Конспект занятия ко Дню кошек для детей подготовительной группы
Елена Бухаркова
Конспект занятия ко Дню кошек для детей подготовительной группы
Конспект занятия ко дню кошек (1 марта, для детей подготовительной группы
Составила воспитатель МБДОУ №29 Бухаркова Е. Ю.
Цель: Уточнение и расширение знаний детей о кошках.
1. Познакомить детей с жизнью кошек.
2. Закрепить знание детей об особенностях внешнего вида, о назначении органов чувств и повадках кошек.
3. Расширить знания о породах кошек.
4. Развивать познавательную активность.
5. Расширять и обогащать словарь детей по данной теме. Воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.
•Беседы с детьми на темы: «Что мы знаем о кошках?», «Какие бывают кошки», «Откуда пришли к нам кошки?», «Какие способности имеют кошки?»,
• Чтение стихотворения С. Михалкова «Котята».
• Просмотр альбома “Породы кошек”.
• Работа с энциклопедиями.
• Выполнение аппликации «Моя любимая кошка».
• Оформление выставки «Такие разные кошки».
• Плакаты «Породы кошек», «Наши любимцы» (фотографии кошек детей, книги и энциклопедии с изображением и описанием пород кошек.
• Пазлы с изображением кошек.
• Трафареты для вырезания кошки. Ножницы и клей.
Ход мероприятия
Отворилась тихо дверь –
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род –
На охоту вышел. (кот)
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас пойдет разговор о любимых многими домашних животных – кошках. Поднимите руки те, у кого дома есть кошка.
Итак, почти у всех дома живут эти милые пушистые зверьки. Знаете ли вы, что кошка живет с человеком не одну тысячу лет?
В древности кошки были дикими животными, человек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное. Родиной домашней кошки является Африка. Существует легенда, что наши домашние кошки – потомки дикой нубийской кошки, живущей в Северной Африке. Её приручили древние египтяне. Они считали кошку священным животным (ведь именно кошки спасли от голодной смерти народ Египта, уничтожая мышей и крыс, тем самым спасая урожай зерна). В честь кошки строили храмы, её изображению приносили жертвы. Смерть кошки отмечалась в египетском доме трауром, а убийство считалось тяжким преступлением и каралось смертью.
Ребята, может, вы знаете что-нибудь о кошках? (ответы детей)
• О глазах кошки. (У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивается со светоотражателем машины. И действительно в полутьме у кошки можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят они в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета. Зрачки в темноте расширяются. Она спокойно ходит в темноте. В этом ей помогают ее усы).
• Зачем кошке усы. (Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря ним кошка ощущает малейшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы).
• Как кошки слышат. (У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, и тот час настораживается. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча.В то же время слух ее весьма своеобразен: кошка может не обратить внимание, например, на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом).
• Что происходит с шерстью кошки. (Линяет).
• Как кошка ухаживает за собой. (Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. И если добыча почувствует запах кошки, то кошка может остаться голодной).
• Повадки кошек. (Кошка очень свободолюбивое и своенравное животное. Её нельзя принуждать делать то, что она не хочет. Но если ей что-то потребуется, кошка сама придёт к вам.
Кошка хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это красивое, грациозное животное).
• Как ухаживать за кошкой.
1. Кошкам необходимо развивать когти, для этого можно использовать доску или сделать специальный валик на подставке.
2. Для ухода за шерстью используют гребни и щётки. Это хорошо влияет на самочувствие кошки, служит для массажа и дыхания кожи.
3. Посуда для еды и питья должна быть устойчивой и неглубокой. Посуду нужно регулярно мыть.
4. Взрослую кошку лучше кормить 2 – 3 раза в день. Котят надо кормить 6 раз в день.
• Что происходит при падении кошки с высоты. (Кошки всегда приземляются на четыре лапы, их позвоночник очень гибкий, и даже упав с большой высоты кошки могут остаться в живых)
– Какие породы кошек вы знаете. (Демонстрируется плакат с изображением пород кошек: абиссинская, британская короткошерстная, канадский сфинкс, русская голубая, тайская, персидская, сиамская).
– Ребята, так какими же качествами обладают кошки? (Дети называют качества)
• умение ориентироваться в темноте;
• умение находить дорогу домой и т. д.
Воспитатель: Кошка – свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то, что она не хочет. Кошка любит полную свободу действий. А если она захочет, чтобы ее погладили, она придет сама.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать стихотворение С. Михалкова «Котята».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Котята».
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
Мы решали,мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Hаконец,мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ – котенок самый белый,
ДВА – котенок самый смелый,
ТРИ – котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.
ПЯТЬ – похож на ТРИ и ДВА –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Существуют народные приметы, о том ка кошка предсказывает погоду. Давайте их прочитаем и обсудим их значение. (Дети читают приметы, объясняют их значение)
• Скребет лапами по полу – зимой – к метели, летом – к дождю.
• Закрывает нос лапой – к холоду, распускает хвост – к метели.
• Кошка клубком – на мороз, в печке – к ненастью, вверх брюшком лежит – к теплу.
Воспитатель: А задумывались ли вы, откуда берутся бездомные кошки? Ну, бегает кошка по подъезду и пусть себе бегает. Мало ли, откуда она прибежала. А кошка эта когда-то была домашней. Жила в квартире и забот не знала.
Я предлагаю вам посмотреть сценку, которая называется «Бездомная кошка».
Сценка: «Бездомная кошка».
Прохожий:Однажды я встретил бездомную кошку:
Кошка. Ничего, понемножку.
Прохожий. Я слышал, что Вы тяжело заболели?
Прохожий. Так значит, лежали в постели?
Кошка. Лежала на улице много недель-
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Прохожий.Подумал я: странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто виноват в том, что кошка стала бездомной? (Дети отвечают). Что же нужно делать, чтобы не было бездомных кошек?
(Дети отвечают)
Заведите себе котенка, подберите бездомную кошку, окружите ее заботой и теплом, тогда ваш Барсик или Мурка ответят вам тем же. И станет мир чище и добрее. А мы почувствуем себя людьми – существами разумными!
2 часть: Игровая
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
1. Кто больше знает сказок, мультфильмов с участием кошек (выигрывает тот, кто больше вспомнит м/ф или сказок). Кот Леопольд, Кошкин дом, Бременские музыканты, Репка, Кот в сапогах, Ивашка из дворца пионеров, Кот, петух и лиса, Котофей Иванович, Кот – рыбалов, Простоквашико, Чучело – мяучило, Приключения Буратино, Котенок Гав, Кот и дрозд…
2. Игра «Собери пазл» с картинкой кошки. Дети делятся на две команды, и на время собираю пазл. Побеждает та команда, которая первой соберет пазл.
4. Игра «Поймай рыбку». Чем любят лакомиться кошки? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю каждому из вас сделать аппликацию «Мой веселый котик». У каждого ребенка на столе лежит заготовка с изображением кошки, ножницы, клей. Дети вырезают кошку. Складывают по контуру и склеивают.
Воспитатель помогает детишкам по необходимости, а остальные выполняют самостоятельно.
Воспитатель: «Молодцы ребята! Посмотрите, какие разноцветные котики у нас получились.»
Анализ готовых работ.
Дети показывают друг другу свои работы. Оценивают их.
Давайте сделаем выставку наших котиков.
Итог занятия.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает название занятия, тему, содержание.
Затем готовые работы выставляются на стенд.
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в сказку» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе Ноябрь Занятие №4 дата: двадцатое ноябрятема: «Путешествие.
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Путешествие по городу» Ход занятия. Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие наши гости. Сегодня мы с вами посетим самые красивые места нашего города, может.
Конспект занятия «1 марта — День кошек» для детей младшего школьного возраста Цели: – познакомить детей с историей праздника. – рассказать интересные факты связанные с кошкой; – нарисовать свою кошку. Беседа. Здравствуйте.
Конспект занятия «Домашние животные» для детей подготовительной группы Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по теме “Домашние животные и их детеныши”. Задачи: Коррекционно-образовательные: •.
Конспект занятия «Мои ручки» для детей подготовительной группы. Цель: дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями. Задачи:.
Конспект занятия по аппликации «Змея» для детей подготовительной группы Конспект занятия по аппликации: «Змея» для детей подготовительной группы «Ромашка» Выполнила: Седова Наталья Владимировна. Цель: учить.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Поздравляем маму» Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы, занимающихся на логопункте. Цели: • Развивать умение подбирать признаки и действия.
Конспект занятия по подготовке детей к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Экскурсия в православный храм» Экскурсия проводилась с детьми подготовительной группы с письменного согласия родителей. Предварительная работа: знакомство с жизнью :Преподобного.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей старшей группы (5–6 лет)
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Дата публикации: 30.06.2020
Статья просмотрена: 305 раз
Библиографическое описание:
Никифорова, Е. С. Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей старшей группы (5–6 лет) / Е. С. Никифорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5427/ (дата обращения: 18.01.2022).
Задачи:
– формировать грамматически правильную речь;
– учить детей действовать по алгоритму с опорой на схему;
– совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
– обогащать активный словарь дошкольников;
– упражнять детей в составлении описательных рассказов по мнемотаблице;
– закрепить количественный и порядковый счет, умение ориентироваться на листе бумаги;
– углубить и расширить представления о кошке и её внешнем виде;
– воспитывать трудолюбие и добросовестное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать друг с другом.
Оборудование: конструктор «ТИКО — Малыш», игрушка кошка, нарисованные следы кошки (перед занятием выкладываются в виде дорожки), коврик для кошки, иллюстрации разных пород, зелёные и красные фишки, лист бумаги светло зелёного цвета, предметные картинки, мнемотаблица, раскраски.
Практические: игра, оформление, конструирование, творческая и практическая работа.
Наглядные: показ способа действия, совместные действия детей и взрослого, рассматривание иллюстраций.
Словесные: беседа, объяснение.
Словарная работа : дикие животные, домашние животные, порода.
Предварительная работа: чтение Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», Р.Киплинг «Кошка, которая гуляет сама по себе», беседа о диких и домашних животных, разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, здесь кто-то оставил свои следы!? А чтобы узнать, чьи это следы нужно отгадать загадку! Слушайте внимательно!
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Он умеет чисто мыться,
Не водой, а язычком.
А как часто ему снится,
Блюдце с тёплым молочком!
Только мышь его боится…
Угадали? Это — … (кот)
А давайте пойдём по следам! Может быть, нам повезет, и мы повстречаем хозяина этих следов или посмотрим, куда они нас приведут! Мои большие ноги шагают по дороге (топ-топ, топ-топ). Маленькие ножки шагают по дорожке (топ-топ-топ, топ-топ-топ). Дети идут за воспитателем, соблюдая ритм, заложенный в тексте.
— Ух, ты! Ребята, мне кажется, мы с вами пришли. Посмотрите вокруг. Какая красивая полянка! На деревьях поют птицы! Шумит сказочный лес! А сколько цветов то вокруг! Давайте присядем и отдохнём! Дети присаживаются на стульчики.
— Ой, ребята, вы тоже слышите? Там за деревом кто-то скребётся! Кто бы это мог быть?! Пойду, посмотрю! Воспитатель достает мягкую игрушку — кошечку.
— Смотрите ребята! Да это же кошечка! Какая она хорошенькая! А давайте возьмём её к себе? Пусть она на нас посмотрит, послушает наши рассказы!? Ответ детей. (Воспитатель кладёт кошку на коврик).
1 упражнение «Кошка — домашнее животное!»
Воспитатель:
Ребята, скажите, а кошка — это дикое или домашнее животное?
Поднимите руку те, кто может сказать, почему кошка — это домашнее животное? И чем дикие животные отличаются от домашних? Ответы детей. Воспитатель подводит итог.
Правильно! Домашние животные не могут жить без внимания и заботы человека, если человек не будет о них заботиться, то они погибнут, эти животные, обычно не только живут рядом с человеком, но и рождаются под его присмотром.
А дикие животные — это животные, которые не могут и не должны жить с человеком, они рождаются и растут в дикой природе (например, в лесу) этим животным не нужен человек, чтобы выжить, они живут по своим правилам и законам.
2 упражнение «Сравним разные породы кошек».
Воспитатель:
Ребята, давайте сравним изображения разных пород кошек и назовём сходства и отличия.
Порода — это разновидность домашних животных, имеющих схожий внешний вид, с какой-то отличительной особенностью. Вот, посмотрите, на этих иллюстрациях вы видите кошек различных пород. (Приложение 1).
А посчитать количество сходств и различий помогут нам фишки. Зелёные фишки — сходства, а красные фишки — отличия.
Давайте сначала назовём сходства!
Ответы детей: хвост, 4 лапы, пасть с зубами, нос, 2 уха, вскармливают детёнышей молоком, и т. д., за каждое обозначенное сходство воспитатель раздает фишки зеленого цвета.
Воспитатель:
Давайте посчитаем, сколько фишек зелёного цвета у вас получилось. Считают фишки (закрепляют количественный счет).
А теперь ещё раз внимательно посмотрите на картинки и назовите отличия. Дети называют отличия.
Воспитатель:
Молодцы! Вы очень внимательные! Сколько фишек красного цвета у нас получилось? (Закрепляют порядковый счет).
3 упражнение «Что умеют делать кошки?»
Воспитатель:
Ребята, а теперь давайте вспомним, что умеют делать кошки?
Ответы детей: Кошки любят ласкаться. Кошки умеют мурлыкать, мяукать, лизать, прыгать, играть, смотреть, ловить, лакать, прогибаться, бегать, сворачиваться в клубок и т. д.
Воспитатель :
— Вы молодцы! И смогли придумать очень много глаголов!
— Ребята, а давайте дадим кличку нашей новой знакомой!?
Дети предлагают клички для кошечки и выбирают одну, например, Мурка)
4 упражнение «Физкультминутка».
На окошке кот лежит (Сложить ладони вместе, поднести к щеке)
Мыши думают, что спит. (Поднести ладони к другой щеке)
В пляс пустились, не унять! (Танцевальные движения)
Васенька, пора вставать. (Имитация: гладим кота)
День проспал, настала ночь (Потянуться и опустить руки)
Разбегайтесь мыши прочь! (Бег на месте).
После выполнения физкультминутки дети присаживаются за столы.
Воспитатель:
Ребята, смотрите, а наша Мурка почему-то плачет! Давайте спросим, что случилось? Воспитатель подносит Мурку к уху и пару секунд внимательно слушает, мимикой и жестами давая эмоциональный отклик .
— Мурка мне сказала, что у неё нет игрушек. А ей очень хочется поиграть! Поиграем с Муркой?
5 упражнение «Что где лежит?»
Перед вами лежит чистый лист бумаги и набор карточек с иллюстрациями. (Приложение 2). Самая первая карточка — карточка с изображением кошки, давайте представим, что это наша Мурка. Она будет сидеть в центре листа.. Возьмите карточку с кошкой и расположите её в центре. А теперь, внимательно слушайте инструкцию и помогите разложить игрушки, так как удобно Мурке.
Дети выполняют задание.
– Мурка сидит в центре листа;
– Клубок ниток находится с лева от Мурки;
– Мышка расположилась под кошкой;
– Домик Мурки находится в верхнем правом углу;
– Бантик находится в нижнем левом углу;
– Шарик-шестигранник находится в нижнем правом углу;
– Воздушный змей находится в верхнем левом углу;
– Справа от Мурки расположена мягкая игрушка;
– Коврик с котёнком находится над Муркой.
Молодцы ребята! Выполнить задание получилось практически у всех, а у кого не получилось, вы не расстраивайтесь, позже мы еще раз попробуем и у нас всё получится!
— Посмотрите ребята, Мурка уже не плачет, но она всё ещё грустная. Что же с ней? Воспитатель опять подносит Мурку к уху и слушает.
— Мурка мне сказала, что у неё нет друзей!
— А мы с вами можем помочь Мурке?! А давайте из ТИКО — конструктора смоделируем для неё котиков и кошечек. А Мурка будет ходить, и смотреть, как вы стараетесь!
6 упражнение «Друзья для Мурки».
Дети конструируют друзей для Мурки по заданной схеме, для этого, у каждого в коробке лежит схема. (Приложение 3).
7 упражнение «Пальчиковая гимнастика».
Выполняется на правой и на левой руке по очереди!
Персидская кошка сидит на полу,
Персидская кошка подходит к столу,
Персидская кошка лапкой скребёт,
Персидская кошка хозяйку зовёт.
8 упражнение «Описательный рассказ по мнемотаблице»
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите, наша Мурка успокоилась и готова нас внимательно слушать. А давайте мы с вами составим рассказ о ней, или о её новом друге. А может быть, кто-то захочет рассказать о кошке, которая живёт у вас дома или у ваших родственников?
— А составлять рассказ мы будем по следующей схеме. Посмотрите внимательно на таблицу. (Приложение 4).
- Где живёт кошка;
- Кличка кошки;
- Внешний вид кошки:
а. Голова (мордочка): глаза, уши нос;
б. Туловище: размер, шерсть, движения;
г. Повадки, поведение кошки.
- Чем питается кошка;
- Ваше отношение к кошке.
9. Подведение итогов.
Воспитатель:
Ребята, вы большие молодцы! Вы сегодня славно постарались!
Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии?
О ком мы сегодня говорили?
Что вам понравилось?
Что бы вам хотелось ещё узнать?
Мурка говорит, что ей очень понравилось у нас, и мы можем осторожно поиграть с ней и её новыми друзьями. А ещё она приготовила для нас сюрприз. Воспитатель раздаёт раскраски и хвалит каждого ребенка за конкретные заслуги во время занятия .
Похожие статьи
Конспект совместной деятельности. Игра «День рождения кошки. »
На столе перед детьми выкладываются плоскостные кошечки у каждого из которых свой цвет бантика. Воспитатель обращает внимание на то, что кошечки все одинаковые, а вот бантики у всех разные, предлагает детям назвать цвет бантика каждой кошки.
Домашний питомец — кошка | Статья в журнале «Юный ученый»
Кошки — это самые распространенные млекопитающие на Земле.
Кошки умеют различать цвета, превосходно видят в условиях слабого освещения.
Кошки часто мурлычут среди сородичей: например, когда кошка встречает своих котят.
Особенности кошек и их роль в жизни человека | Статья в журнале.
Предком домашних кошек современные ученые считают диких степных кошек, обитающих на севере Африки.
Вскоре в Древнем Египте кошка превратилась из обычного домашнего зверька в священное животное [3]. Большим почитанием здесь пользовалась богиня.
«Как у нашего кота». Интегрированная ООД для детей первой.
Дети: Кошка. Воспитатель: Молодцы, ребята! К нам в гости пришёл кот Васька (Сидит на подоконнике).
Воспитатель: Дети, давайте подумаем, как мы можем поздравить и развеселить Ваську в День его рождения, чтобы стало у него хорошим настроение.
Конспект совместной деятельности педагога дополнительного.
Педагог: Ребята, все могут ошибаться, простим кошечку? — ответы детей. Кошка: обещаю, больше такого не повторится!
Кошка: Спасибо вам, ребята. Я очень буду, рада и обязательно приду к вам на занятие, но сейчас мне пора к своим котятам.
Кот как архетип в сказках для детей | Статья в журнале.
Многие века кошка находится возле человека, но всё равно остаётся для него существом, тайны которого он разгадать так и не может. Своей сообразительностью и изобретательностью кошки отличаются от всех других животных.
Конспект образовательной деятельности «Коток-воркоток» во.
Дети: Кошка. Воспитатель: Молодцы, ребята! К нам в гости пришёл кот Васька (Сидит на подоконнике). Воспитатель: А с чем
Дидактическая игра «Клубочки для кошки». На столе перед детьми выкладываются плоскостные кошечки у каждого из которых свой цвет бантика.
ТРИЗ — технологии в изобразительной деятельности старших.
Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, ребенок, ребята, Животное, Воспитатель, белая гуашь, волшебный сундучок
Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами отправимся на прогулку в. Воспитатель: Все зайцы на зиму меняют свою серую шубку на.
Конспект занятия «По страницам Красной книги» | Молодой ученый
Почему она красная? (ответы детей). Правильно, потому что красный. Это цвет опасности!
ЗАГАДКА: Лесники ее котят взять с собой не захотят. Ей не скажешь: Мурка, брысь!
Игра «Писатель». Первое животное дети описывают по цепочке вместе с воспитателем по схеме.
Занятие “Все о кошках”
Ложкина Елена Валерьевна
МБУДО ЦДО «СОЗВЕЗДИЕ», г.Воронеж
педагог дополнительного образования
Занятие «Все о кошках»
тип занятия: актуализация знаний и умений учащихся.
Цель занятия:создание условий для роста уровня знаний учащихся по теме «Домашние питомцы»
– повторить, обобщить знания учащихся о происхождении, повадках, жизни кошек;
– сформировать научное мировоззрение, выработать активную жизненную позицию;
– развить наблюдательность, внимание, память, творческие способности; умение работать в команде; интерес к кошкам;
– воспитать бережное отношение к домашним любимцам.
Оборудование:рисунки представителей семейства кошачьих, пород кошек, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, карточки со следами животных, кроссворды, ножницы, схемы изготовления котёнка по способу оригами, клей, плакат с ребусом о кошке.
Возраст участников:9-10 лет.
Ход занятия:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Угадайте, кто это?
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
-Поднимите руки те, у кого есть дома кошки?
-Какой они породы?
-А интересно ли будет вам узнать о происхождении домашних кошек, их повадках, разных породах?
Цель сегодняшнего занятия – в игровой форме обеспечить рост уровня знаний по теме «Домашние питомцы». Мы повторим и обобщим ваши знания о жизни кошек; будем формировать научное мировоззрение, будем развивать наблюдательность, внимание, память, творческие способности; любовь к домашним питомцам. И даже посоревнуемся во время викторины.
Актуализация знаний с целью подготовки к дальнейшим занятиям.
И внешность, и повадки кошки хорошо знакомы нам с детских лет. В наше время кошка распространена человеком почти по всему миру, но в начале нашей эры европейские народы ещё не имели у себя кошек, а для истребления мышей пользовались другими хищниками – хорьками и куницами. (демонстрация рисунка)
В средние века в Англии существовал закон, определявший цену кошки и налагавший суровые кары за её убийство; это показывает, что в те времена на севере Европы кошка ещё была редкостью. Напротив, в Египте домашняя кошка была известна 4 тысячи лет до нашей эры, а спустя 2 тысячи лет кошка стала там предметом религиозного почитания. Её таинственная ночная жизнь, привязанность к домашнему очагу и загадочный свет, исходящий в потёмках из её глаз, сделали кошку хранителем жилища; она была посвящена богине Баст, олицетворявшей луну и плодородие. (демонстрация рисунка)
Следовательно, родину домашней кошки придётся искать в Африке. И действительно, в пограничном с Египтом Судане была открыта дикая форма – суданская или нубийская буланая кошка (демонстрация рисунка). По общему облику и по размерам суданская кошка похожа на беспородную домашнюю. Основной тон её глинисто-жёлтый или булано-серый, по нему выступают более тёмные поперечные полоски на теле и на ногах как у наших «Васек» и «Мурок». Предки наших кошек жили и на Кавказе и в Средней Азии.
Сравнительно с другими одомашненными животными кошка изменилась мало и не образовывала такого разнообразия пород, какие мы встречаем у собак, кур, голубей. Различия между породами сводятся преимущественно к оттенкам шерсти и к длине и густоте шерсти (длинношерстные белые ангорские кошки, пушистые персидские кошки, гладкошерстные сиамские, одноцветные и многоцветные, с очень короткими хвостами (с острова Мэн), с отвислыми ушами (в Китае)). (демонстрация рисунков) Но все кошки сохранили вольный дух, независимость, грациозность и склонность к ночному образу жизни, свойственные их диким собратьям.
В доме кошка ловит мышей. А мыши скрываются в подполье и на кормёжку выходят по ночам; в это время за ними и охотится кошка. В таких условиях находить добычу кошке помогает зрение, хороший слух, органы осязания, бесшумное передвижение и чистоплотность (от кошки не пахнет потом).
Обычная продолжительность жизни кошки 12-15 лет. Обыкновенно кошка рождает детёнышей 2 раза в год и приносит по 3-6 котят. Котята рождаются беспомощными и слепыми.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
А сейчас проверим, как вы знаете и любите своих домашних питомцев.
Викторина «Всё о кошках»
Группа делится на 2 команды. Каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана.
1 конкурс: Загадки.
– Часто этого кошки боятся:
Он с хоботом резиновым,
с желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.
Глазище, усище, хвостище,
А моется всех чище.
– Это кошка любит:
чистое небо, да не вода,
клейкое, да не смола,
белое, да не снег,
сладкое, да не мёд.
– С этим кошки любят играть:
А за хвост не поймаешь.
Мелькает за стволами.
Глаза золотые и
– Это кошка любит:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Правильно отгадали загадку – 1 очко
2 конкурс: Рисунки.
Каждая команда получает рисунки пород кошек, представителей семейства кошачьих. За каждый правильный ответ – 1 очко.
Русская голубая кошка
Физкультминутка.
Вот идет черный кот.
(Шаги с высоким подниманием ног.)
Притаился – мышку ждет.
(Приседания, руки к коленям.)
Мышка норку обойдет.
И к коту не подойдет.
3 конкурс: Кроссворд
Каждая команда получает листок с кроссвордом и вопросы. Выигрывает та команда, которая первой отгадает кроссворд (максимальное количество очков -6, по количеству отгаданных слов).
Что прячет кошка в подушечке лапы? (коготь)
Что есть у всех кошек, кроме кошек породы Манкс? (хвост)
Любопытная кошка очень не любит, когда в квартире закрыта какая-нибудь….? (дверь)
У персов он курносый, у ангорок – розовый, а у сиамских – любопытный? (нос)
Каждая кошка «ощупывает» ими воздух, чем? (усы)
Длинная или короткая, шелковистая или курчавая…. О чём идёт речь? (шерсть)
После отгадывания кроссворда педагогу надо обратить внимание детей на пункт 1 и 5 и объяснить, для чего это необходимо кошке.
4 конкурс: Следопыт.
Обе команды получают карточки с изображением следов: кошки, собаки, кабана, белки (под номерами).
Какой след принадлежит нашей домашней любимице?
По окончании конкурса указать на различия между следами кошки и собаки (кошка при ходьбе втягивает когти, а собака – нет, следовательно, след кошки не имеет отпечатка когтей).
Правильный ответ – 1 очко.
5 конкурс: Задачка про кошку.
Каждая команда получает карточку с условием задачи. Выигрывает команда, которая быстрее решит задачу – 1 очко.
У собаки 42 зуба. А у человека – 32. У человека 10 пальцев на руках и 10 пальцев на ногах. А у кошки на передних лапках по 5 коготков, на задних по 4. Если от собачьих зубов отнять твои зубы, да прибавить потом все кошачьи когти и в придачу по хвосту от кошки и собаки – то ты узнаешь, сколько зубов у твоей пушистой любимицы.
У кошки всего лишь 30 зубов. Но самые важные и самые главные у неё – 4 клыка. Они годятся и для боя, и для защиты, и для еды.
Музыкальная пауза. Под фонограмму песни «Черны кот» обе команды танцуют и изображают котов и кошек.
6 конкурс: Ребус.
Как вы знаете, первыми людьми на земле, приручившими кошку, были древние египтяне. Называли этих кошек с короткой золотистой шерстью «Мау». И сейчас существует порода кошек, прямых потомков тех самых египетских Мау.
Здесь зашифровано название этой породы кошек. А чтобы его расшифровать, нужно подставить вместо иероглифов буквы.
Команда, первая выполнившая задание получает 1 очко. По окончании конкурса показать рисунок этой породы. Плакат с ребусом (или презентация) вывешивается на доску.
Физкультминутка
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик к низу: оп-оп-оп.
(Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это максимально бесшумно.)
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
(Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой, слегка покачиваясь.)
7 конкурс: Художники
По одному человеку от команды завязывают глаза. Он должен быстрее соперника нарисовать кошку на листе бумаги.
Понятный рисунок оценивается в 1 очко.
8 конкурс: Конкурс капитанов.
Оценивается в 1 очко. Капитанам выдаются по 2 бумажных квадрата, клей. Без помощи команды капитаны по схеме должны сделать котёнка по способу оригами. Победитель должен сделать это быстрее, аккуратнее, не забыть нарисовать мордочку котёнку.
Б) Что? Где? Когда?
Вопрос. Кошки удивительно чистоплотны. Умывается кошка очень тщательно. Зачем?
Ответ. Она слизывает с себя не столько приставшую к ней грязь, сколько собственный запах. А делает она это для того, чтобы добыча не почувствовала опасность. Кошка – это ведь охотник.
Оценивается в 1 очко.
Игра «Кошки-мышки» для разрядки, снятия напряжения, усталости, создания весёлой, доброжелательной атмосферы в группе.
Обобщение и систематизация знаний
Молодцы, ребята. Я вижу, вы хорошо усвоили знания о жизни кошек. (педагог обобщает и систематизирует ответы детей)
Подведение итогов викторины, награждение победителей.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: нарисуйте, пожалуйста, ваших любимых питомцев, напишите небольшие сочинения о них, найдите стихотворения, загадки на эту тему.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Конспект занятия про кошек
Автор: Томилова Александра Анатольевна
Организация: МБДОУ №15
Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск
Цель: Всестороннее развитие детей раннего возраста на основе современных игровых технологий.
- развивать интерес к сверстнику (партнеру по игре), снять психоэмоциональное напряжение;
- стимулировать подражание взрослому, развивать умение действовать по речевой инструкции, вызывать речевое подражание;
- развивать интерес к музыкальным играм, желание в них участвовать;
- развивать интерес к изобразительной деятельности, закреплять умение детей аккуратно пользоваться пальчиковой краской;
- развивать общую и мелкую моторику;
- обогащать представления о домашнем животном – кошке.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: мягкие игрушки кошка и котенок, погремушки, ленты, корзинка с клубочками, ватные диски, игрушечные тарелки, ортопедические дорожки, шаблоны с изображением кошки, пальчиковая краска.
Ход занятия
- Под музыку Железновой «Ну-ка все встали в круг» дети и родители выполняют движения по тексту песни – создать положительный настрой на занятие.
- Игра, направленная на социальное развитие: «Приветствие Здравствуй, Солнце золотое»
Здравствуй, солнце золотое! Поднимаем руки вверх
Здравствуй, небо голубое! Руками изображаем плывущие облака
Здравствуй, вольный ветерок! Раскачиваем руками вправо и влево
Здравствуй, маленький дружок! Здороваюсь с каждым, называя по имени
- Сюрпризный момент «Волшебный мешок»
Кто мурлычет под рукой?
Носик розовый такой,
Пьет из блюдца молоко,
Как зверь называется?
Ребята, а вы догадались кто прячется у меня в мешочке? Правильно кошка! – рассматриваем, звукоподражаем.
расскажу про кошку
Будем пальчики считать?
Будем пальчики считать!
Один, два, три, четыре, пять!
Вот кулак, а вот ладошка
На ладошку села кошка
И крадется потихоньку
Видно мышка там живет!
Дети протягивают ладошки мамам
Мамы помогают детям загибать пальчики
Показываем кулак, а затем ладонь
Мамы ставят свои пальцы на ладонь ребенка
Мамы «бегут» своими пальцами до подмышки малыша
учить действовать по показу воспитателя
Встало Солнце поутру!
Стали деточки плясать,
стали прыгать и скакать,
Руки плавно поднимают,
Руки плавно опускают,
Встаем, поднимаем руки вверх
Действия по тексту
- Ходьба по ортопедическим дорожкам под песню «Вместе весело шагать!»
- Сюрпризный момент
Сажаю кошку на дорожку и привлекаю внимание детей рассказом потешки:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет
Через киску упадет!
- Ребята, а давайте потанцуем для нашей кошечки! Под аккомпанемент музыкального руководителя танцуем танец с погремушками.
- А теперь я вас всех приглашаю за столы!
Продуктивная деятельность «Следы на снегу». На голубом фоне изображен силуэт кошки, макаем пальчики в белую краску и рисуем «следы».
Показываем свои работы кошечке, ей они нравятся, и она хвалит каждого ребенка.
- Подвижная игра «Клубочки».
Беру корзинку с клубочками и рассыпаю по полу со словами:
Разноцветные клубочки укатились от котят,
Будем мы сейчас клубочки все в корзину собирать
Ты клубочек отыщи и в корзину положи!
Игру можно повторить 2-3 раза по настроению детей
- Артикуляционная гимнастика
Киска к детям подошла, молочка просила,
Молочка просила «Мяу» говорила!
Ребята, покажите мне свои язычки, а теперь давайте как киски «полакаем молочко».
- Упражнение, направленное на развитие тактильных ощущений.
Ребятки! А давайте покормим нашу кошечку!
Рвем ватные диски и раскладываем по тарелочкам со словами:
Котик, котик, киска! Вот сметаны миска
Не маши ты лапкой, деток не царапай!
Котик, котик, киска! Вот тебе сосиска,
Будем мы друзьями, поиграй ты с нами!
- Музыкальная пауза «Танец с лентами» (музыкальный руководитель)
- Упражнение «Большой-маленький»
Показываю детям котенка со словами:
У кошки ребенок зовется котенок
Рассматриваем, сравниваем, звукоподражаем
- Пальчиковая гимнастика «Все котятки» – выполняем действия по тексту:
Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки,
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали
- Релаксация – мыльные пузыри
- Свободная игровая деятельность
- Завершение игрового дня
НОД по образовательной области “Познание” во второй младшей группе “Кошка Мурка у нас в гостях”
Цель: уточнить и расширить знания детей о кошках.
Образовательные задачи: ознакомить дошкольников с домашними животными – кошкой и котёнком; учить узнавать и называть, выделять некоторые особенности внешнего вида (пушистая шерсть, длинный хвост, лапки и т.д.); познакомить с особенностями поведения (мяукает, мурлычет, бесшумно ступает своими лапками).
Развивающие задачи: развивать внимательность, наблюдательность, речь, тактильную чувствительность пальцев рук; ввести в активный словарь детей слово “лакает”.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу.
Предварительная работа: отгадывание загадок о кошках, рассматривание их в повседневной жизни, разучивание пальчиковой игры «Расскажу про кошку», разучивание подвижной игры «Кошечка»; прослушивание аудиозаписей «Песня кошки» А.Санин, А.Рыбников, «Песня кошки» А.Муравьёва.
Материалы и оборудование: клубочки, игрушечная кошка, котёнок в корзине, аудиозаписи песен; рисунки с изображением различной еды для кошек, экран, проектор, ноутбук, картина «Кошка с котятами» (из серии «Домашние животные и их детёныши»), слайды «Кошки».
Ход НОД
1. Организационный момент.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (смотрим в «бинокль»)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (ладони к ушкам)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (притопываем)
С добрым утром, солнце! (ручки в сторону)
Мы проснулись! (голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)
(Дети улыбнутся друг другу и гостям).
2. Основная часть.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки. Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто это такой.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Дети. Кошка.
Воспитатель. Правильно, кошка. Давайте позовем её к нам. Скажем вместе «кис-кис-кис». (Воспитатель берёт кошку в руки, рассматривает вместе с детьми).
Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая! А зовут её Мурка. Как вы думаете, почему её так назвали? (Мурлычет, мяукает). Она очень ласковая и любит мурлыкать. Ребята, помните, мы с вами учили пальчиковую игру «Расскажу про кошку». Давайте мы её вспомним. (Дети выполняют пальчиковую игру «Расскажу про кошку»)
Подставляй ладошку, (вытягиваем руки вперёд ладошкой вверх)
Расскажу про кошку, (гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три-четыре-пять! (поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак, (сжимаем пальцы в кулак)
А вот – ладошка, (разжимаем их)
На ладошку села кошка! (ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку, («пробегают» пальчиками до плеча)
И крадётся потихоньку…(прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живёт.
Воспитатель. А теперь посмотрите на эту кошку и скажите, что у неё есть. (Воспитатель показывает на голову кошки).
Дети. Голова, глазки, ушки, носик, усики.
Воспитатель. Правильно, кошки очень хорошо слышат, видят и чувствуют запахи. А ещё что у неё есть?
Дети. Ротик, язычок.
Воспитатель. Что делает кошка язычком?
Дети. Пьёт молоко, умывается.
Воспитатель. Правильно. А ещё по-другому можно сказать: «Лакает молоко». Давайте мы с вами вместе скажем. (Хоровой ответ детей). Покажите, как кошка лакает молоко. (Ведётся артикуляционная гимнастика). Правильно. А теперь покажите, как кошка просит есть.
Звукоподражание детей. Мяу! Мяу!
Воспитатель. Кошка покрыта шерстью, как будто она в шубке. Скажите, какая шубка у нашей Мурки?
Дети. Пушистая, гладкая, мягкая, теплая.
Воспитатель. Какого цвета шерсть у кошки?
Дети. Белого цвета.
Воспитатель. А какой хвост?
Дети. Длинный, пушистый.
Воспитатель. А что еще есть у кошки Мурки?
Дети. Лапки.
Воспитатель. Сколько лапок у кошки?
Дети. Много.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает лапки).
Воспитатель. Мягкие лапки, в лапках коготки-царапки. Для чего нужны кошке когти?
Дети. Защищаться от врагов, лазать по деревьям, ловить мышей.
Воспитатель. Как кошка помогает людям?
Дети. Ловит мышей.
Воспитатель. Ребята, а где живёт кошка?
Дети. Дома.
Воспитатель. Правильно. Кошка – домашнее животное. Она живёт в доме, любит тепло и уют, за ней надо ухаживать: поить и кормить.
Стихотворение про кошку.
Ильзира.
Киска, киска, как дела?
Ты зачем от нас ушла?
Самира.
Не хочу я с вами жить,
Хвостик негде положить,
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете.
Воспитатель. Вот оказывается, мы ей на хвостик наступаем, она обижается.
А сейчас мы с вами отдохнём и разомнёмся. (Воспитатель включает музыку и дети выполняют физкультминутку «Кошечка»)
Есть у кошки глазки, (дети показывают пальчиками глазки)
Есть у кошки ушки, (трогают ушки)
Есть у кошки лапки-
Мягкие подушки. (протягивают руки вперёд, играют пальчиками)
Кошка, кошка – не сердись, (грозят пальчиком)
Не царапай деток-
Брысь! (хлопают в ладоши)
Адиля.
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком;
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком.
Воспитатель. А что любит кушать кошка?
Дети: Молочко, рыбу, мясо.
Воспитатель. Кошки любят мясо, рыбу и молоко. Увидев мышь, кошки осторожно приближаются, пригнувшись к земле и прыгают, чтобы поймать мышку.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашей кошке, как мы умеем играть. Мы с вами поиграем в игру «Покорми кошку» (дидактическая игра).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь наша Мурка сыта. Она довольна и мурлычет. Как она мурлычет?
Звукоподражание детей. Мур! Мур!
Воспитатель. Посмотрите на экран, ребята. Я вам покажу, какие бывают кошки. Они все разные. Кошки бывают с длинной шерстью, с короткой шерстью, с разной окраской. (Во время просмотра слайдов тихо звучит аудиозапись «Песня кошки»).
Звукоподражание «Кошачьи разговоры».
Воспитатель. Кошка мяукает, когда хочет есть или гулять. Попробуйте сказать на кошачьем языке, что хотите кушать.
Дети. Мяу-мяу!
Воспитатель. Если кошка довольна, то она мурлычет. Попробуйте помурлыкать, как довольная кошка.
Дети. Мур-мур-мур.
Воспитатель. Ребята, а у нас есть ещё один гость. Посмотрите, кто сидит в корзинке? (Котёнок). Как вы догадались? (Он маленький). Хотите его погладить? (Дети гладят котёнка). Его зовут Пушок. (Он очень пушистый и мягкий).
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам посмотреть на кошку и котёнка. Чем они отличаются?
Дети. Кошка большая, котёнок маленький.
Воспитатель. Как вы думаете, как будет мяукать котёнок? Покажите.
Дети. Мяу! Мяу! (Звукоподражание произносится на высоких тонах. Хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель. А кошка как будет мяукать?
Дети. Мяу! Мяу! (Звукоподражание произносится низким голосом. Хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель. Ребята. Котята очень любят играть. А вы любите играть? Давайте поиграем в игру «Кошка с котятами». (Воспитатель – «кошка», а дети – «котята». Воспитатель предлагает представить, что они маленькие котята. Когда мама-кошка засыпает, котята разбегаются, бегают легко на носочках по группе, мяукают. Мама просыпается, не находит своих котят и кричит: «Мяу! Мяу! Да вот я ваша мама! Идите скорее ко мне!» Котята должны подойти к маме, произнеся «Мяу! Мяу!». Мама-кошка гладит каждого «котёнка» и говорит ему ласковые слова. Игра проводится под музыку.)
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, кошке и котёнку понравилось у нас в гостях, но им пора уходить. Давайте с ними попрощаемся.
Ребята, о ком мы сегодня говорили? Вам они понравились?
Правда, они очень забавные. Животных нужно беречь, любить и заботиться о них. Они на добро отвечают добром.
Список литературы.
- Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром». М.: Мозаика-Синтез», 2012.
- Кастрыкина В.Н., Попова Г.П. «Организация деятельности детей на прогулке». Волгоград: Учитель, 2013.
- Веретенникова С.А . «Ознакомление дошкольников с природой». Москва: Просвещение, 1993.
Интеллектуальная игра «Счастливый случай», 7-8 класс
36. Пища животных (корм)
37. Наружная часть ствола дерева (кора)
38. Кисть руки со сжатыми пальцами (кулак)
39. Что такое берёста? (кора берёзы)
40. У какой рыбы глаза на одном боку? (у камбалы)
Вопросы 2 команде:
1. Во сколько часов поменялся наряд Золушки? (в 12 ночи)
2. Повар на корабле (кок)
3. Отец отца или матери (дед)
4. Самая длинная река мира (Нил)
5. Самая высокая точка в Африке (Килиманджаро)
6. Какая птица не высиживает яйца? (кукушка)
7. Кто написал сказку колобок? (русская народная)
8. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея)
9. Место, где продают билеты (касса)
10. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе)
11. Орган зрения (глаз)
12. Верхний слой Земли, в котором растут растения (почва)
13. Игра на льду на коньках (хоккей)
14. Крупный остров у берегов Африки (Мадагаскар)
15. Прибор для определения сторон горизонта (компас)
16. Столица России (Москва)
17. Кто впервые совершил кругосветное путешествие? (Магеллан)
18. Что обозначает слово «кенгуру» (не понимаю)
19. Искусственное русло, наполненное водой (канал)
20. Вода в газообразном состоянии (пар)
21. Мучной герой русско-народной сказки (колобок)
22. Военный корабль (крейсер)
23. Материк, лежащий во всех четырёх полушариях (Евразия)
24. Сплетённые в кольцо листья, цветы (венок)
25. Движение воздуха в горизонтальном направлении (ветер)
26. Тупая сторона топора (обух)
27. Третий по площади океан (Индийский)
28. Морской разбойник (пират, корсар)
29. Установленный распорядок (режим)
30. Узкая тонкая доска (рейка)
31. Естественный водный поток значительных размеров (река)
32. Очертание в виде вытянутого круга с формой яйца (овал)
33. Жесткая прямая шерсть некоторых животных (щетина)
34. Наука о явлениях в природе (физика)
35. Остаток недогоревшей свечи (огарок)
36. Место впадения реки (устье)
37. Продукт из мясного фарша, начинённого в оболочку (колбаса)
38. Часть суши, со всех сторон окружённая водой (остров)
39. У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или у свиньи? (одинаковое число)
40. Прилёт каких птиц означает окончание зимы (грачей)
2 гейм «Ты – мне, я – тебе»
Команды обмениваются заранее приготовленными вопросами.
3 гейм «Заморочки из бочки»
Команды по очереди выбирают вопросы, вытягивая бочонки с цифрами, цифры соответствуют номеру вопроса.
Вопросы:
1. За какое время земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (за 24 часа)
2. Какой канал отделяет Северную Америку от Южной? (Панамский канал)
3. Что такое сфинкс? (статуя, изображающая льва с головой человека)
4. Самая большая птица в мире (страус)
5. Как называется источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар? (гейзер)
6. Как называется путь, по которому Земля движется вокруг солнца? (земная орбита)
7. Какой век называют каменным? (всё то время, когда главные орудия труда делали из камня)
8. Назовите имя и фамилию польского учёного, утверждавшего, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца? (Николай Коперник)
9. Как называются все изменения, происходящие в природе? (явления)
10. Как называются обломки комет, астероидов, упавших на Землю? (метеориты)
11. Магма, излившаяся на земную поверхность (лава)
12. Прибор для определения сторон горизонта (компас)
4 гейм «Спешите видеть»
На экране показывают картины известных художников. Нужно назвать картину и автора.
Каждой команде предлагается по 6 картин:
1. И. Левитан. Март
2. В. Васнецов. Алёнушка
3. В. Васнецов. Богатыри
4. Леонардо да Винчи. Мона Лиза
5. В. Перов. Охотники на привале
6. В. Перов. Тройка. (Ученики мастеровые везут воду)
7. И. Репин. Бурлаки на Волге
8. А. Саврасов. Грачи прилетели
9. В. Серов. Девочка с персиками
10. В. Суриков. Боярыня Морозова
11. И. Шишкин. Утро в сосновом лесу
12. Ф. Решетников. Опять двойка
5 гейм «Вопрос – ответ»
Каждому игроку задается вопрос. Если все шесть человек отвечают правильно, команда получает дополнительное очко.
Вопросы 1 команде:
1. Что такое джунгли? (непроходимые заросли из деревьев и кустарников)
2. Кто написал «Песнь о вещем Олеге»? (А. С. Пушкин)
3. Назовите естественный спутник Земли (Луна)
4. Назовите столицу Древнерусского государства (Киев)
5. Из какого дерева делают спички? (из осины)
6. Назовите любимое лакомство аистов (лягушки)
Вопросы 2 команде:
1. Что такое саванны? (тропические степи с высокой травой и отдельными деревьями)
2. Кто написал сказку «Красная шапочка? (Ш. Перро)
3. Без какого газообразного вещества растение не может развиваться? (без углекислого газа)
4. Какое дерево чаще всего используется на дрова? (берёза)
5. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинакова)
6. Какая птица носит название города? (Орёл)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Коррекционное развивающее занятие для детей средних классов. Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Коррекционное развивающее занятие для детей средних классов.
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
- обобщить знания и представления детей об окружающем мире.
- способствовать развитию у детей любознательности;
- создавать условия для развития речи;
- формировать положительное отношение к знаниям, книгам;
- развивать у детей умение работать в команде;
- побуждать к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора;
Ход интеллектуальной игры
– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы провести игру…
– А вы любите играть? А в какие игры вы любите играть?
Ученые-социологи утверждают, что человек — существо играющее. Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сегодня мы с вами проведем интеллектуальную игру…
– Ок. — А, ты, знаешь, Егор, меня пригласили быть ведущей интеллектуальной игры!
– Ег.- Представляешь! Меня тоже!
– Ок. — Да! Значит, мы вместе будем вести интеллектуальную игру! Вот только я знаю спортивные игры, а какие игры называются интеллектуальными?
– Ег.- Спортивные игры тренируют тело, а для тренировки ума существуют интеллектуальные игры. Разгадывая загадки, ребусы, головоломки, мы не только развлекаемся, но и учимся сопоставлять, анализировать, думать. Учимся терпению, настойчивости и мудрости.
Вместе: Итак, начинаем интеллектуальную игру «Счастливый случай». А мы, Оксана и Егор — ведущие этой игры.
– Ок. — У нас есть две команды по 5 участников. Команды представьтесь, пожалуйста!
1 команда:
«Следопыты» — следопыты идут по следу, мы тоже идем по следам фактов в поисках знаний.
2 команда:
«Знание — сила» — мы так назвали команду потому, что стремимся больше узнать и стать сильнее.
-Ег. — Игра состоит из пяти геймов. Жребий решает, какая команда начинает первой. В конце каждого гейма жюри объявляет результат.
-Ок. — Егор, ты сейчас столько непонятных слов наговорил: гейм, жребий, жюри. Ты уверен, что ребята знают значения этих слов?
-Ег. -Ну, давай их спросим! Хотя, я уверен, что они это знают.
Гейм — Часть партии в некоторых спортивных играх (обычно в теннисе), устанавливаемая по количеству очков. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Жребий — Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-л., порядок какой-л. очереди и т.п. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Жюри– нескл., ср. Группа экспертов, определяющая призовые места, присуждающая премии, награды на выставках, конкурсах, состязаниях. Ж. музыкального конкурса. Судейское ж. (на спортивных соревнованиях). Толковый словарь Ожегова.
– Ок. -Уже пора узнать, какая команда начинает игру! У меня в мешочке фишки с цифрами. Капитаны команд подойдите и определите, кто первый начинает игру.
1-й гейм «Дальше… Дальше… Дальше…»
Команды поочередно бросают игровой кубик. На четырех сторонах нанесены единицы, на одной стороне — ноль, еще на одной подкова. Если на верхней грани кубика выпадают единицы, то за правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл, если подкова, — это означает , что команде повезло и она за правильный ответ получает 2 балла. Если выпадает ноль, -переход хода.
На раздумье дается 5 секунд.
- Изобретатель азбуки, состоящей из точек и тире. (Сэмюэл Морзе).
- Страна всех сумчатых. (Австралия).
- Плакса с длинными рукавами. (Пьеро).
- Русская деревянная кукла с товарками внутри. (Матрешка). 5.Заплатка в зубе. (Пломба).
- Сосуд терпения. (Чаша).
- Незаменимый прибор для блуждающих в лесу. (Компас).
- Антоним слову «тьма». («Свет»).
- Где сухого камня не найдешь? (В воде).
- Кто такая «каракула»? (Акула).
- Сборник географических карт и таблиц. (Атлас). 12.Высший спортивный показатель. (Рекорд).
- Недавно полученное известие.(Новость).
- Средство передвижения по льду. (Коньки).
- Его ставят на собрании ребром. (Вопрос).
- Какое топливо добывают в болоте? (Торф).
- Домашний «Дед Мороз». (Холодильник).
- Великий русский баснописец. (Крылов).
- Подземная железная дорога. (Метро).
- Низкорослая лошадка. (Пони).
Ег. — Жюри подводит итоги.
Ок. — Егор, можно я задам тебе вопрос?
Ег. — Конечно, можно!
Ок.- Почему на кубике нарисована подкова? И что там говорилось про счастливый случай?
Ег. — А давай, спросим у ребят! Кто-то из вас может ответить на вопрос Оксаны?
С давних пор считается, что подкова — это символ, приносящий счастье. Это своего рода защитный амулет. Связано это во многом с тем, что ее рождение происходило в кузне в сочетании с огненной силой, разгоряченного металла и разумной силы кузнеца. Под гром тяжелых ударов молота и звон наковальни, под звенящую песню сотворения, когда из чего-то бесформенного рождается что-то ясное и свежее. Ибо «ковать» знаменует «творить».
Всем известно, что подкова — древний и самый известный талисман, приносящий в дом удачу, успех, богатство. Причем это поверье широко распространено в разных странах мира. Почему люди стали приписывать магические свойства такому обыденному предмету? Немного истории… Когда впервые стали подковывать лошадей, точно не известно. Одно достоверно, что уже в древнем Риме хозяева проявляли заботу о лошадях и мулах. Они надевали на ноги животных специальные башмаки, сделанные из дерева или металла. Обувь крепилась к их ногам кожаными ремнями. В древних летописях описано, как император Нерон, собираясь посетить Олимпийские игры, приказал «обуть» несколько тысяч мулов в серебряные пластинки, крепившиеся к их ногам ремнями.
Жюри сообщает результаты 1 гейма.
-Ок. — Интересно, а что означает слово «заморочки»?
-Ег. — Ребята, подскажите Оксане, что означает слово «заморочки»!
- Какая-либо странность, особенность в поведении человека; какое-либо занятие, в которое человек сильно погружен
- Сложная задача, трудность. Например: У каждого свои заморочки.
• Отвали, я заморочился по своей теме.
• Включает в себя такую мозговую заморочку, что с первого раза и не разберешь.
• Надёжного решения этой заморочки я не знаю.
• Есть ли у Вас такие заморочки, которые всегда возникают с новым партнером или партнершей.
• Такими заморочками мой респект не заслужить.
• Когда мы раздражали нашими заморочками друзей.
-Ег. — Оксана, вот ты тоже сейчас похожа на «заморочку». Заморачиваешься по каждому непонятному слову.
Ег. — Давай продолжим игру.
Перед вами 10 бочонков. Тянуть бочонки начинает команда, у которой по итогам 1 гейма меньше баллов. При правильном ответе на вопрос команда получает 3 балла.
- Кого называют морской лисицей? (акула)
- Самая большая и красивая бабочка России, ловля которой запрещена законом (Махаон)
- Книга, в которую заносят редкие исчезающие виды животных (Красная)
- Самое чистое озеро. (Байкал)
- Каракурт — это птица, драгоценный камень или паук? (Паук)
- Сумчатый медведь. (Коала)
- Гигантское вечнозеленое дерево. (Эвкалипт)
- Разлинованные лошадки. (Зебра)
- Верный друг человека. (Собака)
- Корабль пустыни. (Верблюд).
Жюри подводит итоги.
3-й гейм «Темная лошадка»
Каждой команде поочередно задаются вопросы. Необходимо ответить: «верно» или «неверно». За каждый правильный ответ команда получает 4 балла.
- В термометре есть тоненькая трубочка, в которой находится жидкий металл -ртуть. От жары ртуть, как всякий металл расширяется, и столбик термометра ползет вверх — выше нуля, а от холода ртуть сжимается, и столбик термометра ползет вниз, показывая температуру ниже нуля. (Верно).
- Самое первое и вечное зеркало — это обыкновенная водная гладь, которая появилась задолго до первого человека. (Верно).
- В старину пуговицы нужны были для застежки. (Неверно. В старину пуговицы являлись украшением и свидетельствовали о знатности и достатке человека).
- У акулы зубы меняются каждые 8 дней. (Верно. У акул происходит быстрое изнашивание зубов, т.к. они разрывают пишу на мелкие кусочки, чтобы их удобнее было глотать.)
- Голодные орлята пожирают своих родителей. (Неверно. Силы не равны. А вот старшие могут это сделать).
- Кобра способна танцевать под звуки дудочки факира. (Неверно. На самом деле змея не слышит музыку. Когда снимают крышку, кобра приподнимается -это знак готовности к защите. Затем следует за движением дудочки, готовясь к атаке).
-Ок. — Жюри подводит итоги. Сообщение результатов.
4-й гейм «Гонга за лидером»
Ок. -Егор, хоть ты меня и назвал «заморочкой», я все равно спрошу. Кто такой лидер?
Ег. — Ну, я думаю, ребята ответят тебе на этот вопрос.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди):
• Лидер — лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
-Ег. — Командам задается по 20 вопросов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Если в течение 5 секунд после вопроса команда не отвечает, зачитывается ответ и задается следующий вопрос. Игра начинается с команды, у которой меньше баллов.
Вопросы для 1-й команды:
- Оно в сказке было не простое, а золотое. (Яйцо).
- Кто наведывался к шведской семье Свантесон с крыши — в окно? (Карлсон).
- Одежда для книжки. (Обложка).
- Что общего у винтовки и дерева. (Ствол).
- Незаменимая вещь, фиксирующая страницу.(Закладка).
- Место в пустыне, где есть растительность и вода.(Оазис).
- Назовите государство с самой большой численностью населения. (Китай).
- Что идет не двигаясь с места? (Время).
- У какого слона нет хобота? (У шахматного).
- В какое время происходили события, когда «делать было нечего»? (Вечером).
- Столетие. (Век).
- Площадка для бокса.(Ринг).
- Наука о животных. (Зоология).
- Смерть свою он хранил на конце иглы. (Кощей).
- Куда впадает Волга? (В Каспийское море).
- Где находится Поле чудес? (В Стране дураков).
- Птица на гербе России. (Орел).
- Какое государство можно носить на голове? (Панама).
- Равносторонний прямоугольник. (Квадрат).
- Дом собаки. (Конура. Будка).
Вопросы для 2-й команды:
- В какой стране жил папа Карло? (В Италии).
- Он хоть ничего и не знал, а стал героем книги Николая Носова.(Незнайка).
- На каком континенте больше всего государств? (В Африке).
- Какое море самое соленое? (Мертвое).
- Что делает еж зимой? (Спит).
- Сколько дней в високосном году? (366).
- Автор стихов «Няне», «Узник». (Пушкин).
- Самая быстроногая птица. (Страус).
- Популярный вид спорта в Бразилии. (Футбол).
- Где были проведены 22 Олимпийские зимние игры? (В Сочи).
- Ночью указывает путь кораблям.(Маяк).
- Знак почтовой оплаты. (Марка).
- Жилище папы Карло. (Каморка).
- Дом для автомобиля. (Гараж).
- Эмблема государства. (Герб).
- Бытовой предмет, не дающий спать по утрам. (Будильник).
- День веселья, радости, торжества. (Праздник).
- Сколько крыльев у блохи? (Их нет).
- Кого ловил Дуремар на болоте? (Пиявок).
- Назовите самый большой океан. (Тихий).
Жюри подводит итоги.
5-й гейм «Конкурс капитанов»
-Ег. -У меня два конверта: в одном — 5 вопросов на тему «Космос», а в другом — 5 вопросов на тему «Животный мир». Право выбора конверта у капитана, чья команда имеет меньше баллов. При правильном ответе на вопрос капитан получает 1 балл.
-Ок. — Егор, а тебе какая тема больше нравится?
-Ег. -»Космос». А тебе?
– Ок. -А мне ближе «Животный мир»!
-Ег. -Давай посмотрим, что достанется 1 команде.
Вопросы для капитана. Тема «Космос».
- Самая большая планета нашей Солнечной системы. (Юпитер).
- Кто из людей первым испытал чувство невесомости? (Юрий Гагарин).
- Какая планета лучше всего видна на небе? (Венера).
- Имя первой женщины-космонавтки. (Валентина Терешкова).
- Как называлась ракета, на которой летал Ю. Гагарин? ( Ракета-носитель ВОСТОК-1)
Вопросы для капитана. Тема «Животный мир»
- У какого млекопитающего самое жирное молоко? (У самки голубого кита).
- Какие птицы умеют летать задом наперед? (Колибри).
- Кто является самым опасным врагом акул? (Дельфин)
- Какая певчая птица достает себе пищу, ныряя в воду под лёд? (оляпка)
- Кто спит головой вниз? (летучие мыши)
-Ег.- Вопрсы все заданы. Жюри подводит итоги.
-Ок. — Егор, а теперь ты ответь на вопрос по теме «Космос»: Кроме Валентины Терешковой были ещё женщины-космонавты?
Ег. — (Конечно были: Светлана Савицкая, Елена Кондакова)
55 женщин-космонавтов и астронавтов участвовали в космических полётах.
Ок.- Молодец! Ответ верный.
-Ег. -Тогда и тебе, Оксана, вопрос по теме «Животный мир»
– Кто тяжелее: самая большая акула или слон? (китовая акула весит 30 тонн, слон 6 тонн)
-Ок.- Я думаю, нет я уверена, что акула!
-Ег. -Ты тоже молодец! Ответ верный. А теперь давай посмотрим какие молодцы наши команды!
Жюри. Подведение итогов.
– Итак, игра закончилась. Определены победители. А теперь хотелось бы услышать ваше мнение, отзывы об игре.