Конспект занятия: Составление рассказа-описания

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа описания по схеме»

Арина Романова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа описания по схеме»

Задачи:

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

Упражнять в образование притяжательных прилагательных.

Закрепить умение детей составлять распространенные предложения с однородными определениями.

Закрепить умение детей составлять рассказы описания по плану.

Методика руководства:

1. Сядет тот, кто назовет дикое животное и где оно живет.

2. Игра «Назови семью» с мячом

папа — медведь, мама – медведица, детеныш (и) — медвежонок (медвежата); папа — волк. ,

3. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё» с мячом

— У медведя хвост чей? – медвежий

лапа чья? – медвежья

-Ухо чье? – медвежье

-У зайца лапы чьи? – заячьи

-У лисы хвост чей? – лисий

-У ежа иголки чьи? – ежиные

-У волка голова чья? – волчья

-Ухо чье? – волчье

-Спина чья? – волчья

-У оленя рога чьи? – оленьи

4. Физминутка «На водопой».

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком –

5. Дидактическое упражнение «Красивые слова»

-Ребята, прежде чем составлять рассказы, давайте придумаем красивые слова о зверях.

– Заяц какой? (белоснежный, как комочек снега, пушистый, быстрый, озорной, длинноухий, косой, острозубый).

-А белочка какая? (грациозная, проворная, зимой – серебристо-серая. Летом рыжевато-золотистая, пушистая, хлопотливая и др).

– О лисе мы, что можем сказать? (рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, лапки стройные, рыжая красавица, хитроумная).

– Медведь какой? (громадный, бурый, неповоротливый, косолапый, неуклюжий, могучий зверь, добродушный, доверчивый, простодушный, миролюбивый, подслеповатый).

6. Составление описательного рассказа о зайце.

– Прежде чем, начать рассказывать, давайте посмотрим на план рассказа:

а) внешний вид зверя.

г) кто его враги и как он от них спасается

Слушаем 2-3 детей, остальные могут добавить, выбрать более удачный рассказ.

– о чем разговаривали на занятии: называли звериные семьи, образовывали слова, подбирали описывающие слова, составляли рассказы по картинкам;

-Что больше всего понравилось и запомнилось?

Конспект НОД по развитию речи и составление рассказа по картине «Весна пришла» в старшей группе Времена года “Весна”. Данный материал можно использовать для составления рассказа по картинке. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды» Задачи: -связная речь: формировать умение составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; – словарь.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Граница Родины на замке» Тема: Составление рассказа по сюжетным картинкам «Граница Родины на замке» Программное содержание: Образовательные задачи: Способствовать.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Зима» и составление рассказа-описания «Зимняя одежда» Тема: Составление рассказа – описания «Зимняя одежда».Задачи: — связная речь: учить давать описания зимней одежды; — словарь и грамматика:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа «Самосвал» Цель: развивать устную речь детей Задачи: – учить детей отвечать на вопросы полным ответом – составлять описательный рассказ с помощью воспитателя.

Читайте также:
Как избавиться от ротацизма (картавости) - 14 способов постановки звука Р

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Тема: Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Цель: обогащать опыт детей умением составлять рассказы из личной жизни, Формировать.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описания по предметной картине» Программное содержание: – Образовательные задачи: закреплять умение детей составлять небольшие рассказы по картинкам; совершенствовать.

«Поможем Незнайке». Составление рассказа-описания о животных по схеме. Занятие для детей старшего возраста Тема: «Поможем Незнайке» составление рассказа описания о животных (по схеме). Цель: Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт» Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт». Образовательная область: «Речевое.

Конспект занятия “Составление описательного рассказа по игрушке”

Содержимое публикации

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

Тема НОД: «Составление описательного рассказа по игрушке»

Воспитатель: Ильченко Елена Александровна, I квалификационная категория

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие

Вид занятия: комплексное

Формы образовательной деятельности: словесные и практические игры и упражнения, дидактические игры

Цель: развивать умения составлять описательный рассказ об игрушке, определять и передавать характерные особенности выбранного предмета

Образовательные: обучать умению составлять совместный описательный рассказ об игрушке (при педагогической поддержке воспитателя), учить понимать смысл слов-прилагательных, учить использовать в ответах на вопросы воспитателя простые и распространённые предложения.

Развивающие: развивать монологическую речь, психологические процессы: мышление и воображении.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам , формировать доброжелательное взаимоотношения между детьми в процессе коммуникативной деятельности.

Словарная работа:

Активизация словаря – игрушка, мягкий, пушистый, весёлый.

Обогащение словаря – шершавый, длинный, короткий, серый.

Планируемый результат: составление детьми короткого описательного рассказа, проявление положительных эмоций.

Предварительная работа воспитателя: подготовка демонстрационного и раздаточного материала, подбор словесных и дидактических игр.

Предварительная работа с детьми: рассматривание игрушек, создание игровых ситуаций.

Оборудование: театральна ширма, мнемотаблица, цветные карточки, тактильные дорожки, настольный театр из бросового материала.

Содержание НОД:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Мотивация (процесс вовлечения детей в деятельность):
– муз. сопровождение;
– дорожка «Угадай чьи следы?»
– игрушка – сюрприз (Заяц)

Кто к нам в группу заходил?
Кто здесь раньше деток был?
Наши маленькие ножки пройдут по волшебной дорожке…

– Дети проходят по «Тематической дорожке»;
– произносят слова – приветствия, обращённые к гостям, игрушке.

Дети проходят по следам – птичьи, мишки, зайца

Может были птички – невелички?
Может – косолапый мишка?
Может заинька трусишка?
(Воспитатель подходит к ширме, заглядыает, достаёт игрушку зайку)
Воспитатель: Ребята, кто это?
(Заяц, зайка, заинька, зайчишка, зайчонок)
А как в сказках называют зайчишку?
(Трусишка, хвастунишка)
Здравствуй маленький дружок, заинька, зайчишка!!
Ждут тебя здесь ребятишки!
Ребята давайте поздороваемся с Зайкой и гостями!

Дети останавливаются, становятся полукругом возлеширмы.

Дети закрепляют словообразование.

Обращение к опыту детей.

Дети: здравствуйте!

Основная часть

– Создание проблемной ситуации (Зайка забыл своё имя);
– демонстрация мнемотаблицы.

– Дети придумывают и называют имя зайчику

Воспитатель: Зайка как тебя зовут? Ты забыл? Не беда, мы поможем тебе! Да! Как вы думаете, как зовут нашего Зайку?
(спрашивает у детей)
А может ты Шустрик? А может ты Тяпа? Нет? Может Ушастик? Ой!! А может ты Степашка. Замечательный Степашка!! Ребята, как зовут зайку?

Дети: Степашка!

Воспитатель предлагает: сигнальные цветовые карточки, тактильные дорожки.

Читайте также:
Коррекция устной и письменной речи у учащихся младшего школьного возраста в условиях билингвизма

– дети отвечают на поставленные вопросы воспитателя;
– составляют краткие предложения;
– соотносят свои ответы с изображением на мнемотаблице.
– Находят
определённый цвет
(серый);
– определяют качество

Воспитатель:Хочет Степашка вами поиграть, о себе много нового узнать. Расскажем о Зайчике? А я вам помогу.
Воспитатель:Зайка принёс нам открытку – подсказку.
(обращает внимание на мнемотаблицу).
Посмотрите на нашего зайку, скажите какого он цвета?
Воспитатель: Правильно ребята.
А у вас на столах есть круги разного цвета. Найдите круг такого же цвета, как Степашка. Молодцы!! Давайте ещё раз вместе скажем какогог цвета наш зайка: повторяйте за мной: Зайка серого цвета. (повтор детей)
Воспитатель: (открывает первый квадрат таблицы)
Посмотрим, правильно назвали.
Зайка серого цвета.
Воспитатель: А из чего же

Предмета на ощупь, сопровождая действия прилагательными;

Дети: Зайка серого цвета.

Сделан наш Зайка? Угадайте. Возьмите вот такие дорожки.
(показывает дорожки)
Потрогайте ладошками кружочки на дорожках и назовите какие они на ощупь?
Первый кружок какой? – гладкий (повторите)
А второй? – пушистый, мягкий (повторите)
А третий какой? – шершавый, колючий (повторите)
А какой же наш Зайка?
Пушистый, мягкий, сделан из? Из чего сделан?
Воспитатель: Давайте повторим:
Степашка мягкий, пушистый, сделан из меха. (Открывает подсказку)
Воспитатель: (прячет зайца). –
Ой, куда же спрятался зайка?
Степашка ты где? Сейчас мы угадаем .. (подходит к ширме кусту, показывает уши, сперва немного, потом больше, больше).
Зайка решил с нами пошалить. Как вы думаете, это зайки уши? Маленькие, А так? У зайца

Дети: Зайка пушистый, мягкий.

Дети: Зайка сделан из меха.

Длинные уши. Повтори: Саша, …
А это что Зайка показывает? Хвостик?
Какой? Длинный или короткий? А по форме? Круглый. У зайки короткий и круглый хвост.
Предлагает детям повторить.
Показывает лапы.

Степашка, ты где? Мы тебя узнали! Вы ходит проказник.
А глазки у Степашки какие?
Глазки маленькие, черненькие как …..
угольки, бусинки, как пуговки. Глазки светятся как … огоньки.
Итак, у зайца длинные уши, длинные лапы и короткий круглый хвост. (открыть окошко)
А что можно сделать с нашим Степашкой? (покормить, спать уложить, а ещё с ним можно погулять и поиграть).

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка»

Воспитатель проговаривает и показывает движения логоритмики.

Дети выполняют ритмические движения совместно с воспитателем.

Вам понравилось? Тогда скажите: наш зайка какой?
Открывает 4 окошко – смайлики.
Предлагает назвать детям эмоции: грустный, весёлый и сердитый.
Степашка весёлый, и мы с вами весёлые. Пожалуйста, улыбнитесь.
Усаживайтесь за столы.

Заключительная часть.

Воспитатель предлагает образец рассказа, стимулирует детей на самостоятельное проговаривание полного или частичного рассказа.
Воспитатель: Сейчас, послушайте мой рассказ о зайке. Запоминайте, будьте внимательны.
Это зайка. Его зовут Степашка.
Он серый, пушистый, мягкий, сделан из меха. У зайки длинные уши и короткий хвостик. Степашка весёлый, с ним можно играть.
Кто хочет рассказать о зайке?
Молодцы, ребята!
Степашке понравились ваши рассказы. Вот Степашка что мы о тебе знаем.

Дети проговаривают рассказ коллективно, или индивидуально (согласно сложившейся ситуации).

Воспитатель предлагает каждому ребёнку зайчика (настольный театр из бросового материала)

Воспитатель: Вот сколько у Степашки зайчат. Берите себе, придумывайте имя и выходите танцевать!

Дети придумываю имя зайчонку, выполняют (по желанию) музыкально – ритмические движения с игрушкой.

Конспект открытого занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: “Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы”

В теории и практике логопедии, специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, отмечаются трудности программирования высказывания и его языкового оформления. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Читайте также:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: Звук (Н)

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

При составлении рассказов-описаний рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; выделение и перечисление основных признаков предметов; обучение развернутому описанию предмета; закрепление полученных навыков.

Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.

Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.

Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование:

демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;

схема для составления описательных рассказов; мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает игру “Отгадай загадки, назови профессии”.

По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий.

  • Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? (Продавец)
  • Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
  • Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
  • Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
  • Кто дружен с феном и расчёской, и делает модные прически? (Парикмахер)
  • Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
  • Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
  • Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Милиционер)
  • Кто вас научит считать и читать, многое знать и красиво писать? (Учитель)

Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы будем говорить о людях разных профессий и составлять рассказы о них.

Звучит музыка. Вбегает Незнайка (ребенок подготовительной группы).

Незнайка: Здравствуйте ребята, я к вам приехал прямо из Цветочного города!

Дети и логопед: Здравствуй Незнайка! Мы рады тебя видеть. Мы сегодня говорим о людях разных профессий.

Незнайка: А я все профессии знаю и даже сам умею лечить, учить, готовить обед, машину водить и в космос летать на ракете.

1. Игра “Исправь ошибку”. Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Ошибки Незнайки исправляют дети.

Повар лечит, а врач готовит;

Маляр рисует, а художник красит;

Космонавт ездит, а шофёр летает.

Логопед предлагает Незнайке остаться на занятии.

2. Игра с мячом “Кто где работает?”

Учитель – в школе; повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде.

3. Игра “Догадайся по действиям, кто это и что он делает?”

Дети в кругу, выбирается один водящий, который выходит из комнаты, остальные договариваются о действиях человека той или иной профессии. Водящий входит и по движениям детей угадывает профессию человека.

4. Игра “Кем ты будешь?”. Дети отвечают предложением:

– Я буду строителем, построю дома, школы.

– Я буду водить машину, перевозить грузы и т. д.

5. Игра “Кому, что нужно для работы?” Логопед предлагает детям назвать нужные инструменты для своей будущей профессии и рассказать об этом.

Читайте также:
Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

– Доктору нужен градусник, бумага, ручка для выписывания рецептов, фонендоскоп;

– учителю нужны книги, указка, доска, мел;

– милиционеру нужна рация, оружие, милицейская машина;

– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен и т.д.

6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

Что делает человек данной профессии.

Что нужно ему для работы.

Логопед предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.

Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи.

7. Самостоятельные рассказы детей.

8. Анализ детьми рассказов своих товарищей.

Незнайка (участвовал во всех этапах занятия) благодарит детей и говорит о том, что он много узнал о людях разных профессий и теперь путать их не будет. Незнайка прощается с детьми и уходит.

Конспект НОД по составлению рассказа-описания «Транспорт для старика Хоттабыча»

Серебрякова Евгения Олеговна,

МАДОУ “Детский сад №22 “Планета детства”

Цель: Научить детей составлять рассказ-описание по лексической теме «Транспорт»

1) образовательные : закрепить и уточнить знания детей о транспорте, научить составлять описательный рассказ по лексической теме с использованием наглядного моделирования;

2) коррекционно-развивающие : научить детей пользоваться распространенными предложениями, работать по наглядной схеме, развивать наблюдательность, способность сравнивать объекты, выделять общие и индивидуальные особенности; развивать артикуляционную моторику, внимание, память, мышление;

3) воспитательные : воспитать интерес к занятию, настойчивость.

Оборудование: план рассказа-описания, предметные картинки с изображением транспорта.

2.Сообщение темы занятия

3.Знакомство с планом рассказа – описания.

ü Виды транспорта.

ü Грузовой или легковой?

ü Из каких частей состоит?

ü За счет чего передвигается?

ü Кто управляет?

4. Артикуляционная и дыхательная гимнастка.

5. Составление рассказа – описания по плану

Логопед приветствует детей.

Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо от старика Хоттабыча, давайте вместе прочитаем его.

Ребята посмотрите внимательно на письмо, как вы думаете, что старик Хоттабыч хотел нам сообщить.

Я думаю, что – то случилось с ковром самолетом старика Хоттабыча, давайте отправимся ему на помощь.

К старику Хоттабычу мы поедем на поезде. Чтобы занять места в вагонах нужно разложить картинки: в первый вагон картинки, в названии которых один слог, во второй – два слога, в третий – три.

Вот добрались мы до первой станции.

На этой станции мы вспомним, какие бывают виды транспорта.

Ребята, какие виды транспорта вы знаете?

Сейчас я буду называть транспорт, а вы показываете их движениями.

Вот мы и на станции №2.

Вы знаете, что транспорт бывает грузовым и легковым. Грузовой служит для перевозки различных грузов, а легковой для перевозки людей.

У вас на партах лежат картинки с изображением грузовика и легкового автомобиля.

Я покажу картинку, а вы выберите тот транспорт, с помощью которого это можно перевезти.

Станция «Ремонтная мастерская».

Посмотрите на картинки внимательно и ответьте, какой части не хватает?

Станция №4 «Заправочная».

А теперь заправьте виды транспорта.

Все профессии нужны, все профессии важны. Давайте вспомним, кто управляет транспортом.

Логопед показывает картинку и задает вопрос: «кто управляет …»

Самолет – пилот, летчик; легковая машина – водитель, грузовая – шофер; корабль – капитан; поезд – машинист.

Мы с вами так долго путешествовали, давайте отдохнем.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай

О них ты на улице не забывай.

В морях корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда

Дети садятся на ковер для выполнения артикуляционной гимнастики.

Читайте также:
Составление детьми описательного рассказа по портретам

«Качели», «Часики», «Лошадка»

Дыхательная гимнастика по А.Г. Ипполитовой.

На каждой станции мы с вами получали часть картинки, давайте, соединим их и посмотрим, что получится!

(На ковер выходит старик Хоттабыч).

Ребята, посмотрите, вот и старик Хоттабыч.

Ребята посмотрите, что у нас получилось?

Ребята, давайте расскажем Хоттабычу, про самолет.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?

Логопед оценивает деятельность детей на занятии.

Дети приветствуют логопеда.

Дети высказывают свое мнение.

Дети раскладывают картинки.

Дети перечисляют виды транспорта.

Дети отвечают полными ответами.

Дети проводят дорожки простым карандашом.

Дети отвечают полным ответом.

Дети двигаются по кругу на носочках, соединяют поочередно пальцы обеих рук, на каждый ударный слог, со слов В морях… идут на пяточках.

Дети вместе с логопедом собирают из частей картинку.

Дети отвечают на вопрос.

Дети составляют рассказ – описание по плану.

Дети обобщают знания, полученные на занятии.

На ковре дети становятся в круг, передавая мяч по кругу, называют своё имя ласково.

Логопед открывает письмо и показывает его детям.

На каждой станции дети получают часть картинки

Воздушный – руки в стороны, наземный – «крутят» руль, водный – «плывут».

Предметные картинки (дрова, мебель, дети, человек)

каждого ребенка на парте лежит картинка с изображением транспортных средства и источников «питания».

Картинку собрать не удается из – за отсутствия 1 части.

Старик Хоттабыч отдает детям недостающую часть картинки.

Старик Хоттабыч благодарит детей и уходит.

1. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием»

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима», «Весна», «Осень».

3. Васильева С.А., Мирясова В.И. «Тематический словарь в картинках»

4. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит»

5. Курицына Э.М., Тараева Л.А. «Большая книга занятий по развитию речи»

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002316

Штрих код (№ квитанции) 62502669050476 Дата отправки 27 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Составление рассказа-описания

Тема: составление рассказа-описания медведя.

Цель: закрепить навык самостоятельного составления рассказа по представлению опорных картинок.

Коррекционно-образовательные: расширить и актуализировать знания детей об окружающем (животные и птицы, их жилища, части тела, пища); научить детей отвечать на вопросы логопеда полным предложением.

Коррекционно-воспитательные: научить детей правильно вести себя на занятии (отвечать на вопросы по очереди или кого спросят, не перебивать друг друга); учить детей помогать в трудной ситуации.

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление (умение отгадывать загадки); развивать общую и мелкую моторику; развивать зрительное восприятие, зрительное и слуховое внимание, память; развивать связную речь (научить детей отвечать на вопросы логопеда полным предложением, составлять рассказ по картинному плану); развивать зрительно-моторную координацию (по средствам разукрашивания)

Читайте также:
Игры с песком в логопедии

Оборудование: картинки с изображением медведя, зайца, мышки, воробья и их пищи на отдельных картинках; конверт с письмом из леса; картинки-символы; контурное изображение медведя для каждого ребенка.

Ход занятия.

I. Организационный момент (2-3 мин.).

II. Основная часть.

1. Повторение пройденного материала (3-5 мин.).

– Ребята, давайте вспомним, про каких животных и птиц мы говорили вчера на занятии!

(Дети называют животных и птиц, а логопед вывешивает на доску картинки с их изображением.)

– У этих животных не только по-разному называются части тела, жилища, но и пища. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением того, чем питаются звери и птицы. Давайте распределим, кто, чем питается.

(У каждого ребенка на столе находятся картинки с изображением пищи только для одного животного. Дети рассматривают картинки. Затем логопед вызывает каждого ребенка по очереди и просит назвать, что изображено на его картинках и кто это ест.

Например: – Петя, что нарисовано на твоих картинках?

– Кто ест морковь и капусту?

– Правильно, заяц ест морковь и капусту.)

– Ребята, кто помнит, как одним словом называется пища этих животных и птиц?

(Дети отвечают хором и индивидуально с помощью логопеда.

Например: – То, что ест заяц – это чья? – Заячья пища.)

2. Игра «Исправь ошибку» (3-5 мин.)

– Ребята, сегодня утром мне принесли письмо из леса, давайте его прочитаем. На конверте написано: «Ребятам от медвежонка».

Логопед читает письмо.

Здравствуйте, ребята! У меня беда. Я решил написать письмо моему другу – белому медведю, чтобы рассказать про наш лес и все перепутал. Помогите мне, пожалуйста, исправить ошибки.

У медведя лисий хвост.

Заяц любит мясо, ягоды, мед. Это заячья пища.

Змея живее в беличьем дупле.

Мышь любит мошек, червяков – это мышиная пища.

У мышки медвежьи лапы.

– Ну что, ребята, поможем медвежонку?

(Дети соглашаются, и логопед читает предложения, которые необходимо исправить. Дети исправляют их. Логопед задает вопросы, например, а у кого лисий хвост?)

Три медведя шли домой –

Папа был медведь большой,

(поднимают руки над головой)

Мама с ним поменьше ростом,

(руки на уровне груди)

А сынок-малютка просто.

4. Подготовка к составлению рассказа (5-7 мин.).

– Молодцы, ребята. А теперь угадайте, про кого будет загадка: «Он большой и косолапый, живет в берлоге, сосет лапу». (Медведь)

– Правильно, это наш медведь – вот он какой!

(Логопед вывешивает на доску картинку с изображением медведя. Дети рассматривают его и отвечают на вопросы логопеда.)

– Какая у медведя шуба? (медвежья шуба теплая и мохнатая)

– Какая у медведя походка? (ходит тяжело, двигая лапами вкось, поэтому его называют косолапым)

– Что ест медведь? (мясо, мед, ягоды)

– Медведь ловкий? (да, он лазает по деревьям, может быстро бегать)

– Где живет медведь? (медведь живет в лесу, зимой он спит в берлоге)

(По мере ответа на вопросы на доске выставляются символы-подсказки, которые впоследствии играют роль картинного плана: мохнатая шуба, тяжелая косолапая походка, медвежья пища, зимой живет в берлоге, ловко лазает по деревьям и быстро бегает.)

5. Самостоятельное составление рассказа с опорой на картинки-символы

– Ребята, давайте составим рассказ про нашего медведя.

(Дети вместе с логопедом составляют рассказ по картинному плану, можно по цепочке. Например.

Кто это? – Это медведь. У него мохнатая теплая шуба. Ходит медведь тяжело, двигает лапами вкось, поэтому его и называют косолапым. Он может быстро бегать и ловко лазать по деревьям. Медведь ест ягоды, мясо, мед. Медведь живет в лесу. Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.)

Читайте также:
Отчет о самообследовании учителя-логопеда

III. Итог занятия (1-2 мин.).

Детям раздаются контуры медведя, они должны раскрасить его и еще раз дома проговорить рассказ про медведя.

Картотека «Артикуляционная гимнастика»

Ольга Хавова
Картотека «Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика «Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт,удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика «Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо,из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась.Произносить: Пррр…пррр,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку.Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» (расслабление мышц я зыка)

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»(10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух,периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика «Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол, потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Читайте также:
Звук и буква Б - конспект логопедического занятия

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

Артикуляционная гимнастика «Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Артикуляционная гимнастика

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

Артикуляционная гимнастика «Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,

широким языком в форме “чашечки”, прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами – “дэ-дэ-дэ. “

Артикуляционная гимнастика «Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать “грибочек” (т. е. присосать шарокий язык к нёбу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,

положить широкий язык на нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – “орешки”.

Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот,

с напряжением произнести долгое “ы-ы-ы. “

Артикуляционная гимнастика «Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

кончиком языка погладить (“покрасить”) нёбо.

Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

произнести “а-а” и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Зачем нужна гимнастика? Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Сообщение для воспитателей ДОУ к презентации учителя-логопеда МАДОУ ЦРР-д/с №5 ЩМР МО) Гимнастика для рук,.

Буклет «Артикуляционная гимнастика» 1. «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».

Артикуляционная гимнастика Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать.

Картотека логопедических игр «Веселая артикуляционная гимнастика» МКДОУ Ключинский детский сад «Звездочка» Веселая артикуляционная гимнастика (средняя группа) Воспитатель:Серганова. Ю. С.

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Произношение.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Подготовила и провела мастер-класс для родителей учитель-логопед Лысенко Светлана Анатольевна Артикуляционная гимнастика. Упражнения.

Памятка «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. Целью артикуляционной гимнастики является.

Читайте также:
Дикие и домашние животные - конспект урока развития речи во 2 классе школы V вида

Консультация «Артикуляционная гимнастика и её значение» Артикуляционная гимнастика это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц полноценных движений и определенных.

Артикуляционная гимнастика для детей

Что такое артикуляционная гимнастика

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

  • Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
  • Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

  • «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».
  • «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.
  • «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.
  • «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.
  • «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.
  • «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • «Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.
Читайте также:
Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

  • «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.
  • «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
  • «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

  • «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.
  • «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.
  • «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:

  • «Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.
  • «Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»

Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: