Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

Я надеюсь, что предложенный материал поможет комплексно подойти к проблеме устранения речевых и неречевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное.

Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда по моему мнению весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа.

Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре.

Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении:

1. Зрительные и жестовые символы в работе учителя-логопеда.

2. Приёмы с использованием зрительных и жестовых символов в работе логопеда.

Формирование фонетически правильной устной речи и восприятие звука в словах у 5-7 летних детей с общим недоразвитием речи – одно из наиболее сложных направлений работы, требующих поиска новых методических путей, способствующих более успешному овладению детьми фонетически правильной речью.

А динамическое восприятие материала – один из принципов в организации коррекционно-развивающего обучения. Поэтому в совместную деятельность включаются задания и упражнения, предусматривающие обработку информации различными анализаторами и комплексами анализаторов.

Словесный язык, или вербальная система коммуникации — основное средство общения в человеческом обществе. Но, однако, столь же древне и общение людей с помощью невербальных средств – жестов.

В толковом словаре русского языка слово жест определяется как движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1997.)

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Условные обозначения звуков можно связать с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных). Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому на помощь приходят одноцветные картинки – символы, вызывающие у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим или зеленым. А дополнительный к зрительному образу, жестовый символ подкрепляет и обогащает язык.

При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положении губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Звук (у) губы трубочкой, звук (а) — рот широко открыт …

Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию и расширяют звуковую рецепцию.

А для восприятия согласного звука особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Развивать мелкую моторику руки и пальцев рук можно, не только, работая с раздаточным материалом или в тетради, но и используя разнообразные жесты.

Известно, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи. За жестом легко идёт слово. Часто ребёнку достаточно вспомнить и выполнить жест и на этом фоне всплывает нужное слово (ответ). (Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактиология. М., 2000.)

С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего речевого центра. Дети с тяжёлыми нарушениями речи вербальный ответ опережают предложенным и усвоенным жестом руки.

Конечно, жесты в логопедической работе не способны самостоятельно развивать речь ребёнка, однако как вспомогательное средство имеют большое значение. Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно-двигательным общением, используемым наряду с другими кинетическими средствами коммуникации.

Одной из причин, способствующих созданию жестов, стало то, что часть детей не может научиться различать гласные, согласные звуки, путает понятие звук, слог, слово, предложение, затрудняется в позиции определения звука …

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) по моему мнению, многократно усиливают фонематические представления старших дошкольников, и развивает психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие.

Жесты создавались и накапливались постепенно, многие из них были придуманы вместе с детьми. Использование жестов, символов не даёт детям возможности отсидеться и не ответить, что бывает возможным при вербальном ответе. А у учителя — логопеда, оценив жестовые ответы детей, есть возможность спросить именно того, кто допустил ошибку и разобрать её.

Бывают моменты, когда необходимо проанализировать точные знания большого количества детей, поэтому мы часто не уверены в самостоятельности их ответов. Ребята порой не торопятся отвечать, стараются угадать или повторяют ответы предыдущего ребёнка. Поэтому кроме устных и практических ответов желательно использовать «жестовые ответы», что помогает оценить знания каждого ребёнка с большим процентом достоверности.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении. С символами гласных и согласных звуков дети знакомятся постепенно по мере их изучения.

Зрительные и жестовые символы в работе учителя-логопеда.

1. Дифференциация понятий: предложение – слово – слог – звук.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в старшей группе ОНР

Предложение I____ ____ ____.

Слово ____ (длинная полоска)

Слог __ (короткая полоска)

Звук (красные квадратики для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных).

2. Дифференциация понятий «звук – буква».

Звук – правая рука подносится к губам.

Буква – правая рука поднимается на локте вверх, ладонью вперёд.

3. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Гласный звук – красный квадратик.

Согласный звук – синий или зелёный квадратик.

4. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Твёрдый согласный – синий квадратик.

Мягкий согласный – зелёный квадратик.

5. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Звонкий согласный – правая рука с растопыренными пальцами согнута в локте и поднята вверх.

Глухой согласный – правая рука с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами согнута в локте и поднята вверх.

6. Артикуляционные зрительные символы гласных звуков.

(а) — рот широко открыт;
(и) — губы в улыбке;
(о) — губы колечком;
(у) — губы трубочкой;
(ы) — губы в более широкой улыбке;
(э) — губы приоткрыты.

7. Жестовые символы согласных звуков.

Взрослый, а за ним ребенок длительно воспроизводят каждый указанный жест и одновременно многократно повторяют соответствующий звук. Жестовый символ в сочетании с зрительным, создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука.

Согласные звуки предлагаю в порядке увеличения сложности их восприятия.

Звук (п) — девочка плачет (ладони приложить к глазам);
Звук (в) — ветер воет, деревья качает (махи руками над головой);
Звук (ф) — фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй);
Звук (б) — колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол);
Звук (п) — паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками);
Звук (д) — барабан гремит (движения кистями рук как при игре на барабане);
Звук (т) — молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);
Звук (г) — гусь гогочет (руки назад, изображая взмахи крыльев);
Звук (к) — каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук: вверх-вниз);
Звук (х) — греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу);
Звук (с) — качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз);
Звук (з) — комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);
Звук (ц) — тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам);
Звук (ш) — шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);
Звук (ж) — пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);
Звук (л) — корабль гудит ( пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля);
Звук (р) — самолет летит. Мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).

8. Позиция звука в слове.

Звук находится в начале слова – квадратик останавливается на левом краю полоски.

Звук находится в середине слова – квадратик останавливается в середине полоски.

Звук находится в конце слова — квадратик останавливается на правом краю полоски.

9. Приём показа на пальцах: сколько звуков в слове, сколько слогов в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в рассказе.

Приёмы с использованием зрительных и жестовых символов в работе логопеда.

1. Назовите картинки. Поставьте вопрос к каждому слову, обозначающему предмет. Объясните, почему поставили этот вопрос.

Изобразите слова предметы графически. Образец: ____

Предметные картинки: мужчина, женщина, бабушка, девочка, волк, ёжик, ворона, рыба.

2. Рассмотрите картинки. Назовите детей по именам. Составьте предложение из двух слов по картинке и схеме I____ ____.

Поставьте вопрос к каждому слову в предложении.

Картинный материал: Девочка прыгает. Мальчик бегает. Девочка пляшет. Мальчик играет. Девочка читает. Мальчик рисует.

3. Покажите, какой звук слышим и произносим в слове – (з) или (зь) и назвать слог с этим звуком.

Словарный материал: роза, ваза, зима, коза, кизил, Зина, заяц, изюм, зубы, озеро.

4. Определите, какой звук – (к) или (г) или оба звука в слове, и показать жестом.

Карточный материал: галстук, магазин, командир, грузовик, гантели, пограничник, градусник, корзина, гамак, магнитофон, фигуристка.

5. Отгадать загадки и показать жестом, какой звук произносим в слове — отгадке первым.

Ночью ей не спится,
В зеркало глядится.
(Луна)

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
(Буквы)

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? …
(Цапля)

6. Образовать детёныша животного, определить, какой звук в слове – (ш) или (ж), показать жестом и назвать слог с этим звуком.

Словарный материал: лошадь – жеребёнок, медведь – медвежонок, мышка – мышонок, ёж – ежонок, лягушка – лягушонок, индюк – индюшонок, жук – жучок.

Таким образом, организация коррекционно-развивающего обучения у детей с ОНР должно носить творческий характер и индивидуализироваться в соответствии с речевым дефектом ребёнка. А опыт работы с детьми 5 – 7-летнего возраста убеждает меня в том, что раннее обучение детей основам родного языка, когда у ребёнка ещё сохранено интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад № 141» ОАО «РЖД»,
город Пермь

Конспект коррекционно-образовательного занятия «Звуки [С], [С’]»

Я надеюсь, что предложенный материал поможет комплексно подойти к проблеме устранения речевых и неречевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное.

Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда по моему мнению весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа.

Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре.

Читайте также:
Конспект занятия по логопедии во второй младшей группе

Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении:

1. Зрительные и жестовые символы в работе учителя-логопеда.

2. Приёмы с использованием зрительных и жестовых символов в работе логопеда.

Формирование фонетически правильной устной речи и восприятие звука в словах у 5-7 летних детей с общим недоразвитием речи – одно из наиболее сложных направлений работы, требующих поиска новых методических путей, способствующих более успешному овладению детьми фонетически правильной речью.

А динамическое восприятие материала – один из принципов в организации коррекционно-развивающего обучения. Поэтому в совместную деятельность включаются задания и упражнения, предусматривающие обработку информации различными анализаторами и комплексами анализаторов.

Словесный язык, или вербальная система коммуникации — основное средство общения в человеческом обществе. Но, однако, столь же древне и общение людей с помощью невербальных средств – жестов.

В толковом словаре русского языка слово жест определяется как движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1997.)

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Условные обозначения звуков можно связать с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных). Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому на помощь приходят одноцветные картинки – символы, вызывающие у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим или зеленым. А дополнительный к зрительному образу, жестовый символ подкрепляет и обогащает язык.

При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положении губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Звук (у) губы трубочкой, звук (а) — рот широко открыт …

Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию и расширяют звуковую рецепцию.

А для восприятия согласного звука особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Развивать мелкую моторику руки и пальцев рук можно, не только, работая с раздаточным материалом или в тетради, но и используя разнообразные жесты.

Известно, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи. За жестом легко идёт слово. Часто ребёнку достаточно вспомнить и выполнить жест и на этом фоне всплывает нужное слово (ответ). (Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактиология. М., 2000.)

С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего речевого центра. Дети с тяжёлыми нарушениями речи вербальный ответ опережают предложенным и усвоенным жестом руки.

Конечно, жесты в логопедической работе не способны самостоятельно развивать речь ребёнка, однако как вспомогательное средство имеют большое значение. Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно-двигательным общением, используемым наряду с другими кинетическими средствами коммуникации.

Одной из причин, способствующих созданию жестов, стало то, что часть детей не может научиться различать гласные, согласные звуки, путает понятие звук, слог, слово, предложение, затрудняется в позиции определения звука …

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) по моему мнению, многократно усиливают фонематические представления старших дошкольников, и развивает психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие.

Жесты создавались и накапливались постепенно, многие из них были придуманы вместе с детьми. Использование жестов, символов не даёт детям возможности отсидеться и не ответить, что бывает возможным при вербальном ответе. А у учителя — логопеда, оценив жестовые ответы детей, есть возможность спросить именно того, кто допустил ошибку и разобрать её.

Бывают моменты, когда необходимо проанализировать точные знания большого количества детей, поэтому мы часто не уверены в самостоятельности их ответов. Ребята порой не торопятся отвечать, стараются угадать или повторяют ответы предыдущего ребёнка. Поэтому кроме устных и практических ответов желательно использовать «жестовые ответы», что помогает оценить знания каждого ребёнка с большим процентом достоверности.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении. С символами гласных и согласных звуков дети знакомятся постепенно по мере их изучения.

Учимся произносить «С» дома

На домашних занятиях можно использовать популярные конспекты логопедов для дошкольного возраста. Они содержат как письменное описание упражнений, так и изображения, облегчающие понимание техники.

Родителям на заметку: пособие Богомоловой А. И.

Логопедическое пособие автора Богомоловой для занятий с детьми содержит комплекс упражнений, направленных на правильную артикуляцию и дыхание. Книга включает описание приема, технически помогающее поставить на место язык. Автор рекомендует использовать тонкую палочку, подобную тем, что остаются от популярного леденца: ребенок прислоняет кончик языка к нижним резцам, трубочка кладется до середины языка, вдоль, заставляя его образовать канавку, губы растягиваются, как при улыбке, чтобы научиться выговаривать букву С.

Фонематика: учимся слышать

Занятия по постановке звука [С] начинаются с правильного слухового восприятия. С первых минут начала урока букву не называют, а имитируют звук ветра, текущей воды, можно скомбинировать две буквы К и С и позвать кошку: «кс-кс». Правильно услышанный звук поможет поставить четкое произношение. Полезным упражнением будет произвольное тестирование слуха, когда взрослый произносит набор слогов, среди которых нет созвучных свистящих. Тестируемого просят хлопнуть в ладоши, когда он услышит слог с участием С.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Знакомство с буквой С

Учимся говорить: развитие словаря в дошкольном возрасте

Постановка звука: правильно произносим

Дома, обучая ребенка правильному произношению, полезно будет вооружиться зеркалом, в котором помещаются два отражения: взрослое и детское. Ребенку легче повторить, когда он видит правильную артикуляцию взрослого и результат своих стараний. Он самостоятельно поймет неверную постановку языка и сможет контролировать его местоположение.

Логопедические упражнения

Логопедические упражнения на произношение буквы С направлены на тренировку правильного положения кончика языка — он дожжен упираться в нижние резцы и не подниматься над ними:

  • произносить многократно шепотом «ихи», после 10-15 повторов сомкнуть зубы и повторить снова, после чего попробовать произнести «неси»;
  • тренировать произношение С, полностью сомкнув зубы;
  • перед зеркалом наблюдать за движением языка при поочередном произношении С и Ш, чтобы понять разницу.

Занятие с зеркалом



Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

богданова Александра
Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Составители : Богданова А. С., Лущ Н. И., Субботина А. Б.

ГКУ ЦССВ «Школа циркового искусства имени Ю. В. Никулина»

Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Особое место для активного усвоения всех структур родного языка, в становлении и развитии лексикона принадлежит дошкольному возрасту. Вопросы развития речи, в том числе лексикона, детей дошкольного возраста раскрыты в работах М. М. Алексеевой, А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, Ф. А. Сохина, Е. М. Струниной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной и др.

Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста характерны существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. У детей с ОНР отмечается бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением.

В связи с этим, выбранная нами тема «Использование пиктограмм в работе с детьми ОНР дошкольного возраста» является актуальной.

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том что:

1. Пиктограммы облегчают детям с ОНР (общим недоразвитием речи) овладение связной речью.

2. Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей.

3. Использование метода пиктограмм повышает интерес к занятиям.

Пиктограмма- это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Пиктограммы являются наглядным, демонстрационным материалом и каждому слову, словосочетанию соответствует своё изображение, отражающее основной отличительный признак. Такой метод позволяет детям гораздо быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фразы и предложения. Дошкольники получают возможность не только слышать свою и обращенную речь, но и «видеть» её.В своей деятельности мы реализуем следующие задачи:

1. Формирование фонетической стороны речи.

2. Развитие связной речи

3. Развитие высших психических функций, а именно коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия.

4. Развитие творческих способностей и воображения.

5. Повышение мотивации на логопедических занятиях.

6. Адаптация в окружающей реальности.

С детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, работа проводится поэтапно:

1. Ознакомление ребенка со знаком символом и уточнение его понимания.

2. Установление связи между изображением предметов и их функций (предлагаем соединить пиктограмму-предмет с пиктограммой-действием: пирамидка- играть, ложка- есть, карандаш- рисовать).

3. Самостоятельное построение фразы путем выбора символов.

Метод пиктограмм можно использоватьв любой образовательной деятельности:

1. Формирование здорового образа жизни (физминутки).

2. Пересказ произведений.

3. Заучивание стихотворений, загадок.

4. Дидактические игры.

Пиктограммы к стихотворениям, рассказам и сказкам, загадкам хорошо использовать для развития связной речи.

В своей работе мы используем пиктограммы, детям это очень нравится и облегчает процесс запоминания нового материала.

Продемонстрируем заучивание стихотворения с помощью пиктограмм с примерами детских работ:

Тема «Весна»

Смотрит Солнышко в окошко

В гости к нам пришла весна

Мы захлопаем в ладоши

Очень ждали мы тепла.

Таким образом, пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы. Использование пиктограмм для формирования словаря- это современный, актуальный, доступный способ обучения дошкольников с ОНР, который делает возможным применение пиктограмм в качестве средства, облегчающего развитие речи, когнитивных функций, и сокращающего время изучения материала. Овладение приёмами работы с пиктограммами расширяет возможности коррекционно – образовательного процесса.У ребенка развиваются все анализаторы: зрительное, двигательная, слуховая. А так же формируется у ребенка навык составления описательного рассказа, происходит накопления пассивного, так и активного словаря. Развивается наглядно-образное мышление, символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчают процесс запоминания и увеличивает объём памяти Использование наглядности в методе пиктограмм позволяет задействовать наиболее эффективный для восприятия информации анализатор. У детей с ОНР – зрительная система принимает до 90% всей сенсорной информации, поступающей извне.

Используемая литература

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

3. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.

4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // М., Владос, 2003

Читайте также:
Формирование фонематических функций

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода – научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка “Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. ” Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение “Вот и осень пришла” Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Поиск материала «Коррекционно-развивающее пособие, по работе с неговорящими детьми, Игры с предметами на основе методики логопеда – эксперта Грузиновой Т.В., Быргазова Е.В., 2017» для чтения, скачивания и покупки

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

Search results:

  1. Коррекционноразвивающеепособиепоработе.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ . на основе методики логопеда эксперта Грузиновой Т.В.

Как лучше помочь детям , их родным. Я переворошила кучу логопедической литературы, интернет сайтов касающейся этой проблемы и ознакомилась с методикой работы с не говорящими детьми Т.В. Грузиновой . Для развития внимания и речевой активности ребенка , на первом этапе, я подобрала коррекционно – развивающий материал, на вызывание и закрепление произношения.

Родители неговорящих детей часто употребляют его, когда приходят на приём к логопеду с жалобами на отсутствие речи у ребёнка . Многим из них кажется, что запустить, подтолкнуть речь алалика, аутиста, анартика – это значит научиться произносить звуки и первые слова.

Что необходимо знать перед тем, как «запускать» речь; с какой позиции смотрит на коммуникацию и ее развитие коррекционный специалист , мешает ли альтернативная коммуникация, вы узнаете, если примите участие в интенсиве-практикуме: «ТОП-5 РЕЦЕПТОВ ЗАПУСКА РЕЧИ.

Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.

Приходите к нам на интенсив-практикум: «ТОП-5 РЕЦЕПТОВ ЗАПУСКА РЕЧИ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЁНКА »! 5 вебинаров. 5 экспертов . 5 разных точек зрения. 5 взглядов на вопрос задержки речевого развития. 5 рецептов профессиональной помощи неговорящему ребенку . Вы будете учиться у признанных экспертов -практиков Жуковой О., Лебедевой Е., Киселёвой Н., Грузиновой Т., Крупининой А. Поймете, что необходимо знать перед тем, как «запускать» речь, с какой позиции смотрит на коммуникацию и ее развитие коррекционный специалист , мешает ли.

В коррекционно – развивающей работе используется логопедический массаж, предложенный К.А.Семёновой, Е.Ф.Архиповой (« Логопедическая работа с детьми раннего возраста» – 2006г.)

Оценка действий товарищей, ответы на вопросы по картине, про читанному рассказу, дидактические игры , сюжетная игра , а также другие приемы работы . 6. Употребление в речи простых предложений с однородными членами (использование перечисления предметов , лиц, действий, качеств).

Авторы метода “Запуск речи у неговорящих детей : от нуля до связной речи” Татьяна Грузинова и Елизавета Гурина отвечают в онлайн режиме отвечают на вопросы практикующих методику специалистов . Запись ежемесячного поддерживающего вебинара. Ноябрь 2015 года.

Основные приемы логопедической работы с неговорящими детьми . 223 просмотра.

В коррекционной работе по развитию речи с данным контингентом детей ведущее место отводится формированию фонетического восприятия: – Необходимо вызывать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учить его прислушиваться, дифференцировать неречевые и речевые звуки, звукоподражания

Мною был разработан цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком Б. Лерой. Предлагаю их вашему вниманию. Скачать материал для работы с неговорящим ребенком . Гранкина Ольга Борисовна.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воз- действие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмо- ционально-личностную сторону развития ребенка .

Содержание программы. Логопедическое обследование. Коррекционно – развивающая работа организуется на диагностической основе , что предполагает проведение мониторинга речевого развития воспитанников. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной.

для работы . с неговорящими детьми . Упражнение «Полевые цветочки». Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Логопед предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот.

произнося длительно звук «Ф». Игра «Разверни». Ребенок разворачивает различные мелкие предметы , завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует.

Цель работы : описание этапов работы с неговорящими детьми в помощь педагогам начальной школы. Практическая значимость: изложенный материал будет полезен для педагогов, работающих с детьми , имеющими тяжелую речевую патологию. Благодаря поэтапному построению коррекционной работы , мне удалось достичь значительных результатов в развитии речи неговорящих детей , обучающихся в нашей школе. В зависимости от тяжести речевой патологии и продолжительности обучения они сейчас находятся на разных.

Данная программа имеет коррекционно – развивающую направленность и адресована детям с тяжёлым недоразвитием речи. Программа направлена на формирование и развитие всех функций речи.

Для детей данной категории требуется больше времени для включения в работу , наблюдается быстрое истощение деятельности. Для неговорящих детей характерна возбудимость, связанная с различной неврологической симптоматикой. Для них также свойственна пассивность, сензитивность, склонность к спонтанному поведению, зависимость от.

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Лето, луг, цветы

Взрослый знакомит ребенка с предметами игры – разноцветные резинки и доска. Показывает ребенку дощечки, трогаем гвоздики пальчиками и ладошками – «колючие». Если натягивать на гвоздики разноцветные колечки, можно «нарисовать» различные картинки и узоры.

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми . В данном материале предоставлены упражнения по формированию речевого дыхания, понимания речи, слухового восприятия и фонематических процессов, пространственного восприятия, приёмы стимуляции первых сл.

коррекционно -образовательной деятельности. с неговорящим ребенком . А. С. Сартакова, Е. В. Ставер, И. А. Бибик. Цель первого этапа работы – вызвать подражательную речевую деятельность ребенка в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка .

Специфика обучения неговорящих детей исключает стандартный подход или методику , каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы , поэтому игры и упражнения необходимо умело сочетать и комбинировать в зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности. В своей работе мы используем следующие средства: — игры и упражнения, активизирующие все высшие психические функции ребенка ; — игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус детей , позволяющие корректировать поведение.

Коррекционно -педагогическая работа с детьми раннего возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность спланировать основные направления коррекционной работы

Целью коррекционно -педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка . При этом коррекционно -­педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных.

Система коррекционно – логопедической работы с неговорящими детьми . (Автор Т. Н. Новикова-Иванцова). Работа посвящена развитию речи у детей с алалией, аутизмом, ДЦП, синдром Дауна, после кохлеарной имплантации, афазией. 2 слайд Таблица.

Новикова говорит о том, что формировать лексику мы должны по синтагматическим и парадигматическим связям, а не по лексическим темам, как происходит традиционно. Теперь рассмотрим приёмы работы по данной методике . 1 направление – работа над РМИ организацией языковой системы.

Система коррекционно – развивающей работы с неговорящими детьми статья по развитию речи

Коррекционно -педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития

При этом коррекционно -педагогическая работа строится на основе тщательного изучения

В коррекционно – развивающей работе используется логопедический массаж.

Комплекс занятий учителя- логопеда для работы с неговорящими детьми . Тема: «Система работы с неговорящими детьми , имеющими отставание и отклонения в развитии в условиях реабилитационного центра. Дошкольный возраст.»

Работа над фразой: Логопед рассказывает сказку «Репка», выставляя по ходу рассказа персонажей настольного театра, выделяя голосом фразы, которые ребенок должен повторить. Инструкция для ребенка : «Помоги мне рассказать сказку».

Методика коррекционной работы с неговорящими детьми .Начальный этап методическая разработка.

развитию слухового внимания и памяти ( ребёнка учат различать звучание музыкальных игрушек и других предметов , определять последовательность их звучания и местоположение звучащего предмета в пространстве); развитию зрительного внимания и памяти (необходимо, чтобы ребёнок научился находить и показывать пальцем игрушку, картинку, соотносить их со словами-названиями, удерживать в памяти ряд предметных образов (игрушки.

Логопед : На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания). 6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): сложить разрезную картинку домашнего животного.

Коррекционно – развивающая работа учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов.

создать оптимальные условия коррекционно – развивающей работы , обеспечивающих речевое и личностное развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком на основе логопедического обследования; осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях речи детей через индивидуальные коррекционно – развивающие занятия

В системе коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗРР используют игровые упражнения: с элементами логоритмики; на развитие артикуляционной моторики

Планирование Программы коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет. составлено с учетом возраста детей на основе современных коррекционно – развивающих программ Министерства Образования РФ и методических пособий : «Программа развития и обучения дошкольника.

Светлана Гриценко Коррекционно – логопедическая работа с неговорящими детьми . Муниципальное образовательное учреждение № 34 г. Мурманска. Учитель- логопед : Гриценко С. Э.

Коррекционно – логопедическую работу с ребёнком с ЗРР я начинаю с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Эту работу строю на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Выбирая игровые задания, я осуществляю дифференцированный подход, учитываю возможности ребёнка , предусматривая.

Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде чем начать работать с ребенком , нужно четко представлять и понимать что от логопеда требуется, ожидания родителей и способности ребенка .

Формирование пассивной речи имеет в виду не только пополнение речевого запаса новыми словами: на основе понимания жизненных явлений и их словесных понятий, грамматические формы и категории практически наполняются конкретными значениями.

Логопедическая работа . с неговорящими детьми . Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности, а также отчетливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей – инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающиеся в определенной опеке, индивидуальной помощи.

На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности. Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе . Упражнения по формированию речевого дыхания.

В настоящем учебном пособии изложены современные научные подходы к проблеме речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также представлены. методические материалы для организации коррекционно – развивающей . работы с указанным контингентом. Теоретические и методические сведения интегрированы в единое концептуальное. пространство и адаптированы для профессионального применения в. логопедической практике.

Читайте также:
Весенние изменения в природе - конспект

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воз- действие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмо- ционально-личностную сторону развития ребенка .

Содержание программы. Логопедическое обследование. Коррекционно – развивающая работа организуется на диагностической основе , что предполагает проведение мониторинга речевого развития воспитанников. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной.

Практический материал учителя- логопеда для работы с неговорящими детьми . Тема: «Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста». Подготовила учитель- логопед Гранкина Ольга Борисовна. Логопедический Портал.

И пойдѐм скорей домой. · Развитие слухового восприятия: «Угадай, что звучит?» (погремушка, дудочка, барабан). · Игры с игрушками: «Чудесный мешочек». «Игрушки спрятались»(На столе, под стулом, за цветком). · Развитие ориентировочного конструктивного праксиса

Коррекционно – развивающая работа логопеда с неговорящими . детьми . В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми.

условное обозначение разнородной группы детей , которые в силу разных. причин лишены возможности речевого общения . Они имеют комплексное. органическое нарушение, что значительно затрудняет работу с ними. логопеда -дефектолога. Для того чтобы речь полноценно развивалась.

Консультации логопеда , логопедический сайт, артикуляционные сказки, массаж, игры для развития речи, развитие фонематического слуха и восприятия, домашние задания логопеда , домашние задания по коррекции ОНР, сказки от капризов, логопедические занятия с неговорящими детьми

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу , развивать ощущения собственных движений. Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка , сопровождая свои действия стихотворным текстом.

Система коррекционно – развивающей работы с неговорящими детьми материал по логопедии

Основные направления коррекционно -педагогической работы с неговорящими детьми

Коррекционно -педагогическая работа по развитию речи направлена не только на

Работа по развитию активной речи не должна ограничиваться лишь рамками занятий и игр .

Логопеды начинают занятия, понимают, что ребёнок не « логопедический », но зачастую не имеют достаточной аргументации, чтобы объяснить родителям проблему и пути её решения. 2. Научить специалистов проводить диагностику в сложных случаях, когда ребёнок не доступен в полном объёме для обследования из-за особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы.

Задачи: 1. Познакомить специалистов с чётко структурированной системой работы с « неговорящими » и «плохо говорящими» детьми .

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Коррекционно-развивающее пособие, по работе с неговорящими детьми, Игры с предметами на основе методики логопеда – эксперта Грузиновой Т.В., Быргазова Е.В., 2017»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 36 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Опыт использования специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР III

Екимова Анастасия Николаевна

В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по использованию символов звуков на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Специфика и важность данной темы заключается в следующем: в последнее время растет количество детей с нарушенным фонематическим восприятием, что приводит к низкой сформированности навыков звукового анализа и синтеза, и как следствие трудностям при овладении навыками чтения и письма. Данная работа направлена на обмен опытом по использованию данного метода в работе с детьми.

В своей статье я хотела бы поделиться опытом по использованию специальных символов звуков на подгрупповых занятиях по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.

В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа и синтеза освещен недостаточно. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4 -6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.

Несформированность навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста, наряду с другими нарушениями, приводит к возникновению сложностей на этапе обучения грамоте. Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

Если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо), следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

В ходе логопедической работы по коррекции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены значительные отклонения в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа. Затруднения и ошибки в первую очередь были связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Исходя из данных литературы можно сделать вывод, что изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового ана­лиза (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочета­ния звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначе­нием звуков буквами. В школе этот период (добукварный) длится примерно одну-две неде­ли, и не каждый ребенок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объем необходи­мых сведений.

Психологическое изучение процесса письма у начинающего показывает, что ребенок не может записать ни одного слова, не проговорив его, и длительное время использует это проговаривание вслух. Важно, чтобы такое воспроизведение звуковой оболочки слова стало правильным, анализирующим, по-слоговым.

Использование авторской символики (разработанной Ткаченко Т.А.) позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма. Применение зрительных символов гласных и согласных звуков, позволяет добиться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа у детей не только с ОНР, но и с задержкой психического развития. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтение, а составление слов с помощью тех же символов – аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте.

Детям, имеющим общее недоразвитие речи, доступна далеко не вся символика. Например, сложные части предметов, элементов букв или цифр не воспринимается детьми данной категории. Автор данной методики предложил такие символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются детьми с соответствующими звуками родного языка. Причём, при выборе логических связей автор учитывал характерные особенности детей, имеющих недоразвитие речи, а также своеобразие их внимания, восприятия, мышления и памяти.

Читайте также:
Роль игры в формировании у дошкольников психологической базы речи

Т. А. Ткаченко увязывает цвет символов с общепринятой символикой (красные квадраты для гласных звуков и синие для согласных). Такой подход даёт возможность детям перейти от зрительного символа, который вызывает прямую аналогию со звуком, к общепринятым квадратам.

При выборе условных обозначений для гласных звуков автор подбирал аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Для этого педагогу достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами (звук У обозначается – маленьким кружком, звук А – большим, И – горизонтальной полоской, О – овалом).

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее.

Т.А. Ткаченко предложила к зрительному символу использовать дополнительно жестовый символ. Жестовый символ обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребёнка.

Таким образом, развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза.

Данный метод получил широкое распространение среди работников дошкольных учреж­дений. По многочисленным откликам коллег, применение зрительных символов гласных звуков позволило им добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анали­за не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдаю­щих задержкой психического, а также интеллектуального развития.

С символами детей знакомят постепенно, по мере изучения соответству­ющих согласных звуков.

Порядок усвоения согласных звуков обусловлен их акустическими и артикуляционны­ми особенностями, которые влияют на восприятие и воспроизведение каждого звука деть­ми 4-летнего возраста.

С помощью символов педагог может формировать следующие навыки:

  1. синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения;
  2. определение позиции звука (начало, середина, конец слова);
  3. определение наличия, либо отсутствия звука в слове;
  4. дифференциация акустически и артикуляционно близких фонем (Б — П, Т — Д, К -Г, К — X, С — 3, С — Ш и пр.);
  5. анализ звукового состава слова;
  6. подбор слов с заданным звуком и т.п.

Синтезируя слова с помощью символов мы легко, в игровой форме, при большой заинте­ресованности детей достигаем у них навыка слияния звуков, моделируем процесс чтения. Анализируя (расчленяя) полученные после соединения звуков слова, мы подготавлива­ем дошкольников к правильному, грамотному письму.

Опыт собственной педагогической деятельности по данной теме

На занятиях по обучению грамоте дети старшего дошкольного возраста начинают знакомство со звуками. Для более простого и быстрого усвоения звуков я предложила детям наглядный материал в виде специальных символов звуков, разработанный Т.А.Ткаченко. Данные символы легко запоминаются детьми, они быстро воспроизводятся, логически связанны со звуковым аналогом, усиливают звуковое восприятие ребенка путем дополнительной опоры на различные анализаторы. Все это способствует более легкому усвоению навыков звукового анализа и облегчает дошкольни­кам подготовку к обучению грамоте. Автор попыталась увязать данные символы с общепринятой символикой, так красный цвет соответствует гласным звукам, а синий-согласным. Связь с традиционной системой, облегчает дальнейшую дифференциацию на гласные и согласные звуки. Символы гласных звуков соответствуют артикуляционным укладам при их произношении. Символы согласных звуков, ассоциируются с предметом, который может издавать соответствующий звук. Дополнительно используется жест.

На первом занятии по знакомству со звуком проводится работа по сопоставлению его с соответствующим символом.

Детям предлагаются следующие виды заданий:

  1. Дать характеристику звука;
  2. Подобрать картинки с данным звуком;
  3. Рассортировать картинки по соответствующим звукам;
  4. Назвать слова на данный звук (также слова, где звук в середине слова, в конце слова). Во всех заданиях звук предъявляется в виде символа.

В дальнейшем, по мере знакомства с большим количеством звуков, предлагаются дополнительные варианты работы с символами. Проводится работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к овладению чтением и письмом. Символы используются как самостоятельный элемент, так и в структуре различных обучающих карточек.

К вышеперечисленным вариантам работы с символами добавляются следующие задания:

  1. Выложить соответствующие символы ( звуки, звукокомплексы, слова, предъявляются на слух)
  2. Прочитать слово и подобрать картинку. Выполнить звуковой анализ, данного слова.
  3. Выложить слово из символов к определенной картинке.

Выполнение комплексных карточек, направленных на работу со звуками, на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, и чтения. Одновременно даются задания, направленные не только на работу с символами, но и на ориентировку на листе (понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»). Ребенку предлагается две карточки: основная- с символами и дополнительная-с направлением ходов. Совершая ходы, ребенок узнает зашифрованные символы, выкладывает их в определенной последовательности и определяет название предмета, которое было зашифровано. Подбирает соответствующую картинку и выполняет звуковой анализ слова. Также, еще одним вариантом данного задания, является угадывание слова не по стрелочкам, а по сочетанию букв и цифр. Например, А4, т. е. символ зашифрован на пересечении буквы А и цифры 4.

В подготовительной группе начинается этап знакомства с буквами. На этом этапе детям предлагаются дополнительные задания с применением символов:

  1. подбери к символу соответствующую букву;
  2. замени символ в слове знакомой буквой;
  3. чтение карточек, в которых слова написаны с помощью символов и изученных букв.

Применение данных карточек вызывает у детей интерес к занятиям, они становятся более активными. Им интересен процесс поиска символов, угадывания зашифрованной картинки. Звуковой анализ происходит в интересной, игровой форме.

Благодаря использованию символов дети легче усваивают процесс слияния звуков в слоги, слова. Данная наглядность способствует более быстрому овладению навыками звукового анализа и синтеза.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Использование нейропсихологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
2.Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову); карандаши и чистые листы бумаги; карточки «Делай, как я» с комплексом нейродинамической гимнастики; пособия Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика».

Читайте также:
Система работы с неговорящими детьми

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов

Актуальность:
Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. К нам в ДОУ попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперреактивности), ЗПР, УО, ТНР, ДЦП, РДА.
У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль.
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребёнок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево. Ребёнку тяжело вычленить центральную линию рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне программирование.
В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.
Почему именно нейропсихология?
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Равнополушарный тип— отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Педагогам предоставляется, Визуальный тест Владимира Пугача,на определение доминирующего полушария головного мозга.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Если мы видим в онтогенезе (онтогенез – индивидуальное развитие организма от его зачатия до конца жизни) ребенка какие-либо отклонения, нужно понимать, что это следствие либо дисфункции или несформированности отделов головного мозга. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты в единое целое и лежат в основе так называемого «отклоняющего развития». Например, дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела, т.е межполушарное взаимодействие.
У детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак – нарушение речи.
В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.
Поэтому, развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Изучив, работы нейропсихологов, я изменила свой подход к коррекционной работе. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
В свою работу я стала включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.
Заинтересовала меня “Программа “Дельфины” – созданная нейропсихологом А.В.Семенович и логопедом Т.Н.Ланиной, на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи. В данной программе удачно интегрированы все необходимые виды психолого-педагогических и традиционно логопедических воздействий.
В основу этой программы положен МЗО (метод замещающего онтогенеза). Также пособия Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика».
Элементы этих нейропсихологических программ я и использую на занятиях.
Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4-7 лет. Комплексы нейродинамической гимнастики представлены двумя блоками: мануальным и психомоторным.
Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка в интегрированной работе. Выполняя эти упражнения, ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно. Тем самым мы создаем условия для улучшения взаимодействия работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Для лучшего восприятия поз пальцев рук я, используя пособие «Говорящие ручки». Инструкция: «Делай, как я». С помощью этих карточек дети учатся повторять позы и движения, по подражанию, по словесной инструкции. Для детей постарше, нужно запомнить цепочку поз и повторить по памяти. Каждая цепочка повторяется 3-4 раза с проговариванием. Еще это пособие дополнено карточками для самостоятельного составления цепочек.
Уважаемые коллеги, сейчас мы будем выполнять комплекс нейродинамической гимнастики, который можно выполнять, как и детям, так и взрослым. Этот комплекс повышает интеллектуальные возможности человека, снимает эмоциональное напряжение и развивает мозг, действует на развитие речи ребенка и взрослого.
(Педагогам предоставляются карточки «Говорящие ручки».).
Карточка №1
Постучите по столу расслабленной кистью левой руки, а затем – правой в течении10 секунд.
Сжимайте и разжимайте кисти рук в течение 30 секунд, постепенно ускоряя темп. Затем расслабить руки. При этом можно проговаривать чистоговорку н/р:
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.

Читайте также:
Формирование пространственных представлений - игры и упражнения

Карточка №2
Ладошки вверх – вниз.
Поверните левую кисть на ребро, согните пальцы в кулак, затем выпрямите. Сделайте тоже правой рукой. Движения выполнять поочередно по 5-6 раз каждой рукой.
Ра –ра –ра высокая гора
Ро-ро ро- новое перо
Ру-ру –ру –скачет кенгуру.

Карточка №3
Ладошки вниз – шлеп, класс – двумя руками.
«Фонарики”
Ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно.
Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!
«Фонарики” (усложненный вариант).
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

Карточка №4
[«Класс – миксер»

Карточка №5
«Ладошка – класс – замочек – указательный жест»;

Карточка №6
“Моторчик”;
Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:
а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.
Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

Карточка №7
«Колечко»
Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Можно использовать при этом текст стихотворения.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.

Карточка №8
“Кулак – ребро – ладонь”
Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
Особое внимание в коррекционно-развивающей работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.

Карточка №9
“Пальчики шалят”
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца, поднимаем по одному пальцу:
а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.

Карточка №10
«Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Карточка №11
Также в работе с детьми старшего дошкольного возраста широкое применение с нейродинамической гимнастикой получили карандаши.
Положите карандаш на ладонь, прикройте его другой ладонью и прокатывайте карандаш между ладонями. Сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястью.
Мы, как древние индейцы
Добываем огонек.
Дружно палочку покрутим
И огонь себе добудем.
Перебираем пальцами обеих рук карандаш, удерживая карандаш вертикально, чередуем большой – указательный; Большой – средний; Большой – мизинец;

Карточка №12
«Лягушка» – карандаш между пальцев рук. С силой сжимаем и разжимаем кулак.

Карточка №13
«Дудочка»– перебираем пальцами по карандашу.

Карточка №14
«Качели»
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Поместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на карандаше, а средний и безымянный – под ним.
Попеременно нажимать то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.
На качели мы поднялись.
Очень сильно раскачались!
Подлетаем выше, выше!
Достаём до самой крыши.
А потом всё ниже, ниже.
И качаться стали тише.

Карточка №15
“Веселые карандаши”
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.
При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.
Широкое применение с неговорящими детьми получили нейро таблички, для развития активной речи – Говорим – дышим-показываем, нейро – занятия.

Карточка №16
Для автоматизации звуков созданы альбомы с тактильными чистоговорками и нейроподходом.
И второй блок психомоторный он тоже направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи. Широкое применение в моей работе получили «Прописи» Т.П. Трясоруковой, они построены на использовании в работе с детьми метода психографики. Т.Е ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой рукой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий у детей происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышается возможность произвольного внимания, самоконтроль, усидчивость, развивается зрительно – моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

Карточка №17
«Зеркальное рисование»
Уважаемые коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

Читайте также:
Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР - Путешествие в Букволэнд

Карточка №18
Так же, в моей работе используются:
«Растяжки» нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
1) Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.
2) Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее руку вправо, то же – с правой рукой.
3) Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по 1 паре пальцев.
4) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по 1 паре пальцев.
«Дыхательные упражнения» улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча» «Дышим носом» «Ныряльщик»)
«Глазодвигательные упражнения» позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие («Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз – путешественник»)
«Упражнения для релаксации» способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”, “Путешествие на облаке”).
«Упражнения для развития крупной моторики». «Перекрестное марширование”.
«Массаж ушных раковин».
«Артикуляционные упражнения».
Мой опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических технологий является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.
Творческих всем успехов!

ПРОЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОГИМНАСТИКИ И КИНЕЗИОУПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Умная” нейрогимнастика для речи

Календарно-тематическое планирование в рамках проекта на 2021-22 учебный год…

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой – в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: