Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Коррекционная ритмика для детей с ЗПР
консультация на тему

Коррекционная ритмика – как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Скачать:

Вложение Размер
korrektsionnaya_ritmika.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Разработала музыкальный руководитель Долгова Н.А.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “ Дети с проблемами”, “ Дети с особыми нуждами”, “Нетипичные дети”, “ Дети с трудностями в обучении”, “Аномальные дети”, “Исключительные дети”. Таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития, посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность, способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Цель работы: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основные задачи: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

Перспективный план работы

Коррекционная работа средствами музыкально-ритмических движений (регуляция мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, произвольность психических процессов и т. д.)

Интеграция трех видов музыкальной деятельности:
Восприятие музыки.

Движения под музыку.

Диагностика музыкальных способностей на начало учебного года.

Консультация для родителей
“Что такое музыка?”

Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей

Занятия направлены на:
формирование навыков адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать.

Игровой вечер с родителями “У Осени в гостях”.

Музыкотерапия – как вспомогательное средство в процессе коррекционной работы.

Прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Консультации для родителей и воспитателей “Музыка и цвета”,
“Ты откуда к нам пришел, Дед мороз?”

Выставка детского рисунка “Зимняя палитра”.

Участие в новогодних утренниках.

Специальная коррекционная ориентация в традиционных занятиях с детьми

Упражнения на коррекцию психических функций:
слухового восприятия,
переключение внимания, воображения

Тематическое занятие “Ритмический калейдоскоп”

Консультации для родителей и воспитателей
“Детские праздники”

Слушание, восприятие музыки, музицирование, как психологическая основа музыкальной деятельности

Слушание классической музыки

(Чайковского, Грига, Моцарта, Баха, Шопена, Глинки и т. д.)

“Музыка души” – вечер с родителями, посвященный слушанию музыки.

Консультации для родителей и воспитателей “музыка души”

Способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать своих сверстников, их чувства, настроения собственные переживания и управлять ими.

Нормализация и гармонизация общения ребенка с окружающими в повседневной жизни.

Коммуникативные игры “здравствуйте”, “танец шляпы”, “у кого какая песня”, “ручеек” и т.д.

Участие детей в праздничном концерте посвященному – 8 марта.
Вечер хороводных игр “веселей детвора”.
Консультации для родителей и воспитателей
“Самая полезная музыка”.

Оптимизация тонуса, коррекция психических процессов (концентрация внимания, воображения) управление собственным телом, обучение релаксации.

Совместная работа с педагогом-психологом

Диагностики музыкальных способностей на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Участие детей в выпускном вечере.

Тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики.

Подведение итогов года.

Проведение итогового занятия

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г . Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С. , “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.

Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№ 307 Красноармейского района города Волгограда

Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР

руководитель Айвазян К. А.

«Музыкальная ритмика» – система педагогических средств, направленных на организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Музыка, движение и слово – это «три кита» лежат в основе ритмики

По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.

В наш детский сад в группу с ЗПР приходят дети из разных дошкольных учреждений. Важным этапом в коррекционной работе с такими детьми является первоначальное психолого-педагогическое обследование. Оно помогает выстроить прогноз решения как коррекционных, так и других задач, учитывая разноуровневое развитие детей, их индивидуально-психологические особенности.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Степень развития музыкально-ритмических и двигательных способностей детей нами оценивается по 6 уровням: критический, низкий, ниже среднего, средний,

выше среднего, высокий.

Обследование проводится по следующим параметрам: музыкальность, координация и ловкость движений, чувство ритма, объём двигательных навыков и творчество.
Результаты обследования на начальном этапе оказались довольно низкими. Это связано с особенностями развития детей с ЗПР: слабое внимание, память; не развита эмоционально-волевая сфера; задачи развития эмоциональной-волевой, познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех занятиях, но реализуются они в определённой последовательности. Так, например, на занятиях с психологом дети знакомятся с различными эмоциями, а затем применяют и закрепляют умения в этюдах на занятиях К. Р. Часть же задач входит в той или иной степени в занятия каждого педагога в коррекционного детского сада. У детей почти отсутствует чувство ритма; дети плохо ориентируются в пространстве и не могут чётко координировать свои действия. В первую очередь, данную проблему мы решаем на музыкально-ритмических занятиях. Они имеют специфическую структуру. К традиционным разделам мы добавили упражнения коррекционного плана.

Структура музыкально-ритмического занятия.

  1. Ритмическая разминка.
  2. Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.
  3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  4. Этюд, для развития выразительности мимики.
  5. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
  6. Упражнения на координацию речи. Движения
  7. Релаксационное упражнение под музыку

Из-за отсутствия воображения, дети не могут себя творчески проявить.

Предложенная структура очень гибкая. Её разделы я варьируем в зависимости от того, как строится занятие, учитывая форму его проведения и тематику. Важно отметить, принцип чередования напряжения и расслабления во время занятия, что необходимо детям с ЗПР из-за особенностей их физического и психического развития. Другой важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды. Они решают сразу несколько задач снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения и выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой. По такому же принципу построена и предложенная структура.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Говоря о значении ритмики, можно показать использование её элементов во всех разделах музыкально-ритмического занятия. Так, например, в разделе «Слушание музыки», в целях активизации внимания и увеличения объёма восприятия, мы используем приём оркестровки, а также приём сопровождения восприятия музыкально-двигательными реакциями. А в разделе «Пение» используем приёмы логопластики с целью лучшего запоминания слов, а также приём дирижирования, с помощью которого руки детей становятся плавными и свободными, а движения передают ритм, длительности, динамику и характер песен.

Приложение:

Старшая группа:

Упражнение «Вот такие звери»

Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.

На ознакомительном этапе дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру музыкальных отрывков. При необходимости педагог показывает движения. В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки. Педагог может выбрать персонажи, знакомые детям, по своему усмотрению и на разных занятиях их менять.

Упражнение «Запомни своё место в колонне»

Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

И. П. Дети стоят в колоне. Педагог предлагает им запомнить своё положение в колонне. Звучит музыка маршевого характера. Дети двигаются в колонне маршевым шагом. При сене музыки разбегаются врассыпную. На музыку марша они вновь должны выстроиться в колонну в том же порядке и продолжить шаг.

Упражнение «Слушай хлопки»

Цель: развитие способности программировать свои действия на основе условных сигналов и устойчивости, концентрации внимания.

И. П. Играющие идут по кругу или в свободном направлении. Когда педагог хлопает, а ладоши один раз, дети останавливаются и принимаю позу «аиста», если ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки», на три хлопка играющие возобновляют ходьбу. В этом упражнении вместо хлопков можно использовать удары по бубну.

Подготовительная группа

Игра «Разведчик»

Цель: развитие наблюдательности и памяти, умения ориентироваться в пространстве.

В зале расставлены стулья в произвольном порядке. Педагог предлагает детям поиграть в «разведчиков». Он объясняет им: «Чтобы (командиру)» провести отряд, необходимо запомнить путь (разведчика)

Игра «Загадочный ритм»

Цель: развивать концентрацию внимания и слуховую память.

Оборудование: деревянные палочки или кубики.

Все сидят в кругу. Педагог задаёт метрическую пульсацию в одном из размеров 2/4 или 34, далее передаёт палочки ребёнку, который повторяет пульсацию и исполняет свою ритмическую фигуру в заданном размере. Далее палочки передаются следующему ребёнку. Его задача – повторить, и присоединить свою ритмическую фигуру и т. д.

Игра «Телефонная линия»

Цель: Помогать групповому взаимодействию, развивать осязательную чувствительность.

Дети сидят в ряд, один за другим. Ведущий ладонью прохлопывает ритмический рисунок по спине сидящего сзади. Его задача – передать этот ритмический рисунок дальше по цепочке, ориентируясь только на свои ощущения. Последний ребёнок, кому передано сообщение, должен его озвучить.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только МБДУ “Детский сад № 97 “Светлица”, но и Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

В нашем ДОУ обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированными специалистами – учителем–дефектологом, педагогом психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

На основе занятий по коррекционной ритмике, совместно с учителем – дефектологом, педагогом психологом и музыкальным руководителем на базе компенсирующей группы детей с ЗПР “Сударушка” создана детско-родительская студия “Мы рады друг другу”.

Положение о студии “мы рады друг другу”.

Общие положения.

Настоящее положения разработано для детей с ЗПР группы “Сударушка” ИБДОУ “Ддетский сад № 97 “Светлица” в соответствии с законом РФ “Об образовании (ст. 18, 52), семейным кодексом (ст. 12), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом учреждения.

Студия “Мы рады друг другу” – объединение детей с ЗПР и родителей под руководством группы педагогов, имеет консультативно-обучающий принцип организации работы с родителями воспитанников ДОУ.

Срок данного положения действует в течении работы Студии для родителей “мы рады друг другу” (далее Студия).

Цели и задачи Студии.

Цель работы Студии: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основными задачами Студии являются: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

1. Условия реализации работы Студии.

1.1. Занятия Студии проводятся 1 раз в месяц музыкальным руководителем совместно со специалистами ДОУ.

1.2. День и время проведения занятий назначаются по договоренности сторон в помещении ДОУ.

1.3. Формы проведения мероприятий студии: занятия, праздники и развлечения, консультации для родителей и воспитателей

1.4. Материалы мероприятий и обсуждаемые вопросы оформляются в виде информационных листов, рекомендаций на стенде для родителей и в папке “Для Вас, родители”.

2. Права участников Студии.

2.1. Коллектив участников Студии – родители воспитанников группы – имеют право: добровольно входить и выходить из Студии, вносить предложения по изменению графика работы Студии, участвовать в мероприятиях Студии.

2.2. Каждый участник студии имеет право:

Посещать и принимать участие в совместных мероприятиях с детьми на занятиях студии “Мы рады друг другу”, получить индивидуально консультацию психолога, учителя – дефектолога по имеющимся вопросам и проблемам развития ребенка с ЗЛР, получить консультацию музыкального руководителя по музыкальному развитию детей с ЗПР.

Познакомиться с образцами классической музыки и формами организации слушания музыки дома посредством наработанных практических материалов руководителями и участниками Студии.

3. Обязанности участников Студии.

Родители обязаны посещать мероприятия Студии и принимать активное участие в ее работе.

4. Обязанности руководителей Студии.

4.1. Своевременно предоставлять устную и наглядную информацию членам Студии о тематике, содержании и дате проведения мероприятий.

4.2. Предоставлять возможность членам Студии участвовать в работе Студии, совместных мероприятиях с детьми в ДОУ.

Прспективный план студии “мы рады друг другу”.

Движения под музыку.

Выставка детского рисунка “зимняя палитра”.

Диагностики музыкальных способностей детей с зпр на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя, учителя – дефектолога и психолога МБДОУ поставленные задачи были достигнуты и реализованы. дети с интересом участвовали в тематических развлечениях и праздниках. Активно откликнулись и родители. результатом работы стали: праздник, проведенный совместно с родителями “У Осени в гостях”, где дети принимали активное участие в играх, песнях, танцах. дети познакомились с временем года – осень, с особенностями этого времени года. Также была реализована выставка детского рисунка “зимняя палитра”, дети и родители под присмотром учителя – дефектолога и психолога МБДОУ рисовали “музыку”, действие оказалось очень ярким и интересным. Новогодний утренник, что может быть впечатляющее, дед мороз и снегурочка, да еще с хитрой гостей Лисой – плутовкой. в феврале состоялся вечер с родителями – “Музыка души” посвященный слушанию музыки. в марте месяце – традиционный праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта. Также совместно с родителями был проведен “Вечер хороводных игр”, дети играли в русские народные игры, пели , плясали, музицировали. Не безучастны, оставались и родители, которые с радостью участвовали в музыкальных номерах и восхищались своими детьми.

Завершением учебного года стало презентация стенда “Мы рады друг другу”, на стенде были продемонстрированы фотоматериалы, отзывы родителей, педагогов. Но самое главное – это те положительные эмоции детей, для которых это все придумано и воплощено в жизнь!

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С., “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Автор: Керн Елена Валерьевна

Учитель ГБОУ СО «Карпинская школа- интернат»

Статья «Нетрадиционные технологии, как средство гармонизации обучающихся с ЗПР на уроках ритмики»

ГБОУ СО «Карпинская школа-интернат», г. Карпинск

Нетрадиционные технологии, как средство гармонизации личности обучающихся с ЗПР, на уроках ритмики.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только ГБОУ СО «Карпинская школа-интернат”, но и Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

Сегодня, просто, необходимо, наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

В музыкально-коррекционной деятельности, основные элементы направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителе ритмики при проведении коррекционно-образовательной работы.

  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать грамматический строй и связную речь.
  • Развивать дыхание.
  • Развивать координацию движений и моторные функции.
  • Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать правильную осанку
  • Формировать способность восприятия музыкальных образов.
  • Совершенствовать личностные качества.

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая). Это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат. Одной из современных технологий в системе коррекционной помощи детям с ВОЗ безусловно, является важнейший педагогический принцип Карла Орфа («Шульверк») – импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя”.

Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах и играть с элементами музыки и речи: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.п.; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать — больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Музыкальное воспитание по Орффу — это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя — облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра — могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания.

В рамках данной технологии ставлю перед собой такие задачи:

— развивать музыкальные способности детей;

— развивать в детях способность слушать и наблюдать;

— дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;

— увлечь детей музыкальными инструментами;

— развивать творческое воображение и слуховую фантазию;

— развивать способности детей к организованной игре в ансамбле;

— сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.

Орффовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка “Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.

Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:

  • система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
  • учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;
  • закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

«Хор рук» — это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий, и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик.

Ценность и комплексность входящих в нее музыкальных, психолого-педагогических, художественно-вариативных, сценических линий достаточно широка.

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» — другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» — снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.). На усмотрение вашей фантазии.

Данная форма направлена на развитие

  • координационной свободы движения,
  • чувства ритма,
  • внимания,
  • ансамблевой слаженности,
  • способности к двигательной импровизации.
  1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
  2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не высказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.
  3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка
  4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
  5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
  6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
  7. Способствует развитию чувства ритма.
  8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
  9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков
  10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.
  11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
  12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.
  13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только учитель ритмики, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.

Итак, особенности музицирования придают ему важное коррекционное и педагогическое значение: Музицирование как фактор развития ребёнка. Музицирование как деятельность общения. Способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры. Щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам. Способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности. Мягкая коррекционная направленность в соответствии с особенностями развития ребёнка. Деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка. Способ подарить ребёнку радость от игры.

Литература

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
  2. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
  3. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  4. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  5. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005
  6. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб.: Питер,2004.
  7. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000 .

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Для развития детей с ЗПР используются коррекционные методики, среди которых свое почетное место занимают и музыкально-ритмические занятия.

Бесплатные занятия с логопедом

Для развития детей с ЗПР используются коррекционные методики, среди которых свое почетное место занимают и музыкально-ритмические занятия. Основная задача коррекционной ритмики – коррекция и развитие высших функций психики посредством использования музыки и тщательно подобранных упражнений.

Коррекционная ритмика для детей с ЗПР

Многочисленные исследования доказали глубокое эстетическое влияние музыки при ЗПР. Она позволяет:

  • передать настроение и чувства;
  • выразить эмоции;
  • стимулировать детскую психику к восприятию окружающего мира за счет активизации потенциальных возможностей пациента в творчестве и музыкальной деятельности.
  1. Музыка мажорной тональности положительно влияет на ритм сердцебиения и дыхания, стимулирует работу мышц, а при прослушивании легкой и спокойной музыки дыхание становится равномерным и глубоким.
  2. Мелодию в минорной тональности полезно слушать при нервных перенапряжениях, неврастении, гипертонии. Правильно подобранная тональность и сочетание нот может помочь справиться с раздражениями, агрессией, чувствами ненависти и страха, может стимулировать познавательную деятельность и повысить работоспособность.

Занятия коррекционной ритмики обладают большим значением при ЗПР, так как основные проблемы при этом диагнозе – это нарушения в нервно-психическом складе и проблемы с работой опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев коррекционная работа направлена на развитие артикуляционной, ручной и общей моторики ребенка.

Для оптимального развития двигательной и психологической сферы, важно сформировать соответствующую психологическую базу, а именно развитие:

  • чувства ритма;
  • ручной и общей моторики;
  • двигательной сферы;
  • способности руководить своими желаниями;
  • способности взаимодействовать с окружающими в игровой форме.

Коррекционная ритмика при ЗПР первым делом направлена на коррекцию двигательной сферы.

Программа курса ритмики для особенных детей 1 класса ЗПР рассчитана на 33 часа, а во 2 классе, 3 классе и 4 классе предусмотрено 34 часа занятий в год. Весь курс разделен на 4 направления:

  • упражнения ритмико-гимнастического направления;
  • упражнения ритмические под музыкальные инструменты;
  • музыкальные игры и сказки;
  • современные и народные танцы.

Каждый урок подразумевает выполнение занятий во всех направлениях, а в начале и в конце проводятся упражнения на расслабление, снятие напряжения и успокоение – так называемый релакс.

Книги по коррекционной ритмике

Для проведения коррекционной работы дома, рекомендуем ознакомиться с работами известных психологов и невропатологов:

  • Бородина И. Г. и Касицина М.А. «Комплекс практических материалов для детей дошкольного возраста с ЗПР»;
  • Смирнова Т.В. «Учебное пособие по логопедической ритмике»;
  • Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с ЗПР и коррекционная ритмика»;
  • Менегетти А. «Музыка души»;
  • Михайлов С.Е. «Лечение больных музыкой».

Современные педагоги по коррекции поведения детей с ЗПР с помощью занятий ритмики предпочитают в своей работе использовать комплекс практических материалов от Бородиной и Касициной – набор коррекционных заданий и методик, предназначенный для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы книги адресуют ее родителям особых детей, музыкальным коррекционным руководителям, учителям-дефектологам и всем специалистам, которые занимаются становлением личности ребенка с ЗПР.

Влияние коррекционной ритмики на детей с ЗПР: отзывы

Коррекционная ритмика для детей с ЗПР относительно новое направление в лечении ЗПР, но уже активно обсуждается в сети.

Положительные Отрицательные
Нам в этом году исполняется 5 лет, и мы будем переходить в группу, в которой коррекционная ритмика для детей с ЗПР внедряется не первый год. Уже посетили несколько пробных, ознакомительных заданий, сыну понравилось, посмотрим, как будет дальше. (Лена) Впервые слышу о подобной методике, и от этого доверие к ней находится на нулевом уровне. (Зина)
У нас малявка просто в восторге от занятий на ритмике, они там не только танцуют, но и разыгрывают мини-спектакли, постоянно развивают воображение, память, внимание, моторику и прочее. Я склоняюсь к тому, чтобы оставить ребенка в старшей группе садика еще на годик. (Алиса) У нас дочь даже прислушиваться не начала к музыке, я уже молчу о том, чтобы как-то под нее двигаться и выполнять задания. Вообще не интересуется ни музыкой, ни мультиками, зато у нас хорошо пошла АВА- ТЕРАПИЯ… Каждому свое, пробуйте. (Галина)
Хорошо, что в современных детских садах ввели инклюзивные группы и постепенно вводят разные коррекционные методики. Да, такое словосочетание, как ритмика при ЗПР сразу вызывает сомнение и скептическую улыбку, но, когда ты видишь, что ребенок не просто дурачится, а увлеченно повторяет что-то за руководителем, имитирует движения животных и даже выполняет минимальные танцевальные движения – знаете это прогресс, который не может не радовать. Попробуйте, хуже явно не будет. (Римма) Я больше отношусь к категории людей, доверяющих классической медицине и годами проверенным методикам, к данному списку ритмика не относится, следовательно, мы пока обходим ее стороной, правда нам только исполнилось 4 года, возможно, я и передумаю потом, как знать. (Дарина)
Нам только предложили походить в коррекционную группу по ритмике для детей с ЗПР, но я уже вдохновлена предвкушением наших сдвигов в восстановлении эмоционально-волевой сфере при ЗПР. (Вика)

Вывод

Проект “Коррекционная ритмика для детей ЗПР” появился в дошкольных образовательных учреждениях недавно, но уже есть масса отзывов от родителей детей с ЗПР, которые увидели положительные результаты в развитии своих малышей.

Дети увлечены игровой, танцевальной деятельностью под музыку. Правильно подобранные композиции позволяют успокаивать, расслаблять и в тоже время стимулировать познавательную деятельность. Занятия способствуют улучшению моторики, памяти, восприятия и воображения – именно тех навыков, которых так не хватает “особенным” пациентам.

Обучение, воспитание и развитие детей с проблемами в развитии в процессе занятий коррекционной ритмикой

Коррекционная ритмика как средство развития личности ребёнка с задержкой психического развития. Степень развития музыкально-ритмических и двигательных способностей детей. Структура музыкально-ритмического занятия. Эффективность коррекционной ритмики.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.11.2015
Размер файла 17,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

МЕТОДИКА РИТМИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема: Обучение, воспитание и развитие детей с проблемами в развитии в процессе занятий коррекционной ритмикой

Студентка 2 курса ЗФО

Специальность: Специальное дефектологическое образование

  • Введение
  • 1. Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР
  • 2. Структура музыкально-ритмического занятия
  • Заключение
  • Список использованных источников

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс.

Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях.

Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность.

Движение под музыку – значительно более доступный и ранний вид музыкальной деятельности.

Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие ритм имеет широкое распространение и применяется по отношению к стихотворению, прозе, сердцу, дыханию, природе, работе и т.д.

В педагогическом аспекте ритмика (греч. rhythmikos — относящийся к ритму, равномерный, размеренный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой

Частью терапии движения является лечебная ритмика. Роль терапии состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях. Ее составляющей является коррекционная ритмика.

1. КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ЗПР

«Музыкальная ритмика» – система педагогических средств, направленных на организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Музыка, движение и слово – это « три кита» лежат в основе ритмики

По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.

Важным этапом в коррекционной работе с детьми c задержкой в развитии является первоначальное психолого-педагогическое обследование. Оно помогает выстроить прогноз решения как коррекционных, так и других задач, учитывая разноуровневое развитие детей, их индивидуально-психологические особенности.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Степень развития музыкально-ритмических и двигательных способностей детей нами оценивается по 6 уровням: критический, низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Обследование проводится по следующим параметрам: музыкальность, координация и ловкость движений, чувство ритма, объём двигательных навыков и творчество.

Результаты обследования на начальном этапе, как правило, довольно низкие. Это связано с особенностями развития детей с ЗПР: слабое внимание, память; не развита эмоционально-волевая сфера; задачи развития эмоциональной-волевой, познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех занятиях, но реализуются они в определённой последовательности. Так, например, на занятиях с психологом дети знакомятся с различными эмоциями, а затем применяют и закрепляют умения в этюдах на занятиях К. Р. Часть же задач входит в той или иной степени в занятия каждого педагога в коррекционного детского сада. У детей почти отсутствует чувство ритма; дети плохо ориентируются в пространстве и не могут чётко координировать свои действия .В первую очередь, данную проблему мы решаем на музыкально-ритмических занятиях. Они имеют специфическую структуру. К традиционным разделам мы добавили упражнения коррекционного плана.

2. СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Музыкально-ритмическое занятия проводится по следующей схеме:

1. Ритмическая разминка.

2. Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.

3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус

4. Этюд, для развития выразительности мимики.

5. Упражнения для развития речевых и мимических движений.

6. Упражнения на координацию речи. Движения

7. Релаксационное упражнение под музыку

Из-за отсутствия воображения, дети не могут себя творчески проявить.

Предложенная структура очень гибкая. Её разделы я варьируем в зависимости от того, как строится занятие, учитывая форму его проведения и тематику. Важно отметить, принцип чередования напряжения и расслабления во время занятия, что необходимо детям с ЗПР из-за особенностей их физического и психического развития. Другой важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды. Они решают сразу несколько задач снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения и выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой. По такому же принципу построена и предложенная структура.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Говоря о значении ритмики, можно показать использование её элементов во всех разделах музыкально-ритмического занятия. Так, например, в разделе «Слушание музыки», в целях активизации внимания и увеличения объёма восприятия, мы используем приём оркестровки, а также приём сопровождения восприятия музыкально-двигательными реакциями. А в разделе «Пение» используем приёмы логопластики с целью лучшего запоминания слов, а также приём дирижирования, с помощью которого руки детей становятся плавными и свободными, а движения передают ритм, длительности, динамику и характер песен.

коррекционный ритмика психический развитие

Таким образом, на мой взгляд, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Хочется, отмети что, коррекционная ритмика, являющаяся дополнительной дисциплиной к основным музыкальным занятием, помогла выпускникам данной группы, достичь определённых результатов, развить способности, жить полноценной жизнью.

Посещая различные концерты, мероприятия, конкурсы, я встречаю своих выпускников и горжусь их успехами. Конечно, невозможно поднять всех до желаемого высокого уровня, потому что во многом это зависит и от личностных качеств ребёнка а так же, от их родителей.

Говоря о значении ритмики, её элементы можно использовать и на музыкальных занятиях, потому что коррекционные упражнения и движения развивают и приносят радость и удовольствия не только детям с ЗПР, но детям с общими потребностями.

Выпускники детского сада из групп с ЗПР, посещая общеобразовательные школы, показывают неплохие результаты.

Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анисимова Г. И. «Коррекционная ритмика» – 2010г. Издательство ЯГПУ.

2. Анисимова Г. И. «Логопедическая ритмика» I часть – Я., 2007г., II часть – Я., 2006 г., III часть – 2008г. Издательство ЯГПУ.

3. Брусиловский Л.С., “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – М.,1968 г.

4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.- М., 1983г.

5. Косицына, М.А. Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., Издательство ГНОМ и Д, 2005г.

6. Интернет источники

7. Андреева А. А. Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития Молодой ученый. — 2013. — №5.

8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985г.

9. Эмиль Жак -Далькроз Методическое пособие по ритмике, сольфеджио, фортепиано, театральному искусству М.: Издательство Классика-XXI, 2002г.

10. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей М., 1982г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основы музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста. Работа над музыкально-ритмическими движениями. Определение уровня музыкально-ритмического развития.

курсовая работа [68,7 K], добавлен 01.07.2014

Программные требования развития музыкально-ритмических движений. Задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей младшего дошкольного возраста. Музыкальные игры, детские пляски, танцы, хороводы.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 17.03.2015

Содержание и сущность понятия “музыкально–ритмические способности”. Особенности развития у детей старшего дошкольного возраста. Проблема использования музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях в детском саду: теоретические принципы и практика.

курсовая работа [35,5 K], добавлен 11.02.2017

Раскрытие всех внутренних психологических качеств учащихся. Воспитание эмоционально-чувственной сферы психики ребенка. Средства музыкально-эстетического воспитания. Чувство музыкального ритма. Методы и приемы развития музыкально–ритмических способностей.

реферат [42,3 K], добавлен 21.02.2011

Анализ задач музыкальной педагогики. Исследование проблем развития способностей и одаренности. Изучение способов формирования музыкально-ритмических способностей в процессе обучения. Развитие чувства музыкального ритма. Системы ритмического воспитания.

реферат [38,1 K], добавлен 01.12.2016

Коррекционная ритмика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 1 «КАЗАЧЬЯ»

Автор: учитель физической культуры:

Субботина Н.Ф.

Коррекционная ритмика

«Музыкальная ритмика» – система педагогических средств, направленных на организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Музыка, движение и слово – это «три кита» лежат в основе ритмики

По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.

Для эффективного развития ВПФ и двигательной сферы необходимо сначала сформировать их психологическую базу, которая включает в себя:

обеспечение полноценного психического развития ребенка;

улучшение его работоспособности;

коррекция недостатков в двигательной сфере;

развитие общей и ручной моторики;

формирование чувства ритма;

создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.

Коррекционная ритмика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

Коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Особенности проявления ЗПР.

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности

У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально – волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

Задачи, содержание, структура занятий коррекционной ритмикой

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Учитывая, что занятия коррекционной ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в интернате, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях коррекционной ритмики:

Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д.

На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников. Она способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка, вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Таким образом, предъявление на занятиях коррекционной ритмики заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно­-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого в самом начале желательно, чтобы внимание детей не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос взрослого заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.

Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Критериями усталости организма являются следующие признаки:

выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), чересчур отвлекается или вялый;

движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

ребенок сильно потеет, особенно лицо;

учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25-50%, частота дыхания возрастает больше чем на 4-6 раз в минуту.

Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.

Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:

уменьшение общего времени занятий;

уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии;

упрощение сюжета игры;

изменение исходного положения во время игр, т.е. сидя, лежа;

уменьшение числа участников игры;

более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;

снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций;

уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;

более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего;

использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.

Диагностическое обследование выявило у большинства детей с ЗПР следующие двигательные нарушения:

нарушение координации движений;

скованность при выполнении движений и упражнений;

отсутствие плавности движений;

недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации.

Занятия тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. Здесь происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.

Развитие основных сторон внимания и памяти.

Нормализация двигательного автоматизма.

Развитие качественных характеристик движения.

Развитие чувства темпа и ритма.

Общая регуляция мышечного тонуса.

Развитие правильного дыхания.

Развитие и формирование эмоциональной выразительности.

Закрепление знаний и умений, полученных на других занятиях.

Занятия коррекционной ритмикой являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других домах – интернатах, работающих с детьми с особыми потребностями.

Для организации работы по коррекционной ритмике мы рекомендуем провести диагностическое обследование детей в соответствии с методикой Ю.Я. Киселева («Практические занятия по психологии» под ред. А.Ц. Пуни. – М., 1977).

Важным этапом в коррекционной работе с такими детьми является первоначальное психолого-педагогическое обследование. Оно помогает выстроить прогноз решения как коррекционных, так и других задач, учитывая разноуровневое развитие детей, их индивидуально-психологические особенности.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности детей.

Степень развития музыкально-ритмических и двигательных способностей детей нами оценивается по 6 уровням: критический, низкий, ниже среднего, средний,

выше среднего, высокий.

Обследование проводится по следующим параметрам: музыкальность, координация и ловкость движений, чувство ритма, объём двигательных навыков и творчество.

Результаты обследования на начальном этапе оказались довольно низкими. Это связано с особенностями развития детей с ЗПР: слабое внимание, память; не развита эмоционально-волевая сфера; задачи развития эмоциональной-волевой, познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех занятиях, но реализуются они в определённой последовательности. Так, например, на занятиях с психологом дети знакомятся с различными эмоциями, а затем применяют и закрепляют умения в этюдах на занятиях. У детей почти отсутствует чувство ритма; дети плохо ориентируются в пространстве и не могут чётко координировать свои действия. В первую очередь, данную проблему мы решаем на музыкально-ритмических занятиях. Они имеют специфическую структуру. К традиционным разделам мы добавили упражнения коррекционного плана.

Структура музыкально-ритмического занятия.

Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус

Этюд, для развития выразительности мимики.

Упражнения для развития речевых и мимических движений.

Упражнения на координацию речи. Движения

Релаксационное упражнение под музыку

Из-за отсутствия воображения, дети не могут себя творчески проявить.

Предложенная структура очень гибкая. Её разделы варьируем в зависимости от того, как строится занятие, учитывая форму его проведения и тематику. Важно отметить, принцип чередования напряжения и расслабления во время занятия, что необходимо детям с ЗПР из-за особенностей их физического и психического развития. Другой важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды. Они решают сразу несколько задач снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения и выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой. По такому же принципу построена и предложенная структура.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Говоря о значении ритмики, можно показать использование её элементов во всех разделах музыкально-ритмического занятия. Так, например, в разделе «Слушание музыки», в целях активизации внимания и увеличения объёма восприятия, мы используем приём оркестровки, а также приём сопровождения восприятия музыкально-двигательными реакциями. А в разделе «Пение» используем приёмы логопластики с целью лучшего запоминания слов, а также приём дирижирования, с помощью которого руки детей становятся плавными и свободными, а движения передают ритм, длительности, динамику и характер песен.

Диагностика развития детей.

Цель: выявление исходного уровня развития и состояния речи, слухового внимания, зрительно-двигательной координации, музыкально-ритмичных движений, эмоционального состояния и интереса к деятельности у детей.

Движения (зрительно-двигательная координация)

Взаимо-действие и интерес к деятельности

Способность к пониманию и выражению эмоциональных состояний

Развитие музыкально-ритмичных движений, слухового внимания

Читайте также:
Тематическое планирование логопедических занятий в младшей школе
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: