Конспект занятия: Употребление простых и сложных предлогов в речи

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Тема: «Употребление простых и сложных предлогов в речи»

«Волшебное путешествие»

  • познание, социализация, коммуникация, физическая культура,

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять умение детей правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги: — у- в- на- над- под- из- из-за – из-под.
  • Продолжать развивать умение использовать в речи , сложноподчинённые, сложносочинённые предложения.
  • Упражнять в согласовании существительных с числительными.
  • Упражнять детей в выполнении звуко-слогового анализа
  • Закреплять знание названий геометрических фигур;
  • Закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать память, интонационную выразительность, творческое воображение
  • Развитие внимания, логического мышления, зрительного восприятия, связной речи;
  • Активизировать словарь детей по теме «Одежда», «Цветы», «Дикие животные» «Мебель».
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Воспитывать умение выполнять коллективные действия;

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
  • Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность;
  • Воспитывать интерес к родному слову, грамоте, желание заниматься;
  • Воспитывать любовь к животному миру, природе.

Планируемые результаты по каждой образовательной области.

Результаты по ОБ «Познание»:

  • Дети активно включаются в процесс путешествия, соотносят свои действия с предложенными заданиями,
  • Дети проявляют интерес к предметам окружающего, на основе собственного опыта составляют предложения, используя наглядную информацию.

Результаты по ОБ «Коммуникация»:

  • Дети отражают в речевых конструкциях свои наблюдения, знания, эмоции.
  • Проявляют интерес к речи, как объекту познания: активно участвуют в разгадывании загадок, задают вопросы, активно участвуют в коллективных рассуждениях, выдвигают предположения и гипотезы в процессе «путешествия».
  • Используют речевые формы убеждения.

Результаты по ОБ «Труд»:

  • Дети активно помогают друг другу, логопеду, контролируют качество своих действий.

Содержание организованной деятельности детей:

Вступительная часть.

– Сегодня, дети, у нас увлекательное путешествие , и обычно я вам говорю, что нас ждёт впереди, а сегодня вы это сделаете сами, и не просто скажите, а даже прочитаете.

На экране появляются слова:

ДУМАТЬ. ИГРАТЬ. ЗАПОМИНАТЬ.
СЛУШАТЬ. ГОВОРИТЬ. ПРИДУМЫВАТЬ.
ПОМОГАТЬ. СТАРАТЬСЯ.

(дети по очереди их читают)

2. «Хорошее настроение» (коммуникативная игра).

– Для того, чтобы у нас всё получилось, очень важно, чтобы у всех было хорошее настроение. Сегодня я попрошу, чтобы каждый из вас пожелал своему другу замечательного настроения, как это мы делаем обычно, на что-то похожее, и назовите, пожалуйста, имя своего друга ласково. (Ксюшенька, я желаю, чтобы твоё настроение было похоже на….солнечный лучик…….) (На экране – картинки подсказки.)

3. «Давайте познакомимся».

– Дети, сегодня у нас гости, и многие их них не знают, как нас зовут. Назовите своё имя, и скажите между кем вы стоите.( Меня зовут Максим, я стою между Юлей и Лёней….).

Основная часть:

4. «Правильный ответ – в самолёт билет».

– Теперь смело, с хорошим настроением, можем отправляться в путешествие…Нас ждёт быстрый самолёт, но без билета в салон не пускают…Билеты не продаются, вы их получите, если придумаете предложение с коротким словом…Мы с вами уже знаем много коротких, маленьких слов…ещё их называют предлогами.

– В каждом билетике живёт маленькое слово, итак… начинаем: когда получите билет проходите сразу в самолёт.. Найдите своё место по цвету билетика, и геометрической форме на нём..( на спинке каждого детского стульчика цветной чехол, сзади камашек с геометрической формой)

Дети слушают короткие слова (в- на – из – под – у- за) придумывают предложения и садятся на стульчики.( соотносят цвет билета и стульчика, ориентируются на геометрическую форму на кармашке стула)

5. «Путешествие начинается».

Дети отвечают на вопросы:

– Перед Ксюшей сидит Юля.
– Я сижу за Максимом.

Дети усаживаются поудобнее.

На экране самолёт, звучит музыка. Дети представляют, что можно увидеть из иллюминатора.

На экране – картинки. Дети сами представляют над чем можно лететь, и что можно разглядеть внизу, и самостоятельно составляют предложения с предлогом — над- (Мы летим над большим городом…..)

6. Волшебный остров Грамоты.

Игра «Слоги перепутались».

– Дети, на этом острове злой волшебник заколдовал все слова, и они теперь звучат совсем непонятно, но мы же с вами не злые, а добрые, да к тому же и умные, и я уверена, что сейчас мы легко справимся с этим заданием: ра – аст; за – ро; фи – ка – ал;
ми- за – мо; дыш – лан; пан – тюль.

Дети выполняют звуко-слоговой анализ слова ЖАСМИН, отвечают на вопросы и выполняют задания.

– Дети, не только слова рассыпались, но и лепесточки у цветочков. Возьмите части вашего цветочка, и соберите, чтобы он снова стал красивым.

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Зима

Дети собирают на ковре из разрезных картинок цветы, (звучит музыка), получается букет. Букет поставим в вазу.

7. Наше путешествие продолжается… На следующий волшебный остров отправимся на ковре самолёте…и сиденья на нём будут совсем другие: возьмите подушечки такой формы, какая была у вас на билетике.

На экране Маша-Растеряша и раскиданные вещи. Проводится динамическая пауза «Маша-Растеряша»

Физкультпаузу проводит ребёнок:

«ИЩЕТ ВЕЩИ МАША, МАША – РАСТЕРЯША!
И НА СТУЛЕ – НЕТ, И ПОД ШКАФОМ – НЕТ.
ЗА СТОЛОМ ИХ НЕТ, И В КАМОДЕ – НЕТ,
ГДЕ ЖЕ ВЕЩИ ВОТ СЕКРЕТ?
ВОТ КАКАЯ МАША, МАША — РАСТЕРЯША!»

– А какие вещи мы искали для Маши и где, нам напомнят помощницы – схемы.

Дети, ориентируясь на схему, говорят: «Кофту искали в комоде; Платье искали в кровати, и т. д.)

Дети находят ЧУДО-ДЕРЕВО, где висят все вещи, берут одежду и называют что они нашли на ЧУДО-ДЕРЕВЕ:

  • У меня платье с двумя карманами ( и т. д)
  • У меня пальто с тремя пуговицами…

8. Помогли Маше и оказались на волшебной полянке.

На экране картина, на которой изображены спрятавшиеся звери.

Дети вспоминают, кто спрятался в лесу (предварительная работа).

Находят на полянке такие же игрушки и составляют предложения:

Белочка выскочила из дупла, спрыгнула с веточки и прибежала ко мне, а я её угощу… орешками (и т. д. )

Заключительная часть.

9. Наше путешествие заканчивается на острове сокровищ

– А что такое сокровища?

Дети высказывают своё мнение. Находят свиток, где читают слова:

– Дети, вы найдёте клад, если назовёте слова — «НАОБОРОТ»

Дети называют слова «наоборот» к словам:

ЗЛОЙ –
НЕРЯШЛИВЫЙ –
ТРУСЛИВЫЙ –
ЖАДНЫЙ –
ГЛУПЫЙ –
ГУСТНЫЙ –
ЛЕНИВЫЙ –

Дети находят сундук с «монетами», угощают гостей, дарят всем добрые слова.

10. Итог занятия.

Презентация
«Употребление простых и сложных предлогов в речи»

Валова Наталия Ильинична,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МОУ Центр развития ребёнка детского сада №2,
г. Волгоград

Логопедическое занятие по теме “Предлоги”

Презентация к уроку

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • образовательные:

  • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
  • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
  • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
  • дифференцировать предлоги противоположного значения;
  • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.
  • развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление;
  • расширять словарный запас;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать монологическую речь;
  • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
  • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.
  • воспитательные:

  • воспитывать культуру коммуникации;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
  • коррекционная:

  • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.
  • Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;
    • мяч.

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на , в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    – Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    – Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    – Где лежат карандаши?

    – Где сидит мышка?

    – Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    – Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    – Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    – Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    – Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    – Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    – Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Читайте также:
    Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха

    Дети самостоятельно делают выводы.

    – Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    – Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    – Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    – Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    – Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    – Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    – Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    – Запишите предложение в тетрадь.

    – Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице – улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    – Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    – Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    – Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Вынул О портфеля книги и положил

    Юра сидит О Катей.

    Учитель вызвал Юру О доске.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    – Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном – под окном
    Под землёй – над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку – с ветки.
    Перед домом – за домом.

    – Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    – Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    – Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    – Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    – Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    – На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    – Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    – Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.

    Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Употребление в речи простых и сложных предлогов

    Ярославна Комарцова
    Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Употребление в речи простых и сложных предлогов

    МБДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» д. Пудомяги, Гатчинский Р/н, Л. О.

    Учитель-логопед Комарцова Я. Э.

    Конспект занятия.Тема: «Формирование грамматического строя речи. Употребление в речи простых и сложных предлогов».

    Цель занятия: Закрепление в речи детей правильного использования предложно-падежных конструкций на материале предлогов (за, под, на, в, из-под, из-за, из)

    1. Научить детей использовать в речи изученные простые и сложные предлоги, новые предлоги – из-под, из-за, в их пространственном значении, в ответах на опрос и в самостоятельном речевом высказывании.

    2. Развитие ориентировки в пространстве.

    3. Развитие речевой активности, слухового внимания, слуховой памяти.

    1. Исправление неправильных ответов при работе над грамматическим строем речи.

    1. Учить детей слышать ответы своих товарищей и уметь использовать их в связной речи.

    Читайте также:
    Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'

    2. Прививать навыки совместной деятельности, взаимопомощи на занятии.

    Оборудование: макеты колёс, предметные картинки, сюжетная картина «Дикие животные в лесу.»

    Ход занятия.

    Логопед: «Ребята, сегодня мы отправимся на лесную прогулку, но пока мы это сделать не можем, потому что колёса нашего автобуса разбросаны по комнате. Каждому из вас нужно найти колёса и ответить на вопрос: «Где лежало колесо?» или «Откуда вы его взяли?»

    • Колесо лежало на стуле.

    • Я взял колесо из-под стула.

    • Колесо лежало за занавеской.

    • Я взял колесо из-за шкафа.

    • Колесо лежало под столом.

    • Колесо лежало в тумбочке.

    Логопед: «Вы большие молодцы! Нашли все колёса. Прикрепим колёса к автобусу и отправимся на лесную прогулку.»

    Пальчиковая гимнастика: «Предлоги»

    Раз, два, три, четыре, пять (дети загибают пальцы)

    Вышли гномы погулять.

    Вот предлог- он главный гном.

    Гномы НА и ПОД вдвоём,

    Гномик ИЗ и гномик ПОД,

    Если с ИЗ поставить ЗА

    Гномик МЕЖДУ, гномик НАД-

    Прямо целый детский сад! (кулачок-ладонь).

    Логопед: «Чтобы завести наш автобус нужен ключ, а его спрятал колдун.

    Отгадайте загадки колдуна, и вы поймете, где искать ключ.»

    • В жарком лете я стою,

    Шапкой зиму достаю. (Гора)

    • Белки в нем живут и волки,

    В нем растут дубы и ёлки

    Высоченны- до небес!

    Называют его… (Лес)

    • Его в горах полным –полно.

    Он часто падает на дно

    Ущелья со скалы крутой.

    Он твёрдый, маленький, большой.

    По форме разным он бывает.

    Его с дороги убирают. (Камень)

    Светясь от солнца,

    Поёт прозрачным голоском. (Ручей)

    Логопед: «За какой горой будем искать ключ?»

    • Мы будем искать ключ за высокой горой.

    Логопед: «В каком лесу мы будем искать ключ?»

    • Мы будем искать ключ в тёмном лесу.

    Логопед: «Откуда мы будем доставать ключ?»

    • Мы будем доставать ключ из-под камня, из лесного ручья.

    Логопед: «Вот мы и нашли ключ. Можем завести автобус и отправится на прогулку по лесу.

    Физкультминутка: «Предлоги».

    Мы сегодня в мяч играли, (имитация игры)

    Закатился он под стол. (присесть, руки вперёд)

    Мяч из-под стола достали, (встать, руки вперёд)

    Он под тумбочку ушёл. (присесть, руки вперёд)

    А потом играли в прятки, (закрыть лицо ладонями)

    И Серёжа встал за шкаф (ладони перед лицом)

    Из-за шкафа он украдкой (два раза приподняться)

    Смотрит, на носки пристав. (на н6осочки)

    Логопед: «Вот мы и доехали до леса. Давайте посмотрим где находятся животные и птицы.»

    • Кукушка сидит на ветке дерева.

    • Белочка забралась в дупло.

    • Под кустом притих зайчик.

    • Из-за сосен вышел красавец-лось.

    • За пнём притаилась лиса.

    • Из-под камня выполз уж.

    • Из чащи леса выбежал волк.

    Логопед: «Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться в детский сад.»

    Итог занятия:

    -Ребята, с какими новыми словами мы познакомились? Вы большие молодцы – активно работали, давали полные и точные ответы. Всем спасибо за занятие.

    «Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

    Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

    Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

    Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

    Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

    Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

    Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

    НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: – упражнять детей в подборе действий к предметам, – развивать логическое.

    Читайте также:
    Развитие лексической стороны речи детей в игре

    Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

    Конспект урока на тему: Употребление предлогов в речи

    Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)

    Тип урока: комбинированный урок

    Цель урока:

    Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.

    – Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

    – Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

    – Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

    Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

    Планируемые результаты

    учить правильно употреблять предлоги из, с, по; повторить правописание окончаний существительных, глаголов, чередующихся корней, «не» с существительными; расширить лексический запас учащихся.

    Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

    Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

    Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

    Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

    Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. М.М. Разумовской, 7 класс. – М.: Дрофа, 2016., таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал с текстом для редактирования.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока на тему: Употребление предлогов в речи»

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    КОНСПЕКТ УРОКА

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    НА ТЕМУ: УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ

    Составитель:

    учитель русского языка и литературы

    первой квалификационной категории

    Лезина Юлия Леонидовна

    Миасский городскогой округ, 2020

    Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)

    Тип урока: комбинированный урок

    Цель урока:

    Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.

    Формировать УУД:

    – Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

    – Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

    – Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

    Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

    Планируемые результаты

    учить правильно употреблять предлоги из, с, по; повторить правописание окончаний существительных, глаголов, чередующихся корней, «не» с существительными; расширить лексический запас учащихся.

    Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

    Метапредметные:

    Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

    Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

    Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

    Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. М.М. Разумовской, 7 класс. – М.: Дрофа, 2016., таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал с текстом для редактирования.

    I. Опрос. Проверка домашнего задания.

    В начале урока учитель вызывает двух учащихся к доске для работы по карточкам. Карточка №1 составлена по домашнему упражнению (учебник «Русский язык». 7 класс М.М. Разумовская). Задание – вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, графически обозначить условие выбора орфограммы.

    Остан..тся позади дома, он мчит..ся, мы соб..раемся, сдела..м, ошибат..ся вследствие (не)внимательност. собрат..ся, пост..новление, ут..плить.

    Карточка №2 – на употребление производных предлогов (по теме, изученной на предыдущем уроке).

    Читайте также:
    О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

    Согласно заявлени. завещени..; навстречу бур. опасност..; вопреки предсказани. наперекор желани..; благодаря тр..н..ровк. настойч..вост..

    Пока два ученика работают у доски по карточкам, учитель проводит индивидуальный опрос (сообщение о видах предлогов). Учащиеся рецензируют ответ ученика. После опроса – проверка домашнего задания.

    К арточка №1

    О станется позади дома, он мчится, мы собираемся, сделаем, ошибаться вследствие невнимательности, собраться, постановление, утеплить.

    С огласно заявлению, завещанию; навстречу буре, опасности; вопреки предсказанию, наперекор желанию; благодаря тренировке, настойчивости.

    II. Изучение нового материала.

    Мы продолжаем изучать предлоги. Тему урока, я думаю, вы легко назовете сами, после того как прослушаете небольшой рассказ.

    Немецкий драматург решил всерьез овладеть русским языком. Читает по самоучителю: «Я приехал в Украину». Его поправляют: «По-русски надо сказать – на Украину».

    – Понял: не «в», а «на». Я поехал на Крым.

    – Не на Крым, а в Крым.

    – Понял. Я поехал в Кавказ.

    – В Кавказ не говорят. Правильно на Кавказ.

    – Ясно. Я поехал на Сибирь.

    – На Сибирь нельзя. В Сибирь.

    Рассвирепел он: «Какие здесь правила? Когда же надо говорить «в», а когда «на»?

    Вы, конечно же, догадались, что тема нашего урока – «Употребление предлогов». Запишите ее в тетради. Сегодня мы познакомимся с некоторыми нормами употребления предлогов и будем учиться правильно употреблять их в речи.

    Обратимся к материалу для наблюдения, записанному на доске:

    вернулся со школы

    вернулся с Москвы

    – Какие грамматические ошибки вы заметили?

    – Надо говорить «из школы», «из Москвы».

    – Верно. Когда же употребляется предлог «из», а когда «с»? Чтобы разобраться в этом, подберем к ним антонимические предлоги. Если пошел в школу, то вернулся из школы. Если пошел на завод, то вернулся с завода. Поехал в Москву – вернулся из Москвы, поехал на концерт – вернулся с концерта.

    Объяснение сопровождается записью на доске:

    вернулся из школы пошел в школу

    с завода на завод

    вернулся из Москвы поехал в Москву

    с концерта на концерт

    итак, мы выяснили, что антоним предлога «из» – предлог «в», предлога «с» – «на».

    Учитель прикрепляет на доску карточки

    Из слов, записанных на доске, составить словосочетание, используя предлоги с, из, в, на.

    Больница, фабрика, мастерская, библиотека, магазин, театр, базар, детский сад, дискотека.

    Упражнение выполняется коллективно.

    в больницу, на фабрику,

    в мастерскую, в библиотеку,

    в магазин, в театр, на базар,

    в детский сад, на дискотеку

    из больницы, с фабрики,

    из мастерской, из библиотеки,

    из магазина, из театра, с базара,

    из детского сада, с дискотеки

    Написать ответы на вопросы, используя слова в скобках. Упражнение выполняется самостоятельно.

    Откуда приехала д..л..гация? (Прибалтика, Белоруссия, Дальний Восток)

    Откуда возвратились спортсмены? (Урал, Югославия, соревнования)

    Откуда пришла телеграмма? (Крым, Сибирь, Сахалин)

    Выполняя упражнение, ученики должны по орфографическому словарю проверить правописание слова делегация, по толковому – уточнить его лексическое значение.

    ДЕЛЕГАЦИЯ – группа делегатов, представляющих какой-нибудь коллектив, государство.

    Д елегация приехала из Прибалтики, из Белоруссии, с Дальнего Востока. Спортсмены возвратились с Урала, из Югославии, с соревнований.

    Телеграмма пришла из Крыма, из Сибири, с Сахалина.

    IV. Изучение нового материала (продолжение)

    Ребята, есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом. Например, предлог «без» – только с родительным: «без радости», «без шапки», он однозначный. А некоторые предлоги многозначные, и, если они употребляются не с тем падежом, возникает ошибка.

    Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Как правильно?

    ПО ОКОНЧАНИ.. школы Правильно по окончаниИ

    ПО ПРИЕЗ.. домой по приездЕ

    ПО НЕЗНАИ.. местности по незнаниЮ

    – Почему «по окончаниИ», но «по незнаниЮ»? Отчего зависит правописание окончаний существительных?

    – Давайте определим падеж записанных существительных.

    (Учащиеся испытывают затруднения в определении падежа).

    – Предлог «по» может употребляться с дательным и предложным падежами. Правильно определить падеж существительного с предлогом «по» нам поможет таблица.

    Употребление предлога ПО

    (Эти части таблицы пока закрыты)

    Допустить ошибку

    по невнимательности

    по незнанию

    Вернуться по окончании школы

    По выполнении работ

    по приезде домой

    (Эти части таблицы пока закрыты)

    В первом столбике таблицы существительные с предлогом «по» употреблены в дательном падеже. Каким другим предлогом можно заменить «по»? (предлогом из-за). Какой смысловой вопрос можно задать к данным существительным? (Допустить ошибку (ПОЧЕМУ?) по невнимательности). Следовательно, какое значение у предлога «по»? (причинное).

    Читайте также:
    Проект Мой второй язык для учащихся 1 класса (дети-билингвы)

    Обратимся ко второму столбику. Здесь записаны существительные в предложном падеже. Каким предлогом можно заменить предлог «по» (Предлогом «после»). Какой смысловой вопрос можно задать к существительным? (вернуться (КОГДА?) по окончании школы). Какое значение у предлога «по»? (временное).

    Учитель открывает верхнюю часть таблицы, которая до этого была закрыта:

    по = из-за (почему? причина)

    по = после (когда? время)

    Итак, ребята, если предлог «по» имеет значение причины, то существительное употребляется в дательном падеже, если значение времени, то существительное ставится в предложный падеж.

    На доску учитель вывешивает табличку:

    t П.п.

    П О

    Теперь обратимся к словосочетаниям под цифрой 2. (Учитель открывает закрытую нижнюю часть таблицы).

    скучать по отцу, по нему

    тосковать по родине

    2. скучать по нас

    тосковать по вас

    – Что обозначают глаголы скучать, тосковать? (чувства человека)

    – Замените словосочетание тоска по родине синонимом. (Ностальгия)

    – Обратите внимание на то, что в словосочетаниях при глаголах чувствования существительные и местоимения 3 лица с предлогом «по» употребляются в дательном падеже, а местоимения 1 и 2 лица – в предложном падеже.

    Вся таблица выглядит следующим образом:

    Употребление предлога ПО

    по = из-за (почему? причина)

    допустить ошибку

    по невнимательности

    по незнанию

    по = после (когда? время)

    вернуться по окончании школы

    по выполнении работ

    по приезде домой

    скучать по отцу, по нему

    тосковать по родине

    скучать по нас

    тосковать по вас

    (сравните: скучать о нас,

    тосковать о вас)

    Давайте обобщим, в каких же случаях употребляется предлог «по» с дательным падежом, а в каких – с предложным.

    Составить словосочетания, ставя в нужный падеж существительные, данные в скобках, над существительным надписать падеж (по упр. учебника). Упражнение выполняется коллективно с доской.

    Ошибаться по (невнимательность, рассеянность, небрежность)

    Отсутствовать по (болезнь, причина)

    Составить предложения со словосочетаниями скучать по нас, тосковать по вас (самостоятельно, письменно).

    Редактирование текста (самостоятельная работа).

    – Ребята, вам нужно отредактировать письмо семиклассника. Вспомним правила написания письма. Из каких частей оно состоит? (Обращение, основная часть, заключение).

    – Что означает глагол «редактировать»?

    РЕДАКТИРОВАТЬ – проверять и исправлять текст.

    – Вам предстоит найти и исправить орфографические и пунктуационные ошибки, а также ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов.

    Здравствуй дорогая сестренка.

    По окончанию учебного года мы решили поехать отдыхать к бабушке в Украину. По прибытию в Киев мы отправились осматревать достопримичательности города. Были в аквапарке расположенном в центре города и катались с американских горок. Обсуждая увиденное вернулись к бабушке только по наступлению вечера. Так прошел наш первый день прибывания на Украине. Нам здесь нравиться, но мы все равно скучаем по вам.

    До свидания.

    Текст письма после исправления.

    Здравствуй, дорогая сестренка.

    По окончании учебного года мы решили поехать отдыхать к бабушке на Украину. По прибытии в Киев мы отправились осматривать достопримечательности города. Были в аквапарке, расположенном в центре города, и катались с американских горок. Обсуждая увиденное, вернулись к бабушке только по наступлении вечера. Так прошел наш первый день пребывания на Украине. Нам здесь нравится, но мы все равно скучаем по вас.

    До свидания.

    VI. Подведение итогов урока.

    Конспект урока русского языка в 3 классе с презентацией. Предлоги

    1. Организационный этап.
    Приветствие.
    Готов ли ты начать урок?
    Всё ль на месте, всё ль в порядке:
    Книжка, ручка и тетрадка?
    Проверили? Садитесь!
    С усердием трудитесь!
    – Сегодня мы будем исследователями.
    Выводы по результатам исследований сделаем в конце урока.
    – Откроем тетради, запишем дату.

    2. Введение в тему. Словарно-орфографическая работа.
    Работа в группах.
    Учащиеся отгадывают загадки и отгадки вписывают в кроссворд

    1 группа
    По вертикали:
    1. Рядом с дворником всегда я.
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом. (Лопата)
    2. Сшили их из чёрной кожи,
    В них теперь ходить не можем.
    И на слякотной дороге
    Не промокнут наши ноги. (Сапоги)
    3. Куда бежит – сама не знает.
    В степи ровна, в лесу плутает,
    Споткнётся у порога.
    Что это? (Дорога)
    4. Что за комната такая!
    Очень светлая, большая.
    Парты ровными рядами,
    А за партами мы сами. (Класс)
    По горизонтали:
    1. Перед корнем подставляем
    Эту часть как называем? (Приставка)
    2. Ты учишь буквы складывать, считать,
    Цветы растить и бабочек ловить,
    На всё смотреть и всё запоминать,
    И всё родное русское любить. (Ученик)

    2 группа
    По вертикали:
    1. В этой узенькой коробке
    Ты найдёшь карандаши,

    Читайте также:
    Звук и буква Щ - конспект логопедического занятия

    Ручки, кисти, скрепки, кнопки –
    Что угодно для души. (Пенал)
    2. Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его – всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт.
    Мы встречаем новый год. (Декабрь)
    3. Многолюден, шумен, молод,
    Под землёй грохочет город.
    А дома с народом тут
    Вдоль по улице бегут. (Метро)
    По горизонтали:
    1 В предложении на службе
    С падежом всегда он в дружбе,
    На него показывает
    И слова все связывает. (Предлог)
    3. Сверху ряска,
    А наступишь – вязко. (Болото)

    Проверка (слайд 2)
    – Кто может назвать тему урока? (Приставка и предлог)

    3. Актуализация знаний учащихся.
    – Что вы уже знаете о предлогах и приставках?
    (Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. При переносе нельзя отрывать последнюю букву от корня. Предлоги – в, за, на, у, с, под, от, до, по, над, из. Предлоги служат для связи слов в предложении)

    4. Целеполагание.
    – Какие задачи поставим перед собой? (научиться находить приставки и предлоги, различать их, правильно писать).
    – Правильно (слайд 3).
    – Для этого мы займемся исследовательской деятельностью.
    Какая проблема будет решаться? (Правописание предлогов и приставок)

    5. Чистописание
    – Какие предлоги с буквой О вы знаете? Запишем их. Помните о соединении буквы «о» с другими буквами и о правильном наклоне.
    по, под, про, о, об, до
    – Выберите из корзины нужные предлоги. Составьте словосочетания (слайд 4)

    Запишите в тетрадь (летит по небу, доехать до города, шнурки от ботинок, спит под скамейкой, написали про весну).
    – Проверка.
    – Составим устно предложение с любым словосочетанием.
    Рефлексия:
    – Какую проблему мы смогли решить, выполнив это задание? (правописание предлогов (с буквой «о»), подбор нужных по смыслу предлогов).

    6.Работа по учебнику.
    Упр. 186, письменно.
    – Ребята, давайте прочитаем начало сказки и вспомним ее продолжение. (Учащиеся читают и рассказывают).
    Списывают самостоятельно упражнение. Два ученика у доски.
    Взаимопроверка в парах.
    Рефлексия:
    – Какую проблему решили? (различие предлогов и приставок).

    7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз
    а) Поднимите руки – к верху,
    теперь – в стороны,
    потом – на плечи.
    б) Положите руки – на парту,
    – под парту,
    – за спину,
    уберите руки – в карманы.
    в) Присядьте столько раз, сколько услышите предлогов в стихотворении.
    Сидел прохожий на скамье,
    Держал в руках кулек.
    А над скамьей сидел скворец,
    А под — лежал бульдог.
    И тот, в траве, сидящий под,
    И тот, что над, в листве,
    Глядели на того, кто на, —
    Верней на то, что в.
    Тогда прохожий взял кулек
    И вынул пирожок.
    Часть бросил над, часть кинул под,
    А остальное — в рот.
    И каждый принялся жевать,
    Верней, один — клевать.
    Пришлось для этого ему
    Слететь и прыгать у.
    Так теплый, мягкий пирожок
    Был съеден от и до,
    А смятый маленький кулек
    Попал в карман пальто.
    И полетел один по-над,
    Другой полез из-под
    И рядом с третьим побежал
    За, перед —
    И вперед! (Михаил Яснов)

    8. Работа по учебнику. Закрепление.
    Упр. 188. Задание: подобрать нужные предлоги, подчеркнуть изученные части речи.
    Выполняют самостоятельно. Проверка по образцу.
    Рефлексия:
    – Какую проблему решили? (подбор подходящих по смыслу предлогов, определение частей речи).

    9. Проверка знаний. Тест по теме. Самостоятельное выполнение.

    Тест «Приставки и предлоги». Выписать буквы, которые стоят рядом с правильными ответами.
    1. М – Приставки со словами пишутся слитно.
    К – Приставки со словами пишутся раздельно.
    2. Е –Предлоги пишутся слитно.
    Ц – Предлоги пишутся раздельно.
    3. У – покрыше, от рубит.
    О – под елью, закружил.
    4. Р – гулял влесу.
    О – скатился с горы.
    5. Д – Приставка пишется перед корнем.
    Т – Приставка пишется перед суффиксом.
    6. Ы – Предлог часть речи.
    О – Предлог часть слова.
    7. Л – Приставки служат для образования новых слов.
    Ц – Приставки служат для связи слов в предложении.
    М, Ц, О, О, Д, Ы, Л
    – Из выписанных букв составьте слово.
    – Какое слово получилось? У кого получилось слово «Молодцы», тот выполнил все правильно.
    10. Итог урока
    – Исследование темы «Предлоги» закончили. Какие задачи ставили в начале урока? (научиться находить приставки и предлоги, различать их, правильно писать).
    – Достигли ли мы поставленных задач? (достигли).
    11. Выставление оценок. Комментирование.
    12. Рефлексия «Оцени свою работу» (слайд 5).
    13. Домашнее задание.
    Упражнение 189, повторить правила по темам «Приставка», «Предлог».
    Творческое задание: кластер по теме «Предлог».

    Читайте также:
    Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Домашние птицы’

    КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ « ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ ИЗ-ЗА; ИЗ-ПОД»

    ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

    « ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ ИЗ-ЗА; ИЗ-ПОД»

    Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ ИЗ-ЗА; ИЗ-ПОД

    Программные задачи.

    1. Закрепить навык практического употребления в речи

    сложных предлогов «из-под», «из-за».

    Продолжать учить детей составлять простые распространенные предложения с предлогами.

    Закрепить умение детей составлять предложения, используя модели.

    Воспитывать навыки учебной деятельности.

    Методические приемы:

    Образец правильной речи.

    Подсказ слова в нужной грамматической форме.

    Приемы эмоциональной поддержки, оценка речевой деятельности.

    Использование наглядного материала и др.

    Оборудование:модели, иллюстративный материал

    Ход занятия.

    Организационный момент

    Дети, покажите и назовите, какая в ком­нате находится мебель: взрослая, детская и игрушечная (стол, столик, шкаф, шкафчик, диван, диванчик, скамейка, скамеечка, полка, полочка и т.д.)

    2. Игра «Прятки»

    Раздается стук в дверь, появляется «мяч». Он читает о себе загадку:

    Бьют его рукой и палкой,

    Никому его не жалко,

    Почему беднягу бьют,

    Потому что он надут. (Мяч)

    «Мяч» предлагает детям поиграть в прятки, а чтобы было удобно прятаться, помогать ему будет его друг – «мячик». Выз­ванный ребенок подходит к «мячу», опускает руку в мешочек, среди игрушек находит маленький мяч. Именно его и будут прятать дети.

    Под какие предметы мебели, куда можно прятать мяч? Дети вспоминают действия с мячом, рассказывают, куда они спрятали мяч. (Я спрятал мяч пол стол, стул, шкаф, ска­мейку, книгу. )

    Долго там мяч лежать не может. Ему скучно, надо до­стать его оттуда.

    Послушайте, как правильно об этом рассказывать.

    Мяч лежал под столом, его достали откуда? – Мяч досталииз-под стола.

    Появляется символ предлога из-под.

    Маленькое словоиз-под помогает правильно назвать действие.

    Детям раздаются символы разных предлогов. Ребята, поднимите сигнальную карточку, только если услышите предлог «из-под»,[под, в, из-под]

    Покажите карточку с предлогом «из-под».

    Ребенок достает мяч из-подстола и говорит:

    -Я достаю мяч из-под стола.

    – Откуда (из-под чего?) еще можно достать мяч?

    – Из-под скамейки, из-под стула и т.д.

    Следить за тем, чтобы дети говорили предложение с предлогом.

    Ребята, я вам раздам картинки. Посмотрите внимательно на картинки. Исправьте ошибки в моем предложении, за правильный ответ вы получите фишку.

    Щенок выглядываетпод шкафа.

    Мяч выскакиваетиз стола.

    Мальчик достает тапочки из стула.

    Девочка выметает мусор из дивана.

    Ребята, вы заметили как слово из-подпомогает правиль­но назвать действия?

    Физкультурная минутка.

    Давайте поиграм в прятки. Дается задание типа:

    – Кто хочет спрятаться за дверь, за шкаф, за буфет, за диван и т.д.

    Дети быстро разбегаются и рассказывают, кто куда спря­тался.

    Я спрятался за дверь, за шкаф, за диван.

    Попросить одного ребенка-ведущего рассказать про каждого, кто где спрятался.

    Далее по сигналу логопеда все выглядывают из-за укрытия.

    Дети рассказывают: Я спряталась за дверь. Я выглядываюиз-за двери. Интонационно выделяется пред­логиз-. Аналогично составляются пред­ложения другими детьми: кто откуда выглядывает:из-зади­вана,из-за шкафа,из-за стола и т.д.

    5. «Составьте предложение с помощью модели»

    Называется предложение, а ребенок выкладывает его, используя модели.

    Котенок выглядывает из-за. угла;

    Бумажки вылетают из-под тумбочки;

    Малыш вылезает из-под стола;

    Солнце выглядывает из-за туч.

    Дети называют маленькие слова, которые помогли правиль­но называть действия — из-за, из-под.

    6. «Прятки зверей».

    Звери решили поиграть в прятки. Но они были непоседами, не могли долго неподвижно сидеть на одном месте и стали вы­глядывать из своих укрытий.

    Дети, найдите спрятавшихся зверей, ответив на вопрос: откуда

    Образец ответа:Попугай спрятался за занавеску он выглядывает из-за занавески. ( за правильный ответ вы получите фишку)

    Примерный речевой материал:

    Корова спряталась за сарай – .

    Лошадь спряталась за дом – .

    Собака спряталась за конуру – .

    Кошка спряталась за диван – .

    Свинья спряталась за забор – .

    Коза спряталась за дерево – .

    7. Игра «Сорока-воровка».

    Ребята, на ферму приле­тела из леса сорока. Она обычно все тащит к себе в гнез­до, и за это домашние животные прозвали ее сорока-воровка. Они стали прятать от нее свои лакомства, но сорока была очень хитрая: она все равно их утащила.

    Дети, скажите, откуда сорока утащила ла­комства домашних животных.

    (за правильный ответ вы получите фишку)

    Образец ответа:Собака спрятала кость под крыль­цо, а сорока утащила ее из-под крыльца.

    Примерный речевой материал:

    Читайте также:
    Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями средней группы

    Свинья спрятала желуди под деревом, а сорока.

    Кошка спрятала колбасу под скамейкой, а сорока.

    Лошадь спрятала сено под навесом, а сорока

    Корова спрятала траву под телегой, а сорока-

    Курица спрятала зернышко под листочком, а сорока.

    8. Итог занятия

    Дети, какие маленькие слова были у нас сегодня «в гостях»? (из-за, из-под) Назовите задания, кото­рые им больше всего понравились.

    Предварительная работа

    Логопед бросает детям мяч, одновременно произнося предложение с предлогом «под» или «из-под». Ребенок, возвращая мяч, должен сказать свое предложение, из­менив предлог.

    Образец ответа:Кошка спала под столомкош­ка вылезла из-под стола. ,

    Примерный речевой материал:

    Шофер вылез из-под машины — . Лодка плыла под мостом — . Коробку вытащили из-под шкафа — . Клубок закатился под шкаф — . Заяц выскочил из-под куста — . Котенок залез под кровать — .

    Логопед предлагает детям придумать предложение со словами из-за угла, из-под стула,

    Предлог как часть речи. Употребление предлогов.

    Урок 38. Русский язык 7 класс ФГОС

    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

    Получите невероятные возможности

    Конспект урока “Предлог как часть речи. Употребление предлогов.”

    · Сегодня с вами начнем знакомство с предлогом.

    · Узнаем, какими бывают предлоги.

    · И научимся правильно, грамотно их употреблять.

    Мы уже знаем, что служебные части речи могут употребляться только с самостоятельными, не являются членами предложения и не изменяются. К служебным частям речи мы относим предлог, союз и частицу. И сегодня мы поговорим о предлоге.

    Нам уже известно, что слова в словосочетаниях и предложениях зависят друг от друга.

    Возьмем три предложения.

    Напишем записку.

    Записка написана ручкой.

    Мы написали ее на перемене.

    Отметим связь между главным словом и зависимым. В чем выражается эта связь?

    Зависимость слов друг от друга выражается при помощи окончаний. Но в третьем предложении окончания недостаточно. И зависимость выражается еще и при помощи предлога. Если бы мы обошлись только окончанием, а предлог не использовали, получилось бы, что мы написали записку перемене. Звучит очень странно, правда?

    Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

    Предлоги называют помощниками склонения. Как вы думаете, почему?

    Конечно, во многих случаях можно обойтись и без предлогов. Если в предложениях «Я иду в школу», «Это рассказ о спектакле», «Мальчик перепрыгнул через ручей» убрать предлоги, то предложения будут выглядеть немного странно, но смысл нам все равно будет понятен.

    Но в других случаях от предлога зависит всё. Если нам скажут: «Возьми книгу! Она … столе!» – мы не поймем, где именно книга. Она может быть НА столе или В столе. Окончания не различаются, а предлоги разные. И место, где может оказаться книга, разное.

    Без предлогов можно попасть в смешную ситуацию. Если нам говорят: «Ешь суп только с хлебом!» – мы сразу понимаем, что суп нужно заедать хлебом.

    А если убрать предлог? Как это – «Ешь суп хлебом»? Использовать батон вместо ложки?

    Без предлогов можно и совсем запутаться. Если мы скажем «Он рисовал для удовольствия», – это одно.

    А если поменяем предлог и скажем: «Он рисовал без удовольствия», – это уже совсем другое. А если совсем убрать предлог, получится: «Рисовал удовольствия». Что же такое он рисовал?

    А это значит, предлоги очень важны. Ведь они могут выражать различные смысловые отношения. Например, пространственные: писать в Москву, писать в классе. Временные: прийти под утро. Причинные: баловаться от скуки. Целевые: приехать за покупками. Объектные: рассказать о спектакле.

    Составим маленький рассказик.

    Как-то раз мы захотели поехать в лес за ягодами. Мы собирались с воодушевлением, но не пошли из-за дождя. Через день мы рассказали о своей неудаче друзьям.

    В нашем рассказе предлог В выражает пространственные отношения. ЗА – целевые. С – образа действия. ИЗ-ЗА – причинные. ЧЕРЕЗ – временные, О – объектные.

    Предлоги бывают непроизводные и производные. Непроизводные предлоги не образовывались от других частей речи. Это предлоги на, над, о, от, ради, через, между, из-под и другие. А производные предлоги образовались от других частей речи. Это предлоги ввиду, в случае, возле, вдоль по, спустя и другие.

    Еще предлоги бывают простыми и составными. Простые предлоги состоят из одного слова. Например, кроме, меж, над, от, насчёт. А составные предлоги состоят из двух или даже трёх слов: несмотря на, в отличие от и так далее.

    Читайте также:
    Игровые приемы в логопедической работе

    Определим, где какие предлоги. Казалось бы, чего сложного? Предлоги через, ради, навстречу и около состоят из одного слова, а потому они наверняка простые и непроизводные. А вблизи от и в течение состоят из двух слов, а потому они составные и производные.

    На самом деле не совсем так. Нужно запомнить, что производные предлоги могут быть как простыми, так и составными.

    Через и ради действительно простые и непроизводные. А вот навстречу и около хотя и простые, но производные. А вблизи от и в течение – составные и производные.

    Предлоги нужно правильно употреблять. Рассмотрим несколько самых важных правил их употребления.

    Обратим внимание на пары предлогов в–из и на–с.

    Предлоги В и ИЗ противоположны по значению и всегда выступают вместе. Если мы говорим «Я иду в школу», то потом должны сказать «Я пришел из школы». Второй такой же парой являются предлоги НА и С. Если кто-то ушел на работу, то он возвращается с работы. Нужно быть внимательным с географическими названиями.

    в Крым – из Крыма

    в Сибирь – из Сибири

    на Кавказ – с Кавказа

    на Урал – с Урала

    Нельзя употреблять в паре предлоги В и С.

    Мы говорим: «Я пошел в магазин». Если мы потом скажем «Я пришел с магазина», это будет ошибкой. «Из магазина». Некоторые ученики говорят: «Я вернулась со школы!» Это неграмотно. Ведь мы говорим: «Я ушла в школу». А парой к предлогу В выступает предлог ИЗ.

    Предлоги НА и ИЗ тоже в паре не употребляются. Нельзя сказать «Я приехал из стадиона». Мы идем на стадион и возвращаемся С него. А вот если мы скажем «Я только что из столовой» – это будет правильно.

    Мы также должны различать по значению предлоги С и ИЗ. С употребляется в значении «с поверхности чего-либо»: слезть с ящика. А ИЗ употребляется в значении «изнутри чего-либо»: вынуть из ящика.

    Поэтому так говорить нельзя:

    Мы вышли с дома.

    А ну-ка вылезай с воды!

    Птенец выпал с гнезда.

    Цветок вырвали с земли.

    Это ошибки. Здесь везде нужен предлог из.

    Ещё нам нужно различать предлоги о, об и обо.

    Предлог О пишем перед словом, которое начинается с согласного звука: о дороге, о юности (обратите внимание, речь именно о звуке, слово юность начинается со звука й). ОБ пишется перед словом, которое начинается с гласного звука: об одежде. Правда, есть устойчивые выражения вроде об лед, об руку.

    Некоторые предлоги требуют особого падежа. Так, предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор требуют дательного падежа и вопроса чему?

    Правильно сказать вопреки предсказанию, а не предсказания. Согласно договору, а не договора, наперекор буре, а не бури, благодаря тренировкам, а не тренировок.

    Союз ПО, когда употребляется с глаголами горевать, скучать, соскучиться, тосковать, может требовать дательного или предложного падежа. Если зависимое слово существительное, то оно стоит в дательном падеже: горевать по дяде. А если это местоимение первого или второго лица – то в предложном: горевать по вас. Если же предлог употребляется с местоимением третьего лица, то оно стоит в дательном падеже: горевать по ним.

    Представьте себе рассказ мальчика, который остался дома один с собакой. Он будет звучать так:

    Мы очень соскучились по брату и сестре. Потом по маме. И по папе. Очень скучали по ним. Они по нас тоже скучали. Приезжайте! Мы скучаем по вас!

    Слова с предлогами нужно еще и правильно произносить. Запомните:

    Водить за́ нос, за́ уши не оттащишь, ждать со дня на́ день, жить бок о́ бок, медведь на́ ухо наступил, работать рука о́б руку, шесть делится на́ два, пять умножьте на́ три.

    Что же нам нужно запомнить?

    Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: