Круглый стол для воспитателей

Круглый стол для педагогов ДОУ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол для педагогов ДОУ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 – 55 – 11,
электронная почта: zolotaya-fish7@yandex.ru

Круглый стол для педагогов

«Трудности воспитателя детского сада

в работе с современными родителями»

Подготовила:
ст.воститатель Рыжова И.И.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

1 часть. Разминка (5 минут)

Приветствие участников, объявление темы.

Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: педагог-психолог предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Они должны быть короткими, желательно в одно слово. Один из участников бросает мяч тому, кому адресует пожелание, и одновременно произносит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодня. Надо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.

2 часть. Коллоквиум (10 минут)

Задание «Определим степень сложности»: участники получают карточки со списком основных направлений работы воспитателя детского сада. В предложенном списке перечисленным направлениям присваиваются порядковые номера в соответствии со степенью сложности: самый сложный – 1, чуть менее сложный – 2 и т.д. Карточки собираются.

Старший воспитатель зачитывает и анализирует, какое из направлений самое сложное, предлагает обсудить – почему. Участники высказывают свои суждения. Ведущий подводит итог.

Содержание карточки (раздаточный материал):

Уважаемые коллеги!

Перед Вами список некоторых основных направлений работы современного педагога детского сада. Присвойте каждому из них порядковые номера в соответствии со степенью сложности: самому сложному – первый номер, чуть менее сложному – второй и т. д.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.

Проведение воспитательно-образовательной работы на прогулке.

Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников.

Проведение с детьми специально организованных занятий.

Организация игровой деятельности детей в группе.

3 часть. Игра «Ассоциации» (10 минут)

Ведущий поясняет, что сложности в налаживании взаимодействия с семьей связаны с уникальностью каждой семьи, особенностями построения межпоколенных, супружеских, детско-родительских отношений.

Кроме того само восприятие и понимание семьи как социального института – у каждого сугубо индивидуально и зависит от многих факторов. Чтобы помочь осознать это, ведущий предлагает сыграть в «Ассоциации». После игры проходит совместное обсуждение: предлагаемые понятия неосознанно ассоциируются с собственной семьей, понимание педагогом специфики каждой семьи поможет ему строить доверительные партнерские отношения с семьей.

Игра «Ассоциации»

Педагог-психолог: Я буду начинать фразу о том, с чем у меня ассоциируется понятие «семья», а вы будете продолжать ее. Правила просты: не искать слишком правильных и красивых ответов, произносить то, что первым придет на ум; можно выкрикивать, но не хором, а по очереди. Например, я говорю: «Если семья – это постройка, то она…» (а вы продолжаете: «Крепость, общежитие…»), итак…

если семья – это постройка, то она… (квартира, только не дача, шалаш на двоих);

если семья – это цвет, то она… (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовая; черно-белая, как зебра; серая и унылая; кроваво-красная);

если семья – это музыка, то она… (скрипка; фуги Баха; тяжелый металл; цыганщина; романтическая баллада; задушевная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается; «форте»);

если семья – это геометрическая фигура, то она… (круг, вектор, треугольник, зигзаг удачи, точка, многоточие, спираль);

если семья – это название фильма, то она… («Фантомас разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»; «Отверженные»; Семь невест ефрейтора Збруева»; «Красавица и Чудовище» и др.);

если семья – это настроение, то она… (радость, тоска смертная, постоянный стресс, блаженство, детский смех, праздник со слезами на глазах).

– Вы сейчас приводили ассоциации из своего жизненного опыта или выбирали принятые в нашем обществе ассоциации?

– Удалось ли Вам через призму шуточных ассоциаций выявить какие-либо личные проблемы или противоречия?

– Насколько важно, на Ваш взгляд, понимать восприятие человеком своего состояния, чтобы общаться, взаимодействовать с ним?

4 часть. «Конфликты в работе педагога с семьей

и пути выхода из них» (13 минут)

Вначале воспитателям предлагается выполнить упражнение «Яблочко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто Вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблочко, которое живописно висит на веточке. Все любуются Вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к Вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы Вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Педагог-психолог: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно. Причины конфликта различны: различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Читайте также:
Рекомендации родителям по лексической теме Инструменты

Конфликт «педагог – родитель», как правило, предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивную реакцию даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Условия применения, сущность и недостатки каждого стиля описаны в таблице (раздаточный материал).

Теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, давайте проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!».

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!».

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!».

Приспособление: «Такая видно уж у меня доля тяжкая!».

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!».

Способы регулирования конфликтов (раздаточный материал):

Сущность стратегии

Условия применения

Соревнование

Стремление добить­ся своего в ущерб другому

Заинтересованность в победе.

Обладание определенной властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта

Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность испортить отношения

Уход от ответствен­ности за принятие решений

Исход не очень важен.

Отсутствие власти. Желание выиграть время

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму

Приспособление

Сглаживание разно­гласий за счет ущем­ления собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты.

Поиск решений за счет взаимных уступок

Наличие взаимоисключающих интересов.

Необходимость срочного разрешения конфликта.

Неэффективность других стилей

Получение только полови­ны ожидаемого.

Лишь частичное устране­ние причин конфликта

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Наличие времени, необходи­мого для разрешения конфликта.

Заинтересованность обеих сторон.

Четкое понимание точки зре­ния противника.

Желание обеих сторон со­хранить отношения

Временные и энергетичес­кие затраты. Негарантированность успеха

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Круглый стол для воспитателей “Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи”

“Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи”

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе “воспитатель – родитель”, требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

1. Упражнение « Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое наливное, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Читайте также:
Звуки М –М’ - подгрупповое логопедическое занятие

2. Часть Разминка

Ведущий поочередно задает каждой команде вопросы

1) Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза:

“…. дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного”

(Из Концепции дошкольного воспитания).

2) Основной метод изучения семей воспитанников.

3 Один из приемов активизации родителей.

4) ….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его

заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по

5 …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между

супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брач-

ными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

6) Традиционная форма проведения родительского собрания.

7) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания.

8. Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”.

(Закон РФ об образовании)

9. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

В его присутствии

В присутствии всех членов семьи

3 часть. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1.Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3.Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. “Вечером попросите родителей перенести песок”,- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

4 часть Диагностическая

Педагогический тренинг “Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями”. Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно “да”, “нет”, “иногда”.

*Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

*Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

*Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

*Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

*Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

*Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

*Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

*Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

*Верите ли Вы, что существует проблема “воспитателей и родителей” и что они разговаривают на “разных языках”?

*Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

*Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

*Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

*Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

*У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

*Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

*Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: “да” – 2 очка, “иногда” – 1 очко, “нет” – О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

Читайте также:
Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с “трудными” родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику “присматривания”. Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти “общий язык”. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать “другом” каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

5 часть Рекламное агентство

Предлагается придумать название мероприятие с родителями, определить его цели, разработать план его проведения.

6 часть Домашнее задание. « Кто эта маска»

Педагогам предлагается разыграть образы родителей. В качестве примера для инсценирования предлагается ряд родительских образов: «Вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся».

7 часть теоретическое обоснование конфликта в системе «педагог- родитель»

А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «Педагог-родитель». Слово конфликт в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности. Стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения. Вместе с тем, признавая конфликт нормой жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок»

(педагоги зачитывают свои ответы и соотносят к способам выхода из конфликтных ситуаций)

8. Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Читайте также:
Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодейстие и активизируется нейроэндокринный механизм. Обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Круглый стол для педагогов «Мы знаем права и обязанности».

Автор: Бондаренко Ирина Владимировна

чф Тема: «Мы знаем права и обязанности».

Цель: Показать значимость правового воспитания в становлении личности ребёнка.

Задачи : 1. Формировать правовое сознание у педагогов;

2.Активизировать и обобщить воспитательные умения педагогов;

3.Обсудить вопрос влияния нарушения прав детей на их нравственный облик в будущем;

4.Познакомить педагогов с методами и приёмами правого воспитания дошкольника.

Форма проведения: круглый стол.

Организация:

Повестка собрания: 1. Понятия «право» и «обязанность»

2. Методы и приёмы работы с дошкольниками по правовому воспитанию.

3. Решение и обсуждение ситуаций по правам ребёнка;

4. Два взгляда на права и обязанности детей и педагогов.

ХОД.

1. Сегодня мы с вами, обсудим вопрос о правах и обязанностях граждан. Но прежде, чем начать разговор, давайте определим, что означают понятия «право» и «обязанность».

И так право – это……….

Высказывания педагогов.

А как определяют это понятие словари?

1)Равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности.

( Энциклопедический словарь)

2) Особый род неотъемлемой моральной нормы, принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

( Политология. Словарь).

3) Комплекс понятий, характеризующий развитие человека как социального существа.

( Энциклопедия социологии)

4) Понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. ( Юридический словарь).

5)Неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и вообще всякого права в целом.

( Экология человека)

6) Совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; ( Энциклопедический словарь экономики и права)

А что же обозначает понятие «обязанность», по вашему мнению?

Высказывания:

Как же объясняют это понятие словари?

1)То, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.

( Толковый словарь Ушакова)

2) Обязательство, долг, должность, необходимость, повинность, призвание.

( Словарь синонимов)

3) Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

( Толковый словарь Ожегова)

4) То, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению).

( Толковый словарь русского языка Кузнецова)

5)Нравственное, социальное. или правовое требование социально ожидаемого поведения, предъявляемое индивиду или группе.

( Энциклопедия социологии).

Права и обязанности закреплены в законодательных актах:

· Конституция РФ (принята на всеобщем референдуме 12 декабря 1993г.)

· Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от20 ноября 1989г., вступила в силу 2 сентября 1990г.)

· Декларация прав ребёнка ( Принята Генеральной Ассамблеи

ООН от 20 ноября 1959 года );

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (принят государственной думой 3 июля 1998 года).

· Семейный кодекс РФ ( от 29.12.1995 N 223-ФЗ принят ГД ФС РФ 08.12.1995);

· Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»;

Какие же обязанности у нас с вами есть? Ваше мнение, уважаемые педагоги.

Высказывания педагогов.

Семейный кодекс выделяет следующие обязанности

Родители обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

С обязанностями мы определились. Теперь поговорим о правах. Мы и наши дети имеют право на что? Ваше мнение.

Высказывания педагогов.

Декларация прав ребёнка

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Читайте также:
Открытое занятие в подготовительной логопедической группе

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Мы с вами определились с правами и обязанностями.

2. Дети могут определить свои права и обязанности. Это результат нашего с вами труда. Какую работу мы проводим по правовому воспитанию в детском саду?

Опыт работы по правовому воспитанию.

Начиная работу по правовому воспитанию мы поставим следующие задачи:

1)Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2)Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

3)Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

4)Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

А теперь давайте поиграем : «Фразеологизмы». (разъяснить)

· Держать в чёрном теле;

· Метать гром и молнии;

Высказывания педагогов – обобщение ответов.

Высказывания педагогов – обобщение ответов.

Высказывания педагогов – обобщение ответов.

· Как за каменной стеной;

· Какой палец ни укуси, всё одно больно;

· Быть под Эгидой:

· Доброе слово слаще мёда.

Высказывания педагогов – обобщение ответов.

3. Сейчас я вам предлагаю обсудить вопрос права, обязанности и воспитание ребёнка.

1) Отец жестко заставляет убирать игрушки на место.

– какое право ребёнка нарушил родитель здесь.

Высказывания педагогов.

2) Ребёнок отказывается убирать игрушки; бабушка: «Иди, внучек, спать я сама всё уберу».

– что можете сказать по этому поводу?

Высказывания педагогов.

3) Мать говорит ребёнку: «Лодырь, лентяй, опять всё раскидал, ничего не убрал!»

– какие права ребёнка нарушает мать?

– какими обязанностями пренебрегает ребёнок?

Высказывания педагогов (обсуждение ситуации).

Что греха таить такие ситуации встречаются в жизни. Они некрасивые и от этого надо избавляться. Но кроме этого мы воспитываем в ребёнке негативное отношение к трудовой деятельности и, впоследствии, такой человек, имеющий право на труд, будет избегать своей обязанности работать и, следовательно, нарушать права на достойную жизнь своих близких (малолетних детей и престарелых родственников). При систематическом грубом требовании мы воспитываем в ребёнке грубость, надменность, уверенность в том, что прав тот, кто сильнее.

Мы с вами рассмотрели только одну сторону жизни, одно право на достойную жизнь всех поколений и обязанности трудиться и заботиться о близких людях.

А сколько ситуаций других может быть в наше время: продавец вам нахамил, водитель курит в автобусе, вам отказали в приёме врача, внуки (дети) отказываются содержать престарелых родителей – выгоняют их из дома, человек не платит за коммунальные услуги, отец заставляет ребёнка работать под палящим солнцем или в непогоду, родители жестоко наказывают детей, избивают, нарушают предписание врача….Может быть стоит поискать корни такого поведения взрослого в его детстве: ведь так поступали с ним – грубо разговаривали, часто и несправедливо наказывали, ребёнок видел «чёрную» сторону жизни, а может и был в центре этого круговорота.

4. У нас у каждого есть свои права и обязанности, они есть и у наших детей. Мы – педагоги и родители стоим на чашах одних весов. И чтобы соблюсти их равновесие, надо четко представлять себе наши права и обязанности.

Я предлагаю вам, уважаемые педагоги, заполнить сейчас две таблицы: вы с позиции « родитель» «Права и обязанности детей», и с позиции « педагог» «Права и обязанности воспитателя». А затем обменяться таблицами и дополнить их или вычеркнуть то, что вы считаете неверным.

Работа педагогов.

Анализ совместной работы.

5. Проект решения:

Уважать и соблюдать права каждого участника образовательного процесса

Срок: постоянно; ответственные: педагоги.

· Не допускать нарушения прав ребёнка в семье

Срок: постоянно, ответственные: родители.

1. А.А.Майер, О.И.Давыдова, Н.В.Воронина 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.:Творческий центр 2011

2. Н.М.Метенова Родительские собрания в детском саду. – Ярославль 2000

3. Научно – практическая конференция «Работа с родителями на современном этапе:опыт, проблемы, развитие». соств.О.И.Сенько, А.Н.Чернышова, А.С.Сергеева – Архангельск 2008

4. К.Н.Паркинсон, М.К.Рустомжи, С.Паври Дети как с ними справиться, раз они у вас есть. – Санкт – Петербург 1977

5. Настольная книга воспитателя детского сада. автор – составитель Н.Ю.Честнова – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005

6. Т.В.Розе Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011

Круглый стол «Современные дети – современные игры» Подготовила старший воспитатель Грашина Валентина Ивановна Москва, 2013 г. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемКсения Скосарева

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Круглый стол «Современные дети – современные игры» Подготовила старший воспитатель Грашина Валентина Ивановна Москва, 2013 г.” — Транскрипт:

1 Круглый стол «Современные дети – современные игры» Подготовила старший воспитатель Грашина Валентина Ивановна Москва, 2013 г.

Читайте также:
Конспект занятия 'Звуки и буквы Ш-Ж'

2 Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросам игровой деятельности дошкольников (Л.С. Выгосткий, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Н.Ф. Комарова, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова и др.) можно сделать следующие выводы:

3 1. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

4 2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленно сть действий.

5 3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития. Начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры “рядом”, в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

6 4. Сюжетно – ролевая игра должна соответствовать современной действительности. Т.к. в связи с развитием научно – технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей – задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

7 Классификация игр С Мы играем Игры-забавы Игры экспериментирования Игры с правилами Творческие игры ДидактическиеПодвижные Сюжетные Строительно- конструктивные Театрализованные словесные настольно- печатные игры с предметами По развитию речи; по математическому развитию; по развитию эмоциональной, личностной, познавательной сферы; по ознакомлению с окружающим; по ознакомлению с природой; по ОБЖ С ОД: бег, ловля, прыжки, метание, лазанье, ориентиро- вка в прост- ранстве; равновесие С элементами спортивных игр: футбол; хоккей; волейбол; баскетбол; бадминтон; городки; теннис Сюжетно- отобразитель- ная, сюжетно- ролевая, развитая ролевая, режиссерская с/р Конструирование и обыгрывание: вместе с воспитателем; по готовому образцу воспитателя; по чертежу и схеме; по иллюстрации, рисунку; по замыслу (в соответствии с замыслом сюжетно- ролевой игры) Игры-ряженья (для малышей) Игры- драматизации Режиссерские (с использованием разных видов театров)

8 Условия для развития игровой деятельности в детском саду Место Групповые помещения Другие помещения Участок детского сада Время Специально отведенное в режиме дня В самостоятельной деятельности В образовательной деятельности (организация игровой деятельности) Предметно-развивающая игровая среда Руководство Единство требований семьи и детского сада

9 В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми (Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Н.Т. Гринявичене, А.Д. Саар под руководством С.Л. Новосёловой). Поэтапная передача усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка ( Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) И другие…

10 Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности Обогащение игрового опыта Организация предметно-игровой среды Активизирующее общение воспитателя с детьми Комплексное руководство игрой

11 1.Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности 1. Определить, с какими событиями окружающей действительности нужно знакомить детей, чтобы происходило обогащение содержания детских игр. 2. С учетом возраста планировать на какие стороны окружающей действительности нужно обращать внимание детей в процессе ознакомления с окружающим миром. 3. Использовать эффективные формы и методы ознакомления с окружающим ( непосредственное наблюдение, чтение художественной литературы, просмотры телепередач, фильмов и т.п.

12 2.Обогащение игрового опыта Усложнение содержания Усложнение игровых действий Взаимодействие с партнером Самостоятельность и творчество Данный компонент решается через обучающие игры с педагогом. Педагог выступает в роли равноправного партнера. Создает серию игровых проблемных ситуаций, решает в сотрудничестве с детьми.

13 3.Организация предметно- игровой среды Необходимо соблюдать условия: – оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками и другим игровым материалом зависит от знаний детей об окружающим мире; – – игровые уголки комплектуются различным игровым материалом с учетом уровня развития игры. – Игровая среда не должна быть статична и неизменна. – Дети должны сами участвовать в оформлении игровых уголков, приготовлении игрушек-самоделок.

14 4.Активизирующее общение воспитателя с детьми Воспитатель вступает с детьми в игровое сотрудничество, строит с ними диалог. Воспитатель должен планировать, моделировать этап общения, планировать содержание проблемных ситуаций. Включаться в игру своевременно, когда дети испытывают затруднения. Воспитатель должен включаться в игру тактично, деликатно, осторожно

15 Об особенностях руководства игрой на разных этапах её развития – сюжетно-отобразительной, начального этапа сюжетно-ролевой и развитой сюжетно-ролевой, можно узнать, прочитав эту книгу:

16 Второй подход к руководству сюжетной игрой детей является формирование игровых умений. Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открыли» и усваивали новый, более сложный способ её построения. 3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам- взрослому или сверстнику.

17 Совместная игра со взрослым на разных этапах развития дошкольников формирует следующие игровые умения:

18 Средством для формирования игровых навыков является сюжет игры.

19 На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя и создание условий для самостоятельной детской игры. Условия для самостоятельной детской игры: Обеспечение соответствующим игровым материалом ( особенно ранний и младший возраст), для старших детей – также сюжетные игрушки и полифункциональные материалы. Для старших дошкольников – специальная организация воспитателем подготовленного периода игры в непринужденной форме совместного придумывания разнообразных событий.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе

20 Подробно познакомиться с конкретными приемами, позволяющими реализовывать принципы организации сюжетной игры в разных возрастных группах детского сада Вы можете в этой книге:

21 Поговорим о детской игре…

22 Как Вы думаете, нужна ли игра современным детям в век новых информационных технологий? (ответы педагогов)

23 С появлением новых информационных технологий на дошкольников обрушился поток разнообразной информации, управлять которым взрослым непросто. ПозитивноеНегативное Интенсивно расширяется кругозор детей Дети пассивно воспринимают информацию, творчески её не перерабатывая. Часто дети видят и негативную информацию: агрессию, асоциальное поведение людей и пр.

24 – Игра, по мнению ученых, является своеобразной формой размышления ребенка о мире, отображение интересных событий в ней приводит к тому, что происходит их осмысление, присвоение. – В игре взрослый имеет возможность осуществлять коррекцию поведения детей. Поэтому игра при условии грамотного руководства и организации со стороны педагога может превратиться в мощное средство развития современного ребенка. Как Вы осуществляете руководство игровой деятельностью? Какой из двух, выше сказанных подходов к организации сюжетных игр, Вы используете в своей практике? (ответы педагогов)

25 Анкета для воспитателей Инструкция: на каждое утверждение необходимо дать один из трех вариантов ответов: «да», «иногда», «нет». 1. У детей нет времени на игру, они заняты другими делами. 2.Когда появляется свободное время, дети включаются в творческие игры. 3. Если детям не предлагать тему с/р игры, они не начинают играть. 4. Дети самостоятельно определяют замысел игры, включаются в творческую игру без помощи со стороны взрослого. 5 Тематика детских игр разнообразная. 6. В играх дети используют только игрушки, потребности в предметах-заместителях нет. 7. Наряду с игрушками дети используют предметы- заместители и воображаемые предметы. 8. Дети предпочитают индивидуальные творческие игры, они почти не играют совместно со сверстниками. 9. Дети объединяются для совместных игр. 10. Во время творческих игр дети часто ссорятся из-за привлекательных ролей, игрушек и т.п. 11. СР игры не длительные, едва начавшись, прекращаются. 12. Игры длятся долго, дети с увлечением играют. 13. Я испытываю недостаток знаний по вопросам руководства игрой. 14. Мне сложно общаться с детьми в игровых ситуациях, я разговариваю с ними почти как на занятиях. 15. Мне трудно планировать руководство игрой. (ответы занести в листы см. Н.Ф. Комарова. Комплексное руководство сюжетно-рлевыми играми в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», – стр

26 Продолжите фразу: Игра – это … (ответы педагогов)

27 Рекомендуемая литература Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. – Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. – М., Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно- ролевыми играми в детском саду. – М., Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – 5-е изд. – Ростов-на-Дону, Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей. – 3-е изд., испр. – М., Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень.- М., 1997.

28 Игра – это серьёзно! И это необходимое условие для социально- личностного развития ребенка…

Круглый стол с педагогами «С радостью к себе и окружающим!»

Круглый стол с педагогами

«С радостью к себе и окружающим!»

Цель : развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

  • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопонима­нию между педагогами;
  • повысить групповую сплоченность;
  • снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
  • улучшить эмоциональное состояние педагогов.

Условия проведения : музыкальный зал

  • мяч или мягкая игрушка;
  • листы чистой бумаги;
  • ручки, карандаши.

Дата и время проведения: 23.04.2015г. в 13.00

Ход тренинга

Педагог-психолог: Добрый день!

Я рада приветствовать вас на нашем тренинге!

Это за­мечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возмож­ность

немного расслабиться, отдохнуть, поиграть,

узн себе и коллегах что-то новое и, самое главное, – выразить друг другу ра­дость встречи.

Правила группы:

  1. Слушать внимательно других
  2. Не перебивать
  3. Высказывать своё мнение
  4. Не оценивать других
  5. Уважительно относится друг к другу
  6. «Здесь и сейчас»
  1. Правило «стоп».
  2. Активное участие
  3. И др.

Дать возможность высказаться участникам.

Упражнение № 1 “Давайте поздороваемся”

Первый игрок говорит: «Меня зовут….Я никогда не. ». Дальше он называет то, что никогда

не делал в своей жизни (игра на честность).

  • не держал кошек в доме
  • не был за границей
  • не носил сапоги
  • не брился и т.д.

Упражнение № 2 «На знакомство»

Раздайте каждому листок бумаги и попросите каждого написать о себе 4 вещи, о которых немногие знают. Например:

  • У меня есть…..собака и попугай.
  • Я люблю…… играть в шахматы.
  • Я очень хочу купить……. компьютер.
  • Я собираюсь…… стать агрономом.

Попросите их подписать эти листочки и сдать. После этого вы раздаете всем чистые листы

пронумерованные по количеству людей в группе.

Читайте также:
Звук и буква Щ - конспект логопедического занятия

И по порядку зачитываете то, что каждый написал.

И спрашиваете: «Кто это?» Каждый должен написать свое предположение.

В конце вы говорите правильные ответы.

Упражнение № 3 «Поменяйтесь местами те….»

Педагог-психолог говорит какой-нибудь признак или наличие чего-то и те,

у кого имеется «это» меняются местами.

Например: «Поменяйтесь местами, у кого сейчас хорошее настроение»,

«…те, кто пришёл со своей ручкой», «…те, кто замужем», и т.д.

Упражнение № 4 «Мой любимый герой»

Участники вспоминают свои любимые герои из сказок, мультфильмов и т.д.

  1. – самый любимый герой (-я думаю, что я……)
  2. – второй любимый герой ( – другие обо мне думают, что я…)
  3. – третий герой (- на самом деле я…)

Упражнение № 5 «Ожившая строка»

Каждая команда получает одинаковый список, состоящий из песенных строк.

Варианты песенных строк.

  1. – «Я люблю тебя, жизнь!»
  2. -«Ты меня не любишь , не жалеешь..»
  3. -«Дружба начинается с улыбки»
  4. -«Мы едем, едем, едем в далекие края..»
  5. -«Не уезжай ты, мой голубчик..»
  6. -«Ты меня на рассвете разбудишь..»
  7. -«Все пройдет и печаль и радость..»
  8. – «Я возвращаю ваш портрет..»
  9. -«Мы будем петь и смеяться, как дети..»
  10. -«Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»

Выбрав строку, не сообщая остальным, каждая команда готовит представление этой строчки не вербально:

позой, жестами, мимикой, движениями. Остальные команды –отгадывают.

Упражнение № 6 «Сочиняем стихи»

Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):

Я пришла на работу сегодня…

В порыве счастья неземного…

Как бы ни было нам нелегко…

Кабы я была царицей…

Всё прекрасно, спору нет…

Вместе весело шагать…

Всех решила удивить…

Неизвестно, как случилось…

На виду у детворы…

Поплыли туманы над рекой…

Посмотри и улыбнись…

Всё в этом мире…

Я прекрасна, спору нет…

Ничего не говори…

Жили-были сыр с котлетой…

А у нас, а у нас…

Вы на домик мой взгляните…

Среди серых голубей…

Вдруг, как в сказке…

Всё, что в жизни надо…

Счастье – вольная птица…

Я люблю свою работу…

Еду, еду, еду в далёкие края…

Упражнение № 7 “Неожиданные картинки”

Педагог-психолог: Сядьте в один общий круг.

Во Возьмите по листу бумаги и напишите свое имя с обратной стороны.

Начните рисовать какую-нибудь картину (на счёт 10). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева.

Возьмите тот лист, который передаст сосед справа и

продолжите рисовать начатую им картину.

Пе Педагогам дается возможность порисовать еще 10-15 сек., после чего они снова передают свои рисунки. И так до тех пор рисунки не сделают полный круг и не и вернутся адресату.

– Какие у вас были эмоции когда вы были участниками чужой картины.

Вам было приятно внести свою лепту или нет?

– Что вы чувствовали когда вернулся к вам ваш рисунок и то что вы там увидели?

– Может у кого-то получилась в результате задуманная идея рисунка……….

Упражнение № 8 “Чёрное-белое”

Педагог-психолог называет 2 – слова-противоположности,

а участник которому будет адресован мячик должен выбрать один из вариантов

и придумать, долго не думая, положительную причину данного выбора.

– Чёрное или белое

– Горькое или сладкое

– толстый или тонкий

– прямая или зигзаг

– говорить или молчать

– шоколадка или котлетка

– умный или глупый

– Чистый или грязный

Упражнение № 9 “Все мы чем-то похожи”

Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек.

Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов.

В этом списке можно написать, например:

“У каждого из нас есть сестра. “, “Любимый цвет каждого из нас – синий” и т. д. У вас пять минут. По­бедит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Упражнение № 10 «Пожелания»

На листочке бумаге предложить каждому написать своё желание, пожелание самому себе…

то, что для вас значимо.

Затем собрать все листочки перемешать и дать каждому выбрать не глядя себе листочек,

это и будет вам самый дорогой подарок, с которым мог поделиться каждый из вас.

Я в свою очередь в качестве подарка хочу вам подарить притчу.

Завершение тренинга

«Секрет счастья» (притча)

Я раскрою вам секрет, как сделать свою жизнь счастливой.

Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей.

Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку,

стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал.

Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу,

где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди,

небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось

около двух часов дожидаться своей очереди.

Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья.

И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова

– Однако я хочу попросить об одном одолжении, – добавил мудрец, протягивая

юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла.

– Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.

Читайте также:
Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'

Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки.

Через два часа он вернулся к мудрецу.

– Ну как, – спросил тот, – ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой?

Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет?

Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?

Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел.

Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.

– Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, – сказал ему мудрец.

– Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.

Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз,

обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и

потолках дворца. Он увидел сады, окружённые

горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства

было помещено именно там, где нужно.

Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.

– А где те две капли масла, которые я тебе доверил? – спросил Мудрец.

И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.

– Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать:

Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом, никогда

не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.

Притча от Пауло Коэльо

Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться,

как к самому важному в этой жизни.

Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас,

стараться лепить свое счастье самим.

Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!

Рефлексия:

А теперь я вам предлагаю одним словом выразить ваши эмоции, мнение по поводу нашей встречи.

Список литературы:

  1. Киселева М.В. Арт – терапия в практической психологии и социальной работе СПб: Речь, 2007.
  2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
  3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.
  4. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.
  6. Шевцова И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста СПб: Речь, 2007

Квалификационная характеристика учителя-дефектолога, учителя-логопеда

Должностные обязанности учителя-логопеда

Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).

Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.

Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ведет необходимую документацию.

Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

Реализует образовательные программы.

Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Логопед должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • возрастную и специальную педагогику и психологию;
  • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
  • нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
  • новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Читайте также:
Инклюзия в образовании - Эссе на тему Мир без барьеров и границ

Требования к квалификации учителя-логопеда:

Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Источник: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Представление к аттестации.
материал на тему

Предлагаетсякак образец написания характеристики-представления учителя-логопеда к аттестации.

Скачать:

Вложение Размер
harakteristika.docx 18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Представление к аттестации

на высшую квалификационную категорию учителя-логопеда структурного подразделения « Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ « Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Лосеву Елену Васильевну .

Лосева Елена Васильевна имеет высшее образование. В 1993 году окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева по специальности дефектология (олигофренопедагогика с дополнительной спец. логопедия ) . Стаж работы по специальности 22 года, в данном учреждении 21 год .Имеет высшую квалификационную категорию (приказ МО РМ 24.112010года№1480).

Елена Васильевна осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти , внимания, мышления и др.). Логопед работает в группе детей с ОНР. На своих занятиях педагог создаёт благоприятный психологический климат в детском коллективе, воспитывает у детей стойкий познавательный процесс, активизирует мыслительную деятельность детей. Учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка. Елена Васильевна работает над проблемой « Повышение эффективности обучения и воспитания детей с общим недоразвитие речи посредством игры и игровых приемов» , поэтому осуществляет творческий инновационный подход и каждое занятие стремится превратить в игру.

Еленой Васильевной создан логопедический кабинет, который оформлен и оборудован с учетом санитарно-гигиенических и методических требований, оснащен в достаточном количестве наглядным и дидактическим материалом , отобран и систематизирован по всем разделам развития речи. Одной из основных методических инноваций ее работы являются интерактивные методы обучения. Этому способствуют электронные пособия и учебники, также авторские цифровые образовательные ресурсы (презентации), созданные педагогом для тематических занятий.

Лосева Е.В. квалифицированно владеет дифференциальной диагностикой речевых нарушений. Ею собран и систематизирован материал для обследования речи детей. Логопед использует много дидактических игр и пособий, что дает хорошие результаты в формировании грамматически правильной речи у детей. На занятиях осуществляется контроль за внятностью и выразительностью речи, включаются задания с опорой на несколько анализаторов . На каждом занятии присутствует наглядность, что способствует быстрому и качественному усвоению знаний .

Учитель – логопед своевременно оформляет речевую документацию : речевые карты, перспективные и календарные планы. Опыт её работы известен на уровне города и республики. Проводит открытые занятия для учителей – логопедов , для специалистов детского сада, родителей.

Елена Васильевна работает в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами детского сада, постоянно консультирует их по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

Успешно взаимодействует с родителями. Занимается их лого- педическим просвещением : выступает на родительских собраниях, проводит индивидуальные беседы и консультации .

Систематически выступает с докладами на педсоветах, методическом объединении учителей-логопедов города на темы : «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет», «Задачи развития связной речи в логопедической группе», «Обследование, анализ и оценка речи дошкольников» и д.р.

Выступала с докладом в МРИО на Августовской республиканской научно- практической конференции на тему: «Современные подходы к профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

В своей работе Лосева Е.В. добивается хороших результатов, большинство детей показывают высокий уровень развития и идут в школу с нормализованной речью. Она осуществляет динамическое наблюдение за детьми из логогруппы посредством взаимодействия с учителями начальных классов и с учителями-логопедами школ.

Систематически занимается сомообразованием. В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации в МРИО. Приобретает и изучает новинки литературы и печатных изданий по работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Елена Васильевна активно занимается общественно-педагогической деятельностью. Она принимала участие в выборах 2011, 2012 гг. Имеет Благодарственные письма Главы Республики Мордовия. С 2008г. является кандидатом в присяжные заседатели для Верховного суда РМ по Рузаевскому муниципальному району.

В 2012году Лосева Е. В. Удостоена звания Почетный работник общего образования Российской Федерации.

В 2013году принимала участие во Всероссийском конкурсе учителей-логопедов «Логопед-профессионал 2013,» за что получила почетные грамоты от организаторов конкурса.

В 2014г. трудовым коллективом детского сада Лосева Елена Васильевна выдвигалась на конкурс лучших педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений и участвовала в конкурсе на соискание премии Главы администрации Рузаевского муниципального района.

Лосевой Е.В. свойственны общительность, отзывчивость, доброжелательность, трудолюбие, увлеченность и поиск в работе.

Заведующая структурным подразделением

«Детским сад №50 комбинированного вида» ________ Т.В. Хвостова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: