Лего в работе логопеда

Лего в работе логопеда

Применение лего-технологий на логопедических занятиях.

Автор-составитель: Федосова М.А.

Лего – конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально – волевая сфера. Во время игры с Лего – конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи (отрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)
    Вашему вниманию представляю игры с включением Лего-технологий, направленных на коррекцию и развитие различных компонентов речевой деятельности,

Игра «Приготовь гамбургер»

Цели:

  1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: конструктор лего дупло “Веселый пикник”, предметные картинки.

Ход игры

Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.

Логопед: ” Перед вами детали лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит гамбургер, тот победил”

Игра «Башенка»

Цели:

  1. Закрепление правильного произношения звука “Р” в словах
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: предметные картинки на конструкторе лего.

Ход игры

Игрок ставит детали лего друг на друга и называет картинку.

Игра «Собери урожай»

Цели:

  1. Согласование прилагательных с существительными
  2. Развитие умения согласовывать существительные с числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО
  3. Развитие связной речи, составление описательного рассказа о фруктах.
  4. Образование относительных прилагательных
  5. Развитие зрительного восприятия
  6. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: конструктор лего, схемы собирания- яблоко, груша, апельсин.

Ход игры

  • Игроку по предложенной схеме необходимо собрать фрукты.
  • Назвать одним словом.
  • Рассказать про каждый из фрукт “Какой он?”.

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша –зеленая, сладкая, сочная, твердая;

Яблоко – красное, сладкое, сочное, круглое;

один апельсин, одна груша, одно яблоко.

  • Составить описательный рассказ по предложенной схеме.

Что из него можно приготовить?

Какой получиться сок?

Игра «Найди пару»

Цели:

  1. Закрепление правильного произношения звука “С” в словах
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Закрепление умения употребления слов в родительном падеже
  4. Согласование прилагательных с существительными
  5. Развитие памяти
  6. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: предметные картинки на конструкторе лего.

Ход игры

  • Детали от конструктора лего выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается запомнить их, затем картинки переворачиваются. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив их между собой.
  • назвать “Чего много?”
  • назвать “Какого цвета?”

Игра «Составь схему»

Цели:

  1. Совершенствование навыков звукового анализа слогов, слов (выделять звуки в слове, давать им характеристику, различать на слух и по артикуляции гласные, твердые и мягкие согласные, продолжать знакомить с условным обозначением гласных, твердых и мягких согласных)
  2. Развитие фонематических представлений
  3. Развитие зрительного восприятия
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: детали лего – синий, красный, зеленый, игровое поле, карточки со слогами, словами.

Ход игры

Игрокам 1-2 человека предлагается составить звуковую схему слогов, слов, определить количество звуков в словах, дать им характеристику.

Игра «Путешествие в зоопарк»

Цели:

  1. Обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами
  2. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкторы)
  3. Автоматизация поставленных звуков в словах
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Читайте также:
Как добиться согласованности с родителями в работе по развитию речи

Материал: конструктор лего-дупло “Набор для веселой игры” (10580).

Ход игры

Игроку предлагается совершить увлекательное путешествие вместе с Димой в зоопарк. Для этого нужно комментировать действия, совершенные Димой.

Дима из дома. (вышел), речку по мостику он . (перешел) и дальше . (пошел). Дима к дороге. ( подошел), в машину сел и . (поехал). По дороге. (ехал),в горку . (въехал), с горки. (съехал), озеро . (обьехал), кочку. (переехал), и в зоопарк приехал. Кого Дима там увидел?

1. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с лего конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников/Материалы секции “Актуальные проблемы научных исследователей аспирантов и соискателей МГЛУ, отв. Ред. – Н.М. Чалов-М., 2004

2. Лусс Т.В. Леготерапия/Сост.И.М.Минаев -М. “Сопричастнос3,0ть”.- М., 2002.

3.Комарова Л.Г. Строим из LEGO -М., Линка-Пресс, 2001

4.Теремкова Н.Э “Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, альбом 3/Н.Э. Теремкова. -М.: Издательство “Гном и Д”, 2008.

Использование ЛЕГО в работе логопеда

Использование ЛЕГО в работе логопеда

Мне сказочно повезло! Мне предоставилась возможность работать в кабинете Леготеки.

Не долго думая решила с помощью ЛЕГО развивать все стороны речевой функциональной системы в естественной деятельности ребёнка (игра, конструирование).

В логопедической работе использование лего оказалось эффективным, так как оно обеспечивает интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, двигательное развитие) в процессе коррекционно-логопедической работы;

Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, способствует целенаправленному формированию навыков общения, сотворчества, коммуникативно-речевых умений.

При использовании Лего – конструктора у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него конструктивных навыков , что обеспечивает психологическое состояние успеха.

Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

Применение LEGO на логопедических занятиях логопункта способствует:

Развитию лексико-грамматических строя речи в рамках определённой лексической темы;

Развитию связной речи;

Развитию фонематического слуха;

Автоматизации звуков в ходе игры;

Овладению звуко-буквенного анализа слов и синтеза;

Развитию сенсорных представлений;

Подготовке к обучению грамоте;

Формированию пространственных ориентаций, использованию предлогов;

Тренировке моторики пальцев и кистей рук.

Развитию правильного дыхания.

Для развития лексико – грамматического строя речи применяею игры с использованием фигурок и построек из наборов ЛЕГО. Дети создают модели животных и птиц, зданий и сооружений, разных видов транспорта, мебели и т.д. Это позволяет более точно закрепить в сознании ребёнка наглядный образ и сюжет, помогает сформировать более устойчивые знания и навыки, активизирует фразовую речь.

В ходе игры отрабатываю навык согласования числительных с существительными в роде, числе и падеже, образования сложных слов, обобщение.

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

Используем ЛЕГО в работе по развитию связной речи . Для лучшего осознания сюжета детям предлагаю пересказ рассказа по объёмному образу декораций из конструктора, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

На подгрупповых занятиях создаём персонажей, например роботов-помошников, после чего дети рассказывают о своих постройках, придумывают истории. На занятиях оцениваем ту или иную конструктивную ситуацию, общаемся, и таким образом развиваем диалогическую и монологическую речь, инициативу и творческие способности ребят.

Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаю выбрать фигурки или картинки с определённым звуком, определить место звука в названии фигурки.

Наглядно и интересно проводим работу по дифференциации звуков: расселяем фигурки с дифференцируемыми звуками в построенные домики (в синий домик – с твёрдым звуком, в зелёный – с мягким звуком; в красный домик – фигурки, названия которых начинаются на гласные звуки, в синий – на согласные и т.д.).

Интересно и увлекательно автоматизируем поставленные звуки с лесенкой из конструктора: спуская и поднимая по лесенке пальчики или персонажа, отрабатываем звук в слогах с повышением или понижением голоса, называем фигуры, постройки, свои действия, составляем словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.

Предлагаю ребятам построить автомобиль, обговорить условие, что заводится каждая деталь [р]. Аналогичные упражнения с самолетом [л], пчелкой [ж] и т.д.

Для совершенствования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза на строительной плате дети выкладывают звуковые схемы слов, обозначая гласные звуки – красным кубиком, согласные твёрдые звуки – синим кубиком, согласные мягкие звуки – зелёным кубиком.

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия для закрепления правильного произношения звука (Р)

Таким образом закрепляем понятия: звук, буква, слово.

Для подготовки к обучению грамоте манипулируем деталями конструктора. Ребенок превращает их то в одну, то в другую букву, запоминая графический образ буквы.

Буквы выкладываем как плоские, так и объёмные.

Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Также формирую кинестетические ощущения используя упражнение по обведению контура буквы пальчиками. Или отгадыванием буквы на ощупь с закрытыми глазами.

Статья «Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях с детьми ТНР».. Автор: Шпис Инна Валерьевна

Автор: Шпис Инна Валерьевна
Пименение элементов Лего-технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения детей с ТНР.

Автор: Шпис Инна Валерьевна

« Использование элементов Лего- конструирования на логопедических занятиях с детьми ТНР ».

Применение ЛЕГО – технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует следующим характеристикам:

Развитию лексико-грамматических средств;

Формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов,…);

Формированию и развитию правильного длительного выдоха;

Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);

Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами);

Овладению звуко-буквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных – согласных, твёрдых – мягких звуков);

Формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;

Развитию и совершенствованию ВПФ;

Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Основным компонентами работы с примен ением ЛЕГО-технологий является:

Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием;

Конструирование моделей с последующим их описания;

Использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

И сегодня я хочу показать, как можно применять ЛЕГО-конструктор для развития речи детей.

При проведении Артикуляционной гимнастики используем такие задания :

Задание 1. Поставьте на плато 3 детали в ряд: круг, трубочка, кирпичик. Показываем на детали и выполняем артикуляционные упражнения: «Колечко», «Трубочка», «Заборчик». Вариант : педагог у казывает детали в разнобой, педагоги должны выполнить соответствующую позу.

Задание 2. Поставьте на своих плато 4-ре детали в следующем порядке: красную – в середину, зеленую – вверху, желтую – внизу, фиолетовую – слева и оранжевую – справа. Показываем на детали и выполняем упражнения для языка: «Качели» , «Часики» , «Парус» , «Киска сердится» , «Лопаточка» , «Иголочка» . / при выполнении этих заданий также развивается мелкая моторика и пространственная ориентация/

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а,следовательно, на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированные на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Игровой самомассаж конструктором ЛЕГО с элементами пальчиковой гимнастики способствует развитию и активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета детей.

При проведении пальчиковой гимнастики используем следующие задания :

Загибают пальчики на обеих руках

Вконструктор будем мы играть!

Разгибают пальчики на обеих руках

Вконструктор будем мы играть

Своим ручкам помогать!

Кирпичик в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Выполняют действия с деталью конструктора согласно словам. Прокатывание конструктора между ладонями

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

Меняют положение рук

В ручку правую возьмём

Сжимают конструктор в правой руке

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На “пианино” поиграем.

Имитируют игру на пианино

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём!

Сильно сжимаем в левой руке

Руку быстро разжимаем,

На “пианино” поиграем.

Имитируют игру на пианино

Мы кирпичик убираем

Убирают на край стола

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибают пальцы на правой руке

На правой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибают пальцы на левой руке

Пальчики свои встряхнём,

Читайте также:
Приёмы коррекционной работы при нарушениях чтения

Заниматься мы начнём!

Встряхивают кисти обеих рук

Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков.

Для развития звукопроизношения и фонематического слуха играем в такие игры:

«Произнеси звук кратко и протяжно»

– Выложите на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.

Послушайте, как гудит самолет: «л-л-л» . Он может издавать протяжный звук: «л-л-л» и краткий звук: «л» . Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в самолет и полетаем. Летать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато».

Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый, выложенный на плато элемент конструктора, и произнести звук [Л]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

«Где находится звук?» /на определение места звука в слове/

– Выложите на плато цепочку из трех деталей конструктора: красной, желтой, зеленой.

У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «Л» ».

Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «Л» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове.

«Продолжи узор и произнеси слоги»

– Продолжите узор на плато из красных, желтых и зеленых элементов.

Вы уже знаете, что наш веселый самолет любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «ЛА» , желтая – слог «ЛО» , зеленая – слог «ЛУ» . Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно».

Логопед просит педагогов указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.

Например: постановка звука Р – может растянуться на долгий срок. Можно предложить сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку (у королевы красивой речи сломалась ее любимая машина, а ей нужно вернуться в королевство.Помоги ей.) . Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения.

Игры по усвоению лексики и грамматики по лексическим темам с использованием конструирования .

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Проводя занятия с построением на лексические темы: дети учатся общаться. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала корректируемого логопедом, потом спонтанного или наоборот.

«Рассели животных по домам» /определение количества слогов в слове/

Предварительная работа : дети из элементов конструктора строят дома с одним, двумя, тремя окнами.

Педагогам раздаются фигурки животных, названия которых состоят из одного, двух и трехслогов. Задача педагога – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

Например: при конструировании фигур животных учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (петух – без чего? – без хвоста.)

Каждому педагогу раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные) .

На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементовконструктора на своих плато «вагончики» : – Наши животные отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие. Задача педагога – разложить игрушки, согласно инструкции.

Игры для развития связной речи с использованием конструирования .

В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более , развернутым и логичным.

Составление рассказов по построенным декорациям помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.

Придумай свою историю.

Разделиться на две творческие группы. Предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (сани, Дед Мороз, елка). Педагоги моделируют историю с этими словами.

Читайте также:
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, мост, страх). Родители моделируют историю с этими словами. Например: «Жил-был кот. Однажды он забрался на высокий мост, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с моста (родители строят кота, мост, спасателя и т. д.).»

У следующей группы другая история. Истории можно объединить одним персонажем.

Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Проблема развития диалога в речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.

С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия. Создаются эффективные программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС. ЛЕГО-технологии обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с детьми и обогащают предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ и семье. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия ЛЕГО. В каждой из возрастных групп есть различные виды ЛЕГО-конструкторов.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, сталкиваешься с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, я решила в коррекционной работе использовать наборы конструктора ЛЕГО.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

При использовании ЛЕГО-технологий в работе, можно отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

  • С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
  • При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
  • В работе с конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
  • Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
  • Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Перспективность применения данных методов и приёмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Мне хотелось бы рассказать об опыте применения ЛЕГО-технологий для развития и коррекции речи детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, логопедического пункта в МБДОУ “Ягодка”.

Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий в нашем ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи и логопедического пункта является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предваряющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность моим детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у таких детей происходит через увиденное и осознанное.

Например, работа с детьми по теме “Мой дом” удивила своей результативностью. Дети, используя конструктивно-игровое средство ЛЕГО ДУПЛА, создавали конструкцию дома, с отдельными комнатами, с мебелью.

Эмоциональная составляющая игры способствовала у них активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказа по построенным декорациям объединяло их в общее большое повествование, что помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа в группе проводилась и по теме “Космос”, на логопедическом пункте – по теме “Животные жарких стран”.

Читайте также:
Наша страна - конспект НОД

Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.

Вместе с детьми я участвую в создании конструкций, при этом происходит проговаривание собственных действий или использование отражённой речи. Когда конструирование закончено, начинается работа со всей группой.

Работая с конструктором, хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев? В твоём зоопарке много кого?).

Конструируя фигуры животных, дети учатся выделять части целого и отработке падежных окончаний (Котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. Например: игра “Волшебный зоопарк” где соединяется голова слона и туловище жирафа и получается слоножираф, левослон, зеброжираф).

Чаще всего я применяю ЛЕГО на подгрупповых занятиях по закреплению изучения определённой лексической темы, а так же на индивидуальных занятиях при работе над звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);
  • формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декораций для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание “волшебных” ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок “проходит”, называя соответствующие слоги и слова);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO на логопедических занятиях

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 380 раз

Библиографическое описание:

Кишиневская, М. А. Моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO на логопедических занятиях / М. А. Кишиневская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8096/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье рассматривается инновационный подход к проблеме устранения лексико-грамматической недостаточности с помощью языкового LEGO-моделирования. Языковое LEGO-моделирование подразумевает использования конструктора LEGOдля моделирования языковых отношений, что позволяет сделать их наглядным и доступным для понимания. Использование LEGO-моделирования на логопедических занятиях во многом позволяет интегрировать различные образовательные области и сделать коррекционные занятия увлекательными.

Ключевые слова: язык, моделирование, LEGO, языковые отношения, логопедические занятия.

В настоящее время мы наблюдаем глобальный пересмотр принципов образования, что затрагивает и заставляет пересматривать подходы к коррекционной помощи детям особыми образовательными потребностями. Заметим, что современные дети легко осваивают информационно — коммуникативные средства, и традиционными наглядными пособиями их уже сложно увлечь. Поэтому логопеды стремятся не только использовать разнообразные приёмы и методы, но и постоянно ищут инновационные подходы к коррекции речевых нарушений.

Читайте также:
Использование фольклора в коррекции речевых нарушений

Постепенно логопеды приходят к пониманию, что «речь о речи» не всегда приносит желаемый результат. Современному ребёнку необходимо «живое знание» о родном языке. Перефразируя Н. А. Бернштейна [1], можно сказать, что детям мало слушать рассказы о языке, им надо знать, как он устроен внутри, как функционирует, как рождается. Никакие рассказы о языке не могут заменить «живого действия» с самим языком, отношениями внутри него. А ведь формирование чувства родного языка (то есть интериоризированной структуры языка) и есть задача логопеда, работающего с лексико-грамматическими нарушениями или системным речевым недоразвитием.

Подчеркнём, что вне опыта нет языка и речевой деятельности. Только в опыте языковые явления становятся реальностью, обретают существование и раскрываются как особый мир смыслов, измерения, логики. Понимание данного положения очень важно, особенно в наше время, когда дети всё больше подчиняются «диктату обучения за столом» и всё меньше накапливают реальных умений и представлений о мире вообще и о языковых явлениях в частности.

Язык и речь — это эмоциональный, психофизический и интеллектуальный опыт. Научиться говорить и осознать языковые явления можно в интеграции этих трёх компонентов, ни один из которых не может игнорироваться. Детство отличает единство восприятия, осмысления и созидания, а потому и коррекция речевого недоразвития должна строиться по принципу: «Чувствую + делаю + думаю = понимаю» [3].

Поиск игровых форм работы, представляющих живой, непосредственный интерес для детей, на которые они готовы откликнуться соучастием привёл к пониманию необходимости интеграции разных форм детской деятельности на логопедических занятиях.

Одним из таких интеграционных подходов мы считаем языковое LEGO-моделирование — моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO.

Благодаря LEGO-моделированию языковых отношений особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании и моделировании быстрее развивается моторная функция речи, так как тонкая моторика рук связана с речевыми центрами. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть моторными составляющими письма.

Практика логопедической работы дала положительный ответ на вопрос о принципиальной возможности строить обучение на основе практического моделирования языковых отношений.

Логопедические занятия с использование языкового LEGO-моделирования решают следующие задачи:

– создание условий для приобретения детьми разностороннего практического опыта языкового моделирования как основы для коррекции речевого недоразвития;

– создание условий для индивидуальных способов самовыражения и самопознания средствами языкового LEGO-моделирования;

– всестороннее развитие речевых и языковых способностей детей.

Предварительная работа предполагает подбор речевого материала и/или примеров языковых отношений для LEGO-моделирования. Также требуется определить наиболее эффективные формы построения занятия на основе творческого LEGO-моделирования с учётом возраста и характера речевых нарушений. Параллельно необходимо давать тематические консультации основным педагогам (воспитателям и/или классным руководителям), родителям, что позволяет скоординировать инновационную модель языкового LEGO моделирования с общим направлением речевого развития ребёнка.

Само по себе моделирование — это изучение объектов и явлений окружающего мира на их моделях. В нашем случае объектом познания является язык, особенности его строения и функционирования.

Процесс языкового LEGO-моделирования включает три элемента:

– субъект (исследователь) — ребёнок с речевым нарушением;

– объект исследования — языковые отношения и явления;

– модель — конструктивное воплощение компонентов языка.

Языковая LEGO-модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о настоящей языковой системе в самом широком смысле. Игровая конструктивная LEGO-модель — это упрощённое представление реальных языковых процессов и явлений.

Моделирование языковых отношений в инновационном подходе исследуется как технология в её условном отрыве от образно-ассоциативно-игрового и подчас смыслового наполнения. В структуре же логопедического занятия с эти компоненты принципиально неразрывны.

Рассмотрим конкретные языковые отношения, которые возможно моделировать с помощью конструктора LEGO:

темп — частота постановки блоков обозначает скорость говорения (быстро = близкое расположение блоков, умеренно, медленно = далёкое расположение блоков, замедляя/убыстряя = постепенное соответствующее изменение расстояния между блоками);

метр и размер — используя разнообразные блоки сделать метр видимым (тактирование — использование разноцветных или разноразмерных блоков для обозначения ударных и безударных слогов);

ритм — используя чередование цвета/размера блоков представить ритмические отношения;

предложно-падежные отношения — используется естественное пространственное моделирование, возможно цветовое моделирование;

Читайте также:
Сказкотерапия в коррекции нарушений речи

динамика — конструктивный показ в пространстве объёмов, имитирующих степень громкости речи и переходы динамики;

монологичные, диалогичные и полилогичные отношения, возможность моделирования речевых канонов — использование различных видов блоков для создания модели фактуры, разнообразное чередование их позволяет акцентировать внимание на пространственных компонентах аудиальной сцены;

речевая форма — создание разноцветного и разноразмерного зрительного образа произведения;

представления о структуре предложения — отражение грамматической основы, характер и степень распространённости предложения;

выделение интонационных компонентов высказывания, логического ударения — отражение цветом и размером модулей в линейном и/или трёхмерном пространстве.

Построение и исследование языковых моделей облегчает изучение реализации в естественной речи свойств и закономерностей использования языка. Моделирование можно считать обязательной частью исследования языкового мира детьми, неотъемлемой частью его жизни, поскольку сложность любого произведения и окружающего ребёнка мира бесконечна вследствие малого опыта взаимодействия, — как внутри себя, так и с внешней средой [3].

В процессе языкового моделирования с помощью конструктора LEGOрешаются следующие задачи:

– научить ребёнка использовать все свои возможности;

– активное применение фантазии, логики и способности к творчеству;

– ребёнок учится выражать свои чувства и мысли через осязаемое моделирование;

– дети исследуют возможности конструирования, изучают пространство вокруг нас;

– развиваются речевые и языковые способности;

– дети учатся использовать ум для планирования и реализации своих целей;

– у детей развиваются способности к концентрации внимания, тренируются нервно-психические процессы.

Одни и те же произведения или отдельные языковые отношения могут иметь много разных видов моделей. Это говорит о том, что в основе языкового LEGO-моделирования лежит создание игровой модели для речевого творчества. Её педагогическое наполнение трёхъярусное: смысловое, образно-ассоциативное и аналитико-грамматическое. Языковая теория «прячется» в образе и предлагаемом способе действования. Главным признаком игровой модели в нашем случае является её открытость для дальнейших трансформаций, импровизации без потери смыслового и логико-грамматического наполнения.

В процессе языкового LEGO-моделирования можно выделить несколько этапов.

Первый этап построения языковой модели предполагает наличие определённых знаний о конкретном произведении или компоненте языковых отношений. Естественно, что любая языковая LEGO-модель замещает оригинал лишь в строго определённом смысле. Из этого следует, что для одного произведения или компонента языковых отношений может быть построено несколько по-своему уникальных моделей, которые концентрируют внимание ребёнка на определенных сторонах исследуемого компонента или же характеризующих высказывание с разной степенью детализации.

На втором этапе языковая модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» речевых коррекционных игр, во время которых мы сознательно изменяем условия функционирования модели и систематизируем данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о языковой модели.

На третьем этапе логопед помогает детям осуществить перенос знаний с языковой модели на оригинал (произведение или компонент языковых отношений) — происходит формирование множества знаний о языке и закономерностях его существования.

Четвёртый этап — практическая проверка получаемых с помощью языковых моделей знаний и их использование для построения теории языка, доступной для понимания ребёнком. Инновационный подход подразумевает индуктивный принцип построения логического умозаключения самими детьми.

После прохождения всех этапов моделирования, полученные знания и представления о явлениях или языковых отношениях закрепляются в конкретных речевых навыках.

Вместе с тем, можно использовать моделирование и для обратного процесса: от общего к частному. Например, логопед предлагает детям с уже сформированными навыками выделения ударного слога, построить модель некоторых слов, сделать своё знание видимым. Данный вид работы позволяет дополнить осознанным понимаем до сей поры неосознаваемое умение и так или иначе расширить представления ребёнка о языке.

Таким образом, моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в логопедической работе, позволяющий эффективно и комплексно воздействовать на все стороны нервно-психического развития ребёнка. Использование LEGO-моделирования на логопедических занятиях способствует формированию прочных понятий о языковых явлениях и помогает устранению лексико-грамматического недоразвития.

  1. Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. — 160 с.
  2. Томме Л. Е. Методические аспекты формирования математической терминологии у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи // Дефектология. — 2015. — № 1. — С.51–59.
  3. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи: творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: КД «Либриком», 2012. — 264 с.
Читайте также:
Перспективный план работы логопункта МДОУ

Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком

«Улыбка» – Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» – Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

– Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

«Лопаточка» – Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

– Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

– Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

– Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.

– Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

– Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

– Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок!
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай,
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается
Желобок не разрушается.

– Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

– Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

– Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

– Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

– Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.

– Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

– Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

– Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ

Артикуляционная гимнастика в стихах

  • Советы логопеда (1)
  • Проводим лето с пользой (11)
  • Расскажи стихи руками (1)
  • Виды игровых технологий, используемые логопедом при коррекции речи в ДОУ (1)
  • Артикуляционная гимнастика (4)
  • Дыхательная гимнастика (2)
  • Пальчиковая гимнастика (2)
  • Вестибулярные трейнеры в работе логопеда (2)
  • Материалы по лексическим темам (10)

Артикуляционная гимнастика в стихах

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

КАК ПРОВЕРИТЬ ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У РЕБЕНКА?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА: ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

УПРАЖНЕНИЕ 1. УЛЫБКА – ТРУБОЧКА.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

УПРАЖНЕНИЕ 2. ОТКРОЙ И ЗАКРОЙ ДВЕРЦУ.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧАСИКИ.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной группе на развитие связной речи по теме 'Фрукты'

Стихи для артикуляционного упражнения:

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.

УПРАЖНЕНИЕ 4. ЛОПАТКА. ИГОЛОЧКА.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».

Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

УПРАЖНЕНИЕ 5. КАЧЕЛИ.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

УПРАЖНЕНИЕ 6. КОШЕЧКА.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!

КАК ОЦЕНИВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ РЕБЕНКОМ?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: