Конспект: Заучивание стихотворения ‘Куда пропал снег’ с помощью мнемотаблиц

Конспект кружковой работы “Заучивание стихотворения Я. Акима “Первый снег” с использованием мнемотехники”
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
akimov_pervyy_sneg.docx 18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

Детский сад №;8 «Зоряночка»

21 декабря 2018г

Конспект кружковой работы для детей средней группы

«Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег»

с использованием мнемотехники»

Носова Нина Витальевна

первой квалификационной категории

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» .

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.

Образовательные: учить детей запоминать стихотворения, опираясь на картинки. Учить передавать в рисунке характерные признаки зимы.

Развивающие: развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.

Речевые: совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей: мостовая, прикорнуть, салазки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Материалы и оборудование: картинки по содержанию стихотворения, иллюстрации на тему «Зима» , листы бумаги с заранее нарисованным пейзажем (на каждого ребенка, белая гуашь, кисти, ватные палочки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Первый снег» , игра «Найди и исправь ошибки» , физкультминутка «Зимняя прогулка» , рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы будем учить очень красивое стихотворение, но о чем оно, вы узнаете, только отгадав загадку.

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку. Снег и правда, как теплое одеяло, согревает землю от мороза. Под снегом зимует и травка и корни деревьев.

Послушайте, какое стихотворение написал Яков Лазаревич Аким, оно называется «Первый снег» . (Воспитатель читает стихотворение детям).

Очень красивое стихотворение, понравилось оно вам?

Воспитатель: Сегодня мы будем его учить, но сначала поиграем в игру «Найди и исправь ошибки» .

Зима – самое жаркое время года…

Зимой цветут цветы и деревья…

Зимой солнце светит ярко и греет жарко…

Зимой в лесу много грибов и ягод…

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все ошибки. А теперь немного отдохнем, прогуляемся по зимним дорожкам.

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме

(поднять руки вверх и выполнять хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги

(потянуться, руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Вот зайчишка в поле скачет

Словно мягкий, белый мячик

(прыжки на месте)

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом

(ходьба на месте, сели)

Воспитатель: Для того, чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила картинки – помощницы. (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку.)

Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег

Он кружится, лёгкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить по мостовой

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе

Воспитатель: А теперь мы с вами еще раз прочтем стихотворение с помощью картинок-подсказок.

(дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на картинки)

В заключительной части занятия воспитатель предлагает детям дорисовать зимний пейзаж (на заранее подготовленной композиции).

Дети рисуют зимнюю картинку (снегопад, снег на деревьях и крышах и т. д.)

В итоге организуется выставка детских работ, где дети, рассматривая рисунки, совместно с воспитателем читают стихотворение.

Результаты продуктивной деятельности (Выставка работ):

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Тема: Осень.Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

КОНСПЕКТ ООД для детей средней группы с использованием мнемотехники (речевое развитие (коммуникация) «Рассказывание сказки «Теремок»

Цель: Формирование умения рассказывать сказку по мнемотаблице.Задачи:· называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники во второй младшей группе «Встреча с героями русской народной сказки «Колобок»

Цель: активизировать речевую деятельность детей. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.I. Образовательные задачи:Закрепить умение детей строить .

Конспект занятия по развитию речи “Осень” с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием мнемотехники.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники на тему: Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия в средней группе «Пчелки» с использованием мнемотехники на тему: «Заучивание стихотворения «Куда пропал снег?». (Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познание», «Социально-коммуникативное развитие»).

Цель: развивать связную речь. Задачи: Образовательные: Упражнять в заучивании стихотворения при помощи мнемотаблиц.Закрепить знания детей о снеге, его свойствах.Пополнять словарный запа.

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему “Весна”

Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для .

Конспект занятия для детского сада. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы

Автор: Пестова Наталия Николаевна
Конспект будет полезен для воспитателей ДОУ.
Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.
Задачи:
Развивающие:
• развивать память;
• зрительное внимание,
• образное мышление,
• связную речь.

Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц
Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к художественным произведениям;
• учить работать в команде;
• воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.
Виды детской деятельности:
• коммуникативная;
• познавательная;
• художественная.
Методические приемы:
• беседа-диалог;
• чтение стихотворения;
• рассказывание стихотворения с использование мнемотехники ;
• продуктивная деятельность;
• физкультминутка;
• анализ, подведение итогов.
Раздаточный материал:
• мнемотаблицы (готовые)
• бумага, фломастеры

Содержание образовательной деятельности.
-Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей. Вы молодцы, что поздоровались с ними, то есть, вы пожелали им здоровья.
-Я снова приглашаю вас в литературную гостиную. Давайте расскажем нашим гостям,что мы с вами в ней делаем?
(читаем сказки, разучиваем стихи, говорим о писателях, художниках и т.д)
– Что это? (конверт)
– Интересно, кому это письмо. На конверте нет адреса, но есть какие то символы. ( д/с №23,симоволы детей, радуга)
– Вы можете их расшифровать? (Да. Детский сад №23, ребятам из группы «Радуг а»)
– А почему вы думаете, что этот конверт для нас? (Это же мы. Мы ходим в д/с №23, в группу «Радуга)
– Значит мы можем его открыть?
– Что это? (мнемотаблицы)
– Таблиц много, а времени мало. Что же нужно сделать, чтобы успеть расшифровать все таблицы? (разделиться на команды)
-Как мы можем это сделать? (считалочка, 1-2-3, браслеты и т.д)
– Молодцы! Давайте тогда разделимся на команды. Присаживайтесь за свои столы.
– Возьмите задания.
– Работайте, советуйтесь, помогайте друг другу.
– Какая команда готова?
– Кто от вашей команды выйдет и расшифрует задание.
– Молодцы!
– Ребята, а в конверте еще остались таблица. Давайте и её расшифруем.
– Рассмотрите её. Может кто-то может её расшифровать? Сложно?
– Какие ваши предположения: О чем это стихотворение?
– Вы бы хотели услышать это стихотворение?
Это стихотворение написала поэт Раиса Адамовна Кудашева. Раиса Адамовна уже с детства писала стихи. Она много лет работала учителем в школе, а потом библиотекарем.
Раиса Адамовна автор стихотворения «Ёлка», часть этого стихотворения положена на музыку. Так появилась песня – «В лесу родилась елочка». Эту песню знают и любят все- и взрослые и дети.
Раиса Адамовна написала еще очень много стихотворений для детей. Вот с одним из них мы сегодня познакомимся.
Оно называется: «Вот зима пришла серебристая..»
(можете закрыть глазки и представлять, что происходит в этом стихотворении)

Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается.
В окнах пишет узор льдом-иголочкой,
И стучится к нам во двор свежей елочкой!
– Вам понравилось это стихотворение? Хотели бы вы его выучить?
– Мы с вами знаем, как можно быстро выучить любое, даже сложное стихотворение. (с помощью мнемотаблицы)

Давайте вспомним:
– О чем оно? (о зиме)
– Какая зима пришла? (Вот зима пришла серебристая)
– Что она сделала? (Белым снегом замела поле чистое)
– Что зима делает днем? (Днем с детьми на коньках все катается)
– Что же она делает ночью? (Ночью в снежных огоньках рассыпается)
– Что зима делает в окнах? (В окнах пишет узор льдом-иголочкой)
– Еще что делает? (И стучится к нам во двор свежей елочкой)
– Я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы смотрите на таблицу и повторяйте про себя.
– Может кто то хочет рассказать нам это стихотворение?
-Ребята! Мы с вами знаем много стихотворений, умеем легко и быстро их заучивать. Как вы думаете, наши гости хотели бы научится так же быстро учить стихи? Давайте их спросим!
– Ну что ж. Давайте научим.
– Мы с вами знаем игру, когда слова из стихотворения мы зашифровываем символами – «Шифровальщики»
– Что нам для этого требуется? (лист и фломастеры)
– Но прежде чем начать шифровать, я хочу вам что то пожелать. Я буду проговаривать пожелание, а вы делаете массаж.
Я желаю, чтобы голова ваша –думала,
Я желаю, чтобы глаза ваши-все видели,
Я желаю, чтобы уши ваши – внимательно слушали,
Я желаю, чтобы рот ваш – красиво говорил,
Я желаю, чтобы руки – аккуратно рисовали,
Я желаю, чтобы вы были здоровы.
-Ну что же, приступаем. Внимательно слушайте стихотворение. Оно называется «Почему медведь спит зимой?»

Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лед,
Не малина и не мед. (Р.Орлов)
– О ком это стихотворение? (о медведе)
– Что у него спрашивают? (Почему ты спишь зимой?)
– А почему он спит? (Потому что снег и лед, не малина и не мед)
– Давайте теперь зашифруем это стихотворение.
– У всех получилось? Молодцы.
– Кто хочет сейчас с помощью своей мнемотаблицы рассказать стихотворение?
Может кто-то из гостей хочет прочитать это стихотворение с помощью вашей таблицы?
– Вам понравилось?
– Что мы сегодня с вами делали?
– Что вам понравилось больше всего?
– Что было сложным?
– Если вам все понравилось и было интересно – возьмите красный цветочек, если надо еще над чем то поработать – зеленый, если ни чего не понравилось – синий.
Наша литературная гостиная закрывается. До новой встречи.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Чтение и заучивание стихотворений о зиме с помощью мнемотаблиц

приобщать детей к поэзии. помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворение

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в средней группе Чтение и заучивание стихотворений о зиме с помощью мнемотаблиц»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Чтение и заучивание стихотворений о зиме с помощью мнемотаблиц

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

Методы и приемы: Словесно – наглядный метод, использование ИКТ

Задачи: Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Формы работы: Использование мнемотаблиц

Предварительная работа: Рассматривание картин по теме «Зима» Чтение художественной литературы. Заучивание других стихотворений программы с помощью мнемотаблиц.

• «Волшебный сундучок» – использован для сюрпризного момента – в нём снежинки на каждого ребёнка,

• Картины с изображением зимнего пейзажа,

Материалы для непосредственно образовательной деятельности:

• Мнемотаблицы для заучивания стихотворения;

• Ноутбук – для показа обучающей презентации, прослушивания записи МР – 3 – физкультминутка.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Зима: Здравствуйте ребята! Я – Зимушка – Зима. А сейчас я приглашаю вас со мной поиграть. Хотите? /Ответы детей/ «Зима» приглашает детей к ноутбуку.

Зима: К вам зимушка пришла, вам загадки принесла. У меня есть «волшебный экран» Разгадаете загадку и увидите отгадку.

/загадывает детям загадки/

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Зовут меня. /ответы детей/

/На экране появляется картинка зимы/

Он приходит в зимний вечер,

зажигать на елке свечи,

бородой седой оброс, кто же это? /ответы детей/

/На экране появляется Дед Мороз. /

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

/На экране ноутбука появляется снежинка/.

Жарко в саду, поможем нашей гостье охладиться, для этого вам нужно сделать круг, приготовить ладошки и поиграть в игру «Снежинки».

2. Разучивание стихотворения:

Зима: Ребята, шла к вам в детский сад, повстречала «Осень», она мне рассказала, как замечательно вы её провожали, какие красивые стихи читали! Вот и мне так хочется, чтобы вы выучили зимнее стихотворение. Давайте попробуем выучить стихотворение о Зиме? //ответы детей// Присаживайтесь поудобнее, чтобы нам было интереснее заучивать стихотворение, предлагаю поиграть в игру «расскажи стихи с помощью картинок». Вот мои картинки. Стихотворение называется «Декабрьское », написал его Михаил Спартакович Пляцковский. Послушайте, пожалуйста:

В декабре метели пели,

На рябине ночевали,

Всю её переклевали,

A за ними — снегири,

Тридцать три и тридцать три.

Дверь тихонько отвори —

Вот их сколько, посмотри!

Вечереет. На заре

Снова птицы во дворе.

С вами зимы веселей!

А теперь предлагаю поиграть и отдохнуть

Игровое упражнение на развитие речевого дыхания «Снежинки».

Носом вдыхаем, сдуваем на «Зиму» воображаемые снежинки, ртом выдыхаем.

Зима: Вот спасибо, хорошо стало, прохладно. Холод я люблю, с собой его повсюду приношу.

Зима: Вам понравилось стихотворение? А теперь, мы с вами попробуем, каждой строчке стихотворения подарить по картинке. Показ на слайдах.

Первая строчка у нас – В декабре метели пели

Вторая строчка – Прилетели свиристели

Третья строчка – На рябине ночевали,

Четвёртая строчка – Всю её переклевали

Пятая строчка – A за ними — снегири,

Шестая строчка – Тридцать три и тридцать три.

Седьмая строчка – Дверь тихонько отвори —

Восьмая строчка – Вот их сколько, посмотри!

Девятая строчка – Вечереет.

Десятая строчка – На заре Снова птицы во дворе.

Одиннадцатая строчка – Залетайте поскорей:

Последняя строчка – С вами зимы веселей!

А теперь давайте все вместе попробуем прочитать стихотворение с помощью картинок. //дети вместе с воспитателем проговаривают стихотворение, опираясь на картинки//.

Зима: Вы очень дружные ребята, все вместе громко проговорили стихотворение, молодцы, а теперь предлагаю попробовать прочесть его кому то из вас. Кто запомнил и хочет попробовать прочитать стихотворение Ивана Сурикова «Зима»? //ответы детей, если ребёнок затрудняется, зима ему помогает//.Дать возможность прочитать стихотворение 3-4 детям, затем Зима сообщает кому из детей удалость прочесть стихотворение лучше всех. //

Зима: Вот спасибо! Порадовали зимушку! Также вы можете порадовать своих родителей, прочитав стихотворение дома, на Новогоднем празднике, который скоро наступит. А сейчас я приглашаю всех ребят на весёлую зимнюю зарядку! Для этого приглашаю вас встать врассыпную.

3. Рефлексия:

Зима: Замечательно поиграли! А мне пора прощаться, до свидания //Звучит музыкальное сопровождение, дети выполняют упражнение

«А на улице мороз»//

О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа детского сада.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2015

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа . – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

Гербова В.В. развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014

Серия наглядно-дидактических пособий

«Рассказы по картинкам»: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Родная природа», «В деревне», «Времена года». – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Работа «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

Работа «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

1. Логопед выразительно читает стихотворение.

2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот.

Мой мишка

(отрывок)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

Рвет с еловых веток шишки,

А потом на землю — прыг

И отыщет боровик.

Гриб нанижет на сучок —

В нашем детском саду – маленькие столики,

В нашем детском саду – голуби и кролики,

В нашем детском саду – песенки и сказки,

В нашем детском саду – кубики и краски.

Непоседа Васенька

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

Помощники весны

Помогать пришли весне.

Разбивают лед ребята

И разбрасывают снег.

Посмотрел на них с укором

Снеговик из-под ведра:

– Этак мне придется скоро

Убираться со двора!

Весна пришла

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых!

Голова, как у козла,

Крылья словно у орла,

Нос и уши как у зайки!

Кто же это? Угадай-ка!

Это я его слепил,

Брата младшего смешил.

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед

И съедали сто котлет,

А потом ложились спать —

Начинай считать опять.

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

И. Демьянов

Конечно, он будет

Конечно, он будет

Не очень кирпичный,

Из этого дома наверняка

Никто никогда не прогонит щенка.

Дятел, дятел дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

– Дятел, в дереве дыра,

Перестать давно пора!

Хитрый ежик

Сшил колючий пиджачок,

Весь в иголках, без застежек.

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдет,

И с подарочком богатым

Поспешит к своим ежатам.

Дед Мороз прислал нам елку. Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках – снежок!

Я нашла себе жука

На большой ромашке,

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Капитаны

Водят смело капитаны

Корабли по океанам.

Интересно плавать им

По дорогам голубым.

Курс прокладывают точно

И бросают якоря

В океанах и морях.

Море любит умных, смелых;

Если ты сумеешь делом

Ум и смелость доказать,

Капитаном сможешь стать.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Цыпленок на цыпочках кралсяся за кошкой,

А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках двигался к дому.

Потом повернулись, пошли по-другому.

На пятках за кошкой плетется Антошка.

За бедным цыпленком усатая кошка.

Цыпленок от страха забился в корзину.

Сердитая кошка выгнула спину.

Кто поможет?

У скворца в семье беда –

Выпал птенчик из гнезда.

– Ох, – кричит скворец-отец, –

Пропадет теперь птенец!

Он летать не может,

Кто ему поможет?!

Но увидели птенца

Два веселых молодца.

Один сказал: «Мы сможем!»

Другой кивнул: «Конечно!»

И вот уже скворчонок

Сидит в своей скворечне.

Я рисую лето

На газонах розы,

А зеленой – поле,

На лугах покосы.

Синей краской – небо

И ручей певучий.

Очень трудно это…

Ночью на небе один

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Подарок маме

Сорвала я в поле

Принесу в подарок

Я его на платье

Больше всех на свете

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Медвежий сон

Зимой лесной народ.

Ни разу косолапый

Не встретил Новый год.

Ему бочонок с медом

Оставил Дед Мороз,

А он храпит в берлоге,

Прикрыв ладошкой нос.

Я сегодня медсестра

Я сегодня медсестра,

Кукол я лечу с утра.

Я пою их чаем с медом,

Раны смазываю йодом.

Витамины дам по штучке:

Курам, уткам, кошке, Жучке.

Ножку я перевяжу.

Медвежонку Тяпке срочно

Нужно вырвать зуб молочный.

Кукол я лечу с утра,

Я сегодня медсестра.

Мишка милый, мишка славный,

Косолапый и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

Младшая сестренка

Мы посеяли с Андрюшкой

Перед дождиком петрушку,

А сестра украдкой в грядку

Ждет Аленка, не дождется:

Ну, когда росток пробьется?

Новый дом

Грузовик привез, рыча,

Полный кузов кирпича.

А другой привез шофер

Щебень, известь и раствор.

Звон и гром стоят кругом.

Быстро строят новый дом.

Он уже почти готов,

И бригада маляров

Красит в синий цвет фасад:

В доме будет детский сад.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Ждет письма мой старший брат.

Я журналу буду рад.

Папа ждет газету.

Где же взять все это?

Принесет нам это он –

Наш знакомый почтальон.

Пять цыплят, пять утят и гусят,

Пять телят, жеребят и козлят,

Пять мышат и котят, семь ежат

И пятнадцать смешных лягушат.

Вышел Миша на крылечко,

Взял он удочку, червей,

Быстро он бежит на речку,

Там поймает пескарей.

На скамейке семь котят,

Все котята есть хотят.

В миску мы кисель нальем –

Вот вам миска с киселем.

Под скамейкой семь котят,

Есть из миски не хотят.

Мерзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принес:

Это – вкусная еда.

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки, не боятся.

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь и горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь и горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)

Конспект НОД по развитию речи с использованием и составлением мнемотаблиц «Зима»

Содержимое публикации

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Зима»

Подготовила: Валова Екатерина Сергеевна, учитель-логопед.

Цель : Развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц .

– Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима» ;

– уточнить знания детей о зиме, зимних месяцах;

– упражнять детей в умении рассказывать о зиме с использованием наглядных пособий , связно, в логической последовательности;

– учить составлять по мнемотаблице небольшой рассказ о зиме.

– Развивать связную речь детей .

– Воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества.

Предварительная работа : Наблюдения за сезонными изменениями в природе; беседа о характерных признаках зимы; чтение стихов и загадок о зиме; рассматривание иллюстраций.

магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима» , магниты, снежок, снежинки, мнемотаблицы .

1. Организационный момент.

– Становитесь, дети в круг.

– Посмотрите, какой снежок у меня в руках. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова : «Ты катись, снежок, по рукам, по рукам! У кого снежок остался, улыбнется всем друзьям!»

– Слышен хруст снега

– Тс! Слышите? Что это за звуки? Ребята, вы слышите, что это?

– Правильно, снег хрустит!

– Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто же пожаловал к нам в гости :

«Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня. (Зима)

На мольберте мнемотаблицы на тему «Зима»

2. Сообщение темы.

– Молодцы! Правильно, это зима и сегодня мы отправимся в гости к зиме.

– Зимушка- зима – весёлое , чудесное, волшебное, сказочное время года. О зиме написано много стихов и песен. Внимательно посмотрите на экран и полюбуйтесь зимними пейзажами. Слайд№2

– Скажите, пожалуйста, какую краску любит зима ?

3. Гимнастика для глаз «Озорная снежинка» .

– Чтобы ваши глазки не устали, мы проведем гимнастику для глаз. А

поможет нам вот эта озорная снежинка. Встаем на ножки.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли (вытянуть снежинку вперед, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинка вправо полетела,

Дети вправо посмотрели (отводят снежинку вправо, следят взглядом)

Опять снежинка полетела,

Глазки влево посмотрели (отводят снежинку влево, следят взглядом)

Ветер снежинку вверх поднимал

И на землю опускал (следить за снежинкой движениями глаз вверх-вниз)

Глазки закрываем (дети закрывают глаза)

– Глазки открываем, и задания Зимы выполняем.

– Что же такое «зима» ?

– После, какого времени года приходит зима ?

– Какие приметы/признаки зимы вы знаете?

– Ребята, давайте поиграем со словом зима .

4. Игра «Добавь словечко»

Мы будем гулять….

Мы поём песни о ….

– Мы очень рады зиме. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение зиме. Расскажите — какая бывает зима ?

5. Дидактическая игра со снежком «Назови как можно больше красивых слов» .

– отвечайте на вопросы какой? Какая? Какое?

– Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.

( «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!

(Показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

(Медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.

– Ребята, давайте придумаем предложения про зиму, каждое предложение должно начинаться со слова «зимой» .

– Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

-Какое красивое время года – зима . Про зиму поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о зиме?

7. Прослушивание музыкального произведения.

– Мы прослушаем отрывок мелодии «Зимний лес» .

– Понравилась вам музыка?

– Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

8. Работа с мнемотаблицами .

– Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Посмотрите на мольберт, здесь мнемотаблицы .

– Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки .

– Каждая карточка – это новое предложение. Давайте вспомним, что обозначает каждый символ :

– Рассказ должен быть полным, интересным.

– Вы знаете, в рассказе должно быть начало. Например : К нам пришла зима . Наконец-то, наступила зима !

– Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.

– И конец рассказа. Например : Я люблю зиму!

9. Работа в группах. Составление рассказов о зиме по мнемотаблицам .

(Дети составляют рассказы по мнемотаблицам)

10 . А теперь, я предлагаю Вам, составить нашу мнемотаблицу, рисунки вы нарисуете сами. Каждый подойдет к доске и нарисует в подготовленной таблице по рисунку. В каждой клеточке мы изобразим признаки зимы, давайте сначала их вспомним. Дети называют признаки зимы, затем начинают их рисовать.

Международный конкурс детско-юношеского творчества к женскому дню «МАМИН ДЕНЬ -8 МАРТА »

Всероссийский конкурс «САМБОБОКС – ТВОРЧЕСКОЕ ПОКОРЕНИЕ 2-Х ВЫСОТ »

Интеллектуальная викторина, посвященная Дню матери «МАМЫ ЕСТЬ У ВСЕХ НА СВЕТЕ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Конспект занятия во второй младшей группе “Использование мнемотехники в заучивании стихов”

Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение “Осень в парке”.

Задачи:

  • помочь детям запомнить стихотворение, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении;
  • развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; Закреплять артикуляцию звуков;
  • воспитывать интерес и любовь к чтению.

Оборудование: картинки геометрических фигур, мнемотаблица, мнемокартинки, игрушка Мишка, магнитофон, картинки солнышка, тучки, прищепки синего и желтого, раскраска.

Продуктивная деятельность: дети раскрашивают раскраску “Ветка рябины”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Эмоциональный настрой

Воспитатель: Ребята, скажите. Что мы говорим друг другу когда приходим в детский сад? (Здравствуйте!)
– Правильно! Сейчас мы с вами под музыку поздороваемся. (Муз.: Лилия Х. “Здравствуйте ладошки”)
– А сейчас я вам предлагаю отправиться в осенний парк на поезде, поедем? (да!)

– Получите свои билеты и рассаживайтесь по местам. (дети получают разноцветные билеты в виде геометрических фигур ищут свой стульчик с такой же картинкой)
– Внимание! Поезд отправляется, все заняли свои места? (Воспитатель с детьми поет Песню “Паровоз”)
– Ребята скажите, куда мы с вами попали? (В осенний лес)

– Правильно! В осенний лес. Посмотрите как тут красиво. Оставляйте билетики на стульчиках, выходите на тропинку. Когда идем по лесу листочки, что делают под ногами? (Шуршат)
– Верно. Когда мы идем с вами по лесу, листочки под ногам шуршат. Шур-шур, шуршат! Давайте вместе соединяем наши ладошки и потрем их, попробуем произнести слова шур-шур, шур-шур. (повторяем вместе с детьми)

Воспитатель: Молодцы! Поглядите какое дерево красивое – это Рябина, у нее бусы красного цвета. Какого цвета бусы у рябины? (красного)
– Верно! А это дерево называется Осина. В какой розовый фартук осень ее одела. Какого цвета у осины фартук? (розовый)
– Правильно. А рядом стоит Тополь. Он похож на зонтик желтый. На что похож Тополь? (На желтый зонтик)

– Верно ребята.
– Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Стихотворение “Осень в парке”

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый – осине,

Бусы красные – рябине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Вопросы по содержанию стихотворения:

  • Понравилось ли вам стихотворение?
  • О каком времени года говорится в стихотворении?
  • Кто запомнил как называется стихотворение?
  • Что подарила осень Рябине?
  • Что подарила осень Осине?
  • Что подарила осень Тополям?
  • А нам что осень дарит?

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы запомнить это стихотворение и рассказать его маме с папой? (да)
– В этом нам помогут картинки про осень, они помогут нам быстро и легко запомнить стихотворение! Я вам сейчас буду показывать картинки и читать стихотворение, а вы внимательно слушайте, смотрите и запоминайте. (Читаю стихотворение и сопровождаю показом картинок)

– Теперь вместе повторим. (Повторяем. Предлагаю детям по желанию воспроизвести стих с помощью мнемотаблицы)
– Ребята, а кто это там наблюдает за нами? (Мишка! В сторонке игрушка мишка)
– Давайте с ним поиграем?

Подвижная игра “У медведя во бору”

Мишка: Ребята, а то вы тут делаете?
Воспитатель: А мы Мишка любуемся Осенним лесом и учим стихотворение, хочешь мы тебе его расскажем?
Мишка: Хочу. (Воспитатель с детьми читают стихотворение)
– Спасибо ребята! Мне очень понравилось ваше стихотворение.

Воспитатель: Мишка, нам пора возвращаться в группу.
Мишка: Друзья, у меня для вас есть вот такая раскраска. (Раскраска рябина)

Раскраска “Ветка рябины”

Воспитатель: Спасибо Мишка! До свидания!

– Ребята, нам пора возвращаться в группу, занимаем свои места. Готовы?
– Поезд отправляется! (вместе поем песню “Паровоз”)

Подведение итогов

Воспитатель: Мы с вами выучили стихотворение, как оно называется?
– Что подарила осень Рябине?
– Что подарила осень Осине?
– Что подарила осень Тополям?
– А нам что осень дарит?

– Молодцы, ребята! Эти картинки останутся в нашем уголке и помогут другим ребятам запомнить это стихотворение.
– А сейчас послушайте внимательно. Если вам понравилось наше путешествие возьмите желтую прищепку и сделайте лучик солнышку, если вам не понравилось, то возьмите синюю и сделайте капельку тучке.

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.

Планирование работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения)

Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)

2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

3. Отгадывание загадки детьми.

4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово – птица – снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года?
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

5.Составление рассказов о зиме детьми.

Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.

Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.

Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Ирина Гурина (рис.9).

В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!

Дед Мороз (рис.10).

Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.

Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Ты, весна, весна – красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).

Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.

Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Есть слово, когда листья падают – листопад.
  • Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

  • Что делает весной солнце?
  • Как солнце весной светит и греет?
  • Что делают ручьи?
  • Какие изменения происходят на реках?
  • Что такое проталины?
  • Как называются самые первые цветы?
  • Что сделали насекомые?
  • Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).

  • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
  • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
  • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).

4.Составление рассказа о весне логопедом.

Пришла весна – красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.

Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.

А.Плещеев “Весна” (рис.20).

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С.Маршак “Радуга” (рис.21).

В небе гром, гроза
Закрывай глаза!
Дождь прошёл,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
  3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
  7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
  11. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
  12. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
Читайте также:
Конспект 'Дифференциация диких и домашних животных'
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: