Лексический материал по теме Синонимы

Урок русского языка в 5-м классе по теме “Синонимы”

Тип урока: Изучение новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.

Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.

Оборудование:

  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III/ Лексическая работа.

– По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.

– Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).

– Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

– Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

– Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)

– Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное)

– Прочтите, какие слова у вас получились.

(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение). Слайд № 2

IV. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.

В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:

– Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

– Про что не забыть?

– Не про что, а то, что едят.

– А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

Вини-Пух не знает слова “провизия”. А вы слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд № 3

– Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)

Такие слова называются синонимами. Слайд № 4

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

V. Изучение нового материала.

Учитель: Слово “Синонимы” образовалось от греческого слова sinоnimos – “одинаковый, одноимённый” Слайд № 5

По-гречески часть “ним” означает “имя”.

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – “общность, совместимость”

Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру – большой, громадный, огромный, гигантский и др.

Все эти слова – синонимы.

– Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет – что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)

– Подберите синонимы к словам Слайд № 7

– Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? Слайд № 8

Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.

– Посмотрите на экран. Что здесь изображено?

– Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)

– Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

– Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)

– Какой частью речи они являются? (прил.)

– Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)

– Какое слово здесь лишнее? (печаль)

– Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.

– Посмотрите на экран и скажите, что обозначают эти слова.

– Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического значения)

– Посмотрите на картинку. Кого вы видите там? (бегемота)

– А оказывается его можно назвать по-другому – гиппопотам. Это слова – синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях

А сейчас поиграем в лото. (Приложение 1)

– Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы? Слайд № 17

Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

– А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои словарики новым определением.

(Запись термина и его определения в словарик.) Слайд № 18

VI. Физкультурная минутка.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

Работа со словарем.

– Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

– На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем – словарем синонимов.

– Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

– Найдите слово “ГРОМКИЙ”

– Прочитайте словарную статью. Слайд № 19

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Читайте также:
НОД по формированию фонематического восприятия

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

– Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.

– А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

– Рассмотрим данный текст. Слайд № 20

– Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)

– Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?

Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора

Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы?

Слайд № 21 (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов)

1. Карточки (Приложение 2) Слайд № 22

2. Заменить все слова синонимами. Слайд № 23-26

3. Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно)

Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.

– По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.

(Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах)

(Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)

(Буран – метель в степи, на открытых местах)

Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами).

VII. Домашнее задание. Упр 354. Выписать 5 слов из словаря и подобрать к ним синонимы.

VIII. Итоги урока.

– Что же вы узнали на уроке о синонимах?

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Рефлексия. Слайд № 28

  • Было интересно:
  • Особенно понравилось:
  • Оказалось неожиданным:

Литература.

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986
  2. Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс “Лексика и фразеология русского языка”, – М.: Просвещение, 1991
  3. Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989
  4. Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство “Глобус”, 2010

Лексическая синонимия в русском языке

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. Понятие о лексических синонимах. Синонимический ряд.

2. Типы лексических синонимов

3. Использование лексических синонимов в речи

4. Словари синонимов

1. Апресян синонима //Вопросы языкознания, 1957, № 6.

2. О незамкнутости синонимических рядов //Филологические науки, 1974, № 1.

3. Лексическая синонимия (Сборник статей). – М., 1967.

4. Очерки по синонимике современного русского литературного языка. – М. – Л., 1956.

5. Палевская в русском языке. – М., 1964.

6. Синонимы русского языка и их особенности. – Л., 1972.

7. Шмелев семантического анализа лексики. – М., 1973.

Полисемии и омонимии в языке противостоит явление лексической синонимии. Если для многозначных и омонимичных слов характерно разное содержание при одной и той же форме, то при синонимии разная форма выражает одинаковое (или близкое) содержание.

Лексические синонимы (греч. synonymos «одноименный») – это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие: родина – отечество – отчизна; трудный – тяжелый – нелегкий – тяжкий – сложный; идти – шагать – плестись.

В синонимические отношения вступают далеко не все слова. Не синонимизируются в литературном языке имена собственные (Иван, Наталья, Кавказ, Минск), названия жителей (москвич, киевлянин, омич), многие наименования конкретных предметов (стол, стул, ложка, шкаф, книга). Как правило, не должны быть синонимичны термины, хотя на практике нередко встречаются термины-синонимы (см. подробнее учебное пособие «Лингвистическая терминология в вузовских курсах». – Гомель, 1984).

Синонимия тесно связана с полисемией: синонимы помогают показать разницу в оттенках значения многозначного слова. В зависимости от семантических оттенков многозначное слово может вступать в синонимические отношения с разными словами. Так, слово недостаток в значении «нехватка чего-либо в нужном количестве» (недостаток людей, деталей) имеет следующие синонимы: отсутствие, нехватка, дефицит; во втором значении – «отсутствие достаточных средств к существованию» – ему свойственны синонимы бедность, нужда; в третьем значении – «отрицательное качество чего-либо или кого-либо» слово недостаток синонимично словам недочет, изъян, порок, несовершенство. Приведем аналогичные примеры: двигатьсяперемещаться, передвигаться; двигатьсяшевелиться; низкийневысокий; низкийнеудовлетворительный (о качестве); низкий – подлый, бесчестный (о человеке и его поступках); отметить – пометить, записать; отметить – зарегистрировать; отметить – похвалить, поощрить.

Два и более лексических синонима образуют в языке определенную группу, или парадигму, которая иначе называется синонимическим рядом. Так, синонимический ряд приказание – распоряжение – повеление – директива – предписание – команда объединен общим для всех членов синонимического ряда значением «указание о выполнении чего-либо». Основное слово синонимического ряда, передающее наиболее общее понятие и являющееся нейтральным по употреблению, называется доминантой синонимического ряда (от лат. dominans «господствующий»). В приведенном выше ряду доминантой является слово приказание. Остальные слова синонимического ряда выражают дополнительные оттенки: приказ «официальное распоряжение того, кто облечен властью»; повеление «то же, что приказ, но с оттенком устарелости»; команда «краткий устный приказ»; директива «руководящее указание вышестоящего органа подчиненным органам».

Читайте также:
Презентация: Звук и буква, Гласные и согласные

Поскольку доминанта выражает понятие, свойственное всем словам, входящим в данный синонимический ряд, она обычно располагается в начале синонимического ряда. Наряду с термином доминанта в научной литературе используется синонимичный термин «опорное слово».

С точки зрения постоянства состава слов синонимические ряды характеризуются незамкнутостью. В них возможны изменения и дополнения, обусловленные протекающим процессом развития всей лексической системы. Например, путь – дорога – маршрут – трасса – орбита.

Синонимические ряды обычно образуются из разнокорневых слов. Но синонимы могут быть и однокорневыми, т. е. возникшими из одного корня, но оформленные разными приставками и суффиксами: отчизна – отечество, картофель – картошка, редис – редиска, изгнать – выгнать, искупаться – выкупаться, обогнать – перегнать.

Русский язык очень богат синонимами, но процесс появления новых слов не прерывается. Одна из основных причин появления синонимов – стремление наиболее полно осмыслить, изучить явление действительности, дать новое название этому явлению.

Синонимические ряды образуются и в результате проникновения в русский язык и освоения им иноязычной лексики: противопоставление – контраст, равновесие – баланс, судорога – конвульсия. Синонимические ряды пополняет и диалектная лексика: говорить – гутарить, холодно – студено. Источником синонимии являются и словообразовательные процессы: поздний – запоздалый, множиться – размножаться.

В современном русском языке существует несколько типов синонимов, выделяемых в зависимости от характера различий между словами при общей их смысловой близости:

Семантические (идеографические, понятийные), обозначая одно и то же явление действительности, выделяют в нем разные стороны и отличаются поэтому друг от друга оттенками своего значения.

Рассмотрим следующую группу синонимичных существительных: безветрие, тишь, затишье. Все они обозначают «отсутствие ветра», но отличаются друг от друга оттенками своих лексических значений: слово безветрие имеет значение «полное отсутствие ветра, тихая погода»; слово тишь – «спокойствие, отсутствие шума»; слово затишье – «ослабление, временное прекращение ветра, шума».

Разным объемом понятия отличаются прилагательные крутойобрывистый – отвесный, которые называют один и тот же признак предмета – крутизну берега. Слово крутой означает «резко снижающийся», слово обрывистый – «неровный, с обрывами», слово отвесный – «очень крутой, под прямым углом к плоскости».

Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, отличаются друг от друга стилистической принадлежностью. Они имеют также различия в смысловой выразительности и эмоциональной окрашенности. Примером стилистических синонимов могут служить слова спать – почивать – дрыхнуть. Глагол спать является нейтральным в стилистическом отношении и не содержит эмоциональной окраски. Глагол почивать является устаревшим, по стилистической принадлежности – книжным; слово дрыхнуть является просторечным с эмоциональной оценкой неодобрения.

К стилистическим или разностилевым синонимам относятся также слова: лицо – лик – морда (нейтральное – книжное – просторечное), умереть – скончаться – помереть (нейтральное – книжное – разговорное), удовлетворительное – тройка, устать – умаяться (нейтральное – разговорное), довод – аргумент, взгляд – взор (нейтральное – книжное).

В рамках стилистических синонимов выделяются также:

а) Синонимы, отличающиеся друг от друга степенью современности. В таком синонимическом ряду одно слово относится к современной лексике, другое – к устаревшей: самолет – аэроплан, министр – нарком, этот – сей, кино – кинематограф;

б) Синонимы, различающиеся сферой употребления. Сюда входят, например, ряды, состоящие из общенародного слова и термина или профессионализма: кухня – камбуз, повар – кок (морск.), желтуха – гепатит (мед.), страница – полоса (полиграф.); литературно-жаргонные ряды: родители – предки, столовая – кормушка, нож – перо, обыск – шмон;

в) Семантико-стилистические синонимы, различающиеся как оттенками лексических значений, так и стилистической окраской. Примером таких синонимов могут служить глаголы идти и плестись, которые обладают близким, но не тождественным значением: идти – «двигаться, переступая ногами», а плестись – «передвигаться медленно, вяло». Следовательно, глагол плестись имеет дополнительный семантический оттенок – «передвигаться с трудом, едва переступая ногами». Кроме того, синонимические глаголы идти и плестись отличаются и стилистической принадлежностью: глагол идти является нейтральным, а глагол плестись употребляется в разговорной речи с эмоциональной оценкой неодобрения. Таким образом, слова идти и плестись являются семантико-стилистическими синонимами. Сравн. Также: запас – резерв: запас – общеупотребительное слово, обозначает «все, что заготовлено впрок»; резерв – книжное, специальное, имеет значение «то, что оставлено для особого, исключителного случая».

Семантико-стилистические отличия характерны также для синонимов сердиться – злиться (разг.), поспешный – скоропалительный (разг.), есть – жрать (прост.);

г) Особую группу составляют абсолютные синонимы, или лексические дублеты. Это слова, не имеющие ни семантических, ни стилистических различий. С этой точки зрения все остальные типы синонимов являются относительными. Слов-дублетов в русском языке немного, поскольку язык избегает дублирования. Например: языкознание – лингвистика, правописание – орфография, конница – кавалерия, забастовка – стачка.

Все приведенные ранее синонимы являются общеязыковыми, т. е. они свойственны лексической системе русского языка, понятны всем или подавляющему большинству его носителей. От общеязыковых следует отличать контекстуальные, или индивидуально-авторские синонимы. К ним относятся слова, которые вступают в синонимические отношения временно, только в данном контексте. Например, между словами осыпанный и оклеенный в лексической системе русского языка отсутствуют синонимические отношения. Однако в рассказе «Челкаш» употребляет слово оклеенный как синоним слова осыпанный: Он заснул с неясной улыбкой на лице, оклеенном мучной пылью. Сравним еще примеры употребления контекстуальных синонимов: Остап уже собирался взять фунта за крахмальный ошейник и указать ему путь-дорогу (ошейник – контекстуальный синоним слова воротничок); Вся равнина покрыта сыпучей и мягкой известкой (известкаснег).

Читайте также:
Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения со взрослыми

Определение лексических синонимов, содержащееся в школьных учебниках, в целом соответствует вузовскому определению, в нем также подчеркиваются семантические и стилистические различия синонимов: «Синонимы близки по лексическому значению, но отличаются друг от друга оттенками значений (это лексические синонимы, например, разговорчивый – легко вступающий в разговор, болтливый – говорящий слишком много) и употреблением в речи (это стилистические синонимы, например, изъясняться книжно, разглагольствовать разговорно)» ( и др. Русский язык: Культура устной и письменной речи. 5 класс. – Минск, 1995. – С.192.).

Когда говорят о богатстве языка, то имеют в виду прежде всего его развитую лексическую синонимию. Чем длительнее история народа, его языка, тем разнообразнее синонимические возможности слов. Синонимы помогают уточнить, дополнить наши представления о предметах и явлениях действительности.

В повседневной речи синонимы выполняют две новейшие функции для всех, кто владеет русским языком. Во-первых, это функция замещения одних слов другими. Она вызвана стремлением избегать в речи нежелательных повторений одних и тех же слов: 1.Вот пролетели дикие гуси, пронеслась вереница белых, как снег, лебедей. 2.Весь зал аплодировал. Хлопали, подняв руки. Во-вторых, функция уточнения. Она вызвана необходимостью более четко обозначать явления, предметы и их признаки в процессе общения. В предложении Весь день они работали дружно, согласно синоним согласно уточняет значение слова дружно, указывает на особую слаженность, согласованность действий. Сравним аналогичный пример: «Как я жалок, ничтожен, – говорил в раздумье Александр. – Я мелок, нищ духом».

С функцией уточнения связан прием нанизывания синонимов для подчеркивания тождества или смысловой близости слов: Умом, рассудком она во всем соглашалась с Сергеем. «Картотеку мы закроем, закопаем», – сказал Володя. В этом случае в одном синонимическом ряду могут оказаться слова, разные по стилистической принадлежности и эмоциональной окраске: Кричали, что это грешно, даже подло, что старик не в своем уме, что старика обманули, надули, облапошили (Дост.)..

Или: И понял я, что клятвы не нарушу,

А захочу нарушить – не смогу.

Что я вовеки не сбрешу, не струшу

Не сдрейфлю, не совру и не солгу (Б. Слуцкий).

Сравн. также: И скоро около дровяного склада собирается толпа… Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу (А. Чехов.) – здесь в синонимической паре толпа – сборище второе слово в значении «большое скопление людей» имеет стилистические пометы «неодобр.» и «разг.», что «снижает» его значение в тексте и служит выражением отрицательной оценки.

Иногда наблюдается использование синонимов в так называемой антонимической ситуации. Например: этот город старинный, но не старый.

Сравним следующее высказывание : У актеров не руки, а руцы, не пальцы, а персты… Они не ходят, а шествуют, не сидят, а восседают, не лежат, а возлежат…

Противопоставление синонимов без достаточных оснований вызывает комический эффект: Я это сделал не в интересах истины, а в интересах правды (Ильф и Петров).

Синонимы часто встречаются в пословицах и поговорках: Ум за разум заходит; переливать из пустого в порожнее; из огня да в полымя и т. п.

В словарях синонимов группируются синонимические ряды. Первый словарь синонимов появился в конце XYIII века. Затем, на протяжении XIX и первой половины XX века выходят словари П. Калайдовича, , и др. авторов. Из современных синонимических словарей известен «Краткий словарь синонимов русского языка» (1956г., 2-е издание – 1961г.). Словарь включает около 3000 слов. Автор приводит лексические значения каждого слова, входящего в синонимический ряд, использует цитаты из произведений писателей.

В 1968 г. был издан «Словарь синонимов русского языка» . В этот словарь включено около 9000 синонимических рядов. Однако смысловые различия между синонимами здесь сведены к минимуму или вовсе отсутствуют. Дается стилистическая характеристика синонимов с помощью помет книжн., разг., прост. и других. В синонимические ряды широко вводятся фразеологические обороты. Примеры употребления слов отсутствуют.

Первым достаточно полным словарем синонимов следует считать изданный в 1970-1971 гг. двухтомный «Словарь синонимов русского языка» под редакцией . В нем четко объясняется значение каждого из слов – членов синонимического ряда, показаны их семантические и стилистические оттенки, приведены примеры-иллюстрации.

В 1976 году был издан однотомный «Словарь синонимов». Он также, как и двухтомный, подготовлен словарным сектором Института русского языка АН СССР под редакцией . Несмотря на малый объем, словарь содержит большее число синонимических рядов. Внесены уточнения в состав этих рядов и толкование синонимов. В словаре принят общий алфавитный порядок, и это облегчает поиск нужного слова-синонима. Последовательно отражено ударение, раскрыты оттенки значения слова, указаны границы лексической сочетаемости синонимов русского языка.

Синонимы

Существуют разные точки зрения на определение, виды и употребление синонимов в речи. Рассмотрим тему детально с разных сторон. Некоторые сведения будут знакомы по школьной программе, о некоторых узнаете впервые.

Что такое синонимы?

Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. Если кратко: синонимы — слова с близким значением.

Развитое умение пользоваться богатствами русского языка, в том числе синонимами, говорит о высоком профессионализме и мастерстве человека, как писателя.

Примеры синонимов

Приведём примеры синонимов к словам разных частей речи.

  • Странник (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник;
  • Весёлый (имя прилагательное) — радостный, праздничный, ликующий, радужный;
  • Бежать (глагол) — мчаться, нестись, торопиться;
  • Быстро (наречие) — шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
  • Рисуя (деепричастие) — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;
  • Ах (междометие) — ахти, ох, ух.
Читайте также:
Гласные звуки и буквы - конспект логопедического занятия

В словаре synonymonline.ru вы найдёте ещё больше примеров — воспользуйтесь формой поиска или алфавитным указателем.

Синонимические ряды

Группа слов из нескольких синонимов называется синонимическим рядом, который может состоять как из разнокоренных, так и из однокоренных слов: лицо — лик, рыбак — рыбарь, рыболов.

В синонимическом ряду первым ставится слово — доминанта. Оно является основным и стилистически нейтральным. Другие слова могут быть разных экспрессивно-стилистических оттенков: храбрый (нейтральное) — удалой (народнопоэтическое), неустрашимый (книжное), лихой (разговорное). В синонимичном ряде могут присутствовать фразеологизмы: много — через край, тьма тьмущая, куры не клюют.

Виды синонимов

Рассмотрим точки зрения известных лингвистов на тему деления синонимов на виды.

Деление Розенталя Д.Э.

Так как полностью тождественных слов в русском языке мало, поэтому говорят, что синонимия может проявляться в большей или меньшей степени. Различают несколько видов синонимов:

  1. Абсолютные или полные;
  2. Семантические;
  3. Стилевые или экспрессивно-стилистические;
  4. Семантико-стилистические.

Абсолютными или полными синонимами обычно называют слова, которые можно полноправно взаимозаменить, их значения полностью совпадают: битва — сражение, бросать — кидать, громадный — огромный. Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед.

Семантические синонимы еще называют понятийные, идеографические. Это слова, отличающиеся оттенками в значениях. Семантические синонимы способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь богаче, глубже, точнее, позволяют детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, сырой (обозначает степень пропитанности влагой).

Стилевые или экспрессивно-стилистические — синонимы, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.), родители (общеупотр.) — родаки (жарг.).

Синонимы с экспрессивно-эмоциональной окраской помогают употреблять в речи именно те слова, которые уместны в данной речевой ситуации. Это создает прекрасные возможности для творчества, что очень ценят художники слова.

Семантико-стилистические — синонимы, которые отличаются оттенками в значении и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление; блудить (простореч.) — идти в поисках верного пути.

Контекстуальные синонимы

Слова, не состоящие в одном синонимичном ряду, в контексте могут выступать как синонимы. Их можно назвать контекстуальными (ситуативными, окказиональными (случайными), авторскими).

Девочка весело пела и плясала. Красотка и кокетка была любимицей папы и мамы. Слова «девочка», «красотка», «кокетка», «любимица» относятся к контекстуальным синонимам.

Мы в деревню привезли Жучку. Наша лайка стала помощницей деду на охоте. Собака показала себя с лучшей стороны. Слова «Жучка», «лайка» и «собака» являются контекстуальными синонимами.

Такой вид синонимии ограничен только рамками контекста, носит индивидуальный характер и не рассматривается в словарях синонимов. Разграничение в русском языке должно быть строгим, а не примерным. Это и ставит под сомнение правомерность выделения этих слов в разряд контекстуальных синонимов.

Деление Леканта П.А.

Лекант П.А. выделяет абсолютные, стилистические синонимы и рассматривает их примерно так же, как описано выше. А вот семантические синонимы полноправно называет квазисинонимами (от лат. «quasi» «почти, приблизительно», греч. «synonymos» «одноименный») или мнимыми/частичными синонимами. У квазисинонимов лексические значения совпадают, но не полностью. Они, в отличие от абсолютных синонимов, не во всех контекстах взаимозаменяемы.

Лекант П.А. делит квазисинонимы на 2 вида.

  • Слова, частично совпадающие лексическим значением: дорога — тропинка, нести — тащить, день — сутки. Они состоят в видо-видовых отношениях. Каждый синоним отличается своей особенностью в лексическом значении. Два слова «жадный» и «скупой» в одном контексте могут заменять друг друга как полноценные синонимы, а в другом нет.
    Свои деньги он раздал бедным, его считают не жадным (то есть «не скупым»).
    Для сравнения другой контекст.
    Он жадный: так и хочет захватить побольше. (Здесь нельзя заменить на «скупой»).
    Или еще: в синонимах «бежать» и «нестись» первое слово имеет значение шире, а второе подчеркивает особенность.
  • Слова-синонимы, взаимозаменяемые только в рамках контекста, состоят в родо-видовых отношениях, то есть обозначают видовые и родовые понятия: собака — овчарка — Дружок, полезные ископаемые — металл — железо.

Фразеологические синонимы

Все лингвисты рассматривают фразеологические синонимы, как отдельный вид в рамках большой темы о фразеологии. Фразеологизмы также образуют синонимические ряды и обладают теми же свойствами, какие имеют обычные синонимы.

Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской.
Камня на камне не оставить (книжн.) — учинить расправу (общеупотр.) — разделать под орех (разг.) — задать перцу (разг.).

Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности. Каждый следующий фразеологизм называет более интенсивное действие по сравнению с предыдущим.
Лить слезы — обливаться слезами — утопать в слезах — выплакать все слезы.

У некоторых фразеологических синонимов могут повторяться компоненты.
Игра не стоит свеч — овчинка выделки не стоит; задать баню — задать перцу; повесить голову — повесить нос; гонять собак — гонять лодыря.

Богатство фразеологических синонимов, как и лексических, создают огромные выразительные возможности языка.

Использование синонимов в речи

В общих чертах синонимы используются в речи для:

  1. Более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный);
  2. Придания эмоциональной окраски, более точного и яркого выражение мысли;
  3. Избегания тавтологии (повторений);
  4. Связи смежных предложений в тексте.

Очень подробно эту тему описывает Розенталь Д.Э.

Синонимы в русском языке выполняют важную функцию выразительности речи. Они создают неограниченные возможности более точного их употребления. Работая над текстом, мы особое внимание уделяем подбору синонимов во избежание тавтологии. Употребляем то единственное слово, которое наиболее подходит. При этом выбор точного слова обусловлен особенностями индивидуального стиля.

Читайте также:
Обучение глобальному чтению

Синонимы в тексте могут выполнять разные функции:

  1. Функция уточнения;
  2. Функция сопоставления;
  3. Функция противопоставления;
  4. Функция замещения;
  5. Функция усиления.

Функция уточнения используется для уточнения одного понятия.
Передо мной был простой человек, обычный и ничем не примечательный.

Функция сопоставления предполагает, что синонимы в одном контексте могут иметь разные оттенки значений.
Я верю в добро, нет, скорее даже верую в него.

Функция противопоставления
Она не говорила, а шептала, чтобы ее никто не слышал.
Он не смеялся, а громко хохотал.

Функция замещения используется во избежание тавтологии.
Мама подарила дочери шкатулку небесного цвета. Удивительно, но этот ларчик очень подходил к глазам маленькой девочки.

Функция усиления предполагает, что синонимы могут употребляться в качестве однородных членов предложения и способствовать усилению выражения.
Солдаты в бою были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.
Нанизывание синонимов часто порождает градацию.
Наша река была большая, даже огромная.

Синонимы и ассоциации

Не путайте синонимы с ассоциациями, которые иногда имеют близкое лексическое значение. Например, для слова лето ассоциациями могут выступать «каникулы» и «Египет», которые не являются синонимами (не везде и не у всех лето — это каникулы или Египет).

Что такое синонимы? Определение и примеры

Синонимы — это сло­ва одной части речи, раз­лич­ные по напи­са­нию и зву­ча­нию, но тож­де­ствен­ные или близ­кие по значению.

Узнаем, что такое сино­ни­мы в рус­ском языке.

Понятие о синонимах

Чтобы уметь поль­зо­вать­ся лек­си­че­ским богат­ством рус­ско­го язы­ка, хоро­шо вла­деть речью, важ­но зна­ние и пра­виль­ное упо­треб­ле­ние линг­ви­сти­че­ских средств, созда­ю­щих точ­ную и логич­ную речь. Такими лек­си­че­ски­ми сред­ства­ми язы­ка явля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы, омо­ни­мы.

Например, паде­ние сне­га в вет­ре­ную пого­ду мож­но обо­зна­чить словами-синонимами:

  • метель
  • пур­га
  • мете­ли­ца
  • вью­га
  • буран

По сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му соста­ву выде­ля­ют сино­ни­мы одно­кор­не­вые (след­ствие — рас­сле­до­ва­ние) и раз­но­кор­не­вые (сле­пойнезря­чий).

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют виды синонимов:

  • семан­ти­че­ские
  • сти­ли­сти­че­ские
  • абсо­лют­ные синонимы.

Семантические и стилистические синонимы

Семантические сино­ни­мы раз­ли­ча­ют­ся толь­ко оттен­ка­ми зна­че­ния и обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд.

Семантический ряд

Синонимами явля­ют­ся слова:

  • бой
  • бит­ва
  • сеча
  • сра­же­ние.

Они обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд, в кото­ром сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ное и наи­бо­лее общее по смыс­лу сло­во «бой» высту­па­ет в каче­стве глав­но­го. Существительные «бит­ва» и «сра­же­ние» при­над­ле­жат книж­но­му сти­лю. Слово «сеча» носит арха­ич­ный оттенок.

Синонимами быва­ют сло­ва одной части речи, напри­мер:

  • высо­ко­мер­ный, гор­дый, над­мен­ный, важ­ный, спе­си­вый;
  • раз­ру­шать, ломать, гро­мить, крушить;
  • печаль­но, груст­но, неве­се­ло, тоск­ли­во, нерадостно.

В сино­ни­мич­ном ряду «ломать», «раз­ру­шать», «гро­мить», «кру­шить» отме­ча­ет­ся нарас­та­ние дей­ствия по его интен­сив­но­сти (ломать — кру­шить). Эти сло­ва, отли­ча­ю­щи­е­ся оттен­ка­ми зна­че­ния, назы­ва­ют­ся семан­ти­че­ски­ми сино­ни­ма­ми.

Слова, состав­ля­ю­щие семан­ти­че­ский ряд, могут иметь тон­чай­шие оттен­ки в зна­че­ни­ях, кото­рые без кон­тек­ста, как пра­ви­ло, не раз­ли­ча­ют­ся. Вот, напри­мер, как Д. Фонвизин объ­яс­ня­ет сло­ва «вет­хий», «древ­ний», «ста­рин­ный», «ста­рый»:

Старо то, что дав­но было ново, ста­рин­ным назы­ва­ет­ся то, что ведет­ся издав­на. Давно то, чему мно­го вре­ме­ни про­шло. В насто­я­щем упо­треб­ле­нии вет­хим назы­ва­ет­ся то, что от ста­ро­сти истле­ло или обва­ли­лось. Древне то, что про­ис­хо­ди­ло в отда­лен­ных веках… Старый чело­век обык­но­вен­но любит вспо­ми­нать дав­ние про­ис­ше­ствия и рас­ска­зы­вать о ста­рин­ных обы­ча­ях; а если скуп, то в сун­ду­ках его най­дёшь мно­го ветхого.

Стилистические сино­ни­мы при­над­ле­жат раз­ным сти­лям речи, начи­ная со сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го и закан­чи­вая про­сто­реч­ны­ми сло­ва­ми, например:

  • ходить, бро­дить, шатать­ся, сло­нять­ся, шлять­ся, таскаться;
  • ску­пой, скря­га, ску­пер­дяй, сква­лы­га, ска­ред, жадина;
  • выго­вор, заме­ча­ние, вну­ше­ние, пори­ца­ние, голо­во­мой­ка, наго­няй, нахло­буч­ка, взбучка.

Очень важ­но чув­ство­вать тон­чай­шие смыс­ло­вые и эмоционально- экс­прес­сив­ные оттен­ки сино­ни­мов, что­бы наи­бо­лее точ­но выбрать сло­во и тем самым достичь точ­но­сти выра­же­ния. Например, гла­гол «узнать» име­ет боль­шое коли­че­ство сти­ли­сти­че­ских вариантов:

  • испы­тать, под­верг­нуть­ся, испить чашу до дна ( книжн.);
  • попро­бо­вать, испы­тать на соб­ствен­ной шку­ре (разг.);
  • изжить (уст.)

Стилистические сино­ни­мы, обо­зна­чая одно и то же явле­ние дей­стви­тель­но­сти, име­ют раз­ную сфе­ру употребления:

  • про­вин­ция (нейтр.) — глу­хо­мань (разг.);
  • отец (лит.) — батюш­ка ( устар.);
  • печаль­ный (нейтр.) — кру­чин­ный (нар.-поэт.).

Синонимы назы­ва­ют­ся абсо­лют­ны­ми, если раз­ные сло­ва обо­зна­ча­ют одно и то же и не име­ют ни семан­ти­че­ских, ни сти­ли­сти­че­ских различий:

  • беге­мот — гиппопотам;
  • пото­му что — так как.

Контекстуальные синонимы

Особую груп­пу состав­ля­ют кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы. Контекстуальные сино­ни­мы — это сло­ва, сбли­же­ние кото­рых по зна­че­нию про­ис­хо­дит толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Вне это­го кон­тек­ста они не явля­ют­ся сино­ни­ма­ми. В боль­шин­стве слу­ча­ев кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы име­ют экс­прес­сив­ную окрас­ку. Их зада­чей явля­ет­ся не назвать явле­ние, при­знак или про­цесс, а оха­рак­те­ри­зо­вать его. Например, в опре­де­лен­ных кон­текстах гла­гол «гово­рить» (ска­зать) име­ет синонимы:

  • бро­сить
  • про­ро­нить
  • уро­нить
  • бряк­нуть
  • отко­лоть
  • смо­ро­зить
  • выдать
  • загнуть
  • ввер­нуть и пр.

Значение синонимов в речи

Синонимы при­зва­ны раз­но­об­ра­зить нашу речь. Чтобы не повто­рять­ся, мы исполь­зу­ем сло­во с тем же зна­че­ни­ем, но зву­ча­щее по-другому, то есть сино­ним. Иногда сино­ним нужен, что­бы под­черк­нуть тон­кое раз­ли­чие оттен­ка смыс­ла, для более точ­но­го назва­ния близ­ких, но все же раз­ли­ча­ю­щих­ся пред­ме­тов, их свойств или действий.

  • ску­чал по дому — ску­чал о доме;
  • река течёт меж­ду кру­ты­ми бере­га­ми — меж­ду кру­тых берегов.
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
весе­лье – радость грусть
акку­рат­но – опрятно неряш­ли­во
грусть – печаль весе­лье
госте­при­им­но – радушно непри­вет­ли­во
гром­ко – оглушительно тихо

Итак, сино­ни­мы исполь­зу­ют­ся в речи:

  1. для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли (влаж­ный и мок­рый);
  2. для выра­же­ния эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки (упал и бряк­нул­ся, шмяк­нул­ся, шлеп­нул­ся);
  3. как сред­ство для пре­одо­ле­ния неоправ­дан­но­го повто­ра одно­го и того же слова;
  4. как спо­соб свя­зи сосед­них пред­ло­же­ний в тексте.

Примеры синонимов

  • Родина — Отчизна — Отечество;
  • взвол­но­вать — тро­нуть — потрясти;
  • кле­ве­та — наго­вор — поклеп — напрас­ли­на — навет;
  • понят­но — тол­ко­во — вразумительно;
  • зна­ме­ни­тый — при­знан­ный — попу­ляр­ный — прославленный;
  • близ­кий — ближ­ний — сосед­ний — близлежащий.

Фразеологизмы-синонимы

Синонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, но и сло­во­со­че­та­ния и устой­чи­вые обо­ро­ты речи — фра­зео­ло­гиз­мы.

Сочетания «хоть пруд пру­ди», «тьма-тьмущая», «куры не клю­ют», «полон рот», «хоть отбав­ляй», «девать неку­да» сино­ни­мич­ны наре­чию «мно­го».

Слову «быст­ро» экви­ва­лент­но зна­че­ние сино­ни­мич­ных устой­чи­вых словосочетаний:

  • во все лопатки;
  • сло­мя голову;
  • в мгно­ве­нье ока;
  • высу­нув язык;
  • со всех ног;
  • во всю мочь.

Укажем при­ме­ры сино­ни­мич­ных пар фразеологизмов:

  • сидеть сло­жа руки — бить баклуши;
  • тянуть кани­тель — чере­па­шьим шагом;
  • намы­лить шею — про­драть с песочком;
  • водить за нос — вти­рать очки;
  • стре­ля­ный воро­бей — тер­тый калач;
  • кожа да кости — живые мощи;
  • сло­жить голо­ву — сыг­рать в ящик;
  • не раз­мы­кать уст — набрать в рот воды;
  • петь одну и ту же пес­ню — кру­тить шарманку;
  • дать импульс — вне­сти све­жую струю.

Благодаря сино­ни­мам, наша речь ста­но­вит­ся образ­ной, выра­зи­тель­ной и яркой.

Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»

Синонимы – что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции

Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.

Что такое синонимы?

Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.

Определение синонимов

Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.

Понятие о синонимах

Наряду с антонимами, омонимами и паронимами, синонимы служат лексическими средствами языка. Их знание и правильное употребление позволяют сделать речь логичной и точной, избежать повторения одних и тех же слов. Термин «синонимы» происходит из греческого языка и означает «одноименность». Такие слова пишутся и звучат по-разному, а также имеют уникальную стилистическую окраску.

С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:

  1. Явления и предметы, которые имеют существенное значение для языкового коллектива, отличаются большим количеством синонимов.
  2. Закон «притяжения». Если одно слово в синонимическом ряду приобретает переносное значение, то оно возникает и у других слов.
  3. Закон распределения (Шарля Бреаля). Слова, считающиеся синонимами в прошлом, постепенно приобретают разные значения, стилистическую окраску и прочие признаки.

Примерами первого закона являются слова «говорить», «еда», «деньги» – у каждого из них очень много синонимов.

Примеры синонимов к слову “еда”

Интерес вызывает слово «красный» в плане закона притяжения. Сейчас оно обозначает цвет, но исторически первым значением считалось «красивый, яркий». Слово «розовый» – один из синонимов. Причем у него тоже есть как прямое значение, так и переносные: розовые мечты, розовые очки и т.п.

Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.

Классификация. Виды синонимов

В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:

  • однокорневые – расследование и следствие;
  • разнокорневые – незрячий и слепой.

Разница между синонимами:

  1. Стиль. Относятся к разным сферам общения, литературным стилям (украсть – стащить – похитить).
  2. Оттенок лексического значения. Слова могут выражать конкретизацию действия (готовить – жарить), характер действия (открыть – распахнуть), степень проявления (жара – пекло).
  3. Степень современности. В любом языке присутствуют устаревшие, выходящие из употребления, используемые и новые слова (ладонь – длань, надеяться – уповать).
  4. Образность. Употребление художественных приемов с целью охарактеризовать что-либо. Например, благородного, доброго, щедрого человека можно назвать просто хорошим, а образно – «золотым».
  5. Лексическая сочетаемость. Критерий показывает, насколько легко синонимы объединяются с разными словами. «Опрометью» можно совместить лишь с глаголами-синонимами «бежать» (помчаться опрометью), а «быстро» – с огромным количеством разных слов.
  6. Эмоционально-оценочная окраска. Некоторые синонимы помогают показать отношение говорящего. Например, облако – тучка (ласково).

Три основных вида синонимов

Основные виды синонимов в лексике:

  • семантические;
  • стилевые;
  • семантико-стилистические;
  • абсолютные;
  • контекстуальные.

Семантические

По-другому их называют идеографическими или смысловыми. Это слова, которые имеют разные оттенки значений. Например: мокрый – влажный – сырой – указывают на разную степень проявления одного и того же признака. Кажется, что такие синонимы обозначают практически одно и то же. Но их важность становится особенно заметной в определенном контексте. Например, старый и ветхий – синонимы. Однако слово «старый» может употребляться по отношению к человеку, а «ветхий» – лишь относительно какой-то вещи.

Стилевые (стилистические)

Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.

При употреблении таких синонимов особенно важно правильно подобрать слово по отношению к той или иной ситуации. Для этого нужно чувствовать его экспрессивный оттенок. Кроме того, следует учитывать сферу употребления. Например, слово «провинция» считается нейтральным, а «глухомань» можно использовать лишь в беседе.

Семантико-стилистические

Больше всего отличаются синонимы данного типа – и по стилю, и по оттенку в значении. Для сравнения: сердиться – нейтральное, злиться – разговорное (очень сильно сердиться), серчать – разговорное (немного сердиться). Еще один пример: идти – плестись. Оба слова указывают на одно действие. При этом «идти» может употребляться в любых ситуациях, а «плестись» обладает дополнительными оттенками, такими как идти медленно, с трудом и т.д.

Абсолютные (полные, дублеты)

Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.

Примеры дублетов

В современном русском языке дублетов становится все меньше по причине того, что слова начинают приобретать новую стилистическую окраску и отличаться по смыслу. К примеру, все реже используются термины «языковедение» или «языкознание» – на смену им пришла «лингвистика».

Контекстуальные

Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.

В качестве примера можно привести синонимы слова «говорить» или «сказать»: проронить – выдать – бросить – уронить и т.п. В предложении: «Мы не проронили больше ни слова». В обыкновенном употреблении их прямое значение никак не связано с говорением.

Фразеологизмы-синонимы

Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.

  • добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
  • кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
  • как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).

Синонимия морфем

Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:

  • абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
  • ананасовый – ананасный;
  • учеба – учение;
  • вражий – вражеский;
  • волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).

Синтаксические синонимы

Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:

  1. Бессоюзные и союзные сложные предложения («Я поняла: он не увидел мое сообщение» и «Я поняла, что он не увидел мое сообщение»).
  2. Простое предложение с определением в виде причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным определительным («Парень, сидящий за первой партой, мой друг» и «Парень, который сидит за первой партой, – мой друг»).
  3. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Я пришел домой, а папа уже спал» и «Когда я пришел домой, папа уже спал»).
  4. Простое предложение с распространенным обстоятельством в форме причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным времени, цели и т.п. («Ужиная, он смотрел телевизор» и «Когда он ужинал, он смотрел телевизор»).

Примеры синонимов

Примеры синонимов разных частей речи:

  • существительное «странник» – путник, путешественник, турист, паломник;
  • глагол «спать» – уснуть, дремать, прилечь, отдохнуть;
  • прилагательное «счастливый» – беззаботный, радостный, безмятежный;
  • наречие «красиво» – изящно, эффектно, роскошно, изысканно;
  • деепричастие «рисуя» – вырисовывая, изображая, воображая;
  • междометие «ах» – ох, ух, ахти.

Что такое синонимичный ряд? Примеры

Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.

Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.

Синонимы обычно являются представителями одной и той же части речи. Но у каждого из них имеются родственные слова, которые могут относиться к другим частям речи. Причем между ними тоже возникают синонимические связи. Например:

Красивый – неотразимый, очаровательный, обаятельный.

Красота – неотразимость, очарование, обаяние.

Мысли – помыслы, размышления, раздумья, думы.

Мыслить – помышлять, размышлять, раздумывать, думать.

Если речь идет о производных словах, то между ними тоже наблюдается устойчивая синонимия. Например:

Гармония – благозвучие; гармонично – благозвучно, гармоничный – благозвучный, гармоничность – благозвучность.

Данная закономерность лучше всего отображает системные связи, которые присутствуют между лексическими единицами.

Пример разбора синонимичного ряда

В русском языке очень много синонимов. Редко можно встретить синонимический ряд, состоящий всего из 2-3 членов – как правило, их намного больше. Тем не менее, при составлении словарей лексикографы пользуются разными критериями выделения синонимов. Именно по этой причине у разных авторов зачастую не совпадают ряды – каждый их них по своему воспринимает суть синонимии.

К примеру, один специалист уверен в том, что синонимы обязательно должны обозначать одно и то же понятие, и принимает это явление за ключевой признак. Другой же считает более важной способность синонимов заменять друг друга. А, согласно третьему мнению, решающее условие – близость слов по лексическому значению. Причем эта точка зрения может быть реализована в нескольких вариантах:

  • тождественность лексических значений;
  • тождественность или близость лексических значений;
  • только близость лексических значений.

По мнению известного советского лингвиста Розенталя, автора множества учебных пособий по русскому языку, самым важным условием для слов-синонимов является их семантическая близость, в особых ситуациях – тождественность.

Синонимия может проявляться меньше или больше в зависимости от семантической близости. Например, глаголы «торопиться – спешить» ярче демонстрируют эту схожесть. А в синонимичном ряду «смеяться – фыркать, заливаться, хохотать» заметны более существенные отличия в плане смысла и стиля.

Полная синонимия характерна для тождественных слов: лингвистика – языкознание или тут – здесь. Впрочем, в русском языке не так много слов, имеющих полное тождество. Со временем у них появляются и развиваются определенные стилистические оттенки и черты, которые делают данные слова уникальными, своеобразными. К примеру, даже термины «лингвистика» и «языкознание» не всегда взаимозаменяемы. Можно сказать только «структурная лингвистика» или «отечественное языкознание».

Синонимы чаще всего указываются на одно и то же явление объективной действительности. Постепенно у слов возникают новые значения, происходит развитие языка. Номинативная функция синонимов предоставляет возможность создавать из них незамкнутые ряды, которые иногда пополняются новыми словами.

В то же время имеет место и противоположное явление – разрыв синонимических отношений. При этом отдельные слова перестают быть частью ряда и приобретают новые семантические связи. Например, в прошлом слова «щепетильный» и «галантерейный» считались синонимами. Теперь же «щепетильный» стоит в одном ряду со словами «деликатный, тонкий». Похожая ситуация с «мечтой», которая потеряла связь с «мыслью» и стала ассоциироваться с грезами и мечтаниями.

Эти изменения влияют и на остальные уровни синонимии, нарушая или создавая новые системные связи родственных слов. Так появились синонимичные ряды с существительными: утонченность – щепетильность – деликатность и глаголами: мечтать – грезить.

Значение в речи и в тексте

В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.

Значение синонимов

Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.

Функции синонимов в тексте:

  1. Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
  2. Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
  3. Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
  4. Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
  5. Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.

Как появляются синонимы?

Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.

Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.

Также на обогащение лексики языка влияют всяческие изменения общественных отношений, форм производства, классовая и профессиональная разница. Говорящие предпочитают не только как-нибудь обозначить предмет или явление, но и выразить свое отношение к нему.

Таким образом, неизбежно возникает дифференциация слов-синонимов. Чтобы проследить ее, можно сопоставить слово с наиболее нейтральным синонимом, подобрать к нему антонимы, попробовать использовать в разных контекстах и изучить грамматическую структуру.

Чем отличаются синонимы от антонимов?

Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.

Примеры антонимов

Как подобрать синонимы к слову?

Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.

Синонимы – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сценарий летнего развлечения в детском саду. Старший дошкольный возраст

Екатерина Серова
Мы знаем, как зевает лев,
И это очень жутко!
Но вот цветочек львиный зев
Прозвали, видно, в шутку.
Его зевающие рты –
Такие славные цветы!

Мак
Евгений Фейерабенд
Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.

Подсолнушек
Михаил Пляцковский
Под солнышком,под солнышком,
Прямо у дорожки,
Золотой подсолнушек
Застыл на тонкой ножке.
Наверно, важный генерал,
Прославленный всемирно,
Ему однажды приказал
Стоять по стойке «смирно»!

Сорняк – Ну надо же! Они стихи выучили!
Цветочная Фея – Дети, какие замечательные стихи вы нам прочли! пойдемте на лужайку! Я хочу с вами поиграть!
Сорняк – И я! Я от вас не отстану!
Воспитатель – Играть мы любим. Пойдем с удовольствием! Идем, дети? Идем!
Цветочная Фея – Ребятки, где-то здесь, в траве рассыпаны цветы. Розы и Ромашки. Они хотят с вами в прятки поиграть. Давайте поделимся поровну (на девочек и мальчиков). Одна команда будет собирать ромашки. Вот вам корзиночка. А другая команда будет розы собирать. Вот для вас корзиночка.
Сорняк – Вы точно запомнили где розы, а где ромашки?

Колокольчики
Татьяна Гусарова
Колокольчик – дирижёр.
Палочка взлетает.
В синих фраках дружный хор
Песню запевает.
И несётся перезвон
По лесной поляне:
Динь-динь-дон, динь-динь-дон!
Пойте вместе с нами!

Как появились одуванчики
Елена Приходько
Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисть
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки
Скок, скок, скок! –
Раскатились,
Убежали,
Одуванчиками стали.

Гвоздика
Екатерина Серова
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок.
«До утра! До новой встречи!» –
И погаснет огонек.

Сорняк – Ну, угодили так угодили! Вот за это я сейчас превращу вас…. Да не пугайтесь! В пчелок превращу! Они же всем полезны. И нектар собирают, и все цветы опыляют. Подчеркиваю ВСЕ. И мои тоже! Да-да!
Цветочная Фея- Замечательная игра! Я ее знаю! Вставайте дети в две команды. Вот вам ложки. Держите крепко. Там, на полянке в цветочных тарелочках – желтые шарики – это пыльца. Вы должны принести и сложить в ведерки по одному шарику. Несите осторожно, не уроните.

Воспитатель – Под музыку и игра, и работа спорится. Начинаем! Кто же справился быстрее, кто больше пыльцы принес в ведерко? (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ)
Вот здорово! Ну и пчелки у нас – труженицы! Все набегались – налетались, устали. Или не устали?
Цветочная Фея – Если не устали – продолжаем играть! Дети, вы любите загадки отгадывать? У меня есть для вас загадки о цветах. Может быть, они покажутся для вас сложными. Тогда я буду показывать вам рисунок или фотографию цветка. Договорились?
Сорняк- Ну-ка, ну-ка? Нет, они ни за что эти загадки не отгадают. Даже и не сомневаюсь!
Воспитатель– Сорняк Сорнякович, присоединяйтесь к детям, помогите им справиться!
Сорняк– Вот еще! Я еще никому и никогда не помогал. Дайте мне лучше половину загадок. Я буду самые сложные воспитателям загадывать! Ага! Испугались?
Воспитатель– Нет, не испугались. Нам наши дети помогут. Поможете?
(ЗАГАДКИ С ОТГАДКАМИ на ФОТО)
Сорняк и Цветочная фея загадывают загадки по очереди детям и взрослым.
•Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
•Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)
•Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
•Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых –
Белых, розовых, бордовых!
(Пион)

Цветочная Фея – У нас на поле, кажется, новые цветы выросли. Смотрите, какие у них огромные серединки! Узнали что это? Это же обручи. Вставайте на каждую серединку цветка по два (или 3) человека. Всем хватило цветочков? Я превращаю вас в бабочек! Помашите крыльями!

Проект “Цветочная азбука”
проект (2 класс)

Цель проекта: создание наглядного пособия «Цветочная азбука», изготовление поделок и аппликаций цветов.

Собранный материал поможет узнать и запомнить буквы алфавита, тем ребятам, которые ещё не умеют читать и только учатся этому. Книга содержит информацию, которая пригодится при изучении растительного мира нашей планеты. А стихи, загадки и сказки можно использовать на уроках литературного чтения.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_tsvetochnaya_azbuka.docx 552.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1

городского округа – город Камышин

Информационно – творческий проект

Авторы: Гекк Анна,

ученицы 2 а класса

учитель начальных классов

Мунько Валентина Владимировна

Камышин 2019 год

  1. Введение. Обоснование проекта………………………………….1
  2. Исследовательская проблема…………………………………….2
  3. Цель проекта………………………………………………………..
  4. Задачи проекта…………………………….
  5. Методы ..……………………………………………
  6. Содержание…………………………………………………………

6.1 Алфавит или азбука? История создания алфавита……………

7. Практическая деятельность..……………………………….

9. Информационные источники…………………………………

  1. Введение. Обоснование проекта

Наш проект посвящен созданию детской книги «Цветочная Азбука».

В прошлом году мы стали учениками первого класса и для нас каждый день открывался мир самых разных интересных знаний. Одним из самых первых помощников в этом для нас стала наша первая книга – «Азбука». С ней мы узнали все буквы русского алфавита и научились читать. После посещений библиотеки для нас открывался огромный мир самых разных книг, с которыми можно узнавать много полезного, знакомиться с интересными героями, а еще играть и развиваться. И нам захотелось узнать больше о книгах и попробовать создать свою собственную книгу.

Тему нашей книги мы посвятили знакомству с миром природы, о котором нам сейчас интересней всего узнавать и рассказывать другим ребятам.

С помощью взрослых мы узнавали и учились находить и собирать информацию для создания собственной книги, а затем оформляли свою страничку на выбранную букву, украшали её картинками и фотографиями.

Мы очень надеемся, что познакомившись с нашей книгой и прочитав её, дети станут больше читать и познавать окружающий мир.

Нам очень увлекательно было создавать собственную книгу, каждая старалась выбрать самую красивую сказку или легенду о цветах для оформления страничек нашей «Цветочной Азбуки». Кроме того, нам ещё интересно было изготовить своими руками поделки цветов, которые украшают выставку в нашем кабинете.

Цель проекта: создание наглядного пособия «Цветочная азбука», изготовление поделок и аппликаций цветов.

  • познакомиться с названиями цветов на каждую букву алфавита;
  • научиться искать информацию(загадки, стихи, сказки, легенды) о цветах в учебнике, энциклопедии, справочной литературе, интернете;
  • учиться умению рассказывать о своих поисках и открытиях своим одноклассникам и другим ученикам;
  • изготовить поделки и аппликации цветов;
  • научиться работать в паре.

Тип проекта – практико-ориентированный

Методы , которые мы использовали в ходе работы над проектом: сбор и обработка информации из разных источников, изготовление поделок и аппликаций.

История создания алфавита.

Работая по учебнику «Азбука» в первом классе, мы обратили внимание на то, что определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука. Решили выяснить: как же правильно говорить: азбука или алфавит?

В «Словаре школьника» мы узнали, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит».

Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква а называлась «аз», б – «буки». Так образовалось новое русское слово «азбука».

Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.

А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок человека.

Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном порядке.

Азбуки бывают разные…

Свое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б.

Славянская азбука – создана Кириллом и Мефодием в 9 веке н.э. Использовалась народом для чтения и письма.

Семафорная азбука . Русская семафорная азбука включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. При отсутствии флажков — семафорят бескозырками . Семафорная азбука – создана Степаном Осиповичем Макаровым. Используется на флоте.

Азбука для слепых

Шрифт для слепых, читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Азбука Морзе (телеграфная азбука) – создана Сэмюелем Морзе. Способ кодирования букв алфавита происходит при помощи длинных и коротких

сигналов («тире» и «точек»).

Дактильная азбука (азбука для глухонемых)

Жестовая речь не слышащих.

Таким образом: изучив и сравнив различные виды азбук, мы пришли к выводу, что все азбуки разные, но все они служат для передачи информации и общения людей.

Каждая из нас должна была собрать и подготовить на определённую букву информацию о цветах:

  • Иллюстрации (рисунки, фотографии);
  • Небольшие стихотворения, загадки, легенды или сказки;
  • Интересные сведения (3-5 предложений).

Если на определённую букву встречалось много названий цветов, то можно было выбрать те, что больше нравятся или те, о чём нашлось больше информации. А на какие –то буквы нашлось очень мало информации. Но мы справились с этим заданием и заполнили все страницы нашей азбуки.

С помощью наших родителей и классного руководителя мы находили информацию в энциклопедиях, познавательных книгах, в книгах со стихами и загадками, в Интернете.

Во внеурочное время и дома мы изготавливали поделки и аппликации цветов. Это были поделки из бисера, салфеток, пластилина, гофрированной бумаги, пластиковых ложек, стружек от цветных карандашей. Нам было очень интересно выполнять эту работу. Во время этой работы мы сдружились, потому что работали вместе, сообща.

Мы очень старались, чтобы наша азбука понравилась будущим читателям.

Созданная нами азбука поможет узнать и запомнить буквы алфавита, тем ребятам, которые ещё не умеют читать и только учатся этому. Книга содержит информацию, которая пригодится при изучении растительного мира нашей планеты. А стихи, загадки и сказки можно использовать на уроках литературного чтения.

Буквы строго встали в ряд, будто по линейке.

Каждый знает свое место и уйти не смеет.

Все они стоят красиво, по порядку, посмотри.

Ну, а вы теперь сумейте повторить все 33!

Вот и готова наша «Цветочная Азбука». Трудились мы над ней немало, теперь все буквы изучены, все задания выполнены, осталось подвести итог.

При всём разнообразии литературы по нашей теме, а мы увидели, что существует очень много «Азбук», много информации о буквах русского языка, но наша «Азбука» для нас самая дорогая. Мы постарались вложить в неё всё, что узнали и сумели.

У наших одноклассников подрастают младшие братья и сестры, которые обязательно познакомятся с нашей «Азбукой» уже очень скоро.

Наша работа будет полезна и для будущих первоклассников, и для родителей, и даже для учителей – для всех тех, кому интересно изучать буквы родного языка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: