Коучинг по использованию технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению ОНР

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Автор: Шабалина С.В.

учитель-логопед МБДОУ №139

Оригинал: скачать.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:

– во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 1. Предметные

2. Предметно-схематические модели.

3. Графические модели (схемы)

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука ( согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий), слова ( определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец), то есть развивать все стороны речи.

Использование наглядного моделирования особенно важно для детей с ОНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит – готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Н. Алексеева.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам и коллажам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

• Развивающие (тренинг основных психических процессов)

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно – схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе: Волшебная страна Звукландия

Коллаж – (от фр. collage — приклеивание). Это изображение, основанное на неожиданности сочетания разнородных материалов. В мнемотехнике это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Мнемоколлаж используется для закрепления различных методов запоминания; развития фотографической памяти ребёнка; расширения словарного запаса, образного восприятия; развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.

3. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.

5. Повторное чтение с установкой на запоминание.

6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

Коучинг по использованию технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению различных видов нарушений у детей с ОНР

Аннотация: Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в дошкольном образовании.

«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»
Р. Эмерсон.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в дошкольном образовании.

ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства», возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития).

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Модельные схемы — это схематичное изображение предмета или события.

Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Актуальность использования технологии наглядного моделирования

Наглядное моделирование — это актуальная современная и эффективная технология коррекционно-развивающего обучения, воздействующая не только на отдельный недостаток — речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому нам представляется важным, не только использовать наглядное моделирование для коррекции речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность.

Актуальность использования технологии наглядного моделирования в работе с дошкольниками еще и в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник с речевыми нарушениями очень быстро утомляется и теряет интерес к происходящему на занятии. Использование наглядного моделирования поддерживает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное и систематизировать полученные знания.

Цель моделирования — обеспечить успешное освоение детьми знаний, необходимых при овладении школьной программой, обогащение коррекционно-развивающего процесса у дошкольников с ТНР с различными клиническими особенностями посредством использования технологии наглядного моделирования.

Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее приемлемы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Активное использование наглядного моделирования как технологии обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

Коррекционная работа с детьми с ТНР представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. сформировать речь как систему.

В основе данной технологии лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

Процесс моделирования

Процесс моделирования включает три этапа:

  1. усвоение сенсорного материала,
  2. перевод на знаково-символический язык,
  3. работа с моделью.

В целях формирования моделирования более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.

Очевидно, что только целостный комплексный личностный подход к коррекции ОНР у старших дошкольников поможет повысить эффективность и оптимизировать педагогический процесс.

Анализируя современную методическую литературу по дошкольной педагогике и логопедии, целесообразно выделить личностно ориентированные методы, основанные на психолого-педагогических механизмах развития. Как приём наглядное моделирование часто встречается и в специальной методической литературе по логопедии.

В.М.Акименко использует наглядные модели для формирования артикуляционных укладов. Т.А.Ткаченко использует наглядные модели для формирования фонетико-фонематических процессов, а также в обучении детей описательным рассказам. В.К.Воробьёва в своей книге «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи» предлагает наглядное моделирование, как основной приём развития связной речи у данной категории детей.

В.П.Глухов использует готовые наглядные модели при обучении детей с ОНР рассказыванию. Н.Е.Ильякова, Т.Ю.Бардышева и Е.Н.Моносова работают над формированием лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР с помощью наглядных моделей на уровне фразовой речи. Для формирования грамматического строя логопеды давно применяют наглядные графические модели предлогов.

Широко известно применение наглядного моделирования в обучении звуковому и слоговому анализу в педагогических методиках Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой и в их современной интерпретации у Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой «Школа 2100», чем активно пользуются логопеды-практики. Применение мнемотаблиц и пиктограмм у разных авторов тоже есть не что иное, как наглядное моделирование.

Такое внимание со стороны педагогической общественности наглядное моделирование приобрело благодаря своей эффективности и результативности, которая основана на социокультурных механизмах психического развития. В основе метода лежат фундаментальные идеи отечественной психологии, выдвинутые Л.С.Выготским, разработанные А.В.Запорожцем и Л.А.Венгером

Развивая идеи Д.Б.Эльконинина, Л.А.Венгер отметил, что «наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — это сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др).

Во всех перечисленных видах деятельности, бесспорно, есть одна общая особенность — их моделирующий характер».

Наглядное моделирование в логопедической практике

В логопедической практике наглядное моделирование может используется на всех этапах коррекционной работы: от развития мелкой моторики до развития связной речи, о чем далее расскажут учителя-логопеды.

Хочется отметить, что при развитии лексико-грамматических категорий, используя наглядное моделирование, работа по формированию навыков словообразования и словоизменения проводится параллельно. На одном занятии отрабатывается только одно речевое упражнение или одна грамматическая категория. При систематической работе сформированные у детей навыки словообразования и словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях, затем в предложениях.

Параллельно формированию навыков словообразования отрабатывается умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного и множественного числа, а также притяжательные имена прилагательные.

Для того, чтобы работа по формированию у детей навыков словоизменения имен существительных и имен прилагательных с использованием наглядного моделирования проходила более эффективно в логопедии существует традиционная последовательность упражнений.

Имена существительные

– Дифференциация Им.пад. ед. и мн. ч.;

Отработка беспредложных конструкций форм ед.ч. вин;род;дат;твор.падежей.

– Отработка беспредложных конструкций форм мн.ч. дат;твор;род;вин.падежей.

– Понимание и употребление в речи предложно-падежных конструкций в косвенных падежах ед. и мн. ч.

Имена прилагательные

– Согласование с именами сущ. в им. пад. ед. и мн.ч.

– Согласование с именами сущ. в косвенных падежах ед. и мн. ч. в беспредложных и предложных конструкциях.

Местоимения

– Согласование притяжательных местоимений с им.сущ

Собственная логопедическая практика со старшими дошкольниками в группах компенсирующей направленности показывает, что наибольшие трудности в коррекции речевых нарушений имеют дети с педагогическим заключением — общее недоразвитие речи. В теории логопедии общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Очевидно, что только целостный комплексный личностный подход к коррекции ОНР у старших дошкольников поможет повысить эффективность и оптимизировать педагогический процесс.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи (это дети с моторной и сенсомоторной алалией, слабослышащие дети и дети после кохлеарной имплантации) до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического не­доразвития(чаще всего это дети с диагнозом дизартрия разной степени тяжести).

В связи с этим нами был систематизирован материал по наглядному моделированию, в целесообразности его использования для детей с различными клиническими статусами.

Мы пришли к выводу, что использование данной технологии было не целесообразно в работе с детьми без дифференциации на клинические статусы, т.е. внедрение данной технологии уже начинается с первого дня поступления ребенка в дошкольное учреждение (если говорить относительной слабослышащих детей, то это первоначально сигнальные карточки на бытовом уровне в форме схем и символом для успешной адаптации, затем подключаются простые модели именно в натуральном виде, третьей ступенью являются схемы и символы на обучающем уровне.

Если говорить в контексте детей с тяжелыми нарушениями речи, а именно дети с сенсомоторной и моторной алалией, то здесь используются модели-картинки в натуральном изображении предмета для закрепления образа-предмета данного материала. Дети с данным видом нарушений после первого года коррекционной работы имеют такие же стартовые возможности, как и дети с дизартрией, поэтому материал предлагается уже схемах и символах. Учет деятельностного подхода реализуется на всем протяжении коррекционного периода, а именно возможны пресечения разных видов наглядного моделирования согласно образовательным особенностям каждого ребенка в траектории семантического поля.

Читайте также:
Эссе учителя-логопеда по теме 'Моя профессия – учитель-логопед'

В работе с детьми мы применяем большое количество схем, моделей, пиктограмм, но важно их использовать дифференцированно, учитывая вид речевого нарушения. Даже в подгрупповой работе мы используем различные виды наглядного моделирования для детей с различными речевыми нарушениями. Рассмотрим это на примере работы с ребенком с диагнозом- моторная алалия. Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм (символические изображения, заменяющие слова).

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве:

– средства временного общения

– средства постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем

– средства, облегчающего развитие общения, речи, когнитивных функций(символизации, формирования элементарных представлений и понятий

– как подготовительный этап к освоению письма и чтения.

Система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма)-обобщающее понятие-закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами-самостоятельная ориентировка в системе знаков.

При работе с детьми с клиническим диагнозом моторная алалия, мы, используя наглядное моделирование, реализуем его по принципу создания семантических полей. Семантическое поле-это совокупность слов, объединенных смысловыми связями на основе единого общего понятия.

С точки зрения традиционной классификации наглядное моделирование представляет собой сочетание практического и наглядного методов обучения. Использование технологии наглядного моделирования позволяет оптимизировать коррекционно-логопедическую работу с детьми, повысить ее эффективность и продуктивность.

Использование наглядного моделирования способствует созданию оптимальных условий для коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников, в результате чего дети приобретают не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной деятельности, у них повышается уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является одной из основных предпосылок формирования учебной деятельности.

Подготовила:
учитель-логопед О.А.Давиденко

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников
проект на тему

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности, считаю, более современным подходом в образовании.

Скачать:

Вложение Размер
Статья “Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников” 2.59 МБ
Проект “Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников” 45.79 КБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 281 комбинированного вида»

630015, г. Новосибирск, ул. Гоголя 221/1, т. 279-89-79

«Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников»

Автор проекта: Шилова Ольга Валерьевна,

учитель-логопед МКДОУ д/с № 281,

первая кв. категория

Краткая аннотация проекта

Целью настоящего проекта является обогащение (амплификация) коррекционно- развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.

Данный проект необходим, так как позволит оптимизировать коррекционно-логопедическую работу с детьми, повысить его эффективность и продуктивность. Использование метода наглядного моделирования будет способствовать созданию оптимальных условий для коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников, в результате чего дети приобретут не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной деятельности, у них повысится уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является основными предпосылками формирования учебной деятельности.

В результате реализации данного проекта повысится профессиональная компетентность педагогов ДОУ: в ходе организации цикла консультаций, практикумов, семинарских и открытых занятий, педагоги смогут получить дополнительные знания в вопросах использования наглядного моделирования в коррекционном и педагогическом процессе. Повысится психолого-педагогическая грамотность родителей: они смогут познакомиться с методами и приёмами наглядного моделирования, их ролью в развитии ребенка и обогатить ими практический опыт воспитания детей в семье.

Всего в проект будут вовлечены 8 педагогов и специалистов (старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель), 35 детей 5-7 лет и родители.

Проект рассчитан на два года, так как предполагает осуществление коррекционной работы по специальной «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» в рамках раздела «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной [19] и основного образовательного процесса в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с № 281, разработанной по примерной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой [5].

Проект составлен с учётом современных требований ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013г.), опираясь на прогрессивные идеи развивающего обучения, отражает актуальные проблемы коррекционной педагогики.

В “Педагогической энциклопедии” [17] понятие ” коррекция ” определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий, педагогическое воздействие, приводящее к становлению и развитию личности ребенка в целом.

Собственная логопедическая практика (16 лет педагогической деятельности) со старшими дошкольниками в группах компенсирующей направленности показывает, что наибольшие трудности в коррекции речевых нарушений имеют дети с общим недоразвитием речи. В теории логопедии о бщее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина [16] ).

Наиболее полный концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи для детей с III уровнем речевого развития представлен в традиционной «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [17]. Авторы программы отмечают, что для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики, кроме этого у детей наблюдаются трудности в формировании фонематических процессов и связных высказываний – таким образом, нарушения носят системный характер.

Анализ протоколов обследования детей с ОНР старшей логопедической группы по схеме Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломаха [9] показал, что все дети с ОНР имеют отягощённый анамнез. Наиболее сохранной неречевой функцией оказалось зрительное восприятие. Чуть меньше половины детей имеют нарушения со стороны общей моторики. У более половины обследуемых присутствуют нарушения слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма, ручной моторики, нарушен зрительно-пространственный гнозис и праксис. Данные показывают, что при сохранном понимании обращенной речи все дети с ОНР имеют нарушения основных компонентов речевой системы (Приложение 7).

Речь, имеющая социальный характер возникновения и развития, формируется в единстве коммуникативной и обобщающей функции (словесно-логическое мышление): с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив – порождает негативизм, агрессию и ведёт к снижению познавательной активности детей с ОНР. Все вторичные нарушения ведут к снижению мотивации к обучению, тормозят развитие обобщающей, регулирующей функции речи и, как следствие, личности в целом. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Таким образом, мы видим замкнутый круг искажённого развития.

Описанная речевая и неречевая симптоматика наиболее ярко проявляется в осложнённых вариантах ОНР церебрально-органического генеза, выделенных Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой [11]. В данных вариантах развития расстройства познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы можно рассматривать как первичные, вызванные органическим поражением ЦНС, что значительно утяжеляет речевой дефект и затрудняет коррекцию.

С трудностями в обучении детей с ОНР сталкиваются и воспитатели коррекционных групп, и специалисты ДОУ, и родители воспитанников, посещающих эти группы. Данные результатов анкетирования педагогов свидетельствуют о наличии трудностей при организации непосредственной образовательной деятельности с детьми с ОНР, которые они связывают с особенностями контингента воспитанников. Так трудности в поведении (Приложение 2) педагоги отмечают у 17,6 – 32,3% детей в старшей группе и у 26,6 – 40% в подготовительной группе. Трудности в обучении, по мнению педагогов, испытывают от 23,5до 32,3% детей в старшей группе и от 33,3 до 60% – в подготовительной группе. Речевые трудности, которые ограничивают их познавательную и коммуникативную активность наблюдаются у 17,6 – 41,1% детей в старшей группе и у 13,3 – 33,3% – в подготовительной группе. (Приложение 4)

Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с ОНР в коррекционных группах (от 10 детей в 2009г. до 17 детей в 2013г.). (Приложение 1)

Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников заставляет меня как педагога находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, соответствующих современным условиям и стандартам, эффективных методов и приёмов работы с детьми.

Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как составной части единого образовательного процесса, в который входит обучение, воспитание и развитие ребенка.

Л. С. Выготский [8] в концепции психического развития показал, что обучение и развитие – взаимосвязанные и обусловленные процессы. При этом ведущая роль обучения понимается как пробуждение в ребенке процессов развития.

Как и в педагогике, в логопедии « обучение … рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств» 1 , Л.С.Волкова [6].

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения , выделяются три группы методов :

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления.

Анкетирование показало, что как наиболее эффективные и часто используемые в коррекционной работе с детьми, педагоги выделяют практические методы и приёмы (14 вариантов ответов). (Приложение 3) Вторая часть второго вопроса анкеты показала, что все педагоги испытывают трудности в создании проблемных ситуаций для решения образовательных задач и трудности в применении технологий индивидуального и группового обучения, больше половины педагогов волнует вопрос привлечения родителей в образовательный процесс.

Трудности в использовании методов и приёмов обучения мы видим и у родителей. (Приложение 5) Анкетирование показало, что даже те из них, кто занимается с ребёнком систематически, испытывают трудности в организации совместной деятельности, в создании мотивации и интереса занятиям. (Приложение 6)

ФГОС ДО предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства , обогащение (амплификация) детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности , возрастную адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)». Таким образом, ФГОС реализует современные прогрессивные идеи «развивающего обучения», направленного на личность в целом.

Очевидно, что только целостный комплексный личностный подход к коррекции ОНР у старших дошкольников поможет повысить эффективность и оптимизировать педагогический процесс.

Анализируя современную методическую литературу по дошкольной педагогике и логопедии, целесообразно выделить личностно ориентированные методы, основанные на психолого-педагогических механизмах развития.

С точки зрения традиционной классификации наглядное моделирование представляет собой сочетание практического и наглядного методов обучения и соответственно отражает наглядно-образный тип мышления дошкольника.

Несмотря на то, что метод наглядного моделирования среди наиболее эффективных называют лишь 7% воспитателей (Приложение 3), участвовавших в анкетировании, просматривая публикации в периодической литературе (журналы «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольное воспитание»), в сети Интернет обращает на себя внимание активное использование педагогами, логопедами-практиками метода наглядного моделирования. Как приём наглядное моделирование часто встречается и в специальной методической литературе по логопедии. В.М.Акименко [1] использует наглядные модели для формирования артикуляционных укладов.Т.А.Ткаченко [18] использует наглядные модели для формирования фонетико-фонематических процессов, а также в обучении детей описательным рассказам. В.К.Воробьёва [7] в своей книге «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи» предлагает наглядное моделирование, как основной приём развития связной речи у данной категории детей. В.П.Глухов [10] использует готовые наглядные модели при обучении детей с ОНР рассказыванию. Н.Е.Ильякова [14], Т.Ю.Бардышева и Е.Н.Моносова [2] работают над формированием лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР с помощью наглядных моделей на уровне фразовой речи. Для формирования грамматического строя логопеды давно применяют наглядные графические модели предлогов. Широко известно применение наглядного моделирования в обучении звуковому и слоговому анализу в педагогических методиках Д.Б.Эльконина [21], Л.Е.Журовой [12] и в их современной интерпретации у Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой [3] «Школа 2100», чем активно пользуются логопеды-практики в рамках традиционной методики Г.А.Каше [15]. Применение мнемотаблиц и пиктограмм у разных авторов тоже есть не что иное, как наглядное моделирование.

Такое внимание со стороны педагогической общественности наглядное моделирование приобрело благодаря своей эффективности и результативности, которая основана на социокультурных механизмах психического развития. В основе метода лежат фундаментальные идеи отечественной психологии, выдвинутые Л.С.Выготским, разработанные А.В.Запорожцем [13] и Л.А.Венгером [4].

Развивая идеи Д.Б.Эльконинина [20], Л.А.Венгер отметил, что «наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — это сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех перечисленных видах деятельности, бесспорно, есть одна общая особенность — их моделирующий характер» 1 [4].

Л.А.Венгер предположил и доказал, что «той (второй после использования сенсорных эталонов с 3-5-ти лет) формой опосредствования, которой овладевают дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей, является наглядное моделирование. Сформировавшись, оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении широкого круга задач» 2 [4].

В результате длительного формирующего эксперимента Л.А.Венгер выделил несколько линий, по которым идёт процесс овладения наглядным моделированием в дошкольном детстве и показал, что «целенаправленное формирование интериоризированных (внутренних) форм наглядного моделирования и его включение в решение собственно интеллектуальных задач весьма успешно осуществлялось в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, т. е. на 6-м и 7-м годах жизни» 1 [4].

В заключении важно отметить, что, по словам Л.А.Венгера, «результаты экспериментального обучения привели к высокой успешности выполнения детьми заданий заключительного обследования, направленных на выявление темпа и качества усвоения нового материала и уровня овладения элементами учебной деятельности, т. е. к повышению обучаемости детей» 2 .

Из приведённых данных становится очевидным, что наглядное моделирование является современным продуктивным и актуальным методом развивающего обучения и может, а точнее, активно применяется, в том числе в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у старших дошкольников.

Цели и задачи проекта

Целью настоящей работы (проекта) можно считать применение метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у старших дошкольников для повышения эффективности, продуктивности и оптимизации коррекционного процесса или, иными словами, обогащение (амплификация) коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.

1. Повысить эффективность коррекционной работы через создание системы коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.

2. Провести цикл семинаров, лекций, практикумов, консультаций для воспитателей коррекционных и общих групп в вопросах использования наглядного моделирования в коррекционном и педагогическом процессе.

3. Повысить педагогическую грамотность родителей в области речевого и познавательного развития детей путём знакомства с методом наглядного моделирования.

4. Обогатить предметно-пространственную среду логопедического кабинета и логопедических групп в целях развития навыков наглядного моделирования у воспитанников.

5. Обобщить полученный опыт использования метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у старших дошкольников и представить на районном МО учителей – логопедов.

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

Наталья Бусыгина
Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

“Чтобы обучить другого,

требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому”.

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача логопедов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач, не только вербальный вид памяти, но и зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

По результатам диагностики уровня сформированности речи у детей я отметила следующие недостатки:

-несформированность произносительных умений и навыков;

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

-состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности высказывания очень низкий.

– затрудняются выучить стихотворение наизусть и самостоятельно пересказать текст.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Исходя из этого, я считаю, что актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи состоит в том,что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, я учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания, формирую конструктивный праксис и зрительный гнозис.

Целью моей работы является:

Научить ребенка зрительно представить себе абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) и сформировать умение работать с ними.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно,по следующим направлениям:

коррекция звукопроизношения;

• формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

• формирование лексико-грамматических категорий;

• формирование связной речи;

• профилактика дисграфии и дислексии.

• Формирование произносительных умений и навыков;

• Развитие импрессивной речи;

• Обогащение активного словаря;

• Закрепление навыка словообразования;

• Формирование умения использовать в речи различные конструкции предложений;

• Развитие связной речи.

Модель должна быть доступна для восприятия ребенка, поэтому свою работуя выстраиваю в три этапа:

• Усвоение и анализ сенсорного материала;

• Перевод его на знаково-символический язык;

Работа с моделью.

Содержание моей работы выстраивается с учётом последующего усложнения – от простого к сложному. Одним из важнейших условий повышения эффективности использования метода наглядного моделирования, по-моему, мнению, является разнообразие методов, используемых в работе.

Для реализации своей работы я использую различные игры и пособия (полубуковки, изографы, ребусы, построение фигур при помощи букв, пиктограммы, активно применяю инновационные компьютерные технологии (презентации по лексическим темам, компьютерные развивающие игры). Опорная картинка дает толчок к составлению предложения, учит находить смысловые связи. Модельки я размещаю последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план пересказа. Чтобы повысить эффективность занятия с использованием приемов моделирования, привлекаю детей к разработке моделей для составления описательных рассказов. Создание и моделирование рассказов – увлекательное занятие не только для детей, но и для меня. Например, для описания диких животных, совместно были созданы следующие модели: разноцветные квадраты обозначали цвет животного, большой и маленький кружок – размер, ветка ели обозначала, что животное колючее, стрелка – быстрое, зубы – зубастое, кусочек меха – пушистое и т. д.

На занятиях дети самостоятельно осуществляют выбор моделей для описания животного и на альбомном листе моделируют план описания дикого животного. Такие же схемы я разработала для рассказов об игрушках, посуде, временах года, одежде, обуви, птицах.

Все занятия проходили в интересной, игровой форме. Так, при знакомстве ребят с овощами, я построила занятие в форме игры – сказки, дети были очень довольны, они с радостью вытягивали репку из земли, при этом они учились согласовывать существительные с прилагательными, подбирать глаголы, согласовывать существительные с числительными, упражнялись в образовании однокоренных слов, в употреблении простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений и т. д.

Широко применяю модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения, поэтому хорошо узнаваемы. Звуковой анализ и синтез слов – это один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Для обозначения звуков я использую (общепринятые)три цвета: красный – для гласных звуков, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Все звуки у нас живут в замках, красном, синем, зеленом. Но сначала я использую картинные символы, а затем цветовые.

На этапе автоматизации звуков также использую наглядное моделирование. Автоматизирую звуки с использованием мнемотехники. Прием символизации – это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах.

В работе по развитию речевого дыхания я используюследующие упражнения: «Бабочка», «Хорошая погода», «Берлога», «Колобок» и другие.Их цель: развивать силу и длительность выдоха. Они обеспечивают фонацию голоса, сохраняют плавность и музыкальность речи.

В своей работе я использую «Формы и методы взаимодействия с логопеда с семьей“. Разработала механизм сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. Многие родители осознают недостатки развития речи своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по логопедии. Таким образом, родительские собрания, просмотр занятий, мастер классы (совместное изготовление моделей, консультации, изготовление стендов, папок передвижек, размещение информации на сайте учреждения, позволяют привлечь родителей к совместным усилиям по коррекции нарушений речи у детей в течение всего пребывания в логопедической группе. В целях повышения профессиональной компетентности по коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи, педагогам был предложен обобщенный мною опыт работы в форме презентации по теме «Использование метода наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи»

Использование метода наглядного моделирования у детей с нарушениями речи дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей и успешного обучения наших выпускников в школе.Преемственность со школой осуществляю через: посещение уроков в школе, совместных тематические совещания, проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей начальных классов и отслеживание успеваемости моих выпускников.

Следовательно,можно сделать вывод: что анализируя новый материал и графически его, изображая, ребенок (под руководством взрослого, учится самостоятельности и усидчивости, зрительно воспринимая план своих действий. У него появляется чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда. Развивается речь,а так же такие психические процессы как: память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результатах всей коррекционной работы, подготовку детей к школе и успешность дальнейшего обучения.

Использование метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ № 43 «Теремок» п. Красногорняцкий Неговора Н. Н. «Использование метода наглядного моделирования.

Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода Данная разработка представляет собой практический методический материал с использованием метода сенсорно-интегративной логопедической работы,.

Формирование речевых навыков у дошкольников с использованием наглядного моделирования Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые.

Использование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста Авторы: Нутикова Евгения Александровна, Суевалова Кристина Александровна Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» Использование.

Конспект ОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в младшей группе «Путешествие в сказку» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В младшей ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Речь детей дошкольного.

План-конспект НОД «Пересказ рассказа «Зелёные питомцы» с использованием метода наглядного моделирования Цель: Закрепление навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования, используя элементы драматизации. Задачи: 1. Развитие.

Презентация «Метод наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников» Слайд 1. Метод наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников. Слайд 2.

Тема: « Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

ГБОУ школа № 1150

Учитель-логопед 1 категории

Учитель-логопед 1 категории

Соловьева ЮА.

Тема:«Использованиеметода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение всех компонентов языковой (речевой) системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматический строй.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ФФНР и ОНР можно использовать метод наглядного моделирования (мнемотехника). Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, А.Н.Леонтьев).

Наглядное моделирование (мнемотехника) – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.

Следовательно,актуальностьиспользования наглядного моделирования в работе с детьми с ФФНР и ОНР состоит в том, что:

– во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

– в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Методологическая основа.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Жмуровой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова, Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Моделирование состоит из следующих этапов:

усвоение и анализ сенсорного материала;

перевод его на знаково-символический язык;

работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

– знакомство с графическим способом представления информации;

развитие умения дешифровки модели;

– формирование навыка самостоятельного моделирования.

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Метод наглядного моделирования в коррекции ФФНР и ОНР направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

– развитие связной речи.

Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение.Для их обозначения используются геометрические фигуры.

В коррекционной работе широко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.

Не менее интересная система графического обозначения фонем предложена В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось:

– участие или неучастие губ;

– вибрация голосовых складок;

– свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель.

А для моделей согласных звуков:

– наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

– наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;

На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикуется образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.

При работе на уровне слова широко используются звуковые линейки. С их помощью можно отметить наличие звука в слове, посмотреть, как звуки сменяют друг друга при произнесении, продемонстрировать позицию звука в слове.

При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов.

Многообразны способы графического изображения предлогов.

Детям понятен и доступен объёмный способ изображения наречий.

Местоимения графически можно изобразить в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

С помощью условных графических сигналов легко регулировать речевую деятельность ребёнка и способ проговаривания им материала.

Условные значки находят широкое применение при выполнении заданий на словообразование и словоизменение.

Назови предмет огромным

Одним из самых сложных заданий для детей с ФФНР и ОНР является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели.

Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.

Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

– при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;

– при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания.

В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз:

– цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого);

– параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу);

– лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).

Для детей дошкольного возраста предпочтение отдаётся рассказам цепной и лучевой структуры.

Разновидностью схематических моделей являетсямнемотаблица.

Мнемотаблицы – служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Используются логопедом :

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).

2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, чтение цепочки их.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

6. Творческое создание детьми опорных схем

Таким образом, использование метода наглядного моделирования в коррекции ФФНР и ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:

– добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

– формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

– использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.

Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

Портал педагога

Автор: Планкова Надежда Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ “Центр развития ребёнка – детский сад “Золотая рыбка”
Населённый пункт: г. Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Использование наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития дошкольников
Раздел: дошкольное образование

Учитель-логопед

МБОУ «ЦРР – детский сад «Золотая рыбка»

Планкова Н.М.

Использование наглядного моделирования в коррекционной работе по

преодолению речевого недоразвития дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого

объекта, создание его заместителя и работа с ним.

страдает мышечный тонус, кинетический и кинестетический праксис. Поэтому коррекция

звукопроизношения занимает большое количество времени и часто вызывает у детей

негативизм, замкнутость и отказ ребенка от занятий.

вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных

задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда

коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач:

– целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;

– актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

– закреплять обобщающие понятия;

– упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде,

слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);

структуры с постепенным усложнением;

– закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

– анализировать семантику и способы образования сложных слов;

л и ч н о с т и :

организованности, активности, сосредоточенности;

-повышать интерес к познавательной деятельности;

-развивать логическое, образное мышление, память, внимание;

– совершенствовать связную речь детей.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками

состоит в том, что:

– во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с

ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование

наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из

правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы,

систематизировать полученные знания.

вызывает непосредственный интерес у детей, повышает их познавательную активность и

мыслительную деятельность. Таким образом, использование этого метода в коррекционно

коррекционной работы и подготовить ребёнка к обучению в школе.

Весь процесс исправления звукопроизношения делится на четыре этапа:

гимнастикой каждому упражнению даётся образное название и подбирается картинка-

символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в

занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.

На этапе постановки помочь дошкольникам усвоить звуки помогают два вида

моделей: профили артикуляции и символы звуков. Профили артикуляции используются в

подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например,

жжж- жужжит жук и т.д.

Для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой

моторики. С помощью пластилина дети самостоятельно создают модели артикуляции

возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация. Ребенок сам

рассказывает о положении органов артикуляции и формирует из пластилина положение

После того как звук поставлен и ребенок без подсказки правильно его произносит,

ориентируется в артикуляционном профиле или модели, переходим на этап автоматизации

Этап автоматизации у детей с ОНР нередко затягивается. Детям длительное время

формируемого звука. В этом случае поможет схема артикулирования звука, в которой

отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи. Модели и профили

артикуляции, на всех этапах автоматизации звука (в слогах, словах, фразе и связной речи).

дорожки с изображёнными на них картинками-символами. Затем звук автоматизируется в

слогах. Для этого используются модели гласных и согласных, ребенок сам читает слог по

данным моделям, тем самым закрепляет звук в слогах, а потом и в словах.

У детей с ОНР страдают фонематические процессы, дети путают звуки по их

акустическим признакам. На этапе дифференциации использование моделей и профилей

артикуляции ведет к быстрому пониманию отличительных свойств смешиваемых звуков.

Дети легко запоминают, чем отличаются звуки и постепенно учатся дифференцировать их

в повседневной речи. Автоматизация и дифференциация звуков в словах проходит с

использованием настольных игр и упражнений, содержащих символы звуков, схемы.

Согласно данной методики ребенок является активным участником постановки

звуков независимо от вида речевого нарушения. Так, если звук в речи ребенка отсутствует,

Коучинг по использованию технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению ОНР

Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю., учителя-логопеды ДОУ № 5 «Лучик» г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
– усвоение и анализ сенсорного материала;
– перевод его на знаково-символический язык;
– работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
– знакомство с графическим способом представления информации;
– развитие умения дешифровки модели;
– формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.
Игры и упражнения
При нарушениях слоговой структуры слова
Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавли ваются к формированию навыка послогового чтения.
«Рисуем» слова
Дети учатся с помощью фишек вы-
кладывать слоговую схему слов.
Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.
МАК, МА-МА, МА-ШИ-НА и т.д.
Пирамида
Дети учатся делить слова на слоги.
Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя, на верхнее – с тремя.
Хлопки
Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.
Дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и расставлять названия по местам.
Найди свое место
Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.
При формировании лексико-
грамматического строя речи
Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Подбери действия
Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.
По три шага прошагать –
По три действия назвать:
Как с игрушками играть?
Веселый мяч
Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.
Дошкольникам предлагается разложить маленькие слова (предлоги), встречающиеся в стихотворении, по картинкам.
Вот играет Буратино
В мячик весело с Мальвиной.
Ты, дружок, реши задачу:
Кто куда закинул мячик?
Распредели по секторам
Дети учатся обобщать предметы и соотносить их с символами.
Дошкольникам предлагается распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.
Поезд
Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.
Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку.
При подготовке к обучению грамоте
Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:
– познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
– научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
– сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графиче-
ски изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
– отработать навык послогового чтения.
Рассели картинки в дом
Дети учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой.
Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.
Спичка – ватка
Дети учатся различать твердые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (спичкой – ваткой) на перфокарте.
Дошкольникам предлагается назвать картинки и сказать, какие из них начинаются со «старшего братца» (твердого звука). Их соединяют со спичкой. Те, которые начинаются с «младшего братца» (мягкого звука), соединяют с ваткой.
Куда перелетела бабочка?
Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки.
Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова – в первый квадрат (со звездочкой), если в середине – во второй, если в конце – в третий.
Чьи следы?
Дети учатся составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью, подбирать слова к заданной модели.
Дошкольникам предлагаются карточки-схемы со следами различных животных. Нужно догадаться, кому они принадлежат.
При обучении связной речи
В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
– пересказ;
– составление рассказов по картине и серии картин;
– описательный рассказ;
– творческий рассказ.
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:
– усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
– овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
– формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
– обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Загадки-описания
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.
Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.
Живое
Форма – овальная
Величина – большая
Цвет – рыжий
Мех – пушистый
Живет – в норе
Рассказы по модели
О дарах осени
Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени». Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечка до плода.
План рассказа:
– семечко;
– способы ухода;
– всходы;
– плоды.
Доскажи сказку
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой – последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.
Волшебные картинки
Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты.
Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: