Конспект: Звук и буква Ц

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Глухой согласный звук [Ц], буква Ц

Рябова Любовь Юрьевна

МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»

Цель: – познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.

Развивающая среда: разрезная азбука большого и малого формата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.

Содержание

– Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).

-Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)

(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

Анализ звука даёт воспитатель.

-Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь ( мы будем слушать и произносить звук [Ц]).

-Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:

– А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:

Любовалась цыплятками курица:

Что не цыплёнок- то умница!

Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)

-Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».

Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)

Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)

  1. В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают.

– Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.

5. Физ.минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

-Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:

в начале слова: цапля, цветок, цель.

в середине: пуговица, курица, кольцо.

– в конце: заяц, певец, немец.

(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)

6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)

7. Ребята, а на что похожа буква Ц?

Вот такая буква Ц:

С коготочками на конце.

Как кошачья лапка.

8. Место буквы в алфавите: – Ребята назовите соседей буквы Ц. ( Х, Ч)

9. Чтение слоговой таблицы и слов.

Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.

ПА РЫ ПАРЫ

ЦА РИ ПАРИ

ЦЕ НЫ ЦАРИЦА

ЦЕНЫ

РЫЦАРИ

ПАНЫ

10. Итог: – С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.

– С какой буквой? На что она похожа?

Показ презентации “Буква Ц”

Список использованной литературы:

1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182

2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов

Читайте также:
Конспект занятия по развитию связной речи Домашние птицы

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып»

Аннотация: Конспект занятия «Цыплёнок Цып» предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [ц]; совершенствование звуко-слогового анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе

Тема: «Цыплёнок Цып»

  • закрепить знания детей о звуке и букве «ц»;
  • закрепить правильное произношение звука «ц»;
  • упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;
  • активизировать предметный словарь ;
  • учить составлять предложения по схемам с предлогами;
  • учить пересказывать сказку по ролям;
  • упражнять детей в чтении слов и предложений;
  • развивать мышление, внимание, память, интонационную выразитель-ность речи.
  • игрушка − цыпленок Цып,
  • картина «В деревне»,
  • предметные картинки,
  • схемы слов и предложений,
  • таблица к игре «Угадай слово»,
  • слоги на карточках с магнитами,
  • таблица с предложениями,
  • маркер.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Дети стоят в кругу.)

− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ц». (Птица, цыпленок, цифра, кольцо, колодец и т.д.)

II. Постановка цели занятия.

− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить на занятии о звуке и букве «ц»).

III. Характеристика звука и буквы «ц».

− Дайте характеристику звуку «ц». (Звук «ц» − согласный, твердый, глухой.)

− Докажите, что звук «ц» согласный. (Когда мы произносим звук «ц», воздух во рту встречает преграду − зубы и язык.)

− Какой буквой обозначается звук «ц»? (Буквой «ц».) Выставляется буква «Цц».

− На что похожа буква «ц»? (На колодец с цепью. На перевернутую кро-вать. На букву «Щ» без одной палочки.)

IV. Выделение звука «ц» в словах.

− У нас в гостях цыпленок Цып. Сегодня вы послушайте историю, которая приключилась с Цыпом, и выполните интересные задания.
Однажды, летним утром Цып вылупился из яйца. Он огляделся вокруг и запищал: «Пи, пи, пи, а где же моя мама?» Никто Цыпу не ответил. Цып пошел по тропинке искать свою маму. По дороге он увидел много интересного. (Выставляется картина «В деревне»).

− Назовите слова со звуком «ц» и определите место звука «ц» в словах (цветы, гусеница, солнце, кузнец, кузница, цепь, мельница, колодец, скворец).

(Цветы. В слове «цветы» звук «ц» слышится в начале слова.)

V. Дидактическая игра «Угадай слово».

(Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слова.)

− Помогите Цыпу отгадать слово. Назовите первые звуки в словах и впишите буквы под картинки.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у

Пружина, тетрадь, игрушки, цифры, арбуз.

(Пружина, в слове «пружина» первый звук «п». Я пишу букву «П» и т.д.).

− Прочитайте полученное слово. (Птица).

VI. Звуко-слоговой анализ слова «птица».

− Составьте схему слова «птица». Сколько слогов в слове? (Два слога.)

− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «и», «а».)

− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

− Назовите первый слог. (Пти…)

− Назовите второй слог. (…ца)

− Сколько звуков в слове «птица»? (Пять звуков.)

− Сколько звуков в первом слоге? (Три звука).

− Сколько звуков во втором слоге? (Два звука).

− Дайте характеристику звукам в слове. (первый звук «п» − согласный, твердый, глухой и т.д.)

VII. Физкультминутка

− Цып искал маму. Он посмотрел вправо, влево, через левое плечо, через правое плечо, вверх и вниз, под правое крылышко, под левое крылышко. Он увидел…

VIII. Составление слов из слогов

− Вы узнаете, кого увидел Цып, если составите слова из слогов. Это названия птиц.(На магнитной доске − слоги.Дети составляют слова.)

гал-ка
во-ро-на
ут-ка
сквор-чи-ха

− Прочитайте слова из двух слогов (из трех слогов).

Слова закрываются ширмой.

− Вспомните, кого увидел Цып. (Цып увидел галку, ворону, утку, скворчи-ху).

IX. Образование слов с суффиксами -енок-, -онок-

− Цып спросил у галки: «Может быть, вы моя мама?»

− Галка сказала: «Нет, мой птенец …» (галчонок).

− Цып спросил у утки: «Может быть, вы моя мама?»

− Утка ответила: «Нет, мой птенец …» (утенок).

− Цып увидел на дереве скворчиху и спросил: «Может быть, вы моя ма-ма?»

«Нет, мой птенец …» (скворчонок).

− Цып спросил у вороны: «Вы − моя мама?»

− Ворона ответила: «Нет, мой птенец …» (вороненок).

− И тут Цып увидел, что к нему бежит мама — курица: «Как хорошо, Цып, что я тебя нашла!». Цыпленок обрадовался и вместе с мамой пошел домой.

Х. Чтение и анализ предложений

− Прочитайте, что рассказал Цып маме по дороге домой.

Дети читаю предложения по таблице.

После дождя на дороге лужицы.

Осенью все птицы улетают на юг.

Медуница и ландыш − весенние цветы.

− Что вы прочитали. (Предложения).

− Прочтите неправильное предложение. (Осенью все птицы улетают на юг.)

− Исправьте это предложение. (Осенью все перелетные птицы улетают на юг).

− Что такое предложение? (Несколько слов связанных по смыслу.)

− Назовите признаки предложения. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка.)

− Прочитайте слова с буквой «ц». (Лужицы, птицы, цветы, медуница).

XI. Составление предложений по схемам с предлогами

− Назовите маленькое слово (В).

− Составьте предложение про Цыпа по схеме с предлогом.

(Цып живет в большой деревне.)

− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Цып.)

− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Деревня.)

− Назовите слово-действие. (Живет.)

− Назовите слово-признак. (Большой.)

(Цып вылупился из куриного яйца.)

(Цып бежал по узкой тропе.)

XII. Пересказ рассказа «Цыпленок Цып» по ролям

(Логопед распределяет роли: автор, цыпленок, галка, утка, ворона, скворчиха, курица).

Автор: «Однажды, летним утром Цып вылупился из яйца. Он огляделся вокруг и запищал».

Цыпленок Цып: «Пи, пи, пи! Где же моя мама?»

Автор: «Никто Цыпу не ответил. Цып пошел по тропинке искать свою маму. По дороге он увидел много интересного. Цып встретил галку и спросил».

Читайте также:
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по плаванию

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Галка: «Нет, мой птенец галчонок».

Автор: «В пруду плавала утка. Цып спросил у неё.»

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Утка: «Нет, мой птенец утенок».

Автор: «На дереве сидела скворчиха. Цып спросил у неё.»

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Скворчиха: «Нет, мой сынок скворчонок».

Автор: «Цып спросил у вороны.»

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Ворона: «Нет, мой птенец вороненок.»

Автор: «И тут Цып увидел, что к нему бежит мама − курица».

Курица: «Как же ты меня напугал, Цып! Как хорошо, что я тебя нашла!»

Автор: «Цып обрадовался и вместе с мамой пошел домой».

XIII. Итог занятия

− Цыпленку Цыпу очень понравилось, как Вы занимались.

− Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук и букву «ц».)

− Что понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей.

1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
3. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Ч. III.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

Анна Смирнова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

-продолжать учить детей отгадывать загадки.

– познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].

– закрепить навык произношения звука [ц];

– умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;

– упражнять в определении места звука в слове,

– познакомить с буквой «Ц»;

– закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

– совершенствовать навык чтения.

– Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

– развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.

Организационный момент. «Назови слово на заданную букву».

(показываю букву, а дети по очереди называют слово на заданную букву).

– А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.»(Цветы)

«Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад. –

Ищет в речке лягушат. (цапля)

– Вы догадались о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

– Правильно, мы сегодня будем изучать звук Ц.

Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить чётко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык, зубы)

– Произнесите звук Ц. (Губы улыбаются, зубы видны и язык за верхними зубами).

Звук Ц гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык).

– Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит).

Читайте также:
Логопедическая квест-игра 'Заколдованный город'

– Если горлышко спит, значит звук Ц какой? (Звук [Ц] глухой).

– А ещё я вам открою секрет, что это т звук всегда твёрдый.

– Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.

Игра «Внимательные ушки».

– Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ц], слог со звуком [Ц], слово со звуком [Ц].

А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.

Теперь в слогах:

На, Цу, До, Зи, Ац, Цы

Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.

Определение места звука в слове.

Звуков много мы узнали,

Добрались до звука Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

В середине и в конце.

– в начале слова: цапля, цветок, цыплёнок.

– в середине: пуговица, курица, кольцо.

– в конце: заяц, огурец, колодец.

Физ. минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Знакомство с буквой Ц.

– У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква?

– Ребята, а на что похожа буква Ц? (показываю букву)

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Как кошачья лапка.

Написание буквы Ц в воздухе.

– Сейчас приготовьте указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе.

– А теперь напишите букву Ц на столе.

Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы Ц.

– Напишите букву Ц по точкам в слоговом шарике, а затем самостоятельно в шариках перед гласными. (один ребёнок выполняет это задание у доски и все вместе читают слоги в шариках, затем индивидуально)

– Работа в тетради. Буквы рассыпались, но надо каждую букву написать в свой квадрат и прочитать слова, а помогут выполнить это задание картинки вверху. (один ребёнок выполняет это задание у доски и вместе проверяют).

Игра с мячом «Скажи ласково»

– Найди букву Ц среди других букв и закрась. (задание на отдельных листках)

– С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

– Какой это звук?

– Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве И. Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия (Осенний калейдоскоп)

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Т Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Н] и буква «Н» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Н Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ж Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Урок «Звук и буква «Ц»»

Тема: Звук и буква «Ц».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым звуком и буквой «Ц». Формировать навык чтения прямых и обратных слогов, слов с буквой «Ц».

Образовательные:

уточнить знания детей о гласных и согласных звуках;

учить правильно произносить звук «Ц», соотносить с буквой «Ц», распознавать в словах;

формировать навык слияния слогов.

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционный аппарат обучающихся;

развивать фонематический слух на основе звукобуквенного анализа;

коррегировать зрительное, слуховое восприятие через использование коррекционных упражнений на запоминание и узнавание звука и буквы.

Воспитательные:

воспитывать положительное отношение к чтению как виду речевой деятельности;

учить слушать одноклассников и учителя, задавать вопросы;

Методы и приемы:

Словесные: фонетическая зарядка, беседа, рассказ, игра, чтение слогов и предложений.

Наглядные: иллюстрации, наборное полотно.

Практические: моделирование букв.

Оборудование: картинка Пети, презентация, разрезная азбука, наборное полотно, карточки для индивидуальной работы, пластилин, человечки для рефлексии.

Организационный момент.

-Ребята, встаньте красиво, подравняйтесь. Проверьте, у вас на парте должен быть букварь, пластилин, пр.карандаш, касса букв и конверт.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно, работаем старательно.

Подготовка к восприятию нового материала.

Слоги заблудились.

-К нам на урок пришел Петя. Посмотрите, что он принес? (Слоги).

-Прочитайте их. (рок, У).

-Помогите их расставить так, чтобы получилось слово. (Ученик выполняет задание около доски).

-Причитайте слово хором.

– Как называется наш урок? (Обучение грамоте).

-Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте? (Учимся читать).

-Чтобы уметь читать, что нужно знать? (Буквы).

Упражнение «Угадай букву».

Цель: Сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете буквы.

-Ребята, достаньте из конвертика карточку. Положите ее перед собой. Возьмите простой карандаш. Допишите буквы.

1,2-я группа: дописывают буквы д,е,и,н,п,ш,.

3-я группа: д,е,и,н,п.

4-я группа: д,е,и,н,п с опорой на образец.

-Сравните работу с образцом. (Дети смотрят на экран).

-Назовите буквы. (Каждая группа дополняет буквы).

-На какие 2 группы мы их можем разделить? (гласные и согласные).

-Назовите гласные (е,и), согласные (д,н,п,ш)

-Что вы знаете о гласных? (мы их поем)

-Что вы знаете о согласных? (звонкие, глухие, твердые, мягкие).

Молодцы, хорошо знаете буквы и звуки.

Целевая установка.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем как он обозначается, будим читать слоги, слова и составлять предложения с новой буквой.

Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, а чтобы правильно произносить все звуки подготовим наш язык к работе.

Читайте также:
Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР

«Горка» (улыбнулись, рот приоткрыт, выгнули язычок, уперлись кончиком язычка в нижние зубы). Повторить 3 раза.

«Часики» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка переводим из одного уголка рта в другой). Повторить 3 раза.

«Качели» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы). Повторить 3 раза.

Улыбнулись, «произнесите звуки т-с…».

-Итак, зачем мы делали эти упражнения? (Чтобы правильно произносить звуки).

Изучение нового материала.

Для нас Петя приготовил загадку. Отгадайте, о ком идет речь.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

(Показ картинки цапли).

-Что вы знаете о цапле? (Перелетная птица).

-Почему она прилетела к болоту? (Цапли живут на болотах).

-Чем она питается? (питается лягушками и рыбой).

Выделение нового звука.

Цель: Сейчас мы будем учиться выделять новый звук.

Учитель произносит слово «цапля».

-произнесите его хором. (Цапля).

-Разделите слово на слоги (цап-ля).

-Сколько слогов в слове? (2).

-Назовите первый слог (цап), второй слог (ля).

-Произнесите только первый слог и послушайте какой первый звук мы слышим. (цап).

-Какой первый звук вы услышали? (Ц).

-Посмотрите, как я произношу звук «Ц». Губки улыбаются, зубки сближены, но не закрыты. Язычок внизу.

-Произнесите звук «ц» хором, по одному.

-Произнесем еще раз звук «Ц» и понаблюдаем, свободно выходит воздух или нет.

– Какой звук «Ц»? (согласный).

-Каким цветом его обозначим? (синим).

– Давайте определим звонкий или глухой? ( Дети прикладывают ладошку к горлу).

– Ребята, еще звук «Ц» всегда твердый.

– Охарактеризуйте звук «Ц». (согласный, глухой, твердый).

-Какой новый звук мы учились слышать и произносить? (Звук «Ц»).

Вывод: Звук «Ц» согласный, глухой, всегда твердый.

Игра «Хлопочки». (стоя)

Цель: А сейчас мы будем учиться слышать звук «Ц» в словах. Для этого Петя предлагает поиграть в игру «Хлопочки».

– Я вам буду называть слова. Если вы услышите звук «Ц», нужно хлопнуть в ладоши над головой.

(ЗАЯЦ, ВРАЧ, ЦЫПЛЕНОК, УДОЧКА, ПАЛЕЦ, ЧАЙ, ЦВЕТОК).

– Какой звук мы учились слышать? («Ц»).

Определение места звука в слове. Игра «Лото».

Цель: Сейчас мы определим, где может стоять звук «Ц» в слове.

-Достаньте из конверта игровое поле и картинки.

-Возьмите карточку №1. Кто на ней изображен? (Заяц).

-Произнесем слово хором и послушаем, где стоит звук «Ц». (в конце). Сверьте с образцом. И т.д.

-Сверьте с образцом.

Вывод: Звук «Ц» может находиться в начале, конце и середине слова.

Знакомство с буквой «Ц».

Цель: А теперь мы узнаем как выглядит буква «Ц» и будем учиться находить ее среди других букв.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Как кошачья лапка.

– С чем сравнивают букву? (С кошачьей лапкой).

-Это большая буква «Ц». Она пишится в начале предложения и именах людей. Это маленькая буква «Ц».

– Из каких элементов состоит буква «Ц»? Какой элемент необычен? (хвостик на конце).

– Найдите эту букву в «кассе букв». Покажите. (Один ученик выполняет у доски).

Конструирование буквы «Ц».

Дети лепят ее из пластилина.

4-я группа – выкладывание буквы по трафарету.

Цель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Очень трудно нам стоять

Ножку на пол не спускать.

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Домашние животные, Домашние птицы

И не падать, не качаться,

За соседей не держаться.

(Повторить упражнение два раза, сначала на одной ноге, потом на другой).

Чтение слогов с изученным звуком.

Цель: Сейчас мы будем читать слоги с буквой «Ц». (Слоги написаны на доске).

АЦ ЕЦ ЯЦ ЦА ЦЫ ЦО ИЦ ОЦ

Хоровое чтение слогов;

Индивидуальное чтение (сильный ученик, слабый ученик).

Чтение слогов цепочкой.

Первичное закрепление материала.

Цель: Мы прочитали слоги, а теперь будем читать слова.

Работа с учебником (стр. 118)

-Откройте букварь по закладке. Перелистните, найдите нашу новую букву.

Чтение столбиков слов (сильные ученики, затем слабые).

– Что заметили? (Все слова оканчиваются на букву «Ц»).

Чтение по эстафете.

-Какое слово вам не понятно? (Кузнец).

Словарная работа.

Кузнец – это человек, который кует из железа различные предметы. Это профессия очень тяжелая, но очень уважаемая и почетная. Она существует и в наше время.

-Составьте предложения со словами: заяц, отец, огурец, палец, молодец, кузнец.

– С каким новым звуком и буквой мы познакомились?

– Дайте характеристику звуку «Ц».

-Оцените свою работу на уроке. Если вы все задания выполняли и не отвлекались, поставьте своего человечка на верхнюю ступеньку, а если не все задания выполнили – на нижнюю.

Конспект НОД знакомство с буквами “Звук [Ц ] и буква Ц”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.

Программное содержание:

Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова), дать понятие, что звук «Ц» согласный, развивать умение отличать гласные звкки от согласных, учить составлять предложения из трёх слов, называть первое, второе, третье слово.

Развивающие задачи:

Развивать умение отличать гласный звук от согласного, развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.

Скачать:

Вложение Размер
nod_zvuk_i_bukva_ts.docx 16.56 КБ

Предварительный просмотр:

непрерывной образовательной деятельности

по знакомству с буквами в старшей группе

детского сада «Светлячок» п. Калашниково

Воспитатель: Королёва Зинаида Андреевна

Тема: Звук [Ц] и буква «Ц».

Направление: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип НОД : интегрированное

Цель : познакомит с новым звуком «Ц», его характеристикой .

Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова), дать понятие, что звук «Ц» согласный, развивать умение отличать гласные звкки от согласных, учить составлять предложения из трёх слов, называть первое, второе, третье слово.

Развивать умение отличать гласный звук от согласного, развивать фонематическое восприятие.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.

Раздаточное: карточки для индивидуальных заданий, счетные палочки.

Демонстративное: картинки с изображением буквы Ц и изображения предметов и животных со звуком [Ц] .

Ребята. Я хочу рассказать вам одну сказку.

«В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? ( согласные звуки).»

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

Цапля бродит по лугу:

Цыц, лягушки, ни гу-гу.

Цветёт у птенчика цветок_

Цветёт на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

Цветок, ты кто? – Цыплёнок!

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертется,

И на канате танцевать!

– И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ц. Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. А начнём наше путешествие с игры «Четвёртый лишний». Из четыре названных слов (картинки) выделить лишнее и объяснить почему.

1 Свинья, собака, заяц , кошка.

2 Груша, апельсин, яблоко, огурец.

3 Щенок, козлёнок, телёнок, циплёнок.

4 Полотенце , рубашка, платье, брюки. – Какой звук есть в словах, которые оказались лишними? (Ц).

– Однажды в город пршла незнакомая буква. У неё был острый коготок. Когда буква шла по каменной дорожке, коготок звонко цокал: ц-ц-ц!

Вот и имя у тебя есть, – встретили её жители города Букв, – Буква Ц.

– Давайте произнесем звук Ц.

Характеристика звука Ц – согласный , глухой, свистящий, твердый.

Знакомство с буквой.

– Звук Ц обозначается буквой Ц . (показать изображение буквы Ц).

А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково» ( с мячом).

Д/и «Составь предложение».

А теперь вам нужно придумать предложение по картинке из трёх слов.

На первой картинке – птенец сидит в гнезде.

На второй – курица гуляет с цыплятами.

На третьей – бабочка сидит на цветке.

Дети придумывают предложения и называют первое, второе и третье слово в предложении.

Д/и «Определи место положения звука Ц в слове». (цветок, огурец, цапля, скворец, курица, умница, цирк, циплёнок).

Д/ «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц». (сова, хомяк, цапля, кот, курица, еденица, ракета, яйцо).

В следующем задании вам нужно выбрать из картинок в карточке слова, в которых есть звук Ц и обвести эту картинку карандашом. (каждый ребёнок выполняет задание на карточке).

-Давайте проверим, какие картинки вы обвели. (дети называют картинки, которые они обвели).

Давайте еще раз посмотрим на изображение буквы Ц и что бы лучше запомнить её, выложим букву Ц из палочек. (дети выкладывают букву из палочек)

А теперь давайте попробуем напечатать букву Ц в тетрадях. (воспитатель показывает, как печатается буква, дети обводят по точкам, затем пробуют самостоятельно).

Ребята, скажите вам понравилось сегодня на занятие? Что понравилось больше всего? А может что – то вам показалось сложным? Запомнили букву «Ц»?

У меня есть для вас вот такая буква Ц, которая хочет, чтобы вы её сделали красивой. (раскраска).

Многофункциональное пособие « Волшебное дерево»

Демидова Марина Алексеевна

МАДОУ детский сад № 90 г.Тюмень

Пояснительная записка

Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебное дерево» предназначено для развития детей 3-7 лет. Его использование способствует развитию у детей речи, мышления, обогащает знания об окружающей действительности. Данное пособие можно использовать в совместной деятельности детей и воспитателей, в непосредственно организованной деятельности как демонстрационный материал, а также для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. Пособие позволяет решать задачи из разных образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-творческое развитие». Давая различные задания и организовывая образовательные ситуации, у детей развиваются умения слушать друг друга, рассуждать, совместно решать поставленные задачи.Если ребенок подходит к такому « Волшебному дереву» у него возникает тысячи разнообразных вопросов « А сколько здесь листьев?», « А каких больше-желтых или красных?», « А с какого дерева этот листочек?», « А сколько же всего бабочек и стрекоз?», « А какие здесь птицы?» и т.д, которые ребенок может придумать и обыграть самостоятельно.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Цель: расширять представления о временах года, логического мышления: учить ориентироваться в пространстве; упражнять в счете; закреплять основные цвета; развитие моторики и тактильных ощущений рук детей; воспитывать интерес и положительное отношение в игре.

Описание пособия:

Пособие представлено в виде дерева. Дерево изготовлено из фанеры, обклеенной фетровым материалом коричневого цвета. Плоскостной наборный материал ( изготовлен из фетра, что позволяет быстро крепить материал): осенние листья разных деревьев (дуб ,клен ,береза и др.); фрукты: груши, яблоки (разных размеров), насекомые (стрекозы, бабочки); птицы (большие и маленькие); В зимние врем года –использовать снежинки, можно изготовить зимующих птиц и соответственно к ним ягоды рябины Лёгкая, привлекательная для ребенка основа наборного материала ,безопасный способ крепления позволяют быстро перемещать его и закреплять в местах на дереве ,согласно поставленной педагогом задаче. В нашей группе мы разместили это « Волшебное дерево» на стене в уголке природы.

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, М:2013г.

2. «Разработка основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007842

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево»

Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево»

В соответствии с новыми ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Для успешной коррекции речевых нарушений, обогащения и совершенствования речи детей, стараюсь создать благоприятную оптимальную коррекционно-развивающую среду в логопедическом кабинете.

Данное многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево» легко раскладывается и переносится при необходимости, находится в доступном для детей месте.

Методические рекомендации

  • Речевой материал подобран с учетом специфики ошибок, допускаемых детьми при произношении звуков речи.
  • Игры, приведенные в данном пособии, можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей. А так же как часть непосредственно образовательной деятельности
  • На первых этапах игру проводит взрослый ведущий, после нескольких проигрываний дети смогут играть самостоятельно.

I вариант игры

(для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей и подготовительной группы)

Закрепить у детей навык правильного произношения звуков [Р] и [Л] ([С] и [Ш] , [З] и [Ж] и т.д.) в словах; учить детей различать эти звуки на слух и в произношении, сравнивать их между собой; подбирать слова с заданным звуком; развивать фонематический слух, мелкую моторику рук.

Ребенок получает осенние листочки, с изображением различных предметов, определяет, какой звук спрятался в названиях картинок [Р] или [Л] и развешивает их на дерево.

Если игра проводится с двумя детьми, пусть дети назовут звуки, на которые им нужно подобрать листочки с картинками.

Педагог поочередно показывает листочки с картинками. Те дети, кому они подходят, называют картинку, берут листочек и развешивают его на дерево.

Затем можно предложить:

  • вспомнить и назвать, не подглядывая, слова сначала со звуком [Р], потом со звуком [Л];
  • разделить на слоги слова со звуком [Р], потом со звуком [Л];
  • составить предложения с данными словами.

II вариант игры

(для детей с тяжелыми нарушениями речи средней группы)

Закрепить у детей представления о цвете, навык правильного согласования качественных прилагательных с существительными; развивать мелкую моторику рук.

Педагог обращает внимание на разноцветные осенние листья, беседует о приметах осени и предлагает ребенку развесить осенние листочки на дерево, в соответствии с цветом.

III вариант игры

(для детей с тяжелыми нарушениями речи средней и старшей группы)

Закрепить у детей знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Учить правильно согласовывать прилагательные с существительными; развивать мелкую моторику рук.

Педагог обращает внимание на разноцветные осенние листья, беседует о приметах осени и уточняет, с каких деревьев опали эти листья.

Можно подуть на листочки, чтобы они закружились (упражнение на развитие длительного плавного выдоха).

Затем предлагает ребенку развесить осенние листочки на дерево, например, листья рябины на одну сторону, а листья дуба – на другую, и назвать, с какого дерева и какого цвета.

(«Это желтый дубовый лист» и т.д.)

IV вариант игры

(для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей и подготовительной группы)

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА и ПОД. Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлоги НА и ПОД; учить придумывать предложения с данными предлогами.

Логопед ставит на доску схемы предлогов НА и ПОД.
Уточняет для детей их значение: НА – когда предмет находится сверху!

ПОД – если предмет внизу!

Задание: рассмотреть дерево и предметы, составить предложение, используя изучаемый предлог (дерево поворачиваем в зависимости от времени года).

Затем можно предложить игру «Что изменилось?»

Педагог предлагает запомнить расположение предметов около дерева. Один из играющих уходит из комнаты. Расположение предметов меняется. Логопед зовет ведущего и спрашивает: «Внимательно посмотри на игрушки, что изменилось?» (ребенок показывает, где находился предмет раньше и определяет словами перемещение предметов: «Бабочка сидела на дереве, а теперь она под деревом, на грибочке» (летом), также с воронами и снегирями (зимой))

V вариант игры

(для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей и подготовительной группы)

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

На своих ли местах растут овощи и фрукты? Помоги зайчику: фрукты оставь на дереве, а овощи переложи на грядку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: