Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Подготовка детей с ЗПР к школе

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей.

Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, помогающее ему в дальнейшем успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка – это комплекс физиологических и психических качеств организма любого ребенка – дошкольника 6 – 7 лет: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка, особенно с задержкой психического развития, оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Главное, у дошкольника должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовительных групп показал, что не все дети хотят в школу: трудно учиться, в школе будет домашняя работа и др. А те, кто дает положительный ответ, обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть звонки, перемены, каникулы. Но это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе.

Если ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то возможны трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.

Родителям стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:

– негативно относится к любой умственной деятельности;

– не любит отвечать на во­просы, не любит чтение;

– не может подчиняться правилам;

– не может подобрать синонимы или антонимы;

– не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

– не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

– не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца (копирование).

Мотивационную готовность к школе определяют не только умение читать, считать, писать. Хорошо, если до школы ребенок научится читать и писать. Но это всего лишь навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка, если, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Иногда родители отдают все силы, чтобы научить ребенка читать и считать, но, как только он освоит это, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Обучение чтению и счету – важная часть в развитии ребенка.Но важнее – желание узнавать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.

Рекомендации родителям в подготовке детей

с ЗПР к школе и выбору школы

Для предотвращения негативных сторон при подготовке ребенка к обучению в школе родителям следует:

– рассказать ребенку, что значит быть школьником, какие обязанности появятся в школе;

– на доступных примерах показать важность уроков, школьного распорядка;

– воспитывать интерес к получению новых знаний, их содержанию;

– никогда не говорить, что в школе неинтересно.

Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых вопросами «почему?» и «когда в школу?». Такое желание следует поощрять и поддерживать, приобретая доступную познавательную литературу, читать, рассматривать иллюстрации вместе с ребенком, обсуждать наиболее понравившиеся моменты, выполнять при желании и необходимости зарисовки и т.д.

Признаки готовности к школе:

– сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

– достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

– способность к выполнению основных мыслительных операций;

– достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

– развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

– определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении с взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт;

Дошкольный возраст является сензитивным (благоприятным) периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

Детям с задержкой психического развития рекомендуем записываться в ближайшую от места жительства школу, так как ребенок чувствует себя при этом более комфортно и процесс социальной адаптации проходит для него легче и эффективнее; в класс со стандартной моделью обучения, чтобы ребенок испытывал позицию успеха, мог применить полученные в детском саду знания и умения; уменьшить на первое время физическую нагрузку и количество посещений секций или кружков, в которые ребенок ранее записался.

Советы логопеда по подготовке к школе

Подготовка к школе детей 6-7 лет

Подготовка ребенка к поступлению в школу — животрепещущий вопрос для всех родителей. В 6 лет детей записывают на специальные занятия, чтобы в 1 классе они стали самыми успешными учениками.

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, чтобы его интеллектуальные способности были отмечены педагогами и помогли успешно осваивать школьные премудрости. Несомненно, превращение детсадовца в ученика — процесс сложный и желание помочь своему ребенку вполне оправдано. Однако, важно хорошо понимать, чему именно его надо научить перед школой.

Чему учить перед школой

Современные требования к первоклассникам поражают родителей, а особенно бабушек и дедушек. Сейчас дети должны знать буквы, проводить звуко-буквенный анализ, уметь считать в прямом и обратном порядке, разбираться в составе числа и неплохо читать. Ничего не поделаешь, детей отдают на подготовительные курсы или усердно занимаются дома, чтобы освоить все необходимое.

Однако очень часто за довольно весомым интеллектуальным багажом у ребенка скрывается полная психологическая и логопедическая неготовность к школе. Специалисты настаивают на том, что намного важнее для первоклассников умение адаптироваться в социуме, развитая мелкая моторика, внимание, память, воображение, привитые навыки самообслуживания и мотивация к учебе в условиях школы.

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему 'Прощай, Букварь'

Готовность ребенка к школе в первую очередь включает:

  • Развитые речевые навыки. Среди детишек, неуспевающих в учебе, имеется очень большой процент тех, кто страдает теми или иными логопедическими нарушениями. Именно отсюда растут корни таких проблем как дисграфия и дислексия.
  • Соответствующие физиологические функции: моторика, координация движений, ориентация в пространстве, фонематический слух.
  • Достаточный уровень психического развития: логического мышления, памяти и произвольного внимания, мотивации к познанию, умения строить свои отношения со сверстниками и старшими.

Как оценить готовность ребенка к школе

Родителям бывает сложно оценить, насколько готов ребенок к учебе. Не так просто понять, достаточно ли развиты функции высшей нервной деятельности, присутствуют ли нарушения в речи. Еще одним мешающим фактором является подмена понятий — в большинстве случаев мамы и папы считают, что нужно научить свое чадо буквам и цифрам, а неправильная постановка звуков или рассеянность внимания пройдут «сами собой» с возрастом.

Лучше все-таки получить консультацию специалиста. Именно он сможет выявить имеющиеся проблемы и составить коррекционный план занятий, чтобы ребенок мог успешно осваивать школьную программу.

Особое внимание необходимо уделить оценке развития речи. Педагоги начальной школы однозначно подтверждают тот факт, что среди детишек, отстающих в учебе, основная масса имеют те или иные логопедические проблемы.

На что обратить внимание при подготовке к школе:

  • Правильное произношение звуков.
  • Развитая связная речь, большой словарный запас.
  • Фонематический слух, способность выделять различные фонемы, определять их место в слове.
  • Сформированный грамматический строй речи. Использование развернутых предложений, правильное построение высказываний с учетом числа, рода и падежа, грамотно выстроенные связи слов в предложении.
  • Навыки словообразования. Ребенок должен уметь изменять слова при помощи суффиксов, правильно использовать в речи уменьшительно-ласкательные формы слов, строить прилагательные на основе существительных.
  • Развитые графомоторные навыки, умение правильно держать карандаш и ручку, штриховать, обводить контур и т.д.

Что делать родителям

В первую очередь необходимо объективно оценить все навыки ребенка. Если какие-либо проблемы заметны, что называется, невооруженным взглядом, стоит обратиться за помощью. Возраст до 7 лет — наиболее благоприятный для коррекции речевых нарушений. При правильном подходе ваш ребенок сможет наверстать все необходимое и к началу учебы быть готовым грызть гранит науки вполне успешно.

Если принято решение посещать курсы по подготовке к школе, лучше выбрать вариант, где уроки проводит профессиональный логопед. Такие занятия включают все аспекты:

  • развитие фонематического слуха;
  • обучение звуковому анализу и синтезу;
  • формирование правильного грамматического строя речи;
  • тренировка мелкой моторики, овладение навыками штриховки, рисования и т. п.;
  • упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, мышления;
  • обучение чтению;
  • развитие грамотной связной речи.

Если ребенку необходимо скорректировать какие-то речевые проблемы, не откладывайте это в долгий ящик. Чем раньше начать заниматься со специалистом, тем проще будет добиться успеха. Дайте своему будущему первокласснику шанс стать успешным учеником!

Советы родителям будущих первоклассников

  1. Обязательно создавайте положительный настрой. Подчеркивайте, что сын или дочь уже стали взрослыми, что в школе у них все будет хорошо получаться. Не запугивайте «новой жизнью».
  2. Не заостряйте внимание на речевых проблемах, но обязательно займитесь их решением. Пусть ребенок воспринимает это как естественный рабочий момент, не акцентируется на том, что у него плохо получается.
  3. Создавайте дома развивающую речевую среду. Дети должны слышать правильную речь. Больше общайтесь, обсуждайте дневные события, расспрашивайте обо всем, побуждая ребенка больше рассказывать.
  4. Выделяйте время на чтение! Даже если ваше чадо еще не научилось читать, положительное отношение к книгам, интерес к познанию нового обязательно поможет ему в учебе.
  5. Учите стихи, тренируйтесь произносить скороговорки. Не забывайте об артикуляционной зарядке.
  6. Если ребенок посещает логопедические занятия, обязательно выполняйте все домашние задания и рекомендации. Поддерживайте своего будущего школьника, отмечайте каждое достижение и хвалите.
  7. Обратите внимание на психологическую и физиологическую готовность. Как говорится, не чтением единым. Проработайте навыки самообслуживания, умение сотрудничать и выполнять задания педагога.
  8. Не забывайте о здоровье. Прогулки на свежем воздухе, активные игры, соблюдение режима дня помогут вашему сокровищу успешно справиться со вступлением в новую учебную жизнь.

Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе

Надежда Максимова
Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе

Максимова Надежда Геннадьевна,

учитель – логопед,

Шойжинимаева Татьяна Жигмитовна,

педагог – психолог,

МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»,

с. Дульдурга, Дульдургинский район,

Система работы педагога-психолога и учителя логопеда

с детьми ЗПР при подготовке их к школе.

В статье представлена система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе. Представлен опыт работы по применению элементов песочной терапии, бурятской народной игры «Шагай наадан» которые позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным.

Ключевые слова: нарушение восприятия, мультисенсорная среда, коррекционные методы.

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. По разным данным, дети с ЗПР различного генеза составляют от 6 до 11% из числа всех детей. [3]

Задержки психического развития является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У этих детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковых (фонетика) и смысловых сторон (грамматика и лексика).Таким образом ОНР выступает как вторичное нарушение и требует несколько другого подхода к коррекции чем с детьми с ОНР «чистом» виде, то есть с сохранным интеллектом. [4]

К проблеме изучения общего недоразвития речи обращались В. П. Глухов, Т. А. Ткачева, Р. Н. Лалаева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина и др. [5]

Читайте также:
Карточки-задания логопеда, логопедические карточки

Система работы специалистов построена исходя из характеристики детей, имеющие ЗПР данные в трудах В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, С. Антоновой, А. Л. Сиротюк.

По мнению И. Ф. Марковской, при преобладании общих нейродинамических

расстройств, прогноз развития достаточно благоприятен.

Чтобы облегчить детям с такими нарушениями процесс обучения в школе, необходимо особым образом выстроить этап их подготовки к ней в старшем дошкольном возрасте.

Опыт мировой и отечественной педагогики и психологии показывает, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном развитии личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития восприятия, которое является базовым познавательным процессом.

Особое значение приобретает развитие восприятия у детей с ОНР на фоне ЗПР,для которых характерно незрелость эмоционально- волевой сферы: иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются

нарушения внимания, его устойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Отсюда вытекает нарушения восприятия. Дети не могут построить целостный образ, страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Имея детей с такими нарушениями и понимая важность формирования восприятия как основы развития речи и познавательных психических процессов у детей, в нашем детском саду сделали акцент на создании особых условий, оказывающих полифункциональное воздействие на весь организм ребенка и его психическое развитие. [1]

Для этого кабинет специалистов разделен на две зоны. Релаксационная зона – уголок игровой психотерапии, создающий атмосферу безопасности и спокойствия.Он включает:

• мягкие покрытия (напольное покрытие, подушечки, мягкие игрушки);

«сухой бассейн с разноцветными мячами-шариками»;

• приборы создающий рассеянный свет (пузырьковая колонна, аквариум);

• фонотеку релаксационной музыки;

• водопад с текущей водой;

Отдых в этой зоне снижает двигательный тонус, расслабляет и снимает эмоциональное напряжение, а в сочетании с наблюдениями за световыми стимулами развивается внимание и зрительное цветовосприятие. Звуки природы позволяют формировать и развивать исследовательский интерес

и воображение (например,детям дается задание: среди звука прибоя, плеска воды услышать крик чайки).

Активационная зона кабинета включает мультисенсорную среду.Оборудование включает:

• панели – пазлы – стимулирующие развитие внимания, мышления, воображения, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки;

• звуковые тренажеры – нажимая на которые, дети слышат звуки, издаваемые животными,произносимыми звуками и числами и одновременно видят обозначаемые буквы и цифры и таким образом развивается фонематический слух и звукопроизношение:

• эмоциональное панно – благодаря которому дети учатся различать эмоциональные состояния;

• тактильная среда наполнена различными дидактическими играми и пособиями для развития мелкой моторики, восприятия величины, цвета и формы предметов. Например, специальная дощечка с разной текстурной поверхностью, большая коллекция тренажеров-шнуровок развивают тактильное восприятие и обогащают речь, помогает премудрости шнуровок.

Форма проведения занятий в кабинете зависит от индивидуальности и творческого подхода специалистов.

Занятия могут проводиться с подгруппами по 2-3 человека или индивидуально. Время занятия определяется специалистами с учетом индивидуальных особенностей и проблем ребенка и составляет от 20 до 30 минут. Длительность занятия может быть сокращена, если у ребенка быстрая утомляемость, гипервозбудимость. В этом случае необходимо снизить нагрузки на сенсорные анализаторы, исключить элементы активной стимуляции и провести сеанс релаксации для того. чтобы успокоить ребенка и снять напряжение и утомление.

Исходя из этого, применяются коррекционные приемы,приводящие к устойчивости организм ребенка:

1. Речевое программирование, проговаривание последовательности действий.

2. Организация внимания

3. Актуализация мотива деятельности

4. Эмоциональная стимуляция.

Для работы в кабинете в зависимости от специфики проблемы используются различные коррекционные и развивающие пособия и методы.

Развитие речевого общения и улучшение разборчивости речевого высказывания дошкольников для лучшего понимания их речи окружающими является главной целью коррекционной работы специалистов службы сопровождения с детьми с ЗПР.

Работа учителя- логопеда направлена, в первую очередь, на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон – лексики, фонетики, грамматики, а педагога-психолога – психических и сенсорных функций.

Для решения этих задач мы используем в своей работе технологию песочной терапии О. Ю. Епанчинцевой «Песочный мир чудес». Мы изготовили стол с подсветками и приобрели цветной песок. Создали картотеку игр и игровых упражнений, разработали ряд занятий и апробировали в практике работы с детьми ЗПР. Песок идеально подходит для формирования персептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.

Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания (очень острые и болезненные, в слова. Занятия с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. [2]

Развитие мелкой моторики – эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети рисуют ребром ладони или пальцем геометрические фигуры, «дорожки для слоненка к его домику», следы бегемота или паучка. Оставленные следы обсуждаем кто их оставил, как его зовут, куда он пошел, в каком эмоциональном состоянии пребывает.

Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития мелкой моторики, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки. Для развития фонематического слуха дети выбирают и называют фигуры с определенным звуком. Для автоматизации,например: в игре дети собирают в зоопарк только тех животных, в названии которых есть звук [л] слон, крокодил, ласточка и т. д.

Обогащение и закрепление слов родного языка одна из самых важных задач развития или коррекции речи детей с ОНР. [4]

Что же можно делать в песочнице спросят нас? Расширяем и активизируем лексику, связанную с той же песочницей… песок, песчинка, песочек. Закрепляем новые слова и активизируем словарь, используя сюжетные игры «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты».

Говоря о грамматической стороне речи, образовываем новые слова и очень удачный нам кажется опыт показа значений приставок на примере действий с песком.Например: насыпать, засыпать, пересыпать, подсыпать, досыпать и т. д.

Нельзя забывать, и о формировании связной речи. Мы проигрываем литературные произведения с последующим пересказом ребенка. Здесь мы применяем как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Обыгрываем народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя» и др. Сказки детям хорошо известные, и это помогает ребенку с нарушенным речевым развитием.

Читайте также:
Загадки Зимушки-Зимы' - конспект занятия

Также в работе применяем бурятскую народную игру «Шагай наадан»– игры с бараньими костями – альчиками. Методологиским обоснованием введения в программу работы с детьми с ЗПР этой игры является учения о взаимосвязи общей и речевой моторики И. М Сеченева, М. М. Кольцовой, Т. А. Звонаревой, о связи речи и выразительных движений М. О. Гуревич, А. А. Леонтьева. Во время игры создается игровая обучающая ситуация. Неоценима важность этой игры помимо развития ловкости и силы пальцев руки, развивается сравнение «мало», «много», классификация, обобщение по видам косточек. Во время игры дети могут построить целостный образ. Это так важно для развития восприятия окружающего мира ребенком. [1]

Мониторинг результатов коррекционной работы учителя-логопеда и педагога – психолога с детьми с ЗПР показал, что в ходе реализации системы работы у таких детей значительно повышается уровень развития,а именно:

– происходит развитие игровой деятельности;

– развитие общих двигательных навыков;

– развитие речевого общения с окружающими;

– коррекция речевой функциональной системы и психических процессов.

1. Адаптированная коррекционно – развивающая программа для индивидуальной работы с детьми ОВЗ «Я». Составленная педагогом психологом ДОУ.

2. Епанчинцева О. Ю., Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб. ,2009.

3. Журбина О. А., Краснощекова Н. В.Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. -Ростов н/Д: Феникс,2007.

4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера,2003.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис-Пресс,2004.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. – М. : ГНОМ и Д. ,2000.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как важное условие работы с детьми с речевыми недостатками Тыщенко Лилия Андреевна Учитель-логопед МБДОУ детский сад №12 «Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей, как важное условие работы с детьми.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Добро и зло» Задачи: -развивать восприятие, память и мышление, умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен собственных при помощи суффиксов;.

НОД на конкурс «Педагог года — 2017» педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Будущий первоклассник» НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Будущий первоклассник» Цель занятия: Всесторонняя подготовка детей к.

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Открытое интегрированное занятие учителя логопеда и педагога психолога МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Открытое интегрированное занятие педагога – психолога и учителя логопеда с детьми старшей группы.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе “Цыплята” МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Планирование работы педагога-психолога на учебный год с детьми с особыми образовательными возможностями В наше время педагог -психолог сталкивается со многими трудностями в планировании своей работы. Работа специалиста должна включать в себя.

Проектная деятельность учителя-логопеда, педагога-психолога «Развиваем пальчики» План проекта «Развиваем пальчики» на 2016-2017 год Пояснительная записка Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Современные формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Прежде всего, важно понимать, что в ситуации выбора учебного заведения трудно всем – и родителям, и ребенку.

Бесплатные занятия с логопедом

Перед родителями детей с ЗПР всегда возникает вопрос о том, как организовывать образование ребенка с ЗПР и как подготовить его к школе. Есть несколько вариантов, таких как индивидуальное обучение со специалистами или родителями на дому. Можно пойти в специальные заведения, или же выбрать обычную школу. В основном, самым оптимальным вариантом кажется специальные учреждения и общеобразовательные школы, где есть классы для детей с ЗПР. Однако у многих все равно возникает вопрос о том, так ли необходимы отдельные школы для детей с задержкой психического развития, и как к ним готовиться.

Нужны ли детям с ЗПР специальные учебные заведения

Прежде всего, важно понимать, что в ситуации выбора учебного заведения трудно всем – и родителям, и ребенку. Взрослые не знают, на что ориентироваться, у них есть сомнения по поводу способа обучения. Но и будущему ученику тяжело пережить этот период, ведь часто родители начинают завышать к нему требования, давать задачи не по способностям и умениям. В том случае, если будет выбрана обычная школа, не избежать ситуации, в которой учитель будет недоволен успехами ученика с ЗПР, также как и родители, которые могут к тому же и ругать за неудачи.

Поэтому важно понимать особенности будущего школьника при выборе учебного заведения, как обычного, так и для детей с ЗПР.

Это заболевание приводит к тому, что у детей формируется индивидуальный ритм усвоения материала, поэтому обычный темп урока им не подходит. Такие школьники прекрасно осознают свои успехи и неудачи и сравнивают себя с другими учениками. Видя свое отставание, ребенок будет пытаться привлечь к себе внимание. Поэтому в классе может начаться плач, ученик будет проявлять агрессию, отказываться выполнять требования учителя.

Из-за трудностей в усвоении материала, а также нежелания взрослых уделять большое количество времени на совместный разбор тем, капризы начинаются и дома. Это заставляет взрослых задуматься о том, что пора переходит в класс для детей с ЗПР. Это будет правильное решение, если у родителей нет навыков и времени самим справиться с обучением.

Читайте также:
Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями

Неважно, какое название у школы, главное подход учителей к обучению. Важно найти педагога, который сможет следовать нескольким правилам, и индивидуальный ритм восприятия только одно из них. Нельзя завышать требования к ребенку с ЗПР, так как его возможности не увеличатся от необходимости выполнить программу.

Чтобы не очутиться в такой ситуации, перед выбором школы необходимо протестировать возможности и не превышать их. Для этого заранее просматриваются программы учебных заведений, которые обычно доступны на сайте.

Но забрасывать на устоявшемся уровне развитие знаний и навыков нельзя. Наряду с обучением проводиться коррекция недостатков по специальному плану и процедуры для общего улучшения здоровья. Подобное внимание можно оказать только в специализированных заведениях, что является их преимуществом.

Есть несколько других отличительных черт, которые показывают, что ребенку с ЗПР действительно нужна специальная школа.

Во-первых, это маленькие классы. Это позволяет поддерживать контакт со сверстниками, но все равно получать достаточно внимания от учителя.

Во-вторых, такие классы предлагают идти по специальной адаптивной программе и дома, что приводит к успешным результатам обучения и коррекции. После того, как школьник догонит сверстников без задержки, он может перевестись в обычную школу. Но на начальных этапах все-таки стоит обратиться к специалистам и школам для детей с ЗПР.

Как подготовиться ребенку с ЗПР к обучению в школе

Прежде всего, необходимо четко следовать предписаниям, которые были получены от педагогов из дошкольного учебного заведения, которые уже занимались с ребенком. Также должны быть наработки от узкопрофильных специалистов, таких как логопед, дефектолог и детский психолог.

Далее, учителя и родители должны согласовать план по поводу адаптационного периода. В это время происходит привыкание к новой среде, и у пациента с ЗРП он гораздо дольше. Следует продумать то, как он будет привыкать к правилам, к расписанию, к людям и к занятиям. Надо быть готовым к тому, что он будет сопротивляться переменам, капризничать на уроках и отказываться идти на контакт. В таком случае необходимо добавить в учебный процесс игровых моментов, возможно, использовать те методики и упражнения, которые уже знакомы школьнику.

Если программа, которую учитель пытается донести, оказывается не по силам ученика, надо начать с повторения изученного, а новый материал упростить или изменить подачу. В некоторых случаях может понадобиться сопровождение детей с ЗПР в школе для стабилизации дисциплины. Это может быть как логопедическое сопровождение, так и дефектологическое сопровождение в школе. Это означает, что вместе с учеником на занятиях будет присутствовать логопед и дефектолог, помогающий на уроках.

Перед тем, как начнется новый учебный год, родители должны провести подготовку к школе. Во-первых, объяснить, что такое уроки, и что от детей там будут требовать. Далее подготовить к расписанию, возможно, попробовать позаниматься в школьном режиме дома. Заниматься дополнительно нет необходимости в том случае, если сохраняется регулярный режим коррекционных домашних упражнений.

Что касается покупки школьных принадлежностей, то тут необходимо ориентироваться как на стандартный список, так и на дополнительные требования учителя, которые вызваны индивидуальным подходом к обучению.

В чем разница между обычной школой и ЗПР?

В стандартной школе у учителей есть программа и время, за которое ее надо пройти. Каждая тема укладывается в отпущенные занятия, задержки невозможны, а тема заканчивается контрольной работой.

В классах для детей с ЗПР график более свободный, а программа легче. Преподаватель, даже в группах, а не на индивидуальных занятиях, прислушивается к детям и придерживается того темпа, который комфортен всем учащимся.

В обычных классах детей может быть более 30 человек, а в специальных группах не больше десяти. В результате получается уделить всем внимание. Это сказывается не только на качестве преподавания, но и на эмоциональном фоне ученика, который чувствует себя комфортно и спокойно.

В классе обычной школе ученика с ЗПР будут окружать дети, которые будут опережать его в учебе и в жизни класса, группы. В ЗПР-заведениях такого неравенства не будет, поэтому школьник не будет сравнивать себя с окружающими и чувствовать неудобство.

Как выбрать школу с ЗПР-классом

В Сети можно встретить довольно много жалоб, что в школах закрываются классы для детей с особенностями в психическом развитии. Это соответствует реальной ситуации, и родители могут столкнуться с тем, что ни в городе, ни в области такой школы не будет. В таком случае можно попытаться пройти в обычный класс, но сейчас в большинстве школ перед первым классом проводят вступительное тестирование.

Можно попробовать подыскать частное заведение. Приватные коррекционные организации для детей с ЗПР создаются не только как кружки, но и как садики и даже школы. При выборе такого заведение необходимо посмотреть на репутацию и отзывы на сайте и в Сети. Можно попросить программу, по которой занимаются, и посоветоваться со специалистами в том, насколько она эффективна.

Вот что говорят об обучении детей с ЗПР в разных школах родители:

Специальные школы Образовательные школы
Плюсы
Есть реальные примеры того, как дети выравнивались в таких заведениях и очень скоро переходили в обычные школы Строгое расписание хорошо дисциплинирует
Детям подходит индивидуальная размеренная программа обучения Вокруг другие школьники, что заставляет усерднее трудиться, чтобы быстрее догнать одноклассников
Хорошо стимулирует к учебе отсутствие «нагоняев» со стороны учителей – в ЗПР-классах учителя понимают, что такой подход не действует на их школьников.
Маленькие группы – за детьми хорошо следят
Минусы
Специальные классы очень тяжело найти Жестокость детей
Некоторые педагоги выбирают слишком мягкие методики и потакают капризам, Нет индивидуального подхода – школьник ничего не запоминает из-за быстрого темпа занятий

Выводы

Решение о выборе места учебы родители принимают самостоятельно, основываясь на способностях школьника и предписаниях специалистов. Рекомендуется выбирать специальные заведения, так как они построены таким образом, чтобы максимально комфортно влить детей с ЗПР в школьную среду. Занятия ориентированы не на простое прохождение программы, а на освоение навыков и коррекцию особенностях при задержке в развитии.

Обычные школы не считаются самым плохим вариантом, так как учителя все равно будут стараться подстроиться под всех своих учеников. Необходимо понимать, что на пятерки школьник с ЗПР учиться не будет, но углубит свои знания в кругу других детей.

Читайте также:
Восстановление бытовых навыков у больных с очаговыми поражениями мозга

Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. учебно-методическое пособие на тему

Для детей с ЗПР с успехом можно использовать комплекс упражнений «Зарядка для ума и тела», который размещен на нашем сайте в разделе «Развитие познавательных функций».

ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту). [Словарь коррекционной педагогики и психологии. Ярославль, 1998 г.]

Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие. ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

  • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
  • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
  • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
  • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
  • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
  • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
  • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
  • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат
  • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

Специфика логопедической работы у детей с задержкой психического развития

Специфика логопедической работы у детей

с задержкой психического развития

Республика Марий Эл

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Этапы коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей с ЗПР

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР является длительным и сложным процессом. Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, можно выделить следующие этапы коррекционной работы:

I. Предварительный этап. Цель: подготовить слуховую и зрительную систему к последующей работе над звуками.

II. Этап постановки звука. Цель: формирование навыка правильного произношения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука, зрительное восприятие артикуляции.

III. Этап автоматизации звука. Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

IV. Этап дифференциации звуков речи. Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Приемы и методы, которые используются при коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, традиционные. Однако, существует специфика логопедической работы с детьми с ЗПР. Она обусловлена, с одной стороны, характером нарушения ЦНС, психопатологическими особенностями ребенка с ЗПР, прежде всего снижением уровня аналитики синтетической деятельности, с другой — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Читайте также:
Конспект занятия: Перелётные птицы

Специфика логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР

1. Логопедическая работа направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков (при дифференциации); устанавливается их сходство и различие. Необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звука в слове. Используются графические схемы.

2. Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. При коррекции звукопроизношения необходимо максимальное включение анализаторов, актуализации ощущений разной модальности, а также использования разнообразной наглядности.

Получить полный текст

4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет психических особенностей ребенка с ЗПР, его работоспособность, уровень несформированной речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

5. Коррекцию нарушений звукопроизношения необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики.

6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ЗПР очень консервативны, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

7. Характерной для логопедической работы является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и форме.

8. Важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми).

9. Учитывая быструю утомляемость, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

10. На занятиях по коррекции звукопроизношения должна учитываться тщательная дозировка заданий и речевого материала. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем — на более сложном.

11. При проведении занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. Цель занятия должна быть изложена чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

12. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

13. Следует поддерживать у ребенка с ЗПР интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

14. В связи с тем, что нарушения речи у детей с ЗПР носят стойкий характер, работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

15. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей (закрепление правильных речевых навыков).

16. Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.

Таким образом, при коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР необходим учет особенностей протекания их психических процессов. Особенностью логопедической работы является ее индивидуализация.

Отличие ЗПР от педагогической запущенности

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные.

Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Не сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, лож – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий из вне. При таком стихийном формировании без педопеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР

Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

Основная причина ЗПР-недостаток самокогтроля- нужен постоянный контроль со стороны взрослых.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь

этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличение смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи

этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

Так, Е. В. Мальцева выделяет три группы детей.

Первая группа— дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа— дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.

Третья группа— дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи

Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития.

Наибольшая распространенность нарушений звукопроизношения имеет место у учеников 1-го класса (55,8%, по данным Е. В. Мальцевой). К 4 классу это количество значительно снижается (20,5%).

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

Читайте также:
VI конференция Российской ассоциации дислексии

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия,

• анализа зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Комплексное воздействие на познавательное развитие детей;

Необходимость блольшого наглядного материала ,

Краткость логопедической инструкции,( 1-2 и ждать выполнения задания),

Обязательное закрепление отработанного материала на занятиях и вне его.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Особенности работы учителя-логопеда в группе для детей с ЗПР»
консультация по коррекционной педагогике по теме

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Но усилившиеся сегодня экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР. По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пределах от 5 до 11%.

Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошкольном возрасте. Она носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.

Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего и комбинированного вида с группами для детей с ЗПР, в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее. В группе для детей с ЗПР коррекционно-развивающая работа ведется специалистами: дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, каждый на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи. Обязательно участие семьи ребенка. Работа ведётся по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Программа разработана по заказу Министерства образования РФ. Рабочие программы учителя-дефектолога и учителя-логопеда учитывают состояние и уровень развития ребенка и предполагают обучение по следующим направлениям:

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи,

2. Формирование правильного звукопроизношения,

3. Обучение игровой деятельности и ее развитие,

4. Ознакомление с художественной литературой,

5. Развитие элементарных математических представлений,

6. Подготовка к обучению грамоте,

7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_raboty_uchitelya-logopeda.docx 30.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида № 176»

Заводского района г. Саратова.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

г. САРАТОВ, 2018 г.

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Но усилившиеся сегодня экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР. По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пределах от 5 до 11%.

Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошкольном возрасте. Она носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.

Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего и комбинированного вида с группами для детей с ЗПР, в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее. В группе для детей с ЗПР коррекционно-развивающая работа ведется специалистами: дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, каждый на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи. Обязательно участие семьи ребенка. Работа ведётся по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Программа разработана по заказу Министерства образования РФ. Рабочие программы учителя-дефектолога и учителя-логопеда учитывают состояние и уровень развития ребенка и предполагают обучение по следующим направлениям:

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, 2. Формирование правильного звукопроизношения, 3. Обучение игровой деятельности и ее развитие, 4. Ознакомление с художественной литературой, 5. Развитие элементарных математических представлений, 6. Подготовка к обучению грамоте,

7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные занятия в соответствии с учебным планом по развитию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию элементарных математических представлений. Учитель-логопед проводит фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Индивидуальную работу учитель-логопед проводит по коррекции звукопроизношения, а учитель-дефектолог – по развитию познавательных процессов. С воспитанниками группы также проводят коррекционную работу педагог-психолог на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в процессе организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.

Характерные признаки ЗПР:

– ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

– низкий уровень познавательной активности,

– недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

– более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения. Поскольку познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью саморегуляции, это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями.

Исследование грамматического строя речи детей выявило у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

У многих детей с ЗПР дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм. Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно – падежных конструкций. (У белка пушистый хвост). Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предлогов имеют места либо замены, либо пропуски. В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде (два белки, красная кресла), падеже (Первое сентября дети идут в школу).

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется

нарушением речи как системы. В коррекционную группу поступают дети с логопедическими заключениями: ОНР 1, 2, 3 уровня, а также системное недоразвитие речи.

Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий :

· Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);

· Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по музыке;

· Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);

· Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят: · Развитие и совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики;

· Развитие слухового восприятия, внимания;

· Развитие зрительного восприятия, памяти, чувства ритма;

·Формирование произносительных умений и навыков; коррекция нарушений звукослоговой структуры;

· Совершенствование лексических и грамматических средств языка;

· Развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта.

Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, психолога и других специалистов, возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи и предъявляли единые требования детям. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.

В ходе работы с детьми с ЗПР установлено, что наибольшие трудности у всех вызывает употребление предлогов, конструирование предложений, оперирование предложно-падежными конструкциями.

Исходя из выявленных в ходе особенностей, намечаются следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:

* развитие умения использовать в речи предлоги;

* развитие навыков конструирования предложений;

* обучение согласованию различных частей речи.

Обучение согласованию различных частей речи, образованию относительных прилагательных; отработка навыка правильного употребления единственного и множественного числа существительных; употребления в речи уменьшительно-ласкательных существительных и построения правильных предложений с ними проводится в различных играх и игровых упражнениях: «Семицветик», «Зашнуруй и назови», «Магазин», «Логический домик».

Развитию умения правильно конструировать предложения, способствует театрализованная деятельность.

Работа над предлогами начинается с простых предлогов “в”, “на”, “под”. Отработка проводиться с использованием демонстрационного и раздаточного материала. Далее детям предлагается составить предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам. Для активизации в речи предлогов, предлагается использовать «Волшебный кубик», на гранях которого обозначены схемы предлогов.

Затем детей знакомят с предлогами “у”, “с”, “по”, “до”, “из”, “за”, “к”, «из-за», «из-под», «между».

Для детей с задержкой психического развития особенно важным является привлечение различных анализаторов–слухового, зрительного, кинестетического. Ребёнок должен понаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить его, назвать сам. В результате в сознании ребёнка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Однако детям с ЗПР в отличие от детей с ОНР в силу выраженности нарушений, требуется облегчённый материал, подаваемый в меньшем количестве. С учётом специфики диагнозов детей, обучающихся в данной группе, учитель-логопед на своих занятиях особое внимание уделяет развитию мелкой моторики. Для этого используют пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, с использованием предметов, пружинных и шариковых массажёров, самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» , пальчиковую гимнастику с использованием элементов массажа БАТ «биологически активных точек» на руках, ушах, ногах. Для стимуляции БАТ на стопах ног, дети бегают по дорожке, выложенной галькой, а также выполняют релаксирующие и логоритмические упражнения, дыхательную и психогимнастику. Особое место занимают нетрадиционные технологии обучения: «песочная терапия», техника «су-джок»

Организация обучения детей с ЗПР требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является – мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Тем более что у детей к нарушениям речи присоединяется и задержка психического развития, и синдром дефицита внимания и гиперактивности. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Учитель-логопед не только использует компьютерный материал на своих занятиях, но и дает возможность родителям, которые имеют дома компьютер, продолжить с ребенком занятия в выходные дни. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно». Они предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Совместная работа логопеда и родителей — один из важнейших компонентов коррекционной работы, которая во многом определяет его успешность. Работа с семьей ребёнка с ЗПР, направлена на повышение компетентности и педагогической грамотности родителей, проявление заинтересованности и активизацию их в различных мероприятиях.

На всех этапах работы – диагностическом, коррекционном, профилактическом учитель-логопед придает большое значение информированности. При необходимости стимулирует обращение родителей с ребенком к узким специалистам: врачу-неврологу, психиатру, педиатру и др. Все эти вопросы решаются на заседаниях консилиума (ПМПк), индивидуальных консультациях.

В группе для детей с ЗПР важно правильно распределить обязанности между всеми специалистами. Четко выполнять программные задачи и осуществлять взаимодействие между логопедом и дефектологом. Ведь решается одна единая задача: подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.

Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР ( по рекомендации ЦПМПК)

МОУ Бурмакинская СОШ №2

Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР

( по рекомендации ЦПМПК)

Пояснительная записка

Данное сопровождение составлено на основе адаптированной образовательной программе МОУ Бурмакинской СОШ№2. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Логопедическое сопровождение разработано на основе научно- методических пособий, программ:

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011 Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 1. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 2. – М.: Школьная пресса, 2005. – 112 с.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

Цель : организация коррекционно-развивающей работы с воспитанником с ЗПР, имеющей нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности. Устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи.

Развивать артикуляционную моторику.

Корректировать нарушенные звуки, автоматизировать и дифференцировать их.

Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.

Развивать пространственно-временные представления.

Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:

Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности .

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Особенности сопровождения детей с ЗПР

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• формирование морфологической и синтаксической системы языка;

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Алгоритм логопедического сопровождения ребенка с ЗПР

Обследование ребенка, анализ результатов, заполнение речевой карты.

Работа с воспитателями.

Знакомства воспитателей с результатами обследования.

3.Работа с родителями.

3.1 Индивидуальные беседы, консультации.

Знакомство родителей с результатами обследования.

4.Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений.

5. Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.

Содержание работы

1 этап: Подготовительный.

Цель работы: Формирование артикуляционной базы речи.

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

4. Формирование и развитие мелкой моторики.

Постановка звуков в последовательности:

– свистящие с, з, сь, зь

Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие мышления. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.

3. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.

4. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

1. Оценка результативности коррекционной работы.

2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Формы и средства контроля

Основная цель контроля – проверка знания изученного материала

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок должен научиться, правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи, уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.

Учебно-методические средства обучения:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011

4.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 1. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.

5.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. – Кн. 2. – М.: Школьная пресса, 2005. – 112 с.

6.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

7. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

8. Наглядно – дидактические пособия издательство «Сфера», «Мозаика- синтез» ( автоматизация звуков, дифференциация звуков, развитие связной речи, развитие словаря и др.)

Перспективный план работы с ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения

Темы занятий

Цели занятий

Кол-во занятий

Оборудование

упражнения (артикуляционная гимнастика)

Развитие фонематического слуха .

Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов.

Необходимо формировать точные движения органов артикуляции;

Развитие мелкой моторики рук;

Развивать фонематический слух;

Формировать правильную воздушную струю;

Отработка опорных звуков.

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1способ –по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями)

2 способ – смешанный (подражание + словесные пояснения)

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух, память, мышление.

Зеркало, шпатели, артикуляционные профили, набор картинок.

Автоматизация звука в словах.

Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

Картинки игры на разв. мелкой моторики и др.

а) автоматизация в прямых слогах

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

Зеркало, таблица слогов

б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука.

в) автоматизация в слогах со стечением согласных

Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука

г) автоматизация в словах ( в начале слова)

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игры .

д) автоматизация в середине слова

Отработать правильное произношение в середине слова.

Зеркало, серия картинок , игры .

е) автоматизация звука в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях)

Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото» и др.

ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок , Игра « Умный телефон», «Лото» и др.

4. Автоматизация звука в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления :

Развивать мелкую моторику рук.

Пополнять словарный запас.

Развивать речь ребенка.

Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, Игра « Умный телефон», «Лото».

а) автоматизация во фразовой речи

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

Зеркало , игра «Лото», Умный телефон»

б) автоматизация звука в простом предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

Зеркало, серия картинок, игры.

в) автоматизация звука в простом распространенном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас.

Зеркало, серия картинок, игры

г) автоматизация в сложном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами ( а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.

Зеркало, серия картинок, игры

5. Автоматизиция звука :

Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству.

народное творчество» серия картинок, игры

6. Автоматизация в коротких рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок.

серия картинок, игры.

7.Автоматизация в рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.

8. Автоматизация в разговорной речи.

Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: