Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Гласные звуки и буквы

Конспект логопедического занятия: Гласные звуки и буквы

Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (II год обучения). Представлено фронтальное занятие по подготовке воспитанников к овладению элементарными навыками письма и чтения. В конспекте изложены тема, цели, задачи, план и ход проведения логопедического занятия.

Тема логопедического занятия:

Гласные звуки и буквы (Аа, Оо, Уу, Ии, ы)

Цели: совершенствование фонетико-фонематического слуха. Развитие навыков звукового и слогового анализа. Обучение детей слитному чтению, грамоте.

Задачи: развитие слухового внимания и памяти. Совершенствование фонематического слуха. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Формирование представлений об основных фонетических единицах русского языка. Обучение слитному чтению, грамоте. Закрепление пройденного лексико-грамматического материала.

Оборудование: “Волшебный мешочек”, предметные картинки, макеты домиков в 1, 2 и 3 этажа, карточки с печатными образцами написания гласных букв, карточки для чтения слов, индивидуальные рабочие тетради детей.

1. Организационный момент:
Воспроизведение слоговых рядов, воспринятых на слух;

2. Знакомство с темой занятия
Упражнение “Хитрый гласный звук”,
Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний
Упражнение “Ушки на макушке”,
Фонетический анализ и синтез слов:
Игра: “Волшебный мешочек”;

3. Динамическая пауза:

Игра “Гласные звуки”;

4. Закрепление и обобщение пройденного на занятии материала,Чтение слов, Печатание слов под диктовку.

5. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

1. Организационный момент.

Логопед предлагает сесть за свои рабочие места тем детям, которые правильно повторят сочетания из трех слогов. Например: ка-та-па, ма-на-па, са-за-са, ор-ол-он, ух-им-мы, он-она-они.

2. Знакомство с темой.

Уточнение представлений детей о основных фонетических понятиях: “звук”, “гласный звук”, “слог”, “слово”. Узнавание детьми гласных звуков по беззвучной артикуляции. Характеристика гласных звуков. Различение звучаний гласных и согласных звуков на слух.

Упражнение «Хитрый гласный звук»

Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук.
Педагог отчетливо произносит каждый из звуков: а, о, с, у, т, к, и, ы, п.

Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний.

Упражнение «Ушки на макушке»

Логопед отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно ус-ложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

Фонетический анализ и синтез слов.

Игра “Волшебный мешочек”

Логопед предлагает каждому из детей достать по 1 картинке из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет.
Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и опреде-лить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1, 2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.

3. Динамическая пауза.

Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:

Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] – во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Логопед предлагает детям назвать любое из слов, которое бы начиналось на один из перечисленных гласных звуков.
Педагог уточняет представления детей о таких схожих понятиях, как “звук”и “буква”, “ гласные звуки” — “согласные звуки”, “слог”, “слово”.

Логопед выставляет образцы написания печатных гласных букв и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и предлагает детям прочитать следующие слова:
Оса, коса, косы, куст, утка, каток.

Печатание слов под диктовку.

Педагог предлагает детям на слух записать в рабочих тетрадях следующие слова:
Осы, косы, утка.

5. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Даниленко Наталья Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории

Литература:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми наруше-ниями речи / Л.Б. Баряева , Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
4. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998
5. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое посо-бие. –СПб.: Детство-пресс, 1999.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008.

Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе “Путешествие в страну гласных звуков и букв”

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам.

Задачи:

  1. Закреплять знания о гласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.
  2. Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.
  3. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.
  4. Развивать логическое мышление при выполнение заданий.
Читайте также:
Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей

Оборудование:

  • Демонстрационный материал – картинки отгадки, карточки с большими нарисованными глас-ными буквами, символы обозначения гласных звуков, схема “птичка” для определения места за-данного звука, мяч, большая карточка с нарисованными буквами способом наложения, совмеще-ния “замаскированные буквы, игра “Собери буквы из частей”.
  • Раздаточный материал – на каждого ребёнка схема “птичка”, пеналы с цветными кружками, ин-дивидуальные карточки, счетные палочки, тетради для выполнения заданий, маркеры, карандаши.

Ход занятия

1. Ребята, сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв. Чтобы попасть в эту страну, надо отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву. (Дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой). Задание может выполняться стоя у доски.

С ушами, но не заяц,
Серый, но не волк,
У него есть хвост
И четыре копыта. (ослик)

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (эскимо)

Картинки и буквы выставляются на доску.

А, О, У, Э, И, Ы – Какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем? (выставляются карточки-символы гласных звуков).

Дети садятся за столы.

2. А сейчас посмотрите на меня. “Узнайте звук, который я произнесла без голоса”.

(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).

3. Поиграем в игру “Слушай внимательно” – надо повторить звуковую цепочку.

АОУИ ИАОЭ
ОУИА ЫУАО
ИУОА АОУИ

4. Ребята определите “Где стоит нужный звук?” в слове.

  • “А” – Автобус, рукА
  • “О” – мОст, ОкнО
  • “И” – Ира, ИрИс (используются схема-птичка)
  • “Э” – Эхо, поЭт
  • “У” – Утка, рУка
  • “Ы” – мЫло. столЫ

Что надо сделать, чтобы увидеть звуки? (нарисовать, показать, выложить из палочек буквы)

Дети могут самостоятельно выложить гласные буквы из счетных палочек.

5. А сейчас выполните задание “Жук-буквоед” (жук съел часть буквы, допишите её).

Дети работают в индивидуальных тетрадях, затем проверяют, сравнивая с образцом.

Капля раз, капля два, (ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва. (тоже самое)
А потом, потом, потом, (руки сгибаются в локтях; сначала медленно, а затем
Всё бегом, бегом, бегом. (с ускорением бежать на месте)
Мы зонты свои раскрыли, (остановиться; руки в разные стороны, а затем руками
От дождя себя укрыли. изображается над головой вид “зонтика”)
Игра с мячом ” Скажи наоборот” (высокий-низкий, темно-светло, девочка-мальчик, зима-лето, дедушка-бабушка и т.д.)

Поиграли, будем продолжать заниматься.

6. Следующее задание для “внимательных глазок”.

“Зачеркните лишние буквы” – (детям предлагаются карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы).

7. “Найдите каждой букве пару и соедините их линией” (можно работать у доски и индивидуаль- но) – задание на внимание.

8. “Расшифровать цепочку из гласных букв” – используя буквы-подсказки, впишите нужные бук-вы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв.

Следующее задание можно выполнять стоя вокруг общего стола.

9. “Соберите буквы из частей и назовите слова на эти буквы” (на столе беспорядочно разложены части разных букв).

10. А теперь посмотрите внимательно и назовите, какие здесь спрятаны буквы – задание на зрительное восприятие и узнавание. В этом задание дети должны узнать буквы, наложенные друг на друга или совмещённые “замаскированные буквы”.

1. Прокошева О.В. “Система занятий по подготовке к обучению грамоте” часть 1 “Хочу читать”; часть 2 “Могу читать” Мурманск, 1998г.

2.Ткаченко Т.А. “Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте” Москва “ЭГСИ” 1999г.

Конспект ООД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Гласные звуки и буквы»

Наталья Езжалова
Конспект ООД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Гласные звуки и буквы»

Технологическая карта ОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «В стране гласных звуков и букв»

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Учитель -логопед: Езжалова Наталья Николаевна

Тема НОД: «В стране гласных звуков и букв».

Цель: развитие фонетико – фонематической стороны речи.

-учить детей различать звуки А, О, У, И,Э, Ы по акустико – артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

-закреплять понятие о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова);

-закреплять понятия «слово», «гласный звук»;

-развивать умение соотносить звуки и буквы;

-развивать моторный праксис и просодические компоненты речи;

-совершенствовать навыки чтения;

-воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Планируемые результаты: дети знают гласные звуки и буквы, называют слова на определённый гласный звук, умеют соотносить звук и букву, умеют определять местонахождение гласного звука в слове (начало, середина, конец слова).

-столы и стулья для детей

-Звуковая Фея;

-предметные картинки с гласными звуками в начале, середине, конце слов; схемы, обозначающие место звука в слове ;

-круги красного цвета на палочках- «фонарики» для каждого ребёнка;

Читайте также:
Коррекционное логопедическое занятие по теме Дифференциация грамматических понятий

-лист бумаги со «сломанными» буквами;

-изображения артикуляции гласных звуков.

Образовательные области: социально –коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Подготовительная работа:

-разучивание пальчиковой гимнастики, разучивание физкультминутки (движение с речью, развитие дыхания и голоса,дидактические игры: «Назови три слова на звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики»,

«Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Топай – хлопай»;

-продуктивная деятельность: раскрашивание картинок на гласные звуки, лепка гласных букв, дорисовывание недописанных букв;

-работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний.

Технология изучения указанной темы

№ Этап занятия Ход непосредственно образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность детей Время

1 Организационный этап

Страну интересную вместе искали,

На картах её вы найдёте едва ли,

Но, если же глазки все вместе закроем,

Её мы, наверное, быстро построим!

Теперь открывайте все быстренько глазки,

И мы очутились в коротенькой сказке!

В нашей сказочке друзья,

Живут все буковки : от А до Я,

Они живут – не тужат,

Со звуками своими дружат!

Дети становятся в круг.

Дети закрывают глаза.

Дети открывают глаза.

2 Мотивационно- ориентировочный этап

Появляется Звуковая Фея

-Здравствуйте, ребята. Я – Звуковая Фея. А вы кто?

Наверное, вы совсем ещё малыши….

– Нет! Мы дети подготовительной группы. И совсем скоро мы пойдём в школу!

Звуковая Фея:

-Замечательно! Вот вы мне и нужны.

-Ребята, я живу в сказочной стране Звукляндии, где много звуков и букв. Звуки и буквы – это мои верные друзья. В моей стране был сильный ветер, все звуки и буквы разлетелись и перемешались. Я не могу ничего разобрать. Остался лишь только один Красный домик. Но его окошки пусты. И какие здесь должны быть звуки и буквы, я, увы, забыла.

– Ребята, вы готовитесь пойти в школу и должны знать звуки и буквы. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране Звукляндии и вспомнить мне звуки и буквы из Красного домика.

– Мне нужно спешить в страну Звукляндию, как бы там ещё чего не произошло. Буду ждать от вас письма.

Под музыку входит воспитатель в роли Звуковой Феи.

Звуковая Фея показывает Красный домик с пустыми окошками, в которых нет букв.

Звуковая Фея уходит. 3 мин

-Ребята, вы сможете помочь Звуковой Фее?

Вы же знаете звуки и буквы? И про Красный домик вы тоже знаете?

-Ребята, а как же вы это сделаете? Ведь мы можем забыть рассказать или что-то показать.

-Ой, ребята, мне на телефон пришло сообщение. Его написали добрые гномы из страны Звукляндии. Здесь написано, что подсказка-схема, как нам помочь звуковой Фее, находится в нашей группе в ящике стола какого – то мальчика Миши.

-Ребята, в нашей группе есть мальчик Миша?

– Ребята, на схеме указаны цифры, под которыми пронумерованы различные задания и игры, выполнив которые, мы поможем звуковой Фее вспомнить, какие же звуки и буквы живут в Красном домике.Дети: Да, мы сможем помочь.

Дети: Мы расскажем звуковой Фее о звуках и буквах, живущих в Красном домике.

Дети: Для того, чтобы познакомить пришельца с нашей страной и нашим городом, мы составим план. Чтобы ничего не забыть, что мы хотим рассказать и показать.

Дети: да, есть! Только у нас два мальчика Миши.

Дети с логопедом смотрят ящики столов и находят схему.

– Ребята, вспомните, что мы слышим и говорим?

– Что мы читаем и пишем?

– А какие звуки мы называем гласными?

– Как схематически обозначаются гласные звуки?

– В каком домик живут гласные звуки?

– Отправляемся выполнять задание номе один.

На столе лежат изображения артикуляции гласных звуков. Дети узнают по изображению звук и поочерёдно их пропевают.

– Ребята, а сколько гласных звуков в русском языке.

Дети пропевают «Песенку гласных звуков»:

Гласных звуков шесть всего,

Я смогу пропеть их все до одного:

– Переходим к заданию номер два. Игра «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки. Если вы услышите гласные звуки, то поднимите «фонарики»(красные круги на палочке).

– Следующее задание под цифрой три. Давайте посмотрим, что здесь нужно сделать.

– У каждого звука есть свой домик. Как мы его называем?

– Ребята. скажите, вы знаете, где могут находиться звуки в словах?

– А какой звук не бывает в начале слов?

– Ребята, давайте откроем конверты. В первом и во втором конвертах лежат гласные буквы. Их нужно прикрепить на доску слева. В других конвертах лежат картинки, в названиях которых есть гласные звуки в начале, в середине, в конце слова. Здесь же находятся схемы, обозначающие место гласного звука в слове. Вы будете подходить к доске, показывать всем картинки, называть слова и определять место гласного звука в словах. Затем вы должны прикрепить картинку под схемой.

Читайте также:
Методическое пособие для воспитателей по развитию речи

– Ребята, давайте отдохнём.

Открываем мы глаза,

Вдох –и долго тянем: «А-а-а-а….»

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем «О-о-о-о».

Днём по горкам ездим мы : «Ы-ы-ы»

Ночью смотрим на звезду.

Сверху вниз слетаем «У-у-у»

– Ребята, давайте посмотрим, под какой цифрой у нас следующее задание? Правильно, под цифрой 4.

Игра с мячом «Три слова». Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает мяч, должен назвать три слова, начинающиеся с этого звука.

– Под цифрой 5 какое – то интересное задание.

Посмотрите, буквы «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.

– На нашей схеме последняя цифра 6.

Здесь карточки со словами. Вам нужно прочитать эти слова и напечатать рядом гласные буквы из этого слова.

Дети: Мы слышим и говорим звуки.

Дети: Мы читаем и пишем буквы.

Дети: Гласными называются звуки, которые можно петь. Когда мы их произносим, воздух не встречает преграды.

Дети: гласные звуки обозначаются красным квадратиком.

Дети: Гласные звуки живут в Красном домике.

Дети подходят к столу, где находится первое задание.

На столе обозначения гласных звуков (красные «фонарики»).

Логопед произносит звуки: а, р,, и, м, в д, у, в, т, о, ш, к, ы…Дети, услышав гласный звук, поднимают «фонарик».

На столах лежат конверты.

Дети: Домик для звука- это буква.

Дети: Звуки в слове могут находиться в начале. в середине и в конце слова.

Дети: В начале слова никогда не бывает звук Ы.

Дети выполняют задание по определению места гласного звука в слове и соотносят с соответствующей схемой.

Дети встали в круг, закрыли глаза.

Дети играют в игру с логопедом.

Дети дорисовывают недостающие элементы (линии) к недописанным буквам.

Дети индивидуально прочитывают слова на карточках и пишут (печатают) гласные буквы, находящиеся в данном слове. 14 мин

5 Рефлексивно-оценочный этап -Ребята, вы рассказали и показали Звуковой Фее о гласных звуках и буквах. Мы соберём гласные буквы и отошлём ей, чтобы она смогла поместить их в Красный домик. Также, я отошлю ей видео нашего занятия.

Как вы думаете, вы смогли помочь Звуковой Фее?

– Давайте с вами подведём итог: всё ли вы рассказали, что хотели.

Педагог вместе с детьми анализирует выполнение плана и решение проблемы.

-Очень хорошо, ребята, что вы смогли оказать помощь Звуковой Фее. Вы молодцы!

Рефлексия «Пантомима».

– Если кто считает, что он справился, сумел рассказать Звуковой Фее о гласных звуках и буквах и у него всё получилось, было интересно, весело и занимательно, поднимите руки вверх. Если кто думает, что у него не получилось, было трудно, волнительно, и он не смог помочь звуковой Фее, и он был чем –то недоволен, опустите голову вниз. И, если вам было сё безразлично и совершенно неинтересно, закройте лицо руками.

Дети с логопедом вкладыают буквы, обозначающие гласные звуки, в конверт.

Дети: Да, мы смогли помочь Звуковой Фее.

Дети рассказывают, что выполняли задания по схеме.

Дети выражают свои эмоции с помощью пантомимических движений. 3 мин

Конспект интегрированной ОД для детей компенсирующей направленности в подготовительной группе «Скелет человека» Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей компенсирующей направленности в подготовительной группе с использованием.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Основная образовательная область «Развитие.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия “звук”, “гласный.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: “Гласные-прекрасные”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Данное занятие проведено в рамках проектной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_glasnye-prekrasnye.docx 40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Цель : обобщить представления детей о гласных звуках и буквах.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепление четкого произношения и различения гласных звуков; закрепление понятий «гласный звук», «ударный гласный звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закрепление образа гласных букв; совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с опорой на предметные картинки).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики, профилактика плоскостопия.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: слайд-презентация; запись звуков эха; 4 карточки с изображением йотированных гласных букв; демонстрационная картинка с изображением цирковой арены; картинки с изображением животных (тигра, крокодила, слона, кенгуру, обезьян, бегемота, лисы); карточки (загоны) для слогового деления слов; 2 демонстрационные картинки с изображением гусениц с недописанными буквами; раздаточные карточки для задания «Соедини картинки»; массажные пазлы для выкладывания дорожки; 6 красных накидок для детей-гласных звуков, 1 зеленая накидка для ребенка – звука Й; накидка для логопеда; 2 мольберта; листья для танца; яблоко из папье-маше с призом; маркеры; карандаши.

Предварительная работа: проектная деятельность по теме «Гласные-прекрасные», целью которой было:

  • обобщить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании,
  • закрепить образы гласных букв,
  • совершенствовать навык звукослогового анализа, развивать фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков;
  • сплотить взаимоотношения дети-педагог, дети-родители через совместную деятельность.

Этапами создания проекта были:

  • подготовительный (планирование работы, подбор методического материала подбор игр и материалов для продуктивного этапа);
  • основной (проведение подгрупповых занятий, включающих разнообразные дидактические игры для закрепления знаний о гласных звуках и буквах; заучивание стихов о гласных звуках и буквах; беседа «На что похожа буква?» ; ведение рабочих тетрадей Е.О.Астафьевой «Играем, читаем, пишем» ; создание рукотворной книги «Все они гласные» ; подготовка выставки совместных работ детей и родителей на тему: «Все они разные – все они гласные» ; проведение подгрупповых обобщающих занятий на тему: «Гласные-прекрасные» );
  • итоги проекта (выпуск рукотворной книги «Все они гласные» ; оформление выставки совместных работ детей и родителей на тему: «Все они разные – все они гласные» ; проведение открытого занятия на заседании РМО).

1. Логопед: Начинаем представление – звуковое развлечение.

Много здесь у нас гостей. Позовем-ка и детей!

(Дети входят в зал под музыку.)

Дети: Мы приветствуем всех вас,

Мы – ребята– высший класс!

Логопед: Дети, а вы любите сказки? Сегодня я хочу рассказать вам замечательную историю, которая произошла в одной стране Фонетике (слайд) .Там в красивом красном домике жили-поживали звуки. Они умели петь песенки. За их голос звуки так и назвали – гласные.

Мы – красивые звуки речи,

Изучает фонетика нас.

Мы – певучие звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Песня «Маленькая страна»

Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она.
В эту страну попасть нам нужно,
Гласные там живут.

Их отыскать мы сможем дружно,
Песни они поют.

Маленькая страна.
Грамотная страна.
Там говорят все звуки верно,
Всем нам нужна она. ( 2 раза )

Логопед: У каждого гласного звука была своя песенка ( слайды ).

1. У надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки.

2. Ы хоть гласный, но тихоня,

Всё зевает он спросонья.

3.Мы вздыхаем – О-О-О .

Произносим звук легко.

Чуть мы губки округляем

И вперед их выдвигаем.

4. А – пошире рот открой,

Не ленись и громче пой.

5. Э вопросы задает,

Выгнув спинку язычка,

Изогнув ее слегка.

6. И – улыбка, весельчак,

Он смеётся звонко так.

На широком язычке

Скачет звук, как на седле.

2. Логопед: Любили гласные звуки гулять по осеннему лесу. Давайте присядем на полянку да эхо послушаем (слайд) .

Проводится игра «Повтори песенку эха» (дети слышат сочетания АУО, УАЫЭ, ИАУЫ, ЭАО и т.д., повторяют их и определяют, сколько звуков услышали).

Логопед: Гласные звуки гуляли по дорожке и придумывали разные слова (слайд) .

Дети называют слова на звуки А – У – И – О – Э . На символ звука Ы вспоминают правило: В русском языке, увы,

Не бывает слов на «Ы».

Логопед: Жили гласные звуки дружно, но их никто не видел, а только слышал.

Дети уходят за домик.

3. Логопед: Однажды мимо красного домика проезжала королева Азбука ( надевает накидку королевы ). Ей так понравилось пение звуков, что она захотела поближе познакомиться с ними. А когда узнала, что все звуки невидимы, то решила подарить каждому волшебный наряд. Он так понравились звукам, что они тут же его примерили и стали видимыми. Так наши звуки превратились в буквы. (Дети надевают красные жилеты с изображениями букв А У О И Э Ы , выходят из-за домика ).

Логопед: Смотрят звуки на себя,

Ребенок: Каждый ведь теперь из них

Дети читают стихи про буквы.

-Знает Вова, знает Света –

А похожа на ракету.

-У – улитка на дорожке,

Протянула она рожки.

-Посмотри на колесо –

В нем увидишь букву О .

-На калитку посмотри –

Там увидишь букву И .

-Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

-Вот бедняжка – буква Ы

Ходит с палочкой, увы.

Раздается стук, выходит ребенок – Буква Й.

Ребенок: Погодите-ка, друзья,

Вы послушайте меня:

Й – согласный звук, но все же,

Прибежал сюда я тоже.

Может вам я пригожусь –

С вами быстро подружусь,

Буду тихо подпевать,

В паре с гласными стоять.

Логопед: Ну что ж, идем к нам.

Подружилась Й и А – получилась буква Я . Дети поочередно

Встали рядом Й и О – получилась буква Е. встают парами,

Взялись за руки Й , У – получилась буква Ю . на экране появляются

Встали парой Й и Э – получилась буква Е . буквы Я, Е, Ю, Е.

Логопед: Эти буквы – тоже гласные. Помог нам их произнести краткий звук Й . А теперь скажите, сколько же гласных букв получилось?

Ребенок: Звуков шесть, а букв – десять.

Будут в азбуке все вместе. (Слайд – н а экране таблица с гласными буквами.)

4. Раздается хохот Кляксы (слайд)

Логопед: Кто это?

Голос: Это я – вредная-зловредная Клякса. Слышала я, что гласные петь умеют. Так вот я тоже петь умею. А вы меня не позвали. Тут к вам подружки гусенички собирались, так я им помешала. Дорожку им сломала. Ха-ха.

Логопед: Давайте поможем нашим гусеничкам и выложим вот такую дорожку (слайд) . (Дети выкладывают дорожку из массажных пазлов.)

Логопед: Встаньте на дорожку. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Верю – не верю». Делайте один шаг вперед по дорожке, если отвечаете на мой вопрос словом «Да». Стойте на месте, если отвечаете «Нет».

Проводится игра «Верю-не верю».

– Верите ли вы, что звуки мы слышим и произносим?
– Верите ли вы, что гласные звуки обозначаются синим цветом?

– Верите ли вы, что буквы мы пишем и видим?

– Верите ли вы, что буква И похожа на ракету?

– Верите ли вы, что буква Э вытянула свой язычок влево?

– Верите ли вы, что большая и маленькая буква А печатаются по-разному?

– Верите ли вы, что наша дорожка похожа на букву Э ?

– Верите ли вы, что слово азбука начинается и заканчивается с гласного А ?

– Верите ли вы, что слово эхо начинается со звука О ?

– Верите ли вы, что в слове дом нет гласного звука?
– Верите ли вы, что в конце слова буквы слышим гласный Ы ?

– Верите ли вы, что в слове школа звук О стоит в середине слова?

5. Логопед: Вредная Клякса и гусеничкам помешала, и буквы в словах съела.

Проводится игра «Клякса-буквоедка».

М___К С___П С___М К___Т

Дети подбирают подходящую гласную букву, читают слова.

6. Звучит музыка. Вы слышите, дети, к нам приехал цирк (слайд) . Выступают известные артисты. Но посмотрите (слайд) , вредная-зловредная Клякса успела и здесь напроказничать – она испачкала афишу, и наши артисты не знают, кому сегодня выступать. Помогите им.

Проводится игра «Цирковое представление».

– Кто будет выполнять акробатические прыжки, если известно, что в слове 3 слога, во 2 и 3-м слогах слышим гласный У ? (Кенгуру)

– Кто будет прыгать через огненное кольцо, если известно, что в словах 1 слог с гласным И ? (Тигр)

– Кто будет танцевать на тумбе, если известно, что в его названиях 3 слога, в третьем слоге слышим гласный О ? (Бегемот)

– Кто будет смешить зрителей на канатах, в их названии – 4 слога, а в последнем гласный Ы ? (Обезьяны )

– Кто выступает с дрессировщиком? В его названии 3 слога, в последнем слышим гласный И ? (Крокодил)

– Кто сегодня не участвует в представлении? (Слон, лиса)

– В каком домике-загончике они будет сегодня отдыхать? (Дети помещают картинку в загоны с соответствующей схемой.)

– Сколько слогов в слове «слон» ? Какой гласный мы слышим в этом слове?

– Сколько слогов в слове «лиса» ? Какие гласные мы слышим в этом слове? Сколько их? Вспомните правило, которое мы знаем. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Логопед: Гласным так понравилось в цирке, что они тоже решили показать танцевальный номер, но не простой, а осенний.

Танец с листочками

7. Логопед: В цирке мы тоже не встретили гусеничек. Ну, где же они? Неужели нам не удастся их найти? А вот и замок Кляксы (слайд) . Ворота закрыты на замок.

Голос Кляксы: Не откроете замОк, не попадете в зАмок.

Логопед: Одинаково ли звучат слова? Чем они отличаются? ( Ударением, выделением голоса. ) Назовите гласный, который мы выделяем голосом, в слове замОк, а в слове зАмок ? Для чего нужно ударение? Вспомните правило.

Ребенок: У слова знать значение поможет ударение.

Такие слова-близнецы спрятались в картинках на столах. (Дети садятся за столы.) Назовите картинки. Найдите слова, похожие по звучанию. Соедините их линией. Какие картинки вы соединили? Назовите ударный гласный в каждом слове. Составьте с каждым словом предложение.

Папа собрал гвОздики в коробку. – Мама поставила гвоздИки в вазу.

Бабушка налила в крУжки горячий чай. – Девочка вырезала цветные кружкИ.

8. Логопед (ставит два мольберта.): А вот и наши гусенички. Молодцы, гласные, смогли их найти. Но что же с ними случилось? Они потеряли часть букв. Давайте их починим. Разделимся на две команды.

Проводится игра-соревнование «Почини буквы».

9 . На экране появляется Клякса ( слайд).

Клякса: Простите, меня, я не буду больше проказничать. (Меняется цвет Кляксы.) Я тоже хочу дружить с гласными буквами.

Логопед: Ну что ж, мы тебя прощаем. Наверное, ты поняла, что гласные звуки и буквы всем нужны. Приходи к нам на занятия, где мы учимся правильно произносить звуки, гласные и согласные, знакомимся с буквами. Ну, а вам, дети, за старание и знания, приз от гусеничек. (Вносит яблоко с призом.)

Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Гласные звуки и буквы

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

Коррекционно – образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» – составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья – прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент

Дети входят в игровую зону.

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова.

Дети, получают билеты, отвечают.

– Назовите, все звуки , которые вы сейчас произносили?

– Логопед: Как называются эти звуки?

– Логопед: Почему они гласные?

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? (“Вспоминай-ка”) Мы определяли место звука в слове.

– Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды).

– Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

Игра «Читалочка» – по сигналам гласных звуков.

Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют на доске.

– А теперь выберите сигнал – символ звука, подходящий к вашей картинке – соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

3. Сообщение темы занятия

– Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите как обозначаем звук на письме – буквой.

– Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.

4. Игра «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

– К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.

– Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

– Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)

5. Игра «Заколдованные картинки»

– Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками – отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой дружок!

– Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

– Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

– Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.

– Почему картинок меньше чем букв?

( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А – начало букваря. “).

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

– У нас есть кубик – помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

– Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

– Кто будет кидать первым?

– Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

– Раз, два, три – дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

– Повторяют на что похожа буква. Стихотворение – шутка.

– Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль – и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,

– Выполняют упражнение – «тело-буква».

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы : О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау!
  • Как зовут ослика: Иа!
  • Малыш плачет: Уа!
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

__, а ___. Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___ у-у-у!

_______ _________ Уа,уа!

У и ,

а у и .

У ..

_____ О .

(Зайчик мечтает, или думает о капусте)

9. Итог занятия. Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками – прищепками.

Дерево – дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями – украсьте дерево листочком желтого цвета.

Если вы испытывали затруднения – оранжевого.

Если было очень трудно – красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки – закрепляют материал на индивидуальном занятии).

– Какое дерево получилось?

Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.

– О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», – что значит багрец – багровый, красивый, темно-красный, золото – желто – оранжевое.

– Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Фронтальное логопедическое занятие “Гласная сказка”

Фронтальное логопедическое занятие “Гласная сказка” для детей старшей группы с нарушениями речи и направлено на закрепление приобретённых произносительных умений.

Содержимое разработки

Тема: «Гласная сказка»

Цель: Выявить уровень знания и незнания по теме «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки»; Способствовать развитию умения различать гласные звуки по их существенным признакам, правильно произносить их; Способствовать развитию умения различать буквы, обозначающие гласные звуки.

Образовательные:

– закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [y], [и], [o];

– формировать умение соотносить гласные звуки [а], [y], [и], [o] и буквы А, У, И, О;

– совершенствование фонематического слуха: определение места звука в слове;

– закрепить графические образы букв А, У, И, О;

– закрепление с детьми терминов «звук», «буква».

Коррекционно-развивающие:

– развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

– развитие музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений;

– развитие тактильных ощущений.

Воспитательные:

– воспитывать умение работать в течение всей НОД;

– воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её.

Оборудование: Домики животных (бегемота, слона, лягушки, обезьяны, картинки гласных букв, аудиозапись с музыкой «Автобус», проектор, экран, презентация Power Point.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. В этой стране жили звуки, их никто не видел, а только слышал. Ходили звуки по городу и голосисто пели. За это их прозвали гласными. А почему? ( Дети: Их можно тянуть протяжно, долго. Во рту нет никакой преграды для воздуха.) Ребята, а что мы с вами знаем про звуки и буквы? (Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем) (Слайд 1-2) Сейчас наши ребята расскажут стихотворения про гласные звуки.

1.Чтобы все вокруг послушать
Мне мои помогут уши.
Вот вода шумит в реке,
Вот машина вдалеке,
Вот кукушка на суку
Громко крикнула “Ку-ку! “
Вот наш пес рычит немножко,
“Мяу” сказала наша кошка.
Раз, два три, четыре, пять –
Звуков всех не сосчитать!

2.Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

3.Что такое гласные?

Ох, пока не ясно мне!

Объясните поскорей,

Чтобы стал я поумней!

«Голос» называли «глас» –

Вот и гласные у нас!

4.Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим.
Буковки мы – пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать!
То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем!

Логопед: Ребята, у них случилась беда! Злой волшебник «Звукоед» заколдовал звуки в животных. Нужно им помочь? (Дети: Да!) Тогда поспешим. В дороге нас ждет много испытаний, Вы готовы отправиться в путь? А покажет нам дорогу волшебная палочка. Эту волшебную палочку мы возьмём с собой, она поможет нам справиться со всеми трудностями на пути. Гласные звуки будут на свободе, и наденут свои наряды! Но сначала, нам нужно попасть в эту страну. Все готовы к путешествию? Нас ожидает паровозик (Слайд 3 ) (Звучит музыка физкультминутки «Паровозик ». Дети парами имитируют с помощью палочек кручение колёс.)

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух (2 раза)

Чух-чух, чух-чух

А колесики стучат, тук-тук говорят (2раза)

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух.(2 раза)

Логопед: Посмотрите, мы с вами в волшебной стране. Как здесь красиво! (Звучит музыка пения птиц) (Слайд 4) Ой, смотрите домик Бегемота! (Слайд 5) Посмотрите, как он широко рот открывает. Давайте подумаем, какой гласный звук здесь может спрятаться? (Дети: Звук А) Молодцы! Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко; А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция (выполнение) Что напоминает вам этот звук? ( Плач ребёнка).

Логопед: Ребята, посмотрите. (Слайд 6) Волшебная палочка подарила букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Логопед: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (Указательный и средний пальцы выпрямите, остальные сцепите вместе. Указательный палец другой руки приставьте к ним) (Слайд 7) Напишем букву А в воздухе.

Ребята, отгадайте загадку:

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Дети: Арбуз)

Правильно. (Слайд 8) Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а]) Посмотрите на экран и угадайте слова, которые здесь спрятались. Небольшая подсказка : это фрукты .(Дети угадывают слово : апельсин, ананас. Называют остальные : автобус, аист, аквариум.)

Логопед: Ой, домик слоника (Слайд 9) Ребята, посмотрите какой у слона хобот. Как вы думаете, какой гласный звук здесь заколдован? ( Дети: звук У) Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (Губы принимают форму трубочки. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий)

Произнесите звук [у] (выполнение). Что напоминает вам этот звук? (Гудок парохода, вой волка).

Ребята, посмотрите на экран. Это буква У. Волшебная палочка подарила букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать. Запомните, звук [у] на письме обозначается буквой У.(Слайд 10)

Это хвостик или ножки?
Показались чьи-то рожки.
Ну никак я не пойму,
Да ведь это буква У.

Логопед: Давайте попробуем сделать букву У из наших пальчиков (Указательный и средний пальцы подняты вверх). Ребята, напишем букву У в воздухе. (Слайд 11)

Ребята, отгадайте загадку:

На узкой дорожке —
Голова да рожки.
Кто так медленно ползёт,
На себе свой дом везёт? (Дети: Улитка)

Правильно! (Слайд 12) Какой первый звук в слове «улитка»? (звук [у]) Посмотрите на экран и назовите слова. (Дети: утюг, узел, ухо ) Одно слово заколдовано. Угадайте по схеме! Подсказка: Это домашняя птица. Правильно! (Дети: Утка)

Мы спасли две наши гласные буквы А и У.Они подружились и танцуют вместе. (Слайд 13) Давайте мы потанцуем с ними вместе. (Звучит музыка физминутки «Вперёд четыре шага…»)

Логопед: Посмотрите, кто здесь живёт? Это домик. (Дети: лягушки) (Слайд 14)

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка (выполнение).

На какой гласный звук артикуляция лягушки похожа?

( Дети: звук [и]) Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [и] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (Губы у нас в улыбочке. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий). Произнесите звук [и] (выполнение). Что напоминает вам этот звук? (ржание маленького потерявшегося жеребёнка).

Ребята, посмотрите, наша волшебная палочка подарила букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать. Это буква И. Запомните, звук [и] на письме обозначается буквой И.(Слайд 15)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Логопед: Давайте попробуем сделать букву И из наших пальчиков (Указательный и средний пальцы левой руки выпрямите и расставьте, остальные пальцы сцепите вместе. Указательный палец правой руки выпрямите, держите его прямо). Напишем букву И в воздухе. (Слайд 16)

Ребята, отгадайте загадку:

Одно ухо, длинный нос,
Нет ни глаз и ни волос,
Металлическое тело.
Не сидит она без дела,
Протыкает ткань она.
Это швейная .
.(игла)

Правильно! (Слайд 17) Какой первый звук в слове «игла»? (звук [и]) Посмотрите на экран и назовите оставшиеся слова (Дети: индеец, индюк, игрушки)

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

Ей на месте не сидится –
Всё кривляется, резвится.
Рассмешит нас без обмана

В зоопарке . (Дети: Обезьяна)

Посмотрите, кто здесь живёт? (Дети: обезьянка) (Слайд 18) На какой звук начинается слово «Обезьяна». (Дети: Звук[о]) Как вы думаете, какой гласный звук здесь спрятался? Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [о] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (Губы -колечком. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий). Произнесите звук [о] (выполнение). Что напоминает вам этот звук [о]? (Дети: У ребёнка болят зубы) Давайте подарим наряд, что бы мы могли их видеть, читать.(Слайд 19) Это буква О. Запомните, звук [о] на письме обозначается буквой О.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

Логопед: Давайте попробуем сделать букву О из наших пальчиков (Указательный и большой пальцы левой руки соединить.) Ребята, напишем букву О в воздухе. (Слайд 20) Посмотрите на экран и назовите слова, оставшиеся слова (Дети: ослик, обруч, окно, облако) (Слайд 21)

А теперь ребята, давайте поиграем в игру «Прятки» Будем искать буквы с завязанными глазками. (Дети по- одному с закрытыми глазами определяют букву)

Игра « Где спрятался гласный звук в слове?» на доске схемы слов ( звуки [а], [у], [и], [о] вначале слова, и в конце) Я раздам картинки и вы определите где спрятался звук. Нужную картинку повесите под правильную схему ( выполнение задания)

Логопед:Какие гласные мы спасали? (Дети: [а], [у], [и], [о] ) Какой звук подходит больше к радостному настроению (а, о, и), а грустному настроению (у)?

(Слайд 22) У каждого гласного звука есть свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый. А какое настроение было у вас сегодня на занятии: радостное и весёлое, как характер звука А, угрюмое и задумчивое, как характер звука У, игривое настроение, как характер звука И или вы чему нибудь удивились. Выразите своё настроение с помощью этих звуков. (Дети: Произносят гласные звуки) Молодцы, я вижу почти у всех было радостное, весёлое настроение.

За то, что вы помогли звукам вернуть свои наряды, они дарят вам игру «Азбука», чтобы вы о них не забывали и ни когда их не путали и правильно писали.

А нам пора возвращаться в наш детский садик. Занимайте свои места в поезде.

(Звучит музыка физкультминутки «Паровозик ». Дети парами имитируют с помощью палочек кручение колёс.) (Слайд 23)

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух (2 раза)

Чух-чух, чух-чух

А колесики стучат, тук-тук говорят (2раза)

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух.(2 раза)

На этом наше путешествие закончилось! Всем спасибо!

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Джейлани Н.Н., учитель-логопед МБДОУ детский сад №7 “Ивушка” г. Минеральные Воды.

Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

  • коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
  • коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
  • закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
  • выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
  • коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он – поделиться медком!

– Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам – заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!

– Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).

Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

– Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).

– В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А – шире ротик детвора.

У-У-У – всех детей к себе зову.

И-И-И – ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы – губку вниз ты опусти.
О-О-О – деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

-Упражнение на дыхание: – И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? – третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш).

Анализ и синтез звукосочетания УА,

– “Игра живые звуки” (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

– Чтобы пчелкам сил набрать,

Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Пчелки”.

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков ( определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: Чтоб заданье выполнять,

Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром ( колючий пластиковый шарик “Су-джок” ) .

Затем выполняют задания:

Загадки: 1. Звук О

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь!

6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели!

Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове.

Логопед: Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение “Зоркий глаз”- определить, что вы увидели на картинке).

Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове.

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..

Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ну а наша пчелка – труженица,

Весь медок собрала, умница!

Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда).

Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.

Логопед: Ребята, да тут еще записка от пчелки!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: