Летний образовательный проект ‘Цветочная азбука’

Проект «Цветочный калейдоскоп» для детей старше-подготовительной группы

Светлана
Проект «Цветочный калейдоскоп» для детей старше-подготовительной группы

Педагогический проект

по познавательному развитию (мир природы).

«Цветочный калейдоскоп».

для детей старше-подготовительной гр.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: исследовательский, познавательно – творческий, групповой.

По доминирующему методу: информационно – практико – ориентированный.

По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;

По характеру контактов: участники проекта: воспитатели, дети группы № 12, родители воспитанников.

По продолжительности: долгосрочный

Срок реализации: 3месяца (01.02.17 г. – 30.04.17 г.)

Участники проекта: воспитатели, дети старше-подготовительной гр. №12, родители воспитанников.

Форма совместной деятельности: сотрудничество

Проблема: «Какие бывают цветы».

Игровая мотивация «Путешествие в страну цветов».

Актуальность темы проекта:

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного.

Из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё может быть правильно понято детьми при общении с природой, не всегда при этом правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит педагогов и родителей.

А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми “азбуки природы». Ребенку необходимо научиться осознанно ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.

Цель проекта:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Расширять и систематизировать знания детей о растениях (вид, строение, условиях ухода).

Изучать взаимодействия цветов с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения цветов, их зависимости от времени года.

Изучать влияния деятельности человека на жизнь цветов.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность и активность в познавательной деятельности.

Развивать творческие способности детей и умения, инсценируя сказку «Цветик – Семицветик».

Развивать умение детей передавать в роли настроение, характер персонажей.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Способствовать развитию воспитания экологической культуры.

Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).

Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за ними, способствовать воспитанию интереса к растениям.

1. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3. Охрана и укрепление здоровья.

4. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

Комплексность использования природных факторов, всех средств экологического воспитания.

Систематичность и последовательность.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Доступность и научность информации.

Условия реализации проекта:

Реализация экологического проекта по всем разделам образовательной программы.

Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающих смену разнообразной деятельности и отдыха.

Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности.

Реализация различных форм систематической работы с родителями.

Организация и пополнение развивающей среды в группе по данному проекту;

Формы реализации проекта:

Экологические занятия, беседы.

Чтение художественной и познавательной литературы.

Конкурс загадок о природе

Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).

Подвижные, дидактические, имитационные игры.

Инсценировки экологической направленности.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап –подготовительный:

Определение содержания педагогической работы, разработка плана реализации мероприятий.

Подборка методического и дидактического материала.

Расширение представлений родителей о проводимых в ДОУ экологических мероприятиях.

информирование родителей о педагогических приемах развития у детей исследовательских действий.

обсуждение совместного плана сотрудничества с ДОУ.

2 этап –практический:

Для детей:

Реализация плана мероприятий (проведение наблюдений, занятий, экспериментов, трудовая деятельность в уголке природы).

Чтение художественной литературы

Изготовление элементов костюмов для инсценировки сказки «Цветик – Семицветик».

Выполнение творческих заданий (выставка рисунков «Цветочная фантазия»)

Участие и проведение мероприятий.

Подбор литературных произведений, консультативного материала.

Изготовление дидактического материала, картотеки игр и упражнений, разработка конспектов мероприятий, проведение акции.

Подготовка детей к инсценировке, изготовление атрибутов, элементов костюмов.

Обмен опытом работы по проблеме проекта внутри учреждения.

3 этап – заключительный (подведение итогов реализации проекта):

Обобщение и презентация опыта работы.

Определение дальнейших направлений по экологическому воспитанию с детьми.

Обогащение развивающей среды по экологическому воспитанию.

Для детей:

1. Дети приобретают знания о цветах, травах,деревьев, кустарников и сезонных изменениях; о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека; научились узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.

2. Повышение интереса детей к исследованиям.

3. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделен сознанием и своим трудом активно воздействует на природу.

1. Повышение активности родителей в образовательной области.

2. Желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми.

3. Возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверсниками

Читайте также:
Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

1. Создание комфортной, безопасной, образовательной среды в уголке природы и на прогулке.

2. Создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проект не ставит целью высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное здесь – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, дети умели жить в относительной гармонии с природой, ценили своё здоровье и здоровье окружающих.

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ

Разделы программы Виды детской деятельности

«Тюльпан»; «Ромашка»; «Цветок»

«Наши алые цветы»; «Цветы»; «Мак»; «Растения»

2. Прогулка с использованием подвижных игр.

«К названному растению беги»

«С какого дерева листок»

«Я садовником родился»; «Цветы и ветер».

3. Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».

4. Хороводные игры.

«Мы на луг ходили»

«Галя по садочку гуляла»

1.Познавательные занятия и беседы:

Путешествие в царство комнатных растений.

Весенние первоцветы.

Одуванчик и растения луга.

Красная книга – сигнал опасности.

2. Рассматривание обучающих плакатов.

3. Циклические наблюдения за ростом и размножением комнатных растений

4. Ведение дневников надлюдений

5. «Огород»на подоконнике: посев овса, петрушки. Запись в дневник наблюдений

6. Рассматривание иллюстрированного материала по природе

7. Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком

Художественно – эстетическое развитие

Стихи о цветах.

Стихотворение «Цветик-колокольчик» и др.

Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».

Пришвин М. «Золотой луг».

Сказка «Как поссорились растения» А. Плешкова.

Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.

Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков».

Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.

Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?

Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.

Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».

2. Загадывание загадок о природе из «Хрестоматии для детей».

3. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.

Раскрашивание цветов в раскрасках.

4. Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

5. Инсценировка сказки «Цветик – семицветик».

1. Выставка рисунков «Цветочная фантазия».

2. Продуктивные виды деятельности с детьми

Социально – коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность в уголке природе и на прогулке

1.Сюжетно-ролевая игра : Магазин «Цветы».

«Выложи цветы» (мозаика)

«Собери комнатное растение»

«Собери букет»

«Цветочное лото»

Домино – «Наш сад»

«Опиши цветок»

«Загадай, мы отгадаем

«Найди растение»

«Найди, что опишу»

«Отгадай, что за растение»

«Собери цветок»

«Найди такое же растение»

«Какого цветка не стало

«Отгадай по загадке»

«Собери букет»

«Украсим комнату»

«Найди такой же»

«Что изменилось?»

«Найди растение по названию»

«Где спрятано растение?»

«Узнай растение»

«Найди о чем расскажу»

Взаимодействие с родителями

1. Творческие задания (составить рассказ):

Какие комнатные растения живут у вас дома?

Рассаду каких цветов выращиваете дома?

2. Акция «Охраняйте растения»(с выходом в парк и участием родителей с целью привлечения общественности к проблеме.

3. Изготовление элементов костюмов для драматизации сказки «Цветик-Семицветик».

4.Консультации: «Природа в жизни дошкольника»

«В гости к природе».

Летний экологический проект «Цветочный калейдоскоп» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас перенестись в. нет -нет, не в Арктику и не в Антарктику, а совсем наоборот: в лето звонкое – вот! Это.

Новогодний утренник по сказке «Снежная Королева» на новый лад для детей старше-подготовительной группы Новогодний утренник по сказке «Снежная Королева» на новый лад для детей старше-подготовительной группы «Смешарики» Воспитатель 1 категории:.

Педагогический проект «Цветочный калейдоскоп» МАДОУ «Лесовичок» Проект «Цветочный калейдоскоп» для старшей группы детского сада Воспитатели: Денисова Е. Н. Гума Н. А 2017г.

Проект для детей старше-подготовительной группы «Моя семья» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБДОУ детский сад №4 «Светлячок» Проект для детей старше- подготовительной группы.

Проект для детей старше-подготовительной группы с ОНР «В ожидании Новогоднего чуда» Вид проекта: творческо-информационный, практико-ориентированный, групповой. Продолжительность: Две недели. Участники: воспитатели, родители,.

Сценарий новогоднего утренника «Чудеса под Новый год» для детей старше-подготовительной группы Звучит музыка «наша елка», в зал выходят дети становятся по обе стороны елки Ведущий. Что за гостья к нам пришла? Как нарядна и стройна.

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка» для детей старше-подготовительной группы Сценарий праздника «Осенняя ярмарка» для детей старше-подготовительной группы Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому народному.

Тематическая беседа о Кубани для детей старше-подготовительной группы Цель: Углубление знаний о Кубанском крае. Задачи: Уточнить знание детей о совей малой Родине; дать детям элементарные знания о том, что.

Творческий проект для детей старше-подготовительной группы «Театр для всех» Вид проекта: творческий, краткосрочный. Продолжительность: 2 недели Участники проекта: воспитанники старше-подготовительной группы, родители.

Экологический проект «Цветочный калейдоскоп» в младшей группе детского сада МБДОУ детский сад «Пчёлка» с. Частая Дубрава, Липецкого района, Липецкой области Экологический проект «Цветочный калейдоскоп» в младшей.

Летний образовательный проект ‘Цветочная азбука’

Автор: Андреева Марина Александровна

Организация: МАДОУ детский сад №16 «Ромашка»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково

Место проведения: на веранде во время летней прогулки.

Длительность: 30 мин

Участники: дети средней группы, воспитатель, помощник воспитателя.

Цель: вызывать у детей инициативу, развивать эстетический вкус и чувство прекрасного, активизировать творческую активность.

Задачи: Закреплять знания детей о многообразии цветочного мира, о внешнем виде и условиях произрастания цветов, о главных признаках лета. Развивать мышление, память, сенсорное восприятие, эмоциональную выразительность речи, творческие способности, воображение, фантазию. Развивать умение определять как положительные, так и отрицательные поступки людей по отношению к природе. Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное; воспитывать желание заботиться о цветах.

Читайте также:
Конспект занятия Деление слов на слоги, Перенос слов

Оборудование и материалы:

  • Цветочные костюмы детей, изготовленные родителями
  • Иллюстрации и фотографии разных цветов;
  • Угощение на каждого ребёнка (конфеты)
  • Музыкальное сопровождение всего праздника аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского, «Детская песенка про лето», «Не рвите цветы» в исполнении Ю. Антонова, хороводная «По малину в сад пойдём», «Мы цветочки в руки взяли».
  • Костюм Феи Цветов
  • Костюм Садовника
  • Искусственные цветы и ленты для танца
  • Для эстафеты: 2 обруча, 2 лопатки, 2 ведерка, 2 лейки и объёмные бумажные цветы
  • Разрезные цветы (для игры собери цветок): ромашка, василёк, роза

Предварительная работа: Беседы с детьми на темы: «Цветы, которые растут в саду и на лугу», «Что нужно для роста растений?», «На тюльпанном острове». Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением цветов. Дидактические игры «Назови цветок», «Назови, где растёт», «Собери цветок», «Четвёртый лишний», «Узнай по описанию». Заучивание стихотворений.

Ход развлечения:

На веранде размещены панно, фотографии и иллюстрации с изображением разных цветов. Под музыку Чайковского «Вальс цветов» на веранду входит Фея Цветов, в руках у нее корзинка с цветами.

Фея Цветов: Здравствуйте дети! Вы узнали меня? (ответы детей). Я — цветочная фея прилетела к вам из прекрасной страны цветов.

До чего хорош денёк:

Веет лёгкий ветерок,

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи!
Дети, а расскажите мне, что такое лето?

(Это тепло, всё растёт и цветёт, много солнца, много света)

Да, солнышка летом на всех хватает.

А я прошу вас спозаранку

На цветочную полянку.

А чтобы на цветочную поляну попасть,

  • мне поколдовать.

Волшебство мы начинаем,

Глазки дружно закрываем.

Покружились, покружились и в цветы все превратились!

Сколько цветов в моей стране, какие все разные и красивые!

Фея собирает детей в круг (по одному цветку), произносит слова:

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку.

Красный, синий, белый цвет-

Замечательный букет! (обращается к ребёнку – цветку)

Как зовут тебя, прекрасный цветок?

В теплый солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Одуванчик у дорожки.

Далее Фея идет вместе с одуванчиком и снова повторяет слова: Ходим, ходим по лужку…и т. д. пока не соберет все цветы в круг.

Длинный тонкий стебелёк, сверху – алый огонёк.

Не растенье, а маяк – это я – красный мак!

Колокольчик – синий цвет

Ты открой нам свой секрет,

Почему ты не звенишь,

Хоть головкой шевелишь.

На моей ладошке,

Белая ромашка на зеленой ножке.

Что за красный огонек,

Это дикая гвоздика

Жаркий празднует денек.

Пышный круглый, как кочан,

Головой нам покачал.

Летом расцветает он

Я – василек, самый синий цветок.

Я – красива и нежна

Розою зовут меня.

Под солнцем подсолнух сегодня расцвел

Собрал на цветок свой

Лилия, лилия – нежный цветок,

Красиво изогнут ее лепесток.

– Гордый вид и строгий стан-

Это солнечный тюльпан.

Он на клумбе поселился

И весною распустился!

12. Фиалка:

Зимние морозы
Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.

Низкий кустик, пышный цвет,

Лета теплого привет

В белых, розовых цветочках,

Словно ямочки на щечках.

Засмотрелась и улитка

«Ай, да, чудо – маргаритка!»

Фея Цветов: Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты.

Летом, ребята, очень много цветов… И сегодня я вас приветствую на ярком, красивом празднике цветов. Я очень ждала этого праздника и хотела сделать вам сюрприз. В своём большом саду я посадила и вырастила множество разных цветов. Хотела принести их вам, но мне очень жалко стало срывать их и причинять им боль. Но я принесла фотографии цветов, которые здесь разместила. Я хочу загадать вам загадки о них.

Есть задание для вас, я прочту стихи сейчас,

Я начну, вы продолжайте, дружно хором отвечайте.

Фея загадывает загадки о цветах и показывает картинки:

Я шариком пушистым белею в поле чистом,

А дунул ветерок – остался стебелёк.

Вот надел свой сарафанчик

Малым солнышком горит, поседеет – улетит.

Цветочек-звёздочка. Он очень мил и прост.

Он брат родной ночных небесных звёзд.

Его увидишь в поле, у дорог.

Что же это за цветок? Голубоглазый… василёк.

Свои частицы подарив цветам,

По саду солнце разбросало блики,

Как огоньки сверкают тут и там:

С утра раскрылись алые… гвоздики

Вот скромно голову склоня,

Качаясь, смотрит на меня,

Сквозь снег пробившись, лёгкий, нежный,

Весенний беленький … подснежник

Построились в шеренгу вдоль дорожки

Красивые цветы на стройной ножке,

Похожие на рюмки и стаканы,

Прекрасны пёстрые … тюльпаны

На кустах в саду растёт, запах сладкий, словно мёд,

Но не редко льются слёзы тех, кто рвёт их. Это… розы

Жёлтая головка, белая рубашка,

Растёт в поле и в саду. Это же… ромашка

Белые горошки на зелёной ножке… ландыш

Что за странный гул и звон

Раздается за окном?

Так завистливо хохочет

Фея Цветов: Молодцы у нас ребятки,

Отгадали все загадки.

Всем цветам – объединится.

Вставайте в хоровод сейчас,
Станцуем мы цветочный вальс.

Танец «Мы цветочки в руки взяли…»

Цветочная Фея раздает из своей корзинки всем детям искусственные цветы, с которыми в кругу под музыку они танцуют. Движения показывает Фея Цветов.

– Шагают по кругу с цветами

– Присели и любуются

– Встали и цветами вверху покачали

– Спрятали цветок за спину и прыгают

– По кругу побежали, затем в середину круга, подняли цветы вверх, получился букет.

Дети садятся на скамейки.

На поляну выходит Садовник, напевая песенку:
Я люблю ходить по саду

Читайте также:
Логопедическая работа над повествовательным предложением

То деревья я поглажу,

То я клумбы прополю…

Садовник осматривается вокруг и видит разбросанные лепестки цветов (василёк, мак, ромашка)

Садовник: Что же тут произошло? Видно ветер налетал, с цветов лепестки сорвал и все их перемешал. Кто бы мне помог навести порядок на клумбе.

Игра «Собери цветок»

Из перемешанных лепестков и серединок нужно выбрать и выложить цветы: ромашку, мак, василек. Садовник приглашает трёх детей собрать цветы кто быстрее. Игра повторяется с несколькими детьми.

Садовник: Молодцы, ребята, хорошо потрудились

А теперь я хочу с вами поиграть.

Подвижная игра «Садовник и цветы».

Играющие — цветы находятся на одной стороне площадки, а водящий-садовник на противоположной стороне. Приближаясь к цветам,

Садовник говорит:

Я иду сорвать цветок ,

из цветов сплести венок .

Цветы отвечают :

Не хотим, чтоб нас срывали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться!»

С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, садовник старается их поймать .

Садовник: А что нужно для того, чтобы вырос цветок?

(семена, вода, солнце, тепло)

Игра-эстафета: «Вырасти цветок»

(Дети делятся на две команды. Первые – бегут, «вскапывают» клумбу, вторые – бегут, сажают семена, третьи – «поливают», четвертые – «садят» цветы)

Садовник : Хорошо вы все играли. Красивые клумбы создали. А теперь мне пора делом заняться, надо за цветами ухаживать. До свидания.

Как прекрасны все цветы!
А со мной согласны вы?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, ЛЕТО!

Мы играли, веселились

И чему-то научились

За песни и стихотворения,

Вы заслужили угощение!

Раздается угощение (конфеты)

Фея Цветов: Вот и заканчивается наше цветочное приключение.

Нам пора возвращаться в садик. Цветы, закрывайте глаза. Раз, два, три, четыре, пять, начинаю превращать. Повернитесь вы три раза, и теперь – вы все ребята.

Дети поворачиваются три раза, открывают глаза.

Спасибо, что побывали у меня в гостях. Будьте добрыми, ребята. Берегите все цветы. Ведь без них всё будет серым и не будет красоты.

Фея Цветов: Ребята, Вам понравилось путешествие?(Да)

А теперь можно потанцевать под весёлую музыку.

На этом развлечение заканчивается.

Список использованной литературы:

  1. Бердникова Н. В. Праздники, развлечения и развивающие занятия для детей. Лучшие сценарии; Академия Развития – Москва, 2008. – 256 c.
  2. Дыбина О. В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников; Сфера – Москва, 2011. – 128 c.
  3. Захарова С. Н. Праздники в детском саду; Владос – Москва, 2007.- 256 c.
  4. Зворыгина Е. В. Я играю!; Просвещение – Москва, 2010. – 112 c.
  5. Игры, викторины и конкурсы; Просвещение – Москва, 2013. – 128 c.

Костина Э. П. Музыкально – дидактические игры; Феникс – Москва, 2010. – 216 c.

Проект “Цветочный калейдоскоп” в подготовительной к школе группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Семьянский детский сад №7 «Белоснежка»

Паспорт проекта «Цветочный калейдоскоп»

Проект разработан воспитателем Бариновой Е.В. в рамках экологической исследовательской и творческой работы.

Группа:№5, семейная разновозрастная группа «Умка».

с.Семьяны 2015 г.

Актуальность и значимость проекта

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы экологического воспитания подрастающего поколения. Экология в современных условиях – это, прежде всего, изучения растений растущих в природе.

Многообразие, богатство природного мира дают прекрасные возможности в воспитании детей, посредством изучения природы и всё что в ней растёт. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к природе, через художественное творчество, беседы.

Важное место в данном проекте занимает воспитание у детей чувства любви и ответственности за сохранность всего живого на планете, а благодаря этому проекта дети поймут ценность растений в природе.

Вид проекта: экологический, исследовательский, познавательно-творческий.

Участники: воспитанники группы «Умка» (возраст 6-7 лет).

Взаимодействие: воспитатель, дети, родители.

Срок реализации проекта: средне продолжительный – март – апрель месяц.

Объект исследования: Цветы как предмет изучения экологии.

Предмет исследования: Какие бывают цветы?

Проблема: «Какие бывают цветы».

Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов».

Цель:

  1. знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;
  2. формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;
  3. развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
  2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
  3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
  4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
  6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта.

1.Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2.Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3.Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Этапы проекта:

  • 1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
  • 2 этап. Разработка проекта.
  • 3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
  • 4 этап. Подведение итогов (выставка работ).

Выставка детских работ.

Реализация проекта

Путешествие в царство комнатных растений.

Цели:

  • закрепить знания названий комнатных растений;
  • продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки;
  • развивать речь, мышление;
  • поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели:

  • обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;
  • закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление);
  • развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса;
  • развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой;
  • воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.
Читайте также:
Дифференциация звуков и букв С-Ш - конспект

Весенние первоцветы

Цели:

  • вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее;
  • расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни;
  • развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Растения лечат. Беседа «Лекарственные растения».

Цели:

  • познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора: – развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей; – развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном объеме мнениями; – вызывать положительный экономический настрой.

Одуванчик и растения луга.

Цели:

  • воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия.
  • Развивать наблюдательность, речь детей.
  • Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Красная книга – сигнал опасности.

Цель 1:

œ развивать у детей представления о назначении Красной книги;

œ развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.

Цель 2:

œ составить Красную книгу своего округа, выяснить, какие растения являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.

Совместная деятельность детей и воспитателя.

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых, летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок.

Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

Дидактические игры.

  1. «Найди растение».
  2. «Найди, что опишу».
  3. «Отгадай, что за растение».
  4. «К названному растению беги».
  5. «Собери цветок».
  6. «Найди такое же растение».
  7. «Какого цветка не стало?».
  8. «Отгадай по загадке».
  9. «Собери букет».
  10. «Четвертый лишний».
  11. «Украсим комнату».
  12. «Найди такой же».
  13. «Что изменилось?».
  14. «Где спряталась матрешка?».
  15. «Найди растение по названию».
  16. «Продайте то, что назову».
  17. «Где спрятано растение?».
  18. «Узнай растение»

Магазин «Цветы»

«Найди, о чем расскажу»

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

  1. «Я садовником родился»
  2. «Опиши цветок»
  3. «Загадай, мы отгадаем»

Загадывание загадок.

Цель.

  1. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память;
  2. повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Продуктивные виды деятельности.

Коллаж «Цветочное царство».

Цель.

  1. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности.
  2. Упражнять в умении создавать коллаж.

Цветы из солёного теста.

Цель.

  1. Познакомить детей с новым материалом изготовления поделок – из солёного теста.
  2. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании поделки.
  3. Воспитывать интерес к новому материалу – к тесту.

Аппликация «Волшебные цветы».

Цель.

  1. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус.
  2. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Лепка «А мы по лугу гуляли…».

Цель.

  1. Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов).
  2. Развивать фантазию, воображение детей.

Рисование «Мой любимый цветок» (методом «тычка»).

Цель.

  1. Закрепить способ рисования «тычком» в изображении цветов.
  2. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов.
  3. Закреплять умение правильно держать кисть.

Рисование «Мой любимый луговой цветок».

Цель.

œ Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета.

Рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу».

Цель.

œ Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними.

œ Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином.

œ Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.

Оригами «Гвоздики» из салфеток.

Цель.

œ Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из салфеток;

œ Развивать глазомер, аналитическое мышление, память;

œ Воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.

Пальчиковые игры.

Цель.

œ Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

œ Педагог говорит о том, что кисти рук детей превратились в цветы-одуванчики.

œ Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

  1. «Наши алые цветы».
  2. «Цветы».
  3. «Мак».
  4. «Растения»

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

  1. «Солнышко и дождик»
  2. «Цветы и ветер»
  3. «Растения»

Хороводные игры.

Цель. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.

  1. «Мы на луг ходили».
  2. «Галя по садочку гуляла».

Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком.

Цель.

  1. Уточнить знания детей о цветах, их особенностях;
  2. Развивать воображение, умение вести диалог от лица цветка;

Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

Цель.

  1. Ежедневно, вечером систематизировать знания детей, полученные за день;
  2. Активизировать память.

Мини-развлечение.

Цель.

œ Позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности;

œ Закрепить знания детей о цветах.

Содержание:

Конкурс «Кто быстрее соберет и красивее составит букет из искусственных цветов».

Конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу».

Трудовая деятельность.

Поливка комнатных растений.

Цель.

œ Воспитание экологической культуры.

œ Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

œ Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Читайте также:
Виды работы по развитию фонематического слуха

Мытье комнатных растений.

Цель.

œ Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора;

œ Определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними.

œ Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор.

œ Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Наблюдения.

Наблюдение за одуванчиком.

Цель.

œ Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям.

œ Закреплять знания о строении и назначении одуванчика.

œ Развивать наблюдательность. Речь детей.

œ Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).

Цель.

œ Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус.

œ Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям;

œ Закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.

Художественное чтение.

Цель.

  1. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам;
  2. Развивать речь, внимание.

Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».

Пришвин М. «Золотой луг».

Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.

Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.

Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.

Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.

Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?

Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.

Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».

Чтение стихов (по методике «Расскажи стихи руками»).

Стихотворение «Цветик-колокольчик» и др.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

  1. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
  2. Раскрашивание цветов в раскрасках.
  3. Продуктивные виды деятельности.
  4. Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
  5. Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

Настольные игры.

  1. «Выложи цветы» (мозаика).
  2. «Собери комнатное растение».
  3. «Собери букет».
  4. «Цветочное лото».
  5. Домино – «Наш сад».

Задание на дом (совместно с родителями).

  1. Аппликация «Цветочная фантазия» – из любого природного материала.

Мероприятие для начальных классов “Цветочный калейдоскоп”

Описание разработки

Цели: развивать познавательный интерес учеников,

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать эстетический вкус, любовь к прекрасному, любовь к природе.

Ход мероприятия.

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем мероприятии, садитесь.

(играет спокойная музыка без слов).

Когда, ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах живительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Ребята, о чем будет идти речь сегодня на нашем мероприятии?

Мы долго к нему готовились, и сегодня постараемся все воплотить в жизнь.

Ребята, а как вы думаете. А зачем в природе, в нашей жизни цветы?

А сколько разновидностей цветов на свете?

Конечно. Чтобы рассказать обо всех цветах, нам не хватит времени. Мы расскажем и покажем только о некоторых из них. Жизнь современного человека нельзя представить без цветов, начиная с самых скромных полевых и до пышных экзотических. Они призваны самой природой радовать человека, влиять на его лучшие духовные качества. Встречаясь с прекрасным люди становятся лучше. Цветы позволяют ощутить полноту жизни и принадлежность человека к природе.

Презентация «Цветочный алфавит».

Вы сейчас, ребята, будете отгадывать загадки, слушать легенды про цветы, а отгадки будут появляться на экране.

Слайд 1. А. В переводе на русский язык название цветка означает «Звезда»

Осень над парком тенистым…

Золото кленов на воды пруда,

Кружатся листья… Умолкнули птицы…

В похолодевшее небо глядиться

…. лучистая… звезда. (Астра).

Слайд 2. Известный ботаник 18 века Карл Линней создал своеобразные часы. Этот пахучий цветок показывает время, расправляя свои нежные красные. Желтые или оранжевые лепестки в 8 часов утра. (Бархатцы).

Слайд 3. В Древнем Риме цветок назывался цианусом, что значит «синий». Видно это на землю упали осколочки неба, заставляя нас вспомнить забытые песни весны. (Василек).

Слайд 4. Эти цветы считаются символомфранцузской революции. Поэтому они всегда цветут устены коммунаров в Париже. (Гвоздики).

Слайд 5. Этот цветок в Древней Греции получил свое название за сходство бутонов с головой мороского животного. В Росси его называют живокостью, на Украине роготыми васильками, в Англии – забавными шпорами. А во Франции – жавороночьей ножкой. (Дельфиниум).

Слайд 5. Эта разновидность маслины выведена из кустарника и лианы субтропических лесов. Цветет изящными белыми, желтыми и красными цветами с сильным ароматом. (Жасмин).

Слайд 6. Лекарственное растение со множеством мелких цветков в верхушечных зонтиках или щитках с розовыми или белыми венчиками. (Золототысячник).

Слайд 7. Имя его цвет его цветов сообщает:

Ведь цветы подобны небесной Ириде. Он иллирийским зовется, поскольку родился обильно в крае Иллирии… Так писал о красивом цветке французский врач Одо из Мена. (Ирис).

Слайд 8. Это удивительный цветок. Днем на воде. А как настанет вечер, он прячется под водой. Букеты из этих цветов, собранных днем, к вечеру становятся настолько неприглядными, что в них и не узнаешь утренних красавиц. (Кувшинка белая).

Слайд 9. Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпа,

Причудливо она играет: бросит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны жемчужный,

Слайд 10. В Древней Греции этот цветок был посвящен богу сна Гипоносу и богу сновидений Морфею. У римлян богиня Церера странствовала по земле, не находя себе покоя и отдыха. Но однажды Церера собрала букет и забылась сном. Букет состоял из цветов мака.

Слайд 11. Богиня Флора, появившись на земле стала одаривать цветы именами. Вдруг она увидела совсем крохотный цветок. «Не забудь про меня Флора! Дай мне какое – нибудь имя!» С тех пор этот цветок является символом памяти и верности! (Незабудка).

Читайте также:
Использование проектной технологии в логопедической работе

Слайд 12. Около 260 лет тому назад эти цветы были открыты в неприступных чащах Центральной и Южной Америки. Они растут на стволах и ветвях деревьев, их корни висят в воздухе, получая из него питание. Некоторые живут на корнях деревьев, а многие вырастают прямо из клубней, находящихся в почве. (Орхидея).

Слайд 13. Древняя легенда рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег. И Еве стало холодно. Тогда несколько снежинок превратились в цветы. Эти цветы называют вестниками весны. (Подснежник).

Слайд 14. Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка, и сверкает солнце.

Мы домой ее возьмем и на стол поставим.

Если вдруг мы прихворнем, мы ее заварим. (Ромашка).

Слайд 15. У этого растения причудливая окраска цветочных кистей – от нежно розовых, голубых и белых до темно – лиловых и пурпурных оттенков.

Как пламя заря угасает,

Бросая лиловые тени.

Лиловый закат обнимает

Лиловые гроздья (сирени)…

Слайд 16. За луковицу этого цветка в 18 веке один чудак отдал пивную лавку, другой за три луковицы продал три каменных дома. За луковицу похуже отдавали карету и пару лошадей. Что это за цветок? (Тюльпан).

Слайд 17. Этот цветок называют лесной феей.

На солнечной опушке она расцвела –

Лиловенькие ушки тихонько подняла. (Фиалка).

Слайд 18. Последние цветы года появляются с первыми заморозками, и поэтому они по – осеннему холодны. Напоминают «белый иней в саду на заре». (Хризантемы).

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Открытое мероприятие во 2а классе «Цветочный калейдоскоп».

Составила учитель начальных классов Чепелева Ирина Анатольевна.

Цели: развивать познавательный интерес учеников,

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать эстетический вкус, любовь к прекрасному, любовь к природе.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем мероприятии, садитесь.

(играет спокойная музыка без слов).

Когда, ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах живительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Ребята, о чем будет идти речь сегодня на нашем мероприятии?

Мы долго к нему готовились, и сегодня постараемся все воплотить в жизнь.

Ребята, а как вы думаете. А зачем в природе, в нашей жизни цветы?

А сколько разновидностей цветов на свете?

Конечно. Чтобы рассказать обо всех цветах, нам не хватит времени. Мы расскажем и покажем только о некоторых из них. Жизнь современного человека нельзя представить без цветов, начиная с самых скромных полевых и до пышных экзотических. Они призваны самой природой радовать человека, влиять на его лучшие духовные качества. Встречаясь с прекрасным люди становятся лучше. Цветы позволяют ощутить полноту жизни и принадлежность человека к природе.

Презентация «Цветочный алфавит».

Вы сейчас, ребята, будете отгадывать загадки, слушать легенды про цветы, а отгадки будут появляться на экране.

Слайд 1. А. В переводе на русский язык название цветка означает «Звезда»

Осень над парком тенистым…

Золото кленов на воды пруда,

Кружатся листья… Умолкнули птицы…

В похолодевшее небо глядиться

Слайд 2. Известный ботаник 18 века Карл Линней создал своеобразные часы. Этот пахучий цветок показывает время, расправляя свои нежные красные. Желтые или оранжевые лепестки в 8 часов утра. (Бархатцы).

Слайд 3. В Древнем Риме цветок назывался цианусом, что значит «синий». Видно это на землю упали осколочки неба, заставляя нас вспомнить забытые песни весны. (Василек).

Слайд 4. Эти цветы считаются символомфранцузской революции. Поэтому они всегда цветут устены коммунаров в Париже. (Гвоздики).

Слайд 5. Этот цветок в Древней Греции получил свое название за сходство бутонов с головой мороского животного. В Росси его называют живокостью, на Украине роготыми васильками, в Англии – забавными шпорами. А во Франции – жавороночьей ножкой.(Дельфиниум).

Слайд 5. Эта разновидность маслины выведена из кустарника и лианы субтропических лесов. Цветет изящными белыми, желтыми и красными цветами с сильным ароматом. (Жасмин).

Слайд 6. Лекарственное растение со множеством мелких цветков в верхушечных зонтиках или щитках с розовыми или белыми венчиками. (Золототысячник).

Слайд 7. Имя его цвет его цветов сообщает:

Ведь цветы подобны небесной Ириде. Он иллирийским зовется, поскольку родился обильно в крае Иллирии… Так писал о красивом цветке французский врач Одо из Мена. (Ирис).

Слайд 8. Это удивительный цветок. Днем на воде. А как настанет вечер, он прячется под водой. Букеты из этих цветов, собранных днем, к вечеру становятся настолько неприглядными, что в них и не узнаешь утренних красавиц. (Кувшинка белая).

Слайд 9. Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпа,

Причудливо она играет: бросит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны жемчужный,

Слайд 10. В Древней Греции этот цветок был посвящен богу сна Гипоносу и богу сновидений Морфею. У римлян богиня Церера странствовала по земле, не находя себе покоя и отдыха. Но однажды Церера собрала букет и забылась сном. Букет состоял из цветов мака.

Слайд 11. Богиня Флора, появившись на земле стала одаривать цветы именами. Вдруг она увидела совсем крохотный цветок. «Не забудь про меня Флора! Дай мне какое-нибудь имя!» С тех пор этот цветок является символом памяти и верности! (Незабудка).

Слайд 12. Около 260 лет тому назад эти цветы были открыты в неприступных чащах Центральной и Южной Америки. Они растут на стволах и ветвях деревьев, их корни висят в воздухе, получая из него питание. Некоторые живут на корнях деревьев, а многие вырастают прямо из клубней, находящихся в почве.(Орхидея).

Слайд 13.Древняя легенда рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег. И Еве стало холодно. Тогда несколько снежинок превратились в цветы. Эти цветы называют вестниками весны. (Подснежник).

Читайте также:
Конспект логопедического занятия ‘Дикие животные’

Слайд 14. Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка, и сверкает солнце.

Мы домой ее возьмем и на стол поставим.

Если вдруг мы прихворнем, мы ее заварим. (Ромашка).

Слайд 15. У этого растения причудливая окраска цветочных кистей – от нежно розовых, голубых и белых до темно-лиловых и пурпурных оттенков.

Как пламя заря угасает,

Бросая лиловые тени.

Лиловый закат обнимает

Лиловые гроздья (сирени)…

Слайд 16. За луковицу этого цветка в 18 веке один чудак отдал пивную лавку, другой за три луковицы продал три каменных дома. За луковицу похуже отдавали карету и пару лошадей. Что это за цветок? (Тюльпан).

Слайд 17.Этот цветок называют лесной феей.

На солнечной опушке она расцвела-

Лиловенькие ушки тихонько подняла.(Фиалка).

Слайд 18. Последние цветы года появляются с первыми заморозками, и поэтому они по-осеннему холодны. Напоминают «белый иней в саду на заре». (Хризантемы).

Слайд 19. Над рекой кусты

Белым цветом занялись,

Расплескались частым дождичком

В гомон птичьих голосов.

Но не капли льют, а звездочки

Белопенных лепестков. (черемуха).

Слайд 20. Растет он в горах среди снега,

Где холод ущелий жесток.

Народ прометеевым цветом

Зовет недоступный цветок. (Эдельвейс).

Слайд 21. Это травы и деревья.

И когда цветут они,

Рассыпаются в тени. За красоту это растение называют царицей гор, а за форму листьев – испанским штыком. (Юкка).

Ребята, некоторые из этих цветов нам всем известны, а о некоторых мы услышали впервые. Если вас заинтересовали некоторые из цветов, вы можете взять книги в библиотеке. Нам пора отдохнуть.

Физкульминутка.

В поле я гуляю, ноги поднимаю (Ходьба на месте с высоким подниманием колена).

Наклонюсь к цветам поближе.

Красоту я их увижу.

Нежный чудный аромат, ощутить я буду рад. (Наклониться, сделать несколько глубоких вдохов носом).

Рвать не буду я цветы,

Много будет красоты.

А теперь попробуйте отгадать загадку: Как над речкой над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (Радуга).

А у нас ребята будет необычная радуга, цветочная радуга. Цветы разнообразны по своей окраске, а вы попробуете по фотографии и загадке угадать названия цветов.

Презентация «Цветочная радуга».

На кустах в саду растет,

Запах сладкий. Словно мед.

Но нередко льются слезы

Тех, кто рвет их это (Розы).

2.На тебя он глядит свысока-

Не найдешь горделивей цветка.

Он в осеннем саду властелин,

Этот яркий, цветной (Георгин).

3.Голова на ножке

В голове горошки (Мак).

4. Пышный куст в саду расцвел

Привлекая ос и пчел.

Весь в больших цветках махровых

Белых, розовых, бардовых. (Пион).

5.Вот цветок. Похож на гвоздик.

Шляпка пышная и хвостик. (Гвоздика).

6. Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан

Нежный. Бархатный (Тюльпан).

7. На Иванов день цвести

И здоровье принести

Он поможет нам с тобой.

8. Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе чистом-чистом

И солнышке лучистом. (Незабудка).

Ребята, скажите, а кто придумывает песни? А как вы думаете могли ли придумать песни про цветы? Сейчас будет игра «Угадай цветок в песне». Будет написан отрывок песни. А вы должны угадать, о каком цветке поется в песне.

Презентация «Цветы в песнях».

Молодцы, ребята! А теперь посмотрите на наших девочек. Они сегодня похожи на яркие. красивые цветочки. А мальчики как настоящие кавалеры. Сейчас мы представим цветочное дефиле под музыку великого композитора Чайковского, который также очень любил цветы и посвятил им вальс. Произведение называется «Вальс цветов». Выступление учащихся.

Ребята, а какой приближается праздник? А что принято дарить женщинам в этот день. А мы ребята приготовим открытки. (Объясняется ход выполнения открытки).

Готовые открытки вручаются присутствующим женщинам. Оставшиеся открытки дети забирают с собой.

Подошло к концу наше замечательное мероприятие.

Дети читают стихи.

Мы давно считаем вас друзьями,

Дети наших лесов и полей.

Мы ухаживать будем за вами,

Чтоб на клумбах росли вы пышней.

Сколько нас, пышноцветных , веселых,

Распустилось у всех на виду

Под широкими окнами школы,

В наше залитом солнцем саду.

Вы из нас составляйте букеты,

Подбирая цветок за цветком,

И душистое свежее лето

Вместе с вами приходит в ваш дом.

Пускай нас греет солнышко,

Цвети еще прекраснее

Заключительное слово учителя.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

В одной книге Елены Просуловой сказано:

«Я сорвал цветок и он увял, я поймал мотылька и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к прекрасному можно только сердцем. Всем спасибо. Вы молодцы.

Творческий проект для детского сада «Цветики-цветочки»

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста, тема: «Цветики-цветочки»

Руководитель проекта: Е.Т. Чусовлянкина, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Тип проекта:

Творческий, групповой (15-20 человек, все желающие), средней продолжительности (4 -5 недель). Ребенок участник от зарождения идеи до получения результата. Область «Художественная деятельность».

Актуальность проблемы:

Недостаточно знаний о многообразии и разнообразии изготовления цветов.

Расширение знаний о многообразии и разнообразии изготовления цветов.

Задачи:

Активизировать творческое мышление детей.
Способствовать развитию творческого потенциала родителей.
Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Участники проекта:

Руководитель проекта – воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

1 этап – подготовительный

Срок реализации – 1 неделя.

Разработка стратегии реализации проекта.
Постановка цели и разбивка на веер задач.

2 этап – основной

Срок реализации – 2 недели.

Образовательные ситуации с детьми:

Область «Физическая культура»

Дети играют по двое, начиная, путь с отметки называют название цветка и делают шаг вперед. Правила игры: не повторяться, долго не думать. Выигрывает тот, кто первый дойдет до финиша.
Игра малой подвижности «Не ошибись». Ведущий называет цветы, чередуя названия цветов с названиями деревьев, кустов и др. если ведущий назвал цветок, дети хлопают в ладоши, если нет то, топают ногами. Кто ошибся выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный.

Читайте также:
Домашние и дикие животные - конспект коррекционно-развивающего занятия

Область «Художественная деятельность»

ННОД «Создание букета для мамочки».
НОД «Цветочная корона для девочек».

Область «Чтение художественной литературы»

Заучивание стихотворения «Если бы в поле расцветали только белые цветы…» по созданной мнемотаблице.

Область «Познание»

НОД «Создание образа цветка из геометрических форм».
Развивающая игра «Поиск девятого».
НОД «Цветы красной книги Пермского края».
Вечер загадок о цветах.
Развлечение «Путешествие в цветочный мир».
Лото «Цветочек–цветочек, где ты растешь?».
Домино «Цветы».
Дидактические игры «Узнай цветок по силуэту», «Найди два одинаковых цветка».

Область «Коммуникация»

Викторина «Узнай цветок по описанию».

Детям раздают изображения цветов, далее дошкольники не называя названия цветка и не показывая рисунок остальным детям, описывают изображение, играющие должны отгадать название цветка и получить за правильный ответ фишку. Карточки с изображением правильно угаданных цветов закрепляют на магнитной доске, составляя букет. По-окончании викторины подсчитывают количество фишек и выявляют победителей.

Область «Безопасность»

НОД «Ядовитые цветы».

Сотрудничество с родителями

Серпантин творческих вечеров «Букет цветов».

Обогатить опыт продуктивного общения детей с родителями.

Развитие творческого потенциала родителей и детей.
Обучение детей изготовлению цветов разными способами и из разных материалов.

Предварительная работа:

Информирование родителей о проведении серпантина творческих вечеров.

Принцип участия:

Добровольное участие родителей.
Умение изготавливать цветы доступным для дошкольников способом.

Обогащение предметно-развивающей среды

Выставка «Цветы России».
Альбомы «Лекарственные цветы», «Осторожно – ядовито!» .

3 этап – заключительный

Срок реализации – 1 день.

Выставка «Букет цветов своими руками».

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Опыт применения личностно-ориентированных технологий учителем-логопедом в дошкольном учреждении

Цель работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении — сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения с учетом программ, используемых в детском саду.

Исходя из этого, учитель-логопед должен использовать образовательные технологии, которые бы соответствовали современным требованиям.

На протяжении последних пяти лет мной активно используются современные образовательные технологии, что стало особенно актуально с введением ФГТ, которые полностью меняют систему воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Коррекционно-логопедическая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение приобрело применение в моей работе личностно-ориентированных технологий.

В основе личностно-ориентированных технологий лежат субъект-субъектные отношения между логопедом и воспитанниками.

Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности.

С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный и деятельный подход к коррекции нарушения речи детей, принцип единства диагностики и коррекции.

Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:

1. Построение организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию.

При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно.

Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.

2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи.

Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов.

Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.

3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей.

Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей.

Например, при составлении коррекционно-логопедического маршрута для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т.д.; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал.

Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к коррекции речи детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГТ и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.

Степанова Оксана Владимировна,
учитель-логопед МКДОУ №324
г.Самара

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 18.10.2021 2021-10-18

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Попкова, Н. А. Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе / Н. А. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84724/ (дата обращения: 18.01.2022).

Читайте также:
Логопедическая игра 'Познавательная коробочка'

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно учитывать индивидуальный когнитивный стиль обучающегося, т. е. право воспринимать информацию на собственном познавательном языке. В основе такого подхода лежит выявление у ребёнка доминирующего канала восприятия на занятиях, в организованной и свободной деятельности.

Ключевые слова : коррекционная работа, логопедия, нарушение речи, индивидуальная и групповая программы, занятия, последствия, лечение, речь, расстройства, модель взаимодействия, обучающиеся с речевыми нарушениями, сформированность речи.

The main principle of the personality-oriented learning system is the recognition of the individuality of the child, the creation of necessary and sufficient conditions for its development. When developing a correctional and educational route for each child, it is important to take into account the individual cognitive style of the student, i.e., the right to perceive information in their own cognitive language. At the heart of this approach is the identification of the child’s dominant perception channel in the classroom, in organized and free activities.

Keywords : correctional work, speech therapy, speech disorders, individual and group programs, classes, consequences, treatment, speech, disorders, interaction model, pupils with speech disorders, speech formation.

Десять лет назад практически не было безречевых детей. В основном были дети с нарушением произношения отдельных звуков. Сейчас всё больше безречевых детей, а также детей с заиканием, дислексией, дисграфией. Логопед часто не первичный специалист, ему приходится выяснять истинный диагноз, отправляя ребенка на дополнительные обследования к другим специалистам. Человек не рождается со способностью к речи. Каждый ребенок овладевает ею в ходе индивидуального развития. И у каждого свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения нарушений речи, а у ребенка — совсем другие. Речевые нарушения, как правило, являются следствием факторов, влияющих в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития [1, с. 101].

Также отметим, что логопедия состоит из методов и мероприятий, направленных на улучшение общего общения путем устранения задержек и нарушений экспрессивной / восприимчивой речи, артикуляции, оральной моторной дисфункции, апраксии речи, социального языка, беглости (заикания), кормления и глотания и когнитивных навыков. Основная цель лечения речевых и языковых расстройств — облегчить коммуникативные трудности ребенка и, таким образом, уменьшить или минимизировать негативные последствия, связанные с этими расстройствами.

Таким образом, зная эти основные постулаты, мы можем для себя определить индивидуальный личностно-ориентированный подход логопеда в коррекционной работе с такими детьми.

В чем его суть? Логопеды работают вместе с детьми, взрослыми, семьями, чтобы проводить оценки и планировать индивидуальные терапевтические программы, которые отвечают потребностям каждого человека в общении. Они работают в самых разных контекстах и средах, включая: общинные центры здоровья, больничные палаты и отделения интенсивной терапии, амбулаторные отделения, детские центры, общеобразовательные и специальные школы, отделения оценки. На занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся.

Проводится работа по развитию артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, а также развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если кратко, в оценках речевой патологии используется комбинация неформальных и стандартизированных тестов в зависимости от потребностей и способностей. После оценки предоставляется сводный или исчерпывающий отчет, а также разрабатывается индивидуальная программа. На протяжении всей оценки используется консультативный подход, чтобы учесть потребности семьи и цели других вовлеченных специалистов [3, с. 114].

Также логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребенка. Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах детей служит основой для получения общей картины причин и механизма нарушений речи у детей.

Логопедическое обследование проводится в индивидуальной форме; результаты обследования на начало года заносятся в речевую карту.

На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, фиксируются результаты коррекционной работы за год с данным ребенком, анализ, динамика речевого развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другими детьми, что так же характерно для личностно-ориентированной системы обучения. На основе данных всестороннего обследования составляется индивидуальный план для каждого ребенка, учитывающий программные требования, а также структуру, особенности речевого дефекта, проводится деление детей на подгруппы и индивидуально, что позволяет в дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию логопедических занятий.

Ниже в таблице 1 рассмотрим рекомендации к занятиям с использованием личностно-ориентированной системы обучения.

Рекомендации к занятиям с использованием личностно-ориентированной системы обучения [2, с. 81]

Рекомендации

Цель

Оценка

Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных особенностей.

Коррекция психологических состояний в течение всего занятия

1. Оценка эмоциональных состояний: радость, досада и др.,

2.Оценка психофизиологических состояний: бодрость, усталость, возбужденность и др.,

3. Оценка интеллектуальных состояний: сомнение, сосредоточенность.

Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей

Содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы

Оценка методов организации работы

Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без болезни ошибиться

Создание атмосферы заинтересованности

Оценка выполнения заданий

Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала

Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные методы, предлагаемые детьми

Оценка наиболее рациональных способов

Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей

Содержание работы в группах или в паре

Оценка коммуникативных навыков

Проведение с детьми рефлексии занятия

Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, чтобы хотелось выполнить еще раз.

Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий

Читайте также:
Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

Изучение различных способов выполнения заданий

Комплексная оценка выполненных заданий

Сегодня важно отметить, что обучение в современных системах образования подчеркивает конструктивистский подход, где работают принципы обучения, которые мобилизуют взаимодействие учащихся, преимущественно через устную общение как центральный инструмент обучения. По произведениям Льва Выготского конструктивистское обучение описывается как «. встроенное в социальное событие, которое происходит, когда ребенок взаимодействует с людьми, предметами и событиями в окружающей среде» [5, с. 157]. Использование разговорной речи в учебной среде означает, что дети с речью расстройства могут сталкиваться с особыми проблемами.

Сейчас современные занятия в детском саду стали более гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения и так далее, но всё же их далеко не всегда можно считать личностно-ориентированными.

Часто мы под личностно-ориентированным подходом понимаем гуманное, уважительное отношение к детям, видя свою задачу, прежде всего, в том, чтобы создать эмоционально-положительный настрой группы на работу. Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.

Для последнего недостаточно создать в группе благожелательную творческую атмосферу. Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом — признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от педагога требуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.

Требования к личностно-ориентированному подходу [6]:

  1. Опора на субъективный опыт ребенка.

Сообщаю детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Например: при изучении темы «Овощи» предварительно до занятия узнала у Лизы, Ромы, кто готовит еду дома, на даче и что готовят. А Егору предложила помочь маме дома сделать салат. На занятии задаю вопрос: «Что из овощей можно приготовить?». Выслушав ответы детей, сообщаю, что Рома хочет рассказать, как дома мама варит борщ. Лиза хочет рассказать, как бабушка на даче варит овощной суп. Егор расскажет, как он помогал маме делать салат и что для этого нужно было взять.

Ребенок имеет возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщается [4, с.39].

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. Всегда уважительно относиться к любому высказыванию малыша по содержанию изучаемой темы.

  1. Обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно — неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Например: Тема «Праздник 8 марта».

— Ребята, сегодня к нам в гости пришёл весёлый Зайка (берём игрушку Зайчика, дети здороваются с персонажем)

— Зайка, а почему ты такой весёлый?

Зайка: Моя мама зайчиха решила испечь мои любимые пирожки и попросила меня ей помочь. Но мне так хочется погулять с моими друзьями! И пока мама готовила продукты для пирожков, я убежал. Здорово я придумал!? (Дети рассуждают о том, как поступил зайчик).

  1. Знание психофизических особенностей.

Готовясь к занятию, важно подбирать дидактический материал, позволяющий использовать задания разной степени трудности, и учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка в работе с материалом. Предоставлять ребенку возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Например, при закреплении образа буквы на столе лежат коробочки со счётными палочками, с бобами, горохом, пластилин, лист бумаги с карандашом. Ребенок выбирает нужный ему материал.

  1. В роли равноправных партнеров.

Общение на занятии строить таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя. Например, на индивидуальном занятии при закреплении в речи звука (с) предложить ребёнку игру на выбор. Но выбор из 2–3 игр: «Лото», «Улитка» или набор предметных картинок, игрушек, пазлы.

Многие дети с нарушением речи стесняются своего речевого дефекта, что накладывает отпечаток на формирование личностных качеств, таких как самостоятельность, инициативность, свобода речевого поведения. Тоже можно сказать и о коммуникативной компетентности и умении решать проблемные ситуации, поскольку дети с речевыми нарушениями часто избегают общения со сверстниками и взрослыми, предпочитают уходить от затруднительных ситуаций [6].

Подводя итоги, отметим, что решением данной проблемы может стать использование личностно-ориентированных технологий на коррекционно-логопедических занятиях. Причем особую роль следует отвести технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Для успешного применения проблемного обучения можно выделить основные психологические условия:

  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  2. Быть доступными для детей.
  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: