ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи для учащихся 1 – 4 классов с ОВЗ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»
. Председатель НМС – О.П. Багдасаева
Протокол № __ от _сентября 2018 г.
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
по предупреждению и коррекции
недостатков устной и письменной речи
для учащихся 1 – 4 классов с ОВЗ
на 2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным программам.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Бессоновой и многих других, с уверенностью можно сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоёмкой проблемой, что требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социологов.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.
Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Теоретической основой программы является инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях предложенные авторами И.Н. Садовниковой (1998г), Л.Н. Ефименковой (2004г.), Л.Г.Парамоновой (1999г.), Е.В.Мазановой (2006г.) .
Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам МБОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой» г. Удачный, у которых в результате логопедического обследования выявлены:
1 класс– Недостаточная сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи.
2 класс – Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.
3 класс – Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи.
Цель обучения:
– провести коррекционное обучение с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным программам , предупредить и скорректировать недостатки устной и письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.
Задачи обучения:
восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;
обогатить словарный запас;
развить грамматический строй и связную речь.
Область применения программы Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных и специальных коррекционных школ; может быть использована учителями начальных классов общеобразовательных школ для профилактики речевых недостатков, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Содержание программы
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе – 87 часов (3 часа в неделю), во 2 – 3 классах – по 60 часов (2 часа в неделю), всего 207 часов. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала. Коррекционная работа состоит из трёх этапов: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (1 класс – 87 занятий – 3 раза в неделю, 2 класс – 60 занятий – 2 раза в неделю). II этап – восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи (3 – 4 класс – по 45 занятий – 2 раза в неделю). III этап- восполнение пробелов в формировании связной речи (3, 4 класс – 15 занятий – 2 раза в неделю).
Содержание коррекционной работы на первом этапе
Основным содержанием логопедической работы на I этапе является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На первом этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется своевременная и целенаправленная подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.
Поэтому необходимо сформировать:
-полноценные фонематические процессы;
-представления о звукобуквенном составе слова;
-навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
– скоррегировать дефекты произношения.
В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Кроме того, методом устного опережения, осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций, то есть создаётся база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концетрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи первого этапа.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей, обучающихся в классах с ОВЗ, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим
методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.
На первом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Работу над мягкими и твёрдыми согласными связывают с дифференциацией гласных I – II ряда. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Работа на первом этапе завершается дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш), либо попространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,г-р), либо поналичию или отсутствию элементов данных букв(у-д-з, о-а, н-ю, л-я,и-у,х-ж, ш-щ, а-д).
При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:
-сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований-поставлены и отдифференцированы все звуки;
-уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение.
Таким образом, в течение I этапа должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создаёт необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы
на I этапе с учащимися 1-х классов с ОВЗ,
имеющиминедостаточную сформированность фонематических
и лексико – грамматических средств речи
Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов – Учебная программа
Россия, ЯНАО, г.Новый Уренгой
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №16”
Пояснительная записка
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве всех участников коррекционно-речевого процесса в школе. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с классными руководителями, психологом имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия. Педагог-психолог и логопед тесно взаимодействуют с учителями начальных классов, русского языка и классными руководителями.
Система оказания помощи детям с нарушениями чтения и письма (дислексией и дисграфией) определяется комплексом проблем, стоящих перед детьми. Задачу следует понимать шире, чем только обучение чтению и письму. Достижение социальной адаптации – вот главная цель коррекции. Трудности в письменной речи – важная, но не единственная причина дезадаптации таких детей. Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. Поэтому, в коррекционно-логопедической работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации. Отсюда следует, что помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психологом, логопедом, учителем и воспитателем ГПД.
В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным определить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективно и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Таким образом, назрела необходимость создания программы по оказанию комплексной помощи учащимся.
Цель программы : организация эффективного комплексного
сопровождения младших школьников с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.
Одним из важнейших условий совместной работы является выработка единства требований к ученику-логопату.
Данной цели можно достичь, решая следующие задачи:
- совершенствование информационной системы для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности учреждения;
- сопровождение учащихся в учебно-образовательном процессе;
- повышение педагогической компетенции работников образования для эффективной поддержки детей, нуждающих в помощи;
- максимальное использование возможностей комплексного подхода, объединяя для этого усилия различных специалистов;
- повышение мотивации и интереса учащихся к процессу коррекции речи и конечному результату;
- формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, передачу им ответственности и формирования системы ценностей;
- формирование в образовательной среде у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- сохранение непрерывности курса логопедической работы.
Для решения поставленных задач необходимо опираться:
- «всегда на стороне ребенка»;
- непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход;
Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект – субъектное взаимодействие, открытость, гуманность, индивидуальный подход.
- системность, комплексность развития;
- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- деятельностный подход;
- поиск обходных путей и опора на сохранный интеллект.
Данную Рабочую программу следует рассматривать как многофункциональный процесс:
- вынужденно – внутренний по характеру и источнику инициирования (из необходимости данной школы);
- модульный по широте охвата (начальная школа).
Разработанная программа учитывает современные требования к коррекционному обучению и воспитанию :
- дифференциальную диагностику;
- системный подход в преодолении речевых нарушений;
- воспитание гармонично развитой личности учащегося.
Концептуальной основой программы является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуации успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка. В соответствии с данной концепцией педагог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а развивать его сильные стороны, побуждая ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.
Таким образом, участники коррекционного процесса предъявляют к учащемуся единые требования:
– учитывается структура дефекта;
– осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
– закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;
– всесторонне развивается личность ученика.
Главным условием сопровождения учащегося является наличие у всех членов этого сообщества чувства сострадания к ребенку, высокая ответственность за свою работу.
Для реализации программного содержания использовались
методические разработки:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2001.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
- Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб. 1997.
5. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; 1995.
6. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
Коррекционно-логопедическая работа спланирована исходя из:
- Потребностей и особенностей образовательного учреждения;
- Программы развития системы образования;
- Анализа деятельности логопедической работы за 2012-2013 учебный год;
- Нормативных документов.
Вся рабочая программа рассчитана на год. Состоит из трех модулей:
I модуль: Диагностико – проектировочная деятельность
/1-15 сентября, 15 -31мая/.
II модуль: Консультативно – методическая работа
/в течение учебного года/.
III модуль: Коррекционно-логопедическая деятельность
/с 16 сентября по 15 мая/.
Формы взаимодействия участников коррекционно-речевого
процесса:
- Совместное обследование учащихся.
- Семинары-практикумы;
- Педагогические советы; заседания круглых столов, творческих групп,
- Конференции;
- Заседания ПМПк;
- Выступления на родительских собрания;
- Выступления на методических объединениях для учителей начальных классов;
- Проведение индивидуальных консультаций, бесед;
- Взаимопосещение и анализ занятий, панорамные просмотры;
- Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
- Обзоры коррекционной литературы.
- Логопедическая пропаганда в СМИ.
Результатом реализации программы должно быть:
1. Повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.
2. Устранение речевых нарушений, имевшихся на начало учебного года.
3. Формирование у детей следующих умений и навыков:
- ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию,
планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);
- полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во
фронтальной работе с группой учащихся;
- произвольно регулировать свое внимание вовремя включаться в
деятельность группы, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп;
- ответственно относиться к результатам своей учебной работы,
соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;
- осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать
«технологию успеха и достижений».
4. Всестороннее развитие личности.
Структурно-логическая схема организации взаимодействия коррекционно-педагогической службы
ДИАГНОСТИКА
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ
- Комплексное обследование детей, поступающих в школу (с учетом анамнеза).
- Дополнительное обследование с учетом
индивидуальных особенностей ребенка.
- Коррекционный мониторинг.
- Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
- Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирование работы на год.
- Выбор способа организации коррекционно-педагогического процесса.
- Комплектование групп и подгрупп по проявлениям речевых нарушений.
- Планирование индивидуальной работы с детьми «группа риска».
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Коррекционно-развивающая работа
по развитию разных сторон речи
музыкальных и хореографических кружков по развитию темпо-ритмической организации
педагогов-психологов по развитию психологической базы речи
учителя физкультуры, инструктора ФК, руководителя кружков по развитию общей риторики, мелкой мускулатуры рук. Ориентировки в пространстве (литералиты)
учителя начальных классов по речеосмысленной деятельности и развитию. Развитие представлений об окружающем мире
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
1. Систематические консультации родителям.
2. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов.
3. Профилактика нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста.
4. Профилактика нарушений письменной речи.
5. Организация пропедевтических занятий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.
2. Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.
3.Активное участие в работе методического объединения педагогов.
4. Самообразование по вопросам коррекции речи.
5. Создание речевой картотеки, игротеки на базе кабинета.
КОНТРОЛЬ
1. Информация о совместной работе педагога и логопеда на педагогических советах, совещаниях, родительских собраниях.
2. Подведение итогов и отчет работы за учебный год.
Деятельность педагога-психолога и логопеда
Годовой план коррекционно-логопедической работы
Наименование мероприятия
Дата и место проведения
Содержание
Роль специалиста
Сведение
о выполнении
1
2
3
4
5
6
Подготовка кабинета к новому учебному году
Генеральная уборка кабинета, мелкий ремонт мебели.
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи
1) логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся начальных классов;
2) уточнение структуры речевого дефекта и степени выраженности нарушений разных сторон речи;
3) изучение психических особенностей детей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционного обучения;
4) отслеживание динамики речевого развития учащихся и оценка эффективности коррекционного воздействия;
5) Итоговая диагностика речевых нарушений детей по результатам коррекционной работы.
Изучение документации детей, зачисленных в логопункт
Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога.
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей
сентябрь, январь, май
Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок.
Оформление документации учителя – логопеда на начало и конец учебного года
Оформление и визирование необходимой документации, комплектования пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем.
Комплектование групп для коррекционной работы
1) анализ результатов обследования, зачисление учащихся с проблемами в развитии устной и письменной речи в логопедический пункт;
2) составление перспективного и календарно-тематического планирования;
3) комплектование групп на основе общности структуры нарушений речи;
4) построение системы индивидуальной коррекционной работы;
5) уведомление родителей о зачислении детей на логопедический пункт;
6) составление расписания занятий.
Подготовка раздаточного материала
до 01.09, а также в
каникулярное время ОУ
Изготовление пособий по теме:
«Времена года», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв.
Приобретение пособий и дидактических игр
«Таблицы по русскому языку», «развитие мелкой моторики», тематические словари по темам.
Анализ коррекционной работы
Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета по работе логопеда на конец года.
Проведение фронтальных и индивидуальных занятий
15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования)
Пятница: 9.40 – 13.40
Направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- Развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти
- развитие фонетико – фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие различных видов мышления.
- наглядно – образного (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями;
- словесно – логического.
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
5. Развитие речи.
Проведение групповых консультаций:
– выступления на родительских собраниях
– тематические консультации для учителей начальных классов
- Ознакомление с результатами первичного обследования;
- «Предупреждение дисграфии у учащихся с фонематическим недоразвитием речи».
Программа по коррекции и развитию устной и письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида
1. Общая характеристика программы
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, лексики, словарный запас, связной речи), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе – интернате (СКШИ) VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Контингент учащихся СКШИ VIII вида за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у поступающих в учреждение детей носят характер системного недоразвития речи (СНР) средней и тяжёлой степени. Для СНР характерны нарушения всех компонентов языка: звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, словарного запаса и лексики, связной речи, нет словотворчества, трудно формируются навыки словообразования.
Для обучающихся в СКШИ VIII вида характерны нарушения звукопроизношения по типу полиморфной, часто органической дислалии, обусловленной нарушениями в строении артикуляционного аппарата, псевдобульбарной дизартрией в стёртой форме, закрытой или открытой ринолалией. Практика показывает, что у детей с дефектами звукопроизношения чаще наблюдаются – выраженная дислексия, смешанная дисграфия с ведущей:
– артикуляторно–акустической (как говорят, так и пишут, не дифференцируя звуки С-Ц, С-Ш, Ш-Щ, звонкие и глухие согласные, пропуская буквы, заменяя гласные [О] на [У, Е] на [И] под ударением, допуская ошибки в обозначении мягкости согласных Ь и йотированными гласными);
– дисграфией на основе нарушений различных форм языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слитное написание предлогов и слов, раздельное написание одного слова, пропуски согласных при стеченияхсогласных, пропуски гласных, добавление и перестановка слогов, слов);
– аграмматической (нарушения грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений)
– оптической (нарушено письмо букв в словах, трудности в соединении букв, хотя изолированное написание букв бывает правильным);
– нарушением словообразования от двух слов и подбор родственных слов;
– недостаточной сформированностью связной речи, что проявляется при составлении предложений, в пересказах, при составлении рассказов по серии картинок и сюжетной картинке, большая трудность в составлении описательных рассказов.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся, степени дефекта, программы по русскому языку и чтению. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается при использовании дидактического материала в соответствии с темой программы. Такая взаимосвязь необходима с предметами: ознакомление с окружающим миром, развитие речи на основе знаний и представлений об окружающей действительности (в начальных классах), в старших классах – с предметами география, биология, история и использование лексического материала обогащённого трудовой лексикой с уроков трудового обучения.
2. Методологические и теоретические основы программы
Программа логопедических занятий для учащихся 1 – 7 классов СКШИ VIII вида имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, организацию и реализацию работы по программе:
- принципгуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода в речевой коррекции и развитии;
- принцип системности – представление о речи как о сложной функциональной системе и коррекции системного недоразвития речи;
- принцип систематичности – как последовательности и целенаправленности обучения и воспитания с целью коррекции компонентов речи;
- принцип субъективности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта, речевые нарушения которого находятся во взаимосвязи с его психическим развитием;
- принципреалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
– принцип развития – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
– принципкомплексного подхода – выбор содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка, целей работы.
Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились работы, зарекомендовавшие себя в науке, о различных формах речевых нарушений и эффективных методиках их преодоления – Р.Е. Левиной, Н.А.Власовой, М.Е. Хватцева, О.В.Правдиной, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюкова, и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева. Учитывая специфику образовательного процесса в СКШИ VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии Г.Е. Сухаревой, С. М. Рубинштейн, М.С Певзнер.
3. Цели и задачи программы
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создавать условия для успешной коррекции устной и письменной речи.
- Корректировать и развивать артикуляционную моторику, произносительные и коммуникативные навыки, через формирование языковых компонентов устной и письменной речи.
- Создавать условия для коррекции и развития когнитивных способностей учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха).
4. Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.
Наполняемость групп для логопедических занятий 2 – 5 обучающихся.
Основной формой организации коррекционного процесса являются занятия.
Длительность индивидуального занятия – 15 – 20 минут, подгруппового и фронтального – 25 – 30 минут.
Коррекционные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия проводятся 5 – 6 уроком и во вторую половину дня.
Индивидуальные и подгрупповые занятия по звукопроизношению проводятся:
в 1 – 4 классах 2 раза в неделю.
Подгрупповые и фронтальные занятия по коррекции письменной речи проводятся:
в 3 – 7 классах 2 раза в неделю.
Содержание изучаемого курса 1 коррекции устной речи
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ 1 класс (60 часов)
Диагностика устной речи – 4 часа
Подготовительный этап к постановке звука – 4 часа
Формирование произносительных умений и навыков (уточнение и закрепление навыков произношения не нарушенных звуков) – 6 часа
Постановка звука – 6 часов
Автоматизация звука (формирование первичных произносительных умений) – 24 часов
Формирование коммуникативных умений и навыков – 12 часов
Обследование – 4 часа
Во 2, 3, 4 классах по 68 часов
Обследование – 4 часа
Подготовительный этап к постановке звука – 4 часа
Постановка звука – 6 часов
Автоматизация звука. (Формирование первичных произносительных умений) – 26 часов
Формирование коммуникативных умений и навыков – 24 часов
Обследование – 4 часа
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по коррекции устной речи:
Обучающиеся должны уметь:
– чётко произносить звуки русского языка;
– различать близкие по звучанию и артикуляционному укладу звуки русского языка;
– грамматически правильно составлять простые высказывания;
– составлять небольшие рассказы по картине, серии сюжетных картин из простых распространённых предложений.
Обучающиеся должны знать:
– артикуляционные профили корректируемых звуков;
– владеть терминами (гласный звук, согласный звук, речь, буква, артикуляция, слог, слово, твёрдый звук, мягкий звук, звонкий звук, глухой звук)
Содержание изучаемого курса коррекции письменной речи
СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ 3 класс (68 часов)
Обследование – 6 часов
Предложение. Слово – 1 час
Звуки речи – 5 часов
Слоговая структура слова – 6 часов
Ударение – 2 часа
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными – 7 часов
Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 7 часов
Дифференциация согласных – 15 часов
Буква Ь – 4 часа
Анализ и синтез слов различной слоговой структуры – 11 часов
Обследование – 4 часа
4 класс (68 часов)
Обследование – 4 часа
Звуки и буквы родного языка – 8 часов
Слоговая структура слова – 7 часов
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными – 7 часов
Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 5 часов
Слова, обозначающие предмет – 7 часов
Слова, обозначающие действия предмета – 7 часов
Слова, обозначающие признак предмета – 8 часов
Предлоги – 5 часа
Предложение – 6 часов
Текст – 4 часа
Обследование – 4 часа
К концу 4 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
- понимать условно-графической схемы звукового состава слова;
- проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
- дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
- уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- уметь распространять предложения.
Содержание изучаемого курса коррекции письменной речи
СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ 5 класс (68 часов)
Обследование – 4 часа
Предложение – 5 часов
Предлоги – 9 часов
Звуковой анализ – 3 часов
Твёрдые и мягкие согласные – 3 часа
Состав слова – 8 часов
Словосочетание – 14 часов
Предложение – 13 часов
Текст – 5 часов
Обследование – 4 часа
6 класс (68 часов)
Обследование – 4 часа
Звуки и буквы – 9 часов
Состав слова – 4 часа
Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 6 часов
Дифференциация согласных звуков – 8 часов
Словообразование (образование прилагательных) – 8 часов
Словоизменение – 13 часов
Предложение. Связная речь – 7 часов
Текст – 5 часов
Обследование – 4 часа
7 класс (68 часов)
Обследование – 4 часа
1 раздел: Слово. Словосочетание. Предложение. – 49 часов
Словообразование – 14 часов
Словоизменение – 7 часов
Согласование слов – 28 часов
2 раздел: Предложение – 6 часов
3 раздел: Текст – 5 часов
Обследование – 4 часа
К концу 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);
- ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
- определять основную мысль, тему рассказа;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
- составлять план связного высказывания.
1 Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми 1,2,3,4 классов
2 В зависимости от индивидуальных нарушений в произношении звуков речи
3 В зависимости от индивидуальных нарушений в произношении звуков речи
Ресурсное обеспечение рабочей программы
- Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». – Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
- Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
- Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» – 2003 г.
- Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
- Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 г.
- Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961 г.
- Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М:, 2006 г.
- Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
- Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
- Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
- Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
- Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
- Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
- Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
- Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
- Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
- Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
- Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
- Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». – Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
- Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». – Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
- Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л – Л». – Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
- Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
- Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
- Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.
- Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», – М.: « Просвещение», 1978 г.
- Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов – Учебная программа
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов.
Бесплатные занятия с логопедом
Пояснительная записка
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы.
Данная программа составлена для работы с учащимися 1-4 классов по предупреждению дисграфии.
Научная обоснованность
При составлении данной программы я опиралась на методические разработки и научные исследования В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаева, Л. Н. Мисаренко, Г. М. Сумченко, Ю. Г. Демьянова, В. В. Коноваленко, И. И. Садовниковой, И. Е. Токарь. Рабочая программа разработана на основе пособия О. В. Чистяковой по предупреждению дисграфии 1-4 классов. Также для составления программы были использованы следующие методические разработки:
1. Елецкий О. В., Горбачевская Н. Ю. , Организация логопедической работы в школе: М.: 2001.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г., Организация и методы коррекционнрой работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.:1991.
3. Гайдина Л.Н., Обухова Л. А., Логопедические упражнения, исправления нарушений письменной речи. – М.: 2008.
4. Токарь И. Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – М.: 2005.
5. Мазанова Е. В. Метод рекомендации учителем-логопедом школьных логопунктов по организации коррекционной работы. – М.: 2005.
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у учащихся 1-4 классов
Задачи:
– развитие фонематического анализа и синтеза;
– формирование и развитие грамматически правильной речи;
– развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;
– расширение словарного запаса;
– развитие связной речи.
1.Содержание
Данная программа предназначена для логопедической работы с учащимися с 1 по 4 классы, испытывающих трудности в формировании письменной речи. Весь материал, представленный в программе рассчитан на 4 года обучения и составлен с учётом возрастных особенностей учеников.
В 1 классе предусмотрено 20 часов. Всю коррекционную работу в 1 классе можно разбить на 3 раздела:
– в 1 раздел включены задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;
– во 2 раздел входят теоретические сведения по русскому языку, задания на развитие звукового восприятия, различения звуков и букв, работа над словом и предложением;
– в 3раздел включены задания и игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие связной речи ребёнка, а также упражнения, полагающие решать проблему пропуска букв.
Длительность занятий 20-25 минут.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:
Учащиеся должны знать:
конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов, слоговой анализ слова.
Учащиеся должны уметь:
– вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
– отличать гласные звуки и буквы от согласных;
– распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
– обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
– делить слова на слоги;
– выделять в слове ударный слог;
– правильно записывать предложения-употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
– пересказывать несложные предложения.
Во 2 классе коррекционная работа рассчитана на 30 часов. Работа проводится по закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова, часть занятий направлены на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Длительность занятий 25-35 минут.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:
Учащиеся должны знать:
Изученные части речи и их признаки; морфологический состав слова.
Учащиеся должны уметь:
– активно пользоваться различными способами словообразования;
– владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
-владеть словосочетаниями, связью слов в предложении;
– писать раздельно предлоги со словами;
– правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный и вопросительный знак в конце предложения.
В 3-4 классе коррекционная работа рассчитана на 30 часов. Коррекционная работа посвящена закреплению тем: «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударение», а также упражнения на различение гласных и согласных звуков (букв), которые могут смешиваться в устной и письменной речи ребёнка. Длительность занятия 25-35 минут.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3-4 класса:
Учащиеся должны знать:
Слоговой анализ слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Учащиеся должны уметь:
– производить звукобуквенный анализ слов;
– устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
– пользоваться различными способами словообразования;
– владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
– использовать в речи различные конструкции предложений;
– строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
– точно и чётко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
– составлять план текста.
Рекомендации по проведению занятий
1. Ребёнку необходимо пособие О. В. Чистяковой, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, тетрадь.
2. Во время занятий постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах ребёнка. Напротив, лишний раз похвалите его за то, что у него получается.
3. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к нему.
4. Можно несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, меняя материал для работы (другие звуки, слова, картинки, предложения).
5. В конце каждого занятия ребёнку предлагается оценить свою работу. Если он считает, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то закрашивает зелёный кружок светофора; если были затруднения – жёлтый кружок, если большую часть заданий выполнил плохо-красным. Также работу ребёнка может оценить взрослый, закрасив соответствующий кружок второго светофора.
7. Помните, что заниматься надо постоянно, до тех пор, пока в письменных работах вашего ребёнка ошибки такого рода не исчезнут.
Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы с ней.
Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
По плану
фактически
1.
Звуки и буквы.
2.
Звуки и буквы.
3.
Звуки и буквы.
4.
Согласные звуки и буквы.
5.
Согласные звуки и буквы.
6.
Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью гласных.
7.
Различение букв а-я.
8.
Различение букв о-е.
9.
Различение букв у-ю.
10.
Буквы е, ё, ю, я.
11.
Буквы е, ё, ю, я.
12.
Буквы е, ё, ю, я
13.
Деление слов на слоги.
14.
Деление слов на слоги.
15.
Деление слов на слоги. Ударение.
16.
Ударение. Перенос слов.
17.
Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
18.
Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
19.
Предложение.
20.
Предложение.
Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии
2 класс
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
По плану
Фактически
1.
Имя существительное. Общее значение.
1
2.
Имя существительное. Род и число.
1
3.
Глагол. Общее значение.
1
4.
Глагол. Число и время.
1
5.
Различение имени существительного и глагола.
1
6.
Имя прилагательного. Общее значение.
1
7.
Имя прилагательное. Число и род.
1
8.
Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола.
1
9.
Предлог.
1
10.
Предлог.
1
11.
Слова близкие по смыслу (синонимы).
1
12.
Слова, противоположные по значению (антонимы).
1
13.
Слова, совпадающие по написанию и произношению (омонимы).
1
14.
Однозначные и многозначные слова.
1
15.
Фразеологизмы.
1
16.
Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова.
1
17.
Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова.
1
18.
Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова.
1
19.
Состав слова. Приставка.
1
20.
Приставка и предлог.
1
21.
Состав слова. Суффикс.
1
22.
Состав слова. Морфемный разбор.
1
23.
Предложение.
1
24.
Предложение. Грамматическая основа предложения.
1
25.
Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.
1
26.
Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.
1
27.
Предложение. Управление.
1
28.
Распространение предложения.
1
29.
Границы предложения.
1
30.
Связь слов в предложении.
1
Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии
3-4 класс
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
По плану
Фактически
1.
Родственные слова.
1
2.
Состав слова. Образование слов с помощью приставок.
1
3.
Состав слова. Образование слов с помощью суффиксов.
1
4.
Ударение.
1
5.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
1
6.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Рабочие программы для логопеда
Разработки занятий для логопеда [52] | Презентации для логопеда [99] |
Разное для логопеда [16] | Рабочие программы для логопеда [10] |
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Основные этапы и методы развития дыхательной функции у дошкольников с заиканием
Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно. На логопедических занятиях с заикающимися детьми повышенное внимание необходимо уделять следующим моментам:
– активное внимание к фазе вдоха;
– осуществление вдоха в момент физической нагрузки;
– реализация упражнений в определенном темпо-ритме.
Вся программа по развитию у заикающихся дошкольников дыхательной функции включает в себя пять этапов. Каждый этап имеет свою задачу и реализуется комплексом упражнений.
Этап I. Формирование грудобрюшного типа дыхания.
С целью закрепления навыка грудобрюшного типа дыхания, дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день по 2-4 минуты и повторяются в течение четырех недель.
Пример упражнения на данном этапе: «Бегемотик»: ребенок, находящийся в положении лежа, кладет игрушку (потом ладонь) на область диафрагмы. Инструкция направлена на активизацию произвольного внимания ребенка к проприоцептивным ощущениям, возникающим при грудобрюшном типе дыхания. Инструкция: «Запомни, как твой живот дышит и качает игрушку». Упражнение длится не более двух-трех минут.
Этап II. Обучение приемам дыхательной гимнастики с использованием элементов парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Второй этап длится 10 недель и включает в себя три комплекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики:
1 Комплекс (4 недели) — обучение приемам парадоксальной дыхательной гимнастики.
2 Комплекс (3 недели) — обучение приемам парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе ходьбы.
3 Комплекс (3 недели) — обучение приемам парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе сложных двигательных упражнений.
На данном этапе можно использовать методические пособия И.Н. Кочетковой (Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М.: Образ-Компани, 2004. 32 с.), М. Щетинина (Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Метафора, 2008. 368 с.), О.И. Асташенко (Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Парадоксально, но эффективно! М.: Вектор, 2010. 112 с.)
Этап III. Развитие фонационного дыхания.
Данный этап длится 6 недель и включает в себя комплекс упражнений по развитию фонационного выдоха.
Например: упражнение состоит из быстрого выполнения вдоха через рот с одновременным быстрым поднятием рук вверх и выдоха, в процессе которого поется звук А, и руки медленно опускаются вниз. Исходное положение: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки опущены, подбородок слегка приподнят. Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и быстро поднимем руки вверх, а затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою. А теперь давайте вместе споем». Логопед привлекает активное внимание к медленному опусканию рук и длительному пению звука: «Руки опускаем медленно, еще медленнее и красиво поем».
Обучение пению последующих звуков О, У, И, Э проходит аналогичным образом, меняется лишь движения рук, которые после быстрого поднятия вверх медленно опускаются то прямо перед собой, то через стороны, то сгибаясь в локтях.
Еще один пример упражнений на данном этапе состоит из выполнения быстрого вдоха через рот и выдоха, в процессе которого пропевается завершенный ряд гласных с разной интонацией (вопроса, удивления, радости и т.д.)
Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении. Инструкция: «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У и медленно опускает руку). А теперь вместе». Взрослый вместе с детьми пропевает ряд гласных. «А теперь давайте спросим, волшебное слово «Как дела?» (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У? с вопросительной интонацией). Ряд гласных аналогично пропевается и с другими интонациями.
Этап IV. Развитие речевого дыхания.
Этап длится 10 недель и включает в себя комплекс упражнений, направленных на развитие выдоха, в процессе которого последовательно по времени ребенок произносит отдельные слова, короткие фразы, короткие стихотворные строки.
Например: Выполняется вдох и на выдохе произносится нараспев, «тянется» слог — МЫ, ЗА, ЗИ, ЗО, ЖА и т.д. Затем выполнялся еще один вдох и на выдохе произносится образованное на основе слога слово: (МЫ- ЛА, МЫ-ЛО, ЗИ-НА, ЗО-Я, ЖА-ЛО, ЖА-БА и т.д.). Инструкция: «Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Сначала мы будем произносить волшебные слоги, а т.к. слоги волшебные, то из них у нас будут вырастать слова, которые мы также будем произносить. Послушайте, как у меня это получится». Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и на выдохе нараспев произносит слог: МА-А-А вместе с движением руки вниз. Затем опять делает вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А и опускает руку вниз. «А теперь вместе». Логопед движением руки вверх помогает сделать перед произнесением слога и слова вдох, а медленным движением руки вниз- произнести их нараспев.
Еще один пример упражнений на данном этапе: Выполняется вдох и на выдохе произносится фраза, состоящая из 2-х слов: из только что произнесенного слова и нового: МАМА МЫЛА (МИЛА ШИЛА, МАША ЕЛА, ПОЛЯ ПИЛА и т.д.). Инструкция: «Сначала мы будем произносить одно слово, а затем, присоединив к нему «паровозиком» второе слово, получим предложение, которое тоже произнесем сразу вместе с первыми, как паровозик с вагончиком, которые едут вместе. Посмотрите и послушайте, как у меня это получится». Логопед выполняет вдох вместе с движением руки вверх, на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А с движением руки вниз. Затем делает вдох с движением руки вверх и на выдохе также нараспев произносит с одновременным движением руки вниз: МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А. «А теперь — вместе».
Каждое последующее слово и двухсловную фразу экспериментатор сначала произносит сам, а затем вместе с детьми.
В последующем речевая задача усложняется и становится сначала трех-, затем четырехсловной. Перед инструкцией повторяются предыдущие упражнения. К повторенным двухсловным фразам прибавляется третье слово. Инструкция: «А теперь мы будем с вами присоединять к паровозу новые вагончики». Экспериментатор рисует схему, называя каждое слово-«вагончик»: «Мама» «Мыла» «Милу». «А теперь вместе произнесем».
Аналогично составлялась и произносилась четырехсловная фраза: МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ, МАМА ШИЛА ПЛАТЬЕ КУКЛЕ, У ЗОИ БОЛЯТ ЗУБЫ и т.д.
Этап V. Развитие речевого дыхания при реализации усложненных речевых задач.
Задачей данного этапа является тренировка речевого выдоха при произнесении прозаического текста. Этап длится 5 недель.
Пример упражнения: Речевая задача состоит в проговаривании двух фраз прозаического текста, не объединенных ритмом и рифмой: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. На доске рисуется схема этих двух фраз. Инструкция: «Посмотрите, что у меня в руках». Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит две фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох, «Теперь вместе произнесем».
Далее речевая задача усложняется. К двум фразам предыдущего упражнения присоединяется третья фраза: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. ЕЩЕ ОН СОЧНЫЙ И СЛАДКИЙ. Инструкция: «А теперь мы дальше расскажем об апельсине. Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит три фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох. «Теперь произнесем вместе».
Итак, для наглядности основные этапы, их длительность и задачи отражены в таблице.
Развитие речевого дыхания у детей с заиканием.
статья по логопедии на тему
Методические рекомендации и упражнения на развитие речевого дыхания у детей с заиканием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_detey_s_zaikaniem.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у детей с заиканием.
Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза – к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.
В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, поощряемое родителями, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учёта особенностей их нервной системы.
При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, э и др. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притопыванием и т. д.).
Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в следующих показателях:
– недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания;
– укороченный речевой выдох;
– несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.
Нарушение речевого дыхания порождает прерывистость, судорожность речи. Вдох может быть слишком коротким, как и выдох. У детей с заиканием в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание становится аритмичным. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Неправильным считается дыхание, в процессе которого происходит подъем грудной клетки и втягивание живота на вдохе. Плохая осанка также играет серьезную роль в затруднении дыхания. Устранить эти затруднения помогает регулярное выполнение дыхательных упражнений.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
– расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот),
– формирование длительного фонационного выдоха,
– формирование речевого выдоха.
Для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания:
1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.
4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.
Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса. После того, как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа. Полезно также проверить “глазом”, как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.
Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».
«Загнать мяч в ворота».
Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота».).
Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!»
Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.
Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
Дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину». На выдохе произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются так, что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Они сжимают перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».
Руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, производится вдох.
В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).
Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.
Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.
Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. После того как заикающиеся освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе: А______ О______. Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А – О – У – И (эталон гласных звуков). Данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.
Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.
1. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение. – 1993.
2. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание.- Эксмо-пресс. – 2002.
3. Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2000.
4. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – С-Пб.: Союз. – 2001.