Коррекция ведущего дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей дошкольного возраста с речевой патологией

Вестник Педагога

Автор: Палумбо Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: “Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей”.
Раздел: дошкольное образование

Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей

Палумбо И. С. учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида»

психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

– своевременно выявить детей с нарушением речи;

– выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;

– определить оптимальный педагогический маршрут;

нарушением речи в дошкольном учреждении;

– оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

– определить условия воспитания и обучения ребенка;

– консультировать родителей ребенка.

На основе диагностики выстраивается дальнейшая индивидуально-групповая

работа всех специалистов.

– обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.

Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза

– Сентябрь – выявление уровня развития детей и корректировки содержания

– январь – выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки

– май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.

физического и музыкального развития детей проводят инструктор ФИЗО,

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, экспертная

оценка, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций,

различных областей представляются в виде трехуровневой шкалы: высокий

уровень, средний уровень, низкий уровень:

– высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с предложенным

заданием или с небольшой помощью взрослого;

– средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью

– низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью

физическом состоянии, интеллекте (заключения специалистов), ознакомиться

с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, фразы,

предложения). Приводится беседа с родителями и ребенком.

При логопедическом обследовании детей (в начале учебного года) прежде

аппарата. Логопед должен определить, нет ли дефектов в строении зубов, губ,

прикуса, челюстей, нёба и языка. У детей с дизартрией подробно обследуется

определено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно

(используются предметные картинки) и во фразовой речи (стихотворения).

умение ребенка произносить многосложные слова (аквариум, водопроводчик,

велосипед) и слова с истечением согласных (экскурсия, экскаватор). Затем

проверяется фонематический слух, т.е. различение фонем из групп свистящих

и шипящих звуков (са-ша, за-жа, са-за и т.д.); звонких и глухих (ка-га, да-та-

да и т.д.); сонорных (ра-ла, ри-ли); мягких и твердых (за-зя, та-тя и т.д.);

различение ребенком слов, близких по звучанию (ком-дом, кот-год и т.д.). С

помощью специальных заданий и таблиц обследуется развитие психических

процессов: внимание, память (запомнить и повторить 10 слов) и мышление

(сложить разрезную картинку из 4 частей). При обследовании словаря и

грамматического строя речи ребенку предлагаются следующие задания:

1) образовать множественное число существительных (дом, ведро, утка, стул,

ухо, воробей, мост);

2) образовать словосочетания:

– существительное + числительное (один помидор, два …, пять…);

3) объяснить значения слов (пылесос, холодильник, …);

4) образовать обобщающие слова:

– помидор, огурец, тыква, горох – это …;

– яблока, груша, слива, абрикос – это…;

– кофта, футболка, брюки – это…;

– сапоги, тапочки, туфли, сапоги – это…;

– заяц, медведь, ёж, лиса – это…;

– воробей, утка, ворона, сорока – это…;

– шкаф, тумбочка, диван – это…;

– автобус, трамвай, электричка – это….

5) подобрать признаки к предметам (какой? какая?): лимон, лиса;

6) составить прилагательные: стакан из стекла (стеклянный), сок из клюквы

(…), шуба из меха (…), сумка из кожи (…);

7) образование антонимов: («Скажи наоборот»), большой – …, длинный – …,

толстый – …, высокий – …, холодный – …, мокрый – …;

8) образовать притяжательные прилагательные (Чей дом? Чей хвост?);

9) образовать глаголы («Кто как кричит?»): собака – лает, кот – …, свинья – …,

рассказ; составить рассказ по серии сюжетных картинок («Ёж», «Кораблик»)

и рассказ по представлению.

нарушениями детей. В соответствии с требованиями ФГОС по дошкольному

воспитанию была составлена рабочая программа логопеда.

Основные задачи коррекционного обучения:

– Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

– Преодоление недостатков в речевом развитии;

– Подготовка к овладению элементами грамоты;

– Формирование навыков учебной деятельности;

– Развитие связной речи старших дошкольников;

– Развитие коммуникабельности, успешности в общении;

– Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,

сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений;

– Развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая

Особенности рабочей программы:

– Определение приоритетных направлений и установление преемственных

связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Скачать:

Вложение Размер
kompleksnyy_podhod_k_korrekcii_rechevoy_patologii_u_detey_s_onr.odt 117.29 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Безусловно базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в логопедической практике использовались дополнительные методы , но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей. В основе комплексного воздействия на детей с нарушениями речи определены следующие задачи, приведенные на схеме:

«Схема – Задачи комплексного воздействия на детей с нарушениями речи»

Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками, динамическими паузами при проведении логопедических занятий рекомендуется использовать логопедический массаж. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Для получения более полного эффекта традиционные методы массажа можно сочетать с дополнительным методом – самомассажем. Он помогает воздействовать на активные точки кожи. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме. Для самомассажа и взаимного массажа рук, можно использовать разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковые массажеры. Далее следует выбрать подходящий способ самомассажа. Рассмотрим несколько нетрадиционных видов самомассажа: су-джок терапия и аурикулотерапия.

Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.

Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке) одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшения кровообращения, создает базу для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц [3].

Аурикулотерапия (массаж ушных раковин) также можно использовать на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии [2].

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И.Кант (1724-1804) писал, что рука является вышедшем наружу головным мозгом. Формирование активной речи у ребенка начинается только тогда, когда движения рук достигает точности. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН ( М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Приемы развития мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике. Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

  • Составление контуров предметов (например, стола, домика) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
  • Составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок;
  • Завинчивать и отвинчивать крышки у пузырьков, баночек;
  • Стирание ластиком нарисованных предметов;
  • Комканье носового платка (носовой платок взять за угол одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

Пальчиковую гимнастику можно связывать с коррегирующей гимнастикой для глаз. Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике можно использовать эффективные нетрадиционные методы.

Один из них кинезитерапия . От греч. Kinesis- движение, therapia – лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных – при письме, речедвигательных – при произношении и др.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение : «Кулак – ребро – ладонь» [4].

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д.

Для профилактики ОРЗ и гриппа, повышения работоспособности , внимания используется ароматерапия . Запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запах лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее действие. Ароматерапию уместно использовать во время прохождения лексических тем, например: «Фрукты», «Ягоды». Хотелось бы уточнить, что с запахами работать необходимо очень осторожно, в минимальных дозах. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат.

Важнейшие условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких. Дыхательная гимнастика является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом кору головного мозга и улучшение работы всех ее центров. Полезны занятия на свежем воздухе. С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозгу, человек дышит глубже, чем через рот.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с применением дополнительных методов воздействия, способствует более эффективному преодолению речевых нарушений и предупреждает возникновение возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание во время проведения логопедических занятий условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Новые подходы в решении проблемы наиболее полной коррекции ведущего дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей дошкольного возраста с речевой патологией

Краткая аннотация: В данной статье предлагаются к использованию в своей практической деятельности учителей-дефектологов, логопедов нетрадиционные методы и приёмы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Данные методы и приёмы наглядно демонстрируют эффективность коррекции основного дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей при минимальных затратах времени, наибольшем учёте интересов и направленности личности каждого ребёнка при условии установления эмоционально значимого контакта со всеми участниками коррекционного процесса. Рассматриваемые в статье вопросы будут интересны с моей точки зрения как педагогам коррекционных учреждений так и родителям детей имеющих те или иные отклонения в развитии, так как носят обобщающий характер коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Использование этих методов и приёмов при грамотной организации всего коррекционного пространства в разы увеличат эффективность и сократят сроки коррекции.

В настоящее время не для кого уже не секрет, что если имеются отклонения в развитии ребёнка, то важно как можно раньше начинать проводить специально организованное коррекционное обучение. Желательно делать это в специализированном учреждении, где созданы соответствующие условия и где с ребёнком планомерно и постоянно ведётся весь комплекс коррекционных мероприятий. Однако существуют и определённые проблемы: нехватка мест в специализированных учреждениях, отдалённость места проживания, нежелание что-то менять в жизни ребёнка трудно адаптирующегося в новых условиях и ещё масса различных «но». Однако ответственные родители, понимающие всю важность вопроса полноценного коммуникативного поведения их ребёнка идут на многие жертвы ради будущего благополучия всей семьи и это не пафос, а современная необходимость и даже долг.

Начать хотелось бы с крылатой фразы: «Речь – убранство души» Луций Анней Сенека (младший). Говорить грамотно красиво всегда было модно и престижно. Этому специально обучались с незапамятных времён все кто мог себе это позволить. В современном гуманном и демократическом обществе, коим считается наша страна, это право должно быть у каждого. На особом положении здесь находятся дети имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Наш долг помочь им как можно быстрее справиться с этой досадной преградой в достижении свободного общения на всех уровнях современного развитого коммуникативного пространства с его по истине неограниченными возможностями.

В ходе многолетней работы было отмечено одно обстоятельство, тревожащее всех педагогов участвующих в коррекционном процессе, а именно: с каждым годом на коррекцию поступают дети со всё более сложными структурными отклонениями в основном дефекте и в сопутствующих ему недостатках в физическом и психическом развитии. Имеющийся опыт становится недостаточным и не даёт полной уверенности в эффективности работы с вновь пришедшими на коррекцию воспитанниками. И это постоянно стимулирует к поиску всё новых и более эффективных методов и приёмов коррекционной работы.

«Страх ослабляет даже искушенное красноречие». Публий Корнелий Тацит. И это первое, на что следует обратить внимание. Снятие тревожности, страха перед речью, предупреждение запинок в речи, заикания, комплекса неполноценности достигается приёмами психологической уверенности в том, что научиться говорить красиво можно легко, надо только захотеть. И вот здесь возникает первый барьер для преодоления. Оказывается очень часто красивая речь ребёнку и не нужна: нужна маме или папе, а может быть логопеду? Нет мотивации у самого ребёнка получить эту самую красивую речь. И тогда что бы мы не делали, как бы не старались, это будет не эффективно или не на долго, до момента выхода за дверь кабинета логопеда, а дальше вернётся та привычная речь которая вполне устраивает самого ребёнка.

Создание правильной мотивации! А как? – спросите вы. Это целая наука. Здесь важно учесть и возраст ребёнка и характер отклонений и семейные традиции и т.д. и т.п. Но главное, это должен быть осознанный выбор ребёнка. Мне пришлось изрядно обдумать этот момент. И вот итог моих исканий – мотивация не должна носить материальный характер, главная цель красивой речи – быть культурным человеком, а культурный человек – это тот кто не заметен, потому что он нейтрален, он норма. А хорошо ли это, не скучно ли? Нет, это великолепно! Я отнюдь не за стирание граней личности, я за их огранку, но не за заострение. Тем более, не против индивидуальности.

Мною были разработаны специальные мотивационные значки. Подумаешь новшество! А вот и да! Это не просто фигурки разные по цвету, размеру и форме, выполненные из различных фактурных видов самоклеящейся плёнки, с различными световыми эффектами. Они в начале года давались детям за приобретение определённых речевых навыков, а далее пошёл творческий процесс участия самих детей в создании этих «наград» по накопительной системе. И всякий приходя в группу на дверце шкафчика для переодевания мог видеть активность каждого ребёнка не только на занятии, но и в вопросах постановки того или иного звука, знания дней недели, месяцев года, имени и отчества родителей, да чего угодно. Ребёнок сам решал, за что он мог бы получить «знак отличия» и то, как он, этот знак, будет выглядеть, а потом дети сами стали их изготавливать, демонстрируя всё возрастающую ручную умелость. А, уходя на каникулы перед школой, изготовили конверты и заботливо сложили в них всё, что заслужили, себе на память.

Совершенно логично появился в кабинете логопеда уголок творчества: не всегда в группе дети успевали порисовать, слепить что-то просто так, по своей инициативе и желанию. Не говоря уже о том, чтобы вырезать и наклеить, тем более сложить из бумаги. А, как известно: «Рука ведёт за собой речь». А в той деятельности, которая интересна ребёнку, правильная речь закрепляется лучше. Итогом этого творчества становились подарки родителям и другим членам семьи, сделанные руками самих детей, конечно же под чутким руководством специалиста, работы на тематические выставки сада, а затем и родители были увлечены общей идеей создания книги памяти. Такое сплочение и объединение поколений семьи, педагогов и детей пошло только на пользу в достижении основной коррекционной цели.

Хочу поделиться ещё одним своим открытием. Оно тоже напрямую связано с правильной мотивацией. Если нам что-то очень нужно, мы мобилизуем для решения поставленной цели все свои ресурсы, не задумываясь о количестве потраченного времени. А как известно, время понятие как растяжимое так и сжимаемое. Что я имею ввиду? Как происходит процесс закрепления нового полученного навыка? У некоторых ребятишек он и получается то при непосредственном участии специалиста, что называется «рука в руке» и лишь после постепенного уменьшения роли взрослого и затем уже при всё большей самостоятельности самого ребёнка.

Вот в этом процессе и важен приём «фокуса», как я его назвала, когда с помощью различных упражнений и приспособлений ребёнку и родителям наглядно показывается ближайшая и отдалённая перспектива коррекции его основного дефекта и сопутствующих отклонений и выстраивается прямо на глазах «изумлённой публики» весь алгоритм предстоящей работы, а попросту программа индивидуальной коррекции. А ещё рассказываются невыдуманные истории из личной практики, когда за один день/неделю/месяц при правильной мотивации и многократности повторения в разнообразных вариантах упражнений, массажа, штриховки и т. д. чего можно достичь, то вопрос, кто должен заниматься с ребёнком и надо ли это делать дома, отпадает сам собой.

Речевые нарушения у детей и дислексия: медико-психологические аспекты

Время прочтения 11 мин

Содержание
  1. Речевые нарушения у детей
  2. Эпидемиология
  3. Причины дизонтогенеза
  4. Парциальное ПНР
  5. Тотальное ПНР
  6. Коморбидность
  7. Дислексия глазами врача
  8. Эпидемиология дислексии
  9. Церебральные механизмы дислексии
  10. Психопатологическая симптоматика при дислексии
  11. Реабилитация детей с дислексией
  12. Программно-аппаратный комплекс SLOGY

Нарушение развития речи у детей (дизонтогенез) – это серьезная проблема, которая часто сопряжена с трудностью освоения чтения, то есть дислексией. Об этом важно говорить, так как даже медицинские работники не имеют полного представления о всей серьезности патологии. Чаще нарушением речи занимаются логопеды, между тем такие дети нуждаются в наблюдении врачей и медикаментозных методах лечения.

Речевые нарушения у детей

Все формы речевой патологии изначально были описаны врачами, потому что первичные описания предполагают клиническое вмешательство. Однако это единичные исследования (С.С. Мнухин, Е.И. Кириченко, А.Н. Корнев). Дети с различными жалобами на нарушение речи нередко сначала попадают к врачу, который их потом направляет к логопеду. Соответственно, все исследования о нарушении речи находятся в сфере логопедии.

В отличии от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:

  1. языковых и интеллектуальных возможностей;
  2. навыков планирования;
  3. способности концентрировать и переключать внимание;
  4. состояния артикуляционного праксиса и т.д.

Все это необходимо, чтобы освоить язык. Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.

Эпидемиология

Детей с нарушением речи в России весьма много:

Россия Англоязычные страны
5-6 лет 25-30% 4-5%
7-8 лет 17-20% 3%
Старше 8 лет 1% 1%
Мальчики/девочки 3:1 2:1

В таблице указано процентное соотношение именно тех детей, которые имеют недостатки речи, при которых требуется вмешательство специалиста. Примерно к 6 годам дети в полной мере осваивают навыки пользования речью в плане произношения и грамматики. До этого им позволительно совершать определенные ошибки, согласно их возрасту. Однако важно понимать, что в каждом возрасте имеются свои допустимые и недопустимые речевые ошибки.

Если провести сравнение с англоязычными странами, то разница весьма заметна. Такой большой разрыв связан с критериями диагностики, а не со способностями детей. Тем не менее количество детей с речевыми нарушениями довольно большое. Чаще всего от патологии страдают мальчики.

Причины дизонтогенеза

Природа развития патологий речи традиционна. К причинам относится:

  1. Конституциональные (наследственные) формы. Встречается чаще всего, большинство нарушений речи имеют наследственный фактор.
  2. Соматогенные формы. Ребенок в 1-2 года перенес какие-либо тяжелые для своего возраста заболевания. Если болезнь пришлась на сенситивный для речи период, то это может повлиять на полноценность развития речи.
  3. Церебрально-органические формы. Развиваются вследствие патологий в период беременности либо тяжелых родов.
  4. Депривационные формы. Эмоциональная и коммуникативная депривация, которая в большинстве случаев встречается среди воспитанников домов ребенка и детских домов.
  5. Формы смешанного генеза. Сочетают в себе две и более вышеперечисленных формы.

Парциальное ПНР

ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:

  • Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
  • Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
  • Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
  • Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
  • Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.

Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.

Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).

Тотальное ПНР

При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.

Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:

1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия). При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко – 0,5%.

Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.

2. Параалалический вариант ТНР. По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).

3. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»).

Если к концу дошкольного возраста не удастся справиться с дизонтогенезом, ребенка направляют учиться в речевую школу. Чтобы добиться заметных результатов, коррекционная работа должна продолжаться не менее 5-6 лет. Обычная школа может только усугубить состояние ребенка: возникнут серьезные трудности в учебе, недостаток устной речи вызывает недостатки письменной речи.

Коморбидность

Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности. 60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью.

Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:

1. Когнитивный дефицит:

  1. оперативной памяти;
  2. вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
  3. сукцессивных операций;
  4. пальцевого и артикуляционного праксиса;
  5. внимания (слухового, редко – зрительного);
  6. незрелость игровой компетенции.

2. Личностная сфера:

  1. поверхность социальных связей;
  2. незрелость эмоционально-волевой сферы.

3. Коммуникативная компетенция:

  1. слабое владение диалогом (особенно монологом);
  2. трудности в установлении партнерских отношений.

Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.

Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.

Дислексия глазами врача

Впервые дислексия как самостоятельное нарушение была описана в конце 19 века английскими офтальмологами. Патологию определяли, как словесную слепоту – ребенок интеллектуально развит, однако не может распознавать слова. В России первыми такие случаи описали Р.А.Ткачев и С.С. Мнухин.

Дислексия представляет собой специфическое нарушение чтения. Порядка 10% детей испытывают трудности, осваивая чтение в школьные годы. По сравнению с другими детьми они оказываются не способны научиться читать в должные сроки. Закончив школу, многие из них остаются полуграмотными.

Критерии диагностики по МКБ-10 – F81.0. Специфическое расстройство чтения.

  • Техника чтения и/или понимание прочитанного ниже ожидаемого при данном интеллектуальном развитии. Сначала идет медленное освоение слогового чтения, а потом медленное чтение словами, что значительно затрудняет понимание текстов. Что в младших классах, что в старших ребенок автоматизировано большую часть слов читает по слогам.
  • Расстройство не является прямым следствием дефекта зрения или слуха, или невротического расстройства.

Симптоматика дислексии зависит от языка. В английском языке дислексика можно распознать по неправильному прочтению и огромному количеству ошибок, в русском языке – по крайней замедленности и автоматизированности.

Эпидемиология дислексии

Данная патология в России изучена слабо, в то время как в англоязычных странах на тему дислексии написаны миллионы книг и статей, а в США проблема обсуждалась на уровне Конгресса. Результаты анкетирования, которое проводила Ассоциация родителей дислексиков, показали, что подавляющее большинство родителей и больше половины учителей в России не имеют ни малейшего понятия о дислексии. По факту дети-дислексики предоставлены сами себе и не получают необходимой помощи. Таких детей очень много:

  1. в российской популяции детей школьного возраста 5-6%;
  2. соотношение д/м: тяжелые формы – 1:4,5, средней ф. тяж. – 1:1,5;
  3. среди детей с ЗПР – 50%
  4. среди детей с недоразвитием речи – 40-50%.

Для дислексии характерен половой диморфизм в пользу мальчиков. Мальчиков-дислексиков встречается в разы чаще по сравнению с девочками.

Церебральные механизмы дислексии

Чтение – довольно трудоемкий процесс, который развивает определенные структуры мозга. Дислексикам плохо дается чтение по той причине, что их мозг имеет серьезные особенности развития – мальформации или эктопии, когда нейроны расположены не в том месте, где им положено быть. Данное исследование было проведено Галабурдой в 1985 году. Посмотрите на рис. 1 – все, что обозначено красным цветом, являются многочисленными зонами эктопий.

Мозг дислексика имеет признаки дизэмбриогенеза. Благодаря МРТ можно определить типичные повторяющиеся отклонения в определенных зонах мозга. На рис. 2 желто-красным цветом показано снижение плотности серого вещества у дислексиков, а синим цветом – повышение. Это тоже признаки дизонтогенеза, которые чаще всего обнаруживаются в левой височной доле задней части средней височной извилины.

При помощи функционального МРТ можно определить ключевые зоны мозга, вовлеченные в обработку текста. Посмотрите на рис. 3 – во время чтения у нормально читающего ребенка активируются 3 ключевые зоны, выделенные красным цветом: верхняя височная, лобная и нижняя височно-затылочная. У дислексиков выделена только одна зона, а височные и височно-затылочные не вовлечены в обработку информации – это верный признак того, что мозг работает несовершенно. Улучшить состояние при дислексии можно при помощи специальных упражнений и реабилитации.

На рис. 4 показан график изменений темпа чтения. В 6 классе дети выходят на плато, то есть чтение по темпу и скорости не меняется и остается малопродуктивным вплоть до окончания школы.

Психопатологическая симптоматика при дислексии

Данная патология протекает совместно с разными психопатологическими синдромами. Среди них:

  1. церебрастения;
  2. синдром дефицита внимания;
  3. синдромы психического инфантилизма;
  4. СДВГ;
  5. интеллектуально-мнестическая недостаточность;
  6. неврозоподобные и невротические синдромы;
  7. фобия чтения;
  8. школьная фобия;
  9. делинквентность.

Все эти проблемы возникают вследствие психологической дезадаптации. Стойкие проблемы могут деформировать личность в процессе ее формирования и привести к печальным результатам. Дислексия препятствует процессу обучения, и дети болезненно переживают такие трудности. Особенности социальной ситуации ребенка-дислексика:

  1. хроническая неуспешность;
  2. хроническая фрустрация (фобия чтения, школьная фобия);
  3. дисгармония детско-родительских отношений (вторичная);
  4. низкий социальный статус среди сверстников;
  5. ограничение в выборе профессии;
  6. недоступность высшего образования.

К сожалению, в школе зачастую не замечают, что у ребенка имеются проблемы и не идут навстречу. Даже родители не осознают всю опасность ситуации и добавляют проблем ребенку, раздражаясь и ругая его за неуспеваемость. В результате дезадаптация ребенка только усиливается.

По статистике социальный статус взрослых с дислексией намного ниже, чем у остальных людей. Это вполне закономерно, ведь освоение профессии и конкуренция на рынке труда для дислексиков представляют собой жесткую среду, где они проигрывают. Особенности социальной ситуации взрослого дислексика:

  1. культурное развитие личности – как в дописьменную эпоху;
  2. культурная депривация в связи с лишением культурного дискурса посредством текстов;
  3. социальная дискриминация, которая обусловлена безграмотностью.

Реабилитация детей с дислексией

Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:

  1. психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
  2. медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
  3. психотерапевтическая помощь в семье.

Чтобы овладеть навыками чтения, ребенку необходимо заниматься со специалистами и дополнительно делать задания дома. Все это можно совместить на онлайн-платформе SLOGY.RU, где учеба проходит в дистанционном формате.

Программно-аппаратный комплекс SLOGY

SLOGY – это методика коррекции дислексии на основе полуглобального метода обучения чтению, которая создавалась на протяжении 30 лет и апробировалась на группах детей с разными формами отклонений в развитии: дислексия, дети с задержкой психического развития, дети с недоразвитием речи. Методика разрабатывалась профессором, доктором психологических наук А.Н. Корневым.

Платформа SLOGY.RU доступна в масштабах всей России и предоставляет ребенку возможность работать самостоятельно либо в сочетании с логопедической помощью. В основе проекта лежит методика формирования комплекса психологических предпосылок, необходимых для полноценного овладения чтением.

Уроки проходят ежедневно и быстро, буквально 5-7 минут. В коррекции таких детей важно не перегружать их мозг, так как усвоенные навыки автоматизируются очень медленно. Для достижения значительной компенсации нужен длительный срок – 3-4 года.

Методика уникальна тем, что может подстроиться под индивидуальные возможности каждого ребенка. Она не обеспечивает всех детей одинаковыми упражнениями и формами помощи, а именно подстраивается под темп развития ребенка. Это более гибкое обучение, если сравнивать со школой.

Основные принципы методики, использованные в SLOGY:

  1. регулярность и систематичность занятий;
  2. диагностический мониторинг усвоения навыков;
  3. опора на непроизвольное запоминание слогов и слов;
  4. полуглобальный метод освоения слогового чтения;
  5. постепенное укрупнение оперативных единиц чтения: слои типа СГ и ГС, затем СГС и ССГ, после ССГС;
  6. формирование навыков устного синтеза слов из слогов.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) в логопедии: коррекционная работа и занятия

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т.д.). Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.

Диагнозы, которые относятся к ОНР

ТНР – это не какой-то один диагноз, а собирательный термин, который включает в себя различные нарушения. Соответственно, коррекция должна основываться на конкретном дефекте, который выявлен у ребенка.

К тяжелым нарушениям речи относятся:

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. При этом нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

Дизартрия – это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, звукопроизношение и просодия. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия характеризуется поздним развитием речи. В дальнейшем речь плохо понятна для окружающих. Самая тяжелая дизартрия бывает у детей с детским церебральным параличом. При дизартрии нарушается и звукопроизношение, и интонационно-выразительная сторона речи. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространенной в настоящее время является «стертая степень» дизартрии. Ребенок со стертой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно-выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Речь часто ускорена, а голос тихий. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребенок затрудняется в произнесении слов усложненной слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объема речевого материала. Поэтому дети не могут выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. У ребенка могут быть изолированно поставлены все звуки, но в речи ребенок по-прежнему их искажает. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.

Афазия – частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон мозга. Этот диагноз ставится только детям старше 3-4 лет (т.е. речь должна быть уже сформирована).

Заикание (логоневроз)– речевое нарушение, которое в большинстве случаев возникает в раннем возрасте. Представляет собой нарушение темпо-ритмической стороны речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые запинки и т.д.

ОНР (общее недоразвитие речи). К тяжелым нарушениям речи относится первая и вторая степень ОНР. Для первой степени характерно полное отсутствие речи, поэтому ребенок изъясняется только жестами, мимикой и т.д. При второй степени ОНР речь находится в зачаточном состоянии. Ребенок использует искаженные слова, он может строить лепетные предложения.

Ринолалия. Самой сложной и тяжелой формой является «открытая» ринолалия, возникающая вследствие врожденного расщепления мягкого или твердого неба. При этом дефекте отмечается позднее появление речи. Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива из-за носового оттенка. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Все это затрудняет развитие социализации и коммуникативных функций у ребенка с ринолалией.

В некоторых источниках к ТНР относят и другие нарушения:

Дисфония (нарушение высоты, силы и тембра голоса).

Тахилалия (патологически ускоренный темп речи) и брадилалия (замедленная речь).

Каждое из этих нарушений может быть разной степени тяжести. В ряде случаев расстройство настолько тяжелое, что ребенок признается комиссией ограниченным в своих возможностях. Это уже является поводом к назначению группы инвалидности.

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Ольга Переяславцева
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития

Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада. Описаны основные признаки неблагополучного развития речи дошкольников и направления по преодолению нарушений личностного развития у детей данной категории.

Ключевые слова: психокоррекционная работа, речевые нарушения, психическое развитие, психолого-педагогическое сопровождение.

Величайший дар природы, присущий только человеку- это речь. Широкие возможности общения открывает она перед людьми, объединяет их в деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Через овладение речью происходит и познание мира. Посредством звучащей речи окружающих знакомится маленький человек с понятиями и явлениями окружающей действительности.

Хорошая, грамотная речь является залогом успеха человека в жизни.

Число дошкольников с нарушениями речи неуклонно растёт из года в год и составляет в настоящее время самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. По утверждениям специалистов более 60% современных дошкольников нуждаются в коррекции речи. Если ещё 20 лет назад считался нормой словарный запас годовалого ребёнка в 15-20 слов, то сегодня найти осмысленно говорящих 15 – 20 слов годовалых детей практически невозможно, а чаще встречаем трёхлетних, мало и плохо говорящих детей. Становится сложнее и характер этих нарушений. Любая задержка, всякое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Процесс овладения речью происходит постепенно, проходит ряд закономерностей, сменяющих друг друга периодов. И если случается сбой в этой системе, обнаруживаются признаки неблагополучного развития, то в дальнейшем не обойтись без квалифицированной помощи специалистов.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка:

• ребёнок развивается с задержкой;

• ребёнок перенёс тяжелые заболевания;

• у ребенка имеются неврологические заболевания;

• ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит;

• на просьбы взрослых не реагирует, делает вид, что он не слышал.

• ребёнок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми;

• при решении возникающих проблем ребенок не прибегает к речи и к помощи взрослых;

• ребенку безразлично понимают ли его окружающие. Он говорит на одном ему понятном языке.

• речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Проблемы преодоления речевых нарушений у детей в нашей стране решаются на базе групп компенсирующей направленности, задача которых состоит в осуществлении коррекции речевых нарушений у детей и развивать и предпосылок школьного обучения. Коррекция речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.

Процессы, тесным образом связанные с речью- это внимание и память. Нарушение этих процессов не позволяет речи развиваться в полном объеме. Этим объясняется необходимость своевременной психокоррекционной работы с детьми.

Неумение общаться вследствие речевых нарушений, неумение выражать свои мысли приводит к различным комплексам в развитии ребёнка: делает его тревожным, замкнутым, иногда агрессивным.

У детей с нарушениями речи особенностями неречевых процессов являются недостаточная сформированность игровой деятельности, сужение коммуникативных контактов, недостаточная устойчивость внимания, сложности при его распределении, низкая активность припоминания. У некоторых детей это может сочетаться с пониженной познавательной активностью. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности развития мышления. Эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, хотя в целом обладают полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту.

Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и ведет подготовку к школе.

Корекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется строго продуманной системой, которая строится на комплексном подходе к решению коррекционных, развивающих и воспитательных задач. Это предполагает тесное взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей группы и логопедизацию всего образовательного процесса и деятельности детей.

Развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи уделяется особое внимание, поскольку полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития.

Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое в ДОУ педагогом-психологом по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, имеет особую важность, так как именно этому аспекту уделяется меньше всего внимания другими специалистами. Оно должно быть организовано своевременное и грамотно. Только вовремя и правильно организованная работа по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы помогает добиться положительных результатов и способствовать более успешной работе по коррекции речевых недостатков, а также повышает качество усвоения речевого материала. Это позволяет утверждать, что деятельность педагога-психолога в работе с детьми с нарушениями речи является особо необходимой и значимой.

Психокоррекционная работа ведется по следующим направлениям:

• развитие коммуникативных навыков, отработка навыков сотрудничества, развитие взаимной эмпатии;

• снижение психоэмоционального напряжения, тревожного состояния у детей;

• корреционная работа направленная на снятие агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;

• поддержка положительного эмоционального настроя в группе;

• обучение саморегуляции эмоциональных состояний;

• обучение самоанализу внутреннего состояния (своего и других людей);

Все педагоги и специалисты ДОУ, также как и педагоги-психологи, работая в тесной взаимосвязи, делают все возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии никогда не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделёнными.

Выстраивая взаимоотношения с детьми, педагоги обязаны помнить, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать. Личность, с которой надо считаться.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что психокоррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии речи, предполагает сложную системную работу и должна включать комплекс мероприятий, направленных на решение неблагоприятного воздействия всех указанных выше факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка.

1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004. – 104 с.

2. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи.Санкт-Петербург: КАРО. Год. 2006

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха Новокрещенова Наталия Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 71 «Незабудка» Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие.

Игровые технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи Игровые технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие.

Индивидуальная программа для работы с детьми с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Индивидуальная программа коррекционно – развивающей работы для детей с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Группа: подготовительная.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок.

Педагогический совет «Основные направления работы детского сада по развитию связной речи» Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. В игровой.

Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи МКДОУ дс №420 «Сибирячок» г. Новосибирск Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования.

Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения» В последние годы, когда возросло количество детей с речевыми нарушениями, я в своей практике начала искать и активно применять различные.

Коррекция ведущего дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей дошкольного возраста с речевой патологией

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.

Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:

1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования; она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;

2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;

3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.

По мнению Г.М. Ляминой, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорное развитие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания (18).

М.И. Лисина отмечает, что психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В период раннего детства развиваются две стороны общения: общение со взрослым и общение со сверстниками. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и другие. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и ранний возраст (от 12 до 36 месяцев).

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин показали важность раннего возраста в развитии речи, считая его сензитивным периодом для формирования звукопроизношения, словаря, грамматической стороны речи. Л.С. Выготский отмечал, что в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка.

По мнению Д.Б. Эльконина, в раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в третьем лице, формируется чувство «Я», отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Особенности поведения ребенка в этот период зависят от отношения к нему взрослых. Этот этап развития называют кризисом 3 лет (первый возрастной кризис). Психологическим новообразованием является обособление себя от окружающих, что имеет большое значение для личностного развития ребенка. Развитие ребенка раннего возраста происходит только в условиях взаимодействия со взрослыми [5].

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

Поскольку отклонения в развитии речи детей раннего возраста в дальнейшем могут повлиять на становление словарного запаса и грамматического строя, необходимо коррекционное воздействие для предупреждения вторичных нарушений. Для этого необходимо комплексное логопедическое обследование. Методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой.

О.Е. Громова для диагностики речи детей раннего возраста разработала опросник для родителей. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять [1].

Г.В. Чиркина отмечает, что логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления. В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение [3].

К.Л. Печора предлагает свою методику диагностики нервно-психического развития ребенка 2-3 лет. Автор выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития [2].

Е.В. Шереметьева разработала модель психоречевого развития ребенка раннего возраста, которая охватывает пять стадий психоречевого развития ребенка. Каждая стадия включает в себя: психофизиологическую готовность ребенка к овладению речью; когнитивный компонент, который опосредованно показывает специалистам качество внешнесредового воздействия семьи; предъязыковые и языковые средства общения ребенка с близкими взрослыми [4].

Сводная характеристика всех выше рассмотренных методик представлена в таблице.

Методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: