Кружковая работа логопеда с детьми

Программа работы логопедического кружка «Звуковка» для детей средней группы

автор: Автономова Анастасия Ивановна

учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 26 «Ивушка»

Программа работы логопедического кружка «Звуковка» для детей средней группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «ИВУШКА» СТ. НОВОДЖЕРЕЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Программа работы логопедического кружка «Звуковка» для детей средней группы

Составила: учитель-логопед

Автономова Анастасия Ивановна

Отличительные особенности данной программы …………3

5.Формы подведения итогов работы……………………………….6

2.Формы реализации программы…………………………………….10

3.Методы и средства реализации программы…………………….10

  1. Упражнения на формирование правильного дыхания………..14
  2. Артикуляционная гимнастика………………………………….14

5.Стихотворения для заучивания наизусть……………………….18

I. Целевой раздел

1.Пояснительная записка

Актуальность

Дошкольный возраст – важный период в развитии каждого ребенка. В настоящее время наблюдается рост числа детей 3-7 лет с различными речевыми нарушениями. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения, успешно осваивать школьную программу и учиться строить отношения с окружающим миром. Поэтому вопрос раннего выявления речевых расстройств и их своевременная коррекции на сегодняшний день является очень актуальными.

При нормальном развитии, овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин ( плохое развитие мелкой и крупной моторики, неправильное речевое дыхание, слабая артикуляция, фонематические нарушения) этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить связный рассказ.

Кружковая логопедическая работа является подготовительной перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Любознательность, присущая данному возрасту, гибкие мышцы артикуляцианного аппарата создают предпосылки для успешной коррекции и формирования правильной речи. Кроме того, дети 4-5 лет полноценно овладевают информацией на кинестетическом, осязательном, тактильном, слуховом, ассоциативном уровнях.

Направленность

Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.

Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях, состоят в следующем:
1. Программа включает работу с детьми среднего возраста и в связи с тем, что в средней подгруппе встречаются дети с речевыми нарушениями, часто практически не говорящие, в планировании выделены такие направления, как развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия , формирование правильного речевого дыхания, укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработка правильного произношения гласных и согласных звуков раннего онтогинеза, подготовка и стимулирование произношения других согласных звуков (ж ,ш, с, з, ц, ч ,щ, р, л, в, ф.), формирование фразовой речи. То есть развитие речи происходит от простого этапа к более сложному и, одновременно, в комплексе всех её составляющих.

  1. Данная программа предусматривает коррекцию речи посредством проектной деятельности. Под проектом понимаются продукты конструктивной, творческой, умственной деятельности детей 4-5 лет. В процессе создания проектов образуются предпосылки для становления речи, формируется правильное произношение звуков и стимулируется развитие фразовой и связной речи. В свою очередь, дальнейшее их использование в занятиях с детьми позволяет достичь вышеуказанных результатов.
  2. Программа включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Их содержание и цели подробно описаны в календарно- тематическом планировании.
  3. Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через изготовление совместно с детьми практических тренажёров для отработки определённых навыков. Данные тренажёры рекомендуется использовать дома для занятий с детьми.

Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса.

Цель: совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет, расширение активного и пассивного словаря, создание условий для развития связной речи, посредством проектной деятельности.

Образовательные:

  1. формирование слухового внимания, восприятия и фонематического слуха;
  2. формирование умения регулировать силу голоса;
  3. формирование правильного звукопроизношения;
  4. формирование фразовой речи.

Развивающие:

  1. развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
  2. развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. развивать слуховое и зрительное внимание;
  4. развивать фонематическое восприятие;
  5. развивать связную речь.
Читайте также:
Дифференциация звуков П, Пь - конспект занятия

Воспитательные:

  1. воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагог;
  2. воспитывать умение слушать друг друга;
  3. воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
  4. воспитывать самоконтроль за речью.

Здоровьесберегающие :

  1. планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  2. соблюдать правильную посадку ребенка;
  3. способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  4. соблюдать режим охраняя зрения.

2. Принципы программы

— практическая реализация всех полученных навыков

— развитие речи в игре

  1. Структура и содержание

Программа рассчитана на детей 4-5 лет

Срок реализации — 1 год обучения

Периодичность занятий 1 раз в неделю (с октября по май включительно), всего 30 занятий.

Продолжительность занятия : 25-30 минут.

Схема занятий:

— лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной речи;

4.Ожидаемые результаты

— сформированная правильная артикуляция звуков речи в различных фонематических позициях;

— повышение речевой активности, понимания обращенной речи;

— укрепление произвольного и слухового внимания;

— расширение рамок общения с помощью мимики, жестов, слов, фраз

— коррекция лексико-грамматической стороны речи;

— возникновение устойчивых предпосылок для формирования связанной речи.

5.Формы подведения итогов работы представляют собой проекты, созданные детьми. В основе проектов коструктивные, умственные и творческие способности дошкольников. Виды и содержание проектов подробно описаны в тематическом планировании.

Вестник Педагога

Автор: Ратушняк Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 “Березка” г.Армянска
Населённый пункт: Республика Крым
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Программа логопедического кружка “Обучалочка” для детей 5-6 лет.
Раздел: дошкольное образование

№3 «Березка» г.Армянска

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

№3 «Березка» г. Армянска

Ратушняк Татьяна Владимировна

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования

чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с

окружающим миром. Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством

общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является

врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При

нормальном развитии ребенка, формирование правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам.

Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми

нарушениями. У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития

речи: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, наблюдается не

умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Опасаясь насмешек, дети начинают

стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут

за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И,

как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на

логопедический пункт в первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, возникает

необходимость оказывать помощь детям старшего возраста в форме кружка. Кружковая

логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения,

даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей,

потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его

внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним

1. Артикуляционная гимнастика – она является основой формирования речевых звуков (фонем)

и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление

мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов,

принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными

теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова,

С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук:

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (Р)

ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является

важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению

артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным

средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие

3. Формирование правильного речевого дыхания:

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем,

что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество

выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное

голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

4. Развитие фонематического слуха:

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При

несформированности речевого звукоразличения, ребенок воспринимает (запоминает, повторяет,

пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и

чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения

Данная программа логопедического кружка позволяет оказать специализированную логопедическую

помощь детям 5-6 лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия,

подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.

Программа содержит описание организации дополнительной коррекционной работы с детьми

старшего возраста с ОНР в соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования.

Тематика кружка направлена на развитие звуковой культуры речи – формирование правильного

произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционного

аппарата; развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений и

мелкой моторики рук

При составлении программы были использованы методические разработки Нищевой Н.В., Карельской

Е.Г., Черенковой Е.Ф., Фомичовой М.Ф. и других авторов.

Цель программы – развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание

оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять

мышцы артикуляционного аппарата.

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для

основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

7.Формировать умение правильно употреблять лексико-грамматические категории;

При планировании коррекционной работы кружка учитывались:

– индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных

– положительная мотивация выполнения заданий;

– чередование различных видов деятельности.

В работе кружка учитывается интеграция следующих областей: коммуникация,

социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности

(стихи, потешки, сказки)

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми

5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения,

физминутки, самомассаж. для укрепления физического здоровья детей

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных

технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики,

обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки,

положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое включает в

себя следующие виды работы:

2.Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и

пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д., сухой бассейн и др.)

4. Дыхательные упражнения.

6. Упражнения для формирования связной речи.

При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы

работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

Срок реализации программы кружка: 1год

Форма проведения занятий: групповая

Количество занятий: 30 занятий

Периодичность занятий: 1раз в неделю, занятия проводятся во вторую половину дня.

Продолжительность занятий: 30 минут

Количество детей: 15 человек

Возраст воспитанников: 5-6лет

Читайте также:
Алгоритм работы по коррекции речи у детей с ОНР

Ожидаемые результаты освоения программы логопедического кружка:

Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими

Формирование фонетико-фонематических процессов.

Правильное употребление грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном

Формирование связной речи.

СПИСОК ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК « ОБУЧАЛОЧКА»

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА «ОБУЧАЛОЧКА» НА 2017-2018 ГОД

Программа логопедического кружка для детей логопедической подготовительной группы детского сада

Программа предназначена для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп. данный материал поможет сформировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов.

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. Станиславский

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
– усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
o Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процес¬се систематических тренировок;
o Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
o Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
o Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

Ожидаемые результаты:
o У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье;
o Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
o Повысится коррекция звукопроизношения;
o Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
o Формируется слоговая структура слова.
Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня (вторник).
Продолжительность: 30 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей –кукла Речевичок.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:

Главный герой занятий – Речевичок.

Тематическое планирование

Сентябрь
1 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
2 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
3 неделя: Тема: «Как язычок пил чай с друзьями». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 6-7).
4 неделя: Тема: «Артикуляционный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Октябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок навещал любимых питомцев». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 11-12).
2 неделя: Тема: «Утро с котиком Музиком» (речевая гимнастика). Цель: развитие артикуляционного аппарата.
3 неделя: Тема: «Как язычок нашел друга». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 19-20).
4 неделя: Тема: Как Мишка искал мед». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова
стр 22-24).

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста на тему Времена года

Ноябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок гулял в лесу» Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 24-25).
2 неделя: Тема: «Угадайка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения (сухой бассейн).
3 неделя: Тема: «Как язычок катался на велосипеде». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 30-31).
4 неделя: Тема: «Как язычок строил дом». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 37-39).
Декабрь

1 неделя: Тема: «Как язычок отмечал день рождения». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.6-7).
2 неделя: Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.8-9).
3 неделя: Тема: «Как язычок варил грибной суп». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.10-11).
4 неделя: Тема: «Как язычок играл с друзьями зимой». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.12-13).

Январь
1 неделя: Каникулы.
2 неделя: Каникулы.
3 неделя: Тема: «Как язычок спас ворону от кошки». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
(Н.В.Рыжова стр 40-41).
4 неделя: Тема: «Звуки [м]-[м`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 42-43.)

Февраль
1 неделя:Тема: Мой мишка». Цель: развитие памяти, ритма, силы голоса, выразительности при разучивании стихотворения по мнемотаблице (З. Александрова).
2 неделя: Тема: Звуки [п], [п`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 44-45).
3 неделя: Тема: «Озорные мишки». Цель: развитие памяти, мышц лица при самомассаже. (конспект).
4 неделя: Тема: Звуки [б], [б`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 46-47).

Март
1 неделя: Тема: «Точечный массаж по А.А.Уманской». Цель: развитие памяти, умения делать самостоятельно точечный массаж.
2 неделя: Тема: Звуки [д], [д`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 49).
3 неделя: Тема: «Настроение Антошки». Цель: развитие моторики, памяти, внимания, мимических мышц лица. (театр варежковых кукол).
4 неделя: Тема: Звуки [н], [н`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 50-51).

Апрель
1 неделя: Тема: «Ежик и море». Цель: развитие внимания, общей моторики, мелкой моторики, памяти, воображения (сказкотерапия по сказке С. Козлова).
2 неделя: Тема: Звуки [к], [к`]. Цель: развитие правильного произношения звуков (Н.В.Рыжова стр. 52-53).
3 неделя: Тема «Путешествия Речевичка». Цель: развитие общей моторики, воображения, фантазии при составлении рассказов о герое.
4 неделя: Тема: «Резонаторный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие внимания, голоса при самостоятельном выполнении массажа.

Май
1 неделя: Тема: «Буквы». Цель: развитие мелкой моторики, памяти при печатании букв. (крупотерапия).
2 неделя: Тема: «Закаливающее дыхание по А. Уманской и К. Динейки. Алфавит телодвижений». Цель: развитие дыхательных органов, пластики, общей моторики (конспект).
3 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
4 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.

Литература:
1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Емельянов В. В. Артикуляционный массаж.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сборник программ по сказкотерапии. Тренинг по сказкотерапии. С-П, 2004.
4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
5. Уманская А., Динейки К. Закаливающее дыхание.
6. Уманская А. А. Точечный массаж.

Программа кружковой деятельности учителя-логопеда

Программа кружковой деятельности

Дрыкова Инна Владимировна

МБДОУ д/с № 1 г. Тимашевск

1.2 Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………. 3

1.3 Цели и задачи кружковой деятельности…………………………………. 4

1.4 Планируемые результаты освоения программы логопедического кружка…………………. 5

1.5 Формы обучения. Режим занятий…………………………………………. 6

Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности…………6

Картотека игр и упражнений……………………………..……………………13

4. Список используемой литературы…………………………………………. 40

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка.

Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели просо­дического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, уста­новить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, уме­рить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В.А.Гиляровский писал, что просодические упражнения ока­зывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настрое­ние, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Е.В. Чаянова, Е.В. Конрова считали, что система просодичес­ких заданий способствует развитию внимания (его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости), памяти (зрительной, слуховой, моторной, логической, комплекс­ной). Немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе указывали на психотерапевтический аспект просодических навыков. Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшего дошкольного возраста. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер. Включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Именно поэтому обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи.
Использование интонационных навыков в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому весьма важно помочь детям ещё в дошкольном возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно.

Читайте также:
Нейропсихологические методы в логопедической работе

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Дикция – четкое, внятное выразительное произношение слов.

Пауза – знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени (в речи, музыке).

Интонация – мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

Рифмовка – симметричное расположение звуков.

Ударение – акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.

Мимика – (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица (мин) изображать мысли и чувства; это язык инстинкта и телодвижений, являющихся отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса – окраска, качество звука.

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи.

Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:

– более быстрым вдохом и замедленным выдохом;

– значительным увеличением дыхательного объема;

– преимущественно ротовым типом дыхания;

– максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

1.2 Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Недостаточное развитие дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевыми нарушениями и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, хронических ринитов и т.п. У дошкольников отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта. Дети нуждаются в специальных занятиях по развитию интонационной стороны речи. У детей отмечаются слабое эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым. Неустойчивость внимания, плохая зрительная и слуховая память, трудности при ориентировке в пространстве, незрелость эмоциональной сферы, все это свойственно нашим детям. Значительная распространённость просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание.

Читайте также:
Задачи обучения детей в средней группе

В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы в разделе формирования общих речевых навыков у детей. Но, наблюдая за формированием просодической стороны речи у наших детей на праздниках, непосредственной образовательной и в свободной деятельности, мы пришли к выводу, что они нуждаются в дополнительныхспециальных занятиях. Чтобы не увеличивать нагрузку и не сокращать время прогулки, организован кружок «Веселая риторика». Работа по формированию интонационной выразительности речи проводиться последовательно и систематично, материал соответствующих упражнений распределяться «пошагово», учитывается динамика возрастания интонационных навыков детей.

1.3 Цели работы кружка.

– Создание благоприятных условий для совершенствования просодической стороны речи у детей 6-7 лет с ФФНР в условиях дошкольного учреждения. – Гармоничное развитие личности ребенка.

– Устранение речевых нарушений и, прежде всего, нормализация просодической организации речи.

– Коррекция поведения и эмоциональной сферы.

– Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шёпотом.

– Формировать правильное речевое дыхание, правильную голосоподачу и плавность речи.

– Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность речи.

– Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражанием, в играх-драматизациях.

– Учить детей говорить в спокойном темпе.

– Учить детей подбирать рифмующееся слово.

– Развивать умение пользоваться интонацией, паузой;

– Воспитывать интерес к родному языку.

– Воспитывать культуру речевого общения.

1.4 Планируемые результаты.

– Развитие просодической стороны речи у воспитанников группы.

– Формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

1.5 Формы обучения. Режим занятий.

– Воспитанники посещают занятия на добровольной основе. Основание: заявление родителей.

– Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 29 занятий (с середины сентября по апрель включительно).

– Продолжительность занятия: 30 минут.

– Форма организации детей: фронтальная.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности.

Программа кружка “Учимся говорить правильно”

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ

МАДОУ детский сад № 29

Протокол от «03» сентября 2020г. №1

МАДОУ детский сад № 29

от «03» сентября 2020г. № 132

дополнительного образования

«Учимся говорить правильно»

на 2020 -2021 учебный год

(возрастная категория детей 4-5 лет, срок реализации 1 год)

Разработала: Муртазина А. Р.,

учитель-логопед первой категории

Нефтекамск, 2020 г.

4. Календарно-тематическое планирование………………………………. 10

5. Перспективно-тематическое планирование ……………………………. 12

6. Методическая и специальная литература………………………………. 29

Пояснительная записка

Актуальность. Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует чёткая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечёт за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И, как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Читайте также:
Итоговое занятие по теме 'Продукты питания' в средней группе для детей с ОНР

В связи с тем, что на логопункт, в первую очередь зачисляются воспитанники старших групп, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы. Поэтому основной причиной создания логопедического кружка стала просьба законных представителей (родителей).

Программа логопедического кружка «Учимся говорить правильно» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.

Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путём артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Формирование правильного речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического восприятия.

Формирование словарного запаса.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

При планировании коррекционной работы кружка учитывались особенности детей :

индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

положительная мотивация выполнения заданий.

чередование различных видов деятельности.

В основу планирования занятий кружка положены следующие дидактические принципы:

принцип комплексности , воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.

принцип поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности.

принцип учёта зоны ближайшего развития , при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда.

принцип усложнения материала , с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

принцип учёта объёма и степени разнообразия материала . Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребёнка возрастной норме. Учёт уровня речевого развития каждого ребёнка.

принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

Цель работы кружка : совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, посредством игровых технологий.

Коррекционно-образовательные:

Формирование слухового внимания, восприятия и фонематического слуха.

Формирование умения регулировать силу голоса.

Формирование правильного звукопроизношения.

Формирования понятия о грамматических категориях языка.

Развивающие:

Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.

Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать речь логопеда.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.

Воспитывать самоконтроль за речью.

Здоровьесберегающие:

Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка.

Соблюдать правильную посадку ребёнка.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Соблюдать режим охраны зрения.

Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ детский сад № 29.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю (с октябрь по май ), всего 64 занятия.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Форма проведения занятия и методы:

составление описательных рассказов, сказочные путешествия;

дидактические подвижные игры на звукоподражание;

Читайте также:
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие 'Вальс цветов'

заучивание считалок, загадок и стихов;

использование ИКТ и т.д.

Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка Звуковичок, у которого много друзей и он знает всё о звуках. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой барьер, воспитывать чувство взаимопомощи.

Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.

В содержание занятий включены следующие виды работы:

упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;

упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением;

игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;

лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи;

упражнения на расслабления (релаксация).

Предполагаемые результаты:

правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;

повышение речевой активности, понимания обращённой речи;

укрепление произвольного и слухового внимания;

расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;

коррекция лексико-грамматической стороны речи;

Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда “Мир звуков и букв”

Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда “Мир звуков и букв”

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яйская основная общеобразовательная школа № 3»

Утверждена: Приложение к ООП НОО

Директором МБОУ «Яйска оош №3 МБОУ «Яйская оош № 3»,

приказ № 194___ от _28.08____2017г. утвержденной приказом

__________ Н.Г. Булаева № 291/1 от _31.08.2015__ г

«Загадки звуков и букв»

Количество часов в неделю: 1 класс – 1 час

Количество часов в год: 1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Мордакова Дарья Сергеевна

Рассмотрено Согласовано Принято

На заседании РМО зам директора по УВР педагогическим советом

Протокол №1 О.А. Будникова Протокол №1

От______2017г от _28.08._2017г

Рабочая программа разработана на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. (Стандарты второго поколения).

Цель программы.

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной несформированностью языковых и речевых средств обучающихся;

создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы.

Каждый этап коррекционной работы по устранению несформированности языковых и речевых средств обучающихся решает ряд специфических задач:

• формирование фонематических процессов;

• уточнение и расширение лексического запаса;

• формирование грамматического строя речи;

• формирование полноценной связной речи;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т.д.);

• развитие направленного восприятия речи педагога и внимания детей к речи других детей;

• формирование навыков самоконтроля и самооценки;

• формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений. Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

• активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;

• активизация внимания, памяти, мышления;

• развитие мелкой пальцевой моторики;

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе своей работы.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Читайте также:
Конспект занятия о воде

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание программы:

Количество часов

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР

Аннотация. Данное занятие проводится как итоговое по теме «Транспорт» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Занятие имеет интересный сюжет в виде путешествия на необычную планету Транспортандию. Во время всего занятия у детей поддерживается неугасаемый интерес к игровой ситуации, подогреваемый постоянными передвижениями в пространстве.

Итоговое занятие по теме «Транспорт»

  • формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Транспорт».
  • Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
  • Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «специальный», «грузовой»; дифференцировать грузовой, специальный и пассажирский транспорт;
  • Упражнять детей в практическом употреблении существительных в родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
  • Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;
  • Упражнять в составлении описательных рассказов по опорной схеме;
  • Упражнять в определении первого звука в слове.
  • Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
  • Развивать чувство эмпатии; снять мышечное напряжение и эмоциональные зажимы.
  • предметные картинки грузового, пассажирского, специального транспорта;
  • наборное полотно;
  • зеленые сигналы на каждого ребенка;
  • игрушки (самолет, самосвал);
  • схема описательного рассказа;
  • презентация «Путешествие на Транспортандию».

Ход занятия:

1. Мотивационная часть.

– Представьте, что мы сегодня отправляемся в путешествие на планету Транспортандию. Вот так она выглядит из космоса.

– А помогать нам ориентироваться в нашем путешествии будет вот этот монитор путешественника.

2. Основная часть.

1. «Назови первый звук»

– А на чем мы полетим? Конечно, на другую планету на космическом корабле, ведь это космический транспорт. В него сядет тот, кто назовет первый звук в названии своей картинки.

2. «Отгадай загадки»

– Все готовы к полету? 10, 9, 8, 7….1 Пуск! Мы взлетели. Чтобы наш полет прошел успешно, и вы не почувствовали перегрузок, отгадайте загадки.

По асфальту едет дом,
ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи,
он ходить без них не может. (троллейбус)

Очень рано за окошком –
стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
ходят красные дома.(трамвай)

Паровоз без колес,
вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел –
прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет. (самолет)

Читайте также:
Логопедическое занятие по теме Одежда

Несется и стреляет,
ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться
за этой тараторкой. (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез,
мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
побежит…(автомобиль)

Что за чудо – белый дом,
ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
и питается бензином. (автобус)

– Скажите, этот транспорт перевозит грузы или людей? – Этот транспорт перевозит людей.

– Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.

– Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? Пассажирский.

3. «Чего не стало?»

– Внимательно посмотрите на монитор путешественника, чего не стало?

4. «Угадай по действию»

– Догадайтесь, про какой транспорт я скажу.

Эта машина помогает тушить пожары. СЛАЙД №4
Эта машина поливает улицы.
Эта машина перевозит больных.

(Логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна).

– Как называется этот транспорт? Специальный.

– А кто знает сложные названия грузового транспорта. (Молоковоз, бензовоз, цементовоз, бетономешалка, землечерпалка, муковоз и т.д.) СЛАЙД№5.

5. «Назови ласково»

– Посмотрите, ребята, видна Транспортандия. Возьмите подзорную трубу и рассмотрите грузовик. Его части кажутся такими маленькими, назовите их. (Колесико, кабинка, зеркальце, стеклышко)

6. Физминутка «Ехали, мы ехали».

– Вот мы и прилетели. Чтобы покатиться по этой стране, я предлагаю пересесть на автобус, поехали. От космодрома мы отъехали. К тоннелю подъехали. В тоннель заехали. Из тоннеля выехали. До моста доехали. На мост заехали. По мосту проехали. С моста съехали. На поляну приехали. Т.д.

7. «Угадай транспорт по звуку» СЛАЙДЫ С 7-12.

– Ребята, выходите на поляну. Смотрите, как тут тихо, красиво, но все еще слышны звуки транспорта. Ложитесь отдохнуть и послушать, какой транспорт издает звук.

8. «Четвертый лишний»

– Присаживайтесь в автобус, поиграем в игру «4–й лишний».

Грузовик, молоковоз, бетономешалка, скорая помощь.
Техпомощь, пожарная машина, автобус, поливальная машина.
Самолет, поезд, грузовик, трамвай.

9. «Подбери действие к предмету»

– На Транспортандии тоже есть светофоры. Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Если я правильно называю действие, подходящее к этому предмету, вы поднимаете зеленый флажок.

Самолет – летит, плывет, стоит, гудит, взлетает, прыгает, отплывает.
Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывет.

10. «У меня есть» — «Один-много» СЛАЙД №13

– У меня есть автобус. — А у меня есть много автобусов.

– У меня есть трамвай. – А у меня есть много трамваев.

11. «Слова перепутались»

– Мы подъехали к железнодорожному вокзалу. Пора пересаживаться на поезд. А вагоны в поезде перепутались. Если слова в предложении встанут на свои места, то и вагоны тоже окажутся на своих местах.

Зеленая едет машина домами между. Синий едет грузовик мосту по.

12. «Сосчитай-ка» — речь с движением.

– Посмотрите на монитор путешественника, станция «Сосчитай-ка». Надо сосчитать вертолеты.

13. Составление описательных рассказов. СЛАЙД №15

– На этой станции мы пересаживаемся на корабль, чтобы доплыть до космодрома, с которого отправимся домой. Во время плавания, будем рассказывать о транспорте, который видели. А помогать нам будет карта-подсказка.

3. Рефлексивная часть.

– Мы приплыли на космодром, пора отправляться домой. Все готовы 10, 9, 8….1 Пуск!

– Вы запомнили, как называется транспорт, который перевозит грузы? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? А как называется транспорт, который выполняет специальные задачи?

– Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего?

– Вот мы благополучно приземлились. Я предлагаю вам нарисовать дома транспорт, которого нет на планетах Земля и Транспортандия. Например, вертобус, автобусоход, мотокорабль, кораблетрактор, трамволет.

Максимовских Юлия Сергеевна,
учитель-логопед,
МОУ №34 детский сад комбинированного вида
Копейского городского округа
Челябинской области, город Копейск

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: