Коррекционное логопедическое занятие по теме Дифференциация грамматических понятий

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Логопедическое занятие по теме “Предложение”

Презентация к уроку

Цель:формирование навыка сознательного конструирования предложений и правильного употребления их в речи.

Задачи:

  • закреплять навыки языкового анализа и синтеза;
  • учить устанавливать логические связи между словами внутри предложения;
  • тренировать в грамматическом оформлении предложений;
  • совершенствование словарного запаса;

Оборудование: ноутбук, видеопроектор, экран, карточки с речевым материалом.

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече и думаю, что она будет интересной и полезной.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня занятие у нас необычное, я предлагаю вам провести исследование и ответить на вопрос: “Зачем нам надо уметь составлять предложение?” И помогут на гости, угадайте загадку:

Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички!
И живут семьёй одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той ещё сестра меньшая.
Доберёшься ты до крошки,
Эти девицы . (матрёшки)

Правильно, ребята. Расскажите, что вы знаете про матрёшку.

(Дети делятся своими знаниями)

Действительно матрёшек несколько, самая большая вмещает в себя подобные ей куклы меньшего размера. Название произошло от старинного женского имени Матрёна.

Теперь эта игрушка превратилась в традиционный русский сувенир.(слайд 2)

Задание от первой матрёшки. Сравнить надписи:

  • Матрёшка
  • Матрёшка стоит на столе.

Есть ли среди этих надписей предложение? Докажите. ( первая надпись называет предмет – это слово, вторая надпись – предложение, так как что-то сообщает)

Сделаем вывод: предложение выражает законченную мысль.

Продолжите предложение: Матрёшка – это .

(учащиеся устно составляют предложение )

3. Интонационная работа над предложением.

Ребята, вторая матрёшка просит ей помочь, она не может прочитать что здесь написано (слайд 3)

Как вы думаете, что надо сделать? (надо разделить на слова)

Читайте также:
Методика работы по составлению схемы слова

У крошки матрёшки пропали серёжки.

Правильно и что у нас получилось? (получилось предложение)

Сделаем вывод: предложение состоит из слов. Слова в предложении пишутся раздельно. Первое слово – с большой буквы, в конце ставим точку.

А если в конце предложения поставим знак вопроса, прочитайте. (У нас получилось, что мы спрашиваем).

Теперь в конце предложения поставим другой знак. (он называется восклицание)

Прочитайте. (У нас получилось возмущение)

Сделаем вывод: предложения произносятся с разной интонацией, на письме – это точка, вопросительный или восклицательный знак.

4. Гимнастика для глаз.

Ребята, нашим глазам нужен отдых.

Подойдите к окну и зажмурьте глаза. Откройте глаза, посмотрите в окно, полюбуйтесь синевой неба.Закройте глаза сделайте глубокий вдох носом, на выдохе –откройте глаза и садитесь на свои места.

5. Составление предложений из слов.

Следующая матрёшка решила сама составить предложения и вот что получилось (слайд 4)

Солнца, молодой, освещали, лесок, лучи;

Ребята, можно ли это назвать предложением? ( это набор слов)

Из этих слов составим предложение и запишем его.

Проверяем: Лучи солнца освещали молодой лесок.

Сделаем вывод: в предложении слова должны стоять в определённом порядке.

Может следующее получилось предложение (слайд 5)

На, лесной, туристы, озера, расположились, берег;

Составьте предложение, с какими трудностями вы столкнулись? ( в некоторых словах изменили окончание)

Зачем надо было изменить в словах окончание? ( чтобы слова были связаны по смыслу)

Проверяем и записываем в тетрадь.

Туристы расположились на берегу лесного озера.

Сделаем вывод: предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.

6. Динамическая пауза.

7. Тренировка в определении границ предложения.

Самая маленькая матрёшка решила написать письмо (приложение 1)

Я вам его прочитаю.

Что вам не понравилось в моём чтении? ( Вы не делали пауз)

Как вы думаете, почему мне было трудно читать?

Правильно, матрёшка не указала границы предложений и мы ей в этом поможем.

Не забываем, первое слово в предложении пишем с большой буквы.

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно )

Давайте проверим (слайд 6)

Прочитайте четвёртое предложение. Почему так прочитали?

Прочитайте последнее предложение. Объясните, почему так прочитали.

Ребята, можем ли мы ответить на вопрос, который поставили в начале занятия?

Помогли ли нам матрёшки узнать почему необходимо уметь составлять предложение?

Докажите.

  • Назовите задания, которые вызвали затруднения.
  • Какие задания вызвали наибольший интерес?

Ребята, достаньте из конвертов картинки.

  • Если занятие показалось вам скучным, неинтересным – возьмите тучку.
  • Если занятие было для вас полезным и понятным пусть в ваших руках засияет солнышко.

Коррекционное логопедическое занятие по теме «Дифференциация грамматических понятий»

Форма: итоговое логопедическое занятие.

Название: «Космическое путешествие».

Тема: «Дифференциация грамматических понятий».

1. Закрепление знания грамматических понятий (звук, буква, слово, предложение, текст).
2. Расширение импрессивного словаря по лексической теме «Космос. Солнечная система».
3. Воспитание уверенности в речевой коммуникации, в эмоциональной адекватности поведения на основе коммуникативного общения. Воспитание грамматической культуры речи.

Оформление: название занятия, алфавит, карточки с заданиями, заставки к заданиям, компьютерная графика.

Оборудование: мультимедийная система.

Участники: учащиеся 1, 4, 5, 6,7, 8 классов.

Учитель. Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в космическое путешествие.

1-ый Ученик. Кто-то любит теплоход,
Что бороздит просторы вод.
Кто-то любит тепловоз,
Чтобы он нас вёз и вёз.
А мы на ракете
Путешествуем к планетам.

2-ой Ученик. Мы к планетам полетим,
Русский с вами повторим!
Будем в космосе летать,
Навык речи закреплять!

Учитель. Представьте, что это не класс, а огромный космодром.
На экране появляется фото космодрома.

Учитель. Космодром построили специально, чтобы подготавливать и запускать в космос ракеты, а потом управлять ими во время полёта. Кто знает, с какого космодрома 12 апреля 1961 года стартовал корабль «Восток», на котором человек впервые совершил полёт в космос. Как звали этого человека?

6 класс. Космодром Байконур.
4 класс. Юрий Гагарин.
На экране появляется фото Юрия Гагарина, звучит музыка.

Учитель. Этот отважный лётчик-космонавт проложил другим людям дорогу в космос! А сегодня космонавтами будете вы. И сейчас нам с вами предстоит совершить космический полёт. Наш экипаж состоит из трёх команд. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «космос»?

6 класс. Космонавт, инопланетяне.
5 класс. Луна, звёзды.
4 класса. Ракета, планета.

Учитель. Мы с вами не только посетим планеты Солнечной системы, но и откроем новые, неизведанные планеты. Готовы?

Учитель. Проверить готовность!
Дети. Есть проверить готовность!

Учитель. Занять свои места!
Дети. Есть занять свои места!

Учитель. Включить двигатели!
Дети. Есть включить двигатели!

Учитель. Стартовая готовность 10 секунд! Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8…. (Дети хлопают себя по коленкам, считают хором). Пуск!

Звучит музыка, на экране заставка космического корабля.

Учитель. Раньше люди представляли себе еду космонавтов как таблетки, в которых есть всё полезное. Но полёты доказали, что заменить обычную пищу нельзя ничем.

5 класс. Так как же космонавт будет есть кашу или борщ в невесомости?
5 класс. Ведь всё это будет плавать в воздухе и может попасть не в рот, а в приборы управления и вывести их из строя.

Учитель. Совершенно верно! Тогда пищу решили измельчить в пюре и помещать в тюбики, как зубную пасту. А космонавты выдавливали её прямо в рот.

Читайте также:
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ

5 класс. А что из продуктов питания есть на нашем корабле?

Учитель. Давайте проверим!

Игра «Угадай и покажи»

Один ребёнок из команды читает загадку, остальные должны среди картинок найти и показать отгадку.

1. Без окон, без дверей,
Полна горница людей!

2. Жидко, а не вода,
Бело, а не снег!

3. Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

4. Важней его продукта нет,
На завтрак, ужин и обед.
Его к столу нам подают
И в магазине продают.
Там на прилавках он любой:
Пшеничный и ржаной.

5. Белый, а не снег,
Сладкий, а не мёд!

6. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

Учитель. С питанием на нашем корабле всё в порядке. Все продукты помещены в специальные тюбики и каждая команда получит их в конце полёта. Полёт проходит нормально. Посмотрите в иллюминатор, что вы там видите? (Звёзды). А вы знаете, что такое звезда?
Ребята команды №3 подготовились к полёту сейчас и расскажут нам о звёздах!

Ученик . Звезда – это гигантский шар, состоящий из газа и пыли.

Ученик .От высокой температуры звезда раскаляется и начинает излучать свет. Чем горячее она становится, тем ярче светит!

Учитель. Спасибо, ребята, очень интересная информация! А мы приближаемся к неизвестной планете!

Звучит музыка и заставка пейзажа неизвестной планеты.

Учитель. Предлагаю высадить десант из начинающих космонавтов!
Планета Буквознаек.
Ребята первого класса выходят в центр комнаты, под музыку появляется житель планеты Буквознаек.
Буквознайка. Очень рады видеть вас на нашей планете Буквознаек! Нам очень нужна ваша помощь!

Ученик . А что у вас случилось?

Буквознайка. На нашей планете произошло страшное стихийное бедствие – ураган! Он был такой сильный, что разрушил города и все жители нашей планеты перепутались! Только не знаю, сможете ли вы нам помочь?

. Ученик .А кто живёт на вашей планете?

Буквознайка. На нашей чудесной планете живут буквы и звуки. Ребята, вы знаете, что это такое?

Ученик .Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

Учитель. Буквы ребята отлично знают!

Буквознайка. А что такое звуки, знаете?

Ученик. Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.

Ученик. Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.

Буквознайка. Совершенно верно! Но я должен убедиться, что вы умеете их различать!

Ученик. Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбели Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Ученик. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Буквознайка. Вы отлично знаете все буквы и умеете различать звуки. Я смогу вам доверить спасение моей планеты.

(Ребята команды №1 должны разделить буквы на гласные и согласные.
(Ребята остальных команд должны составить из букв слова «добро», «счастье», «удача», «здоровье»).
Учитель. Бкувознайка, справились ребята с заданием?

Буквознайка. Спасибо, ребята! Теперь на нашей планете порядок, все жители на своих местах!

Учитель. Ребята составили из букв слова-пожелания для жителей вашей планеты, давайте прочтём их!

Ученик .Слово «добро», мы желаем вам добра!

Ученик .Слово «счастье», мы желаем вам счастья!

Ученик .Слово «удача», мы желаем вам удачи!

Ученик .Слово «здоровье», мы желаем вам здоровья!

Буквознайка. Спасибо вам, отважные и любознательные путешественники! Учитесь хорошо и вам откроются новые, неизведанные планеты! До новых встреч!

Звучит музыка и заставка планет солнечной системы.

Учитель. Наш полёт продолжается. Посмотрите на Солнечную систему. Расположение планет друг за другом в одну линию называется – парад планет.
Ребята, какая планета находится ближе всего к земле?

Ученик .Ближе всего к нашей планете Земля находится красная планета Марс. Её так назвали в честь римского бога войны.

Учитель. Люди полагают, что там живут разумные существа. Нас жителей Земли называют земляне. Как в фантастических книгах называют жителей планеты Марс?

Ученик. Жителей планеты называют марсиане. На Марс отправлялись многие космические экспедиции, но никто не обнаружил там живых существ! Очень жаль, хотелось бы с ними познакомиться!

Учитель. Учёные определили, что все планеты Солнечной системы находятся в строго определённых местах.

Ученик. А почему между Марсом и Юпитером планеты не оказалось?

Учитель. На месте отсутствующей планеты обнаружены астероиды. Ребята команды №6, что такое астероиды?

Ученик. Астероиды – каменные глыбы, летающие в космосе. Они раскалываются, сталкиваясь с кометами и друг с другом.

Словесная игра «Собери слово».

На экране появляются слова «беникуч», «традеть», «дашракан», «чарук».
Учитель. Внимание! Ребята, вы помните, что цель нашего путешествия, не только познакомиться с космосом и планетами, но и закрепить речевые навыки. Благодаря вашим знаниям мы уже установили контакт с жителями одной планеты и помогли им. Со звуками и буквами мы поработали, а что получится, если сложить несколько букв?

Составляя вместе слог.
Ученик . Из слогов составим слово,
Чтоб читать ты быстро смог!

Читайте также:
Звук (З) - постановка и автоматизация

Учитель. Работаем со словом. Эти слова раскололись при столкновении с кометой. Необходимо их собрать, здесь зашифрованы учебные принадлежности.
(Ребята собирают слова и зачитывают их).

Учитель. Назовите эти предметы двумя словами. (Учебные принадлежности).
Наш полёт продолжается и проходит нормально. Ребята, а вы знаете, что в космосе все предметы находятся в невесомости? Вот и мы, как настоящие космонавты, попробуем сделать космическую зарядку!

Физминутка «Космическая зарядка»

Учитель. Все движения мы будем делать очень медленно.
Под спокойную музыку ребята делают пять упражнений.

Учитель. Посмотрите в иллюминатор, прямо по курсу самая загадочная планета Солнечной системы — планета Сатурн. Планету Сатурн можно увидеть невооружённым глазом. Почему?

Ученик. Потому что она окружена кольцами. Долгое время никто не знал, что это за кольца, из чего они состоят.

Учитель. Совершенно верно! Только недавно учёные обнаружили, что эти кольца состоят из каменных кусков льда. Откуда они взялись до сих пор неизвестно.

На экране заставка: 1-ра, 2-ду, 3-га, 4-ги, 5-та, 6-во, 7-ро, 8-да, 9-го.
Учитель. Перед вами куски льда. Закрепим навык работы со слогом и словом и отгадаем цифровую слоговицу.

Ученик. Перед вами слоговица,
Потрудимся ухитриться
Слоговицу отгадать
И слова все-все назвать!

Учитель. 1-2-3 – на небе мост семи цветов.
6 класс. (ребята хором «радуга»).

Учитель.4-5-1 – с ней дружат множество певцов
5 класс. (ребята хором «гитара»).

Учитель. 6-7-5 – мишень для шайбы и мяча
6 класс. (ребята хором «ворота»).

Учитель. 6-8 – бьёт тонкой струйкой из ключа
5 класс. (ребята хором «вода»).

Учитель.7-3 – есть у козы и у быка
4 класс. (ребята хором «рога»).

Учитель.9-1 – она уходит в облака
4 класс. (ребята хором «гора»).

Учитель. Задание выполнено на отлично! Все космические куски льда встали на свои места! Полёт продолжается! Следующая планета – Нептун. О ней вы узнаете составив предложения. Как строится предложение предложение?

Ученик. Соединяем мы два слова-
И предложение готово!
Все должны мы твёрдо знать
Как слова соединять!

Учитель. А что же такое – предложение?

Ученик.Предложение – слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

Игра «Составь предложение»

Учитель. Из данных слов составьте предложения.
(Ребятам раздаются карточки:

1. Планета, в, Земли, Нептун, 17 раз, больше.
2. На, ней, пятна, загадочные, иногда, появляются.
3. Затем пятна бесследно исчезают.
4. Учёные, что, это, сильных, признаки, бурь, предполагают.

Учитель. Прочтите предложения в правильном порядке, и у вас получится рассказ о планете Нептун. Давайте прочитаем рассказ полностью.
Планета Нептун в 17 раз больше Земли. На ней иногда появляются и исчезают загадочные пятна. Учёные предполагают, что это признаки сильных бурь.

Планета Пунктуационных знаков.
На экране заставка неизвестной планеты.

Учитель. Полёт продолжается, прямо по курсу неопознанное космическое тело. Внимание! Наш космический корабль совершает посадку на неизвестной планете. Готовимся к высадке десанта! А вот и жители планеты.
Под спокойную музыку Знаки входят.

Точка . Добрый день, земляне вы прилетели на планету Пунктуационных знаков.
Вопр.знак . Давайте знакомиться! Точки, палочки, крючочки – неприметные значки. А во время чтения, требуем почтения!

Воскл. знак Просим вас, нас угадать, громко, чётко всех назвать!

Вопр. знак. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.

Дети – Вопросительный знак.

Вопр. знак. Разные вопросы задаю я вам:
– Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чём? Вот какой я чудак. Вопросительный знак!

Воскл. знак. Бурным чувством нет конца:
Пылкий нрав у молодца!

Дети. Восклицательный знак.

Воскл. знак. Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!

Точка. Загораживаю путь,
Предлагаю отдохнуть!

Точка. Ребята, сейчас я расскажу вам забавную историю.
Брошенный кем-то
Тетрадный листок
Божьей коровки вниманье привлёк.
– Что здесь написано?
Каждую строчку
Лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила…
Точку.
Божья коровка удивлена:
– Кто умудрился и, главное, как
Снять со спины у меня
Этот знак?

Учитель. Какая интересная история! Точка – маленький, но очень важный знак! Ребята о тебе знают с первого класса и никогда не забывают ставить в конце предложения!

Запятая.(Романенко). Выйду на дорожку,
Всем поставлю ножку!
Дети. Запятая.

Запятая. Да, да, я – запятая. Многие вежливые слова стоят рядом со мной: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. Там, где я стою нужно сделать паузу! Не забывайте об этом при чтении!

Учитель. Мы очень рады встречи с вами, житель планеты Пунктуация! Ребята часто встречаются с вами, при работе с предложениями!

Запятая. А с текстами ребята работают?

Учитель. Конечно работают, на уроках и логопедических занятиях! Ребята, что такое текст?

Ученик. Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке!

Точка. Отличные знания! Тогда, уважаемые космические путешественники и знатоки русского языка, предлагаю вам выполнить наши задания!

Учитель. Какое же задание вы приготовили для ребят?

Вопр. знак. Очень простое: найти наши места в тексте! А младшие ребята поработают с предложением!

Учитель. На планете Пунктуационных знаков, также, как и на планете Земля весна, поэтому предложения и тексты – о весне!
(Всем командам раздаются карточки с текстом и предложениями без пунктуационных знаков, которые нужно вставить).

Читайте также:
Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

Учитель. Ребята, прочитайте получившиеся предложения и тексты, только с соблюдением всех интонаций. Когда знаки узнают себя, поднимут свои портреты.

(Ребята зачитывают тексты, знаки следят за интонацией и поднимают карточки).

Запятая. Молодцы! Отлично справились с заданием! Никогда не забывайте о нас, пусть ваша речь будет правильной и выразительной!

Все знаки. До новых встреч!

Под спокойную музыку Знаки уходят. На экране появляется Солнечная система.
Учитель. Нам пора в путь! Наше путешествие продолжается! Внимание в иллюминатор: прямо по курсу – Солнце! Сейчас мы проведём оздоровительную минутку: внимательно слушайте меня.

Оздоровительная минутка.
Звучит спокойная мелодия.

Учитель. В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличивается. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем.
(Руки в стороны перед собой).
Пусть в каждом из нас всегда светит солнце, которое будет греть других людей, тогда нас будут соединять лучики доброты, мира и любви!
Мелодия затихает.

Учитель.А наш космический корабль по-режнему движется к солнцу! Как вы думаете, можно ли жить на Солнце?
(Ответы детей).

Задание «Предлоги и приставки»

Учитель. Предлагаю вам поработать с текстом о Солнце и выполнить последнее задание. Внимание на экран!
На экране появляется текст.

«Можно ли жить на Солнце? Нет, на Солнце жить нельзя, но без него не было бы жизни на Земле. Солнце отдаёт Земле своё тепло. А когда отдаёшь тепло, тогда помогаешь жить другим. Если б Солнце не отдавало своё тепло, то никакого толку от этого тепла не было бы. Потому, что если ты только сам пользуешься тем, что имеешь, то и тебе от этого никакой радости и никому никакой пользы».

Учитель. Ребята, смысл текста вам понятен? Назовите главную мысль текста?
(Ответы детей).

Учитель. Правильно, смысл очень простой – сотвори в себе солнце и пусть его тепло согревает не только тебя, но и окружающих тебя людей!
Наш корабль взял курс на Землю! А пока у нас есть возможность полюбоваться звёздами. А что делают люди, когда видят падающую звезду?

Дети. Загадывают желание!

Учитель. Правильно! Вот и у вас сейчас есть возможность загадать самое заветное желание. Продолжите фразу «Я желаю…».
(Ребята получают звёздочки и мысленно продолжают фразу).

Учитель. Если вы были искренне в своём желании, то оно непременно сбудется!
Наше космическое познавательное путешествие завершается, космический корабль совершил посадку! Пора подводить итоги!

Ученик. Мы узнали много нового о планетах Солнечной системы.
Ученик. Посетили неизвестные планеты.
Ученик. Закрепили навыки работы с различными речевыми единицами!

Учитель. И какой вы сделаете вывод?

Ученик. Чтоб водить корабли,
Чтобы в космос взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!

Учитель. Совершенно верно! Знания помогут вам осуществить все ваши мечты и желания, а в основе любого знания лежит правильная, грамотная речь! Желаем вам новых, интересных открытий в мире знаний! До новых встреч!

Составители: Н.И. Сорокина, логопед высшей кв.к
М.П. Криковцова, учитель- логопед первой кв.к.

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 1
для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
с отклонениями в развитии » г. Прокопьевска.

Коррекционное логопедическое занятие по теме Дифференциация грамматических понятий

Формирование речи у детей с ее недоразвитием строится с учетом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. [22].

Проблема формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития, так как несформированность лексико-грамматического строя речи является одним из наиболее ярких проявлений в устной речи детей и влияет на специфические ошибки в письменных работах на протяжении ряда лет обучения. Решение этой проблемы осуществляется с учетом закономерностей речевого развития детей в норме на этапе онтогенеза. А.Н. Гвоздев в своих исследованиях, посвященных этому вопросу, выделяет два этапа формирования грамматического строя речи. Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

В первой главе мы подробно описали онтогенез формирования таких категорий грамматического строя речи, как род, число, падеж. Так же нами были рассмотрены лингвистические особенности грамматики татарского языка. Зная лингвистические и психолого-педагогические особенности и пути формирования грамматического строя речи в норме, мы можем перейти к коррекции недостатков грамматических категорий детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Без предварительного усвоения детьми минимального количества слов и умения как-то артикулировать звуки и модулировать интонацию предложения, грамматические упражнения невозможны. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит в процессе обогащения их словаря и развития фонетических навыков [20].

Читайте также:
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука (Ш)

К шестому-седьмому году жизни в норме у детей должен быть сформирован грамматический строй речи.

Формирование грамматических навыков у детей происходит как в процессе бытового общения, так и при проведении специальных речевых упражнений на предметных занятиях, при работе с картинами.

Предложенный для занятий дидактический материал должен способствовать усвоению категорий времени, числа, лица, рода глаголов, практическому использованию в речи глаголов совершенного и несовершенного вида. Так как наше исследование было направлено на обследование несформированности таких категорий грамматического строя речи, как род, число, падеж, то и коррекционную работу мы будем предлагать с акцентом на перечисленные грамматические категории.

Грамматические упражнения подразделяются на аналитические и синтетические. Первые: распознавание грамматических средств и форм в различных текстах, объяснение их значений и целесообразности употребления. Вторые: образование грамматических форм слова, построение словосочетаний различных типов и предложений простых и сложных, их перестройка в различных вариантах, исправление обнаруженных грамматических ошибок в текстах.

Исходя из выявленных в ходе исследования особенностей, мы наметили следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:

· Формирование понимания и употребления категории единственного и множественного числа;

· Развитие понимания и употребления категории рода;

· Развитие умения использовать в речи предложно-падежные конструкции;

· Обучение согласованию частей речи в роде, числе, падеже;

· Развитие словарного запаса;

Отмеченные нами направления коррекционной работы являются наиболее общими, то есть, это те направления, на которые мы должны базироваться, корректируя лексико-грамматические недостатки речи у детей татарской национальности. Так как в процессе нашего исследования мы выяснили специфические особенности лексико-грамматического строя речи у детей-билингвов, то ниже мы предложим коррекционную работу, которая будет учитывать указанные во второй главе специфические особенности.

Одно из главных направлений в работе по развитию грамматического строя речи детей – помочь им начать относиться осознанно к грамматике. До начала коррекционного процесса дети овладевали практически грамматической системой, не подозревая, что они склоняют, спрягают, изменяют по родам и числам слова различных частей речи.

1. Формирование понимания категории числа.

Для того чтобы безошибочно использовать категорию числа в своей речи ребенку необходимо осознанное его восприятие. А осознанность формируется лишь при наличии понимания данной категории. Поэтому упражнения на развитие понимания категории числа являются начальными в коррекционной работе. Без осознанного понимания ребенок не сможет дифференцировать слова единственного и множественного числа. В коррекционной работе используем наглядные картинки с изображением одного предмета и множества данных предметов. Необходимо объяснить детям, что множественное число – это несколько предметов, которых можно посчитать. А единственное число – один предмет и счету он не поддается. Примерные задания для развития понимания категории числа:

· Используя ватные палочки, карандаши, счетные палочки даем задание детям составить на столе следующее противопоставление: слева положить предмет, а справа предметы, тем самым слева – единственное число, справа – множественное. Таким образом, поступаем со всеми предметами. Сначала показывает логопед, затем выполняет ребенок. В итоге мы должны добиться самостоятельного выполнения задания.

· Ребенок должен показать на картинках предметы единственного числа: стул, дверь, белку, осу и так далее;

· Просим ребенка показать предметы, обозначающие множественное число: двери, стулья, ос;

· Используем прием рисования. Инструкция логопеда: «Если я на доске нарисую один кружок, то вы нарисуете много, а если я нарисую много, то вы нарисуете один». Таким образом используем рисование круга, треугольника, снежинки, крестика и так далее.

2. Формирование способности употребления категории числа.

Как отмечалось выше наиболее часто дети допускали ошибки при изменении слова из единственного числа во множественное. Поэтому коррекционную логопедическую работу мы начнем с заданий, которые вызывают у детей меньшее количество затруднений. На данном этапе у детей уже сформировано понимание категории числа. Наша задача: активизировать данные знания и перевести их в активный словарный запас. Исходя из этого, рассмотрим упражнения, помогающие использовать в речи существительные единственного и множественного числа.

· Игра «Один и много».

В данную игру необходимо играть при проведении подгрупповых или фронтальных занятий. Цель игры: научить детей образовывать множественное и единственное число существительных в именительном и родительном падежах. Как дидактический материал используются парные картинки, на одной из которых изображен один предмет, а на другой несколько таких же предметов. Детям раздаются карточки. Логопед спрашивает: «У кого мяч, а у кого мячи?». Один ребенок отвечает: «У меня мяч», а другой: «У меня мячи». Таким образом поступаем со всеми картинками. Затем логопед дает детям две коробки – маленькую и большую. И предлагает положить туда свои карточки: в маленькую коробку, карточки с одним предметом, а в большую – карточки с несколькими предметами. Затем спрашивает у каждого ребенка: «Чего у тебя теперь нет». Каждый ребенок отвечает полным ответом: «У меня нет мяча, пирамидки и так далее».

· Логопед показывает ребенку карточку, а ребенок говорит что на ней нарисовано. Карточки должны включать в себя слова и единственного и множественного числа.

· Затем переключаем ребенка с картинок на внешнюю обстановку. Ребенок должен в комнате найти и произнести вслух названия предметов, обозначающих единственное и множественное число (Например: единственное число: картина, доска, зеркало; множественное число: парты, книги, стулья);

Читайте также:
Презентация Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы

3. Развитие понимания и употребления категории рода;

В результате исследования, мы определили, что наибольшие трудности у детей-билингвов татарской национальности возникают при выполнении заданий на употребление категории рода. Это связано с тем, что категория рода в грамматике татарского языка отсутствует. Поэтому в коррекционной работе мы будем акцентировать свое внимание именно на данной категории русского языка. Кроме того, существуют специфические особенности ошибок при выполнении заданий детьми-билингвами. Исходя из данных ошибок, мы будем осуществлять коррекционную работу, которая будет направлена на исправление специфических особенностей сформированности речи у детей татарской национальности. Мы отметили, что наиболее трудным для детей является понимание категории среднего рода. Прилагательные к среднему роду подбирались детьми в мужском или женском роде. Поэтому одной из главных задач является формирование понимания у ребенка категории среднего рода. А так же очень важным является дифференциация мужского и женского рода. Так как дети легче воспринимают категории мужского и женского рода, то коррекционную работу необходимо начать именно с них.

Формируем у детей понимание взаимозависимости слов: она моя – женский род, он мой – мужской род.

· Показываем ребенку картинку, игрушку, предмет. Сначала комментирует логопед: «У меня в руках ручка. Ручка – она моя, значит женский род». Так предоставляем ребенку предметы женского и мужского рода, кроме среднего. Средний род мы не включаем в коррекционный процесс до тех пор, пока дети успешно не будут дифференцировать мужской род и женский.

· Логопед задает вопросы ребенку, тем самым провоцирует его на согласование существительного и прилагательного по роду. Используются вопросы типа: сегодня погода какая? (погода теплая), мяч какой? (круглый, красный) и так далее.

· Игра «Что у нас получиться».

Оборудование: цветные прямоугольники из картона, карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.

Логопед накладывает трафарет на цветную бумагу и спрашивает: «Что у меня получилось? – зеленый чайник». Так проговариваются овощи, фрукты, посуда. Затем задание усложняется: «Назовите предметы, про которые можно сказать зеленая, синяя, красная, белая или синий, красный, желтый».

· Ребенку предоставляется картинка мальчика. И рядом расположена его одежда и игрушки. Инструкция: как Ваня говорит о своих вещах? – мой барабан, моя рубашка, а теперь ты продолжи. А теперь сам скажи о своих вещах.

После того как ребенок усвоил категории мужского и среднего рода мы переходим к формированию понимания среднего рода.

· Можно использовать предыдущее упражнение, добавляя слова среднего рода. Инструкция: как Марина говорит о своих вещах: мой шарф, моя кукла, мое ведро. Обращаем внимание ребенка на средний род – оно мое.

· Игра «Какие это вещи».

Перед ребенком выкладываются картинки: шарф, шапка, платье, носки. Сначала пример показывает логопед. «Это теплые вещи, теплая шапка, теплый шарф, теплое платье». Затем повторяет ребенок. Далее предоставляют ребенку следующие картинки: апельсин, груша, яблоко, вишня. Логопед: «Это сладкие фрукты. Давай скажем про каждый фрукт». Таким образом подбираем прилагательные к различным предметам.

· Перед ребенком выкладывают множества картинок, которые он должен распределить на три группы: 1 – картинки с предметом женского рода; 2 – мужского рода; 3 – среднего рода.

Все предыдущие упражнения используются в последующем для усвоения категории среднего рода.

Так как в грамматике татарского языка категория рода отсутствует, и как следствие дети с трудом воспринимают данную категорию, то коррекционная работа требует больше времени. Необходимо остановиться на способности дифференциации мужского и женского рода, развитии понимания и употребления среднего рода. После того как дети усвоили категорию рода необходимо акцентировать внимание на закреплении полученных знаний. Закрепление знаний имеет большое значение для детей.

4. Развитие умения использовать в речи предложно-падежные конструкции [12].

Коррекционная логопедическая работа должна быть направлена на:

· Формирование правильной постановки ударения;

· Коррекция изменения существительных в родительный, дательный и предложный падежи;

· Развитие понимания и правильного употребления предлогов;

Именительный падеж у детей не вызывает затруднений. Единственный нюанс – неправильная постановка ударения. Поэтому мы формируем понимание ударения. Акцентируем внимание детей на то, что в каждом слове есть гласный звук, который находится в сильной позиции.

Далее начинаем коррекционную работу непосредственно над падежами.

Винительный падеж (кого? Что?):

· Инструкция: ответьте на вопросы. Кого дети увидели в зоопарке? В лесу? В реке? В реке? Что дети увидели в огороде? В саду?

· Инструкция: закончите предложение по вопросам.

Повар варит (что?) … Учитель учит (кого?) …

Художник рисует (что?) … Ветеринар лечит (кого?) …

Почтальон разносит (что?) … Врач лечит (кого?) …

Прачка стирает (что?) … Доярка доит (кого?) …

Водитель ведет (что?) … Конюх кормит (кого?) …

· Ответьте на вопросы полным предложением:

Что варит сталевар?

Кого разводит пчеловод?

Кого ведут в детский сад?

Что рубит лесоруб?

Кого боится мышка?

Кого боится кошка?

Родительный падеж (кого? Чего?):

· «Определите, чей клюв изображен на рисунке» (рисунки подбирает логопед). Например, Это клюв дятла.

· «Отгадайте чьи это следы». Например, это следы лисы.

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия в первом классе - тема: Дифференциация звуков (б – п)

· Игра «Чего не стало»

· «Закончите словосочетания, отвечая на вопросы»

· «Закончите предложения, правильно изменив слова в скобках»

Поздней осенью на деревьях нет (листья). В зале еще нет (стулья). В поле нет (люди). Не слышны голоса (птицы). На болоте много (комары). У птиц нет (зубы).

Дательный падеж (кому? Чему?):

· «Закончите предложения, изменяя слова в скобках по смыслу»

Расскажи сказку … (сестренка);

Дай морковку … (кролик);

Отдай книгу … (Витя);

Дай лекарство … (дедушка);

Принеси полотенце … (брат);

· «Кому нужны эти инструменты». Например, скрипка нужна скрипачу. (слова: кисточка, ножницы, гитара, малярная кисть).

Творительный падеж (кем? Чем?):

· Ответьте на вопросы:

· Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос чем? Или кем? Например, туфли – туфлями. (Слова: зубы, руки, сапоги, крылья, деревья).

Предложный падеж (о ком? О чем?):

· Ответьте на вопросы:

О чем ты мечтаешь? О чем мечтает твой товарищ? О чем ты думаешь? О чем думает твой сосед по парте? О чем ты прочитал? О ком ты заботишься?

· На данном этапе включаем задания на усвоение предлогов.

Сначала происходит усвоение простых предлогов: в, на.

· Показываем ребенку картинку с пространственным изображением предметов. Покажи, где шарик находится на квадрате, где шарик в квадрате (см. Приложение).

· Выполнение инструкций: положи карандаш на стол, положи его под стол, Положи карандаш на книгу, положи ручку в пенал.

· «На чем можно ездить». Например, на машине. Логопед предлагает вспомнить ребенку все виды транспорта на которых можно ездить.

· Ответьте на вопросы:

Куда складывают еду? (в холодильник).

Где хранятся ручки и карандаши?

Где живет белка?

Где живет медведь?

Таким образом, продолжается работа над всеми предлогами.

5. Развитие словарного запаса.

Работу над обогащением словарного запаса ребенка нельзя рассматривать как самоцель. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой. Поэтому расширение активного и пассивного словарного запаса происходит параллельно со всей коррекционной работой [25]. Формируем представление у детей об обобщающих понятиях (грибы, животные, инструменты и трак далее). Так же происходит работа над дифференциацией сходных понятий: фрукты-овощи, одежда-обувь. Дети раскладывают картинки на две группы: одежда – слева, обувь – справа.

Необходимо сформировать у ребенка представления о времени. Вначале названия усваиваются на уровне автоматизированных рядов: январь, февраль… Закрепление названий времен года и дней недели осуществляется в играх.

Для расширения глагольного словаря можно использовать игру «Кто как голос подает?». Например, собака лает.

Обогащение словаря ребенка именами прилагательными, которые обозначают признаки предметов, достигается путем «оречевления» картинок.

На картинках изображены продукты питания. Ребенок должен назвать их вкус, цвет, форму.

Так же формируем понимание детьми слов-антонимов, синонимов.

Требования к построению занятий по формированию лексико-грамматических компонентов языка [46].

Логопедические занятия строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики по следующей схеме:

1. Определяется тема и цель занятия;

2. Определяются основные этапы занятий;

3. Обеспечивается постепенное усложнение заданий;

4. Лексический и грамматический материал отбирается с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей (при этом допускается произвольное фонетическое оформление лексического материала);

5. Четкая организация занятия от начала до конца способствует воспитанию у детей стремления к правильному выполнению заданий;

6. В занятия включаются разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей, что, в свою очередь, повышает эмоциональную и умственную активность детей;

7. При отборе программного материала принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности, умственной активности и целеустремленности;

Конспект занятия на тему “Дифференциация Г-К в словах, предложениях”

Цели занятия:

Образовательные:

– дифференциация звуков Г-К;

– развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза;

– учить подбирать антонимы;

– учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;

Коррекционные:

– развитие слухового и зрительного восприятия;

– развитие фонематического слуха;

– развитие внимания, логического мышления;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

– воспитание доброжелательного отношения к товарищам,

-воспитание умения слушать других.

Оборудование:

картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница; звуковые линейки, фишки, кассы букв, смайлики, таблица характеристики звуков

Ход занятия

1.Организационный момент. Упражнения для кистей рук: ножницы, горка, стена, цветок, лапки-царапки

1.Отгадайте загадки:

Звук [К]:

«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая. (курица)

Звук [Г]:

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – (гусь)

– Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние)

– На какие звуки начинаются слова?

II. Основная часть.

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

1. Характеристика звуков [Г][К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют.

К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

Читайте также:
Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

2. Работа с раздаточными картинками

– Надо разложить картинки к соответствующим буквам. Если есть в их названии звук К, то к этой букве, а если в названии есть звук Г, то к букве Г (картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница)

3. Закончи слово, прибавив слог ГА или КА

РУ…, НО…, РО…, РЕ…, НИТ…, ВЕТ…, НОР…, ГОР…, КОЧЕР…, СОБА…, БАРАН…, БЕРЕ…, ЛУ…

4 Дидактическая игра «Кто где живет»

Лиса -, медведь -, волк -, еж -, белка –, мышь –

(В дупле, в норе, в берлоге, в гнезде, в логове).

5. Разложим картинки в 2 корзинки: овощи и фрукты

Капуста, горох, тыква, огурец, гранат, груша, яблоко, картофель.

Физминутка. Капуста. (Для кистей рук)

Что за скрип? (Пальцы сжимаем и разжимаем в кулачок)

Что за хруст? (Сцепляем пальчики обеих рук)

Это что еще за куст? (Делаем фонарики обеими кистями рук)

Как же быть без хруста (Сцепляем пальчики обеих рук)

Если я капуста (Обеими руками «держим» капусту)

Мы капусту рубим, рубим («рубим» ребрами ладоней)

Мы морковку трем, трем (руки в кулачках, трем кулачок о кулачок)

Мы морковку солим, солим (имитация движений)

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика: 1) ёжики, 2) зайчики, 3) коза, 4) вилка.

6. Звукобуквенный анализ слова груша

– Сколько слогов в этом слове?

– Сколько звуков? (Определяем с помощью звуковой линейки)

– Какой первый звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку)

– Какой второй звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку). 3-й звук? и т.д.

– Какой 4-й звук? Назовите его соседей. 2-й звук? и т.д.

– Выкладываем слово в кассах букв слово ГРУША

7. Дидактическая игра «Закончи предложение и назови слова-неприятели»

– Слон большой, а комар …

– Камень тяжелый, а пушинка …

– Сахар сладкий, а горчица …

– Дерево высокое, а куст …

– Река широкая, а ручеек …

– Сегодня мне весело, а вчера было …

– Компот холодный, а чай …

– Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …

8. Ответь на вопросы одним словом

– Что на спине у верблюда?

– Что остаётся после разрезанного хлеба?

– Что грохочет во время грозы?

– Как называется зелёный массив в городе?

– Где устанавливают телевизионную антенну?

– Чем измеряют температуру?

(Градусник, гром, крошки, горб, крыша, парк)

III Итог занятия.

– С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

– У вас на столах смайлики. Если понравилось занятие, то ваш смайлик будет веселым, а если нет, то грустным.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему “Дифференциация Г-К в словах, предложениях”»

Тема: «Дифференциация звуков Г-К в словах, предложениях»

Цели занятия:

Образовательные:

– дифференциация звуков Г-К;

– развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза;

– учить подбирать антонимы;

– учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;

Коррекционные:

– развитие слухового и зрительного восприятия;

– развитие фонематического слуха;

– развитие внимания, логического мышления;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

– воспитание доброжелательного отношения к товарищам ,

-воспитание умения слушать других.

Оборудование:

картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница; звуковые линейки, фишки, кассы букв, смайлики, таблица характеристики звуков

Ход занятия

1.Организационный момент. Упражнения для кистей рук: ножницы, горка, стена, цветок, лапки-царапки

1.Отгадайте загадки:

«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая. (курица)

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – (гусь)

– Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние)

– На какие звуки начинаются слова?

II. Основная часть.

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

1. Характеристика звуков [Г][К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют.

К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

2. Работа с раздаточными картинками

– Надо разложить картинки к соответствующим буквам. Если есть в их названии звук К, то к этой букве, а если в названии есть звук Г, то к букве Г (картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница)

3. Закончи слово, прибавив слог ГА или КА

РУ… , НО… , РО… , РЕ… , НИТ… , ВЕТ… , НОР… , ГОР… , КОЧЕР… , СОБА… , БАРАН… , БЕРЕ… , ЛУ…

4 Дидактическая игра «Кто где живет»

Лиса – , медведь – , волк – , еж – , белка – , мышь –

(В дупле, в норе, в берлоге, в гнезде, в логове).

5. Разложим картинки в 2 корзинки: овощи и фрукты

Капуста, горох, тыква, огурец, гранат, груша, яблоко, картофель.

Физминутка. Капуста. (Для кистей рук)

Что за скрип? (Пальцы сжимаем и разжимаем в кулачок)

Читайте также:
Овощи с грядки - конспект логопедического занятия

Что за хруст? (Сцепляем пальчики обеих рук)

Это что еще за куст? (Делаем фонарики обеими кистями рук)

Как же быть без хруста (Сцепляем пальчики обеих рук)

Если я капуста (Обеими руками «держим» капусту)

Мы капусту рубим, рубим («рубим» ребрами ладоней)

Мы морковку трем, трем (руки в кулачках, трем кулачок о кулачок)

Мы морковку солим, солим (имитация движений)

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика: 1) ёжики, 2) зайчики, 3) коза, 4) вилка.

6. Звукобуквенный анализ слова груша

– Сколько слогов в этом слове?

– Сколько звуков? (Определяем с помощью звуковой линейки)

– Какой первый звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку)

– – Какой второй звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку). 3-й звук? и т.д.

– Какой 4-й звук? Назовите его соседей. 2-й звук? и т.д.

– Выкладываем слово в кассах букв слово ГРУША

7. Дидактическая игра «Закончи предложение и назови слова-неприятели»

– Слон большой, а комар …

– Камень тяжелый, а пушинка …

– Сахар сладкий, а горчица …

– Дерево высокое, а куст …

– Река широкая, а ручеек …

– Сегодня мне весело, а вчера было …

– Компот холодный, а чай …

– Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …

8. Ответь на вопросы одним словом

– Что на спине у верблюда?

– Что остаётся после разрезанного хлеба?

– Что грохочет во время грозы?

– Как называется зелёный массив в городе?

– Где устанавливают телевизионную антенну?

– Чем измеряют температуру?

(Градусник, гром, крошки, горб, крыша, парк)

III Итог занятия.

– С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

– У вас на столах смайлики. Если понравилось занятие, то ваш смайлик будет веселым, а если нет, то грустным.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Логопедическое занятие по коррекции лексико-грамматического строя речи

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Методическая разработка конспекта логопедического занятия

по коррекции лексико-грамматического строя речи с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Илона Валентиновна Высоцкая,
учитель-логопед

Учащаяся А. , 1994 г.р.

Диагноз: ДЦП. Правосторонний спастический гемипарез. ЗПРР. Эпилептический синдром.

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней степени тяжести. (Дизартрия . Смешанная дисграфия. Смешанная дислексия).

Тема : Однокоренные слова (снег).

Логопедическая тема:

Коррекция смешанной формы дисграфии, дислексии.

Грамматическая тема:

Однокоренные слова. Словоизменение и словообразование имен существительных. Согласование частей речи в предложении

Лексическая тема:

Закреплять навык правильного согласования слов в предложении.

Задачи:

Закрепление умения словоизменения и словообразования имен существительных.

Расширение и активизация словаря по теме «Зима. Снег».

Развитие связной речи. Уточнения понимания значения слов, совершенствование грамматического строя речи.

Развитие зрительного, слухового внимания , памяти..

Закрепление навыка отвечать полным ответом.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание аккуратности.

Оборудование:

Календарь, карточки со словами, серия сюжетных картинок С. Вохринцевой «Зима», пальчиковый бассейн с мелким сыпучим материалом (горох), кроссворд.

Ход занятия:

I.Орг. момент.

На доске прикреплены сюжетные картинки

Здравствуй, садись, начинаем наше занятие.

– Найди на карточках слова, обозначающие сегодняшний день недели, месяц, время года.Какое время года бывает перед зимой?

Найди зимние месяцы на календаре. Покажи и назови.

-Прочти загадку, отгадай и узнаешь, о чём мы будем говорить на занятии.

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

О чём говорилось в загадке? О каких природных явлениях?

-Прочти слово ( «Буквы перепутались») ИМАЗ (зима)

II. «Чудесный бассейн» ( пальчиковый бассейн с горохом)

Найди спрятанные буквы. Сложи слово. Что получилось? СНЕГ

– Игра на понимание наречий и внимание (сидя и стоя)

«Делай, что покажу, а не то, что я скажу»

«Делай, что скажу, а не то, что покажу»

Покажи движения ты ,а я буду выполнять.

Выбери «Снежные» слова. Прикрепи их к нарисованным на доске веткам дерева

мороз, Снегурочка, снегирь, снегоход, холод, снежный, снеговик, метель, сосулька

Работа за партой.

Прочти стихотворение, подчеркни слова с корнем –СНЕГ-

Проплясали по снегам

А в заснеженных лесах –

На сверкающих кустах –

В шубке белоснежной

III Что мы сегодня делали на занятии? Что тебе больше всего понравилось? Что было трудно выполнить?

Ты сегодня хорошо работала, молодец.

Домашнее задание – разгадать кроссворд «Однокоренные слова к слову «Снег»

СНЕЖНЫЙ КРОССВОРД

2. Как называется цветок, первым появляющийся из-под снега?

3. Какую зовут снежную героиню русских народных сказок?

4. Когда падает сильный снег, как мы это называем?

Логопедическое занятие для 3-го класса коррекционной школы VIII вида по теме: Дифференциация звуков «З» и «Ж».

КОУ Омской области «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»

Логопедическое занятие для 3-го класса коррекционной школы VIII вида по теме: Дифференциация звуков «З» и «Ж».

Учитель: Андрющенко А. И.

Цель: Закрепить умение различать звуки «З» и «Ж» на слух и в письменной речи.

1) Уточнить знания о механизмах образования звуков «З» и «Ж» и их акустических особенностях.

2) Активизировать словарный запас на данные звуки по лексической теме « Дикие животные».

1) Корригировать произвольное внимание, переключение внимания путём выполнения различных устных и письменных упражнений.

Читайте также:
Комфорт Лого - коррекция речевых расстройств методом биологически обратной связи (БОС)

2) Развивать фонематический слух, речевое дыхание, добиваться понимания грамматических правил.

1) Воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Оборудование: артик. профили звуков; картинки с изображением зайца, и ежа; карточки с прописными буквами з, ж; рисунки дерева, карточки со словами: земля, дождик, коза, медвежонок, ёж, заяц; карточки с текстом;

– Прежде, чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу головку. Как обычно мы это с вами делаем?

– Растираем до горяча ладошки, щипаем до красна ушки, несколько раз зажмуриваем глаза и производим массаж шести основных точек (1. область третьего глаза, 2. ямка между подбородком и губой, З.снаружи от крыльев носа, 4.0бласть нижнечелюстного сустава – ближе к уху)

2. Артикуляционная гимнастика.

Голова и руки у нас проснулись, а вот про язык мы совсем забыли. Что нужно сделать? Зарядку для языка:

“Улыбка, ” “Лопаточка”, “Иголочка”, “Чашечка”, “Трубочка”, “Маляр”, “Почистим зубки”,

3.. Сообщение темы. Целеполагание.

Послушайте загадку, и скажите, на какой звук начинается отгадка:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы.

– Какой первый звук, гласный или согласный?

– Почему? (при произнесении воздушная струя встречает преграду).

Послушайте загадку, и скажите, на какой звук заканчивается отгадка:

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

– Какой последний звук, гласный или согласный?

– Почему? (при произнесении воздушная струя встречает преграду).

– С какими звуками мы будем работать на занятии? (з,ж)

– На уроке мы бедем говорить, и слушать звуки З,Ж , работать со слогами, словами, предложением и текстом.

4. Изолированное произнесение звука.

Внимательно послушайте сказку, и ответьте на вопросы.

Поспорили комар и пчела: кто из них сильнее?

Пчела вспорхнула с цветка, закружилась над ним и запела густым голосом: ж-ж-ж-ж-ж.

Тогда комар расправил свои слабые крылышки и тонюсеньким голоском запищал: з-з-з-з-з.

Летела мимо синица и на лету проглотила камара: «Вперёд не хвастай!»

– Кто оказался сильнее?

– Вспомните, как пела пчела?

5. Характеристика артикуляции.

Произнесите звук «з».

– в каком положении находятся губы? (в улыбке).

– язык? (касается нижних зубов).

– воздушная струя? (холодная).

Произнесите звук «ж».

– в каком положении находятся губы? (трубочкой).

– воздушная струя? (тёплая).

Давайте назовём отличие в артикуляции звуков «з,ж»:

в улыбке.губы трубочкой.

касается нижних зубовязык вверху.

холодная. воздушная струя тёплая.

Звук «ж» – согласный, т. к. воздушная струя встречает препятствие; твёрдый; звонкий, т.к. работают голосовые складки ; звук «ж» всегда твёрдый,.

Звук «з» – согласный, т. к. воздушная струя встречает препятствие; твёрдый; звонкий, т.к. работают голосовые складки; звук з имеет мягкую пару

7.Развитие фонематического слуха.

А сейчас немного отдохнём: когда я произнесу «з», то вы будите отмахиваться как от комаров, а если произнесу «ж», то как будто ловите жуков.

То же со слогами:

8.Связь буквы со звуком.

– Скажите, чем отличается звук от буквы?

( Звуки говорим и слышим, а буквы видим, читаем и пишем)

– Из скольких элементов состоит строчная и заглавная буква З?

(из 3-х элементов)

– Из скольких элементов состоит строчная и заглавная буква Ж?

(из 2-х элементов).

Откройте тетрадки, запишите число, и пропишите строчку заглавной и строчной буквы з, ж чередуя их.

9.Работа со слогами.

Я буду произносить слоги, а вы будите их записывать, но при этом заменять звук «з» на звук «ж» и наоборот. Например: ЖА, а пишите ЗА.

10. Работа со словами.

Посмотрите, у меня выросло два дерева. На них нужно развесить листья так чтобы получилось слово. На одно дерево слова, где есть звук «з», на другое , слова, где есть звук «ж».

ЗЕМЛЯ, ЖАРА, ДОЖДИК, КОЗА, ЗЕБРА, ЖИРАФ,ЗАЙКА.

11. Работа с предложением.

А теперь к существительным нужно подобрать прилагательные:

(существительные – карточки на деревьях, а прилагательные на других карточках):

ЗЕМЛЯ, ДОЖДИК, КОЗА, ЁЖ, ЗАЯЦ, МЕДВЕЖАТА.

ВЛАЖНАЯ, ЗАТЯЖНОЙ, БЕЗОБИДНЫЙ, ЗАПАСЛИВАЯ, НЕУКЛЮЖИЕ,ДРОЖАЩИЙ,

Составьте, и запишите в тетради предложения с этими словосочетаниями, выделите звуки З,Ж.(для Никиты и Люды).

Составить предложения: Ёж, спрятался, под, безобидный, пеньком.

Медвежата, любят, неуклюжие, мёд.

Заяц, лежал, под, дрожащий, кустом.

Влажной, на, земле, вырос, цветок, красивый.

Целый, день, затяжной, шёл, дождик.

12. Работа с текстом.

Раздаются карточки с текстом, где пропущены буквы, их нужно их вставить:

Не . нали медве…ата,

что колются е…ата

и давай с е…атами

играть, как с медве…атами

вдруг медве…ата в слё…ы,

несут щипцы и но…ики

и давай по штучке

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Назовите отличия в артикуляции этих звуков?

(отличие в артикуляции звуков «з,ж»:

в улыбке.губы трубочкой.

касается нижних зубовязык вверху.

холодная. воздушная струя тёплая.)

– Назовите отличия в характеристике звуков?(звук ж всегда твёрдый, а звук з имеет мягкую пару).

– Вы сегодня хорошо поработали, наше занятие окончено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: