Коррекционно-развивающее занятие для детей с НЧП, обусловленное НВОНР, ФФН, скачать презентацию на тему Весна

Презентация на тему: Фонетико-фонетическое недоразвитие речи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования» Логопедия ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г. 900igr.net

Тема: ФФНР Лекция . Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Меню лекции 1.1. Основные понятия 1.2. Проявления ФФН 1.3. Коррекция ФФН 1.4. Список использованной литературы

Основные понятия темы ФФН. Фонема, фонематический слух, звуковой и языковой анализ.

Фонема (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельноголексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Фонематический слух – способность различать фонемы, звуки речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

1.2. Проявления ФФН Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения. Исследования ряда авторов (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф.Чистович, А. Р. Лурия и др.) позволили сделать вывод, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

ФФНР Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

ФФНР Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом (Л. Ф. Спирова, 1982). Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.

ФФНР Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

ФФНР Несформированность произношения может выражаться: в заменах (звонкие заменяются глухими, р –л, л-й, с – ш, ф и т. п. свистящие и шипящие звуки заменяются более простыми по артикуляции взрывными звуками т, д). искажениях; смешениях

ФФНР В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний: недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков (остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно) – легкая степень фонетико-фонематического недоразвития; недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи (звуковой анализ нарушается более грубо). Ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

ФФНР Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем: а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.); б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; в) затруднение при анализе звукового состава речи. У детей с ФФН нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.

Читайте также:
Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

ФФНР После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо: • сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т, г, х, с) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л, озвончение всех согласных); • выделить смешиваемые звуки; • вычленить искаженные звуки; • вычленить звуки, имеющие постоянные субституты (от лат. substitutio — замена) , из числа более простых по артикуляции.

При анализе результатов обследования фонематического восприятия логопед обращает внимание на следующее: 1. Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их неправильной артикуляции? 2. Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых? 3. В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие (регулярно; в сложных позициях, при восприятии слов-паронимов)? 4. Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фонематического восприятия? На материале речевых высказываний проводится оценка сформированности слоговой структуры речи и лексико-грамматического развития детей.

1.3. Коррекция ФФН Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

1.3. Коррекция ФФН Логопедическая работа включает : формирование правильного произношения, развитие фонематических процессов, звукового анализа и синтеза, Упражнения, направленные на формирование готовности к обучению грамоте.

1.3. Коррекция ФФН Логопедическая работа включает : формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, Упражнения, направленные на формирование готовности к обучению грамоте, закрепление знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

1.3. Коррекция ФФН Параллельно формированию правильного произношения звуков осуществляется: 1) развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; 2) формирование у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

1.3. Коррекция ФФН 3) развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи; 4) развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; 5) развитие произвольного внимания и памяти. Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

1.3. Коррекция ФФН В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений. Звуки следующие: а, о, у, э, ы, м, м, н, н, п, п, т, к, к, х, х, ф, ф, в, в, л, йот (j), б, д, г, г. Нередко многие звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф —в, п — б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л — р и т. п.).

1.3. Коррекция ФФН Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а при произношении некоторых закрепилась неправильная, искаженная артикуляция. Это звуки р, р, п, свистящие и шипящие звуки. Сюда же можно отнести звук т, близкий по артикуляции к звукам ч и if. Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми.

Читайте также:
Звуки (Т), (Ть) - конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы

1.3. Коррекция ФФН Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки. Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

1.3. Коррекция ФФН При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом. Для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам. Звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени. Окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается так, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь

1.4. Список использованной литературы Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

Список литературы Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998. Шестакова, Н. А.Для чего ребенку фонематический слух? [Текст]/ Шестакова, Н. А.// Начальная школа плюс До и После. 2007. № 9.С. 34 – 38. Аманатова, М. М.Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / Аманатова, М. М.// Логопедия. 2007. №1. С. 20. Филичева, Т. Б.Обучение на занятиях [Текст]: [обучение и воспитание детей с ФФН] / Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.// Логопедия сегодня. – 2008. – № 3 – С. 30-35.

Список литературы Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с. Буслаева, Е.Н.Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта [Текст] / Буслаева Е.Н.// Дефектология. 2002.№2.с.17-24. Лобачева, Е. К.Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Лобачева, Е. К.// Логопедия. – 2005. – №4. – С. 50 – 52 . Щеткова, И. В.О приемах развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР [Текст] / Щеткова И. В., Рычагова Л. Д.// Логопед в детском саду. 2007. №1. С. 56 – 62.

Коррекционно-развивающее занятие для детей с НЧП, обусловленное НВОНР, ФФН, скачать презентацию на тему Весна

Подготовила учитель-логопед

Сигодина Наталья Александровна

МБОУ СОШ № 160 город Новосибирск

Описание занятия: Данный конспект занятия для детей 6-7 лет по теме «Весна». Материал подобран и структурирован согласно требованиям к данной возрастной категории, рассчитан на возможности детей данного возраста. Занятие обобщающее. Имеет развивающий и обучающий характер. На занятии использованы игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, технологии на основе деятельностного подхода.

Читайте также:
Конспект: Составление рассказа по картине Зима с использованием картинно-графического плана

Цель: Обобщение знаний о весне, о птицах.

Коррекционно-образовательные задачи:

Обобщить и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; Совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Вызывание положительных эмоций на изображённое на картинах. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Оборудование: Аудиозапись муз отрывков «звуки природы», мячик, ребусы, репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук.

Методы и приемы: Игровые приемы, описания, опросы, наглядно-демонстрационные, практические: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, кинезиологические упражнения. психогимнастика.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает ребятам занять свои места, называя по порядку месяца. (слайд 2)

Психогимнастика с элементами самомассажа

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

• И лицо теплом мы умываем ( ладонями проводить по лицу сверху вниз)

• Грабельками сгребаем все плохие мысли ( движения кончиков пальцев от середины лба к вискам)

• Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

• Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

• А потом бежим на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

• Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

• А потом от носа мы к губам стекаем ( движения пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта)

• И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

• Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

• А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонью сверху вниз)

II. Основная часть

– Ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев?

– А теперь закройте глаза, мы тоже отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна)).

– У кого в гостях вы побывали? (зима, весна)

– Назовите зимние и весенние месяца.

– Какое время года закончилось? Какое началось? По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна?

– С кем мы можем сравнить зиму? весну? (даются слова: старик, бабушка, девушка,…) (слайд 3)

– Какая зима? Весна ? (Дети подбирают прилагательные к этим словам)

– Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.

Задание (слайд 4)

– Перед вами палитра красок. Составим палитру красок для зимы и весны.

– Какие зимние цвета? Весенние цвета?

(Дети выставляют под каждое время года цветные фишки и комментируют – Что бывает белое…, синее …., зелёное …, жёлтое …. .)

– Как меняются краски с приходом весны?

Логопед: – Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. ……. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания месяцев. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце.

Читайте также:
Опыт работы логопеда

Задание 1: «Скажите наоборот»

– Как всё меняется с приходом весны?

Зимой снег чистый, а весной – … грязный

Зимой дни холодные, а весной –

Зимой солнце тусклое, а весной –

Зимой погода часто пасмурная, а весной –

Задание 2: «Весенний лес»

(Рисование двумя руками – развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)

Каждый ребёнок получает альбомный лист и два карандаша. Общий рисунок рисуем на доске.

– А сейчас нам предстоит нарисовать весенний лес. (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник, сугроб, ….

– Молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете ещё один лучик.

Задание 3:

– Но мы забыли ещё кое-что нарисовать, а что, вы узнаете из стихотворения. (стихотворение).

К нам весна шагает

Верно, очень тёплые

(- Как вы понимаете это сравнение?)

– Какой признак весны вы услышали в стихотворении? (проталины появляются именно в марте месяце).

Задание 4: Выделение последнего звука в слове

– Давайте добавим в наш лес проталин. (карточки)

– В каком порядке будут появляться наши проталины? (Расположить проталины на доске по порядку (по последним звукам)).

Задание 5: Упражнение на согласование существительного с прилагательным

– Давайте посмотрим на наш лес и назовём всё, что видим со словом «весенний».

Задание 6: Упражнение на напряжение и расслабление «Лёд – вода»

Задание 7: Птицы (ребусы)

– Прислушайтесь, что вы слышите? (звучат звуки птиц). С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, узнаете, отгадав ребусы. (слайды 5-9)

– Что могут делать птицы?

Динамическая пауза. (Дети называют и показывают действие птиц.)

(Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют, …)

Задание 8: Игра «Измени слово» (слайд 10)

– В нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовём, какое слово останется.

Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).

Солнце наше высоко (тянуться вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук)

Тает снег от лучей, (расслабление)

Звонко побежал ручей.

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь.

Задание 9: Упражнение на слуховое внимание и память

– А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх)!

(Шкаф, апрель, тепло, , кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)

– Какие весенние слова вы услышали? Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах.

(Апрель, тепло, тает, лужа, подснежник, листики, трава, проталины, просыпается, капель)

III. Рефлексия

Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.

Слова логопеда: «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза).

– С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске.

Коррекционно-развивающее занятие на тему «Весна» для детей с НЧП, обусловленное НВОНР, ФФН

Цель: обобщение знаний детей о весне.

  • активизировать зрительное внимание,
  • обогащать и пополнять словарный запас детей,
  • развивать связную речь,
  • развивать самостоятельность, активность и творческое воображение.
Читайте также:
Тематическое планирование логопедической работы в старшей группе (ОНР)

Ход занятия

1.​ Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня у нас интеллектуальная игра, а тему вы мне сами скажите, когда прочтете стих.

– Правильно, «Весна». Какое это замечательное время года.

Когда в лесу подснежник зацветает.
Когда к нам с юга птицы прилетают.
Наш сад красиво зацветает.
Когда мы в огороде семена сажаем.
Когда это бывает?

– И сегодня именно об этом времени года и пойдет речь в нашей игре.

Основная часть занятия.

Логопед: Вы, наверно уже поняли, что у нас сегодня командная игра между 2 «А», 2 «Б», 2 «В» классами, которые посещали целый год логопедические занятия.

– На нашей игре присутствует 4 класс «В».

– А также жюри, а это:

1. Психолог школы Горемыкина Е. Ю.
2. Классный руководитель 4 класса «В» Лычагина Н. В.
3. Завуч школы Н. В. Попова.
4.
5.

Именно они и будут оценивать ваши способности, смекалку, находчивость, сплоченность команды.

Логопед: Вам предстоит выбрать капитана команды, который будет отвечать за поднятие флажка, за дисциплину, так как выкрикивать не в коем случае нельзя, так как будут сниматься очки, а жюри в свою очередь будет определять, кто же первым поднял флажок и оценивать правильный ответ — 1 баллом, если это творческий конкурс, то максимальный балл 3.

Логопед: Вам предстоит вспомнить весенние месяцы и назвать лишний месяц.

– Правильно, июнь – это летний месяц. У каждого времени года 3 месяца, а у нас 3 команды и поэтому сейчас мы узнаем, какая команда будет играть под каким месяцем.

– И сейчас вы уже можете принести своей команде 1 балл.

– Я вам раздаю конверты, в которых находятся разрезанные на части название месяцев, а вы быстро собираете, поднимаете флажок и объявляете название месяца.

2 А – март, 2 Б – апрель, 2 В – май.

Ребята, вы учили стихи про весенние месяца и вы нам их прочтете, а жюри оценит вас по 3 балльной системе.

Логопед: Каждой команде предстоит запомнить предложение. (Прошла, холодная, долгая зима и наступила весна).

Логопед: А теперь произнести это с интонацией.

5 слайд. «Отгадай слово».

– Ребята, посмотрите, все буквы перепутались, но вы должны из них собрать слово, обратите внимание на цифры, они вам тоже помогут расставить буквы на нужные места, итак, кто быстрее?

6 слайд. Стихотворение «Подснежник»

7 слайд. 28 видов цветов

8 слайд. Какие вы знаете первоцветы?

Логопед: Не одна весна не может обойтись без вестников весны.

9 слайд. Скворец.

10 слайд. О скворцах.

11 слайд. Ласточка.

12 слайд. О ласточке.

13слайд. Обобщение о перелетных птицах.

14 слайд. Найди слово.

Ребята, посмотрите, на первый взгляд ничего не понятно, но здесь спрятались слова и нужно узнать первое слово и сказать, какая это часть речи, но только не забывайте о флажке.

1 слово.
2 слово.
3 слово.
4 слово.

– А сейчас мы отгадаем весенний кроссворд.

Первое слово отгадывает 2 А класс.
Второе слово 2Б.
Третье слово 2 В.
Четвертое — кто быстрее отгадает.

Логопед: Жюри подводит предварительные итоги.

16 Слайд. Прочитайте текст и найдите ошибки.

В огород пришла весна
Мы посеем семена
В черную земельку,
В мягкую постельку.

Ребята, вам на ощупь нужно определить семена каких круп мы будем сажать в землю.

17 Слайд. Волшебный мешочек. Фасоль, горох, просо.

18 Слайд. Огород.

Я на грядке терпеливо
Все комочки разобью,
Рыхлой, крепкой и красивой
Грядку сделаю свою.
Посажу на ней …

Читайте также:
Игровые приемы в формировании мышечного и эмоционального расслабления у детей с нарушениями речи

– А какие овощи, вы нам сейчас расскажите, но еще нужно сказать, где они будут созревать: на земле, над землей или в земле. Итак, вперед!

20 Слайд. А кто бы хотел прочитать стихи о весне?

Подведение итогов.

Слово предоставляется жюри.

Награждается
Ученик (ца) ___
2 класса «___» за участие в
интеллектуально-познавательной
викторине «Весна»
МОУ Грибановская СОШ №3.

Логопед: А я вам желаю стремиться хорошо учиться, окончить успешно учебный год, интересных, познавательных, полезных летних каникул.

Презентация «Весна»

Препеляк Ирина Валентиновна,
учитель-логопед,
МОУ Грибановская СОШ № 3

Презентация к коррекционному занятию на тему “Весна”
методическая разработка

Актуализация представлений об окружающем мире.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_vesna.pptx 1.67 МБ
prezentatsiya_vesna.pptx 1.67 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к коррекционному занятию на тему : «Весна» Автор : учитель – дефектолог Артеменкова И. В.

ТЕМА: «Летят грачи, поют ручьи!»

Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной.

Если дождик, мы не тужим, Бойко шлёпаем по лужам, Станет солнышко сиять, Нам под вешалкой стоять.

Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, Значит к нам пришла …….

К маме речке я бегу, И молчать я не могу, Я её сынок родной, А родился я весной.

Прорастает сквозь снежок , К солнечным лучам цветок , Маленький и нежный , Беленький .

К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами

Волшебство – действие волшебника, колдовство, чародейство. Чарующее действие кого-либо, чего-либо; очарование.

СПАСИБО всем за участие!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к коррекционному занятию на тему : «Весна» Автор : учитель – дефектолог Артеменкова И. В.

ТЕМА: «Летят грачи, поют ручьи!»

Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной.

Если дождик, мы не тужим, Бойко шлёпаем по лужам, Станет солнышко сиять, Нам под вешалкой стоять.

Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, Значит к нам пришла …….

К маме речке я бегу, И молчать я не могу, Я её сынок родной, А родился я весной.

Прорастает сквозь снежок , К солнечным лучам цветок , Маленький и нежный , Беленький .

К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами

Волшебство – действие волшебника, колдовство, чародейство. Чарующее действие кого-либо, чего-либо; очарование.

СПАСИБО всем за участие!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по коррекционному занятию “В гостях у сказки” с презентацией

Конспект коррекционного занятия с презентацией. Занятие насыщено коррекционными приёмами. Занимательный материал на всех этапах занятия. Можно использовать для всех классов начального звена.

Презентация к коррекционно-развивающему занятию для учащихся 1 класса «Огонь – друг или враг человека?».

Презентация для интерактивной доски.

Презентация к коррекционно-развивающему занятию для учащихся 1 класса «Правильное питание”.».

Презентация к конспекту занятия “Правильное питание”.

Коррекционное занятие 4 класс по тема: «Приключения в сказочном лесу»+ презентация

цели:Обучающая – учить наблюдательности, внимательности. Слушать и чётко выполнять инструкцию педагога.Развивающая – развивать пространственную ориентацию, зрительную память, внимание, мелкую моторику.

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе.

Презентация к коррекционному занятию. Радуга настроений

Развивающее занятие. Цветотерапия. Цель занятия развитие эмоциональной сферы детей, расширение представлений о цвете, о его роли в жизни.Решалась через следующие задачиЗадачи: ·.

Презентация “Коррекционные занятия как фактор развития личности ребёнка с особыми проблемами.

Презентация раскрывает возможности коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе для детей с ЗПР по теме «Весна»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия

Дети, хотите поиграть в игру «Да и нет»? Встаньте в круг. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать при помощи движений. Если хотите ответить «да» – хлопаете в ладоши, если ответ «нет» – показываете указательным пальчиком-отрицание.

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)

– У нас сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли ваши родители. Они хотят посмотреть, чему вы научились. Давайте их поприветствуем.

Игра «Повтори, не ошибись»

– Сегодня мы поговорим о весне и весенних приметах и попробуем сделать картину своими руками.

– Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

Зима ушла, а весна – …– пришла.

Зима холодная, а весна – …– тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной – …– греет.

Зимой сугробы высокие, а весной – … – низкие.

Зимой надевают шубы, а весной – … – куртки.

Итак, наступила весна.

«Первая примета». Солнце пригревает сильнее и становится тепло.

Словесная игра «Сравни и назови»

На доске картинка Солнце.

– С чем можно сравнить солнышко?

Я начну предложение, а вы его закончите:

Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок.

Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.

Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.

Солнце золотое, как …огонь, печка.

Солнце горячее, как … фонарики, лампочка.

Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.

– Молодцы, дети, на все вопросы ответили правильно.

Игра «Собери солнышко»

– перед вами лежат части солнышка, мы их вырезали на предыдущем занятии. Сложите их так, чтобы получилось солнышко. Теперь давайте приклеим солнце на картину. Солнышко будет в правом верхнем углу. Покажите, где это.

– а теперь отгадайте загадку про сосульку

Вторая примета. На улице тает снег, и появляются сосульки.

Вспомните, мы вырезали крышу и сосульки из каких геометрических фигур?

– Крышу прикрепим в левом верхнем углу. Где это? Покажите. Найдите самый большой треугольник, это и будет крыша. Из пластилина сделаем капли, которые капают с сосулек.

Снежная баба подтаяла, поэтому мы сделаем ее из овала и кругов разных размеров. Ее мы приклеим посередине, в центре картины.

Третья примета. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде.

Составление кораблика по схеме на планшете из цветных резинок.

Четвертая примета. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

– Посмотрите на поднос, у каждого из вас есть подснежник. Назовите цвет вашего подснежника. А теперь по очереди приклеим подснежники на картину, обозначая, где будет расти ваш цветочек, справа или слева.

Пятая примета. Люди работают в садах и огородах, высаживают рассаду.

Игра «Наш огород»

Совершенствование умения делить целое на части. Педагог приглашает детей в цент комнаты, где уже приготовлены ящик с землей, четыре луковицы, совок, лейка с водой, деревянная палочка, лист бумаги.

– Весной люди работают в садах и огородах, сеют семена, высаживают рассаду. Сегодня мы займемся посадкой лука в нашем маленьком огороде. Сколько луковиц нам нужно посадить? Сосчитайте.

– Верно, а ящик у нас один. Нужно разделить ящик на 4 равные части, чтобы каждой луковице хватило места. Подумайте, как это сделать? Я могу предложить вам в качестве мерки такой же по размеру, как и ящик, лист бумаги.

– Нужно сложить лист бумаги пополам и положить его в ящик.

– Потом нужно провести на земле деревянной палочкой по границе листа линию, которая разделит площадь на две равные части

– Теперь нужно сложить лист бумаги пополам еще раз прямо в ящике и провести на земле деревянной палочкой по границе листа линию, которая разделит эту часть еще раз на две равные части

– На сколько частей мы разделили землю в ящике?

– Как можно назвать одну часть?

– Что больше – целый ящик земли или одна четвертая часть земли?

Итак, у нас получились четыре равные части площади, и мы можем посадить на каждую из частей одну луковицу.

Педагог сажает луковицы. Дети поливают их из лейки. Все протирают руки влажными салфетками.

Игра «Когда это бывает?»

Закрепление представлений о временах года. Развитие речевого слуха.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики и читает им стихотворение В.Данько «Листики проснулись», предложив внимательно послушать и подсказать последнее слово.

Выбрались из почек первые листочки,
Радуются солнцу, не поймут со сна:
– Неужели это… неужели лето?
Нет, еще не лето, но уже …

Посмотрите, на нашей картине есть надпись, но две буквы потерялись, догадайтесь, каких букв не хватает. Необходимо их найти и приклеить.

Составление рассказа-описания о весне по опорным картинкам.

– Вот мы с вами и завершили наше путешествие. А теперь, расскажите, пожалуйста, о тех приметах весны, которые мы с вами собрали.

Дефектолог выставляет приметы весны на доску.

Рефлексия

– С каким настроением заканчивается для вас занятие? Если вам понравилось занятие – прикрепите прищепку к солнышку, если было трудно и не интересно – к тучке.

Коррекционно-развивающее занятие «В гостях у Весны»

Коррекционно-развивающее занятие

« В гостях у Весны»

Цели: Уточнение и расширение словаря по теме «Весна», «Лесные звери», закрепление знаний об изменениях в природе весной; развитие фонематического слуха, развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики, развитие связной речи, обучение ответу на вопросы, развитие наблюдательности.

1.Коррекционно-образовательная: закрепить знания детей о весенних явлениях природы

2.Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, активизировать словарь по теме «Весна», «Лесные животные», развитие мелкой моторики

Оборудование: Иллюстрации с изображениями весны, лесных зверей, мелодии, листочки с заданиями, индивидуальные зеркала.

Логопед: – День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы оправимся сейчас.

– Вот послушайте стихотворение и отгадайте к кому в гости мы с вами отправимся:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

Дети – Это весна.

В гости к Весне.

Логопед – Правильно. Мы ребята, отправимся в гости к Весне.

( Выполняются на месте двигательные упражнения «В путь» под музыку).

В лес весенний мы шагаем, (шаг)

Ноги выше поднимаем.

По прямой дорожке.( Шагают на всей стопе )

Поставим руки на бочок

И по тропинке – скок-поскок.( Делают поскоки )

И встали. Стоп! (Останавливаются )

По узенькой дорожке

Пойдут тихонько ножки.( Идут на носках )

Друг за дружкой побежали

И нисколько не устали.( Бегут на носках )

Ножки поднимаем.( шаг на месте )

Логопед – Вот и пришли мы в гости к Весне. (На доске вывешиваются картинки о весне, приметы весны).

Ребята, Весна нам приготовила задания, давайте все выполним их.

1-е задание . Посмотрите на картинку и назовите приметы весны. (Дети перечисляют приметы весны: солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, день становится длинней, а ночь короче, звенит капель, появляются первые цветы, висят сосульки и т.д)

2-е задание. «Почему?» Составление предложений с союзом потому что.

Почему снег тает? Почему бегут ручьи? Почему журчат ручьи? Почему набухают почки? Почему прилетают птицы? Почему появляются насекомые? И т.д.

3-е задание. «Чего не бывает весной ?»

Образец ответа: «Весной не бывает метели (листопада, вьюги, мороза, снегопада и т.д.)».

4-е задание. Посмотри на картинку «Животные весной», как лесные жители встречают весну. Каких лесных животных вы знаете??

5-е задание: «Скажи правильно»:

Распускаются листочки или цветочки? Порхают птички или лисички? Тает снежинка или слезинка? Журчат ручьи или грачи? Набухают почки или листочки? Прилетают насекомые или птицы? Трещит лед или ледоход

6-е задание. «Хлопни в ладоши». Если слово о весне, дети хлопают в ладоши . Логопед произносит слова: почки, пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, просыпаются, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко и тд.

3. Задание на мелкую моторику (раздаются листочки с заданиями)

4. Итог занятия. Релаксация.

Логопед: Сегодня мы побывали в гостях у Весны.

По музыку читается текст о весне:

Пришла весна

Автор: Толстой Лев Николаевич

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.

Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.

Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

(развивающее пособие:Прописи. Прозрачные странички. Под. ред. О.Воликовой)

Конспект коррекционного развивающего занятия для учащихся 1 класса коррекционной школы 8 вида “Весна пришла”

I. Вступительное слово. Приветствие.
Психолог:Здравствуйте, ребята! Я вижу, что к занятию вы уже приготовились. Предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнёмся.Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.
– Ребята, какие времена года вы знаете?(ответы детей).
– Чтобы догадаться о каком времени года мы сегодня будем говорить, вам нужно отгадать загадку.
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла.
(весна)
Видео про весну

– Ребята, а сейчас какое время года?(весна). Весна нам приготовила задания, давайте все выполним их.
II.Основная часть.
1. Упражнение «Признаки весны».
На доске картинка с признаками весны.

4. Игра «Скажи ласково».
Игра проводится в кругу с мячом.
– Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка, капля – капелька, луч – лучик.

Физминутка: Подснежники просыпаются
Влево- вправо повернись и в подснежник превратись!(присели, глаза закрыты)
Вот подснежники проснулись,(встали, глаза протерли)
Улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись,(двумя руками протерли щечки)
Два – изящно покружились,(покружиться)
Три – нагнулись и присели
И на солнце поглядели (посмотреть вверх).
Влево – вправо повернись и в ребяток превратись (попрыгать на месте).

5. Упражнение «Сосчитай насекомых».
– Ребята, как мы и говорили, весной выползают насекомые. Посмотрите, кто нарисован на рисунке? (божьи коровки – 5, стрекозы – 4, бабочки – 3, улитки – 2, кузнечик – 1). На рисунке нарисованы насекомые, необходимо их сосчитать и написать цифру.

7. Упражнение “Весна в лесу”
Цели: развитие слухового восприятия, воображения, внимания, навыков самоконтроля.
Инструкция: Прослушайте внимательно текст и ответьте на мои вопросы.
Долго тянулась зима. Наконец наступила весна. В воздухе повеяло теплом.
Медведица вылезла из берлоги на свежий воздух. Она была очень голодная. Всю зиму медведица спала и посасывала лапу. Медведица повалялась на талом снегу и пошла в глубь леса искать себе еду. Поела медведица молодых почек и пошла назад к своим медвежатам.
Ответь на вопросы:
1. Что наступило после зимы? (весна).
2. Кто вылез на свежий воздух?(медведица).
3. Что делала медведица зимой?(спала в берлоге).
4. Зачем медведица пошла вглубь леса?(искать себе еду).
5. Что она поела в лесу?(молодых почек).
6. Куда она вернулась после того, как поела? (назад к своим медвежатам).

8. Игра «Почки, листики, цветочки»
ПОЧКИ – ладони в кулачки
ЛИСТИКИ – ладони раскрыты
ЦВЕТОЧКИ – пальцы расставлены.

III. Заключительная часть. Рефлексия
Похвалить. Подвести итог.
Что делали, что понравилось? А что было трудно?
На этом наше занятие заканчивается. До свидания! До новых встреч!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: