Консультация логопеда для родителей: Игры с ребенком на кухне

Мастер-класс “Логопедические игры на кухне”
консультация

Все игры я разделила на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование правильной воздушной струи, игры на развитие звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи.

Скачать:

Вложение Размер
semeynyy_vyhodnoy.docx 23.42 КБ
semeynyy_vyhodnoy1.pptx 2.99 МБ
buklet.docx 405.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей «Логопедические игры на кухне»

учитель – логопед Гараева Е.А.

Добрый вечер, уважаемые родители. Очень приятно видеть вас сегодня здесь. Тема нашего мастер –класса «Логопедические игры на кухне».

Жизнь современного родителя перегружена: перегружена работой, бытовыми обязанностями, зачастую родителям не хватает времени заниматься с детьми. В основном дети заняты просмотром телевизоров, планшетов, иногда играют в игрушки самостоятельно. Реже читают сказки с родителями, а специально организованные игры на развитие речи большая редкость. Что же делать? Как же помочь ребенку развивать речь? Конечно с ребенком надо разговаривать.

Теперь встает вопрос, когда же это делать?

Каждая мама придя домой идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой. Это время и можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.

Сегодня я хочу показать вам игры, которые можно играть на кухне.

Все игры я разделила на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование правильной воздушной струи, игры на развитие звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи.

Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Игры:

  • Представим ситуацию, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так.
  • Искать спрятанные в крупе мелкие игрушки
  • Рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,
  • Делать аппликации крупой на пластилине или клее,
  • Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, она будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
  • Проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки,
  • Нанизывать макароны на шнурок и т.д.
  • Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: стакан муки, стакан соли, пол стакана воды (ее можно подкрасить), можно добавить пару капель подсолнечного масла. Лепите на здоровье!

Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

  • Наберем в тазик воду, опустим туда кораблик, мячик и т.д. . Делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.
  • В емкость наберем воду и дуем в трубочку, затем можно усложнить задание, и предложить ребенку дуть в кисель, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение.
  • Остудим чай, дуем на чай. Дома мы можем налить ребенку чай, и попросить его остудить. Также делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.
  • Задуй свечку. Дома можно зажечь ребенку свечку и просить потушить. Но здесь важно ребенку объяснить, что свечку можно зажигать только со взрослыми.
  • «Змейка», отрываем кусочек салфетки, кладем его на кончик языка и дуем.

Сейчас немного хочется рассказать о фонематическом слухе. Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются плохо развитым фонематическим слухом . А что же такое – фонематический слух и надо ли его развивать?

Все множество звуков, которые нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки. И с первых дней жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребенок воссоздает образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определенная ассоциация. Услышав, как мурчит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь.

Если же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака. Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.

Когда же надо это слово записать, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы. Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.

При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Кухня – подходящее место и для развития фонематического слуха.

  • Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
  • Погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.
  • Насыпаем в баночки крупы, должно быть не менее двух одинаковых баночек. Затем просим ребенка найти одинаково звучащие баночки.
  • Повтори- Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
  • Детям постарше можно предложить, поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить Пирожки, Печень и картофельное Пюре, во вторник — Ватрушки или Вареники, суп с Вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т.д. Заодно и дни недели выучите.
  • Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
  • Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.
  • Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

– Кар-р-р-тофель или капусту?
– Помидор-р-ры или баклажаны?

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги:

  • Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги это наверно одно из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться)

А еще поиграйте так.

  • Для следующей игры выберите, пожалуйста, себе один овощ или фрукт. К то больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…

«Варим варенье» – предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т.д. и наоборот: черничное варенье из чего?

«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).

«Закрой глаза – открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон).

«Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…

Подборка игр на развитие грамматического строя.

«Приготовим сок». Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный) и т.п.

Справились?
А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…

«Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.

«Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет – кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает соковыжималка…).

«Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике?

Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.

Мастер-класс для родителей “Речевые игры на кухне”

Ход мастер-класса.

«Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский

I . Приветственное слово.

Здравствуйте, уважае­мые родители! Часто слышу от вас вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.

Сегодня мы будем учиться иг­рать с детьми в речевые игры на кухне. А игра по словам Василия Александровича Сухомлинского это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Разберемся, может быть, есть способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
– Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным.
– Станем ближе и интереснее ребенку.

Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.

Хочу пояснить, что под речевыми играми имеются в виду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков.

Все игры можно разделить на группы: игры на развитие мелкой и артикуляционной моторики, игры на развитие речевого дыхания, звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи и развития связной речи.

II . Практическая деятельность

Развитие артикуляционной моторики.

Сегодня поиграем в некоторые, на мой взгляд, интересные и полезные игры. И вы убедитесь, что различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.

Игры на обогащение словаря ребенка .

Сейчас поиграем в игры на обогащение словаря ребенка .

Игра « Достаем слова»

Внимание на экран, вы сварили борщ, ребенок видел, что вы в него кладёте.

– Какие слова можно достать из борща?
Называйте, пожалуйста? (Картошка, укроп, свекла и мясо)

Можно, доставать слова из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т.д.

Игры на развитие грамматического строя

Поиграем в игры на развитие грамматического строя.

Игра « Учим предлоги» после похода в магазин раскладываем продукты сообща.

– Конфеты положи в конфетницу.

– Салфетки сложи в салфетницу.

– Коробку с соком поставь около микроволновой печи.

-Фрукты положи на нижнюю полку в холодильник.

Так, ребёнок выполняет поручения, а вы спрашиваете,что и куда он положил.

Игры, развивающие умения делить слова на слоги

Теперь поиграем в игры, которые закрепляют умения детей делить слова на слоги.

Игра « Подбери слова»

Вот одна фасолинка.

– Назовите продукты или любые слова, в которых один слог, два, три слога.

-Возьми столько макарон (горошин, фасоли и т.п.) сколько в этом слове слогов.

-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.

Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.

Далее остановимся на играх, способствующих развитию фонематического слуха.

Игра «Покупки»

Вы, показываете ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «С». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Колбаса или бананы?

Свекла или баклажаны?

Игра «Необычное меню»

– Попробуем составить необычное меню. Название продуктов или приготовленных блюд должно начинаться с названия дня недели.

– С какого звука будут начинаться названия блюд или продуктов в понедельник?

– Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки!

– Пожалуйста, предлагайте, что приготовите в понедельник?

– Плов, плюшки, паштет, пончики .

– Что приготовите во вторник?

– Ватрушки, вареники, варенье.

– Суп, салат, сырники, сыр.

– Пирог, печенье, печень, пельмени.

Ш. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Обмен мнениями.

Я уверена, вы уловили смысл речевых игр на кухне и в любом другом месте. Играйте вместе, наслаждайтесь совместными делами, ведь время так быстро бежит.

В заключение, я предлагаю пододвинуть к себе подносы с манной крупой,

подумать и нарисовать впечатления о сегодняшней нашей встрече. Это примеры игр на развитие мелкой моторики рук.

Пожалуйста, выскажите свои впечатления и назовите игру, которая вам больше всего понравилась.

(Родители рисуют на манке, звучит спокойная музыка.)

Этот прием, рисование на манке, вы тоже можете использовать на кухне дома

Спасибо за внимание. Я готова выслушать ваши вопросы и предложения.

Игры на кухне или развиваем речь малыша

Речь – чудесный дар природы, данный человеку от рождения. Но чтобы его развить и умножить, взрослым необходимо своевременно приложить немало усилий. Вот тут-то и возникают проблемы. Часть родителей считает, что малыш рано или поздно сам научится правильно говорить и помогать ему в этом нет необходимости. Другие же, наоборот, считают, что развитие речи – это очень серьезный вопрос, который требует особой подготовки (которой у них нет) и много специально подобранных материалов. Третьи ссылаются на нехватку времени для занятий с малышом и надеются на помощь педагогов детского сада.

Несмотря на разные позиции родителей в вопросах речевого развития дошкольников, учителя-логопеды МАДОУ «Росинка» муниципального образования г. Ноябрьск подготовили для родителей детей пятого года жизни своеобразный мастер-класс по использованию игровой деятельности в развитии речи их малышей (всем известно, что этот год жизни является рубежным в становлении речи).

В один из дней они пригласили их в логопедическую гостиную. Такая форма работы позволяет создать непринужденную раскрепощенную обстановку, позволяющую родителям чувствовать себя не в роли обучаемых и наставляемых, а в качестве равноправных собеседников и партнеров.

Перед проведением непосредственно мастер-класса Елена Евгеньевна Бешлиу и Наталия Олеговна Кадочникова познакомили родителей с особенностями развития речи детей на данном возрастном этапе, отметили, какие проблемы могут возникать при формировании различных компонентов устной речи: произносительной стороны, словаря, грамматического строя и связной речи. Обратив внимание родителей на то, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и позволяет сделать процесс обучения не только интересным и увлекательным занятием для малышей, но и незаметным для «учеников».

Исходя из этого, а так же памятуя о высокой занятости большинства родителей, учителя-логопеды предложили им познакомиться с несколькими словесными играми, в которые можно играть с детьми не только в выходные или праздничные дни, но и по дороге в детский сад или, возвращаясь из него, во время поездки или прогулки, вечерами, когда взрослые и дети собираются дома вместе после очередного рабочего дня. Предложенные педагогами игры вызвали неподдельный интерес: родители активно включились в них, делая для себя иногда своеобразные «открытия» (и как это мы об этом раньше не знали или не догадывались?).

Разминка закончена. Настало время непосредственно мастер-класса. На помощь себе педагоги пригласили детей, чтобы родители сами увидели, насколько интересны им предлагаемые игры.

Зная не понаслышке о вечерней занятости мам на втором рабочем месте (на кухне), педагоги сделали подборку игр, в которые они могут поиграть со своим малышом, не покидая «горячего цеха».

Для развития фонематического слуха логопеды предложили три игры: «Подбери пару», «Повтори за мной» и «Узнай, что звучит».

Вместе с мамами дети задорно отхлопывали ритм, задаваемый педагогами с помощью ложек, и с интересом отгадывали, что же звучит за ширмой (стеклянная кружка, деревянные или металлические ложки и пр.). Сложнее было на слух найти пару звучащей коробочке, но и с этой задачей все справились.

Особое удовольствие малышам доставили игры с продуктами («Золушка», «Художник», «Бусы из макарон», «Выложи фигуру»), а для большинства мам стало открытием, что предлагаемые игры способствуют развитию мелкой моторики (о важности развития которой они узнали в теоретической части встречи). Мамины помощники, выступив в роли «Золушек», охотно рассортировали по стаканчикам горох и фасоль.

Сложнее было нанизывать макароны на бечевку (тут многим потребовалась помощь взрослых), но с какой радостью дети примеряли их на себя (и совсем не важно, девочка ты или мальчик).

Не составило труда, правда многим не без маминой помощи, выложить и фигуры из палочек (дома для этого можно использовать зубочистки или спички), лишь бы фантазия не подвела.

А предложение порисовать … на муке (крупе манной или кукурузной, или любой другой мелкой крупе, которая найдется в маминой «кладовой»), не только никого не оставило равнодушным, но многих привело и в восторг.

Эти незатейливые игры, привлекательные для малышей, помогают им под присмотром мамы развивать мелкую моторику, а ведь, как известно, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Предложенная педагогами игра «Прятки» помогает детям освоить употребление в речи предлогов, особенно сложных (из-под, из-за), которые в обычной речи не так часто употребляются. Для игры можно использовать любой контейнер или кастрюлю и небольшой предмет (ложку, вилку или мелкую игрушку), который может в них поместиться. Взрослый прячет предмет и спрашивает у ребенка, куда он его спрятал. Ребенок, называя местонахождение предмета, использует предлог.С простыми предлогами малыши справились «играючи», а вот со сложными у многих возникли большие затруднения. И как всегда, мамы и тут пришли на помощь.

С несколькими играми на развитие словаря родители познакомились уже в первой части встречи, а для малышей педагоги приберегли вкусную игру «Угадай на вкус».

Она пришлась по вкусу не только детям, но и мамам: малыши увлеченно кормили их фруктами, а сами довольствовались овощами. Игра эта не только вкусная, но еще и обучающая: она развивает словарь детей, учит образовывать обобщающие понятия (овощи, фрукты), употреблять прилагательные (апельсиновый, морковный, кислое и пр.) – надо только научиться задавать детям правильные вопросы.

Педагоги посоветовали родителям играть с ребёнком на равных, поощрять его ответы, радоваться успехам и маленьким победам; во время игры учитывать настроение малыша, его возможности и способности.

Своеобразной шпаргалкой в развитии речи детей послужат и буклеты, которые учителя-логопедыприготовилив помощь родителям.

Мастер-класс подошел к концу. Малыши пошли собираться домой. Родители поблагодарили организаторов за интересную и полезную встречу. Вместе с педагогами отметили, что для речевого развития детей вовсе не обязательно устраивать некую школу на дому, необходимо лишь почаще беседовать с ними, комментировать и объяснять происходящее, играть в предложенные игры, загадывать загадки, читать потешки и чистоговорки, рассказы и сказки.

В заключение встречи слово предоставили председателю психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) детского сада Екатерине Геннадьевне Бутерус. Она напомнила родителям детей, имеющим проблемы в развитии, правила обращения в ПМПк, сроки прохождения обследования, ответила на их вопросы. Напомнила им, что только совместными усилиями можно помочь детям в коррекции их проблем.

Педагоги нашего детского сада используют различные формы работы с родителями, но наиболее эффективными являются практико-ориентированные, где родители не только получают теоретические сведения, но и овладевают педагогическими компетенциями, так необходимыми в воспитании их малышей.

Авторы – учителя-логопеды МАДОУ “Росинка” муниципального образования г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округаЕлена Евгеньевна Бешлиу и Наталия Олеговна Кадочникова

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать “Свидетельство о публикации в СМИ”. Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2022/2023 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

«Игры на кухне» 1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук

    Анна Векшинская 3 лет назад Просмотров:

1 «Игры на кухне» Уважаемые мамы! Часто у вас возникает вопрос когда заниматься с ребенком? Ведь работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил. Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи. Предлагаем вам некоторые игры и упражнения, которые вы легко сможете провести с ребенком на кухне, не отрываясь от домашних дел. 1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук Играем с крупами. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно использовать тарелки разных цветов. Насыпайте, например, фасоль и считайте, в какой тарелке больше, в какой меньше. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп поиграйте в игру «Помоги Золушке» отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки. Макаронные изделия хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

2 Играем с крышками. Игры с крышками очень полезны для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку. Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых. Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте ребенку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть ребенок перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе. Волшебная скорлупа. Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми

3 доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы. Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье! Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики губки по воде или крышки от бутылок. Можно на кораблики сажать моряков например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка. Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

4 Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д. 2. Игры на обогащение словаря ребенка «Давай искать на кухне слова» Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д. «Угощаю» Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова. «Доскажи словечко» Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее: Ворона каркает, а воробей. Сова летает, а заяц. У коровы теленок, а у лошади. Сахар сладкий, а лимон Луна видна ночью, а солнце Огонь горячий, а лед Река широкая, а ручей Камень тяжелый, а пух «Чудесный мешочек». Э та игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда

5 сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек ) Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки. Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку. «Какой предмет?» Цель развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше словпризнаков и правильно их согласовывать. Зеленый помидор, крокодил, цвет, фрукт, Красное платье, яблоко, знамя, 3. Игры на развитие грамматического строя «Приготовим сок» Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего? «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях ответах. «Один и много». Взрослый называет один предмет а ребенок много. Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате. Например: Чашка чашки, кастрюля кастрюли, стол – столы; Мяч мячи, карандаш карандаши, кубик кубики; «Чего не стало?» Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов ( 4 7). Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах. «Я внимательный». Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка она пушистая. Вот окно оно большое. Вот забор он красный. Вот солнце оно желтое. Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь одни звучат громко, другие тихо, третьи глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.

6 4. Игровое упражнение на слоговую структуру слов «Перепутаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр. Консультацию подготовила: воспитатель группы 18 Спраговская Ольга Викторовна

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ “ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА”

Логопедические игры дома

Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи.

1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Волшебные палочки

Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения.

Сортируем ложки и вилки отдельно.

Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Играем с кастрюлями.

Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Волшебная скорлупа.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.

Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

2. Игры на обогащение словаря ребенка

«Давай искать на кухне слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

«Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.

Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

«Доскажи словечко».

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:

Ворона каркает, а воробей . . .

Сова летает, а заяц . . .

У коровы теленок, а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

Угадываем на вкус овощи и фрукты.

«Скажи, как я».

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывают затруднения.

«Чудесный мешочек».

По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.

Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

«Какой предмет?».

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

3. Игры на развитие грамматического строя.

«Приготовим сок».

Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

«Упрямые слова».

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.

«Один и много».

Взрослый называет один предмет – а ребенок много.

Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол – столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

«Чего не стало?».

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки) – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

«Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

«Я внимательный».

Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.

Слушаем звуки.

Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с малышом.

4. Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница».

Жили были: слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались.

Помоги словам распутаться.

босака (собака),
ловосы (волосы),
лекосо (колесо),
посаги (сапоги) и пр.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Будем искать слова».

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. д.), посмотри вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«В свободную минутку».

Подвижные игры.

«Игры с мячом».

«Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга . . .».

«Лягушка».

Выделение звука из ряда гласных (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Как научить ребенка писать в домашних условиях

Пошаговая инструкция по обучению ребенка письму

Шаг №1. Заинтересуйте

И обратно: сочините с ребенком рассказ и предложите ему подробно его проиллюстрировать с помощью картинок. Такие задания, помимо прочего, развивают фантазию, речь и навык повествования.

После пиктограмм переходите к объяснению идеографического письма. Звучит сложно, но на самом деле в идеографии используются упрощенные пиктограммы – символы. На символике построен китайский язык (принцип 1 символ = 1 слово), обозначения в транспортной сфере. Знакомство с символами будет интересно ребенку, если обращать его внимание на них во время прогулки.

Можно научить ребенка рисовать простые изображения, наделенные смыслами: например, две волнистые горизонтально расположенные линии символизируют водоем; перечеркнутый круг – запрет, слово «нет» и так далее. Рассказы об идеографическом письме и «практическая идеография» расширят кругозор малыша, научат его более чутко воспринимать окружающий мир, разовьют творческое мышление, научат пространственному восприятию.

Шаг № 2. Практикуйте умеренно

Шаг № 3. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!» Развивайте мелкую моторику

Шаг № 4. Научите сидеть с прямой спиной

Популярные вопросы и ответы

Как научить ребенка писать красиво?

Анна Шумилова, методист платформы “Учи.ру”:

— А нужно ли вообще требовать от ребенка красивого почерка и идеально чистых тетрадей? Некоторые родители переживают, когда учителя снижают детям оценки за оформление тетрадей, и считают, что главное — это записать упражнение без ошибок, дать правильный ответ на вопрос, найти верное решение задачи. Другие родители, напротив, заставляют ребенка переписывать работу с помарками и ждут, что учитель будет уделять чистописанию достаточно времени на уроках. Истина, как всегда, находится где-то посередине. Любой учитель по своему опыту знает, что в грязных, неопрятных тетрадях редко бывают работы без ошибок. Порядок и аккуратность помогают формировать стройное, логичное мышление. Если ученик пишет быстро и читабельно, это становится для него огромным преимуществом в усвоении школьного материала. Мы придерживаемся мнения, что учить детей письму должен учитель. Любой взрослый человек по себе знает, что изменить почерк или способ написания букв довольно сложно. Некорректное написание букв не поможет ни первокласснику, ни его учителю, а наоборот вызовет дополнительные сложности. Однако родитель может помочь.

Если вы хотите помочь ребенку подготовиться к письму, лучше начать работу в прописях с печатными буквами и заниматься не более 20 минут за один раз. Также следует объяснить будущему школьнику базовые принципы письма.

1. Строчка — это буквенный дом. В нем есть пол и потолок. Нельзя проламывать пол и высовывать оттуда ноги буквы. Нельзя проламывать потолок и высовывать оттуда голову, как жираф. Если такая неприятность все же случилась с буквами, можно дать ребенку цветной карандаш и попросить подчеркнуть буквы-хулиганки и спросить, что именно с ними не так. После того обязательно подчеркнуть буквы, которые получилось написать правильно, и похвалить ребенка. Еще одно отличное упражнение — это раскраска. Выбираем небольшую часть рисунка и просим раскрасить, не выходя за контур фигуры. Для маленьких непослушных пальчиков это не так просто.

2. Когда мы пишем буквы, мы представляем рельсы, по которым едет поезд. Если рельсы пересекутся, то поезд сойдет с них и упадет. Буквы должны не танцевать на строчке, а стоять, как солдатики. После того как малыш напишет строчку, можно взять линейку и провести через буквы вертикальные линии. Если рельсы везде прямые, то поезд замечательно доехал, и на этой строчке можно поставить большой жирный плюс! Со временем рельсы могут стать наклонными, но должны оставаться параллельными.

3. Письменные буквы состоят из определенного набора элементов: палочки, крючки, петли овалы. Как мы уже писали выше, лучше не собирать буквы без учителя, а вот потренироваться писать палочки разной длины стоит. Чтобы работать с овалом, мы можем начертить окошко. Овал должен выглянуть в окошко и не застрять в нем. Если ребенок нарисует круг, то его пухлые щечки не пролезут в окно. Щечки придется стереть. Кроме прописи, советуем завести тетрадь в линеечку формата А4. Если такой нет, подойдет и обычная. Сначала родитель сам рисует крупную красивую печатную букву. Ребенок раскрашивает ее элементы разными цветами. Затем мы пишем буквы-гиганты (высотой в несколько сантиметров). В начале строки родитель ставит точки, ребенок обводит их и только потом дописывает строку самостоятельно. Далее идут средние буквы и ближе к концу страницы буквы-лилипуты. Пока ребенок пишет, можно попросить его проговаривать звук большой буквы грубым голосом, звук средней буквы нормальным голосом и пропищать звук буквы-лилипута. Так будет гораздо веселее!

Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников

Классы: 1 , 2 , 3 , 4

Ключевые слова: штриховка почерк , тактильная память , непараллельность , письмо полуовалов , каллиграфическое письмо

В трудах психологов Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво? Но эта проблема актуальна и в наши дни. Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднён? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Эти и ещё многие аналогичные вопросы неизбежно встают перед педагогом и родителями. Решая любой из них, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа.

Практика показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звуко-буквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?

Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Не менее важно и то, как и какую методику использовать.

Обучение письму должно вестись с учетом возрастных и функциональных возможностей каждого ребёнка.

Цель моего выступления – показать, каким образом можно достичь устойчивых каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста.

Формирование навыка письма

Для того, чтобы было понятно, как готовить ребёнка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть малыш.

Что же представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребёнка?

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках, научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений.

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребёнка, учитывая его возрастные возможности.

Что же такое навык письма? «Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля » (Краткий психологический словарь).

В формировании навыка выделяются три основных этапа.

· Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

· Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

· Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность. Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать.

Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Считается, ведущее значение имеет осознанность при обучении.

Формирование навыков письма при обучении – длительный процесс, сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Подготовка к письму

Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;

2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;

3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев коснуться виска;

4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до металлической части стержня – один пальчик;

5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.

Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма

В своей работе использую следующие приемы.

Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.

Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.

Списывание с готового образца

Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно-воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Перед каждым заданием объясняется ребёнку его цель: «Что будем делать, для чего и как». Объясняя, используются только знакомые слова. За объяснением следует показ. Стоит убедиться, что ребёнок понял инструкции. Важно соблюдать и последовательность занятий, не торопиться. Не освоив предыдущее занятие, не следует переходить к последующим. Ребёнок лучше усваивает, если занятие проходит в игровой форме. Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3–5 минут.

Этапы формирования навыка

Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

Развитие тактильной памяти

Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. Делается это так. На картон наклеиваются буквы. Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.

Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения. Для выполнения полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец).

Следует обратить внимание на различие овалов и кругов при их выполнении и способность ребёнка мысленно вписывать овал в прямоугольник. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль – закрути спираль. При выполнении этих заданий нужно попросить ребёнка держать руку свободно (на весу, без опоры на мизинец, что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки манипуляциях карандашом или ручкой.

Данный этап подготовки уже приближает ребёнка к письму как к таковому. Письмо букв связано с достаточно жёсткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как. располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия рабочей строки и где нижняя.

Конечно, рисовать и писать просто вертикальные линии легче, чем расположить их на строке, соблюдая определённую высоту, протяжённость (ширину). Если дети уже научились начинать движения в определённой точке, им нужно научиться так же точно заканчивать его. Эта новая задача, поэтому следует объяснить, показать, уточнить, понял ли ученик, что он должен знать.

Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв.

Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

1. Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.

2. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.

3. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.

4. Замедленное движение «под диктовку».

5. Повторение инструкции.

6. Самостоятельное выполнение действия.

Анализ психофизиологических особенностей формирования навыка письма показывает, что письмо, воспринимаемое со стороны как целое и связное, на самом деле является последовательностью дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что что-то не выполняется, что-то исполняется неправильно и т.п., то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение и результаты будут неудовлетворительными.

С первого дня обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Появляется новая систематическая деятельность – учёба. Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Преодоление затруднений чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение. Каллиграфическое письмо – это очень важный и нужный процесс.

Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.

Читайте также:
Как научить ребёнка правильно говорить
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: