Ламинированные картинки в работе логопеда

Использование наглядного дидактического материала в логопедической работе с детьми с ОНР

Автор: Покоевец Ксения Николаевна, учитель-логопед МБДОУ “ЦРР-д/с “Чайка”.
Описание материала: материал будет полезен учителям – логопедам образовательных учреждений
Современное общество существенно повысило свой интерес к качественному и доступному образованию для детей со специфическими потребностями, включая детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Все участники образовательного процесса объединены целью достижения условий, которые будут не только оптимальны для полноценного развития детей, но и будут удовлетворять потребности их самореализации. Основной целью всех дошкольных образовательных учреждений в соответствии с законом Российской Федерации является формирование и развитие личности, укрепление здоровья, обеспечение адаптации ребенка и социально-психологической реабилитации путем специально организованного образовательно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой [1].

В современной логопедии актуален принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями, так как дошкольный период наиболее благоприятен для развития речи, интеллектуальных способностей, психических процессов [5].

В настоящее время нарушение речевого развития дошкольников становится все более актуальным вопросом. Наблюдается рост численности старших дошкольников, которые имеют ОНР, распознаваемое как системное недоразвитие речи, при котором оказывается несформированными все ее стороны, и это в дальнейшем оказывает отрицательное воздействие на изучение дошкольниками школьной программы.
В логопедии существует множество принципов, которые помогают в процессе коррекционно-развивающего обучения. Каждый из принципов важен по-своему, и отсутствие любого из них приводит к неполноценности логопедической работы. Одним из ведущих принципов обучения дошкольника является принцип наглядности, который в результате применения доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материала. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики [4]. Его осуществление в организованной образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях получает все большее распространение, и в логопедической практике его реализация связывается с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании дошкольников.

Традиционно наглядно-дидактический материал делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (для работы одного ребенка, индивидуально).

Наглядно-дидактический материал помогает реализовать принципы обучения детей, указанные в ФГОС: «насыщенность (наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей); вариативность (наличие разнообразных материалов, игр, их периодическая сменяемость и появление новых предметов); трансформируемость (возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи); доступность (свободный доступ всех детей к играм, материалам)».

Наглядно-дидактический материал представляет собой, с одной стороны, наглядное пособие, со второй – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью данного материала создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Основная деятельность учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в формировании у дошкольников всех сторон речи. Учителя-логопеды ДОУ остро нуждаются в дидактических и наглядно-игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Следовательно, приходится придумывать, как и чем разнообразить организованную образовательную деятельность, чтобы отрабатываемый материал не наскучил дошкольнику, был для него занимателен. Поскольку только положительная мотивация будет содействовать эффективной работе, что приведет в результате к желаемому результату. Собственно, этот факт ведет к поиску новейших приемов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи дошкольника.

Поэтому в логопедической работе мной используются многофункциональные пособия своей разработки, основная цель которых коррекция речевых нарушений и познавательной сферы у дошкольников.

На базе логопедической группы МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чайка» г. Абакана нами были изготовлены следующие пособия:
1. Логопедическое пособие «Волшебная книжка», которое соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. «Волшебная книжка» в виде альбома на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и завершая работой по формированию связной речи, а также способствует формированию внимания, памяти, повышает работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит дошкольников к школе. Наглядный материал демонстрируется в виде ярких и интересных ламинированных картинок с силуэтами и контурными рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих положительно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к организованной образовательной деятельности, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с дошкольником, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхности. Возможно и командное выполнение упражнений.

Читайте также:
Логопедическое занятие Путешествие в мир игрушек

2. Логопедическое пособие «Ромашка-солнышко» представляет сшитый из ткани круг в виде солнышка, внутри – синтепон. Лучики прикрепляются на липучки, на которых нашит прозрачный карман. Используется данное пособие как на итоговых ООД, так и в повседневной деятельности с детьми. Алгоритм применения: каждый дошкольник берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку.

3. Наглядно-игровое пособие «Логопедический чемоданчик» -трансформируемый комплекс пособий, позволяющий проводить организованную образовательную деятельность по различным направлениям. Пособие сделано из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, карточек с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» достаточно разнообразны: «Пианино», «Ладошки», «Составь предложение», «Слоговой паровозик», «Собери слово», «Чудо-дерево», «Чей хвост?», «Придумай несуществующее животное», «Расскажи сказку» и т.д.

4. Наглядно-игровое пособие «Логопедический дартс» представлен в виде круга, разделенного на сектора, выполненного из ковролина и теннисных шариков с контактной лентой. Данное пособие оценили мальчики нашей группы, так как оно развивает меткость, глазомер, поднимает настроение, развивает командный дух. НА основе данного пособия проводятся игры: «Подбери слово на выпавшую букву», «Угадай сказку по персонажам», «Когда это бывает?» «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?», «Подбери слова – признаки к животным» и т.д.

Также мною используются игровые пособия с движением в нестандартном положении, так как у моих воспитанников отмечается неустойчивое внимание, они неусидчивы и с трудом запоминают материал. Работа по ярким пособиям значительно совершенствует усвоение материала, делает процесс обучения занимательным, эффективным и здоровьесберегающим. Плюсом предложенного пособия является то, что дошкольников не «привязывают» к классическим упражнениям за столом, а выполнение заданий предполагаю в сочетании сдвижением

5. Логопедическое пособие «Волшебные дорожки». Это одно из напольных пособий, полюбившееся дошкольникам. На пособии изображены разнообразные дорожки: ступни ребенка, следы невиданных зверей, дорожка из цветов с цифрами и полянки с необычными заданиями (полянка, где задания предлагает «Умная сова», полянка пальчиковой гимнастики, двигательной гимнастики и т.д.).

Итак, применение в логопедической работе наглядно-дидактического материала создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия, дошкольники с увлечением занимаются на занятиях.

Литература:
1.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: принят Гос. Думой Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Рос.газ. – 2012. – 31 декабря.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»-Феникс.-2009.
3. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 С.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика. – / Я.Л. Коменский. // Избранные педагогические сочинения в 2-х т. — М.: Педагогика,1982, т. 1., с. 384
5. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку логопеда //Логопед. №2.2006. С.4-14.

Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР

Лариса Слободчикова
Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР

Читайте также:
Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4-6 лет с ОНР.

В связи с качественными изменениями обучения и воспитания в детском саду возникла необходимость применения нетрадиционных методов в организации образовательного процесса. В коррекционной работе логопед развивает как речевые, так и не речевые функции у детей с нарушениями речи. Использование новых игровых методов позволяет сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. Формирование правильной речи дошкольника – одна из важнейших задач в воспитании и обучении в детском саду. В связи с этим разработка новых методов и приемов организации и проведения логопедических занятий, а также занятий во время коррекционного часа с детьми весьма актуальна. В условиях современной информационной насыщенности обычные логопедические игры и задания не редко становятся скучными и однообразными. Ребенок ждет чего то яркого, неординарного и необычного. С этой целью на своих занятиях я решила применить элементы скрапбукинга.

Применение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубиками Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для педагогов «Тестопластика в коррекционно-логопедической работе» Тестопластика в коррекционно – логопедической работе При осуществлении коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми» ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель: знакомство с группой; изучение психомоторного развития детей, диагностика дыхания; снятие эмоционального напряжения,.

Мастер-класс «Применение игровых приемов с использованием Су-Джок терапии в коррекционно-логопедической работе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» с приоритетным направлением художественно – эстетического развития.

Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Известно, что дети развиваются в движении.

Применение куклотерапии в логопедической работе с детьми «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В настоящее время отмечается неуклонный рост числа.

Метод наглядного моделирования в логопедической работе
статья по логопедии (подготовительная группа)

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Скачать:

Вложение Размер
Метод наглядного моделирования в логопедической работе 66.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Учитель – логопед МБДОУ № 249 Комарова В.Н.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

Игры и упражнения

При нарушениях слоговой структуры слова

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

«Рисуем» снова

Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.

Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.

МАК, МАМА, МАШИНА и т.д.

Пирамида

Дети учатся делить слова на слоги.

Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее — с одним слогом, на среднее — с двумя, на верхнее — с тремя.

Хлопки

Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.

Дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и расставлять названия по местам.

1 слог 2 слога 3 слога

Найди свое место

Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.

При формировании лексико-грамматического строя речи

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Подбери действия

Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.

По три шага прошагать —

По три действия назвать:

Как с игрушками играть?

Веселый мяч

Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.

Дошкольникам предлагается разложить маленькие слова (предлоги), встречающиеся в стихотворении, по картинкам.

Вот играет Буратино В мячик

весело с Мальвиной. Ты, дружок,

реши задачу: Кто куда закинул мячик?

Распредели по секторам

Дети учатся обобщать предметы и соотносить их с символами.

Дошкольникам предлагается распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.

Поезд

Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.

Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку.

При подготовке к обучению грамоте

Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
  • отработать навык послогового чтения.

Рассели картинки в дом

Дети учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой.

Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.

Спичка – ватка

Дети учатся различать твердые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (спичкой — ваткой) на перфокарте.

Дошкольникам предлагается назвать картинки и сказать, какие из них начинаются со «старшего братца» (твердого звука). Их соединяют со спичкой. Те, которые начинаются с «младшего братца» (мягкого звука), соединяют с ваткой.

Куда перелетела бабочка?

Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки.

Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой), если в середине — во второй, если в конце — в третий.

Чьи следы?

Дети учатся составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью, подбирать слова к заданной модели.

Дошкольникам предлагаются карточки-схемы со следами различных животных. Нужно догадаться, кому они принадлежат.

При обучении связной речи

В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного
произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

  • овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
  • формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

— обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Загадки-описания

Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.

Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.

Рассказы по модели

Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени».

Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечка до плода.

Доскажи сказку

Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»;

что происходило до и после события, нарисованного художником.

В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой — последующего.

Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки;

попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево.

Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.

Волшебные картинки

Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты.

Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.

Ламинированные картинки в работе логопеда

Автор: Германовичене Елена Николаевна

Организация: МБДОУ «ДС № 78 «Василек»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Вспомните о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. В моей речевой группе мальчик Семен всегда облачался в одежду любимого цвета (оранжевый и зеленый) и наслаждался этими красками, ощущал комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение.

У нас в основном были подвижные, активные дети в группе и мы окрасили групповую комнату мягким розовым цветом и заметили, что у детей наступило снижение мускульной активности. А почему хирурги в операционной одеты в темно – зеленые халаты? Экспериментально доказано, что темно – зеленый цвет помогает остановить кровотечение. В моем логопедическом кабинете три цвета: серый (он способен управлять эмоциями), розовый (растворяет все негативное и мрачное) и фиолетовый (связан с интеллектуальными способностями).

Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека.

Работая учителем – логопедом я использую цветотерапию в коррекционной работе. Накапливался опыт, который стал приносить результаты.

Специалисты языка и речи (учителя – логопеды) знают, как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую, творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно. Очень хорошо использовать цвет и при дифференциации звуков. Возьмем, например, желтый цвет: желтая жаба, желтая одежда, желтый жираф, желтая змея, желтый зайчик…Увлеченность цветом постепенно будет расширяться. Вам будет интересно наблюдать за тем, какие цвета выбирают дети для своих игр.

Сначала, конечно, автоматизация на материале грамматических категорий. У меня есть волшебный домик, в который кладутся различные предметы. Дети по очереди достают предметы: «Я взял синюю машину… Я взяла синий карандаш…». Или дети в игровой форме изменяют существительные по падежам: «У желтой кружки нет желтой ручки», «Девочка дает корм желтому петуху», «Мальчик нарисовал желтую лису»…Любимая игра «Один – много»: образование существительных родительного падежа множественного числа: «Зеленая груша – зеленые груши». Интересно придумывать и самим, когда игрушки заканчиваются в волшебном домике. Однажды кто – то принес игрушечного белого щенка и мы стали закреплять изученные предлоги. «Белый щенок спрятался ПОД белый стол. Ему там было очень грустно и он вылез ИЗ- ПОД белого стола и убежал В белый шкаф. Нашел там вкусную косточку и выбежал ИЗ белого шкафа, сел НА белый стул, сгрыз косточку и стал прыгать ВО дворе ЧЕРЕЗ лужи. К вечеру вернулся В детский сад». В наши цветовые игры включились и мамы с папами. Им достались трудные задания. Подбор родственных слов: «Зеленый – зелень, зеленеют, зеленоглазый, позеленел..» Мы выпустили целую книжку с таким заданием, и подарили ее детям подготовительной к школе группы детского сада.

Научились объединять предметы по смыслу (по ассоциации). «Оранжевое платье – оранжевые пуговицы. Оранжевые пуговицы можно пришить на оранжевое платье». Составлять описательные рассказы и сочинять сказки дети к концу учебного года могли уже без помощи взрослого.

Логопедическая работа многогранна и для творчества нет предела. Совместно с детьми и родителями мы оформляли цветовые тематические выставки «Осень лету каждый год платит золотом за вход» (желтый цвет осени), «На окне в такую рань распустилась герань» (зеленый цвет комнатных растений); придумывали каждому ребенку куклу – оберег определенного цвета: красного – это энергия и сила, оранжевого – радость, желтого – чистый и ясный, зеленого – обновление, синего – творчество; была кукла и черного цвета – таинственное и неизведанное, бунт (жила она несколько дней (этому обрадовались и дети, и взрослые!) после чего хозяйка сплела себе куклу желтого цвета).

У многих детей нарушены фонематические процессы, и я учу их определять звук на «Чудо – дереве», на котором растут листья синего, зеленого и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребенок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «машина» на дереве с синими листьями, т.к. первый звук в слове согласный, твердый.

У детей со временем активизируется словарь, они составляют предложения по демонстрациям действий, в котором все изображения выполнены определенным цветом. «Я рисую желтым карандашом желтого жирафа». В ходе таких занятий автоматизируются звуки Р – красный, розовый, бордовый, серый, оранжевый, черный; звук Рь –сиреневый, коричневый, серебряный; звуки С-Сь- красный, синий, серый, серебряный; звуки З-Зь- зеленый, золотой, розовый; звук Ж – желтый, оранжевый; звук Л – желтый, голубой, белый, золотой; звук Ль – зеленый, фиолетовый; звук Ч – коричневый, черный.

В структуре логопедической работы игры по цвету используются во всех режимных моментах в течение всего дня. В программе «Радуга» нашего ДОУ есть традиция «Утро радостных встреч» и здесь цветотерапия используется постоянно: Утро разноцветных воздушных шаров; Утро Синей сказки; Утро Красной одежды, что помогает решить поставленные задачи: автоматизировать правильное произношение, корригировать нарушения слоговой структуры слова, формировать лексико – грамматические категории, обучать элементам грамоты, совершенствовать связную речь детей.

Многие наши выпускники успешно поступают в Лицеи и Гимназии города, где обучаются на «хорошо» и «отлично».

Наглядное моделирование в логопедической работе с детьми ОНР Мариупольская городская ПМПК учитель – логопед Ткачук Т. Н. 2012 г. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwww.teacherjournal.com.ua

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Наглядное моделирование в логопедической работе с детьми ОНР Мариупольская городская ПМПК учитель – логопед Ткачук Т. Н. 2012 г.” — Транскрипт:

1 Наглядное моделирование в логопедической работе с детьми ОНР Мариупольская городская ПМПК учитель – логопед Ткачук Т. Н г.

2 « Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету » К. Д. Ушинский

3 Актуальность темы : облегчает детям с ОНР овладеть связной речью ; облегчает детям с ОНР овладеть связной речью ; использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей ; использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей ; применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт ; применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт ; ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно – следственные связи, делает выводы. ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно – следственные связи, делает выводы.

4 Задачи наглядного моделирования Воспитывать потребность в речевом общении развивать связную речь учить последова- тельности логичности связности изложения развивать мышление, внимание рече- слуховую и зрительную память развивать мелкую моторику обогащать словарный запас

5 Дидактические задачи Знакомство с графическим способом представления способом представленияинформации Развитие умения дешифровки модели дешифровки модели Формирование навыка самостоятельного моделирования

6 Приемы наглядного моделирования пиктограммы символические изображения заменяющее слова. замещения вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи

7 Наглядное моделирование позволяет : обогащать активный лексикон обогащать активный лексикон закреплять навыки словообразования закреплять навыки словообразования формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений развивать импрессивную речь детей развивать импрессивную речь детей описывать предметы, составлять рассказы описывать предметы, составлять рассказы содействовать закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий содействовать закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий развитию понимания логико – грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. развитию понимания логико – грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

8 нарушении слоговой структуры слова нарушении слоговой структуры слова формировании лексико – грамматического строя речи формировании лексико – грамматического строя речи подготовке к обучению грамоте подготовке к обучению грамоте обучении связной речи обучении связной речи Метод применяется при :

9 Коррекционная работа по преодолению ОНР проводится по следующим направлениям коррекция звукопроизношения коррекция звукопроизношения формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы ( звук – слово – предложение – текст ) формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы ( звук – слово – предложение – текст ) формирование лексико – грамматических категорий формирование лексико – грамматических категорий формирование связной речи формирование связной речи профилактика дисграфии и дислексии. профилактика дисграфии и дислексии.

10 Мнемотаблицы к народным сказкам

11 Мнемотаблица для заучивания стихотворений Я рубашку сшила мишке Я сошью ему штанишки Надо к ним карман пришить И конфетку положить. З. Александрова З. Александрова

12 Мнемотаблица для заучивания стихотворений Дятел, дятел дуб долбит, В щепки дерево дробит. – Дятел, в дереве дыра, Перестать давно пора ! Г. Сапгир

13 Мнемотаблица для заучивания стихотворений Наша елка велика, Наша елка высока, Выше мамы, выше папы – достает до потолка. А на ней игрушки, бусы и хлопушки.

14 План составления описательного рассказа Какое время года ? Почему ? Какое время года ? Почему ? Назови приметы осени. Назови приметы осени. Что убирают на поле, огородах, в садах ? Что убирают на поле, огородах, в садах ? Показ картинок насекомых, птиц, зверей. Что с ними стало, как они себя ведут ? Показ картинок насекомых, птиц, зверей. Что с ними стало, как они себя ведут ? Подобрать картинки с изображениями животных, деревьев, цветов. Подобрать картинки с изображениями животных, деревьев, цветов. Спросить, что это, как растения ведут себя осенью ? Что с ними происходит ? Спросить, что это, как растения ведут себя осенью ? Что с ними происходит ? Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. Организовать игру « Времена года ». Логопед читает стихотворения, дети должны показать картинку с изображением сезона, о котором говориться в стихотворении. Организовать игру « Времена года ». Логопед читает стихотворения, дети должны показать картинку с изображением сезона, о котором говориться в стихотворении. Дети составляют мнемодорожки о временах года. Дети составляют мнемодорожки о временах года.

15 Описательный рассказ « Осень »

18 Мнемодорожка по теме « Осень » Осень, осень – зонтик носит ……

19 Мнемодорожка по теме « Зима » Зима, зима, санки принесла …. Мнемодорожка по теме « Зима » Зима, зима, санки принесла ….

20 Мнемодорожка по теме « Лето » лето, лето в шортики одето …

Использование русского фольклора в логопедической работе

Использование русского фольклора в логопедической работе.

Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование русского фольклора в логопедической работе.

Фольклор — как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми.

Фольклор – это народный язык, а народ — непревзойдённый учитель речи.

Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения.

Использование разных жанров фольклора: потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, попевок, сказок, народных подвижных игр, пальчиковых игр развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Виды малых фольклорных форм

Я перечислю и охарактеризую виды малых фольклорных форм.

Пословицы, поговорки, загадки, потешки, попевки, скороговорки, народные сказки, народные песни, фольклорные игры.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Используя пословицы и поговорки, логопед учит детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Например: Мороз не велик, да стоять не велит. Апрель с водою, май с травою.

Потешки, скороговорки, приговорки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и незаменимы для дикционных упражнений. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи, и формируем интонационную выразительность его речи.

Например: Интонационная окраска речи в приговорке.

Девица-сестрица,
Сходи за водицей
– Я волка боюся,
Медведя страшуся.

Или скороговорка: до города дорога в гору, а с города с горы. ( Дети проговаривают скороговорку в различном темпе).

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Песенная лирика.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Фольклорные песни представляют собой сложный комплекс. Это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский
(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

С помощью песенной лирики возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Народные песни позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствуют формированию образности речи, словесному творчеству детей. Например «Каравай» песня с элементами игры.

Колыбельные песни – спутник детства.

Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего возраста.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекают их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…», «Потягунючки, поростунюшки»!

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, также содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», коток», «котик», «котя».

Котенька, коток,
Котя серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать
Мово Лешеньку качать, прибаукивать!

К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Сказка — как фольклорный жанр.

Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина:

«Жили-были», а заканчиваются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой:

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки “Зимовье зверей”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Морозко ” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.

Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность. С понимания сказок начинается понимание родной речи.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, формировать понимание образного слова. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение.

Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова в потоке речи, постепенно овладевая образной системой языка.

Фольклорные игры – школа для ребёнка. Воспитание активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в играх. Одни игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают сообразительности, вниманию. Связь с коллективом, подчинение установкам и порядкам – в педагогике эту функцию игры называют «социализацией», приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. В фольклорных играх этим особенно интересны считалки. С их помощью устанавливаются правила игры. Короткий стихотворный отчёт с четким скандированием слогов называет того, на ком окончился счёт. Считалки учат четко, правильно и быстро говорить, оставаясь просто игрой.

Раз, два, три – Поди водить ты!

Использование русского фольклора дает следующие положительные результаты: устанавливает эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, расширяет детские представления об окружающем мире, формирует первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогащает лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями, усиливает самоконтроль за правильным звукопроизношением, улучшает дикцию, формирует фонематическое и фонетическое восприятие речи. Использование фольклора улучшает разные виды связной речи: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей .

Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной “правильной” морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. У дошкольных учреждений в этом процессе своя особая роль, так как именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ДОУ стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием. Система работы получила отражение в комплексной программе “ЛАД”, разработанной творческой группой ДОУ. Программа имеет рецензию Кемеровского областного института усовершенствования учителей и успешно используется уже в течение 5 лет в детском саду № 27 г. Прокопьевска. Один из блоков программы логопедический и называется “Речецветик”. Он посвящён организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи и включает в себя:

– календарно-тематическое планирование по возрастным группам с учётом дат народного календаря;

-“речевой” материал для автоматизации всех групп звуков в связной речи (Приложение 1);

– конспекты индивидуальных логопедических занятий (Приложение 2);

– народные игры для автоматизации звуков (Приложение 3);

– народные пальчиковые игры (Приложение 4);

-конспекты индивидуальных логоритмических занятий;

-конспекты фольклорных развлечений (Приложение 5).

Таким образом, основой блока “Речецветик” стал русский фольклор.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

Использую фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.

Всю работу по приобщению детей к творческому наследию русского народа можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап – накопление речевого материала детьми.

На данном этапе работы на логопедических занятиях идёт отработка правильного произношения определённых звуков в текстах, затем тексты сочетаются с музыкой, разучиваются народные игры.

2 этап – обобщение накопленного материала по теме и проведение фольклорного развлечения с детьми.

На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определённый промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения, на котором подводится своеобразный итог работы за определённый период: дети логопедической группы рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

Итогом многолетней планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: