Квалификационное испытание для учителей-логопедов учреждений VIII вида

Маршрут прохождения аттестации учителя-логопеда на первую квалификационную категорию

Преподаваемый предмет: логопедия

Должность: специалист ДОУ, учитель-логопед

Квалификация: 1 квалификационная категория

Регион: Новосибирская область

Населенный пункт: г. Новосибирск

В сентябре 2016 года прошла аттестацию на установление соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. В аттестационную комиссию г. Новосибирска необходимо предоставить следующие документы (всё в 1 экземпляре):

б. Приложение к заявлению (ссылку прилагала выше)

в. Копия аттестационного листа

г. Копия паспорта (1 страница и прописка)

д. Копия трудовой (все страницы)

е. Копия диплома об образовании

ж. Копия последних курсов повышения квалификации

з. Копия свидетельства о браке (если фамилия в дипломе и паспорте не совпадает)

и. Самоанализ педагогической деятельности (по результатам самообразования, выбранной темы) или реализованный профессиональный проект (ссылку на свой самоанализ прилагаю ниже)

к. Приложение к самоанализу, в соответствии с текстом самоанализа

Список моих приложений:

Приложение № 1 – «Портфолио логопеда» (Визитная карточка)

Приложение № 2 – Литература и пособия

Приложение № 3 – Методики, используемые для обследования

Приложение № 4 – Варианты пиктограмм

Приложение № 5 – Перспективный план по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования

Приложение № 6 – Использование компьютерных технологий (преимущества, возможности, используемые игры)

Приложение № 7 – Взаимодействие участников коррекционного процесса (модели взаимодействия, перспективный план взаимодействия, разграничение функций учителя-логопеда и воспитателя, анкета)

Приложение № 8 – Взаимодействие учителя-логопеда и родителей (формы работы, перспективные планы работы, анкеты)

Приложение № 9 – Анализ данных диагностического обследования за 2 учебных года

Приложение № 10 – Результаты самообразования и представление собственного опыта

Приложение № 11 – Фотоотчёт

л. Копия грамот, за последние 5 лет

м. Копия программок, подтверждающих выступления на МО, семинарах и т.д.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ «АТТЕСТАЦИЯ В ЦЕЛЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ЧАСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

(в ред. приказов Минобрнауки Новосибирской области

от 27.07.2012 N 1613, от 28.09.2012 N 1988,

от 19.10.2012 N 2084, от 05.08.2013 N 1879,

от 11.11.2013 N 2569, от 29.11.2013 N 2762, от 02.04.2014 № 773)

17. Прием, проверка и регистрация комплекта документов.

17.1. Основанием для проведения аттестации педагогических работников на соответствие первой или высшей квалификационной категории является заявление работника, которое он подает в ГАК в составе комплекта документов.

17.2. Дата регистрации комплекта документов в ГАК является датой начала процедуры аттестации работника.

17.3. Комплект документов может быть предоставлен заявителем в ГАК Министерства лично либо через должностное лицо, ответственное за проведение аттестации в муниципальном органе, осуществляющем управление в сфере образования, или в образовательном учреждении по доверенности, заверенной руководителем образовательного учреждения или руководителем органа, осуществляющего управление в сфере образования.

(в ред. приказаМинобрнауки Новосибирской области от 11.11.2013 N 2569)

17.4. Документы, составленные по установленной форме, предоставляемые для получения государственной услуги, должны соответствовать следующим требованиям:

– тексты документов должны быть написаны разборчиво, не должны быть исполнены карандашом;

– фамилии, имена и отчества должны быть написаны полностью и должны соответствовать паспортным данным;

– в документах не должно содержаться подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;

– документы должны быть составлены синими или черными чернилами (пастой) от руки либо составлены в печатной форме, иметь подпись заявителя и печать, если заявителем является юридическое лицо;

– документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;

– данные в заявлении должны соответствовать документам об образовании, установлении квалификационных категорий, почетных званий и наград, другим документам.

За представление недостоверных сведений заявитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

17.4.3. «Документ (копия документа),подтверждающего итоги предыдущей аттестации (если получатель услуг был ранее аттестован)», удостоверений о повышении квалификации и наградах заявителя заверяются руководителем образовательного учреждения.

17.4.4. Документы с результатами профессиональной деятельности заявителя подписываются и заверяются руководителем образовательного учреждения;

сведения (отзывы) о распространении педагогического опыта, методической работе на муниципальном и (или) областном уровнях заверяет (подписывает) руководитель учреждения, выдавшего отзыв.

17.4.5. Иные документы, необходимые для получения государственной услуги, представляются в единственном экземпляре в виде заверенной копии.

17.5. Прием комплекта документов осуществляют специалисты (методисты) по вопросам аттестации, они проверяют соответствие комплекта документов их перечню согласно пункту 10 Регламента и требованиям согласно пункту 19.4 Регламента. При личном приеме действия выполняются в присутствии получателя государственной услуги. При отсутствии замечаний специалист (методист) отмечает на заявлении или представлении порядковый номер, дату регистрации, заверяя своей подписью, вносит запись в журнал входящих документов по аттестации.

Читайте также:
Дифференциация звуков (С, Ш) - конспект логопедического занятия

2. Есть ли нюансы при оформлении документов?

Все документы вкладываются в определённой последовательности в папку-скоросшиватель, каждый документ заверяется заведующей ДОУ (печать и подпись), приветствуется, если все достижения, авторские разработки представлены в цифровом виде и прикладывается к папке.

3. Куда и кому сдавать первоначальный пакет документов?

На высшую категорию НИПКиПРО, Красный проспект 2, 223-27-02, на первую категорию Центр мониторинга, Городской центр развития образования (Достоевского 14, 217-05-44, www.gcro.nios.ru )

4. Существует ли в вашем регионе информационное, организационное, учебно-методическое и психологическое сопровождение аттестующихся? Была ли оказана (кем) помощь при сборе и оформлении пакета документов?

  • Мне оказывали помощь мои коллеги, прошедшие аттестацию в текущем году и методист ДОУ.
  • У нас есть Районная методическая служба, по адресу ул. Якушева, д. 2.
  • Также информационная поддержка существует на сайте ok-gcro.nios.ru: страница Аттестация.
  • Индивидуальное консультирование по тел.: 254-02-88.

5. За какой срок было рассмотрено ваше заявление?

Документы были предоставлены мной за месяц до заседания ГАК, об подтверждении категории узнала сама на официальном сайте ( WWW. Minobr.nso.ru ) через 2 месяца.

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Внимание! Компьютерное тестирование не проходила.

КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ИСПЫТАНИЕ В ФОРМЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОРТФОЛИО

1. Каким был формат портфолио: бумажный и (или) электронный?

Предоставляла комиссии бумажное портфолио (в нашем регине электронное портфолио обязательно для защиты на высшую категорию).

2. Каковы критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников в вашем регионе?

Прикрепляю ниже экспертное заключение на соответствие уровня профессиональной деятельности:
экспертное заключение ч.1
JPG / 1.89 Мб
экспертное заключение ч.2
JPG / 1.61 Мб

«ПОРТФОЛИО ЛОГОПЕДА» (Визитная карточка). Моё портфолио было приложением к самоанализу. Трудностей при его составлении не было, так как ежегодно вносила изменения. Все данные представлялись за последние 5 лет. С моим электронным портфолио теперь можно познакомиться на сайте http://shabanova.netfolio.ru (сетевое сообщество педагогов).

2. …..года рождения.

3. Образование очное…

4. Педагогический стаж работы…

5. Уровень квалификации…

6. Прохождение курсов повышения квалификации…

8. Участие в проведении различных методических мероприятий (ОУ, района)…

9. Показатели в работе (дипломы, грамоты, благодарственные письма)…

10. Темы самообразования:…

11. Профессиональные результаты… (в виде диаграмм)

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Внимание! Открытое занятие для комиссии не проводила. Прикладывала конспект занятия по теме самоонализа:

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Порядок аттестации в г. Новосибирске:

Общий срок предоставления услуги аттестации составляет 5 месяцев.

1. Срок рассмотрения пакета документов: не более 1 месяца.

2. Продолжительность аттестации от начала до принятия решения ГАК: не более 2 месяцев.

3. Подготовка приказов: не более 1 месяца.

4. Аттестационный лист и выписка из приказа предоставляется не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения ГАК.

Информация по процедуре аттестации есть на сайте www.edunso.ru , и в отделе кадровой политики. Тел.: 223-64-28, 203-58-25.

После подписания моих документов администрацией ДОУ, где я работаю, в тот же день отвезла всю папку в Аттестационную комиссию (Достоевского 14, 217-05-44, www.gcro.nios.ru), замечаний при приёме документов не было, отметили, что все документы собраны верно и всё заверено.

Через несколько месяцев на официальном сайте министерства образования WWW. Minobr.nso.ru Новосибирской области во вкладке «документы» — «нормативные правовые акты» — «аттестация педагогических работников» смогла скачать приказ об установлении категории.

  • Документы сдала 16.08.2016г., а Заседание ГАК состоялось 20.09.2016г.,
  • Приказ был подписан от 10.10.2016г., а появился на сайте он 14.10.2016г.
  • Решение комиссии меня не удивило, подтвердили мою первую категорию.

Могу отметить, что при проверке моих документов методист сказала, что можно было и на высшую мне подавать, всё написано грамотно.

УРОК.РФ ПРИ АТТЕСТАЦИИ

1. Помогли ли Дипломы и Сертификаты педагогического сообщества «Моё образование» (урок.рф») при прохождении аттестации?

Да, помогли. В нашем ДОУ участие в данном сообществе учитывается комиссией по распределению надтарифного фонда.

2. Какие Дипломы и Сертификаты урок.рф были в вашем портфолио?

  1. Бронзовый сертификат, подтверждающий участие во всероссийском педагогическом сообществе «Моё образование» (За достижение I уровня в рейтинге популярности и активности участников) апрель 2016г.
  2. Серебряный сертификат, подтверждающий участие во всероссийском педагогическом сообществе «Моё образование» (За достижение II уровня в рейтинге популярности и активности участников) апрель 2016г.
  3. Диплом за распространение педагогического опыта во всероссийском педагогическом сообществе «Моё образование» май 2016г.
  4. Диплом члена жюри всероссийского конкурса для воспитателей детских садов на лучшую методическую разработку «Домашние животные» май 2016г.
  5. Сертификат участника всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку «Урок-викторина» май 2016г.
  6. Диплом победителя всероссийского конкурса для логопедов на лучшую методическую разработку «Дифференциация звуков» май 2016 г.
Читайте также:
Конспект индивидуального занятия: Автоматизация звука (Р)

Тесты для аттестации логопедов.
тест по логопедии по теме

Представленные тесты используются для аттестации логопедов Белгородской области, возможно в других местах применяются иные . Не исключен и вариант ошибки в 2-3 вопросах. Сама я сдала это тестирование с одной ошибкой. Ответы находила в книгах и использовала интернет. Если найдете ошибки буду благодарна за совет, пишите.

Скачать:

Вложение Размер
18_logopedy.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?

  1. неправильная речь окружающих;
  2. двуязычие в семье;
  3. черепно-мозговая родовая травма.

2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?

  1. тройничный;
  2. обонятельный;
  3. блуждающий.

3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?

  1. алалии,
  2. механической дислалии ,
  3. афазии,

4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?

2)заикание ,
3) ФФН,

5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений: 1) I блок;

6. Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:

1) органическое поражение речевых зон левого полушария;

2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы;

3 ) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.

7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:

1) комплексного подхода ;

2) системного подхода;

8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:

а) обогащение и активизации предметного словаря ;

б) формирование и развитие артикуляторной моторики;

в) развитие слухового восприятия;

г) обогащение и активизация предикативного словаря.

9. Продолжите определение «ОНР – это…»:

1) нарушение произносительной стороны речи;

2) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы;

3) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами):

11.Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:

1) органическое повреждение экстрапирамидной системы;

2) органическое повреждение продолговатого мозга

3) органическое повреждение мозжечка .

12. Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:

1) блок регуляции тонуса и бодрствования;

2) блок приема переработки и хранения информации;

3) блок программирования, регуляции и контроля.

13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:

1) согласных смычных;

3) согласных щелевых.

14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:

15. Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки:

А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;

Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;

С. Ориентировка в собственном теле;

Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.

16. Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:

1) представление о звуке;

2) представление о графеме;

3) представление о фонеме.

17. Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:

А. Определить количество звуков в слове;

Б. Определить, есть ли заданный звук в слове;

В. Придумать слово с 4 звуками;

Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец).

18. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:

19. Что является единицей фонологического кода языка:

20. Что является единицей лексического кода языка:

21. Что является единицей морфологического кода языка:

22. Что является единицей синтаксического кода языка?

23. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:

1) об отставании в формировании фонематического слуха;

2) о продвижении в формировании фонематического слуха;

3) о первичной неполноценности органов артикуляции.

24. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:

1) нарушение фонематического слуха:

2) нарушение фонетического слуха;

3) нарушение обобщенного оптического образа буквы

25. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:

1) нарушение фонематического слуха;

2) нарушение фонетического слуха;

3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций .

26. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:

27. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:

28. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:

2) Вот мой парашют.

3) Вот моя собака.

29. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:

1) замены графически сходных букв;

2 нарушение звуко-слоговой структуры слова;

3) изменение формы, времени глаголов.

30. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:

1) ступень слого-аналитического чтения;

2) ступень становления синтетических приемов чтения;

3) ступень синтетического чтения.

31. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?

2)зрительный,
3) кинестетический ,

32. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:

33. Продолжи высказывание: «ФФНР –это…»

1) нарушение произносительной стороны речи;

2) несформированность лексико-грамматических категорий;

3) нарушение слоговой структуры слова.

34. Какой темп речи характерен для заикания:

35. Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике:

2) навязчивые состояния;

3 ) астенический синдром.

36. Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания:

37. Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися:

38. Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений:

1) Настоле стояла ваза срозами.

2) На столе стояла васа с росами.

3) На этоле этояла ваэа э роэами.

39. Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами:

40. Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного:

1) подробный пересказ,

2) ответы на вопросы по прочитанному;

3) краткий пересказ,

4) составление плана к прочитанному тексту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для аттестации учителей

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВДЕМОВЕРСИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ в форме компьютерного тестирования.

Тесты для аттестации Нормативно-правовой блок

Тесты с ответами “Нормативно-правовой блок”.

тесты для аттестации учителям начальной школы КБР

тесты для аттестации учителям начальной школы КБР.

Общие тесты для аттестации педагогов и руководителей.

Материал содержит общие тесты для аттестации.

Тесты для аттестации по педагогике и психологии

Данный материал содержит вопросы тестов по психологии и педагогике.

Ответы на тесты для аттестации учителей

Данный документ содержит 104 вопроса с ответами для аттестующихся учителей начальных классов.

Интерактивный тест. Итоговая аттестация “Окружающий мир” 1 и 2 варианты

Интерактивные тесты созданы по шаблону А.А. Баженова. На последнем слайде выставляется оценка результата деятельности ученика. При создании тестов использованы вопросы из сборника “Итоговая атте.

Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель» специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (в том числе олигофренопедагог, учитель надомного обучения)

1. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для концертмейстеров.doc
2. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для логопедов.doc
3. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для сурдопегагогов.doc
4. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для тифлопедагогов.doc
5. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для учителей коррекционных школ 8 вида.doc
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «концертмейстер»
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель-дефектолог» (сурдопедагог)
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель-логопед»
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель-дефектолог» (сурдопедагог)
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель» специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (в том числе олигофренопедагог, учитель надомного обучения)

Краевое государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

квалификационного экзамена для педагогических работников,

претендующих на квалификационную категорию,

по должности «учитель» специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (в том числе олигофренопедагог, учитель надомного обучения)

Часть 1. Основы специальной педагогики и психологии

1.Наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью

а) специальная педагогика;

б) специальная психология;

2. F 71 по МКБ-10 это.

а) легкая умственная отсталость;

б) умеренная умственная отсталость;

в) тяжелая умственная отсталость;

г) глубокая умственная отсталость.

3. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень. Носит как временный, так и стойкий характер, это…

4. Стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. Нарушения наступают после нормального развития ребёнка вследствие органического поражения мозга, это…

б) умственная отсталость;

в) задержка психического развития;

г) органическая деменция.

5.Формы мышления, преобладающие у умственно отсталых детей:

г) все развиты одинаково слабо.

6. Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, относящихся по ведомственной принадлежности к Министерству образования решает задачу:

а) компенсация психофизических дефектов, подготовка к посильному труду;

б) осуществление обучения и воспитания аномальных детей, коррекция дефектов развития, трудовая и профессиональная подготовка воспитанников;

в) уточнение диагноза, лечение, оздоровление, коррекция медицинскими средствами.

7. Определите для какой категории детей с отклонениями в психофизическом развитии предназначено учреждение VI вида – ………..

а) для неслышащих;

б) для слабовидящих;

в) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарат;

г) для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.

8. Отбор детей в специальные (коррекционные) учреждения в компетенции…:

а) органы местного управления образования;

б) органы опеки и попечительства;

9. Универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций, определяется как…

10. Кто из известных учёных сформулировал понятие “зона ближайшего и актуального развития ребенка”, выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития?

Часть 2. Основные аспекты организации и методического сопровождения образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

1. В настоящее время образовательный стандарт для специальных коррекционных учреждений.

а) разработан, используется в коррекционных школах. К нему имеются два федеральных учебных плана и программы учебных дисциплин). Данный стандарт требует переработки;

б) школы переходят на работу по общеобразовательному стандарту. Специальный законом не предусмотрен;

в) имеется несколько стандартов разных годов выпуска.

2. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является

а) образовательная программа;

в) государственный образовательный стандарт;

г) Закон «Об образовании».

3. Назовите ведущий принцип обучения детей с отклонениями в развитии

а) принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;

б) принцип наглядности в обучении;

в) принцип систематичности и последовательности;

г) принцип коррекционной направленности обучения.

4. В результате перцептивных действий у детей формируются –

а) сенсорные эталоны;

б) целостный образ предмета;

5. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

а) ведущему источнику получения знаний;

б) характеру умственной деятельности учащихся;

в) ведущей дидактической цели;

г) логике рассуждений.

6. Методика обучения представляет собой:

а) проекцию прикладной психологии на соответствующий учебный предмет;

б) совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками;

в) науку, исследующую цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения;

г) отрасль прикладной науки, исследующую закономерности обучения определенному предмету.

7. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть для обучающихся III ступени не менее:

8 . Использование наглядного материала, раздаточного материала, практических упражнений со множествами предметов, частями целого и т.д. имеет место:

а) только в начальной школе;

б) на всех этапах обучения со всеми учениками;

г) только на внеклассных занятиях.

9. Решение вопроса об обучении ребёнка «на дому» происходит:

а) по направлению ПМПК;

б) по желанию ребёнка;

в) если учитель видит, что ребёнок не усваивает программный материал по предмету.

10. Обведите варианты стандартов, предусмотренные в Концепции СФГОСов для каждой из данных категорий детей с ОВЗ.

а) Глухие дети – I, II, III, IV.

б) Слабослышащие дети – I, II, III, IV.

в) Слепые дети – I, II, III, IV.

г) Слабовидящие – I, II, III, IV.

д) Дети с речевыми нарушениями – I, II, III, IV.

е) Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV.

ж) Дети с нарушением атистического спектра – I, II, III, IV.

з) Умственно отсталые дети – I, II, III, IV.

11. Установите соответствие методом обучения и особенностями его реализации

12. Соотнесите тип образовательной программы и её сущность:

Тип программы Сущность
1) спиральный а) Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.
2) линейный б) Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение и углубление круга связанных с ней знаний.
3) концентрический в) Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, предусматривая усложнение и расширение его содержания.

1-..

Часть 3. Обозначьте технологию (или её элементы), применяемые Вами на уроке, кратко раскройте сущность

Примерные тесты для учителей-дефектологов

1.Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен – это .

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

2.С какими предметными областями специальной педагогики наиболее связаны следующие отрасли медицинских знаний: отоларингология, офтальмология (исключите лишнее)

3.Закончите предложение, выбрав наиболее точный вариант. “В специальной педагогике применяются . “

А) только специальные методы воспитания и обучения;

Б) как общепедагогические, так и специфические методы обучения и воспитания;

В) только наглядные методы;

Г) только методы словесного обучения.

4.В специальной педагогике, наряду с другими, выделяют следующий принцип организации коррекционно-образовательного процесса:

Б) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов;

В) коррекционно-компенсирующей направленности;

Г нет правильного ответа.

5.Личность ребенка, имеющего особые образовательные потребности, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике – это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

6.С какой целью в содержание специального образования включены специфические учебные предметы:

А) для формирования представления о необходимом уровне образования;

Б) для преодоления последствий первичных нарушений развития;

В) для организации индивидуального подхода к детям;

Г) специальные предметы не включаются.

7.Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии – это.

8.Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии – это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

9.Задачами специальной педагогики являются:

А) изучение социологических проблем, связанных с интеграцией;

Б) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;

В) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии;

Г) все ответы верны.

10.К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся:

А) замедленное и ограниченное восприятие;

Б) недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

В) пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире;

Г) все ответы верны.
Ответ: Г

11.Интегрированное обучение означает:

А) совместное обучение детей с отклонениями и без отклонений в едином образовательном пространстве;

Б) обучение в системе учреждений дифференцированного обучения;

В) раздельное обучение в соответствии с диагнозом;

Г) все ответы верны.

12.Какая группа детей с отклонениями в развитии в настоящее время не выделяется в
отдельную категорию:

А) с нарушением зрения;

Б) с умственной отсталостью;

В) с психоэмоциональными нарушениями;

Г) дети с синдромом Дауна.

13.Для преодоления недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми
образовательными потребностями:

А) вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, вводятся пропедевтические разделы;

Б) дети направляются на надомное обучение;

В) уменьшаются сроки обучения в образовательном учреждении;

Г) нет правильного ответа.

14.Укажите видовой порядковый номер школ (интернатов) для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата

15. Основанием для организации надомного обучения детей-инвалидов является заключение:

Б) медицинского учреждения;

16. Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:

А) это нарушение познавательных возможностей детей-дошкольников;

Б) это стойкое физическое нарушение;

В) это стойкое нарушение деятельности основных анализаторов;

Г) это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

17. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает в себя следующие состояния:

А) олигофрения, деменция;

Б) задержка психического развития;

В) педагогическая запущенность;

Г все ответы верны.

18. Сравните понятия “умственно отсталые дети” и ” дети- олигофрены”

А) одно является частью другого;

Б) обозначают разные категории;

В) используются в разных областях;

19.Согласно международной классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), умственная отсталость включает несколько степеней снижения интеллекта. Укажите их верное количество:

20.В соответствии с наиболее распространенной клинико-педагогической классификацией олигофрении, предложенной М.С.Певзнер, наряду с олигофренией неосложненной формы, олигофренией с нарушением функций анализаторов выделяют:

А олигофрению с преобладанием процессов возбуждения или торможения;

Б олигофрению с психопатоподобным поведением;

В олигофрению с выраженной лобной недостаточностью;

Г все ответы верны.

21.Экспериментальные исследования умственно отсталых детей позволили выделить следующие особенности высшей нервной деятельности: слабость замыкательной функции коры головного мозга, недостаточную дифференцированность условно-рефлекторных связей. (укажите недостающие)

А) нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем;

Б) преобладание охранительного торможения;

В) инертность нервных процессов;

Г все ответы верны.

22.В ходе выполнения задания умственно отсталые дети обычно руководствуются:

А) задачей в целом;

Б) далекой перспективой;

В) близкими мотивами;

С) все ответы верны.

23.Умственно отсталые дошкольники лучше запоминают материал в следующей последовательности: (укажите правильный ряд)

А) реальные предметы – слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы;

Б) слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы – реальные предметы;

В) картинки, изображающие предметы – реальные предметы – слова, обозначающие предметы;

С) реальные предметы – картинки, изображающие предметы – слова, обозначающие предметы.

24. Экспериментальное изучение самооценки у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее:

Б) неадекватность в сторону занижения;

В) неадекватность в сторону завышения;

Г не исследовалась.

25. К «ядерным» признакам умственной отсталости, согласно Л.С.Выготскому следует
отнести:

А отставание в моторном развитии;

Б недоразвитие высших психических функций;

В дефицит любознательности, плохую восприимчивость ко всему новому;

Г нет правильного ответа.

26. Принципами организации занятий с умственно отсталыми дошкольниками являются:
многократная повторяемость программного материала.. (укажите недостающее)

А частая смена видов деятельности;

Б обеспечение переноса усвоенного в новые условия;

В обеспечение игровой формы занятий;

Г все ответы верны.

27.Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:

А) в продуктивных видах деятельности;

Б) в трудовой деятельности;

В) во всех видах деятельности;

28.Среди умственно отсталых детей дошкольного возраста по уровню развития речи можно выделить

А) совсем не говорящих;

Б) с малым запасом слов;

В) с набором «речевых штампов»;

Г) все ответы верны.

29.Перспектива развития детей с умственной отсталостью определятся:

А) глубиной имеющегося недоразвития;

Б) структурой нарушения;

В) своевременностью начатой коррекционной работы;

Г) все ответы верны.

30. Нецензовый характер носит образование, получаемое умственно отсталыми детьми в
специальной коррекционной школе:

31.Основная задача учреждений для детей с диагнозом умственная отсталость в умеренной степени:

А) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;

Б) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов вспомогательной школы;

В) привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование

элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;

С) усвоение знаний, соответствующих программе всех классов вспомогательной школы.

32.К субъективным методам обследования слуха относятся (выберите не верный вариант ответа):

А) анализ слуховых вызванных потенциалов;

Б) пороговая тональная аудиометрия;

В) обследование с помощью шепотной н разговорной речи;

Материалы по аттестации на первую квалификационную категорию учителя-дефектолога

лариса решетникова
Материалы по аттестации на первую квалификационную категорию учителя-дефектолога

Создает условия для оказания эффективной коррекционной помощи обучающимся, воспитанникам с ОВЗ

В своей работе учитель-дефектолог использует специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие эффективную коррекционную помощь воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода.

Учитель-дефектолог в своей деятельности опирается на адаптированную рабочую программу, разработанную с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня интеллектуального развития. Адаптированная рабочая программа построена на основе «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Зарина А. П., Соколовой Н. Д., 2003 г.

Все коррекционные мероприятия проводятся в соответствии с :

-годовым планом работы учителя-дефектолога;

-календарно-тематическим планом непосредственно образовательной деятельности;

-перспективным индивидуальным планом коррекционной работы с ребенком с ЗПР.

Активно использует новые образовательные технологии (социально-педагогические, коррекционно-развивающие и другие, методы и средства обучения и воспитания[/u]

В своей профессиональной деятельности учитель-дефектолог использует и владеет следующими видами образовательных технологий: технология проектов, дифференцированного подхода, информационно-коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями.

Технология проектов. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

С 01.09.2013 по 31.05.2014 г в группе «Пчелка» был реализован проект «Аквариум». Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

С 01.09.2014 по 31.05.2015 г в группе «Пчелка» был реализован долгосрочный проект «Сказочное тесто». Цель: развитие творческих способностей, мелкой моторики, речи детей, через использование технологии тестопластика.

С 01.09.2015г по 31.05.2016г в группе «Пчелка» были реализованы два проекта:

– «Столько есть профессий разных». Целью которого являлось формирование целостного представления у детей с задержкой психического развития о профессиях. В результате дошкольники ознакомились на практике с профессиями взрослых детского сада, им была показана презентация о профессии врача, медсестры, военных, пожарных. Дети познакомились с предметами, необходимыми для работы повара, медицинской сестры, пожарного, полицейского, воспитателя, младшего воспитателя. Примерили атрибуты.

-Проект «Этот удивительный космос». Цель данного проекта заключалась в формировании у детей элементарных представлений о космосе, о космическом пространстве, об освоении космоса людьми. Детям была показана презентация о космосе, они рассматривали картины с изображениями космонавтов, солнца, звезд, луны, комет. Играли в настольную игру «Космос».

Технология дифференцированного подхода. У многих детей с задержкой психического развития неустойчивое внимание, недостаточно развита память, мышление, есть трудности в выполнении заданий. В этом случае требуется особая форма предъявления материала, т. е. дифференцированный подход к обучению. При применении данной технологии воспитанники делятся на условные группы с учетом интеллектуальных возможностей. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.

Цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками:

повысить наглядность материала; разнообразить содержание материала; разнообразить формы подачи материала. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей с задержкой психического развития в получении информации.

В ходе непосредственно образовательной деятельности, при подгрупповой работе, индивидуальной работе использованию информационно – коммуникационные технологии, а именно слушаем звуки природы, рассматриваем короткие видеопрезентации по теме занятия.

В работе с дошкольниками учитель-дефектолог использует самостоятельно созданные презентации «Времена года», «Перелётные птицы», «Весенние цветы».

В практике учителя-дефектолога здоровьесберегающие технологии применяются при проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия, пальчиковой гимнастики.

Проведение дыхательной гимнастики. Упражнения этого комплекса выполняются на занятии, подходят для физминуток, динамических пауз. Применяя в своей коррекционной работе здоровьесберегающие педагогические технологии, у детей повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, формируется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохраняется и укрепляется здоровье воспитанников.

Аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию В соответствии с Законом РФ “Об образовании в Российской Федерации”, согласно которому проведение аттестации педагогических кадров относится.

Аналитические справки к аттестации учителя-логопеда. Аналитическая справка О личном вкладе в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной.

Информационно-аналитический отчёт о работе с социальными партнёрами учителя-дефектолога, тифлопедагога (к аттестации) МБДОУ «Детский сад №38» компенсирующего вида не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без установления и поддержки контактов.

Качество психологического диагноза развития отдельных детей. Материалы к аттестации Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Дата заполнения: Составил: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад г. Каменногорска».

Заявление на первую квалификационную категорию В аттестационную комиссию департамента образования и науки Кемеровской области по аттестации педагогических работников от Билентьевой Надежды.

Аттестация на первую квалификационную категорию. Портфолио воспитателя Василькина Елена Ивановна – воспитатель МБДОУ “ЦРР – Детский сад “Сказка” ОП “Детский сад “Ромашка” комбинированного вида” Ковылкинского.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Психолого-педагогическая технология к аттестации на I квалификационную категорию Актуальность и целесообразность здоровьесберегающей технологии Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» предполагает.

Самоанализ педагога-психолога к аттестации на I квалификационную категорию Самоанализ профессиональной деятельности Я, Игошина Татьяна Сергеевна, с 05.05.2015 года работаю педагогом-психологом в Муниципальном бюджетном.

Экспертная оценка профессиональной деятельности педагога в рамках аттестации на высшую категорию Результативность профессиональной деятельности воспитателя Малышевой Валентины Васильевны: – Диплом II степени общероссийского конкурса.

Квалификационное испытание для учителей-логопедов учреждений VIII вида

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей №8 “Росинка”

МАДОУ МО г.Нягань “Д/с №8 “Росинка”

  • Корпус 1
  • Корпус 2


  • Страница аттестующегося учителя-логопеда
    Кадочниковой Натальи Константиновны
    Раздел 1. Профессиональное образование

    2. Курсы повышения квалификации. Подробнее здесь…

    3. Участие в вебинарах. Подробнее здесь…

    4. Приказ № 139 от 31.08.2016г. об открытии группы компенсирующей и комбинированной направленности. Подробнее здесь…

    5. АООПДО для детей с ТНР 2017-2018 г. Подробнее здесь…

    6. Рабочая программа коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта. Подробнее здесь…

    7. Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с дошкольником с умственной отсталостью. Подробнее здесь…

    8. Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы для ребенка с РАС. Подробнее здесь…

    9. Программа индивидуальной коррекционно-развивающей логопедической работы для ребенка с УО. Подробнее здесь…

    10. Индивидуальная маршрутная карта по реабилитационно-образовательному сопровождению ребенка – инвалида. Подробнее здесь…

    11. План взаимодействия с родителями. Подробнее здесь…

    12. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Подробнее здесь…

    13. Проект психолого-логопедического сопровождения семей «Скоро в школу». Подробнее здесь…

    14. Формы взаимодействия с родителями. Подробнее здесь…

    15. Практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика в ДОУ». Подробнее здесь…

    16. ИКТ для родителей «Логопедическая Гостиная». Подробнее здесь…

    17. Использование ИКТ в логопедической практике. Подробнее здесь…

    18. Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски «Звуки Р-Р’». Подробнее здесь…

    19. Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием авторского пособия «Звук Л». Подробнее здесь…

    20. Использование методов и приемов ОТСМ ТРИЗ в логопедической практике. Подробнее здесь…

    21. Интерактивный тренажер «Поможем смешарикам найти звук «Р». Подробнее здесь…

    22. Конспект коррекционной образовательной деятельности с интерактивной песочницей. Подробнее здесь…

    23. Исследовательский проект «В мире трудных звуков». Подробнее здесь…

    24. Индивидуальный план профессионального развития. Подробнее здесь…

    25. Приказ МБУ МО г.Нягань «ММЦ» о проведении научно-практической логопедической конференции. Подробнее здесь…

    26. Участие в конкурсах и мастер-классах. Подробнее здесь…

    27. Сертификат активного пользователя ИПП «Мерсибо». Подробнее здесь…

    28. Лектор вебинаров на сайте Дефектология Проф. Подробнее здесь…

    Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

    1. Основная образовательная программа дошкольного образования 2018-2019 учебный год. Подробнее здесь…

    2. Модифицированная программа коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста средствами современных технологий. Подробнее здесь…

    3. ИКТ разработка коррекционной образовательной деятельности. Подробнее здесь…

    4. Картотека игр в интерактивной песочнице. Подробнее здесь…

    5. Подготовка воспитанников к участию в городской олимпиаде «Знайка». Подробнее здесь…

    6. Презентации исследовательских проектов «В мире трудных звуков», «Такое знакомое и незнакомое зеркало». Подробнее здесь…

    7. Участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме МАДОУ. Приказы об организации консультативного пункта ДОУ. Подробнее здесь…

    8. Участие в педагогических советах. Подробнее здесь…

    9. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи дошкольников». Презентация для педагогов «Выразительность речи дошкольников». Подробнее здесь…

    10. Трудовой договор учителя-дефектолога. Подробнее здесь…

    11. Взаимодействие с социальными партнёрами. Подробнее здесь…

    12. План работы с родителями. Подробнее здесь…

    13. Рецензия на проект «С Мерсибо играем-речь развиваем». Подробнее здесь…

    14. Логопедическая гостиная для родителей. Подробнее здесь…

    15. Профессиональные достижения учителя-логопеда Кадочниковой Н.К. Подробнее здесь…

    1. Рабочая программа коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Подробнее здесь…

    2. П рограмма индивидуальной коррекционно-развивающей логопедической работы с дошкольником с системным нарушением речи. Подробнее здесь…

    3. Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольником с ОВЗ (РАС). Подробнее здесь…

    4. Картотека игр в интерактивной песочнице для коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматического строя. Подробнее здесь…

    5. Электронный журнал логопедического обследования. Подробнее здесь…

    6. Сравнительный анализ состояния речи воспитанников с ОНР, ФФНР. Подробнее здесь…

    7. Мониторинг коммуникативных навыков и описательной речи детей после занятий в интерактивной песочнице. Подробнее здесь…

    8. Индивидуальная маршрутная карта. Подробнее здесь…

    9. Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Подробнее здесь…

    10. Инновационная деятельность ДОУ. Подробнее здесь…

    12. Выписки из протоколов заседания ГМО учителей-логопедов ДОУ. Подробнее здесь…

    13. Презентация на территориальный семинар «Организация логопедической помощи воспитанникам с нарушениями речи в ДОУ «Солнышко». Подробнее здесь…

    14. Приказ о проведении городской научно-практической конференции учителей-логопедов. Подробнее здесь…

    15. Сертификаты лектора онлайн-института Дефектология Проф. Подробнее здесь…

    16. Страница лектора онлайн-института Дефектология Проф. Подробнее здесь…

    17. Авторский материал «Коррекция речи дошкольников с использованием универсального пособия «Путешествие пальчиков». Подробнее здесь…

    18. Сценарий мероприятия и презентацию «Конкурс Грамотеи». Подробнее здесь…

    19. Интерактивный тренажер «Поможем смешарикам найти звук «С». Подробнее здесь…

    20. Методические материалы в научно-методическом журнале «Логопед» ТЦ «Сфера» №4/2019 ; №10/2016 ; №2/2016 .

    21. Достижения воспитанников. Подробнее здесь…

    22. Участие в экспертной деятельности. Подробнее здесь…

    Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности

    1. Справка по результатам мониторинга состояния речи выпускников логопедического пункта за 3 года. Подробнее здесь…

    2. Информационная справка о результатах социологического исследования удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, предоставляемых муниципальными образовательными организациями, подведомственными Комитету образования и науки, по итогам 2018 года. Подробнее здесь…

    3. Достижения воспитанников в очных олимпиадах и конкурсах. Подробнее здесь…

    4. Достижения воспитанников в заочных олимпиадах и конкурсах. Подробнее здесь…

    5. Участие в профессиональных конкурсах. Подробнее здесь…

    6. Участие в городском методическом семинаре и общественном совете по развитию образования города. Подробнее здесь…

    7. Благодарность за участие в территориальном семинаре «Особенности работы с несовершеннолетними, имеющими нарушения речевого развития». Подробнее здесь…

    8. Участие в работе городской творческой группы по введению инклюзивного образования. Подробнее здесь…

    9. Участие в работе ГМО учителей-логопедов. Подробнее здесь…

    10. Положения о конкурсах учителей-логопедов. Подробнее здесь…

    11. Проект психолого-логопедического сопровождения «Скоро в школу!». Подробнее здесь…

    12. Статья в общественно-политической газете «Вестник Приобья». Подробнее здесь.

    Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности

    1. План профессионального развития на 2019-2020 учебный год. Подробнее здесь…

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 8-800-2000-122

    и.о. заведующего Васильева Наталья Викторовна

    т. 8 (34672) 2-67-88 (доб.210) (1 корпус); 8(34672) 2-67-87 (доб. 205) (2 корпус)

    методисты – т. 8 (34672) 2-67-88 (доб 203) (1 корпус); 8(34672) 2-67-87 (доб. 203) (2 корпус)

    отдел кадров т. 8 (34672) 2-67-88 (доб. 205)

    медсестра – т. 8 (34672) 2-67-88 (доб. 204) (1 корпус); 8(34672) 2-67-87 (доб. 204) (2 корпус);

    Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

    Рубрика: 7. Дефектология

    Опубликовано в

    Дата публикации: 29.11.2013

    Статья просмотрена: 843 раза

    Библиографическое описание:

    Дмитриева, О. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми / О. И. Дмитриева, Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4588/ (дата обращения: 18.01.2022).

    Совершенствование системы дошкольного образования требует внедрения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. Информационно-коммуникационные технологии все чаще используются в работе с детьми дошкольного возраста. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

    Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики — наглядность.

    При подготовке к учебной деятельности педагог должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать этот фактор. «В развитии языка цивилизации с некоторых пор произошел невидимый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения», — пишет В. Д. Параджанов, руководитель лаборатории «Учебник XXI века».

    У детей дошкольного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.

    Начиная использовать коммуникационные технологии (далее в тексте используется аббревиатура КТ) в коррекционном педагогическом процессе, в данном случае речь идет о работе с детьми-логопатами, следует знать и учитывать преимущества использования новых средств обучения, а также основные положения применения КТ в коррекционной работе.

    Преимущества использования коммуникационных технологий в работе с детьми-логопатами:

    1. Мотивационно-занимательная сторона обучения.

    2. Индивидуализация и дифференциация форм работы.

    3. Возможность показа скрытых для наблюдения процессов развития и динамических процессов.

    4. Создание принципиально новых (обходных) путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

    Основными базовыми положениями применения коммуникационных технологий являются:

    – Продвижение ребенка по пути нормального развития. КТ могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей.

    – Ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок с особыми образовательными потребностями. Средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях, позволяют представить в процессе обучения именно то средство, которое будет воздействовать на структуру речевого дефекта.

    – Использование коммуникационных технологий открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения.

    – Новые средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях могут более эффективно решать традиционные дидактические задачи.

    – Новые средства обучения могут применяться в случае трансформации одной формы речи в другую (Например: устной речи в письменную).

    Однако, следует сказать, что компьютерные программы, которые не рассчитаны на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе, т. е. апробации.

    Результативность применения коммуникационных технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов логопедической группы. Новые средства обучения, основанные на использовании коммуникационных технологий должно быть обоснованным и продуманным, а также использоваться наряду с традиционными средствами.

    Определены основные требования к использованию коммуникационных технологий:

    – Наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению.

    – Ясное осознание педагогом цели, времени и места введения информационных технологий.

    – Адекватность компьютерной программы стоящей учебной задаче.

    – Мера в использовании.

    – Отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте. Неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости.

    – Учет возраста, уровня речевого развития дошкольников.

    А также представлены условия применения средств.

    – Организовывать восприятие предъявляемых компьютерных программ надо таким образом, чтобы максимально воспринимал заложенную в нем информацию.

    В настоящее время создано несколько компьютерных программ, которые учитывают все необходимые требования и их можно применять в логопедической работе с дошкольниками. Но использование их в настоящий момент является проблематичным из-за высокой стоимости. Внедряя КТ в коррекционную работу с дошкольниками, мы пошли по пути использования на логопедических занятиях готовых обучающих компьютерных игр для дошкольников.

    При подготовке к обучению грамоте детей с речевыми проблемами мы посчитали использование их достаточно целесообразным. На занятиях фрагментарно используются следующие игры: «Супердетки. Учим буквы» (Компания «Мультисофт», 2007г.), «Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма» («Руссобит — Паблишинг», 2005 г.), «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Федором» и «Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку» («Акелла», 2006г.). Но наиболее часто используется обучающая компьютерная игра «Букварик-смешарик» (СКА «Петербург», 2003–2007гг.).

    Остановимся на описании игры «Азбука — малышка».

    – Любимые герои из мультфильмов.

    По замыслу авторов, игра рассчитана на детей 4–5 лет, но с успехом может применяться для обучения детей более старшего возраста, имеющих речевые проблемы.

    С помощью данной игры можно решать следующие образовательно-коррекционные задачи:

    1. Знакомство в игровой занимательной форме с основными понятиями — звук, буква, слог, слово, предложение.

    2. Практическое деление слов на слоги.

    3. Дифференциация гласных и согласных.

    4. Выделение начального звука в слове.

    5. Подбор слов на заданный звук с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

    6. Запоминание букв и нахождение их в печатном компьютерном тексте.

    7. Составление разрезных картинок из разного количества частей.

    Работа по каждому конкретному звуку строится следующим образом:

    – Аудирование. Дети слушают текст, стараясь запомнить слова с изучаемым звуком, после чего проводится дидактическая игра «Кто больше слов назовет?».

    – На компьютерной сюжетной картинке отыскивают предметы с заданным звуком.

    – Последняя часть работы — нахождение в тексте буквы, обозначающей данный звук.

    Это основные виды работ, предлагаемые авторами игры. использовать же её можно не только при ознакомлении детей с конкретным звуком и соответствующей ему буквой, но и на других видах занятий. Например, на занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов языка или на занятиях по формированию связной речи.

    Кроме того, на всех видах занятий с использованием компьютерных игр применяются и другие дидактические методы и приемы, в том числе игровые с использованием дидактических игрушек. Это набор мягких игрушек «Смешарики», а также мягкие игрушки-самоделки: куклы — звуки (гласные), Тим и Том, Мульмуля, Жучок-Звуковичок, Дразнилкин, Клоун-Весельчак. При работе с игрушками самоделками используются стихотворные тексты собственного сочинения.

    Хочется особо отметить, что использование КТ в логопедической работе должно быть строго согласованно с санитарно–гигиеническими нормами и здоровьесберегающими принципами обучения. Занятия с использованием компьютерных игр проводятся не чаще 2 раз в неделю. Общее время работы с компьютером на занятии не должно превышать 15 минут. В структуре занятия предусматривается обязательное проведение различного вида физпауз и физминуток для глаз, сопровождаемых авторскими стихотворными текстами.

    Широкое использование информационных технологий продиктовано необходимостью «расширения зрительно-пространственной активности», предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме «зрительных горизонтов» (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия «телесно-моторного закрепощения» [2]. Данные технологии позволяют сохранить интерес детей в течение всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, описания и разнообразные рассказы по картине.

    Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной школе.

    Следовательно, использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками имеет следующее значение.

    Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

    Использование наглядных средств вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

    Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

    В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Таким образом, правильное использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми способствует формированию четких представлений о произносительной стороне языка, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются в речевой практике.

    1. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.- 2009г. № 12.

    2. Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с. 32.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: