Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д

Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии на тему “Дифференциация звуков и букв б-д”

Разделы: Логопедия

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • научить детей дифференцировать кинетически сходные буквы “б” и “д” путём выработки чёткой зрительно-моторной координации;
  • активация зрительного анализа и синтеза, внимания и памяти, тактильного восприятия;
  • уточнение пространственной ориентировки;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать логическое мышление, внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.
  • совершенствовать навык беглого и осмыслённого чтения;
  • развивать связную речь.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать любовь к природе;
  • правильно выполнять инструкцию учителя;
  • вырабатывать навык самопроверки.

Оборудование:

  • геометрические фигуры (прямоугольник, трапеция, круг );
  • элементы строчных букв для конструирования и трансформации (прописи );
  • индивидуальные зеркала, карандаши, фломастеры, бумага в клетку;
  • листы с заданиями( текст “Бабочка”);
  • свисток;
  • мяч диаметром 6-8 см.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто придумает и назовёт по 3 предмета, схожие по форме с геометрическими фигурами. Назовите эти фигуры (прямоугольник, трапеция, круг).

2. Графический диктант.

Инструкция. У каждого ученика на листах в клетку отмечены две начальные точки.

От первой отмеченной точки провести линию на три клетки вправо, одну клетку вниз, две клетки влево, одну вниз , две клетки вправо, три вниз , три влево, пять клеток вверх. Затем от начальной точки глазами отмерить расстояние: три клетки вниз и одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, одну вниз, одну влево, одну вверх. Что получилось?

Б

От второй отмеченной точки провести ломаную линию: три клетки вправо, четыре клетки вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, одну вверх, три клетки влево, одну вниз, одну влево, две клетки вверх, одну вправо, четыре вверх. От начальной точки глазами отмерить одну клетку вправо и одну вниз, поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, три клетки вниз, одну клетку влево, три клетки вверх. Что получилось?

Д

Какие это буквы? (Печатные)

3. Уточнение артикуляции звуков, обозначаемых получившимися буквами.

Слайд3. Выделить первый звук в слове белка. (Вопрос: кто это?)

Слайд4.Уточнение артикуляции звука б, глядя на артикуляционный профиль этого звука.( Вопросы: как образуется звук б? Какой это звук?)

Характеристика звука [Б]: согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы.

Слайд 5.Выделить первый звук в слове дятел. (Вопрос: кто это?)

Слайд 6.Уточнение артикуляции звука Д, глядя на артикуляционный профиль этого звука. (Вопросы: как образуется звук Д ? Какой это звук?)

Характеристика звука [Д]:согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у дёсен.

4. Сопоставление звуков, установление сходства и различия пред зеркалом.

Слайд 7.Общее (сходство): оба звука звонкие, взрывные, мгновенные.

Слайд 8. Различие – место преграды.

Обратить внимание на наличие звука [б] в слове “губы” и звука [д] в слове “дёсны”.

Наблюдение за изменением места преграды при поочерёдном произнесении этих звуков: б-д, д-б

Читайте также:
Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

5. Соотнесение звука с буквой. (Мнемонический приём). Слайд 9.

– сравнение строчной буквы Б с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх) Буква Б вписывается в силуэт белки;

– сравнение строчной буквы Д с очертаниями дятла (хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при “лечении дерева”, направлен вниз). Буква Д вписывается в силуэт дятла.

6. Заглавные и строчные буквы “б” и “д”. Слайд 10.

7. Физминутка (можно выполнять под музыку). Слайд 11.

Отличительный элемент буквы б – “хвостик”, который направлен вверх. А хвостик буквы “д” – вниз.

Вы будете поднимать правую руку вверх, когда услышите слоги и слова со звуком “б”.

Приседать (руки на пояс), когда услышите звук “д” в слогах или в словах.

БА, ДУ, ДЫ, БРО, ДРЫ, ВБО, ЛБЫ, РДА; БАНК, ДОМ, БОТЫ, БАНТ, ДУХИ, КЕДЫ, ЗАБОТЫ, ДВА, ВЕРБА.

8. Конструирование букв “б” и “д” из элементов букв. Слайд 12.

  • Конструирование буквы” б” из элементов о, г.
  • Конструирование буквы “д” из элементов о, j .

Инструкция. Отгадать загадки, выделить первый звук и сконструировать букву (строчную).

Загадки:

1. В сосне дупло. В дупле тепло. А кто в дупле живёт тепле? (Белка)

2. Как называется дом белки? (Дупло)

3. Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)

4. Что лечит дятел? (Деревья)

5. Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

6. Какой сарафан у берёзы? (Белый).

9. Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

Детям раздаются карточки со строчными буквами, по-разному расположенными в пространстве. Задача: найти все “правильные” буквы, подчеркнуть их и посчитать, сколько встретилось вам строчных букв Б и сколько букв Д. Тот, кто хорошо справится с этим задание, получит приз (приз – наклейка).

* “Правильной” считается та буква, которая соответствует написанию в алфавите.

10. Подвижная игра для развития внимания.

Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Материал: свисток, мяч диаметром 6-8 см.

Ход игры: Игроки образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Педагог даёт кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: “Руки!” – и тот, к кому обращаются, должен выставить вперёд обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берёт мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, продолжает водить. По окончании игры отмечаются игроки, нашедшие мяч с первой попытки.

11. Письмо. Слайд 13

12. Расположение элементов букв в пространстве. (Учитель-логопед рассказывает откуда и в каком направлении пишутся строчные буквы Б и Д, соотнеся эту схему со “схемой тела” человека). Слайд 14

Читайте также:
Интегрированное занятие по теме Весна

13. Тренировочные упражнения. Слайд 15.

1. Напиши строчку овалов.

2. Над и под каждым овалом допиши элемент буквы по опорным точкам (проговаривая: б- хвост вверху , д – хвост внизу).

14. Задание №2. Слайд 16.

Прочитай слова, добавляя нужный элемент.

Оант оазар
Оилет руоашка
Гвозоики орошка
Оорога оушно
Раоуга раоота
Оаоушка загаока

Напишите эти слова в тетрадь.

15. Задание №3. Слайд 17. (текст дается для самопроверки, после того, как выполнено задание на листочках. Сравнить свою работу с текстом на слайде, найти ошибки)

На карточках, покрытых плёнкой, дописать фломастером элементы букв “б” и “д” без опорных точек в рассказе “Бабочка”. Текст выполнен строчными буквами.

Волооя поймал оаоочку. Баоочка билась в руках у Волоои. Приоежала Лиоа. Она просила Волоою отпустить оаоочку.

Волооя отпустил её. Баоочка села на оерево, а потом полетела оальше. Лиоа и Волооя оолго люоовались оаоочкой.

Наоо оеречь природу!

16. Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали на уроке? На кого похожи буквы? Чем? Что получилось сделать хорошо на уроке у каждого из вас? (дети отвечают по очереди) А в чем испытывали затруднения? Что и кому было что-то не понятно?

17. Рефлексия. А сейчас я вам предлагаю выбрать картинку-символ, которая выражает ваше настроение. Объясните нам, почему у вас такое настроение в конце урока.

Картинки: туча – настроение хмурое, солнце – настроение весёлое, радостное, дождь – настроение совсем плохое, ветер – настроение переменчивое.

Оптическая дисграфия: как определить и исправить?

Современная система образования предъявляет все более высокие требования к качеству обучения. Количество учащихся, которые не успевают усваивать программу начальной и средней школы, за последние годы возросло в несколько раз. Одной из причин такой отрицательной тенденции является недостаточная сформированность оптических и речевых систем у детей, в результате которой и возникают специфические трудности при обучении младших школьников письму под названием дисграфия.

Оптическая дисграфия – что это?

Наиболее часто сложности с письменной речью возникают в начале школьного обучения. В случае обнаружения у ребенка особых устойчивых нарушений письма, очень важно определить тип отклонения. Только при правильном выявлении вида дисграфии возможна дальнейшая эффективная работа по ее коррекции. С учетом особенностей патологии и характерных ошибок, которые совершает школьник при переносе звуков на бумагу, выделяют пять видов дисграфии. Сегодня речь пойдет об одном из наиболее распространенных из них.

Оптическая дисграфия представляет собой особую категорию отклонений в письменной речи, которая связана с недостаточным развитием оптических и пространственных представлений ребенка, а также с неокончательно сформированной системой зрительного анализа и синтеза. Другими словами, ребенок на данном этапе просто еще не готов переносить слова на бумагу, превращая звуки в буквы, и не может правильно формировать и записывать в виде символов то, что он слышит.

Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?

Дети с оптическими нарушениями письма наиболее часто испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Школьники не могут корректно написать буквы, поэтому непреднамеренно добавляют им лишние петельки или детали, либо же теряют необходимые составляющие символов.

Специалисты утверждают, что чаще всего дисграфики оптического типа допускают такие специфические ошибки:

Читайте также:
Части тела - конспект НОД

  • Подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и тд.). Наиболее часто на письме это буквы ш-и, р-у, м-л, т-п.
    например: шея – иея, тряпка – пяпка, монета – лонета.
  • Замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа. В письменном виде это такие буквы, как б-у, в-д, ш-т.
    например: будка – удка, уборка – буорка, школьник – ткольник, вилка – дилка.
  • Утеря и не дописывание составляющие части букв. Наиболее часто теряются крючочки в прописных символах у и д, галочки в буквах б, а и др.
    например: Антон — Λнтон.
  • Написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши.
    Например: Екатерина – Зкатерина.

Крайне важно помнить о том, что школьник делает такие ошибки не преднамеренно, и причина здесь кроется не в его лени, нежелании или безответственности. Чаще всего малыш крайне серьезно подходит к обучению, однако, ни его старания, ни дополнительное время, уделенное письму, не приносят должного результата.

Коррекция оптической дисграфии

Успех устранения нарушений при данном типе дисграфии напрямую зависит от профилактики отклонений и своевременного начала занятий. При этом достичь максимальной эффективности поможет грамотная комбинация занятий с профессиональным логопедом-дефектологом и домашних методик, направленных на развитие речевых и письменных функций ребенка.

Коррекционная работа должна быть индивидуальной, последовательной и систематической. Упражнения по исправлению оптической дисграфии направлены на:

  • формирование зрительного восприятия ребенком форм, величин, цветов предметов;
  • развитие зрительной памяти;
  • работу над слуховым и зрительным анализом и синтезом;
  • овладение навыками графической символизации;
  • дифференциацию символов (букв), которые имеют схожее графическое выражение.
  • развитие мелкой моторики.

Разработать индивидуальный план коррекции оптической дисграфии для ребенка, с учетом особенностей возникновения патологии, возраста и других характеристик психики малыша, может только грамотный логопед-дефектолог.

Примеры упражнений для исправления оптической дисграфии

Практика показывает, что наилучший результат приносят игровые формы работы. Для начала можно предложить ребенку выполнить такие простые задания:

    Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. Это могут быть буквы, очертания животных или бытовых предметов, знакомых школьнику.
    На картинке следует найти все буквы и записать их отдельно.

На следующем рисунке необходимо найти и закрасить цветным карандашом те буквы, которые есть в словах «дым» и «кот».


Упражнения позволяют малышу развивать зрительную память и сосредотачиваться на правильном восприятии и дифференциации форм предметов.

  • Задание на развитие восприятия величины предметов. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и составить слово с учетом того, что первая буква – самая большая, вторая – меньше, а последняя – самая маленькая. Например, в первом ребусе школьник должен найти слово «кот», во втором – «пир» и т.д.

    То же задание следует выполнить с обратным условием: буквы в слове увеличиваются, а не уменьшаются. То есть, разгадав первый ребус, малыш определит слово «рот», второй – «пол» и т.д.
  • Графические диктанты. Одно из наиболее полезных упражнений для развития корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации. Диктант подбирается в зависимости от возраста малыша и его подготовленности.
  • Упражнение для развития мелкой моторики и подготовки руки к написанию основных символов и знаков. Ребенку необходимо поставить карандаш в начале фигуры и, не отрывая ручку от бумаги, обвести по штриховке полностью каждый элемент.
  • Упражнение для распознавания букв в их зеркальном отображении. Школьнику предлагается найти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
  • Задание для распознавания букв со схожим графическим выражением. Ребенку предлагается разгадать шифр. Если буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова:
    — мальч2к;
    — л2л2я;
    — л2сток;
    — 3таны;
    — ло3адь;
    — 323ка.
  • Читайте также:
    Сказкотерапия в коррекции нарушений речи

    Все упражнения проводятся в игровой форме, благодаря чему не вызывают у ребенка дискомфорта или отрицательных эмоций. Задания направлены на решение ключевой задачи, ведь при их выполнении школьник постоянно думает об особенностях написания букв, а также самостоятельно находит в них различия и сходство. В конечном итоге именно это обеспечивает усвоение письменных навыков.

    Дата публикации: 10.04.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

    Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д

    Учитель-логопед: Грицепанова Оксана Владимировна

    Направление коррекционной работы: занятия по коррекции оптической дисграфии

    Целевая группа: учащиеся, имеющие НВОНР, оптическая дисграфия

    Класс: 2-4

    Тема урока: Дифференциация букв БД в словах, словосочетаниях и предложениях

    Тип урока: Комбинированный

    Цели:

    1. Активизация пассивного и обогащение активного словаря на материале лексической темы: « Звери и птицы »;
    2. Развитие навыка словоизменения и словообразования на примере простого словосочетания (сущ. + числит.);
    3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза;
    4. Развитие пространственной ориентации, буквенного гнозиса, способствующих дифференциации букв б-д
    5 Развитие и совершенствование связной речи.

    Оборудование:

    Мячик для проведения орг.момента, компьютерная презентация, интерактивная доска, мультимедийная программа «Компьютерный практикум» для пороведения логопедической работы в начальной школе», индивидуальные зеркала, картинки с изображением дятла, белки, цветные карточки для обозначения схем фонетического анализа слова, набор для поэлементного анализа букв б-д, опорные схемы-подсказки с точечной актуализацией направления элемента буквы, индивидуальные карточки, смайлики для рефлексии.

    I. Цель занятия: Научить различать рукописные строчные буквы «б» и «д» в слогах, словах и предложениях.

    Задачи:

    1. закрепление знаний о механизме написания букв “б” и “д”, их графических особенностях;
    2. формирование понятия различия букв “б” и “д”;
    3. закрепление и уточнение словаря;
    4. уточнение и закрепление лексико – грамматических категорий.
    1. развитие зрительного гнозиса;
    2. развитие пространственных представлений;
    3. закрепление связи между фонемой “б” и графемой “б”;
    4. закрепление связи между фонемой “д” и графемой “д”;
    5. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков “б” и “д”;
    6. закрепление навыка синтеза букв “б” и “д” из их элементов;
    7. закрепление правильного написания букв “б”-“д” на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
    8. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
    9. развитие лексики.
    1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе, воспитание бережного отношения к природе.
    Читайте также:
    Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

    II. План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Развитие пространственных представлений.
    3. Объявление темы урока.
    4. Зрительный анализ букв “б” и “д”, определение их сходства и различия.
    5. Закрепление навыка синтеза букв “б” и “д” из их элементов.
    6. Закрепление правильного написания букв “б” и “д” в слогах.
    7. Закрепление правильного написания букв “б” и “д” в словах.
    8. Закрепление правильного написания букв “б” и “д” в предложениях.
    9. Итог урока.
    10. Оценка работы детей.

    III. Основные методические приемы:

    1. Показ образца;
    2. пояснение;
    3. объяснение;
    4. использование средств наглядности;
    5. наводящие и подсказывающие вопросы;
    6. педагогическая оценка.

    IV. Оборудование: таблица, цветные карандаши, элементы букв “б” и “д” для конструирования, предметные картинки, карточки.

    V. Подготовка конспекта занятия:

    Использование литературы:

    1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2001.
    2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
    3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
    4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
    5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. – М., 1970.
    6. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997.

    Конспект занятия

    Основн.этапы занятия

    Деятельность учителя

    Организационный момент.

    Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

    Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос, и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

    А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго дня, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго дня.

    Логопед. Добрый день, дети. Занимайте свои места за партами.

    Оптическая дисграфия: упражнения для коррекции

    Современная образовательная среда предъявляет колоссальные требования к качеству обучения младших школьников. Однако психологические предпосылки для этого сформированы недостаточно. Особенно страдает зрительной восприятие и внимание. Подобные нарушения вызывают оптическую дисграфию.

    Пример письменной работы с ошибками, характерными для оптической дисграфии ( связаны с проблемами зрительного различения буквенных знаков) :

    Читайте также:
    Календарно-тематическое планирование по предмету логопедическая коррекция

    Основными критериями зрительного внимания являются его устойчивость, как умение к длительному сохранению концентрации, переключаемость внимания, как умение сознательно ориентироваться в заданной учебной ситуации и переходить от одной целенаправленной деятельности к другой. При этих нарушениях медикаментозное лечение (нейролетики и ноотропы) обычно не назначается. Исключение составляют ситуации, при которых имеет место поведенческие органические нарушения, когда расстройства внимания входят в структуру дефекта.

    С развитием общения и коммуникативных функций концентрация внимания улучшается. Однако устранения специфических ошибок нуждается в специальной коррекционно-логопедической работе.

    Подготовительный этап направлен на развитие у детей зрительного опознавания предметов, восприятия величины, формы, целостности, избирательности восприятия. С этой целью предлагаются игры:

    «Отыщи и назови». Нахождение плоскостных предметных изображений, наложенных друг на друга.

    «Расставь цифры». Распределение цифр в свободных клетках справа от предметов в порядке увеличения их величины.

    «Лото». Соотнесение предметов различный формы с заданным образцом.

    «Что забыл мастер?». Определение недостающих деталей рисунка.

    Для начертания буквы, слога, слова, фразы осуществляется ряд действий:

    • осознание фонематического состава;
    • определение последовательности звукового ряда;
    • соотнесения звука с фонемой и артикулемой;
    • припоминание соответствующей им графического образа буквы;
    • воспроизведение пространственно-временной характер буквы и написание её.

    Оптическая дисграфия: упражнения для коррекции

    Развитие буквенного гнозиса и праксиса, автоматизация смешиваемых букв.

    Узнавание букв в затрудненных условиях:

    • разного шрифта и размера;
    • узнавание по отдельным части или элементам;
    • узнавание с наложением из разного шрифта;
    • с наложением из одинакового шрифта;
    • с зашумлением.

    Дифференциация смешиваемых букв

    Важно обучить учеников младшей школы выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки речи).

    Последовательность данных манипуляций такова:

    1. Выделение изолированного звука из слова;

    2. Выявление сигнального признака артикулемы;

    3. Соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемотехнического приема (выбор из пары букв);

    4. Контроль правильности выбора;

    5. Начертание буквы.

    Поэлементная запись смешиваемых букв эффективно выполнять с шепотным проговариванием в двух вариантах:

    • расчленено
    • целостно.

    Цель: автоматизация связи между фонемой–артикулемой, графемой–кинемой. Для контроля верности особое внимание уделяется поиску сходств и отличий смешиваемых на письме букв с максимальным использованием четырех анализаторов.

    Примерный план данного вида работы

    а). Дифференциация графически сходных букв в изолированной позиции:

    1. Рассматривание образцов написания;
    2. Устное разъяснения различий;
    3. Прописывание с помощью разноцветных карандашей, сопровождаемое шепотным проговариванием.

    б). Дифференциация графически сходных букв в слогах;

    в). Дифференциация графически сходных букв в словах;

    г). Дифференциация графически сходных букв в предложениях.

    Задания способствуют привлечению внимания ученика к присущим особенностям начертания, их отличиям. Это помогает усвоить их правильное написание. Когда эта основа будет создана, предпосылки проявления оптической дисграфии ликвидируются.

    Приведенные упражнения вполне могут быть использованы как в индивидуальной работе с детьми, так и на фронтальных занятиях. В этом случае в задание привносится соревновательный момент.

    Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
    Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Ваш персональный менеджер: Екатерина
    Ответственная и отзывчивая!

    Читайте также:
    Пособие 'Домик буквы'

    Причины оптической дисграфии связаны с несовершенством зрительного гнозиса и праксиса, анализа и синтеза визуальных объектов, логико-пространственных представлений.

    Бесплатные занятия с логопедом

    Причины оптической дисграфии связаны с несовершенством зрительного гнозиса и праксиса, анализа и синтеза визуальных объектов, логико-пространственных представлений. Дефект проявляется в заменах, искажениях и зеркальном отображении букв на письме. При этом не страдает грамматический строй, ребенок обладает достаточным запасом лексических средств и развернутой связной речью.

    С целью преодоления оптических нарушений письма логопедическая работа ведется по ряду направлений:

    1. Развитие зрительно внимания (зрительного гнозиса);

    2. Увеличение объема зрительной памяти;

    3. Совершенствование пространственно-временных ориентировок;

    4. Развитие скоординированности зрительного и слухового внимания;

    5. Развитие мелкой моторики в ходе овладения графической символикой;

    6. Дифференциация букв, похожих оптически и кинетически.

    Упражнения на развитие зрительного внимания

    • поиск контурных, зашумленных, наложенных, частично недорисованных картинок и букв;
    • дифференциация картинок или предметов по цвету, форме, величине;
    • построение моделей по образцу из кубиков, спичек, плоских геометрических фигур различных по форме, цвету и величине;
    • обводки и дорисовывание изображений предметов, букв;
    • построение цепочек из разноцветных букв по заданному образцу.

    Упражнения на развитие зрительной памяти

    • дидактические игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (вместо картинок использовать изображения букв);
    • запомнить и затем воспроизвести на бумаге бессмысленный ряд из 7-10 знаков (букв, цифр или геометрических фигур);
    • игра «Найди отличия» (для рассматривания предлагаются похожие буквы, далее предлагается ребенку объяснить на словах чем буквы похожи и чем отличаются);
    • конструирование и реконструирование букв из счетных палочек или шнурочка по памяти (взрослый показывает алгоритм действия, по которому одну букву можно превратить в другую, затем в третью, после этого ребенок повторяет данную манипуляцию).

    Задания на развитие пространственно-временных представлений

    • упражнять в ориентировке правых и левых частей тела («покажи правую, затем левую руку», «дотронься правой рукой до левого уха», «покажи левым указательным пальцем левое колено» и т. д.);
    • ориентировка в физическом пространстве («скажи что видишь справа», «назови предмет, который расположен ближе к тебе слева», «сначала назови два предмета справа от тебя, потом три предмета, которые слева» и т.д.);
    • ориентация на плоскости ( лабиринты, диктанты по клеточкам);
    • ориентировка в квазипространстве (логико-грамматические конструкции с предлогами и без);
    • чтение направлений по схемам.

    Синхронизация зрительного и слухового внимания

    • выполнение действий по одноступенчатой (затем двух- и трехступенчатых) инструкции взрослого;
    • создание построек из кубиков, плоскостных изображений по слуховой инструкции;
    • выполнение графических заданий по устной инструкции взрослого.

    Развитие ручной моторики и графомоторных функций

    • различные шнуровки, мозаики, конструкторы;
    • штриховки, обводки, соединение по точкам и т.д.;
    • рисование одновременно двумя руками;
    • рисование фигур в определенном пространстве листа ( внутри одной клетки, внутри группы клеток, на заданной строке).

    Дифференциация букв

    • устное описание отдельных букв по элементам;
    • группировка букв по наличию определенного элемента;
    • найти букву из хаотично изображенного массива похожих букв;
    • зачеркнуть заданную букву в предложенном тексте;
    • выписать слова с определенной буквой;
    • поиск и чтение слов из массива букв.
    Читайте также:
    Задания логопеда по лексической теме Грибы

    Задание «Найди слово»:

    Коррекция оптической дисграфии носит систематический характер. Последовательность выполняемых заданий может быть различна.

    Из имеющихся методик рекомендуется система работы Яцель О. С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников отражена в коррекционном курсе, рассчитанном на 11 логопедических занятий. В данные занятия включены занимательные и здоровьесберегающие приемы и технологии. Особое внимание на предлагаемых занятиях уделяется кинезиологическим и зрительно-пространственным упражнениям. Система работы, предлагаемая автором, апробирована в течении нескольких лет работы на логопедическом пункте общеобразовательной школы и дает хорошую динамику при коррекции оптической дисграфии у младших школьников.

    Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

    Рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, на обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся, нуждающихся в логопедической коррекции.

    Содержимое разработки

    МБОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»

    на заседании ШМО

    Рабочая программа коррекционного курса

    «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

    Учитель-логопед: Ничковская В.Е.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».

    Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

    Краткая характеристика оптической дисграфии

    При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

    Задачи коррекционной работы:

    Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

    Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

    Развивать зрительный анализ и синтез.

    Развивать зрительно-моторные координации.

    Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

    Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

    Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

    – ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;

    – конструировать и реконструировать буквы из элементов;

    ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

    Читайте также:
    Кружковая работа логопеда с детьми

    проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

    Рабочая программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся. Программа рекомендована для обучающихся 2 классов.

    УМК : рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г); методическое пособие для учителя «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.

    Организация работы

    Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

    1-й этап. Организационный. Цели и задачи

    Проведение первичного обследования.

    Оформление документации и планирование работы.

    3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.

    2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

    1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

    – Развитие зрительного гнозиса:

    а) развитие восприятия цвета;

    б) развитие восприятия формы;

    в) развитие восприятия размера и величины.

    — Развитие буквенного гнозиса:

    а) развитие восприятия цвета букв;

    б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

    в) дифференциация расположения элементов букв.

    Развитие зрительного анализа и синтеза.

    Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

    а) развитие запоминания формы предметов;

    б) развитие запоминания цвета;

    в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

    4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

    а) ориентировка в схеме собственного тела;

    б) дифференциация правых и левых частей предмета;

    в) ориентировка в окружающем пространстве.

    Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

    Развитие зрительно-моторных координации.

    Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.

    3-й этап. Основной. Цели и задачи

    Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

    Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    – Дифференциация гласных букв:

    а) изолированно (написание);

    б) в слогах и в словах;

    в) в словосочетаниях;

    г) в предложениях и тексте.

    – Дифференциация гласных и согласных букв:

    б) в слогах и словах;

    в) в словосочетаниях;

    г) в предложениях и тексте.

    б) в слогах и в словах;

    в) в словосочетании;

    г) в предложениях и тексте.

    Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.

    4-й этап. Заключительный. Цели и задачи

    Закрепление полученных навыков.

    Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

    Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

    Планируемые результаты после прохождения программы

    К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

    — различать основные и оттеночные цвета;

    — различать геометрические фигуры;

    — соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

    — ориентироваться в схеме собственного тела;

    Читайте также:
    Календарно-тематическое планирование по предмету логопедическая коррекция

    — ориентироваться во времени и в пространстве;

    — сравнивать предметы по величине;.

    — сравнивать элементы букв двух шрифтов;

    — уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

    — сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

    — соотносить букву со звуком и наоборот.

    Оценка достижений планируемых результатов.

    Во время прохождения программы предусмотрены:

    – входная (первичная) диагностика (сентябрь);

    – текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;

    – итоговая диагностика (май).

    Тематическое планирование

    Тема занятия

    Содержание работы

    Кол-во часов

    1-й этап. Организационный.

    EduNeo

    актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

    Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений

    Полноценная речь ребёнка — это одно из средств повышения уровня его коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации.

    Среди речевых нарушений особое место занимают недостатки письменной речи.

    Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

    В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

    • артикуляторно-акустическую;
    • акустическую;
    • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
    • аграмматическую;
    • оптическую дисграфию.

    Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

    Оптическая дисграфия

    Рассмотрим те игровые упражнения, которые будут полезные учителю начальной школы для коррекции Оптической дисграфии.

    Для проявления оптической дисграфии характерны следующие ошибки:

    • замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов;
    • замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв;
    • пропуски, не дописывание элементов букв;
    • зеркальное изображение букв.

    Работа по преодолению оптической дисграфии проводится в три этапа.

    1 этап

    Развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия.

    Упражнение “Найди”

    Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Например, букв.

    Упражнение “Большой-маленький”

    На развитие восприятия величины предметов

    2 этап

    Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве.

    Упражнение “Графические диктанты”

    Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций

    Упражнение “Штриховка”

    На развитие моторных функций письма.

    3 этап

    Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    Упражнение “Буквы перевертыши”

    Раскраска на нахождения буквы, написанной правильно.

    Задание: Найти букву и раскрасить ее.

    Упражнение “Шифровка”

    Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы

    Упражнение “Слепи и допиши”

    Сначала лепим букву из пластилина, называем части, из которых состоит буква, а потом на листочке дописываем букву по элементам.

    Данный материал имеет практическую значимость, поскольку может быть использован педагогами дошкольных учреждений, учителями начальных классов, учителями-логопедами, родителями дома.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: