Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Консультация для родитлей

Описание материала: предлагаю вам консультацию по теме: «Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте».
Данный материал будет полезен учителям логопедам, учителям – дефектологам, а так же воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста.

Применение данных методов и приемов способствует развитию у детей развитию звуко – буквенного анализа слов, применяемых в игровой форме и ознакомлению с правилами выполнения звукового анализа слов.

Цель: развитие звуко – буквенного анализа и синтеза слов.

Обучение грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Педагог считает, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
– не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:
• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
• умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только; старался запомнить соответствующие буквы;
• под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звуко – буквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками слогового чтения.

«Как обучать детей звуковому анализу слов»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
– определение количества звуков в слове;
– фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
– определение места звука в слове.

Уважаемые педагоги (родители), помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем,что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.
1. «Светофорчики»
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный
(Снег, зима, лыжи и др.).
2. «Покажи картинку на определённый звук» (слышать звук в начале слова)
3. «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова)
4. «Сколько звуков в слове спряталось?»
5. «Место звука в слове»

Как проводится звуковой анализ слова?
Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три
— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Читайте также:
Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые педагоги (родители), очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Желаю всем удачи!

Используемая литература:
1. Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. Методическое пособие к Букварю. – М.: Просвещение, 2003.
2. Быстрова Г.А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002.
3. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа – Прес, 1998.
4. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.- М., 2006.
5. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2005.
7. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. -М.:”Издательство ГНОМ и Д”, 2000. -80 с.

Консультация для родителей и педагогов «Обучение детей грамоте в подготовительной группе»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

В статье говорится о том, чему должен научится ребенок для успешного усвоения школьной программы.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

«Обучение детей грамоте в подготовительной группе»

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому?

Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Вероятно, самым оптимальным для начала серьезной работы с ребенком все же является возраст от пяти до семи лет.

А работа предстоит действительно серьезная, т.к. ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры. Игра — одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе?

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
  • определение места звука в слове.

В детском саду мы большое внимание уделяем обучению грамоте детей дошкольного возраста. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.

Игры для обучению грамоте

Для выработки практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематического слуха, мыслительных операций, соединять звуки в слоги и моделировать новые слова мы проводим с детьми следующие игры:

«Договори слово», «Добавь слог» педагог произносит первый слог, а дети –второй (мет-ла, пче-ла, пи-ла, ка-ша).

В игре «Где живёт слово» ребёнок должен поделить его на слоги (хлопочками) просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик: с одним окошечком, с двумя окошечками, с тремя окошечками.

В игре « Закончи предложение » дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре « Цепочка слов » развивается фонематический слух, активизируется словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.

Игра « Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: апельсин можно получить слова ель, пень, липа, пила, лиса, пан, сан, лес.

Игра « Сложи словечко » помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.

Игра « Убери звук» — детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.

Игра « Логопедическая ромашка » — сердцевина — изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж), лепестки – картинки, где присутствует этот звук, дети раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам;

Игра « Логопедическое лото » — каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова;

Игра « Собери слово по первым буквам » — по первым буквам картинок, ребенок составляет слово, читает его и делает звуковой анализ;

Игра « Буквы рассыпались» — детям демонстрируются картинки, и логопед предлагает собрать к этим картинкам слова из рассыпанных букв магнитной азбуки.

Игра « Кто пришел в гости?» — детям раздаются карточки со схемами, где написаны одни гласные (_И_А), им необходимо подобрать согласные звуки, чтоб получились имена детей, которые пришли в гости.

Игра « Раз, два, три парочку себе найди » — дети получают картинки с изображением животных, по команде ведущего «раз,два,три парочку себе найди» дети должны объединиться по схожим первым звукам парами согласный твердый согласный мягкий (лиса-лось,утка-улитка,заяц-зебра).

Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, способствует закреплению приобретенных ранее знаний и умений.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:

  • Звук – мы слышим и произносим.
  • Буквы мы пишем и видим.
  • Звуки бывают гласными и согласными.
  • Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки).
  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
  • Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
  • Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
  • Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
  • Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
  • Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
  • Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
  • Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
  • Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
  • Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Консультация по обучению грамоте (для педагогов детских садов)

Работая в детском саду с детьми логопедических групп, в течение нескольких лет, использовали различные методики по обучению грамоте. Обобщив опыт, мы провели для воспитателей района консультацию по этой теме, с использованием презентации. Получив положительный отклик, мы решили, что этот материал будет полезен для других педагогов.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  1. требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  2. появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  3. не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  4. физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

  • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие “звук”.

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

Предлагаемые игры: “Узнай, что звучит?”, “Где звучит колокольчик?”, “Покажи картинку”, “Громко – тихо”, “Кто сказал?”:

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы “Овощи” мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
  • домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что

воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

  • “Немые звуки”: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
  • “Фотография звука”: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
  • “Припоминание слов на заданный звук” (гласный звук должен быть под ударением – окна, но не окно, ослик, но не осёл):
  • “Разложи картинки”: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине – на звук [и].

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

  • Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
  • Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • В середине слова.

Мы предлагаем следующие пособия:

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище – на середину, а хвост – на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

3. Светофоры. Красный цвет – начало слова, зеленый – конец, желтый – середина.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: “Что случилось с девочкой?”, ” Что она кричит?”. Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

  • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
  • Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по – настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком – если горлышко “гудит”, значит, звук звонкий, если нет – глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Используем символ звонка. Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех – твердый, облачко – мягкий, колокольчик – звонкий звук, перечеркнутый колокольчик – глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с – сыр, т – труба, я – яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
  • фасоли и другие мелкие предметы;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
  • двусложные со стечением (скала:);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова – это полоска, слоги – короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по-порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить

З И М А предложение, словосочетания.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие “открытия” для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

«Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте».

В статье говорится о том, чему должен научится ребенок для успешного освоения школьной программы: определению место звука в слове, фонетическому разбору слова, делению слов на слоги, соединению звуков в слоги. Для этого мы предложили соответствующие игры.

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому?

Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Вероятно, самым оптимальным для начала серьезной работы с ребенком все же является возраст от пяти до семи лет.

А работа предстоит действительно серьезная, т.к. ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры. Игра — одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе?

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
  • определение места звука в слове.

В детском саду мы большое внимание уделяем обучению грамоте детей дошкольного возраста. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.

Игры для обучению грамоте

Для выработки практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематического слуха, мыслительных операций, соединять звуки в слоги и моделировать новые слова мы проводим с детьми следующие игры:

«Договори слово», «Добавь слог» педагог произносит первый слог, а дети –второй (мет-ла, пче-ла, пи-ла, ка-ша).

В игре «Где живёт слово» ребёнок должен поделить его на слоги (хлопочками) просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик: с одним окошечком, с двумя окошечками, с тремя окошечками.

В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.

Игра «Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: апельсин можно получить слова ель, пень, липа, пила, лиса, пан, сан, лес.

Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.

Игра «Убери звук» — детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.

Игра «Логопедическая ромашка» — сердцевина — изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж), лепестки – картинки, где присутствует этот звук, дети раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам;

Игра «Логопедическое лото» — каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова;

Игра «Собери слово по первым буквам» — по первым буквам картинок, ребенок составляет слово, читает его и делает звуковой анализ;

Игра «Буквы рассыпались» — детям демонстрируются картинки, и логопед предлагает собрать к этим картинкам слова из рассыпанных букв магнитной азбуки.

Игра «Кто пришел в гости?» — детям раздаются карточки со схемами, где написаны одни гласные (_И_А), им необходимо подобрать согласные звуки, чтоб получились имена детей, которые пришли в гости.

Игра «Раз, два, три парочку себе найди» — дети получают картинки с изображением животных, по команде ведущего «раз,два,три парочку себе найди» дети должны объединиться по схожим первым звукам парами согласный твердый согласный мягкий (лиса-лось,утка-улитка,заяц-зебра).

Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, способствует закреплению приобретенных ранее знаний и умений.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:

  • Звук – мы слышим и произносим.
  • Буквы мы пишем и видим.
  • Звуки бывают гласными и согласными.
  • Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки).
  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
  • Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
  • Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
  • Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
  • Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
  • Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
  • Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
  • Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
  • Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
  • Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

Ляна Евдокимова
Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

Чему должен научиться ребенок для успешного освоения школьной программы? Определению место звука в слове, фонетическому разбору слова, делению слов на слоги, соединению звуков в слоги. Для этого мы предложили соответствующие игры. Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Вероятно, самым оптимальным для начала серьезной работы с ребенком все же является возраст от пяти до семи лет. А работа предстоит действительно серьезная, т. к. ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры. Игра — одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове; фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение места звука в слове. В детском саду мы большое внимание уделяем обучению грамоте детей дошкольного возраста. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.

Игры для обучению грамоте. Для выработки практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематического слуха, мыслительных операций,соединять звуки в слоги и моделировать новые слова мы проводим с детьми следующие игры: «Доскажи словечко», «Добавь слог» педагог произносит первый слог, а дети –второй (мет-ла, пче-ла, пи-ла, ка-ша). В игре «Где живёт слово» ребёнок должен поделить его на слоги (хлопками) просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик, вагон т.д:. В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.

Игра «Кто больше придумает слов?».

Для читающих детей. Из одного слова придумать несколько слов.

Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самокат – сам катится; снегопад – снег падает; пчеловод – пчел водит) и т. д.

Игра «Убери звук» — детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.

Игра «Логопедическая ромашка» — сердцевина — изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж, лепестки – картинки, где присутствует этот звук, дети раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам;

Игра «Логопедическое лото» — каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова;

Игра «Собери слово по первым буквам» — по первым буквам картинок, ребенок составляет слово, читает его и делает звуковой анализ;

Игра «Буквы рассыпались» — детям демонстрируются картинки, и логопед предлагает собрать к этим картинкам слова из рассыпанных букв магнитной азбуки.

Игра «Кто пришел в гости?» — детям раздаются карточки со схемами, где написаны одни гласные (_И_А, им необходимо подобрать согласные звуки, чтоб получились имена детей, которые пришли в гости.

Игра «Раз, два, три парочку себе найди» — дети получают картинки с изображением животных, по команде ведущего «раз, два, три парочку себе найди» дети должны объединиться по схожим первым звукам парами согласный твердый согласный мягкий (лиса-лось,утка-улитка, заяц-зебра).

Чтобы дети лучше запоминали буквы,им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка. Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, способствует закреплению приобретенных ранее знаний и умений.

Звук – мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки). Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Гласных звуков шесть:А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные,которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, в возрасте 4 – 4,5 лет пора начинать подготовку к этому.

Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова, соотносить их с буквами. В этом вам поможет книга Л. М. Козыревой “Знакомимся с гласными звуками”. Не спешите быстро пройти этот этап, добивайтесь чёткого выполнения заданий. Недостаточное внимание к позициям гласных в слове может привести впоследствии к таким нарушениям чтения и письма, как пропуски и замены букв.

Продолжить обучение можно по другой книге Л. М. Козыревой – “Как научиться читать”. В этой книге ребёнок знакомится с гласными и четырьмя согласными буквами Н, Л, М, Р, с помощью которых научиться читать свои первые слова и слоги.

А затем берите азбуку. Максимальная продолжительность занятий для 5-летних детей составляет 20 минут, для 6-летних – полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Делайте перерывы каждые 5-10 минут, поговорите на отвлечённую тему, поиграйте в какую-нибудь игру.

На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной букве в день или посвящать её изучению 2-3 дня. Следует часто, но ненавязчиво – в форме игры – повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке,например: ” Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука М” и т. п.

Обучающий взрослый должен быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют никогда.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.

1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах.

Поиграйте в игру “Слушай внимательно” : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) – п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т. д.

Предложите отгадать,на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох.На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром.

2. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук (М).Мы произносим его отрывисто: М!И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Не ME! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – (Э) и (М). Данное обстоятельство только запутывает детей.

3. И ещё, уважаемый взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.

4. Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А!– и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит,какая буква следующая: ММММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

1. Выясните, различает ли ваш ребёнок понятия “слева” и “справа”. Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т. д. ; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

2. Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными “конструкторами” и “строителями”.

Чтобы ребёнку легче запоминать буквы:

• Взрослый пишет “трудную” букву большого размера (5-6 см, ребёнок раскрашиваете. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

• Лепка ребёнком буквы из пластилина.

• Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

• “Написание” широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет “написать” букву в воздухе – и ребёнок мгновенно вспомнит её.

• Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами – на что похожа буква?

• Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.

• Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

• Заучивание стихов, посвященных образам букв. Нахождение “правильных” и “неправильных” букв, букв, спрятанных на картинках.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: – закреплять навык чтения слов; – закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Конспект ООД по обучению грамоте для родителей с ребёнком 6–7 лет «Звук [Ч] и буква Ч» Тема:«Звук [Ч] и буква Ч» Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию занятие по обучению грамоте в условиях самоизоляции. Цель: знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

НОД по обучению грамоте с учетом гендерной принадлежности детей в подготовительной группе «Веселые игры с Незнайкой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Улыбка» д. Кипень Ломоносовского р-на Ленинградской обл. Конспект.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук” Задачи: • Формирование.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед – Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

Не одно десятилетие педагоги задают себе этот вопрос. В разные исторические периоды методы обучения грамоте в русской школе менялись. Самым древним является буквенный метод, суть которого сводилась к запоминанию буквы с её названием и начертанием. Буквенный метод впоследствии сменился слоговым и был предложен русским классиком и педагогом Львом Николаевичем Толстым. Метод по сути был слогослуховым и за единицу грамоты был принят слог. В тридцатые годы двадцатого века отечественная методика использовала метод целых слов, а чуть позже применялся звуковой метод, основанный на анализе звучащей речи. Но не все эти методы были совершенны. Давайте вспомним, что сейчас предъявляет современная школа к будущим школьникам. Это, прежде всего: сформированный фонематический слух, умение членить слова на слоги, умение членить простые предложения на слова, умение составлять предложения из 3-5 слов, умение составлять рассказ по серии картинок. Если посмотреть в суть проблемы, то современный дошкольник, который идёт в школу, должен обладать специальными речевыми умениями, а именно:

1. Владение аналитико-синтетическими операциями с языковыми единицами, то есть уметь анализировать и синтезировать;
2. Наличие представлений об основных единицах языка, таких как: звук, слог, слово, предложение, текст;
3. Высокий уровень сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия.

Опыт показывает, что дети, у которых сформированы вышеперечисленные специальные речевые умения, успешно овладевают грамотой и остальными учебными дисциплинами. Сразу возникает следующий вопрос: «Что формировать и как грамотно сформировать специальные речевые умения?». Современный метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический и основан на связи устной и письменной речи. Ребёнка старшего дошкольного возраста необходимо учить анализировать звуковой состав слова, чтобы впоследствии он различал такие понятия, как «звук» и «буква» («Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем»); учить анализировать слоговую структуру слова, так как основной единицей чтения является слог; учить анализировать словесный состав предложения для того, чтобы в дальнейшем ребёнок правильно записывал предложение.

Рассмотрим вышесказанное подробнее.

Понятие «Звук»

Дошкольник может овладеть следующими характеристиками понятия «звук».

1. Звуки бывают гласные и согласные (Гласные звуки состоят из голоса, воздушная струя при их произнесении проходит свободно.Согласные звуки состоят из шума и голоса, воздушная струя при их произнесении встречает преграду в ротовой полости). Для формирования этого понятия активно используется метод моделирования. Гласный звук – красная фишка, согласный звук – жёлтая. На этом этапе ребёнок будет учиться чтению со зрительной на гласный звук.
2. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие (Твёрдость и мягкость различается по степени подъёма языка.При произнесении твёрдых согласных язык прямой, при произнесении мягких согласных язык «горочкой»). Для обозначения твёрдых согласных используется синяя фишка, для обозначения мягких согласных – зелёная.
3. Согласные звуки бывают звонкие и глухие (Звонкость и глухость определяется работой голосовых связок.При произнесении звонких согласных они работают, а при произнесении глухих согласных – нет). Определить звонкость/глухость звука можно с помощью тактильно-вибрационного контроля. Усвоение ребёнком дифференциации понятий «звонкость/глухость» в дальнейшем помогает ему успешно освоить звуко-буквенный анализ слова.

Понятие «Слог»

Способом деления слова на слоги старший дошкольник овладевает самостоятельно. Выделяют 2 способа деления слова на слоги: послоговое проговаривание (сопровождается движением руки) и использование односложных слов. Мы должны помнить, что обращение к слоговой структуре слова помогает ребёнку в дальнейшем успешно овладеть механизмами письма и чтения. Допустимо дать первичное представление ребёнку, что слогов в слове столько, сколько гласных звуков.

Понятие «Слово»

Дошкольник вполне может овладеть такими признаками слова, как:

1. Номинативность, то есть каждое слово всегда имеет определённое значение;
2. Звуковой состав слова, то есть слово состоит из звуков;
3. Синонимия/антонимия, то есть слова могут быть близкими и далёкими по своему значению.

В современной методике применяется большое количество игр по формированию этих признаков (отгадывание загадок, договаривание слов, выделение слова в потоке речи, игры на классификацию, обобщение, сериацию и так далее). При формировании этих признаков дети, в первую очередь, учатся сопоставлять слова с их лексическим значением.

Некоторые методисты спорят: «Нужно ли учить ребёнка в дошкольном возрасте определять ударение в слове или нет?». Я считаю, что ребёнок старшего дошкольного возраста может овладеть этим умением. Педагогу необходимо выделять ударный гласный с помощью голоса. Вводя понятие «ударение», педагог «готовит почву» для успешного овладения звуко-буквенным анализом в младшем школьном возрасте.

Понятие «Предложение»

Не надо полагать, что ребёнок – это неразумное существо. Ребёнок многое может и педагогу, в первую очередь, необходимо опираться на «зону ближайшего развития», описанную Львом Семёновичем Выготским. Дошкольнику вполне доступно осознание и понимание основных характеристик предложения. Это:

1. Предложение выражает законченную мысль.
2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
3. Имена людей, клички животных пишутся с большой буквы.
4. Предложение состоит из слов, которые отделяются друг от друга.
5. В конце предложения всегда ставится знак, указывающий на то, что предложение закончено.

При формировании представлений о характеристиках предложения активно используются графические схемы, которые понимаются детьми.

Понятие «Текст/Рассказ»

При успешном освоении понятия «предложение» дети без особых проблем усваивают понятие «текст/рассказ». Текст – это, прежде всего, совокупность нескольких предложений, объединённых одной темой. При этом внимание дошкольников фиксируется на таких вопросах, как: «О чём говорится в тексте?», «Что об этом говорится?».

Давайте вернёмся к нашему вопросу: «Так нужно ли готовить дошкольника к обучению грамоте или нет?». Конечно, необходимо готовить дошкольника к обучению грамоте. Но эта подготовка должна заключаться не в тупом повторении букв, а в целенаправленном формировании у ребёнка специальных речевых умений, которых говорилось выше. Нужно также иметь в виду, что дошкольная подготовка имеет свои отличительные признаки от школьного обучения. Это, прежде всего:

1. Подготовка к обучению грамоте предполагает формирование готовности к овладению графикой, которая имеет свои характерные особенности, а школьное обучение предполагает овладение графикой и подготовку к овладению орфографией.
2. На этапе дошкольной подготовки порядок знакомства с буквами определяется степенью сложности артикуляции звука, которая обозначается данной буквой, то есть в основе лежит принцип речевого онтогенеза (более простые по артикуляции звуки появляются в речи раньше, более сложные – позже). На этапе школьного обучения порядок знакомства с буквами определяется частотностью буквы в языке.
3. На этапе подготовки к обучению грамоте у ребёнка формируется представление об основных единицах речи (звук, слог, слово, предложение, текст), а при школьном обучении происходит формирование понятия «язык» как системы.

Обучение грамоте в детском саду: особенности и приёмы

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Почему нужно обучать грамоте до школы

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова — это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Начало занятия: способы мотивации детей

Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:

  • стихотворение по теме занятия;
  • загадки;
  • рассматривание картинок.

Воспитатель может начать занятие так: «Ребята, сегодня мы разберёмся, что такое слово. Вы внимательно слушаете строчки из стихотворения и мне помогаете». Пример стихотворения:

Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)

Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)

Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)

Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)

Есть книжное слово — страница, (А к книжкам какие слова относятся?)

Есть слово лесное — синица, (Таких слов вы наверняка знаете много!)

Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)

Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)

В конце похвалите детей: «Какие мы молодцы. Сколько слов вспомнили».

Если удачным вариантом вам кажется использование загадок, то подберите их так, чтобы ответы начинались с одной буквы.

Таблица: примеры загадок для начала занятия

Хвост красивый, просто диво.
Удивительная грива.
«И-го-го», скакун — огонь
Вас прокатит. Это (конь).
Речку заковал мороз,
Поработал он всерьёз!
Я помчался вдоль реки,
Режут лёд мои (коньки).
Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Вкусный, маленький клубок
В сказке звался (колобок).
Красивый фантик надевает,
Во рту так просто вкусно тает.
Все дети любят сладость эту,
А зовут её (конфета).
Кто нам рано поутру
Громко промычит «Му-му»?
Кто даёт нам молочка,
Маслица и творожка,
Чтоб детвора была здорова.
Это добрая (корова).

Закончить можно игровым элементом: «Ребята, вы настоящие умники, все загадки разгадали! Все слова назвали правильно! А вот такой вопрос: чем все эти слова похожи? А теперь игра. Я называю слово. Если оно начинается так, как и наши отгадки, вы хлопаете в ладоши. А если нет, то не хлопаете».

Для того чтобы заинтересовать детей, можно также раздать каждой паре детей набор карточек и попросить ребят назвать словами то, что они видят на картинках. Воспитатель спрашивает: «С какого звука начинаются все слова? А как можно поделить их на две группы? Правильно. Одни слова короткие, а другие длинные. Откладываем картинки с короткими словами влево, а с длинными вправо». Затем воспитатель проверяет выполненное упражнение.

Чтобы увлечь детей в начале занятия, можно использовать картинки

Можно использовать заготовку — сюрприз, театрализацию рассказа, начать с просмотра презентации или обсуждения иллюстрации. Дети с удовольствием участвуют в придумывании новых сказок.

Обучение грамоте в детском саду

Подготовка воспитателя к проведению занятий по грамоте требует особой скрупулёзности. Неправильная подача материала может вылиться в сложности обучения в дальнейшем. Тщательное планирование занятий поможет педагогу избежать ошибок. Разработка плана — конспекта урока, конечно, уже является достаточным этапом планирования. Однако сейчас в образовательных учреждениях предлагается использовать технологические карты занятий. В этом документе не только подробно разрабатываются все этапы занятия, но рассматриваются количественные и качественные характеристики группы. Это даёт возможность проанализировать любой этап занятия, выявить возможные недоработки. Технологическая карта занятия — это довольно объёмный документ, пример разработки можно посмотреть на сайте.

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:

    Кольца (круги) Луллия — популярное дидактическое средство, развивающее интеллектуально-творческие способности детей. Существует множество вариантов этого приспособления. Для обучения дошкольников грамоте можно изготовить кольца Луллия, на одном из которых будут изображены буквы, а на втором — предметы, чьи названия начинаются с них. Задача детей — правильно соединить букву с изображением.

Использование колец Луллия при обучении способствует созданию заинтересованной, непринуждённой атмосферы, обеспечивает восприятие нового материала

При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке.

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: