Конструктор Мини Мастер для развитии речи детей дошкольного возраста

Роль конструктивной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста с использованием керамического конструктора «Мини Мастер»

Статья посвящена конструктивной деятельности, как средству развития тонких движений рук, ее значению и роли в развитии речи детей дошкольного возраста. Описан опыт применения керамического конструктора «Мини Мастер» на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Роль конструктивной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста с использованием керамического конструктора «Мини Мастер»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский

Развитие речи для ребенка дошкольного возраста играет основополагающую роль. Своевременное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше, а структура речевого дефекта становится все сложнее и разнообразнее. У детей с тяжелыми нарушениями речи, кроме речевых особенностей, наблюдаются недостатки внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность пространственной ориентации и тонких движений рук [1].

Дети с тяжелым недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе [2].

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи [7].

У детей дошкольного возраста часто отсутствует мотивация к преодолению дефекта речи, вследствие их психологических особенностей, что создает еще одну трудность для коррекционного воздействия. Только под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети продвигаются в своем развитии [1].

В работе с этими детьми должна быть реализована специальная программа, направленная на развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки — плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук [5]. Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит оттого, какими средствами пользуется взрослый. Игровая деятельность является ведущей деятельностью, которая сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Используя различные конструкторы, педагог может с успехом использовать игры с ребенком для постановки и реализации многих обучающих задач, особенно для развития его речи.

Особое внимание хотелось бы уделить керамическому конструктору «Мини Мастер». В игре с керамическим конструктором из натуральной глины дети активно развивают тонкую моторику рук, тренируют технические навыки. Маленькие глиняные кирпичики похожи на настоящие по цвету и на ощупь, что вызывает у детей большой интерес и желание построить объекты реального мира «своими руками» — дом, печь, камин, колодец, фонтан, архитектурные сооружения, животных, буквы, цифры – практически любые объекты окружающего мира. Благодаря этому конструктор можно использовать для закрепления любой лексической темы, для автоматизации всех звуков речи, для слогового анализа.

Включение в логопедическое занятие элемента конструирования с применением керамического конструктора из натуральной глины оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

При работе с конструктором у детей также развивается способность:

– ориентироваться в пространстве (право, лево, верх, низ) — это важно для профилактики дисграфии в младшем школьном возрасте;

– усваивать в практической деятельности значение предлогов: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между (важно для формирования грамматического строя);

– сравнивать, обобщать, классифицировать предметы (важно для развития мышления, внимания, памяти, расширения лексического запаса);

– понимать количества и величины (счет необходим для звукового анализа слов, различать величины – для подготовки детей к чтению);

– выявлять различные соотношения (больше – меньше, толще — тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.).

В процессе сборки модели из маленьких кирпичиков формируется трудолюбие, самостоятельность, организованность, что являются важными факторами при формировании предпосылок любой учебной деятельности. Совместное конструирование при работе в подгруппах играет большую роль в воспитании навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности. Конструктивная деятельность знакомит ребенка с эстетическими характеристиками объектов сооружений и учит использовать подобные характеристики в речи, восторгаться архитектурными богатствами [4].

Особое значение имеют упражнения, использующие одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка [3]. При создании конструкции из керамического конструктора так и происходит – одна рука наносит цемент, другая ставит кирпичик, одна рука выравнивает постройку или поддерживает ее, другая же — выстраивает новый ряд кирпичиков. В этой работе главное место занимает красота, гармония — соотношения, пропорция. Руки словно дисциплинируют ум: воспитывают самоконтроль и чувствительность мысли к точности, тонкости, красоте. Эта чувствительность переносится и на мысль. Руки учат детей точности, аккуратности, ясности мышления. Особенно ярко соединяются усилия ума и рук. Тут информация идет двумя непрерывными встречными потоками — от рук к мозгу и от мозга к рукам. Руки мыслят, и в эти моменты как раз и пробуждаются творческие и речевые участки мозга [6].

Конструирование с помощью керамического конструктора «Мини Мастер», как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование пальцев рук – это эффективное средство развития речи дошкольника, которое способствует развитию пространственных представлений, анализу и синтезу объектов окружающего мира, обогащает словарь ребенка и сенсорное восприятие, развивает воображение, увлекает своей схожестью с настоящим строительным материалом.

1. Венгер, Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). — М., 1969.

2. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Читайте также:
Сабақтың тақырыбы: Дыбыс және әріп 'Ш' Ыдыс –аяқ түрлері

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 и 2010 / Под ред.: Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. — М.:Просвещение,1979.-272 с., ил., 4 л. ил.

5. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с. (Серия «Игровые технологии».)

6. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании / Сост. и авт вступ. ст. Мухин М. И. – К.: Рад.школа, 1983 – 224 с

7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996. – 32 с.

Хохлова Мария Георгиевна,
учитель-логопед

Мастер-класс «Составим речь по кирпичику, или Развитие речи детей с помощью Лего-технологии»

Наталья Федина
Мастер-класс «Составим речь по кирпичику, или Развитие речи детей с помощью Лего-технологии»

Добрый день уважаемые жюри, коллеги, гости!

Рада видеть вас на мастер-классе. А о чем будет сегодняшний мастер – класс, хотелось бы, чтоб вы порассуждали и попытались догадаться.

У меня в руках стакан с водой. Как вы думаете, сколько он весит? (ответы)

Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно.Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут? (ответы)

А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два? (ответы)

А если целый день? (ответы)

Как по вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать? (ответы)

А что нужно сделать, чтобы всё это исправить? (ответы)

Точно! Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Проблема существует до тех пор пока ты ее не решишь, чтобы решить проблему ее нужно разобрать по частям, по кирпичикам.

Скажите уважаемые педагоги:

Что такое проблема? Ответы зала.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (словарь Ожегова)

Прошу поднятся ко мне на сцену моих помощников фокус – группу.

В моей работе главной проблемой является развитие речи детей. Недостаток общения родителей со своими детьми, подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, игнорирование речевых трудностей, все это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речьнеотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.

«Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством».

Из слов Константина Дмитриевича Ушинского, мы понимаем, как важно, чтобы речь ребенка была живой, непосредственной, выразительной, чтобы он с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Уважаемые педагоги фокус – группы, я предлагаю вам приступить к работе, листы с заданиями у вас лежат на столе. Желаю удачи.

Развитие речи в дошкольном возрасте – это основа, фундамент для ребенка, который нужно выкладывать по степенно, по кирпичику.

Тема моего мастер-класса: «Составим речь по кирпичику» или «Развитие речи детей с помощью ЛЕГО – технологии».

Работая с детьми, обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности способствуют развитию речевой активности у дошкольников.

И одним из направлений моей работы стало применение технологии – ЛЕГО в развитие речи детей.

ЛЕГО – технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться и способен решить проблему и добиться положительных результатов в развитии речи детей.

Конструктор ЛЕГО– давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий – с момента его появления в Дании в 1949 году. Ученые пришли к выводу, что ЛЕГО конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.

Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишен образных игр, в последствие проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира. ЛЕГО сводит вероятность подобных проблем к нулю.

ЛЕГО-конструирование помогает развивать психические функции: внимание, память, особенно зрительную;интеллектуальные качества: умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

Действия с ЛЕГО-конструктором способствует формированию словаря, его активизации и обогащения. При обучении звуковой культуре речи мы развивая моторику речедвигательного аппарата отрабатываем дикцию, совершенствуем фонематический слух.

С помощью ЛЕГО-технологии создаем игровые модели положения языка для выполнения артикуляционной гимнастики (лопаточка, чашечка, грибок).

Конструирование предметов (транспорта, животных) способствуют для игр-звукоподражаний.

ЛЕГО конструктор много функциональный и имеет технические характеристики, как безопасность, прочность, привлекательность.

Развивая грамматический строй речи мы учим детей согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Сейчас я попрошу ответить педагогов первой подгруппы. (задание: расскажите, как бы вы использовали макет для развития грамматического строя речи детей – работа с предлогами)

Читайте также:
Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

Эти задания можно усложнять составляя словосочетания (кот у дома, кот за домом, кот около дома, кот перед домом и так далее) и составляя простые предложения (кот стоит перед домом, кот пошел за дом, кот вошел в дом и т. д).

Использование ЛЕГО – технологии способствует развитию связной речи.

Об этом нам расскажут педагоги второй подгруппы. (задание: используя один из жанров речи выразите свое отношение к тому, что вы видите на макете)

Конечно, при помощи таких макетов дети учатся создавать полноценные сказки, состоящие из трех завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать определенную сцену истории, что позволяет совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи.

ЛЕГО – технологию использую также при подготовке детей к школе. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы.

Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Для определения звуков по твердости и мягкости конструируем роботов синего и зеленого цвета.

Сейчас педагоги третьей подгруппы расскажут нам о том как они справились со своим заданием. (1. Сделать звуко-буквенный анализ слова «ЛИСТ» с помощью деталей конструктора ЛЕГО. Схему слова вы видите на экране.)

2. Выложите схему предложения «МАМА ПОШЛА В МАГАЗИН» используя разные детали конструктора ЛЕГО) Схема на экране.

При помощи ЛЕГО можно моделировать слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза, а также составление схемы предложения.

Конструируя, мои дети любят комментировать свои действия. Поэтому играя со строительным материалом, они вступают в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник.

Русская пословица гласит «Если положить криво первый кирпич, то хоть до созвездия Плеяд выводи стену – будет кривая»

Как вы считаете продуктивна ли технология ЛЕГО-конструирования для решения проблемы развития речи детей или нет?

Скажите, а где бы вы могли применить эту технологию ЛЕГО конструирования в своей работе?

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО –технологии сделала воспитательно-образовательный процесс более результативным, где главный механизм для детей игра в ЛЕГО, которая не вызывает у них негатива, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Чем разнообразнее будут приёмы для развития детей, тем более успешным будет формирование речи.

Хотелось бы закончить свой мастер – класс словами выдающегося советского педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.»

Мне осталось только поблагодарить участников за работу, а зал за внимание. Спасибо.

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

Художественно-эстетическое развитие с помощью технологии аппликации и лепки [b]Художественно-эстетическое развитие с помощью технологии (аппликации и лепки).[/b]Воспитатели дошкольного образовательного учреждения.

Конспект занятия факультатива «Лего мастер» «Путешествие в сказку» по Лего-конструированию для детей подготовительной группы Формируемые представления: Дошкольники создают простейшие модели реальных объектов по образцу воспитателя, на картинке, по графической схеме,.

Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» Провела и подготовила воспитатель: Зуева Г. А. «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: Познакомить педагогов с видами.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи – это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс «Развитие интересов любознательности и познавательной мотивации дошкольников с помощью интерактивных игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Мастер-класс «Развитие творческого воображения дошкольников с помощью рисования кефирными красками» Существует много техник нетрадиционного рисования (монотипия пейзажная и предметная, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра,.

Педагогическая гостиная для родителей «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ игр» Цель: • Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Задачи: • Повысить образовательный уровень компетентности.

Мастер-класс «Играя – развиваем речь»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:
– Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение.
– Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление не литературных слов и выражений.
– Нарушение звукопроизношения.
– Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
– Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
– Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Поэтому встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему – то, что не вызывает у него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры. С помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.

Читайте также:
Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста

Тема мастер-класса: «Играя развиваем речь ребенка»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

Игра «Нет» или «Да»
Сейчас я попрошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушали? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.

Игра «Скажи наоборот»
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч и произносим слово. Возвращающий мяч, называет слово, противоположное по значению.
– Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот – светло.
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Игра “Почему? Да потому что…”
На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать- «Потому, что»:,также можно проводить игру с мячом.
– Почему улетают птицы?
– Почему нельзя купаться зимой?
– Почему снег тает?
– Почему люди берут зонты?
– Почему вызывают врача?
– Почему засыхают цветы?
– Почему мяч катится?
– Почему летом не носят шубы.

Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… »)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.
2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое – нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Су-Джок терапия сказка «Ежик»
Нам понадобятся небольшие шарики с шипами (в идеале шарики для Су-Джок)
Жил да был ежик на полянке в своем домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ежика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал на тропинку (катаем шарик по ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем недалеко. Бежит. Подпрыгивает на кочках (шарикам нажимаем на каждую подушечку пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное он убежал Лосяша навестить» – подумал ежик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится ежик, а навстречу ему Копатыч идет не спеша. Обрадовался ежик и спрашивает Копатыча:
– «Куда ты идешь?»
– «В лес за грибами» – отвечает Копатыч – «Пойдем со мной». Пошли они вместе (катаем шарик по очереди к каждому пальцу). Раз- грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали. Простился ежик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему на встречу выскакивает лягушка – квакушка и спрашивает ее ежик «Ты куда скачешь?»
– «Скачу куда глаза глядят»- отвечает лягушка «Поскакали со мной». И поскакал ежик с лягушкой (прикосаемся шариками к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил ежик как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал, зашел в свой домик (катаем шарик по ладошке), лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Также для разминки пальчиков можно использовать игры с карандашом, которые у нас всегда имеются под рукой (лучше использовать карандаш – шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки.
Спасибо за внимание.

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания.

Скачать:

Вложение Размер
seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx 26.75 КБ

Предварительный просмотр:

семинара-практикума для педагогов ДОУ

«Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»

Подготовила: воспитатель Смотрина О.А.

Семинар – практикум: «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по LEGO -конструированию.

− обобщить и закрепить теоретические представления о конструкторах и их использование в дошкольных организациях в работе с детьми 4-7 лет;

− приобщить педагогов дошкольных организаций к LEGO -конструированию и обучить способам − конструирования;

− овладеть практическими навыками применения различных вариантов игр посредством построек из LEGO;

Категории участников : педагоги дошкольных организаций

Программа семинара – практикума :

1. Вступительная часть.

2. Теоретическая часть: Доклад «LEGO – как условие развития связной речи у детей дошкольного возраста»

3. Практическая часть: «Развитие речи старших дошкольников посредством LEGO-конструирования»

4. Подведение итогов семинара – практикума

Ход семинара – практикума:

1. Вступительная часть.

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на семинаре – практикуме: «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования» Мы собрались с вами, чтобы познакомиться со значением и возможностями LEGO конструирования для развития речи дошкольников.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появились возможности уже в дошкольном

возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Ребенку необходимо ваше участие в его развлечениях, так как игры занимают основную часть его жизнедеятельности. LEGO для детей это – прежде всего средства игровой деятельности и самовыражения, позволяющие

добиться решение многих образовательных задач, в том числе развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Предлагаю Вам окунуться в мир LEGO!

Доклад «LEGO – как условие развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Речевое развитие детей дошкольного возраста – одно из важных направлений нашего ДОУ. Ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные речевые нарушения.

Цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор, выпускающийся образовательной датской корпорацией. Методика обучения LEGO–игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым. На сегодняшний день LEGO технология –одна из самых известных и распространѐнных педагогических систем, широко использующая трѐхмерные модели реального мира и предметно–игровую среду обучения и развития ребѐнка.

LEGO–это игровой феномен от латинского слова LEGO–собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор «LEGO». Отличительной чертой от других строительных комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили по достоинству дети всей планеты. Необходимость использования LEGO конструирования в развитии речи детей дошкольного возраста неоспорима.

Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из LEGOдеталей–является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

LEGO конструирование все прочнее входит в нашу жизнь и жизнь ребенка. LEGO–это новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Актуальность LEGO– конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

– Является великолепным средством для интеллектуального и речевого развития дошкольников. Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

ФГОС дошкольного образования предполагают разработку ведущего вида деятельности дошкольника–игры, LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Каждая игра имеет свой сюжет, развитие которого осуществляют сами дети, тем самым развивают фантазию, воображение и реализуют свои творческие замыслы. Используя LEGO в образовательной деятельности, провожу речевые дидактические игры и упражнения с помощью деталей конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти и мышления, предлагаю детям выложить схемы из кирпичиков конструктора LEGO: «Посадить звуки в вагончики», «Поселить в домики», «Вырастить дерево». Таким образом, использование игровых приемов с помощью LEGO приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делая его более ярким динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение, мелкую моторику и конечно речь ребенка, коммуникативные навыки.

Для решения одной из сложнейших задач педагога сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием для детей

помогает конструктор LEGO. Он является практическим средством, способствующей совместной работе воспитанников при создании и пересказе истории с использованием кирпичиков LEGO.

Особая ценность новой технологии заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения. У них есть масса возможностей рассказать свои истории. .

Дети могут возвращаться к разным моментам своих историй, чтобы лучше понять их. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.

Работа по включению конструктора LEGO в образовательную деятельность начиналась со знакомства с конструктором LEGO. Дети любят заниматься конструктором в свободной деятельности. После таких ознакомительных мероприятий дети в свободной деятельности по конструированию стали свободнее общаться между собой, называя правильно детали и предметы, у них появилось большее желание строить из конструктора LEGO и в результате получать удовольствие от своей продуктивной деятельности. В совместной деятельности в группе я предлагаю детям выполнить задания по LEGO- конструированию. Дети с интересом включаются в работу и, как правило, дополняют предложенную модель из конструктора своими деталями.

Конструктивную деятельность строю согласно комплексно-тематическому планированию, подбирая разные темы для строительства. Например, «Дом, в котором я живу», «Путешествуем на транспорте», «Мое любимое животное», «Новогодняя елочка».

Работа по лексическим темам с применением LEGO–конструирования даѐт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки.

Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях мы с детьми рассматривали картинки, иллюстрации, слайды, используя для более яркого восприятия художественное слово: стихи, песенки. В процессе наблюдений стараюсь задавать вопросы, требующие развернутого ответа.

В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

Применение дидактических упражнений с использованием LEGO–элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте.

Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», использую LEGO, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета–гласные звуки, синего–согласные твердые, зеленые–согласные мягкие. Предлагаю детям провести звуковой анализ слова. Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие и длинные слова). Игры с LEGO способствуют развитию не только лексикона ребѐнка, но и позволяют сформировать грамматическую составляющую речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов, а также ведется работа с предлогами. Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением LEGO–технологий делает образовательный процесс более результативным.

Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что многофункциональная педагогическая технология LEGO позволяет сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей дошкольного возраста, которая повышает их потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса. Таким образом, LEGO -технология является перспективным направлением в развития речи детей. Помогает оптимизировать образовательный процесс, обеспечивает вариативность и разнообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия детей и взрослых, объединяет всех участников образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и становится эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

«Развитие речи старших дошкольников посредством LEGO»

LEGO – это универсальный конструктор, который настолько разнообразен, что никогда не надоедает. Из незатейливых деталей конструктора можно собрать практически всѐ, что только может вообразить себе человеческая фантазия.

Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, и на практике увидеть, как мы можем работать с ним.

Начнѐм с небольшой разминки. Для этого я прошу вас разбиться на пары. Прежде чем мы приступим к разминке, давайте вспомним, что детали LEGO отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру. Стандартная деталь

LEGO – это кирпичик 2 на 4. Нужно подсчитать количество шипов на детали в длину и в ширину. Например, красный кирпичик 2 на 3, синий, белый и т. д. Кирпичики бывают и других размеров: 2 на 2, 2 на 6 и т. д. Кроме кирпичиков есть ещѐ пластины LEGO . Итак, чтобы ваш партнѐр по команде понял вас, и понял какую именно деталь LEGO вы хотите использовать, не забывайте называть цвет, размер и форму детали.

Кроме того, обговорим правильный способ скрепления деталей. Есть такое понятие – называется кирпичная кладка – это правильное соединение деталей, обеспечивающее прочное их скрепление. Назван данный способ так не случайно – такое соединение деталей очень похоже на настоящую кладку кирпичей друг на друга при строительстве кирпичных зданий (демонстрация соединения)

  1. Разминка проходит в паре.
  2. Два участника получают одинаковые детали.
  3. Первый участник, отвернувшись, придумывает порядок скрепления деталей – строит что-нибудь. После построения он, не поворачиваясь, рассказывает другому участнику где какая деталь,описывая ее.
  4. Исход игры (одинаковые или нет получились модели) зависит от того, как сумеет первый участник объяснить месторасположение деталей.
  5. Время разминки –2-3 минуты.

Цель разминки – для первого участника – сконструировать что-либо, по ходу работы объясняя второму. Для второго – не видя сконструировать то же самое. После разминки должны получиться две одинаковые модели.. Предлагаю провести небольшой анализ работы.

Как известно, LEGO – конструирование способствует развитию практически всех функций развития организма. Поэтому предлагаю начать с небольшой разминки. Давайте представим, что мы с вами роботы, и сделаем зарядку.

Робот делает зарядку
И считает по порядку.

Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)

Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.)

И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)

Самостоятельная деятельность педагогов с LEGO – конструкторами:

Предлагаю Вам, уважаемые педагоги, сочинить, выстроить и рассказать историю. Например: вашей творческой группе предлагается карточка со словами: кот, мост, дерево, Вы сочиняете историю с использованием этих слов «Жил-был кот. Однажды он гулял по мосту. Около моста росло высокое дерево. Кот забрался на дерево, а слезть не может. Стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с моста». Вы совместно строите кота, мост и дерево из конструктора и рассказываете свою историю, демонстрируя постройку.

1.Педагоги делятся на группы по 3 человека.

2.Каждая группа получает карточку со словами и набор конструктора.

4. Демонстрация продукта деятельности.

Дети могут, опираясь на свой продукт, пересказать текст, построить творческий пересказ и придумать продолжение истории. Подведение итогов мастер – класса

4.Подведение итогов семинара-практикума.

В заключение предлагаю построить «Башню самооценки»

– Каждая группа должна составить из кирпичиков свою башню, участники группы выбирают свой кирпичик, в соответствие с критериями самооценки: Зелѐный – всѐ получилось

Жѐлтый – было трудно, но справился.

Красный – справился с помощью товарищей.

(Участники демонстрируют свои башни и анализируют работу группы в целом).

Подводя итог нашей встречи, мне хочется вам напомнить, что конструктор LEGO помогает оптимизировать образовательный процесс, обеспечивает вариативность и разнообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия детей и взрослых, объединяет всех участников образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и становится эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

В заключение хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Какие умения вам помогли справиться с работой?

– Что вам было легко?

– С какими трудностями столкнулись?

– Появилось ли у вас желание использовать полученные знания и умения? – —

-Как вы думаете, а детям понравится такой вид работы?

Мастер-класс “«Волшебные колечки» как метод развития связной речи”

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Обучающие:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
  • дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.

Развивающие:

  • популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;
  • повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

Воспитательные:

  • активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: пособия “Волшебные колечки”: колечки с картинками, цифрами, счётным материалом

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек – опор;
  • внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Тема нашей встречи “Волшебные колечки” – как метод развития связной речи”.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Несформированность грамматического строя речи
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из методов развития связной речи у детей с ЗПР является использование мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

МНЕМОТЕХНИКА – – от греческого mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.Напомню.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным.

Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались чёрно – белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”

Поэтому я решила соединить эти два вида работы.

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок колечек представлен в рисунке 1 (Рисунок 1).

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” –
Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” – это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

Работа над многозначным словом крылья проводится по мнемотаблице.

3 этап. Деление стихотворения на части.

В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.

В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, – на мизинец колечко “ Автобус”
вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” – на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.

Молодец! А теперь без моей помощи.

6 этап. Заключительный этап – рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.

На моей мини-выставке представлены примеры других стихотворений (Рисунок 2).

Детям нравится работать с колечками, поэтому я решила не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей.

Использую их на занятиях по формированию математических представлений:

  • учу соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);
  • упражняемся в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);
  • при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);
  • пользовать порядковыми числительными (колечки с картинками);
  • при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);
  • уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5)

В перспективе использовать пары колечек при формировании представлений о форме, размере.

Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.

Помогают колечки:

  • при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “С”. И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: стакан, сок, слива.
  • при формировании и дифференцировании понятия “твердый – мягкий звук”: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук (Рисунок3).

  • при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, Саша выбирает колечки с картинками, в которых есть звук “Х”, а Юля колечки, в которых есть звук “К”.

Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов. Например, надеваем два колечка с Пяточком и Винни-Пухом на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать по лабиринту, попрыгать с кочки на кочку (Рисунок 4).

Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

В своей работе использую данную литературу

  1. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
  3. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с.92
  5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  6. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. – с.102 -115.
  8. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

Лего-конструирование, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Содержимое публикации

МАОУ «Савинская средняя школа»

структурное подразделение детский сад «Созвездие»

Лего – конструирование, каксредство развития речидетей дошкольного возраста

Шмакова Н.А.-старший воспитатель

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова и др.)

В процессе конструкторской деятельности ребенок создает определенную модель предмета из готовых деталей, воплощает свои представления об окружающих предметах в реальные модели этих предметов. Конструктор для детей, прежде всего, является средством игровой деятельности. Используя данный материал можно добиться решения многих обучающих задач, в том числе, развития речи.

В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Существует множество проблем в речи детей.

И одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности, может быть использование конструкторов, в том числе конструкторов «Lego», собственно об опыте работы с которыми и хочется вам рассказать.

На дополнительных занятиях использую Lego-набор «Городская жизнь» и «Учись учиться». Кроме традиционных кирпичиков и строительных пластин они включают в себя различные дополнительные элементы, такие как: цветы, окна, колеса, миниатюрные фигурки людей и другие атрибуты для полноценной игры. С помощью деталей можно построить городские постройки и создать целую инфраструктуру, заселить город жителями.

Работа с конструктором Legо – способствует формированию мелкой мускулатуры рук, мелкой моторики.

В процессе конструирования мы проговариваем названия элементов конструктора, их назначение, называем цвет кирпичиков, форму, их размер. Знакомимся с новыми деталями конструктора, способами соединения кубиков. Всегда комментирую свои действия. Обращаю внимание на новые конструктивные приемы, предлагаю рассмотреть получившееся сооружение, привлекаю детей к его анализу, затем предлагаю воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право»,«лево»,«сзади»,«спереди»,«под»,«над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами, что немало важным является для подготовки ребёнка к школе.

На занятиях как можно больше проговариваем, описываем и сам процесс конструирования: это может быть проигрывание в прогностическом варианте: «сначала построю дом, потом двор, во дворе гараж, а в гараже машину», или констатация сделанного: «… сделал машину, посадил водителя, построил мост…» и т.д. И то и другое способствует озвучиванию алгоритма конструирования и развития сюжета.

В процессе наблюдений за конструктивной деятельностью детей задаю вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство»,«Угадай, чья это часть?»,«Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.

При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике, сколько в твоей схеме длинных деталей? сколько шестерёнок и т. д.)

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

Организация работы с детьми в рамках таких тем, как «Городские объекты»,«Домашняя обстановка»,«Мостостроение»,«Транспорт»,«Городские службы» с учётом интегративного подхода способствует расширению кругозора детей, развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, образного мышления, воображения, получению информации для создания собственных построек и составления описательных рассказов о постройке.

Например, во время работы по теме «Транспорт» дети знакомятся с разными видами транспорта, назначением машины МЧС,«Скорой помощи» и других машин специального назначения. После беседы детям предлагается схема и образец постройки автомобиля. Обращаем внимание на строение машины, гармоничное сочетание деталей конструктора по цвету. Следующие этап- это строительство разных машин без помощи схем.

Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даётся речевой образец. Проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом.

Также с детьми придумываем Лего-истории. Дети делают постройки и описывают их. Рассказы детей записываем и фотографируем постройки. Все это проходит в «Ситуации письменной речи»(ребенок говорит, взрослый записывает). Именно рассказ под запись делает интерес детей к изложению истории более выраженным. Рассказ становится заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети стараются грамотнее излагать мысль.

В процессе Лего-конструирования дети постоянно взаимодействуют друг с другом и с педагогом. У детей формируются навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений. Такжедети работают в парах, используя одну строительную пластину. Создавая модели вместе, дети учатся лидерству и кооперации, распределяют роли и используют разные идеи для создания более интересной игры. Если требуется помощь товарища или педагога, есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети должны учиться выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.

Абсолютно на каждом занятии после выполнения основного задания детям предоставляется время для игры с построенными моделями, самостоятельно конструировать. По своему желанию ребенок может играть один, объединяться в пару или играть группой.

Наши постройки, наши игры мы демонстрируем родителям.

Таким образом, использование конструктора LEGOспособствует развитию связной речи, формированию словаря, его активизации и обогащения. Развиваются коммуникативные навыки.

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»

«Лего – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Солнышко» п.г.т. Уренгой Пуровского района

Обмен опытом работы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида «Солнышко» п.г.т. Уренгой Пуровского района

на районном методическом объединении педагогов дошкольного воспитания п.г.т. Уренгой

по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»

Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «Лего – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».

ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.

Использование «LEGO» конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует развитию воображения, речевому развитию

«Лего»– конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Поэтому мы пришли к выводу: что работа по развитию речи с применением «Лего» – технологий сделает наш процесс более результативным. Дети будут воспринимать непосредственно образовательную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.

Как же можно развить словарь с использованием Лего-конструктора?

В процессе работы с детьми используем разные детали ЛЕГО конструктора, в ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

В план занятий включаем такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.

Организация работы с детьми в рамках таких тем, как «Транспорт», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Безопасность», «Моё Отечество», «Мой город» с учётом интегративного подхода расширяем кругозор детей, развиваем познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельности, образное мышление, воображение. Воспитанники получают информацию для создания собственных построек и составлению описательных рассказов о постройке.

В процессе работы с детьми по любой теме, обыгрываем ситуации, в которых дети учатся называть новые предметы, повторяем те, которые уже знают и называют. Например «У Пети день рождения» в этой игровой ситуации закрепляются названия предметов посуды. В данном возрасте дети осваивают видовые обобщения. Процесс освоения видового обобщения способствует развитию операции сравнения, обобщения, развивает способность к установлению причинно – следственных связей.

Совершая игровые действия с предметами и куклами из конструктора LEGO DUPLO дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет. У детей наблюдаются существенное обогащение и активизация словаря, активно развивается способность рассуждать.

Слайд № 7 фото

Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов также используем развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие и домашние животные» и «Большая ферма».

В наборы входят мини фигурки диких, домашних животных, людей, разные детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. Дети учатся различать понятия: ферма – зоопарк и животных, которые там содержатся. С малышами, проигрывая ситуацию «Кто, где живёт?», воспитатель знакомит с жизнью домашних и диких животных не только своей местности, но и жарких стран, учит описывать их. В упражнении «Кто, как кричит?», решается такая задача как, развитие звукового восприятия. Ребята выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.

К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием конструктора LEGO можно отнести:

«Кто потерял хвостик?»,

«На улице большого города».

Использование ЛЕГО-технологий способствует развитию связной речи.

Пересказывание рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, мы помогаем ребёнку лучше осознать сюжет, что делает наш пересказ более развёрнутым и логичным. При этом наша работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даём речевой образец. Проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать?

В ходе игровых действий наши дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Сначала педагог сам придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с детьми, а затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.

Также в своей работе мы предусматриваем задания для совместной с родителями деятельности.

Так, например родителям и детям даётся задание: придумать мини сказки про животных. После общения ребенка с родителями, потом уже дети, используя конструктор LEGO, с большим желанием показывают свои сказки ребятам в группе.

Слайд № 9 фото

Сначала дети придумывают свои «Лего-истории», делают постройки и описывают их, а воспитатель записывает рассказы и фотографирует постройки. Все это проходит в «Ситуации письменной речи» (ребенок говорит, взрослый записывает). Именно рассказ под запись делает интерес детей к изложению истории более выраженным.

Рассказ становится заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети стараются грамотнее изложить мысль. Результатом первого этапа работы с набором «Моя первая история» является книга рассказов «Мои Лего-истории».

Слайд № 10 Фото

Моя первая история

На втором этапе мы с детьми уже придумываем полноценные сказки, в которых есть начало, середина и конец.

Для этого мы используем двухсторонние фоновые карточки, с помощью которых дети придумывают сюжет своих сказок.

Слайд № 11 фото

Работа на данном этапе интересная, так как дети не просто описывают одну постройку, а придумывают продолжение и конец своих историй. Сначала сказки придумываем совместно, т. е. взрослый-ребенок, затем дети создают свои, авторские сказки.

Результатом работы на данном этапе становится вторая книга «Волшебные Лего-сказки».

Следующим этапом будет создание совместных сказок, когда один из детей придумывает начало, второй кульминацию, третий завершение сказки, т. е. дети, работают в соавторстве. Этот вид деятельности подразумевает навыки работы в группе. С каждым разом детям все проще работать совместно, развиваются их социально-коммуникативные навыки.

Таким образом, метод «Ситуация письменной речи» существенно стимулирует интерес ребенка к речевой активности. Создание собственных рассказов и сказок также влияет на интерес детей к чтению.

Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для зайца, не вообще самолет, а самолет для гномика.

Выполняя постройки по словесному описанию, мы считаем

что это способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: Например “Африканские звери заболели” – строим самолет и приглашаем доктора Айболита, “У котенка нет друзей” – ему нужна помощь.

При проигрывании и обговаривании постройки мы учим детей не только строить по образцу и показу, но и проговаривать: как строить – что, за чем; как лучше, чем закончить.

Тем самым дошкольники обогащают словарь глаголами, учатся называть действия, упражняются в словообразовании, развивают речевую активность.

В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, мы включаем рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок.

Развивая речетворчество дошкольников, мы можем предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Во время постройки дети могут описывать своих героев или саму постройку.

Слайд № 17

Сочинение собственной сказки – дело очень сложное для ребенка, но при помощи взрослого – вполне посильное. Порой детям очень трудно начать свой рассказ, передать словами то, что нарисовало их воображение. Для того, чтобы сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием мы в своей работе используем набор LEGO Education «Построй свою историю».

Набор «Построй свою историю» рекомендован для детей 6-7 лет.

Построй свою историю – это набор из 1144 деталей различных типов:

Кирпичики и готовые конструкции (растения, уличные фонари, флажки). С их помощью дети смогут создать окружающую обстановку.

Персонажи людей и животных. В набор входят торсы, ножки, головы с разными эмоциями, головные уборы, позволяющие детям собирать самых необычных и неожиданных персонажей. Также в комплект включены фигурки животных.

Реквизит. Важной частью набора являются аксессуары, которые персонажи могут держать в руках (рабочие инструменты, продукты питания, волшебные палочки), и элементы для создания антуража (кристаллы, цветы, предметы быта, паучки, техника).

Детали, позволяющие сделать сценку более точной и реалистичной.

В набор входят еще традиционные детали, базовые кубики, строительные пластины для создания сцен действия. Отличительной особенностью, как мы считаем, заключается в возможности в игровой форме познакомить ребенка с историей, как с материальным явлением, своими глазами увидеть персонажей былых эпох, воссоздать мир прошлого.

В отличие от готовых игрушек, набор предлагает ребенку самостоятельную сборку, прекрасно подходит для совместного творчества, дети, играя между собой и с взрослыми, получают навыки общения, свободной речи, коммуникаций.

Работа с Лего- конструктором «Построй свою историю» помогает детям развивать фантазию, логику, речь, обогащает словарный запас, дети учатся самостоятельно сочинять истории, дети учатся формировать , и излагать свою точку зрения, учатся работать как независимо, так и в команде, улучшают свои коммуникативные навыки, социально адаптируются .

Данный набор позволяет детям создавать оригинальных персонажей и использовать свое творческое мышление в полную силу, дети учатся правильно формулировать и выражать свои мысли и идеи.

Наша задача научить детей воплощать визуально – творческий образ в постройку из Лего деталей, без опоры на графическую схему;

• Пояснить события из визуально просмотренных сюжетов (что случилось и почему).

• Создать диалог на основе реальных случаев, событий и действий персонажей в сложившихся ситуациях, создать единый, целостный рассказ по договорённости друг с другом;

• Подобрать слова, фразы, речевые особенности для создания выразительности и впечатления.

В работе с набором «LEGO Education»

Есть четыре категории заданий:

• Первые шаги • Повседневное повествование

• Построение и рассказывание историй

• Пересказ и анализ рассказов

Первые шаги: Очень важно, когда дети знакомятся с материалами, учатся распознавать отдельные элементы, понимать, для чего они нужны и как они взаимодействуют.

Если наши воспитанники недостаточно хорошо знакомы с материалами, то они не смогут применить их правильно в процессе строительства и придумывания рассказа. Задания нацеливают детей на постройку одного или нескольких элементов отдельной истории.

– Повседневное повествование: Эти задания дают педагогу возможность предложить детям поговорить о значимых событиях и случаях, например, о днях рождения, выездах на природу, документальных фильмах, событиях, связанных с жизнью общества, о книгах или статьях.

– Построение и рассказывание историй: Выполняя эти задания, дети знакомятся с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена является независимой частью последовательности событий в рассказе.

В зависимости от уровня и возможностей воспитанников, структура рассказа включает три сценические конструкции — начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка) — или пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец.

В создании рассказа могут участвовать до пяти детей, где они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый ребёнок создаёт одну из сценических конструкций рассказа.

Слайд № 22 фото

Строительство из кубиков ЛЕГО — это органичный и быстрый процесс. Дети могут составлять планы на бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы естественным образом развиваться по мере появления новых возможностей в процессе строительства. Начав строительство, дети постепенно создают персонажей, место действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько им необходимо сценических конструкций — одна, три или пять.

Пересказ и анализ рассказов:

Размышление влечет за собой пересмотр, изменение, сомнение, адаптацию и дальнейшее построение. Задача детей и педагога — создать мощные и выразительные физические сценарии, в которых разные персонажи задействованы в ряде последовательных событий.

В процессе построения и размышления дети общаются, выражают своё мнение и развивают важные языковые навыки.

Во время строительства появляются новые драматические возможности, которые они не могли предвидеть при создании карты событий или в набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, дети не должны чётко следовать предварительному плану. Они должны общаться и развивать рассказ в процессе построения.

Модель четырех вопросов:

Модель четырех вопросов можно использовать со всеми заданиями. Эта модель обеспечивает структуру рассказа и помогает детям сосредоточиться на основных элементах создания рассказа. Необходимо знать, что в процессе создания рассказа нужно учитывать все четыре элемента:

Этот вопрос побуждает детей подумать о персонажах рассказа.

2. Где это происходит?

Этот вопрос побуждает детей придумать подходящее место действия.

3.Когда это происходит?

Этот вопрос побуждает детей подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе.

Этот вопрос побуждает детей сосредоточиться на описании сюжета — событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности

Слайд № 24 фото

Мы стараемся использовать ЛЕГО – конструкторы в режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в свободной деятельности

В индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности: математическое развитие, речевое развитие и т.д.

Фото Созданные постройки из ЛЕГО-конструктора, мы также используем в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта.

О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнок легче раскрывает свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка.

В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание также уделяем воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.

Если требуется помощь товарища или воспитателя, есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети учатся выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу.

Наша задача учить детей понимать, и использовать при обыгрывании элементов этикета: поведение за столом, при встрече гостей и поведении в гостях, при выражении чувств, при знакомстве и прощании, разговоре по телефону. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.

Вывод: Таким образом, наша работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением Лего-конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: