Конспект занятия ‘Звуки и буквы Ш-Ж’

Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_zvuki_zh_i_sh_i_bukvy_zh_sh.docx 55.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш

Тип урока : коррекционная работа при смешанной дисграфии.

Технологическая карта занятия.

Звуки [ж], [ш], буквы Ж-Ш

– закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж;

– познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ш] [Ж], нормами их артикуляции;

– учить выделять звуки [ж], [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;

– развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

– формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

– развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: «Зимние виды спорта».

– развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

– формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;

– развивать навыка самоконтроля;

– воспитывать чувство гордости за свою Родину;

– совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

– воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

– воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;

– воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Зимние олимпийские игры, зимние виды спорта, игрушки – Снежный барс, Медвежонок, Зайчишка – символы, символ олимпиады – олимпийские кольца.

Методы и методические приемы

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки, предметные и сюжетные картинки.

1. Организационное начало урока.

-актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Фронтальная и индивидуальная работа

– Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами.

– Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место. (На партах предметные картинки)

(дом, арбуз, ножницы, игла, ложка – Данил)

(слон, ананас, шишка, арбуз – Саша)

(ведро, лампа, апельсин, дельфин – Влад)

(арбуз, ракета, индюк, носки, ананас – Арина)

Стоят в кругу. Выполняют инструкции логопеда .

Находят свое рабочее место, собрав свое имя из первых букв картинок

II. Постановка проблемы. Формулирование темы занятия.

включения учащихся в коррекционный процесс.

– Предлагаю отгадать загадки

Две новые кленовые

В них поставим две ноги –

И по большим снегам беги!

– Назовите третий звук в этом слове

-Охарактеризуйте этот звук

– На письме какой буквой обозначаем звук [Ж]

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки

Это палка – для хоккея

– Назовите 4 звук в слове.

-Охарактеризуйте этот звук

– На письме какой буквой обозначаем звук [Ш]

-Над какими звуками и буквами мы будем работать на занятии.

– Ребята, чем похожи, а чем различаются звуки [Ш] [Ж]

Дети называют отгадку – лыжи

– Согласный, звонкий, твердый, шипящий.

Дети называют отгадку – клюшка

– Согласный, глухой, твердый, шипящий.

Дети дают сравнительную характеристику звуков

-включение нового знания в систему знаний;

– повторение и закрепление изученного ранее.

Приём активизации внимания

-Ребята, а в какое время года вы берете лыжи, клюшки, коньки.

– Вы знаете, что в феврале 2014года у нас в России в городе Сочи прошла зимняя Олимпиада, в 2018 году в Республике Корея. И сегодня на занятие к нам пришли гости – символы Сочи 2014 года. (логопед показывает игрушки или картинки)

– Кто знает, какой символ Олимпиады у всех олимпийских игр?

– И сегодня на занятии мы будем собирать символ всех олимпийских игр – 5 Олимпийских колец. Эти пять колец символизируют пять населенных частей мира, которые желают участвовать в Олимпийском движении.

За правильно выполненное задание Снежный Барс, Медвежонок и Зайчишка будут награждать вас кольцом. (При выставлении кольца объясняю, почему оно такого цвета).

– Снежный Барс, Медвежонок и Зайчишка.

-развитие фонематического восприятия.

Проговаривание, слуховой дифференциации

– Для того, чтобы справиться с первое заданиями от Снежного Барса нужно размяться.

-Повторите четко слоговые ряды

Игра «Поймай звук»

Если в слове есть звук Ж, хлопните в ладоши, а если звук Ш – топните правой ногой.

Жители, пассажир, широкий, режим, жизнь, ширина, ошибка, умножить, лыжник, шлем, шайба, оружие, на финише, сушить, дорожить, афиша, шрамы, сужу, дружу.

– Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

Повторяют слоговые ряды.

Выполняют соответствующие движения.

-развитие фонематического восприятия, внимания, звукового анализа.

-Ребята, откройте тетради запишите дату и тему урока.

-Прежде чем пойти заниматься зимними видами спорта, нужно правильно одеться. Наш герой Медвежонок предлагает первое задание.

-Запишите букву Ш или Ж, а рядом с ней укажите место звука в слове.

Шуба, шарф, жакет, штаны, рубашка, пиджак, шапка, ушанка, джемпер, нижнее (белье), джинсы, гамаши, жилетка

(Проверка на слайде)

– Все верно! Вот ваша первая награда!

(На доску вывешиваем олимпийское кольцо красного цвета, символизирует Американский континент).

Записывают слова в тетради.

Каждый проверяет свою работу сам.

– развитие речи, активизация словарного запаса.

“Игра”, познавательная активность

Индивидуальная и групповая работа

– А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите половину слова. (Карточки).

-Запишите слова в тетради, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж– двумя. (проверка, чтение слов)

– Все эти слова нам пригодятся на уроках и спортивных занятиях.

– Вот и со вторым заданием вы справились.

(Вывешиваем на доску второе олимпийское кольцо – синего цвета, символизирует Европу)

Записывают слова в тетради

-развитие внимания, навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

Приём активизации внимания

– Следующее задание надо выполнить по карточке. Найдите в каждой строке два слова – названия зимних видов спорта.

Б р л р п д в л ы ж н ы е д л д п г о н к и з д

См п ф к ц к о н ь к о б е ж н ы й л в с п о р т

Д л ш г о р н о л ы ж н ы й п к ц й с п о р т в к

Ж ш р н п р ы ж к и д л н в т р а м п л и н д ж

– Обратите внимание, как пишется слово прыжки. Как проверим?

-А какие еще зимние виды спорта вы знаете?

Запишите названия видов спорта в тетради, поделите слова на слоги, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж -двумя.

(вывешивается на доску третье олимпийское кольцо – черного цвета, символизирует Африку)

Проговаривают названий видов спорта.

(на доску вывешиваются картинки)

Проверяют выполненное задание.

Записывают в тетради.

Физминутка “Покажи движение”

-Развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения;

-развитие логического мышления и зрительного восприятия.

Приём активизации внимания задания с недостатком данных.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Зайчишка предлагает нам новое испытание.

-Вставь пропущенные буквы Ш– Ж.

_ура и _еня катались на лы_ах. У Ми_и и Са_и клю_ки, _айбы и _лемы. Алё_а хоро_о бе_ит по доро_ке на коньках.У Серё_и были о_ибки.

– Запишите второе предложение в тетради. Подчеркните опасные места.

– Какие орфограммы вы встретили в предложениях?

(вывешивается на доску четвертое олимпийское кольцо – желтого цвета, символизирует Азию)

Снежный барс принес нам послание, но оно зашифровано. Вот вам шифр.

(Пешком ходить – долго жить.)

1

4

– Ребята, прочитайте, что у вас получилось?

– Ребята, а почему так говорят?

(вывешивается на доску 5 олимпийское кольцо – зеленого цвета, символизирует Австралию)

Вот и собрали мы главный символ Олимпийских игр.

По очереди выходят к доске, записывают пропущенные буквы.

IV. Итог урока. Рефлексия.

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оценивание ответов учащихся

– Внимательно слушайте вопросы, согласны «+», не согласны « – ».

  1. Звук[ш] всегда мягкий?
  2. Звук [ж] всегда твердый?
  3. Сочетание Жи – Ши пишем с буквой И?
  4. В слове «шуршала» два звука [Ш]?
  5. В слове ужин звук (ж) стоит на 3 месте?
  6. В слове лыжник звук (ж) находится на 2 месте?
  7. В слове маршрут звук (ш) находится на 4 месте?
  8. В слове ушибы звук (ш) находится на 3 месте?
  9. В слове (снежок) 3 слога?
  10. В слове шажок есть звук (ш) и звук (ж)?
  11. В слове (тишина) 3 слога?
  12. Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом.

– Сравните ваши ответы, с тем, что должно получиться. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?

– Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему?

– На этом наши небольшие олимпийские игры подошли к концу. Снежный Барс с вами не прощаемся. На следующем занятии мы продолжим работу по теме. Спасибо за работу!

Индивидуальное заполнение «цифрового квадрата»

Конспект подгруппового фонетического логопедического занятия по теме «Звуки [ш] и [ж]» для подготовительной логопедической группы

Этап: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

Цель: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

  1. Обучать правильному произношению звуков [ш] и [ж], расширять и систематизировать знания о предметном мире, совершенствовать лексико-грамматический строй языка, обучать детей дифференциации звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи, совершенствовать навык звукового анализа слов.
  2. Развивать связную речь, звуко-слоговой анализ слов, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам.

Дидактический материал: мальчик и девочка, дом, деревья, облако, шары, предметные картинки (камыш, машина, шапка, жаба, ножницы, ежик, жук, подушка, мышь, шоколад), сюжетные картинки (к чистоговоркам), «снежинка», листы формата А4 с буквами Жж и Шш.

Оборудование: большое настенное зеркало, стол, 2 стула

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Артикуляционная гимнастика 1 мин.
  3. Упражнение «Снежинка» на развитие дыхание 1 мин.
  4. Приход гостей 1 мин.
  5. Сообщение темы занятия 1 мин.
  6. Изолированное произнесение звука 1 мин.
  7. Характеристика звука. Соотнесение его с буквой 2 мин.
  8. Упражнение на развитие фонематического слуха 2 мин.
  9. Пальчиковая гимнастика 1 мин.
  10. Чтение слогов. Звуковой анализ 2 мин.
  11. Проговаривание слов. Звуковой анализ слов 3 мин.
  12. Физкультминутка 2 мин.
  13. Проговаривание чистоговорок 3 мин.
  14. Подведение итогов занятия 1 мин.

Ход занятия

1. Логопед встречает детей в дверях кабинета. Организует приветствие с ними. Приглашает сесть за столик возле зеркала.

2. Логопед: Для начала сделаем с вами упражнения для нашего язычка.

Вот проснулся утром язычок, вышел из дома (рот широко открыть, высунуть язык изо рта). Посмотрел направо (язык к правому углу рта), налево (язык к левому углу рта). Решил пойти почистить зубки.

Чищу зубы, чищу зубы,

И снаружи.… И внутри.

Не болели, не темнели,

И блестели чтоб они.

Потом язычок пошел попить чай с вареньем.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе,

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Запил язычок варенье чаем. Какая красивая чашка у язычка.

Вкусно мы уже поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Потом наш язычок решил пойти и поработать-покопать лопатой.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Язык можно убирать.

А потом решил пойти покачаться на качелях.

На качелях я качаюсь:

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Покачался на качелях.

Покачался язычок, решил пойти покрасить потолок.

Красить потолок пора

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем.

Наш маляр работать рад!

Дети выполняют артикуляционные упражнения.

3. Логопед: Смотрите, что у меня есть (логопед достает «Снежинку»). А теперь давайте подуем на снежинку так, что бы она летала.

Дети выполняют упражнение на дыхание.

4. Логопед: Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости (логопед показывает картинки, на которых изображены мальчик Шалунишка и девочка Жадина). К нам в гости пришли мальчик и девочка. Мальчик все время шалит, поэтому его прозвали Шалунишкой. А девочка все время жадничает, ее прозвали Жадиной. Пришли они к нам за помощью. Они постоянно ссорятся, потому что не могут ничего поделить. Все дело в том, что Шалунишке нравится звук [ш], а Жадине нравится звук [ж]. Но разобраться где какой звук они не могут. Вот и пришли они к нам за помощью, чтобы вы им помогли. Для этого вам нужно будет выполнять задания. Ну как, поможем Шалунишке и Жадине?

5. Логопед: А какой звук стоит на первом месте в слове шалунишка?

Логопед: Верно! А в слове жадина?

Логопед: Правильно! Сегодня мы будем заниматься звуками [ш] и [ж].

6. Логопед: Давайте покажем как мы умеем проговаривать любимый звук Шалунишки-[ш].

Логопед: Молодцы! А теперь любимый звук Жадины-[ж].

7. Логопед: А теперь давайте дадим характеристику этим звукам. Звуки [ш] и [ж]-пропеть его нельзя, значит они какие гласные или согласные?

Логопед: Верно. Звук [ш]-горло не дрожит, значит звук…

Логопед: А звук [ж]?

Логопед: Верно! Оба звука согласные, твердые. Звук [ш]-глухой, а [ж]-звонкий.

Далее логопед показывает буквы, которыми обозначаются данные звуки.

8. Логопед: Опять Шалунишка и Жадина разобраться не могут. Давайте им поможем. Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук [ш].

Логопед: шкаф, жираф, камыш, лужа, жаба, кошка, жало, шар, шило, жир, сажа, Саша, каша, пиджак.

Дети хлопают в ладоши на слова шкаф, кошка, камыш, шар, шило, каша.

Логопед: Молодцы! Вот и успокоились наши гости.

9. Логопед: А теперь давайте вместе сосчитаем наши пальчики.

Можешь пальцы сосчитать- (показать обе руки)

Один, два, три, четыре, пять. (на счет по очереди следует загибать

Один, два, три, четыре, пять- пальцы на одной, затем на другой руке)

Десять пальцев, пара рук- (показать все десять пальцев)

Вот твое богатство, друг. (покрутить кистями, показывая «фонарики»)

Дети вместе с логопедом выполняет упражнение на развитие мелкой моторики.

10. Логопед: Вышли дети погулять на улицу. Увидели надувные шары. Начали спорить, кому какие достанутся. Давайте поможем им. Вам нужно брать по одному шарику, прочитать на них слоги и решить, какой шарик дать Шалунишке, а какой Жадине. Шалунишке нужны шарики со слогами с звуком [ш], а Жадине со звуком [ж]. Убрать шарики в нужные конверты.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Помогли разрешить спор!

11. Логопед: Пошли дети домой, смотреть картинки. Но опять не могут ничего поделить. Вам нужно назвать, что нарисовано, сказать, есть ли в названиях звук [ш] или [ж]. Сказать на каком месте этот звук стоит: в начале, в середине или в конце.

Далее логопед дает детям картинки (одному ребенку-камыш, машина, шапка, жаба, ножницы; второму-ежик, жук, подушка, мышь, шоколад).

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы! И в этом помогли.

12. Логопед: А теперь давайте немного отдохнем.

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ (ходьба на месте)

Мы хлопаем руками..

Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопки в ладоши)

Качаем головой. (наклоны головы вправо, влево)

Мы руки поднимаем. (руки вверх)

Мы руки опускаем. (руки вниз)

Мы руки разведем. (руки в стороны)

И побежим кругом. (бег)

Далее логопед вместе с детьми выполняет физкультминутку.

13. Логопед: А теперь давайте покажем нашим гостям, как вы умеете проговаривать чистоговорки. Покажем?

Шу-шу-шу-я письмо пишу.

Жу-жу-жу-я на лавочке сижу.

Ша-ша-ша-мама моет малыша.

Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.

Жи-жи-жи-ты мне сказку расскажи.

Дети повторяют чистоговорки за логопедом.

14. Логопед: наши гости больше никогда не будут спорить. Давайте посоветуем им что-нибудь. Почему мальчика прозвали Шалунишкой?

Дети: Потому что он шалил. Мы ему посоветуем больше не шалить.

Логопед: Верно! Хороший совет! А почему девочку прозвали Жадиной?

Дети: Потому что она жадничала. Мы посоветуем, чтобы девочка больше не жадничала.

Логопед: Отличный совет! Шалунишка и Жадина прощаются с вами, говорят: «До свидания!»

Дети: До свидания! (логопед убирает картинки мальчика и девочки).

Логопед: С какими звуками мы сегодня занимались?

Дети: со звуками [ш] и [ж].

Логопед: Верно! Какими буквами обозначаются эти звуки?

Логопед: А что больше всего понравилось на занятии?

Далее дети отвечают на вопрос, делятся своими впечатлениями.

Логопед: Молодцы! Вы сегодня справился со всеми заданиями, помогли мальчику и девочке. На сегодня наше занятие окончено.

Логопедическое занятие: «Дифференциация звуков и букв Ж – Ш. Правописание ЖИ – ШИ»

Конспект подгруппового логопедического занятия

Логопедическая тема: Дифференциация ш – ж.

Грамматическая тема: Правописание жи – ши.

Цель: Учить дифференцировать ш и ж.

логопедические:

Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости – глухости.

Формировать навык правильного написания сочетаний Жи и Ши.

Обогащать и активизировать активный и пассивный предметный словарь.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Закреплять навык написания букв Ж и Ш в слогах, словах.

коррекционные:

Развивать логическое мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Развивать диалогическую речь.

воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения между детьми.

2. Воспитывать внимательное отношение к заданиям, которые дает логопед.

Оборудование: доска; индивидуальные зеркала; набор символов, для обозначения характеристики звука; предметные картинки для выделения первого звука в словах (жираф, жук, шапка, шишка); таблица с буквами; карточки; рабочие тетради в линейку.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

1. Психологический настрой.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Логопед: Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с буквами:

А, а; У, у; О, о; ы; И, и;

К, к; П, п; Т, т; З, з; В, в.

Логопед: Давайте повторим буквы, читайте хором.

(дети хором читают букву, на которую показывает учитель).

Логопед: Назовите гласные.

Логопед: Сегодня мы с вами будем много говорить. А чтобы нам было легче говорить надо подготовить мышцы лица, язык, губы.

Артикуляционная гимнастика.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения «Парусом»)

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

(повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»)

ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)

III. Основная часть:

Введение в тему:

Логопед: Чтобы узнать, с какими жителями станы звуков и букв мы будем знакомиться нужно найти общий согласный звук в словах: шуба, камыш, машина.

(логопед выставляет букву Ш на доске)

Логопед: Молодцы! Найдите общий согласный звук в словах: жаба, жук, ежи.

(логопед выставляет букву Ж на доске)

Логопед: Молодцы! Как вы думаете, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать?

(предполагаемые ответы детей: Ш – Ж)

Лингвистический материал: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ежи.

Характеристика звуков:

Логопед: Давайте сравним звуки Ш и Ж. Чем они похожи и чем отличаются (по таблице):

(Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звуков. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков).

губы трубочкой губы трубочкой

зубы сближены зубы сближены

тёплая воздушная струя тёплая воздушная струя

нет голоса (глухой) есть голос (звонкий)

[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Хлопните, если услышите слог со звуком Ш, топните, если услышите слог со звуком Ж.

Лингвистический материал: Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.

Упражнение: «Наоборот».

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Если я придумаю слово со звуком Ш, то вы со звуком Ж. (если дети не справляются задание меняется – Если я назову слог со звуком Ж, то вы со звуком Ш).

Лингвистический материал: ШУБА, ЖАБА, ОДЕЖДА, ПОДУШКА или ША, ШУ, ЖА, ШИ, ШО, ЖУ.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Логопед: Подготовим наши ручки к письму.

В понедельник я стирала,

Во вторник пыль я подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед: Наши ручки и пальчики нагрелись и готовы работать. Запишите два слова в тетрадь: ЖУК, ЖИРАФ.

Лингвистический материал: ЖУК, ЖИРАФ.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: Сколько гласных в слове ЖУК?

(предполагаемые ответы детей: одна).

Логопед: Сколько гласных в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: две).

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

(предполагаемые ответы детей: со звука [Ж]).

Логопед: Правильно. Перед вами лежат карточки-схемы. Вам нужно определить положение звука Ж в словах (положить пуговицу на нужное место: начало, середина, конец).

Логопед: Где находится звук [Ж] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ж] находится в начале слова).

Логопед: Какая гласная стоит в слове ЖУК после буквы Ж?

(предполагаемые ответы детей: У).

Логопед: А в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас получается 2 слога: ЖУ и ЖИ. Произнесите эти слоги и послушайте, одинаково ли слышится звук Ж в этих слогах?

(предполагаемые ответы детей: нет:

в слоге ЖУ он твердый, а в слоге ЖИ – мягкий).

Логопед: Произносим вместе со мной и следим за звучанием: ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ

(дети повторяют хором за логопедом).

Логопед: Так как у нас слышится звук [Ж]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ж] всегда твердый!

Логопед: Теперь запишите слова ШАПКА, ШИШКА.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

Логопед: На карточках-схемах определите, где находится звук [Ш] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ш] находится в начале слова).

Логопед: В слове ШАПКА после буквы Ш какая стоит гласная?

(предполагаемые ответы детей: А).

Логопед: А в слове ШИШКА?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас 2 слога: ША и ШИ, в них звук [Ш] одинаково слышится, или по-разному?

(предполагаемые ответы детей:

по-разному: в слоге ША он твердый, а в слоге ШИ – мягкий).

Логопед: Слушаем внимательно и повторяем за мной: ША-ШИ, ША-ШИ, ША-ШИ. Итак, как слышится звук [Ш]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ш], как и звук [Ж], всегда твердый! Видите, оказывается, не все согласные буквы обозначают два звука – твердый и мягкий. Есть такие буквы – Ж и Ш, которые независимо от того, какая гласная стоит после них, всегда произносятся твердо.

Про эти буквы надо сказать еще: они когда-то поссорились с буквой Ы и не разрешают ей стоять рядом. Буква Ы никогда не стоит после Ж и Ш. Поэтому сочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И.

(на доске: ЖИ – ШИ – пиши с И)

Логопед: Спишите слова в доски: ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ. Возьмите красный карандаш и подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.

Физминутка: Мультимедийная (“Солнышко лучистое”).

Речевая зарядка. (логопед задает ритм хлопками)

Логопед: Повторяем за мной:

жа – жа – жа – жа – мы видели ужа

ша – ша – ша – ша – мама моет малыша

жу – жу – жу – жу – спешим скорей к ежу

шу – шу – шу – шу – Жене я письмо пишу

Ша-ша-ша – У Даши каша.

Шу-шу-шу – Даша кушает кашу.

Аш-аш-аш – У Паши шалаш.

Ош-ош-ош – У Миши ковш.

(дети хором повторяют чистоговорки за логопедом).

Работа в тетради.

Логопед: У вас на столе лежат карточки, вам надо вставить сочетания ЖИ или ШИ. С какой буквой вы их напишите?

(предполагаемые ответы детей: с И).

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

IV. Итог урока.

Логопед: Чем мы занимались сегодня на уроке?

(предполагаемые ответы детей: учились различать звуки Ш и Ж, правильно писать сочетания ЖИ – ШИ.

Дети могут перечислить виды работ, которые выполняли).

Логопед: Чтобы закрепить правильное правописание ЖИ – ШИ, разгадаем кроссворд.

1. Что нужно человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2. Кто ходит в иголках? (ёжик)

3. Маленькие, серенькие, живут в норке. (мыши)

4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься, и растёт на ёлке. (шишка)

5. Пятнистое животное с длинной шеей, живёт в Африке. (жираф)

Ж

У

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме “Дифференциация звуков (Ш)–(Ж)”

ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложений из 10-15 слов.

  • Развивать память, внимание, мышление, сукцессивные функции.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица “Характеристика звуков”, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребенка звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж.

1. Организационный момент и повторение пройденного материала.

Игра “Пятый – лишний” (слова написаны на доске, дети вставляют буквы и вычеркивают лишнее слово; 2 варианта ответов):

(З)еркало, обе(з)ьяна, ка(с)ета, га(з)ета, кор(з)ина.

2. Знакомство с новым материалом.

Дифференциация изолированных звуков [ш] – [ж]

– А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а теплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться все сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому, что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш-Ш-Ш!” Но его никто не слышал. Почему? (звук шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет).

В это время недалеко от дерева, на котором висел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.

“Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ – ЖЕ!”

Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (звук жука – звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть!)

Жук поднимался все выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку.

Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу –
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу все выше, выше!

Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШИ – ШЕ!

Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Звуки [ш) и [ж] и буквы ш и ж.

Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Слева на строчке синей ручкой нарисовали портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш! А справа на строке рисуем портрет Жука, каким цветом? А лапки у жука – как у буквы ж! Под рисунком пишем характеристики звуков.

Отличия заключаются в красную рамку. Обращаем внимание на то, что эти звуки всегда твердые.

Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.

На доске слоговая таблица

а) Работа со слоговыми таблицами.

Давайте еще раз прочитаем слоговые песенки Шарика и Жука. Что необычного вы заметили?

Слог ШО так же, как и ЖО пишется в двух вариантах: ШО – ШЁ; ЖО – ЖЁ

Слоги ШИ – ЖИ пиши с буквой И.

Слоги ШЕ – ЖЕ пиши с буквой Е.

У звуков [ш] и [ж] нет парных мягких звуков.

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

А теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша – жа; шо – жо…

А теперь наоборот: жа – ша …

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги в этой таблице слева – направо и справа – налево.

шаш – жаш шва – жва
шош – жош шпо – жбо
шуш – жуш шку – жгу
шиш – жиш шты – жды
шеш – жеш шмэ – жмэ

Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

Ша – (жа), шо – …, жу – …, ша, жа – (жа, ша), жи, ши – …, шар – (жар), жить – …, шаль – …, жест – …, шесть – …, шарит – …, машет – …, наживка – …

Дифференциация [ш] – [ж] в словах.

а) Игра “Кто внимательный?”

Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], то закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребенок, шимпанзе, шипохвост…

Далее идет слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение.

… ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик, пеструшка желтая, медвежонок белуджистанский, мышь жесткошерстая.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка, –
Очень уж душа легка
У него весельчака!

б) Развитие мелкой моторики.

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.

“Заводные машинки”

Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.

в) Глазодвигательные упражнения.

г) Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Хлопчатобумажный, слепыш, широкоушка, жонглерша, шантажист, жесткошерстная, жаропонижающий, шарикоподшипник, тяжеловооруженный.

д) Составить словосочетания и записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.

– Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много

всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика. Чтобы было красиво, пишите тремя цветами.

Е(ж)евичный (ж)еле
Пы(ш)ные гру(ш)
Возду(ш)ные дю(ш)ес
(Ж)елтые пиро(ж)ные
Су(ш)еный д(ж)ем
(Ш)ипучий моро(ж)еное
(Ш)околадное плю(ш)ки
Ви(ш)невое ин(ж)ир

Дифференциация [ш] – [ж] в предложениях.

Анализ и синтез предложения.

Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по сверточку, приговаривая:

Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в сверточках?

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одноименной сказки.

Затем каждый ребенок повторяет ее самостоятельно голосом одного из героев, и по памяти записывает в тетрадь.

3. Итог занятия.

  1. Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
  2. Чем они похожи и чем отличаются?
  3. В чем особенность этих звуков?

Конспект занятия “дифференциация звуков Ш и Ж”

ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ «Ш» – «Ж».

Составила: Первушина Н.Д.

Закрепить правильную артикуляцию звуков «Ш», «Ж»;

Формировать умение дифференцировать звуки «Ш», «Ж»;

Совершенствовать умение четко и правильно произносить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах и фразовой речи;

Продолжать совершенствовать умение согласовывать числительное с существительным;

Развивать память, внимание.

Кружки синие и синие с зеленой серединкой, картинки.

– Дети, сядьте правильно, приготовьтесь слушать меня и своих товарищей. Послушайте стихотворение:

Как мышшшам пищала мышшшь,

Шорох вашшш нарушшшил тишшшь.

Шшшепчут шшшумно камышшши:

Тишшше мышшшка не шшшуршшши..

– Какой звук часто повторяется в стихотворении?

– Произнесите звук «Ш».

– Как расположены губы, где находится язык, когда мы произносим звук Ш?

– Правильно, губы трубочкой выдвинуты вперед, язык поднят за верхние зубы. Послушайте другое стихотворение:

Над Жжжорой жжжук жужжжжа кружжжит,

От страха Жжжора весь дрожжжит.

– Какой звук часто повторяется в стихотворении?

– Произнесите звук «Ж».- Приложите руку к горлышку, произнесите звуки Ш, Ж. Чем отличается звук Ш от звука Ж? / 2-3 ребенка /

– Правильно звук Ж – звонкий, когда мы его произносим, горлышко дрожит. Звук Ж произносится с голосом. А когда произносим звук Ш – горлышко спокойно, звук Ш произносится без голоса – он глухой.

-Какой звук Ж? Звонкий или глухой? / Ответы хором и индивидуально /

– Звук Ш? / Ответы хором и индивидуально /

– Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ш, поднимите синий кружок, если услышите в слове звонкий звук Ж, поднимите синий кружок с зеленым внутри.

Слова: школа, жаба, лыжи, шуба, флажок, кошка, крыжовник, квакушка, вагон, дружба, ландыш, ножницы, поломка, дождик, каштан, пшеница, пирожное, вишня, художник, одежда, вышка.

А. – Теперь послушайте смешные стихи– – чистоговорки:

Жа – жа – жа, мы видели ежа,

Ша – ша – ша, у меня лапша,

Жи – жи – жи, у меня ножи,

Ши – ши – ши, это малыши.

Жу – жу – жу, на лужок хожу,

Шу – шу – шу, я флажком машу,

Жок – жок – жок, у меня флажок,

Шок – шок – шок, у меня пушок.

– Давайте вместе почитаем смешные стихи. Я буду говорить вторую часть, а вы первую. Я скажу: «у меня флажок», а вы скажете: «жок – -жок – жок».

Так проговариваются все стихи.

Б. – А сейчас я прочитаю стихотворение, которое называется «Догадайся сам». Я буду читать стихотворение и не скажу последнее слово. Вы должны назвать недостающее слово.

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на … /машине /.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало … /жарко /.

Долго, долго крокодил

Море синее … / тушил /.

А рядом бегемотики

Схватились за … / животики /.

А слониха вся дрожа

Так и села на … /ежа /.

И шалить без передышки

Целый день могли … /мартышки /.

– Молодцы, хорошо вместе прочитали стихи.

В. – Поиграем в игру «Скажи правильно».

Я буду показывать картинку, на которой изображен один предмет, а тот на кого покажет волшебная палочка, должен сказать, что у него 5 таких предметов. Например, я скажу: «У меня есть машина», а тот на кого укажет волшебная палочка, должен ответить: «У меня есть пять машин».

Картинки: верблюжонок, хлопушка, ножницы, книжка, мартышка, флажок, шашки, шахматы, жук, пижама, кошка, жеребенок, ракушка, пирожок, катушка.

– Молодцы, отвечали правильно.

На крыше у Шуры

Живет журавль Жура.

– Давайте выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз.

– Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами.

– Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом.

– А теперь я говорю шепотом, а вы вслух.

Какие звуки мы учились различать на занятии?

Чем они отличаются друг от друга?

Молодцы, все старались быть внимательными, правильно читали стихи, старались запомнить скороговорку.

Физкультминутку включить по мере утомления детей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Конспект коррекционно-логопедического занятия на тему: “Звуки и буквы Ш-Ж”.

Представленный конспект разработан с учетом особенностей детей с ОВЗ (ЗПР) 1 класса. В нем сочетаются различные приемы и формы работы. Рекомендую использовать его с детьми в конце учебного года.

Содержимое разработки

Конспект коррекционно-логопедического группового занятия

с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР)

Тема: Звуки и буквы Ж-Ш.

Автор : учитель-логопед Пушкарева Ольга Валентиновна

МОУ «ООШ№4», г.Кыштым.

Программное содержание:

Закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении два акустически и артикуляционно близких согласных звука [Ш]-[Ж].

Продолжать учить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении и выстраивать коммуникативное взаимодействие;

Совершенствовать фонематическое восприятие через специальные упражнения.

Закреплять умение обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах. Развивать графический навык письма.

Развивать навыки языкового анализа и синтеза.

Расширить словарный запас за счет введения в активный словарь названий профессий людей.

Формировать саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации)

Формировать планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Развивать контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Развивать сплоченность, групповое взаимодействие. Снять интеллектуальную усталость школьников.

Развивать внутреннюю собранность. Снять нервно – психическое напряжение.

Оборудование:

Тетради, ручки, простые карандаши, схемы для характеристики звуков [Ш] и [Ж], карточки со словами с пропущенными буквами (По . ар, лу . а, ланды . и, ма . ина, пи . ама, по . арный, ло . адь, гру . а, . урнал, пры. ок), сюжетные картинки (демонстрационный материал) с изображением людей разных профессий (в названии которых есть звуки [Ш] или [Ж]: журналист, сапожник, швея, пожарный, машинист, инженер, сторож), картинки –изображения героев мультфильма «Смешарики» – Ёжик и Нюша, магнитофон, музыкальные фрагменты (громкая и тихая музыка), жетоны с изображением Нюши и Ёжика, раскраски по количеству детей (Нюша и Ёжик), предметные картинки на звуки [Ш] и [Ж],.

Ход занятия.

– Я приглашаю вас в круг. Сегодня у нас приветствие – пожелание. Пожелание относится к нашему занятию. Начинаю приветствие – пожелание я! Доброе утро, Саша! Саша, я желаю тебе узнать о звуках как можно больше. Далее приветствия – пожелания говорят дети по очереди, стоя по кругу.

Логопед обращается к детям: сегодня у нас с вами пойдет речь о звуках. Для какой цели нам нужны знания о звуках? Где мы можем их встретить? В словах. А слова? (в предложениях). А предложения встречаем где? (в рассказах, сказках и т.д.). Сказки и мультфильмы вы любите. Сегодня на наше занятие герои мультфильма прислали для вас жетоны. Посмотрите и скажите из какого м/ф эти жетоны? («Смешарики»). Жетоны будут выдаваться в каком случае, как вы думаете? (при правильных ответах). Все готово и вас ждет прогулка в страну звуков.

– Посмотрите на доску. Каких героев из м/ф «Смешарики» вы видите? (Нюшу и Ёжика). На прошлом занятии мы с вами начали разговор о паре согласных звуков? Вспомните, есть ли такие звуки в именах наших героев? (ш, ж). Как вы думаете, какой из этих звуков любит Нюша? (звук Ш). Кто сможет расказать для Нюши и всё про звук Ш? (смотрите на схемы). Кто расскажет о звуке Ж для Ёжика? (смотрите на схемы) – дети рассказывают и логопед их хвалит. От Ёжика и от Нюши вы получаете по жетону.

А ещё они принесли с собой сегодня картинки и мы с вами поиграем в сказку. Я начну рассказывать, а договаривать вы будете, называйте картинки по очереди, когда я их буду показывать: начинает называть Настя, потом Игорь, Алина и Саша и опять по кругу. Поняли? Если правильно словечко произнесёте и точно проговорите в нём звук Ж или Ш, то в рифму получится. (Дети садятся в кружок за один стол.) Начинаем?

Жили-были поживали никаких забот не знали: КОШКА и МАРТЫШКА, ЖИРАФ и МЫШКА.

Сидели как-то глядели вокруг, и вдруг в окно залетел… ЖУК

Принёс им приглашение на весёлый день рождения.

Друзья и подружки – рады, стали примерять наряды:

КОШКА приколола БРОШКУ, ЖИРАФ повязал ШАРФ,

ШОРТЫ надела МАРТЫШКА, а ШАПКУ – МЫШКА.

Быстро по коробкам ярким разложили всем подарки:

ЁЖИКУ – НОЖИК, ЛЯГУШКЕ – ПОДУШКУ, МЕДВЕЖОНКУ – ПУШКУ, ЛОШАДКЕ – ПОГРЕМУШКУ.

Две подружки так спешили, что отправиться решили: одна на ЛЫЖАХ, а другая – на МАШИНЕ!.

Именинники встречали и гостей всех угощали: ШОКОЛАДКОЙ, ПЕТРУШКОЙ, КАШЕЙ и ГРУШЕЙ.

А потом все гости встали и гармошку в руки взяли.

Начались тут песни, пляски, наступил конец той сказке!

Получилась у нас сказка? Я тоже думаю, что получилась. Слова с какими звуками встречались часто в этой истории (со звуками Ш и Ж). От наших героев вам снова жетончики.

4. Ёжик любит читать. Он уже, наверно, 100 книг прочитал. Теперь он вам предлагает рассказать его любимую скороговорку . А мы не только её расскажем, но и поиграем глазками. Итак: зрительная гимнастика:

2 вороны ворожили…

Десять сено ворошили

И сороки не тужили – у реки пожар тушили

А журавль рыбу жарил,

Шмель в цветах душистых шарил

И беседовал с ужами заяц, хлопая ушами.

Какие слова в тексте скороговорки очень похожи друг на друга? (ворошили и… ворожили; тужили и … тушили, шарил и … жарил, ужами и ушами.

– Ох, и хитрые эти смешарики – посмотрите, спрятали буквы в словах, а вы сможете их обратно вернуть? (просматривают карточку). Расскажите, на кого похожа буква Ж, а буква Ш. (зарисовывает на доске рисунки-символы буква Ж – превращается в жука, а Ш – в змею). Похожи ли они друг на друга? (нет) А звуки Ш и Ж похожи? (да, а чем они отличаются, скажите ещё раз: голосом). (работа с карточкой №1) – раздаются жетоны от героев урока.

– А сейчас прочитайте внимательно слова с доски и зарисуйте в тетрадь слоговую схему слов, а потом допишите слог с буквой Ш или Ж из этого слова. Вы умеете это делать. Поработайте сначала сами, а потом мы проверим. Слова: малыш, шуточка, жук, мышонок, прыжок (самоконтроль, самооценка и самокоррекция со стороны детей – выдача жетонов).

– Наступило время поиграть. Предлагаю упражнение «Изобрази букву». Буква «Ж» – руки вверх с наклоном в стороны, ноги на ширине плеч. Изобразите букву Ж вдвоем. Замечательно! Изобразите букву Ш вчетвером на ковре. Пожалуйста! Я предлагаю вам музыку, а вы скажите какую музыку к какому звуку можно отнести (звучит громкая, звонкая музыка, затем тихая ). Прослушали. А сейчас будьте внимательны, звучит музыка и вы изображаете ту букву, которая, на ваш взгляд, отражает ее звучание. Играем! Было ли трудно показать на себе как выглядит буква? Легко ли было выполнить упражнение с музыкой и определить звук, соотнести его с буквой? (ответы детей)

Пока мы играли, смешарики что-то опять приготовили для вас.

– Нюша пока к нам бежала выронила картинки (с изображением людей разных профессий) Выберите профессии, в названии которых есть звук Ж или Ш и расположи картинку на доске под изображением Нюши или Ёжика. Догадайтесь сами как. (дети работают вместе). Расскажите, почему вы расположили так картинки. Вы знаете, чем занимаются люди этих профессий? Составьте предложения с этими словами? Сосчитайте, сколько слов в твоём предложении? Нарисуй схему предложения на доске (дети получают жетоны, перед этим самостоятельно оценивают себя – поднимает руку тот, кто считает, что правильно выполнил задание).

9. Ёжик очень любит играть в игру «Жмурки с буквами». Давайте и мы поиграем. Откройте тетради и приготовьте ручку. Теперь закройте глаза и отгадайте наощупь букву, которая «записана» песочком на дощечке. Когда узнаете букву – переворачивайте дощечку и записываете букву в тетрадь, а потом проверьте себя – правильно ли вы записали? Скажите, когда мы пишем заглавную букву? ( в имени человека, в кличке животного, в названии города, страны, в начале предложения). Молодцы (выдаются жетоны).

10. Итог: Логопед:

– Как вы запомнили чем отличаются звуки [Ш] и [Ж]? Что надо помнить, чтобы не спутать на письме букву Ш и буквой Ж? (на что они похожи представлять, хорошо знать элементы букв).

– Вам понравились игры со звуками и буквами Нюши и Ёжика? Что вам было выполнять легко? В какие задания были трудными? Посчитайте свои жетоны. Зарисуйте как всегда смайлик в тетради, показывающий ваше настроение и не забудьте записать количество полученных жетонов цифрой рядом.

Логопед: На память о звуках Ш и Ж наши герои дарят вам раскраски: девочкам Нюшу, а мальчикам – Ёжика. Потом, когда раскрасите их дома, обязательно подпишите имена Смешарикам. Хорошо? Занятие окончено. До свидания.

Конспект НОД Дикие животные весной
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Программное содержание: закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны. Закреплять умения образовывать предложно – падежные конструкции существительных в родительном падеже. Расширять словарный запас детей. Закрепить порядковый счет, умение ориентироваться в пространстве; цифры до 10; умение выкладывать числовой ряд в прямом и обратном порядке. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и их детенышам.

Скачать:

Вложение Размер
dikie_zhivotnye_vesnoy.docx 15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Дикие животные весной».

Воспитатель Олейник Н.М.

Программное содержание: закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны. Закреплять умения образовывать предложно – падежные конструкции существительных в родительном падеже. Расширять словарный запас детей. Закрепить порядковый счет, умение ориентироваться в пространстве; цифры до 10; умение выкладывать числовой ряд в прямом и обратном порядке. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и их детенышам.

Материал и оборудование: картина о весенних изменениях в жизни диких животных; загадки; письмо с заданиями; посылка с природным материалом; мяч; картинки животных и их детенышей.

Воспитатель. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас вот это письмо. Интересно от кого оно? Для того чтобы узнать от кого это письмо нужно отгадать загадки. Вы согласны?

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

По деревьям любит лазить. (Белка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)

Воспитатель. Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, от кого нам пришло письмо? Правильно от диких животных. А почему они так называются?

Дети. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.

Воспитатель. Давайте теперь откроем письмо и посмотрим что там.

«Дорогие ребята мы приготовили для вас интересные задания и игры если вы их выполните, то вас ожидает от нас сюрприз.

Подпись: Дикие звери»

Ребята вы согласны выполнить задания и получить сюрприз?

Воспитатель. Первое задание от белочки: « Какое сейчас время года? (Весна)

Воспитатель. Правильно. Вот белочка и хочет узнать. Кто знает какие изменения происходят в жизни зверей весной? (медведь и ежик просыпаются после спячки, заяц и белка меняют свои шубки и т.д.)

Да с наступлением весны жизнь животных меняется.

Дети. Всю зиму спал не только медведь, но и еж. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла».

Все лесные звери рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.

Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь».

Воспитатель. Следующее задание от медведя. Он предлагает поиграть в игру с мячом «Что не так» Нужно найдите ошибку и сказать правильно, кто, где из животных живет.

Волк живет в дупле?

Лиса живет в берлоге?

Белка живет в норе?

Заяц живет в логове?

Олень живет в дупле?

Еж живет в под кустом?

Медведь живет в норе?

Лось живет в логове?

Воспитатель. Отлично вы и с этим заданием справились.

Воспитатель. А это задание от зайчонка. (С мячом.) Вы, конечно, знаете, кем станете, когда вырастите, а детеныши диких животных не знаю. Давайте им подскажем.

Вы устали? Давайте немного отдохнем. Предлагаю сделать звериную зарядку.

Мы проверили осанку дети стоят в кругу. Руки на поясе. Отводя руки чуть назад, сводят лопатки.

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках, ходьба по кругу на носках.

А потом на пятках. Ходьба на пятках.

Пойдем мягко как лисята, «крадущийся» шаг на носках.

И как мишка косолапый, на внешней стороне стопы.

И как заинька-трусишко, прыжки с продвижением вперед

И как серый волк-волчишко легкий бег

Вот свернулся еж в клубок, наклоны вниз

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся. Поднимаются на носках, тянут руки вверх.

Воспитатель. Вот и последнее задание от лисы. Она хочет узнать знаем ли мы математику.

Воспитатель. «Какой по счету?»

Перед вами находятся картинки диких животные. Скажите, какой по счету находится медведь, заяц, волк и т.д.

Кто стоит справа от …

Кто стоит между….

Кто стоит перед…

Воспитатель. Следующее задание «Выложить числовой ряд от10 до 0» (Дети выкладывают числовой ряд)

Воспитатель. Молодцы ребята справились со всеми заданиями диких животных.

Ребята, а что вам сегодня понравилось больше всего?

А вот и сюрприз от зверей. Это посылка. В этой посылке животные прислали нам природный материал для поделок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: “Дикие животные весной”.

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни.

Конспект занятия в средней группе с использованием ЭОР по теме: «Дикие животные весной».

Конспект занятия в средней группе с использованием ЭОР по теме: «Дикие животные весной».Образовательная область «Познание».Цель: обогащение представлений об изменениях в жизни диких животных вес.

Конспект организованной совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (первый год обучения) по теме «Дикие животные весной. Медведь»

Конспект организованной совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (первый год обучения) по теме «Дикие животные весной. Медведь» Развитие всех компонентов речи в различ.

Конспект занятия Дикие животные весной

Программное содержание: закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны. Закреплять умения образовывать предложно – падежны.

ПЛАН-КОНСПЕКТ НОД «Дикие животные весной».

ПЛАН-КОНСПЕКТобразовательной деятельностис использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшей группы.Тема: «Дикие животные весной».

Конспект занятия “Дикие животные весной”

Занятие направлено на обогащение представлений об изменении в жизни диких животных весной, развитие познавательных интресов.

Конспект НОД “Дикие животные весной”

Знакомство детей с сезонными изменениями в жизни диких животных на примере медведя и зайца. (Весной – линька, конец спячки, забота о потомстве).

Читайте также:
Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи (Человек и электроприборы)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: