ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “Одежда”
Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
Игровое упражнение «Что я загадала?» – она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.
Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»
платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …
шуба из меха – … сарафан из ситца — …
перчатки их кожи — … свитер из шерсти – ….
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.
– У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
– Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
– Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
– Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
– Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
– Пальто из драпа (какое?) – драповое.
– Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Игра «Один – много»
Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
– У мамы одно платье, а у Тани много платьев.
– У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.
Игра «Два – две»»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
– О чём можно сказать два?
– Два платья, два пальто, два плаща…
– О чём можно сказать две?
– Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.
Упражнение “Назови и покажи” (закрепляем названия частей одежды):
рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;
Упражнение «Скажи ласково»
Шуба – шубка пальто – куртка –
Пиджак – блуза – рубашка –
Футболка – майка – брюки –
Шорты – костюм – юбка –
Платье – носки – колготки –
перчатки – варежки – шарф –
комбинезон – рукав – карман –
Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок – Таниной, причём называет его ласково, например,
– У мамы платье, а у Тани … платьице.
– У мамы кофта, а у Тани … .
– У мамы брюки, а у Тани … .
– У мамы куртка, а у Тани …
«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)
Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;
одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;
один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….
Упражнения для развития навыков звукового анализа
Упражнение “Назови первый звук в слове”
Упражнение “Какой звук в слове последний?”
Упражнение “В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)
Подвижные игры
Платье
Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.
Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.
Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.
Пальчиковая гимнастика для детей средних групп
Я перчатку надеваю
Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной
Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.
Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Пальчиковая гимнастика для детей старших групп
Гномики-прачки
Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.
Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – На каждое слово соединяем пальцы (указательный,
Вещи будем мы стирать. средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.
Платье, брюки и носочки, То же с пальцами другой руки.
Юбку, кофточку, платочки,
Шарф и шапку не забудем – То же самое с двумя руками одновременно.
Их стирать мы тоже будем.
Загадки про одежду
Вы внимательны, как прежде,
И загадки про одежду
Сразу отгадаете, потому что знаете:
В чем гулять, а в чем играть,
В чем укладываться спать,
Что зимой надеть, что летом –
В этом нет для вас секрета,
Только время не теряйте –
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Колготки, брюки)
По рубашке бежит –
На груди лежит. (Галстук)
Что сейчас наденем смело,
Чтоб горло не болело? (Шарф)
Чтобы ушки не замерзли,
Голова в тепле была,
Натянуть ее нам нужно
До затылка и до лба? (Шапка)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)
Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Плащ)
Стихотворения для автоматизации в речи звуков
Пижама ( звуки Ж, Л)
Мама мне купила.
А на ней жирафы,
Ежи и крокодилы.
Жирафы шею тянут —
Вот-вот листок достанут.
Будут листики жевать —
Как же мне в пижаме спать?
Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)
Брюки из вельвета
Есть карманы, поясок,
Сверху модный ремешок.
Ой, как Петя извозился —
Два часа в песке трудился!
О вельветовые брюки
Часто вытирал он руки.
Юбка (звуки С, Ш, Ж)
Катя шепчет: — Наряжусь
И в новой юбке покружусь.
Платье (звуки Л, Р)
Платьице у Кати —
Есть на новом платье
Бантики и рюшки.
Ахнут все подружки.
Не бывает лучше.
Брюки — мальчикам нужны,
С ними мальчики дружны,
И зимой, и осенью
Ежедневно носят их.
Для Антошки и Аркашки
Сшили новые рубашки,
Оба рады от души —
Так рубашки хороши.
Мама, бабушка, смотрите:
Подарил мне папа свитер,
Чтоб носить его всегда
И не мерзнуть в холода.
Мамы, папы и ребятки
Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)
Чтобы пальчики не стыли,
Ручки тепленькими были.
Куртка — теплая одежда.
В куртках Таня и Олежек
В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»
Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)
Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе на тему «Одежда, обувь, головные уборы»
Екатерина Сладкова
Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе на тему «Одежда, обувь, головные уборы»
Конспект лексико – грамматического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы»
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.
Задачи: – формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»; – расширять и активизировать словарь по данной теме; – упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку; – упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; – упражнять в практическом усвоении пpиставoчных глаголов. – развивать умение согласовывать слова в предложении; – развивать умение подбирать прилагательные к существительным; – развивать умение классифицировать предметы одежды и обуви по различным признакам; – развивать умение согласовывать числительные с существительными; – развивать внимание, логическое мышление; – развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; – воспитывать бережное отношение к своим вещам; – воспитывать желание помогать; – воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, работать дружно.
Материалы и оборудование: предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением четырех сезонов, мяч, магнитная доска.
Ход занятия
– Ребята, сегодня мне на почту пришло письмо, давайте его откроем и посмотрим что там.
Вскрываем письмо, а там загадки.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно отселился. (варежки)
От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты?
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди – кармашки.
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
Ношу на голове поля,
Но это – вовсе не земля.
На голове сидит верхом,
С большим, иль малым козырьком.
В ясный день сидим мы дома,
Дождь идет –у нас работа:
Топать – шлепать по болотам.
(резиновые сапоги)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Обувь открытую носят в жару,
Их я надену тотчас поутру.
Из ремешков и подошвы обувка,
Пальчикам нашим – свобода, продувка.
Дети отгадывают загадки.
2. Ведение в тему
– А как, ребята, одним словом можно назвать варежки, шубу и рубашку?Дети: Одежда.
– А как одним словом можно назвать шляпу, кепку, шапку?Дети: Головные уборы.
– А как одним словом мы назовём резиновые сапоги, валенки, сандалии?Дети: обувь
– Правильно. Сегодня на занятии мы с вами поговорим об одежде, обуви и головных уборах.
3. Основная часть.
– Для начал вспомните, какие вы знаете виды одежды.
Дети: зимняя, летняя, межсезонная; для улицы и для дома; праздничная; нарядная; рабочая; спортивная; служебная; детская и взрослая; мужская и женская и т. д.
– А для чего нам нужна одежда?
Дети: Одежда защищает нас от холода и жары. Помогает нам быть красивыми и модными и т. д.
1. Игра «Кто знает, пусть продолжает».
Я знаю такую летнюю одежду – платье, сарафан, шорты, майка, футболка, сарафан ….
Я знаю такую летнюю обувь – сандалии, шлёпки, сланцы, кеды….
Я знаю такую мужскую одежду – рубашка, брюки, джинсы, носки, галстук, шорты, футболка…
Я знаю такую зимнюю одежду – шубы, шарф, манишка, рукавицы, пуховик, тёплые штаны…
Я знаю такую зимнюю обувь – валенки, унты, сапоги меховые, ботинки…
Я знаю такую женскую одежду – платье, юбка, колготки, гольфы, блузка, пиджак, кофта….
Я знаю такие зимние головные уборы – ушанка, шапка, пуховый платок…
Я знаю такую детскую одежду – ползунки, распашонка, комбинезон, боди, колготки….
Я знаю такую осеннюю и весеннюю (демисезонную) одежду – куртка, штаны, колготки, перчатки, свитер.
Я знаю такую осеннюю и весеннюю (демисезонную) обувь – сапоги резиновые, ботинки, туфли, кроссовки …
– Ребята, скажите кто шьёт для нас одежду? Швея, портной
– А кто шьёт и ремонтирует обувь? Сапожник
– А кто придумывает (моделирует) одежду, обувь, головные уборы?
– Кто раскраивает будущую одежду для швеи? Закройщик
3. Игра на внимание.
А теперь игра на внимание.
Права ли я буду, если скажу, что домашняя обувь – та, в которой ходят дома?Дети: да.
– Полуботинок – это половина ботинка.Дети: нет. Это просто короткие ботинки.
– Язычки есть не только у деток, но и у кроссовок.Дети: да.
4. Игра «Четвертый лишний»
Брюки, рубашка, пиджак, сапоги.
Шляпа, шапка, носки, кепка.
Валенки, шапка, сандалии, кеды.
Блузка, ботинки, шлёпки, кроссовки.
Шляпа, блузка, юбка, платье.
Шуба, рукавицы, шарф, майка.
Майка, шорты, сарафан, куртка.
Куртка, шорты, штаны, свитер.
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю (Дети поглаживают по очереди одной рукой другую,
Я перчатку надеваю как будто надевают перчатку)
Я в неё не попадаю
Сосчитайте – ка, ребятки (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем в слух считать: (Загибаем пальцы на обеих руках,
«Раз, два, три, четыре, пять». начиная с большого)
5. Игра «Игра «Чей? Чья? Чьи?»
Перчатки папы, чьи перчатки? – папины перчатки
Шуба мамы – мамина шуба
Шаль бабушки – бабушкина шаль
Куртка дедушки – дедушкина куртка
Носки Юли – Юлины носки
Шарф Камиллы – Камиллин шарф
Брюки дяди – дядины брюки
Платье тёти – тётино платье
Рубашка Миши – Мишина рубашка
Шапка Глеба – Глебова шапка
Кеды Кости – Костины кеды
Юбка Регины – Регинина юбка
Сарафан Вики – Викин сарафан
Ботинки Сёмы – Сёмины ботинки
Рукавицы Даши – Дашины рукавицы
6. Игра «Какой, какая, какое?»
Шляпа из соломы – соломенная
Шапка из меха – меховая
Шарф из шерсти – шерстяной
Ботинки из кожи – кожаные
Платье из шелка – шелковое
Сарафан из ситца – ситцевый
Сапоги из резины – резиновые
Перчатки из кожи – кожаные
Рубашка из хлопка – хлопковая
Валенки из войлока – войлочные валенки
7. Игра «Скажи наоборот»
8. Игра «Один – много». С мячом
Пальто, туфля, куртка, сапог, кепка, шапка, сарафан, рукавица, шарф, кроссовок, шляпа и т. д
«Обуваемся»
Я умею обуваться, топать ногами
Если только захочу,
Я и маленького братца руки перед грудью
Обуваться научу.
показывают “маленького братца”
Вот они, сапожки, наклон вперед
Этот с правой ножки, попрыгать на правой ноге
Этот с левой ножки. Попрыгать на левой ноге.
9. Игра «Посчитай» с картинками
Ребёнок выходи к доске берёт картинку и считает предметы одежды, головных уборов. А обувь, рукавицы и перчатки парами
Платье, кепка, шапка, юбка, брюки, шорты, платок, шарф, манишка, сарафан, рубашка, майка, трусы, пижама, пиджак, кофта, свитер, панамка, косынка, шляпа, куртка, жилет, ушанка, футболка, штаны.
Одна пара сапог, две пары сапог, пять пар сапог (кеды, туфли, ботинки, валенки, сандалии, шлёпки)
Одна пара перчаток, две пары перчаток, пять пар перчаток (рукавицы)
10. Игра «Придумай новое слово»
К глаголу ШИТЬ придумайте новые слова, добавляя приставки ПРИ, ЗА, ПЕРЕ, ПОД, В, У.
Итог занятия.
– О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии?
Дети: Об одежде, обуви и головных уборах.
– Какая бывает одежда?
Для зимы – зимняя;
Для осени – осенняя;
Аппликация на тему «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» Аппликация на тему: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» в старшей группе ДОУ, «Маленькие дизайнеры». Цель: продолжать закреплять навык работы.
Календарное планирование тематической недели «Обувь, одежда, Головные уборы» в младшей группе Цели деятельности педагога: Формировать и расширять у детей словарь по теме. Учить классифицировать. Дифференциация типов одежды по сезонам.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Цель: обобщить понятие.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе по теме «Обувь. Одежда. Головные уборы» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАРТИНЫ МИРА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА:”ОБУВЬ. ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ” Цель: 1. Учить детей дифференцировать.
Конспект занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе Конспект занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе. Цель: систематизация и закрепление знаний.
План-конспект для занятия «Обувь, одежда, головные уборы осеннего сезона» с детьми подготовительной группы Активизация словаря по теме: «Обувь, одежда, головные уборы осеннего сезона». Цели: 1. Словообразование относительных прилагательных (по.
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Одежда, обувь, головные уборы» Мир вокруг нас. Цель. Формировать обобщающие понятия «обувь»; уточнить названия и назначение обуви и одежды; учить группировать одежду и.
Тема «Одежда, обувь, головные уборы». Чтение стихотворения Л. Воронковой «Маша-растеряша» с элементами театрализации Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) «Одежда, обувь, головные уборы». Чтение стихотворения.
«Одежда. Обувь. Головные уборы». НОД по аппликации во второй младшей группе «Укрась сапожки» Аппликация «Одежда. Обувь. Головные уборы» (Укрась сапожки) [/h3] Цель: обобщить понятие «одежда». Вызывать желание помочь игрушечному персонажу.
Занятие по развитию речи по лексической теме: «Одежда, обувь, головные уборы». Тема: «Волшебное путешествие в сказку». Программные задачи: 1. Учить детей навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений «мой, моя, мое»; 2. Продолжать.
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : “Одежда. Обувь. Головные уборы” ( для детей 4-5, 5-7 лет)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
В домашней ЛОГотеке по лексической теме: “Одежда. Обувь. Головные уборы” представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен по разным направлениям речевого развития: лексики, грамматики, связной речи, данные игровые упражнения можно использовать для детей от 4 до 7 лет. Желаю успеха в совместной деятельности с ребёнком!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnyaya_logoteka._odezhda._obuv._golovnye_ubory.docx | 445.78 КБ |
Теремкова Н.Е Домашние логопедические задания. Альбом №2 | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
от учителя – логопеда Лисянской С.Ю.
«Одежда. Обувь. Головные уборы»
(для детей среднего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)
ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- Игровое упражнение : «Какая? Какое? Какие?» Подбор прилагательных к существительным.
Кофта (какая?) — вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная;
Пальто (какое?) – тёплое, зимнее, синее, длинное
сапоги — резиновые, новые, синие, красивые;
шапка — меховая, вязаная, зимняя и т.д.
- Игровое упражнение : «Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам:
У мальчика рубашка, а у девочки платье.
У мальчика ботинки, а у девочки туфли и т. Д.
- Игровое упражнение : «Что делает?» « Один — много» :
рубашка — рубашки и т.д.
- Игровое упражнение : «Скажи наоборот» Усвоение антонимов: большой —маленький, детский — взрослый, короткий — длинный, чистый — грязный, сухой —мокрый и т.д.
«Виталик и Лена делали всё наоборот» (слова – антонимы). Виталик обулся – Лена разулась, Виталик завязал шнурки – Лена развязала шнурки, Виталик оделся – лена разделась и т. д.
- Игровое упражнение : «Исправь ошибку». Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.
- Игровое упражнение : «Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»:
платье, кукла, шарф, шапка;
шуба, пальто, санки, штаны.
- Игровое упражнение : «Для кого одежда?» Усвоение словаря по теме. Различие одежды для мальчика и девочки. Практическое употребление в речи предлога для.
Взрослый показывает детям различные предметы одежды и спрашивает: «Для кого эта одежда — для мальчика или для девочки?» Ребёнок отвечает: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика», «Юбка для девочки», «Шорты для мальчика» и т. д.
- Игровое упражнение : «Куда наденем?» Практическое употребление в речи предлога на.
Рукавицы наденем на. (руки).
Шарф наденем на. (шею).
Шапку наденем на. (голову).
Сапожки наденем на. (ножки).
Перчатки наденем на. (руки).
Носки наденем на. (ножки).
Кепку наденем на. (голову).
РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ
- Игровое упражнение: «Повтори потешки».
У Машеньки на ножках новые сапожки. Танечка нарядится в новенькое платьице. У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки. Вот слетели брюки прямо Пете в руки.
- Игровое упражнение : «Постучи карандашом».
Отстучать карандашом по столу количество слогов в словах: брюки, пижама, юбка, платье, панама, носок, шуба, шапка, шарф, сапоги, бант.
РАЗВИТИЕ РИТМИКО – ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ
1. Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
2. Речевая подвижная игра «Идем на прогулку». Импровизация движений.
Мы снимаем тапки,
Готовы для прогулки!
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
В таз воды я наливаю. (сжимают и разжимают кулачки)
Свои вещи достаю. (хватательные движения руками)
Их сама я постираю (потереть кулачок о кулачок)
И в порядок приведу. (стряхивают «воду» с рук)
Мама очень удивится, (развести руки)
Будет мной она гордиться. (поднять вверх большие пальцы обеих рук)
2.«Это чья рубашка?»
Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы)
Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину»)
Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой)
Шила для Алешеньки.
Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы)
С белыми ромашками?
Бабушка старалась, («шьют» иголкой)
Шила для Наташеньки.
В понедельник я кроила, (загибают по одному пальцу)
А во вторник – платье шила.
В среду – фартук вышивала,
А в четверг – белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.
Жили-были в домике (сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. (загибают пальцы, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять – (разгибают пальцы, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать. (трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, (загибают пальцы по одному пальцу)
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. (укладывают руки на стол)
Как у нашей кошки (загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого)
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
А козленок маленький
А сыночек Вовка –
Вот так, вот так, («шагают» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Чтение с выражением и заучивание четверостишия из стихотворения «Мой мишка».
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
2. Составление описательного рассказа
- Примерный план ответа
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Содержимое публикации
Групповое логопедическое занятие в старшей группе
на тему « Одежда . Обувь . Головные уборы »
Цель : систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме« Одежда , обувь , головные уборы »
коррекционно-образовательные – расширить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные множественного числа; учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе; учить отгадывать загадки; закреплять умение делить слова на слоги, учить подбирать однокоренные слова к слову «одежда»;
коррекционно-развивающие – развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;
коррекционно-воспитательные – формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю вам отгадать загадки.
Созданы людьми предметы,
Чтоб на тело надевать,
Чтоб в жару не задохнуться
И в мороз не замерзать (одежда)
Отгадайте загадку, чтобы узнать в каком отделе магазина мы оказались:
Вещи эти всем нужны,
Для головы они важны –
От перегрева и простуд
Они ее уберегут (головные уборы)
Шьют изделия эти обычно из кожи.
На пару друзей они очень похожи.
У них есть подошва, шнурки и застежки,
И люди их носят только на ножках (обувь)
– Верно, сегодня на занятии мы вспомним все, что мы знаем об одежде, обуви и головных уборах.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Психогимнастика.
–Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Упражнение на дыхание «Гладим белье»: И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
Упражнения для язычка:
«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
«Большие пуговицы»–максимально округлить губы и «Маленькие пуговки»— вытянуть губы узкой «трубочкой.
«Иголочка»– вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
«Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.
«Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
«Строчит машинка»–губы в улыбке, чистый пальчик—под язычок, произносить: др-р-р-р.
«Строчка»–кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта.
3. Беседа по теме занятия.
Что такое одежда ? Зачем человеку нужна одежда ? (Одежда защищает нас от холода и жары. Помогает нам быть красивыми и модными и т.д.). Почему у зверей нет одежды, а у людей есть? Кто шьёт одежду? Где шьют одежду и где её покупают? Из чего шьют одежду?
Одежда, обувь и головные уборы возникли в глубокой древности. С их помощью человек спасался от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур животных, на которых охотился. Прекрасная прочная обувь получалась из коры деревьев, головные уборы – из листьев различных растений.
Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шерсть, шелк. Хлопок получают из растений, шерсть – от домашних животных, а шелк добывают из тутового шелкопряда. Эти и другие ткани широко используются для пошива одежды и изготовления головных уборов.
Предметы одежды, обуви и головные уборы делятся на женские и мужские. Одежду и обувь, которую мы покупаем в магазинах, шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды и обуви, нужно потрудиться. В этом человеку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов.
Люди носят одежду и обувь, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз или, наоборот, защититься от летнего зноя. Какую одежду, обувь и головной убор надеть, зависит от погоды и от того, что человек собирается делать.
Как называется одежда , которую носят женщины? – женская одежда ,
как называется одежда , которую носят мужчины? – мужская одежда ,
как называется одежда , которую носят дети? – детская одежда ,
как называется одежда , которую носят только зимой? – зимняя одежда ,
как называется одежда , которую носят только летом? – летняя одежда ,
как называется одежда , которую носят весной и осенью? – демисезонная одежда ,
как называется одежда , которую носят только дома? – домашняя одежда ,
как называется одежда , которую носят рабочие? – рабочая одежда ,
как называется одежда , которую носят спортсмены? – спортивная одежда ,
как называется одежда , которую носят военные? – военная одежда ,
как называется одежда , которую носят в праздники? – праздничная одежда .
Части одежды, обуви и головных уборов (рукав, воротник, манжеты, карман, пояс, капюшон, пуговица, каблук, молния, шнурок, подошва, козырек)
4. Игра «Назови, какая» (из какого материала сделана?)
Шапка из меха — меховая,
кепка из кожи — кожаная,
панама из ситца — ситцевая,
платок из шелка — шелковый,
шаль из пуха — пуховая,
шляпа из соломы — соломенная.
шапка из меха кролика — кроличья.
сапоги из резины — резиновые сапоги;
шапка из шерсти — шерстяная;
перчатки из кожи — кожаные. .
5. Игра «Скажи наоборот»
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.
Мокрая шапка – сухая шапка
Неряшливая одежда – аккуратная одежда
6. Игра «Кто внимательный»
На слово, обозначающее одежду , надо хлопнуть в ладоши перед собой, на слово обозначающее головной убор – хлопнуть в ладоши над головой , на слово, обозначающее обувь – топнуть ногой .
(куртка, платье, шапка, огурец, бейсболка, колготки, брюки, сапоги, кепка, босоножки, платок, юбка, шорты, валенки, платок, фуражка, свитер, джинсы, стол, сапоги, ботинки, тапочки, берет).
7. Игра «Один – много»
Мы – волшебники немного
Был один, а станет много.
Шарф, рубашка, сапог, ботинок, носок, перчатка, шляпа, куртка, варежка, плащ, пальто, шапка, юбка, платье, валенок, косынка, платок, халат, тапок.
8. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Сапоги, сандалии, платье, ботинки
Юбка, футболка, шляпа, платье
Кепка, панама, шляпа, тапочки
Туфли, платок, кроссовки, валенки
Шуба, валенки, свитер, панамка
Сарафан, сандалии, пальто, бейсболка
9. Дидактическая игра «Магазин». Вывешиваются разные картинки одежды. Чтобы купить какую-либо вещь, покупатель должен описать её:
Как называется.Цвет и материал. Какие детали присутствуют.
В какое время года носят.
10. Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.
11. Письменное упражнение «Раскрась одежду, обувь и головные уборы»
12. Итог занятия.
– О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии?
– Для чего нам нужна одежда, обувь и головные уборы?
– Как за ними нужно ухаживать? ( не раскидывать, класть на свое место, стирать, носить опрятно и аккуратно)
лексическая тема ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
![]() |
пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф, шапка, брюки, кофта, свитер, джемпер, юбка, джинсы, берет, кепка, перчатки, воротник, рукава, карман, молния, пуговицы, шнурки. надевать, одевать, переодевать, снимать, носить, шить, вязать, штопать, стирать, полоскать, чистить, чинить, сушить, вытирать, обувать, ухаживать. кожаная, меховая, ситцевая, шёлковая, шерстяная, фланелевая, мокрый, сухой, тёплый, лёгкий, короткий, длинный, чистый, грязный. На подкладке платьице, Что за шарик катится? Слово вымолвить не Мама так закутала, Что не знаю, Тут ли я! пальцы на обеих руках одновременно на каждое (Ритмично сжимают- разжимают пальцы обеих рук.) (Похлопывают себя по плечам.) (Руки от груди, через середину Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением. Рукав не дошила. Вот и весь Мишутка. Кукушка кукушонку купила капюшон, Как в капюшоне он смешон! Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную — Шапка, шапка, где была? — Что ж ты, шапка, видела? Задремала я нечаянно На коленях у хозяина. — Шапка, шапка, где была? — Что ж ты в цирке видела? — Шапки да пальто, Номерки, зонты и палки — Все, что было в раздевалке. Игра «Правильно ли мы одеваемся?» Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения. Ход игры. Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности. Дети находят ошибку в высказывании. Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту. Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто. Игра « Запомни и назови » Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память. Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3-5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и выложить соответствующие предметные картинки. Воспитатель: Кофта, платье, пальто. Ребёнок: Кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в Игра «Скажи наоборот» Цели: обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам. Ход игры. Воспитатель называет детям прилагательные, характеризующие одежду и её части. Дети подбирают антонимы чистый — грязный длинный — короткий мокрый — сухой толстый — тонкий большой — маленький новый — старый Цели: активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, детали одежды». Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать, из каких деталей состоит одежда. В книжках-раскрасках дети по заданию воспитателя раскрашивают детали одежды определенным цветом. Например: воротничок — жёлтым, поясок — синим и т. д. Игра «Кто подберет больше слов?» Цели: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных. Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. — Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д. ) — Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.) — Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.) — Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.) — Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т . д .) — Что можно « надвинуть » на голову ? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.) Игра «Кто что делает?» Цели: активизировать словарный запас глаголов. Воспитатель предлагает детям продолжить предложение. Бабушка спицами шарф (что делает?) . Маша на полотенце узор . Мама пуговицу к пальто . Даша новую юбку . Игра «Закончи предложение» Цели: развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке». Ход игры. Воспитатель читает сказку, пропуская слово пальто. Дети должны закончить предложения в сказке. После того, как дети выполнят задания, воспитатель задаёт вопросы по тексту, читает текст второй раз с установкой на запоминание. Дети пересказывают текст «по цепочке». Жил-был зайчик. Хотел он сам одеться и порадовать маму-зайчиху. Стал он надевать брюки — засунул обе лапы в одну брючину. Хотел шагнуть и упал. Заплакал зайка. Тут пришёл старший братец. Он объяснил, как правильно надевать брюки. Стал братец надевать на малыша. (пальто). Смотрит, оторвана пуговица у. (пальто). Старший брат пришил пуговицу к. (пальто). Малыш надел. (пальто). Он теперь доволен своим. (пальто). Но что забыл сказать зайчонок? (Спасибо). Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен Игра «Один — много» Цели: развивать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе). Ход игры. Воспитатель бросает мяч, называя существительное единственного числа. Дети, поймав мяч, называют родительный падеж существительного во множественном числе. У меня одна шапка. — У меня много шапок. Игра «Будь внимателен» Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями . Ход игры. Воспитатель предлагает детям сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности и разложить по двум коробкам. 1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.). 2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.). Игра «Назови ласково» Цели: развивать грамматический строй речи (умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- Ход игры. Воспитатель называет слово и передаёт ребёнку мяч. Ребёнок называет это слово ласково и возвращает мяч Игра «На швейной фабрике» Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились на швейной фабрике. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита, из меха — меховая из шерсти — шерстяная из шелка — шелковая из ситца — ситцевая из кожи — кожаная из джинсы —джинсовая из фланели — фланелевая из драпа — драповая Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только ту одежду и обувь, в названии которой два слога. Выигрывает тот, кто нарисовал больше. Игра «Назови первый звук» Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове. Ход игры . Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог. Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер, кофта , носки . Игра « Сколько звуков ?» Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять количество и последовательность звуков в слове. Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы: • назвать первый, второй, третий и т. д. звуки; • назвать звук перед или после заданного; • назвать звук между заданными. Слова: шапка, шарф, пальто, кофта, носки. Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии. Стихи для чтения и заучивания наизусть Для резиновой калоши Настоящая беда, Если день — сухой, хороший, Если высохла вода. Ей всего на свете хуже В чистой комнате стоять: То ли дело шлёпать в луже, Через Текст для пересказа Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков. А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает. Из пособия Успенской Л., Успенского М. Какой спектакль они смотрели? Почему Стёпка не смог найти носки? Куда упал Стёпка? Как Стёпка умывался?
|