Круглый стол для родителей на тему Ребёнок идёт в школу

Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИрина Веригина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»” — Транскрипт:

1 Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

2 Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Задачи: 1. Развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе. 2. Определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе. 3. Способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой. 4. Создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий. 5. Привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе. 6. Дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе.

3 «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу». 1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте не способны дружить.

4 8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 14.Боюсь, что учительница не имеет возможность оценить успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе».

5 Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению: -импульсивность, бесконтрольное поведение, преобладание «хочу» над «можно», -чрезмерная игривость, крикливость – трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса), -неумение общаться со сверстниками, -неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше), -низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие, – плохое развитие мелкой моторики рук -нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность, -недостаточное развитие произвольной памяти, -задержка речевого развития.

6 Готовность к школе: Физиологическая Психологическая Педагогическая

7 Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. 1. Физическое здоровье. 2. Развитый интеллект. 3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми. 4. Выносливость и работоспособность. 5. Умение считать и читать. 6. Аккуратность и дисциплинирован­ность. 7. Хорошая память и внимание. 8.Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

8 Компоненты психологической готовности к школе: 1)Мотивационная готовность желание учиться, получать знания это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные) определенный уровень развития мышления, памяти, внимания 2) Интеллектуальная готовность это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления, воображение, речь, умение анализировать и сравнивать) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук). 3) Эмоционально – волевая готовность: умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания. 4) Коммуникативная готовность: умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение “влиться” в детский коллектив.

9 Речевое развитие: ребенок, поступающий в школу, должен: правильно произносить все звуки родного языка; различать и называть слова с определенным звуком; уметь определять место звука в слове (начало середина конец); делить слова на слоги; составлять слова из слогов; иметь представление о предложении; уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже; подбирать синонимы, антонимы; использовать разные способы образования слов; пересказывать знакомые сказки и рассказы; составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

10 Выставка методической литературы Лекция медсестры Обсуждение родителями видео записи лекции логопеда

Круглый стол “У порога школы”

Описание разработки

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В. А. Сухомлинский

Ход

– Дорогие родители! Мы рады видеть Вас. Сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе наших детей. Ведь каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен к школе. Вы все, возможно, уже слышали такие словосочетания: «готовность к школе…», «школьная зрелость. . », «ребёнок (не) готов к школе. . ».

Читайте также:
Конспект открытого урока по обучению грамоте в подготовительной группе

– Что, на Ваш взгляд, означают данные понятия, что в них входит, какого ребёнка можно назвать готовым к обучению в школе? (Обсуждение).

– Спасибо за обсуждение! Что же включают специалисты в понятие «готовность ребенка к обучению в школе»?

– Можно выделить условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Специальная готовность: умение читать, считать, писать (разъяснение).

Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления (разъяснение).

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений (разъяснение).

– И, конечно, не менее важно воспитать в ребёнке волевые качества: самостоятельность, ответственность, усидчивость, настойчивость, стремление доводить начатое до конца. . Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности. Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание. Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую – либо трудность; надо преодолеть что – то, чтобы добиться результата.

– А теперь, уважаемые родители, мы предлагаем Вам разрешить несколько проблемных ситуаций:

Ситуация 1. Петя неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другое. Не умеет сосредоточиться. Как он будет учиться в школе?

– Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы? (Обсуждение)

Решение. Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять).

Ситуация 2. Дима – мальчик, как казалось маме, вполне самостоятельный. Но вот в школе он рассеян, несобран, ждет на каждом шагу указаний. В чем дело?

– Может быть, житейская самостоятельность и учебная – разные явления? (Обсуждение)

Решение. Да, эти явления разные. Самостоятельные действия ребенка начинают проявляться рано. Уже в 3 года ребёнок заявляет: “Я сам!” Родители должны поддерживать попытки самостоятельности. Научить ребенка обслуживать себя, организовывать свое время в рамках возрастных возможностей. При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне (“Я хочу это сделать. . . “), проявлять инициативу (“Я хочу сделать это по – другому”) и творчество (“Мне хочется сделать это по – своему”). В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.

Ситуация 3. Саша – в семье ребенок желанный. Родители постоянно его хвалят, выполняют все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

– Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. (Обсуждение)

Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Ситуация 4. Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.

– С чем связано такое рассогласование? Будет ли ребенок успешно учиться в школе?

– Что необходимо предпринять? (Обсуждение)

Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально – психологической готовности ребенка.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Педагог-психолог: Лучникова В.Е.

Учитель-логопед: Мазеина М.Ф.

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В. А. Сухомлинский

– Дорогие родители! Мы рады видеть Вас. Сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе наших детей. Ведь каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен к школе. Вы все, возможно, уже слышали такие словосочетания: «готовность к школе…», «школьная зрелость..», «ребёнок (не) готов к школе..».

-Что, на Ваш взгляд, означают данные понятия, что в них входит, какого ребёнка можно назвать готовым к обучению в школе? (Обсуждение).

Читайте также:
Родительское собрание и презентация на тему: Связная речь

-Спасибо за обсуждение! Что же включают специалисты в понятие «готовность ребенка к обучению в школе»?

-Можно выделить условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Специальная готовность: умение читать, считать, писать (разъяснение).

Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления (разъяснение).

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений (разъяснение).

-И, конечно, не менее важно воспитать в ребёнке волевые качества: самостоятельность, ответственность, усидчивость, настойчивость, стремление доводить начатое до конца.. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности. Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание. Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

-А теперь, уважаемые родители, мы предлагаем Вам разрешить несколько проблемных ситуаций:

Ситуация 1. Петя неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другое. Не умеет сосредоточиться. Как он будет учиться в школе?

-Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы? (Обсуждение)
Решение. Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять).
Ситуация 2. Дима – мальчик, как казалось маме, вполне самостоятельный. Но вот в школе он рассеян, несобран, ждет на каждом шагу указаний. В чем дело?
-Может быть, житейская самостоятельность и учебная – разные явления? (Обсуждение)
Решение. Да, эти явления разные. Самостоятельные действия ребенка начинают проявляться рано. Уже в 3 года ребёнок заявляет: “Я сам!” Родители должны поддерживать попытки самостоятельности. Научить ребенка обслуживать себя, организовывать свое время в рамках возрастных возможностей. При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне (“Я хочу это сделать. “), проявлять инициативу (“Я хочу сделать это по-другому”) и творчество (“Мне хочется сделать это по-своему”). В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.
Ситуация 3. Саша – в семье ребенок желанный. Родители постоянно его хвалят, выполняют все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
– Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. (Обсуждение)
Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Ситуация 4. Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
– С чем связано такое рассогласование? Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
– Что необходимо предпринять? (Обсуждение)
Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.
Ситуация 5. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает внимания.
– Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни? (Обсуждение)
Решение. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает – ладно, красиво делать научится потом – и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца – при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть. Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
– Вы прекрасно справились со всеми заданиями. А теперь поговорим о часто встречающихся безобидных родительских поведениях, которые приводят к детскому неврозу. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

Читайте также:
Коррекция устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста

1. «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником. » (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

2. «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником. » (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

3. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

4. «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

5. «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

– Мы для Вас подготовили памятки, ознакомьтесь с ними.

Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

Круглый стол для родителей в подготовительной группе “Дошкольник готовится стать школьником”

Цели встречи:

  • Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
  • Обсудить точки зрения родителей, на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

1.Список факторов успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе на каждого родителя
2.Фигурки человечков (девочек и мальчиков)
3.Памятки для родителей
4.Рисунки детей на тему: “Как я представляю себя в школе”
5. Видеозапись с ответами детей на вопросы: “Зачем мне учиться в школе? Как родители готовят меня в школу?”
6. Список компонентов школьной готовности
7.Ручки с чёрной и красной пастой

Ход встречи

ПСИХОЛОГ: УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Окончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней.

Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. Вот если бы вы каждый год отправляли в школу очередного своего ребёнка, то тревожились всё меньше и меньше. Когда дело переходит в разряд обыденного, то оно становится привычным. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.

УПРАЖНЕНИЕ: Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите фигурку человечка (Приложение 1) и напишите на ней синей пастой, те черты которые помогут и красной пастой те черты – которые затруднят учёбу вашего ребёнка. А после этого поставьте фигурку на одну из трёх полосок – дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, жёлтая – умеренное, зелёная полоска – нет особого беспокойства. (Приложение 2)

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребёнка с предстоящим обучением.

(Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему “Как я представляю себя в школе”)

Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем:

– хочет ли ребенок взрослеть,
– хочет ли стать школьником.

– Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?

– Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.

– Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.

– Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?

– Есть ли на рисунке ученики, учитель?

– Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?

– Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске. ”. “Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят, мне тревожно.

Читайте также:
Конспект ООД по обучению грамоте с детьми c ЗПР в старшей подгруппе

Психолог: Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе — процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Психологи выделяют разные виды готовности к школе (Приложение 3)

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе — достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, “скучные” моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. д.

У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта и письма.

УПРАЖНЕНИЕ: У вас на листочках перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных и проранжируйте их. (Приложение 4)

(Родители выполняют задание и обсуждают его)

Психолог: Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить, ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: “Что больше — один или два”, не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись ответов детей на вопросы: “Зачем мне учиться в школе? “Как родители готовят меня в школу?”

(Родители смотрят видеофильм, и идёт обсуждение ответов детей)

В конце нам бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшней встречи Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола (Приложение 5)

Все родители получают памятки (Приложение 6)

Инновационные формы работы с родителями. Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

    Жанна Ознобишина 4 лет назад Просмотров:
Читайте также:
Условия организации логопедической помощи детям, страдающим ранним детским аутизмом

1 Инновационные формы работы с родителями. Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Воспитатель МБДОУ ДСКВ 18 «Орлёнок» Санникова Вера Михайловна Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Задачи: 1) развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе; 2) определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе; 3) способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой. 4) создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий; 5) привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе; 6) дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе. Участники круглого стола: педагоги детского сада, родители детей подготовительной группы, учитель по физической культуре, медсестра. Материалы и оборудование: Ноутбук, экран, мультимедийный проектор Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов Бумажные фигуры человека Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей Видеозапись лекции логопеда «Факторы речевой готовности детей к школе» Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?» Выставка методической и развивающей литературы в помощь родителям в подготовке детей к школе.

2 Электронная презентация «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Электронная презентация «Физиологическая подготовка детей к школе» Ход проведения: Воспитатель: – Добрый день, уважаемые родители, гости! Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола». Тема «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником. Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители

3 ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе. Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест: Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» Если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс, если не согласны – минус. А теперь подсчитайте, если общий показатель принимает значение:

4 До 4 баллов это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября по крайне мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов лучше подготовиться к возможным трудностям заранее. 10 баллов и больше было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. (Родители обсуждают результаты тестирования) Практическое задание: упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник» Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синем цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая умеренное, зеленая полоска – нет особого беспокойства. (Родители выполняют задание и делятся своими опасениями) Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью с детьми “Хочу ли я в школу? ” (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей, Воспитатель: Подготовка к школе процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе

5 1. Физиологическая готовность. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п. Родителям предлагается прослушать лекцию медсестры об укреплении здоровья будущих первоклассников. Родители слушают и делятся собственными действиями по укреплению здоровья дошкольников. Родителям раздаются памятки «Как правильно выбрать портфель (рюкзак) для первоклассников. Говоря, о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем в виду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения. Выступление учителя физкультуры с использованием электронной презентации «Физиологическая готовность к школе». (Родители слушают учителя и делятся своими мнениями)

Читайте также:
Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении на тему 'Калейдоскоп общения'

6 Родителям раздаются рекомендации по сохранению здоровья младших школьников и их успешной адаптации к обучению. 2. Психологическая готовность. Воспитатель: У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта и письма. Что для Вас, уважаемые родители, является главными факторами успешной подготовки детей к школе? Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»: На экране перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных, пронумеруйте их по степени значимости и обоснуйте свой выбор, (факторы успешной адаптации и подготовки к школе) (Родители выполняют задание и обсуждают его) Воспитатель: Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Компоненты психологической готовности к школе:

7 Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых. Воспитатель: Ребенок, идущий в школу должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения. Родители смотрят видеозапись лекции логопеда о том, каково должно быть речевое развитие ребенка при поступлении в школу. Логопед дает практические рекомендации родителям по обеспечению речевой готовности детей к школе. Речевое развитие ребенка, поступающего в школу

8 Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. 3. Педагогическая готовность. Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь, писать (у него должна быть развита мелкая моторика, считать (владеть навыками счета) это и есть педагогическая готовность. Воспитатель: Подводя итоги круглого стола, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола: Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть мероприятия (в баллах 3 довольны, 2 частично довольны, 1- не довольны) Ответы родителей: Дискуссия

9 Видеозапись Оформление Работа с памяткой Практические задания Что побудило Вас прийти на заседание круглого стола: Ответы родителей: Дисциплинированность Интерес к поднятой теме Уважение к воспитателям Любопытство Возможное душевное успокоение Настойчивые просьбы воспитателей Не знаю

Презентация на тему «Круглый стол для родителей будущих первоклассников»

Презентация на тему: «Круглый стол для родителей будущих первоклассников». Автор: Мама. Файл: «Круглый стол для родителей будущих первоклассников.ppt». Размер zip-архива: 528 КБ.

Круглый стол для родителей будущих первоклассников

Круглый стол для родителей будущих первоклассников

Ребёнок на пороге школьной жизни

Игра-опрос

Цель: помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей. Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки. Если: “Да” – красный цвет. “Нет” – зеленый. “Не знаю” – синий.

Тест “Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

Читайте также:
Работа над речевым дыханием

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

Результаты тестирования:

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом. А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика. 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями. 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры. 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

Интеллектуальную готовность; мотивационную готовность; волевую готовность; коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность

предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-ти годам ребенок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов. ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность

подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Завтра ты идешь в школу, давай сложим в портфель те предметы, которые

тебе понадобятся на уроке:

Волевая готовность

предполагает наличие у ребенка: способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность

проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Факторы успешной подготовки и адаптации к школе

Физическое здоровье ребёнка. Развитый интеллект. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми. Выносливость и работоспособность. Умение ребёнка читать и считать. Аккуратность и дисциплинированность. Хорошая память и внимание. Инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.

«Портрет» первоклассника, неготового к школе:

Чрезмерная игривость; недостаточная самостоятельность; импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность; неумение общаться со сверстниками; трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса; неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами); недостаточное развитие произвольной памяти; задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. П.).

Читайте также:
Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

Как помочь дошкольнику

1. Выбор школы. Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником – посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка. 2. Самостоятельность. Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. 3. Коллектив. Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

Игра с родителями “Разброс мнений”

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Как подготовить малыша к школе

Научите чадо различать право-лево. Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки. Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик. Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок). Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент. Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день – 40 – 45 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом. Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа – ходить в школу и “зарабатывать” хорошие отметки. Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

Круглый стол для детей и родителей 1-5 классов

Ведущий: Дорогие родители, детей, специалисты! Мы очень рады видеть вас сегодня на нашем заседании круглого стола. Глубоко уважая родительский труд, понимая, что в воспитании ребёнка каждый родитель – творец, что ваши раздумья глубоки и неповторимы, а также понимая интересы и желания детей, стремление быть самостоятельными, независимыми, избежать многие проблемы нам хотелось бы построить нашу встречу так, чтобы мы сообща искали ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей, по пониманию родителей, чтобы появилась уверенность в ваших действиях и поступках по отношению к друг другу.
Тема нашего круглого стола «Шаг в семью».

Упражнение 1: «Мозговой штурм»
Участникам предлагаются темы для обсуждения.

Дети – это завтрашние судьи наши.
Максим Горький

Ребёнок больше всего нуждается в нашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
Жан де Лабрюйер

Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними.
Андре Моруа

Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.
Элеонора Рузвельт

Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Александр Пушкин

Упражнение 2: «Цветик – семицветик»
Перед вами Цветик – семицветик, с закрытыми лепестками. Представьте, что это ваш ребёнок (родитель) – нежный, начинающий цветение. Чтобы ваш цветочек расцвел, вам необходимо, написать на лепестках положительные качества вашего ребенка, мамы или папы. Отгибать нужно по одному лепестку, что бы ваш цветик – семицветик раскрывал свой бутон постепенно. На стебельке напишите имя (на выполнение даётся 2-3 мин). (После выполнения цветок прикрепляют на флипчарт). Посмотрите, какой чудесный сад появился у нас.
Что понадобилось, чтобы сад расцвел?

Упражнение 3: «Плохо, но хорошо»
Необходимо проанализировать отрицательную черту характера или поведения вашего ребёнка, мамы или папы и подумать, а что хорошее может из этого выйти и дополнить предложение: «У (имя ребенка или родителя) плохо то, что… (он очень медлительный и т. п., но хорошо то, что… (в дальнейшем это поможет ему не делать скоропалительных и необдуманных поступков). И в конце своего небольшого высказывания необходимо сказать фразу: родитель – «Мой ребёнок – просто чудо! », ребенок – «Мои родители необыкновенные!».

Читайте также:
Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет

Упражнение 4: «Причины разногласий»
Дети – составьте список, за что вас чаще всего дома ругают ваши родители.
Родители – составьте список, за что вы чаще всего ругаете своих деток.
После окончания работы в группах зачитать свои ответы, найти совпадения и разногласия. Коллективно найти выход из данных конфликтных ситуаций.

Упражнение 5: «Идеальный ребенок»
(В центр зала выходит ребенок.)
Ведущий: Не секрет, что иногда ваш ребёнок говорит такое, что хочется просто закрыть ему рот, чтобы не ругался, не говорил глупостей.
(Выходит родитель и завязывает рот «ребёнку»)
Каждый родитель высказывает свое мнение:
– Чтобы он не видел непристойного – (завязывают «ребёнку» глаза).
– Чтобы ничего плохого не слышал – (затыкают уши).
– Чтобы не дрался, не ломал игрушек – (завяжем ему руки).
-Чтобы не пинался, не ходил, куда не следует – (завяжем ноги).

Получился ИДЕАЛЬНЫЙ РЕБЁНОК для родителя.
Но вот вопрос – легко ли он пойдёт по жизни? (Высказывания родителей).

Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети – это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.

Упражнение 6: «Плодородный сад» (подведение итогов)
На флипчарте нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – детям, красные – родителям), на которых все пишут ответы на вопросы:
Что вы думаете о нашей встрече?
Что было для вас важным?
Что вам понравилось?
Чему вы научились?
Какие для себя сделали выводы?
Затем зелёные яблоки приклеиваются на дереве, так как они еще не спелые, не созревшие, а красные под деревом – уже полностью поспели и осыпались с дерева.

Круглый стол с родителями в начальной школе, 1 класс

Конспект родительского собрания в форме круглого стола «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. »

Цели: показать, что атмосфера семьи – главный фактор благополучия, счастья и здоровья ребенка; формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию нравственных качеств в ребенке, помочь родителям создать и упрочить духовные и душевные связи с детьми.

Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф); итоги анкетирования родителей, детей (схемы, цветовые диаграммы); конверт с педагогическими ситуациями. Столы целесообразно расставить по периметру кабинета, так как форма собрания – круглый стол – предполагает, что все участники видят лица друг друга.

Участники: родители, классный руководитель, психолог, социальный педагог (может быть приглашен, если результаты диагностики требуют его консультации).

Ход собрания

– Откуда берется звук флейты?

– Но я ведь все время в нем –

– А ты найди свое место.

Учитель. Здравствуйте, коллеги! Добро пожаловать на заседание нашего родительского клуба. Разговор, который мы поведем сегодня, предполагает наличие неких острых углов. Для того чтобы их стало хоть чуть-чуть поменьше, я приглашаю вас занять место за круглым столом. Откуда черпает душевные силы ваш ребенок, что наполняет его душу? «Из семьи», – наверное, скажете вы. Как же помочь ему найти себя в этой семье, в этом мире, в этом «воздухе» (см. эпиграф).

Очень хочется, чтобы сегодня вы обменялись своими мнениями, поделились своим опытом. Тему разговора я сформулировала так: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Почему? Потому что процесс воспитания ребенка требует внимания, терпения, чуткости.

Сегодня на уроке я читала вашим детям сказку. Хочу предложить ее и вам. Ребят я просила подумать о том, зачем создана эта сказка. Такой же вопрос ставлю перед вами.

Поросята и лебедята

На берегу пруда в теплой луже купалась Свинья с поросятами. Поросята были маленькие, беленькие. Они нежились возле матери, прильнув к ее теплому животу. А среди пруда плавала белая Лебедь с лебедятами. Они гоже были маленькие, беленькие. Лебедята играли, ныряли. Вдруг они заметили поросят и спрашивают у матери: кто это?

– Это поросята, – сказала Лебедь. – А возле них мать – Свинья.

– А что они делают? – спрашивают лебедята.

– Мать кормит их молочком.

– А ты почему нас не кормишь молочком?

Подумала белая Лебедь и ответила:

– У птиц нет молока. Потому что у нас крылья. (Витя К., 3 класс.) (В. А. Сухомлинскии. Родина в сердце. – М.: Молодая гвардия, 1978.)

О чем же эта сказка, уважаемые коллеги? (Родители высказывают свои мнения.) Мне думается, о том, что каждый ребенок формируется атмосферой семьи, в которой он живет, традициями, сложившимися отношениями, ценностными установками ее. Мы правы в своих рассуждениях, уважаемый психолог?

Примерные тезисы сообщения психолога.

Психолог. Семья ребенка – среда духовного и материального обитания.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком образовательном и культурном потенциале родителей – продолжает получать культурное развитие всю свою жизнь.

Читайте также:
Логопедическая зарядка, физкультминутка, физкультурная пауза по теме Одежда и Обувь

Семья – это определенный морально-психологический климат, это важная для ребёнка школа взаимоотношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми ребенок переживает чувства дружбы, любви, долга, справедливости, порядочности, ответственности. Но ведь семьи все разные, а значит и атмосфера, царящая в них, разная.

Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам доводилось бывать. Ие правда ли, от каждой из них остается какое-то свое, порой трудноопределимое, но совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты – теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, но и манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга, мера царящего в доме уюта. Словом, масса всего, в том числе и какие-то незначительные, на первый взгляд, детали, которые, тем не менее, прочно сливаются в нашем представлении с обликом того или иного семейства.

Конечно, атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями. Но кроме общей эмоциональной и идейной «закваски» существует еще и обиходное (домашний быт), то, что мы называем семейным духом.

Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера.

Какие эмоции преобладают в вашей семье?

Эксперимент.

Последите за поведением своих домочадцев и запомните или даже запишите, по какому поводу каждый из них в течение недели проявил самые сильные эмоции (две-три эмоции) при каких угодно ситуациях. Что это было: раздражение по поводу пересоленного супа, радость от хорошо выполненной работы, ссора на материальной почве, порыв острого сочувствия кому-то, кто попал в беду? Затем сложите свои наблюдения за месяц и подведите итог. Каких эмоций – положительных или отрицательных – получил ребенок больше? Подумайте! Это очень полезно.

Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создаст то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, он согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, возможных огорчениях и даже несчастьях должна в конечном итоге приносить человеку радость. Недаром А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети, – будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».

Ведь дети по самой своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им всего мало, им хочется участвовать в каких-то событиях, предприятиях, радостных волнениях. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Если же он живет в состоянии хронического эмоционального голода, реакция может быть острой и даже патологической. Так начинают бить стекла в витрине, только чтобы изведать остроту риска и страх. «Со скуки», – говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционально голода, от потребности в эмоциональном заряде. Еще И. П Павлов утверждал, что эмоция является для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Она нужна. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а гам, глядишь, человек уже научился получать удовольствие от того, что с нормальной нравственной точки зрения должно бы вызвать стыд, гадливость, омерзение.

Итак, для эмоционального здоровья семьи важна подлинность, «неподменность» чувств, важно, чтобы поступок находился в гармонии с душенным состоянием. Показатели этой гармонии – степень напряженности чувств, пропорциональность реакции существу дела, разумная сдержанность и тактичность, отсутствие фальшивых внешних эффектов.

Учитель. Уважаемый психолог. Что на ваш взгляд, является важнейшим фактором создания нормальной здоровой атмосферы семьи?

Психолог. Умение слушать и слышать. Умение понимать и принимать своего ребенка.

Учитель. Можно ли участникам «круглого стола» познакомиться с результатами анкетирования родителей, проведенного нами? (Психолог знакомит присутствующих с результатами анкетирования.)

Примечание. Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании даются соответствующие разъяснения.

Анкета для родителей

1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка?

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

– 5-6 часов в сутки.

– 1-2 часа в сутки.

3. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: