Коррекционное занятие – Деление слов на слоги

Деление слов на слоги

Каждый день
Всегда везде
На занятиях в игре
Верно четко говорим
Никуда мы не спешим

Проверка домашнего задания.

Что мы с вами делали на прошлом уроке? Составляли слова из слогов, делили слова на слоги, считали слоги в словах. Молодец! И сегодня у нас с вами по этой теме последнее занятие. Наша тема «Деление слов на слоги». И исходя из темы, какую цель перед собой вы поставите сегодня на уроке?
-Уметь составлять слова из слогов,
-делить слова на слоги,
-считать количество слогов в словах.

Молодцы, а как вы думаете, что вам нужно для достижения этих целей?
-Знания. (какие?-которые изучаем в классе),
-тетрадь, ручка, компьютер. Давайте проверим – все ли на месте.
А что еще нужно?

-слушать учителя. Молодцы!

Но прежде, чем приступать к выполнению заданий, Давай повторим.
Что такое слог?
Какими двумя способами можно посчитать слоги в словах?

Ой! Кто-то постучал в окно. Пойдемте, посмотрим. Белка! С каким-то письмом в руках!

Беда в лесу!
Нам устроила потоп
Возле речки харибо’б.
(бобриха)

Сколько лет в твоем веку,
Знает только кушкаку’.
(кукушка)

Помогите расколдовать наш лес! Мы не сможем встретить новогодний праздник без вашей помощи! Злой волшебник заколдовал наш лес. Чтобы его расколдовать, надо выполнить очень трудные задания. Мы без вас не справимся!!
Поможем бедным зверятам? Конечно поможем. Но прежде, чем отправиться в путь, надо потренировать наш язычок.

1. Артикуляционные упражнения.

-окошко
-дудочка
-заборчик
-лошадка
-чашечка
-маляр

2. Развитие мелкой моторики. Но еще и ручки надо потренировать. Раскрась по выбору 2-3 животных.

3. Смотрите, к нам пришел ежик. У него в иголках какое-то задание. Надо в таблице найти «поломанные слова».

ря За яц Ли
Мед ро са то
та ведь ку Бел
бы мо ка ви

Молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием. Давайте запишем этих животных в тетрадь и разделим слова на слоги.

4. Но пока вы его выполняли, к нам прибежала белочка и принесла следующее задание. Смотрите в наш волшебный компьютер. Задание шишки. Соберите шишки со логами в слова, чтобы у вас получились лесные звери. Молодцы! Вы и с этим заданием очень хорошо справились.

5. Так вы точно спасете лес! Ой, кажется кто-то царапается в дверь. Лиса! И она задание принесла!
Помогите животным найти их детенышей. Для этого проведите стрелочки от каждого животного к детенышу.

Лиса Зайчонок
Волк Лисенок
Еж Медвежонок
Заяц Волчонок
Медведь Ежонок



6. Вижу вы немного устали. Думаю надо маленько отдохнуть. Сделаем небольшую разминку. Я буду говорить слова, а вы сколько услышите в нем слогов столько раз и хлопнете в ладошки. Начинаем.
Е-жик, ли-сич-ка, бе-лоч-ка, волк, лось, бо-бер, гор-нос-тай. Молодцы!! Не так просто вас и запутать.

7. Смотрите – зайка! Он тоже задание принес. Это задание самое ответственное. Я раздам вам «сломанные слова», а вы их почините, а получившиеся слова запишете в тетрадь.

цаЛиси
каБелоч
чишкаЗай
ведьМед

А ТЕПЕРЬ ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ В КАЖДОМ СЛОВЕ И ПОСТАВЬТЕ РЯДОМ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЦИФРУ.

8. Презентация. Посмотрите- ка в наш волшебный монитор, там появилось какое-то послание. И оно тоже заколдованное. Чтобы его расколдовать, надо из слов выделенных жирным шрифтом составить слова. И тогда звери будут спасены!

Молодцы! отлично справились с этим заданием!

Презентация по теме животные леса, «Деление слов на слоги»

Звери расколдованы! Теперь у них точно будет новогодний праздник. К сожалению наш урок подошёл к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? А что больше всего понравилось? Помните в начале урока каждый из вас ставил перед собой цель? Мы этих целей достигли? а как вы думаете, вы сегодня хорошо работали? А те знания, которые вы получила сегодня на уроке, где тебе могут вам пригодиться?

Читайте также:
Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Домашнее задание на следующий урок. Решить ребус. Разгадывается он так. Необходимо выписать только первые звуки каждой из картинок. И из получившихся букв составить слово.

У меня для вас есть сюрприз. Вы так сильно понравились животным, что они решили подарить вам сувениры на память со своими изображениями. Вы умнички! Урок закончен. До следующей встречи. (в качестве подарка детям дарятся ручки с лесными животными).

Конспект занятия по дополнительному образованию в старшей группе «Слог. Деление на слоги»

Вита Иванова
Конспект занятия по дополнительному образованию в старшей группе «Слог. Деление на слоги»

Конспект занятия по дополнительному образованию кружок- «АБВГдейка» в старшей группе.

Тема: «Слог. Деление на слоги».

Цель: дать понятие о термине «слог»; научить детей произносить слова по слогам; формировать умение делить слова на слоги; определять их количество в словах; развивать фонетический слух, умение подбирать слова на заданный звук; воспитывать любознательность.

Демонстрационный материал: картинки- кот, лиса, корова, белка, котята, мышка.

Ход занятия.

Дети, давайте улыбнёмся друг другу, и начнём наше занятие

Сегодня мы поговорим с вами о слогах, о делении слова на слоги.

II. Сюрпризный момент.

-Сегодня к нам на занятие пришел гость –Медвежонок!

-Добрый день дорогие ребята, сегодня я к вам пришел с особенным настроением. Мне очнеь хочется сделать что – нибудь хорошее и приятное для всех. Я приглашая всех в круг радости что бы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Желаю счастья и добра

Детям с самого утра!

Я принес вам загадочные картинки. -отдает конверт.

-Ребята, давайте посмотрим что же там. Воспитатель достает картинки. Ребята, давайте назовем кто здесь изображен, и скажем эти слова на казахском языке.Воспитатель показывает картинки: кот, лиса, корова.

-Давайте произнесем эти слова громко.

Дети называют слова,крича: кот, ли-са, ко- ро-ва.

Воспитатель объясняет детям: -Если слово произнести протяжно и громко, то можно определить сколько слогов в этом слове.

-Слог- это Короткая часть слова. В каждом слове есть гласный звук. Что бы правильно определить сколько слогов в слове, мы будем хлопать в ладоши и делить слово хлопками. Посмотрите, как это буду делать я. Воспитатель показывает картинку и называет слово «кот» и хлопает один раз в ладоши.

-Сколько раз я хлопнула? (ответы детей)

-Как вы думаете, если я хлопнула один раз сколько слогов в этом слове?

(ответы детей)

III. Деление на слоги.

Воспитатель предлагает вместе произнести слово «лиса» и хлопнуть в ладоши. Дети вместе с воспитателем произносят слово и хлопают в ладоши.

-Сколько раз мы хлопнули? (ответы детей)

-Сколько слогов в слове «лиса»? (ответы детей)

-Сейчас вы сами должны определить сколько слогов в слове «корова». Дети называют слово и хлопают в ладоши.

-Сколько раз вы хлопнули в ладоши? (ответы детей)

-Сколько слогов в слове «корова»? (ответы детей)

-Что бы правильно разделить слово на слоги, мы должны, хлопая, произносить слова с гласными звуками.Запомните правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.Примерные слова: ма-ма, кни-га, ма-ши-на,-со-ба-ка.

На полянку тихо сели

Читайте также:
V Международный семинар по вопросам естественного билингвизма и межкультурной коммуникации

Да и снова полетели.

IV. Дидактическая игра «Добавь слог».

-Ребята, а медвежонок, тоже хочет поиграть с нами. Он задумал слова, но забыл их, надо ему помочь. Он дает нам подсказку – картинки. Мы ему конечно поможем, и все его слова отгадаем (воспитатель показывает картинки, а дети добавляют пропущенные слоги: коро, котя, мыш, бел)

V. Условное обозначение.

-Сегодня мы научим медвежонка обозначать слоги, используя схему. Воспитатель на доску выставляет схему с условными обозначениями.

-Ребята, каждое слово мы будем обозначать прямоугольником. Что бы разделить слово на слоги мы будем делить прямоугольник черточкой на части. Если в слове один слог,то прямоугольник не делим: шар, дом. Если в слове два слога,то делим прямоугольник черточкой на две части: ка-ша, ли-са. Если в слове три слога,то делим прямоугольник черточкой на три части: ко-ро-ва, ма-ши-на. (воспитатель вывешивает схемы на доску)

Пальчиковая гимнастика «Замок».

И замок мы получаем,

А потом х разжимаем

И снова начинаем

И замок мы получаем.

Работа в тетради

Итог занятия:

-И так ребята, что такое слог? (ответы детей)

-Что нам помогает делить слова на слоги? (ответы детей)

-Ребята, медвежонку пора идти, давайте попрощаемся с ним!

А наше занятие окончено!

Фотоотчет «Индивидуальное занятие «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить.

Конспект НОД по дополнительному образованию алгоритмика (пиктомир) «Игры на расшифровку программ: «Садовник-2» Конспект НОД по дополнительному образованию алгоритмика (пиктомир).Тема : «Игры на расшифровку программ: «Садовник-2», «Секретные пакеты».

Конспект НОД по дополнительному образованию (английский язык) «Глаголы движения. I can» в старшей группе Конспект НОД по дополнительному образованию (английский язык) на тему «Глаголы движения. I can…» в старшей группе. Цель: Знакомство с глаголами.

Конспект НОД по дополнительному образованию (английский язык) в старшей группе «Новый год» Конспект НОД по дополнительному образованию (английский язык) в старшей группе: на тему «Путешествие в Новый год» Цели: Развивающая: – развивать.

Конспект НОД по рисованию «Вечерний город» в технике «граттаж» в рамках дополнительного образования Задачи: – представление об изменении пейзажа в вечернее время; – закреплять у детей технические навыки рисования; – продолжать учить выстраивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Воспитатель Хдошоянц Л. Т. ГБДОУ.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги» Задачи:.

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Слог» в старшей (подготовительной) группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Теремок» Акбулакского района Оренбургской области.

Программа по дополнительному образованию «Веселый язычок» Аннотация программы У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой.

Занятие по дополнительному образованию «Плывем на кораблике» Занятие по дополнительному образованию “Плывем на кораблике” Цель: 1. Развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление; слуховое.

Логопедическое занятие “Деление слов на слоги”. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Образовательные:

  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • закрепить умение выделять ударный слог в слове;
  • закрепить умение выделять гласные в слове.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух через определение слогов в слове и выделение ударного слога;
  • развивать мыслительные операции – обобщение через игру “Рассади животных”;
  • развивать память через игру “Собери слово”;
  • развивать чувства ритма и словарный запас через придумывание чистоговорок;
  • развивать мелкую моторику через составление слогов из палочек.
Читайте также:
Конспект логопедического занятия по лексической теме Посуда

Воспитывать:

  • воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: палочки в коробочке, сигнальные карточки с цифрами, поезд с животными, слова с пропущенными слогами, парашютисты со слогами, морской котик и мячики со слогами, зеркала на каждого.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из двух слогов.

II. Артикуляционная гимнастика

– Чтобы нам хорошо поработать мы с вами подготовим наши органы речи. Взяли зеркала.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (Упражнение “Лопаточка”)
Язык иголочкой потом потянем тонким острием. (Упражнение “Иголочка”)
А потом пойдем гулять, по ступенечкам шагать. (Язык перешагивает через зубы)
По ступенькам пошагал, на качели побежал. (Упражнение “Качели”)
Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.
Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор. (Упражнение “Заборчик”)
Гвозди, молоток и клещи – нужные в работе вещи.
Молоток стучит “ТУК-ТУК!” Языку он лучший друг. (Упражнение “Автомат”)
Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать. (Упражнение “Маляр”)
Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.
Он с лошадкой погуляет. (Упражнение “Лошадка”)
И грибов насобирает. (Упражнение “Гармошка”)
Погоняет он в футбол и забьёт в ворота гол.
Очень сложная задача – загонять в ворота мячик. (Упражнение “Футбол”)
Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой. (Упражнение “Горка”)
Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк.

III. Пальчиковая гимнастика

– Что мы сейчас с вами подготовили к работе?

– А теперь нужно подготовить к работе наши пальчики. Взяли палочки в коробочке. Сложите из палочек букву К, рядом с ней букву А.

– Прочитайте что получилось? (КА)

– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов. (каша, Катя, канат, калач)

– А сейчас превратите букву К в букву Ж, а букву А в букву У.

– Какой слог получился? (ЖУ)

– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов ( жуки, журнал, журавль)

– Молодцы! Хорошо позанимались и подготовили пальчики к работе.

IV. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы с вами будем делить слова на слоги, выделять ударный слог и выделять гласные в слове.

V. Развитие фонематического слуха

– Возьмите сигнальные карточки и я посмотрю как вы умеете определять количество слогов в слове.

Логопед называет слова, ученики поднимают карточки с цифрами 1, 2, 3 определяя количество слогов в словах.

КОТ, САМОЛЕТ, МАЛИНА, КАША, СУП, ЛОЖКА, СОСКА, ВОРОНА.

VI. Деление слов на слоги

1. Рассади пассажиров.

– Посмотрите на картинку и скажите, кто это? (КОРОВА)

– Кто еще изображен на картинках? (КОЗА, КОТ, ГУСЬ, УТКА, КУРИЦА)

– На какие две группы можно разделить этих зверей? (Птицы и животные)

– Птицы и животные решили отправиться в путешествие на поезде и купили билеты. Давайте рассадим пассажиров. В 1 вагоне поедут пассажиры, в названии которых один слог, во 2 вагоне , в названии которых два слога, в 3 вагоне пассажиры, в названии которых три слога.

Ученики рассаживают пассажиров.

– Почему в слове КОТ один слог? (ученики объясняют: сколько в слове гласных столько и слогов)

Аналогичная работа со всеми словами.

– Ребята, скажите, что помогло правильно рассадить всех пассажиров.

Читайте также:
Речевая карта воспитанника дошкольного логопедического пункта

– Верно, мы всегда помним правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Если об этом будем помнить, то поможете парашютистам приземлиться на свое место.

2. Найди нужный слог

– Для этого нужно прочитать слово и догадаться какой парашютист (слог) должен туда приземлиться. Постараемся слова запомнить.

– Скажите, почему в слове машина слышим Ы, а пишем И? Какое есть правило?

– На какой слог падает ударение? Какие гласные в этом слове.

Логопед закрывает слова.

– А сейчас вы должны вспомнить на какие слова приземлялись парашютисты.

– Начертите схемы к данным словам.

БЕРЕЗА, СОСНА, МАШИНА, ДОМИК, САМОЛЕТ, КРАПИВА.

Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.
Качаем головой: так-так-так.
Мы руки поднимаем, мы руки отпускам.
На месте мы бегом и сядем тихо-тихо.

– Посмотрите на картинку на ней изображен ТИККО.

– Понятно, что это за животное?

– А как узнать, что это за животное?

– Правильно, нужно переставить слоги. Мы ведь знаем правило: Слоги в словах должны стоять в правильном порядке. Так кто это?

– Верно это морской котик. Его так назвали, потому что он живет в холодной морской воде. Морские котики очень умные, поэтому они выступают в цирке. Вот и мы сейчас вместе с морским котиком поиграем с мячиками, на которых написаны слоги. Эти слоги нужно составить в правильном порядке, чтобы получились слова.

СНЕ-ЖИН-КА МО-ЛО-КО БЕ-ГЕ-МОТ
БА-НАН ЖИ-РАФ

– Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные и самостоятельно поставьте ударение.

– Поверим как вы поставили ударение и какие гласные подчеркнули.

– Молодцы! Все выполнили работу правильно.

4. Развитие чувства ритма

– А теперь мы немного посочиняем. Я задам вам слог, а вы должны будете придумать к нему рифму.

ШКА-ШКА-ШКА-…………………..(кошка, мышка, букашка)

– Молодцы! Хорошие рифмы придумали!

VII. Итог занятия.

Мы сегодня делили слова на слоги. Скажите, как узнать сколько в слове слогов?

Конспект коррекционного логопедического занятия на тему «Слог»

Конспект логопедического занятия

1. ФИО: Рожкова Светлана Николаевна

2. Место работы : МБОУ “Комаровская школа”

3. Должность: учитель-логопед

4. Предмет: логопедическое занятие

5. Класс: 1 класс

7. Цель урока: восполнение пробелов фонематической стороны речи.

– закрепление умения делить слова на слоги;

– познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;

– учить составлять слоговые схемы слов;

– упражнять в слоговом синтезе слов

– развивать логическое мышление;

– развивать образное мышление;

– обогащать словарный запас

– воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.

9. Необходимое техническое оборудование: ПК

Структура и ход занятия

Название используемых ЭОР

1. Назови гласный звук в слове

2. Определение темы занятия с помощью практического эксперимента

Выполнение звукового анализа слова, определение гласного звука.

“Определи количество слогов в слове”

1. Упражнение “Определи количество слогов в слове”

2. Упражнение “Слоговая тропинка”

3. Задание ” Слоговые схемы слов”

4. Задание “Собери слово из слогов”

5. Упражнение с игрушкой “Вылечи слово”

Ученики отгадывают загадки, чертят слоговые схемы слов в тетради

Выполняют анализ и синтез слов, называют ответы.

Соотносят слово с картинкой

Ученики высказывают свои мысли

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Приготовьтесь внимательно слушать и правильно говорить! Давайте организуем себя на активный интересный урок хорошей песней. Звучит песня “Начинаем заниматься” слова и музыка Е. Железновой.

Назовите гласный звук в словах из песни: круг, вдруг, урок.

– Поставьте руку под подбородок и произнесите слово медленно, протяжно. Сколько раз опустился подбородок?

Читайте также:
Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ

– Как вы произносили слова?

– Итак, тема нашего занятия: “Слог”

2. Основная часть.

Посмотрите на доску и скажите как, одним словом можно назвать все эти предметы.

– Хлопни в ладоши, когда услышите деревья. Логопед произносит слова – берёза, клён, каштан, смородина, сосна, опята, ель, клюква.

А теперь проверим, какие деревья знаете вы?

Давайте поиграем со словом деревья.

Закончите предложения словом “деревья” правильно изменив его окончания.

Возле дома растут что?

Мы подошли к чему?

У бабушки в саду нет чего?

– Что происходило с окончанием слова?

Ребята, из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

– Из чего состоят слова?

Давайте в этом убедимся. Какое слово получится, если соединить слоги: бе-рё-за, ли-па, каш-тан?

Мы подтвердили, что слова состоят из слогов.

– А что такое слог?

Хлопните в ладоши когда услышите слог. (Рябина, осина, тополь, ду, вен, дуб, па, поль)

– Какое задание вы сейчас выполняли?

-А как вы узнавали слоги?

Давайте вспомним, как образуются слоги?

Давайте рассмотрим слого-звуковые схемы. Сделаем вывод что такое слог.

Составление слоговых схем слов.

Давайте проверим наши знания и выполним задание.

На экране – ка, каштан, шт

Найди и прочитай слог.

Найди и прочитай слово.

Найди и прочитай буквы.

– Ребята скажите, какие звуки нам помогают определять количество слогов в слове?

– Какие звуки мы называем гласными?

– Сколько всего гласных букв?

Заходи в осенний лес!

(Ходьба на месте или по кругу)

Много здесь вокруг чудес!

(Разводим руки в стороны и оглядываемся)

Вот березки золотые стоят

(Поднимаем руки вверх)

Под березками грибочки на нас глядят.

(присесть и выполнить упр. “Грибок”(на вертикально поставленный кулак одной руки опустить округленную ладонь другой. Поменять руки.)

На нас глядят – в корзинку прыгнуть хотят.

(упражнение «корзинка». Пальцы переплести замочком. Ладони повернуть вверх и округлить, соединить большие пальцы)

Упражнение “Собери слово из слогов”

– Слово зашифровано: рядом с картинкой написана цифра, она указывает – какой слог нужно назвать.

Упражнение с игрушкой “Вылечи слово”

-Поменяйте слоги местами, чтобы получилось слово. Подберите картинку к слову.

– Назови “лишнюю картинку. Объясни свой выбор.

Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу, давайте сделаем вывод.

Конспект урока на тему “Деление слов на слоги”

Конспект урока по русскому языку
в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
на тему «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ»

Тип урока: закрепление пройденного материала
Цели: Образовательная
• Закрепить умения делить слова на слоги
• Закрепить знания детей о слоге
• Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов
• Расширять словарный запас
Коррекционная
• Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов
Воспитательная
• Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.
– Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным.
-Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку.
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
– рапорт дежурного.

Читайте также:
Проект логопеда - Дерево знаний

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1. Введение в тему
– Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)
– Из чего состоят предложения? (из слов)
– На что делятся слова? (на слоги)
СЛАЙД 2
– Тема сегодняшнего урока « Деление слов на …….» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)
– Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).
СЛАЙД 3
– Кто назовет тему урока? ( Деление слов на слоги.)
– К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)
– Сколько гласных в этом слове?
– Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.
СЛАЙД 4
– Сколько гласных?
– Сколько гласных в каждом слоге?
Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
СЛАЙД 5
– В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……
2. Игра «Самый внимательный»
– А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.
Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.
– Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)
3. Пальчиковая гимнастика

– У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.
СЛАЙД 6
-Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.
– Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём – трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!
( Выполняют движения руками в соответствии со словами)
– Открываем тетради, записываем число и классная работа.
СЛАЙД 7
4. Минутка чистописания.
? Как воет волк? УУУУУУУ
? Как плачет малыш? УА-УА-УА
? Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_
? Как кукует кукушка ? КУ_КУ_КУ
-Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.
-Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.
– Звук (У)-какой? (гласный). Звук( у) на письме обозначается какой буквой (У).
-Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:
Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.
СЛАЙД 8
5. Письмо по памяти.
-Ребята, а дальше у нас письмо по памяти. Вы должны запомнить и записать предложение, которое начинается с буквы У : У нас урок.
СЛАЙД 9
– Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1. Работа на доске и в тетради.
– Продолжаем работу в тетрадях.
– Откройте учебники на странице 62.
-Кого видим на рисунке к упражнению 6?
– Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
– Кто из вас отдыхал на природе?
– Каких насекомых вы там видели?
– Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
– Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило. )
Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз
Физминутка.
Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.
– Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.
Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.
– На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах.)
– Зарядились. Продолжаем дальше.
2. Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16
– Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.
– Какие слова получились?
– Сколько слогов в каждом слове? Почему?

Читайте также:
Нормализация психоэмоционального состояния пациентов после инсульта

IV. Домашнее задание
Стр. 62 упр. 7( Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V. ИТОГ УРОКА.
– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17

Конспект логопедического занятия для 1 класса (ОНР 3 уровня) “Деление слов на слоги”.
план-конспект на тему

Цель: учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие, подчёркивая слогообразующую роль гласных; совершенствовать умения учащихся делить слова на слоги; закреплять знания детей соотносить слова со слоговой схемой слова,
развивать навыки учащихся дифференцировать слоги-слова.

Скачать:

Вложение Размер
slogi_kosnpekt.docx 141.66 КБ
slogi_prilozhenie_1.docx 521.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деление слов на слоги.

Цель: учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие, подчёркивая слогообразующую роль гласных; совершенствовать умения учащихся делить слова на слоги; закреплять знания детей соотносить слова со слоговой схемой слова,
развивать навыки учащихся дифференцировать слоги-слова.

Предметные: уметь делить слова на слоги, аргументируя свой ответ; уметь составлять схему деления на слоги; различать понятия «слог» и « слово».

Метапредметные: учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Личностные: развивать положительное отношение к обучению; уметь критично оценивать свои действия; уметь действовать по плану.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, зеркала, игра «Три лягушки», раздаточный материал, ручки.

  1. Организационный момент.

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

  1. Артикуляционная гимнастика

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» – « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

  1. Дыхательная гимнастика

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, посередине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

  1. Введение в тему занятия

Л.: Мы общаемся при помощи слов. Из чего состоят слова? (слоги).

Какое правило мы используем при делении слов на слоги?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Л.: Сегодня мы будем определять количество слогов в словах, а помогать нам будут гласные.

  1. Игра «Слово или слог?»
    Л.: Ребята, у вас на партах лежат карточки, возьмите их.
    -Посмотрите, чем они отличаются? (длиной полосок)
    -Какой полоской обозначим слог? (короткой)
    -Какой полоской обозначим слово? (длинной)
    -Я буду называть слоги и слова, а вы поднимаете короткую полоску, когда услышите слог, длинную полоску, когда услышите слово. Приготовьтесь.
    Словарь: стол, стул, сту, ло, ложка, вор, вро, кабан, ры, рысь, рук, рука и т.д.
  1. Игра «Жили-были три лягушки…»

Л.: Друзья, сегодня я хочу рассказать вам сказку. В глухом лесу на болоте жили-были три лягушки. Имена у них были очень странные: первую звали Ля, вторую – Лягу, третью – Лягуша. Как вы могли понять уже из их имен, эти лягушки были не совсем обычные и питались они вовсе не мошками и комариками. Ели эти лягушки слова! Причем не все подряд! Например, лягушка Ля любила только те слова, в которых был только один гласный звук и, кончено же, один слог. Лягушка Лягу лакомилась теми словами, в которых прятались два гласных звука, а значит… (дети продолжают: «Значит эти слова состояли из двух слогов».

Л.: Правильно! И как вы уже наверняка догадались, лягушка Лягуша была самая прожорливая, ела только те слова…

(дети заканчивают фразу логопеда: «В которых было три гласных звука, а значит три слога».)

Л.: Верно! И сегодня мы с вами накормим этих трех маленьких, но очень голодных героев.

На доску логопед вывешивает три изображения лягушек, попутно обращая внимание детей на количество точек под изображением (1,2,3).

Л.: Под каждым изображением лягушки я поставлю три корзинки, в которые вы будете собирать «пищу» для Ля, Лягу и Лягуши.

Л.: Все картинки, которыми мы сегодня будем кормить лягушек, спрятаны вот в этом ящике. Вы должны будете по очереди подходить ко мне, не глядя, доставать фишку с картинкой. Вам нужно выделить гласные из слов. Определить количество слогов в словах. Произнести слово по слогам. Послушайте, как это буду делать я:

Образец рассуждения: домик – 2 гласных звука о,и; значит, в слове 2 слога – до – мик. Это слово я отдаю лягушке Лягу.

Словарь для игры: мак, кит, сыр, лук; муха, луна, море, пила; бананы, курица, радуга, корова (приложение 1).

Работа учащихся у доски.

Л.: Вы молодцы! Сегодня наши лягушки так наелись, что и квакнуть не могут. От их имени говорю вам «Спасибо!». Попрощайтесь с нашими обжорами.

  1. Самомассаж лица.

Л.: Пока вы кормили лягушек, думаю, вы очень устали. Давайте выполним с вами самомассаж лица.

Для первых упражнений встаньте со своих мест.

Упражнение 1: «Я хороший» – расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

Упражнение 2. «Наденем шапочку» – и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица :

1. «Рисуем дорожки» – движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки» – круговые движения от середин лба к вискам.

3. «Дождик» – легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

4. «Наденем очки» – легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.

5. «Клювик» – движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

6. «Погладим подбородок» – тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

7. «Пальцевый душ» – набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже движение , набрав воздух под нижнюю губу, набрав воздуха в щеки.

8. «Умыли личико» – ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

  1. Закрепление пройденного материала.

Работа на раздаточных карточках.

Л.: Ваши задача сейчас – назвать картинки. Каждый слог обозначай черточкой _. Над каждым слогом надписать соответствующую гласную букву.

Например: музыка – у ы а

Муха, кубики, дуб, книга, линейка, брюки. (приложение 2)

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»

Содержимое публикации

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»

Цель : дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ну-ка, все – встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. -Что обозначают эти схемы?

( Дефектолог показывает разные схемы.)

– Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, слова – признаки предметов?

Игра : «Сосчитай сколько слов в предложении » .

Дефектолог произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например : Мишка спит. (2- слова )

Работа у доски

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Дефектолог произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание.

2. Мотивация обучения

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

-Кто из вас был на соревнованиях?

-Где они проходят?

-Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

– Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)

3. Сообщение темы и задач занятия

На этом занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Дефектолог объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ) .

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (произносит –двух, трёхсложные слова )

1. Игра «Раздели слова на слоги » .

– Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка « Слоговички- попрыгунчики »

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов.

– Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

(отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

-Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогампроизносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Дефектолог предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Дефектолог предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.

М е д в е ж о н о к помогает.

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: