Логодомик – альтернатива индивидуальной логопедической тетради

«Логодомик» — альтернатива индивидуальной логопедической тетради

Аннотация: В представленной статье автор предлагает идею создания индивидуального логопедического пособия «Логодомик» с целью коррекции звукопроизносительной стороны речи, делает обзор преимуществ создания и использования подобного пособия в процессе логопедической работы по сравнению с использованием готовых пособий и тетрадей. Создание данного пособия осуществляется в контексте проектной деятельности, так как, по сути, «Логодомик» является продуктом полноценного проекта, реализованного в рамках сотрудничества всех участников коррекционного процесса – логопеда, ребенка и родителя с целью коррекции звукопроизношения. Автором сформулированы конкретные цели и задачи, которые ставятся перед всеми участниками коррекционного процесса, описывается процесс накопления необходимого наглядно-дидактического материала, его разнообразие, а также основные принципы подбора материала.

«Логодомик», индивидуальное логопедическое пособие, проектная деятельность, коррекция звукопроизношения, игровые методы и приемы.

«Логодомик» — альтернатива индивидуальной логопедической тетради

Коррекция звукопроизносительной стороны речи является одним из основных и актуальных направлений логопедической работы.

Задачами данного направления являются формирование правильного речевого выдоха, нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры, развитие моторики речевого аппарата и фонематического восприятия, выработка четкой дикции.

Учитывая особенности современных дошкольников, в ходе логопедической работы далеко не всегда получается добиться хороших, устойчивых результатов. Для повышения эффективности занятий по коррекции звукопроизношения логопед постоянно находится в поиске интересных приемов, новых технологий и современных методик.

В современных условиях специалисту доступен широкий выбор логопедических пособий и методик. В магазинах и на просторах интернета представлено огромное количество логопедических пособий и развивающей литературы для детей. Все эти пособия современные, очень яркие, интересные, некоторые из них интерактивные. Они представлены в разной ценовой политике — от бесплатных до очень дорогих.

Несмотря на это, выбрать одно пособие, полностью подходящее определённому ребенку, не получается. В моей практике не было ни одного случая, когда бы я использовала готовое пособие от начала до конца.

Так как содержание данных пособий носит характер усредненности и не учитывает индивидуальных дефектов и возможностей ребенка, то в процессе занятий часто приходится использовать отдельные игры, задания из различных источников, что по моим наблюдениям приводит к снижению эффективности занятий, к потере системы.

Так как современная логопедическая работа подразумевает необходимость индивидуального подхода к каждому ученику, то мной было создано индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик». Оно представляет собой современный лепбук.

Сейчас в интернете представлено огромное количество лэпбуков на всевозможные темы. «Lapbook» (lap –колени, book – книга) – наколенная книга. Целью лэпбука является объединение материала на определенную тему. В моем случае это систематизация материала для коррекции только тех звуков, произношение которых нарушено у ребенка.

На данный момент в дошкольном образовании согласно ФГОС широко используется метод проектной деятельности. Это позволяет эффективно реализовать системно-деятельностный подход к обучению. Индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик» является результатом (продуктом) проектной деятельности. В процессе создания «Логодомика» происходит поэтапное достижение цели и контроль достигнутых результатов. Создание «Логодомика» это достаточно длительный и трудоемкий процесс, однако результат стоит потраченных усилий!

Основная цель создания «Логодомика» — повышение результативности коррекции звукопроизношения.

Используя «Логодомик» на индивидуальных занятиях, логопед решает множество задач.

1. Повышает мотивацию к логопедическим занятиям.

2. Развивает мускулатуру артикуляционного аппарата.

3. Развивает фонематические процессы.

4. Формирует устойчивый навык правильного звукопроизношения.

5. Создает благоприятные условия для взаимодействия родителя и ребенка.

Неотъемлемой частью создания «Логодомика» является работа с родителями. Заинтересованность и активность родителя во многом зависит от специалиста. Большую роль играет предварительное установление сотрудничества с родителем. Следует обратить внимание родителей на дефекты произношения ребенка, проводить консультации, семинары, родительские собрания в актуальной тематике.

В чем преимущества «Логодомика»?

  1. Во-первых, ребенок с повышенным интересом относится к своему домику (как к собственности). Он может украсить его своими любимыми героями, выбрать цветовую гамму по своему вкусу. С большим желанием продемонстрировать накопленный материал друзьям и близким.
  2. Во-вторых, привлекая родителей (преимущественно маму), ребенок «считывает» информацию, что это важно не только ему и логопеду, а еще очень важно родителю (авторитетному мнению в дошкольном возрасте).
  3. В-третьих, многократное использование подобранного материала позволяет сформировать устойчивый навык звукопроизношения. В ходе работы с «логодомиком» он становится понятным ребенку, «родным» и любимым.
  4. В-четвертых, большим преимуществом «Логодомика» является вариативность проведения занятий. Ребенок самостоятельно может определить тематику и последовательность.
Читайте также:
Материалы обследования устной речи первоклассников

Принципы для создания «Логопедического домика»:

– Индивидуальность. Материал подбирается, учитывая индивидуальные дефекты и особенности ребенка. По результатам обследования логопед выстраивает последовательность коррекционной работы, опираясь на психофизиологические возможности ребенка. Учитывает его интересы и увлечения.

– Динамичность. В процессе работы «логодомик» пополняется новым материалом. Последовательно меняются карточки в соответствии с актуальностью занятия. Может изменяться и структура (появляются дополнительные карманчики или целое поле). На каждом занятии ребенок достает, выкладывает, перекладывает, раскрашивает картинки — карточки.

– Эстетичность. Весь материал выполняется в определенном формате, желательно, на плотной бумаге. Аккуратность внешнего вида в целом поддерживается специалистом и родителями.

«Логодомик» может отличаться по объему, в зависимости от количества нарушений у ребенка. Но если количество нарушенных звуков более пяти, то материал лучше разделить по группам (свистящие, шипящие, сонорные). В таком случае будет или несколько домиков, или один, но на определенном этапе все содержание домика изменится.

Следуя методике, «логодомик» строится на основе трех этапов коррекции звукопроизношения:

  • подготовка артикуляционного аппарата;
  • постановка звука;
  • автоматизация и дифференциация звука.

С первых занятий с ребенком идет процесс накопления материала.

1. Начиная разучивать артикуляционные упражнения, ребенок вместе с мамой готовит карточки-символы упражнений. Логопед заготавливает основу для будущего домика, проводит мастер-классы и консультации с родителями. На этом этапе активным становится кармашек для дополнительных заданий. Там мы размещаем текст пальчиковой гимнастики, индивидуальный звуковой профиль, рекомендации родителям.

2. Когда звук поставлен, добавляется символ звука и буква. Можно представить схему основных признаков звука (артикуляционное положение, тактильные ощущения, характеристика по звонкости – глухости, твердости – мягкости.)

3. На начальном этапе автоматизации звука используем различные дорожки (графические задания, веревочки, бусинки и т.д.). Для закрепления звука в слогах добавляем гласные.

В словах закрепляем звук, опираясь на картинки, которые ребенок с мамой подбирает дома. Можно использовать гармошки и раскраски. Для дальнейшей автоматизации в предложениях используем различные чистоговорки в картинках, сюжетные картинки раскраски и т.д.

4. В отдельный кармашек добавляем игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя. Здесь могут быть такие игры: «Запомни и повтори», «Доскажи словечко», «Определи 1-й или последний звук», «Рифмы», «Сосчитай», «Скажи, сколько», «Чего не стало?», «4-й лишний», «Отгадай», «Назови ласково» и т.д.

Для того, чтобы простимулировать ребенка, поддержать его интерес к занятиям с «логодомиком» необходимо вести «дневничок». Это может быть вкладыш или задняя сторона «домика», где можно приклеивать наклейки-«пятерочки», ставить штампики или поощрительные отметки.

В течение всего периода обучения материал закрепляется и накапливается. Ребенок получает продукт, буквально на первых занятиях. Таким образом, сухое, устное логопедическое занятие превращается в продуктивную деятельность. А для любого ребенка это всегда интересней. Также стоит отметить вовлеченность родителя в процесс коррекции, он видит работу логопеда, что немало важно! Введение такой формы работы оправдано и полностью отвечает требованиям ФГОС ДО. Логопедический лэпбук может использоваться как в учреждении, так и в частной практике логопеда. От части «Логодом» может стать альтернативой традиционной логопедической тетради.

Кононенко Ольга Игоревна,
учитель-логопед

Логодомик – альтернатива индивидуальной логопедической тетради

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
– Что за наказанье!

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.
Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели логогруппы во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.
Задания включают в себя основные разделы:
– артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
– задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко – слогового анализа и синтеза.
– серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
– задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
– задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
– задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

Читайте также:
Задания логопеда по теме (Осень)

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:
– Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями логопедической группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
– Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно
– все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
– графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
– Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
– Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
– на протяжении всего учебного года еженедельно по четвергам (с 12. 30 до 16.30)проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

Читайте также:
Открытое занятие по развитию речи

ПАМЯТКА
(правила занятий с ребёнком дома)

1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
3-время проведения занятий 10-15 минут
4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-все задания(кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
8- тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание.

Уважаемые родители!

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

Консультация «Зачем нужны логопедические домашние задания?»

Екатерина Яшина
Консультация «Зачем нужны логопедические домашние задания?»

Очень часто слышу вопрос от родителей: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.

Хочу отметить, что результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами,как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

не ругать ребенка за неправильную речь;

ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях,но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной жизни. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Читайте также:
Инклюзивная практика в дошкольном образовании

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания включают в себя основные разделы:

1. Артикуляционная гимнастика, которая помогает подготовить артикуляционный уклад для постановки звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться точности и четкости движений.

2. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.

3. Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

4. Заданияпо развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы, заучивание подобранных для ребёнка стихов.

5. Заданияна развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; печатание букв, слогов, слов и предложений.

6. Заданияна закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

Что необходимо знать и помнить родителям при контроле над выполнением задания ребенком дома:

1. Домашние задания выполняются не в один приём, а разбиваются на части (по10-15 минут работы).

2. Не рекомендуется выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.

3. Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка,не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

4. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

4. Тетрадь с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад.

Контроль над выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

(правила занятий с ребёнком дома)

1-Заниматься с ребёнком дома ежедневно.

2-Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке.

3-Время проведения занятий 10-15 минут.

4-Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.

5-Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: В гости к лесовичку (лексическая тема Зима)

6-Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

7-Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!

Консультация «Что такое вакцинация и зачем нужны прививки» Что такое вакцинация и зачем нужны прививки До изобретения прививок инфекции и вирусы являлись главной причиной высокой смертности среди.

Консультация для родителей логопедической группы «Зачем нужны логопедические домашние задания?» Консультация для родителей на тему: “Зачем нужны логопедические домашние задания?” Результативность коррекционной помощи ребенку зависит.

Консультация для родителей «Многофункциональные домашние задания в коррекции звукопроизношения» Автоматизация звука – долгий и подчас однообразный процесс многократного повторения нужного звука в различных контекстах. Монотонность упражнений.

Консультация для родителей «Зачем в детских играх нужны предметы-заместители» консультация для родителей “В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы заместители”. На вопрос, что больше всего любят дети,.

Консультация для родителей «Зачем детям ДОУ нужны музыкальные занятия» «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста! Музыка ему нужна, как вода и воздух…» У каждого явления на Земле есть своя.

Консультация для родителей «Зачем ребёнку нужны танцы?» Зачем ребёнку нужны танцы? Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир,.

Логопедические домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР (часть 1) [ИГРУШКИ 1. Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных.

Логопедические домашние задания на лето. Рекомендации логопеда на летний период Логопедические домашние задания на лето Рекомендации логопеда на летний период. Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не.

Консультация «Зачем нужны сказочные истории?» “Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так,.

Консультация «Зачем учитель-логопед задает домашние задания» Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно.

Проект “Реализация индивидуального подхода к детям с нарушениями речи через разработку рабочих логопедических тетрадей в условиях ФГОС”

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«Реализация индивидуального подхода к детям с нарушениями речи через разработку рабочих логопедических тетрадей в условиях ФГОС»

Составитель: Слинько М.С.

учитель-логопед МБДОУ «ДС «Ёлочка»

Название проекта: «Реализация индивидуального подхода к детям с нарушениями речи через разработку рабочих логопедических тетрадей в условиях ФГОС»

Руководитель проекта: Слинько Мария Станиславовна

Тип проекта: долгосрочный, 1 учебный год.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники, родители.

Актуальность:

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Вовлечение родителей в активную работу по автоматизации поставленных звуков у детей посещающих логопункт, так как нарушения звукопроизношения ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.

коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного речевого и наглядно-дидактического материала.

Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.

Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.

Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

Читайте также:
Рекомендации родителям по закреплению поставленных звуков

Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в режимных моментах, в семье.

Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.

Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

Этапы проекта

Подготовительный:

изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;

создать развивающую среду в логопедическом кабинете;

подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;

провести диагностику детей.

Основной этап:

развивать звуковую культуру речи на всех занятиях.

осуществлять речевое развитие в детском саду и дома, используя занимательный материал;

приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (выполнение домашних заданий, консультации, беседы, открытые занятия)

оформление индивидуальных рабочих тетрадей с заданиями для автоматизации звуков.

Заключительный этап:

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:

словесные: (чистоговорки, пословицы, загадки, поговорки, стихи, рассказы);

наглядные (демонстрационный материал);

практические: (настольные, дидактические игры и упражнения, кроссворды, ребусы).

Использование загадок, рассказов, кроссвордов, ребусов делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.

Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. У каждого ребенка посещающего логопункт есть тетради, где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы.

Календарный план реализации проекта.

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на год»

Составление картотеки речевого и наглядно- дидактического материала для автоматизации звуков «С,З, Ц»

Создание индивидуальных рабочих тетрадей по логопедии на каждого ребенка посещающего логопункт, для автоматизации трудных звуков в семье.

Составление картотеки речевого и наглядно- дидактического материала для автоматизации звуков «Ш, Ж, »

Составление картотеки речевого и наглядно- дидактического материала для автоматизации звуков «Л, Л*»

Консультации для родителей и педагогов.

Составление картотеки речевого и наглядно- дидактического материала для автоматизации звуков «Ч, Щ»

Открытые занятия для родителей.

Составление картотеки речевого и наглядно- дидактического материала для автоматизации звуков «Р,Р*»

Составление картотеки речевого и наглядно- дидактического материала для дифференциации звуков «С-Ш»

Неделя правильной речи

Составление картотеки речевого и наглядно- дидактического материала для дифференциации звуков «Ш-Щ»

Итоговые родительские собрания

Предполагаемый результат:

повысится интерес детей к правильному произношению звуков;

улучшится качество звукопроизношения;

повысится уровень развития психических процессов.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только на логопунктах МБДОУ, но и в коррекционных ДОУ, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:

коммуникативных функций речи.

Дальнейшее развитие проекта:

проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Предполагается использование данного проекта:

в работе с вновь прибывающими детьми в новом учебном году

внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

обмен опытом с коллегами.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб., 2004.

Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – СПб., 2004.

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.

Читайте также:
Формирование основных компонентов речи посредством фонетической ритмики у старших дошкольников с ОНР

Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 1994.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1967.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под общей редакцией Т.В. Волосовец. – М., 2002.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.

Материал для оформления логопедических тетрадей

Материал для оформления логопедических тетрадей

Логопедические тетради нужно оформлять так, чтобы их понимали родители. Обычно в тетради я пишу, какие звуки нарушены и что я с ними сейчас делаю: ставлю, автоматизирую или дифференцирую; график работы и правила пользования логопедической тетради.

График работы и как пользоваться логопедической тетрадью.

График работы приклеивается на форзац, чтобы родителям было проще ориентироваться, когда можно подойти к логопеду.

Так же, вклеивается в тетрадь или вкладывается в папку лист: «Как пользоваться логопедической тетрадью», где пишутся следующие правила:

Как пользоваться логопедической тетрадью?

Тетрадь необходимо приносить на каждое логопедическое занятие.

Домашние задания вклеиваются в четверг-пятницу.

Все домашние задания выполняются по 15-20 минут в день. Не пытайтесь выполнять все задания в один день, разделите их на несколько дней.

Все задания, которые вклеиваются в тетрадь, необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Задания необходимо выполнять каждый день. Если Вам сегодня ничего не написали – необходимо повторить, что было задано до этого.

Не выполняйте домашние задания за ребенка, делайте их вместе с ним.

Приучайте ребенка бережно относится к тетради: не мять ее, не загибать листы.

Нарушенные звуки и артикуляционная гимнастика.

Табличка с нарушенными звуками ответит на вопрос родителям, что Вы ставите ребенку, а так же на каждом занятии будет напоминать Вам, что поставлено, а что нужно ставить ребенку в дальнейшем (чтобы не смотреть в экран звукопроизношения).

Фамилия имя ребенка

В нижние клеточки ставится кружок с обозначением, что мы делаем в данное время со звуком.

Так же для родителей вклеивается артикуляционная гимнастика, с точным разъяснением каждого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Выполнять перед каждым домашним заданием

Растянуть губы в улыбке. Губы сомкнуты, зубы сомкнуты

Удерживать такое положение на счет до 10.

Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (зубы в правильном прикусе)

Удерживать такое положение на счет до 10.

Вытянуть губы вперед (зубы сжаты)

Удерживать такое положение на счет до 10.

Чередовать упражнения «Трубочка» и «Заборчик»

Чередовать 5 раз – «трубочка», 5 раз – «заборчик»

Накажем непослушный язычок

Широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произносить «пя-пя-пя»

Повторить 10 раз

Широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя». Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт.

Удерживать такое положение на счет до 10.

Повторить 2-3 раза.

Сделать узкий кончик языка, ребенку объяснить, как будто хочешь дотянуться до стола. Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт.

Удерживать такое положение на счет до 10. Повторить 2-3 раза.

Чередуем упражнение «лопаточка» и упражнение «иголочка»

Чередовать: 5 раз – лопаточка, 5 раз – иголочка

Открыть широко рот, улыбнуться, показать зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им вправо и влево (сначала нижние зубы, затем верхние). Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается.

Повторить по 5-6 движений в каждую сторону

Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Повторить по 4-5 раз в каждую сторону.

Приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им вправо-влево от одного угла рта до другого.

Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

Широко открыть рот, высунуть язык и двигать им от верхних зубов к нижним зубам. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.

Читайте также:
Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи

Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

Положить широкий плоский кончик языка между губами (то есть губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются.

Повторить 2-3 раза

Положение языка и губ, как в предыдущем упражнении. Резко подуть на 2 пальчика («свечку»). Делать 1 глубокий вдох и 2-3 резкий сильных выдоха. Щеки не надуваются.

Повторить 2 -3 раза.

Широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы.

Удерживать в таком положении на счет до 10. Повторить 2-3 раза.

Широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (зубы не прикусывают язык).

Повторить 3-5 раз

Приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком. Стараться не двигать нижней челюстью.

Повторить 10 раз

Язык присосать к небу (как в упражнении «Лошадка» перед цоканием)

Удерживать на счет до 10. Повторить 2-3 раза

Сделать упражнение «Грибок». Двигать нижней челюстью вверх-вниз.

Повторить 5-6 раз.

Упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты). Затем упереться в другую щеку.

Повторить по 2-4 раза с левой и правой щекой.

Все эти напоминания вклеиваются родителям в тетради, только после этого вклеиваются непосредственно домашние задания в тетради.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Методическая разработка “Логопедическая тетрадь”

Идея её создания появилась в 2003 году.

Работая с детьми, у которых имеются речевые нарушения, а также взаимодействуя с их родителями, я заметила, что они не всегда активно включаются в образовательный процесс и не имеют возможности правильно подобрать игры и упражнения для закрепления навыков, формирующихся у детей на логопедических занятиях.

Мною была поставлена цель: разработать сборник дидактического материала с учетом требований “Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста и в соответствие с календарно-тематическим планированием коррекционной работы в нашем дошкольном учреждении.

Читайте также:
Постановка и автоматизация звука (Л) в речи ребенка

В течение 2-х лет шел подбор дидактического материала. Логопедическая тетрадь создана в 2005 году, печатается на 69 страницах. Тетрадь имеет титульный лист, где печатается или вклеивается фотография того ребёнка, кому непосредственно она предназначена, а также подписывается фамилия и имя ребёнка печатными разборчивыми буквами.

Тетрадь включает следующие разделы:

Памятка для родителей (даёт представления по работе с тетрадью, положительный настрой на работу, напоминает о необходимости постоянного контакта со специалистами).

Рекомендации по развитию артикуляционной моторики включают в себя основные требования к выполнению упражнений такого рода (перед зеркалом, образец, ритмичность, отчетливость, и т.д).

Игры и упражнения на преодоление ОНР у детей 5-7лет.

Тетрадь содержит 30 лексических тем, предусмотренных программой и в соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционной работы.

Материал по каждой теме рассчитан для изучения в течение одной недели.

Во время изучения определенной темы ребенок получает от 5 до 10 заданий, направленных на:

– обогащение и активизацию словарного запаса,

– развитие связной речи,

– формирование грамматических категорий,

– развитие графомоторных навыков.

Здесь я сочла необходимым представить:

– описания наиболее часто выполняемых упражнений по развитию артикуляционной моторики (в каждом конкретном упражнении присутствует цель, само описание и рекомендации по выполнению данного упражнения).

– примерные схемы для составления рассказов-описаний предметов, доступные для восприятия ребенка. К каждой схеме прилагается план для составления последовательного рассказа.

– словарь лексических тем, который рассчитан на детей старшего возраста, а также служит опорой родителям при работе с ребенком. Здесь предлагаются существительные, прилагательные, глаголы, которые ребенок старшего возраста должен знать и уметь их образовывать.

Логопедическая тетрадь создана с учетом следующих дидактических принципов:

– совместимости с “Программой обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста,

– перехода от простого к сложному,

– системности и концентричности при изучении материала,

– учета возрастных особенностей детей,

– учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Данная методическая разработка используется мной при взаимодействии с педагогами, детьми и их родителями на речевых группах и логопункте, а также постоянно совершенствуется в зависимости от потребностей участников образовательного процесса. Это позволяет создать оптимальный контакт специалистов и родителей ребенка с ОНР, способствует закреплению ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении, а также добросовестному отношению родителей детей-логопатов к выполнению заданий логопеда.

Хочется отметить, что данная тетрадь востребована не только мной, но и моими коллегами, которые активно её используют в своей практике и считают такую разработку очень ценным пособием в работе по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста. Очень радуют положительные отзывы родителей моих воспитанников, которые отмечают: “… выполняя задания по данной тетради, мой ребёнок учится обобщать, анализировать, сопоставлять, общаться.”; “Вся система упражнений положительно влияет на эмоциональное развитие моего ребёнка через слово, рисунок, увлечённость, многообразие, заинтересованность, яркое впечатление, труд,…”; “У моего ребёнка обогащается словарный запас, формируется положительное мировоззрение, правильная речь.”

Также я планирую создание подобных игр и упражнений в электронном виде. Думаю, что это позволит расширить круг общения с педагогами и родителями дошкольников, которым необходимы практические советы по преодолению нарушений в развитии речи детей.

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя логопеда в МДОУ
методическая разработка по логопедии по теме

Годовой план работы логопеда, строится по следующим направлениям:

1.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

3. БЛОК АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ

4. БЛОК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

5. БЛОК ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

6. БЛОК КОНТРОЛЯ.

Скачать:

Вложение Размер
godovoy_plan.docx 26.24 КБ

Предварительный просмотр:

организации коррекционно-педагогической работы

на 2012 /2013 учебный год

учителя – логопеда Гордатий М.Ю.

МДОУ д/с № 3 компенсирующего вида

1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Подробное обследование устной речи детей, распределение на подгруппы. Заполнение речевых карт.

Диагностика и обследование:

  1. Грамматический строй родного языка
  2. Обследование звукопроизношения
  3. Обследование словаря детей
  4. Состояние связной речи у детей
  5. Обследование мелкой моторики рук и мимической артикуляции
  6. Обследование фонематического слуха детей

Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка

Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Динамическое наблюдение в течение года, промежуточные срезы.

Консультирование детей у врачей психоневролога и ортодонта.

Беседа, набор диагностических материалов.

Диагностические материалы, тесты, тесты – игры, тесты – упражнения

Беседа, набор диагностических материалов.

Диагностические материалы, тесты, тесты – игры, тесты – упражнения

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Оформление рабочей документации логопеда.

Работа с документацией

3. БЛОК АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ

Анализ результатов диагностики.

Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирования работы на год.

Выбор способов организации коррекционно-педагогического процесса:

  1. комплектования групп/подгрупп по проявлению нарушений
  2. планирование индивидуальной работы с детьми
  1. заполнение речевых карт
  2. план организации совместной деятельности всех воспитанников
  3. планы (перспективные, календарные , индивидуальные, подгрупповые, и фронтальные)
  4. тетрадь индивидуальных занятий с ребенком, где отражена структура дефекта, направление коррекционно-педагогической работы
  5. тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями

Педагогические консилиумы (по проблемам отдельно взятых детей): психолог, социальный педагог, логопед

Работа по повышению квалификации:

Работа с документацией

Составления плана работы

Списки (в приказ)

План ежемесячный, еженедельный

4. БЛОК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию звуковой культуры речи

Непосредственно-образовательная деятельность по коррекции произносительных навыков и умений.

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию и развитию связной речи.

В течение года в соответствии с сеткой занятий.

Групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия

5. БЛОК ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

Родительское собрание: « Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей »

Проект-презентация: «Организация логопедической службы в ДОУ»

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи:

  1. Индивидуальные беседы с родителями

(налаживание контактов, уточнение анамнестических сведений, анкетных данных, объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда)

  1. «Познавательное и речевое развитие ребёнка от 0 до 7 лет»
  2. «Причины и виды речевых нарушений»
  3. «Как заниматься с детьми дома по домашним тетрадям»
  4. «Как провести логопедическое занятие дома»
  5. «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению»
  6. «Десять правил для родителей»
  7. «Развиваем «умные пальчики»
  8. «Рекомендации логопеда для детей младшего дошкольного возраста»
  9. «Общаться с ребёнком – здорово!»

2. Приглашение родителей на фронтальные и индивидуальные занятия

( ознакомление родителей с особенностями работы логопеда, продвижением речевого развития каждого ребёнка)

  1. Наглядные папки передвижки

( ознакомление родителей с задачами текущего периода, с методами и приемами работы с детьми)

4. Индивидуальные консультации с родителями “Вопрос – ответ”

Родительское собрание: «Знакомство родителей с итогами обучения в логопедической группе за учебный год. Характеристика речевого развития каждого ребёнка»

Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции

  1. индивидуальные консультации для педагогов по вопросам коррекции речевого развития
  2. анкетирование, тестирование
  3. семинары по практическим вопросам коррекции
  4. Консультации
  1. «Знакомство воспитателей с результатами речевого обследования детей группы. Обсуждение индивидуальных планов логопедической работы с детьми»
  2. «Основные направления коррекционной работы воспитателя логопедической группы»-
  3. «Рекомендации по проведению коррекционного часа и вечерних занятий по заданию логопеда» –
  4. «Приёмы обогащения словаря дошкольника» –
  5. «Роль речи воспитателя в речевом развитии дошкольников» –
  6. «Роль фонематического восприятия в формировании речи детей» –
  7. «Проведение пальчиковых игр с детьми» «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»

Посещение открытых занятий воспитателей и специалистов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: