Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Рубрика: Методика

Дата публикации: 05.07.2016

Статья просмотрена: 684 раза

Библиографическое описание:

Бочарова, Е. Н. Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО / Е. Н. Бочарова, И. А. Дубяга. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1137/ (дата обращения: 18.01.2022).

Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий вразличных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)».

Вводить новое содержание в образовательный процесс, активизировать мыслительную и познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.

Метод проектирования в работе педагогов ДОО становится перспективным средством непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этот метод принадлежит к числу эффективных средств, все чаще применяемых в педагогике, которое помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении тех или иных трудностей у дошкольников. Эффект применения метода проектной деятельности зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему образовательного процесса, создавая психоэмоциональный комфорт детям, предусматривающий «ситуацию уверенности» в своих силах. Подобный подход к процессу обучения — это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.

Проектный метод в дошкольном учреждении стал одним из основных компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, решая поставленную задачу методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Как и в педагогике, в логопедии «обучение … рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств», Л. С. Волкова [1, 74].

И в современной логопедии, как педагогическая наука, также происходит постоянный активный поиск путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для дошкольников с нарушениями речи.

Речь — одна из важнейших психических функций человека, а чистая, правильная речь — одно из главных условий его нормального психического развития. Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. При помощи речи, общения ребенок узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. Речевое общение создает условие для планирования самостоятельной деятельности и участия в ней. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его.

Речь в жизни человека играет огромную роль, соответственно любые речевые отклонения в разной степени отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Неполноценное речевое развитие ребенка накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными дошкольному возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, испытывают трудности в овладении навыками анализа и синтеза, в умении сравнивать, обобщать. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив — порождает негативизм, агрессию и ведёт к снижению познавательной активности детей.

Все вторичные нарушения ведут к снижению мотивации к обучению, тормозят развитие обобщающей, регулирующей функции речи и, как следствие, личности в целом. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Речевые отклонения затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения.

К сожалению, в наши дни в дошкольные образовательные организации все больше поступает детей с различными нарушениями речи, которые резко ограничивают возможность общения детей с окружающими их сверстниками и взрослыми.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах - конспект в 1 классе

В связи с этим, работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод проектирования, который используется в логопедии наряду с традиционными методами и является эффективной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Применение в непрерывной образовательной деятельности проектирования позволяет педагогу оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.

Но возникает вопрос, а так ли необходим проектный метод учителю-логопеду ДОО для работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии? Как показывает практика, использование в лого-коррекционной образовательной деятельности метода проекта не только возможно, но и необходимо. Как раз такие дети, может, даже больше остальных нуждаются в применении в работе с ними проектного метода, который позволяет повысить интерес к усвоению предложенного материала, мотивирует их на познавательную активность, так как они, зачастую, снижены у детей с нарушениями речи. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дошкольники с недоразвитием речи обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, общаться с окружающими.

Одним из существенных преимуществ использования метода проекта в деятельности учителя-логопеда является возможность приблизить коррекционную среду к ситуации стихийного формирования речи — ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-либо. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют больший спектр применения, быстрее автоматизируются.

Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими целями:

– для установления контакта с ребенком;

– пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

– сплочения группы детей, участвующих в выполнении задания.

Метод проектной деятельности становится все более актуальным и эффективным в организации коррекционного процесса с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Проектная деятельность в решении проблемы коррекции речевых нарушений в работе с детьми выступает как эффективное инновационное средство, помогающее учителю-логопеду ДОО выстраивать свою работу системно и поэтапно. Важно отметить, что учитель-логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т. е. педагог ненавязчиво направляет работу детей в осуществлении проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к совместной с детьми деятельности;

– координирует весь процесс коррекционной деятельности;

– помогает детям в поиске источников информации;

– сам становится источником информации;

– поддерживает и поощряет активность детей в работе над проектом.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности непосредственно на самого педагога. Проектирование заставляет учителя-логопеда постоянно находиться в пространстве возможностей, что требует ежедневного творческого, личностного роста, изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий. В результате реализации проекта повышается и профессиональная компетентность всех педагогов ДОО: в ходе организации консультаций, семинарских и открытых занятий, они получают дополнительные знания в вопросах использования метода проектной деятельности в коррекционном и педагогическом процессе.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Дети открываются родителям с новой стороны, ребенок оказывается интересен им, поскольку начинает выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется необычным содержанием, приобретает иной смысл. Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий вырабатывает положительное отношение к занятиям, улучшает эмоциональный фон, поднимает общую активность, позволяет вырабатывать устойчивые формы поведения. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании. Грамотная организация речевой среды дома обеспечивает закрепление навыков, полученных на занятиях, введение их в свободную речь и использование их в различных ситуациях общения.

Читайте также:
Консультация для родителей, чьи дети обучаются по программе 8 вида

Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем традиционных педагогических технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, формирует интерес к занятиям, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Как показывает практика, дети приобретают не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной деятельности, у них повышается уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является основными предпосылками формирования учебной деятельности

Общие показатели результатов психоречевого, моторно-двигательного и эмоционального развития детей свидетельствуют о появлении позитивных изменений и высокой продуктивности коррекционной работы. Исходя из данных полученных результатов деятельности учителя-логопеда с использованием метода проекта становится очевидным, что данный метод является современным продуктивным и актуальным средством развивающего обучения и может активно применяться в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у дошкольников.

  1. Волкова Л. С. Логопедия. Издание пятое, переработанное и дополненное.//Владос, Москва,2004

Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения

Елена Степанова
Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения

Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это интересный, ёмкий метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов даёт возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребёнку, но и взрослому.

Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности. Проектная деятельность даёт возможность воспитывать ” деятеля“, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия. Проектный метод служит способом организации педагогического процесса, взаимодействия ребёнка с окружающей средой как в детском саду, так и в домашних условиях. Поэтому в процессе воспитания, обучения и коррекции должны принимать участие все педагоги ДОУ (старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и родители воспитанников.

В ходе реализации проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это чёткость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной педагогики – специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени, но ёмкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество – это обеспечение целостного восприятия ребёнком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединить различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления.

Целью коррекционной работы учителя – логопеда является полноценная подготовка детей к школе и их социализация. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые должны помочь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и взрослым лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Следует отметить, что работа по внедрению проектной деятельности в группах для детей с нарушениями речи имеет свою специфику. Особое внимание должно уделяться коррекционным процессам. Важно правильно планировать воспитательно – образовательную работу с детьми. При составлении расписания образовательной деятельности следует ориентироваться на значимость ее вида, тематику, направления работы ДОУ и возрастные особенности детей.

Цель: развитие речи, познавательных навыков детей, инициативы, самостоятельности средствами проектной деятельности

Создать условия для более эффективного усвоения ребёнком необходимых знаний и навыков

Сделать педагогический процесс более интересным и разнообразным

Добиться положительной динамики в работе

Максимально привлечь к работе педагогов ДОУ и родителей

Модель воспитательно-образовательного процесса строится на основе изучения лексических тем. Содержание материала усложняется в каждом новом учебном году, то есть расширится словарный запас по каждой лексической теме. Ребенок получает более углубленные знания.

Изучение лексических тем воспитанниками логопедической группы входит организованной образовательной деятельностью и закрепление полученных знаний и умений в рамках реализации того или иного проекта способствует расширению у них словарного запаса, развитию связной речи, формированию грамматического строя речи.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение проектной деятельности в работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, позволяет им социально-адаптироваться в среде сверстников, преодолеть неуверенность в себе, стать активными и самостоятельными. Используя свои индивидуальные речевые возможности, дети учатся выражать свои мысли и чувства. Повышается интерес к общению в детском коллективе. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные, нравственные качества.

Читайте также:
Протокол обследования речи

Этот метод актуален и эффективен, т. к. :

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Это, в свою очередь, требует поиска новых, эффективных средств коррекции.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

Метод проектов дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе.

Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны, и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, с другой стороны, подталкивают к использованию данного метода.

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» – пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Все проекты очень разноплановые, но каждый проект направлен, конечно же, на развитие речи, поиск новых способов взаимодействия педагогов и родителей.

Дидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи Богданова Наталья Алексеевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад «Улыбка» Мальцева Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Речевые нарушения Причины речевых нарушений Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы: 1. Органические приводят к повреждению.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, – это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра» Аутичесие растройства относятся к искажённому психическому развитию. Ранний детский аутизм (РДА) – это неравномерное развитие психики с.

Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими.

Консультация для педагогов «Театр как форма работы с детьми, имеющими нарушения речи» Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.

Коррекционные игры и упражнения с детьми, имеющими нарушения в интеллекте для преодоления агрессивного поведения Цель: Знакомство с коррекционными играми и упражнениями для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии с признаками агрессивного.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает.

Речевые нарушения и причины их возникновения Причины возникновения речевых нарушенийКогда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным.

Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи Автор: Комарова Лидия Николаевна Статья: «Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

“Проектная деятельность в работе учителя-логопеда образовательного учреждения”

Конкурс статей «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»

Статья «Проектные технологии в работе учителя-логопеда

образовательного учреждения»

Склярова Инесса Васильевна, учитель-логопед,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени Героя Советского Союза Пономаренко Виктора Ивановича»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы с целью повышения речевой активности, преодоления речевого негативизма, коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

учитель-логопед, речевые возможности, проектная деятельность, коррекционная работа, творческие идеи.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одной из таких педагогических технологий, позволяющих развивать познавательные навыки обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» – так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ученик приобретает – «присваивает» знания и опыт. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции всех образовательных областей. К тому же он позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Трудно переоценить возможности для речевого развития ребенка, которое дает проектная деятельность. Она позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Читайте также:
Органы чувств - конспект занятия

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи, дети с недоразвитием речи учатся аргументировать свою позицию, ставить проблему, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Все это создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей школьного возраста. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребенка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Цель проектной деятельности учителя-логопеда в образовательном учреждении: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития школьников.

Задачи проектной деятельности:

– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;

– развивать речевые и творческие способности детей;

– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

– увеличить объем коррекционного воздействия;

– повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;

– побуждать детей к совместной деятельности;

– объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал;

– стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду:

– по количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные, парные;

– по продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

– по доминирующему виду – творческие, исследовательские, игровые, информационные, практико-ориентированные.

Для реализации проекта необходимо решать следующие задачи:

– проанализировать литературу по теме;

– разработать план проектной деятельности по теме;

– привлечь родителей к активному участию в работе;

– реализовать проект с демонстрацией результатов;

– провести анализ и результативность проделанной работы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – организационный. Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации.

Второй этап – практический. Включает непосредственное создание проекта.

Третий этап – заключительный. Презентация авторского проекта.

Основные требования к использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе:

– в основе любого проекта лежит речевая проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

– проект – это «игра всерьёз», результаты ее значимы для обучающихся и взрослых;

– обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога/специалиста), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний на практике. Это позволит ученику «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности, усвоить больший объем информации.

Логопедические проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития школьников и имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ученика и родителей.

Представлю л огопедический проект «Дыхательная гимнастика».

– формирование у детей понятия о правильном дыхании; обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания;

– приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;

– формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

– привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Вид проекта: п рактико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Содержание работы с детьми:

– развитие силы и целенаправленности воздушной струи при коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях;

– игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;

– изготовление пособий для дыхательной гимнастики.

Содержание работы с семьей:

– консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;

– памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать», «Упражнения для развития дыхания»;

– совместное с детьми изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

Содержание работы с педагогами:

– консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;

– изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

– практическое применение результатов детско-родительского творчества.

Практический результат проекта:

– оформление выставки «Дыхательная гимнастика»;

– практическое применение продуктов проекта в формировании речевого дыхания.

Метод проектов в работе с детьми – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе школьного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Проектная деятельность дает детям возможности синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы

Список использованной литературы:

1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. – 131 с.

2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 231 с.

3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с.

4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2010. – 142 с.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136 с.

6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе.–

Вестник Педагога

Автор: Палумбо Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: “Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей”.
Раздел: дошкольное образование

Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей

Палумбо И. С. учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида»

психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

– своевременно выявить детей с нарушением речи;

– выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;

– определить оптимальный педагогический маршрут;

нарушением речи в дошкольном учреждении;

– оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

– определить условия воспитания и обучения ребенка;

– консультировать родителей ребенка.

На основе диагностики выстраивается дальнейшая индивидуально-групповая

работа всех специалистов.

– обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.

Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза

– Сентябрь – выявление уровня развития детей и корректировки содержания

– январь – выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки

– май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.

физического и музыкального развития детей проводят инструктор ФИЗО,

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, экспертная

оценка, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций,

различных областей представляются в виде трехуровневой шкалы: высокий

уровень, средний уровень, низкий уровень:

– высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с предложенным

заданием или с небольшой помощью взрослого;

– средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью

– низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью

физическом состоянии, интеллекте (заключения специалистов), ознакомиться

с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, фразы,

предложения). Приводится беседа с родителями и ребенком.

При логопедическом обследовании детей (в начале учебного года) прежде

аппарата. Логопед должен определить, нет ли дефектов в строении зубов, губ,

прикуса, челюстей, нёба и языка. У детей с дизартрией подробно обследуется

определено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно

(используются предметные картинки) и во фразовой речи (стихотворения).

умение ребенка произносить многосложные слова (аквариум, водопроводчик,

велосипед) и слова с истечением согласных (экскурсия, экскаватор). Затем

проверяется фонематический слух, т.е. различение фонем из групп свистящих

и шипящих звуков (са-ша, за-жа, са-за и т.д.); звонких и глухих (ка-га, да-та-

да и т.д.); сонорных (ра-ла, ри-ли); мягких и твердых (за-зя, та-тя и т.д.);

различение ребенком слов, близких по звучанию (ком-дом, кот-год и т.д.). С

помощью специальных заданий и таблиц обследуется развитие психических

процессов: внимание, память (запомнить и повторить 10 слов) и мышление

(сложить разрезную картинку из 4 частей). При обследовании словаря и

грамматического строя речи ребенку предлагаются следующие задания:

1) образовать множественное число существительных (дом, ведро, утка, стул,

ухо, воробей, мост);

2) образовать словосочетания:

– существительное + числительное (один помидор, два …, пять…);

3) объяснить значения слов (пылесос, холодильник, …);

4) образовать обобщающие слова:

– помидор, огурец, тыква, горох – это …;

– яблока, груша, слива, абрикос – это…;

– кофта, футболка, брюки – это…;

– сапоги, тапочки, туфли, сапоги – это…;

– заяц, медведь, ёж, лиса – это…;

– воробей, утка, ворона, сорока – это…;

– шкаф, тумбочка, диван – это…;

– автобус, трамвай, электричка – это….

5) подобрать признаки к предметам (какой? какая?): лимон, лиса;

6) составить прилагательные: стакан из стекла (стеклянный), сок из клюквы

(…), шуба из меха (…), сумка из кожи (…);

7) образование антонимов: («Скажи наоборот»), большой – …, длинный – …,

толстый – …, высокий – …, холодный – …, мокрый – …;

8) образовать притяжательные прилагательные (Чей дом? Чей хвост?);

9) образовать глаголы («Кто как кричит?»): собака – лает, кот – …, свинья – …,

рассказ; составить рассказ по серии сюжетных картинок («Ёж», «Кораблик»)

и рассказ по представлению.

нарушениями детей. В соответствии с требованиями ФГОС по дошкольному

Читайте также:
Проект для детей старшего дошкольного возраста ‘Мы все разные, но дружные’

воспитанию была составлена рабочая программа логопеда.

Основные задачи коррекционного обучения:

– Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

– Преодоление недостатков в речевом развитии;

– Подготовка к овладению элементами грамоты;

– Формирование навыков учебной деятельности;

– Развитие связной речи старших дошкольников;

– Развитие коммуникабельности, успешности в общении;

– Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,

сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений;

– Развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая

Особенности рабочей программы:

– Определение приоритетных направлений и установление преемственных

связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса

Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность

Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восприятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать свои мысли.

Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушение нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи. Своевременно не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправлению, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков. Как правило, нарушения речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях может быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.

При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых нарушений условно выделяются группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью; к таким нарушениям относятся дислалии механическая и функциональная, ринолалия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети с общим недоразвитием речи ( алалии, ринолалия, дизартрия).

Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи – явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются неуспевающими.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Недоразвитие любой сферы (умственной, эмоционально-волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего развития, если не будут приняты необходимые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.

В нашей школе в зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.

В задачи логопункта школы входит исправление нарушений устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приемов умственной работы, необходимых для овладения грамматикой.

Важнейшее значение для преодоления имеющихся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и правильная диагностика, контакт логопеда с учителем класса, где обучается ребенок, с родителями. Таким комплексным подходом обеспечивается успешность проводимого коррекционно-воспитательного воздействия. Я приглашаю родителей на логопедические занятия. Для них провожу беседы в школе, в которых раскрывается имеющийся у ребенка дефект и пути его преодоления, даются рекомендации, советы родителям.

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата. Я учу ребят планировать, отбирать лексику, знакомлю с грамматическим строем языка, операциями контроля; учу рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функцией речи.

Читайте также:
Конспект: Знакомство с дикими животными леса

Коррекционная работа с учащимися проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом вся работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания.

Дети учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладевают правильным звукопроизношением и звукоразличием.

Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является не игровая, а учебная деятельность.

В нашей школе сформированы фронтальные группы для обучающихся с заключением: недостаточная сформированность средств языка с различными сопутствующими дефектами устной речи – дизартрический, алалический компонент.

Преодоление данных речевых нарушений достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Развитие речи в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.

Эффективная логопедическая помощь таким детям оказывается на основании комплексного медико-психолого-педагогического воздействия.

Нарушение внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости. Эти дети испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма. И таких детей у нас большинство.

А сейчас я хочу остановиться на тех рекомендациях и практических советах, которые предлагаю всем педагогам дошкольного и начального обучения использовать в своей работе.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C’]

Проговори «слова-друзья» тройками

Стол –сток – стоп;

Оса – лиса – роса;

Фикус – минус – вирус;

Фокус – глобус – автобус;

Носок – песок – кусок;

Маска – каска – пляска;

Весы – носы – усы;

Кокос – покос – насос.

Са-са-са – самокат, сова, лиса.

Сы-сы-сы – косы, волосы, усы.

Со-со-со – сода, соболь, колесо.

Су-су-су – суп, посуда, путасу.

Ас-ас-ас – масло, паста, ананас.

Ис-ис-ис – кипарис, Борис, ирис.

Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос.

Ус-ус-ус – вкус, автобус, карапуз.

Аса-аса-аса – колбаса и касса.

Осы-осы-осы – волосы и косы.

Усы-усы-усы – сарафан и бусы.

Аска-аска-аска – ласка, маска, каска.

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолет, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Мы со звуками играем:

С-С-С – мы повторяем.

Мы стараемся, свистим:

Стоп! – и снова посвистим.

Произносим С в слогах,

Произносим С в словах:

Автоматизация звука Ш

Ша-ша-ша – шапка, шахматы, лапша.

Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.

Ше-ше-ше – шея, пешка, атташе.

Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.

Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.

Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши

Ше-ше-ше – шепчет Шура в шалаше.

Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши,

Шумно «шипят» малыши:

Лошадь, машина, мышка и кошка,

Пушка, мартышка, уж и окошко,

Шишка, лягушка, шубка и чашка,

Шапка, кукушка, шиповник и кашка,

Крышка, кушетка, шкаф и ромашка,

Мишка, катушка, мальчишка и шапка.

Мы со звуком Ш играем

Мы со звуком Ш играем

И картинки подбираем:

Карандаш, машина, книжка,

Шляпа, бабушка, малышка,

Ландыш, дедушка, подушка,

Мишка, шортики, лягушка.

Найди лишний предмет

Погремушка, шарф, машинка, пушка (лишний шарф, потому что это одежда, а погремушка, машинка и пушка – это игрушки).

Ромашка, матрешка, гармошка, неваляшка (лишняя ромашка, потому что это цветок, а матрешка, гармошка и неваляшка – это игрушки).

Шарф, шапка, галоши, шуба (лишни галоши, потому что это обувь, а шапка, шуба и шарф – это одежда).

Лошадь, кукушка, морж, кошка (лишняя кукушка, потому что это птица, а лошадь, кошка и морж – это животные).

Угадай, что в шелковом мешке?

Инструкция: Ребенок должен нащупать предмет в мешочке и назвать его, не вытаскивая. Например: «В шелковом мешке – мишка»(карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка, губная гармошка, погремушка, матрешка).

Читайте также:
Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Вот шипящая считалка:

Чашка, ложка и мешалка,

Кружка, нож и поварешка,

Кашка, пышка и лепешка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л

Включение семьи в процесс коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Одно из основных условий развития ребёнка, его социализация, адаптивность и в дальнейшем успешное обучение в школе, зависит от того насколько своевременно и полноценно может быть сформирована речь в дошкольном детстве. Даже незначительные проблемы с речью, а тем более задержка или нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведение, и в различных формах деятельности. Поэтому на этапе развития ребенка в детском возрасте необходимо обратить внимание на все стороны речи. Речь нельзя назвать врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза, и вместе с физическим и умственным развитием ребенка служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком речевых навыков происходит с определенной закономерностью и отличается рядом черт, общих для всех детей.

Как отмечают С. Л. Рубинштейн, Л.П. Федоренко и др. – речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т. д. Поскольку звукопроизношение ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от постоянной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни, то следует обратить внимание на необходимость грамотного включения родителей в данный процесс.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причины возникновения этих нарушений могут быть разными. Во-первых, многие из них являются результатом несвоевременно или не эффективно оказанного лечения. Во-вторых, недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. В-третьих, недостаточной сформированность фонематического слуха и др.

В том случае, если на перечисленные причины вовремя не обратить внимание в детском возрасте, то это приведет к затруднению общения с окружающими людьми, а в дальнейшем, возможно, повлияют на определенные изменения личности в цепи развития ребёнок-подросток-взрослый. Такие изменения могут привести к возникновению у детей закомплексованности, нарушению успеваемости в школе, создадут барьеры в общении, невозможности полностью раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.

Проблема включения родителей в процесс овладения речью детьми раскрывается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, С.В. Довня, Л.А. Зигле, Т.Ю. Морозовой, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стреблевой и др.

Авторы указывают на то, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим речевые нарушения, является обязательное привлечение семьи к данному процессу [4].

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), большое внимание уделяется работе с родителями, где указывается на необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования. Родители должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей.

Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Для этого должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОНР с воспитателями, логопедом, психологом.

Анализ психолого-педагогической литературы (Т.Н. Доронова, 2002; О.И. Давыдова, 2003 и др.) позволяет выделить неэффективность данного взаимодействия, которое иногда проявляется в относительной стихийности, которую условно можно разделить на три направления:

– обращение родителей к воспитателю с вопросами о ребенке;

-обращение воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы дошкольного учреждения;

-общение по другим поводам, не связанным с ребенком.

В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:

– частота обращений к воспитателям и их содержание (одни родители могут общаться ежедневно, а другие практически не общаются);

– большинство интересов родителей связано с беспокойством об аппетите детей и их самочувствии и гораздо реже обращения связаны с содержанием занятий и успехами на них;

Читайте также:
Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями

– воспитатели чаще обращают внимание родителей на негативные проявления в поведении ребенка, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогом;

– воспитатели включаются в процесс взаимодействия с родителями, при этом зачастую не могут или не знают что посоветовать, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата;

– родители при этом нередко демонстрируют агрессивную – в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;

– отсутствие навыков психологически грамотно построить беседу, избежать некорректных замечаний в адрес ребенка или родителей, а также оценочных суждений о ребенке, приводит к нежеланию родителей включаться в процесс взаимодействия;

– не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями.

Однако нельзя перекладывать всю ответственность на плечи педагогов. Очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо дефекта у ребенка. Данная тенденция связана с тем, что:

– родители не слышат недостатков речи своих детей;

– взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения;

– низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей;

– надеются на тот факт, что с возрастом все «пройдет само по себе»;

– опираются на житейский опыт своих знакомых.

Таким образом, проблема коррекции и включение в этот процесс семьи зависит как от сотрудников детского сада, так и от самой семьи.

Прежде чем планировать совместную деятельность семьи и детского сада, связанную с коррекцией, необходимо проанализировать ряд показателей, таких как сложившиеся детско-родительские отношения и возможно имеющиеся в них нарушения (гиперопека, гипоопека, попустительский стиль и т.д.), определить какова компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, а также направленность и интересы родителей, связанные с коррекцией. Все это определяет важность привлечения семьи в специальное образовательное пространство.

Кроме того, для проведения эффективной коррекционной психологической и логопедической работы по формированию связной речи детей необходимо правильно провести диагностику речи ребенка.

Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследованием связной речи детей занимались Л.Е Ефименко, Е.Б. Струнина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, В.П. Глухов, О.Б. Иншакова и многие другие.

Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.

Большинство родителей жалуются на недостаток времени для общения с детьми, при этом не понимая, что коррекционные моменты можно использовать в повседневной жизни и обыденных моментах. Например, во утренних в можно о настроении закрепить о семье, адресе, работе о любимой потренировать ласковых форм И все это сделать диалоге ребенком

Подготовка к прогулке и сам процесс прогулки дают закрепить связанную предметные понятия и обуви, вежливо за к детям При этом следует уделять должное внимание упражнениям, заданиям на мелкой и координации руки. В данных ситуациях одноаременно несколько задач: во-первых, развиваются познавательные психические процессы, во-вторых, задача по мелкой пальцев рук, в-третьих, происходит закрепление навыков общения.

образом, эффективным для речи все моменты.

Повышение уровня компетентности родителей и включение их в образовательный процесс на фоне правильной работы воспитателя, психолога позволит закрепить те знания, которые были получены ребенком в разных деятельности. Такое и создает вокруг ребенка коррекционно-развивающую

Таким образом, включение семьи в образовательный процесс объясняется гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании и развитии детей. Необходимость развития компетентности родителей в формировании личности детей с нарушениями связана с их индивидуальными затруднениями в процессе преодоления задержки речевого развития.

Занятия с родителями должны носить продолжительный характер и проводиться в системе высококвалифицированными специалистами разного профиля.

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 48 с.

2. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Л.И. Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г. Шишкова; – М.: Академия, 2004. – 56 с.

3. Герасимова А.С. Программа развития и обучения дошкольников. Учимся говорить – М: Владос, 2000. – 104 с.

4. Петухова А.В. Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога // Научные труды SWORLD – №3. 2012. – С. 3-5.

5. Помазкова Н. А., Иванченко О. В. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 101-104.

6. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Г. А. Волкова — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2006 г.- 144 с.

Читайте также:
Логопедическое занятие по теме 'Игрушки'

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. / Под ред. Л.П. Федоренко и др. М., 1984. 240 с.

8. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении // Вопр. языкознания. 1957. № 2.

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Словарная работа.

Шуба, пальто, плащ, полушубок, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, костюм, джинсы, трусы, свитер, сарафан, платье, юбка, шорты, фартук, халат, пижама, плавки, чулки, колготки, носки, гольфы, перчатки, жилет, шарф, платок, шаль, майка, брюки — одежда;

Панама, шапка, ушанка, шляпа – головные уборы;

Рукав, карман, капюшон, воротник, спинка, петли, манжеты, застёжка – части одежды;

Тапки, босоножки, сандалии, кеды, кроссовки, сапоги, валенки, туфли, ботинки – обувь; Подошва, каблук, голенище, шнурки, носок, язычок – части обуви;

Швея, портной, сапожник, модельер, закройщик – профессии.

Шерстяной, шёлковый, кожаный, меховой, пуховый, вязаный, тёплый, удобный, лёгкий, домашний, сменный, резиновый, спортивный, нарядный, модный, мягкий, зимний, демисезонный, летняя, осенний.

Шить, пришивать, ремонтировать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстёгивать, застёгивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, шнуровать, зашивать, штопать, вышивать, обувать.

Тепло, удобно, легко, мягко, нарядно, модно.

В, на, под, за, из, из-за, из-под, над.

Лексико – грамматические игры

Платье – какое? – новое, нарядное, летнее …
Шуба – какая? — меховая, зимняя, тёплая …
Блуза – какая? – шёлковая, разноцветная, лёгкая …
Куртка – какая? – осенняя, удобная, лёгкая …
Свитер – какой? – тёплый, вязаный, шерстяной …
Кеды – какие? – спортивные, модные, мягкие …
Сапоги – какие? – меховые, кожаные, удобные …

Шуба – шубка
Пальто – пальтишко
Шапка –
Плащ — плащик
Платье – платьице
Шляпка –
Рубашка –
Футболка –
Тапки –
Сарафан –
Халат –
Кроссовки –
Юбка –
Шорты –
Сапоги –
Колготки –
Носки –
Валенки –
Шарф –
Платок –
Туфли –
Майка –
Брюки –
Ботинки –

Пришивать – отрезать
Яркий – бледный
Снимать – надевать
Толстый – тонкий
Вешать – снимать
Сухой – сырой
Расстёгивать – застёгивать
Лёгкий – тяжёлый
Завязывать – развязывать
Дорогой – дешёвый
Чистить – пачкать
Длинный – короткий
Шнуровать – развязывать
Твёрдый – мягкий
Найти – потерять
Чистый – грязный
Покупать – продавать
Старый – новый
Намочить – высушить
Узкий – широкий
Высокие – низкие
Много – мало
Детский – взрослый

«Посчитай до 5 и обратно»

1 платье
2 платья
3 платья
4 платья
5 платьев

(пальто, рубашка, шуба, платок, шапка, пара сапог)

Шарф – Викин шарф
Рубашка – Мишина рубашка
Платье – Юлино платье
и т.д.

Из шёлка – шёлковая
Из меха – меховая
Из шерсти – шерстяная
Из пуха – пуховая
Из резины – резиновые
Из кожи – кожаные
Для сменки – сменная
Для дома – домашняя

«Где шарф?» (действие с предметом)

На полу
Подняла с пола
В шкафу
Достала из шкафа
Под столом
Достала из-под стола

Развитие связной речи

• Что у кого? (составление сложносочинённых предложений по двум картинкам или по двум детям)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

• Составить описательный рассказ о рубашке, платье, шубе, сапогах, туфлях.

1) Что это?
2) Когда их носят?
3) Части.

Развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия.

Прохлопай названия одежды, обуви.

Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.
Повтори цепочку слов, пропустив лишнее:

Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны.

Артикуляционная гимнастика

Грибок, Лошадка, Маляр, Индюк, Болтушка, Дятел, Грузовик.

Дыхательная гимнастика

Поставить широкий язык на бугорки за верхние зубы и потянуть звук [Т] (машина остановилась)

Пальчиковая гимнастика

Новые кроссовки
Как у нашей кошки (Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с больших)
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки
А козлёнок маленький
Обувает валенки
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так, («Шагают» по столу указательными и средними пальцами)
Новые кроссовки.

Координация речи с движением.

Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево)
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба)
Наклонились. (Снова полощут)
Хорошо мы потрудились. (Вытирают руку о руку)

Учитель-логопед Бузмакова Анастасия Фёдоровна
Учитель-логопед Бугрова Елена Геннадьевна
город Пермь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: