Культура речи – конспект занятия

Занятие по культуре речи в детском саду

Презентация к уроку

Цели:

  • формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;
  • развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки героев литературных произведений;
  • развивать связную интонационно выразительную речь.

Материал: медиаустановка; иллюстрации сказок: «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Воспитатель:

Если желаешь «Доброго утра»,
Ты поступаешь очень мудро.
И очень глупо, если лень
Громко сказать при встрече:
Добрый день!
Или: – Добрый вечер!
Если сон смыкает очи
И тебя отправят спать,
Всем скажи: – Спокойной ночи!
А потом иди в кровать.

Воспитатель поднимает правую руку.

Воспитатель: Это ручка – мальчики, эта ручка (поднимает левую руку) – девочки. Пальчики – мальчики, поздоровайтесь с девочками (здороваясь, нужно поочередно прикоснуться кончиками одноименных пальцев, и каждый раз произносить: «Здравствуйте, рад вас видеть»).

Воспитатель: Что означает волшебное слово «Здравствуй»?

Дети: Я рад тебя видеть здоровым, я желаю тебе крепкого здоровья.

Воспитатель: А приветствия «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»?

Дети: Люди, услышав эти слова, становятся добрее.

Воспитатель: С кем вам приятнее встречаться: с тем, кто вам улыбается или с тем, кто хмур и зол?

Воспитатель: Радостная улыбка делает людей счастливыми. А как можно поздороваться на расстоянии, чтобы не кричать?

Дети: Помахать рукой или кивнуть.

Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Кулачок-сундучок волшебных слов». В правой руке 5 вежливых мальчиков, а в левой – 5 вежливых девочек. Соберите их в сундучок-кулачок, пусть пошепчутся, и послушайте, о чем они говорят. Поднесите к уху и слушайте из кулачка-сундучка слова девочек и мальчиков. А теперь скажите, что услышали?

Воспитатель:

Соня знает слов немало
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.

Соня:

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Когда мы используем это слово?

Дети вспоминают жизненные ситуации.

Воспитатель:

Вероника знает слов немало
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.

Вероника:

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать:

Дети: Пожалуйста!

Воспитатель: Скажите, когда мы его произносим?

Дети вспоминают жизненные ситуации.

Воспитатель:

Лиза знает слов немало
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.

Лиза:

Если вы кого-то обидели случайно,
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите:

Дети: Извините!

Воспитатель: А когда это слово вспоминаем?

Дети вспоминают жизненные ситуации.

Физминутка «Игра-упражнение пожалуйста»

Воспитатель: Я буду показывать движения, а вы за мной их повторяйте в том случае, если я скажу пожалуйста. Будьте внимательны.

Воспитатель: А теперь – сказочная викторина. (На экране высвечивается иллюстрация сказки«Заюшкина избушка»).

– Что случилось с зайчиком?

Воспитатель: Кто помог зайчику?

Дети: Петушок. (появляется другая иллюстрация этой сказки)

Воспитатель: Какое слово за помощь сказал зайчик петушку.

Дети: Спасибо.

(Высвечивается иллюстрация к сказке «Репка»)

Воспитатель: А это, что за сказка?

Дети: Репка.

Воспитатель: С чего начинается эта сказка?

Воспитатель: Смог дедка вытянуть репку? Почему?

Детские ответы (появляется другая иллюстрация этой сказки)

Воспитатель: С какими словами дедка обращался за помощью?

Дети: Помогите пожалуйста.

(Высвечивается иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»)

Воспитатель: Что произошло с Ванечкой?

Воспитатель: Кто спас мальчика?

Дети: Сестрица Алёнушка.(появляется другая иллюстрация этой сказки)

Воспитатель: Как вы думаете, что сказала Алёнушка брату при встрече?

Дети: Извини пожалуйста, что оставила тебя одного.

Воспитатель: Чему учат эти сказки? Какими надо быть?

Дети: Быть добрыми, внимательными, вежливыми.

Воспитатель: Да, ребята. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»

анастасия румянцева
Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»

“Развитие речевой культуры у дошкольников”

Культура речи – область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное

достижение цели общения при соблюдении языковых правил,

этических норм, ситуативных требований и эстетических

В Культуре речи соединяется язык и общественный опыт применения языка.

При развитии культуры речи человек имеет четыре

совокупность норм литературного языка,

совокупность этических установлений своего народа,

совокупность целей и обстоятельств общения,

национальное представление о красоте речи.

Соответственно выделяются языковой, этический,

коммуникативный и эстетический факторы и соответственно

компоненты Культуры речи.

Правило, правильность, норма это центральные понятия

Культуры речи, действующие во всех ее сферах.

Читайте также:
Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Культура речи предполагает – наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Развивать культуру речи у дошкольников невозможно без общения.

Также не менее важно научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.

Наблюдая у своих воспитанников некоторые проблемы, связанные с нарушением культуры речи, и решив исправить сложившуюся ситуацию, я перед собой поставила цель:

Формировать, а также развивать знания, умения и навыки культуры речевого общения у детей со взрослыми и сверстниками.

Вся работа по развитию культуры речевого развития у дошкольников старшего возраста состояла из 3-х этапов.

1 этап. Начальный.

“Развитие и поддержание интереса к правилам вежливого обращения, знакомство с правилами культурного речевого общения, корректировка знаний у детей правил вежливости».

Побуждать соблюдать правила вежливого общения.

Уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения.

Пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации.

Обращаться с просьбой, чётко её излагая.

Развивать стремление употреблять в речи вежливые формы обращения.

Воспитывать стремление вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.

Чтобы заинтересовать детей я стала использовать одну из форм совместной речевой деятельности – это игровые обучающие ситуации, в основе которых лежит ролевой принцип.

Собеседники (дети исполняют определённые роли). Они должны осознать свои ролевые позиции (брат – сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т. д., и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.

2 этап.

Отрабатывать и закреплять культуру речевого общения.

Игры (дидактические, сюжетно –ролевые)

Создание специальных ситуаций.

Праздники и развлечения.

Другие виды занятий.

Учить детей активно учавствовать в обсуждении поступков героев.

Закреплятьп умение находить позитивные решения в конфликтных ситуациях, соблюдая правила речевого поведения.

Развивать у детей невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомимика).

Развивать у детей навыки общения при анализе и обсуждении поступков литературных героев и т. д.

Воспитывать у детей речевую сдержанность.

Развивая культуру речи у детей старшего дошкольного возраста, я использовала и кружковую деятельность для закрепления знаний и умений. Мой кружок назывался «Раз словечко, два словечко…»

Здесь хочется добавить что, основу игровой обучающей ситуации составлял сценарий активизирующего общения. Сценарий общения включает различные формы проведения игровых обучающих ситуаций:

Во время второго этапа

Совместно с детьми были разработаны следующие правила:

Всегда пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.

Будь всегда приветлив и вежлив.

На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Уступай место в транспорте взрослым и малышам.

Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.

С уважением относись к труду старших и товарищей.

Подними и подай оброненный кем-то предмет.

Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.

Умей признать, что был неправ.

Хочу добавить что, развивая культуру речевого развития детей в ДОУ нельзя забывать о том, что важно развивать её и в повседневной жизни, и в разных видах самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т. д.

Хочется отметить что, большую роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой, потому как гласит пословица:

«ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему».

Эта народная мудрость подтверждает истину, что самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.

С целью привлечения родителей к решению поставленных задач использовала групповые родительские собрания, консультации, организовывались прогулки выходного дня, привлекала родителей к проведению совместных развлекательных мероприятий. В родительском уголке оформляла стенды и ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали общие вопросы развития культуры, её значение, сущность, необходимость.

3 этап.

Самостоятельное применение правил культуры общения детьми в соответствии с жизненными ситуациями.

Закреплять навыки самостоятельности в ведении беседы, поощрять творческие ответы детей.

Развивать у детей положительные эмоции, доброжелательный настрой от стремления действовать по правилам культуры речевого общения.

Воспитывать у детей в практике общения с другими людьми привычку культурного поведения.

Третий этап в основном состоит из наблюдений за действиями детей, а также небольшой помощи, которая оказывалась лишь в том случае – если ребёнок сам затруднялся действовать.

К концу года многие родители отметили, что поведение детей в конфликтных ситуациях изменилось. Они стараются решить его посредством речи, а не драки. Также изменилось общение детей со сверстниками. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

Читайте также:
Интегрированная и коррекционная деятельность инструктора по физической культуре с детьми и родителями средней группы

У детей сформировались знания, умения и навыки культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками

Дети соблюдают нормы и правила общения в речевой деятельности с окружающими.

Итогом моей работы стало желание продолжить развивать речевую культуру у дошкольников. Так как это даёт возможность познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Формирование речевой культуры ребенка посредством театрализованной деятельности В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития.

«Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста». Из опыта работы Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста Введение Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

Конспект занятия по формированию у дошкольников экологической культуры «Транспорт и окружающая среда» Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры. Задачи: – расширить знания детей о природе родного края; – воспитать в детях.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Консультация для родителей «Развитие сенсорной культуры через освоение исследовательских действий дошкольников» Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах,.

Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.

Развитие мелкой моторики дошкольников с речевой патологией Развитие мелкой моторики дошкольников с речевой патологией Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями.

Развитие речевой активности в игре младших дошкольников Развитие речевой активности в игре младших дошкольников. Сюжетно – ролевая игра положительно влияет на развитие речи. Играя, ребенок разговаривает.

Конспект занятия «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников» Учебно-тематический план «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников» Содержание 1 занятие. Вводное 35 мин. Приветствие. Психолог.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Русский язык

Культура речи. Речевая ситуация

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Представление о культуре речи и её аспектах.

2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.

Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.

Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)

Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.

Речевой этикет – нормы и правила общения.

Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.

Открытые электронные ресурсы:

Открытые электронные ресурсы:

1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру

2. Сайт Словари.ру http://slovari.ru (Дата обращения 08.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Современный русский литературный язык рассматривается от Александра Сергеевича Пушкина до наших дней. За его развитием и изменением наблюдают учёные-лингвисты. Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это синоним культуры языка (например, образцовые тексты письменности), во-вторых, использование языка для повседневного общения, в-третьих, самостоятельная лингвистическая дисциплина. Культура речи имеет три аспекта, то есть три точки зрения:

1. нормативный (владение различными нормами русского языка);

2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);

3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).

Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.

Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.

Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы хотим или должны сказать. Доклад в школе вы рассказываете в официальной обстановке, а обсуждаете новости со знакомым в кафе уже в неофициальной.

Читайте также:
Использование монофонов при восстановлении речи

Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).

Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.

Рассмотрим пример. Представим ситуацию, описанную в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», где ученики первого сентября встречают учительницу, Ольгу Николаевну:

– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.

– Здравствуйте, ребята, здравствуйте! – улыбнулась Ольга Николаевна. – Ну как, нагулялись за лето?

– Нагулялись, Ольга Николаевна!

– Не надоело отдыхать?

– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!

– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.

– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.

Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.

Цель – общение. Вид высказывания: полилог. Используется разговорный стиль: разговорные слова и выражения: «нагулялись», «совсем бы из сил выбился»; неполные вопросительные предложения и ответы на вопросы: «Хорошо отдохнули? – Хорошо!».

С точки зрения речевого этикета, собеседники вежливы, используют приветствие: «Здравствуйте!»; обращаются к учителю по имени и отчеству: «Ольга Николаевна».

Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).

Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивание элементов

В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.

Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.

Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.

Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Установите соответствия.

использование вежливых слов

связан с влиянием обстановки

знание правил и их использование

Разбор задания: вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.

Правильный ответ:

Аспекты Значения

Нормативный знание правил и их использование

Коммуникативный связан с влиянием обстановки

Воспитательское занятие по теме: “Культура речи”

Конспект воспитательского занятия для воспитанников школы-интерната для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предназначен длля проведения занятия в разновозрастной группе, составлен с учетом особенностей контингента.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательское занятие по теме: “Культура речи”»

СОГБОУ «Вяземская школа- интернат для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитательское занятие на тему:

Культура речи

Воспитатель:

Тихонова Ю.Н

Цель: выработка определенной речевой культуры у учащихся. Выраба­тывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми. Показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, воспитывать нравственные качества личности.

-расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их

применении в жизненных ситуациях;

-развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные

Сегодня поговорим о культуре речи вежливого человека

Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек.

Тема нашего занятия – культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается. Что же такое культура речи?

Дети: (говорят все, кто желает высказаться по данному вопросу.)
Многие из вас правы. Особен­ности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться.

В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».

«Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» – писал в своих проповедях священник Иоанн.

-Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Читайте также:
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт магазин на обед.

Хозяйка моет стаканы,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он портфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Петя.

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а не дитя!

Петя обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

-Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

-Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.

Вот вам задание: поставьте правильно ударение.

договор, документ, премировать, ссуда взята, товары продали, узнайте цену изделия, столяр, досуг, обеспечение, квартал, средства.

догово́р, докуме́нт, премирова́ть , ссу́да взята́, това́ры про́дали, узна́йте це́ну изде́лия, столя́р, досу́г, обеспе́чение, кварта́л, сре́дства.

Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п

Написать на бумажках слова паразиты и выбросить в урну

-Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Которые называют сквернословием .У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Согласно словарю В. Даля «скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, – оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга “Юности Честное Зеркало”,

где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Давайте подумаем в каких случаях мы используем мат.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к “своим”.

Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

3 стадии сквернословия

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово – за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

«Встали, присели» (проводится под музыку Владимира Косма из кинофильма «Игрушка»).

На произнесенное «волшебное» слово ребята встают, на «злое» слово – приседают. (Любовь, скверна, доброта, драка, надежда, гадость, вера, злоба, красота, болезнь, счастье, хулиган, радость, горе, мама, грубость, пожалуйста, ложь, спасибо).

Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

читать русскую классическую литературу;

запоминать стихотворения, афоризмы.

Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

У меня есть поговорки их нужно составить и объяснить:

Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

С матом дружен – никому не нужен.

Хочешь поругаться – начни улыбаться (убираться).

Жизнь без мата событиями богата.

От мата вянут уши и коробит душу.

Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.

Без мата жизнь сладка, как вата.

Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.

Как борется с матом закон.

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, – наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, – наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга–медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце”.

Читайте также:
Словесные игры для детей и их родителей

Я предлагаю вам повернуться друг к другу, и сказать ласковые, добрые слова. Какие чувства у вас возникли?

Напишите эти слова на лепестках, и мы составим из них букет цветов , который будем дарить друг другу и другим людям. И тогда мир станет намного добрее.

Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! И прислушаемся к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. Давайте будем надеяться, что проведенное сегодня нами, занятие принесет положительный результат.

Урок по русскому языку «Культура речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»

«Культура речи»

Пушкина Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Культура речи школьников

– познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

– установить зависимость человека между его речевой культурой и его общей культурой;

– воспитывать любовь и уважение к родному языку;

– формировать навыки речевого общения.

Главная особенность человека – это способность говорить. Именно

умение говорить, общаться при помощи слов является основой вза-

имоотношений в человеческом обществе. При помощи языка мож-

но выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком – признак культурного человека. Культурный чело-

век знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораз-

до глубже, чем их буквальное значение. Я. Козловский писал:

«Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и закли-

нать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

Задание «Определение смысла выражения»: соединить устойчи-

вые выражения с их значениями».

Бить баклуши жить …. в оторванном о реальности мире

Витать в облаках … не использовать свои способности, не развивать

Ахиллесова пята … бездельничать, заниматься пустым делом

Зарыть талант в землю … уязвимое, слабое место человека

Козёл отпущения … человек, на которого сваливают чужую вину.

– А вы, ребята, какие крылатые выражения помните из басен И. А.

Ответы учеников.

У сильного всегда бессильный виноват.

А Васька слушает да ест.

Ларчик просто открывался. И т. д.

Умейте, ребята, правильно применять слова и обороты в различ-

ных ситуациях. Все формулы речи имеют свою историю.

При встрече культурные люди всегда здороваются. Говоря «ЗДРАВСТВУЙТЕ», мы желаем друг другу здоровья и благополучия.

Этому слову более трёх веков. Поэтому сокращённое небрежное

«здрасьте» теряет всякий смысл и свою добрую наполненность.

Чтение наизусть ученицей стихотворения А. Я. Яшина:

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

«С добрым утром!», «Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» – говорим.

… Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Ребята, слова «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ» очень важны. Они, как волшебные ключи, открывают любые двери. И все люди с удовольствием выполняют твои просьбы.

– В каких ситуациях вы говорите эти слова?

Ответы учеников .

Никогда не забывайте говорить «СПАСИБО», если кто-то сделал тебе что-то хорошее. Неважно, кто тебе помог: родные, друзья,

малознакомые для тебя люди, соседи, – никогда не оставляй

хорошие дела без благодарности.

Задание ученикам:

– Вслушайтесь в слово «СПАСИБО» и попробуйте объяснить исто-

рию его происхождения.

Предположения – ответы учащихся.

Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Н. Кондратьева:

За что мы говорим «СПАСИБО»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Слово «ПРОЩАЙ» буквально означало «ОТПУСТИ МЕНЯ С МИРОМ»

Более мягкий вариант прощания – «ДО СВИДАНИЯ».

Человек, если он воспитан, должен извиниться, если допустил оши-

бку. Это нетрудно, а люди не будут держать зла. Не забывай говорить «ДО СВИДАНИЯ» при расставании с друзьями, знакомы-

ми, с гостями, с учителями и т. д. Каждое доброе слово – подарок

для любого человека. Н. В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности

нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как

сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой ве-

щи». Постарайтесь, ребята, применять слова речевого этикета не только в школе на уроках, в магазине, на экскурсии, нои дома, во дворе с друзьями, на перемене. Понаблюдайте, как будут меняться

в этих ситуациях ваши отношения со сверстниками и взрослыми в

Читайте также:
Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы

Язык – это наша история, наше богатство, культура. Это язык

А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и

других великих писателей, хранителей красоты и образности вели-

кого языка. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

никами»,- писал Иван Сергеевич Тургенев.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспи –

танность. Эстетика речи состоит в её подчинённости определённым

законам, нормам произношения и ударения. Культура речи состоит

в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте. Каждый чело-

век должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использо –

вать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясня-

ться. Культура речи состоит в яркости, выразительноси, образности.

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, обла-

ков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть

великое множество хороших слов и названий»,- писал К. Г. Паусто-

Вы наверняка слышали различные выражения, которые мы назы-

ваем «ЖАРГОНИЗМАМИ»: «клёвая тачка», «не вешай мне лапшу на

уши» и т. д. Это слова, ограниченные в своём употреблении опре-

делённой возрастной или социальной средой. Чистота нашей речи

при этом утрачивается, а значит страдает литературный язык, на ко-

тором тяжким, ненужным грузом висят «лохмотья» некачественной

речи. На уроках по теме «Жаргонизмы» мы с вами подробно гово-

рили об этом. К любому жаргонизму всегда можно подобрать лите-

ратурный эквивалент, и вы убедитесь, что разговаривать можно и на «чистом» языке, не засорённом нелитературными выраженини-

Большое значение для культуры речи имеют темп речи, интонация.

Очень важно владеть мимикой, жестами, которые помогают пере-

дать эмоциональную окраску, смысл сказанного. «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена», – писал французский философ Вольтер.

Выступления учеников: «Как мы говорим?»

Мудрое и доброе слово доставляет радость. А глупое, злое, не-

обдуманное, резкое – беду. «Словом можно приголубить, а можно

убить»,- звучит в народной мудрости. И это, действительно, так.

Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Примеры учащихся.

Беседа по вопросам.

Как связана культура речи с культурой чувств?

По каким признакам можно судить о культуре человека?

Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанно-

Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета при

общении с друзьями?

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умения

говорить просто, образно, живо и грамотно, нужно учиться этому, выполняя различные задания, учиться анализировать различные

Учитель читает ученикам легенду:

«Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При

помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помо-

щи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные

вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы-

полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, лас-

ку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лу-

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду са-

мое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее.

А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и ра-

зочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить,

лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей

врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать горо-

да и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе

и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что – нибудь хуже языка?!»

Беседа по прочитанному.

– Почему Эзоп по – разному отозвался о языке?

– Как понять это противоречие?

Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны

жемчугу. И каждое слово драгоценно. Нужно только бережно отно-

Выполнение задания: превратить обычные слова в предложениях

в яркие и праздничные.

Предложения для изменения.

День закончился, наступила ночь.

Музыкант держит в руках флейту.

Картофель созрел на поле.

Видна звезда на небе.

Варианты ответов учеников.

Маленькая звезда, улыбаясь, смотрит на землю.

Запись текста для разбора.

«Слово – это дело великое. Великое потому, что словом можно со-

единить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно

служить любви, вражде и ненависти. Берегись такого слова, кото-

рое разъединяет людей».

Задания по тексту.

– К чему Л. Н. Толстой призывает?

Читайте также:
Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

– Объясните знаки препинания в тексте.

– Что общего в словах Л. Н. Толстого и мысли Эзопа?

Язык наш – средство общения людей. И от того, на сколько береж-

но мы будем относиться к нему, не использовать в речи своей лек-

сику, вредную и опасную для детей, будет зависеть ваша культура,

культура вашей речи. Изменяется многое вокруг, поэтому изменя-

ется словарный состав нашего языка, появляются новые слова. А. М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обога-

щается с быстротой поражающей». И мне хотелось бы, ребята, ещё

раз обратить ваше внимание на слова Ивана Сергеевича Тургенева

о русском языке, о значении нашего языка для каждого для нас.

«… Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

никами …». Поэтому наша задача – беречь это клад и делать всё

возможное и невозможное, чтобы не засорять его ненужными и

И в з аключен ии нашего разговора о роли языка, о культуре речи я

хочу вам прочитать, ребята, ещё один отрывок. Это отрывок из кни-

ги Л. В. Успенского «Слово о словах». Послушайте, пожалуйста.

Чтение отрывка из книги:

«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь чело-

века неразрывно связана с языком.

Ребёнок не научился ещё как следует говорить, а его чистый слух

уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбель-

ной песенки. Но ведь сказки, прибаутки – это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает

его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узна-

ёт о том, что не видели его глаза.

Новый человек роднится с новыми мыслями, с теми, что сложились

в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает

возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя

века … И всё это благодаря языку».

Давайте сделаем вывод о том, что значит «культура речи».

Необходимо задуматься все, насколько чиста ваша речь, ребята.

Старайтесь не использовать ненужные слова в ущерб вашей пра-

вильной и культурной речи. Вы заметите, что и окружающие привас будут стесняться говорить «грязно», так как считают вас культурны-

ми и воспитанными людьми. А также грамотными и просвещён-

ными. Всегда боритесь за чистоту родного языка, за культуру речи.

Домашнее задание:

Вспомнить все формулы речевого этикета. Познакомьтесь с допол-

нительной литературой и оформите красиво все слова по блокам:

ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОЩАНИЕ, ЗНАКОМСТВО, ИЗВИНЕНИЕ,ПРОСЬБА,
ОТВЕТ НА ИЗВИНЕНИЕ,

Подведение итогов урока:

– Ребята, вам понравился урок?

– Что нового вы узнали?

– Что было интересно?

– С каким настроением вы уходите с урока?

Давайте попробуем сложить слово «СПАСИБО» из разноцветных

кружочков, которые лежат у вас на парте в конвертиках. Что полу-

чится? Какой цвет будет преобладать? Радость и удовольствие!

Всем спасибо за урок, ребята! Я очень рада нашей встрече сегодня!

Будьте добры, ребята: не забывайте о культуре вашей речи. Будьте

всегда культурными и воспитанными. Всего хорошего! Всего доб-

рого! До свидания! До новых встреч!

  1. Григорян Л. Т. «Язы к мой – друг мой». Москва, 1987 год.
  2. Вартьян Э. «Почему мы так говорим?»
  3. Л. В. Успенский. «Слово о словах».
  4. Куликов В. Л. «Воспитать себя». Москва, 1991 год.
  5. Орлов А. Б. «Самопознание и самовоспитание характера». Москва, 1987 год.
  6. Кон И. С. «Психология д оброго поступка». Москва, 1988 год.

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква И

Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Задачи:
• закрепить представление об артикуляционном образе звука [И];
• совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
• учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
• развивать фонематическое восприятие;
• совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
• закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
• совершенствовать навыки звукового анализа;
• развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
• развивать мелкую моторику.
• совершенствовать навык образования множественного числа существительных.

Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), экран, план-схема описания гласного звука, мнемотаблица «Звук и буква», магнитные буквы, цветные магнитные круги, индивидуальные зеркала на подножке, звуковые линейки, кассы букв, таблички для печатания, прищепки.

I. Организационный момент:
Учитель-логопед: – Сядет тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук [А] или [У].

II. Основная часть:
Учитель-логопед: – Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Ослик)

Читайте также:
Занятие по теме Насекомые

Учитель-логопед: – К нам на занятие пришел ослик Иа. Какой первый звук вы слышите в его имени? Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И].

Артикуляция звука [И]:
Учитель-логопед: – Ребята, ослик Иа предлагает вам взять зеркала и посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [И] (раздаются зеркала). Предлагается произнести звук [И] и рассмотреть артикуляцию.
Учитель-логопед: – Посмотрите в зеркало. Произнесите протяжно: и-и-и. Почувствуйте, что делают губы, зубы, язык, голосовые складки.

Характеристика звука [И]
Учитель-логопед: – Расскажите ослику о звуке [И]:
1. Звук [И] – гласный, «живет» в красном домике.
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).
3. Звук [И] можно петь, тянуть.
4. Обозначается красным кругом.
5. Губы растянуты в улыбке.
6. Воздух свободно выходит изо рта – калитка в заборе открыта.

Учитель-логопед: – Молодцы. Раз, два, три – зеркала все убери.

Игра «Поймай звук»
Учитель-логопед: – Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
• У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
• ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
• ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.

Игра «Один-много»:
Учитель-логопед: – Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Кто его поймает, называет предметы, когда их много:
носок – носки, чулок – чулки, замок – замки, мелок – мелки, песок – пески, комок – комки, лепесток – лепестки, воротник – воротники.

Учитель-логопед: – Какой звук вы слышите в конце каждого слова?

Игра «Определи место звука в слове»
Учитель-логопед: – Ребята, Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это. Что общего между этими словами? (Во всех словах есть звук [И]).
Учитель-логопед: – Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в слове индюк/ коньки/ апельсин.

Динамическая пауза:
(Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: – Апельсин – любимый фрукт ослика Иа. Споём ослику песенку про апельсин и поможем себе пальчиками:

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная с большого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас беда. Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда. Перебирают пальцами по столу.
Зубкова Л.

Зрительный образ буквы «И»
Учитель-логопед: – Ребята, повторим по схеме: «Звук мы говорим и слышим, букву видим мы и пишем».

Повторим стихотворение про букву «И»:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов

Учитель-логопед: – Из скольких элементов состоит буква «И»? Запомните, что «И» – «правая» буква (предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Левые и правые буквы»).
Учитель-логопед: – Найдите букву «И» у себя в кассе.
Учитель-логопед: – Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост).
Учитель-логопед: – Построим из пальцев букву «И»:
Указательные пальцы,
Словно столбики застыли.
Средний левый чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

Учитель-логопед: – Сконструируйте букву «И» из прищепок.
Учитель-логопед: – Молодцы. Раз, два, три – в домики все убери.

Звуковой анализ и печатание слова из букв кассы:
Учитель-логопед: – Ребята, ослик приготовил для вас загадку:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Учитель-логопед: – Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»? Остальные выполняют самостоятельно. Теперь проверяем, у всех также?

III. Итог занятия:
Учитель-логопед: – Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях!
Учитель-логопед: – Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква «И»?
Учитель-логопед: – Иа приготовил для вас домашнее задание на стр. 6 в рабочей тетради «Пишем и читаем» (Коноваленко). Еще выучите загадку про ослика по мнемотаблице.

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И»

Аннотация: Материал из опыта работы по подготовке к обучению грамоте детей с ТНР. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста, тема: «Звук и буква И».

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И»

  • Расширять словарь детей за счет слов со звуком И, уточнять семантическое значение слов «индеец», «индейка», «индианка».
  • Познакомить детей с речевым гласным звуком И. Дать понятие о характерных признаках гласного звука И (губы в положении «улыбка», язык лежит за нижними зубами, воздух проходит свободно без преграды). Познакомить с буквой И, учить соотносить букву и звук.
  • Совершенствовать умение соотносить звук И с символом, различать звук И в ряду изолированных звуков, в обратных, прямых слогах, в словах под ударением, в названии картинок.
  • Упражнять детей в подсчете звуков на слух и соотнесении с соответствующим количеством фишек, определять позицию звука И в звукосочетаниях ИА, АИ, развивать фонематический слух. Совершенствовать умение выкладывать из палочек букву И, развивать пространственные ориентировки, мелкую моторику.
  • Воспитывать умение слушать, понимать и адекватно отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы товарищей. Отвечать, когда спросят, развернутым ответом.
  • индеец, индианка, индейка (картинки); зеркала по количеству детей, символ звука И, схема положения губ «улыбка», символ гласного звука- кружок красного цвета, рамка от фотографии, звуковые линейки по количеству детей, фишки и счетные палочки красного цвета по три штуке на каждого ребенка, презентация.
Читайте также:
Использование монофонов при восстановлении речи

Ход занятия

1. Организационный момент в кругу. Игра «Кто внимательный?»

Логопед предлагает детям указательным и средним пальцами правой руки показать «зайчика», указательным и средним пальцами левой реки — «козу».

По команде логопеда поменять позы.

2. Чтение рассказа Г. Юдина «Индеец Изумрудный глаз» (проводится с опорой на картинки)

В июле Игорь приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел во дворе девочку.

– Тебя как зовут? – спросил Игорь.

– Индеец Изумрудный глаз! – гордо сказал Игорь.- Хочешь быть индейкой?

– Надо говорить не индейкой, а индианкой.

– Тогда ты будешь индюком!

Игорек подумал и сказал:

– Ну, ладно. Ты прячься, а я буду искать.

Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

– Ой-ей-ей! – и бежать. А Ирина ему вслед:

– Эй ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!

Скажите, какой первый звук в именах Игорь, Ира? (звук И).

Давайте пропоем его вместе, чтобы лучше услышать.

3. Характеристика по артикуляционным признакам.

– На что похож звук И? (Как кричит ослик – выставляется символ звука И)

– Какая песенка у звука И? (долгая, протяжная, напевная)

– Что помогает произносить звук И? (смотрят в зеркало, ответы детей)

Губы в положении «улыбочка» (выставляется схема), язык спокойно лежит, преграды для воздушной струи нет, поэтому звук И гласный звук, обозначаем кружком красного цвета (выставляется кружок красного цвета).

4. Соотнесение букв и звуков.

Логопед: Скажите, ребята, какие гласные звуки и буквы мы с вами знаем? Я буду показывать буквы, а вы называйте гласные звуки.

А сейчас мы поиграем в игру «Сломанный компьютер» в нашем компьютере сломался звук, осталось только изображение. Я буду показывать гласные звуки, а вы отгадывать и называть их.

5. Упражнение «Поймай звук» (дети работают стоя)

«Хлопните, когда услышишь звук И».

– в ряду звуков: И, У, И, У, Т, У, М, Ы, И, У и т.д (логопед экранирует рот)

– в обратных слогах: ИТ, УТ, АП, ИП, АМ, ИМ, прямых слогах: ТА, ТУ, ТИ, ПА, ПУ, ПИ, МА, МУ, МИ, КУ, КИ, КА и т.д.

– в словах (Ира, пол, иней, стол, игла, Иван, рука, ива, Инна, кит, вилка)

– посмотрите на картинки(демонстрируется экран), в названии каких слов есть звук И?

6. Работа с фишками.

Выложи столько фишек, сколько звуков услышишь:

7. Работа со звуковыми линейками.

Определение места звука И в звукосочетаниях ИАУ, АУИ, АИУ

8. Знакомство с буквой (презентация).

На что похожа буква И? Стихи о букве И.

Буква И наискосок
Примеряла поясок
Снизу вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула.

9. Выкладывание буквы из счетных палочек красного цвета.

10. Итог.

Дети рассматривают получившиеся буквы: уточняют, почему использовали палочки красного цвета, в какую сторону смотрит поясок?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: