Космос – конспект фронтального логопедического занятия

Конспект фронтального логопедического занятия “Космос” (в старшей группе для детей ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Современные дети очень интересуются космосом. Сформировать азы Вселенной предстоит педагогам. Тема космоса так необъятна, как и само мировозрение.

Скачать:

Вложение Размер
itogovoe.docx 72.6 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».

Цель : Закрепить знания детей по теме «Космос».

  • Уточнять и расширять знания детей о космосе;
  • Активизировать словарь по данной теме;
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
  • Развивать интерес к выполнению заданий;
  • Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.

1. Орг. момент.
Ребята назовите мне виды транспорта на которых можно летать? (вертолёт, самолет, ракета)
Посмотрите у меня на столе лежат разрезные картинки, их нужно собрать. Что у нас получилось? (самолет, вертолет, ракета).

Скажите, на каком транспорте мы можем отправиться в космический полет?

Логопед: Послушайте и угадайте загадку:

Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит.

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

Логопед: Правильно, это космонавт.

А кто такой космонавт.

Дети: Люди летающие в космос.

Логопед: А каким должен быть космонавт?

Только сильных звездолет

Может взять с собой в полет

Космонавтом хочешь стать –

Должен много – много знать

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Дети: ( Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..)

Логопед: Кто был первым космонавтом Земли?( показ портрета на стенде)…

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счёту будешь ты?

Правильно, это Ю.А. Гагарин.

В космической ракете,

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог!

– А вы хотели бы стать космонавтами?

Логопед: Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем специальную подготовку! Приглашаю вас в космический класс!

(дети садятся за столы)

Ребята, мы уже сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым и отважным, умным…и конечно же здоровым! Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм- делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы начнем с массажа.

(сидя на стульях)

2. Самомассаж лица:

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Дружно губки пожуем.

Там живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

3. Артикуляционная гимнастика.

– Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

Повторите за мной (артикуляционная гимнастика)

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

4. Логопед: Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть еще и умными, согласны? Поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров (мячи колючие):

В руки мячик мы возьмем.

Катится колючий ежик

И разминку проведем!

Нет ни головы, ни ножек.

Будем ежика катать,

Он по пальчикам бежит,

Свои пальцы укреплять!

И пыхтит, пыхтит, пыхти!

5. Логопед: теперь можно отправляться в космическое путешествие.

Итак, наша ракета взлетает и приближается к планете Марс.

Жители Марса приготовили игру «Скажи наоборот».

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

7. Логопед: Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Игра «Четвертый лишний»

Юпитер, Сатурн, Нептун, луна.

(Луна –это единственный спутник Земли)

Звезда, метеорит, комета, звездолёт.

(Звездолёт- это корабль, а остальное космические тела)

Трактор, машина, велосипед, ракета.

(Ракета- это кос. корабль, а остальное наземный транспорт)

8 . Логопед: Молодцы! Следующее задание – нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение Давайте хором его расскажем!

Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете…

День летит, и ночь летит

И на землю вниз глядит..

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной – наш дом родной!

Логопед: Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар.

Перед вами глобус – это модель нашей Земли (показ.глобуса) .

Как вы думаете синим цветом на ней что обозначено? (вода – моря, океаны.)

Зеленым – леса, луга, а коричневым – суша, земля, горы..)

Логопед: Ребята, а кроме нашей Земли какие еще есть планеты. ( дети называют.9 планет Посмотрите на этой картине они все есть, каждая из этих планет движется вокруг солнца по своей орбите, т.е. по своему кругу.. ( показ плаката).

Логопед: А теперь давайте проверим нашу солнышкину семью нашей любимой считалкой.

(Дети считают считалку)

На луне жил звездочет

Он планетам вел подсчет.

Ну а дальше всех Плутон,

Кто не верит, выйди вон!

Логопед: Ребята, вы все очень хорошо справились со всеми заданиями в нашей космической школе, в будущем я думаю из вас получаться настоящие космонавты .

– Ребята, вам понравилось занятие? Что именно вам понравилось. (ответы детей…)

Логопед: Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими.. Загадайте желание и оно обязательно сбудется! Удачи вам!

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Космос»

Кристина Закира
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Космос»

Тема: «Космос»

Возраст воспитанников: старшая группа.

расширение представлений о космосе;

активизация и актуализация словаря по теме «Космос»;

развитие грамматического строя речи (умения согласовывать числительные с существительными, образовывать однокоренные слова).

развитие фонематического слуха;

развитие фонематического восприятия (звукового и слогового анализа);

развитие координации речи с движением;

развитие высших психических функций (мышления, восприятия, внимания, творческого воображения);

развитие пальцевого праксиса (мелкой моторики).

формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;

Материалы, пособия,необходимые дл реализации образовательной деятельности: музыка «Звук из космоса NASA», видео «Звёздное небо», презентация «Планеты солнечной системы», картинный материал (для игр: «Посчитай и назови», «Раздели на слоги», «Кто быстрее?», дидактическая игра «Разрезные картинки», фишки, мяч, тюбики (вырезанные из бумаги, геометрические фигуры для построения звездолёта.

Предварительная работа: проведение беседы о космосе, наблюдение за небом, в рамках проекта «Солнечная система» каждый ребёнок дома с родителями подбирает информацию про любую понравившуюся ему планету.

Ход деятельности педагога с воспитанниками:

1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет, садятся на ковёр в произвольном порядке, свет выключен, звучат звуки из открытого космоса, на экране – видео звёздного неба.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, где мы сегодня с вами оказались. Что же это такое? (Ответы детей: Это ночное небо.)

Воспитатель: Вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть в небе ночью? (Ответы детей: Ночью в небе можно увидеть луну, много ярких звёзд.)

Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хотели бы вы отправиться в одно неизведанное место и узнать о Космосе много нового? (Ответы детей)

Воспитатель: Если в космос вы хотите,

Значит, скоро полетите.

Самым смелым будет наш

Весёлый, дружный экипаж.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд.

2. Уточнение знаний о космосе.

В кабинет входит звездочёт, на экране появляется наша галактика.

Звездочёт: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Добро пожаловать на мою космическую станцию «Дружба». Отсюда видно всю нашу галактику. Посмотрите на экран и скажите, что же вы видите в центре нашей галактики? (Ответы детей: В центре нашей галактики расположена большая звезда – Солнце, а вокруг него движутся планеты.)

3. Упражнение «Построим звездолёт».

Звездочёт: Ребята, дайте отправимся на самые большие планеты нашей солнечной системы. Но, чтобы попасть на каждую планету, нужно пройти испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей? (Ответы детей)

Звездочёт:И вот вам первое задание:

Чтобы отправиться в полёт,

Строить надо … (Звездолёт)

Воспитатель: А строить звездолёты мы будем по схемам, которые нам дал Звездочёт. Давайте разделимся в команды по два человека.

Дети строят из геометрических фигур по схемам звездолёты.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Меркурий.

4. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Звездочёт: Ребята, вот и оказались мы с вами на самой первой планете, которая находится к Солнцу ближе всех. Кто расскажет мне и ребятам, что это за планета? (Один из детей рассказывает, что самая ближняя планета к Солнцу – это Меркурий. На Меркурии очень жарко днём и очень холодно ночью. Там нечем дышать и ни один человек не ступал на эту планету).

5. Упражнение «Раздели на слоги».

Воспитатель: Ребята, впереди ещё столько планет. Путешествие у нас длинное. Поэтому я предлагаю вам перекусить и выполнить новое задание, чтобы отправиться на вторую планету. Ребята, а какую же пищу едят космонавты и почему? (Ответы детей: В космосе едят из тюбиков, иначе пища в космосе улетит или растечётся.)

Воспитатель раздаёт детям тюбики, на которых нарисованы одна, две или три полоски.

Воспитатель: Ребята, перед вами еда в тюбиках, но какое там лакомство, вы сможете узнать, если правильно посчитаете количество слогов. А помогут вам в этом картинки с изображением разной пищи, выберите себе подходящие.

Воспитатель совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Звездочёт: Ребята, вы правильно выполнили второе задание, значит, пора отправляться на вторую планету Солнечной системы.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Венера.

6. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Звездочёт: А теперь мы с вами оказались на второй планете. Кто расскажет нам о ней? (Один из детей рассказывает, что вторая планета – Венера. Её редко можно увидеть, потому что обычно она закрыта облаками, и на ней очень жарко.)

7. Упражнение «Посчитай и назови».

Звездочёт: Вот вам моё новое задание, чтобы отправиться на следующую планету. Возьмите по одной картинке и скажите, что у вас нарисовано. (Ответы детей: один спутник, два спутника, пять спутников, один космонавт, два космонавта, пять космонавтов, одна ракета, две ракеты, пять ракет, одна планета, две планеты, пять планет, одна звезда, две звезды, пять звёзд)

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Земля.

8. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами оказались снова на нашей планете. Кто же нам расскажет о планете, на которой мы живём? (Один из детей рассказывает о планете Земля)

9. Упражнение «Семейка слов».

Воспитатель:А вот для нас и новое задание: образовать слова одной семейки к слову «звезда». Давайте встанем в круг и будем бросать друг другу мяч. Как можно назвать ласково звезду? (Звёздочка)

Воспитатель: Если на небе много звёзд, то оно какое? (Звёздное)

Воспитатель: Как можно назвать корабль, который летит к звёздам? (Звездолёт)

Воспитатель: Волшебник из сказки, который определяет будущее по звёздам? (Звездочёт)

Воспитатель: Одна – звезда, а если их много, то это? (Звёзды)

Звездочёт: Молодцы, ребята! Вы меня очень радуете! Отправляемся на следующую планету!

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Марс.

10. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Звездочёт: Ребята, кто расскажет, на какую же планету мы прилетели? (Один из детей рассказывает, что это Марс, красная планета. Раньше люди думали, что на Марсе есть жизнь, но учёные выяснили, что это не так.)

11. Развитие координации речи с движением.

Звездочёт: У меня для вас новое задание.

Чтоб ракетой управлять, Крутят руль.

Нужно очень сильным стать. Показывают мускулы.

В космос слабых не берут, Наклоны туловища вправо-влево.

Ведь полёт – не лёгкий труд! Наклоны туловища вперёд-назад.

Будем мы тренироваться, Потянулись вверх на носочках.

Будем силы набираться. Наклон вниз.

Влево, вправо повернёмся Повороты туловища влево-вправо.

И опять назад вернёмся.

Будем много приседать, Приседания.

А потом опять скакать, Прыжки на месте.

И бежать, бежать, бежать. Бег на месте.

А потом всё тише, тише походить Шаг на месте.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Юпитер.

12. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Воспитатель: Вот мы и прибыли на пятую от Солнца планету. Что же это за планета? (Один из детей рассказывает, что пятая планета – Юпитер. Эта планета состоит из жидкости и газа.)

13. Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как называется костюм космонавта? (Скафандр)

Воспитатель: Чтобы отправиться на следующую планету, вам надо их собрать. Для этого вам нужно разделиться на две команды.

Воспитатель помогает детям поделиться на две команды, дети собирают скафандры из разрезных картинок.

Звездочёт: Ребята, а теперь мы направляемся на последнюю планету в нашем путешествии.

Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Сатурн.

14. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.

Звездочёт: Ребята, посмотрите, какая красивая планета с кольцами. Что же это за планета? (Один из детей рассказывает, что это шестая планета солнечной системы – Сатурн. Эта планета окружена кольцами изо льда и камней.)

15. Игра-соревнование «Кто больше?».

Воспитатель: А теперь давайте проведём соревнование и выберем капитана нашего космического корабля. Посмотрите на картинку и подберите как можно больше слов со звуком [К]. За каждое слово я буду давать фишку.

Дети подбирают слова, воспитатель выдаёт им фишки. Все вместе они считают фишки и определяют капитана.

16. Окончание занятия, рефлексия.

Звездочёт: Ребята, я так счастлив был с вами познакомиться. Вы такие любознательные.Но нам пора прощаться: мне нужно на орбитальную станцию, вам на Землю в детский сад.

Звездочёт прощается с детьми. Воспитатель приглашает ребят в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране появляется фотография детского сада.

Воспитатель: Добро пожаловать обратно в детский сад. Расскажите мне, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? Вы довольны тем, как вы справились со всеми заданиями? (Ответы детей) А я предлагаю вам во второй половине дня нарисовать рисунки с тем, что вам понравилось в нашем путешествии больше всего. И мы устроим выставку.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]» Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Профессии людей, работающих в детском саду» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей на тему: «Профессии людей, работающих в детском саду» Цель: Расширение.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК – Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы «Новый год встречаем с Эльзой» Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы по теме «Новый год встречаем с Эльзой» Цель: Закрепление знаний об особенностях.

Конспект фронтального логопедического занятия «Времена года» Конспект фронтального логопедического занятия. Времена года. Логопедическая тема. Называние признаков времен года. Цель: обогащение активного.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [ч]» Цели занятия: Коррекционно-образовательные: – познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву; – научить характеризовать.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Овощи» Коррекционно-образовательные цели: – учить детей последовательно составлять описательные рассказы об овощах по схеме; – закрепить в словаре.

Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Путешествие в страну игрушек» МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» Конспект логопедического фронтального занятия «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Цветы» Ход занятия 1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие. – Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое.

Конспект логопедического занятия в старшей коррекционной группе «Путешествие в космос» Видео Космонавт В темном небе звезды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы,.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи “Школа космонавтов”

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Уточнить и расширить знания по теме “Космос”.

Задачи:

  • Учить понимать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
  • Учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
  • Упражнять в умении делить слова на слоги и подбирать родственные слова.
  • Развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, карточки с заданиями, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

Организационный момент

– Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное, отлично)
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (все вместе)

Логопед: Назовите слова, подходящие к теме “Космос”.

Упражнение “Подумай и ответь”
– Что мы отмечаем 12 апреля? Почему?
– Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин?
– Кто летал в космос до Юрия Гагарина?
– Как называется одежда для полета в космос?

– Как называют человека, который летал в космос?
– Как называется аппарат для полета в космос?
– Почему Юрия Гагарина и других космонавтов называют героями?
– Как вы думаете, какой человек может стать космонавтом? (Смелый, находчивый, умный, бесстрашный, отважный, здоровый, тренированный, волевой, целеустремленный)

– Вы хотите стать космонавтами? Я предлагаю вам пройти обучение в школе космонавтов.

1 урок логопедический

Потому что все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо. (Часики)

Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся. (Улыбка)
Зубки он почистил. (Почистим зубы)
Блинчик он покушал. (Блинчик)

Выпил чаю чашку. (Чашечка)
Запачкался вареньем. (Вкусное варенье)
На качелях покачался. (Качели)
И на горке покатался. (Горка)

2 урок-история

Беседа о Дне космонавтики.
Рассказать детям о космосе и космонавтах, демонстрируя картинки. Мы живем в космическую эру. Она началась, когда в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли. Потом в космосе побывали животные – собаки, мыши, обезьяны. Ученые изучали их поведение в космических условиях жизни.

12 апреля 1961 года в космос впервые поднялся человек. Это был гражданин нашей страны, которая тогда называлась Советский Союз, летчик- космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор весь мир отмечает День космонавтики.

Юрий Гагарин

После Ю. А. Гагарина в космос полетели и другие наши космонавты. Герман Степанович Титов сам управлял ракетой и первым начал проводить в космосе научные исследования. Валентина Владимировна Терешкова стала первой женщиной-космонавтом, летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов в специальном скафандре впервые вышел из корабля в открытый космос.

Теперь наша страна и другие страны посылают в космос ракеты и людей, чтобы изучать космическое пространство, Луну и планеты Солнечной системы.
На Луне побывал автоматический аппарат луноход, который передвигался по Луне. С его помощью изучалась поверхность Луны. Американский космонавт Нейл Армстронг первым из людей прошел по ее поверхности.

Сейчас в космосе постоянно работает Международная космическая станция, на которой космонавты проводят различные научные исследования и изучают космическое пространство. С помощью спутников, которые летают вокруг Земли, мы можем смотреть передачи из разных стран, общаться через Интернет, разговаривать по мобильным телефонам.

Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: “Где начало и где конец космоса?” Мир звезд богат и разнообразен. В безоблачный, ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные горячие, огненные шары, похожие на Солнце. Мы живем на планете, которая называется? (Земля)

Вокруг нашего солнца еще 7 планет, а каких мы сейчас с вами назовем.

Пальчиковая гимнастика

По порядку все планеты назовет любой из нас (все вместе): Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс, пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн, семь – Уран, за ним Нептун.

Планеты солнечной системы

“Раздели на слоги”
Давайте мы с вами попробуем разделить каждую планету на слоги

Физкультминутка

Дети выполняют движения по тексту под музыку.
Вы сегодня космонавты.
Чтоб отправиться в полет,
Надо сильным быть и ловким.

Начинаем тренировку:
Штангу с пола поднимаем,
Крепко держим и бросаем.
Быстро бегаем бегом,

Приседаем и встаем.
Теперь отправимся на Марс.
Звезды, в гости ждите нас.
Три, два, один. летим!

В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
К Марсу путь был очень длинным,
Стоп! Выходим из кабины.
Повороты влево-вправо –

Все рассмотрим мы с тобой
И отправимся домой!
Из полета возвратились
И на Землю опустились.
Переменка…..время для игры

3 Урок астрономии

Игра с мячом “Семейка слов”.

Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову “звезда”. Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово. Как можно назвать звезду ласково?

Дети: Звездочка!
Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.

Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова “звезда”.
Дети: Звездолет.
Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это.

Дети: Звездочет!
Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды “падают” с неба?
Дети: Звездопад.

Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая “семейка” получилась у нас к слову “звезда”. Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Опять урок…

Упражнение “Закончи предложения”

  • Комический корабль – это аппарат, в котором .
  • Космонавт – это человек, который .
  • Скафандр – это одежда, которую .
  • Луноход – это аппарат, который .

Дидактическая игра “Что лишнее?”

  • Солнце, Луна, лампа.
  • Марс, Сатурн, ракета, Меркурий.

Игра “Скажи наоборот”
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Например:
далекий – близкий взлетать – .
большой – . улетать – . темный – . яркий – .
высокий – .
включать – . подниматься – .

Игра “Составь предложение
Послушайте предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звезды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полет, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.

4 Урок математики
Игра “Сосчитай-ка”

Цель: развивать грамматический строй речи. (согласование существительных с числительными)
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита. пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда .
Одна быстрая ракета .
Один опытный космонав .
Одна далекая планета .

Индивидуальная работа

Дети, чтобы полететь в космос, давайте нарисуем ракету. (Дети рисуют ракету по клеткам)

Итог занятия
Логопед предлагает каждому ребенку рассказать, на какую планету полетит его ракета.

Коллектив

Мирошниченко Светлана Сергеевна

Логопедическое фронтальное занятие для детей с ОНР
в подготовительной группе

«Путешествие в космос»

Мирошниченко Светлана Сергеевна
I квалификационная категория
Учитель-логопед
МБДОУ №5 «Улыбка»
2014 г.

Цель: систематизация знаний и представлений детей на космическую тематику.

Задачи:

Образовательные: обогащать представления детей о космосе с опорой на видеоматериал;

Развивающие: стимулировать желание детей высказывать свои мысли и чувства, рассказывать о понравившихся космических объектах;

Воспитательные: прививать навыки здорового образа жизни, воспитывать умение действовать в группе сверстников.

Тип занятия: обобщения и систематизация знаний по теме: «Космос».

Форма: Занятие-путешествие, дети одеты в костюмы космонавтов.

Оборудование:мультимедийная техника, презентация«История развития космоса», музыка:звуки леса, космический танец, взлёт ракеты, посадка ракеты;

ракета: объёмные геометрические фигуры для постройки ракета, схема ракеты, разноцветные ленты на палочках 14 шт.,

мини-проект: магнитная доска с магнитиками, синяя ткань для фона, гирлянда, бархатные изображения ракеты, земли, солнца, кометы, чёрной дыры; бархатные буквы КОСМОС, белые листы А4 – 6 шт., разведённая красная краска, большая кисточка, указка;
лес:массажный коврик, сосны, пеньки – 7 шт., аромат сосны, индивидуальные зеркала – 7 шт., массажные мячики – 7 шт.,

сюрпризный момент: воздушные шары с гелием – 6 шт.

Актуальность:С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому всё, что их окружает, кажется им таким родным и интересным. С раннего возраста их интересуют загадки Вселенной, Солнце, Луна, звёзды. Именно в дошкольном возрасте формируется личность человека, его мировоззрение, которое определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. Это способствует расширению кругозора, дает возможность в будущем ощутить связь со Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Ход деятельности

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна! Я рада вас видеть! Какие у вас необычные костюмы. Вы, наверное, куда-то собрались?Или хотели во что-то поиграть? Попробую отгадать. Костюмы светло-голубого цвета, напоминают мне небо.На спине флаг. Какой это флаг? (Российский) Флаги в небе… Значит наша страна празднует какой-то праздник. А какое сейчас время года? (Весна) Месяц? (Апрель) Какой жепраздник мы празднуем в апреле всей страной? (День космонавтики)А что такое космос? (Ответы детей) Предположений много и все они интересные. Обсудим эту тему. Проходите, присаживайтесь перед экраном.
2. Вводная часть

Презентация «История развития космонавтики».

Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!

Кто-то пытался добраться до звёзд на воздушном шаре, дирижабле. Потом люди придумали самолёты, которые взлетали ещё выше, но улететь в космос не смогли.
И вот однажды мечта осуществилась. Русский учёный и конструктор С.П.Королёв сумел сконструировать первый космический спутник и запустить его в космическое пространство.

Чтобы убедиться в том, что человек может перенести космический полёт, учёные стали готовить к полётам в космос собак. Первого космического пассажира звали Лайка. Потом полетели Белка и Стрелка.Для собак была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собак, поведении люди узнавали с помощью приборов.

Для подготовки людей-космонавтов учёные построилиЗвёздный городок, в котором космонавты проходят специальную подготовку. Как вы думаете, какими должны быть космонавты?(Храбрыми, сильными, смелыми, умными, бесстрашными, спортивными, любознательными, находчивыми, решительными, выносливыми, здоровыми, внимательными)

– Правильно, космонавт должен быть выносливым, внимательным, много знать, читать, решительно действовать в сложных ситуациях.

Дело в том, что в космосе всё необычно. Например, очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма, то можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того, в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому для космонавта придумали специальный скафандр. Он очень теплый, защищает космонавта от холодаи снабжает человека воздухом.А ещё в космосе невесомость, и космонавты не ходят, а летают в воздухе. Обычную еду невозможно кушать, потому что она тожелетает. И учёные придумали запаковывать еду в тюбики, как зубную пасту.

12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток». Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!».

Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал двигатель. И ракета полетела высоко в небо.

Она поднималась все выше и выше! Посмотрите! Она уже выше облаков! И вот ракета оказалась в открытом космосе! Что же увидел космонавт? (Высказывания детей)

– Много предположений, и они все разные… Как же разобраться? А давайте-ка ребята поиграем в космонавтов. (Закрываю проектор)

3. Основная часть

– Для этого пройдём специальную тренировкув Звёздном городке.Отряд, стройсь! За мной в обход площадки шагом марш! Левой! Левой! Раз, два, три! Мы подошли к узкой тропинке, будьте осторожны.

Мы шагаем не спеша, (идут друг за другом)
Как погода хороша! (разводят руки в стороны)
Хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки над головой)
Топаем ногами, топ, топ, топ! (высоко поднимают колени)
Качаем головой, (наклоняют голову вправо, влево)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, (поднимают, опускают руки)
Мы низко приседаем и высоко встаем. (приседают и подпрыгивают)
Друг за другом идём и не отстаём! (идут друг за другом)
Лес (Пришли в лес и включаюна колонке звуки леса)

– Ребята! А где мы очутились? (В лесу.) По каким признакам догадались?(Сосны, ветер, голоса птиц)Как замечательно в сосновом бору! Недаром космонавты отдыхают здесь, дышат сосновым ароматом, заряжаются энергией.

– Присядьте на пеньки, попробуем и мы закрытьглаза и насладиться сосновым ароматом: вдох через нос, выдох через рот, ещё раз. (2-3 раза) Чувствуете, как бодрит? Молодцы! Откройте глаза.

– Каждый день космонавты закаляют свой организм: делают зарядку, умываются холодной водой и разминают все мышцы. Будущие космонавты, приготовьте руки.

Самомассаж лица (движения согласно тексту)

Руки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
Уши растираем вверх и вниз мы быстро
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёки
Щёки разминаем, чтобы надувались,
Губы разминаем, чтобы улыбались.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шее ручейком стекаем.

Космонавты говорят чётко,внятно, а помогают им в этом упражнения для языка. Возьмите зеркала и выполним эти упражнения: «Качели» – качаем язычок на качелях вверх-вниз (8-10 секунд);космонавты должны ориентироваться во времени: упражнение часы «Часы» – язычок из стороны в сторону (8-10 секунд); космонавты должны еще разбираться в моторах и уметь их починить: упражнение «Мотор» – набираем побольше воздуха и проверяем, как работает мотор – Дрррррр. Отлично!

Гимнастика для пальцев(массажные мячики-пищалки)

-Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажёров. Возьмите по одному мячику.

В руки мячик мы возьмём и разминку проведём.

Будем мячик по ладоням катать, свои пальцы укреплять.

– Космонавты учатся слышать и воспроизводить звуковые сигналы спутников.Послушайте звук и воспроизведите: ———; / / /; ——– /.(Дети повторяют)

– Молодцы! У вас отлично получается, можно отправляться к стартовой площадке. Отряд, стройсь! За мной шагом марш! Левой, левой! Раз, два, три!…Отряд, стой! Раз, два! Налево раз, два! Равняйсь! Смирно!

– Космонавты! Вот и настал ваш звёздный час! Сейчас мы совершим полёт в космос! Проведём научно-исследовательскую работу, выполним все задания, а результаты отобразим вмини-проекте. Готовы?

Мини-проект «Космос»

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(Ракета)
Молодцы!

– Перед вами схема ракеты, рассмотрите её внимательно. Ракета состоит из разных частей-отсеков, в которых живут и работают космонавты.Обратите внимание на основание, среднюю часть, и верхнюю часть. Запомнили?

– Постройте космическую ракету из объёмных геометрических фигур. (Дети самостоятельно строят ракету)Отлично! Занимайте свои места.

– …, подойди,пожалуйста, к столу, выбери изображение космической ракеты и прикрепи на панно. Очень хорошо! Справились с заданием и заработали первый жетон. (Кладу в коробку)Но, чтобы ракета взлетела, необходимо проверить двигатель, и если есть неполадки, то устранить их. (Раздаю палочки с лентами)Нам помогут инструменты. Возьмите по два инструмента и подходите ко мне. (Образуем круг и под космическую музыку исполняем импровизированный танец)

«Танец космонавтов»импровизация(47 секунд)

– Ура! Двигатель исправен! Складываем инструменты и занимаем свои места! (Дети садятся на стульчики)Пристегните ремни! (Включаю звук старта ракеты)Идёт обратный отсчёт: пять, четыре, три, два, один! Поехали!

ПОЛЁТ

– Можно отстегнуть ремни, расслабиться и наблюдать в большой иллюминатор. (Открываю проектор)Мы поднимаемся всё выше и выше … и перед нами второе задание: Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, а называется… (Земля)Правильно!

– Посмотрите, это – наша планета …(Земля) и люди, которые на ней живут, называются …(земляне). Наша планета по форме напоминает …(шар, мяч). Совершенно верно. Как вы думаете, синие пятначто это?(вода – моря и океаны), Зеленые пятна – это … (зеленые леса и луга), а коричневые пятна – это … (горы). Правда, она очень красивая, наша планета? А этот небольшой шарик в уголке, что это? (Луна) Конечно, это Луна – естественный спутник Земли! Ребята, но наша планета не единственная в галактике.Какие другие планеты вы знаете? (Ответ детей: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)Молодцы!В нашей галактике девять планет, но жизнь существует только на планете Земля. Остальные планеты необитаемы. …, подойди к столу, выбери нужную картинку и прикрепи на магнитную панель. Заработали ещё один жетон. (Кладу в коробку)

– А перед нами следующее задание:центр галактики светит, сверкает, всех согревает. (Солнце) Правильно!Обратите внимание, какое огромное Солнце! Оно больше всех планет вместе взятых! И все планеты вращаются вокругнего.Попробуем нарисовать солнце носом. Закройте глаза, в воздухе нарисуйте носом большой круг и много лучиков. (Дети выполняют)Замечательно!…, подойди к столу, выбери соответствующую картинку и прикрепи на панель. Заработали ещё один жетон! (Кладу в коробку)

– Внимание, на нашем пути следующее задание:

1) Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

Правильно! (Включаю гирлянду) Говорят, что звёзды очень трудно считать. Проверим, посчитаем звёзды, с помощью наших пальцев. (Дети считают, загибая пальцы) Одна звезда, две …, три …, …, десять звёзд. Действительно, нелёгкое это дело. Но вы справились. Молодцы! И заработали ещё один жетон!(Кладу в коробку)

– Мы летим по нашей галактике дальше.А нашем пути ещё одно испытание:

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (Комета)

– Правильно. А что же такое комета? (Ответ детей) Комета – это небесное тело, состоит из пыли и газа. А что это тянется за кометой?(хвост) Какой он причудливой формы! Красота! Давайте зарисуем кометы, чтобы они остались у нас на память о путешествии. Подойдите к экспериментальному столу. У каждого лист бумаги(формат А4). Округлую часть кометы изобразить просто – капнем краски. А как нарисовать хвост? Нужно просто подуть на каплю краски. (Дети самостоятельно выполняют работу) Какие интересные и разные получились у вас кометы! У кого комета с одним хвостом, а у кого и с тремя. Замечательно! Оставим наши работы на столах, пусть высохнут. Занимайте свои места.…, найди на столе изображение кометы и прикрепи на панель. Молодцы! Справились с заданием и заработали ещё один жетон! (Кладу в коробку)Продолжаем наш путь.

Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная…(Дыра)

Ребята, мы облетели всю галактику и находимся возле самого опасного места – чёрной дыры. Она, как пылесос, втягивает все объекты, которые находятся рядом с ней. Звуковой сигнал ракеты предупреждает об опасности. Наша ракета может не выдержать перегрузки, пора возвращаться. …, подойди к столу, возьми картинку и прикрепи её на мини-проект. Отлично! Заработали ещё один жетон. (Кладу в коробку)

Космонавты! Занять свои места! Пристегнуть ремни! (Включаю звук посадки ракеты)

Объявляю посадку!Можно отстегнуть ремни и расслабиться. Поздравляю вас! Наше космическое путешествие прошло успешно. Подведём итог проделанной работы. Во время исследовательской работы мы создали мини-проект. Какое название можете ему дать? (ответы детей)А помогут вам заработанные жетоны. Они непростые, а с буквами. (Раздаю детям по одной карточке) Закройте глаза и указательным пальцем проведите по букве, запомните её. Откройте глаза и подойдите ко мне. С помощью букв составьте слово КОСМОС. (Дети самостоятельно составляют слово)Прочитайте это слово. (Дети читают) Так что же такое космос? (Ответы детей)

– Кто летает в космос? Назовите космический транспорт.Как звали первого космонавта? Какие небесные объекты можно увидеть в космосе? (Ответы детей)

4. Итог

Ребята, а что вам понравилось или запомнилось в путешествии? (Ответы детей) Как интересно! Свои впечатления о путешествии вы можете рассказать родным, близким, а поможет вам мини-проект, который мы отдадим в группу, чтобы ваши друзья смогли не только услышать о космосе, но и увидеть космические объекты. Вы все молодцы! Порадовали меня. Всему экипажу объявляю благодарность за проделаннуюработу. Ана память хочу вручить вам воздушные шары, чтобы вы стремились вверх к знаниям, умениям, оставались такими же целеустремлёнными и достигали вершин в любом деле. И кто знает, может быть, кто-то из вас станет настоящимкосмонавтом и полетит в космос. А мы будем гордиться вами. (Вручаю воздушные шары). Спасибо вам всем. Не забудьте свои работы. До свидания.

Космос – конспект фронтального логопедического занятия

Конспект логопедического занятия по теме «Космос» составлен с учетом лексического материала по теме и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Бесплатные занятия с логопедом

Конспект логопедического занятия по теме «Космос» составлен с учетом лексического материала по теме и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Тема подробно рассматривается в старшей и подготовительной группе. Она включена в календарно-тематическое планирование.

Цели. Учить определять собственное положение в про­странстве относительно других окружающих объектов, применяя словесную систему отсчета по основным направлениям: направо-налево, вперед-назад; развивать графические и моторные навыки, умение ориентироваться на плоскости. Развивать умение анализировать и воссоздавать предметы сложной формы, составленные из геометрических фи­гур разных размеров, умение ориентироваться по предложенной схеме. Обучать умению составлять из частей целое. Совершенствовать логическое мышление, вооб­ражение, творческие способности, умения анализировать проблемную ситуацию при ориентировке на плоско­сти. Корректировать развитие интеллекта дошкольников. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги (в клетку). Развивать диа­логическую речь, культуру речевого общения. Закрепить имеющиеся знания о цифрах. Обучать творческому рассказыванию.

Оборудование. Макет «летающей тарелки», «иллюминаторы» с изображениями «ракет» и «созвездий», шапочки-ободки «землян» и «звездочетов»; многофункциональная игрушка; два мольберта и два конверта с набором геометрических фигур; образцы-схемы роботов, образец формы-«пятого элемен­та»; листы в клетку на каждого ребенка; схемы нахождения пяти элементов; конусы для оформления площадки, бенгальские огни; аудиозапись с голосом «робота», звука «летящей ракеты» и музыкальное сопровождение; карточки-коды, фотогра­фия «робота».

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог приветствует детей.

Пластический этюд «Узелок дружбы»

Неожиданно доносятся звуки приземлившейся «летающей тарелки».

Логопед: «Ребята, я слышу странные звуки. Давайте по­смотрим, что там происходит? К нам прилетела «летающая та­релка». Она подаёт сигнал бедствия. Что мы будем делать?» (От­веты детей.)

(Логопед с детьми рассматривают «летающую тарелку» в «огоньках». Слышится голос с «летающей тарелки»: «Здравствуйте, земляне! На планете Формадос — беда. Мы просим вас спасти планету от разрушения. Для этого вам нужно найти четыре части пятого элемента и собрать его в единое целое».)

Логопед: «Ребята, поможем спасти планету Формадос?» (Ответы детей.)

2. Основная часть

Логопед: «Я буду вашим командиром, а вы моими коман­дами. Одна команда «Земляне» и вторая команда «Звездочеты». (Надева­ет воспитанникам шапочку-ободок.) А теперь команды занимают места в «кос­мическом корабле» и надевают свои «шлемы». (Дети садятся в «летающую тарелку».) Внимание! Для взлёта начинаем обрат­ный отсчёт: 10,9, 8, 7,6, 5,4, 3,2,1. Пуск! Вот мы и «взлетели!» (Звучит музыка).

Логопед: «Ребята ответьте на вопросы.»:

Лена, скажи, кто сидит слева от тебя?

Саша, кто сидит справа от тебя?

Даша, а кто сидит сзади от тебя?

Влад, кто сидит впереди тебя? И т. д.

(Слышится звук «летящей ракеты» (аудиозапись). Логопед: «Ребята, посмотрите в иллюминатор. Что вы видите? Сколько летит ракет рядом с нами? А под каким номе­ром летит наша ракета? Давайте определим, где летят ракеты? Вторая ракета летит слева от девятой. Даша, а где летит пятая ракета? Влад, а где летит восьмая ракета по отношению к треть­ей? Лена, где летит шестая ракета по отношению к четвёртой ракете?» (Снимает изображение ракет и перевешивает его на другой иллюминатор. «Загорается» красная звездочка, значит задание выполнено правильно.)

Согласование существительных с числительными

Логопед: «Ребята, посмотрите в иллюминатор. Какие красивые созвез­дия появились в иллюминаторе! Эти созвездия напоминают мне цифры. Какие? Сосчитайте и скажите, сколько звезд в этом созвездии?» (Дети по очереди описывают цифры-созвездия.)

Составление сложных слов

Логопед: «Если созвездие состоит из пяти звезд, то оно пятизвездное. А если из шести, семи, восьми звезд, то как оно называется?» (От­веты детей.) А какую букву напоминает вам это созвездие? (Бу­кву «М».) Правильно, а сколько звезд в этом созвездии? (Отве­ты детей.) Значит, какое оно? (Снимает изображение, «загора­ется» красная звездочка.) Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Вот мы и «приземлились». Высаживаемся на пла­нету.»

Логоритмическая минутка

Звучит веселая музыка. Динамическая пауза: под музыку де­ти выполняют различные танцевальные движения и проговаривают в такт слова чистоговорок.

Составление картины из частей по заданной схеме

Логопед: «А теперь начинаем обследовать неизвестную пла­нету. Команда «землян» проходит по левой стороне площадки, а команда «звездочетов» по правой стороне. Посмотрите внима­тельно на середину площадки. Как вы думаете, что это?» (Отве­ты детей.)

Вокруг лабиринта лежат спрятанные под конусами части «робота», дети высказывают предположения. Слышится голос «робота»: «Ребята, раньше я был ро­ботом, но злые силы сломали меня, соберите меня снова». Логопед с детьми рассматривают дорожки лабиринта.

Логопед: «Денис, как ты пойдёшь по дороге этого лабирин­та, чтобы дойти до схемы «робота»? (Дети по очереди описыва­ют отрезки прохождения пути лабиринта.) Как вы думаете, на что указывает стрелка в нижнем правом углу лабиринта?» (Ответы детей. Логопед отгибает угол лабиринта и до­стает фотографию «робота».) «Посмотрите, ребята, каким раньше был «робот». Какие части «робота» нам нужно найти и собрать в единое целое?» (Дети находят эти части и последо­вательно собирают «робота».)

Голос «робота»: «Спасибо, земляне и звездочёты, а те­перь оживите моих друзей-роботов».

Логопед: «Команда «звездочетов» оживляет «робота» на левом экране (показывает образец), а команда «землян» — на правом экране (показывает образец, дети из геометрических фигур составляют «роботов»). Из каких геометрических фигур составлены «роботы»? Придумайте им имена.» (Ответы детей.)

Зашифрованный текст

Логопед: «В благодарность за помощь формадосцы дают нам подсказку. В левом верхнем кармане у «робота» лежит зашифрованное письмо. Давайте его расшифруем и узнаем форму «пятого эле­мента», который нам нужно найти.» (Предлагает пройти в «центр управления» планетой.) Вход в «центр» закрыт. Чтобы туда по­пасть, нужно знать код, а определить его можно по кодовым карточкам. (Дети по карточкам определяют свои места и са­дятся за столы.) Найдите точку отсчета на своем листе бумаги.

Графический диктант

Дидактическая игра на развитие пространственных представлений на плоскости листа. Каждому ребенку выдается лист с клетчатым полем.

1. Проведите две клетки вверх.

2. Две клетки наискосок вправо вверх.

3. Две клетки вправо.

4. Две клетки наискосок вправо вниз.

5. Две клетки вниз.

6. Две клетки наискосок влево вниз.

7. Две клетки влево.

8. Две клетки наискосок влево вверх.

Итог занятия

Логопед: «Какая форма «пятого элемента» у вас получи­лась?» (Собирает «расшифровки», закладывает их в «компью­тер», который обрабатывает информацию и выдаёт схемы нахождения «элементов».) Подходим к исходной точке.

Команда «землян» строится с левой стороны площадки, а ко­манда «звездочетов» с правой стороны площадки. Педагог раздаёт 4 схемы — по одной каждому ребенку.

Логопед: «Посмотрите внимательно на схему, на ней опре­делено направление стрелкой и цифрой указано количество шагов».

Четыре ребенка по одному ищут «элементы» по схемам. А после того как «элементы» будут найдены, дети становятся в шеренгу и вместе по схеме идут искать «пятый элемент». После того как «пятый элемент» будет найден, включается цветомузыка, и звучит торжественная мелодия. Слышится голос «робота»: «Спасибо, земляне, вы спас­ли планету Формадос от разрушения».

Логопед: «А нам пора возвращаться домой. Занимайте мес­та в «космической ракете»». Дети под музыку «возвращаются».

Дополнительный материал

Мнемотаблица по теме «Космос»

Лабиринт по теме «Космос»

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ на тему «Космос»

Презентация к уроку

Тип урока: изучение новой темы

Задачи:

  • Рассказать детям о космосе, о космических кораблях, о первых полетах в космос.
  • Показать фотографии и рассказать детям о первых космонавтах: о Юрии Гагарине, Валентине Терешковой.
  • Ррасширить и активизировать словарный запас;
  • Провести работу по коррекции грамматического строя речи
  • Развивать стремление к получению новых знаний
  • Развивать у детей навык работы в команде
  • Развивать детское воображение, память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация PowerPoint к занятию «Космос», костюм Вертунчика, «ушки» для марсиан, мяч-метеорит, цветные звездочки, почетные красные звезды, два воздушных шарика, «Сундук»; внутри «сундука»: яблоко, цветок, орех, скорлупа, яйцо, сапог.

План:

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа с показом презентации

4. Игра «Один-много», планета «Марс»

5. Игра «Четвертый-лишний», планета «Юпитер»

6. Составление сложных слов, «Неизведанная планета»

7. Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет звезды»

8. Ритмическое упражнение, «Луна».

9. Узнавание звуков по беззвучной артикуляции

10. Игра «Отгадай, из какой это сказки», планета «Нептун»

11. Работа с разрезными картинками

12. Игра «Летает-не летает», планета «Земля».

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие. А куда именно мы отправимся, вы должны догадаться сами. Отгадайте мои загадки:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …

Во дворе давно темно
Посмотрю в свое окно
Словно круглый сыр она
В небе жёлтая……

По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.

Ответ: Звезды

2. Вступительная беседа с показом презентации

Логопед: Про что были загадки?

Дети: Про солнце, луну, звезды.

Логопед: Кто из вас знает, как называется этот загадочный мир звезд, солнца, луны и планет?

Дети: Космос.

Логопед: Правильно. Посмотрите на экран. (слайд 2). И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в космос. Но для начала мы должны хорошенько подготовиться к полету. Скажите, а люди уже летали в космос?

Л: Правильно. Первым человеком, побывавшим в космосе, был героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (слайд 3). Люди очень давно мечтали покорить космос. Они долго думали над тем, как же построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд?! Огромное количество людей трудилось над его созданием! И вот люди построили космический корабль и полетели в Космос. Но прежде, чем полетел знаменитый космонавт Юрий Гагарин, в кабине космического корабля жила, дышала, летела над миром собака Лайка (слайд 4).
За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и

Стрелка (слайд 5). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики.

Л: Вспомните, как зовут знаменитого космонавта, первого человека, побывавшего в космосе?

Д: Юрий Гагарин.

Л: Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова (слайд 6).

С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе.

Л: Давайте и мы с вами, ребята, отправимся, наконец, в наше космическое путешествие. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают руки) Отлично!

3. Физминутка

Игра «Запуск ракеты»

Л: К запуску космического корабля приготовиться!( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Дети. Есть, приготовиться!(повторяют его движения)

Л.: Включить контакты!(Соединяет большие пальцы рук).

Д.: Есть, включить контакты!

Л.: Завести мотор!

Д. :Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратныйотсчет).

Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК!( сомкнутые руки вверх).

4. Игра «Один-много», планета «Марс» (слайд 7)

Л: Наше путешествие начинается. Ребята давайте полетим с вами на Космолете. А как космонавт летает? Летим, Летим! (звучит музыка)
Прилетели! Заглушили все свои моторы!

Вот мы с вами приземлились. Оглянитесь вокруг: всё такое красное! Кто знает, где мы оказались? (Дети: на марсе). Верно! Марс – четвёртый по удалённости от Солнца. Ой, смотрите, кто это? Марсиане. Но с Марсианами надо научиться разговаривать. Они нас не понимают. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научиться с ними здороваться.

Ребята, вы должны поздороваться друг с другом жестами, но эти жесты не должны повторятся. И так начали! (Дети жестами здороваются друг с другом). Молодцы!

Л: Внимание! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит , а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, солнце, ракета, костюм, перчатка.
Полетели дальше!

5. Игра «Четвертый лишний», планета «Юпитер» (слайд 8).

Л: Полетели! (звучит музыка). Это планета, ребята, «Юпитер». Это пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе, газовый гигант. Кого мы видим? Посмотрите, ребята, нас встречает инопланетянин, его зовут Вертунчик.

Вертунчик: Я очень рад, что вы прилетели. Отгадайте, какое слово лишнее:

Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет

Вертунчик: Молодцы! Отгадали все-все мои загадки!
Л: Полетели! (звучит музыка) Летим, летим! Прилетели.

6. Составление сложных слов, «Неизведанная планета» (слайд 9).

Л: Но эту планету не узнать. Она не похожа ни на одну из известных планет. Мы с вами на неизведанной планете. В центр управления полетами необходимо передать информацию о космических объектах. Я буду называть 2 слова, а вы из 2 слов составьте одно (луноход, звездолет, звездопад, длиннохвостая, многоступенчатая). Молодцы.

Никто до нас здесь еще не бывал. На этой планете очень много звезд и звезды так и падают. (Из рук ведущего падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).

7. Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет звезды»

Л: Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем, сколько звезд вы насобирали. Победителя (тот, у кого больше оказалось звезд) я награждаю почетной звездой. (Дается большая красная звезда). А кто проиграл, не расстраивайтесь, потому, что вам остаются те звезды, которые вы насобирали. Следующий капитан полетит с вами дальше.

8. Ритмическое упражнение, «Луна» (слайд 10)

Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.

Ребята, где мы очутились? Вовсе не на планете. На этот раз, ребята, мы попали на Луну. Луна – это спутник Земли и второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Раз мы прилетели на Луну, то мы все – Лунатики. Внимание! Мы встретились с инопланетянами!
Давайте подойдем к ним поближе и попробуем поговорить с ними. Для этого воспользуемся азбукой Морзе. Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

9. Узнавание звуков по беззвучной артикуляции

Л: Ребята, инопланетяне говорят без голоса. Давайте попробуем понять, какие звуки они произносят. (Угадывание звуков по беззвучной артикуляции логопеда).

10. Игра «Отгадай, из какой это сказки», планета «Нептун» (слайд 11).

Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.

Вот мы с вами попали на планету «Нептун» – восьмую планету Солнечной системы. Далеко она от Солнца, должно произойти что-то интересное. Посмотрите, ребята, сундук какой! (Открывают сундук)

Игра «Отгадай, из какой это сказки».

1. Что это за фрукт в моих руках? (Яблоко) А в какой сказке встречается яблоко? («Белоснежка и 7 гномов»)

2. А сейчас что у меня в руках? (Цветок) В какой сказке встречается цветок? («Аленький цветочек»)

3. Угадайте, что это такое? (Ореховая скорлупа) В какой сказке она встречается? («Дюймовочка»)

4. А это что такое? (Яйцо) В какой сказке оно использовалось? («Курочка-Ряба»)

5. Что это за обувь в моих руках? (Это сапог) В какой сказке он встречается? («Кот в сапогах»)

11. Работа с разрезными картинками

Л: Нам пора нам возвращаться на Землю. А чтобы попасть туда, мы должны составить из частей космические корабли.(Дети работают с разрезными картинками).Что ты составил?

Л: Молодцы: полетели дальше со мной.

Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.

12. Игра «Летает-не летает», планета «Земля» (слайд 12)

Вот мы и попали с вами на последнюю планету. Вы ее прекрасно знаете. Это планета «Земля» — третья планета от Солнца. Здесь живет множество разных людей, животных, птиц, насекомых. И мы с вами.

А теперь давайте поиграем с вами в одну игру.

Л: Я называю слово, а вы думаете, может это летать или нет. Если это летает, вы поднимаете руки, если не летает – вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

– Самолет летает? … Летает.
– Стол летает? … Не летает.
– Козел летает? … Не летает.
– Орел летает? … Летает.
– Пулемет летает? … Не летает.
– Вертолет летает? … Летает.
– Ласточка летает? … Летает.
– Бегемот летает? … Не летает.
– Воробей летает? … Летает.
– Цыпленок летает? … Не летает.

Л: Молодцы! Вы знаете, что летает, а что не летает. А теперь все закройте глазки, на счет три вы их откроете. Раз, два, три. Вот мы и оказались с вами в нашей группе

13. Итог

Л: Вот и закончилось наше веселое космическое путешествие по планетам нашей Солнечной системы. Понравилось вам?

Д: Да.

Л: Где вы побывали? Что делали? Кого видели?

Дети вспоминают все, что делали, на каких планетах побывали, кого там встречали.

«Гласные звуки и буквы» — конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе

Конспект подгруппового логопедического занятия для 1 класса детей с ОВЗ. Данное занятие будет интересно учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям. Так же данный конспект подойдет для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Гласные звуки и буквы

  • Закрепить знания о гласных звуках и буквах.
  • закрепить умение четко и правильно произносить гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];
  • развивать фонематический анализ и синтез;
  • уметь находить гласные звуки в слове;
  • уметь дифференцировать звуки [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];
  • закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, О.
  • развитие памяти и внимания;
  • уметь ориентироваться в пространстве;
  • развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику, развивать дыхание;
  • воcпитывать умение работать в течение вcего занятия;
  • воcпитывать умение взаимодействовать друг c другом;
  • индивидуальные зеркала, поднос, листья из цветной бумаги, дощечки с печатными буквами, разрезная азбука, интерактивная доска, интерактивный стол.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие детей и гостей.

Логопед: Сядет тот, у кого имя начинается на гласный звук. Далее сядет тот, у кого имя начинается на согласный звук.

2. Повторение пройденного материала.

Логопед: Какие звуки и буквы есть в русском языке?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

Логопед: С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Дети: С гласными звуками.

Логопед: Почему они называются гласными?

Дети: Потому что они тянутся, поются голосом и не встречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные.

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

– Сколько гласных звуков в русском языке?

Дети: 6 – А, О, У, И, Э, Ы

Логопед: Каким цветом они обозначаются на схеме?

Логопед: Молодцы, все правильно!

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: А теперь, приготовили свои ладошки. Хлопните тогда, когда услышите гласный звук и произнесите его.

4. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Логопед: Для того, чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво, мы выполним с вами упражнения.

Итак: « Заборчик», «Лопаточка», «Часики», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Качели».

Логопед: Скажите, какое время года у нас сейчас?

Логопед: Какие признаки осени вы знаете?

Дети: Льют дожди, листья и трава меняют цвет и т.д.

Логопед: А как называется явление, когда падают листья?

Логопед: А какие цветом бывают листья?

Дети: Желтые, красные, зеленые, оранжевые.

Логопед: Правильно. Сегодня, когда я к Вам шла, подул сильный ветер и разбросал листочки. Я их подняла и принесла к нам на занятие. Давайте мы с Вами побудем маленькими ветерками и подуем сильно на наши листочки. Но не забываем – вдыхаем мы через носик и плавно выдыхаем через рот.

Дети дуют на листья, расположенные на подносе. Далее дети садятся на свои места. А логопед собирает листья.

5. Развитие активного и пассивного словаря.

Логопед раздает всем по одному листочку, на обороте которого нарисована гласная буква.

Логопед: Посмотрите, листья у нас не простые, а с секретом. У каждого из вас на обороте листочка написана гласная буква, ваша задача придумать слово – животное на данный звук.

6. Развитие мелкой моторики.

Логопед: А теперь давайте поиграем.

Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву. Логопед дает ребенку дощечку, на которой изображена печатная буква: А, О, У, И, Ы, Э.

Далее ребенок угадывает букву, называет слово-животное на данный звук и составляет графическую схему данного слова.

7. Физкультминутка.

8. Работа на уровне слова.

Логопед: Пока мы с вами играли, кто-то пришел и перемешал буквы в наших словах. Давайте расставим их по местам. Слова: мдевеьд, ласи, вокл, носроог.

Логопед: Назовите это все одним словом?

Логопед: А теперь, поставьте рядом со словом соответствующую картинку.

Логопед: А какое животное у нас лишнее?

Дети: Носорог.
Логопед: Правильно, молодцы!

9. Работа с интерактивным столом.

10. Итог занятия.

Логопед: На этом наше занятие подошло к концу.

– Давайте с Вами вспомним, что мы сегодня делали?

– А что больше всего Вам понравилось?

– Молодцы, сегодня вы хорошо позанимались и порадовали меня!

Читайте также:
Консультация логопеда для родителей (Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: