Коррекции речи у детей в условиях психиатрической больницы

Коррекции речи у детей в условиях психиатрической больницы

Работникова Т. П., гл. специалист по детской логопедии департамента здравоохранения, Москва; Требулева В. Н., ст. логопед, детская психиатрическая больница № 6, Москва

Московская детская психиатрическая больница № 6 – старейший в России детский психиатрический стационар. В 1917 г. в старых корпусах современной больницы была открыта лечебница для эпилептиков, которая в 1930 г. реорганизовалась в детское психиатрическое отделение больницы им. П.П. Кащенко. Через три года на его базе возникло клиническое отделение, в котором под руководством Г.Е. Сухаревой разрабатывались основы теории и практики новой отрасли медицинских знаний – детской психиатрии. В 1934 г. при активном участии видного организатора здравоохранения Е.А. Осиповой был создан Научно-методический центр по детской психоневрологии, заложивший в системе Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения основы организации дифференцированной ступенчатой психиатрической помощи с разветвленной сетью детских психоневрологических учреждений. Для улучшения качества диагностики и оказания помощи детям и подросткам с нервно-психическими заболеваниями в 1962 г. Научно-методический центр был объединен с детским психиатрическим стационаром больницы им. Кащенко. Вначале это объединение называлось Городским психоневрологическим диспансером для детей и подростков со стационаром, а впоследствии было переименовано в Московскую городскую детскую психиатрическую больницу № 6.
В настоящее время ДПБ № 6 обеспечивает высококвалифицированную помощь маленьким москвичам, внедряет новые методы диагностики и лечения, осуществляет организационно-методическое руководство детскими и подростковыми психиатрическими учреждениями, является базой специализации и повышения квалификации врачей, педагогов-дефектологов, среднего медицинского персонала психиатрических и психоневрологических учреждений.
Детская психиатрическая больница № 6 состоит из диспансерно-диагностического отделения; стационара; других подразделений, в которые входят медико-генетический комплекс, амбулатория судебно-психиатриче-ской экспертизы, дневной логопедический стационар для заикающихся дошкольников.
Диспансерное отделение выполняет консультативные и организационно-методические функции. Консультативная помощь оказывается больным детям и подросткам в возрасте от
1 года до 17 лет по направлениям детских и подростковых психиатров внебольничных учреждений. Прием ведут врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи. В его структуре работают также смежные специалисты – невропатолог, окулист, отоляринголог, педиатр, специалисты по функциональной диагностике.
Задачей диспансерного отделения является централизованное комплектование всех стационарных отделений, специализированных санаториев, лечебно-воспитательных городских учреждений психоневрологического профиля. На его базе функционируют городские комиссии – центральная медико-педагогическая и по усыновлению.
Входящий в структуру диспансерного отделения организационно-методический отдел осуществляет практическую и методическую помощь всем логопедам, работающим в системе здравоохранения. Еженедельно методисты отдела выезжают в специализированные учреждения и поликлиники для оказания на местах помощи по обследованию детей и определению методов и форм работы с ними.
При организационно-методическом отделе постоянно действует секция детских логопедов. Ее заседания проходят один раз в месяц. На них обсуждаются организационные вопросы, идет обмен опытом, знакомство с методами и формами работы специали-стов различных детских учреждений, наиболее актуальными решениями Комитета здравоохранения, касающимися непосредственно логопедической и дефектологической работы. Для логопедов города при диспансерном отделении открыт методический кабинет, где собрано более ста работ логопедов, работающих в детских специализированных учреждениях. Многие из этих трудов, по мнению рецензентов, представляют практическую ценность.
В целях повышения квалификации городских специалистов организационно-методический отдел организует циклы лекций на базе кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской Академии последипломного образования (РМАПО). Этот отдел уделяет большое внимание ус тановлению тесных контактов с логопедами учреждений системы образования, проводя совместные совещания и конференции как на уровне города, так и в округах.
На базе ДПБ № 6 работает общеобразовательная школа-лаборатория № 196. К занятиям здесь привлекают 20% больных детей. Остальные ребята, не имеющие возможности посещать школу, обучаются ее педагогами в отделениях.
ДПБ № 6 как центр по лечению и реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами большое внимание уделяет вопросам подготовки медицинских и педагогических кадров. Успешному решению этой задачи способствуют тесные контакты с научно-исследовательскими институтами – кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, кафедрой психиатрии РГМУ им.Н.И.Пирогова, психологическими факультетами московских вузов, дефектологическими факультетами МГПУ и Открытого заочного университета.
Стационарные отделения больницы обеспечивают лечение больных в возрасте от 3 до 18 лет. Средняя продолжительность лечения составляет 58-78 койко-дней. Выделены три отделения для дошкольников (с 3 до 7 лет) и восемь – для детей школьного возраста. Два отделения можно назвать узкопрофильными, там преимущественно находятся дети с нарушениями речи. В стационарных отделениях работают 27 логопедов. В среднем за год они оказывают коррекционно-речевую помощь 1700-1800 детям.
С 1989 г. должность старшего логопеда больницы занимает В.Н. Требулева. Она осуществляет практическое и методическое руководство работой специалистов стационарных отделений. Большое место в ее деятельности занимает организация и проведение практических занятий для студентов дефектологических факультетов московских вузов. В течение учебного года больница принимает около 400 студентов, организуя и проводя практические занятия с разбором и демонстрацией наиболее интересных и показательных пациентов с речевыми нарушениями. Основная нагрузка в практической подготовке специалистов-логопедов ложится именно на речевые отделения больницы – № 8 и 12.
Дошкольное отделение № 8, открытое в декабре 1962 г., было создано по инициативе врача-психоневролога, кандидата медицинских наук Р.А. Беловой-Давид, которая руководила им в течение 17 лет. Последние 20 лет отделением заведует Е.Н. Карнаухова. Оно предназначено для детей с тяжелыми формами речевых нарушений различного происхождения. Однако у подавляющего большинства детей они сочетались с задержкой психического развития, умственной отсталостью или негрубо выраженными нарушениями личностного развития. С самого начала существования отделения его сотрудники преследовали цель не только практически помочь детям в преодолении их дефекта, но и как можно глубже проникнуть в его суть и найти наиболее адекватные методы устранения. В связи с этим к работе привлекались такие ученые, как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Г.Е. Сухарева, М.Б. Эйдинова, Л.С. Цветкова, Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова и др., а также логопеды-практики А.Г. Ипполитова, Л.В. Мелехова, Г.А. Каше и др. В течение нескольких лет постоянным консультантом отделения был профессор В.В. Ковалев. В настоящее время там проводит консультации доктор медицинских наук И.О.Калачева.
Сотрудники отделения щедро делились опытом работы с коллегами из других учреждений Москвы, страны и мира (Болгария, Монголия), подготовили к публикации два сборника (Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б.М. Гриншпуна. М., 1969; Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид. М., 1972).
Большое внимание в отделении уделяется подготовке молодых специалистов на практических занятиях со студентами дефектологического факультета МГПУ им. В.И. Ленина. Начиная с 1989 г. логопеды отделения № 8 регулярно осуществляют практический патронаж студентов МГОПУ. Задачей практических занятий, проводимых логопедами отделения Е.Г. Карицкой, О.А. Локштановой, И.И. Кашириной, Т.М. Парамоновой, является знакомство студентов со сложными нарушениями речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста, проходящих лечение в психиатрической больнице. Студенты знакомятся с такими формами речевых нарушений, как заикание, алалия, дизартрия, расстройства речи у детей с ранним детским аутизмом, а также имеющих генетическую патологию. Логопеды в присутствии студентов проводят обследование детей. В рамках проведения практических занятий, таким образом, студенты имеют редкую возможность наблюдать симптоматику и особенности течения многих речевых расстройств, участвовать в постановке или уточнении логопедического заключения в сложных диагностических случаях, совместно с логопедами отделения намечать пути и методы коррекции имеющегося речевого нарушения и оценивать перспективы его коррекции. Также они могут на практике познакомиться с интереснейшей, а зачастую и редчайшей речевой патологией, которая практически не встречается в учреждениях системы образования (синдромом Ландау-Клефнера, Эльфа-Вильямса, Каннера, Аспергера и др.) При работе с такими нарушениями необходима верификация диагноза с применением методов обследования и коррекции, подтверждающих то или иное логопедическое заключение: моторную алалию и своеобразие речи при РДА; сенсорную алалию и своеобразие речи при РДА; заикание и своеобразие речи при РДА; тугоухость и сенсорную алалию; окуло-денто-дигитальный синдром и ринофонию и т.п.
Работая со студентами МГОПУ не один год, логопеды отделения отмечают их высокую теоретическую подготовку, зрелость и самостоятельность в принятии решений, достойный уровень профессиональных дискуссий, желание увидеть и узнать как можно больше, неутомимость и творческий подход к решению диагностических задач. Студенты с огромным вниманием и любознательностью относятся к предлагаемым темам практических занятий, высказывают свои пожелания, позволяющие логопедам отделения их модифицировать и совершенствовать.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ч) в словах, словосочетаниях, предложениях - конспект

Система коррекции речи у дошкольников и младших школьников в условиях детского отделения психиатрической больницы в процессе ручной деятельности

Трудности в работе с детьми, которые имеют психические заболевания, мотивируют логопеда подавать речевой материал нетрадиционными методами. С помощью введения в логопедические занятия ручного труда, более того, сделав ручную деятельность ведущей, можно с успехом развивать, корригировать , обогащать речь детей с особенностями развития и здоровья.

Начиная работать логопедом в детском отделении психиатрической больницы, я столкнулась с рядом трудностей: это и разнородность речевых нарушений, это отсутствие мотивации к обучению, это разный интеллектуальный уровень, это тяжесть проявления психического заболевания и т.д.

В процессе работы я обнаружила, что найти к этим детям подход можно через ручную деятельность.

Ручной труд всегда был главенствующим в коррекционных образовательных учреждениях, также он необходим и при развитии, коррекции речи. Он способствует налаживанию контакта, доверительного отношения к логопеду, на групповых занятиях делает группу сплоченной, он мотивирует детей на речь.

При изготовлении различных поделок, игрушек из различных материалов развивается не только мелкая моторика, которая очень страдает у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей – инвалидов, но и обогащается словарь, развивается связная речь, усовершенствуется диалоговая речь, дети учатся пересказывать, отвечать полными предложениями на вопросы, возможна и коррекция звукопроизношения, особенно продуктивно происходит автоматизация звуков в речи.

В процессе изготовления тех или иных вещей, дети отвечают на вопросы логопеда, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал используют и т.д.

Кроме этого улучшается внимание, ребёнок становится более спокойным, уравновешенным, развивается память, расширяется кругозор, становятся более доступными логико-грамматические конструкции (сравнения, отношения последовательности).

В ходе работы были разработаны несколько основных проектов, которые стали базисными, они постоянно пополняются с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, а также особенностей заболевания детей.

1. Проект «Весёлая матрёница».

Работа с нитками, тканью – это творческая работа ребёнка, в процессе которой он создаёт полезные, эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр. Основная работа это плетение косичек, сматывание клубочков, завязывание узелков, изготовление помпонов, простые куклы.

Данный проект связан с устным народным творчеством, соответственно это прослушивание и пересказ различных сказок, пение русских народных песен, игры-драматизации, настольный театр, пальчиковый театр с проигрыванием сказок детьми, разучивание потешек, прибауток, частушек, разгадывание загадок, объяснение пословиц, поговорок. К проекту разработано перспективное планирование, по длительности – проект долгосрочный.

2. Проект «Бумажная страна».

В основе работа с бумагой. Чаще всего это коллективная работа, соотнесена с определённым временем года, праздником. Вместе с детьми изготавливаются большие полотна-картины из скрученной бумаги, чаще разноцветных салфеток. Данный вид работы требует большого терпения, усидчивости, слаженности коллектива, аккуратности.

В данном проекте логопедическая работа строится с учётом темы работы. Например: при подготовке к новому году изготовляется тематическое панно, соответственно в процессе работы логопедом будут отработаны такие темы как: «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодние традиции», «Животные зимой» и т.д. К проекту разработан календарно-тематический план с основными логопедическими задачами, по длительности является долгосрочным.

3. Проект «Макарономания».

В основе лежит работа с различными видами макарон. Данный вид работы очень нравится детям, он более творческий, индивидуальный. В этот проект входят такие виды работы как нанизывание макарон на шнурок (различные бусы), аппликация, раскрашивание макарон и готовых поделок. Основные темы: это «Растения», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Времена года». При выполнении этого вида работы хорошо прорабатывается грамматический строй речи. Также проект снабжён тематическим планом и является долгосрочным.

Читайте также:
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе: Куда уходит старый год

Все эти проекты постоянно пополняются, корригируются с учётом особенностей, речевыми возможностями детей. Дети с удовольствием идут на занятия, результативность работы при использовании ручного труда увеличивается.

Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Лечение ЗПРР у детей

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики. Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы, а также смешанные специфические расстройства в области психологического развития человека (специфические расстройства развития речи, школьных навыков, двигательных функций без преобладания одного из симптомов для возможности поставить точный диагноз).

Они обычно связаны с нетипичной работой центральной нервной системы, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • речь;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • поведение.

Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.

Синдром ЗПРР определяется врачом (психиатром, неврологом) на основании присутствующих симптомов. После определения вида психоречевой задержки разрабатывается индивидуальный план коррекции, а также возможное направление в специализированный детский сад, школу или группу развития (если речь идет об учреждении комбинированного типа).

Причины ЗПРР

ЗПРР возникает вследствие органического поражения мозговых структур и различных расстройств нервной системы. Факторы, провоцирующие задержку психоречевого развития:

  • генетические заболевания, связанные с нарушениями подкорки головного мозга;
  • инфекционные заболевания и недостаток кислорода во время беременности;
  • проблемные роды (травмы, обвитие пуповиной, стремительные или преждевременные роды, гипоксия);
  • нарушение обмена веществ в ЦНС;
  • органические поражения мозга (скопление жидкости, высокое внутричерепное давление, опухоли);
  • патологии психиатрического спектра, включая эпилепсию;
  • тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Кроме органических причин важную роль играют и психологические факторы. Психические травмы и неправильное воспитание (гиперопека, жестокое обращение, недостаточный уход и внимание) могут приводить к задержке развития или полному исчезновению речи (мутизму, речевому негативизму).

Симптомы ЗПРР

Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.

До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития.

А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.

Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями. Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов. Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).

Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:

  • ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
  • присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
  • негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
  • использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
  • нарушения сенсорной обработки;
  • повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
  • психомоторная возбудимость, тики, заикание;
  • протестные формы поведения.

В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.

Лечение ЗПРР

Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:

  • невролог (назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений);
  • логопед (проводит коррекцию произношения и темпа речи. Вызывает речь, если речь отсутствует);
  • детский психолог (работает с психологическими причинами задержки речи, способствует адаптации к социуму);
  • дефектолог (занятия направлены на развитие памяти, внимания, мышления).

Чем раньше диагностируется задержка психоречевого развития и начинается ее лечение, тем лучше. С каждым годом вследствие ЗПРР добавляются задержки когнитивных и мыслительных функций, из-за чего коррекция длится намного дольше.

Первые признаки задержки развития появляются еще до года, а соответственно, компенсаторную терапию можно начинать проводить с такими малышами, чтобы не усугублять степень отставания от норм. Занятия с логопедами и дефектологами рекомендованы с 2 лет, когда специалисты помогут развить понимание обращенной речи и собственную речь. Можно начинать заниматься с ребенком и раньше, нужно консультироваться со специалистами.

Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.

Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.

Психолог консультирует семью по вопросам воспитания и адаптации ребенка в детском коллективе. Именно в психологической части реабилитации необходимо активное участие родителей, которым выдаются все необходимые рекомендации по коррекции общей обстановки, системы общения и других индивидуальных моментов.

Читайте также:
Автоматизация звука (л) в словах и фразах - конспект подгруппового занятия для детей 5-6 лет с ФНР

Часто у ребенка вторично развиваются психологические проблемы – отношения с родителями и другими близкими, сверстниками, сложности с адаптацией и поведением. В этом случае также необходимо заниматься с психологом.

Поскольку ЗПРР часто сопровождается соматическими нарушениями, то как часть дополнительной реабилитации показаны различные занятия по развитию физических навыков. Отлично зарекомендовали себя анимало-терапия, адаптивные танцы, АФК/ЛФК, плавание и массаж.

В центре Ember используется комплексный подход в коррекции синдрома ЗПРР. На психолого-педагогическом консилиуме, в котором принимают участие логопед, дефектолог и нейропсихолог, специалисты оценивают уровень развития ребенка, его навыки. С учетом особенностей развития конкретного ребенка составляется коррекционный маршрут.

В практике нашего центра было много сложных случаев с ЗПРР у детей. Наши сотрудники смогли помочь всем детям, обратившимся к нам, восстановить психическое и речевое здоровье. Но важно помнить, что занятия по коррекции должны быть регулярными, а период коррекции достаточно длительный и зависит от возраста ребенка — чем ребенок старше, тем менее пластичен его мозг и тем сложнее коррекция синдрома ЗПРР. У здоровья вашего ребенка нет выходных, праздников и каникул, поэтому лучше заранее настроиться на то, что придется уделять много времени и сил на занятия со специалистами.

Запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
статья по логопедии

Статья рассказывает об организации работы логопеда в психоневрологическом стационаре

Скачать:

Вложение Размер
statya_2.docx 18.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

Составила логопеда ПНДДС Петрова И.П.

Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).

Психоневрологический дневной стационар — это структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина». Деятельность логопедов в нём регулируется:

– Приказом Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 “О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций”

– Положением о логопеде

-Положением об организации работы ПНДДС

-Нормами работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации

Основные задачи ПНДДС

– Отделение предназначено для обеспечения медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановительное лечение и реабилитацию больных с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций.

– Показаниями к комплексному восстановительному лечению в отделении являются нарушения речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии и др.), возникшие в результате перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др., сопутствующие соматические заболевания и др.

Порядок госпитализации и пребывания в отделении

-Госпитализация пациента в отделение осуществляется добровольно (по его просьбе или с согласия законного представителя несовершеннолетнего) в плановом порядке по направлению отборочной комиссии. В стационар поступают дети по направлению врачей-психиатров районных диспансеров.

– После прохождения отборочной комиссии пациенты вызываются на госпитализацию в порядке очередности с учетом медицинских показаний.

-Пребывание пациентов в отделении регламентируется установленными в отделении правилами.

– Срок пребывания пациента в стационаре определяется объемом медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий и составляет от 45 до 90 дней.

– Показания к продлению срока лечения и повторной госпитализации определяются комиссионно – врачом совместно с логопедом и психологом.

Длительность пребывания ребенка в стационаре зависит от цели госпитализации психического состояния ребенка, степени его адаптации. Стационар оказывает диагностическую, лечебную, психокоррекционную и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста от 4 до 7 лет, имеющим психоневрологическую патологию и тяжелое речевое нарушение, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения.

В комплекс мер по реабилитации включаются ежедневно 2 – 3 индивидуальные и 1 групповое логопедические занятия (с учетом соматического состояния пациентов). Осуществляется динамическое наблюдение за соматическим и психическим состоянием больного, фармако-, физио-, массаж, занятия с воспитателем и др.

ПНДДС рассчитан на 60 коек. Дети разделены по возрастному принципу на 4 группы. Режим работы максимально приближен к режиму детских дошкольных учреждений, что облегчает адаптацию ребенка при поступлении и выписке в дошкольное учреждение.

Дети поступают с различными тяжелыми речевыми диагнозами – моторная алалия, сенсорная алалия, системное нарушение речи, симптоматические нарушения речи в структуре основного заболевания плюс у всех имеется психоневрологическая патология.

Заболевание откладывает серьезный отпечаток на поведение наших пациентов. Некоторые из них гиперактивны, расторможены, “летают под потолком”, могут за пару минут разобрать кабинет. Другие- вялые, заторможенные, с трудом запоминают что-либо им нужно по несколько раз объяснять, то что ребенок из массового сада усвоит с первого раза. Поэтому логопеды работают в тесном контакте с врачами психиатрами и психологом. Благодаря такому комплексному подходу мы можем всесторонне и более точно оценить состояние маленького пациента и эффективно ему помочь. Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим поражением мозга. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. Без лечебной корректировки поведения не будет продуктивности на занятиях.

При поступлении ребенка в стационар проводится обследование по времени – 2 недели. Но бывают такие случаи, когда обследование затягивается до месяца. Например, из диспансера ребенок поступает с умственной отсталостью) САША, МАША, ГРИША-мы с психологом обследуем и выясняем, что это диагноз совсем не УО, а сенсорная алалия. И вот эти дети условно Саша Маша на данный момент учатся в речевой школе на одни 5, поступили в музыкальную школу, а Гриша в художественную.

Дети с тяжелым диагнозом – это конечно моторная алалия. Многочисленные исследования, касающиеся моторной алалии, свидетельствуют о том, что у детей сданным речевым расстройством имеются отклонения в психическом развитии. Так, у них отмечаются особенности некоторых психических функций – конкретность мышления, снижение вербальной памяти. Действительно, речь играет огромную роль в формировании психических процессов. И конечно, у детей с таким тяжелым речевым нарушением, как алалия, вторично страдает система вербального интеллекта. Поэтому очень важно провести дифференциальную диагностику алалии от сходных состояний- отличить от нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью. От правильно поставленного диагноза зависит дальнейшая жизнь ребенка. От точного диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы образовательных учреждений. Проводя первичное обследование, мы определяем структуру и степень выраженности речевого дефекта на фоне психического заболевания, первичность или вторичность речевой патологии. К каждому ребенку применяем индивидуальную дифференцированную форму обследования, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения и психического состояния, использую элементы методик: Коненковой И.Д. “Обследование речи дошкольника с ЗПР; Нищевой Н.В “Методика обследования ребенка с ОНР”. и др. Вышеперечисленные методики в чистом виде не используются, в силу тяжести психического состояния ребенка, поэтому адаптируются. Цели и задачи обследования состоят в том, чтобы выявить картину речевого нарушения у ребенка, установить глубину и степень его речевого недоразвития.

В зависимости от результатов диагностики, принимается решение о необходимости логопедических индивидуальных занятий.

Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются:

– При индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии, и др.) – 1,5 посещения в час.

При индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) – 4 посещения в час.

При проведении групповых логопедических занятий с больными с тяжелыми расстройствами речи – 6 – 8 посещений в час, с пациентами с легкими расстройствами речи – 8 – 10 посещений в 1 час.

Логопеды работают в тесном контакте с родителями.

Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.

Для решения этих задач используются различные методы: беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая.

Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам

1. Амбулаторная карта больного

На каждого ребенка в ПНДДС заводится амбулаторная карта установленного образца. Логопед, проведя обследование речи ребенка делает запись, содержащую: дату приема; краткие анамнестические сведения о раннем развитии речи ребенка; краткое описание понимания обращенной речи; краткое описание собственной речи; речевой диагноз, периодические записи в процессе работы, а также по окончании работы с указанием эффективности.

2.Индивидуальные речевые карты

На каждого ребенка, принятого на систематические и консультативные занятия в ПНДДС, логопед заводит индивидуальную карту свободного образца.

3.Журнал учета логопедических занятий

В журнале, заполненном по свободной форме, содержатся: расписание занятий с указанием фамилии ребенка, дня недели и времени, в которые назначены занятия; дата проведения занятия и отметка о присутствии ребенка.

6. Ежегодный отчет о проделанной работе

Все данные свидетельствуют о том, что, хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы логопеда в детском саду

Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели логопедической работы в условиях детского сада. Представлена краткая характеристика основных речевых нарушений у .

«Особенности работы логопеда над слоговой структурой слова»

Учить детей делить слова на слоги.

Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми

Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми.

Дошкольный логопедический пункт. Особенности работы логопеда.

В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения .

Родительское собрание «Особенности работы логопеда в группе для детей с ЗПР»

В процессе собрания родители получат ответ на вопросы: Компетенция логопеда, Когда стоит обращаться к логопеду, Что значит группа компенсирующей направленности.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ логопеда С ДЕТЬМИ c нарушениями аутичного спектра

Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Н.

Особенности работы воспитателя в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар)

статья отражает некоторые особенности работы педагогических работников (воспитателей) в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар).

Речевая патология у детей с разными видами психических расстройств как проблемное поле Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крылова И. В.

Высокая актуальность исследования речевых расстройств у детей с психическими расстройствами обусловлена недостаточностью теоретических, практических и методических работ по этой проблеме в мировой и отечественной литературе. Логопед, работающий в психиатрическом учреждении, сталкивается с множеством проблем, связанных как с состоянием детей, так и с необходимостью координации своих действий с другими специалистами, работающими с ребенком. Коррекция речевых нарушений у детей с психическими расстройствами имеет значительную специфику по сравнению с работой с условно здоровыми детьми.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крылова И. В.

Текст научной работы на тему «Речевая патология у детей с разными видами психических расстройств как проблемное поле»

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования – М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2003. – 480 с.

2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 222 с.

3. Михайлов С.М. Основы дизайна – М., 2002. – 240 с.

РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ КАК ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ

Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга,

Высокая актуальность исследования речевых расстройств у детей с психическими расстройствами обусловлена недостаточностью теоретических, практических и методических работ по этой проблеме в мировой и отечественной литературе. Логопед, работающий в психиатрическом учреждении, сталкивается с множеством проблем, связанных как с состоянием детей, так и с необходимостью координации своих действий с другими специалистами, работающими с ребенком. Коррекция речевых нарушений у детей с психическими расстройствами имеет значительную специфику по сравнению с работой с условно здоровыми детьми.

Одним из перспективных направлений в междисциплинарном поле, находящимся на стыке психологии, логопедии и психопатологии является изучений нарушений речевой деятельности у пациентов с разными формами психических расстройств [7]. Особенно важно это при работе с детьми, психические функции которых находятся еще в стадии формирования [4]. Как не парадоксально, в литературе очень слабо представлены психологические закономерности формирования у детей с психическими расстройствами одной из важнейших функций – речи и языка [1, 7]. При этом нарушение развития других когнитивных функций у детей занимает одно из ведущих мест в научной литературе, посвященной вопросам психологии развития [5].

Были исследованы речевые особенности детей, поступивших в психиатрический стационар с разными видами психических расстройств. Для исследования мы отобрали пациентов с тремя нозологическими формами: с поведенческими синдромами, связанными с физиологическими нарушениями и физическими факторами(нервная анорексия), эпилепсией и эпилепти-

* Аспирант кафедры Коррекционной педагогики.

ческой деменцией и с психотическими расстройствами: биполярным психозом и шизофренией.

В результате исследования мы столкнулись с методическими и методологическими трудностями. В частности, исследование речевых нарушений доступно, преимущественно, с использованием качественных и дефицитом количественных методов. Доступные для изучения сравнительные исследования носят, в основном, описательный характер [2, 3, 6]. Исследование речевых особенностей не имеет достаточного количества стандартизированных методов, описывающих состояние речи с использованием количественных показателей.

Это важно не только для научных исследований. Особую значимость такие жесткие количественные показатели имеют в случае, когда необходимо диагностировать динамику состояния ребенка. Дополнительные сложности возникают, если первичное обследование проходило в другом лечебном учреждении и у специалиста есть только короткая выписка из лечебной документации. В нашем исследовании такая проблема неоднократно возникала при обследовании детей с психозами и с эпилепсией, то есть в тех случаях, когда мы можем предполагать возможность распада отдельных сторон речевой системы.

Для более точной и эффективной работы логопеда с детьми, страдающими психическими расстройствами, необходимо создавать преемственность в работе дошкольных, школьных, а также, амбулаторных и стационарных медицинских служб. На сегодняшний момент такая преемственность в большинстве лечебных и образовательных учреждений представлена очень слабо или отсутствует.

Еще одной актуальной проблемой является слабая изученность специфики работы логопеда в зависимости от нозологической формы психического заболевания пациента. На настоящий момент коррекционные и реабилитационные мероприятия с детьми, страдающими различными психическими расстройствами, осуществляется, чаще всего, в рамках клинико-симптомо-логического (психолого-педагогического) подхода. Изучаются состояние сохранных и нарушенных психических функций. Нозологический (клинико-педагогический) подход развит значительно слабее [6]. Для работы в рамках этого подхода необходимо учитывать особенности нозологической формы заболевания: его динамики, этиологии, патогенеза. Для высокой эффективности работы логопеда в психиатрической клинике необходимо использовать оба этих подхода, для чего необходимы специальные знания, теоретические и практические разработки.

На сегодняшний день разработаны диагностические и коррекционные комплексы для работы с афазией. Однако эти комплексы, чаще всего, рассчитаны на людей старшего возраста, где афазия является следствием сосудистых заболеваний головного мозга (инсульты, дисциркуляторные, гипоксически -ишемические, дисметаболические энцефалопатии, деменции, сосудистые мальформации и др.); демиелинизирующие и воспалительные заболевания

головного мозга. (рассеянный склероз и т.д.) [3]. Для работы с дошкольниками с травматической афазией – например, после черепно-мозговой травмы, не существует даже методических рекомендаций. Не разработаны диагностические и коррекционные программы. Особую сложность в данном случае представляет тот факт, что ребенок и до травмы находился в периоде становления речи, и трудно разделить изначальные возможности ребенка и состояние психической функции, и повреждения, связанные с болезненным состоянием.

Нарушения и дефекты речи при психических расстройствах у детей очень сложны, носят комплексный, системный характер. Частично или полностью оказываются затронутыми другие психические функции, в первую очередь – те или иные виды внимания, волевой контроль поведения, иногда -память, мышление, разные виды гнозиса и праксиса. Очень сложно, а зачастую – бессмысленно создавать программу коррекции одной единственной психической функции. Коррекция речевых расстройств неотделима от коррекции нарушений других когнитивных функций.

Особой сложностью для логопеда, работающего с детьми, страдающими психическими расстройствами, являются коморбидные речевым нарушениям расстройства. Иногда собственно речевая патология так тесно переплетена с симптомами основного психического заболевания, что очень сложно выделить мишени для собственно логопедической помощи. Изменение речевого статуса в процессе лечения требует более критического, чем в «обычной» жизни, отношения. Определенные положительные сдвиги неизбежно связаны с медикаментозным вмешательством. Особое значение в этой связи имеет отслеживание стойкости улучшений, которое невозможно без преемственности в работе между стационарной и амбулаторной службами.

У детей с психическими расстройствами наблюдается колебание состояния психических функций: волевой регуляции, произвольного внимания, речи, в связи с аутохтонным или ятрогенным изменением психического состояния. У детей может резко меняться настроения, работоспособность, они могут стать заторможенными или наоборот, их двигательная активность резко повышается, доходя до апрозексии и ажитации. Занятия приходится переносить или пропускать. В связи с данной особенностью чрезвычайную сложность представляет планирование, разработка продолжительной системы занятий, нарушается регулярность работы. Даже при тесном контакте с лечащим врачом ребенка не всегда можно точно спрогнозировать длительность госпитализации и, как следствие, программу занятий. Планирование осуществляется не более, чем на три-четыре занятия вперед. В ряде случаев, при длительной госпитализации – при оформлении инвалидности у ребенка или в случае его изъятия из семьи и оформления в органы социальной защиты – мы можем даже наблюдать большее улучшение состояния речи детей, чем в случаях более коротких госпитализаций. Это связано с систематизированностью занятий, комплексностью и последовательности в оказании реабилитационной логопедической помощи.

Особенностью логопедической работы с детьми, страдающими различными психическими расстройствами является необходимость преимущественно индивидуальной работы. Это связано с тем, что при работе в психиатрической клинике мы имеем дело с очень разной глубиной психопатологии в сочетании с разными формами и тяжестью речевых расстройств. Даже в рамках одной нозологической формы исходное состояние психических функций, дефектные и сохранные стороны психики часто столь различны, что работа даже в небольших подгруппах малопродуктивна.

На сегодняшний момент весьма актуальной задачей является разработка компьютерных программ для использования в коррекционных и диагностических процедурах. У детей компьютер сейчас ассоциируется с игрой, приятным способом провести время. И даже обучающие занятия с использованием компьютера всегда вызывают у них значительно больше радости и воодушевления, чем занятия с использованием ярких, но традиционных пособий. В ряде случаев использование современных, ярких, увлекательных пособий является единственным способом вовлечь ребенка с тяжелым психическим расстройством в коррекционно-реабилитационный процесс. В нашем стационаре была девочка со злокачественной формой шизофрении, с очень стойкими, трудно поддающимися медикаментозной коррекции обманами восприятия. На момент нашего обследования ей было уже 14 лет, она практически не была доступна продуктивному контакту – была погружена в свои переживания, почти не отвечала на вопросы, бранилась нецензурно в ответ на заявления «голосов». Однако с помощью интересных, использующих игровые формы компьютерных диагностических методов, удалось привлечь ее внимание и даже отчасти обследовать состояние психических функций. Диапазон использования и перспективность компьютерных методов исследования речи и других психических функций у детей очень широки.

Таким образом, работа логопеда с детьми, страдающими психическим расстройством, значительно отличается от работы логопеда с другими категориями пациентов. Необходимо учитывать общие закономерности психических расстройств, законы нормального и нарушенного развития психических функций, и индивидуально подходить к каждому из детей при разработке программы реабилитационных и коррекционных предприятий. Работа эта должна осуществляться в тесном сотрудничестве со всей бригадой специалистов, работающих с ребенком, одновременно носить творческий характер и иметь прочные научные обоснования.

1. Воронков Б.В. Детская и подростковая психиатрия. – СПб., 2009.

2. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2001.

4. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб., 2001.

5. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

6. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб., 2006.

7. Микиртумов Б.Е. Лексика психопатологии. – СПб., 2004.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

В статье описываются теоретические основы изучения гражданского воспитания студенческой молодежи и социальное содержание устойчивости личности. Соотнесенность характеристик данных феноменов и их взаимообусловленность позволяют утверждать о влиянии гражданской позиции студентов на сформированность у них социальной устойчивости.

Сегодня идея гражданского воспитания рассматривается отечественными учеными на базе мирового опыта в контексте социогуманитарного знания, включающего предметную, межпредметную, воспитательную, институциональную составляющие. Такой подход выводит процесс гражданского воспитания за рамки образовательного учреждения на надпредмет-ный уровень, что соотносится с целью нашего исследования. В области гражданского образования работает ряд ученых-педагогов Т.И. Агаркова, Н.Ф. Бабурина, А.В. Беляев, Л.А. Голунова, Н.В. Гороховатская, В.А. Гу-ружапов, М.Е. Жихаревич, М.Б. Рамазанов и др. Ими созданы модели гражданского образования и воспитания, опирающиеся на общечеловеческие духовные ценности. В качестве перспективного направления в этой области выдвигаются задачи формирования у личности системы гражданских качеств: критического мышления, интернациональных чувств, гражданского самосознания, ответственности и др.

При этом поступательная трансформация идей гражданского воспитания, как и процесс развития гражданского общества, обусловлены изменениями социально-политических процессов, происходящих в государстве. Поэтому в период обострения кризисных явлений в современном мире, инновационной общественной перестройки, поиска национальной идеи и становления общегражданских ценностей все большую социальную значимость приобретает разработка новых теоретико-методологических и практических подходов к изучению проблемы гражданского воспитания молодежи и определению основных путей осуществления этого воспитания с опорой на различные социально-психологические условия.

* Аспирант кафедры Теории и методики профессионального образования.

Коррекции речи у детей в условиях психиатрической больницы

Чтение и письмо – сложные психофизиологические процессы.

Бесплатные занятия с логопедом

Чтение и письмо – сложные психофизиологические процессы. В их основе лежат механизмы взаимодействия анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового) и временных связей двух сигнальных систем. Нарушение письменной речи ребенка может быть результатом сбоя в любом из этих механизмов.
Специфика работы логопеда в условиях школьного отделения детской психиатрической больницы обусловлена прежде всего сравнительной кратковременностью пребывания детей в стационаре (от 2 до 4 месяцев). Причем, в основном, здесь лежат дети с нарушениями письменной речи, на коррекцию которых, как правило, требуется не один год. Поэтому на первый план выступает необходимость тщательного, глубокого и, вместе с тем, экономичного по времени обследования речи ребенка с целью выявления нарушенного звена и определения наиболее эффективных путей коррекционной работы.
Синдромы дислексии и дис-графии являются сложными полифакторными расстройствами, возникающими на пересечении биолого-психологических и социокультуральных закономерностей, поэтому их диагностика должна включать набор клинико-психологических и психолого-педагогических методик. В результате апробации диагностических методик различных авторов и их трансформации, диктуемой условиями стационара, была разработана примерная схема обследования ребенка. Поскольку все специалисты больницы работают в тесном контакте друг с другом, у логопеда есть возможность познакомиться с полным анамнезом ребенка, данными о состоянии его умственного развития, психопатологических проявлениях (выраженности психоорганической симптоматики, реакции ребенка на трудности в учебе и др.).
Первичная оценка навыка письма ребенка проводится традиционными методами: с помощью анализа письменных работ, записи текстов, предложений, отдельных слов, слогов и букв под диктовку. Для определения вида дисграфии важны повторяющиеся специфические ошибки, а для оценки ее тяжести имеет значение зависимость числа ошибок от структуры текста (количества многосложных слов, длины и сложности предложения). Для оценки навыка чтения мы считаем целесообразным использовать набор методик, предложенных А.Н. Корневым (Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.)
Предлагаемые им стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) и методика определения автоматизированного чтения (МОАЧ) дают достоверные результаты, легки в обработке и помогают получить данные о таких параметрах навыка чтения, как способ, скорость, правильность, автоматизированность и понимание прочитанного.
Обследование детей с помощью этого диагностического набора не требует специального оборудования и занимает около 5-8 минут, позволяя, помимо количественных данных, получить представление о конкретных трудностях того или иного ребенка.
Для определения стратегии коррекционной работы необходимо выяснить и состояние устной речи ребенка, слухоречевой памяти, межанализаторных связей и двигательной сферы.
Для исследования устной речи в больнице применяются традиционные логопедические методики Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой, Л.Ф. Спировой, Л.К. Марковой, С.Г. Шевченко.
Данные о состоянии слухоречевой памяти, пространственных представлений ребенка, межанализаторных связей и двигательной сферы могут быть получены из заключения нейропсихолога. При отсутствии такого заключения можно воспользоваться элементами методики раннего выявления дислексии.
Например, представление о состоянии слухоречевой памяти можно получить, используя субтесты № 4 («Повторение цифр»), № 3 («Кулак – ребро – ладонь») и № 5 («Ориентировка вправо – влево»), наглядно демонстрирующие состояние пространственных представлений ребенка и мелкой моторики. Для определения состояния зрительно-моторных и слухо-моторных координаций используется субтест № 2 «Ритмы», причем ритмический рисунок предъявляется не только на слух, но и визуально. При необходимости проводится и исследование составляющих сложных психофизиологических процессов письма и чтения с использованием элементов методики нейропсихологической диагностики детей1.
В результате комплексного и разностороннего исследования ребенка определяется структура нарушения письменной речи, ее слабые составляющие. Методика устранения каждого вида дислексии и дисграфии представляет собой систему методов, использование каждого из которых определяется основной целью и его местом в общей системе логопедической работы.
В зависимости от выбранной стратегии коррекционного процесса он может идти по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
  • активизация и обогащение словарного запаса;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей;
  • формирование связной речи (подробный, выборочный и краткий пересказ), составление рассказа по серии картинок, по предложенному плану, по началу или концу текста;
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, дермалексия, моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.);
  • развитие движений пальцев и кистей рук (массаж и самомассаж пальцев, игры с пальчиками, обводка контуров, штриховка, работа с ножницами, пластилином, мозаикой).

В логопедическую коррекцию включаются задания разных уровней.
Работа с буквами

  • Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.
  • Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.
  • Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов.
  • «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» – ворота, перекладина, «Г» – вешалка, «Ч» – стул.
  • Дермалексия – узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.
  • Обведение букв по трафарету.
  • Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

Работа со слогами

  • Придумывание слов, содержащих заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
  • Составление слоговых схем.
  • Составление слога по картинкам (например, при изображении мака и одуванчика слог образуется из первых звуков этих слов «мо»).
  • Составление слогов из букв разрезной азбуки.
  • Изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог).
  • Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук.
  • Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающих гласным звуком.

Работа со словами

  • Отгадывание ребусов.
  • Подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово).
  • Деление слов на слоги с выделением ударного слога.
  • Подбор слов к звукослоговым схемам.
  • Подбор родственных слов к заданному слову.
  • Составление слова по начальным звукам других слов («мука, яблоко, чашка» – «мяч»); по последним звукам («рыба, сон, азбука, каштан, капуста, нос» – «ананас»).
  • Составление цепочки слов, отличающихся одним звуком («зайка – майка – чайка – гайка – сайка – лайка – шайка»).
  • Чтение слов в обратном порядке («сон – нос»).
  • Составление из двух слов одного («пар и воз – паровоз»).
  • Подбор синонимов и антонимов к заданному слову.
  • «Чехарда» (чтение слов сложной слоговой структуры наоборот).

Работа со словосочетаниями

  • Подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову.
  • Подбор существительных к прилагательным.
  • Работа с прилагательными, у которых пропущены окончания.
  • Сочетания существительных с глаголами: подбор глаголов к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?»- «Съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть, сварить, вымыть» и т.д.);
  • подбор существительного к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»); подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала»).
  • Сочетание существительного с числительным.

Работа с предложением

  • Составление предложений по схемам.
  • Выделение границ предложений в тексте.
  • Соединение разорванных частей предложений «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». – «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»).
  • Составление предложений с заданным количеством слов.

Работа с текстом

  • Чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками.
  • Составление двух текстов из набора предложений.
  • Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам.
  • Работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения.
  • Сочинение сказок, рассказов.

Помимо традиционных методов и приемов коррекции и профилактики дислексии и дисграфии здесь полезны занятия по фонетической ритмике (Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М., 1989). Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). В таких занятиях нуждаются дети с нарушениями фонематического слуха, со сложной дислалией и стертой дизартрией, с недостаточностью произвольной моторики и низким уровнем сформированности слухо-моторных координаций.
Занятия по фонетической ритмике помогают не только исправить недостатки звукопроизношения и нормализовать речевое дыхание, ритм, темп и слитность речи, голос, интонацию, но и обогатить словарный запас, расширить кругозор ребенка, развить межанализаторные связи, что в совокупности способствует преодолению и профилактике возможных затруднений в чтении и письме.
Упражнения выполняются под музыку и без нее. Во время занятия дети вместе с логопедом становятся в круг. Нужные движения предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз. Инструкции, а также весь речевой материал предъявляются детям слухо-зрительно. В упражнения включаются отдельные звуки, слоги, слогосочетания, слова, словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения, которые знакомы детям и доступны их пониманию. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Наглядный показ и многократное повторение стимулирует ученика к правильному подражанию.
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений, которые сопровождают произнесение речевого материала при выполнении упражнений. Элементы фонетической ритмики включаются и в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
Важное значение в коррекционной работе с детьми, страдающими нарушениями письменной речи, имеет неврачебная психотерапия. Большинство таких ребят эмоционально и социально незрелы, не всегда способны до-статочно полно и правильно осо-знать собственные проблемы. В связи с этим необходимо развивать у них такие качества, как умение общаться со сверстниками, участвовать в коллективных играх, соблюдать установленные правила поведения в игре и повседневной деятельности. Нельзя забывать и о создании положительной установки на участие детей в логопедических занятиях. Для этого используются ролевые игры, суть которых заключается в том, что группа детей (игроков), руководимая и направляемая логопедом (ведущим) должна выполнить поставленные перед ней задачи, действуя в рамках определенного сюжета и правил. Оптимально в такой группе должно быть 3-4 ребенка. Сюжет всегда разрабатывает логопед, руководствуясь теми целями и задачами, которые необходимо решить на данном этапе коррекционной работы. Роли в игре распределяются по инициативе логопеда или по выбору детей, ограниченному лишь их фантазией (однако логопед должен проследить, чтобы роль была социально приемлемой).
Ролевые игры можно эффективно использовать на любом этапе коррекционно-речевого воздействия. Они способствуют более глубокому усвоению материала, развитию связной речи, развивают воображение и творческие способности, являются мощным средством психологической коррекции.
Таким образом, тщательное обследование ребенка, выбор оптимальной для него стратегии коррекционного процесса, создание положительной установки на логопедические занятия и мобилизация на активное участие в коррекционной работе – условия эффективной деятельности школьного отделения детской психиатрической больницы.

Задержка речевого развития – симптомы и лечение

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 21 год.

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

ЗРР встречается у 8-10 % детей, чаще — у мальчиков [17] .

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование;
  • гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4] .

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, напримерменингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11] .

Диагноз “задержка речевого развития” не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать “замедление темпов речевого развития”. В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз “задержка речевого развития”, необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии — ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии) — у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — “понимает” его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая “формирует” активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно “разобраться” в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это “безречевые дети”, которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза “задержка речевого развития” достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: ” Что это? ” .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: ” Зачем? ” и ” Почему? ” .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме “Р”.

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: