Консультация для родителей, чьи дети обучаются по программе 8 вида

Консультация логопеда для родителей,временно принимающих в семьи детей ,оставшихся без попечения ,обучающихся в школе 7-8 видов.
консультация по логопедии на тему

В коррекционной школе 7-8 видов обучаются дети,имеющие системное нарушение речи.Дети получают логопедическую коррекционную помощь на специальных занятиях,предусмотренных программой школы.Программа рзработана с учётом взаимодействия учителя-логопеда,учителя,воспитателя.Но не менее важным условием для более успешной коррекционной работы является контроль за речью ребёнка дома,во время выходных и каникул.Данная консультация даёт возможность родителям ,временно принимающих в свои семьи детей полезно и интересно провести с ними время.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_logopeda.odt 24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации логопеда для родителей, временно принимающих в семьи детей, оставшихся без попечения ,обучающихся в школе 7-8 видов.

В коррекционной школе 7-8 видов обучаются дети с разным уровнем интеллектуальной недостаточности,речевого развития ,социального положения.В нашей школе 25% детей-дети без попечения родителей.Усыновление таких детей редкое явление в последние годы.В учреждении работает программа социальной службы по устройству этой категории воспитанников в семью.Один из путей – родители,временно принимающие детей в семьи.

Среди детей без попечения родителей третья часть с нарушениями речевого развития.

Стало актуальным передавать вместе с воспитанниками в семью рекомендаций для непрерывного коррекционного процесса речевых нарушений во внеурочное время.

Возможны различные варианты работы логопеда в этом направлении.Я предлагаю один их них.Материал рассчитан на учащихся подготовительного,1 класса школы 8 вида .

1этап- индивидуальная консультация родителей

(предлагаются результаты обследования речи и пути коррекции)

2 этап- самостоятельная работа родителей в каникулярное время,в выходные дни.

1.Развитие ручной моторики (упражнения направлены на развитие точности,координации,ловкости пальцев рук).

-конструирование из кубиков;

-складывание из палочек геометрических фигур;

-раскрашивание контурных изображений цветными карандашами;

-наматывание ниток на клубок;

-работа с пластилином, тестом.глиной(шарики,жгутики,творчество родителей и детей);

-пальчиковые игры (образцы прилагаются).

2.Развитие просодической стороны речи (ритма,дыхания).

-отхлопывание простых ритмов,одинаковое количество ударов-.. .. .. .. .

-разное количество ударов- .. … .. … .. …,

-слабые и сильные удары – .__.__..__ __ . __. __,

-развитие длительного выдоха без участия речи:

упражнение погреть ручки -вдох-нос,выдох-руки;

«покатать» карандаш,ручку,конфету по столу (дуем на предметы);

3.Развитие артикуляционной моторики .

-гимнастика для губ и щёк (надуваем щёки одновременно, попеременно);

-вытягивание губ трубочкой;

-вибрация губ(фырканье лошади)

-гимнастика для языка:

-широкий язык сильно высунуть-убрать вглубь;

  • «маятник»,
  • «лошадка»,
  • круговое облизывание губ,
  • «качели».

4.Развитие слухового восприятия и внимания.

-игра «Запомни слова»(родители называют 3-5 любых предмета обихода,окружающей природы-ребёнок запоминает и повторяет ).

5.Обогащение словаря,развитие лексико-грамматического строя речи.

В этом разделе предлагаются конкретные лексические темы с набором речевого материала на каждый месяц.

Например,сентябрь.Тема : «Осенняя ярмарка.Сад-огород»

Задание 1.Рассмотреть с детьми натуральные фрукты,овощи, ягоды;

Повторить обобщающие слова;

Обратить внимание на цвет,форму,запа,.вкус;

Рассказать где и как растут фрукты.овощи,ягоды;какие блюда можно приготовить из них.

Задание 2.Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задание 3.Дидактическая игра «Подбери слово»

-яблоко (какое?)-. клюква(какая?)-. помидор(какой?)-.

Задание 4.Назови какие ты знаешь фрукты на звук А

Школа 8 вида.

Ходит к нашему дефектологу на занятия дауненок Вася. Занимается сразу после нас. Ему 9 лет, мамочка у него очень доброжелательная и общительная. Вот сегодня, я забрала Захара, она отдала Васю и остановила меня поговорить. Сначала о нашем дефектологе, очень она довольна результатами сына, потом заговорили про школу. Ходит Василий в школу 8 вида, закончил 1й класс. В классе 3 дауненка, остальные аутисты. Есть даже один отличник — мальчик — аутист. И вот она рассказывает, как там детей унижают учителя, тупыми обзывают, не следят, дети дерутся. Я хожу целый день подавленная! Что если на ПМПК нас туда отправят или не потянет мой сынок класс ЗПР? Придется идти в эту школу! Это ужас какой-то, мне просто кажется, что лучше вообще в школу не ходить, а на домашнее обучение пойти. Чему там могут научить? В общем, я в панике! Школы для аутистов у нас нет, что нас ждет.

Комментарии

Алиса, а у вас есть речевые школы? (ну точнее там просто речевой класс) если да, то мне кажется нужно туда пытаться попасть. я конечно молю всех богов, чтобы нам в обычную школу пойти.

У нас еще один год в саду, потом неизвестность: то ли 7-ка, то ли 8-ка. Про школу 7-го вида мало что знаю (там-же есть речевые классы), а вот 8-ка не так далеко от дама, поэтому часто встречаю знакомых мамочек, чьи дети год уже отучились. Все довольны (насколько можно быть довольной вообще в данной ситуации), учителей хвалят. Видно все от школы зависит. И родители и педагоги говорят, что это все равно лучше, чем еще год в саду или домашнее обучение.

Хотя я конечно верю в 7-ку.

В простую не хочу. Слишком жестоки могут быть дети, сталкивались уже.

Алис а маму Васи не Света зовут?

у нас ЗПРР я настроена на обычную школу, правда пойдем в 8 лет в школу.

вы думаете в обычной школе лучше?? у меня сын-аутист… но аутизм не глубокий (синдром Аспергера)… учимся в обычной средней школе… учится среднее… НО. вы заноете как над ним измываются дети. он особый… есть задержка психическая, от сверстников по интересам отличается лет на 5 (ему 12 лет, его сверстники в контакте уже переписываются.а он только начал интересоваться конструкторами и игрушками)… в началке особых проблем не было, но как перешли в 5-й класс. бьют каждый день… одно-«ты дурак. »… он не понимает как дать отпор и ходить жаловаться классной, от того, что все время жалуется еще больше бьют… хотя он сам тихий и трусливый, никого не трогает… но, блин, сейчас таки дети-это жесть… чуть не такой как все-бьют, на телефоны снимают… по уму нам врач сказал, что мы вполне может тянуть обычную среднюю школу (хоть и на троечки да и ладно), но вот дети в школе. … даже иногда думаю, что его надо было отдать в спец. школу, может он там не один такой был… может бы меньше били бы… так, что не пугайтесь школы 8 вида, особому ребенку в обычной может быть в 100 раз хуже.

вы думаете только над моим издеваются. да сейчас такие дети обычным то детям трудно… у сына в классе в этом году был новенький мальчик, обычный, нормальный… так его так били. моего сына так никогда не были… просто избивали… так и говорили-новенький, вот и бьем… и уж директора там меры пыталась предпринимать… уж и родителей вызывали-толку нет… уже инспектора по делам несовершеннолетних вызывали… никто ничего сделать не смог… его так и били целый учебный год… т.к. сейчас такие законы детям дали очень много прав и нет обязанностей у них… сейчас учитель даже голос повысить на ребенка не имеет право… если повысит, ребенок родителям нажалуется… те сразу заявление… мол ребенку травму нанесли психологическую и тд… и учителю тут же выговор будет… дети сейчас все это знаю и просто барзеют… поверьте и над нормальными детьми издеваются… тут все зависит от того какой класс попадется и какие родители… в основном родители все за своих детей горой и не докажешь им, что они виноваты… и реально сделать ну ничего не возможно. я даже ходила сама с этими деткам и общалась, они нагло с лицо хамят и все… директора вообще не боятся… так, что дети сейчас не дети-а звери и вырастут из них такие же взрослые… от мира не оградишь… это вам так кажется, что все просто… а на деле нет… с современными законами и с современными детьми сейчас все очень сложно… ничего вы не сделаете, ничего, если у вас будет подобная проблема… либо ребенок научится сам за себя стоять либо оградить ото всего… третьего не дано.

и, извините, каждый имеет право заступиться за своего ребенка это не наивность

У меня тоже дочка с СД, но маленькая ещё. В сад пойдём в обычный. В коррекционной школе говорят у нас говорят хорошо, учителя очень любезные. Но я не хочу в ту школу, хочу в обычную. Не знаю потянем нет.

Но! Через пару недель позвонили из школы, сказали, что они ходили в центр для аутистов, который посещает Миша и наблюдали за ним. По их мнению он не сможет один в школе и ему нужен сопровождающий. Но так как эта школа такой сервис не предоставляет, но нам нужно поискать другую школу. Но я их успокоила и сказала, что на этот год оформлю Мишу на домашнее обучение (есть другие причины — какает до сих пор в штаны, борюсь каждый день, но пока ситуация мало меняется). Так мы и год не потеряем, и продолжим догонять сверстников

Просто мы много общаемся в Русской комьюнити, а там менталитет такой же как на родине ;-)

Что такое школа 8 вида

Ребёнка отправляют в школу 8 вида. Я знаю, что обучение в этой школе может быть с нашего согласия. Мы против. В другую школу ребёнка не пускают. Получается, что ребёнок останется без образования. Как быть в такой ситуации?

Мой ребёнок имеет справку 8 вида, но 6 классов учится в общеобразовательной школе. Сейчас учитель сказала моему ребёнку, что он переведён в следующий класс, но учиться в нашей школе ты не будешь, так решил педсовет школы! Нам,родителям ничего не сообщили, я узнала это от ребёнка! Школа коррекции находится очень далеко от дома! Подскажите пожалуйста, как поступить в такой ситуации?

Ребёнок учиться в логопедической школе-интернате 5 вида, не по месту прописки, у нас в городе такой нет. Психиатр поставил диагноз что ему надо идти в школу 8 вида. Я не согласна. В школе нам сказали что на следующий год ребёнок у них учиться не будет и что уже пришёл приказ. Но нам нравиться эта школа, я хочу летом ещё раз пройти с сыном психиатра. Могут ли нас не взять обратно, если диагноз будет отменён, мотивируя тем что нет мест?

Такой вопрос сегодня в школу нарисовала стрелки, я в 8 классе учительница мне сказала-“посмотрите, стрелки намулевала, что,на дискач пришла? Нарушила ли она мои права по поводу внешнего вида в школе?

Я работаю воспитателем в коррекционной школе-интернате 8 вида. Вопрос такой: в моей группе воспитывается 14 ребят (8 и 9 классы). Мальчик из 9 класса постоянно убегает из школы, склонен бродяжничеству. Школа в сельской местности, удобства на улице. Под предлогом сходить в туалет он убегает. Какие меры можно принять против этого бегуна. Работа с матерью не помогло, потому что, он и её не слушается.

Мой ребёнок на инвалидности, по заключению пмпк должен посещать школу 8 вида. В городе такая школа одна, и нам отказывают, говорят что официальный (письменный) отказ могут дать только через месяц. Однозначно буду жаловаться и обращаться в прокуратуру, но для этого нужна бумага из школы об отказе. Вопрос таков, в течении какого времени по регламенту мне обязаны выдать отказ?

Мой ребёнок пойдёт в 1 класс в сентябре 2017 года. Но! на момент 1 сентября ему будет 8 лет. Как оказалось, что если ребёнку 8 лет, то нужно заключение комиссии. У меня есть опасения, что заключение будет на школу 7 вида. А я не хочу туда отдавать. Я планировала его оформить на семейное обучение. Есть ли какой-то способ попасть на сем. обуч. В обычную, или частную школу имея такое заключение (о школе 7 вида)?

Вопрос такой, я учился в коррекционной школе 8 вида, перешел туда после 1 го класса, по семейным обстоятельствам, окончил школу в 16,на данный момент мне 18 лет, хочу пойти учится на водительские права, мне бы узнать, подпишет ли врач психиатр справку о том что я допускаюсь к обучению?

Что такое вопще справка 8 вида и если я её получу и отправлю ребенка учиться в специализированую школу при получении атестата с этой справкой он может в дольнейшим идти учиться куда хочет или нет.

Образование. Добрый день! Подскажите пожалуйста я закончила специально коррекционную школу интернат 8 вида х. Базового. В 2004 году могу ли я поступить учиться сейчас на воспитателя? Мне говорят что такое свидетельство в первые видят и отказывают что мне делать?

Мой внук закончил 8 класс общеобразовательной школы. Класс, в котором он учился разделили на 2 класса. Часть учеников объединили с общеобразовательным классом, а 6 учеников объединили с коррекционным классом 7 вида, с диагнозом ЗПР. Я и мой внук (я его опекун), против этого, но директор школы мне сказала, что если не хотите идите в школу по месту жительства. Но туда нас не берут, мотивируя тем, что 9 класс выпускной и она не может его взять. Имеют ли права на такое соединение классов?

Пожалуйста! Если библиотекаря школы уволили по п.8 ст.81 ТК РФ за курение в присутствии учащихся, также за то, что загорала в обнаженном виде на берегу реки. Правомерно ли данное увольнение?

Пожалуйста, у моего ребенка в школьном расписание уроки русского языка и литературы стоят 5 и 6, а например географии и физкультуры 1 и 2. И в субботу точно также. Соответствует ли это санпину? Причем что он обучается в школе 8 вида, в 7 классе.

Можно перевести ребенка из 2 класса коррекционной школы 8 вида в 5 класс со сложной структурой дефекта этой же школы. У ребенка направление мппк именно в такой класс, но из-за того, что он один класс не открыли, а теперь освободилось место в данном классе. Ведь педагог обучает детей по индивидуальным учебным программам.

У моей дочери синдром Дауна. Учится в школе 8 вида в 4 классе. При поступлении в школу комиссия ПМПК дала заключение о праве посещения школы, но без группы продленного дня. Теперь наши дети уже прошли адаптацию к школе и наш учитель нам предложила пройти ПМПК для посещения группы продленного дня, т.к. дети уже готовы к этому. Тем более что к классе учится 9! детей. А положено максимум 5. Сначала руководство школы дало нам добро на комиссию, но потом вдруг отказали, причем всем. Мотивируя это тем, что нет такой должности и вдруг сразу же появились отказы от дефектолога и психолога. Как вдруг так? В классах, набранных позже наших детей есть группы продленного дня, а для наших везде табу. Даже не дают попытки. Намекая на то,что мы хотим облегчить себе жизнь, сваливая детей на школу. А я просто хочу чтобы мой ребенок мог хоть как то уметь читать, считать, не быть изгоем в этой жизни. В классе где таких 9 детей добиться этого не реально. Хотя бы дать шанс нашим детям. Помогите советом что делать в таком случае, на что опираться, на какой закон. Нас просто в школе не слышат и не хотят слышать. Лишние проблемы.

У меня такой вопрос, в военкомате меня признали годным, дали категорию Б-3,ну потом психиатр увидел ранее, что я обучался в коррекционной школы 8 вида, ну при этом я нормальный и здоровый человек, скажите пожалуйста, могу ли отказаться добровольно от госпитализации стационарной обследований?

Вот столкнулся с такой задачей что хочу сдать на водительские прова, а сам закончил школу коррекционную (8 вид) и вопрос в том могу ли я вообще это сделать и как это лучше сделать?

У нас проблема в школе-интернате 8 вида. Несовершеннолетний находился на дистанционном обучении по заявлению родителя с середины сентября. Недавно он ушел из дома самовольно, искали в течении суток. Теперь КДН просит отписаться о проделанной работе с обучающимся. У нас есть план по самовольным уходам, мы ответили, что по плану проводятся такие то мероприятия. Отчет им не понравился, сказали что у вас все гладко и красиво. Что нам делать, он ведь ушел из дома, а не из школы.

Столкнулись с такой проблемой: в начальной школе учитель, не выпустив 4 класс, взял дополнительную нагрузку в виде первого класса. Вследствие чего произошло следующее: начальные уроки, без ведома родителей, перенесли с 8-00 на 11-30,что крайне неудобно, ведь ребенок после пяти уроков возвращается в 5-6 часов вечера. Пытались урегулировать этот вопрос через директора школы, он только пожал плечами. Подскажите выход из этой ситуации.

Может мой сын после школы интерната с диагнозом 8 вид, пойти в вечернюю школу и при этом получать пенсию по потере кормильца, сын не больной просто в своё время после 5 го класса не хотел учиться в школе нас отправили к психиатру там задали такие загадки что даже люди с 3 мя высшими образованиями не смогли ответить а что говорить о ребёнке 5 го класса вот так мой ребёнок получил 8 й вид теперь вся жизнь сломана учиться не куда не берут что делать сын хочет в город уехать в колхозе жить не хочет помогите пожалуйста везде нужно платить деньги, а у нас только по потере кормильца 9900 у меня зарплата 6000 т. р и ещё 3 е детей маленьких от другого мужа но он с нами не живёт тяну сама как могу.

Моя дочь, 14 лет, посещает очно школу 8 вида, глубокая умственная отсталость, речи нет, соматически часто болеющая. В школе конфликт с директором на протяжении 3 лет. Сначала отказали в школьном лагере, при этой же школе, пугают постоянно домашним обучением. Ребенок отказывается ходить в школу, устраивает истерики с падениями. Стала малоподвижна, часто отпрашивается с работы чтобы довести ее до других организаций на мероприятия вне школы. В школе предупредили, что при таких состояниях ребенка они вынуждены будут отправить нас на дом. Но, обмолвились, что такой случай в школе впервые, это будет не через ПМПК, дали понять что в специализированное учреждение, как опасную для себя о окружающих. Хотя ребенок ходит с трудом. Воспитывают дочь одна, работаю медсестрой в реанимации, на работе тоже проблемы, на данный момент нахожусь без содержания на 2 месяца. Недееспособность по суду не оформлена, боюсь, что это повлияет на дальнейшее ее обучение и оформление в спец. Учреждение. Я готова уволиться с работы, жить на пенсию, только не сдавать в интернат. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас оформлять недееспособность? Как мне защитить своего ребенка и себя в данной ситуации? Спасибо.

Помогите разобраться в понятиях полного и неполного гособеспечения воспитанников муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната 8 вида. В типовом положении (Постановление Правительства РФ № 288 от 12 марта 1997) в п.46 указывается понятие полного гособеспечения. А что такое неполное гособеспечение – бесплатное питание и проживание? В каком законодательном акте это закреплено?

Меня зовут Павел мне 24 года живу в Нижнем Новгороде у меня вопрос такой. Я обучался в коррекционной школе 8 вида закончил 9 классов хорошо проблем по учёбе и по здоровью у меня не было после учёбы я пошел учится в профессиональное училище обучался там 2 года получил профессию но по профессии я не работаю а работаю в другом направлении прошло где 3-4 как я работаю но хотелось бы продолжить обучение и повысить своё образование дальше дабы после этого пойти обучаться дальше куда и где мне будет интересно получать знания и в дальнейшем оставаться на этом положении. Сегодня я пошел в вечернюю школу № 28 и мне там сказали что мы таких людей не принимаем на обучение из таких школ как коррекционная. Подскажите как не быть и что дальше делать в таком случае?

Моему ребенку 8 лет и 5 месяцев. В 2011 году он получил инвалидность. Диагноз f06.82.В прошлом году пошел в общеобразовательную школу в 1 класс. Находился на индивидуальном обучении (брали у психиатора справку). Пмпк рекомендовало школу 8 вида, но мы отказались. Занятия с учителем почти не проводились, были постоянные отмены, домашнее задание не задовалось. Я (мама) почти весь год болела делали то что успевали, а также ездили на занятия к логопеду, которая пыталась нам помочь в объяснении учебного материала. В конце учебного года учитель нам сказала, что ребенок программу не усвоил и ему нужно учиться в коррекционной школе. Оставлять в первом классе они не имеют права, так как нет аттестации, а если перевести во второй класс, он не будет успевать за остальными детьми. Наш логопед категорически против коррекционной школы, так как сама там работала и говорит, что мой ребенок не умственно отсталый, а педагогически запущенный. Школа в которой мы учились дала согласие на перевод ребенка во второй класс, после того как я съездила в управление образованием. Я хотела опять оформить индивидуальное обучение, но Управление Образованием не принимает справку от психиатра, где в строке диагноз написано ХРОНИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ и рекомендовано индивидуальное обучение на дому по программе общеобразовательной школы. Они требуют написать диагноз, но при этом же говорят, что с таким диагнозом как у нас индивидуальное обучение ему не положено, можно только посадить в класс со всеми детьми. Но как же он тогда будет учиться если не освоил программу 1 класса? Никакой отсрочки на год тоже нам не дают, чтобы мы хоть как то могли дома сами заниматься по программе 1 класса. Что же нам делать? Посоветуйте пожалуйста, в коррекционную школу 8 вида, я не хочу его отдавать. Заранее большое спасибо! Диана.

Моего мужа не пропускает психиатр на мед. справку на права, он обучался в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида, муж в полне адекватный и здоровый, но психиатр не пропускает, ссылается, что учился там и не служил в армии, как ему быть в такой ситуации? На права очень хочется выучиться, может есть какие-нибудь статьи по этой теме, подскажете пожалуйста.

У меня к Вам вот такой вопрос Моя дочь ребенок инвалид поступали в Миасский геологоразведочный колледж на очное обучение штукатур когда мы сдавали документы все я им показала что мы многодетная семья и ребенок инвалид справку мне ответили справка копия не нужна. А сегодня позвонили и сказали ваш ребенок не проходит по баллом и по здоровью. Ребенок окончил школу 8 вида.

Я гражданин республики Узбекистан, на данный момент прибываю на территории России. У высшее педагогическое образование. На родине я работал учителем в школе и преподавал русский язык. Хочу в России преподавать/проводить учебные курсы по русскому языку для граждан Узбекистана которые также прибывают на территории России. Обучение будет состоять из 8 курсов, группа не более 10 человек.

1.Нужен ли сертификат для того что преподавать? Если я собираюсь офис арендовать виде “Аренда офиса на час”

2. Для получения сертификата какие виды документы нужны?

3. обязательно ли регистрироваться в гос. органах как юридическое лицо или ИП?

Дети восьмого вида. О чем говорят воспитанники интерната и как им помочь

Читайте также

Как живет детская «фабрика несчастья»: журналист устроилась на работу в интернат

Особые дети: помочь найти дорогу Максиму

11 постеров, помогающих задуматься об усыновлении

Усыновить: мотивация «правильная» и «неправильная»

История большой семьи: Как сирот превращают в родню

Дети-сироты остаются заложниками законов

Екатерина Лебедева: «Семь шорт на лето для 11 детей. Стоит ли возить вещи в детдома?»

Елена Любовина, заместитель директора Благотворительного фонда «Абсолют-помощь», записала несколько интервью учеников Новопетровской коррекционной школы-интерната для детей с умственной отсталостью. Эти записи разбивают шаблонные представления о сиротах с такими диагнозами. И о том, каким образом можно им помочь.

В Московской области работают 64 коррекционных школы-интерната, из которых 55 школ — для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Всего в этих учреждениях живут и учатся более 8500 детей.

Чем больше я знакомлюсь с директорами, педагогами, социальными работниками и детьми, тем больше у меня возникает вопросов к современной системе коррекционного образования.

В этой статье я не буду говорить о детях с умеренной формой умственной отсталости, которые составляют третью часть воспитанников, это отдельная непростая тема обсуждения. Я хочу рассказать о детях с лёгкой степенью, то есть о большинстве — двух третях учащихся.

Для того чтобы понять, кто эти дети, о чём они думают и мечтают, мы с видеографом Михаилом Левчуком и фотографом Егором Желтовым записали интервью учеников Новопетровской коррекционной школы-интерната для детей с умственной отсталостью.

Новопетровская школа – одно из образцовых учреждений Московской области. Отремонтированное помещение, спортивный стадион, футбольные и хоккейные площадки, оборудованные мастерские. Активный директор, выбранный коллективом около двадцати лет назад, чуткие педагоги, которые учат ответственности и самостоятельности, а не иждивенчеству, «пофигизму» и тунеядству.

Но при всём благополучии школы и грамотности работы специалистов, дети неминуемо столкнутся с трудностями жизни вне стен учреждения. И как показывает опыт, справятся только 10% выпускников. Остальные пойдут другой дорогой: бродяжничество, пьянство, наркотики, проблемы с полицией, рождение никому не нужных детей, а через годы — неминуемая гибель.

Вопросы ребятам задавала я сама, и в какой-то момент, разговаривая с 16-летним Колей, поймала себя на мысли, что была бы рада, если мой сын через 5 лет мыслил и рассуждал так же.

Конечно, для нас пригласили «лучших детей», но такие ребята есть в каждом классе. Среди выпускников 64 коррекционных школ-интернатов Московской области отличниками и хорошистами стали более 300 детей.

Сами специалисты отмечают, что «определённые» дети нуждаются в пересмотре и снятии диагноза «умственная отсталость», признавая скорее социальные причины состояния ребёнка, влияющие на постановку диагноза, а не органические симптомы.

Основная часть воспитанников коррекционных учреждений – это так называемые «социальные сироты». Дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Родители не работают, пьют, находятся в местах лишения свободы.

Когда речь идёт о таких детях, наши представления и ощущения работают шаблонно. Перед глазами встаёт неадекватный неухоженный ребёнок, изъятый из семьи алкоголиков, маленький изгой, уже представляющий угрозу обществу.

Посмотрев интервью, вы можете по-новому взглянуть на ситуацию и ответить на вопрос, можем ли помочь этим детям.

Чего могут добиться выпускники коррекционных интернатов

Выпускники коррекционных учреждений VIII вида (для детей с умственной отсталостью) получают свидетельство об окончании школы-интерната и вместо государственной итоговой аттестации (ГИА) сдают выпускной экзамен по труду. Официально ребёнок заканчивает 9 классов, но фактически он осваивает программу 5-6 класса общеобразовательной школы.

В ближайшие 2-3 года после выпуска практически все выпускники будут учиться и жить в общежитии в лицее (профессиональном училище). Выбор специальностей невелик: швея, штукатур-маляр, слесарь, озеленитель, хотя перечень профессий, рекомендованных Министерством труда РФ для детей с умственной отсталостью гораздо шире (более 100 наименований).

Потом только от самих ребят зависит, смогут ли они получить более востребованную профессию: для этого нужно самостоятельно окончить вечернюю школу и сдать ГИА, а потом поступить в колледж (техникум).

Зачастую сами педагоги не верят в способности детей. Учитель одной из коррекционных школ очень удивилась, показывая мне данные о выпускниках. Оказывается, Маша Н. поступила в техникум по профессии ветеринар. «У девочки „олигофрения“ — это точный диагноз, как же она сдала экзамены, вот молодец, всегда мечтала работать с животными», — восклицала радостно женщина.

В Центре равных возможностей «Вверх» на стенах развешаны дипломы бывших выпускников коррекционных учреждений. Личные старания (годы занятий), невероятная работа педагогов и терпение помогли ребятам получить профессиональное или высшее образование.

Коля, воспитанник интерната: «Главное — захотеть и идти к цели»

Мама Коли — воспитанница детского дома — лишена родительских прав, а сам мальчик, два его брата и сестра живут и учатся в Новопетровской коррекционной школе-интернате. Сейчас решается вопрос об устройстве Николая в приёмную семью.

О своих мыслях и чувствах мальчик рассуждает в интервью, приведённом в технической расшифровке без исправлений и корректировок.

— Как тебя зовут, сколько тебе лет?

— И что это за возраст, 16 лет?

— Переходный — лень иногда бывает, то хочется спортом заниматься, то не хочется. Учиться тоже не хочется.

— Ты работаешь над собой?

— Да, конечно. Заставляю себя, говорю «надо, это в жизни пригодится, чтобы работать, делать семью».

— Ты уже сейчас думаешь о семье?

— Пока нет, нужно же фундамент заложить, учиться. Пойду учиться после школы, нужно стать штукатуром. Не особо хочется, но больше идти некуда – сирота. Ещё хочу поговорить с директором, попроситься в футбольный клуб для сирот, который спонсирует «Спартак».

— Если бы ты встретил человека, который мог бы тебе помочь, о чем попросил бы его?

— Я бы попросил играть в футбол, я им занимаюсь уже 5 лет.

— Какой ты видишь свою жизнь через несколько лет?

— Боюсь попасть в дурную компанию, мне много раз уже курить и пить предлагали, но я не соглашаюсь, спорт и курение несовместимы. А в дурной компании ведь иногда отказаться нельзя. Мои родители часто выпивали, моей маме 33, а у неё уже четверо детей и разные отцы. У меня есть сестра и 2 брата, братья здесь, сестра в детском доме, сюда приходит учиться.

— Такие учреждения, как школа-интернат, нужны?

— Мне повезло, что я сюда попал. Здесь все: и хоккеист Овечкин приезжал, и с Прудниковым фотографировался, и Дворкович был. Воспитатели у нас хорошие и директор.

— А куда бы ты хотел пойти дальше, если бы у тебя была возможность?

— Я бы поехал учиться в спортивный интернат.

— Скажи, чем ты отличаешься от тех ребят, которые учатся в обычных школах?

— У нас очень дружный класс, нет дурных привычек, мыслей, а ребята из Истры — они бродяжничают. Я думаю, мне повезло, что я сюда попал — тут нормально, есть все условия для нормальной жизни.

— И ещё такой вопрос — что для тебя любовь?

— Я был готов к этому вопросу. Наверное, это когда ты отдаёшь своё сердце другому, и у вас все хорошо. Нужно понимание в семье, доверие, без них семьи разводятся.

— Как ты думаешь, человек, который совершает плохие поступки может исправиться?

— Я думаю, может. Смотря как он захочет этого и начнёт делать доброе. Главное — захотеть и идти к цели!

О будущем: можем ли мы помочь этим детям

Безусловно, это задача общая: самого ребёнка, специалистов образования (в Московской области) и социальной защиты (в Москве), педагогов, психологов, представителей опеки, патронажных воспитателей, сотрудников благотворительных и общественных организаций, волонтёров коммерческих компаний и просто неравнодушных людей.

Как можно помочь, не навредив

  • «Разумная благотворительность». Не развлекать, одаривать, кормить плюшками и шашлыками, а учить, мотивировать и просвещать;
  • Дополнительное обучение, профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве в коммерческие и государственные компании;
  • Пожертвования на развитие эффективных программ наставничества;
  • Патронат и гостевая форма общения с ребёнком.

    Добавить в избранное 1

    Портал changeonelife.ru – крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

    Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

    Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

    2 комментария

    Ольга

    А я общаюсь с таким вот мальчиком из коррекционного учреждения. Он совсем не такой пригожий (прямо-таки пионеры герои какие-то!), как в этом интервью. Он иногда врет, ругается, курит, не говорит о жизни так восторженно и правильно… У него вороватый взгляд и повадки шпаны. Но он мне мил:) он очень жадно впитывает наше отрывочное общение. Как он всхлипывал, когда мы с ним обсуждали «Гадкого утенка» Андерсена! Как он настойчиво твердил, что не смог бы реагировать на жизнь, как Полианна. А мне социальные педагоги очень не рекомендовали с ним контачить — бывает неадекватным! Правда, бывает.
    В общем, пропаганда красивая, но, извините, не совсем правдивая. Эти дети имеют право на любовь, семью, поддержку… Но надо понимать, как сильно они отличаются от наших родных детей — отличаются трудноискоренимыми дурными качествами. Я раньше общалась с сестрой и братом этого мальчика. Больше не общаюсь: сестру не вынесла, а брат сам отвалился, когда у меня настал тяжелый материальный период, и я перестала слать посылки…
    А нашли меня эти дети сами. Я, помимо своих детей, воспитываю в семье их кровную сестру.

    Юлия Юдина

    У нас тоже в семье «коррекционная» девочка. И, конечно, с ней даже не столько больше, сколько другие проблемы, чем с «обычными детьми». Проблем со всякими детьми хватает, и с кровными, и с приемными, и с обычными, и с особыми. Никто из нас не идеален, и дети не идеальны, так мир устроен. Но то, что дети с особыми потребностями учат взрослых какому-то иному отношению к жизни, учат стойкости, толерантности, милосердию — факт.

    Особым детям особенно нужна семья

    Новости

    Вебинар «Как нейропсихолог может помочь приемному ребенку и его родителям?»
    Вебинар «Как специалист может помочь семье с ребенком, пережившим сексуализированное насилие»
    Вебинар «Воспитание чувств и развитие личности ребенка в общении с природой и через восприятие природных циклов»

    Метки

    • Вебинары
      • Смотреть

    Вопросы и ответы

    Недавно приняли в семью мальчика 11 лет. Стали замечать, что он без спросу берет вещи старшего сына. А вчера увидели, как он зашел в нашу спальню, стал обыскивать ящики, рыться в одежде. Ему не стыдно, он даже удивляется, из-за чего этот шум. Что делать?
    Что такое задержка психического развития (ЗПР)? Это то же самое, что умственная отсталость?
    • Консультации
      • Задать вопрос психологу/педагогу/дефектологу

    Взяли ребенка из коррекционного интерната 8 вида. Считаем, что ребенок в плане учебы может больше, чем ему дает коррекционная школа. Как можно перевести ребенка в массовую школу?

    Для начала нужно вспомнить, чем отличается коррекционная школа 8 вида и массовая школа.

    Программа 8 вида разработана для детей с легкой степенью умственной отсталости, которая и служит основанием для помещения ребенка в коррекционный интернат 8 вида. То есть у всех детей в школах 8 вида стоит диагноз «легкая умственная отсталость». Поэтому программа 8 вида строится так, что в ней нет предметов, связанных с абстрагированием (например, физики), значительное внимание уделяется предметам, развивающим навыки работы руками, бытовые навыки, навыки социального обслуживания. Такая программа ориентирует выпускника на получение рабочих специальностей, доступных для людей с небольшими интеллектуальными нарушениями.

    Мы согласны с вами в том, что часто дети из интернатов 8 вида в семье дают хорошую динамику, практика показывает, что у многих из них поставленный диагноз не оправдывается, это дети с сохранным интеллектом, но с большими пробелами раннего детства, которые можно скорректировать. И все-таки, прежде чем решать вопрос с переводом в другую школу, советуем вам обратиться к хорошим специалистам (лучше всего к коррекционным психологам, которые имеют опыт работы с приемными детьми), чтобы получить более полное представление о текущем состоянии и прогнозы относительно потенциала ребенка.

    Что касается самого механизма перевода из коррекционной школы в массовую, то пока в Москве отлаженных и нетравматичных способов не так много. Опишем некоторые из них.

    1. Наиболее легитимный – официальное снятие диагноза через ПМПК. В нашей стране существует практика проведения психолого-медико-педагогических комиссий, которые обладают правом постановки диагноза и рекомендаций выбора формы обучения (и вида школы). К сожалению, в Москве ведущая ПМПК (куда, как правило, и отправляют детей-сирот, независимо от того, в семье они или в учреждении) – при детской психиатрической больнице № 6 – пользуется недоброй славой комиссии, на которой легко получить диагноз и очень трудно его снять. Альтернативных комиссий в Москве нет, и такая монополия, к сожалению, осложняет дело. С другой стороны, все чаще подопечных детей стали принимать на окружных ПМПК (комиссии есть в каждом округе, надо найти свою по месту прописки ребенка), и там часто встречаются более толерантные и человечные специалисты. Если такая комиссия полагает, что у ребенка нет умственной отсталости, а есть ЗПР (задержка психического развития) или соцпедзапущенность, то она порекомендует обучение в школе 7 вида (в случае ЗПР) или обучение в обычной массовой школе. В школах 7 вида программа тоже массовая, но более щадящий режим обучения. Таким образом, ребенок совершенно официально перейдет из коррекционной в массовую школу.
    2. Если вы не готовы «сражаться» с комиссиями или считаете, что сейчас не время стрессировать ребенка, можно попробовать перевести ребенка, используя другие способы.

    По закону «Об образовании» (ст. 52) «Родители (законные представители) несовершеннолетних детей … имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка…». Опираясь на этот закон, родитель может устроить своего ребенка в любое образовательное учреждение (выводы комиссии носят рекомендательный характер). Знаем случаи, когда родителям удавалось устроить ребенка в массовую школу скандальным образом. Но все-таки считаем, что лучше, если школа готова пойти на встречу, т.к. важно не столько устроить ребенка в школу, сколько чтобы он в ней успевал и вообще полюбил учиться. А при несогласии администрации и педагогов, устроенный ими прессинг может быть и не под силу вашему ученику.

    Знаем немало случаев, когда детей начальной школы, взятых в 7-9 лет из коррекционных интернатов, родители по личной договоренности с директорами школ определяли детей в 1-2 класс массовой школы, и при условии обычной успеваемости и адекватного поведения очень быстро все забывали, что когда-то у ребенка стоял диагноз. Сложнее, когда это ребенок старше 10 лет, подросток, тут он должен быть достаточно хорошо подготовлен. Хотя в последнем случае из нашей практики девочку 14 лет из 8 класса коррекционного интерната удалось перевести в 6 класс массовой школы. Тут ресурсом становится мощное желание самого подростка учиться в «нормальной» школе.

    1. Компромиссный вариант. Найти хорошую частную школу с малой наполняемостью классов и адекватными педагогами, готовыми работать со сложными детьми. Естественно, для осуществления этой возможности, у вас должно быть соответствующее финансовое положение в семье или связь с благотворительными фондами, готовыми оплачивать обучение ребенка (стоимость обучения в частных школах Москвы варьируется от 10 до 50 тыс. руб. в месяц). Этот вариант работает, если у вас не очень маленький ребенок и не удастся безболезненно посадить его в первый-второй классы, или у ребенка большие пробелы в образовании, или не совсем «обычное» поведение. Опыт показывает, что найти неплохую частную школу, где педагоги готовы помочь в такой ситуации, в Москве реально. Знаем ситуации, когда ребенок, поучившись 1-2 года в «буферной» зоне, потом переходил в обычную школу и там продолжал свое образование.

    В заключении хотим сказать, что специалисты нашего центра готовы оказать помощь в подборе индивидуального образовательного маршрута. Желаем вам удачи!

    Консультация для родителей класса, обучающегося по программе 8 вида, общие рекомендации для работы дома

    Консультация для родителей, чьи дети обучаются по программе 8 вида.

    Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Сергеевна, я учитель-логопед, провожу индивидуальные и групповые занятия с Вашими детьми.

    Класс у нас не простой, дети каждый со своими особенностями и потребностями и потому нам особенно важно работать сообща. По каждому ребенку я проговорю индивидуально родителям, а пока мы разберем общие для всех моменты.

    Для вас не секрет, что в организме человека все взаимосвязано. Если нарушается одна функция, она тянет за собой, в большей или меньшей степени, остальные. Но и корректируя что то одно, мы подтягиваем и другие, взаимосвязанные процессы.

    Всем нашим детям нужны занятия развивающие мелкую моторику рук, артикуляционную моторику, фонематический слух. Это три базовых плиты, которые станут своеобразным «фундаментом» в построении правильной речи наших детей.

    Мелкая моторика — это точные движения руками. Занятия с пластилином, тестом, песком, крупными бусинами, перебирание камешек, пуговиц, любой крупы – это все здорово развивает мелкую моторику.

    Дома с детьми не ленитесь ежедневно делать упражнения на её развитие. Я редко называю их упражнениями в разговоре с детьми, « а теперь поиграем вот в эту игру» звучит гораздо заманчивее, чем « перейдем к следующему упражнению».

    С крупой. Подойдет любая крупа и ее комбинации. Крупу можно пересыпать из одной емкости в другую, крупу можно перебирать ( из манки выбрать фасоль), можно на пластилине или тесте выкладывать узор, или сделать клеем контур и присыпать манкой. Когда крупа перемешивается, не расстраивайтесь, пересыпаем ее в глубокую емкость и прячем там небольшие игрушки, для пальчиков очень полезно перебирать такие разные зернышки и искать в них сюрприз.

    Рисование. Очень благотворно влияет на мелкую моторику и развивает пространственные представления. Рисовать можно карандашами обычными, восковыми или масляными, фломастерами, маркерами, красками акварельными или гуашь или пальчиковые. Пусть ребенок рисует по заданию, пусть рисует как ему хочется, от занятий рисованием огромная польза. Рисуйте вместе с детьми. Можно взять руку ребенка и рисовать его рукой, если у самого не получается. Техники штампования помогут привлечь ребенка к рисованию : можно взять обычную губку, слегка обмакнув в гуашь оставляем след на листе бумаги. А если провести губкой? Если постучать? Тут фантазии можно разгуляться.

    Лепка. Помните, все лепили и в школе и в детском саду. Вот только у нас был ужасно твердый пластилин,, который приходилось долго долго разминать. Разминать пластилин конечно же полезно, но сейчас, на данном этапе, не все дети это могут. И потому спасением является мягкий пластилин, тесто для лепки, глина и другие материалы, которые имеют каждый свою особенность.

    Остановлюсь подробнее на этом. Мягкий пластилин. Из него легко и просто лепить. Катаем шарики, колбаски, капельки, потом давим, режем, мнем их. А еще пластилином можно разукрашивать.

    Чтобы не покупать дорогие развивающие пособия поступим так: толстым маркером на плотном листе бумаги рисуем что то с небольшим количеством деталей: гриб, цветок, жука или что то, чем ребенок увлечен в данный момент и даем в руки пластилин.

    Так как на данном этапе нам необходимо заинтересовать ребенка, показать , как это просто и здорово, поэтому берем мягкий пластилин, который нет необходимости предварительно разминать руками. Отрываем маленький кусочек и размазываем по листу. Для первых занятий подойдут такие картинки упражнения как « добавь ежику иголки» или « звезды на небо» или « лепестки цветку» — это такие задания, где не нужно много и методично работать, а можно получить быстрый результат с минимумом усилий. Для перваых занятий дома – самое то.

    Пальчиковая зарядка, массаж пальцев и ладошек. Это очень приятное времяпрепровождение для детей и взрослых. Можно перед сном, можно утром, когда будите ребенка сделать ему массаж пальчиков: нежно покрутить, помять, пощипать каждый пальчик. Для ребенка это не только очень приятно, но и полезно.

    Есть еще множество полезных игр и занятий. Основные принципы работы — это чтобы работа доставляла удовольствие, очень важно, что бы ребенок ждал, когда же наступит очередной «урок» дома. Ведь в хорошем настроении и с позитивным настроем мы все усваиваем информацию проще и быстрее, чем из-под палки. Так же важна систематичность занятий: ежедневно в одно и то же время, или после ряда определенных действий, что бы это было как ритуал. Сначала отдохнули, поели , и сели заниматься. И каждый день одно и то же действие, что позволит ребенку знать, вот сейчас мы сделаем то и то, а потом сядем заниматься, а после будет то и это. В таком случае дети чувствуют себя в безопасности, когда их день предсказуем. Это позволит снизить уровень тревожности и напряженности.

    Не могу не сказать о том, как важно хвалить детей. Давайте представим на минуту себя на месте наших детей. Никак не дается какая то тема, ни с первого, ни со второго раза, вера в себя стремительно тает вместе с мотивацией учиться. Если тебя при этом будут еще ругать, тяжко вздыхать, говорить « Ну это же так просто. », как Вы будете себя чувствовать? Не самым лучшим образом, правда?

    А вот если нас будут хвалить и поддерживать? Совсем другое дело, правда?

    Хвалите, хвалите своих детей даже за самое малое, на ваш взгляд, достижение. Ведь то, что кажется нам крохотным продвижением, на самом деле огромный прорыв для наших детей.

    Если возникли какие либо вопросы, я готова на них ответить.

    Стоит ли переводить ребенка в коррекционную школу?

    После прохождения ПМПК родителям могут рекомендовать перевести ребенка в коррекционный класс или школу, и для многих это решение кажется неприемлемым: отношение к таким школам и детям пренебрежительное, да и как смотреть в глаза коллегам по работе!?

    Признать наличие проблем у своего ребенка трудно, но удовлетворение собственных амбиций родителями может помешать их детям найти себя и свое место в жизни: особые дети требуют особого подхода.

    «Много лет назад я впервые брала экспериментальный коррекционный класс. Там было всего 10 учеников. Да, им трудно давалось обучение. Но я знала причины. Давно уже эти детки стали взрослыми, но поверьте: они ничем не отличаются от своих сверстников. У них семьи, работа — все в порядке. Кто-то пишет стихи, кто-то работает в офисе, кто-то работает таксистом, кто-то служит в армии по контракту. Каждый нашёл себя. Я часто задумываюсь над тем, что бы их ждало, не будь своевременной помощи? «Хромали» бы они со своими «двойками» и «тройками» из жалости до 9 класса, с комплексами неполноценности, с низкой самооценкой, и неизвестно, как бы сложилась их судьба. ».

    Стоит пояснить, что в России есть учреждения двух основных видов:

    • обычные, для ребят, у которых нет проблем со здоровьем и отклонений в развитии;
    • коррекционные, в которых учатся ребята, имеющие какие-то трудности: плохое зрение, отсутствие слуха, ЗПР и т.д

    Коррекционные школы в свою очередь бывают семи типов:

    • I вида — для глухих детей.
    • II вида — для слабослышащих.
    • III вида — для слепых.
    • IV вида — для детей с остаточным зрением.
    • V вида — для детей с тяжелой речевой патологией.
    • VI вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
    • VII вида — для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
    • VIII вида — для детей с нарушениями интеллекта.

    Что дает коррекционная школа по сравнению с обычной?

    В коррекционных школах и детских садах (а также и в коррекционных классах и группах в обычных заведениях) для особых ребят созданы условия, помогающие им найти свое место в жизни, несмотря на определенные проблемы со здоровьем:

    • Обучение идет в классах с малой наполняемостью (не 25 человек, а 10-15 человек).
    • Все педагоги имеют специальное образование или прошли переподготовку для работы с такими детьми.
    • Обучение ведется по специальным программам, адаптированным для таких детей, нет «лишних» предметов и знаний: например, в коррекционных школах не изучаются производные, но изучается «швейное дело», чтобы девочки-выпускницы таких школ имели профессию и могли полноценно жить.
    • Благодаря тому, что никто не ставит завышенные требования, дети чувствуют себя комфортно, не страдают от насмешек и косых взглядов «обычных» детей, мотивированы на обучение (поскольку оно посильно), не имеют дополнительных причин для комплексов (я не такой, как все), уверены в себе.

    Иногда школы, боясь потерять учеников, выставляют им удовлетворительные оценки, что означает, что ребенок справляется со школьной программой, успевает. Для обязательного направления на ПМПК школе нужно, чтобы у ребенка было хотя бы 2-3 «двойки» в четверти, и в то же время школы не заинтересованы в низких показателях успеваемости.

    Коррекционное обучение может осуществляться в школах, имеющих специальную лицензию, учебную программу и в штате которых есть педагоги, обученные работе с особыми детьми. То есть в обычной общеобразовательной школе могут быть коррекционные классы или индивидуальное обучение детей по коррекционной программе, но больше условий для полноценной работы создано в специальных учреждениях.

    С другой стороны, отдавать ребенка в коррекционную школу не всегда оправдано, если ребенок комфортно учится и успевает в обычной.

    «Да уж, как нас психолог из обычной школы отговаривала, уж так старалась: «Он у вас не потянет, он у вас замкнется, вы потеряете все, чего вы добились, да вы меня послушайте, да у меня опыт. » А он руку тянет на каждом уроке, его учительница постоянно хвалит. Он так раскрылся, я сама своего ребёнка не узнаю», — говорит Ирина, мама.

    Кто принимает решение

    Решение, переводить ли ребенка в коррекционную школу или оставить в обычной, принимают родители (законные представители) — ПМПК носит рекомендательный характер и не обязывает родителей переводить ребенка. Но стоит много раз подумать: Что ребенку важнее? Где ему будет лучше? Родителям стоит поговорить с учителями, с врачами и логопедами, посетить коррекционные школы недалеко от дома. В каждый случай требует индивидуального решения, и общих правил здесь нет.

    Фото: Екатерина Пашкова.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Понравился материал?
    Хотите прочитать позже?
    Сохраните на своей стене и
    поделитесь с друзьями

    Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

    Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
    что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
    и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

    Кстати, такая возможность есть
    на всех страницах нашего сайта

    Читайте также:
    Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: