Консультация логопеда для музыкальных руководителей

План взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ– ДЕТСКИЙ САД №39 “Ромашка”

План взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда

Учитель-логопед: Сидорова Г.А.

Музыкальный руководитель: Ажгиревич М.В.

2020– 2021 учебный год

Задачи участников коррекционно-развивающей

работы

Учитель-логопед:

1. Постановка диафрагмально-речевого дыхания.

2. Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа.

3. Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.

4. Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.

5. Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза.

6. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

7. Обучение умению связно выражать свои мысли.

8. Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии.

9. Развитие психологической базы речи.

10. Совершенствование мелкой моторики.

11. Активная речевая деятельность детей во время занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

1.Развитие и формирование:

– слухового внимания и слуховой памяти;

– зрительной ориентировки на собеседника;

– умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

– темпа и ритма дыхания и речи;

3. Автоматизация правильно произносимых звуков.

4. Активизация словарного запаса.

Сентябрь

Изучение документации, логопедическое обследование, заполнение речевых карт

1.Обследование музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, навыков выразительности движений.

2. Планирование работы на год с учетом коррекционной направленности.

Звуки /буквы «У», «А».

Формирование номинативного словаря по теме, обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

1.Учить ритмично, выразительно проговаривать текст и выполнять соответствующие движения. «Мама»; «Хвостатый-хитроватый»;

2. Дыхательно-артикуляционный тренинг

«Загадочная трубочка», «Мотор» Л/ритмика РЛ.Бабушкина

2.Формирование номинативного словаря: Звучит музыка М. Еремеевой на песню «Осень, милая, шурши». Слайд-шоу на тему осени (осенний лес, падающие листья, дождик и т.д.) Вопросы педагога:

рассказ-описание по схеме, согласование сущ. с прил., образование относит.прил., образование мн.ч.сущ.

1. Движения с речью под музыку. Учить владеть своим телом, выстраивать совместные действия Разучивание песни «Огородная-хороводная» Музыка Б. Можжевелова. Слова А. Пассовой.

2.Развитие речевого дыхания и голоса

«Разговоры овощей». /Р.Л.Лалаева

3. Учимся произносить звук “У” Песенка Филлина.

Октябрь

рассказ-описание, образование мн.ч.сущ., подбор родственных слов, согласование сущ.с числ., образование отн.прил.

1.Артикуляционная гимнастика «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

2.Упражнения «Вкусное варенье», «Часики», «Мостик» Развитие артикуляционной моторики.

2. Закреплять и расширять знания детей о ягодах, фруктах, овощах средствами музыкальной игры; Музыкальная игра «Урожайный оркестр»

Звуки/буквы «Т,Ть», «К-Т»,

Закрепление пройденного материала.

1.Упражнение «По садовой по дорожке» Ходьба на носочках. (Лог. Ритмика с.69)

2.Развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса. Муз.игра «Дождик».

Образование относительных прилагательных.

Согласование существительных, прилагательных и числительных. Работа над предложением.

1.Развитие музыкально-слуховых представлений, инициативности поведения, ассоциативного мышления, воображения. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕС»

2. Речевая игра «Лес» активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.

3.Развитие координации, умения передавать с помощью движений характер музыки» Разноцветная листва»» «Вальс», музыка Д. Кабалевского

Звук/буква «Х-Хь», «К-Х»

образование отн.прил, согласование сущ., прил.и числ, работа над предложением, образование сложных слов, подбор родственных слов.

1. Развитие тактильного восприятия.

Игра «Жмурки» Дети под музыку с завязанными глазами собирают грибы и ягоды разбросанные по залу.

2.Игрогимнастика «Ходьба» развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма.

«Марш», музыка Н. Богословского

Звуки/буквы: «Ы», «А-У-И-О-Ы»

л/т «Перелетные птицы».

т «Перелетные птицы»:

формирование навыков словообразования, особенности строения тела птиц, образование уменьшительно-ласк.формы сущ

1. Развитие быстроты реакции, слухового внимания, плавности речевого выдоха. Игра «Воробей»

2.Развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы. Игра «Птичий гомон»

Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Я на горку шла» в обработке И. Арсеева

Ноябрь

л/т «Дикие животные»:

рассказ-описание по схеме, подбор притяжательных прил.,согласование их с сущ., подбор антонимов.

1.Развитие ритмического и звуковысотного слуха. произвольности внимания. Муз. игра «Олени и оленята»

2.Мимический этюд : «Лесные звери». Развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.

3Логопедическая распевка «Песенка слоненка» Сонорный звук «Н»

рассказ-описание по схеме, употребление предлогов, составление предложений по демонстрации действий, закрепление предложно-падежных конструкций.

1.Муз- игровое творчество: речевая игра «Как у бабушки Наташи» (сл. народные) – имитировать движения бабушки;

употребление предлогов, составление предложений по демонстрации действий, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Развитие артикуляции: Пение песен со звукоподражанием, связь мимики с интонацией песня «Игрушки» Кукутики. «Ехала машина», «Птичка»

2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

3.Развитие дыхания «Листья шелестят», «Задуй свечу» Р.Ю.Лалаевой

4. Вокальное музицирование «Поющий мяч» Р.Л. Бабушкиной.

Читайте также:
НОД по теме: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах

л/т «Домашние животные»

Расширение словаря по теме, рассказ-описание по схеме, образование сущ.мн.ч.и их употребление в речи.

1. Песня со звукоподражанием «Паслись коровки на лугу» «Вот идут утята»

2 Движения с речью под музыку. «Мы едем» М.Старокодамский 3.Использование характерных ролей. Игры: «Мы делили апельсин»; «Заборчик», «Кролик», «Варенье», «Цветок»

л/т «Домашние птицы»:

развитие навыков словообразования, образование род.п.мн.ч.сущ., рассказ-описание по схеме

1.Дыхательная гимнастика: «Ворона», «Петушок».

2.Артикуляционная гимнастика: «Веселый язычок», «Шоколадка», «Ветерок»,

3.Пение со звукоподражанием: «Голоса птиц»

Декабрь

Рассказ о своей семье по плану педагога, подбор притяжат.прил. к сущ., употребление притяжательных мест. мой, моя, мое, употребление гл.пр.вр., словообразование притяжательных прилагательных

1Логопедическая распевка, автоматизация свистящих звуков: «Слон», Медуница», Крокус. Л.Б.Гавришева

2.Артикуляционная гимнастика «Котенок», «Собачка» Н.В.Нищева.

3.Инструментальное музицирование «Музыка на кубиках» Р.Л.Бабушкина.

4.Речевые упражнения: «Губная гармошка» Р.Л.Лалаева.

практическое закрепление в речи детей глаголов пр.вр., уточнение и расширение словаря по теме.

1. Артикуляционная гимнастика: «Маятник» Н.Нищевой.

2. Инсценировка песни “Шла лиса” Муз. И. Пономарёвой.

3. Развитие чувства ритма, координации движений, ориентировку в пространстве

Танец «Шел по лесу Дед Мороз» Н Вересокиной.

л/т «Зимующие птицы»:

рассказ по серии сюжетных картин, закрепление относительных прилагательных и родственных слов, согласование сущ.с чил.

1.Артикуляционная гимнастика «Птичка» Н.В.Нищева

2.Развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления, чувства ритма.

Игры: «Телеграф», «Телефон» Р.Л.Бабушкиной.

3. Чистоговорка «Уточка» Аксановой.

4 Развитие интонационной выразительности речи «Мама Уточка»Т.Ю. Аксановой

л/т «Новый год. Зимние забавы»

Рассказ по серии сюжетных картинок, подбор родственных слов, согласование сущ.счисл.

1 Дыхательное упражнение: «Лыжники», «Снег» Р.Л.Лалаевой

2.Артикуляционная гимнастика «Качели», «Язычок» Н.Нищевой.

3 Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)

Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.

Январь

расширение словаря по теме.

1.Развитие силы и длительности речевого выдоха. «Гудок» Р.Л.Бабушкиной

2. Активизация слухового и зрительного внимания, чувства ритма. Оркестр. «Регтайм», музыка С. Джеплина,

формирование словаря прилагательных, образование относительных прилагательных, развитие навыка словообразования

1.Развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Игра «Чудак» Р.Л.Бабушкина.

2 Пальчиковая гимнастика «Щи из топора» Р.Л.Бабушкиной.

3. Инсценировка песни “Черепашонок” Муз. И. Пономарёвой.

л/т «Животные Севера»

Формирование навыка словообразования по теме, закрепление употребления имен сущ.мн.ч.в род.п.

1.Развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.

Пальчиковая игра: «Повстречались» Л.Р.Бабушкиной.

2.Развитие просодических компонентов речи, таблица с изображением животных Севера. Игра «Кто же это?» Р.Л.Бабушкиной.

3.Музыкальная игра «Олень и оленята» Развитие координации, ориентации в пространстве.

Февраль

л/т :»Животные жарких стран»

Формирование навыка словообразования по теме, закрепление употребления имен сущ.мн.ч.в род.п.

1 Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «Слоненок» Н.Нищевой.

2.Игрогимнастика «Марш» Н.Богословского

Развитие координации движений.

3.Музыкальная игра: «Кенгуру», Фонограмма музыка Сен-Санса. Развитие звуковысотного слуха, ориентировки в пространстве.

Рассказ-описание по схеме,

формирование навыка словообразования по теме,

употребление глаголов с различными приставками (надевать-одевать и т.д.), употребление сущ.в Род.п.ед.ч.

1.Пальчиковая гимнастика: «Платье», «Брюки». Л,Б,Гаврищева

2. Логопедическая распевка «Прогулка» Л,Б,Гаврищева

3Дыхательная гимнастика А,Н,Стрельниковой «Крылья» «Поднимаемся на носочки»

4.Развитие выразительности движений Музыкальная игра «Ветер и ретерок»

пьеса «Лендлер», музыка Бетховена.

л/Т «Головные уборы, обувь».

рассказ-описание по схеме,

употребление несклоняемых сущ., составление предложений с приставочными глаголами, согласование сущ.с числит

1.Логопедическая распевка, автоматизация шипящих звуков: «Мышка», «Индюшата», «Ерш» Л.Б.Гавришева

2. Развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных действий. Музыкальная игра «У ребят порядок строгий» Л.Р.Бабушкиной.

3.Дыхательная гимнастика «Воздушный шар» А.Н.Стрельниковой.

л/т «День защитника Отечества»

обогащение словаря, составление рассказа по сюжетным картинкам

1. Развитие ориентировки в пространстве, воображения, быстроты реакции. Музыкально-ритмическая игра «Регулировщик» -«Автомобиль», музыка М. Раухвергера, «Змейка» любая ритмичная музыка в размере 2/4

2. Пальчиковая гимнастика «Воробьишко», «Звери» Л.Б.Гаврищевой

3. Дыхательная гимнастика «Семафор» «Вырасти большой» А.Н.Стрельниковой.

Рассказ по картине,

подбор антонимов-наречий и антонимов-прилпгательных, употребление творительного и предложного падежей сущ.

1.Логопедическая распевка, дифференциация свистящих и шипящих звуков: «Гололед», «Редиска» Л.Б. Гавришева.

2. Артикуляционная гимнастика «Щенок», «Хомячек» Н.Нищевой

3. Развитие координации движений, пластики, голосового диапазона, музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити. «Солнышко и дождик» Р.Л.Бабушкиной.

(закрепление словаря по теме)

1. Пальчиковая гимнастика: Мама», Л.Б.Гавришева

2. Дыхательное упражнение «Пчелы», «Носик» А.Н.Стрельниковой.

3.Музыкальные игры Г.И.Анисимовой. Развитие координации, ориентации, чувства ритма.

Употребление сущ. во мн.ч. в уменьшительной форме, согласование сущ.с числ., подбор родственных слов

1. Учимся произносить букву «Ц» «Песенка Пони» Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика: «Тучка на колесах», «Одуванчик» Л.Б.Гавришева

3. Инсценировка музыкальной постановки «Стрекоза и муравей» По басне Крылова.

Читайте также:
Самомассаж в логопедической практике

перессказ, употребление в речи предложений с приставочными глаголами и качественными прилагательными, употребление сущ.в ед. и мн.ч., составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

1.Развитие слухового восприятия, чувства темпа и ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков, муз.игра «Поезд»

Музыкальный материал: польская народная мелодия «Скоро поезд отойдет».

2.Логопедическая распевка: «Ялик» Л.Б.Гавришевой.

3 Артикуляционная гимнастика: «Мостик»,» Белка» Н.Нищевой.

Апрель

л/т: «Инструменты, электроприборы»

придумывание начала рассказа,

закрепление правильногоо употребления глаголов совершенного и несовершенного вида с приставками, употребление предлогов из-за, из-под, подбор родственных слов.

1.Артикуляционная гимнастика Языковой вибрант буква «Р» «Песенка кота».

2. Мимическая зарядка по методу А.Уманской «Хмурилка»

3 Развитие слухового восприятия, звукослоговой структуры слова, ролевые стихи «Кто кем становится» по Радыновой.

4.Развитие чувства ритма, координации, ориентации.Музыкальные игры: «Молоток», «Мы строители», «Помощники» Г.И.Анисимовой.

рассказ по серии сюжетных картин, употребление в речи глаголов с различными приставками, составление предложений с приставочными глаголами по опорным словам, согласование сущ.с прил.и числ.

1. Дыхательная гимнастика «Регулировщик», Дыхание», А.Н. Стрельниковой.

2.Музыкальная игра «Автобус» развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы.

3. Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа. Упражнение «Передача платочка», музыка Т.П. Ломовой. Р.Л.Бабушкиной.

Закрепление правильного употребления глаголов совершенного и несовершенного вида с приставками, подбор прилагательных к существительным, употребление творительного и предложного падежей сущ.

1.Развитие эмпатии, умения определять самочувствие партнера и передавать его состояние с помощью движений. Музыкальная игра «Танец», музыка Д. Шостаковича.

2.Игра «10 Лунатиков» Развитие быстроты реакции.

3.Дыхательная гимнастика «Поворот», «Приземление» А.Н.Стрельниковой.

4.Развитие эмпатии, слухового восприятия, координации в пространстве, чувства темпа и ритма. Музыкальная игра «Сонный поезд»муз. двухчастная форма. Л.Р.Бабушкиной.

рассказ по картинке, употребление сущ. во мн.ч. в уменьшительной форме, согласование сущ. с числ., подбор родственных слов.

1. Логопедическая распевка Л.Б.Гавришевой «Крокус»

2.Дыхательная гимнастика «Радуга обними меня» А.Н.Стрельниковой

3.Развитие грациозности движений, умения импровизировать, создание пластичных образов. «Танец цветов» Ю Антонова «Не рвите цветы»

Составление рассказа по плану,

усвоение сущ. в дательном, предложном падеже мн.ч

1. Речевое дыхание «Щука» Р.Л.Лалаевой.

2 Пальчиковая гимнастика «Сом» Л.Б.Гавришевой.

3.Развитие грациозности движений, умения импровизировать, создание пластичных образов. Танец «Три кита»

Об авторе

Ажгиревич Маргарита Валерьевна

Новые записи автора
Комментарии

Новое в блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию
Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младш…
ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.
ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну…

В блогах

Статья: «Сказка, как средство патриотического воспитания».

Статья: «Сказка, как средство патриотического воспитания». Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом.

Педагогический проект на тему:«Развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста».

Педагогический проект на тему: «Развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста». «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский Тема проекта.

Статья к родительскому собранию для детей раннего возраста

“Кто без призору в колыбели, тот весь век не при деле” Заметки к родитльскому собранию.

Новое на сайте

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей различать и называть цвет. Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику рук. Создать атмосферу эмоционального подъёма, заинтересованности, инициативности на занятии; Продолжать.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его семья» в рамках тематической недели “Домашние птицы”. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тип проекта: познавательно –.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию в средней группе

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы удлиненной формы, слегка оттягивая конец пальцами, аккуратно обращаться с материалом. Расширять представление об овощах. Продолжать.

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко»

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко» Самый долгожданный праздник для детей – это Новый год. И взрослые, и дети верят в чудеса. Поэтому атмосферу сказки и волшебства мы решили подарить через новогоднее оформление группового.

Читайте также:
Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий

План совместной работы логопеда с музыкальным руководителем

  • Игровые технологии, используемые учителем-логопедом в работе по коррекции речи в ДОУ (1)
  • Логопедические образовательные технологии в ДОУ (8)
  • Здоровьесберегающие технологии учителя-логопеда ДОУ (3)
  • План работы логопеда на 2019-2020 уч.г. (6)
  • Проектная деятельность (4)
  • РМО для логопедов (4)

План совместной работы логопеда с музыкальным руководителем

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ на 2019-2020 уч.год

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА

Совместное проведение диагностики и обсуждение её результатов

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Консультация «Особенности развития темпоритмической речи у дошкольников»

Совместное проведение логоритмических занятий

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми по запросу логопеда

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Работа по коррекции просодических сторон речи

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Рекомендации: «Использование музыкального материала на логопедических занятиях»

Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика и сферы её применения»

Консультация «Как правильно использовать речевой материал на утренниках»

Составление картотеки «Игры на развитие чувства ритма»

Выступление на педсовете «Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Беседа «Развитие активного словаря дошкольника в процессе восприятия музыки»

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Мастер-класс «Учитесь говорить правильно»

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Изготовление дидактических игр по логоритмике «Игры со звуками»

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Участие учителя-логопеда в празднике «До свиданья, детский сад»

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

Цель: Создать атмосферу сотрудничества, направленную на успешное музыкальное развитие и более высокий уровень речевого развития детей снчи

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это – оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.
Читайте также:
Конспект: Составление рассказа по картине Зима с использованием картинно-графического плана

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  3. Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
  4. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
  6. Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
  7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
  8. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
  9. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
  10. Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
  11. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
  12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
  13. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  14. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
  15. Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
  16. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
  17. Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
  18. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Разделы: Логопедия

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это – оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.
Читайте также:
Конспект логопедического занятия 'Дифференциация звуков (Ш) - (Ж)'. Лексическая тема 'Профессии'

Список рекомендуемой литературы по теме:

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  3. Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
  4. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
  6. Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
  7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
  8. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
  9. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
  10. Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
  11. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
  12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
  13. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  14. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
  15. Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
  16. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
  17. Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
  18. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Статья Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе. Автор: Рунаева Елена Михайловна

Автор: Рунаева Елена Михайловна
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Анализ литературы по данной теме показал, что в основном разработаны программы по проведению логоритмических занятий. Направление работы по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях ни систематизированы не в одном литературном источнике.

Цель: повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Читайте также:
Итоговое мероприятие по теме: Дары осени, урожай

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

 структуру речевого нарушения;

 осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

 закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

 всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

 постановка диафрагмально-речевого дыхания;

 укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

 формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

 коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

 развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

 совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

 обучение умению связно выражать свои мысли;

 обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

 развитие психологической базы речи;

 совершенствование мелкой моторики;

 логопедизация занятий и режимных моментов.

Развитие и формирование:

 слухового внимания и слуховой памяти;

 зрительной ориентировки на собеседника;

 умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

 темпа и ритма дыхания и речи;

Решение коррекционно-развивающих задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй.

Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии.

Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

Решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:

Консультация логопеда для музыкальных руководителей

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

Читайте также:
Звуковой анализ и синтез

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Овладения ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

В нашем детском саду, в логопедической группе находятся дети с такими речевыми нарушениями, как общее недоразвитие речи различных уровней. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание зачастую поверхностное. Одни излишне активны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Нередко повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

В начале учебного года при поверке музыкальных способностей детей логопедической группы отмечается общая закономерность – дети не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звуков, произношением окончаний слов, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Перечисленные особенности детей обуславливают специфику музыкальной деятельности.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенеправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Специфика музыкальной работы с детьми логопедических групп предполагает использование на каждом музыкальном занятии элементов логоритмики.

В специальной литературе логоритмика рассматривается, как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М. : Просвещение, 1985). Таким образом, речевое развитие формируется посредством слова, движения и музыки.

Логоритмическая деятельностьвключает в себя следующие элементы :

1. Артикуляционная гимнастика

– это специальные упражнения, приводящие в движение речевой аппарат человека

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

* развивать певческие способности детей

* формировать артикуляцию различных звуков.

*закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.

* развивать дикцию детей посредством тренировки подвижности движений языка и губ

*учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз

* развивать чувство ритма.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком и губами не превышает 1-2 минут перед пением.

2. Пальчиковая гимнастика

Важное место на музыкальных занятиях имеют пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Пальчиковые игры сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народняе песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

3. Дыхательная гимнастика

– разнообразные упражнения по развитию дыхания.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

* укрепление физиологического дыхания детей

* формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

* тренировка силы вдоха и выдоха.

* развитие продолжительного выдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы и туловища. В качестве речевого материала используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов, в том числе и самоделок. Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки. Прибаутки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Читайте также:
Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

5. Коммуникативные игры и танцы.

Танцы и игры с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания в паре, подгруппе, группе, тактильный контакт, осуществляемый по ходу. Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализуют социальный климат в детской группе, способствуют развитию позитивного самоощущения.

В результате практической работы сложилась следующая структура музыкального занятия с детьми логопедической группы (подготовительная к школе группа):

Общая длительность занятия – 30 минут.

1. Спокойный вход.

2. Валеологическая песенка – распевка (создание положительного настроя, подготовка голоса к пению)

3. Музыкально-ритмические движения (используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса)

4. Активное слушание музыки (слушание музыкальных произведений с движениями под музыку)

5. Пальчиковая гимнастика

6. Музыкально – дидактическая игра

7. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения

8. Пение, песенное творчество

9. Музыкально-ритмические движения (ритмика, коммуникативные танцы, хороводы)

10. Речевые /музыкально-подвижные/ коммуникативные игры.

Речевой материал на музыкальных занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки, раздаточный материал.

Главным принципом достижения эффективности в работе музыкального руководителя с детьми логопедических групп является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Дидактическая игра по развитию речи в средней группе «Сказочный кубарик»

Олеся Сираева
Дидактическая игра по развитию речи в средней группе «Сказочный кубарик»

1) развивать активную речь, коммуникативные навыки, обогащать словарь;

2) составлять грамматически правильно сформулированные предложения;

3) узнавать сказочные ситуации;

4) развивать детское речевое творчество;

5) воспитывать интерес к сказке.

6) активизировать ребенка использовать в речи прилагательные, слова, обозначающие действия

Ребенок на ковре (столе)подбрасывает кубик со словами: “Вертись, крутись – на бочок ложись”.

1 вариант игры: отгадать сказку, выпавшую на верхней грани

2 вариант игры: описать героев сказки

3 вариант игры: придумать свое продолжение и окончание сказки.

4 вариант игры: назвать друзей героя сказки

5 вариант игры: вспомнить, в каких еще других сказках мы встречаемся с этим сказочным героем

6 вариант игры: рассказать сказку, которая выпадет на верхней грани.

Также можно придумать и свой вариант игры.

«Скворечник для птички» — дидактическая игра по развитию речи «Скворечник для птички» Дидактическая игра по развитию речи. Цель: развивать речь ребёнка. Задачи: – обогащать словарный запас, – закрепить.

Дидактическая игра для развития связной речи детей 2,5–3 лет «Сказочный домик» Игра состоит из картонной основы, обвязанной пряжей. К основе пришит силуэт тучки из ткани и “дождик” из бисера. Около тучки пришито связанное.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?» в рамках проекта по развитию речи во второй младшей группе Дидактическая игра «Кто как голос подает?» в рамках проекта по развитию речи во второй младшей группе Цель: Сформировать у детей представление.

Дидактическая игра по развитию речи для средней группы «В гостях у сказки» Цель: Учить использовать фигурки в игровой деятельности по придумыванию новых сюжетов, комбинируя различные события реалистического, сказочного,.

Дидактическая игра по развитию речи «Рассказы с картинками» Использование рассказов с картинками способствует развитию высших психических функций (воображение, память, внимание, речь, облегчает.

Читайте также:
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром

Дидактическая игра по закреплению употребления в речи предлогов Дидактическая игра по развитию речи, способствующая закреплению употребления в речи предлогов (маленьких слов) Данная игра помогает решать.

Дидактическая игра по развитию речи «Жадина» Цель игры: расширять и активизировать словарный запас детей,умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

НОД по развитию речи в 1 младшей группе на тему «Дидактическая игра «Какой?» НОД по развитию речи в 1 младшей группе на тему «Дидактическая игра «Какой?» Цель: Учить детей различать и называть цвета: красный, желтый,.

Ребусы-Дидактическая игра по развитию речи Занятия по обучению грамоте очень нравятся детям. Для того, чтобы они проходили наиболее интересно и продуктивно я изготовила ребусы. И.

Развивающая игрушка Рэди Шарики-кубарики / 62191

Производитель: Рэди

Модель: Шарики-кубарики / 62191

Тип товара: Развивающая игрушка

ID: 5604624

Описание

Конструктор игровой «Шарики-кубарики» стартовый набор для детей состоит из 18 кубиков, цилиндров, треугольников. Кубики с желобками и отверстиями одного диаметра и 5 разноцветных стеклянных шариков чуть меньшего диаметра.

Набор научит вас прокладывать пути. Сначала это будут лишь простые дорожки для шариков. Постепенно с помощью кубиков вы начнете создавать лабиринты. Желобки и отверстия позволяют выстраивать лабиринты разных конфигураций.

Маршруты поведут шарики к финишу и по поверхностям, и внутри кубиков. Какой это будет маршрут? Запутанный, проложенный в 3-х измерениях!
Где выход? Это зависит от тайных маршрутов, уровней, тоннелей, созданных малышом.

Характеристики (10)

Параметр Значение
Тип развивающая игрушка
Вид конструктор
Возраст 3-6
Материал дерево
Пол ребенка любой
Для развития/изучения логики
Для развития/изучения моторики
Для развития/изучения координации движений
Для развития/изучения моторики
Для развития/изучения координации движений

Цены на Яндекс.Маркет

Цены (1)

Как купить или где мы находимся +

«СкидкаГИД» — это сервис сравнения цен в магазинах, кэшбэк сервис и помощь в выборе товаров, посредством подборки видео обзоров, отзывов и сравнения товаров. Большинство магазинов, представленных на сайте, осуществляют доставку по России, поэтому выгодно пользоваться онлайн заказом на сайте этого магазина (доставляются ли заказы в ваш регион, можно узнать на сайте выбраного магазина). Чтобы купить выбранный товар, необходимо кликнуть кнопку «купить» на против выбранного магазина и продолжить покупку на сайте этого магазина. Чтобы получить кэшбэк выполните теже действия предварительно зарегистрировавшись.

Цена от 3312 руб до 3312 руб в 1 магазинах

Бесплатная доставка от 2 499 ₽

Кэшбэк сервис СкидкаГИД

Купить в соседних городах

  • Балашиха
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Жуковский
  • Зеленоград
  • Коломна
  • Королёв
  • Красногорск
  • Люберцы
  • Мытищи
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Октябрьский
  • Орехово-Зуево
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Троицк
  • Химки
  • Щербинка
  • Щёлково
  • Электросталь

Сервисы для г.Москва

подобрать билет или отель

Компания Предложение
Яндекс.Путешествия

Выбирайте из более чем 3 000 000 гостиниц, санаториев, турбаз, хостелов и апарт-отелей. Собираем в одном месте все доступные варианты номеров, которые предлагают агрегаторы и владельцы отелей. Сравните цены и условия и выберите, где бронировать выгоднее.

Быстро. Вы оформляете полис без очередей и походов в офис, он сразу приходит на электронную почту после расчета и оплаты.

Бесплатная доставка. В наличии только свежие и качественные продукты по выгодным ценам. Высокий уровень сервиса сборки и доставки заказов. Доставка осуществляется по Москве и МО; Санкт-Петербургу и ЛО

«Утконос» – лидер в области интернет-торговли продуктами питания и сопутствующими товарами.

Купить в кредит (4)

заявка на карту

Компания Предложение
Кредитная карта Альфа-Банк

Беспроцентный период – до 100 дней. Выпуск кредитной карты – бесплатно

Сумма кредита – до 300 000 рублей. Беспроцентный период – до 55 дней!

До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.

Кредит наличными в Совкомбанк: Сумма кредита – от 5 000 до 100 000 рублей; Срок кредита – 12 месяцев; Процентная ставка – от 12% годовых; Возраст – от 35 до 85 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: