Коррекция дисграфии у младших школьников

Дисграфия у младших школьников: профилактика, анализ, коррекция, упражнения

Дисграфия, или проблемы с письмом, является одной из наиболее частых причин проблем у детей в школе, наряду с дислексией и дизортографией. Если заметно, что у ребенка особенно невнятный почерк, он очень устал писать и не любит рисовать, стоит отвести его к специалисту, который проверит нет ли у него какиелибо нарушений.

Дисграфия (аграфия) — это частичная или полная потеря способности графически правильного письма, что часто приводит к его полной нечеткости.

Важно помнить, что дисграфические проблемы не обязательно являются следствием умственной отсталости ребенка. Люди, которые страдают аграфией, не имеют никаких умственных отклонений, и их развитие является нормальным во всех остальных отношениях.

дислексия и дисграфия в млодших классах

Дисграфия — каковы ее причины

Дисграфия может развиться в результате повреждения части мозга, ответственной за овладение навыками письма, а также зрительного восприятия, что приводит к нарушению памяти и способности визуального анализа.

Причиной дисграфии может быть некоторая аномалия в работе рук мышечный тонус (слишком сильное напряжение мышц), особенно в случае пальцев и запястья, а также установившиеся неправильные привычки письма.

Дисграфия может быть связана с психомоторными расстройствами ребенка, гиперактивностью и неврозом. Также существует так называемый неопределенная дисграфия, которая может быть вызвана пренебрежением к обучению ребенка или нарушениями психического развития. Тогда становится заметно, что умственное развитие идет не так, как должно.

Дисграфия у младших школьников очень часто сопровождает такие заболевания, как СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), синдром Туретта и аутизм.

Очень часто родители детей, страдающих дисграфией, сами сталкиваются с этой проблемой. Если замечаются признаки заболевания в более зрелом возрасте, скорее всего это связано с невралгией.

Дисграфия у младших школьников фото

Дисграфия — характерные симптомы

Часто из-за большого количества учеников в классе не каждый учитель может определить, что у когото из детей есть дисграфия. Учителя предполагают, что неразборчивый и не очень эстетичный почерк — результат недостаточной концентрации и усилий ученика. Дисграфия в первую очередь определяется неразборчивым стилем письма со следующими характеристиками:

  • неточное или неправильное написание букв,
  • слишком большой наклон от вертикали,
  • различающиеся размером буквы в пределах одного слова,
  • запутанные буквы,
  • неуверенное дрожащее письмо;
  • потеряны диакритические знаки и знаки препинания,
  • письмо между строчек.

Если заметно, что у ребенка помимо неприглядного и неразборчивого почерка такие симптомы, как неправильное сжимание ручки, утомляемость при быстром письме и отвращение к рисованию, можно довольно смело подозревать дисграфию.

У детей симптомы дисграфии в 1, 3 и 4 классе проявляются в виде неразборчивого почерка, пропусков слов, неполных предложений, некоторые буквы согнуты вправо, другие — влево. Также возникают проблемы с написанием слов. Ребенок очень часто заостряет внимание на факте написания слова, но не понимает, что он пишет.

Подростки и взрослые испытывают трудности с выражением и передачей мыслей на бумаге, а также с грамматикой и синтаксисом. Писать им намного труднее, чем говорить. Также существует большое несоответствие между тем, что человек пишет, и тем, что он на самом деле знает.

Какие бывают виды дисграфии?

Как правило, существует три типа дисграфии, которые имеют свои собственные симптомы.

  • Пространственная дисграфия . У ребенка с этим типом дисграфии нет орфографических ошибок в написанном тексте. Сложности возникают при копировании или переписывании других текстов. Кроме того, заметны трудности с рисованием.
  • Дисграфия дислексии . Характеризуется тем, что текст человека, который страдает данным заболеванием, полон орфографических ошибок. Обычно звуки в конце слова становятся глухими, ребенок «пишет, как слышит». Нет проблем с переписыванием и копированием других текстов. Рисовать тоже нетрудно.
  • Двигательная дисграфия . Ребенок, страдающий двигательным расстройством, в основном имеет проблемы с написанием текстов. Ярко выражено отсутствие координации движений, а скопированный текст содержит много ошибок.

Лечение: примеры письменных упражнений

Есть три способа лечения дисграфии.

  1. Можно поменять форму письма. Если ребенок борется с двигательными нарушениями, он может писать на компьютере и передавать свои знания устно.
  2. Одной из форм лечения дисграфии также может быть изменение требований к человеку, затронутому этой проблемой.
  3. Последним решением дисграфика могут быть специальные упражнения для рук, глаз и на фокус, при этом для их выполнения пригодятся не только ручка и лист бумаги, но также мелки, краски, маркеры, цветная бумага. Таким образом, упражнения превращаются в игру.

Лечение дисграфии следует проводить с помощью специального комплекса заданий, который разрабатывает психолог или педагог. Эти задания следует подбирать индивидуально с учетом предрасположенностей и возможностей ребенка. Некоторые из них:

  • рисование «ленивых восьмерок» — нужно двигать руками в воздухе, свободно рисуя большие восьмерки,
  • исправление и утолщение контуров изображения фломастерами, следуя линии рисунка,
  • трассировка шаблона это может быть шаблон, вырезанный из картона с простыми формами в начале. Также можно попросить ребенка обвести на бумаге свою руку или ногу,
  • рисование крупными свободными движениями на бумаге или другом носителе с помощью кисти, маркера, мелка.
  • покрытие цветом одной выделенной части листа определенной формы, можно попросить ребенка закрасить, например, квадрат в углу страницы,
  • точное рисование линий, желательно в клетчатых тетрадях, где ребенок найдет больше ориентиров при рисовании,
  • копирование рисунка данный вариант может быть проще, нарисовав сетку на картинке и на чистом листе бумаги (поможет найти ориентиры для перерисовки),
  • соединение точек сплошными линиями,
  • переписывание буквы строками,
  • связывание изображений с соответствующими названиями. Можно нарисовать различные предметы на листе бумаги и написать под ними их названия, далее ребенок должен соединить их, а затем раскрасить картинки.

Дисграфия — одно из заболеваний, которое может быть связано с плохими воспоминаниями о школьных временах. Важно быстро диагностировать проблему и как можно скорее начать лечение. Если симптомы дисграфии наблюдаются у ребенка, необходимо начинать трудотерапию с педагогом или психологом.

Читайте также:
Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР - мастер-класс

дисграфия с логопедом

Дисграфия и левша

Очень часто дисграфия диагностируется у левшей или лиц, владеющих обеими руками. Это связано с латерализацией, т. е. преобладанием правой или левой руки, включая доминирующую руку, данный процесс происходит в нервной системе. Стоит помнить, что леворукость или двуручность не являются синонимом дисграфии.

Часто левши известны своим стройным и красивым почерком. Один из интересных фактов о дисграфии заключается в том, что дети-левши, которые вынуждены писать правой рукой, могут очень быстро овладеть ею.

Дисграфия и некрасивое письмо

Бывает, что у ребенка некрасивый почерк, но не проявляются черты, приписываемые дисграфии. Речь идет, в частности, о наклонных, перекрывающихся или больших буквах, а также о трудностях их сочетания.

Дети или взрослые, у которых нет признаков дисграфии и имеют неприглядный почерк, могут улучшить свои навыки. В последнее время стали очень популярны мастер-классы по каллиграфии. Если было принято решение не отправлять ребенка на такие занятия, тогда стоит заниматься с ним дома. Упражнения обязательно принесут благотворный эффект.

Для улучшения навыков письма у родителей или у ребенка важно использовать профессиональные и проверенные источники.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Дети, начинающие изучение письма, иногда сталкиваются с проявлениями дисграфии.

Бесплатные занятия с логопедом

Дети, начинающие изучение письма, иногда сталкиваются с проявлениями дисграфии. Она проявляется уже при первых попытках письма в виде грубых ошибок. Сначала родители предполагают, что дело в банальной невнимательности ребенка, но опытные педагоги быстро отличат нарушение, называемое дисграфия.

Это отклонение в формировании некоторых функций психики, при котором наблюдаются также небольшие проблемы с речевым аппаратом. Ребенок пишет слова зеркально, допускает огромное количество грамматических ошибок. Почерк отличается неразборчивостью. Дефект больше проявляется проблемами во время письма, но связан он с нарушением работы некоторых отделов мозга, отвечающих за речь.

Общие сведения

Дисграфией называются нарушение письма в виде систематических фонетических ошибок, неправильным написанием букв. Такие ошибки являются постоянными и не связаны с владением грамматических правил русского языка.

Диктанты или изложения для детей с этим расстройством изобилуют ошибками, что снижает самооценку, мешают учиться, развиваться, общаться с одноклассниками. Такая проблема не может решиться сама собой и требует вмешательства специалистов, в том числе психотерапевтов, неврологов и других.

Согласно проведенным исследованиям дисграфия в различных стадиях выявляется у 53% учеников второго класса, 37% у учеников средних классов. На основании этих данных можно сделать вывод об устойчивости этого нарушения. В зависимости от проблем и симптоматики выделяются различные виды дисграфии, классифицирующиеся также по степени тяжести.

Патогенез и механизм возникновения

Письмо – многоуровневый механизм при реализации которого, задействованы разные системы:

  • речедвигательная;
  • слуховая;
  • зрительная;
  • двигательная.

Они последовательно переводят артикулемы в форму фонем, фонема переходит в графему, а те в кинему. Для развития письма ребенок должен обладать хорошим уровнем устной речи. На данный момент известно что, патогенез дисграфии связан с неправильной или несвоевременной латерализайией функций мозга. Эти процессы заканчиваются примерно к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе.

Если наблюдается задержка латерализации и одновременном наличии левшества происходят нарушения в корковом отделе. При дисграфии у ребенка наблюдается неполная сформированность восприятия, мышления, а также памяти. Могут страдать эмоционально-волевая сфера ребенка, зрительный анализ и другие стороны ребенка.

Причины дисграфии у детей

Прежде чем ответь на вопрос «дисграфия — что это», необходимо разобраться с ее причинами. Это может произойти по самым различным причинам:

  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания;
  • генетическая предрасположенность;
  • запущенное воспитание ребенка.

Часто дисграфия сопровождается рядом сопутствующих заболеваний, которые уже диагностированы у ребенка. Это расстройство в первую очередь проявляется в неправильном написании букв и слогов. Пациенты с таким диагнозом не в состоянии правильно грамотно писать, так как у него есть нарушения слуха, зрительные. Ребенок не может должным образом обрабатывать получаемую информацию, проводить ее синтез, анализ.

Причины дисграфии у взрослых

Причины несовершенства письменной речи у взрослых могут быть спровоцированы внешними и внутренними факторами. Основными причинами дисграфии у взрослых являются:

  • травмы головного мозга либо проведение хирургических операций;
  • опухоли мозга;
  • некоторые инфекционные заболевания, например менингококк;
  • воспалительные процессы;
  • инсульт;
  • социальные условия;
  • недостаточность кислорода в крови (асфиксия).

В качестве социальных факторов могут выступать педагогическая запущенность, неправильная речь людей окружающих ребенка, малое общение ребенка с другими детьми и взрослыми, билингвизм.

Человек с дисграфией делает систематические ошибки при написании. Они имеют устойчивый характер, при этом человек хорошо знает все грамматические правила.

Самыми основными причинами развития являются недостаточная работа речи и слуха (анализаторов). Ребенок не может самостоятельно проводить анализ речи и синтезировать ее.

Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.

Виды дисграфии

Существуют разные виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая. Ребенок некорректно произносит некоторые звуки, проговаривая их по себя, он допускает грамматические ошибки при их написании. При коррекции этого вида необходимо работать над произношением звуков, слов, словосочетаний.
  • Акустическая. Звуки произносятся правильно, но могут путаться с похожими, например, заменяя звонкие звуки на глухие — б-п, д-т, з-с; с-ш, з-ж. Могут путать степень мягкости звуков.
  • Оптическая. Ребенок испытывает трудности с написанием букв, добавляет в них дополнительные элементы – черточки, точки, палочки или пропускает букву целиком.
  • Дисграфия при несовершенстве анализа и синтеза. Ребенок пропускает или повторяет слова, может менять местами буквы, слоги, слитно писать или раздельно, но неправильно.
  • Аграмматическая. Обычно выявляется в начальных классах школы. В этот период ребенок начинает писать словосочетания и несложные предложения, совершая ошибки в окончаниях, суффиксах, путать склонения, падежи, рода.
Читайте также:
Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии

Все нарушения строя речи характеризуются проблемами с последовательностью написания слов. Письмо является процессом работы самых различных анализаторов и систем, взаимодействие которых между собой и отвечает за навыки и умение ребенка правильно писать.

Акустическая

По-другому данный вид расстройства называется дисграфией фонемного распознавания. При ней ребенок не может правильно различать звуки. Особенно часто подобное явление проявляется при обучении письму. Акустическая дисграфия имеет следующие характерные симптомы:

  • замена похожих друг на друга звуков (звонкие, шипящие, свистящие, твердые, мягкие);
  • ошибки в мягкости звуков;
  • пропускание отдельных звуков;
  • замена местами в одном слове;
  • объединение нескольких слов в одно без пробелов.

Самыми частыми ошибками являются слова «мяшик – мячик», «окун – окунь».

Оптическая

В письме чаще допускаются следующие ошибки:

  • неполное написание;
  • зеркальное написание букв;
  • наличие лишних элементов;
  • путает букву, отличающиеся одним элементом (п-т, ш-щ)
  • неспособность различать похожие по написанию буквы.

Данный вид развивается на основе зрительно-пространственных нарушений, их неполной сформированности. Ребенок может менять буквы местами.

Аграмматическая

Проявления дисграфии обусловлены общей недоразвитостью грамматического строя. Есть проблемы в морфологической и синтаксической составляющих. Симптомами этого нарушения служат:

  • трудности в логических связях между предложениями;
  • нарушения смысловой составляющей в написанном тексте;
  • пропуск предложений или его частей;
  • проблемы в логической последовательности письма;
  • ребенок не различает единственное и множественное числа;
  • замена окончаний;
  • неправильное словообразование, согласованность слов между собой;

Аграмматический тип дисграфии характеризуется неправильным использованием падежей, родов, неправильным построением конструкций, проявляющиеся в пропуске или замене предлогов и других элементов предложений. Появлению такой дисграфии способствуют речевые нарушения (алалия, дизартрия).

Артикуляторно акустическая

Артикуляторно-акустическая разновидность дисграфии у детей проявляется смешиванием букв, их пропуском, заменами, близкими по своему звучании. Симптомами могут стать:

  • неспособность проговаривать звуки и воспринимать их;
  • происходит замена фонетически близких звуков;
  • существует добавление лишних в слове букв и слогов;
  • неправильная мягкость при письме;
  • неправильное написание отдельных букв.

Эти ошибки практически не корректируются, появляясь снова каждый раз. При этом никакого значения замечания преподавателя или родителя не приносят никакого результата. Необходимо направить работу по коррекции на слуховую дифференциацию, в особенности на звонкие-глухие, мягкие-твердые звуки и правильно поставить их произношение.

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Подобное явление – это результат нарушения анализа и синтеза речи, деления одного предложения на отдельные, составляющие слова. Присутствуют нарушения в фонетическом анализе. В целом данный тип дисграфии имеею такие симптомы:

  • ребенок пропускает буквы (дождь – дожь, мальчик-малчик);
  • происходит перестановка или добавление лишних букв и слогов;
  • слитное написание отдельных слов в виде одного целого;

Специалисты разделяют специфическое и неспецифическое нарушение письма, что связано с воспитательным, социальным, психологическим факторами. Ребенок испытывает трудности с последовательностью написания речи.

Смешанные формы дисграфии

Такой тип является одним из самых распространенных из всех дисграфий. Происходит это при наличии недостаточно сформированы несколько частей письменности у ребенка. Такое явление затрудняет и продлевает коррекционную работу с таким пациентом. Характерными особенностями такого нарушения служат объединение нескольких речевых расстройств. При этом у мальчиков это случается в несколько раз чаще чем у девочек.

Симптомы и проявления дисграфии

Установить точный диагноз дисграфии без специалиста сложно. Обычно, о ее наличии становится известно в школьном возрасте, когда ребенок пишет буквы неправильно. Часто это путают с тем, что ребенок просто не понимает грамматику языка, за что учителя снижают оценки, следовательно, ухудшается успеваемость такого ребенка.

Ошибки из-за дисграфии никак не связаны с освоением правил русского языка. Сами ошибки одинаковые, но многочисленные. Чаще всего ребенок допускает ошибки при написании слитных/раздельных слов, имеют место пропуски слогов или букв. Такие симптомы должны стать причиной для тревоги у родителя и преподавателя в школе. Дисграфия у школьников требует специальной коррекционной работы со стороны специалистов, чем быстрее будет начата такая работа, тем быстрее ребенок от нее избавиться.

Дисграфия у школьников также может стать причиной плохого почерка, непонятного для взрослых. Дети с таким расстройством имеют низкую скорость и сильную неровность письма. Высота, ширина букв постоянно меняется, даже в одном слове.

Способы диагностики

Дисграфия у младших школьников диагностируется исследованиями устной и письменной речи. Только после этого может быть назначена соответствующая коррекция. Также необходимо получить консультации невролога, офтальмолога, ЛОР. Степень сформированности определяется логопед.

Обследование ребенка состоит из нескольких этапов. Вначале проводится оценка зрения и слуха ребенка, состояние ЦНС. Далее проводится анализ моторики, артикуляции. При этом важно учитывать левша или правша. Важно провести анализ фонетического механизма, звукопроизношения, лексикона ребенка, уровень грамотности. После этого проводится исследование письма пациента.

Ребенок с дисграфией переписывает письменные и печатные буквы, слова, проводится написание под диктовку, выполняются упражнения из деформированных предложений и другие задания. После этого, учитывая всю полученную информацию выносится заключение логопеда с рекомендациями по коррекции.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии у младших школьников зависит от степени тяжести, запущенности и других индивидуальных особенностей. При правильном подходе, поддержке учителей, преодолеть это нарушение вполне возможно полностью, однако стоит запастись терпением, так как процесс этот небыстрый, сложный, кропотливый. Сложнее всего проводить коррекционную работу с детьми старшего школьного возраста. В данном случае могут быть другие сопутствующие нарушения речь и письма. Реабилитационный период в данном случае может занять длительный период и не исчезнуть в полном объеме. Коррекция зависит от вида нарушения, возраста ребенка, его физиологических особенностей.

Читайте также:
Комплексный метод устранения стертой дизартрии

Устранить эту проблему своими силами невозможно. Будет обязательно участие в этой работе узких специалистов, таких как нейропсихологии, психологи и другие. Речевая школа будет иметь лучшие результаты в работе с нарушениями письма.

Основную часть работы приходится на логопеда. Он составляет программу реабилитации, определяет упражнения по звукопроизношению, формированию лексико-грамматического строя, фонемного распознавания речи, моторики, психологии и других факторов коррекционной работы.

Самыми эффективными методами коррекции считаются:

  • письменные упражнения для распознавания похожих букв (при диагнозе оптической дисграфии);
  • задания для памяти, развития мышления и восприятия;
  • упражнения для развития звукового анализа в виде игр (ребусы, загадки);
  • работа по формированию лексико-грамматического строя;
  • задания для правильного понимания букв, звуков, слов;
  • постановка звуков, автоматизация речи.

Если у ребенка существуют органические причины для развития дисграфии возможно включение медикаментозного лечения. Могут быть назначены массаж, ЛФК, физиопроцедуры. Такие меры влияют на эти причины, нивелируя их значение на способность писать.

Логопедическая коррекция

Ребенок должен иметь четкую правильную слуховую дифференциацию звуков. Если это требование не достигнуто, дальнейшая коррекция не имеет смысла. Срок работы для каждого ребенка индивидуален. Занятия с логопедом могут проводится как в группах, так и с каждым ребенком по отдельности.

На занятиях дети выполняют различные задачи:

  • словесные задания;
  • наглядные занятия;
  • практические уроки.

В качестве словесных заданий используются рассказы, сказки, общение с ребенком, описание качеств и свойств отдельных предметов. Наглядные методы заключаются в наблюдении и анализе отдельных звуков, букв. На практических занятиях происходит закрепление полученных умений, знаний, навыков. Также существуют комбинированные занятия и методы.

Логопедическое занятие имеет свою структуру, зависящую от этапа. На первой ступени происходит необходимость заинтересовать ребенка, создать определенный уровень мотивации к дальнейшей коррекции. Вторая ступень – это предоставление возможности ученику получить новые знания и информацию и синхронизировать это с уже имеющимися. Третья ступень характеризуется осмыслением полученной информации и ее использованием.

Коррекция у младших школьников зависит от возраста ребенка и подбирается на основе тяжести нарушений, ее степени.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение должно назначаться исключительно специалистом. Заниматься самолечением данных расстройств может быть опасным для здоровья и жизни ребенка.

Домашние упражнения с родителями

Решить исключительно в домашних условиях проблему наличия дисграфии невозможно. Упражнения для самостоятельных занятий могут стать дополнительным решением, но не основным. Коррекция у школьников отличается своими занятиями в зависимости от возраста ребенка. Сами упражнения назначаются логопедами, и проводятся они дома под контролем и с помощью самих родителей. Существуют несколько простых, но действенных упражнений, которые можно делать самостоятельно:

  1. Упражнение лабиринт. Ребенок должен провести на бумаге линию, не допуская на ней разрывов. Ребенок двигает только руку и изменяет положение пальцев и кисти, но не сам лист.
  2. Нахождение определенных предметов или картинок. Ребенок должен их зарисовать или заштриховать.
  3. Упражнения для развития внимания при обнаружении оптико-пространственных проблем. Для этого есть задания в виде конструирования букв, символов, знаков. Можно проводить поиск букв на картинках или предметах, вставлять пропущенные слова в предложение.
  4. Упражнения для выработки четкой артикуляции проблемных звуков. Родитель вместе с ребенок ищет слова с этим звуков, учат стишки, песенки, скороговорки и другие задания. Игры для развития лексико-грамматической составляющей речи. Это могут быть «Скажи наоборот», «Найди целое».
  5. Занятия логоритмической гимнастикой (логоритмикой).

Систематическое выполнение упражнений в каждодневном режиме сократит реабилитационный период и быстрее даст первые положительные сдвиги.

Прогноз лечения

Чтобы преодолеть дисграфию необходима слаженная работе ряда специалистов. Прогноз зависит от формы, причин нарушения, своевременности начали коррекции. Лечение должно быть правильно подобрано для конкретного ребенка. При выполнении всех условий в 70-80% эта проблема полностью устранима.

Последствия при отсутствии коррекции

Игнорирование проблем с дисграфией может стать причиной серьезных проблем, таких как:

  • неспособность освоить в полной мере школьную программу, в особенности предметы «русский язык», «литература»;
  • трудности с письменными опросами;
  • интеллектуальное отставание в развитии из-за не усвоения школьных знаний;
  • тревожность;
  • мнительность;
  • коммуникативные проблемы со сверстниками и одноклассниками;
  • низкая самооценка;
  • девиатность поведения.

Необходимость написать что-либо будет вызывать у ребенка дискомфорт, страх. Могут появиться проблемы с математическими терминами и другие.

Профилактика нарушений письма у детей

Специалисты уверены в том, что предупредить дисграфию невозможно, так как полностью не изучены ее точные причины появления. Однако выявлены группы риска, чьи представители страдают от нее чаще других:

  • задержка психологического развития;
  • переученные в правши левши;
  • дети с проблемами артикуляции;
  • дети-билингвы;
  • обучение у грубых или недостаточно компетентных учителей;
  • гиперактивные дети;
  • дети, рано начавшие школьное обучение.

Профилактика состоит из определенных навыков – внимательность, восприятие окружающего пространства, память, недостаточный словарный запас. Если родители или учитель заметил, что ребенок допускает одинаковые ошибки, необходимо обращаться за помощью к логопеду или неврологу, чтобы вовремя начать коррекционную работу.

ДИСГРАФИЯ У РЕБЕНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика – выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и “красивый”; другой – огромный, корявый, неуклюжий, “уродливый”. Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк – его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

Читайте также:
Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников

КАК НАУЧИТЬ
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям “из-под палки”, результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель – не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место “хватки” пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба “удобства”: и треугольник, и пупырышки. Так что купите “пупырчатую” ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.
Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика – тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). “Перьевое” письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

1) Упражнение “Корректурная правка”.
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами “п/т”, “п/р”, “м/л” (сходство написания); “г/д”, “у/ю”, “д/б” (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

2) Упражнение “Пишем вслух”.
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, “Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём” (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде “ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ”). Пример проще: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком” (на стале стаял куфшин с малаком).
Под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа “зу*п”, или перед глухим согласным, типа “ло*шка”. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка “ставить палочки”, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) “Вглядись и разберись” (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, “фотографируя” текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: “Запятая между прилагательным “ясным” и союзом “и”, во-первых, закрывает деепричастный оборот “. “, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая “. “, вторая “. “), соединенные союзом “и””.

Читайте также:
Дифференцированное использование методик растормаживания и активизации речевой функции у больных с поражением задне-лобных и премоторных структур мозга

4) “Пропущенные буквы”.
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти. М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

5) Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Найти разнообразные лабиринты можно здесь.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

  1. Чрезвычайно медленно!
    На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это “не для него”, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия “безударные гласные” и “причастный/деепричастный оборот”.
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Учим детей писать без ошибок

1) Упражнение “Корректурная правка”.
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами “п/т”, “п/р”, “м/л” (сходство написания); “г/д”, “у/ю”, “д/б” (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

  1. Чрезвычайно медленно!
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Скорее всего ребенок откажется, не сможет это сделать, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия “безударные гласные” и “причастный/деепричастный оборот”.
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ребенка назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Логопед Полей Яна Борисовна
Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка

Детская дисграфия: виды, причины, симптомы и профилактика

Детская дисграфия: виды, причины, симптомы и профилактика

У многих школьников в младших классах наблюдаются трудности с письменной речью: помарки, неразборчивый почерк, глупые ошибки, путаница в буквах – казалось бы, стандартный набор юного школьника, который только начал познавать письменный русский язык.

Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и, кажется, поводов для беспокойств особо нет, тем более почерк – это вообще дело индивидуальное. Возраст, социальные факторы, особенности развития, система образования – эти и другие причины могут сыграть важную роль в появлении трудностей письма у школьника.

Причин действительно много, однако порой основанием ошибок при графическом воспроизведении родного языка является конкретное нарушение – дисграфия у ребёнка .

Но не спешите паниковать и путать обычное детское развитие с нарушениями. Сперва давайте разберёмся, что называют дисграфией у ребенка , вследствие чего она появляется, и как её миновать.

Что такое дисграфия?

Дисграфия у младших школьников – это нарушение процесса письма, характеризующееся специфическими, часто повторяющимися ошибками. Чаще всего оно связано со сбоем в работе определенных психических функций, которые отвечают непосредственно за обеспечение письменного процесса. Дети с дисграфией постоянно совершают нетипичные ошибки при письме. В большинстве случаев грамматика не влияет на такие ошибки. Это не орфографические и не пунктуационные неточности; это конкретные опечатки в словах и предложениях.

Читайте также:
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня

Ребёнок с дисграфией, сам того не осознавая, может допустить ошибки в самых, казалось бы, простых для написания словах.

Например, слово «окно» может быть написано как «оно»; предлог «под» превратится в «пдо»; «кит» отзеркалится и станет «тик», вместо «нога» будет «нга». При дисграфии возможна и замена слов на похожие, например, вместо «приняла» — «присела», вместо «ушёл» — «пришёл» и т.д.
Более того, имея в анамнезе данное нарушение, ребенок может не дописывать окончания слов, вставлять лишние буквы, писать их зеркально или пропускать необходимые. Из предложений могут исчезать целые слова, в словосочетаниях – нелогично меняться местами. Часто дисграфия сопровождается неразборчивым почерком, ребенок пишет «как курица лапой».

В наши дни подобные нарушения, как правило, встречаются у школьников младших классов — 80% всех случаев приходится именно на них. Важно также знать, что процент детей с подтвержденной дисграфией с каждым годом увеличивается.

Причины возникновения дисграфии

Причин, по которым может возникнуть такое нарушение, как дисграфия, множество. Они могут носить как органический (естественный), так и функциональный (приобретённый) характер.

Возможные причины возникновения дисграфии у ребенка :
– Перенесённые психологические травмы
– Нарушения в работе высших психических функций
– Социально-психологические факторы
– Наследственность / генетический фактор
– Внутриутробные инфекции и родовые травмы
– Черепно-мозговые травмы различной степени тяжести
– Длительные соматические заболевания
– Искажённая речь окружающих
– Двуязычие в семье
– Недостаток речевого общения

Так, например, частое сюсюканье с малышом приводит к тому, что он быстро привыкает и начинает «сглатывать» звуки. Также специалисты отмечают, что дети, чьи родители слишком рано стали обучать их грамматике (при психологической незрелости малышей), тоже относятся к зоне риска. Их мозг еще не готов справиться с таким большим объёмом информации и начинает давать сбои.

Часто можно встретить дисграфию у детей, которые страдают задержкой речевого и /или психоречевого развития, имеющих такие нарушения, как минимальная мозговая дисфункция, общее недоразвитие речи, СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

Виды дисграфии с примерами

Виды дисграфии и примеры дисграфии :

– Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

В этом случае на письме искажается структура слова и предложения: приставки пишутся отдельно, предлоги – слитно, отдельные слова складываются в одно целое (в избе – «визбе», пришёл – «при шёл», лежит букварь – «лежитбукварь»). Часто пропускаются гласные и согласные буквы (поля – «пля», огурец – «огрец», тетрадь – «терадь», арбуз – «аруз» и т.д.). при написании добавляются и лишние буквы (пенал – «пениал»), происходит перестановка букв и слогов (стол – «тсол»).

Оптическая дисграфия

При наличии данного вида дисграфии зрительное восприятие неустойчиво, буквы будто незнакомы ребенку и в каждом слове воспринимаются по-разному. Примерно такие замены букв могут наблюдаться в тетради: п → и, п → н, к → л, ц → щ, ш → и, м → л, б → д, п → т, н → к, ж → ш и т.д. Также ребёнок может отзеркаливать слова и/или буквы при написании: дом → мод, рыба → абыр и т.п .

– Артикуляторно-акустическая дисграфия

При такой форме у ребёнка недостаточно развиты навыки анализа и синтеза речи, из-за чего ему сложно различать звуки, причем как гласные, так и согласные. А в особенности – схожие по звучанию и артикуляции. На письме это выглядит как смешение и пропуски букв, их замена, а также неправильное отражение звукопроизношения на бумаге. Иными словами, ребенок пишет также, как произносит или слышит.

Например, слово «доктор» может написать «доктр», «вода» как «вада», «собака» → «сабака», «Москва» → «масква» и т.д.

– Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания

При наличии данного вида дисграфии на письме ребенок заменяет близкие по фонетическим признакам звуки (б-п, в-ф, г-к, м-н, л-р и т.п.). Главное, что в этом случае ребёнок при разговоре все звуки произносит верно, но при письме выходит совсем наоборот. Также можно наблюдать на письме дефект смягчения («албом») и замены гласных звуков – а-я, у-ю (лампа → «лямпа», рука → «рюка») и т.д.

– Аграмматическая дисграфия

Данная форма связана с недоразвитием грамматического строя речи, при котором искажаются слова и предложения, и у детей возникают трудности в образовании множественного числа существительных, не соблюдается последовательность предложений, неправильно образуются уменьшительно-ласкательные формы, теряются смысловые связи (небеса – «небы», кружки – «кружья», «много книгов», малыши – «малыша», «один сумка» и т.п.). Все эти нарушения свидетельствуют о лексико-грамматическом недоразвитии речи.

Моторный вид нарушения проявляется, прежде всего, в почерке – в процессе написания возникают проблемы в движениях кисти руки и восприятии букв со зрительным образом.

В некоторых случаях дисграфия у младших школьников сопровождается неречевыми нарушениями, например, рассеянным вниманием, трудностями с саморегуляцией и контролем, ослабленной памятью, различными психическими расстройствами.

Основные симптомы дисграфии

В первую очередь, о наличии дисграфии у ребёнка можно говорить только после того, как ребенок полностью освоит технику письма, т. е. около 8–8,5 лет. Если Ваш ребенок уже достиг данного возраста, но всё ещё имеет проблемы с письмом, не пренебрегайте обращением к специалистам: нейропсихологу и логопеду-дефектологу. Проведение диагностики – обязательное мероприятие, если у школьника присутствуют нелогичные ошибки в письме.

Признаками, характеризующими дисграфию, являются постоянно повторяющиеся на письме ошибки, несвязанные с тем, что ребёнок не знает правила и нормы языка. Типичные ошибки, которые могут встречаться при различных видах дисграфии у младших школьников , могут проявляться:

Читайте также:
Ротацизм и параротацизм

– смешением и заменами фонетически схожих звуков на письме (д–т, б–п, ш-ж, г–к) или графически схожих прописных букв (т-ш, ш-щ, м-л, б-д);

– нарушением слитности и раздельности написания слов;

– искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);

– нарушенным словоизменением и нелогичной перестановкой слов в предложениях;

– несоблюдением красной строки и заглавной буквы.

Очень часто дисграфия сопровождается проблемами не только в письменной речи, но и особенностями развития психических функций: снижение работоспособности, неврологические нарушения, гиперактивность , отвлекаемость, снижение объема памяти и прочее.

Методы коррекции дисграфии

Индивидуальные особенности, а также вид нарушения и степень запущенности влияют на способы коррекции дисграфии у младших школьников . Первым делом специалисты в области нейропсихологии, логопедии и дефектологии проводят диагностику, которая помогает не только выявить патологию, но и определить конкретный вид нарушения. План по коррекции всегда подбирается индивидуально, учитывая все особенности и нюансы. Занятия проводятся, в частности, в игровой форме. Лучше всего дисграфия поддается коррекции в возрасте до 10 лет. Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будут проходить коррекционные занятия, поэтому важно выявлять проблему на ранних стадиях и вовремя обращаться к специалистам.

Большая часть работы приходится на нейропсихолога и логопеда. Специалисты определяют первопричину и составляют программу занятий, в которую входят упражнения по сенсомотороной коррекции, развитию функций внимания, памяти, формированию самоконтроля, звукопроизношению, фонемного распознавания речи, формированию лексико-грамматического строя, моторики, и остальных факторов. Иногда необходимо участие таких специалистов, как психолог, невролог и дефектолог.

Важно также понимать, что если вы не специалист, то устранить дисграфию своими силами практически невозможно, однако поддерживать коррекцию в домашних условиях необходимо.

Самыми эффективными методами коррекции считаются:

  • задания и игры для развития памяти, внимания, мышления, зрительного и акустического восприятия;
  • двигательные упражнения из сенсомоторной коррекции;
  • дыхательные игры и техники для повышения работоспособности;
  • упражнения для развития звукового анализа в виде игр (ребусы, загадки, скороговорки);
  • упражнения для формирования образа буквы и развития пространственных представлений (при оптической дисграфии);
  • задания для правильного понимания букв, звуков, слов;
  • работа по формированию лексико-грамматического строя;
  • постановка звуков, автоматизация речи.

Как помочь? Советы специалиста

Следует знать, что многие трудности у детей лучше всего поддаются коррекции в ранние годы. Поэтому будьте внимательны к своим детям. Различайте понятие «не даётся грамота» и серьёзное нарушение письма. Помните: чем быстрее вы заметите симптоматику у своего ребёнка, тем легче будет проходить коррекционный период.

Не бойтесь обращаться к специалистам. Так, грамотный нейропсихолог и логопед, составят вашему ребёнку индивидуальный план по коррекции нарушения и обязательно помогут справиться с недугом!

Коррекция дисграфии у младших школьников

В настоящее время с началом обучения в школе у многих детей вдруг обнаруживаются затруднения при обучении чтению и письму. Учащиеся оказываются не в ладах с русским языком, однако могут неплохо справляться с математикой, окружающим миром и другими предметами. Как правило, у этих детей обнаруживаются нарушения чтения и письма: дисграфия и дислексия.

Логопедическим термином дисграфия обозначается частичное специфическое нарушение процесса письма. Это связано с какими – то отклонениями в нормальной деятельности тех или иных анализаторов, участвующих в процессе письма (речеслуховой, речезрительный, речедвигательный, двигательный анализаторы) или психических функций, обеспечивающих акт письма (память, внимание, мыслительные процессы, восприятие). Логопедический диагноз дисграфия ставится, только во 2- м классе, в 1 –м классе можно говорить только об угрозе её возникновения.

При дисграфии младшие школьники с трудом овладевают письмом: списывание и диктанты пестрят многочисленными ошибками. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы и слоги, заменяют их.

Сейчас очень часто у детей младшего школьного возраста встречается так называемая оптическая дисграфия. Она связана с недоразвитием оптико – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Для этого вида дисграфии характерны следующие ошибки:

1. Замены букв по начертанию

– недописывание элементов букв

– написание лишних элементов

о-а, л-м, и-ш, и-ц, п-т, П-Т, Х-Ж

2. Искажение и замены букв близких по начертанию в пространстве

– вверх- вниз в-д, б-д

– вправо-влево «зеркальное написание»

Причины возникновения оптической дисграфии.

Для усвоения зрительного образа буквы и для дифференциации букв близких по начертанию необходим достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений. Данную предпосылку проще своевременно выявить и устранить.

В связи с тем, что нижнетеменные отделы коры головного мозга окончательно созревают позже других её отделов, в 1-м классе на начальных этапах обучения письму трудности в дифференциации букв возникают у многих детей. Во многом это связано с тем, что все буквы русского алфавита в печатном и в рукописном виде состоят из небольшого набора буквенных элементов. Одинаковые элементы комбинируются между собой по количеству и пространственному расположению, и образуют различные буквы, однако это приводит к наличию в русском алфавите несколько оптически сходных букв. Для дифференциации этих букв нужно владеть хорошими оптико-пространственными представлениями, зрительным анализом и синтезом. Часто этому мешает наличие явного или скрытого левшества у детей, что говорит о своеобразном межполушарном взаимодействии.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии.

Данная работа состоит из 2-х этапов:

– 1-й этап предполагает упражнения направленные на развитие высших психических функций (зрительная память, внимание, пространственные ориентировки, анализ, синтез)

– 2-й этап – это упражнения, направленные на ликвидацию оптической дисгафии, т.е. осуществляется работа над конкретной буквой.

Работа 1-го этапа может проводиться как педагогами, так и родителями.

1. Понимание пространственных предлогов.

Ребёнок должен понимать пространственные предлоги: положи ложку на кружку, под кружку, за кружку, перед кружкой, около кружки и т.д. И наоборот: возьми ложку за кружкой, перед кружкой и т. д.

Читайте также:
Коррекционная работа при устранении заикания у детей и взрослых

2. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

– Я положила вилку справа от ножа. Сделай так же.

– Подними вверх правую руку (левую).

Покажи правой рукой правую щёку (левую).

Топни левой ногой (правой).

– Какой предмет находится справа от кресла?

Какой предмет находится над креслом? И так далее.

Повернись к предметам спиной. (Вопросы такие же).

– Какая птица сидит выше?

Какая птица сидит ниже на дереве?

– Ответь на вопросы:

Что выше, дерево или 10-этажный дом?

Что к тебе ближе, табурет или стол?

3. Представления о форме и величине предметов.

– Назови геометрические фигуры.

– Покажи, где высокое дерево, а где низкое?

Покажи где среднее яблоко?

Покажи, где толстый кот?

4. Узнавание предметов в усложненных условиях.

– Назвать предметы, изображенные пунктиром.

– Назвать предметы, наложенные друг на друга.

– Назвать предметы, перечеркнутые различными линиями.

5. Развитие зрительного анализа и синтеза.

– Какими деталями отличаются рисунки?

– Чем похожи рисунки? (Сложи из счётных палочек предмет по образцу).

6. Развитие зрительной памяти.

– Положите перед ребёнком 7-8 предметов. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один из них. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.

– Положите перед ребёнком 6-7 картинок, ребёнок должен запомнить их. После этого смешайте картинки с другими 8-10 картинками. Ребёнок должен найти среди них те, которые он запомнил.

– Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.

– Игра «Что изменилось?» Разложить 4-6 картинок, которые ребёнок должен запомнить. Поменять их расположение. Ребёнок должен сказать, что изменилось.

ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОЗВОЛЯТ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИТЬ БУКВЫ, НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ И ЧИТАТЬ!

Использованная литература:
1. под редакцией Волковой Л.С. Логопедия. – М.:«Владос», 2002.
2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
3. журнал «Кротёнок» вып.4. – Владимир, 2012.

Составитель: учитель-логопед ГБОУ ЦППРиК
Иванова Елена Анатольевна

Порядок работы с предлогами

Сергеева Светлана Юрьевна , учитель-логопед
г. Москва

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОГАМИ В ПРОЦЕССЕ 1-ГО И 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Работа над предлогами начинается в старшей группе для детей с ОНР и ведется на протяжении 2-х лет обучения.

Отсутствие четких и дифференцированных представлений о способах выражения в речи различных пространственных отношений приводит детей с общим недоразвитием речи при построении предложений к пропуску или вставке лишнего предлога, к замене или смешению одного предлога другим, к вставке других служебных частей речи, к нарушению связи с падежной формой.

Поэтому с самого начала необходимо уделить большое внимание практическому овладению пространственными значениями и их грамматическим выражением в языке.

В русском языке пространственные соотношения обозначаются конструкциями с предлогами НА, С, ИЗ, НАД, ПОД, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД.

При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе у нормального ребенка. Поэтому сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

Надо не забывать, что один и тот же предлог может использоваться в различных предложно-падежных конструкциях и иметь различные значения. Например. Предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом – местонахождение: кладет в стол, лежит в столе. В связи с этим, в логопедической работе необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога.

В старшей группе дети сначала учатся строить словосочетания и предложения с предлогами, указывающими направления движения, перемещение предметов в пространстве, отвечающими на вопрос: КУДА?

Каждый предлог должен отрабатываться сначала отдельно. Работа над предлогом проводится в 2-х направлениях:

Над уточнением конкретного его значения;

Над падежной формой существительного, с которым он употребляется (т.к. неправильное употребление предлогов влечет и нарушение падежных окончаний).

Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например. Предлог В со значением направления действия (вин.п.) сначала используется с существительным 2-го и затем 3-го склонения (кладет в стол, в шкаф, в ящик. В тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладет в книгу, в сумку).

После изолированной отработки предлогов В, НА, ПОД проводится их дифференциация. Можно провести с детьми игру «Каждой вещи свое место», в которой одновременно закрепляются предлоги и глаголы: положить, повесить, поставить.

Куда можно повесить платье? (в шкаф)

Куда можно поставить вазу? (на стол)

Куда можно положить коврик?(под кровать)

В дальнейшем дети знакомятся с предлогами. Показывающими местонахождение предмета. Закрепляются умения строить предложения и словосочетания с вопросом и отвечающими на вопрос: ГДЕ? Это сочетания с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

При изучении темы «Мебель» предложить детям прослушать стихотворение про Сашу:

Саша маме помогал,

Саша всюду убирал:

Не любил он пыли – фу!

Спросить: «Где убирал Саша? Покажите.» предлоги уточняются на движениях, которые совершают сами дети. Стихотворение заучивается детьми.

Для объяснения значений предлогов нужно создавать конкретные ситуации, правильное выполнение которых зависит от понимания детьми значения отрабатываемых предлогов. На основе конкретных ситуаций формируется умение правильно выражать в речи пространственные отношения. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы и правильно на них отвечать, а кроме того, составлять предложения, опираясь на вопросы.

Читайте также:
Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

Всем нам известна сказка «Репка». Её можно использовать на занятиях по произношению при закреплении понятия «РЯД».

При логопедическом обследовании обнаруживается, что дети не умеют расположить предметы в соответствии с заданием, так как не владеют понятиями СЛЕВА, СПРАВА, ПЕРЕД, ЗА, НАД, МЕЖДУ, В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ, В КОНЦЕ, не могут найти предмет в ряду, если надо руководствоваться указанием логопеда, который использовал при этом то или иное из перечисленных слов – наречие или предлог.

Звуковой анализ развивается на занятиях как осознанная и развернутая система операций, как деятельность, которая протекает тем успешнее, чем лучше дети владеют такими ее компонентами, как пространственные представления и ориентировка в окружающем, слова-термины и речевые обозначения пространственных отношений.

Тематический ряд можно составить, используя известную сказку «Репка». Желание играть и действовать с предметами, общение, естественно возникающее во время игры, облегчают усвоение необходимых слов и понятий.

Предлагается описание нескольких игр.

Тема: предметный ряд.

Содержание занятий: игры и упражнения, построенные на материале русской народной сказки «Репка».

Цель: подготовка к звуковому анализу; формирование представлений о составе и построении ряда; формирование пространственно-временных отношений; усвоение предлогов ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

Оборудование: фигурки настольного театра «Репка».

«КТО ТЯНУЛ РЕПКУ?»

(упражнения в построении ряда)

Напомнив содержание сказки, логопед показывает порядок образования ряда из фигурок настольного театра.

– Кто сначала пришел тянуть репку? (дед)

– Мы его поставим вначале ряда.

– Кто пришел потом? (бабка)

– куда мы поставим бабку? (за дедом)

(так выстраивается весь ряд)

– Все встали друг за другом.

– Где стоит внучка? (между бабкой и Жучкой)

– Перед кем стоит бабка? (перед внучкой)

(закрепление представлений о месте каждого предмета по отношению к другим)

Логопед показывает детям дорожку с решеткой мест, количество которых соответствует числу героев сказки.

– Это дорожка со свободными местами. Место за местом – получается РЯД. Давайте заполним пустые места.

– кто стоял за дедом? (бабка)

– Зовите бабку на свое место.

– Кто стоял за Жучкой? (внучка). И так далее.

Таким образом, обыгрывается помещение каждой фигурки на свое традиционное место в ряду, а дети уточняют, кто стоит перед кем, между кем и после кого.

Предлоги ЗА, МЕЖДУ можно включить в изучение темы «ТРАНСПОРТ». На фланелеграфе – различные виды транспорта.

Какая машина едет впереди?

Какая перед автобусом?

За кем едет велосипедист?

А кто между такси и грузовиком?

Ход игры можно изменить. Дети закрывают глаза, а логопед тем временем меняет местами фигуры. Что изменилось? Дети самостоятельно составляют предложения с предлогами: ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД.

На следующем этапе работы дети старшей группы овладевают сочетанием существительного с предлогом ИЗ, который служит для обозначения места и отвечает на вопрос: ОТКУДА? Например: из леса, из шкафа, из портфеля.

И, наконец, дети приобретают умение составлять словосочетания и предложения со словами, указывающими на действия или сопровождение в сочетании с предлогами С, ОТ, К (подойти к Коле, Саше, Маше; отойти от Коли, …; играть с Колей, …). Для закрепления полученных знаний дети должны много тренироваться в самостоятельном составлении предложений и словосочетаний.

В старшей группе для детей с ОНР специально предусмотрена работа по сопоставлению между собой предлогов В – НА, НА – НАД, ПОД – НАД.

Виды работ могут быть разнообразными:

Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам: ложка в стакане, ложка под стаканом, ложка на стакане;

Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций: положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу;

Употребление различных предлогов при обозначении действий (логопед выполняет действие, дети составляют предложение);

Игры по демонстрации с дополнением предложения:

Птичка летает над грибком, а муха сидит… (под грибком).

Бабочка летает над грибком, а птичка сидит … (на грибке).

В выборе приемов работы большое значение имеет творческий подход логопеда. Использование всевозможных предметных и сюжетных картинок, проведение интересных дидактических игр, инсценировок дают очень положительный результат, обогащают и активизируют предложный словарь, помогают развить у детей с ОНР интерес и внимание к слову.

В подготовительной группе работа над предлогами усложняется. В активном словаре детей появилось много предлогов, но по причине недоразвития речи остаются ошибки на смешение или замену предлогов. Поэтому основными целями работы над предлогами в подготовительной группе являются:

Дальнейшее закрепление в речи простых предлогов;

Употребление их в правильном значении;

Активизация в речи сложных предлогов;

Дальнейшее закрепление в речи простых предлогов предполагает знакомство с другими, более сложными по значению предлогами или выступающими в различных значениях: ЧЕРЕЗ, ОКОЛО, ОТ, ПО, ВОКРУГ, ДО, БЕЗ, ОБ, ОБО, ПРИ, ПРО, большого внимания потребует работа над предлогами: ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПОД, т.к. замена и смешение данных предлогов продолжает встречаться в речи детей подготовительной группы.

Рекомендуются следующие задания:

Работа с деформированным текстом или предложением;

а) самостоятельный подбор пропущенного предлога:

девочка выглядывает … дерева (из-за).

Девочка спряталась … деревом (за).

б) дополнение словосочетаний с предлогом:

Мяч укатился … (под стол).

Достанем мяч … (из-под стола).

в) нахождение ошибок, неточностей в предложении, их исправление:

Вазу поставили под стол (на).

Мышка спряталась в кровать (под).

Под столом портрет, на столе табурет (под – над).

Составление словосочетаний и предложений с данным предлогом по предметной картинке.

Изменение формы слова в зависимости от предлога: на столе, в столе, под столом, к столу, у стола, перед столом, через стол и т.д.

Выделение предлога из предложения на слух (у детей карточки с предлогами; поднимают карточку, когда услышат в предложении данный предлог). Предлог обозначается соответствующим словом или буквой, т.к. дети подготовительной группы уже владеют элементами грамоты.

Читайте также:
Заикание у детей

Необходимо предусмотреть систему упражнений, целью которой будет дифференциация близких по значению предлогов, требующих одного и того же падежа, а также различение предлогов в зависимости от управляющих слов. Поэтому практическое овладение грамматическими значениями предлогов необходимо сочетать с работой по формированию лексического запаса детей. Дошкольники никогда не овладеют умением правильно строить словосочетания с предлогами, если не научаться точно употреблять слова, обращать внимание на их смысловую сочетаемость.

Использование предложных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, т.к. от характера глагола зависит значение предлога и падежная форма существительного:

Лежит (где?) – в книге;

Кладет (куда?) – в книгу.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании с характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие глагольных приставок и предлогов:

Входит в дом (в – в)

Выходит из дома (вы – из)

Подходит к дому (под – к)

Отходит от берега (от – от)

Слез с дерева (с – с)

Залез на дерево (за – на)

В связи с этим необходимо проводить работу над уточнением соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по определению предлога и падежной формы существительного в словосочетании с предлогом:

Работа над правильным употреблением предлогов у дошкольников с ОНР

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос формирования правильного употребления предлогов у дошкольников с ОНР. Здесь также представлено авторское пособие, предназначенное для использования во время индивидуальной работы с детьми с целью формирования правильного употребления предлогов, умения правильно изменять слова и строить предложения.

Работа над правильным употреблением предлогов у дошкольников с ОНР

У большинства дошкольников с общим недоразвитием речи с трудом формируются пространственные представления. Дети плохо ориентируются в схеме собственного тела, ошибаются в определении правой и левой сторон предмета, в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, то есть в употреблении предлогов с падежными формами. Предлоги помогают достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание. Дети с ОНР часто пропускают предлог или воспринимают его как часть слова.

Имеют место следующие нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций:

1. Пропуск или замена предлогов.

Дошкольники с ОНР пропускают предлоги в, из, над, около, перед, за, между, через. Дети смешивают в речи предлоги на и над, под и по, на и в, так как испытывают затруднения в понимании их грамматического значения. В речи детей почти всегда отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.

2. Замена одной предложно-падежной конструкции другой (Самолёт летит под лесом.)

3. Неправильное употребление падежного окончания существительного (Мяч лежит под скамейка.)

4. Неправильное употребление предлога и падежного окончания (Яблоко упало из ветка.)

Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.

Учитель-логопед формирует у детей правильное представление о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами.

Знакомство с предлогами проводится на материале словосочетаний и простых фраз.

Предложно-падежные конструкции могут обозначать местонахождение предмета, место действия, направление. Один и тот же предлог в различных предложно-падежных конструкциях имеет различные значения. Поэтому при проведении логопедической работы уточняются и дифференцируются различные значения одного и того же предлога

В первую очередь уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.

Затем мы учим детей выделять предлог хлопком в ряду «маленьких слов».

Далее дошкольникам предлагается задание на понимание обобщенного значения предлога: Ваза стоит на полке. Где ещё может стоять ваза? (На столе, на окне, на комоде и т.д.)

В занятия включаются упражнения на закрепления правильного употребления в речи предложных конструкций, составление словосочетаний и предложений.

В связи с тем, что детям с ОНР легче строить высказывание с наглядной опорой, предлагаем составлять предложения с использованием наглядного пособия, состоящего из двух картинок и схемы предлога.

Работа предусматривает составление нескольких предложений, так как картинки размещаются на передвижных линейках, а схема предлога меняется.

Предлоги

Используя пособие, логопед проводит игры: «Соедини – не ошибись», «Подбери картинку», «Составь предложение», «Исправь ошибку» и др.

В этих играх требуется подбор антонимов, синонимов, что способствует активизации словаря. Играя, дети с удовольствием включаются в процесс обучения.

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Игры способствуют осознанию ребенком предлога как маленького, имеющего самостоятельное значение слова.

Систематическая работа над правильным употреблением предлогов помогает скорректировать грамматический строй речи и сформировать предпосылки для успешного обучения в школе у детей с ОНР.

1. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987.

2. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.

5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. – СПб.: Детство-Пресс, 1991.

6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2000.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: