Консультация логопеда для родителей: На что обратить внимание до школы?

На что обратить внимание до школы (консультация логопеда)

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ДО ШКОЛЫ?

Если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо. Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечает­ся нерезко выраженные нарушения в речевом развитии, которые замет­ны только специалисту, В дальнейшем эти нарушения приведут к появ­лению специфических ошибок в чтении и письме. Устранить их может только учитель-логопед — специалист по коррекции нарушений речи (устной и письменной).

Уважаемые родители, как миниум за год до поступления малыша в 1 класс вы обязательно должны обратить внимание на следующие мо­менты:

  1. Все ли звуки правильно произноси т ваш ребенок?
  2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух?
  3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?
  4. Насколько богат его словарный запас?
  5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок?
  6. Хорошо ли владеет связной речью?

Почему так важно уметь различать похожие звуки на слух? Разве недостаточно того, что ребенок нормально произносит все звуки? Если проанализировать ошибки дисграфиков, то можно сделать вывод, что они возникают как раз из-за того, что ребенок не умеет правильно ана­лизировать звуки, из которых состоят слова. У такого ребенка плохо развит фонематический слух. Ученик не может составить слоги из букв, а слова из слогов. Когда он читает, с трудом улавливает смысл каждого слова – ведь когда он дочитывает слово до конца, начало уже забыто. Похожие звуки часто кажутся дошкольнику одинаковыми: Д и Т, 3 и С, П и Б. Если не провести специальную работу по их различению, в школе неизбежны будут ошибки: вместо «коза» будет написано «коса», вместо «крыса» — «крыша», вместо «ландыш» — «ландыс».

Как маме проверить своего ребенка до школы?

Подберите картинки с похожими звуками (можно найти их в ин­тернете и показывать ребенку с экрана компьютера). Дочка – Точка, Сажа — Саша, Крыса – Крыша, Бочка Почка, Горка – Корка, Сайка — Зайка, Ямка — Лямка, Ложки – Рожки, Коза – Коса, Челка — Щелка, Цвет — Свет и т. п.

Мама должна называть картинки, а ребенок молча показывать пальцем. Картинки называются строго в единственном числе, в имени­тельном падеже, в разной последовательности. Чтобы оценить резуль­тат, внимательно понаблюдайте за поведением ребенка: сразу ли он на­ходит нужную картинку или затрудняется в нахождении правильной; смотрит на губы матери; требуется ли повторять для него каждое слово?

Если малыш хорошо различает звуки, он будет уверенно и пра­вильно показывать все картинки. Такую проверку фонематического слу­ха можно проводить уже с 3-летнего возраста. Если малыш не различает некоторые звуки речи на слух, он заменяет их и в устной речи, а в даль­нейшем будет ошибаться и в письме.

Обнаружив любые нарушения в речи своего ребенка, как можно скорее обратитесь к логопеду. Не стесняйтесь рассказать о своих волне­ниях. Специалист осмотрит малыша и даст вам необходимые рекомен­дации, возможно, будет необходимо посещать логопедические занятия.

ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:

  • сформированность звукопроизношения;
  • готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
  • соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
  • сформированность грамматического строя речи;
  • сформированность связной речи.

Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

  • умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;
  • умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У]. [О]. [И], [Ы], [Э]);
  • умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М]. второй – [А], третий – [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И]. [Т] — КИТ.
  • у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], |3], [3’], [Ц];
  • шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [1_Ц];
  • сонорных [JI], [JT], [Р], [Р’].

Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными

  • умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
  • умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных;
  • умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ – ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ .

Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными

  • умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ НАДАЕТ – СНЕГОПАД;
  • соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.

Сформированность грамматического строя речи:

  • умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
  • умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
  • умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
  • умение различать понятия «слово», «предложение».

Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:

  • умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
  • умение составлять рассказ по сюжетной картине; умение составлять рассказ-описание предмета.

Консультация логопеда для родителей: На что обратить внимание до школы?

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

Читайте также:
Развитие речи в 6-7 лет

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5.Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

– создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

5 правил для закрепления звука в речи

Вот наконец и наступил тот момент, когда ваш ребёнок смог произнести долгожданный звук. Многие родители ожидают, что их ребёнок сразу начнёт говорить этот звук во всех словах и фразах. Но не всегда так бывает. Часто ребёнок сначала может правильно выговаривать звук только изолированно, но не использует его в речевом потоке. Иногда даже может показаться, что в речи малыша ничего не изменилось.Но не стоит пугаться: любой поставленный звук требует автоматизации, т. е. закрепления чёткого произношения.

Постановка звука – это основная задача логопеда, а вот автоматизация звука требует обязательного включения в процесс родителей.

Занимаясь дома с ребёнком,необходимо выполнять следующие правила:

1. Заниматься нужно систематически.

Чтобы автоматизация звука не затянулась на длительное время, занятия нужно проводить не от случая к случаю, потому что необходимый навык можно сформировать в результате частого повторения.

2. Необходимо подбирать оптимальное время занятий.

Заниматься с ребёнком нужно тогда, когда ребёнок чувствует себя бодрым, не уставшим. Не желательно отрывать малыша от любимого дела, чтобы у него не выработалось отрицательное отношение к занятиям.

3. Соблюдайте определённые временные рамки занятия.

Заниматься можно в течение 10-20 минут.

4. Хвалите ребёнка.

Заниматься с ребёнком вам помогут терпение и доброжелательность. Чтобы ребёнок сразу понял, что вы хотите от него, давайте простую, короткую инструкцию, объясняйте понятными словами. Не скупитесь на похвалу, даже если достижения минимальны. Главное, чтобы малыш поверил в свой успех.

5. Постепенно усложняйте задания.

Начинайте занятия с несложных, доступных для ребёнка упражнений и постепенно переходите к более сложным. Не подгоняйте его, дайте возможность поразмышлять. Если малыш затрудняется ответить, не стоит сразу отвечать за него, лучше, если вы предложите ему выбор,например: «звук «Р» есть в слове рама или лама?»

Читайте также:
Развитие речи у детей

Автоматизировать звуки принято в несколько этапов. Сначала нужно отрабатывать правильное произношение в слогах. Это значимый момент для закрепления звука. Последовательное произнесение слоговых цепочек способствует отработке необходимых укладов органов артикуляции. Сначала начинаем с прямых слогов (ра, ро, ры, затем отрабатываем в обратных (ир, ор, ур, яр) и переходим к слогам со стечением звуков (тра, про, бры).

Следующий этап – автоматизация звука в словах. Тут также начинаем с более простых слов с одним трудным звуком, затем берём слова со стечением согласных, дальше переходим к словам, в которых трудный звук встречается дважды.

Далее отрабатываем звук во фразах и предложениях, и только после всего этого ребёнок сможет чётко произносить звук в свободной речи.

Главный секрет работы над звуками – это положительные эмоции, а также интерес к занятиям у мамы и ребёнка! А когда есть заинтересованность, появится сильное желание достичь нужного эффекта, который не заставят себя ждать!

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Читайте также:
Речь ребенка - в каком возрасте бить тревогу?

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
Читайте также:
Ребенок не выговаривает слова - как ему помочь
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Ошибки при письме у школьника: чем поможет логопед?

    По мере взросления малыша родители всё чаще волнуются: «Что должен знать ребёнок перед школой?». В 7 лет уровень развития современных детей удивляет многих взрослых. Кругозор достаточно широк, словарный запас доходит до 5–6 тысяч слов, мальчики и девочки порой задают совсем не детские вопросы, требуют глубоких ответов.

    Если родители занимались с малышом на протяжении двух-трёх лет перед школой, формировали навыки общения, развивали любознательность, учили уважать себя, других, первокласснику будет проще приспособиться к школьным будням. Родителям дошколят пригодятся знания о том, какие умения, навыки помогут быстрее влиться в учебный процесс.

    Тестирование перед поступлением в школу

    Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

    Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

    Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

    Подводные камни

    К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

    Причин несколько:

    • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
    • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
    • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.

    Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

    Как сделать ингаляции ребенку при сухом кашле в домашних условиях? У нас есть ответ!

    Как избавиться от лунатизма у ребенка? Методы лечения описаны в этой статье.

    Вывод:

    • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
    • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
    • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
    • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
    • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
    • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
    • учите преодолевать робость.

    Плюсы собеседования

    Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

    Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

    Были выгоды и для будущего первоклашки:

    • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
    • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
    • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.
    Читайте также:
    Логопедические игры для малышей

    ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: рекомендации педагогов и родителей, маленькие хитрости

    Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду

    Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду

    Первые детские словечки часто радуют мам и пап своей несуразностью, непривычными формами и порой странными способами произношения. И если поначалу такой «детский лепет» имеет право на существование, то со временем речевые дефекты должны стать одной из главных родительских забот.

    Почему не стоит оставлять эти проблемы без решения и что можно предпринять.

    Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду:

    —Скажите, с какого возраста родителям нужно обратить внимание на речь ребенка?

    — Обратить внимание нужно уже с раннего возраста, когда начинается лепетная речь. Если к полутора годам у ребенка нет лепетной речи – слогов типа «ма-ма-ма», „па-па-па“, — то уже стоит сходить на консультацию к специалисту.

    — Что еще должно беспокоить родителей?

    — Появление слов, слогов. Как ребенок понимает обращенную речь. Это очень важный пункт, потому что сейчас очень много проблем с пониманием обращенной речи. Много таких деток, к сожалению, появилось на данный момент. На это стоит обращать внимание в первую очередь.

    — А на произношение букв?

    На звуковку стоит обращать внимание ближе к четырем годам. К четырем годам в норме у обычного ребенка должны уже появиться шипящие, помимо «с», „з“, уже должны быть „ж“, „ч“, „ш“, „щ“. „Р“ и „л“ в твердом варианте должны появиться ближе к 5,5-6-ти годам. Если их нет к шести годам, то тогда уже начинаем звукопостановку.

    — Сейчас картавость не считается дефектом речи, и целенаправленно в детских садах с ней не борются. Нужно ли делать это самостоятельно?

    — Это личное дело каждого человека. Но слышать это, согласитесь, не очень приятно, когда речь нечистая. На мой взгляд, картавость нужно убирать. Но, к сожалению, если установился картавый звук в речи у ребенка, исправить это будет очень тяжело. То есть работает корень языка, а „р“ образуется впереди, работать должен кончик языка. И перетащить звук с заднеязычной позиции вперед бывает очень проблематично. Это зависит еще и от потенциала ребенка, от упорства, от усидчивости, от желания родителей. Если вы почувствовали, что появился горловой звук, сразу нужно идти к специалисту, если вы не хотите, чтобы этот звук закрепился в речи.

    — Какие самые распространенные проблемы?

    — Самые распространенные проблемы, с чем мы сейчас сталкиваемся, это, конечно, не звуковка. В основном, идет общее недоразвитие речи. Здесь и звукопроизношение страдает у ребенка, и грамматический строй речи – согласование слов во фразе. И лексический запас очень маленький. И понимание, восприятие звуков. То есть идет, в основном, сейчас комплексное речевое нарушение. Причем, таких детей очень много. Даже приходят из общеобразовательных школ детки.

    — В чем причина таких нарушений?

    — Очень много причин. Может быть, какая-то родовая травма имела место, даже если она была незначительная. Защемление в шейных позвонках, киста, может быть, когда-то была в коре головного мозга. Либо ребенок слышит часто неправильную речь. Либо социальное окружение неблагополучное. Или двуязычие в семье присутствует, особенно в наших национальных поселках, где национальный язык наравне с русским идет. У таких детей тоже очень часто бывают нарушения.

    — Как предупредить подобные проблемы? Есть мнение, что даже с грудным ребенком нужно постоянно разговаривать. Так ли это?

    — Обязательно. Причем, даже с младенцем не надо сюсюкать, как наши бабушки привыкли. Надо с ребенком разговаривать чистой четкой речью всегда. И все ему объяснять, проговаривать каждое действие. Чтобы ребенок понимал, что мы делаем, зачем мы это делаем. Тогда и понимание речи будет у ребенка развиваться правильно, и своя речь будет формироваться правильно. К примеру: „Давай возьмем машинку. Какая машинка? Грузовая? Легковая? Посмотри, какая она – большая, маленькая? А какого цвета машинка? Машинка красная. А давай посмотрим, где у нас еще красный цвет есть? А вот помидорчик красный“. Четкая речь, но обогащенная, чтобы словарный запас по всем распространенным лексическим темам был достаточный.

    — Заниматься с ребенком уже по конкретным дефектам можно дома? Или лучше ходить к логопеду?

    — Первично, конечно, нужно сходить на консультацию к специалисту, чтобы помогли выстроить правильную программу занятий дома. Если у родителей есть возможность посещать занятия, то хотя бы раза два в неделю – не помешает.

    — Какие существуют методики работы с детской речью?

    — Методик очень много. Они подбираются индивидуально под каждого ребенка. Если у ребенка нарушение звукопроизношения, но язык никак не хочет слушаться, не встает в нужную позицию, можно делать артикуляционную гимнастику. Даже нужно ее делать, чтобы ребенок научился правильно держать язычок. Второй вариант – можно делать специальный массаж. Можно обучить этому и родителей. Третий вариант – есть методики и авторские, и сборные по постановке звуков. Хорошие методики по постановке звуков – авторы Азова и Чернова, Комарова. Дальше идет уже программа по автоматизации и дифференциации звуков.

    Сначала оценивается уровень развития ребенка. Иногда бывает так, что родители хотят, чтобы поставили ребенку тот или иной звук, а ребенок приходит, – и мы видим у него нарушение грамматического строя. То есть фразовая речь не развита, не хватает словарного запаса, чтобы дальше уже над звуковкой работать. Сначала начинаем работать над выстраиванием фразы правильной, грамматический строй формируем правильно, только потом уже начинаем работать над звуковкой.

    Читайте также:
    Взаимосвязь движения и речи - Консультация логопеда для родителей

    — Расскажите о массаже? Что это такое, как его делают?

    — Массаж специальный, логопедический. Делается либо ручной, то есть руками. Лицо массируем очень хорошо, язычок массируем очень хорошо, чтобы привести мышцы в нужный тонус, чтобы они у нас заработали так, как нам надо. Есть еще второй вариант массажа – специальный логопедический зондовый массаж. Эта методика особенно хороша для тех детей, у которых идет стертая форма дизартрии. В таких случаях — при стертой форме — язык совершенно не слушается ребенка, он во рту делает сам по себе все, что хочет. В таких вариантах спасает, конечно, массаж.

    — Родители часто переживают, если ребенка в садике записали в логопедическую группу, когда он, к примеру, уже хорошо говорит. Не станет ли он говорить хуже, глядя на других детей?

    — Бояться этого не нужно. В эти группы отбирают детей по специальным критериям. У кого-то просто нарушено звукопроизношение – это одна группа. У кого-то нарушен грамматический строй речи, то есть общее недоразвитие речи – это уже идет другая группа совершенно. При формировании вот таких групп логопед, который работает в садике, тестирует этих деток. Просто так в такую группу ребенка никто не засунет. Поэтому переживать не стоит. Переживать не стоит, и если не берут. Но если какая-то тревога есть, на консультацию обратиться можете.

    И для ребенка, и для родителей будет гораздо лучше, если все проблемы с речью решатся еще в садике. Не стоит доводить их до школы, потому что потом последуют и другие трудности – с чтением и письмом. И тогда исправить что-либо будет гораздо тяжелее. А правильная и чистая речь, в свою очередь, может стать не только хорошей гарантией успехов в учебе, но и в дальнейшей, уже взрослой, жизни.

    Учитель-логопед МАДОУ д/с186 г. Тюмени .

    Уровень знаний перед школой

    Психологи и педагоги рекомендуют ознакомиться с требованиями для первоклашек. Если перед школой ребёнок может выполнить большинство заданий, ему будет проще успевать за программой.

    Вопросы на собеседовании:

    • Как тебя зовут (полные данные)?
    • Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
    • Полный адрес проживания.
    • Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
    • Чем занимаются родители?
    • Зачем ты идёшь в школу?
    • Расскажи, чем ты любишь заниматься.
    • Где левая/правая рука?
    • Опиши картинку.
    • Расскажи стихотворение.
    • Прочти короткий текст.

    Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

    • Какое сейчас время года?
    • Чем отличается осень от весны?
    • Каких домашних животных ты знаешь?
    • Каких диких животных ты знаешь?
    • Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
    • Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее)?
    • Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
    • Назови цифры и числа до 10 или 20.
    • Реши примеры на сложение/вычитание.
    • Реши задачу.
    • Расположи цифры по убыванию /возрастанию.

    Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

    • Назови цвета, оттенки.
    • Расскажи, чем отличаются картинки.
    • Подели булочку поровну, на две/три части.
    • Напиши под диктовку или спиши с доски.
    • Нарисуй зайца (медведя, человека).
    • Найди в слове нужную букву.
    • Покажи гласные/согласные.
    • Назови слова на заданную букву.
    • Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
    • Обведи рисунок по контуру.
    • Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
    • Проведи волнистую и прямую линию.

    Подготовка к школе

    Готовность ребенка к школе неотъемлемая часть современных условий.

    Требования современных программ очень высоки. Мы понимаем потребность родителей в предоставлении своим детям наилучших возможностей для развития в школьные годы. Именно поэтому значительная часть наших учеников продолжает свое обучение в лучших школах и гимназиях города, но просто так туда не поступить, ребенок должен обладать значительной базой знаний и психологической готовностью.

    Мы не раз сталкивались с тем, что родителям говорят, что всему научат в школе, а затем всю ответственность перекладывают на родителей, более того, обвиняют их в том, что они не подготовили своего ребенка к школьной нагрузке. Родители вынуждены очень быстро наверстывать материал. Гораздо целесообразнее готовить ребенка до поступления к школе.

    Наша программа направлена на всестороннее развитие ребенка: стимулирование познавательных процессов, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей, психологической готовности, позволяющей сформировать положительное отношение к учебе, максимально легкой адаптации и достижений в учебе.

    Наши педагоги очень тонко чувствуют потребности каждого ребенка на всех этапах его развития, это позволяет им выстроить индивидуальный маршрут, как для группы, так и для каждого ребенка. Малые группы и отличные программы позволяют добиваться наилучших результатов.

    На занятия мы не только расширяем познавательный мир, мы учим создавать новое, развиваем самостоятельность детей и самоконтроль. Педагог помогает сформироваться дружному и сплоченному коллективу, в котором гораздо эффективнее протекают все процессы, резко возрастает результативность работы, дети не боятся выйти к доске и ответить педагогу, они чувствуют поддержку и уверенность в своих возможностях.

    На занятиях дети:

    — обучаются чтению и пересказу, развитию речи и грамматических категорий;

    — работают над развитием моторики и освоением основ письма;

    — работают над формированием пространственных и математических представлений;

    — развивают высшие психические процессы;

    — развивают знания об окружающем мире.

    Для знакомства с нашими педагогами, приглашаем вас на диагностику развития или бесплатный мастер-класс.

    Читайте также:
    Рекомендации для родителей будущих первоклассников

    Интенсивный курс подготовки к школе в летний период

    Мы включили в него только самое необходимое.

    • Основной акцент на обучение чтению. Если ваш ребёнок не умеет читать, то мы гарантируем, что научим его. Если умеет, то улучшим его технику чтения. Наши педагоги знают, как максимально быстро и эффективно обучить читать.
    • Следующим направлением работы для шестилетних детей будет – постановка руки и отработка написания букв.
    • Третье ведущее направление – обучение счёту и математическим представлениям.

    Так же занятия будут включать:

    • формирование мотивации к учебе;
    • развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
    • расширение кругозора;
    • развитие речи;
    • обучение умению ориентироваться в пространстве и в тетради;
    • развитие фонематического слуха.

    Советы логопеда

    Чем полезна лепка для ребёнка. >>

    Учим предлоги играя. >>

    Что нужно знать о речевом негативизме. >>

    Автоматизация поставленных звуков у детей с ТНР . >>

    Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [л]”. >>

    Играем – фонематический слух развиваем . >>

    Когда логопед отправляет ребёнка к невропатологу. >>

    Речь родителей – образец для ребёнка. >>

    Учим буквы с помощью манной крупы. >>

    Семь развивающих игр с пуговицами. >>

    Речь начинается со звукоподражаний. >>

    Читаем книги – развиваем речь. >>

    Восемь игр для развития грамматического строя речи. >>

    Чем полезны игры с песком. >>

    Шесть приёмов для развития связной речи. >>

    Девять идей для пальчиковой гимнастики. >>

    Игры для закрепления поставленного звука. >>

    Что нужно знать родителям леворуких детей. >>

    Стихотворения про осень для дошкольников . >>

    Несколько советов, как помочь ребенку в развитии речи. >>

    Памятка для родителей “Правила речевого дыхания”. >>

    Памятка для родителей “Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1-5 лет”. >>

    Мимическая гимнастика для детей. >>

    Рекомендации для родителей “Логопедические игры и упражнения”. >>

    Памятка для родителей по развитию речи детей. >>

    Консультация для родителей “Изучаем правила дорожного движения с детьми”. >>

    Презентация к логопедическому занятию в старшей группе по лексической теме “Одежда”. >>

    Активная гимнастика для развития мелкой моторики. >>

    Упражнения для отработки звуков [ш, ж , щ, ч]. >>

    Для чего нужны занятия с логопедом. >>

    Развитие речи детей. Советы логопеда на лето. >>

    Советы логопеда родителям первоклассников. >>

    Говорите с ребенком правильно! >>

    Как подготовить ребенка к школе. >>

    Критерии готовности к школьному обучению. >>

    Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи. >>

    Игры на развитие речевого дыхания. >>

    Консультация учителя-логопеда для родителей детей подготовительной группы “Речевая готовность ребенка”. >>

    Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. >>

    Методика работы с предложением. >>

    Укороченная подъязычная уздечка. Что делать? >>

    Мимическая гимнастика для детей. >>

    Развитие глагольной лексики. >>

    Консультация по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста. >>

    Как подготовить ребенка к школе. >>

    Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. >>

    Консультация для родителей “С детьми играем – речь развиваем”. >>

    Консультация логопеда “Если ребенок не говорит?”. >>

    Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. >>

    Консультации для родителей “Развитие мелкой моторики у детей”. >>

    Консультация логопеда для родителей. Тема : “Зима. Зимние забавы”. >>

    Консультация для родителей “Развитие фонематического слуха у детей с общим нарушением речи, как часть работы по профилактике дисграфии”. >>

    Развитие общей моторики детей с речевыми нарушениями. >>

    Консультация для родителей “Развитие внимания у детей дошкольного возраста”. >>

    Настольные игры, как средство развития речи. >>

    Открытое занятие. Видео. >>

    Игры и упражнения для развития связной речи. >>

    Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста. >>

    Роль пальчиковых игр в развитии речи. >>

    Автоматизация звуков в речи. >>

    Консультация для родителей “Организация и проведение артикуляционной гимнастики”. >>

    Памятка для родителей “Учимся слышать звуки и правильно их произносить”. >>

    Развитие речи ребенка в 6 лет. >>

    Советы логопеда на лето. >>

    Фонематический слух – одна из составляющих речевого развития. >>

    Формирование грамматического строя речи. >>

    Формирование слоговой структуры слова. >>

    Если у Вас возникли вопросы или предложения, заполните форму.

    Ваше обращение будет рассмотрено в кратчайшие сроки. Результат обращения будет выслан на Вашу электронную почту.

    Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»
    консультация (подготовительная группа)

    учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ

    «Речевая готовность детей к школе»

    Скачать:

    Вложение Размер
    konsultatsiya_1_2.doc 34 КБ

    Предварительный просмотр:

    учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ

    «Речевая готовность детей к школе»

    Ваш ребенок готовится стать школьником.

    Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

    Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

    Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус : дошкольник становится школьником.

    Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

    1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

    2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка) . Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

    3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

    4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

    5. Сформированность грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

    Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

    -строить сложные предложения разных видов;

    -составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

    -находить слова с определенным звуком;

    -определять место звука в слове;

    -составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

    -членить слова на слоги (части) ;

    -различать жанры художественной литературы : сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

    -самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

    -драматизировать небольшие произведения;

    -уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

    -иметь представления о сезонных явлениях природы;

    -знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

    Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

    Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

    Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

    Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

    Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

    Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

    Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

    – создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

    – проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

    – не ругать ребенка за неправильную речь;

    – ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

    – не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

    – осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

    Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами :

    1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

    2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

    Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

    В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

    Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

    Таким образом, благодаря совместной работе учителя- логопеда и родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

    Речевая готовность ребёнка к школе – Консультация логопеда для родителей

    Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

    Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители.

    Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

    К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно

    Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

    • Звуковая сторона речи.

    Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

    • Фонематические процессы.

    Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

    • Языковой анализ и синтез.

    В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.

    • Грамматический строй речи.

    Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

    • Словарь.

    Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.

    • Связная речь.

    Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений. В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.

    Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

    • хорошее физическое развитие ребенка;
    • развитый физический слух;
    • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
    • нормальное функционирование ЦНС;
    • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
    • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
    • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
    • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА

    1. Начинать заниматься речью ребенка нужно с самого раннего возраста, с младенчества.

    2. При первых подозрениях на задержку речевого развития (не говорит простые слова к 1 году) необходимо обращаться за помощью к логопедам, дефектологам, невропа

    3. Начинать подготовку к чтению и письму нужно не позднее 3 лет. Необходимо развивать мелкую моторику, фонематический слух, пространственную координацию.

    4. Не забывайте каждый день читать ребенку. Это очень важно по ряду причин: во-первых, усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, так как он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос; во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию.

    Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много раз. Это хороший признак, который свидетельствует о том, что содержание данной книги соответствует его эмоциональному и интеллектуальному уровню развития. Ребенок, много раз прослушивая текст, обогащает свой духовный мир, развивает навыки предугадывания содержания еще непрочитанного текста. Для развития этого навыка периодически задавайте ему вопрос: «О чем пойдет речь дальше?».

    При повторном чтении книги старайтесь читать ее как можно быстрей. Четко произносите слова. Время от времени спрашивайте ребенка, все ли он успевает понимать.

    Ускоренное чтение помогает развить у ребенка способность быстро понимать содержание текста. Вы освобождаете его от необходимости читать текст (это для него еще трудно) и оставляете ему только одну задачу – понимать, но быстро!

    Развитие навыков быстрого понимания прочитанного стимулирует и развитие навыков чтения у ребенка. В дальнейшем, при самостоятельном чтении, он будет воспринимать содержание быстрее, чем прочитывать слова.

    5. Следует разобраться: умеет ли Ваш ребенок общаться, свободно выражать свои мысли? Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей не умеет выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки общения, усовершенствовать их устную речь.

    7. Разговаривайте со своими детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами своими переживаниями – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте его обо всем: что сегодня было на обед, какие были занятия и с кем из детей играл. Не расстраивайтесь, если ребенок ничего не помнит. Через год ваш ребенок будет свободно вспоминать все события прошедшего дня. Главное – искренне интересоваться тем, чем живет ребенок. А иногда, шагая вместе по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом спросите:

    – Как ты думаешь, о чем рассказывает нам сосулька?

    – Интересно, о чем размышляет этот нахохлившийся воробей?

    – Давай сочинять сказку про мороз.

    Разговаривать с ребенком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.

    А дома возьмите легкую для понимания книгу, можно сказки. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка пересказать (лучше «своими словами»). Когда одно предложение он будет пересказывать свободно, то прочитайте ему вначале абзац, затем страницу и попросите пересказать.

    Научите ребенка придумывать название абзацу, странице, большому отрывку текста. «Представь, что ты написал этот рассказ из одного абзаца, как бы ты его назвал?». Это развивает мыслительный процесс, навык «обобщения».

    8. Каждый день делитесь даже с самым маленьким ребенком своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас. В ответ на это ребенок распахнет свою душу. Поначалу подражая, а потом становясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать на вашу заинтересованность и искренность тем же.

    9. Только систематические занятия с ребенком могут дать положительный результат.

    Для того чтобы ребенок научился читать и писать, нужно его учить быть внимательным.

    Рекомендуем упражнения для развития внимания.

    Упражнение. Согните руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке раскрывайте и закрывайте ладони: левую – раскрыть, правую – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, обе – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, левую – раскрыть одновременно, правую – раскрыть, обе – закрыть и т. д. Ребенок сидит напротив вас и раскрывает и закрывает ладошки в зеркальном отражении, то есть, если у вас правая, то у ребенка – левая. Он старается сначала медленно, а потом все быстрее раскрывать и закрывать нужную ладошку.

    Упражнение. Если ребенок знает буквы (или несколько букв), предложите ему следующую игру. В книжке (журнале, газете) с крупным шрифтом нужно в течение, трех минут во всех словах подчеркивать (карандашом) букву «а». Через три минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребенку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы сможете следить за успехами ребенка.

    Выберите другую букву и выполните упражнение снова.

    Упражнение. Усложните задание. Букву «о», например, нужно обвести кружком, а букву «п» – взять в квадрат и т. д. Над страницей нарисуйте образец. Далее 3 буквы можно обводить кружком, квадратиком, треугольником, подчеркивать, зачеркивать и т. д.

    Упражнение. Составьте список существительных, которые доступны пониманию ребенка. Например: скажите ребенку слово «кот». Он повторяет: «кот». Вы добавляете слово «лист» – он повторяет: «кот», «лист». Вы предлагаете еще одно слово «груша», и ребенок вспоминает – «кот», «лист», «груша» и т. д.

    Постарайтесь запомнить максимальное количество слов.

    Ежедневно выполняйте это упражнение 2–3 раза. Старайтесь, чтобы ребенок запомнил максимальное количество слов.

    Упражнение. Возьмите знакомую ребенку книгу. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка «своими словами» пересказать прочитанное. Вы читаете второе предложение, а ребенок снова кратко пересказывает первое предложение и второе. Вы читаете третье предложение, а ребенок снова пересказывает все три и т. д., и так до конца абзаца.

    Точно так же прочитайте и перескажите второй абзац, затем первый и второй абзац вместе. Прибавьте третий и т. д. (10–15 мин).

    Работа памяти во многом зависит от способности припоминать уже известную информацию. Для развития этого процесса нужно не только формально повторять материал, но, самое главное, припоминать быстро. Этот метод называется методом скоростного воспроизведения.

    Предлагаю игры по развитию речи детей.

    • Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
    • Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
    • Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
    • Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
    • Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
    • Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки. пять ложек.
    • Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с

    красными цветами. По вечерам.

    • Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она..

    Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

    • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
    • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
    • не ругать ребенка за неправильную речь;
    • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
    • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
    • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: