Космическое приключение – конспект НОД

Конспект занятия: «Космическое путешествие»

Цель занятия: Обобщение полученных ранее знаний детей через интеграцию познавательной, речевой и художественно-образовательной области в процессе проведения занятия.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Совершенствовать порядковый и обратный счёт в пределах 10;
  • Уточнить представления о геометрических фигурах;
  • Закрепить представление детей о последовательности дней недели, частей суток, времён года;
  • Закрепить представление о космосе, планетах нашей вселенной.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Закрепить умение произносить звуки правильно и отчётливо;
  • Совершенствовать навыки деления слов на слоги;
  • Развивать речь как средство общения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать детское творчество и приобщать к искусству.

Развивать интерес к интеллектуальной деятельности детей через использование комплексных систем познавательного развития «Школа семи гномов».

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Умение пользоваться количественным и порядковым числительным (в пределах 10), отвечая на вопрос «Сколько?».

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Совершенствовать фонематический слух, диалогическую и монологическую речевую активность.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать интерес к искусству.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Воспитывать бережное отношение к природе окружающему миру;
  • Воспитывать интерес к образовательной области.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, обладать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Формировать умение аккуратно и красиво выполнять задуманную работу;
  • Воспитывать умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу.

Словесный: беседа, отгадывание загадок.

Наглядно-демонстративный: словесная игра «Сутки», «Да-нет», «Найди геометрический домик», «Скажи наоборот».

Игровой: Игровая мотивация в ходе всего занятия.

Художественное слово: отгадывание сказок, вопросы, хоровые и индивидуальные ответы.

Продуктивный: создание коллективной, сюжетной композиции, умение творчески её украсить.

Интеграция НОД в режимных моментах: Беседа с детьми на определённую тематику, занятие по всем видам деятельности.

Словарная работа: Метеор, комета.

Индивидуальная работа: Алина, Марк, Стёпа.

Образовательные ресурсы: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Веракса.

Аппаратурное и программное обеспечение: магнитофон, детская мелодия.

Материалы к занятию:

  • главный герой-Оранжевый гном,
  • портрет Ю.А.Гагарина,
  • письмо с заданием,
  • следы,
  • планеты с названиями,
  • глобус,
  • геометрические фигуры (овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, круг),
  • домики для геометрических фигур,
  • цифры от 0 до 10,
  • карточки с кругами (от 1до 7 кругов) -2 набора,
  • набор картинок «Части суток»,
  • ватман с изображением деревьев (времена года),
  • медальки по количеству детей,
  • красный гном.

I. Организационный момент: 4 минуты

Занятие начинают проводить с приёмной комнаты. Дети строятся полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня нам предстоит не простое путешествие. Мы с вами полетим на планеты солнечной системы. Однажды люди решили полететь в космос! Для полёта в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта-именно он должен был управлять ракетой и лететь в космос. Скажите: кто первый из космонавтов слетал в космос?

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: Молодцы! (Показывает портрет Гагарина Ю.А.). А каким должен быть космонавт? Давайте вместе выясним. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята посмотрите, что принёс оранжевый гномик. (Показывает письмо). Давайте прочитаем?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Сейчас я открою конверт. «Здравствуйте дорогие ребята! Я шёл к вам в гости и заблудился в солнечной системе среди планет. Прошу вас найдите меня. Я оставил вам подсказку. По пути вам встретиться не мало преград. Гномик.» Поможем гномику найти его брата-красного гномика?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Тогда нам всем придётся полететь на ракете в космос. Давайте все дружно оденем шлемы, сядем поудобнее, пристегнём ремни безопасности и отправимся в полёт. (С помощью не сложных движений дети вместе с воспитателем начинают выполнять движения, изображая всё в точной последовательности за словами воспитателя.)

Звучит музыка и дети вместе с воспитателем лёгким бегом змейкой изображая полёт на ракете перемещаются в групповую комнату. Подбегая к висящим планетам (на каждой планете название), дети вновь строятся в полукруг и изображают, что они уже прилетели.

II. Основная часть – 16 минут

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, как называется планета на которую мы с вами прилетели необходимо отгадать загадку. Послушайте:

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий.)

Дети: Это планета Меркурий.

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Нам необходимо выполнить вот такое задание на этой планете-ответить на вопросы.

-Как называется наша планета?

Дети: Наша планета называется Земля.

Воспитатель: молодцы. Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: А кто главный в нашей стране?

Дети: В нашей стране главный президент.

Воспитатель: Как зовут нашего президента?

Дети: Владимир Владимирович Путин.

Воспитатель: ребята скажите, а как называется столица нашей родины?

Дети: Столица нашей родины-Москва.

Воспитатель: Как называется город в котором мы с вами живём?

Дети: Город Лянтор.

Воспитатель: Как называется садик в который вы ходите?

Дети: Детский сад «Ромашка».

Воспитатель: А кто главный в нашем саду?

Дети: Заведующий.

Воспитатель: как зовут нашего заведующего:

Дети: Тамара Васильевна Бушуева.

Воспитатель: Какие вы молодцы, всё знаете. Мы выполнили задания которые нас ждали на этой планете и теперь мы летим на другую планету. Садимся поудобнее, одеваем шлемы, пристёгиваем ремни и отправляемся в полёт на другую планету солнечной системы.

Звучит музыка и воспитатель совместно с детьми бежит змейкой изображая ракету вытянув обе руки вперёд. Облетев вновь подходят к планетам.

Воспитатель: Послушайте ребята загадку.

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара. (Венера.)

Читайте также:
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда детского сада

Дети: Это Венера.

Воспитатель: Какие вы у меня грамотные всё знаете. На этой планете нам необходимо выполнить вот какое задание. Разделить слова на слоги. Сколько в слове слогов-столько раз и надо подпрыгнуть.

Звезда, Комета, Солнце, Луч, Космос, Метеор.

Воспитатель: Ну вот мы вновь справились с заданием, отправляемся дальше.

Вновь повторяется имитация полёта в сопровождении музыки.

Воспитатель: На какую планету мы с вами прилетели сейчас узнаем. Послушайте загадку.

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин. (Сатурн.)

Дети: Эта планета называется Сатурн.

Воспитатель: Молодцы! На этой планете сложные задания, но ведь мы и с ними справимся, чтобы помочь гномику.

Игра: «Найди геометрический домик». Ребята я вам раздам геометрические фигуры (воспитатель показывает дети называют фигуры), а вы должны найти для них домик, в соответствии с данной фигурой. Как музыка заиграет вы бежите по кругу, как только музыка остановиться вам надо выполнить задание. Дети выполняют.

Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Теперь поиграем вот в какую игру: «Счёт до 10 и обратно».

Воспитатель раздаёт детям карточки с цифрами от 0 до 10. Называет по имени ребёнка и он считает до 10, потом просит другого ребёнка сосчитать обратно.

Воспитатель: осталось нам выполнить на этой станции ещё два задания. Давайте поиграем в игру «Дни недели». Дети подходят к столу и берут карточки с кругами. Пока играет музыка вы должны выстроиться в правильной последовательности. Дети играют в две команды. Потом проверяют правильно ли они встали.

Воспитатель: Я конечно знаю, то вы у меня молодцы и прошу вас выполнить на этой планете последнее задание. У меня на мольберте висят карточки по частям суток, вам надо расположить их в правильной последовательности.

Воспитатель: Ну вот и на этой планете мы выполнили все задания и теперь смело можем отправляться дальше. (вновь изображают имитацию полёта) все действия происходят в сопровождении музыки.

Воспитатель: Отгадав загадку мы узнаем, как называется эта планета. Послушайте.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Холодно на ней весьма –

Состоит из воды, газа и льда. (Нептун.)

Дети: Нептун.

Воспитатель: Правильно. Здесь на предстоит поиграть в игру «Да-нет». Вставайте в круг, я вам буду кидать мяч и задавать вопрос, а вам надо ответить быстро и правильно «да» или «нет».

  • Земля круглая?
  • Сегодня понедельник?
  • Всего 4 времени года?
  • На небе много звёзд?
  • В году 10 месяцев?
  • Земля самая большая планета Солнечной системы?
  • 6 меньше чем 3?
  • Вчера была суббота?
  • После весны наступит лето?
  • В неделе 7 дней?
  • У круга есть углы?
  • Куб устойчивая фигура?

Воспитатель: Молодцы. Ну вот нам вновь предстоит полететь на другую планету. Садимся, одеваем шлемы, пристёгиваемся и полетели. Звучит музыка.

Воспитатель: (Вновь загадывает загадку.)

У далекой крохотной планеты,

Нет статуса “Большой” планеты.

И обидевшись она,

В телескопы не видна. (Плутон.)

Дети: Эта планета называется Плутон.

Воспитатель: Правильно. Здесь нас ждут сказки. Я вам буду зачитывать предложения из русских народных сказок, а вы должны сказать, как они называются.

Несёт меня лиса за тёмные дали, за быстрые реки, за высокие горы.

Дети: Эта сказка называется «Кот, петух и лиса».

Воспитатель: Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красивая?

Дети: Сказка «Морозко».

Воспитатель: Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь.

Дети: Эта сказка называется «Хаврошечка».

Воспитатель: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Дети: Эта сказка называется «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Вот и на этой планете мы с вами справились с заданием. Осталось нам ещё слетать на одну планету и тогда мы сможем помочь гномику. Вновь звучит музыка и дети вместе с воспитателем отправляются на последнюю планету.

Она твоя, она моя,

А называется. (Земля.)

Дети: Эта планета называется Земля.

Воспитатель: Молодцы, всё верно. Нам тут предстоит показа свои творческие способности. Посмотрите на ватмане изображены 4 дерева. Нам предстоит их раскрасить

и наклеить листья. Сколько времён года существует?

Дети: 4.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: Весна, лето, осень, зима.

Воспитатель: правильно. Я вам предлагаю времена года весну и осень сделать в виде аппликации, а лето и зиму нарисовать красками.

Дети выполняют задание.

Заключительная часть: 5 минут

Воспитатель: Ребята вы слышите к нам кто-то стучится? Я пойду посмотрю. Подходит к двери и приглашает Красного гномика. Вот мы нашли его, посмотрите. Красный гномик принёс вам медальки за ваши старания. И красный гномик будет с нами весь следующий год. Давайте оранжевому гномику скажем до свидания. Давайте с вами вспомним куда мы с вами сегодня летали?

Дети: Мы летали на планеты: Меркурий, Венера, Сатурн, Нептун, Плутон, Земля.

Воспитатель: то мы с вами сегодня вспомнили? В какие игры играли?

Дети: Считали в пределах 10 и обратно, повторяли части суток, дни недели, вспомнили русские народные сказки, делили слова на слоги, повторили геометрические фигуры, отгадывали загадки. и т.д.

Воспитатель: всё верно ребята. Вы сегодня все справились с заданиями.

Вид деятельности: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Взаимодействие с родителями: Привлечение семей воспитанников к участию при подготовке наглядного пособия к занятию.

Конспект НОД «Космическое путешествие» в подготовительной группе

Светлана Кузнецова
Конспект НОД «Космическое путешествие» в подготовительной группе

Читайте также:
Проект на тему: Лес - наше богатство!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Колокольчик» общеразвивающего вида города Фурманова

Кузнецова Светлана Евгеньевна

Конспект НОД

«Космическое путешествие»

в подготовительной группе

Цель: Обобщить, систематизировать знания детей о космосе, планетах солнечной системы.

Образовательные – уточнять и закреплять представления о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов, планетах солнечной системы. Закреплять навыки чтения, сложения и вычитания, обратного счета, выполнения графических заданий по схеме.

Развивающие – развивать грамматический строй речи, расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «День космонавтики», «Космос (космос, космический корабль, космонавт, солнечная система, иллюминатор, полет, планета, звезда, невесомость)». Закреплять умения следовать инструкциям педагога.

Развитие моторики, памяти, творческого воображения, фантазии, логического и образного мышления, находчивости.

Воспитательные – воспитывать чувство гордости за нашу страну.

Воспитывать у детей уважение к сверстникам и умение выслушать друг друга; формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, взаимоконтроля. Создавать положительный эмоциональный настрой.

Развивающая предметно-пространственная среда: интерактивная доска, магнитная доска, плакат «Солнечная система», планеты на магнитах, аудиозапись, магнитофон, видео записи, карты-схемы, столы для выполнения художественного творчества.

Методы и приемы: чередование хоровых и индивидуальных ответов, использование игровой ситуации «Подготовка и полет в космос», использование художественного слова, использование физкультурных и музыкальных пауз «Наш веселый экипаж», «Ждут нас быстрые ракеты», зрительной гимнастики «Лучик солнца», дыхательной гимнастики «Надуй шарик», пальчиковой гимнастики «Солнечная система», отгадывание загадок,использование дидактических игр: «Солнечная система»,

«Определи маршрут», «Построй ракету», использование интерактивных игр «Найди и прочитай слово», «Найди пару созвездию».

Планируемые результаты: систематизированные знания детей о космосе, освоении космического пространства людьми, работе космонавтов, планетах солнечной системы.

Предварительная работа: чтение рассказов о космосе; беседы о первых полетах в космос, космических испытаниях с животными, истории возникновения космонавтики как науки, загадывание загадок о планетах; рассматривание дидактических плакатов «Солнечная система», «Спутники, ракеты, космические корабли», портреты первых космонавтов, художественное творчество на тему «Космические жители».

Ход занятия:

В: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

В: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: Хорошее, радостное, веселое.

В: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

В:Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В: Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. (Слайд 1)

В далеком прошлом, когда люди только начали познавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи. (Сайд 2)

С тех пор прошло несколько тысяч лет. Наши инженеры и конструкторы построили корабли, (Слайд 3)

и подтвердили знания о том, что наша планета Земля с огромной скоростью движется в космическом пространстве, совершая один оборот вокруг Солнца за год. (Слайд 4)

Слово «космонавтика» связано с полетами в космос и изучением космического пространства. (Слайд 5)

Ученый Константин Эдуардович Циолковский был основоположником космонавтики как науки. (Сайд 6)

Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Спутники помогают метеорологам предсказывать погоду, ориентироваться в океане судам и самолетам во время полета. (Сайд 7)

Предоставлять ученым информацию о строении земных недр, движении ледников и активности вулканов — тоже задача спутников. (Слайд 8, 9)

Эта наука еще очень молода, впереди у нее много побед и открытий (Слайд 10)

Возможно вам, подрастающему поколению, в недалеком будущем придется осваивать звездные миры. (Слайд 11)

В: Ребята, а как называют человека, который совершает полеты в космос?

Д: космонавт.

В: Каким должен быть космонавт?

Д: Сильным, смелым, умным, здоровым, умелым, выносливым, дружелюбным, любознательным.

В: Вы хотели бы стать космонавтами и отправиться к звездам?

В: Ребята, предлагаю вам вступить в отряд «Юных космонавтов», а для этого приглашаю вас в центр управления полетом.

В: К нам поступило видео письмо (Слайд 12)

(дети на интердоске читают самостоятельно)

«Дорогие ребята, из космического зоопарка пропали космические животные. Просим вас помочь! Хранители Космо ЗОО».

В: Ребята, что же делать?

Д: Нужно помочь хранителям, отправиться в космос, найти животных и вернуть их в космический зоопарк.

В: Вам предстоит отправиться в удивительное, загадочное и в тоже время,

полное трудных испытаний, космическое путешествие.

В: Мы знаем, что космонавты должны быть сильными и здоровыми, поэтому нужно научиться тренировать силу вдоха и выдоха.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

«Надувая шарик» широко разводим руки в стороны и глубоко вдыхаем, затем медленно сводим руки, соединяя ладони перед грудью и выдуваем воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух»– произносим: «шшш», (вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух).

В: А теперь проверим ваши знания о космосе.

Для этого сыграем в игру «Вопрос-ответ».

1. Люди давно мечтали полететь в космос и для этого они изобрели …

2. Как называется место для запуска ракет?

Космодром

3. Как звали первого космонавта?

4. Когда он полетел в космос?

12 апреля 1961 года.

5. Назовите имя первой женщины-космонавта.

6. Одежда космонавта называется…

7. Ранее в космосе побывали животные. Самые знаменитые из них собаки…

Белка и Стрелка.

8. Какое устройство помогает нам изучать звезды?

9. Ближайшая к нам звезда – это…

Читайте также:
Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

В: Рассмотрим подробнее строение Солнечной системы.

Что располагается вокруг Солнца?

В: Выстроим планеты по порядку.

(Дети выкладывают изображения планет на магнитной доске, отгадывая загадки)

Дидактическая игра «Солнечная система»

1. На этой планете такая жара, Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий)

2 А эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета. (Земля)

3. К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)

4. А эта планета гордится собой, Поскольку, считается самой большой. (Юпитер)

5. Планета кольцами окружена, и этим от всех отличилась она. (Сатурн)

6. А что за планета Зеленого цвета? (Уран)

7. Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун).

В: Ребята, во время полета в космосе можно увидеть много интересных и загадочных объектов, чтобы разгадать, что нам предстоит увидеть и встретить на своем пути,выполним задание:

Интерактивная игра «Найди слово»

Солнце, планета, звезда, астероид, метеорит, спутник, комета, созвездие.

Подготовка прошла успешно.

Вам можно присвоить звание «Юного космонавта»

«Наш веселый экипаж»

Как на поле космодрома выбегаем мы во двор

Принимаемся за дело дружно

Из качелей возле дома нужно сделать тренажер

К невесомости привыкнуть нужно

Если в космос мы хотим, значит скоро полетим.

Самым дружным будет наш, наш веселый экипаж.

В: Вперед, навстречу космическим приключениям!

В: Чтобы отправиться в полет, нам нужна … (ракета, космический корабль)

В: Верно, чтобы отправиться в полет, нам нужна ракета.

Ребята, вам предстоит отправиться на разные планеты, для этого нам нужно разделиться на команды – экипажи и построить 4 ракеты.

Дидактическая игра «Построй ракету»

Детям предлагаются 4 схемы и набор геометрических фигур. Из которых нужно сложить 4 ракеты.

В:Ракеты к полету готовы.

В: Капитаны, скажите, как будут называться ваши ракеты.

Дети называют ракеты.

В: Чтобы определить маршрут, и узнать на какие планеты предстоит отправиться командам, надо решить примеры, подобрать звездочку с правильным ответом. Если примеры решены правильно, перевернув звездочки-ответы, мы получится название планеты.

Игра «Расшифруй слово»

Планеты (Марс, Нептун, Сатурн, Юпитер)

Конспект НОД для подготовительной группы “Космическое путешествие”

Класс: д/с

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

  • развивать навыки познавательной деятельности, внимание, память, моторику.
  • совершенствовать умение в написании графического диктанта.
  • закрепить прямой и обратный счет.
  • воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к сверстникам.

Методы и приёмы:

  • Методы:игровые, сравнительно-поисковые, практические.
  • Приёмы:постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.

Предварительная работа:

  • просмотр документальных фильмов о космосе;
  • беседа «Луна – спутник Земли»;
  • чтение статей в энциклопедии «астрономия»;
  • рассматривание иллюстраций с изображением ракет;
  • подбор художественного слова, иллюстраций, слайдов;

Словарная работа: Ввести в словарный запас детей слова: космодром, невесомость, скафандр.

Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Планеты Солнечной системы», макет «Планеты солнечной системы», наборы геометрических фигур, диск с записью космической музыки.

Ход занятия

Педагог: С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал полететь в космос.

Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет).

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.

Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» – это было важным событием для ученых всего мира.

А вы хотите совершить космическое путешествие?

Дети: Да!

Педагог: Давайте рассмотрим иллюстрации. (рассматривают иллюстрации с видами воздушного транспорта – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета). На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие?

Дети: На ракете.

Педагог: Значит, для путешествия нам нужно сконструировать ракеты. Создадим ее на листочках в клеточку. Мы напишем графический диктант. Будьте внимательны!!

Педагог: Сколько замечательных ракет у нас получилось! Мы построили целый космодром!

Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос (рассматривают предметные картинки с изображением разной одежды – куртка, пальто, комбинезон, спортивный костюм, скафандр). Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили что именно в скафандре нужно лететь в космос?

Дети: Защищает от вредных воздействий, т.к. сделан из специальных материалов.

Педагог: Ну вот, мы с вами готовы – ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос.

Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7. 1 Старт! (включается космическая музыка, на экране изображение космоса)

Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки.

(Показ презентации PowerPoint «Планеты Солнечной системы»)

А теперь посмотрите на экран, словно в большой иллюминатор. У нас там замечательный вид. Солнце – самая большая звезда!

Вы заметили, что все планеты вращаются вокруг Солнца? Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой.

Педагог: Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе. (Макет солнечной системы.)

Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий. На этой планете очень жарко, вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем, словно боится от него отстать. Миллионы лет назад Меркурий бомбардировали метеориты – каменные глыбы, падавшие на поверхность планеты из космоса. Они пробили тысячи кратеров на пустынной скалистой поверхности Меркурия

Вторая от Солнца планета – Венера.

В честь богини красоты,
Названа Венера – ты.
В темных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь.

Венера постоянно окутана густыми облаками. Но эти облака состоят не из водяного пара, как на Земле, а из ядовитых испарений серной кислоты. Атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа, дышать которым невозможно.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Космос’

Вы узнали третью планету?

Дети: Да!

Педагог: Земля – единственная в Солнечной системе планета, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Землю от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.

Четвертая планета – Марс.

Из всех планет Солнечной системы Марс больше других похож на Землю. На поверхности планеты имеются вулканы и равнины. Здесь, как и на Земле, 4 времени года. Обычно температура на Марсе низкая, но летом может быть тепло. Марс называют красной планетой, так как он покрыт красноватой пылью. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но жизни на Марсе нет. А получила она свое название в честь бога войны».

Физкультминутка

Мы ракету начертили
В космос к звездам путь открыли
Мы планеты изучаем
В невесомости летаем!

Педагог: Пятая планета от Солнца называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод.

Шестая планета – Сатурн. Чем она отличается от других планет?

Дети: У него есть кольца.

Педагог: Сатурн окружён мощной системой колец. Три широких кольца хорошо видны с Земли в телескоп. Кольца состоят из миллиардов ледяных и каменных частиц разных размеров. Сатурн состоит из газов. Он очень быстро вращается, и это порождает мощные вихри.

Планета, идущая за Сатурном, седьмая называется Уран. Это газовый шар, у которого отсутствует твёрдая поверхность.

Уран – лежебока и встать ему лень.
Подняться планете не в мочь,
Сорокалетие длится там день,
Потом сорокалетие ночь.

Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь?

Дети: Нет

Педагог: Тогда летим дальше.

Восьмая планета – Нептун, это самые холодная планеты Солнечной системы. Её часто называют Голубая планета, потому, что она состоит из голубого газа. Над поверхностью Нептуна виднеются редкие белые облака и отдельные чёрные пятна. Они вращаются вокруг планеты с огромной скоростью. У Нептуна тоже есть кольца, но они бледные и слабо заметны. Увидеть ее с Земли в телескоп невозможно.

Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9. .. Земля. Вот мы с вами и дома.

Давайте выучим считалочку, которая поможет нам называть все планеты солнечной системы по порядку.

Показ на макете «Планеты солнечной системы»

Светит Солнце, а вокруг
есть планеты, восемь штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас…
– Раз! Меркурий,
– Два! Венера,
– Три! Земля,
– Четвёртый – Марс.
– Пять! Юпитер,
– Шесть! Сатурн,
– Семь! Уран,
– Восьмой – Нептун.

Педагог: Сколько всего планет? Что вы запомнили о Марсе? Вокруг какой планеты ледяные кольца? Как называется планета, на которой могут жить люди и животные?

У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!»

Используемая литература

1. Л.Б.Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».

2. Н.В.Лабодина «Комплексные занятия, подготовительная группа».

Конспект НОД «Большое космическое путешествие» в подготовительной к школе группе

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Дата публикации: 20.08.2019

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Фирманюк, Н. Н. Конспект НОД «Большое космическое путешествие» в подготовительной к школе группе / Н. Н. Фирманюк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4393/ (дата обращения: 18.01.2022).

Программное содержание:

Цель: научить детей решать логические задачи, рассуждать и доказывать, развивать смекалку.

Задачи:

Образовательная: Упражнять в порядковом и обратном счете, счёте двойками и тройками. Закреплять представление о времени, о днях недели, их последовательности. Учить детей решать логические задачи с помощью условной мерки. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, составлять целое из частей.

Развивающая: развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, тактильную память.

Воспитательная: внимательно слушать вопросы и инструкцию воспитателя,оказывать помощь друг другу.

Словарная работа: развивать монологическую и диалогическую речь,закреплять названия планет, обогащать словарь детей.

Материалы иоборудование: телеграмма, макет топливного бака, условная мерка, компьютер, циклограмма, разноцветные геометрические фигуры-метеориты, пазлы-астероиды, макет неизвестной планеты, экологические знаки.

Предварительная работа: чтение математических сказок Т. И. Ерофеевой, беседы о космосе.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла необычная телеграмма. Что же в ней написано? (читаем телеграмму: Детский сад № 30, детям подготовительной группы SOS)

Как вы думаете, откуда она? Давайте посмотрим повнимательнее. (смотрим обратную сторону телеграммы)

Дети: Здесь нарисованы звёздочки, космический аппарат. Наверное, телеграмма из космоса.

Читайте также:
Прогулка в осенний лес - совместная деятельность педагогов и детей по развитию речи

Воспитатель: Посмотрите, здесь звёздочки с цифрами. Что нужно сделать, чтобы точнее узнать откуда телеграмма.

Дети: Соединить цифры по порядку.

(Воспитатель вызывает несколько детей, которые соединяют цифры по порядку. Вырисовывается контур планеты.)

Воспитатель: Как вы думаете, контур чего обозначился на телеграмме?

Дети: Контур планеты.

Воспитатель: А что бы это значило? И что означают буквы SOS.

Дети: Планета терпит бедствие и просит о помощи.

Воспитатель: А мы сможем ей помочь? (Да)

Что для этого нужно сделать? (Стать космонавтами)

Тогда давайте полетим на космическом корабле на помощь планете, которая терпит бедствие.

Воспитатель: Нам нужно выбрать командира корабля и двух бортинженеров. (Выбираем)

Воспитатель читает стихотворение «Чтобы космонавтом стать»

Чтобы космонавтом стать

Чтобы в небо улетать

Надо много знать

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте — ка

Космонавтам помогает арифметика.

Воспитатель: Как мы узнаем сколько нас летит в космос? (пересчитываемся).

Рассчитайтесь по порядку. (затем дети производит обратный расчёт, рассчитываются двойками, тройками, на первый и второй).

Займите кресла в корабле первого отсека. (дети садятся)

Воспитатель: Чтобы нам долететь до нужной планеты, нужно рассчитать траекторию полёта нашего космического корабля. Нам поможет в этом компьютер. Закладываем циклограмму в компьютер. (на экране компьютера появляется чертёж траектории полёта космического корабля)

А что нужно, чтобы наша ракета полетела? (Топливо)

Где находится топливо? (В топливном баке)

В нашем космическом корабле четыре бака. Давайте узнаем, сколько топлива понадобится нам для полёта. Измерять топливо будем контейнерами. (условная мерка — брусок, кубик и т. д.)

Дети считают количество контейнеров для одного бака и определяют общее количество контейнеров.

Дети: В один бак входит 10 контейнеров (условных мерок). Значит, в четырёх будет 40.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично.

Теперь давайте узнаем, в какой день недели мы долетим до неизвестной планеты, если лететь до неё трое суток.

Какой сегодня день недели? Что такое сутки и сколько в них частей? (ответы детей)

Воспитатель: Итак, траекторию полёта мы определили, сколько топлива нам понадобится вычислили, приблизительно в какой день недели прибудем на планету узнали.

Теперь мы к полёту готовы. До старта остаются считанные секунды. Вот ракета зашумела, потом оглушительно взревела 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 пуск. И плавно пошла вверх.

Земля стала проваливаться вниз. Стрелка прибора на приборной доске показывает высоту полёта. Один километр. Два километра. Кажется, что мы сейчас ударимся об облака. Страшно. Но, конечно, удара не происходит. Облака мягкие, как дым. На приборе высота 3 километра. Облака обступили нас кругом. До чего же они красивы!

Воспитатель: На что похожи облака? (На огромные горы взбитого белка, громадные комки ваты и т. д.)

А ракета летит всё быстрее, даже дух захватывает. Смотрите-ка, что же происходит? Синее небо не приближается к нам, а как-то странно тает, растворяется, становится тёмно-фиолетовым и всё больше темнеет. Высота 40 километров. Небо стало, как ночью, совсем чёрным. Даже звёзды видны. День в разгаре, солнце светит, а рядом с солнцем — звёзды.

Воспитатель: Что случилось, куда же исчезло голубое небо? (Небо оказалось над нами. Мы, когда поднимались прошли сквозь него и находимся теперь «выше голубого неба».

Воспитатель: Ребята, днём небо голубое, а ночью становится чёрным. Оно меняет цвет? (Есть два неба, совсем разных. Одно голубое ближе к нам, а другое чёрное за ним.)

Воспитатель: Правильно, «чёрный потолок» и днём чёрный! Он всегда на своём месте: и днём, и ночью. И звёзды на нём горят всегда. Только днём его загораживает от нас голубое небо.

Воспитатель: Давайте заглянем в иллюминатор. Что вы видите? (Геометрические фигуры)

Воспитатель: Назовите их. (Круги, треугольники, ромбы, квадраты, многоугольники). На какие космические тела они похожи? (На метеориты) А что такое метеориты? (Небесные камни, прилетевшие из космического пространства.) Назовите самый маленький красный метеорит, большой зелёный, четырёхугольный жёлтый и т. д. (Ответы детей)

Воспитатель: Какие планеты вы знаете? (Земля, Меркурий, Венера и т. д.) Какая самая большая планета? (Юпитер) Какая самая маленькая? (Меркурий)

Воспитатель: Теперь заглянем в другой иллюминатор. Что мы видим? (Небесные тела) Чем они отличаются друг от друга? (Их поверхность имеет разную структуру) Давайте потренируем тактильную память. (выбираются дети-исследователи)

Воспитатель: Первый этап полёта прошёл успешно. Приступаем к проверке обшивки корабля. Для этого выходим в открытый космос, безвоздушное пространство. Чем безвоздушное пространство отличается от воздуха? (В воздухе мы можем дышать, а в безвоздушном пространстве дышать нечем)

Воспитатель: Закрепите страховочные пояса чтобы не улететь в Галактику. (Звучит музыка дети парами выполняют физические упражнения.)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание сколько здесь осколков метеоритов, астероидов. Давайте заберём их на Землю для исследования. (дети собирают пазлы)

Воспитатель: Покажите одну часть от целого, две части целого и т. д. Что больше, часть или целое? (ответы детей)

Воспитатель: Слышите, какой громкий сигнал SOS. Значит мы уже совсем близко. Смотрим в иллюминатор. Что вы видите? (Планету) Почему вы решили, что это нужная нам планета? (Похожа на контур планеты в телеграмме) Что случилось с этой планетой? (Она погибает) Почему? (Не видно зелени, голубых ленточек рек, видны трещины — следы катастроф)

Воспитатель: Да, ребята, жители этой планеты перестали о ней заботиться, неразумно использовали её богатства, нарушали законы природы. А какие правила поведения в природе, на Земле вы знаете? (Ответы детей с использованием экологических знаков.)

Читайте также:
Конспект НОД: В гостях у Волшебницы осени

Воспитатель: Как нам помочь этой планете? Какой вы хотите сделать эту планету? (Оживить) Как оживить? (Заселить планету животными, птицами, засадить лесами, цветами и т. д.) Молодцы, правильно! Мы с вами заселим её животными, птицами, засадим лесами, цветами, наполним реки водой. Для этого нам нужно вернуться домой на Землю.

Давайте вспомним прекрасное стихотворение Якова Акима «Есть одна планета сад…») (звучат строки из стихотворения)

Похожие статьи

Конспект ООД в подготовительной группе «Тайна третьей планеты»

Формировать представления о планете Земля, как единственной планете во вселенной, где возможна жизнь, о народах, населяющих планету, животных и растениях. Учить детей самостоятельно находить ответы на поставленную проблемную ситуацию, отвечать на вопрос.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира.

Вокруг нашей шарообразной планеты есть оболочка — слой воздуха, которым дышат все живые организмы земли — атмосфера.

Так как же попасть в космос? (Ответы детей) Да. Нужно подняться высоко — высоко за пределы атмосферы в безвоздушное пространство.

Праздник «Планеты солнечной системы» для детей.

Библиографическое описание: Андросова Т. В. Праздник «Планеты солнечной системы» для

Звездочка: На планете начался дождь, укрывайтесь от дождя при помощи специальных

Опустим корабли на воду. Почему они не плывут? Давайте посмотрим как можно гнать по.

План-конспект интегрированной образовательной деятельности.

Обогащать и активизировать словарь детей, дав понятия ракета, космический корабль

Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и

«Социально-коммуникативное». Развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка с.

Путешествие в космос (сценарий организованной образовательной.

Космический голос: Вы прибыли на планету четырехугольников.

Ребенок: На планете Четырехугольников живут ромбы, квадраты, прямоугольники, трапеции.

Задачи:  систематизировать знания обучающихся об освоении человеком космического пространства.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах.

Развитие у детей фантазию и воображение. Способствовать развитию глазомера.

Наблюдение за облаками, за луной в утренний отрезок времени, за небом. Ход занятия

Конспект группового занятия по формированию. | Молодой ученый

Одна красивая планета, две красивые планеты…, пять красивых планет.

Одна голубая планета, две голубые планеты…, пять голубых планет.

Дети по цепочке повторяют за логопедом слова сложной слоговой структуры, объясняют значение слов и делят слова на слоги.

Внеклассное занятие для 1 класса «Легендарные страницы нашей.

Один космический корабль, два космических корабля…, пять космических кораблей. Логопед: Вы прекрасно умеете считать и не. космонавт, логопед, ребенок, планет, космос, Земля, Космический корабль, Солнце, какая.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом

Планеты, солнце, луноход поиграйте с нами! Путевка в Космос — 15 рублей. В ракете на обратном пути воспитатель подводит итог занятия, варианты вопросов детям. Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами.

Конспект НОД по ОО “Речевое развитие” на тему “Космическое путешествие”

Содержимое публикации

Тема: «Космическое путешествие»

Цель: формирование знаний детей о космосе

Задачи:

1.Расширять знания детей о космосе. Формировать умение составлять короткие специфические стихи без рифмы—синквейны. Активизировать словарь.

2.Развивать лексико-грамматическую основу речи посредством подбора различных дидактических игр, мнемотехники, синквейнов ( стихи без рифмы).

Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе. умение составлять рассказ по картинкам. Развивать память, зрительное внимание, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к знаменательным событиям, уважение к покорителям космоса, чувство гордости за свою Родину, любовь к нашей планете Земля.

Предварительная работа:

-Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле.

-Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций.

-Разработка заданий и наглядности к занятию.

Материалы и оборудование: иллюстрации планет, карточки с буквами, цветные геометрические фигуры, иллюстрации к беседе о Ю. Гагарине, карточки-картинки о планете Земля, звёздочки с «заданием», мнемотаблица стихотворения « Наш дом- Земля».

1 ч. Приветствие

Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:Молодцы! Вы дружные ребята?( Да!)

Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие.
-Вы любите путешествовать? ( ответы)

-Почему вам это нравится? (ответы)

-На чём можно путешествовать? ( ответы)

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие, но средство передвижения дети должны угадать. Дети из букв составляют слово «РАКЕТА».

Воспитатель:Правильно, мы полетим на ракете.

Кто управляет ракетой? (ответы)

Какими должны быть космонавты? (ответы)

Куда летают на ракете? (ответы)

Что вы знаете о космосе? (ответы)

– Прежде, чем отправимся путешествие, вспомним правила речи:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними

Воспитатель:Как вы думаете, что нам необходимо взять в путешествие? ( ответы)

В космосе нет витаминов. Мы должны запастись ими на земле. Где живут витамины? (Витамины есть во всех фруктах)

Воспитатель предлагает детям использовать символическую аналогию: красные круги – это яблоки, оранжевые квадраты – это апельсины, зеленые прямоугольники – это груши). Выбирайте себе витамины.

Игра «У кого сколько?»

Воспитатель:Перед полётом надо сделать разминку.

Артикулляционная гимнастика

Для развития мышц языка

«Чистим зубки» Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края.

Читайте также:
Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема

«Вкусное варенье» Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.

Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд

Для развития мыщц губ

«Улыбочка» Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.

Для подъязычной связки языка

«Лошадка» Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

Воспитатель: Что бы попасть на ракету, надо назвать космическое слово.

( Дети называют космическое слово и занимают место в ракете)

Воспитатель: Наш экипаж к полету готов . Космический корабль может стартовать! Внимание! Задраить люки! Взлетаем! Но ракета не может взлететь, нужно сказать пароль: ( дети говорят пароль)

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Воспитатель:Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг!

В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Вокруг нашего солнца вращаются девять планет. Вспомним их названия : ( пальчиковая гимнастка)

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель:

Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо — ничего,
Смотрим влево — ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?

— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них задание. Я поняла, нам надо выполнить эти задания, чтобы лететь дальше.

( на звёздах картинки: космонавт, звёзды, солнце. Дети составляют синквейн- стихи с этими словами, д/и «Живые слова»)

Воспитатель : Продолжаем наш путь.

– Какой сейчас месяц?( ответ)

– Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля? ( день Космонавтики)

Воспитатель: Ровно 59лет назад произошло очень важное событие — первый полёт человека в космос. Его совершил Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток». Он был человек храбрый и мужественный. (картинка №1).
У Гагарина было много интересов. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку, рыбалку, охоту, любил фотографировать (картинка № 2, 3, 4).
У Юрия была семья – жена и две дочки: Лена и Галя (картинка №5).
Для первого полета в космос был строгий отбор. Из 3000 человек отбор прошли 6 летчиков (картинка №6). Их строго проверяли врачи, проводились занятия по парашютной подготовке, тренировки на разных тренажерах. (картинка №7).
Потом летчики сдавали экзамены космонавтов, Гагарин получил оценку «Отлично» (картинка №8).
Перед стартом Гагарин сказал знаменитое слово «Поехали!» (картинка №9). Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом (картинка №10).
Уже после приземления Гагарин говорил, что, облетев Землю, он увидел, как прекрасна наша планета. И, обращаясь к людям, просил хранить эту красоту, а не разрушать её (картинка №11).
Гагарина уважали и радостно принимали во многих странах (картинка №12).
За его подвиг его наградили многими наградами в разных странах (картинка №13).
Полет Юрия Гагарина открыл людям всей Земли дорогу к звёздам (картинка №14).

Воспитатель: Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физминутка

Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать. Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание

Воспитатель: Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь картинок.( дети рассматривают картинки).

Как вы думаете, с какой планеты эти картинки? (ответы)

(Дети составляют рассказ о планете Земля с помощью карточек-картинок, разложив их в нужном порядке, чтоб рассказ получился связным)

Примерный рассказ детей:
– Планета Земля – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много месяцев, чтобы объехать его вокруг.
– На Земле 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Еще есть много морей, рек, озер.
– На нашей планете 6 материков: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, Африка, Евразия.
– Самый большой материк на нашей планете – Евразия. На этом материке находиться самая большая страна – Россия, в которой живем мы.
-На нашей планете есть вода, воздух, растения, животные, люди.
– Для редких животных и растений люди создают заповедники, заносят их в Красную книгу.
– Люди разных материков и стран отличаются друг от друга по внешнему виду: по цвету кожи, волос и глаз, по форме волос (прямые, волнистые или курчавые), головы, носа, губ и т. д.
– Мы очень любим нашу планету и стараемся беречь ее красоту

Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получился очень интересный рассказ, который вы можете рассказать своим друзьям.

Читайте также:
Встреча логопеда с родителями в семейном логопедическом клубе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

– Нам поступил сигнал: Внимание! Внимание! Вызывает Земля! Космическому экипажу срочно прибыть на Землю!

Воспитатель: Приготовились! Взлетаем!

(Дети поднимают руки через стороны верх, сжимая и разжимая пальцы).

– Приземляемся! Вот и Земля.

Чтобы выйти из ракеты надо расшифровать стихотворение.

( дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице)

От Солнца третья

По счёту планета,

Наша Земля поменьше звезды,

но ей хватает тепла и света,

чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле – это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке.

Жизнь на земле вы найдёте повсюду

В самом далёком глухом уголке.

После прочтения стихотворения дети выходят из ракеты.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.
учебно-методический материал по логопедии

здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Скачать:

Вложение Размер
tehnologii_zd.docx 24.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

– это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • Принцип «не навреди!»
  • Принцип сознательности
  • Принцип непрерывности процесса
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности и индивидуальности
  • Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
  • Принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия
  • Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На своих логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:

– гимнастика для глаз:

– массаж и самомассаж;

Помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, корректирует нарушения речевого дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В результате чего возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Также на своих занятиях уделяю внимание правильному дыханию, длительному плавному выдоху. Ведь плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются условием четкой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание, как правило, нарушены.

Для развития дыхания я используем игры и упражнения:

– «Забей мяч в ворота»;

– «Сдуй пушинку, снежинку, бабочку, листочек, мячик»;

– Упражнение «Шторм в стакане».

Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываю возможности каждого ребенка.

Дыхательные упражнения вскоре соединяются с голосовыми, которые направлены на развитие мягкости и гибкости голоса (силы и достаточной высоты). Для преодоления твердой атаки голоса (формирование мягкости) использую пропевание гласных на одном тоне (упражнение «Щенок скулит», с повышением и понижением голоса, с усилением и ослаблением силы (громкости) голоса.

Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает мышечное напряжение, вызывает эмоциональный подъем, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, снимает переутомление зрительного аппарата. Проводится в течение 1-2 минут в середине занятия. Это могут быть упражнения проследить за предметом ( яркой игрушкой, проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить движения глазами – упражнение «Послушные глазки»).

Упражнения на развитие мелкой моторики

Способствуют умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие мелкой моторики занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти руки является важнейшим стимулирующим для речевого развития ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму. Использование такого упражнения «Перебери» (ребенку предлагается тарелка, в которой смешанны разные камушки и он должен их положить в разные сосуды).

Кинезеологические упражнения, направленны на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми использую комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос-хлопок», а также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

«Ухо-нос-хлопок»- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

«Лягушки»- положить руки на стол, одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Отрывая руки от стола. Усложнение состоит в ускорении.

Две веселые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Важной и неотъемлемой часть логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное ее выполнение помогает:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-помогает выработке полноценных движений и определённых положений органов арт. аппарата,

-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков,

-является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.

– уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

Продолжительность гимнастики зависит от возможности ребенка и длится, как правило, не более 5 минут. Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке. Также делаем артикуляционную зарядку, сопровождая ее сказкой «Веселая прогулка» или детскими стишками.

Массаж и самомассаж рук

На своих занятиях использую некоторые виды массажа и самомассажа. Самомассаж рук способствует нормализации мышечного тонуса, стимулированию тактильных ощущений, улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить напряжение. Он является одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму.

При самомассаже рук часто использую элементы Су- Джок терапии.

Су – Джок терапия

Стимулирует высокоактивные точки соответствующие всем органам и системам, расположенных на кистях рук, параллельно развивает мелкую моторику. Это Су-Джок – массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Таким образом, Су– Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Упражнения на релаксацию

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

-используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц,

– помогает снять напряжение, сконцентрировать внимание либо, снять напряжение, расслабить мышцы.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую спокойную музыку, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

-укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, координацию движений, ловкость, выносливость, силу, фонематическое восприятие, чувство ритма;

– формирует двигательные умения и навыки, развивает переключаемость, координацию движений;

-развивает слуховое и зрительное внимание, память, воспитывает просодические компоненты речи.

Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. В результате преодолевается речевое нарушение путём коррекции неречевых и речевых психических функций. Логоритмика является дополнением к коррекционным занятиям, она создаёт благоприятные условия для тренировки процессов торможения и возбуждения у детей, у которых нарушено равновесие деятельности нервной системы. Занятия менее насыщены речевым материалом и направлены на закрепление и обобщение полученных ранее знаний.

В своей работе я использую физические упражнения, композиции и танцы, в которых работа мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение, помогающее выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой детей.

Также на занятиях использую физкультминутки игрового характера. Они вызывают положительные эмоции у детей и способствуют снятию усталости.

  • направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции,
  • развивают общую моторику.

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

– дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

– снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Правильно говорящий ребёнок – здоровый ребёнок.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя — логопеда

Оксана Буденная
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя — логопеда

Здоровье –

это состояние физического, психического и

социального благополучия человека, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов.

*2* В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников:

физиолого – гигиенические, психологические, экологические, экономические, соци-альные. Также современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки.

Поэтому проблема сохранения здоровья является актуальной на сегодняшний день. В законе РФ «Об образовании»сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережения здоровья детей.

Практика показывает, что количество детей с нарушенным речевым развитием с каждым годом увеличивается.

Среди таких детей как правило, высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровитель-но-коррекционной работы с данными детьми.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию и профилактику речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Конечно же использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях велико.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, как традиционные, так и не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя- логопеда.

В основном на занятиях используют такие известные,традиционные методы и приемы как:

• Психогимнастика, логоритмические упражнения

• Развитие мелкой и общей моторики

• Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике, учителя-логопеды активно стали использовать в практике нетрадиционные методы.

От греческого kinesis — движение,, therapia — лечение, т. е.

кинезитерапия – это лечение движением

Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.

Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи.Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы.Самое распространенное упражнение: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Клоун» (совместное движение глаз и языка).

2. Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой

воде различных предметов, например (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т. д.)

Особенно гидрогимнастика полезна чрезмерно возбудимым детям. Температура воды оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка.

Различные виды массажа.

Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные ки-нестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Существуют следующие виды развивающего массажа: массаж и самомассаж лицевых мышц;языка и плечевого пояса, кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа

Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек, соответстветствующих всем органам и участкам тела.

Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие и обладает рядом неоспоримых достоинств.

Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металличе-скими кольцами (их можно купить в аптеке).

Таким образом, Су – Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

4. Гимнастика Стрельниковой,

Эта гимнастика – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, – это уметь затаить, “спрятать” дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

5. Литотерапия – это лечение с использованием натуральных природных камней.

В более широком представлении под литотерапией понимают любое использование природных минеральных веществ (камней, металлов, илов, глин, минеральных вод и т. д.) с целью их воздействия на организм или сознание человека.

6. Песочная терапия –

Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук.

7. Ароматерапия – это использование запахов и ароматов для восстановления

организма и лечения. Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают людям бороться с плохим настроением, стрессами, кожными заболеваниями.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Поэтому, работая с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, у которых в первую очередь имеются нарушения со стороны центральной нервной системы, можно использовать в работе ароматерапию.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленно-сти, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

Здоровье – это главное жизненное благо.

Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: