.

Логоритмика для детей: упражнения для дошкольников

Основной целью воспитания ребенка в детском саду и дома является его полноценное и всестороннее развитие. Помимо правильной речи, он должен знать элементарные навыки гигиены, у него должна быть развита мелкая и общая моторика, он должен уметь преодолевать трудности.

Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика. Она представляет собой комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением (счёт). Это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса.

Что такое логоритмика

Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

В России изучением положительного воздействия на речевую функцию ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием занимались Г.А. Волкова, Е. Железнова и Г.Р. Шашкина. С их точки зрения под логоритмикой понималась система двигательных упражнений, целью которых было устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т.д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.

Основные цели и задачи

Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.

К ее основным функциям относятся:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие правильной координации;
  • выработка правильного дыхания;
  • выработка темпа речи;
  • развитие речевой памяти;
  • развитие слуховой функции;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сенсорики;
  • улучшение равновесия;
  • формирование правильной осанки и походки.

Логоритмика используется в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.

Все это достигается путем избавления от имеющихся нарушений при помощи двигательных и специально разработанных речевых упражнений. Соответственно, в таких занятиях большую роль играет музыкальная составляющая и слова.

Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки:

  • развивается навык речевого выдоха при говорении;
  • совершенствуется мелкая и крупная моторика;
  • ребенок становится более ловким;
  • улучшается интонация, мимика и темп речи;
  • развивается фонематический слух;
  • развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция;
  • формируется правильная осанка;
  • развивается навык ориентации в пространстве;
  • гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми;
  • развиваются творческие способности;
  • повышается общая выносливость организма.

В каких случаях показана логоритмика для детей

Упражнения по логоритмике, при регулярном их проведении, развивают память и музыкальный слух.

Данная методика может использоваться в самых разных случаях:

  • Общее недоразвитие речи у детей.
  • Заикание.
  • Данная методика практикуется в возрасте 2,5-4 лет, когда у детей активно формируется речь.
  • Логоритмика показана детям с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют.
  • Отставание в развитии координации движений и моторики.
  • Нарушения звукопроизношения. Упражнения помогают детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т.д.

Основные виды логоритмических упражнений

Занятия по логоритмике должны подбираться с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.

Ходьба и маршировка

Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.

Используются различные варианты данных упражнений:

Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.

Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.

Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.

Используются различные виды упражнений:

«Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.

«Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.

Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции

Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.

Используются следующие упражнения:

«Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки. Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать «бурю в стакане».

«Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.

«Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.

Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике. В частности, активно применяются следующие типы занятий:

  • Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.
  • Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.
  • Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.
  • Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.
  • Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.
  • Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма.

Основные правила проведения упражнений

При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.

Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:

  • С детьми, страдающими от заикания, нужно заниматься не менее четырех раз в неделю. Основной упор нужно делать на занятия по развитию речевого аппарата, нормализации его тонуса, а также улучшению темпа речи. В остальных же случаях достаточно двух раз в неделю.
  • Важно быть готовыми к тому, что это достаточно длительный процесс, который может занять не менее 6 месяцев. И то только в том случае, если занятия будут регулярными.
  • Необходимо использовать в занятиях те игрушки, книжки и музыку, которые нравятся ребенку.
  • Важно повторять упражнения до тех пор, пока у ребенка они не будут получаться на «отлично».
  • Нужно правильным образом выбирать музыку – она должна соответствовать двигательной и текстовой части упражнений (для спокойных движений нужна более тихая музыка, а для динамичных занятий, соответственно, более бодрая).
  • Всегда нужно быть на позитивном настрое. Если у ребенка что-то не получается, то не нужно демонстрировать свое недовольство этим, иначе он может замкнуться в себе.

Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям следует уделать этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: