Лексическая тема Зимующие птицы (рекомендации для родителей)

Рекомендации родителям по лексической теме «Зимующие птицы»

Анастасия Романова
Рекомендации родителям по лексической теме «Зимующие птицы»

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Родителям рекомендуется:

1. Понаблюдайте с ребёнком за птицами, которые встречаются зимой.

– Рассмотрите в книгах изображения зимующих птиц. Поговорите о том, как люди могут помочь птицам перезимовать.

– Произнесите чётко названия зимующих птиц, а потом попросите ребёнка повторить вслед за вами: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел, снегирь, сова

2. Рассмотрите изображения птиц. Обратите внимание ребёнка на части тела птицы: голову, хвост, крылья, грудку, лапки.

Закрепите в речи ребёнка глаголы: прилетают, садятся, клюют, чистят пёрышки, улетают

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

• Странный доктор есть на свете.

Он деревья лечит, дети.

Где болит? Тук, тук!

А, нашел. Тут, тут! (Дятел)

• Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это. (Снегири)

4. Дидактическая игра «Назови ласково».

5. Дидактическая игра «Один-много».

6. Поиграйте вместе с детьми в игру, развивающую координацию речи с движением.

Вот на ветках, посмотри, (хлопают по бокам руками –крылышками)

В красных майках снегири

Распушили пёрышки, (часто потряхивают руками –крылышками Греются на солнышке. опущенными вниз)

Головой вертят, улететь хотят. (повороты головой с кивком)

Кыш! Кыш! Улетели! («полетели» по комнате, взмахивая руками как крыльями)

За метелью, за метелью!

Фотоотчет по лексической теме «Перелетные птицы» Несмотря на то что за окном холодно и кое-где лежит снег, у нас в группе весна и прилетели перелетные птицы! Всю недели мы изучали жизнь,.

Консультация родителям по лексической теме «Дикие животные» Занимаясь с нашими детьми по этой теме, даем им знания: о названиях диких животных; об их внешнем виде и отличительных особенностях; о том,.

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» Тема недели: «Зимующие птицы» Сыграйте с ребенком в следующие игры: 1. «Один – много» (образование множественного числа) Взрослый говорит:.

Рекомендации родителям по лексической теме «Деревья и кустарники осенью» Лексическая тема: Деревья и кустарники осенью Родителям рекомендуется: 1. Поиграть с ребенком в игру «Назови 5 деревьев». 2. Назови дерево.

Рекомендации родителям по лексической теме «Фрукты. Сад» Лексическая тема: Фрукты. Сад. Родителям рекомендуется: 1. Рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты, ягоды. • повторить обобщающие слова.

Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы и лесные ягоды» Лексическая тема: Лес. Грибы и лесные ягоды. Родителям рекомендуется: 1. Рассмотреть с ребёнком иллюстрации грибов. • Побеседуйте о том,.

Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Осень» Продолжается прекрасное время года – Осень! Наши специалисты и воспитатели в увлекательной форме знакомят детей старшего дошкольного.

Рекомендации родителям по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» Лексическая тема: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах Родителям рекомендуется: 1. Повторите с ребенком названия овощей, расскажите.

Рекомендации родителям по лексической теме «Транспорт» Вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный,.

Рекомендации родителям по теме «Кто живёт в воде?» Рекомендации родителям по теме «ОБИТАТЕЛИ ВОДОЁМОВ». (старший дошкольный возраст) – Побеседуйте с ребёнком о различных водоемах – родник,.

Рекомендации для родителей в выполнении домашнего задания по теме”Зимующие птицы”

Тема “Зимующие птицы”

Напомните ребенку, что птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам с севера, называются зимующими птицами.

Предложите ребенку назвать зимующих птиц: воробей, синица, сорока, дятел, голубь, снегирь, клест, свиристель, ворона.

Проговорите названия птиц по слогам, назовите первый звук в слове.

Найдите изображение птиц в книге, журнале, в раскраске, рассмотрите их. Помогите ребенку описать птицу.

Спросите ребенка, знает ли он, чем питаются птицы зимой, как человек помогает птицам.

Игра «Сосчитай птиц».

Дети считают птиц:

один воробей, два воробья, …., пять воробьев, ….

одна синица, две синицы. пять синиц, …..

один голубь, два голубя, ….. пять голубей. и т. д.

Игра «Большой — маленький»:

– острый клюв — остренький клювик

– длинная шея — длинненькая шейка

Читайте также:
Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте

– тонкие лапы — тоненькие лапки

– короткий хвост — коротенький хвостик

– светлые перья — светленькие перышки и т. д.

Загадайте ребенку загадки:

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

– Желтогрудая, веселая, быстрая, умная -.

– Красноголовый, остроносый, лесной работник – ….

– Длиннохвостая, белобокая, суетливая, говорливая -…

Об авторе

Юнг Ирина Николаевна

Юнг Ирина Николаевна. Образование высшее. Учитель-логопед. Работаю в МБДОУ “Детский сад ” Капитошка” г. Абакана. Стаж педагогической деятельности 10 лет.

Новые записи автора
Комментарии

Новое в блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию
Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младш…
ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.
ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну…

В блогах

Сюжетный тренажер «Кошкин дом»

Цель: – развитие мелкой моторики руки; – развитие представления о величине (большое- солнце, маленький – цветок); – развитие умения различать предметы по форме.

Конспект НОД по рисованию «Гжель» (старшая группа)

Программные задачи: 1. Расширять и закреплять представления детей о гжельской росписи.2. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров.3. Учить выполнять орнамент с применением.

Как озвучить сказку?

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста Цель: познакомить родителей с методом развития творческих способностей детей через практическое занятие – озвучивание.

Новое на сайте

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей различать и называть цвет. Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику рук. Создать атмосферу эмоционального подъёма, заинтересованности, инициативности на занятии; Продолжать.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его семья» в рамках тематической недели “Домашние птицы”. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тип проекта: познавательно –.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию в средней группе

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы удлиненной формы, слегка оттягивая конец пальцами, аккуратно обращаться с материалом. Расширять представление об овощах. Продолжать.

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко»

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко» Самый долгожданный праздник для детей – это Новый год. И взрослые, и дети верят в чудеса. Поэтому атмосферу сказки и волшебства мы решили подарить через новогоднее оформление группового.

Консультация для родителей «Зимующие птицы»

Консультация для родителей

«Зимующие птицы»

Родителям рекомендуется:

  • пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
  • рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
  • обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
  • рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
  • во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
  • провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
  • изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком .

Задайте ребенку вопросы:

  • Каких зимующих птиц ты знаешь?
  • Почему они называются зимующими?
  • Чем птицы питаются зимой?
  • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
  • Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это. (снегири)

Читайте также:
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по теме Игрушки

Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её …(сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

1. «Один – много» ( образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т.д.)

2. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)

Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она. ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)

3. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)

4. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)

5. «Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.

6. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.
Голубь (какой?) – сизый, неуклюжий, важный .
Снегирь (какой?) – нарядный, красногрудый, медлительный…

7. «Кто как голос подает»

Ворона – каркает, воробей -…

8. «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

9. Вороны и воробьи”.

( Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” – важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” – резво прыгают по дорожке

10. “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

Выполните с ребенком следующие упражнения:

1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

2. Учить подбирать однокоренные слова .

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

3. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Вопросы :
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

4. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка .
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

5. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря – короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?

Читайте также:
Падежные конструкции - конспект логопедического занятия
Выучите стихотворения

Снегирь

Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть. А.Барто

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А.Барто

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Н. Рубцов

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. А.Барто

Упражнения для пальчиков:

«Птицы в кормушке»

Птицы к дому подлетели

Два больших пальца обхватывают друг друга,

Остальные делают взмахи, как птица крыльями

На кормушку птички сели

Держим одну ладонь параллельно груди

Стали зернышки клевать

Другой рукой, большим и указательным пальчиками,

соединенными вместе, ударяем по ладони

И головками кивать

Соединяем пальчики вместе, изображая голову

птицы и делаем наклоны кистями рук

«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

Материал в уголок для родителей по теме “Зимующие птицы”

Материал в логопедический уголок для родителей по теме “Зимующие птицы” в старшей группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Включает в себя все направления по развитию речи: развитие словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, связная речь – составление описательного рассказа о зимующей птице по картинному плану, пальчиковая игра, речь с движением.

Просмотр содержимого документа
«материал в уголок для родителей по теме “Зимующие птицы”»

Зимующие птицы

Цель: Расширять обобщенные представления детей о зимующих птицах; о том, где они живут и чем питаются, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.

Развитие словарного запаса

Существительные: птица, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, галка, кормушка, корм, помощь, голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, хвост, перья, лапки, зерно, крошки, семечки

Прилагательные: зимующий, голодный, сытый, быстрый, шустрый

Глаголы: чирикать, каркать, ворковать, тинькать, стрекотать, зимовать, голодать, кормить

Наречия: голодно, морозно

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови как можно больше признаков» – согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.

(ворона, воробей, синица).

«Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

«Скажи по-другому» – образование имен прилагательных от существительных.

Птица из леса — . (лесная) птица.

Подушка из перьев — . (перовая) подушка.

Перина из пуха —. (пуховая) перина.

Озеро с лебедями — . (лебединое) озеро.

Птица, которая поет — . (певчая) птица.

Перо от гуся — . (гусиное) перо.

«Сосчитай и назови» – согласование числительных «два» и «пять» с существительными, обозначающими названия зимующих птиц.

Развитие связной речи

Составление рассказа описания

«Воробей» по опорным картинкам:

Воробей – зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть.

Читайте также:
Конспект НОД по ОО Речевое развитие по теме: Подводный мир – в поисках буквы Р

Пальчиковая игра

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждое слово перекладываем горошину в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клёст, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же самое ребёнок проделывает другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Речь с движением “Птички”

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на мес то сели.

Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Повороты головы вправо – влево

Имитируют руками взмахи крыльев

Дети садятся на стульчики.

Доктор он в лесной палатке,

Носит пёстренький халатик,

Он деревья клювом лечит,

Постучит – деревьям легче. (Дятел)

Ворует крошки. (Воробей)

И полоска шарфика. (Синица)

Здесь зимой найдёт приют:

Не боится он простуд –

Он тут как тут! (Снегирь)

Целый день хлопочет. (Сорока)

Всю ночь летает –

Спать в дупло. (Сова)

Скороговорки

Проворонила ворона вороненка

Сорока с вороной спорила –

Видна птица по полету.

Видом сокол, а голосом ворона.

Зимующие птицы

Цель: систематизировать и закреплять знания детей о зимующих птицах, их жизни, питании. Уточнять, как люди помогают птицам в зимнее время.

Развитие словарного запаса

Существительные: птица, ворона, воробей, голубь, сорока, дятел, синица, сова, снегирь, клест, свиристель, корм, кормушка, голод, холоде, клюв, перо, грудка, хвост, коготь, крыло, лапа.

Прилагательные: зимующий, длиннохвостый, красногрудый, чернокрылый, пестрый, нахохлившийся, задорный, шустрый.

Глаголы: летать, клевать, зимовать, замерзать, голодать, кормить, добывать, долбить, прятать, трещать, шелушить, кружить, прыгать, ворковать, тинькать, чирикать, свистеть, каркать.

Наречия: высоко, низко, холодно, голодно, сытно.

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови как можно больше признаков» – согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.

(ворона, воробей, синица).

«Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

«Скажи по-другому» – образование имен прилагательных от существительных.

Птица из леса — . (лесная) птица.

Подушка из перьев — . (перовая) подушка.

Перина из пуха —. (пуховая) перина.

Озеро с лебедями — . (лебединое) озеро.

Птица, которая поет — . (певчая) птица.

Перо от гуся — . (гусиное) перо

«Подумай и скажи» – понимание значений сложных слов; образование новых слов путем соединения двух слов.

Лексическая тема «Зимующие птицы» информация для родителей.

Лексическая тема «Зимующие птицы» информация для родителей.

  • обобщающее понятие «зимующие птицы»;
  • зимующими называют птиц, которые не улетают осенью в теплые края, а остаются у нас зимовать;
  • названия основных зимующих птиц (воробей, ворона, голубь, дятел, снегирь, синица, сова);
  • части тела птиц (голова, клюв, глаза, шея, тело, лапы, хвост) и чем они покрыты (перьями);
  • чем питаются птицы зимой (семечки и семена, зерна, ягоды, остатки пищи).

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест; птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья…
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…
ГЛАГОЛЫ:
высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, мастерить.

ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:

Птица — птичка Синица — синичка Снегирь – снегирёк Сова – совушка Воробей – воробушек Крыло – крылышки Гнездо – гнёздышко Хвост – хвостик и т.д.

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

Снегирь – пушистый, красногрудый… Воробей – маленький, серый, весёлый…. Перья – мягкие, разноцветные….

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:

Птицы летают, прыгают, чирикают, вьют, зимуют, высиживают… Кормушки делают, мастерят…

Читайте также:
Мнемотехника для дошкольников - мнемотаблицы в работе логопеда

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

Клюв воробья – воробьиный клюв Хвост вороны – вороний хвост Крыло совы – совиной крыло и т.д.

УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ «НАД», «ПОД», «В», «ИЗ»:

Птицы летают над годовой. Снегирь сидит под деревом. В кормушку синица прилетела. Синица вылетела из кормушки.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М:

  • во время прогулки обратите внимание на птиц зимой, какие они? какие у птиц повадки? что птицы употребляют в пищу? и т.д.;

ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ:

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири)

Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке? Это маленькая птичка, а зовут её …(синичка) Чик-чирик! К зернышку — прыг! Клюй, не робей. Кто это? (Воробей)

ПОЧИТАЙТЕ О ПТИЦАХ:

А.Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица» В.Звягина «Воробей» А.Яшин «Покормите птиц зимой» А.Чепуров «Трудно птицам зимовать» Т. Евдошенко «Берегите птиц» Ю.Никонова «Снегирь» Л.Григорьева «Синица». Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички» Е.И.Чарушин «Воробей» В.Зотов «Синица»

Домашние задания для детей с ОНР по теме «Птицы»

Тема: «Зимующие птицы и их птенцы»

1. Вспомни каких зимующих птиц ты знаешь. (не менее 4). Объясни, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ. Раздели на слоги слова – названия зимующих птиц: СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА. 2. Назови ласково: СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ — ……, СНЕГИРЬ — ……., ВОРОБЕЙ — ……. 3. Сравни птиц с животными и людьми: • У человека дети, а у птицы – птенцы. • У человека нос, а у птицы – • У животных шерсть, а у птиц – • У животных лапы, а у птиц — 4. Кто как разговаривает? • Воробей – чирикает • Ворона – • Голубь – • Сорока –

5. Составь предложения со словами СОРОКА, ВОРОНА, ПТИЦЫ и предлогами НА, ПОД, ОКОЛО, РЯДОМ. (Например: Около кормушки летели белобокая сорока и крикливая ворона.)

6. Прослушай текст, ответь на вопросы полным предложением, подготовь пересказ.

СНЕГИРЬ. Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки крылья хорошо заметны на белом снегу.

• Как выглядят снегири? • Когда появляются снегири? • Каких еще зимующих птиц ты знаешь?

7. Объясни слова: БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ, ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА

Тема: «Перелетные и водоплавающие птицы»

1. Вспомни и назови перелетных птиц, которых ты знаешь. (не менее 4 – 5). Объясни, почему их называют перелетными. Определи сколько слогов в словах: ласточка, скворец, журавль, стриж, лебедь.

2. Сосчитай до 5 правильно согласовывая слова: ЧЕРНЫЙ ГРАЧ. БЫСТРАЯ ЛАСТОЧКА.

3. «Чьи крылья? Чей клюв?» • У журавля – журавлиные крылья, журавлиный клюв • У гуся – • У утки – • У грача –

4. Объясни словечко: ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ. Назови, каких водоплавающих перелетных птиц ты знаешь.

5. Назови птенцов: • У журавля – журавлята • У грача – • У утки – • У лебедя – • У скворца –

6. Развитие логического мышления:

ЛАСТОЧКИ УЛЕТАЮТ НА ЮГ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЖУРАВЛИ. КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ? КАКИЕ – ВТОРЫМИ? КТО ЗА КЕМ?

7. Прослушай текст. Ответь на вопросы. Подготовь пересказ.

В ЗОЛОТЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ СОБРАЛИСЬ К ОТЛЕТУ ЖУРАВЛИ. ГОТОВЯСЬ В ДАЛЕКИЙ ПУТЬ, ПОКРУЖИЛИСЬ ОНИ НАД РЕКОЙ, НАД РОДНЫМ БОЛОТОМ. СОБРАЛИСЬ В СТРОЙНЫЕ КОСЯКИ И ПОТЯНУЛИСЬ В ДАЛЬНИЕ ТЕПЛЫЕ СТРАНЫ. ЧЕРЕЗ ЛЕСА, ЧЕРЕЗ ПОЛЯ, ЧЕРЕЗ ШУМНЫЕ ГОРОДА ВЫСОКО В НЕБЕ ЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ. ДО СВИДАНИЯ, ЖУРАВЛИ! ДО РАДОСТНОЙ ВСТРЕЧИ ВЕСНОЙ!

• Куда и когда улетают журавли? • Когда журавли прилетают обратно? • Где летят журавли?

Тема: «Дикие птицы»

1. Отгадай загадку: Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды, С первым снегом Тут, как тут! (снегирь)

Читайте также:
Конспект НОД в форме занятия по развитию связной речи в подготовительной группе

Кто это? (Зимующая птица) Почему мы ее так называем? Каких зимующих птиц ты еще знаешь? (4 – 5)

Прослушай внимательно, повтори по памяти: ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, СИНИЦА, СОВА. Определи количество слогов в этих словах.

2. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова (ВОРОНА, СОВА, СИНИЦА, СНЕГИРЬ.

3. Подбери слова – определения (2 – 3 слова): ворона (какая?) – черная, хитрая, ловкая; воробей (какой?)………….; синица (какая?) …………………………, снегирь (какой?) …………….

4. Кто как голос подает? ВОРОБЕЙ – ЧИРИКАЕТ, ВОРОНА — ……… (КАРКАЕТ), ГОЛУБЬ — …….. (ВОРКУЕТ), СОРОКА — …… (СТРЕКОЧЕТ), СОВА — ………… (УХАЕТ).

5. Прослушай внимательно, кто лишний? Объясни почему: ВОРОНА, СОРОКА, ПЕТУХ, СИНИЦА.; ВОРОНЕНОК, СОРОЧОНОК, СОВЕНОК, ГОЛУБЬ

6. Назови птенцов:

У вороны — ………….. (вороненок) У совы — ………………(совенок) У у сороки — …………..(сорочонок)

Тема: «Домашние птицы и их птенцы»

1. Послушай внимательно слова и повтори их по памяти: петух, курица, индюк. • Кто это? (Домашние птицы). Почему мы называем домашними?. Вспомни и назови, каких домашних птиц ты еще знаешь? (гусь, утка). • Отгадай загадку: Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки! (цыпленок). • Отхлопай слово цып – ле – нок. Сколько слогов в этом слове?

2. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ПЕТУХ, КУРИЦА, УТКА.

3. Сравни! • Цыпленка и курицу (Курица большая, а цыпленок маленький; курица белая, а цыпленок желтый; курица большая птица, а цыпленок – птенец)

4. Вспомни и назови птенцов: У курицы – цыпленок, у утки — ……., у гусыни — ………, у индюшки — …………

5. Послушай внимательно и исправь предложения по образцу: • У утки цыплята? (Нет, у утки утята, а цыплята у курицы.) • У гусыни утята? • У курицы индюшата?

6. Кто как голос подает? • Петух — …….. (кукарекает), курица — …….(кудахчет, квохчет), гусь — …….. (гогочет), утка — ……… (крякает), индюк — ……. (болбочет).

7. Назови всю семью: • Гусь – гусыня – гусенок – гусята. • Петух — …………………………… • Индюк — …………………………..
Автор материала: Кравчук Ирина Анатольевна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Зимующие птицы

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Зимующие птицы» для детей подготовительной к школе группы.
Программное содержание: • Научить детей пересказывать текст с опорой на наглядный материал; • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами: их название, строение, питание, где живут; • Учить отгадывать загадки; • Закрепить умение составлять описательные рассказы о птицах; • Побуждать детей к словообразованию; • Закрепить умение согласовывать числительное с существительным • Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудные зимние дни.
Ход занятия.

— Ребята, идя ранним, заснеженным, морозным утром в детский сад, я увидела, как крупная, белобокая, с длинным хвостом птица бросила на крыльцо нашей группы вот этот большой конверт. Вы догадались какая птица прислала нам этот конверт? (Ответы детей.) — Интересно, что в нём? Загадки! Любите загадки? Тогда слушайте внимательно, думайте и отгадывайте. * Всё время стучит Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. Кто это? (Дятел.) * Эта птица так болтлива Воровата, суетлива. Стрекотунья, белобока, А зовут её…. (Сорока.) * Чик-чирик К зёрнышкам прыг. Клюй, не робей. Кто это? (Воробей.) -Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. Кто это? (Снегирь.) — Ты с модницей этой, конечно, знаком. Вертушке на месте никак не сидится, Всё хвастает жёлтой жилеткой своей И шапочкой синей гордится! (Синица.) — О ком загадки? Как вы думаете, почему они называются зимующими? Как вы догадались?
Игра «Подбери красивое слово к птице» (Красногрудый снегирь. Длиннохвостая сорока. Шустрый воробей. Важная ворона. Черноголовая галка. Вертлявая синица.) — Ребяа, у вас на столах лежат разрезные картинки ‘Зимующие птицы’. Соберите её, назовите птицу и расскажите о ней. (Ответы детей.) Каждый ребёнок рассказывает по своей разрезной картинке. (У меня снегирь. У него чёрная шапочка, красная грудка. Он любит лакомиться рябиной, прилетает к нам с первым снегом.)… — Ребята, в какое время года птица выводит своих птенцов? — Верно, весной. Но есть такая зимующая птица -клёст. Чудо, загадка природы. Это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой. Большеголовая птица с перекрещивающимися концами толстого клюва. Вот она. (Показ картинки) Клёст прыгает, шуршит. Клювом шишки потрошит. Голоском речистым, чистым Клё — клё- клё Поёт со свистом. — Ребята, послушайте рассказ про птицу и птенцов.. Ваши пальчики помогут мне рассказать. Пальчиковая игра «Птица и птенцы» На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (Большой палец по -одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём.) и по три мошки. (Трёхкратное прикасание.) Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (Большой палец с силой ‘чистит’ верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно.) — Ребята, как вы думаете -это могли быть птенцы клеста? Как вы догадались? (Ответы детей.) — Ребята, где можно встретить зимой всех птиц? (Ответы детей.) — Верно, у кормушек. Зимой птицам голодно и холодно. Но птицам страшнее голод! — Как можно назвать кормушку для птиц? (Ответы детей.) — Правильно, птичья столовая. Игра «Числовые карточки» — Ребята, возьмите в руки числовые карточку и карточку с зимующей птицей. Расскажите, сколько и каких птиц прилетели к вам в кормушку и что они едят. (Ответы детей.) (У меня 5 синиц. Они клюют сало. У меня 2 воробья. Они клюют зёрнышки…) Молодцы! А сейчас настало время физкультминутки. Скачет шустрая синица Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг- скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки на плетень, Тири — тири, Тень-тень-тень. -Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю, которую я наблюдала в парке. Дети сделали кормушку и повесили её на дерево. Насыпали в кормушку зёрен, положили еловые шишки и подвесили на ветках кусочки сало, а сами спрятались за большим деревом. Первой прилетела синичка и села на веточку. За ней прилетел воробей и сразу сел в кормушку. Осторожный клёст приближался очень медленно. С начала он сел на землю, перелетал с ветки на ветку и, наконец, очутился в кормушке. Красногрудый снегирь сидел на рябине и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела шумная, взъерошенная ворона, закричала, захлопала крыльями. Птицы разлетелись в разные стороны, а ворона стала искать по снегу рассыпавшиеся крошки. Ребята остались довольны кормушкой. ‘ (Вопросы к детям.) — Ребята, какой корм дети положили в кормушку? — Какие птицы прилетели к кормушке? — Как вела себя ворона? Мы будем рассказывать эту историю по частям. Начнёт рассказ и продолжать будет тот, кому дам,, птичку,, в руки. (Рассказы детей.) — Молодцы, хорошо рассказали! — Ребята, положите ладони на стол перед собой. Расскажите и покажите пальчиками про птичку. Пальчиковая игра Птичка крылышки сложила, Птичка пёрышки помыла, Птичка клювом повела, Птичка зёрнышки нашла, Птичка зёрнышки поела, Птичка песенку запела, Птичка крылышки раскрыла, Полетела, полетела.! — Ребята, сорока прислала вам в конверте загадочные рисунки. Внимательно рассмотрите рисунок, догадайтесь какая это птица и правильно раскрасьте её. (Вопросы к детям во время выполнения задания.) — Как ты думаешь, какая птица на твоей картинке? — Почему ты так думаешь? — Как ты догадался? Какие краски тебе понадобятся? — Молодцы, все справились с заданием сороки! Стихотворение «Покормите птиц!» (Читает ребёнок) Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!

Читайте также:
Ламинированные картинки в работе логопеда

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по аппликации для детей подготовительной группы. Квиллинг «Снежинки» Конспект НОД по математике с использованием ИКТ в подготовительной группе «Зима» Конспект занятия в детском саду на тему: Зима для детей подготовительной группы с ОНР Конспект НОД по конструированию в старшей группе. Зимующие птицы

Похожие статьи:

Раскраски «Зимующие птицы» для детского сада

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Зимующие птицы нашего края»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Зимующие птицы нашего края»

ЦЕЛЬ:
Формирование представления детей о зимующих птицах нашего края.

ЗАДАЧИ:
• Уточнить и систематизировать представления детей о зимующих птицах нашего края, их внешнем виде, повадках; познакомить с местом их проживания.
• Формировать обобщающее понятие «Зимующие птицы»
• Обогатить словарь по теме «Зимующие птицы».
• Совершенствовать грамматический строй, развивать связную речи.
• Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.
• Воспитывать заботливое и бережное отношения к живой природе.

Консультация для родителей

«Закрепление знаний детей по теме

«Зимующие птицы нашего края»

Формирование представления детей о зимующих птицах нашего края.

Уточнить и систематизировать представления детей о зимующих птицах нашего края, их внешнем виде, повадках; познакомить с местом их проживания.

Формировать обобщающее понятие «Зимующие птицы»

Обогатить словарь по теме «Зимующие птицы».

Совершенствовать грамматический строй, развивать связную речи.

Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.

Воспитывать заботливое и бережное отношения к живой природе.

Посмотрите детки,
Вон сидят на ветке
Птички невелички
Жёлтые синички.

Н. Маслей

На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев-снегирей.

КОРМ ДЛЯ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ

Семена различных растений (просо, овес, семена подсолнечника, тыквы), несоленое сало, ягоды рябины и боярышника, шишки, желуди, орехи

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как туг! (Снегирь)

Игра дразнилка «На суку сидит сова».

На суку сидит сова.

Мы увидели сову.

Ну и глазки у совы!

Мы любуемся совой.

Читайте также:
Проект 'Развитие речи через коммуникативные игры'

Спели песню о сове.

Испугали мы сову.

(координация речи с движением)

Шустро скачет воробьишка,

Птичка — серая малышка.

Прыгаем по кругу на обеих ногах.

По двору шныряет,

По два поворота головы влево- вправо на каждую строчку.

Собираем крошки.

«Птичка»

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Пальцы сложить щепоткой и показать, как сыплют зерна.

Ладони левой руки придать форму пригоршни.

Локоть правой руки стоит на столе. Пальцы сложить в виде щепотки (голова птички), опуская и поднимая голову, показать, как птичка пьет из пригоршни.

И кушай поскорей

Пальцы сложить в виде щепотки и постучать ими по столу (птичка клюет зерна).

И лети к семье скорей

Ладони обеих рук соединить большими пальцами, помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

На прогулке понаблюдайте с малышом за голубями, воронами, воробьями, синицами, снегирями. Закрепите в словаре обобщающее понятие «Зимующие птицы» . Потренируйте ребенка в узнавании и назывании диких птиц на картинках в книжках.

Расскажите, чем питаются птицы зимой, как взрослые и дети помогают пережить птицам холодную зиму. Покормите вместе с ребенком птиц.

Расширяем словарь ребенка глаголами летать, летать, клевать, кричать, сидеть. Наблюдая за птицами на прогулке, составьте с ребенком предложения, включающие эти глаголы. Помогите ребенку вопросами:

Звери бегают, а птицы … что делают? (летают)

А как едят птицы? (птицы клюют)

Соловьи поют, а вороная … что делает? (ворона кричит) Как кричит ворона? (Кар-кар)

Что делает воробей? (Воробей летит.)

Что делает голубь? (Голубь клюет.)

Что делает ворона? (Ворона сидит, кричит.)

Выполните с ребенком подвижные упражнения. Предложите проговаривать текст упражнений вместе с вами (см. на предыдущей стр.).

Предложите ребенку слепить из пластилина много зернышек-шариков, чтобы покормить игрушечных птичек. Это будет способствовать развитию мелкой моторики.

Обогащение и активизация словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста

Антипина Елена Владимировна , Воспитатель
Иркутская

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Читайте также:
Дифференциация А-Я - конспект логопедического занятия

Обогащение и активизация словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях развития системы образования особо остро обсуждается вопрос о повышении эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь, в частности, богатый словарный запас.

По мнению Л.С. Выготкого, Р.Е. Левиной, Т.А. Фотековой, словарь – один из основных компонентов речевого развития, формирующийся под влиянием социального окружения, условий семейного воспитания. С другой стороны, по данным Н.А. Чевелёвой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Цейтлин активный и пассивный словарный запас зависит от уровня познавательного развития ребёнка. Бедность словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития [8,10].

Становление прилагательных в онтогенезе происходит позднее остальных частей речи, они часто усваиваются детьми в процессе бытового общения. Как отмечают в своих исследованиях А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова до двух лет наблюдается несколько примеров прилагательных, тогда как некоторые грамматические категории других частей речи являются уже сформированными. Качественные прилагательные появляются приблизительно к трём годам. Значительно позднее, к старшему дошкольному возрасту, формируются относительные и притяжательные прилагательные [5].

Методические разработки, освещающие вопросы обогащения словаря прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) представлены О.Е. Грибовой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой. Г.В. Чиркиной и др [5, 8].

В Программе, рекомендациях по содержанию и методике логопедической работы при ОНР с детьми старшего дошкольного возраста отражается последовательность формирования навыков прилагательных по годам обучения, а также приводятся примеры подобных заданий. Однако, в методической литературе недостаточно разработаны частные вопросы обогащения словаря прилагательных, а именно:

не показаны направления и приёмы дифференцированной работы над прилагательными с детьми с разным лексическим потенциалом;

недостаточно представлен объём речевого материала для освоения конкретной лексической темы;

в задачах не учитывается качественный состав группы;

не описывается порядок работы над освоением грамматических категорий прилагательных.

Всё вышеизложенное подтверждает актуальность темы данной работы.

Проанализировав программу коррекции нарушений речи у детей, мы пришли к выводу, что дифференцированная логопедическая работа по обогащению словаря для детей с разным уровнем речевого развития не отработана. Рекомендации носят обобщающий характер, лексика, изучаемая на занятии, конкретно не выделена, не расписаны приёмы по обогащению словаря прилагательных. В задачах не учитывается качественный состав группы детей.

Кроме рекомендаций программы весомый вклад в описание коррекционного обучения детей с ОНР внесли Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Н.А. Коньшина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др. [2,3,5,7,8,10]. В настоящее время в логопедии предлагаются следующие приёмы по обогащению словаря прилагательных: игры: дидактические и сюжетно-ролевые, сказки, рассказы, продуктивная деятельность, беседы по картинке, знакомство с игрушками и др.

Ю.Ф. Гаркуша, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, В.В. Коноваленко, Н.А. Коньшина, предлагает в качестве приёма обогащения прилагательных использовать дидактические, словесные, настольно-печатные игры. Использование игр является одним из основных средств на пути реализации задач по формированию навыков подбора определений, подбора синонимов, антонимов к прилагательным и т. д. В подтверждении этому служит характеристика игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Примером таких игр могут быть «Четвёртый лишний», «Подумай и договори», «Назови признаки» и др. [9, 15, 16, 22, 23].

А.Д. Вильшанская, Т.В. Туманова предлагают использовать дидактические игры «Что это», «Настроение» на определение и называние эмоциональных состояний человека, на подбор синонимов и антонимов, а также игры «Что из чего», «Чей хвост», лото «Что из чего сделано», «Ералаш» и др. на образование относительных и притяжательных прилагательных.

Другими приёмами обогащения словаря прилагательных служат, по мнению, О.Е. Громовой, И.Н. Моториной беседы по картине, сюжетным картинкам «Парочки», «Кто больше», «Какой по материалу», «Из чего сделан предмет» и т. д. Они могут помочь в работе логопеда по подбору определений, подбору синонимов и антонимов, образованию относительных и притяжательных прилагательных [3].

Все вышеперечисленные приёмы являются уже изученными, часто используются логопедами в целях обогащения словаря прилагательных, однако не всегда вызывают у детей интерес, от этого работа может осуществляться менее продуктивно. С другой стороны в работе можно использовать другие, инновационные, интересные для детей приёмы.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия Зимующие птицы

Одним из таких приёмов формирования словаря прилагательных, по мнению О.Е. Громовой, Л.В. Мещеряковой, могут быть придумывание и рассказывание логосказок с использованием ширмы, мини-макетов, дидактических пособий, а также чтение художественной литературы (стихотворений, загадок). Отгадывая и пересказывая сюжет сказок, дети невольно повторяют известные им прилагательные и узнают новые [3, 9].

Е.С. Тихонова считает, что инновационным способом обогащения лексической стороны речи служат музыкально- логопедические рифмовки. Это короткие стихи, имеющие ритмическую структуру, которую можно припевать: «Фиолетовая песенка», «Мамина радость» и др.

По мнению О.Е. Громовой, С.А. Мироновой, Е.В. Морозовой, Н.В. Рыжовой, в качестве обогащения словаря прилагательных одновременно предлагаются занятия продуктивной деятельностью. Результатом таких занятий является создание логопедом вместе с детьми определённого продукта – рисунка, аппликации, лепки, коллажа [3].

Приём использование продуктивной деятельности с целью формирования словаря прилагательных в литературе встречается редко. Между тем, любая деятельность, в том числе и продуктивная благоприятна для расширения словарного запаса для детей с ОНР. Деятельность с бумагой, красками, пластилином углубляет представления детей об окружающих предметах, их характеристиках, способствует проявлению речевой активности. Этим определяется её связь с коррекционным обучением. Так, в процессе обыгрывания сюжетов работ по продуктивной деятельности ведётся непрерывный разговор логопеда с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, обогащает словарь прилагательных.

Поскольку дети старшего дошкольного возраста с ОНР отстают в речевом развитии от детей нормы, им доступны приёмы 3 дети с нормой овладевают ранее. Такими приёмами могут быть рисование эмоций у различных персонажей, ознакомление с категориями размера, формы при рисовании «Горячее, тёплое холодное», «Прямоугольный, округлый, вытянутый», ознакомление с относительными и притяжательными прилагательными, подбор определений в ходе освоения основных приёмов лепки, упрощения процесса продуктивной деятельности (работа с трафаретами, раскрашивание, рисование недостающих деталей) и др. Рассматривая предмет в ходе выполнения работы, дети могут познакомиться с прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер и другими категориями.

Таким образом, мы делаем вывод, что в литературе существуют различные приёмы по обогащению словаря прилагательных. Задачей логопеда является выбрать и систематизировать необходимые из них для работы, исходя из опыта детей, возможностей, конкретных трудностей, лексического потенциала, уровня речевого развития при ОНР.

Баженова, Л.Б. Игровые приёмы на логопедических занятиях [Текст] / Л. Б. Баженова // Логопедия. – 2009. – 1(23). С. 27-31.

Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -128 с.

Громова, О.Е. Инновации- в логопедическую практику [Текст] / О. Е. Громова. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – 2-е изд. –М.: Просвещение, 1985. -112 с.

Жукова, Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР [Текст] / В. В. Коноваленко, Н. В. Коноваленко –М.: Гном и Д, 2002. -104 с.

Коньшина, Н.А. Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ Н. А. Коньшина// Логопед. -2005.- № 3.- С. 95 – 101.

Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1980. – 143 с.

Мещерякова, Л.В. Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в ДОУ [Текст] / Л. В. Мещерякова // Логопед. – 2004.- № 1. С. – 82-87.

Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / по ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Аркти, 2003. – 240с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: