Логопед в инклюзивном пространстве

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Рубрика: Методика

Дата публикации: 23.12.2016

Статья просмотрена: 2464 раза

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1723/ (дата обращения: 18.01.2022).

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка.

Почему на сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной? С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому согласно диагностике, проводимой учителями-логопедами в дошкольных учреждениях, до 60 % детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, двигательные нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы, задержку психического развития.

Задача современного образования — обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей.

Поэтому вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребенка, выдвигается на первый план.

Дошкольные учреждения должны быть доступны для всех детей. Но для достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ОВЗ необходимо создать в ДОУ специальные условия, важнейшим из которых является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности ребенка.

Как отмечает Сабельникова С. И.: педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.

Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:

‒ диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей группы;

‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

‒ мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Программа коррекционной работы включает диагностическое направление. Ежегодно в дошкольных учреждениях дети массовых групп проходят психолого-логопедическое обследование с целью выявления детей с ОВЗ. По результатам диагностики, родители с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи, направляются на городскую ЦПМПК. Специалисты ЦПМПК проводят обследование и дают рекомендации по перспективам дальнейшего обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ начинается с всестороннего обследования специалистами.

Учитель-логопед, используя специальные методики, в процессе диагностики выявляет характер нарушения речевой деятельности. Обсуждение результатов обследования проводит педагогический коллектив инклюзивной группы с целью составления наиболее полной картины развития ресурсов и дефицитов ребенка. При необходимости, родителям предлагается пройти консультативное обследование детей у специалистов медицинского профиля (психоневролога, невропатолога, отоларинголога, стоматолога).

С учетом психо-речевого и физического развития ребенка составляется план индивидуального развития, определяется индивидуальный образовательный маршрут.

Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда — это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание коррекционной работы основывается на:

‒ использовании специальных образовательных программ и методов обучения детей с ОВЗ;

‒ создании специальных условий для занятий с детьми с ОВЗ;

‒ подборе специальных методических пособий и дидактических материалов;

‒ проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Индивидуальная работа строится с учетом личностных особенностей ребенка и с учетом структуры дефекта. Основная задача индивидуальных занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на ресурсы ребенка. Учитель-логопед использует различные методы и приемы обучения, подбирает наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям ребенка.

Одним из условий успешной реализации образовательной программы является тесное сотрудничество с родителями, включение семьи в образовательное пространство. Работа с родителями осуществляется путем анкетирования, индивидуальных консультаций и бесед, семинаров, мастер-классов, информационной поддержки, проведения открытых занятий с детьми с участием родителей, организации совместных детско-родительских мероприятий.

Также учитель-логопед проводит консультативно-просветительскую работу среди родителей массовых групп.

Важным условием успешности образовательного процесса является тесное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями инклюзивной группы. Эта работа проводится в течении всего учебного года. Она включает в себя:

‒ проведение анализа результатов диагностики детей с ОВЗ и всей группы;

‒ обсуждение и разработку совместного календарного и тематического планирования для детей всей группы. Подбор дидактического и наглядного материала;

‒ организацию методической помощи воспитателям;

‒ разработку, реализацию и обсуждение коррекционных этапов овладения образовательной программы детей с ОВЗ и детей всей группы;

‒ обсуждение и планирование праздников;

‒ обсуждение и составление плана по сотрудничеству с родителями;

‒ обсуждение рекомендаций по коррекции речевых процессов вне логопедических занятий (контроль над звукопроизношением, закрепление грамматических категорий, закрепление навыков чтения и письма);

‒ планирование проектной деятельности и включение в нее детей с ОВЗ.

Читайте также:
Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

В конце учебного года все специалисты проводят мониторинг результатов образовательной программы, соотносят поставленный цели и задачи с реальными достижениями ребенка, оценивают успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ.

  1. Федорова Л. И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования коррекционно-развивающей работы. М. Педагогический университет «Первое сентября» 2014г.
  2. Составители Прочухаева М. И., Самсонова Е. В. Инклюзивное образование. Выпуск № 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М., «Центр школьная книга» 2010г.
  3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. Мозаика — Синтез 2011.

Похожие статьи

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной.

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной.

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика.

Технологии инклюзивного образования как средства для.

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика.

Организационно-педагогические условия сопровождения детей.

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу».

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения.

ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, психолого-педагогическое сопровождение, развитие.

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной.

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной.

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной.

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика.

Технологии инклюзивного образования как средства для.

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика.

Организационно-педагогические условия сопровождения детей.

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу».

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения.

ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, психолого-педагогическое сопровождение, развитие.

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной.

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика.

Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования. /из опыта работы/
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.
Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Читайте также:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

Скачать:

Вложение Размер
rabota_sotsset_dobavka.docx 22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования.

/из опыта работы/

высшей квалификационной категории

сентябрь 2018 год

Инклюзивное образование в России занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.
Реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.
Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно диагностике, проводимой учителем – логопедом в дошкольном учреждении, до 60% детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения фонематического слуха, нарушения связанные с двуязычием в семье.
По результатам ежегодной диагностики учащихся первых классов, проводимой учителем – логопедом в школах станицы Тацинской, 65% детей имеют различные нарушения речи, в том числе на фоне двуязычия в семье, ЗПР, не оказанной во время логопедической помощи.
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.
Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

СОВМЕСТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА УЧИТЕЛЕМ – ЛОГОПЕДОМ И ПЕДАГОГОМ ПСИХОЛОГОМ

– определение уровня речевого и психологического развития ребенка;
– анализ полученных результатов;

– личностно – ориентированный подход;
– принципы системности;
– учет структуры дефекта;

– выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
– отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.
Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношение.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:
Формирование фонетической стороны речи.
Совершенствование лексико – грамматических представлений.
Развитие навыков звуко – слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин) и подгрупповых. Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
– тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
– оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
– компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
– использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
– использование компьютерных технологий и технических средств обучения
7. Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Педагогические технологии:
Образовательная технология
Способы реализации диалогового обучения способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.
Информационно – компьютерного обучения
Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Опережающего обучения
Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Игрового обучения
Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопедического кабинета возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии
Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры, Су – Джоки.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии. Наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.

Учитель-логопед, являясь членом команды специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога), реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении академического компонента образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла).

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором) проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Учитель-логопед стремится добиться более гибкого и прочного усвоения обучающимися знаний, повышения мотивации и интереса к учению, обеспечения условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществляется на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации.

В содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ.Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи). Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:

– выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

– организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимает участие в школьных методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительское направление работы включает:

· индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

· консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Система логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Мария Ефимова
Система логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Аннотация: В статье описываются условия вовлечения ребенка в учебный процесс, обладающего какими-либо нарушениями развития, комплексом коррекционных действий, соответствующих его потенциалу и условия образовательного коррекционного процесса ребенка. А также рассматриваются особенности деятельности учителя-логопеда дошкольного учреждения в инклюзивных условиях в качестве организатора комплексной коррекционной деятельности по развитию и коррекции речи детей, имеющих особые возможности здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, инклюзивное образование, коррекция речевых нарушений, деятельность логопеда в условиях инклюзивной практики.

Одним из приоритетных направлений в развитии системы образования выступает внедрение инклюзивной образовательной практики для детей, имеющих особые образовательные потребности и их нормально развивающихся сверстников. Это связано с ростом рождения детей, имеющих ослабленное здоровье, генетические заболевания и другие ограничения здоровья, а также занятостью родителей и отсутствием специального детсада рядом с местом проживания. Очень часто родители не желают признать и принять проблему своих детей важной и работать со специалистами. Действующее законодательство позволяет организовывать инклюзивное образование в обычных детских садах.

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, при котором каждый человек, независимо от физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных способностей, речевых и других характеристик, имеет возможность учиться в образовательных учреждениях.

Все дети разные, но они способны учиться наиболее подходящим для каждого ребенка способом. Это современная образовательная система, которая учитывает потребности и способности всех детей, не только имеющих проблемы с развитием, но и принадлежащих к определенной социальной группе, а также физическое развитие. Смысл инклюзивного образования заключается в том, что система образования приспосабливается к ребенку, но не ребенок к системе. Знания получают все дети, не разделяя их, как правило, на развитых и “особых”. В этом образовании часто используются современные подходы к обучению, используются адаптированные общеобразовательные программы, формы, методы обучения и воспитания, адаптированные к навыкам, потребностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с “особенностями” могут находиться в группе полный день или часть дня, учиться с информационной поддержкой и по индивидуальной программе.

Для детей с ОВЗ доступны две возможности обучения:

1. Индивидуальные группы в детском саду. Дети учатся отдельно в своей группе, но участвуют в общественной жизни детского сада. Например, играют со здоровыми детьми на прогулках, участвуют в мероприятиях, конкурсах, утренниках. Обычно такие группы организуются для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. 2. Дети с ОВЗ посещают совместную группу и общаются со всеми. Этот вариант наиболее приемлем, если интеллект ребенка сохранен. Дети с ОВЗ испытывают трудности с вхождением в общество. У них редко возникают спонтанные отношения со сверстниками и взрослыми, как у детей без ОВЗ. Но социализировать этих детей крайне необходимо. Ведь социализация создает возможности в работе по исправлению и компенсации нарушений. Когда ребенок получает инклюзивное образование, важно дать ему две вещи: социальный и образовательный опыт общения со сверстниками.

Логопедическое сопровождение детей с различными нарушениями осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического совета ДОУ. Учитель-логопед является одним из членов специализированной команды, которая проводит психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, поскольку речевая функция – это важнейшая психическая функция человека. На этапе формирования речи развиваются высшие формы познавательной деятельности, формируется способность к понятийному мышлению. Речевые дефекты у детей не только нарушают полноценное общение, но и усложняют учебный процесс. Учитель-логопед, сопровождающий детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, проводит коррекционную работу по устранению трудностей в обучении по образовательной программе, связанных с проблемами речевого развития и затруднениями общения. В рамках ориентации системы общеразвивающего образования на инклюзивную практику возросли требования к логопеду, работающему в логопедическом пункте в детском саду.

Целью работы учителя-логопеда в инклюзивном образовании является создание условий, способствующих выявлению и разрешению речевых нарушений, а также дальнейшему развитию письменной и устной речи, и улучшению общения учащихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Для достижения цели в процессе профессиональной деятельности специалистом решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования для определения структуры и степени речевого дефекта.

2. Разработка перспективных планов коррекции и логопедической работы в индивидуальной программе развития детей, нуждающихся в логопедической помощи.

3. Организация коррекции логопедом для детей, имеющих ограничения в здоровье. Определение методик, направлений и методов логопедической коррекции нарушения развития речи.

4. Набор групп, учитывающий психофизическое состояние детей с ОВЗ. Организация групповых и индивидуальных занятий по профилактике нарушения письменной и устной речи дошкольников.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Систематическое изучение динамики развития речи у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложения по улучшению эффективности диагностики и коррекции. Обобщение, распространение самых эффективных опытов в области логопедии.

9. Контроль за соблюдением санитарных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

10. Консультативная работа по развитию психологической и педагогической компетенции в вопросах развития речи ребенка, обучение родителей на приеме у специалиста преодолению существующих речевых нарушений и подборка комплексов коррекционно-развивающих упражнений для коррекции и профилактики недостатков речи.

11. Консультация педагогов по использованию специальных методов и приемов для оказания помощи ребенку с ОВЗ.

С учетом поставленных задач определяются основные направления деятельности логопедов:

1. Диагностическая деятельность

2. Коррекционно-развивающая деятельность

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

4. Организационно -методическая деятельность

5. Профилактическая деятельность

Диагностическое направление включает в себя:

1. Первичное логопедическое обследование – в первые две недели сентября (1-15 сентября)

2. Промежуточное логопедическое обследование – в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ

3. Окончательный диагноз – в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая).

Направление коррекционной и развивающей деятельности включает реализацию коррекционной и развивающей программы в соответствии с возрастом и особенностями развития детей, структурой ошибок и поддержку педагогического коллектива в индивидуальном развитии и воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Организационное и методическое направления включают в себя: разработку индивидуальной коррекционной и развивающей программ; поддержка разработки соответствующих общеобразовательных программ для детей с ограничениями в здоровье; подбор дидактики и методического материала; ведение документационного обеспечения.

Консультативно- просветительская работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников. Между учителем-логопедом и родителями устанавливается система непрерывной и эффективной обратной связи, что ставит семью в положение активного субъекта коррекционного процесса. В работе с родителями используются следующие формы работы: индивидуальные и групповые консультации; семинары; практикумы; тренинги; наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группе с последующим анализом.

Профилактическое направление деятельности – своевременно предупреждать возможные вторичные нарушения речи у детей с ОВЗ и создать условия для полноценного их развития в общеобразовательных учреждениях.

Ведущая форма коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками – это обучение на занятиях. В логопедии предусмотрено три вида занятий:

Фронтальные логопедические занятия с успехом решают те задачи развития речи и корректировки её недочетов, являющиеся наиважнейшими для всех, либо большей части воспитанников группы. Этот вид деятельности развивает их способность входить в общий темп работы, следовать общим указаниям и сосредотачиваться на лучших образцах речи. Занятия по подвижным микрогруппам позволяют логопеду различать свои цели и содержания в соответствии с задачами коррекции, речевыми и индивидуальными типологическими особенностями учащихся. Когда в начале года уделяется больше времени для постановки звуков, обычно объединяются дети, имеющие более-менее однородные дефекты звучания. Основной целью индивидуального логопедического занятия является устранение дефектов, специфических нарушений звуковой части речи, которые характерны для различных форм нарушений речи, таких как дислалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, ринолалия. Достигнув цели, реализуется принцип системного подхода, предполагающий взаимодействующее формирование фонетики, лексики, грамматики, основных компонентов речи.

Логопедические воздействия осуществляются различными способами, в том числе наглядными, словесными, практическими. Наглядные методики направлены на расширение содержания речи, словесные – на обучение пересказу, разговору, рассказу, без опирания на наглядную информацию. Практические применяются для формирования речевого навыка, используя широкие упражнения и игры. Игра – это основной вид деятельности дошкольников и ее обязательное включение в занятия с логопедом имеют выраженный положительный эффект как в преодолении языковых расстройств, так и в развитии когнитивных психических процессов. Практические методы могут быть отнесены к широко используемым в настоящее время методам моделирования, а также методам проектирования. Методика моделирования – одна из перспективных областей совершенствования коррекционно-развивающего процесса. Использование моделей наглядности развивает умственную способность детей. Ребенок, владеющий формами визуального моделирования, получает возможность применять в уме заместители и визуальные модели, представлять с помощью них то, что взрослые рассказывают, предвидеть возможные результаты своих собственных действий. Введение моделей наглядности позволяет повысить целенаправленность навыков в процессе подготовки к коррекции.

В последнее время логопеды используют в работе по коррекции нарушений у детей такой метод, как логопедическая сказка. Цель данного метода – создать условия для раннего проявления речевых нарушений у детей при помощи игровых занятий. Благодаря логосказкам можно решать следующие вопросы логопедической коррекции коммуникативного аспекта детей:

– создать благоприятную психологическую атмосферу в процессе обучения;

– расширение эмоционально-чувственной сферы ребенка путем общения со сказками;

– развивать диалогическую и монологическую речь;

– улучшение эффективности игрового мотива детского творчества, его художественно-эстетического направления;

– воспитание у детей красоты художественного языка, народного фольклора;

– развивать сотрудничество учителей-логопедов и педагогов с детьми, а также между детьми на основе модели личностно-ориентированного сотрудничества.

В заключении хотелось бы сказать, что, чтобы реализовать новые задачи, поставленные перед нами, учителя-логопеды должны иметь необходимый уровень профессиональной компетенции и профессионального мастерства. Логопед выполняет достаточно широкое и разнообразное значение в организации образовательной работы в детском саду: диагностическое, профилактическое, коррекционное, педагогическое, организационное, консультативное, координирующее, контрольное. Результативная работа логопеда, а именно итоговая эффективность обучения в инклюзивном режиме, зависит не только от логопеда, но также от педагогических коллективов ДОУ, от родителей, от близких людей к ребенку, а также от самого ребёнка.

Роль учителя-логопеда в инклюзивном образовании.

автор: Яковлева Анастасия Сергеевна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66/89» г. Чебоксары

Роль учителя-логопеда в инклюзивном образовании.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66/89» г. Чебоксары

Яковлева Анастасия Сергеевна

Роль учителя-логопеда в инклюзивном образовании.

Реалии повседневной жизни все чаще ставят перед логопедами вопрос об их месте и роли в стремительно обновляющейся системе образования. Для современного специалиста в области диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств уже недостаточно работать в режиме ответа на запросы, исходящие от родителей или педагогов образовательных учреждений. Очень часто логопеды во время массовых осмотров детей в ДОУ и школах выполняют ответственную функцию «первого диагноста», который, наоборот, привлекает внимание близких ребенку взрослых к его проблемам в случаях, когда те или иные трудности в познавательно-речевом, социально-эмоциональном, двигательном развитии кажутся им незначительными или они их просто не замечают.

Особенно возрастает значение работы логопедов в условиях инклюзивно организованного обучения. При стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании недалеко и то время, когда логопеду придется работать не только с так называемыми «чистыми» речевыми нарушениями, но и помогать детям, включённым в общеразвивающие группы ДОУ или обычные классы школы.

И ребенок с «чистым» речевым нарушением, и ребенок с любым другим нарушением, попадая в образовательное учреждение, испытывает естественную потребность накапливать информацию об окружающем мире. Здесь возникают вопросы: насколько это ему удается, насколько данная информация обеспечивает ему чувство защищенности, уверенности, физического и эмоционального комфорта, даёт ли она возможность для адекватного возрастным потребностям активного функционирования. Данные вопросы приобретают особую актуальность, когда речь идёт о включении детей с патологией в среду группы общеразвивающей направленности ДОУ или обычного школьного класса. Кроме того, не стоит забывать о сути инклюзии, состоящей в том, что совместное пребывание должно оказывать положительное влияние не только на детей с ограниченными возможностями, но и на их нормально развивающихся сверстников, способствуя их всестороннему развитию.

Для таких детей разработан несколько отличающийся от обычного режим дня. В дошкольных группах дети с патологией помимо общих программных занятий посещают коррекционные занятия с учителем-логопедом или учителем-дефектологом. Логопед проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Кроме этого, логопед (дефектолог) оставляет задание воспитателю для работы с детьми во второй половине дня.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки, игры и упражнения;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

Логопедические пятиминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми (как с патологией, так и нормально развивающимися). Логопедические пятиминутки содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие всех детей, специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей.

В инклюзивной группе логопед должен уделять внимание детям не только с речевой патологией, но и без таковой, а также их семьям, поскольку совершенствование всех сторон речевой деятельности – это важная задача подготовки к обучению в школе. Поэтому большое внимание уделяется вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй. Для родителей проводятся тематические родительские, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы, «копилка» игр, пособий для развития речи и неречевых процессов, тесно связанных с речью.

В группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в индивидуальных тетрадях (папках) детей, родительских логопедических папках .

Материалы родительских логопедических папок помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Итак, логопед исполняет достаточно широкие и разнообразные функции в организации коррекционной работы в ДОУ: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная. Результативность же логопедической работы, а в итоге эффективность инклюзивного обучения, будет зависеть не только от логопеда (дефектолога), но и от педагогического коллектива ДОУ, родителей, близких ребенку людей и самого ребенка.

Сущность понятия интеграции в образовательном процессе
материал на тему

Рассматиривается понятие иньеграция, дается её классификация

Скачать:

Вложение Размер
ponyatie_integratsiya.docx 15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на Совете педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в условия реализации ФГТ»

Подготовила: Давыдова Г.Н.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИНТЕГРАЦИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Одно из самых распространенных слов в педагогическом лексиконе современного учителя, воспитателя, управленца в сфере образования – слово «система». Мы говорим об образовательном учреждении как системе, о системе учебного занятия, о системе взаимоотношений педагога и детей и т.д. Это естественно, ибо, как говорил А.С. Макаренко, никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятым от системы; никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

С понятием «система» напрямую связано понятие «интеграция» . Именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее свое качество – целостность, предполагающее наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным ее элементам. Таким образом, интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. Интеграцию можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Кроме того, интеграция – важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности.

Развитие интеграционных процессов в образовательном учреждении способствует разностороннему развитию детей, удовлетворению их потребностей и интересов, обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную).

Интеграция в образовательном процессе означает:

– комплексный характер целей образовательной деятельности и целостность достижения планируемых результатов;

– взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;

– органичную связь различных видов урочной и внеурочной деятельности детей, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;

– взаимосвязь общего и дополнительного образования;

– гибкий характер организации учебного процесса, использование различных форм и методов внеурочной деятельности детей, неформальных способов взаимодействия педагогов и учащихся;

– введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;

– объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.);

– взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, школы и социума.

Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.

Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:

– осуществление внутренних связей используемого средства (например, внутрипредметные связи);

– осуществление связей между педагогическими средствами (например, межпредметные связи);

– интегрирование одних средств в систему другого средства (например, интегрированное занятие);

– интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (например, обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).

Различают также вертикальные и горизонтальные интегративные связи. В образовательном учреждении можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, т. е. межпредметную, и по вертикали, между классами, учебными группами, которые отличаются по возрасту.

Интеграция педагогических средств может осуществляться в следующих направлениях:

– расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

– усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;

– использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

Высокий уровень интеграции в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.

Эффективность образовательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция педагогических средств, которая ведет к рождению новых образовательных технологий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ”

Содержание.1.Введение2.Понятие “инновация“ 3.Теоретическая основа педагогической инновации4.Заключение 5.Список использованной литературы.

Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»

-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко.

«Интеграция в образовательный процесс детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и возрастной нормой»

. Для чего Нужна ли интеграция в образовательный процессе детей с нормой и ЗПР? Так ли это важно для воспитанников МБДОУ? Каково отношение родителей и общества к интеграции детей с особыми потребностя.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Материал о системе формирования у детей экологических представлений.

Методическая разработка “Система работы по использованию пальчиковых игр через интеграцию в образовательном процессе”

Развитие успешности ребенка-дошкольника посредством интеграции участников образовательного процесса в театрализованной деятельности

Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного театрального и музыкального творчества, самим стать актерами &nda.

Сенсорная интеграция в образовательном процессе для обучающихся дошкольного возраста с растройством аутистического спектра (РАС)

сенсорная интеграция для обучающихся с РАС.

Интеграция в сфере образования

С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Закон об образовании РФ, Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 г.г.».

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет каким должно быть дошкольное образования, Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.

Именно интегративность образования позволяет вносить в содержание образования (за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского общения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

Процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому воспитатели и педагоги должны обмениваться мнениями о формах и содержании совместной работы. Спорные вопросы должны решаться в ходе диалога с желанием понять и принять позиции другой стороны.

В дошкольных образовательных учреждениях с детьми работает сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимодействия всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна в наше время.

Интегрированный подход к образовательной деятельности возможны двух типов:

  1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).
  2. Использование одних специалистов методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).

Интеграция участников педагогического процесса ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка является на наш взгляд значимой и необходимой в работе с детьми.

Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.

Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.

Рассмотрим интеграцию на примере взаимодействия специалистов при коррекции речи в условиях ДОУ.

Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.

Все чаще дети, зачисленные на логопункт, нуждаются не только в коррекции речевых нарушений, но также и в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств. Однако времени на проведение полноценной коррекционно-развивающей работы недостаточно. Поэтому взаимодействие с психологом считаю неотъемлемой частью своей коррекционной работы.

Основными направлениями работы психолога взаимодействия являются:

  • Развитие познавательной сферы.
  • Развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность).

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость. Поэтому взаимосвязь логопеда и инструктора по физической культуре также необходима.

Инструктор в ходе непосредственной образовательной деятельности включает игры по профилактике речевых нарушений.

С целью развития основных движений, мелких мышц руки, слухового восприятия, двигательной памяти, музыкального слуха, воспитания чувства музыкального ритма а также развития основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико – мелодической стороны).

Музыкальный руководитель включает в занятия специально подобранные упражнения:

  • хороводы,
  • игры с пением,
  • шумовые оркестры.
  • музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
  • ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
  • упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,
  • распевки, на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях,
  • этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Выделены основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.

Этапы Основное содержание Результат
Подготовительно-ознакомительный Первичная психологическая, педагогическая и логопедическая диагностики детей, обследование физического развития и музыкальных способностей.Заполнение индивидуальных карт развития детей.Организация и проведение ПМП консилиума. Создание индивидуальных коррекционных маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
Основной Решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ.Осуществление логопедического мониторинга.Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса. Устранение у детей отклонений в речевом, психическом развитии, повышение уровня физических и музыкальных способностей.
Заключительный Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ. Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.Изменение характера коррекционной работы или корректировка ндивидуальных и подгрупповых маршрутов.

Так же можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.

Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности

В своей педагогической деятельности, мы реализовали проект «Волшебный мир театра».

Проект: краткосрочный, групповой, творческий.

Целью проекта было: внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

В ходе реализации проекта мы провели:

  1. Беседа «Что такое театр? Какой бывает театр?»
  2. Беседа – рассуждение «Что такое сказки?»
  3. Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в театр»
  4. Чтение сказки Сутеева В. «Кто сказал мяу?»
  5. Презентация «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал» Рассматривание иллюстраций Сутеева.
  6. Проигрывание этюдов «Важный петух; Пугливая мышка; Злая собака; Сердитая кашка» Игра (пантомима) «Угадай кто я?». Пересказ сказки по опорным картинкам.
  7. Лепка героев сказки. Диалоги с использованием самостоятельно изготовленных фигурок. Примерные темы: «Знакомство. Расскажи какой ты?», «Твоя любимая игра»
  8. Изготовление декораций и атрибутов для постановки спектакля. Распределение ролей.
  9. Презентация проекта: Драматизация сказки «Кто сказал мяу?»

Результатом работы над проектом стало:

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Сегодня в дошкольном учреждениях, в том или ином виде, осуществляется деятельность по взаимодействию всех участников образовательного процессы. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной информации, проводятся специальные педагогические советы, разнообразные мероприятия и т.д. Современными исследователями дошкольного образования разработаны и апробированы формы, методы, определено содержание деятельности по взаимодействию.

Поэтому перед педагогическим коллективом можно поставить следующие задачи:

  • формирование единого понимания целей и задач сотрудничества с родителями воспитанников, их соотнесение с личными целями;
  • развитие ответственного отношения к педагогической деятельности, формирование профессиональной позиции и самооценки;
  • формирование умений построения успешных коммуникаций, улучшения психологического климата в коллективе;
  • повышение мотивации и стремления к командному взаимодействию;
  • профилактика профессионального выгорания

Только выполнение педагогами этих задач, целенаправленная, систематическая работа позволит достичь результатов в интеграции деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса позволит обеспечить положительную динамику развития ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: