Лексические упражнения по обогащению словаря детей прилагательными

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
obogashcheniya_slovarya_mladshih_shkolnikov_posredstvom_prilagatelnyh.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.

Морозова Светлана Петровна.

Г.Челябинск, МАОУ СОШ №36.

На начальном этапе у учащихся должны быть сформированы умения, направленные на расширение их потенциального словарного запаса за счет слов-признаков. Ученики должны научиться узнавать и определять слова- признаки, правильно ставить грамматические вопросы и по ним определять слова , обозначающие признак предмета , оперировать системой признаков, узнаваемых разрядов слов. Приведенные ниже игры, задания и упражнения помогут учителю-логопеду более полно реализовать эти задачи. На данном этапе знакомлю детей с символами и учу соотносить символ со словом –признаком

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

1 Упражнение . Игра «Ищи» , « Узнай фигурку» . Игра по принципу лото. Логопед показывает картинку, спрашивает : «Кому нужна эта картинка?» Ребенок, у которого на большой карте есть такая фигурка отвечает: « Мне нужна эта картинка Это спелая ягода.» и т. д. Выигрывает тот кто первый закроет свою карту.

2. Упражнение . Игра «Угадай, что это Ребенок из мешочка достает плод, называет его форму свойства вкус, запах, размер. Логопед для помощи выставляет схемы.

3. Упражнение . Игра «Найди отличия» Логопед показывает картинки, или предметы, отличающиеся друг от друга несколькими признаками и деталями . Например : две рубашки- полосатая клетчатая. Взрослая, детская, с короткими и длинными рукавами. Дети называют отличительные особенности

4. Упражнение «угадай по описанию»

5. Упражнение « придумай свою загадку»

6. Упражнение . «Закончи предложение»- Лиса –зверь (какой?)- хитрый, умный.

7. Упражнения . С использованием схем.(радуга)

«Назови признак по цвету» (ромашка, василек, колокольчик)

Раздели слова на слоги, назови ударные гласные.

– «Назови признаки по форме» (мяч, елка, огурец, лента)

– «Назови признаки по свойству» (стакан, кувшин, шуба)

– «Назови свойства по запаху» ( лимон, мед, черемуха)

– «Назови признаки по качеству» (общей оценки: ученик, лиса, мама)

– « Назови признаки по вкусу» (селедка, малина, клюква)

– «Назови признаки по месту» (цветок, житель, медведь)

– «Назови признаки по весу» (перо, штанга, тетрадь)

– «Назови признаки по температуре» (ветер, солнце, лето)

– «Назови признаки по звуку» (пение, музыка)

– «Назови признаки по размеру» (слива, гном, дом, конура)

8.Упражнение . Подбери слово. Логопед показывает картинки, дети называют их основные признаки, используя схемы-символы.

Пример: верблюд- огромный, важный, горбатый.

9.Упражнение . Послушайте стихотворение, назовите слова-признаки, встречающиеся в тексте

Вот вам сладкая морковка, Яблоко спелое, красное, сладкое,

красная головка, яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

вот вам желтая репка, яблоко я пополам разломаю,

и огурчик крепкий яблоко с другом своим разделю

10. Упражнение . Назови третий лишний.

Голубой, красный, спелый

Горький, соленый, тяжелый

Ароматный, пахучий, кислый

11.Упражнение . Назовите признак, на который указывает данное прилагательное: (твердый, высокий, горький, железный и т.д.)

12. Упражнение . Кто больше запомнит:

Аня рисует желтую репу

Аня рисует желтую репу, красный редис

Аня рисует желтую репу, красный редис и сочное яблоко

Аня рисует желтую репу, красный редис, сочное яблоко и сладкий перец

13. Упражнение . Найдите слова-признаки в предложении, и назовите их

в начальной форме:

Ната ест сочные, кислые гранаты, а Лена- вкусные бананы

14. Упражнение . Подобрать слово, подходящее по смыслу.

У детей предметные картинки: гвоздика, книга, поганка, утюги, пауки,

кофта, кот, уголь.

Логопед называет слова-признаки: ядовитое, душистое, резиновые,

Образец: – Какое слово я задумала?

Затем логопед называет слово-предмет, дети подбирают слова-

15. Упражнение . Подбери подходящие по смыслу слова из словаря:

стальные……., рыжая……. чайная……. крикливая и т.д.

16. Упражнение . Подбери к словам-предметам подходящие слова-

яблоко……., фамилия……., шампунь……., кофе……., туфля

17. Упражнение . Вписать в предложения-загадки подходящие по смыслу

Шерстка……., а коготок…….. (кошка)

Хвост……., мех……..в лесу живет, кур крадет (лиса)

Летом в огороде……. ……….а зимой- в бочке……,……… (огурцы)

Летом………., зимой…….. (заяц)

Назвать имена прилагательные в уменьшительно-ласкательной

18. Упражнение . Составь текст загадки по образцу:

Непоседа, непоседа пестрая, птица длиннохвостая , птица

говорливая, самая болтливая. (сорока)

На доске изображения животных, вещей. Дети описывают и узнают

по описанию предметы.

  1. Упражнение . Составить словосочетание, задать вопрос.

Книга , концерт, сообщение, дело-( интересный)

Характер, мысль, требование, звонки (настойчивый)

Плод, ягоды, лекарства, слезы (горький)

  1. Упражнение . Вставить подходящие по смыслу прилагательные:

Этот…..зверек живет в лесу. У него…….. уши,……. Хвост.

Передние лапы……. а задние……. Шубка у зверька летом……,

а зимой…….. ……… морковь,……. капуста- любимые лакомства

животного. А зимой…….. кора хороша. Кто это?

  1. Упражнени е. Подобрать к именам прилагательным имена

существительные, с использованием картинного материала и без.

Образовать форму множественного числа.

  1. Упражнение . Подобрать имена прилагательные, близкие по

Сырая погода, душистые цветы, могучий дуб, старый город,

крикливые птицы, прозрачный лес, модная одежда.

  1. Упражнени е. Вставить окончания, задать вопрос от

существительных к прилагательным

Вечерн.. звезда, мягк.. одеяло, верхн.. этаж, скрипуч… дерево,

грустн.. картина, серебрист.. иней, золот.. шар.

Лето здесь длин. а зима корот…

На син.. небо наплывают легк… облака.

Желт… дыни на тепл.. земле и т.д.

  1. Упражнени е. Подобрать словосочетания, противоположные по

холодная вода, жаркий день, худой человек, вкусный обед,

приятный человек, заботливый товарищ, аккуратный почерк,

осенняя погода, плохой хозяин, ранняя осень ,ближняя роща,

жесткий диван, большой дом, широкая река, высокая елка,

теплые руки, яркий свет.

Восполнить у учащихся пробелы в понимании структурных и семантических отношений в слове . в практическом овладении способами образования слов . На втором этапе работа по обогащению лексического запаса учащихся именами прилагательными строится на подборе родственных слов, на восполнении пробелов в словообразовательных моделях

На этом этапе учащиеся восполняют пробелы в овладении навыками подбора и сопоставления родственных слов ; в умении образовывать слова с помощью суффиксов и приставок ; в умении выделить в родственных словах общий корень и осознавать семантические особенности этих слов ; в умении производить словообразовательный анализ, устанавливать соотношение производной и производящей основы.

Большое внимание следует уделять совершенствованию морфемного анализа , который подготавливает учащихся к освоению словообразовательного анализа. Знание состава слова очень важно и для повышения грамотности орфографических навыков , связанных с правописанием значимых частей слова. Без умения выделять морфемы учащиеся не смогут усвоить правил написания.

Упражнения и задания:

1. Из данных слов выделить однокоренные .

Стул, стол, лыжи, подоконник, ложка, оконный, окно, настольный, лыжный,

лыжник. Назвать имена прилагательные .

2. К существительным подобрать однокоренные прилагательные.

Красота, труд, Груз, заказ, вред, трус.

3.Образовать сданными корнями прилагательные.

Син-, весел-, грусть-, сад-, игр-, цвет-, свет-, крас-.

4. Распределить слова в таблице по составу.

Дело, окрик, столовый, вокзальный, подсолить.

Подобрать самостоятельно слова к таблице.

5. Указать из каких основ образовалось прилагательное: смелый, храбрый, высокий, красивый, грубый, хороший, маленький, тихий, строгий, добрый, твердый, интересный, горячий.

6. Образовать новые слова от существительных: «небо», «земля», используя приставку «под», суффикс и окончание.

под ∩ н

контроль, луна, забор, защита, ложь, надзор, нога, небеса, облако, ложь.

7. Образовать новые слова от глаголов, используя приставки по, за, под и суффиксы – енн, ел, ан.

Жарить, печь, гореть, вязать.

8. Составить слова из следующих частей:

ов, берез, ый; стол, ый, ов; н, пляж, ая; н, картин, ая.

9. Установить значение приставок:

ПОД – подводный, поджелудочный, подзащитный, подоблачный, подзаборный.

НА – настенный, накожный, настольный, нагрудный, напольный, надворный.

ПРИ – пришкольный, придворный, прирельсовый, привокзальный, приозерный.

НАД – надгробный, надземный, надмогильный, надклассовый, надстрочный.

10. Образуйте новые слова при помощи приставок «без», «бес»; объясните какое значение придает слову эта приставка.

11.Определить как образованы слова.

Неумелый, неумолимый, сонный, прожиточный, радужный, равнодушный, радушный.

12. Вставь пропущенное звено в слове.

Писать – письмо-….тель,-….ницца- ……енный, -…ский.

Двигать- движ- …, подвиж-….,подвижн-…,движен-…,движу… ,

Космос космон-…, космиче….-космод….

13.Выделить корень, объяснить значение слов: подводный, записная, литой, наглядный, накладной, погрузочный.

14. Расположить родственные слова в том порядке, в котором они образовались.

По образцу: учить-учитель-учительница

Трусость, трус, трусить, трусливый

Страх, страшиться, устрашиться, страшный, бесстрашный

Беленький, белизна, белый, белит, побеленный

Старый, стариковский, старик, стареть, устарелый

Испуг, попугать, пугливый, запуганный

15. Заменить словосочетания с предлогом словосочетаниями без предлога по образцу: сад при школе-пришкольный сад.

Вершина на горе- поездка за город-

Стол для письма- час перед рассветом-

Стол для обеда- платок из шелка-

Магазин для книг- статуя из бронзы-

Дом из кирпича- листья из золота-

Повязка на рукаве- трубка от телефона-

Значок на груди- стрелка от часов-

Плата за работу- варенье из малины-

Сторона за рекой- пункт для наблюдения-

Переход под землей- солдатик из олова-

Годы до войны- пуля из свинца-

Камни под водой- нож из стали-

16. Заменить подчеркнутые слова именами прилагательными (словами, к которым можно задать вопрос «какой», «какая», «какое», «какие».)

Писк комара – комариный писк

Следы зверя – звериные следы

17. Подбери имена прилагательные, близкие по значению.

Образец: Сырая погода – дождливая погода.

Душистые цветы; могучий дуб; старый город; шумные птенцы; редкий лес; модная одежда; мирный характер; наблюдательный человек; сильные мышцы; подлинный документ; красное знамя.

18. Подобрать словосочетания, противоположные по значению.

Образец: Холодная вода – горячая вода.

Жаркий день; худой человек; вкусный обед; приятный человек; заботливый товарищ; аккуратный почерк; осенняя погода; весенняя заря; плохой хозяин; ранняя осень; ближняя роща; жесткий диван; широкая река; теплые руки; яркий свет.

Разделить слова на слоги для переноса.

19. Составить слова из следующих частей. Установить значение приставки «под».

Вод, н, ый, под; желуд, под, ый, очн; защит, под, н, ый; под, н, ый, забор.

Объяснить написание приставки со словами.

20. Составить слова из следующих частей. Установить значение приставки «на».

Стен, на, н, ый; на, ый, н, кож; на, столь, н, ый; руч, на, н, ый; груд, ый, н, на

На, поль, ый, н; на, двор, н, ый.

Объяснить написание приставки со словами.

21. Выписать из текста имена прилагательные. Определить, от каких слов они образованы.

И летом и зимой хвойный лес стоит зеленый. На кухонном столе стоял холодный хлебный квас. Красивый альбом лежит на книжной полке. На автобусной остановке собрался народ. Люба ест сочные гранаты, а Лена вкусные бананы.

22. Заполнить таблицу по образцу.

Хорошо хороший

Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников

Цель: практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста, страдающих моторной алалией.

обогащение, уточнение и активизация словообразования словаря детей;

— обогащение, уточнение и активизация глагольного словаря детей;

— обогащение, уточнение и активизация словаря существительных у детей;

— обогащение, уточнение и активизация словаря прилагательных у детей;

— обогащение, уточнение и активизация числительного у детей;

— обучение пониманию и использованию в речи предлогов и частиц.

Специально подобранные и разработанные нами дидактические игры и игровые приемы отвечают задачам, которые решают указанные ранее направления и приемы логокоррекционной работы.

Комплекс игр, представленных ниже, предлагает игровые приемы для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, знакомит детей с понятием «слово», учит детей различать понятие «живое»-«неживое». В то же время игра дает логопеду возможность наметить себе дополнительную цель, например, группирование предметов по их признакам или назначению, работу над разными видами значения слова (понятийным, ситуативным, эмоциональным). Эти игры учат детей использовать множественное число существительных, различать род существительных, а также направлены на создание и закрепление обобщающих понятий. Также эти игры учат использованию падежных форм.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы. (Стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)

Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?». Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?)

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?». Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей – и спрашивает детей: «как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» – «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка – живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь – неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы – на вопрос «кто?».

Рассмотри рисунки

Цель: закрепление в речи детей слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Оборудование: предметные рисунки, изображающие живые и неживые предметы, фланелеграф.

Логопед выставляет на фланелеграф все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. После этого логопед дает задания:

1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;

2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Усложнение игры: игра проводится, не опираясь на рисунки. Логопед подбирает разные слова (живые и неживые) и называет их вперемешку. Дети должны поставить вопрос к этим словам. Наиболее активные отмечаются в конце игры.

Что спрятали?

Цель: обогащение, активизация и уточнение словообразования словаря детей и верное применение существительных в речи.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.

На столе раскладываются цветы, овощи и фрукты. (2-3 штуки) Детям предлагают внимательно рассмотреть, что лежит на столе, и запомнить, что где лежит. Затем дети отворачиваются, а логопед прячет один предмет. Ребенок должен ответить, что спрятано. (Можно отвечать одним словом)

Назови то, на что укажу

Цель: обогащение и активизация словообразования словаря детей и обучение их верному использованию существительных.

Оборудование: настоящая и игрушечная мебель.

Педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это затруднительно, логопед сам называет предмет и предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу, на диван и т. д. После можно предложить загадку: «Пришел мальчик в детсад, сел и предложил другому мальчику присесть около него. На чем они сидели? (На скамейке, на диване)

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи – морковь, капуста, огурец; фрукты – яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три – овощи бери! – начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали. (Педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же) Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя….» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Что с чем?

Цель: уточнение словообразования детей и обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.

Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)

Ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т. д.

Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.

Парные рисунки

Цель: активизация словаря, словообразования у детей.

Оборудование: парные рисунки предметов быта.

Логопед показывает ребенку рисунок, а ребенок должен отыскать у себя такой же и правильно его назвать. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не назовет и не отдаст все рисунки.

Найди то, что надо

Цель: активизация словообразования, словаря детей.

Оборудование: Набор предметных рисунков.

Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т. п. Логопед говорит: «Вова пошел кататься с горы. Что он взял с собой? (Санки) Ребенок, имеющий нужный рисунок, должен ответить словом или фразой.

Чьи дети?

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные по теме: «Домашние животные».

Оборудование: рисунки с изображением взрослых животных и картинки с изображением их детенышей.

Логопед раздает детям рисунки с изображениями животных: собаки, коровы, кошки и т. д. Рисунки, на которых изображены детеныши, остаются у логопеда. «Плачут котятки, потеряли маму, – кто у них мама? (Кошка) Ребенок, у которого есть рисунок кошки берет к себе изображение котят. Игра продолжается до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.

Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря

у детей старшего дошкольного возраста.

1. Дидактическая игра Лото «Времена года»

Материал к игре: 4 карточки формата А4 с изображением времени года, на каждой карточке по 8 пустых окошек для заполнения и 32 карточки 7´7 с рисунками, которые относятся к какому-либо времени года.

  • Обогащать речь детей, учить отвечать на вопрос полными предложениями.
  • Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
  • Закреплять знания детей о временах года.

Игровые задачи: Посмотри внимательно на карточку с картинкой, которую показывает ведущий, и определи, к какому времени года она относится. Заполни пустые окошки на своей карточке и объясни, почему ты решил, что эта карточка, которую показал ведущий, относится к тому времени года, что у тебя на карточке.

Игровые правила: Кто быстрее всех и правильно закроет все пустые окошки на своей карточке, тот и выиграл.

Ход игры: В игру играют 4 ребенка + ведущий. Ведущий показывает карточку и спрашивает, к какому времени года можно отнести данную картинку и почему, ребёнок, считающий, что картинка, которую показывает ведущий, его, должен доказать свое мнение полным ответом и закрыть пустое окошко картинкой. Выигрывает тот ребёнок, который первый закрывает полностью свою карточку.

2. Дидактическая игра «Назови одним словом»

Материал к игре: Карточки с изображение предметов одного родового понятия (обувь, школьные принадлежности, деревья, дикие животные и т.п.)

  • Обогащать речь детей, учить отвечать на вопрос полными предложениями.
  • Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
  • Продолжать учить детей употреблять существительные с обобщающим значением.

Игровые задачи: Посмотрите внимательно на карточку, подумайте и назовите предметы, изображенные на карточке, одним словом.

Игровые правила: Играть будем все вместе, если знаете правильный ответ, не выкрикивайте, а дождитесь, когда вас спросят, не подсказывайте, тем, кто затрудняется с ответом, пусть этот ребенок сам подумает и ответит.

Ход игры: Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

3. Лексическое упражнение «Кто как разговаривает?»

Материал к упр.: Карточки с изображением животных.

  • Обогащать речь детей глаголами.
  • Учить отвечать на вопрос полными предложениями.

Игровые задачи: Я буду показывать вам картинку с изображением животного, а вы должны назвать животное и сказать, как разговаривает это животное.

Ход упр.: Педагог показывает картинки детям, Дети называют животное, изображенное на картинке и говорят, как это животное подает голос.

4. Лексическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?»

Материал к упр.: Мяч

  • Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Игровые задачи: я буду бросать вам мяч, называть слово и спрашивать «чей?», «Чья?» или «чье?», а вы должны будете правильно подобрать прилагательное. Например, я бросаю мяч Пете, говорю ему слово шарф и спрашиваю «чей?», он должен ответить, например, папин.

Ход упр.: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?) – дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина, Тапочек (чей?) – дедушкин.

5. Лексическое упражнение «Слова –родственники»

Материал к упр.: Мяч

  • Упражнять детей в подборе однокоренных слов.

Игровые задачи: Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны придумать однокоренное слово.

Ход упр.: Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку, а ребенок называет однокоренное слово и бросает мяч обратно.

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(обобщение опыта работы)

«Речь может быть такой же разной,

как мир, который она описывает».

Овладение родным языком в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном образовании, как фундаментальная база развития и воспитания человека в целом.

Развитие речи маленьких детей – проблема, которой издавна уделяли внимание мыслители и педагоги. ратовал за обучение детей на родном языке и провел реформу русского языка, раскрыл дидактические принципы, средства, методы, и приемы обучения родному языку. Достойными последователями их идей стали , , и другие исследователи, но проблема становления и развития речи остается актуальной и в настоящее время. Характерной особенностью современного периода является тенденция увеличения количества детей с общим недоразвитием речи. В исследованиях современных авторов (, , и др. ) существуют разные точки зрения на эту проблему, но бесспорно одно – речевое развитие детей должно сопровождаться специалистами посредством современных техник и инновационных коррекционных технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования речевое развитие выделяет как отдельное направление (образовательную область) в образовании детей, которое предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В общей системе речевой работы детского сада одним из ведущих направлений было и остается в реальной ситуации словарная работа, содержание которой заключается в расширении и обогащении словаря, его закреплении и активизации. И это правомерно, так как основная единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

В современном образовательном пространстве идет активный поиск и внедрение инновационных технологий, позволяющих эффективно решать образовательные задачи при максимальном использовании интеллектуальных ресурсов самих детей с минимальными временными затратами педагога. В связи с этим мы выстраиваем систему образовательной деятельности с детьми и их родителями (законными представителями) на основе современных психолого – педагогических исследований в области формирования и коррекции речевого развития, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей. Такой подход обеспечивает нам возможность уже на уровне дошкольного детства заложить базовую основу речевого развития и максимально реализовать индивидуальный речевой потенциал ребенка.

В данном опыте работы представлены активные формы освоение словарного состава родного языка дидактические игры и лексические упражнения.

Одним из специфических видов деятельности детей дошкольного возраста позиционируется игра как занимательный процесс и универсальная форма развития и обучения, стимулирующая познавательную и речевую активность ребенка. В логике данной аксиомы мы практикуем использование дидактических игр и лексических упражнений как активную форму словарной работы. Для нас такая организация речевого развития детей актуальна еще и потому, что позволяет реализовать свой творческий педагогический потенциал посредством разработки авторских дидактических игр, цели которых мы определяем в соответствии с образовательными потребностями ребенка и варьируем их по мере выполнения.

Учеными (, , , ) доказано, что интерес к речи, как особому объекту познания появляется у старших дошкольников. Их интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи, ребенок в этом возрасте активно овладевает бытовым словарем. Мы выстраиваем свою работу по обогащению словарного запаса ребенка в логике данной возрастной закономерности.

С целью реализации содержания образовательной программы по речевому развитию мы выдвигаем ряд задач:

– точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;

– замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы; употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;

– самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов; понимать и использовать в речи термин «предложение»; составлять предложение из 3-4 слов.

Ориентируясь на выше перечисленные задачи, мы разработали перспективный план, сделали подборку игр и упражнений позволяющие в логике развития лексико – грамматических форм, формировать у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. Так, вводя в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, резина, стекло, металл, пластмасса), мы широко применяем загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Например

От ветра оно закроет,

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью этим зверям отдаю.

По снегу покатите – я подрасту,

На камене согреете – я пропаду.

Значительное внимание уделяем ознакомлению детей со смысловой стороной слова, расширяем запас синонимов и антонимов, многозначных слов. Стараемся приучать детей употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Составляя предложения со словами-синонимами, обозначающими нарастание действия (шепчет, говорит, кричит), учим детей осознавать оттенки значений глаголов. Так в игре «Найди приятеля» предлагаем детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу:

· дом, солдат, маршал

· конь, собака, лошадь

· веселый, крепкий, прочный

Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Мы учим, детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). В игре «Сравни» дети объясняют качество двух объектов:

По вкусу: горчица и мед

По возрасту: юноша и старик

По высоте: дерево и цветок и т.д.

В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

– Слон большой, а комар .

– Камень тяжелый, а пушинка .

– Днем светло, а ночью .

Активно ведется работа с детьми по освоению значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый).

Так в игре «У кого? У чего?» предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова. Например:

– ручка – у человека, у двери, у чемодана

– язычок – у человека, у ботинка

В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам: дерево, цветок – что делают? (растут)

Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)

Мяч, яблоко – какие? (круглые)

От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов мы постепенно подводим детей к составлению связных высказываний, используя все характеристики предмета, явления персонажа, их качества и действия.

В логике работы по формированию грамматического строя речи, приучаем детей обогащать свою речь разнообразными грамматическими формами и конструкциями, согласовать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. Постепенно задания усложняем, вследствие чего дети вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот».

Обучаем детей правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть-надеть), обращая их внимание на слова-антонимы (одеть-раздеть, надеть-снять).

Современные дети очень любят «придумывать» новые, необычные слова, ориентируясь, порой на мультфильмы, сказки-перевертыши, новые игрушки и др. Мы стараемся воспользоваться детскими интересами, с целью обучения их приемам словообразования. В образовании новых существительных обращаем внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).

Обучая образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов, усложняем задания. Например, в игре «Назови действие», где ребенок с помощью картинки привязанной к карточке манипулирует машинкой, она въезжает в гараж, выезжает из ворот, подъезжает к дому. Ребенок комментирует свои действия направленные на движение машины.

Нами создана картотека дидактических игр и лексических упражнений. В ней систематизированы по темам словесные игры и упражнения: фрукты, одежда, мебель, посуда, времена года, животные, птицы, профессии и др.

Игры и упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи мы рекомендуем педагогам включать в обучающие занятия по развитию речи, ознакомлению с природным и социальным окружением, стараемся учитывать отношения каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе.

Эффективными с точки зрения рассматриваемой проблемы являются не только дидактические игры, но и лексические упражнения, обеспечивающие закрепление знаний ребенка в области лексики. Существуют разные виды упражнений. Современными авторами принято выделять лексические и словарные упражнения. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функцио­нирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка. Оба вида уп­ражнений тесно связаны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить. Если придерживаться такого принципа типологии, то очевидно, что подавляющее большинство упражнений со словом, с его смысловой стороной следует назвать словар­ными. Однако в последние годы в дошкольной методичес­кой литературе и практике все упражнения в области лек­сики (словарного состава языка) получили название лек­сических упражнений. Термины «словарные» и «лексические» употреб­ляются как синонимы.

Известно, что лексические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая за­дача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова, она представляет для детей опре­деленную сложность. Поэтому мы особое внимание стараемся уделять грамотному подбору речевого материала, постепенно ус­ложняя задания, сохраняя их связь с предыдущими этапами ра­боты над словом.

С нашей точки зрения такие упражнения содействуют формированию у детей умения сво­бодно пользоваться лексическими средствами языка, со­здают условия для самостоятельного отбора слов и введения их в активный словарь ребенка.

Систему словарных упражнений для детей дошкольного возраста в свое время пред­ложила . Целью таких упражнений она считала расширение лексикона и речевых навыков. Таких как подбор эпитетов к слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, набор слов с оттенками значений, подбор пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных предложений, определение составных частей целого, а также упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, составление предложения с несколькими задан­ными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов. Уже только по этому перечисле­нию нетрудно заметить позитивное воздействие названных выше упражнений на характер и содержание работы со словом.

Для нас значим тот факт, что большинство лексических упражнений одномоментно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласо­вание слов, словоизменение, употребление слова в соста­ве предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова.

Наши дети живут и развиваются в информационном обществе и одна из главных педагогических задач, которую необходимо решать уже сегодня – приобщение ребенка к информационной культуре, формирование тех информационных ценностей, которые будут востребованы им в будущем. В нашей деятельности коммуникативные технологии являются стали инновационным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, стимулирующим их мотивационную готовность и познавательную активность.

ИКТ обеспечило нам возможность разработки авторских дидактических игр и занимательных упражнений, наши воспитанники с горящими от восторга глазами решают в процессе такой компьютерной игры, намеченные мной задачи. Содержание игр и задачи к ним варьируются в соответствии с образовательными потребностями детей. Сообразно лексическим темам мы используем комплексы игр с большим диапазоном вариативности и многофункциональности. (Приложение ) В играх присутствуют чаще всего герои любимых сказок, мультфильмов, они и помогают детям справиться с трудными заданиями, дети им сопереживают, сочувствуют. Благодаря постепенному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять задания более внимательно и в полном объеме, более эмоционально воспринимать его и осмысливать.

В состав мультимедийных презентаций мы включаем такие компоненты как цифровые фотоизображения, форматированный текст, компьютерные рисунки и анимация, видеозарисовки, сюжеты, фильмы.

Такая занимательна форма обучения, интересна не только моим детям, но и мне самой, так как позволяет создавать авторские игры, что для меня увлекательно и обеспечивает возможность довольно в короткий срок получить результат – положительную динамику речевого развития воспитанников в целом и словарного запаса в том числе.

Мы на собственном опыте убедились в том, что даже традиционные дидактические игры и лексические упражнения выступают результативной формой словарной работы. Однако, игры, выполненные в программах ИКТ, в большей мере чем традиционные форм работы обеспечивает ребенку возможность освоить нормы и правила родного языка определенные для каждого возрастного этапа. Развивают навыки гибкого применения их в конкретных ситуациях, стимулируют овладение основными коммуникативными способностями, формирование достаточного словарного запаса.

В этом проблемном поле, на наш взгляд, необходимо создать пространственную предметную развивающую среду, стимулирующую познавательно – речевую активность детей. Вследствие чего, у них возникнет потребность самостоятельно, опытно – экспериментальным путем овладевать способами познания окружающего мира, добывая, достраивая, свободно используя и «оречевляя» уже имеющуюся о нем информацию.

Заключение. Руководствуясь тем, что общее развитие речи, включая формирование и обогащение словаря детей, составляет один из основных компонентов формирования личности и тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, мы разработали устойчивые механизмы формирования речевого развития и обогащение словарного запаса с опорой на превалирующие виды детской деятельности.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с раннего возраста, стимулируя ребенка к дальнейшему увеличению и обогащению словарного запаса. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная, чистая грамотная речь.

Чистая, правильна, богатая и выразительная речь ребенка является основным продуктом коррекционной деятельности учителя – логопеда и педагогической деятельности воспитателей и родителей.

1. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. . – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. – с. 4-16.

2. Бондаренко игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.

3. В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ.-1970.

4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2003. – 176 с.

5. , , Филичева общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.

6. Иванова упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980

7. Левина правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.

8. Рубинштейн общей психологии. – М., 1989.

9. Тихеева речи детей. / Под ред. . – М.: Просвещение, 2005.

Лексические упражнения по обогащению словаря детей прилагательными

Автор: Шуваева Любовь Алексеевна

Организация: МБДОУ « Детский сад №7»

Населенный пункт: Орловская область, г. Мценск

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей с ОНР мы видим множество речевых проблем.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что центральная роль в формировании человека принадлежит родному языку. Он говорил: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения, видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка и усваивает легко и скоро, в 2-3 года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог- родное слово». Поэтому одной из важнейших задач детского сада является формирование у дошкольников связной речи.

Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка.

В. Сухомлинский говорил: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии».

Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители – гуманисты, просветители, педагоги XVIII -XIX в.в. (Ж.Ж. Руссо, М. Ломоносов, В.Г.Белинский, Я.А. Каменский, К. Д. Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.

Актуальность выбранной мною темы работы подтверждает документ «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, где прописаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В содержании программы должны быть чётко представлены направления развития и образования детей, одним из которых является – речевое развитие. Это направление включает в себя задачу по обогащению активного словаря детей, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей.

Богатый словарный запас ребенка играет огромную роль для полноценного развития. Поэтому меня и заставило обратить серьезное внимание на формирование словаря. В своей работе мне часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми, по какой – либо теме (фрукты, мебель, одежда и т.д.) сначала возникала пауза. Затем, дети говорят о каком – то одном, двух характерных признаках, обсуждаемого предмета и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что, они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Из них надо все «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить грамотно свои знания не могут, не хватает активности словаря

Проблема формирования лексико – грамматического строя речи является одной из самой актуальной проблем. И поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря ребенка его правильности, «чистоте». Чем богаче и правильнее словарь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, я определила, роль слова как важнейшую единицу языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Работая с детьми, я заметила, что лучшего результата можно достичь тогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребенка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Поэтому в своей работе, направленной на формирование словаря я решила использовать дидактические речевые игры.

Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов. Например: Как ребенок узнает о новом предмете. Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам:

1признак – что это? (горох, лук, стул)

2 признак – каким цветом? (зеленый, синий, и т.д.)

3 признак – какая форма? (овальная круглая и т.д.)

4 признак – какая величина? (большой – маленький)

5 признак – какой вкус? (сладкий, кислый)

6 признак – какой запах? (ароматный, приятный, и т. д.)

7 признак – какой на ощупь? (мягкий, твердый)

8 признак – что внутри? (зернышки, косточки, шурупы)

9 признак – где используем? и т.д.

Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; она называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Для этого я использовала игры «Один, много», «Подбери нужное слово», «Отбери предметы по количеству» и т.д. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на НОД по ФЭМП, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.

Для работы с детьми я использовала задания, при которых углубляются представления о предмете. Например: игра «Кто это, что это?» учит правильно называть предметы, «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.

Дошкольникам давались задания на классификацию домашних и диких животных, группировку по родовому признаку: мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт. «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.

Часто использовала в работе с детьми дидактическую игру «Скажи наоборот». Работа над антонимами приучала детей к сопоставлению предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.

Для обогащения речи детей прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?), а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….»

Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Например: «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?»

Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная)

Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями. Игра «Объяснялки» – объясни, что это такое? (Водопад – вода падает с горы).

Следующее направление работы с детьми это:

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные — обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные — красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Например: игра «Что ползает, летает, идет, едет?» ребенок обращает внимание на разнообразие слов.

Наряду с закреплением словаря решала и другую задачу: уточнение смысла слова, углубление его значения. Например, смысл слова «новогодний» праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, он означает для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает полное значение этого праздника.

С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Например: «Объедини слова в рассказ». Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, на фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых ребенок рассказывает.

Работая с детьми, часто задавала себе вопросы; на что надо обратить внимание? Как приобщить ребёнка к приобретению знаний? Что сделать, чтобы, обучение было доступно и вызвало интерес у ребёнка? Мне помогли дидактические игры и лексические упражнения, предложенные в книге С.А.Васильевой, Н.В.Соколовой «Логопедические игры для дошколят»,

Начиная работу по формированию словаря, с помощью дидактических игр и лексических упражнений выделила в ней такие направления:

– создать условия для формирования словаря, то есть развивающую среду;

– подобрать дидактические игры и лексические упражнения по лексическим темам;

– использование дидактических игр и пособий от простого к сложному.

  • групповой комнате был создан уголок по речевому развитию, в котором подобраны дидактические игры, лексические упражнения, например,:«Язык» (многозначность слов), «Сравни» (сравнительные прилагательные), «С какого дерева листок» (образование прилагательных), «Соберём лисичку»(притяжательные прилагательные), «Кто где живёт»(домашние и дикие животные), а так же схемы-опоры по составлению описательных рассказов, картотеки пословиц, поговорок, загадок, игры, развивающие речь с движениями, подобрана художественная литература.

Понимая, что работа, проводимая мною с детьми в детском саду должна продолжаться в условиях семьи, я провела ряд мероприятий для родителей.

Это консультации: Например, «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»; «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для обогащения словаря детей»

Я разработала занятия по обогащению словаря детей в домашних условиях с использованием дидактических игр. Познакомила родителей с методами и приёмами работы по этой теме в детском саду. Были проведены родительские собрания с участием логопеда Таволжановой О.М., где подчёркивалась роль работы по формированию грамматически правильной речи и обогащению словаря у детей и давались необходимые рекомендации.

Так же мы проводили индивидуальные беседы с родителями о необходимости обращать внимание на речь детей, словарный запас. Приглашались индивидуально родители и дети, у которых по итогам диагностики был выявлен бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов, речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушение согласования слов в предложении), в разговорной речи у них преобладали простые нераспространённые предложения.

Большую популярность получила такая форма работы, как «Играем вместе». В наше время родителям в силу своей занятости на общение, на игру с ребёнком остаётся не так уж много времени. Тем более ценным является то, что можно, придя за ребёнком в детский сад, включиться в игровую ситуацию вместе с ребёнком. При этом родитель получает мини-консультацию от воспитателя и логопеда, получает практические навыки игрового взаимодействия с ребёнком, имеет возможность увидеть какие игры интересует его ребёнка, понять чего не хватает в домашней игровой среде для того, чтобы она поддерживала свои развивающие способности

Родители с пониманием отнеслись к теме – обогащения словаря детей и активно приняли участие в создании условий и развивающей среды. С их помощью были изготовлены пособия и дидактические игры.

Я убедилась в том, что дети, с которыми больше играют – обладают большим количеством запаса слов. А также само участие родителей в игре необходимо для проявления интереса у детей к самому процессу игры, то есть давать детям новые ситуации, в которых появятся новые слова и выражения, а ещё необходимо разговаривать с детьми по существу их игр, тем самым, обогащая их словарь.

Обогащение словаря детей с ОНР прилагательными и глаголами

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дети с ОНР

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушении в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Вот некоторые из дидактических игр и заданий по формированию грамматического строя: важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с именем существительным. Эти окончания будут различными при согласовании прилагательного с существительными м, ж, ср. рода, а также при согласовании с существительными мн. числа.

  1. «Исправь ошибку Незнайки»
    – Я вижу синий шары
    – Я рисую красный карандаш
  2. «Какой это предмет?» (с мячом)
    Зеленое – яблоко, дерево
    Зеленая – трава, бумага
  3. «Какого цвета?»
    Карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед показывает цвет, а дети находят на карточках предмет этого цвета и называют:
    – У меня красная шапка
    – У меня красный шар
  4. «Юный художник»
    Рисунок через трафарет, а ребенок говорит:
    – У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красный карандаш или красную краску.
  5. «Назови ласково»
    – Цветок красный, а цветочек красненький
    – Чашка синяя, а чашечка синенькая
  6. «Что из чего?»
    – Стакан из стекла – стеклянный
    – Мяч из резины – резиновый
  7. «Правильно назови листья»
    Лист дуба – дубовый
  8. «Чьи хвосты?» «Ералаш»
    Хвост собаки – собачий
  9. Придумать, как можно больше слов:
    солнце (какое?)
    трава (какая?)
    листья (какие?)

Игры и упражнения для наработки глагольного словаря:

  1. Дифференциация сов.-несов. вида
    где мыла – а где вымыла
    рисует – нарисовал
  2. «Чем отличаются слова?»
    умывает – умывается
    купает – купается
  3. «Добавь слово» (по картинкам)
    в клетку птичка… (влетает)
    из клетки… (вылетает)
  4. «Что делают…?»
    топором…
    ножом…
    водой…
  5. Глаголы ед. и мн. числа
    «Отгадай по действию» (по показу)
    Он идет – они идут
    Он поет – они поют
  6. Придумать как можно больше слов (по тематике)
    солнце (что делает?)
    листья (что делают?)
  7. Игра «Отгадай, кто это?»
    – сторожит, грызет, лает – кто это?
    – мычит, жует, ходит – кто это?
  8. «Что какие звуки издает?»
    дверь – скрипит
    машина – гудит
  9. «Кто как движется?»
    утка (ходит, плавает, летает)
  10. «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Формирование грамматического строя – это постоянный, непрерывный процесс, таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Исправления грамматической ошибки – это лишнее подкрепление знаний не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.

Работа вне занятий – это работа в основном по исправлению ошибок детей. Если ошибка грубая, то можно правильную форму слова сказать самой. А иногда достаточно сказать «ты сказал неправильно, исправься».

Обогащение глагольным словарем и словарем слов-признаков идет:

1. При одевании и раздевании детей:

– что делаем? (завязываем, застегиваем, расстегиваем, одеваем, обуваем, шерстяная)

2. Мытье рук: намыливаем, смываем, вытираем, мыло душистое, пенное; полотенце красивое, мягкое)

– игрушки какие? (деревянные, металлические, меховые, резиновые)

– что делаем? (строим, катаем, одеваем, кормим и т.д.)

Часто приходится исправлять речь самих родителей, которые неправильно употребляют ту или иную грамматическую категорию.

Картотека логопедических игр
картотека по логопедии (старшая группа)

Игры для дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
2.pptx 888.78 КБ
1.doc 194.5 КБ
kartoteka_dlya_raboty_s_detmi.doc 1.96 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Картотека логопедических игр Шуваева Валентина Владимировна

стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето. стол, стул, кровать, чайник. лошадь, собака, кошка, щука. ёлка, береза, дуб, земляника. огурец, репа, морковь, заяц, блокнот, газета, тетрадь, портфель огурец, арбуз, яблоко, мяч. волк, лиса, медведь, кошка. фиалка, ромашка, морковь, василек. кукла, машина, скакалка, книга. поезд, самолет, самокат, пароход. воробей, орел, оса, ласточка. лыжи, коньки, лодка, санки. стул, молоток, рубанок, пила. снег, мороз, жара, лед. автобус, трамвай, самолет, троллейбус. река, лес, асфальт, поле. пожарник, космонавт, балерина, милиционер. парта, доска, учебник, ежик. змея, улитка, бабочка, черепаха. краски, кисти, чайник, полотно. шляпа, крыша, дверь, окно. молоко, чай, лимонад, хлеб. нога, рука, голова, ботинок. храбрый, злой, смелый, отважный. яблоко, слива, огурец, груша. молоко, творог, сметана, хлеб. час, минута, лето, секунда. ложка, тарелка, кастрюля, сумка. платье, свитер, шапка, рубашка. мыло, метла, зубная паста, шампунь. сосна, береза, дуб, земляника. грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал. «Назови лишнее слово» Цель : активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово«лишнее».

«Какое слово заблудилось?» Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.» Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном: «Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном». Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело. Забодал меня котел (козел), на него я очень зол. «Шутка» Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц. У нас в переулке есть дом с чудесами, Сходите, взгляните – увидите сами: Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет. А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки. Речевое развитие

«Как сказать правильно?» Цель игры – формировать умение находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию. Взрослый спрашивает: «Как сказать правильно?» 1. Папа, иди шепотом. 2. Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закатушить. 3. Мама, я ботинки наизнанку надел. 4. Зима наступила на осень «Узнай по голосу» Цель: развитие слухового внимания. Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз. Описание. Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай». По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назовет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу другого ребенка».

«Подскажи словечко » Цель игры – учить детей подбирать рифмы к словам. Щиплют травку возле речки в теплых кожушках … (овечки). Пошел котик на торжок, купил котик … (пирожок). Ток-ток-ток, стучит по крыше … (молоток). Динь-дон, динь-дон, в переулке ходит … (слон). Для птенцов и для зверят тоже нужен … (детский сад). И рыщут по дороге слоны и …(носороги). Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица). «Как сказать по-другому?». Цель игры – познакомить с переносным значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова. Взрослый просит объяснить значение выражений: Одна нога здесь, другая там. Сгореть со стыда. Ворон считать. Морочить голову. Как снег на голову. Летит как угорелый. Зарубить на носу. Надуть губы.

«О чем говорит пословица» Цель игры – развивать образное мышление. Взрослый проводит небольшую беседу о значении пословиц. Затем предлагает ребенку придумать небольшую сказку или рассказ, в котором кто-то из героев мог бы ее сказать. У страха глаза велики. Трусливому зайке и пенек – волк. Не рой другому яму, сам в нее попадешь. Кто зря сердит, у того голова болит. Как аукнется, так и откликнется. Какие сани, такие и сами. Одна пчела много меда не наносит. « Кого назвали, тот и лови!» Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: большой мяч. Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время. Начинаем играть».

« Испорченный телефон» Цель: развитие слухового внимания. Описание. Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный телефон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое- либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом с случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего. Давайте поиграем».

«Кто знает, пусть дальше считает» Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления. Оборудование: мяч. Описание: В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10. Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10. Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как надо считать? Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять». Правильно. Начинаем играть». Примечание. Усложненным вариантом может быть такой. Воспитатель предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со словами: «Считай дальше». Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре» —и кидаю мяч Вове. Он считает до 8, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай дальше». Витя продолжает: «Девять, десять»». Как вариант может быть игра «До» и «После». Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти. Если воспитатель скажет: «После пяти», дети должны назвать: шесть, семь, восемь, девять, десять. Игра проходит в быстром темпе.

« Закончи предложение» Лимоны кислые, а сахар. Собака лает, а кошка. Ночью темно, а днем. Трава зеленая, а небо. Зимой холодно, а летом. Ты ешь ртом, а слушаешь. Утром мы завтракаем, а днем. Птица летает, а змея. Лодка плывет, а машина. Ты смотришь глазами, а дышишь. У человека две ноги, а у собаки. Птицы живут в гнездах, а люди. Зимой идет снег, а осенью. Из шерсти вяжут, а из ткани. Балерина танцует, а пианист. Дрова пилят, а гвозди. .Певец поет, а строитель. Композитор сочиняет музыку, а музыкант. Образование относительных прилагательных. Дом из кирпича – кирпичный дом дом из стекла – стеклянный дом дом из бетона – бетонный дом дом из мрамора – мраморный дом дом из соломы – соломенный дом дом из камня – каменный дом дом из дерева – деревянный дом дом из песка – песчаный дом.

«Назови дом, в которой 1, 2, 3, 4, 5…. этажей». Образование сложных прилагательных. Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком. Дом с одним этажом – какой? – одноэтажный дом дом с двумя этажами – какой? – двухэтажный дом дом с тремя этажами – какой? – трехэтажный дом дом с четырьмя этажами – какой? – четырехэтажный дом дом с пятью этажами – какой? – пятиэтажный дом дом с 6,7,8,9,10 этажами – какой? дом со многими этажами – какой? – многоэтажный дом. «Какой, какое, какая? » Словообразование прилагательных от существительных. Можно использовать игру с мячом или любым другим предметом (назови и передай соседу предмет) . Город – парк (какой) городской Улица – проезд (какой) уличный Вокзал – площадь (какая) вокзальная Река – трамвайчик (какой) речной Библиотека – книга (какая) библиотечная Парк – переулок (какой) парковый Бульвар – кольцо (какое?) бульварное Музей – экспонат (какой) музейный.

Придумай название улицы». Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово. В нашем городе много улиц. Все они широкие, красивые, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили и никогда не путали. На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская) . На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная) . На этой улице есть фонтан. Назовем ее (Фонтанная) . На этой улице много кедров. Назовем ее (Кедровая) . На этой много берез. Назовем ее (Березовая) . На этой улице много садов. Назовем ее (Садовая) . На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная) . На этой улице находится библиотека. Назовем ее (Библиотечная) . На этой улице находится больница. Назовем ее (Больничная) . На этой улице находится театр. Назовем ее (Театральная) . Придумай ещё несколько названий улиц сам.

«Кто кем (чем) будет?» Яйцо Мальчик Семечко Гусеница Цыпленок Желудь Икринка Мука Железо Кирпич Ткань Ученик Девочка Почка, Щенок Шерсть Теленок Птенец, Ягненок. «Кто кем (чем) был?» Цыпленок – яйцом; Лошадь – жеребенком; Корова- теленком; Дуб -желудем; Рыба -икринкой; Яблоня – семечком; Лягушка -головастиком; Бабочка – гусеницей; Хлеб -мукой; Птица -птенцом; Овца -ягненком; Шкаф -доской; Велосипед -железом; Рубашка -тканью; Ботинки -кожей; Дом -кирпичом; Мастер -ученик; Листок -почкой; Собака –щенком.

«Слово заблудилось» Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка), На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки). Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша. (каша, ложка). На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос). «Испеки мне утюжок!» – просит бабушку крючок, (пирожок. внучок) Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами. Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном: Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном». Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело. Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

« Назови одним словом». Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом: 1. суп, каша, гуляш, кисель; 2. лошадь, корова, овца, свинья; 3. курица, гусь, утка, индейка; 4. волк, лиса, медведь, заяц; 5. капуста, картофель, лук, свекла; 6. пальто, шарф, куртка, костюм; 7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки; 8. шапка, кепка, тюбетейка, берет; 9. липа, береза, ель, сосна; 10.зеленый, синий, красный, желтый; 11.шар, куб, ромб, квадрат; 12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник; 13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Кошка хочет есть. Человек вьет гнездо. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять Туфли стеклянные На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка Кошка варит кашу. Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Человек вьет гнездо. Собака хочет есть. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять. Туфли стеклянные. На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет по крыше. Собака гуляет по крыше. Лодка плывет по небу. Девочка рисует домик. Домик рисует девочку. Ночью светит солнце. Зимой идет снег. Зимой гремит гром. Рыба поет песни. Корова жует траву. Мальчик виляет хвостом. Хвост бежит за собакой. Кошка бежит за мышкой. Петух играет на скрипке. Ветер качает деревья. Деревья водят хоровод. Писатели пишут книги. Строитель строит дом. Шнурки идут за ботинками. Мама готовит обед. «Бывает – не бывает» Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Читайте также:
Использование ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: