Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Как проходит коррекция заикания у детей и взрослых.

Длительное время работу с заикающимися детьми, подростками и взрослыми называли «коррекцией заикания». В нее включалась дидактическая работа с логопедом, направленная на устранение артикуляторных и темповых нарушений речи.

Чем больше человечество узнавало истинные причины заикания и другой речевой патологии, тем больше пересматривались коррекционные методы, тем больше специалистов стали привлекаться в работу с нарушениями речи. Коррекционные работы при заикании медленно изживают себя, так как однобокость в лечении заикания не дает длительного и стойкого результата.

В Европе и США заикание внесено во все классификаторы болезней. И без осмотра врача, подробного изучения причин заикания, истории жизни пациента к коррекционной работе никто не допускается. Столь бережное и преемственное отношение к пациенту у нас только зарождается.

Логопедическую коррекцию заикания у детей целесообразнее назвать реабилитацией. Заикание у детей не требует госпитализации и экстренного купирования симптомов серьезными медикаментозными средствами. Но к работе с речью нужно приступать сразу! Коррекция заикания у детей ранее, лет десять назад, предполагала только участие логопеда и, как правило, моно воздействие приводило к нестойкому результату при очень длительном посещении специалиста. Рецидив наблюдался сразу после выхода с занятия или через день-два по его окончании. Поэтому и саму коррекционную работу не рекомендуют без врачебной помощи психотерапевта, да и сам термин «коррекция» стали употреблять реже.

Более эффективна комплексная реабилитация, одномоментная работа врача-психотерапевта и логопеда. Еще немаловажно отметить, что в реабилитационной работе с заикающимся ребенком работает семейный психотерапевт. На реабилитацию ребенка с заиканием уходит 3 недели. Участвовать в ней будут: детский психотерапевт, семейный психотерапевт и опытный, часто тоже имеющий медицинское образование логопед. Не стремитесь найти врача, знающего «чудесный» способ избавления от заикания путем таблеток — вы потеряете время! Если врач очень расплывчато объясняет происходящее с вашим ребенком, не может конкретно указать место поражения или явную причину заикания, а стремится на «ощупь» назначить лекарства — не спешите их принимать, пока не получите гарантий и четких показаний для их назначения. Врач обязан доступно объяснить свои назначения. Лечение симптома, а не болезни малоэффективно.

Коррекция заикания у взрослых — это сложный последовательный комплекс лечебных мероприятий. Весь курс лечения ведется в обычной социальной жизни заикающегося человека. Не стремитесь делать это в стационарах дневного пребывания, больницах или санаториях. Изолированные условия позволяют получать быстрый, но очень не стойкий речевой результат. У специалистов, занимающихся лечением заикания, есть очень распространенный термин: «кулуарная речь». То есть возможная только в комфортных условиях. Как правило, это побочный эффект всевозможного рода госпитализаций.

Не верьте, что на коррекцию речи у взрослого заикающегося может уйти 3-10 дней, как обещают многие рекламные объявления в интернете! За наш многолетний опыт работы мы можем не голословно утверждать, что логопедическая коррекция речи у взрослых многодневный кропотливый труд!

Коррекция заикания у взрослых осложняется вторичной симптоматикой:

  • – логофобией
  • – изменением черт характера, в виде замкнутости и осторожности в общении.
  • – тягостным чувством ущербности
  • – невозможностью полностью реализовать свой социальный потенциал
  • – трудности в построении личных отношений и др.

Лечение заикания у взрослых обычно определяет врач-психотерапевт. Это сложная многоплановая работа с привлечением многопрофильных специалистов. Не ждите результата «завтра», только начав работу с заиканием. Наберитесь терпения, и планомерная работа приведет к желаемому результату!

Заикание у детей

Причины, симптомы
и методы коррекции

Содержание статьи:

Что такое заикание?

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.
Читайте также:
Дисграфия у детей с ринолалией

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.
Читайте также:
Использование коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Автор: Штайнепрайс Елена Алексеевна

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Аннотация . Статья посвящена актуальным проблемам обучения в школе детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии, особенностям логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.

Abstract . The article is devoted to topical problems of schooling of children with severe speech disorders under conditions of inclusion, peculiarities of speech therapy support for children with speech disorders.

Ключевые слова : Инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи, логопедическое сопровождение, адаптированная основная образовательная программа

Keywords : Inclusive education, disabilities, Severe speech disorders, Speech therapy support, Adapted basic educational program.

Переустройство современной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с тяжелыми нарушениями речевого развития, ставит перед собой задачу поиска способов эффективного обучения и воспитания детей, созданию новых подходов в условиях инклюзивного образования детей.

М.М. Семаго, Н.Я. Семаго определяли инклюзивное образование как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья [7].

Читайте также:
Словесные дидактические игры для развития словаря детей с ОНР (Опыт работы по реализации проекта)

Инклюзия – это полное равноправное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательной организации, требующее адаптации пространства образовательной организации к нуждам и потребностям всех детей без исключения с учетом их особенностей.

Тяжелыми речевыми дефектами являются те, при которых страдает экспрессивная (внешняя) речь, в результате чего затрудненным становится взаимодействие ребенка с окружающим миром. Исследования логопедии указывают на тот факт, что у детей с тяжелыми нарушениями речи проявляются вторичные отклонения в становлении психических процессов, которые характеризуются снижением объема памяти, неустойчивостью внимания, отставанием развития мышления, замедлением развития произвольности психических процессов. Недостаточный лингвистический опыт у детей с ТНР не позволяет им усвоить материал учебных дисциплин без дополнительной подготовки (специальные дисциплины, логопедические занятия) и создания специальных условий, направленных на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обогащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности.

Выделяется следующие варианты инклюзивного обучения:

– обучение по основной образовательной программе с обязательным включением программы коррекционной работы для обучающихся нарушениями технической и смысловой сторон письменной речи (чтения и письма), обусловленные недостаточным уровнем сформированности механизмов и операций, лежащих в их основе различного патогенеза у подростков при нормативном развитии устной речи и интеллекта; с недостатками темпоритмической стороны речи, в том числе, с тяжелой формой заикания; с нарушениями голоса;

– обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с резистентной к коррекционному воздействию формой недоразвития речи первичного генеза, проявляющейся в несформированности всех языковых средств; с низким уровнем сформированности процессов письменной речи (чтения и письма), обусловленных недостатками развития всех сторон устной речи;

– обучение по основной образовательной программе с обязательным включением программы коррекционной работы или по адаптированной образовательной программе для обучающихся с нарушениями (распадом) устной и письменной речи различного патогенеза, обусловленных наличием заболеваний, оперативного вмешательства, травм и проч., проявляющихся в виде нарушения всех сторон речи или отдельных ее компонентов и выраженные в такой степени тяжести, которая препятствует успешному обучению или социализации обучающегося, при условии наличия сохранного интеллекта [1].

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способ-ствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ТНР для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

  1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.
  2. Разработка индивидуальной программы развития с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
  3. Оказание логопедической помощи ребенку с ТНР, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.
  4. Изучение динамики речевого развития ребенка с ТНР в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития.
  5. Осуществление итоговой диагностики, охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей сформированность всех видов универсальных учебных действий.
  6. Совершенствование научно-методического потенциала. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при инклюзивной практике осуществлять коррекцию речевых нарушений.
  7. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.
  8. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования [5].

Положительного результата во взаимоотношениях школьников в условиях инклюзивного класса можно достичь только при продуманной системной работе, содержательными частями которой будет формирование позитивного отношения к детям с ТНР и расширения опыта продуктивного общения с ними. Большую роль в этом играет тщательный отбор учебных планов, образовательных программ, учебно-методических и дидактических комплексов.

В школьном учебном плане определяется содержание учебных предметов в рамках его общеобразовательных отраслей и компонентов, и соответственно, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения с инклюзивным форме обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с ТНР и нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) учебного заведения.

При организации учебно-воспитательного процесса главная проблема для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с ТНР, интегрированного в среду сверстников с нормальным развитием, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной программе.

Выбор программы – основа обучения. В начальной школе для обучения учащихся по ТНР за основу берутся:

Читайте также:
Коррекция дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья

1) государственные учебные программы для средней общеобразовательной школы – 1-4 классы;

2) программы общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительный – 1 класс)

3) учебная программа для 2-4 классов общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

На основе этих программ, разработанным по ним учебникам и учебным пособиям состоит календарно-тематическое планирование в инклюзивном классе по учебным дисциплинам. В его создании принимают участие учителя начальных классов и члены психолого-педагогического сопровождения. Календарно-тематическое планирование складывается таким образом, чтобы на одном уроке дети с ТНР и без нарушений развития изучали одну тему, но информация, что они получают была адаптированной к их личной учебной программе.

Календарно-тематическое и внеурочное планирование составляется педагогами школы на основе требований учебных программ для обучения учащихся в инклюзивном общеобразовательном классе.

Обучение по специальным (коррекционным) учебным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по таким предметам как “Произношение”, “Обучение грамоте”, “Развитие речи”, “Чтение”, “Логоритмика”.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено проведение дополнительных коррекционных занятий специалистами службы сопровождения (учителем-логопедом, психологом, учителем-дефектологом), что не заносятся в сетку общего расписания занятий. Организация и проведение этих занятий осуществляется на основе индивидуальных потребностей и возможностей детей [4].

Ход урока зависит от того, как ученики усвоили предыдущий материал, этап обучения берется за основу (изучение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого ученика индивидуально (карточки, упражнения из учебника, задания на доске). Когда совместная работа школьников на уроке невозможна, то ассистент учителя (тьютор) оказывает помощь детям с нарушениями речи. Он проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дополнительно объясняет и уточняет задачи, объясняет новый материал.

Составление и адаптация учебных планов, продуманное использование учебно-методического и дидактического материала позволяет осуществлять образовательную инклюзию, обеспечивать условия для получения знаний учащимися с различными образовательными потребностями.

Создание условий для осознания каждым учеником своей личностной значимости, обеспечение возможностей для его самореализации и самосовершенствования в процессе обучения, стимуляция активности детей на досуге – важнейшие направления инклюзивного обучения.

Таким образом, рассматривая коррекционную направленность технологий обучения детей с ТНР, можно выделить следующие ключевые позиции: активное использование приемов активизации умственной деятельности (особенно при обучении языку – прием сравнения); алгоритмизация умственных действий; наглядные средства – «каркас, на основе которых будет формироваться пиковая и речевая деятельность учащихся»; использование различных видов помощи учащимся (часто продвижение учащихся возможно оценить лишь по изменении степени самостоятельности и исполнении заданий); особая роль в обучении детей с ТНР, особенно языку, отводится копировочным упражнениям.

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Таким образом, компонентами логопедического сопровождения детей с ТНР являются: профилактика речевых нарушений; логопедическая диагностика; коррекция речевых дефектов; формирование всех сторон (компонентов) речи; развитие невербальных психических функций; формирование ключевых универсальных компетентностей.

Внедрение инклюзивной формы обучения требует изменения акцентов в направлении большей открытости и функционирования, формирования у педагогического коллектива готовности принять ответственность за тех детей, которым необходимо оказывать коррекционно-развивающую помощь, создавать условия, модели и технологии для реализации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, которые воспитываются и учатся в обычных садах и школах.

Список использованной литературы:

  1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).
  2. Гусева И.В., Мелешкина М.С. Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2014. –N9 (сентябрь). – С. 116–120. –URL: http://e-koncept.ru/2014/14250.htm.
  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. –СПб.: Речь, 2010. –400 с.
  4. Насибуллина А.Д. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 20. –С. 57–60. –URL: http://e-koncept.ru/2016/56326.htm
  5. Насибуллина А.Д., Польшина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе //Казанский педагогический журнал.–2017. –N 2. –С.130–135. –URL:http://kpj.ippporao.ru/
  6. Польшина М. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S23. – С. 52–56. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470265.htm

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике //Психологическая наука и образование. – 2014. – № 11. – С.51-59.

Читайте также:
Логоритмика в комплексной терапии заикания у взрослых

Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Введение

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали тщательно заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие [1].

Заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.

Заикание у детей чаще проявляется на сложном в лексическом и грамматическом плане речевом материале, в эмоционально значимых ситуациях общения, а недоразвитие языковых средств не только затрудняет формирование коммуникативных умений и навыков, но и усугубляет речевую симптоматику в целом. Г.А. Волкова, Е.А. Дьякова, В.И. Селиверстов, А.В. Ястребова и другие исследователи отмечают у детей с заиканием недоразвитие языковых средств, наличие отклонений в формировании фразовой речи, проявлений общего недоразвития речи, что еще больше осложняет это речевое расстройство [2-5,].

Причем как показало исследование Р.Е. Левиной, затруднения такого рода сильнее проявляются тот момент, когда ребенок лишен возможности опереться на непосредственное зрительное восприятие или на яркие, четкие зрительные представления. И наоборот, заикание у детей заметно ослабевает или вовсе снимается в тот момент, когда их речь связана с конкретной, наглядной ситуацией или непосредственной практической деятельностью.

Все вышеизложенное убеждает в том, что развивать самостоятельною речь детей нужно начиная с наиболее элементарной, доступной заикающимся формы, то есть ситуативной, постепенно подводя их к умению пользоваться контекстной формой речи. Развитие самостоятельной речи детей нужно начинать с первых же уроков, не прибегая к традиционным упражнениям в подражательной (сопряженной, отраженной) и репродуцирующей речи. С самого начала занятий необходимо предусмотреть такие условия, при которых становятся возможными самостоятельные ответы детей, свободные от заикания. Одним из таких благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручной труд.

В настоящем исследовании в процессе экспериментальной деятельности мы опирались на методику, разработанную Н.А. Чевелевой [6]. Автор исходит из психологической концепции, что развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной к контекстной. Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот переход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени. Отсюда «основная линия нарастания сложности самостоятельной речи» включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую. С другой стороны, система последовательного усложнения речи идет здесь по линии «постепенного усложнения объектов деятельности» через усложнение числа «отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении данной поделки».

Предлагаемая ученым система включает в себя четыре периода: период сопровождающей речи; период завершающей речи; период предваряющей речи; период закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по ручной деятельности строились по традиционной методике и содержали основные этапы деятельности: ориентировка в задании, планирование работы, собственная деятельность, анализ качества выполненной работы.

Известно, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать процесс логопедического воздействия, значительно повысить эффективность любой деятельности. В рамках исследования мы осуществили попытку разработки комплекса мультимедийных презентаций для логопедических занятий по устранению заикания.

В общем виде представленную в нашем исследовании технологию логопедической работы с заикающимися младшими школьниками в процессе ручного труда с использованием элементов ИКТ можно представить в виде схемы (рисунок).

Рис. 1. Технология логопедической работы с заикающимися младшими школьниками в процессе ручного труда с использованием элементов ИКТ

Предлагаемая ученым система включает в себя четыре периода: период сопровождающей речи; период завершающей речи; период предваряющей речи; период закрепления навыков самостоятельной речи.

Коротко остановимся на характеристике каждого из них.

Период сопровождающей речи. На всех занятиях этого периода дети говорят (отвечая на вопросы логопеда) только о том, что они делают в данный момент, говорят по поводу совершаемого ими какого-то отдельного элемента работы («Я приклеиваю. », «Я вырезаю. », «Я раскрашиваю. » и т. д.). Такая речь носит название сопровождающей.

В процессе занятий учащийся непосредственно наблюдает свои действия, слышит, как их называет логопед. Таким образом, речь детей на таких занятиях опирается на восприятие: ребенок одновременно видит и осязает тот предмет, о котором говорит. Кроме того, речь учащихся опирается на представления, полученные в результате их собственной деятельности. Все это в значительной мере облегчает речь заикающегося ребенка, так как речь, опирающаяся на восприятие и представления, является для детей наиболее доступной. И хотя с самого первого момента речь ребенка носит самостоятельный характер, пользование ею совершенно свободно от заикания. На протяжении всего первого периода сопровождающая речь постепенно усложняется.

Читайте также:
Профилактика дисграфии у дошкольников

Период завершающей речи. Во второй период занятий с заикающимися детьми, согласно методике Н.А.Чевелевой, мы перешли к более сложному виду речи. Этот вид носит название завершающей действие речи. Учащиеся описывают уже выполненную работу или. какую-то часть ее, например: «Я разрезала квадрат по линии сгиба», «Я только что склеил два треугольника», «А я уже вырезала окошко» – и т. д. Использование новой, более сложной, формы речи – завершающей – не исключает возможности пользования и прежним, уже усвоенным видом речи – сопровождающей.

На протяжении всего второго периода менялся характер завершающей формы речи в сторону постепенного ее усложнения. Она должна отражать отдельные элементы деятельности, то есть процесс изготовления поделки. При этом дети сначала говорят в условиях непосредственного созерцания сделанного, затем – по представлению.

Постепенное усложнение речи детей достигается и другим путем – определенной системой подбора поделок. Так, вначале детям давались для изготовления такие поделки, выполнение которых требует наиболее элементарных трудовых операций, о которых можно было бы говорить короткими фразами («Я приклеиваю волну», или «Я вырезаю квадрат», или «Я обвожу кружок» – аппликация «Кораблик» из бумаги).

Затем следует подбирать такие поделки, изготовление которых требовало бы повторения одинаковых трудовых операций, следовательно, и некоторой повторяемости в ответах («Я складываю первый листок пополам», «Я складываю второй листочек пополам», «Я вырезаю первый кружок из материи», «А я уже третий кружок вырезал» – изготовление книжки, гирлянды из флажков и колец для елки, изготовление счетного материала).

Позже подбирались такие поделки, изготовление которых требует более сложных действий, следовательно, и более сложных объяснений («Я сейчас делаю ножницами надрез от угла до середины квадрата», «Я приклеиваю фитилек внутри фонарика внизу», «Я один уголок прикладываю к середине, а другой уголок пропускаю» – изготовление фонарика из цветной бумаги на елку, вертушки).

Во второй период, как и в предыдущий, осуществляется такой подбор поделок, который побуждает детей к более сложным высказываниям. Так, например, учащимся делали такие поделки, изготовление которых требует совершать все большее количество операций. Благодаря этому ответы детей становились более разнообразными и сложными. Кроме того, в процессе выполнения такой работы и в ходе высказывания детей по этому поводу развивается логическое мышление и память детей.

Период предваряющей речи. В этот период дети начинают пользоваться еще более сложной формой речи. Переход к ней становится возможным после того, как учащиеся начинают свободно пользоваться сопровождающей и завершающей речью. На этой основе в третьем периоде вводится новая, наиболее сложная форма речи – предваряющая. В этом случае ребенок рассказывает о том, что он намеревается делать («Сначала я возьму кусок пластилина и разомну его», «Я буду делать карнавальную шапочку из желтой и красной бумаги», «Я согну листок пополам, а потом – еще пополам» и т. д.).

Пользуясь предваряющей формой речи, учащиеся говорят уже без опоры на восприятие, лишь по следам представлений, возникших во время объяснения логопеда, по уже не собственной деятельности.

Итак, к концу третьего периода дети овладевают развернутой повествовательной контекстной речью. В этом выражается рост, перестройка речевой деятельности заикающихся детей. Если раньше, в самом начале занятий, ученики могли самостоятельно, без заикания отвечать только на один вопрос, да и то короткой фразой, то теперь они в состоянии давать исчерпывающие объяснения, выражать свои замыслы, делиться своими неудачами, критиковать работы, выполненные недостаточно аккуратно, красиво и точно. Как можно убедиться, самостоятельная речь детей в этот период оказывается настолько развитой, что они могут свободно, без заикания отвечать на любые вопросы логопеда и товарищей, строить самостоятельные развернутые рассказы.

Период закрепления навыков самостоятельной речи. На протяжении четвертого периода мы проводили свободную «речевую практику». Учащиеся на занятиях отвечали на всевозможные вопросы, сами задавали нам вопросы и другим учащимся, разговаривали по любому поводу, поясняли, советовались.

В этот период речь учащихся приближается к свободным формам, какими ребенок пользуется в повседневном общении. Теперь дети говорят не только по поводу изготовляемых ими поделок.

На занятиях последнего периода мы использовали любую возможность для того, чтобы побудить детей к самостоятельным высказываниям. Теперь учащиеся уже могут совершенно самостоятельно строить ответы на любые вопросы, делиться своими впечатлениями о прошедших уроках в классе, обсуждать ответы детей у доски то тем или иным предметам. Продолжая мастерить на занятиях различные нужные и интересные вещи, можно достигать все большей и большей самостоятельности и разнообразия разговоров, суждений, опоров.

Таким образом, процесс ручного труда на логопедических занятиях направлен на развитие самостоятельной речи заикающихся младших школьников, начиная с наиболее элементарной, доступной для них, ситуативной речи, постепенно подводя к использованию контекстной речи. На занятиях ручным трудом не возникает необходимости прибегать к таким традиционным формам речи, как подражательная (сопряженная, отраженная) и репродуцирующая. С самого начала занятий предусмотрены такие условия, при которых становятся возможными самостоятельные ответы детей, свободные от заикания.

Читайте также:
Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания

Известно, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать процесс логопедического воздействия, значительно повысить эффективность любой деятельности. В рамках нашего исследования мы осуществили попытку разработки комплекса мультимедийных презентаций для логопедических занятий по устранению заикания в процессе ручного труда на основе вышеизложенной системы Н.А. Чевелевой с использованием элементов ИКТ.

Заикание, логоневроз, запинки в речи, дизритмия

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями.

Нейрологопедические занятия по коррекции заикания в нашем центре могут строиться на основе различных авторских методик: Чевелевой, Власовой и Рау, Шкловского, Волковой, Мироновой и др. Основными приемами логопедической работы при заикании являются дыхательно-голосовая гимнастика, релаксация напряженных артикуляционных мышц, речевые упражнения по ритмизации речи, нормализации ее темпа, выработке выразительной речевой интонации, логоритмические занятия.

Дети с заиканием, логоневрозом и даже запинками в речи должны быть обязательно обследованы нейропсихологом и логопедом.

Грамотная коррекция заикания, которая приводит к устойчивым результатам обязательно должна включать нейрокоррекционный комплекс мер (нейропсихологическую коррекцию, нейроакустические программы) и систему «правильных» логопедических занятий.

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры.

Нужно обязательно помнить, что кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области неропсихологии и развития зон головного мозга.

Именно там лежит корень проблем с запинками в речи.

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы и мозга.

В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Поэтому игнорировать запинки и «запускать» эту проблему ОПАСНО.

Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами – и всё это в последствие может привести к заиканию и запинкам в речи.

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания напрямую связывается с внедрением в повседневную жизнь компьютерных игр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительные травматизации психики.

К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. Специалисты указывают на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью.

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией

Тимошенко Екатерина
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией

Читайте также:
Логопедическая работа при сенсорной афазии грубой степени выраженности

Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей — дизартриков страдает.

Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами.

Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений.

• нарушение тонуса в артикуляционной мускулатуре

• нарушения двигательного аппарата

• нарушение эмоционально-волевой сферы.

• нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).

• нарушение познавательной деятельности.

• своеобразное формирование личности.

• нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

• нарушение просодики – темпа, ритма, модуляции, интонации.

• нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

• нарушение грамматического строя речи.

Изучая коррекционные методики, можно сделать вывод о том, что с детьми со стертой формой дизартрии необходимо целенаправленно работать над развитием всех элементов просодики, артикуляционной и мимической моторик, речевым дыханием.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

При проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов

В то же время движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.

Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма. Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.

Подготовка к логоритмическомузанятию имеет ряд особенностей:

• подбор речевого материала осуществляется с учетом лексической темы недели;

• подбор музыкального материала согласовывается с планированием музыкального руководителя;

• перед занятием проводится предварительная работа по разучиванию игр;

• при подборе двигательных упражнений необходимо учитывать группу здоровья детей.

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т. д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

• Ходьба и маршировка в различных направлениях;

• Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

• Упражнения регулируемые мышечный тонус;

• Упражнения, активизирующие внимание;

• Упражнения регулирующие мышечный тонус;

• Упражнения на развитие координации движения;

• Упражнения на координацию речи с движением;

• На координацию пения с движением;

• Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;

• Речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• Упражнения формирующие чувства ритма;

Читайте также:
Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР

• Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• На развитие мелкой моторики;

• На развитие речевых и мимических движений;

Ритмические упражнения;

• Игра на музыкальных инструментах;

• Музыкальная самостоятельная деятельность;

• Игры (статические, малоподвижные, подвижные);

• Упражнения для развития творческой инициативы.

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений,активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.

1. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работыс дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб. ; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009.

2. Архипова Е. Ф «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии». М. :АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010г.

3. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»М., 2002.

4. Дедюхина Г. В. «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

5. «Логопедия» под ред. Волковой Л. С. – М., Просвещение, 1995.

6. Лопатина Л. В. «К вопросу о «стёртых формах дизартрии».- в кн. : «Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л, 1989.

7. Лопухина И. С. «Логопедия- речь, ритм,движение: Пособие для логопедов и родителей».- СПб., Дельта, 2008.90с. ,ил.

8. Новиковская О. А. «Логоритмикадля дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей». – СПб. : КОРОНА, 2005.- 272с., ил.

Консультация для педагогов «Логопедическая ритмика как средство коррекции нарушений речи дошкольников» Для наиболее эффективной работы над профилактикой и коррекцией речевых нарушений, развитием двигательных навыков у детей, кроме основных.

Коррекционная работа с детьми со стертой дизартрией Всем известно, что дизартрия – самый коварный диагноз у детей, имеющих речевые нарушения. При дизартрии нарушается иннервация всего речевого.

Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Логопедическая ритмика (занятие для детей 5 лет) Логопедическая ритмика (занятие для детей 5лет) Ритмическая разминка Ходьба по кругу в колонну по одному под марш, бег, подскоки, ходьба.

Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией. На основании анализа методической.

Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся.

Особенности речевого развития у детей со стертой дизартрией. В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии,.

План воспитательной образовательной работы работы с детьми. Логопедическая подготовительная группа (март-2 неделя) Тема надели: «Перелетные птицы«, 10 марта,. Вторник. [/i]УтроI Совместная деятельность 1. Утренняя гимнастика. Комплекс №6 2. Беседа: «Что.

Состояние произвольного зрительного и слухового внимания у дошкольников со стертой дизартрией Произвольное внимание, как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, начинает развиваться.

Логопедическая ритмика как средство коррекции моторики и речи у детей с дизартрией

Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. У детей с дизартрией развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный комплекс.

Сложная структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.

Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей так и «тонкой» моторики. Ребенок, у которого лучше развиты моторные функции, быстрее овладевает речью.

И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности.

В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, определённое место занимает логопедическая ритмика.

Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей — дизартриков страдает.

Читайте также:
Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. У детей с дизартрией при проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др.).

В то же время движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.

Большое значение имеет тесная взаимосвязь с музыкальным руководителем.

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр, должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему.

Её цель состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, включающего диагностический, профилактический и коррекционно- развивающий аспекты, обеспечивающие высокий , надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.

Система коррекционной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно- речевой среде.

Графическая модель взаимодействия специалистов при дизартрии с использованием логопедических упражнений

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно — развивающей работы.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную).

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений.

На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.

Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в выборе программ по логоритмике, так чтобы она сочеталась с общеобразовательными программами.

Например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают мелкую моторику кисти и артикуляционный аппарат, координацию речи и движения. На логоритмических занятиях формировались и корректировались движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияли на всестороннее физическое развитие детей: укрепляли и развивали мышцы, улучшали работу сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, обогащали двигательный опыт детей.

В коррекционной работе с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией, можно выделить направления, представленные на рисунке:

Основные направления коррекционной работы с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией

Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлялись на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма.

Для полноценного развития речи и моторики при использовании логопедической ритмики важно проводить работу в системе, для этого был разработан тематический план, позволяющий скоординировать работу всех специалистов: логопеда, воспитателей, музыкального работника.

Система коррекционной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Элементы логопедической ритмики использовались на занятиях: развитие речи, лепка, конструирование, музыкальные занятия.

Мосягина Татьяна Анатольевна,
I квалификационная категория,
МБ ДОУ Детский сад № 37 «Семицветик»
комбинированного вида. г. Калтан

1. Архипова Е.Ф. «Стертая дизартрия у детей», М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2008Г.
2. Архипова Е.Ф «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии». М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010г.
3. «Логопедия» под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение, 1995.
4. Лопатина Л.В. «К вопросу о «стёртых формах дизартрии».- в кн.: «Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.- Л, 1989.
5. Лопухина И.С. «Логопедия- речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей».- СПб., Дельта, 2008.90с.,ил.
6. Новиковская О.А. « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей». – СПб.: КОРОНА, 2005.- 272с., ил.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: