Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

Коррекция нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чукарина И.Н.

В данной статье рассмотрена проблема коррекции нарушений фонематических процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи . Обобщен материал для практической работы логопедов дошкольных учреждений. Обоснована необходимость обязательной логопедической работы по развитию фонематических процессов.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чукарина И.Н.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях»

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

© 2019 И. Н. Чукарина

ассистент кафедры дефектологии и психологической коррекции

chykarinairina @ mail. ru

ЛНР, Луганск, ГОУВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»

В данной статье рассмотрена проблема коррекции нарушений фонематических процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обобщен материал для практической работы логопедов дошкольных учреждений. Обоснована необходимость обязательной логопедической работы по развитию фонематических процессов.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фонематические представления, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Своевременное овладение правильной устной речью является необходимым условием умственного и психического развития ребенка. Недоразвитие речи негативно сказывается на восприятии и воспроизведении речи, что приводит к трудности, а в тяжелых случаях и к невозможности овладения знаниями, умениями и навыками. Это, в свою очередь, сказывается на уровне интеллектуального развития и формировании личности ребенка в целом.

В развитии речи ребенка важнейшую роль играет реализация врожденных способностей и восприятия речи. Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки [Дьякова 2010].

Общение с окружающими начинается уже в младенческом возрасте. Младенец реагирует на интонацию, обращение к нему близких, ищет глазами мать, улыбается родителям, тянется к игрушкам, прислушивается к звукам. Позже показывает части тела, игрушки по словесной просьбе.

Однако восприятие фонем как смыслоразличительных единиц начинается позже, на втором году жизни. Появление в активном словаре ребенка первых слов, которые необходимо отличать от лепета, и дальнейшее овладение семантикой способствуют развитию фонематических процессов. Необходимо отметить взаимосвязь слухового и речедвигательного развития. Недоразвитие фонематических процессов приводит к нарушениям звукопроизношения, к трудностям при автоматизации звуков и их неразличению. В более тяжелых случаях возможно непонимание обращенной речи, невозможность усвоения грамматических категорий, сложности в актуализации словаря. Недоразвитие компонентов речи проявляется уже в дошкольном возрасте и требует как можно более ранней коррекции при их выявлении.

Развитие фонематических процессов начинается с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.

Коррекция нарушений фонематических процессов является первой, обязательной составляющей при работе с детьми с общим недоразвитием речи. Чем

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

раньше будут развиты фонематические процессы, тем скорее ребенок овладеет правильным произнесением звуков, грамматически правильной речью.

Работа по коррекции нарушений фонематических процессов детей дошкольного возраста включает в себя несколько этапов.

Первый этап – пропедевтический, его целью является научить детей на материале неречевых звуков распознавать источник звуков, их направление, силу, высоту, количество звучаний, а также воспроизводить определенные ритмы, звукоподражания, активизировать внимание, память ребенка, вызвать интерес к процессу обучения.

На начальном этапе работы необходимо научить детей вслушиваться в речь. Сначала предлагается узнавание и различение на слух неречевых звуков (музыкальные инструменты, шелест листьев, скрип двери). Затем слуховое внимание привлекают к различению слов [Крылова 1993].

Игры, используемые на данном этапе, готовят слух ребенка к восприятию речевых звуков. Необходимо начинать работу с игр на развитие слухового внимания, умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. На этом этапе можно применять игры: «Узнай по голосу», «Узнай по звуку», «Что как звучит», «Тихо – громко», «Звоночек».

На втором этапе в работу включаются игры, развивающие речевой слух, умение ребенка различать и понимать услышанное: «Кто внимательный», «Найди ошибку», «Эхо». И только после этого целесообразно переходить к развитию фонематического слуха, то есть к развитию умения слышать составные части слова.

Следующий, третий этап – основной, базовый. В него входят игры, направленные на развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.

Большое внимание уделяется формированию слухового внимания, памяти, способности выполнять действия по речевым инструкциям, различать слова-паронимы. Возможно проведение игр: «Испорченный телевизор», «Кто внимательный?».

Речевой материал по развитию фонематического восприятия, фонематических представлений включает гласные и согласные звуки и может изменяться в зависимости от поставленной цели.

Игры, предлагаемые на этом этапе, направлены на решение следующих задач:

формировать умение дифференцировать звуки родного языка;

учить выделять заданный звук среди других звуков с опорой на слуховое восприятие;

формировать умение воспроизводить звуки в слогах;

формировать способность повторять слоги с определенными звуками;

учить выделять слоги с заданным звуком среди других с опорой на слуховое восприятие;

учить выделять заданный звук в слове с опорой на слуховое восприятие.

Цель игр, направленных на развитие фонематических представлений, – учить выделять общий звук в предложенных названиях рисунков и других словах с опорой на звукопроизношение ребенка. В этом блоке рекомендуются такие игры: «Посчитай звуки», «Подари картинку» [Кондратенко 1995].

Читайте также:
Картотека упражнений по автоматизации звука (Ш)

Цель игр, направленных на развитие фонематического анализа, – определить первый, последний звуки в слове, определить местонахождение заданного звука в словах, определение последовательности и количества звуков в словах. Рекомендуется использование таких игр: «Птица», «Зашифрованное слово», «Цепочка слов», «Лесенка» [Волина 1996].

Задача игр последнего блока, направленных на развитие фонематического

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)

Чукарина И. Н. Коррекция нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

синтеза, состоит в том, чтобы научить детей составлять слова из данных звуков. В данном блоке используются такие игры, как «Слово рассыпалось», «Волшебный квадрат», «Наборщик», «Звуковая арифметика» [Волина 1996].

Содержание и последовательность игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов, рассчитаны не только на детей с тяжелой речевой патологией, но подходят и старшим дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, поэтому данные упражнения можно рекомендовать к применению логопедам дошкольных учреждений.

Во всех случаях следует руководствоваться данными, полученными при обследовании ребенка и в процессе работы с ним, и корректировать сложность предъявляемого материала в зависимости от возможностей ребенка. Предложенные виды работ можно использовать на индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми дошкольного возраста.

Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М.: Сфера, 2010. 64 с.

Волина В.В. Праздник букваря. М.: АСТ-Пресс, 1996. 336 с.

Кондратенко Л.О. Веселая грамота. К.: Перспектива, 1995. 274 с.

Крылова Н.Л. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 1993. 144 с.

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии на тему

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

  1. Современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФН
  2. Особенности развития фонематического слуха у детей с ФФН
  3. Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.

II. Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей с ФФН

  1. Организация и результаты обследования фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ФФН
  2. Направления коррекционной работы
  3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Скачать:

Вложение Размер
sistema_kor-log_raboty.docx 55.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

  1. Введение
  2. Глава I.

Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

  1. Современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФН
  2. Особенности развития фонематического слуха у детей с ФФН
  3. Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.
  1. Глава II. Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей с ФФН

2.1. Организация и результаты обследования фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ФФН

2.2. Направления коррекционной работы

2.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

  1. Заключение
  2. Литература

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического слуха имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим слухом даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.

Актуальность проведения исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

Дети, у которых нарушения произношения (смешение и замена фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического слуха, составляют 20 – 25% от общего числа детей, зачисляемых на логопедические занятия. Формирование фонематического слуха является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т.к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Учитывая, что время, отводимое на преодоление речевых нарушений у данной группы детей, ограничено, необходимо максимально эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому мы планируем использовать игровые приёмы для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФН и развития у них фонематического слуха на всех этапах логопедических занятий. В то же время подбор и использование игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического слуха у детей с ФФН.

В настоящее время особенно важным создать систему игровых приемов развития фонематического слуха у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического слуха на всех этапах всех видов логопедических занятий в условиях логопункта МБДОУ д/с №45.

Объект исследования – организация системы коррекционно-логопедических занятий с использованием игровых приемов.

Предмет исследования – особенности фонематического слуха у детей с ФФН.

Цель исследования – на основе изучения особенностей фонематического слуха у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.

Гипотеза: Нарушение фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ФФН. Речевое развитие данной категории детей будет успешным, если коррекционно-логопедическая работа будет строиться с учетом фонематического недоразвития. При этом преодоление несформированности фонематического слуха у дошкольников с ФФН может быть достигнуто, если:

– будет разработана система игровых приемов работы по развитию фонематического в слуха, построенная с учетом развития фонематического слуха в онтогенезе и особенностей его развития у детей с ФФН;

– предложены пути использования системы игровых приемов по развитию фонематического слуха у данной категории детей во всех формах и во всех этапах коррекционно-логопедических занятий.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФН;

2) провести экспериментальное исследование состояния фонематического слуха у детей с ФФН старшего дошкольного возраста, зачисленных на логопункт;

3) на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического слуха у детей с ФФН.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение болезни

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.

В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.

Основные причины ФФНР у ребенка

Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.

Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:

  • Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
  • Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.

Общие сведения

Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.

Основные симптомы

Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:

  • Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
  • Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
  • Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
  • Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
  • Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
  • Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).

Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

  • проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
  • сложности с восприятием абстрактных понятий;
  • проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
  • замедленность мыслительных процессов и т.д.

Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.

В логопедии выделяется три основных степени:

  1. Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
  2. Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
  3. Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.

Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)

Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.

При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.

Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).

Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.

Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.

Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.

Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.

Основные цели коррекции ФФНР:

  • формирование фонематического восприятия;
  • обогащение словарного запаса ребенка;
  • развитие правильной, связной речи;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа с простыми и сложными предложениями;
  • подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).

Как проводят коррекционную работу с детьми?

В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.

Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).

Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:

  • «Поцелуй». Дети учатся вытягивать губы трубочкой, как будто они хотят кого-то поцеловать. Помогает при произношении свистящих, шипящих и гласных.
  • «Пятачок». Ребенок смыкает губы (как в упражнении «Поцелуй») и двигает ими по кругу, периодически меняя направление вращения.
  • «Улыбка». Зубы смыкаются, при этом губы расплываются в широкой улыбке. Хорошо тренирует мимические мышцы губ.

Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.

Для этого используются следующие упражнения:

  • «Лопатка». Нужно высунуть язык как можно дальше, при этом он должен быть расслабленным.
  • «Игла». Задача аналогичная, но при этом язык должен быть напряжен. Желательно держать в таком положении в течение 10 секунд.
  • «Трубочка». Язык нужно свернуть в трубочку, одновременно напрягая его.

Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.

Профилактика и прогноз

Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.

Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.

Близится аттестация?

Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»

Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения.

Бесплатные занятия с логопедом

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Более тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов — звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Что же представляет собой фонетико-фонематическое недоразвитие?

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка.
Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т. п.).
Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).
У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.
Так, дети затрудняются:
а) в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
6) в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка, кошка, душ; нет нужного звука — почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, — сапога, чайник, щетка;
в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР.

I этап работы

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:
1.Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
2.Игра «Угадай по звуку» – определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

II этап работы

  1. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.
  2. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

1. Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

2. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3. Игра «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап работы

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

1. Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
2. Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

3. Игра «Найди пару»
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

IV этап работы

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
1.Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……. ТО-ПУ-АХ…..
2.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
3.«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

V этап работы

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1.Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].
2. Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С
3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

VI этап работы

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
Игра «Назови по порядку» Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.

4. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.
5. Игра «Найди синий домик» Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.
6. Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

7. Игра «Составь слово»
Ход игры:
1 вариант:
Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.
2 вариант:
Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.

Список литературы

1. Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. — М., 1990.
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.
6. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.
7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991.
8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
9. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. — М., 1993.

Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время формирование у детей фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, является одной из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в образовательных учреждениях и в семье.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой его становления наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения [1, 5].

Актуальность проблемы формирования звукопроизношения у детей с нарушениями речи определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектологии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правдиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки речи.

Среди наиболее часто встречающихся нарушений речи, можно назвать фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), которое Р.Е. Левиной трактуется как нарушение процесса формировании произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Фонематические дефекты сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими. Это приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие может также спровоцировать возникновение психологических особенностей (стеснительность, замкнутость, нерешительность, замедленная включаемость в ситуацию общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь). Такие дети стараются меньше говорить, замыкаются, нарушается коммуникативная функция речи.

Таким образом, вопросы коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН приобрели на сегодняшний день особую актуальность.

Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Поскольку в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование дидактических игр пособствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств. Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.

Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, необходимо включать игры и игровые упражнения, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры повышают умственную активность, совершенствуют звуковую культуру, формируют просодические элементы, активизируют и обогащают словарный запас, повышают эмоциональную активность. Игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой деятельности. В процессе дидактических игр у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас.

Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи. Усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

Отечественный практический опыт показывает, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения специалистами различных видов игр и игровых ситуаций в процесс обучения.

Таким образом, актуальность использования дидактических игр в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ФФН не оставляет сомнений. В настоящее время практика логопедической работы требует наиболее эффективных и оптимальных путей коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, теоретического и экспериментального обоснования целей, принципов, содержания, методов системы коррекции этих нарушений с учетом структуры речевого дефекта и индивидуально-типологических особенностей детей.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Одним из наиболее частых диагнозов поставленных после логопедической диагностики является фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР. Множество малознакомых слов вводят в сомнение, и зачастую родители не представляют, что это значит, серьезно ли это и поддается ли коррекции. Давайте попытаемся разобраться.

В логопедической среде ФФНР определяется как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Но можно объяснить и проще, при сохранном интеллекте и слухе у ребёнка нарушается произношение звуков (фонетика) и восприятие звуков родной речи на слух (фонематика). А применение слова «недоразвитие» указывает на то, что при квалифицированной помощи логопеда данный дефект можно устранить.

Происходит это из-за того, что у ребёнка не сформировался фонематический слух, т.е. ребёнок не всегда может отличить один звук от другого, в результате чего и не вырабатывается правильное произношение звуков и речь ребёнка нарушается. Стоит отметить, что при всем при этом дети с ФФНР могут иметь хороший словарный запас, строить развернутые и правильно оформленные предложения.

Рассмотрим как же проявляется ФФНР.

Нарушение звукопроизношения могут проявляться разнообразно:

    смешение звуков, ребёнок может произносить одно и то же слово по разному, заменять звуки близкими по звучанию или артикуляции. Например, слово «собака» может быть произнесено «шабака» или «фабака» в зависимоти от ситуации;

замена звуков, одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. «Табака» вместо «собака, «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;

замена целой группы звуков более легким по артикуляции, например звуком “ть” заменяются звуки “с”, “з”,”ч”,”ш” (тяпка-шапка, тюбы-зубы, тюмка);

нарушение правильной артикуляции звуков (горловой произнесение звука “р”, межзубное произнесение звуков “с”,”з” и т.д.);

  • Может нарушаться звукослоговая структура слов, т.е. возникают трудности при произнесении многосложных слов и слов с большим количеством согласных, например: «катиль» вместо «скатерть», «сипет» вместо «велосипед», «листри» вместо «электричество» и т. д.
  • Нарушение восприятия звуков на слух выражается в:

      нечетком различении на слух звуков в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п. Пример: почка-бочка, дом-том, крыса-крыша);

  • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза (ребенку сложно определить место звука в слове, выделить есть ли заданный звук в слове). Пример: взрослый просит хлопнуть в ладоши, если в слове будет звук “ш”, и произносит – шапка, лев, кошка).
  • Следует так же отметить, что сложности звукоразличения у малышей могут выражаться по-разному:

    • недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

    • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп (свистящие, шипящие, соноры) при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

    • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность звуков в слове.

    Как и при любом нарушении речи, при ФФНР необходима квалифицированная помощь логопеда, иначе в дальнейшем неизбежны трудности в школьном обучении (Пример: если ребенок путает звуки “ш” и “с”, то при письме, проговаривая слово, может написать не “кошка”, а “коска”).

    На первой консультации логопед проведет тщательный осмотр всех сторон речи и, на основе выявленных трудностей, составит для ребенка индивидуальный план занятий.

    Работа на логопедических занятиях ведется по следующим направлениям:

    1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

      постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);

    различение звуков на слух и в произношении;

    формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

  • развития умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.
  • 2. Формирование навыков звукового анализа слов.

    В заключении приведем пример из логопедической практики:

    Мальчик 5,5 лет пришел на консультацию, при обследование были выявлены нарушения произношение звуков “с”-“сь”, “з”-“зь”, “ш”, ребёнок заменял их на звук “ф”, горловое произнесение звуков “р”, “рь” и губное произнесение звуков “л”-“ль”. Кроме этого мальчик не различал на слух звуки “с”-“ш”, “з”-“ж”, “ль”-“й”. В результате месяца работы (занятия проходили 2 раза в неделю, плюс дома с ребёнком закрепляли полученные на занятии навыки) удалось поставить звук “с”, научить ребёнка выделять данный звук и различать его со сходным по звучанию звуком “ш”.

    После того, как звук “с” полностью закрепился в обыденной речи, логопед приступил к постановке шипящих звуков “ш” и “ж”, а затем к исправлению сонорных звуков (Л, Ль, Р, РЬ). Самым сложным для Алеши оказались звук “Р”: несмотря на то, что мышцы языка в процессе занятий уже были хорошо натренированы, и малыш за несколько занятий научился его правильно произносить, привычку говорить “горлом” было очень трудно исправить. Важно отметить, что все члены семьи включились в работу и помогали ребенку, ежедневно занимались с ним, и выполняли все рекомендации логопеда (Пример: дома говорили, выделяя голосом звук “р”: “Алеша, ты будешь чай с сахаРом? БутеРбРод с колбасой или сыРом?”. Через год Алеша абсолютно чисто произносил все звуки, а на выпускном празднике в детском саду выразительно, без стеснения читал стихи и пел.

    Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

    Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

    В дошкольных организациях образования, согласно Закону РК «Об образовании», реализуются образовательные программы, ориентированные на «… реализацию задатков, наклонностей, способностей, дарований каждого ребенка и подготовку его к освоению образовательной программы начального образования на основе индивидуального подхода с учетом особенностей развития и состояния здоровья» [5]. В Государственной программе развития образования РК на 2011–2020 годы перед дошкольным образованием ставиться задача качественной подготовки детей к обучению в школе [3].

    В дошкольном возрасте определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Именно старший дошкольный возраст является звеном, осуществляющим преемственность между дошкольным и школьным образованием.

    В настоящее время у специалистов (М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова и др.) уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. Успешность в овладении грамотой во многом определяется тем, насколько хорошо ребенок владеет звуковой стороной речи: правильное произношение, умение различать звуки на слух, а так же определять присутствие и место заданных звуков в слове [7, 4].

    Целью нашего исследования явилось определение уровня сформированности фонематических процессов старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

    Перед процедурой исследования была изучены личные дела детей, медицинская документация, протоколы психолого-педагогического обследования. Особое внимание уделялось результатам медицинского обследования физического слуха, чтобы исключить сурдологический дефект.

    Для определение уровня сформированности фонематических процессов старших дошкольников с ФФНР были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой [8], Г.Г. Голубевой [1, 2], В.В. Коноваленко [6].

    Процедура проведения констатирующего эксперимента учитывала психологические и поведенческие особенности детей в старшем дошкольном возрасте. Для этого предъявлялись четкие, доступные инструкции для достижения их понимания рассматриваемой категории детей. Также учитывалась непроизвольность познавательных процессов, непостоянство произвольного внимания, повышенная утомляемость детей данной категории.

    Эксперимент проводился в индивидуальном порядке с предъявлением серии заданий, объединенный в два блока:

    1. Задания, направленные на выявление особенностей слухового восприятиянеречевых звуков (5 заданий).

    2. Задания, направленные на выявление особенностей фонематического восприятия и анализа (4 задания).

    Известно, что уровень сформированности фонематических процессов определяется уровнем сформированности фонематических представлений. В связи с этим в качестве критериев и показателей оценки уровня сформированности фонематических процессов были приняты следующие:

    – Адекватность фонематических представлений, т.е. фонематические представления полностью соответствуют предъявляемому материалу.

    – Дифференцированность фонематических представлений, т.е. фонематические представления характеризуются стойкость и точностью.

    – Отсутствие фонематических представлений.

    Рассмотрим цели, содержание предъявляемых заданий по данным блокам (нумерация заданий по блокам сквозная).

    Первый блок – задания, направленные на выявление особенностей слухового восприятия неречевых звуков.

    Задание № 1. Цель – точное определение источника звука.

    Содержание: Ребенку предлагается прослушать звучание детских музыкальных инструментов (барабан, дудка) и сказать, что он слышал, показать на картинке соответствующий предмет или изобразить с помощью имитационных движений;

    Задание № 2. Цель – определение числа звуковых сигналов.

    Содержание: Логопед на детских музыкальных инструментах издает определенное количество звуков, ребенок должен отсчитать количество звучаний на пальцах.

    Задание № 3. Цель – определение направления сигнала.

    Содержание: Ребенку с выключенным зрением предлагается сказать, откуда доноситься звук (спереди, сзади, справа и слева).

    Задание № 4. Цель – определение силы, длительности – краткости, слитности – прерывистости звучания.

    Содержание: Ребенку предлагается сказать, как звучит издаваемый звук (долго – кратко, громко – тихо, быстро – медленно, слитно – прерывисто).

    Задание № 5. Цель – различение голосов птиц и животных.

    Содержание: Ребенку предлагается определить, каких птиц и животных он слышит (кукушка, ворона; корова, кошка и т.д.).

    В ходе предъявлений заданий первого блока обращалось внимание на интерес ребенка к заданиям, его эмоциональные проявления, если есть, то какие, оценивалось умение внимательно слушать и стараться правильно определить звучавший инструмент. При трудности в произнесении слов, назывании инструмента, оценивалось умение соотносить звук инструмента с его изображением на картинке либо умением ребенка показать с помощью имитационных движений.

    Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков старших дошкольников с ФФНР.

    Первый (высокий) уровень характеризуется адекватными слуховыми представлениями, т.е. когда представления полностью соответствуют предъявляемому на слух материалу. Дети безошибочно узнают звучащий инструмент, называют его или показывают карточку с его изображением. Без опоры на зрительный анализатор дети отсчитывают количество сигналов на слух, определяют направление источника звука. Старшие дошкольники умеют определять силу, спектр, длительность звучания. Безошибочно были определены голоса птиц и животных. К данному уровню были отнесены 20 % испытуемых.

    Второй (средний) уровень характеризуется недифференцированностью слуховых представлений. Это нестойкие и неточные процессы, которые выражаются в заменах предъявляемого материала. Дети допускают ошибки в определении источника звука, не называют его, не показывают на картинке и не имитируют движениями. Дошкольники отсчитывают количество сигналов на слух, определяют направление источника звука с опорой на слухо-зрительное восприятие. Испытывают значительные затруднения при определении характера звуков, т.к. это более тонкие различения звуков. Дети с ФФНР затрудняются в различении голосов птиц и животных, но при организации помощи (показ картинок), смогли назвать их, подобрать звукоподражания кголосам птиц и животных. 50 % старших дошкольников с ФФНР были отнесены к данному уровню.

    Третий (низкий) уровень характеризуется отсутствием слуховых представлений. Дети с ФФНР не смогли назвать звучащие игрушки, не соотнесли их с картинками, допустили большое количество ошибок при определении количества сигналов, их направления. Недоступно определение силы, длительности и спектра звучаний, различение голосов птиц и животных. 30 % испытуемых составили группу детей с низким уровнем развития слухового восприятия.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что слуховое восприятие старших дошкольников с ФФНР характеризуется недифференцированностью, нестойкостью, неточностью слуховых представлений, проявляющиеся в затруднениях определения точного источника звука, количества звуковых сигналов, направления звучания, определения силы, длительности, спектра звучания, различения голосов птиц и животных.

    Второй блок – задания, направленные на выявление особенностей фонематического восприятия и анализа.

    Задание № 6. Цель – обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

    Содержание: Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

    Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, фл, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

    б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, тш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

    В ходе проведения данного задания (восприятие и дифференциация изолированных звуков) нами были получены следующие результаты: 20 % детей имеют нарушение восприятия тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи. Например, при обследовании звука д поднимался флажок и на звук з (отсутствующий в речи) и на звук д (его заменитель). При обследовании звуков р и р’ поднимался флажок и на звуки р, р’ и на их заменители л и л’. При обследовании звука х (отсутствующий) на звуки х и к (заменитель), при обследовании звуков ш, щ и с на звук т являющийся их заменителем. Некоторые дети затруднялись при обследовании только тех звуков, которые отсутствуют в их речи, остальные согласные и гласные в фонематическом восприятии детей оказались не нарушены. 80 % детей испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого речи, но и произносимого без нарушения.

    Задание № 7. Цель – обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

    Содержание: Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедомсерии из двух – трех слогов.

    Обследование проводится на материале серий из двух – трех слогов типа согласный – гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

    Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

    Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-сяЦа-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

    Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

    Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

    То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до Фо-ву-фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

    Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

    Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха

    Результаты выполнения данного задания показали следующее: 20 % детей неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи. При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они могут менять их местами, либо произносить правильно. У 80 % детей наблюдаются трудности не только при восприятии звуков, отсутствующих в речи, но и тех, которые произносятся ими правильно. Было также отмечено и то, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению. Кроме того, при выполнении данного задания у некоторых детей нами было обнаружено нарушение восприятия целостности звуков йа, йу, йо, йэ составляющих буквы я, ю, ё, е. При обследовании слоговых цепочек содержащих слоги щя, ся, тя, тю было обнаружено, что детьми воспроизводятся как ша, са, та, ту, т.е. только последней составляющей.

    Задание № 8. Цель – обследование способности к элементарному звуковому анализу.

    Содержание: Ребенку предлагается на слух определить, какой звук находится в начале, середине и конце слова.

    Для прослушивания предлагаются двух – и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова, с искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

    В ходе определения способности к элементарному фонематическому анализу) нами было выяснено, что 20 % детей не испытывают трудностей при определении первого и последнего звука в слове. 20 % детей справляются с выделением звука из середины слова. 10 % детей справляются с нахождением звука в начале и конце слова только в обратном слоге и испытывают трудности, если слог прямой и открытый. Так, в слове маска первым звуком ребенок называет целый слог ма, в слове сани – слог са, последним звуком в слове машина – слог на. Трудности с определением звука в прямом открытом слоге возникают у детей по той причине, что в произношении прямого открытого слога согласный и гласный сливаются, и гласный может определяться ребенком с ФФН как призвук согласного. 50 % детей не могут выделить начальный и конечный звук слова.

    Задание № 9. Цель – обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

    Содержание: Ребенку предлагается на слух определить правильно или неправильно логопед произносит слова.

    Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д.) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя

    а) произношение ребенка;

    б) дефекты, которых нет в речи ребенка;

    в) правильное произношение.

    Результаты выполнения данного задания показало, что в 80 % случаев дети не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае, если логопед имитирует нарушение звукопроизношения, характерное для данного ребенка. В 20 % случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения, соответствующего нарушению звуков, характерных для данного ребенка. В 50 % случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае, если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100 % в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками. В целом все дети не могут распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен их собственному и для распознания предлагаются слова, содержащие звуки, нарушенные в их фонематическом восприятии.

    Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности фонематического восприятия и анализа старших дошкольников с ФФНР.

    Первый (высокий) уровень характеризуется адекватными фонематическими представлениями, т.е. когда фонематические процессы полностью соответствуют предъявляемому на слух звуковому материалу. Дети имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи. Для них характерна способность к элементарному фонематическому анализу, к отличию правильного произношения от произношения, соответствующего нарушению звуков, характерных для данных детей. К данному уровню были отнесены 10 % испытуемых.

    Второй (средний) уровень характеризуется недифференцированностью фонематических представлений. Это нестойкие и неточные процессы, которые выражаются в заменах предъявляемого материала. У детей данной группы имеют место нарушения фонематического восприятия звуков, которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками. Нарушена способность к элементарному звуковому анализу. Затрудняются в отличии правильного произношения от нарушенного в том случае, если имитируется дефект, отсутствующий в их речи и на правильновоспринимаемых ими звуках. 50 % старших дошкольников с ФФНР были отнесены к данному уровню.

    Третий (низкий) уровень характеризуется отсутствием фонематических представлений. Для данного уровня характерны затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого речи, но и произносимого без нарушения. Испытуемые не владеют элементарными формами фонематического анализа, не отличают правильное произношение от дефектного. 40 % испытуемых составили группу детей с низким уровнем развития слухового восприятия.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что фонематическое восприятие старших дошкольников с ФФНР характеризуется недифференцированностью, нестойкостью, неточностью фонематических представлений, проявляющееся при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук), трудностями в элементарном фонематическом анализе. Кроме этого, нарушение фонематического восприятия препятствует у данной категории детей полноценному контролю, как за собственной, так и за чужой речью.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: